Методы психологии.
ЛЕКЦИЯ
Метод – (от греческогоmethodos) – путь исследования или познания – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методы, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты, очень важны для любой науки. В любом научном исследовании осуществляется опыт, и тот, кто изучает, — субъект познания; а то, что он изучает – объект познания.
В психологии существует 2 основных метода:
наблюдение и эксперимент
Наблюдение – основной эмпирический (опытный) метод психологического исследования,
состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений для изучения их и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.
Н., его точность зависит от знаний в исследуемой области и поставленной задачи. Н. характеризуется субъективностью, может создаватьустановку– готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвидении им определенного объекта (или ситуации). Отказ от преждевременных выводов, многократность Н., контроль со стороны других методов исследования позволяет обеспечить объективность метода Н.
Н. становится методом психического изучения лишь тогда, когда оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляет переход к объяснению психической природы этих явлений.
Суть научного Н.– в научном объяснении причин зарегистрированных фактов;
Регистрацией фактов, их описанием занимаются
Варианты наблюдения:
Внешнее — сбор данных о другом человеке, его поведении путем наблюдения за ним со стороны;
Внутреннее – самонаблюдение, Н. за собой, за своими ощущениями;
Свободное наблюдение – не имеет заранее определенной программы и может менять свой объект в зависимости от желания исследователя;
Стандартизированное– ведется по строго определенной продуманной программе;
Включенное– исследователь сам входит в группу, которую изучает, как свой человек, испытуемые к нему привыкают и ведут себя естественно.
Основным инструментом получения психологических фактов и объективного научного познания является экспериментальный метод.
Эксперимент (от лат. experimentum) – проба, опыт– один из основных методов научного познания вообще. Отличается от Н. активным вмешательством со стороны исследователя. Э. позволяет проверять гипотезы (предположения) о причинно-следственных связях и отношениях, не ограничивается констатацией фактов.
Иными словами, путь исследования, при котором исследователь сам вызывает явление, которое будет изучаться, уже не наблюдение, а эксперимент.
Различают 2 вида Э.:
лабораторный
естественный
Лабораторный Э.проводится в специальных лабораторных условиях с помощью психологической аппаратуры. Испытуемому читается инструкция, он знает, что над ним экспериментируют, а это вызывает определенное напряжение, волнение. С помощью лабораторных Э. исследуются свойства внимания, памяти, мышления…
Естественный Э. проводится в естественных жизненных условиях, чаще во время обычной трудовой деятельности, у детей – во время игры, на обычном уроке. Т.Е. испытуемые не знают, что над ними экспериментируют, это снимает напряжение.
Дополнительные методы психологии: опрос, тесты.
Опрос – социально-психологический метод для изучения отдельных качеств и проявлений личности.
Цель– получить информацию об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых, т.е. самоотчет.
Существует 2 вида опроса:
анкета (письменный опрос, заочный) – состоит из набора предложений. Вопросы формулируются так, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал о самочувствии, о формах поведения в конкретных ситуациях. Письменный опрос позволяет получить информацию очень обширную – от особенностей физиологического и психического состояния до моральных и общественных взглядов человека. Это массивное исследование, т.к. нет взаимодействия, предполагает анонимность, поэтому ответы более искренни, обдуманы. Важно избегать вопросов в «лоб», т.е. содержание раскрывать постепенно, избегать негативизма со стороны анкетируемого.
Интервью– взаимодействие интервьюера и респондента. Это устный опрос, который проводится «лицом к лицу», здесь также важно избегать негативизма со стороны респондента. Задействованы все способы воздействия людей друг на друга, законы восприятия. Это самый трудный метод.
Тест (от английского опыт, проба)– метод психологической диагностики, который использует стандартизированные вопросы и задания.
Тест – кратковременное задание. При помощи тестов выявляют наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, определяю степень пригодности к той или иной профессии.
Процесс тестирования состоит из 3 этапов:
выбор теста (определяется целью теста и степенью достоверности и надежности)
проведение теста (определяется инструкцией к тесту)
интерпретация результатов
Виды тестов:
Тест-опросник – система заранее отобранных и продуманных вопросов
Тест-задание – предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает.
Проективный тест – для изучения психологических и поведенческих особенностей человека, которые им слабо осознаются или вызывают к себе с его стороны отрицательное отношение. В основе лежит механизм проекции, т.е. отрицательные характеристики человек приписывает не себе, а другим, «проецирует».
Лекция
Лекция 2. Методы психологии. Деловая психология
Лекция 2. Методы психологии
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Метод – это способ, путь изучения объективной действительности, познания истины. В переводе с греческого «methodos» означает «путь». По справедливому замечанию И. П. Павлова: «…метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных» [231, с. 26].
В зависимости от того, кто и с какими целями пользуется методами психологии, целесообразно различать методы собственно научного исследования и методы, непосредственно применяемые в практике. Методы могут быть более общими и более частными. Во всех случаях методы психологии, как и методы других наук, явно или скрыто отражают те общие философские позиции, с которых проводится исследование.
Изучение психических явлений возможно только на основе единственно научного диалектико-материалистического метода познания, опирающегося на объективные законы, существующие независимо от сознания и воли людей.
Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.
Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.
Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии – единство личности и деятельности.
Поскольку сознание человека есть историческая категория, а личность является продуктом того общества, в котором она формировалась, методы психологического исследования должны быть нацелены и на выявление социальных влияний на психику человека. Нельзя, например, понять свойства личности работника, не сопоставив их с социальными условиями формирования. В этом проявляется второй основной принцип психологии – социальная обусловленность психики человека.
Методы психологии направлены на изучение психических явлений в развитии и изменении. При этом изучаются развитие и изменение психики в истории животного мира, в истории человечества, при возрастных особенностях, под влиянием упражнения, обучения и воспитания, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды, вследствие заболеваний.
Каждый из этих аспектов изучения психики опирается на свои частные методы. Крайне важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. Поэтому далеко не все методы, применяемые в научно-психологических исследованиях, требуются для практической работы руководителя. Однако, чтобы грамотно использовать необходимые ему психологические методы, руководитель должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии.
Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. На их различия указывал И. П. Павлов еще в 1899 г.: «… наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет» [229, с. 274:].
Основным и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.
