(0)

Забудьте о наилучших и двигайтесь вперед или почему IQ – не главное

Успех одного – это успех многих. И это действительно так, ведь вместе осуществлять и воплощать невероятные планы и замыслы гораздо проще и эффективнее, чем в одиночку. Не один пример из деятельности человечества показал, что успех команды зависит не от ее лидера, а от состава этой команды.

В своем выступлении на TED Маргарет Хеффернан (Margaret Heffernan) довела эту мысль на примере новейших исследований: Уильям Мюр, профессор генетики университета Пердью в штате Индиана США, изучал понятие «производительность стаи». Опыт свой он провел на примере кур. Ведь их производительность измерить довольно легко - с помощью сбора и подсчета яиц. Его целью было узнать, как сделать так, чтобы куры стали более продуктивными. Поэтому он придумал замечательный эксперимент. Куры вообще живут определенными группами. Прежде всего Уильям Мюр собрал группу кур, в состав которой вошли птицы средней производительности. Затем он создал стаю из наиболее продуктивных кур, так сказать «супер-стаю». И из каждого выводка он выбрал самую продуктивную курицу для размножения.

Куриный эксперемент Мюра

После этого он получил шесть выводков. Что же обнаружил профессор? С первой группой - средней производительности - было все в порядке. Все куры были здоровы и полностью оперенные, а производительность их значительно возросла. Со второй группой произошли непоправимые метаморфозы - в ней осталось только три курицы, так как все остальные были заклеваны ними на смерть. Индивидуально эти три курицы достигли успеха, но лишь за счет того, что уничтожили своих «коллег».

Уверенна, что многие из вас, прочитав этот пример, узнают в нем себя и свое окружение.

В общем бытует мнение, что путем достижения успеха является бесконечная борьба на протяжении всей жизни. Нас с детства учат, что успеха нужно добиваться, что нужно во всем быть лидером, все решения должны быть взвешенными и правильными, что все должно идти точно так «как пишет книжка» - на отлично учиться в школе, поступить в престижный вуз, получить хорошую работу и идти по карьерной лестнице до заветных вершин. Все это благодаря правильной постановке приоритетов, выборе правильного жизненного пути и никак иначе. Но это не всегда так. Во многих случаях именно такие правильные действия приводят к разрухе и невыполнимости всех своих грандиозных планов. Однако сегодня модель «супер-стаи» является довольно распространенной. Руководство многих компаний выбирают в ряды своих работников именно успешных выпускников вузов, людей, которые уже имеют успехи в своей профессиональной деятельности. Ведь общепринято считать, что именно эти люди принесут компании еще больших достижений и обогащения. Но все происходит с точностью до наоборот - компания терпит убытки, в коллективе царит агрессия и недобросовестная конкуренция.

Еще одним из примеров, когда «супер-стая» не оправдывает себя, есть распространена игра - футбол. В мире не много клубов-чемпионов, в которых часто играют звезды из других стран. В этих клубах они непревзойденные, ими восхищаются все, их игра мотивирует молодежь к достижению таких же вершин, их имена становятся легендами. Однако есть чемпионаты, когда играют сборные команды тех или иных стран. Клубные звезды едут домой и уже выступают за свою страну. Часто такие сборные, в команде которых играют почти все звезды мирового футбола, имеют крайне плачевные результаты. Ответ тот же - все игроки считают себя супер-игроками, вряд ли они прислушиваются друг к другу. И в результате выигрывают команды, которые не имеют супер-игроков, но игра их тактическая и слаженная.

IQ или ЕQ?

Итак, благодаря чему одни группы более успешнее и продуктивнее других? Этот вопрос исследовала группа ученых из Массачусетского технологического института. Они пригласили волонтеров, поделили их на группы и предложили выполнить достаточно сложные задачи. И действительно, некоторые группы выполнили задание лучше. Когда были сделаны выводы, то оказалось, что задачу успешно выполнили не те группы, которые имели общий высокий уровень IQ, а именно те, которые имели высокий социальный уровень чувствительности - ЕQ. Сейчас есть много интересных тестов, которые позволяют определить уровень ЕQ, например «Reading the Mind in the Eyes», Тест EQ Саймона Барон-Когана.

IQ или ЕQ?

Почему же группы с высокой социальной чувствительностью достигли высоких результатов, а не группы со сверх развитыми умственными способностями. Кажется, ответ здесь очевиден - люди, которые умеют прислушиваться друг к другу, которые уважают друг друга и ценят все мнения вокруг себя, даже если не согласны, могут успешно воплощать новые проекты в жизнь, постоянно развивая их и дополняя новыми идеями. А люди, которые имеют полную уверенность в том, что только они мыслят правильно, что мнение других, по сравнению с их, ничего не стоит, что только они могут выполнить эту задачу, в результате стоят на месте и движутся по принципу шаг вперед и два шага назад. Такие люди никогда не смогут работать в команде, особенно, если в этой команде все равноценны по уровню IQ. Ведь для выполнения любой из задач важен не только умственный уровень команды, но и умение сотрудничать, признавать себя правым или неправым, прислушиваться и действовать согласованно.

В командах, где люди работают в гармонии и понимании, идеи возникают одна за одной, их хочется воплощать и ни в коем случае не хочется стоять на месте.

