Что такое профессиональная деформация личности: Профессиональная деформация личности | Equity

Содержание

Профессиональная деформация личности юриста, пути ее предупреждения и преодоления

Профессиональная деформация – это проявления в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на осуществление этой деятельности и на психологическую структуру самой личности. Так же под профессиональной деформацией понимают приобретение таких качеств, навыков и склонностей, которые отрицательно влияют на решение поставленных перед ним задач. Она обычно выражается в равнодушии, властолюбии, подозрительности, скептицизме, правовом нигилизме, ложной корпоративности (защита «чести мундира»), схематизме мышления, карьеризме, индивидуализме и т.п.

Профессиональная деформация юриста — это своеобразный негативно-правовой стиль его мышления, отношения и поведения в практической деятельности.

Классификация основных видов профессиональной деформации юриста в правовой науке в полной мере еще не сложилась. Поэтому на сегодняшний день представляется возможным выделить следующие ее

разновидности:

правовой нигилизм,

—         правовой инфантилизм, или пробельность правосознания,

—         негативно-правовой радикализм,

—         спекулятивно-правовой популизм

—         нравственно-правовой конформизм.

 

Правовой нигилизм выражается в неуважительном отношении к праву, в неверии в его общеполезную роль в социальной жизни и отрицании ценности правового регулирования.

Разочарование в правовых идеалах, утрата веры в абсолютную ценность идеи законности и справедливости, своеобразная установка на выход из правового поля деятельности и стремление противопоставить идее права иные ценности неправового характера — таковы основные черты правового нигилизма должностного лица. Отсюда, в сознании «деформированного юриста» место идей следования профессиональному долгу, законности начинают занимать соображения о вредности и излишнем формализме правового регулирования, представления о возможности поставить на место права принуждение, целесообразность, принцип пользы и т. д. Отличительная черта подобного нигилизма в его внутренней субъективной аргументированности.

Профессиональный «юрист-нигилист» рассуждает по формуле: «Я не верю в право и его спасительные для общества возможности потому, что я знаю, что такое право, насмотрелся и разочаровался в нем». Высокомерное отношение, пренебрежение, скепсис, соединенный с жизненной усталостью и разочарованностью, определяют черты профессионального правового нигилизма. Очевидно, что в его основе лежат утраченные юридические идеалы, растраченные иллюзии, на смену которым пришел скепсис и прагматизм.

Научные исследования этой проблемы в современной России отмечают такие черты правового нигилизма, как подчеркнуто демонстративный и конфронтапионно-агрессивный характер, массовое распространение, многообразие форм проявления, слитность с политическим, нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, разрушительный характер.

Правовой инфантилизм — пробельность и невоспитанность правового сознания, определяемые недостаточными для успешной профессиональной деятельности юридическими знаниями и навыками выполнения служебных функций; юридическое бескультурье, безграмотность и непрофессионализм, выражающийся в «зияющих» пробелах правового образования, в несформированности личности как профессионального работника. Он может объясняться как психологической и интеллектуальной неспособностью личности к восприятию правовых знаний (слабость памяти, рассеянность внимания, пассивность воображения, узость личных интересов и т. д.), так и быть результатом постепенной деградации личности.

Результатом правового инфантилизма являются ошибки, неряшливость и брак в работе, а иногда даже должностной произвол, основанный на незнании действующего законодательства и представлениях о своей служебной несвязанности правом. Отсюда и возникает довольно актуальный и практически важный вопрос об ответственности должностного лица за незнание права и неумение правильного применения его норм и принципов на практике.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Негативно-правовой радикализм — неуважение к праву у негативных радикалов трансформируется в противоправный умысел использовать должностное положение в личных корыстных, карьерных и иных антисоциальных целях.

Отсюда, взяточничество, мошенничество, должностной подлог и весь «букет» прочих злоупотреблений властным положением.

Одиозность негативно-правового радикализма требует от него постоянного лавирования, маскировки, ибо его антиправовая сущность очевидна и свидетельствует о необходимости устранения из сферы публичной деятельности. И это подчеркивает важность и необходимость постоянной контрольно-надзорной и воспитательной работы в юридических организациях.

Спекулятивно-правовой популизм

как особая разновидность профессиональной деформации выражается в субъективном настрое должностного лица на внешнюю аффектацию своей личности и результатов деятельности, на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к делу и стремления на этой основе укрепить свой социальный и служебный статус. Это идейно-психологическая готовность «работать на публику», искусственно рассчитывая на популярность собственных правовых воззрений и практических действий и выигрыш в мнениях и оценках других людей.

