(0)

Как правильно хвалить и критиковать ребенка + инфографика. Часть 2- практическая

Как найти баланс в оценке действий ребенка, чтобы наша похвала принесла ему максимальную пользу? Для этого каждый раз необходимо задавать себе вопрос: «Как мои слова помогут ребенку утвердить его собственную оценку и достижения и не станет ли он после моих слов зависим от моего одобрения?»

Как найти баланс в оценке действий ребенка, чтобы наша похвала принесла ему максимальную пользу?  Для этого каждый раз необходимо задавать себе вопрос: «Как мои слова помогут ребенку утвердить его собственную оценку и достижения и не станет ли он после моих слов зависим от моего одобрения?»

Давайте немного поупражняемся:

Вместо слов

Ошибка

Скажите следующее

Молодец, ты сделал все домашнее задание!

Мало объективной информации

Ты постарался все свое задание сделать до фильма. Теперь у тебя есть свободное время.

Ты такой аккуратный!

Оценка ребенку, а не действию

Твоя комната выглядит совсем как у знаменитых блоггеров, когда убрана.

Ты такая внимательная!

Оценка ребенку, а не действию

Спасибо за заботу, ты знала, что я буду волноваться и предупредила меня смс. Это по-взрослому.

Ты такая щедрая!

Оценка ребенку, а не действию

Мне так приятно, что ты никогда не жалеешь собственных сбережений на подарки родным.

Какая красивая у тебя картинка! Ты настоящий художник!

Мало объективной информации. Завышенные ожидания

Ты так постарался, дерево на картинке вышло как настоящее, а собака словно живая.

Ты поешь как настоящая звезда!

Завышенные ожидания

Да, чувствуется, что ты хорошо поработала над этой песней.

Ты такой честный!

Оценка ребенку, а не действию, нет описания поступка.

Ты знал, что я буду сердиться, но честно сам сознался. Это достойно уважения.

Ты лучше всех выступил! Молодец!

Сравнение с другими детьми, нет описания действия

Твое достижение – результат твоей работы. Теперь ты знаешь, что можешь это сделать!

 

А как же похвалить, когда хочется критиковать? Давайте просто разберем несколько примеров:

Вместо слов

Ошибка

Скажите следующее

Почему ты не убрал в комнате? Ты такой неряха!

На самом деле вам не нужны объяснения и вы даете оценку в оскорбительной форме

Твоя комната выглядит совсем по-другому, когда ты убираешь. Я завтра буду убирать в квартире, убери, пожалуйста, и ты свою комнату.

Почему ты так плохо написал контрольную? Ты безнадежный двоечник!

Ребенку трудно проанализировать почему, особенно когда ему вешают оскорбительные ярлыки.

Давай посмотрим твою контрольную, может нужно разобраться и в следующий раз написать лучше.

Почему ты не позвонил, что задержишься, я с ума чуть не сошла от волнения!

Упрек и манипулирование

Я очень волнуюсь, когда ты задерживаешься, пожалуйста, предупреждай.

Почему у  тебя замечание за плохое поведение? Неделю будешь без компьютера!

Вы хотите разобраться в проблеме и сразу наказываете

Что случилось, что тебе поставили замечание за поведение. Спокойно разобраться в ситуации.

Ты опять забыл ключи! Почему ты меня все время отрываешь от работы?

Упрек

Приклеить напоминание о ключе на входной двери с предупреждением, что не можете уходить с работы, чтобы впустить ребенка в дом. Положите ключ в потайном месте. Дайте дубликат соседке.

Ты не сделал домашнее задание и поэтому получил двойку. Чего ты жалуешься, неделю не будешь гулять!

Ребенок сам понимает почему получил плохую оценку. Попытайтесь глубже узнать причину невыполнения работы. Возможно ребенок не понимает материал или его волнуют «более важные проблемы». Наказание без разбирательства делает вас несправедливыми в его глазах

Наверное у тебя есть уважительная причина, почему ты не выполнил домашнее задание….

Ты что, сам не можешь сделать?

Вы высказываете сомнение в его умственных способностях и подавляете его мотивацию к действию

Давай подумаем, как ты можешь это сделать сам. Думаю, у тебя получится.

Что за глупый вопрос?

Вы высказываете сомнение в его умственных способностях и лишаете ребенка стремления мыслить

Можешь объяснить, почему ты так думаешь?

Замолчи! Ты мне мешаешь!

Это грубо. После нескольких таких ответов ребенок либо будет шуметь назло либо вообще перестанет к вам обращаться.

Извини, я сейчас закончу и мы поговорим.

       

 

1.      Управляйте поведением ребенка с помощью похвалы или никаких замечаний!