Наблюдение – это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
На основе наблюдения делаются выводы о тех или иных психических процессах. Различают два вида наблюдения – сплошное и выборочное. Сплошным называют наблюдение, когда фиксируются все особенности и проявления психической деятельности человека в течение какого-то определенного периода. В отличие от этого при выборочном наблюдении обращается внимание только на те факты в поведении человека, которые имеют прямое или косвенное отношение к изучаемому вопросу.
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
1. Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
2. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
3. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
4. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности – систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Эти требования к наблюдению как методу психологии имеют важное значение не только в процессе научно-исследовательской работы. Они должны учитываться и в практической деятельности современного руководителя.
Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим руководителем, и опосредствованным, при котором он обобщает ряд сведений, полученных им от других лиц (заместителей, начальников отделов и служб и т. д.)
Следует особо остановиться на так называемом методе самонаблюдения. Метод самонаблюдения, или интроспекция, в течение ряда столетий психологами-идеалистами рассматривался как основной и даже как единственный метод психологии. Но он не дал и не мог дать ответы на вопросы, стоящие перед психологией как наукой. Материалистическая психология не может ограничиваться тем, что говорит человек о себе на основе своих переживаний. И. М. Сеченов писал: «У человека нет никаких специальных умственных орудий для познания психических фактов, вроде внутреннего чувства или психического зрения, которое, сливаясь с познаваемым, познавало бы продукты сознания непосредственно, по существу» [295, с. 172].
Но это отнюдь не значит, что психология должна полностью отказаться от самонаблюдения, как это пытаются доказать американские психологи-бихевиористы («бихевиор» в переводе с английского – «поведение»). Они отрицают сознание или считают его непознаваемым и рассматривают психологию как науку только о поведении.
Конечно, правильно понимаемое самонаблюдение (в виде самоконтроля) играет в жизни человека и в психологии большую роль. Человек может путем самонаблюдения установить: «Я забыл сделать то-то». Но самонаблюдение не дает ему ответа на вопросы: «Почему забыл?», «В чем сущность памяти?» Поэтому самонаблюдение, хотя и служит важным предметом психологического исследования, не может являться самостоятельным и, тем более, основным методом познания сущности психических явлений.
Своеобразной формой наблюдения является беседа, устная или письменная. Ее цель – выяснить ограниченный круг вопросов, трудно доступных непосредственному наблюдению. Однако большое практическое значение беседы наряду с широтой применения позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного, хотя и не основного, метода психологии.
Беседа должна проводиться в виде непринужденного разговора с человеком, являющимся объектом исследования. Эффективность этого метода изучения людей определяется соблюдением ряда основных требований. Необходимо заранее определить содержание беседы и продумать план выяснения намеченного круга вопросов. Очень важно перед беседой обеспечить хороший контакт с человеком, устранить все, что может вызвать у него напряженность, настороженность или неискренность. Задаваемые вопросы должны быть понятными. Наряду с прямыми вопросами могут ставиться и косвенные. Так называемые наводящие вопросы следует задавать продуманно, чтобы они не подсказывали ответы. Иногда в беседе ставятся неожиданные вопросы. Во время беседы надо наблюдать за поведением человека и сопоставлять результаты наблюдения с полученными ответами. Содержание беседы следует запоминать для последующих записей и анализа. Делать записи в процессе самой беседы не рекомендуется, так как это обычно лишает беседу непринужденности, настораживает человека и делает его ответы искусственными, надуманными.
О результатах беседы судят не только по содержанию и полноте ответов на вопросы, но и по их «подтексту»: замеченным недоговоркам, обмолвкам, а также по всему поведению человека.
В современной психологии этот метод известен также как опрос. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, его внутренний мир, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования.
Используемые иногда для массового заполнения анкеты являются своего рода «заочной» беседой (или письменным опросом). Получаемые материалы, если можно так сказать, проигрывают в глубине и достоверности отдельных ответов, но выигрывают в массовости, экономят время.
Интересный материал психологии дает биографический метод, то есть анализ жизненного пути человека по тем сведениям, которые он может сообщить о себе по памяти. Этот метод доступен каждому руководителю и не требует предварительной подготовки с его стороны. Однако надо помнить, что литературная обработка биографий часто искажает наиболее ценные для психолога непосредственные высказывания самих сотрудников.
Кроме пассивных наблюдений в психологии используются специально организуемые опыты (или эксперименты).
Психологический эксперимент – это изучение особенностей деятельности человека, вызванных целенаправленным изменением условий, задач или способов выполнения этой деятельности.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Руководитель в своей практике широко использует метод естественного эксперимента. Знание сути и правил лабораторного эксперимента помогает ему в этом.
Лабораторный эксперимент изучает особенности искусственно сформированного вида деятельности. Он строится по принципу психологического моделирования этой деятельности, что позволяет в лабораторных условиях изучать какую-либо изолированную часть целостной деятельности с большой точностью регистрации и замеров и с необходимой степенью глубины и, главное, повторно. Однако результаты, полученные этим методом, всегда желательно проверять дополнительно в экспериментальных исследованиях или хотя бы сопоставлять с материалами неоднократных наблюдений.
Метод лабораторного эксперимента может быть направлен на исследования отдельных процессов (аналитический подход) и деятельности в целом (синтетический подход). Этот метод может быть без-аппаратурным или аппаратурным, с объективной регистрацией или без нее и т. д.
В последнее время все большую популярность приобретает выделившийся из лабораторного психологического эксперимента метод тестирования.
Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора.
Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Наиболее распространенные варианты теста: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития (выраженности, акцентуации) у него изучаемого качества.
Данные типы тестов применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, такие тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяются проективные тесты. В основе их лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного типа, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, о чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого психолога.
Еще одна важная проблема, относящаяся практически ко всем без исключения типам тестов, в процессе проведения самой процедуры тестирования заключается в формальной, поверхностной интерпретации получаемых результатов эксперимента, в сознательном отказе исследователя от познания сущности изучаемого явления и подмене ее случайным итогом выполнения задания; в фетишизации математической обработки формальных результатов «тестовых испытаний».
Данная проблема непосредственно связана с ошибочными взглядами метафизической функциональной психологии, которая рассматривает каждую «психическую функцию» как нечто неизменное, «всегда само себе равное» и не связанное ни с целями и условиями деятельности человека, ни с другими психическими функциями, ни с особенностями личности в целом. В соответствии с этим тесты нацелены только на учет количественного изменения «уровня развития» каждой отдельной функции – психометрию.