Взаимопомощь как двигатель командного успеха

К сожалению наш ритм жизни побуждает нас к эгоизму. И как бы прискорбно это ни прозвучало, мы разучились помогать друг другу, поддерживать друг друга. Каждый «зависает» в своей броне и никого туда не впускает, но и сам из нее не выходит. Но именно взаимопомощь является стержнем успеха. И не только на работе, а и в целом по жизни. Что такое взаимопомощь на работе? Это не только выполнение совместных заданий, которые поставил руководитель. Это нечто большее. Ведь на работе мы проводим львиную долю нашей жизни. И никто нас там не знает. Мы здороваемся, обсуждаем рабочие моменты, можем даже пообедать с разговорами о работе. На этом все. Остальные тревоги и переживания живут лишь в нас самих, и мы не способны уже ними делится, так как все уверенны, что никого вокруг они не интересуют точно так же, как и нас самих мало волнуют проблемы окружающих. То о какой взаимной помощи может идти речь в таком случае?

Командный успех

А ответ есть, и он достаточно очевиден. Люди должны общаться. Руководство помимо заданий, инструкций, регламентов и распоряжений должно заниматься таким себе Team Building – создавать команду. Конечно это не может произойти внезапно. Вот директор прочитал статью и решил, чтобы все в компании стали друзьями. Конечно такого не будет. Но именно руководитель должен осознать, что успех его компании будет зависеть от того, в каком состоянии находятся его подчиненные, как они могут взаимо заменять друг друга, какой уровень сотрудничества между ними и также, какой в компании уровень доверия друг к другу. Для того, чтобы создать команду следует организовывать совместные тренинги, мастер-классы, совместные поездки или даже совместные обеды, когда тема работы будет закрыта для всех. Если каждый работник будет чувствовать себя уверенно и непринужденно, более того, будет знать, что его коллеги действительно его команда, то и работа будет идти быстрее и приносить удовольствие гораздо больше, чем когда ты за весь день просто поздороваешься с соседом по кабинету.

Например, в Швеции есть такое понятие как Fika - традиция пить кофе не за работой, а делать совместные перерывы, чтобы пообщаться между собой. Это способствует близкому знакомству и скорейшей адаптации новых сотрудников в компании.

Есть разные случаи, когда руководство компании организовывает определенные совместные мероприятия, не связанные с работой, чтобы работники имели возможность выполнять что-то вместе и тем самым сближаться не как коллеги, а как люди. Ведь если мыслить лишь «рабочими» категориям, не иметь никакой поддержки вне дома, то в результате работоспособность снижается. И стоит помнить, что людей мотивируют не только деньги и достижения в карьере, но и социальная поддержка, возможность поделиться своими проблемами и радостями. Компании не имеют идей. Идеи производят люди и именно поэтому любая компания должна быть нацелена на то, чтобы ее сотрудники чувствовали себя комфортно, с радостью шли на работу и хотели вместе со всеми достигать и превосходить все возможности.

Социальный капитал

В общем все это можно назвать социальным капиталом компании. Что же такое социальный капитал? Это прежде всего отношения между людьми, которые построены на взаимной поддержке и доверии. Именно хороший социальный капитал способствует развитию компаний.

Социальный капитал

Однако мы уже заметили, что для этого также необходимо и время, и опыт собственно руководства той или иной компании. Нужно прилагать усилия к тому, чтобы социальный капитал в компании рос, а это будет способствовать росту и денежного капитала и статуса компании в целом.

Нужен ли нам лидер?

Еще одним аспектом успеха является лидерство. Кто такой лидер? Это именно тот человек, который ведет за собой большинство. Но любой лидер «выгорает». Перенасыщается собственным лидерством, перестает чувствовать грань между собственными возможностями и потребностями тех, кого он повел за собой. Уровень эгоистического восприятия у таких людей зашкаливает. Однако сейчас в ведущих компаниях мира вы не увидите одного полного лидера - там всегда работает команда. И здесь срабатывает принцип «одна голова хорошо, а две - лучше». Почему? Очень просто - креативность и идейность всегда лучше развивается в коллективе, особенно если люди любят свою работу и стремятся к успеху для всей команды и в целом для компании, когда нет стремления выбраться впереди всех, чтобы только меня одного оценили, а наоборот, работа построена так, чтобы каждый мог присоединиться и внести вклад в тот или иной проект. Коллективный труд гораздо продуктивнее, ведь больше идей, умственных способностей, стремлений, желаний. Все это вместе превращается в исполнение сверхзадач. Поэтому следует пересмотреть взгляд на лидерство в компаниях. Лидерство стоит воспринимать как деятельность, что создает условия, при которых каждый может выразить самые смелые мысли и воплотить самые невероятные идеи.

Лидер в коллективе

Успех компании должен зависеть от всех работников. Каждый, кто работает в компании, должен быть ценным и важным для своего руководства, мнение каждого должно быть услышано, особенно это касается компаний, которые работают для широкой общественности. Однако руководитель не должен просто делегировать полномочия и наблюдать как выполняются поставленные задачи. Он должен создать надлежащие условия, обеспечить работников всем необходимым, чтобы выполнить ту или иную задачу, а затем достойно оценить их труд.

Многое со временем меняется. И, возможно, несколько десятилетий назад была потребность в том, чтобы всем руководили супер-звезды. Но в настоящее время нам нужен каждый, ведь только осознав значение каждого человека, мы сможем двигаться вперед. Ведь каждый человек - это энергия, неповторимая идея, индивидуальная воображение. Каждый из нас способен быть стимулом к новому и лучшему. А воплотить все это в жизнь мы можем только вместе.

Расскажи друзьям
Все материалы сайта защищены авторским правом. Копирование и видоизменение материалов сайта возможно только после письменного согласия администрации сайта.

Контакты

[email protected]

Оставьте нам сообщение

.