Похвалой и поощрением хорошего поведения можно добиться гораздо большего, чем криками и наказанием. Ребенок больше всего нуждается в вашем внимании. Если вы наказываете ребенка любым способом, то таким образом вы даете свое внимание плохому поведению. Со временем ребенок довольствуется хотя бы таким вниманием. Так почему бы не сделать наоборот: акцентировать свое внимание только на хорошем поведении и максимально игнорировать плохое. Поверьте и попробуйте, при таком подходе ребенок будет всячески стараться вам угодить, ведь именно такое поведение вы поощряете и акцентируете на нем ваше драгоценное для ребенка внимание.

Практически это может выглядеть так. Прежде всего сами настройтесь на позитивный лад. Дайте себе установку, что ребенок не виноват, а виновато ваше отношение к нему. Как только вы поменяете свое негативное к нему отношение, поменяется ваше поведение, а вслед за этим и поведение ребенка.

Сдерживайтесь от ваших негативных замечаний, а подмечайте только правильные и позитивные действия ребенка. Сначала родителям, привыкшим «одергивать» детей это дается очень трудно. Давайте немного потренируемся заменять негатив на позитив:

Негативные высказывания

Позитивные высказывания

Ты опять не убрал в комнате!

В этом углу у тебя порядок, будет хорошо, если ты уберешь и во всей комнате

Не гоняй по квартире!

Иногда ты ходишь по квартире, как взрослый

Не тяни на себя скатерть!

Спасибо, что поправил скатерть. Так достаточно.

Ты опять все делаешь неправильно!

Давай посмотрим как это можно сделать по-другому

Не кричи!

Давай говорить потише, я тебя слушаю

Ты опять меня не слушаешь!

Давай поговорим спокойно, и ты послушаешь меня внимательно

Не говори глупости!

Давай ты еще раз подумаешь над этим

Ты куда ты пошел?! Туда нельзя!

Подожди, пожалуйста. Я прошу тебя больше туда не ходить. Там не безопасно.

Что ты опять одел?!

В белой рубашке ты выглядишь гораздо лучше.

Ты опять ничего не съел!

Давай вместе поедим

Осторожно! Ты сломаешь!

Промолчите или если очень хочется что-то сказать, спокойно скажите: «Это очень дорогая вещь»

Отстань! Не ной!

Я тебя понимаю, давай поговорим об этом позже, когда ты успокоишься.

 

2.      Не забывайте похвалить ребенка после того, как он правильно что-то сделает, чтобы закрепить позитивное поведение:

Ты так хорошо убрал,как правильно хвалить и критиковать

Ты так хорошо вел себя за столом,

Умница, ты сам справился!

Ты уже умеешь говорить спокойно, как взрослый,

У тебя хороший вкус, ты знаешь, что и куда одеть,

Ты все сделал просто отлично и т.д.

 3.      Используйте слово «давай»

Обратите внимание, что в большинстве позитивных фраз присутствует слово «давай». Оно как бы приглашает ребенка с сотрудничеству, снижает градус эмоций и располагает к разговору. Поэтому, с этим словом легче всего переводить негативные мысли в позитивные фразы.

4.      Игнорируйте негативное поведение

Старайтесь игнорировать неправильное поведение ребенка, то есть не удостаивайте его своим вниманием словами. Ограничьтесь значительным взглядом. Остальное просто предоставьте естественным последствиям. Вы же установили правило и последствия его невыполнения. Если вам приходится исполнить эти последствия, сделайте это с выражением сожаления и без лишних слов нотации. Ребенок все и так понимает. Многие подростки говорят своим родителям: «Лучше ударь меня, но не читай нотаций!». Этим все сказано.

Каждый раз, собираясь что-нибудь сказать или сделать, мы должны помнить, что между поведением ребенка и ожиданиями родителей есть прямая взаимосвязь. Дети очень чутко реагируют на наши действия, наши слова и особенно на тон нашей речи. Думайте о вашем ребенке только хорошо, доверяйте ему, и он ответит вам только хорошим поведением. Помимо этого, благодаря такому отношению, вы формируете в ребенке высокую самооценку и уверенность в собственных силах, а это и есть основа будущего успеха в жизни.

Отрывок из книги А. Суховой "Воспитание самодостаточного ребенка"

Читайте также первую часть этой статьи "Как правильно хвалить и критиковать ребенка" Часть 1

Скачайте бесплатно ифографику к этой  статье в формате А4 pdf тут

Скачайте бесплатно ифографику к этой  статье в формате А3 pdf тут

Сохранить

Расскажи друзьям
Все материалы сайта защищены авторским правом. Копирование и видоизменение материалов сайта возможно только после письменного согласия администрации сайта.

Контакты

admin@keep-sane.ru

Оставьте нам сообщение