Сами задачи и задания (тесты различных типов) могут при правильном их применении давать весьма ценный материал для психологического анализа, однако неподготовленный в профессиональном отношении исследователь не сможет дать ему адекватную оценку и эффективно применить главный принцип практического психолога «не навреди».
Весьма ошибочным (а нередко и приводящим на практике к весьма печальным последствиям) является мнение, что любой человек, купив популярную книгу с психологическими тестами и бегло ознакомившись с ее содержанием, может представляться окружающим психологом и заниматься тестированием на профессиональном уровне.
Таким образом, порочным является не сам тест, а его неправильное использование.
Естественный эксперимент в психологии организуется непосредственно в условиях реальной деятельности. Не так давно считалось, что лабораторный эксперимент по сравнению с естественным выигрывает в точности регистрации замеров изучаемых явлений, в возможности точно дозировать и варьировать влияние раздражителей, устранять мешающие факторы и создавать сравнимые условия. Теперь это мнение не может считаться верным во всех случаях. Современная техника открывает широкие возможности перенесения положительных сторон лабораторного эксперимента в естественный. При этом отсутствует главный и весьма существенный недостаток лабораторного эксперимента – искусственный характер условий, который вносит резкие изменения в течение психических процессов. В естественном эксперименте человек трудится, учится, подчас даже не зная, а чаще всего забывая, что он является объектом исследования.
Естественный эксперимент имеет много форм и различных приемов. В простейшем своем виде он широко применяется в форме вводных задач. Задачи эти могут ставиться руководителем устно («Случилось то-то, что будете делать?») или путем введения незаметно для сотрудника отклонения в его работу. Уже одно наблюдение за таким естественным экспериментом дает ценные факты, позволяет проверить ту или иную гипотезу исследователя.
Широкое применение в практической психологии находит формирующий (обучающий или воспитывающий) эксперимент, в котором навыки или качества личности изучаются в процессе их формирования, развития.
Своеобразным методическим приемом является целенаправленное изменение структуры профессиональной деятельности. Смысл этого приема заключается в том, что при выполнении определенной деятельности выключаются по заранее продуманному плану отдельные анализаторы, меняется поза или «хватка» за рычаги управления, вводятся дополнительные раздражители, меняются эмоциональный фон и мотивы деятельности и т. д. Учет результатов деятельности в различных условиях позволяет оценить роль тех или иных факторов в структуре изучаемой деятельности и гибкость соответствующих навыков.
Моделирование как метод применяется в ситуациях, когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. В таком случае прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, то есть фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Не все методы психологии нужны руководителю в его работе с персоналом, подчиненными. Он выбирает те из них, которые наиболее оправданы в конкретных условиях. С помощью методов психологической науки можно решать целый ряд важных практических задач. При этом необходимо к выбору и использованию методов подходить творчески, с учетом специфики деятельности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесМетоды психологии
Методы психологии — Виды психологического инструментария, используемого профессиональными психологами в психологических исследованиях.
- Актография
- Метод регистрации двигательной активности во времени при помощи специальных приборов — актографов.
- Анализ профессиональной деятельности
- Способ психологического исследования и анализа профессии, результатом которого является составление профессиографического описания данной профессиональной деятельности.
- Анализ работы
- Сбор и обработка информации об определенной работе. Информация может отображать содержание работы, выраженное в терминах конкретных рабочих функций и процедур, или она может состоять из характеристик работника (практических навыков, знаний, способностей, допустимых отклонений и т.д.), требуемых для компетентного выполнения работы.
- Аналитическая интроспекция
- Интроспективный метод, разработанный в школе Э. Титченера. Характерно стремление к полному расчленению чувственного образа на составные элементы, не редуцирующиеся к параметрам раздражителя.
- Анкетирование
- Метод в психологии и других науках, ориентированный на сбор первичной информации о человеке (испытуемом, клиенте, респонденте и т.д.) с помощью анкеты.
- Анкетный опрос
- Метод социально-психологического исследования с помощью анкет.
- Ассоциативный эксперимент
- Проективный метод, предложенный одновременно К.Г. Юнгом, М. Вертгеймером и Д. Кляйном и предназначенный для исследования мотивации личности. Испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на набор слов-стимулов любым словом, которое приходит в голову. При этом возникающие ассоциации регистрируются по их типу, частоте однородных ассоциаций, времени между словом-стимулом и ответом испытуемого.
- Аудиометрия
- Исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов, аудиометров, которые позволяют строго дозировать интенсивность звуковых сигналов, осуществлять исследование на всех звуковых частот, функциональные пробы по диагностике пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки.
- Биографические методы
- Способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.
- Биологическая обратная связь
- Процедуры, позволяющие с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции.
- Близнецовый метод
- Метод исследования, предложенный Ф. Гальтоном в 1875 г, характеризующийся сравнением психологических и иных качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основанный на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство, предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемое психологическое качество.
- Графологический анализ
- Выявление индивидуально-психологической вариативности почерка. Процедура предназначена для идентификации почерка, подписей и определения психического состояния или характерологических особенностей автора рукописи.
- Двойной слепой опыт
- Экспериментальная процедура, когда и испытуемый, и экспериментатор не знают о смысле и особенностях проведения эксперимента. За счет таких условий достигается исключение возможности влияния экспериментатора на результаты эксперимента и повышение показателей его объективности. В частности подобные условия могут моделироваться с помощью компьютера.
- Детектор лжи
- Аппаратурный комплекс, служащий для регистрации физиологических показателей КГР, ЭЭГ, тремора, плетизмограммы в целях анализа эмоциональных ответов на стимулы, предъявляемые во время беседы, допроса.
- Дихотическое слушание
- Метод исследования эхоической памяти, избирательности внимания, межполушарной асимметрии. Происходит распознавание испытуемым слуховой информации, которая поступает по двум независимым каналам через наушники на левое и правое ухо.
- Естественный эксперимент
- Экспериментальная стратегия, характеризующаяся тем, что проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, не знающего, что он участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно.
- Интервью
- Целенаправленная беседа, цель которой получить ответы на вопросы, предусмотренные программой.
- Кожно-гальваническая реакция
- (КГР) Биоэлектрическая активность, фиксируемая на поверхности кожи. Связана с деятельностью потовых желез. Может регистрироваться с любого участка кожи, обычно используются пальцы и кисти рук или подошв ног.