Это может быть как искусственная «игра» на отстаивании ведомственных, корпоративных интересов и связанных с ними льгот, прав и привилегий. В этом случае спекулятивно-правовой популизм выглядит как одно из проявлений стремления к бюрократической неуязвимости. Аналогичное значение имеет и так называемый «ведомственный патриотизм» в виде искусственного подчеркивания и раздувания значимости сугубо ведомственных интересов и противопоставление их интересам общегосударственным. Такова сегодняшняя практика правотворческого закрепления льгот и привилегий за сотрудниками отдельных ведомств, подрывающая государственный бюджет. Но наиболее часто спекулятивно-правовой популизм является выражением карьеристских устремлений отдельных должностных лиц, паразитирующих на демократических и правовых ценностях, стремящихся изобразить из себя «своего в доску» и перед начальством, и перед сослуживцами. Личные эгоистические интересы, таким образом, маскируются борьбой за общечеловеческие и правовые идеалы, демагогическими рассуждениями о высших или корпоративных ценностях. Разумеется, что спекулятивный популизм менее вреден, чем негативный радикализм, однако он подменяет интересы дела эгоистическими личными или корпоративными интересами, и это требует своевременного его угадывания и устранения.

Нравственно-правовой конформизм характеризует правосознание должностного лица, ориентирующегося в своей деятельности на образцы и стандарты ролевого поведения, культивируемого в данной социальной среде. Пассивность и безынициативность — главные черты конформизма.

Нравственно-правовой конформизм в качестве деформации профессионального сознания юриста характеризуется пассивным восприятием правовой действительности, подлаживанием под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, стремлением угодить коллегам по работе и начальству, некритическим отношением к маргинальным требованиям и актам практической деятельности. Это пассивная жизненная позиция в расчете на понимание и покровительство в трудовом коллективе.

В научной литературе наряду с рассматриваемыми видами профессиональной деформации выделяются и некоторые другие, например «правовой идеализм», «состояние фрустрации»), «перерождение» и т. д. Однако думается, обоснование их самостоятельности нуждается в дополнительной аргументации.

ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей

Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания.

2) Использование «тайм-аутов»

Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным.

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции.

Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь.

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование

Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество даёт ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива.

Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы.

5) Избегание ненужной конкуренции

В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к выигрыванию в бизнесе создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального сгорания.

6) Эмоциональное общение

Когда менеджер анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается, или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники фирм в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут найти для него разумное решение возникшей у него проблемы.

7) Поддержание хорошей спортивной формы

Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Профессиональная деформация личности педагога

Учитель МБОУ «Татариновская СОШ»

Фролова Ирина Александровна


Кризисы в профессиональном развитии — явление нормативное. Они являются судьбоносными моментами в жизнедеятельности человека. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессииональных надежд, несостоятельностью профессио­нальной биографии.
  • Психологические изменения личности под влиянием специфических условий деятельности.
  • Комплекс изменений личности и возникновения отрицательных черт характера: предвзятость, черствость, бестактность.
  • Результат деятельности в сходных условиях, завершающийся формированием стереотипов, как мышления, так и поведения.

Факторы развития профессиональных деформаций учителя
  • — объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;
  • — субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений.  Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.
  • — объективно-субъективные,  порождаемые системой  и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей
  • общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью;
  • типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы;

Основные формы профессиональной деформации личности педагога
  • специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета;
  •  можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностный уровень, т.е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень – личностные изменения, негативно влияющие на профессиональную деятельность.

Синдромом эмоционального выгорания

Под синдромом «психологического или эмоционального выгорания» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания
  • Эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
  • Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
  • Редукция профессиональных достижений – это возникновение у педагога чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
  • Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).
  • Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.
  • Прохождение тренингов личностного и профессионального роста (любые ролевые игры). Цель — смена социальных ролей, сброс агрессии.
  • Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога
  • Овладение  приемами, способами саморегуляции   эмоционально-волевой сферы и самоанализа.
  • Использование инновационных форм и технологий обучения.
  • Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.
  • Усвоение нового, «дополнительного» учебного предмета и преподавание его как факультативного.
  • Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования,  психотерапии, психокоррекции.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления педагога является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация его профессионально-психологического потенциала, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность трудом и повышение эффективности профессиональной деятельности.

1. Ахметова Г.К., и др. Профессиональные деформации личности педагога: теоретические основы и профилактика/ Ахметова Г.К., Мынбаева А.К., Маликова Н.А. – Алматы: Қазақ университеті, 2012. – 102 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.

3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: учебное пособие / Н. Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2008. – 421 с.

4. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. –  С. 22–24.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240 с.



Достарыңызбен бөлісу:

К вопросу изучения профессиональной деформации личности педагогов

На сегодняшний день человеческий капитал является основным фактором обеспечения инновационного развития страны, в связи с этим Президент Казахстана в своём Послании народу одним из приоритетов третьей модернизации Казахстана указал улучшение человеческого капитала, а это зависит от качественно построения системы образования в стране. Глава государства в своей статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» подчеркнул необходимость принятия единого стандарта латинской графики до конца 2017. Начиная с 2018 года нужно приступить в подготовке учителей по новому алфавиту и учебников для средних школ, а к 2025 году планируется полный переход на латиницу. В достижении данных целей важнейшую роль играет педагог. Поэтому на учителя возлагается тяжёлая задача. Экономические, геополитические, социальные процессы, происходящие в последние годы в Республике Казахстан, модернизация системы образования, изменение его методологии способствуют изменению содержания профессиональной деятельности педагогов всех ступеней и форм образовательного процесса. Недостаточно уделяется должного внимания учителям, и в особенности на их психологическое здоровье. Ведь их психологическое состояние остаётся вне внимания – в тени, за рутинной работой учителей. А психологическое здоровье учителей имеет непосредственное влияние на образовательный процесс. Поэтому в последнее время вопрос о психологическом здоровье учителей стал более актуальным. Проблема профессиональной деформации является слабоизученной в психолого-педагогической науке.

