Типы развития детей или почему дети развиваются по-разному
От родителей близнецов можно часто услышать, что их дети при одинаковом воспитании и количестве уделенного внимания по-разному усваивают знания, умения и навыки.
Одни дети развиваются постепенно и равномерно, другие рывками, третьи по-спринтерски быстро. Однако, самое важное, что все дети к 18 годам приходят примерно к одному уровню развития. Так что, в любом случае беспокоиться по поводу того, что ваш ребенок отстает в развитии, если он здоров ни в коем случае нельзя.
Дети с равномерным развитием, как правило, не доставляют хлопот родителям. Они нормально успевают в школе, дополнительные занятия тоже сразу дают результат. Обычно, родители таких детей просто отслеживают успехи детей, особо не нервничая за их будущее.
Некоторые дети развиваются рывками. Родители таких детей, обычно, думают, что с их детьми что-то не так. На самом деле, родителям просто нужно набраться терпения и в свое время они будут приятно удивлены результатом. Мозг таких детей устроен таким образом, что накапливает знания определенный период времени, и только когда теоретическое знание достаточно накопилось и созрело для того, чтобы перейти в практическое, ребенок показывает уже готовый результат. То есть в один момент ребенок покажет необходимый уровень знаний на уровне не хуже своих сверстников.
Многим преподавателям и родителям трудно принять такой тип развития. Долгое время им кажется, что их усилия не приносят должных результатов. Ребенок, как будто, отталкивает те знания, которые ему пытаются дать. Из-за этого часто и учителя, и родители теряют веру в ребенка, не проявляя должной настойчивости и терпения. Это главная причина того, что такие дети в конце концов действительно не достигают того уровня развития, которого от него ожидают и теряют веру в себя, считая себя неудачниками.
Дети с таким типом развития нуждаются в особом подходе и особом терпении. Возможно, нужно особо внимательно определить тип темперамента и тип восприятия (зрительный, слуховой) ребенка и адаптировать подачу знаний такому ребенку в соответствии с этим.
Главное в чем нуждаются такие дети, так это в вере, что с ними все нормально, в поощрении, в терпении и настойчивости родителей. Будьте уверены, ваш ребенок обязательно достигнет определенных ему Богом высот.
Третий тип детей имеет очень быструю способность к обучению, однако, среди таких детей, как раз, наблюдается самый большой процент детей с низкой успеваемостью в школе. Проблема в том, что таким детям необходимо постоянно поднимать планку, иначе они вовсе теряют интерес к учебе. Также, таким детям необходимо развивать те сферы ума и деятельности, которые им даются сложнее.
Необходимо отметить, что типы развития могут касаться самых различных сфер деятельности ребенка. Например, дети могут иметь очень высокую скорость обучения академическим предметам, и одновременно развивать свои физические способности рывками. Я много раз слышала на родительских собраниях как детей хвалят за отличное поведение в целом, но делают замечание по поводу невыносимого поведения на определенных предметах, которые им просто даются сложно. Быть сильнее в одной сфере и слабее в другой – абсолютно нормально. Выдающегося певца никто не спрашивает, как он успевал в школе по математике, а художник по литературе. Например, пишут, что Бетховен безграмотно писал, и практически не умел делить и умножать, как, впрочем, и Александр Дюма-отец. Сергей Королев, создатель советской ракетно-космической техники, учился в школе на одни тройки и не показывал выдающихся успехов ни в физике, ни в математике. Матери Томаса Эдисона пришлось забрать сына из школы и обучать дома, поскольку его фактически выгнали за неуспеваемость. Двух нобелевских лауреатов Альберта Эйнштейна и Уинстона Черчилля в наше время, скорее всего, определили бы в школу для трудных детей.
Возможно, также, что причина неуспеваемости ребенка по определенным предметам состоит в том, что у него нет правильного стимула к работе, или его просто пока не смогли заинтересовать в предмете, или, возможно, для себя он решил, что ему этот предмет не дается или вообще не нужен в жизни.
Поэтому, будьте внимательны к своему ребенку, старайтесь максимально точно определить тонкости характера, темперамента и интеллекта вашего ребенка и в соответствии с этим выстраивать систему обучения и воспитания. Верьте – ваш ребенок самый лучший и заслуживает вашего безусловного внимания и терпения. К тому же, успеваемость в школе вовсе не гарантирует успеваемости в жизни.