- Лабораторный эксперимент
- Методическая стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в специальных условиях.
- Лонгитюдное исследование
- Изучение определенных индивидуальных особенностей одних и тех же людей на протяжении ряда лет. Позволяет исследовать в динамике большое количество факторов.
- Метод вызванных потенциалов
- Метод регистрации биоэлектрической активности мозга в относительной временной близости с внешним воздействием.
- Метод интроспекции в истории психологии
- До конца 19-го века метод интроспекции был и главным, и единственным методом психологии.
- Метод минимальных изменений
- Метод определения порога, при котором происходит монотонное пошаговое изменение величины действующего раздражителя до тех пор, пока не находится точка возникновения и точка исчезновения ощущения.
- Метод наблюдения
- Метод наблюдения относится к одному из старейших методов экспериментальной психологии, основывается на планомерном наблюдении за поведением людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.
- Метод объективного наблюдения
- Стратегия исследования с фиксацией исследуемых данных без вмешательства в наблюдаемый процесс. Обычно выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.
- Метод полярных профилей
- Способ получения экспериментальных данных, разработанный Ч. Осгудом и модифицированный П. Хофштеттером, характеризующийся использованием набора биполярных шкал, в котором полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый — медленный, сильный — слабый). По сравнению с методом семантического дифференциала данный метод проще, так как здесь не происходит объединения частных оценочных категорий в какие-либо группы посредством факторного анализа.
- Метод приемных детей
- Психогенетический метод, позволяющий исследовать генетические и средовые факторы личностного развития путем установления сходства усыновленного ребенка с его биологическими и приемными родителями.
- Метод самонаблюдения
- Стратегия получения эмпирических данных в процессе наблюдении за собственной психической жизнью.
- Метод свободных ассоциаций
- Метод исследования психической жизни, заключающийся в том, что пациент говорит обо всем, что ему приходит в голову, не обращая внимание на то, насколько это пристойно, обыденно или фантастично. М.с.а. разработан в психоанализе.
- Метод семантического дифференциала
- Ассоциативная процедура, предложенная американским психологом Ч. Осгудом, представляющая собой шкалирование (по трем-, пяти-, семи уровням интенсивности) тех или иных объектов, в то время как полюса шкал образованы антонимическими позициями, в качестве которых выступают прилагательные, графические изображения и прочее.
- Метод семантического радикала
- Метод исследования семантических полей, состоящий в процессе образования и переноса условных рефлексов для определения семантической близости объектов. Разработан А.Р. Лурия и О.С. Виноградовой.
- Метод средней ошибки
- Способ психофизического исследования порогов ощущения. Изменение переменного раздражителя производится самим испытуемым, который имеет цель добиться такой его интенсивности, чтобы он воспринимался неотличимым от постоянного раздражителя, выступающего как эталон. Разработан Г. Фехнером.
- Метод электроэнцефалограммы
- Метод регистрации биоэлектрической активности мозга с различных участков поверхности головы, служащий для анализа изменения мозговой активности в тех или иных экспериментальных ситуациях.
- Методика двойной стимуляции
- Методика, предназначенная для изучения процесса образования понятий, используются два ряда стимулов, из которых первый выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность испытуемого, второй — функцию знаков, с помощью которых эта деятельность организуется.
- Методика парных ассоциаций
- Способ исследования памяти человека, при котором сначала запоминается список пар стимулов (бессмысленных слогов, слов, картинок и т.п.), затем дается задание при последующем предъявлении каждого первого члена пары воспроизвести второй член.
- Методика частичного воспроизведения
- Методика, предназначенная для исследования иконической памяти, характеризующаяся тем, что испытуемый получает инструкцию воспроизвести лишь часть информации, которая предъявляется на короткое время.
- Моделирование в психологии
- Построение моделей тех или иных психологических процессов с целью формальной проверки их работоспособности, систематизации имеющейся информации.
- Мониторинг
- Процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.
- Обучающий эксперимент
- Форма естественного эксперимента, характеризующийся тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании.
- Опрос
- Один из методов экспериментальной психологии и психологии вообще, получение необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.
- Парадигма
- Система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенной исторический период.
- Пилотажное исследование
- Пробно-поисковый тип исследования, которое проводится до основного и является его упрощенной формой. Применяется в социальной психологии для установления необходимого обьема выборки, уточнения содержания и числа вопросов анкеты, времени опроса и др. Важнейшая часть в планировании любого экспериментально-психологического исследования: оно обеспечивает определение главного направления, принципов организации и методов основного исследования, уточняет наиболее важные гипотезы.
- Психобиография
- Один из методов исследования в психологии — психологический анализ биографии и личности конкретных лиц.
- Психофармакология
- Дисциплина, изучающая влияние психотропных средств на психические состояния и деятельность с помощью психологических тестов и психофизиологических методик.
- Психофизические методы
- Методы, используемые при построении субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки и др.
- Пупиллометрия
- Метод регистрации величины зрачка и динамики ее изменения, применяющийся для анализа аффективной значимости того или иного стимула.
- Ретроспекция
- Мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд.
- Самонаблюдение
- Один из методов экспериментальной психологии и психологии вообще, один из вариантов наблюдения; слежение за своими переживаниями, своим психическим состоянием, мыслями, восприятием и другими проявлениями психического.
- Систематическая интроспекция
- Интроспективный метод, разработанный в Вюрцбургской школе, характеризующийся ориентацией на отслеживание основных стадий процесса мышления на основе ретроспективного отчета самого человека.
- Социометрический метод исследования
- Диагностический метод, направленный на анализ межличностных отношений в малых группах.
- Эксперимент
- Один из основных (нарядус наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Э. позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.
См. также
Общая психология Психология Психологический словарьА Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
RSS [email protected]
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ — Pro-Psixology.ru
Загрузка…ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования на примере тестирования отображена на рис. 4.1.
Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в психологии
Рис. 4.1. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследования в психологии
Согласно диалектико-материалистическому подходу, который является основой методологии российской психологической науки, существует ряд фундаментальных положений (парадигм), определяющих понимание окружающего мира и место психических явлений в нем (рис. 4.2).
В основе трактовки тех или иных психических явлений лежат методологические принципы отечественной психологической науки. Они основаны на материалистической философии и постоянно сверяются с реальностью психологической практики (табл. 4.1).
Принцип | В чем проявляется | Примеры |
Принцип детерминизма | Психические явления не возникают сами по себе, а обусловлены естественными и социальными условиями | Чувство голода обусловлено снижением содержания глюкозы в крови |
Принцип единства сознания и деятельности | Сознание и деятельность образуют неразрывное единство: сознание развивается и проявляется в деятельности, а деятельность выступает как форма проявления активности сознания | Стремление человека заниматься музыкой формируется в процессе игры на музыкальном инструменте, а затем, чем больше он играет, тем более осознанным становится его увлечение |
Принцип развития | Психика не является чем-то застывшим и стабильным, а может быть понята только в процессе своего развития | Психика двухлетнего ребенка и психика взрослого человека существенно различаются между собой. При этом многие психические явления взрослого невозможно объяснить без знания особенностей его детства |
Принцип личностного подхода | Психика каждого человека, несмотря на наличие общих, видовых особенностей, уникальна, что определяется индивидуальными анатомофизиологическими особенностями каждого человека и уникальностью его жизненного опыта | Не существует единых рецептов решения психологических проблем для всех людей |
Принцип системности | Все особенности психики человека взаимодействуют друг с другом, поэтому должны рассматриваться целостно, как компоненты единой системы | Если у человека возникли проблемы в семейной жизни, то так или иначе они проявятся и в его профессиональной деятельности |
Принцип — основание для объяснений определенной совокупности фактов; исходный пункт для объяснений или руководство к действиям.
Страницы статьи: 1 2 3 4 Общая психология← Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений ОЩУЩЕНИЕ →
Гуманитарная психология и ее методы
Если обратить свой взгляд на психологическую науку, на ее многочисленные подходы, направления и школы, то можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с реализацией в этих подходах, направлениях и школах естественнонаучного подхода к познанию.
Естественнонаучный подход в науке является самым старым и авторитетным. Данный подход имеет свои преимущества, которые доказывались ни один раз. Недаром и психологи используют его в своей работе.
Суть данного подхода заключается в том, что главной ценностью для исследователя выступает объективное познание истины, ориентация на принцип детерминизма, путь умозаключений от общего к частному. Основными методами исследования при этом являются внешнее наблюдение и эксперимент, позволяющие разложить исследуемое явление на части, а зачем из этих частей реконструировать, построить анализируемое целое. Обязательным атрибутом исследования является научная гипотеза, представляющая собой следствие из теории и связывающая между собой элементы, образующие предмет изучения. Критерием истинности при таком построении исследования выступает практика. Приветствуется независимая проверяемость гипотез – в разных условиях, с помощью различных методов, что входит в задачу беспристрастного и отстраненного от предмета познания исследователя.
Между тем исследовательская практика в первую очередь показала односторонность такого подхода, его ограниченность и методологические упрощения, редукционизм. Дело в том, методами естественнонаучной психологии оказалось невозможно познать (измерить, проанализировать, изучить и пр.) огромное множество психических процессов, свойств и состояний живой человеческой психики, например, таких как ценности субъекта, его творческую активность, переживания любви, феномен самоактуализации личности и мн. др. В результате возникает т.н. гуманитарная психология как альтернатива психологии естественнонаучной.
Гуманитарная психология подходит к пониманию душевной и духовной жизни человека как к целому и неделимому, во всей ее полноте, и не рассматривает последнюю как арифметическую сумму отдельных частей. Методы гуманитарной психологии направлены на понимание и постижение внутреннего мира субъекта во всем их многообразии. Главным в этих методах является особый подход к человеку, заключающийся в ориентации на его понимание во всей целостности душевных проявлений.
Понимание в гуманитарной психологии может достигаться разными путями, протекать в различных формах, реализовываться различными способами. Остановимся кратко на некоторых из них, не претендуя при этом на исчерпывающую полноту классификации методов гуманитарной психологии (что, к слову сказать, наверное, вряд ли вообще возможно).
Метод интроспекции (самонаблюдения), появившийся на заре научной психологии, исходит из фундаментальной особенности человеческой психики – ее рефлексивности, которая обнаруживается в непосредственной представленности субъекту его собственных психических состояний. Интроспекция есть «всматривание» (букв. «смотреть вовнутрь себя») в собственное сознание, явления душевной жизни, психические переживания. Интроспекция существует в различных формах и попадает под критику представителей естественнонаучной психологии, однако она выступает как один из методов гуманитарной понимающей психологии.
В качестве следующего метода гуманитарной психологии может быть назван метод самоотчета, который непосредственным образом вытекает из метода самонаблюдения или интроспекции. Самоотчет представляет собой словесный (устный или письменный) отчет о результатах самонаблюдений. К самоотчетам могут быть отнесены письма, автобиографии, дневники и др. Эти материалы несут большое количество ценной психологической феноменологии.
К методам гуманитарной психологии может быть отнесено включенное наблюдение, которое в отличие от «обычного» классического наблюдения как объективного метода психологии, предполагающего отстраненного наблюдателя, исследующего разрозненные фрагменты внешнего поведения, предполагает реальное участие исследователя, его включенность в экспериментальную ситуацию. Во включенном наблюдении исследователь предстает и как субъект, и как объект познания. Заметим, что большое значение метод включенного наблюдения имеет в практической психологии или психотерапевтической практике.
Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему. Эмпатию активно использовал в своей работе американский психотерапевт К. Роджерс, с точки зрения которого эмпатия – это способность понимать внутренний мир другого человека как будто он твой собственный, но, не теряя этого «как будто».
Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого человека. В отличие от эмпатии, идентификация, наряду с эмоциональными, использует интеллектуальные операции: рассуждение, сравнение, анализ и др.
Диалогическая беседа в отличие от классического интервью строится на принципах равноправного общения, при котором партнеры по общению находятся в равных позициях. Сказанное означает, что партнер по общению не воспринимается как изучаемый объект, а выступает как полноправный субъект, познание которого может быть достигнуто только через понимание.
Биографический метод как метод гуманитарной психологии направлен на изучение истории жизни субъекта, через описание его биографии. Понимание внутреннего мира человека осуществляется в данном методе за счет описания прошедших этапов жизни. Биографический метод достаточно надежен и имеет широкий спектр распространения. В то же время он весьма трудоемок и требует особой подготовленности психолога.
В качестве следующего метода гуманитарной методологии может быть рассмотрен метод интуиции. Интуиция может быть осмыслена как знание, возникающее без осознания путей и условий его получения. Субъект, приходя к чему-то посредством интуиции, имеет знания как результат «непосредственного усмотрения» или внутреннего постижения. Описать способы и пути. Посредством которых благодаря интуиции происходит познание другого субъекта, конечно же, не представляется возможным. Однако известно, что интуитивное усмотрение или целостное схватывание ситуации становится возможным, если человек имеет большой опыт работы в соответствующей области. Поэтому интуиция как метод гуманитарного познания реальна и вполне возможна.
Следующим методом гуманитарной психологии является интерпретация внутреннего мира другого человека. Данный метод основан на использовании субъектом своего внутреннего опыта или совокупности психологических средств личности. Понимание душевной жизни другого человека осуществляется в данному случае путем аналогий. Здесь используются всевозможные сведения о внешнем поведении наблюдаемого, принимаются во внимание его поступки, действия, мимика, жесты, эмоциональных проявления и пр. арсенал поведенческих проявлений.
Следующий метод, о котором следует упомянуть, это герменевтика. Данный метод представляет собой искусство и теорию истолкования текстов – научных, литературных, исторических, религиозных и др.
Таким образом, методы гуманитарной психологии направлены на познание всей глубины человеческой личности в целом, не суммируя её из отдельных частей. Эти методы прекрасно дополняют методы естественнонаучного подхода и помогают нам лучше понять природу человека, его психики.
Издания | Библиотечно-издательский комплекс СФУ
Все года изданияТекущий годПоследние 2 годаПоследние 5 летПоследние 10 лет
Все виды изданийУчебная литератураНаучная литератураЖурналыМатериалы конференций
Все темыЕстественные и точные наукиАстрономияБиологияГеографияГеодезия. КартографияГеологияГеофизикаИнформатикаКибернетикаМатематикаМеханикаОхрана окружающей среды. Экология человекаФизикаХимияТехнические и прикладные науки, отрасли производстваАвтоматика. Вычислительная техникаБиотехнологияВодное хозяйствоГорное делоЖилищно-коммунальное хозяйство. Домоводство. Бытовое обслуживаниеКосмические исследованияЛегкая промышленностьЛесная и деревообрабатывающая промышленностьМашиностроениеМедицина и здравоохранениеМеталлургияМетрологияОхрана трудаПатентное дело. Изобретательство. РационализаторствоПищевая промышленностьПолиграфия. Репрография. ФотокинотехникаПриборостроениеПрочие отрасли экономикиРыбное хозяйство. АквакультураСвязьСельское и лесное хозяйствоСтандартизацияСтатистикаСтроительство. АрхитектураТранспортХимическая технология. Химическая промышленностьЭлектроника. РадиотехникаЭлектротехникаЭнергетикаЯдерная техникаОбщественные и гуманитарные наукиВнешняя торговляВнутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживаниеВоенное делоГосударство и право. Юридические наукиДемографияИскусство. ИскусствоведениеИстория. Исторические наукиКомплексное изучение отдельных стран и регионовКультура. КультурологияЛитература. Литературоведение. Устное народное творчествоМассовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информацииНародное образование. ПедагогикаНауковедениеОрганизация и управлениеПолитика и политические наукиПсихологияРелигия. АтеизмСоциологияФизическая культура и спортФилософияЭкономика и экономические наукиЯзыкознаниеХудожественная литератураХудожественные произведения
Все институтыВоенно-инженерный институтБазовая кафедра специальных радиотехнических системВоенная кафедраУчебно-военный центрГуманитарный институтКафедра ИТ в креативных и культурных индустрияхКафедра истории России, мировых и региональных цивилизацийКафедра культурологии и искусствоведенияКафедра рекламы и социально-культурной деятельностиКафедра философииЖелезногорский филиал СФУИнженерно-строительный институтКафедра автомобильных дорог и городских сооруженийКафедра инженерных систем, зданий и сооруженийКафедра проектирования зданий и экспертизы недвижимостиКафедра строительных конструкций и управляемых системКафедра строительных материалов и технологий строительстваИнститут архитектуры и дизайнаКафедра архитектурного проектированияКафедра градостроительстваКафедра дизайнаКафедра дизайна архитектурной средыКафедра изобразительного искусства и компьютерной графикиИнститут горного дела, геологии и геотехнологийКафедра геологии месторождений и методики разведкиКафедра геологии, минералогии и петрографииКафедра горных машин и комплексовКафедра инженерной графикиКафедра маркшейдерского делаКафедра открытых горных работКафедра подземной разработки месторожденийКафедра технической механикиКафедра технологии и техники разведкиКафедра шахтного и подземного строительстваКафедра электрификации горно-металлургического производстваИнститут инженерной физики и радиоэлектроникиБазовая кафедра «Радиоэлектронная техника информационных систем»Базовая кафедра инфокоммуникацийБазовая кафедра физики конденсированного состояния веществаБазовая кафедра фотоники и лазерных технологийКафедра нанофазных материалов и нанотехнологийКафедра общей физикиКафедра приборостроения и наноэлектроникиКафедра радиотехникиКафедра радиоэлектронных системКафедра современного естествознанияКафедра теоретической физики и волновых явленийКафедра теплофизикиКафедра экспериментальной физики и инновационных технологийКафедры физикиИнститут космических и информационных технологийБазовая кафедра «Интеллектуальные системы управления»Базовая кафедра геоинформационных системКафедра высокопроизводительных вычисленийКафедра вычислительной техникиКафедра информатикиКафедра информационных системКафедра прикладной математики и компьютерной безопасностиКафедра разговорного иностранного языкаКафедра систем автоматики, автоматизированного управления и проектированияКафедра систем искусственного интеллектаИнститут математики и фундаментальной информатикиБазовая кафедра вычислительных и информационных технологийБазовая кафедра математического моделирования и процессов управленияКафедра алгебры и математической логикиКафедра высшей и прикладной математикиКафедра математического анализа и дифференциальных уравненийКафедра математического обеспечения дискретных устройств и системКафедры высшей математики №2афедра теории функцийИнститут нефти и газаБазовая кафедра пожарной и промышленной безопасностиБазовая кафедра проектирования объектов нефтегазового комплексаБазовая кафедра химии и технологии природных энергоносителей и углеродных материаловКафедра авиационных горюче-смазочных материаловКафедра бурения нефтяных и газовых скважинКафедра геологии нефти и газаКафедра геофизикиКафедра машин и оборудования нефтяных и газовых промысловКафедра разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторожденийКафедра технологических машин и оборудования нефтегазового комплексаКафедра топливообеспеченя и горюче-смазочных материаловИнститут педагогики, психологии и социологииКафедра информационных технологий обучения и непрерывного образованияКафедра общей и социальной педагогикиКафедра психологии развития и консультированияКафедра современных образовательных технологийКафедра социологииИнститут торговли и сферы услугБазовая кафедра таможенного делаКафедра бухгалтерского учета, анализа и аудитаКафедра гостиничного делаКафедра математических методов и информационных технологий в торговле и сфере услугКафедра технологии и организации общественного питанияКафедра товароведения и экспертизы товаровКафедра торгового дела и маркетингаОтделение среднего профессионального образования (ОСПО)Институт управления бизнес-процессамиКафедра бизнес-информатики и моделирования бизнес-процессовКафедра маркетинга и международного администрированияКафедра менеджмент производственных и социальных технологийКафедра цифровых технологий управленияКафедра экономики и управления бизнес-процессамиКафедра экономической и финансовой безопасностиИнститут физ.культуры, спорта и туризмаКафедра медико-биологических основ физической культуры и оздоровительных технологийКафедра теоретических основ и менеджмента физической культуры и туризмаКафедра теории и методики спортивных дисциплинКафедра физической культурыИнститут филологии и языковой коммуникацииКафедра восточных языковКафедра журналистики и литературоведенияКафедра иностранных языков для гуманитарных направленийКафедра иностранных языков для естественнонаучных направленийКафедра иностранных языков для инженерных направленийКафедра романских языков и прикладной лингвистикиКафедра русского языка и речевой коммуникацииКафедра русского языка как иностранногоКафедра теории германских языков и межкультурной коммуникацииИнститут фундаментальной биологии и биотехнологииБазовая кафедра «Медико-биологические системы и комплексы»Базовая кафедра биотехнологииКафедра биофизикиКафедра водных и наземных экосистемКафедра геномики и биоинформатикиКафедра медицинской биологииИнститут цветных металлов и материаловеденияБазовая кафедра «Технологии золотосодержащих руд»Кафедра автоматизации производственных процессов в металлургииКафедра аналитической и органической химииКафедра инженерного бакалавриата СDIOКафедра композиционных материалов и физико-химии металлургических процессовКафедра литейного производстваКафедра металловедения и термической обработки металловКафедра металлургии цветных металловКафедра обогащения полезных ископаемыхКафедра обработки металлов давлениемКафедра общаей металлургииКафедра техносферной безопасности горного и металлургического производстваКафедра физической и неорганической химииКафедра фундаментального естественнонаучного образованияИнститут экологии и географииКафедра географииКафедра охотничьего ресурсоведения и заповедного делаКафедра экологии и природопользованияИнститут экономики, государственного управления и финансовБазовая кафедра цифровых финансовых технологий Сбербанка РоссииКафедра бухгалтерского учета и статистикиКафедра международной и управленческой экономикиКафедра социально-экономического планированияКафедра теоретической экономикиКафедра управления человеческими ресурсамиКафедра финансов и управления рискамиКрасноярская государственная архитектурно-строительная академияКрасноярский государственный технический университетКрасноярский государственный университетМежинститутские базовые кафедрыМежинститутская базовая кафедра «Прикладная физика и космические технологии»Политехнический институтБазовая кафедра высшей школы автомобильного сервисаКафедра конструкторско-технологического обеспечения машиностроительных производствКафедра материаловедения и технологии обработки материаловКафедра машиностроенияКафедра прикладной механикиКафедра робототехники и технической кибернетикиКафедра стандартизации, метрологии и управления качествомКафедра тепловых электрических станцийКафедра теплотехники и гидрогазодинамикиКафедра техногенных и экологических рисков в техносфереКафедра техносферной и экологической безопасностиКафедра транспортаКафедра транспортных и технологических машинКафедра химииКафедра электроэнергетикиХакасский технический иститутЮридический институтКафедра гражданского праваКафедра иностранного права и сравнительного правоведенияКафедра конституционного, административного и муниципального праваКафедра международного праваКафедра предпринимательского, конкурентного и финансового праваКафедра теории и истории государства и праваКафедра теории и методики социальной работыКафедра трудового и экологического праваКафедра уголовного праваКафедра уголовного процеса и криминалистики
По релевантностиСначала новыеСначала старыеПо дате поступленияПо названиюПо автору
Методы исследования в психологии – простое книгоиздание
Описание книги
Этот учебник является адаптацией учебника, написанного Полом С.Прайс (Калифорнийский государственный университет, Фресно) и адаптировано The Saylor Foundation в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 без указания авторства по запросу первоначального создателя произведения или лицензиата. Исходный текст доступен здесь: http://www.saylor.org/site/textbooks/
. Первое канадское издание (опубликовано в 2013 г.) было создано Радживом С. Джхангиани (Квантленский политехнический университет) под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 3.0 Лицензия. Изменения включали добавление оглавления, изменения в Главе 3 (Научная этика), чтобы включить современный пример этического нарушения и отразить канадские этические принципы и законы о конфиденциальности, дополнительную информацию о сборе данных в Интернете в Главе 9 (Опросное исследование). , исправление ошибок в тексте и формулах, изменение правописания с американского на канадское, добавление титульной страницы и другие необходимые корректировки форматирования.
Вторая адаптация включает второе канадское издание (опубликованное в 2013 году) Раджива С.Jhangiani (Квантленский политехнический университет) и I-Chant A. Chiang (Quest University Canada) под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License. Основные изменения включали многочисленные новые примеры и ссылки на внешние ресурсы по всей книге, ссылки на воспроизводимость и открытую науку (главы 1 и 13), а также дополнения к обсуждениям валидности (главы 5 и 6), добавление глоссария ключевых терминов, многочисленные иллюстрации, описания и упражнения.
Второе американское издание представляет собой серьезную переработку первого канадского издания, заключающуюся в замене оригинальной главы по этике (Глава 3) из первого американского издания и возвращении канадских правил правописания к американским правилам правописания.
Фото на обложке: «Большая волна у Канагавы» в честь Кацусики Хокусая (葛飾北斎) является общественным достоянием.
Третье издание для США было создано Кэрри Каттлер (Вашингтонский государственный университет) в 2017 году и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 Международная лицензия. Изменения в текущем издании включают общую реорганизацию, изменение языка, орфографию, форматирование, дополнительные ссылки на видео и примеры повсюду. В частности, раздел общей модели был перенесен из главы 1 в главу 2, в главу 1 были добавлены новые разделы о методах познания и целях науки, а в главу 1 добавлена ссылка на кризис репликации в психологии. также была реорганизована путем перемещения раздела, посвященного обзору исследовательской литературы, в начало главы и взятия разделов из главы 4 (о теориях и гипотезах), перемещения их в главу 2 и сокращения остальной части главы 4.Разделы главы 2, посвященные корреляции, также были перемещены в главу 6. В главу также были добавлены новые разделы, посвященные характеристикам хороших исследовательских вопросов, обзору экспериментальных и неэкспериментальных исследований, описанию полевых и лабораторных исследований, а также выводам. 2. Глава 3 была расширена за счет добавления определения анонимности, развития доклада Бельмонта (добавлены принципы уважения к людям и благотворительности) и добавления ссылки на ролик, развенчивающий миф о том, что вакцины вызывают аутизм.Разделы из главы 4 (об определении теорий и гипотез) были перемещены в главу 2, а оставшаяся часть предыдущей главы 4 (о явлениях, теориях и гипотезах) была вырезана. Глава 5 была реорганизована путем переноса разделов, посвященных четырем типам достоверности, проверкам манипуляций и эффектам плацебо, в более поздние главы. В главу 5 были добавлены описания однофакторных двухуровневых планов, однофакторных многоуровневых планов, планов согласованных групп, эффектов порядка и случайного уравновешивания, а концепция статистической достоверности была расширена.Глава 6 также была реорганизована путем перемещения разделов, описывающих коэффициенты корреляции, из глав 2 и 12 в главу 6. Раздел книги о комплексной корреляции также был перемещен в главу 6, а раздел о квазиэкспериментах был перемещен из главы 6 в отдельную главу. (Глава 8). Категории неэкспериментальных исследований, описанные в главе 6, были изменены на кросс-секционные, корреляционные и наблюдательные исследования. Глава 6 была дополнительно расширена, чтобы описать перекрестные исследования, частичную корреляцию, простую регрессию, использование регрессии для прогнозирования, тематические исследования, включенное наблюдение, скрытое и открытое наблюдение и структурированное наблюдение.Термины «независимая переменная» и «зависимая переменная», используемые в контексте регрессии, были заменены на переменную-предиктор и переменную-результат/критерий соответственно. В главу 7 было добавлено различие между пропорциональной стратифицированной выборкой и непропорциональной стратифицированной выборкой. Раздел, посвященный квазиэкспериментальным планам, был перемещен в отдельную главу (глава 8) и дополнен инструментами и тестированием как угрозами внутренней валидности одно- групповые планы претест-посттест, а также включить разделы, описывающие план только посттеста с одной группой, план неэквивалентных групп претест-посттест, прерванный временной ряд с дизайном неэквивалентных групп, план претест-посттест с переключением репликации и переключением репликации с планами удаления лечения .Раздел главы 9, посвященный факторным планам, был разделен на две части, а оставшаяся часть главы была перемещена или вырезана. Кроме того, были добавлены примеры повседневных взаимодействий, а в главу 9 добавлено описание простых эффектов. Раздел о тематических исследованиях, появившийся в главе 10, был отредактирован и перемещен в главу 6. настройки и схемы участников, а в главу 10 был добавлен заключительный абзац о сходящихся доказательствах.В остальные главы (главы 11, 12 и 13) были внесены лишь незначительные изменения.
Год публикации: 2017
Культурные методы в психологии — Кейт С. Маклин
James Allen
Кафедра семейной медицины и биоповеденческого здоровья
Medical School, Duluth Campus
University Drive
Duluth, MN, USA
Shahana Ansari
Факультет психологии
University of Hawaii
Honolulu, HI, USA
Andrea V. Breen
University of Guelph
Ontario, Canada
Payton K. Counts
Indigenous Peoples Task Force
Minneapolis, MN, USA
Brianna C. Delker
Western Washington University 9004 Belling ham, 900WA,
Kevin Delucio
Duluth, MN
Bellingham, WA
Lindsay DuPré
Институт исследований в области образования Онтарио
Toronto, ON, Канада
Jillian Fish
Факультет психологии
University of Minnesota
Antone Gonezal 9004 Minneapolis, MN, USA
Western Wattern Washington Университет
Беллингхэм, Вашингтон
Шерри Hamby
Sehanee University
Sewanee, TN, США
Cortney Meiling Jones
Уммул-Кирам Kathawalla
Министерство психологии
Университет Миннесоты
Миннеаполис, МН, США
Dalal Katsiaficas
University of Illinois
Chicago, IL, USA
Sarah A.Lamer
University of Tennessee at Knoxville
Department of Psychology
Knoxville, TN, USA
Kendall Lawley
Western Washington University
Bellingham, WA, USA
Barbara Lehman
Western Washington University
Honolulu, HI 03, USA 900 Adriuluna, HI 04, USA
Факультет психологии
University of California
Santa Cruz, CA, USA
Kate C. McLean
Western Washington University
Bellingham, WA, USA
Ursula Moffitt
Факультет психологии
Northwestern University
Кристин Паукер
Гавайский университет
Гонолулу, Гавайи, США
Кэтрин Риордан
Беллингем, Вашингтон
Инна Д.Rivkin
University of Alaska
Fairbanks, AK, USA
Leoandra Onnie Rogers
Факультет психологии
Northwestern University
Evanston, IL, USA
Nicholas D. Santer
Christi Scollon 4
Bellingham0 905 Washington University, 905 Western University, WA
USA
Мойн Сайед
Факультет психологии
Миннесотский университет
Миннеаполис, Миннесота, США
Карен Дж. Торжесен
Медицинская школа, кампус Дулут
Клермонт, Калифорния, США
Джозеф Э.Trimble
Western Washington University
Bellingham, WA, USA
Adrian J. Villicana
Факультет психологии
University of Puget Sound
Tacoma, WA, USA
Abigail S. Walsh
Grace Wamue-Ngare