Педагогическая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психической напряжённости. Психический склад людей, избравших педагогическую профессию, способствует возникновению у них профессиональных деформаций личности и психосома- тических заболеваний. Для таких людей характерны слабая нервная система, низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость [1]

Профессиональное здоровье учителя является основополагающей ценностью, позволяющей полноценно реализовываться учителю, однако воздействие профессии на деятельность учителя может стать причиной его нездоровья.

Профессия учителя общеобразовательной организации в соответствии с классификацией типов профессий относится к соционическому типу «человек-человек», работа учителя тесно взаимосвязана с людьми, а к профессиональной деформации наиболее подвержены лица, работающие с людьми.

Таким образом, негативное влияние профессии педагога на личность учителя проявляется в профессиональной деформации, развивающейся в среде такого типа.

Современные школьные требования предписывают соответствие учителя по всем аспектам, в последнее время отмечается повышение требований к профессиональным знаниям, навыкам и результатам труда учителей и преподавателей. Профессиональная деятельность учителя влияет на его личность.Проблема профессиональной деформации привлекает к себе внимание исследователей на протяжении прошедшего столетия и в настоящее время является не до конца изученной.

Изучение проблемы влияния профессиональной деятельности на личность человека начато в 20-е годы XX столетия. Социологом Питиром Сорокиным введено понятие «профессиональная деформация».

Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) личности — изменение качеств личности, наступающее под влиянием выполнения профессиональной деятельности, проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения, физическом облике. [2]

Слово деформация подразумевает собой искажение модели под воздействием внешних факторов, и термин «профессиональная деформация» — наиболее точное определение, для пояснение процесса, который чёткохарактеризует конструкцию деформирующего влияния на профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. Ещё в 1926 году известный советский психолог и педагог Михаил Яковлевич Басов в работе «Личность и профессия» писал: «…когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актёре и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [3]

Профессиональной деформацией личности Е.И. Рогов предлагает называть изменения, которые возникают под влиянием выполняемой профессиональной деятельности. Которые так же могут, проявляются в абсолютизации труда, как единственно достойной формы активности, а также в возникновении жёстких ролевых стереотипов, которые переносятся из трудовой сферы в иные условия, когда человек не способен перестраивать своё поведение адекватно меняющимся условиям [4].

Теоретические и эмпирические исследования профессиональных деформаций широко представлены в трудах таких зарубежных исследователей как К.Маслач, С. Джексон, М.Буриш.

К. Маслачподчёркивала, что «профессиональное выгорание» – это синдром «психического выгорания», рассматриваемый в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов. [5]

Влияние профессиональных деформаций на становление и развитие личности, в частности педагога, достаточно широко исследуется в работах российских педагогов и психологов (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.В. Мардахаев, Ю.М. Кузмина, Д.Н. Вяземский, Ю.С. Крижановской, С.П. Безносов, Р.М. Грановской, Н.Б. Москвина, Э.Ф. Сыманюк, Ю.В. Пунанова, Н.А. Подымов, Е.И. Рогов и др.)

Л.В. Мардахаев писал, что профессиональная деформация личности специалиста — это изменение качеств и свойств личности под влиянием выполнения им профессиональной деятельности. К свойствам он отнёс стереотипы восприятия ценностных ориентаций, характер и способы общения и поведения. [6]

В своих работах Ю.М. Кузмина профессиональную деформацию считала проявлением в личности под влиянием некоторых особенностей профессиональной деятельности, таких психологических изменений, которые начинают негативно влиять на её осуществление.[7]

Ю.В. Пунанова рассмотрела профессиональную деформацию как негативное социально- психологическое явление, предстающее в виде разнообразных личностных поведенческих проявлений, оказывающих деструктивное влияние на процесс и результат профессиональной деятельности.[8]

А.К. Маркова под профессиональную деформацию относит деструкции, которые возникают в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияют на продуктивность, искажая личностные качества, и способствуя накоплению негативных признаков.[9,10]

Н.Б. Москвина выдвинула определение личностно-профессиональной деформации и подчеркнула её существенность в развитии личности как субъекта профессиональной и повседневной жизнедеятельности, а также в развитии качеств, затрудняющих и снижающих эффективность профессиональной работы учителя.[11]

Г.К. Ахметова дала определение понятию «профессиональная деформация педагога». В монографии Г.К. Ахметовой профессиональная деформация учителя — это изменения личности педагога, возникающие в процессе выполнения им профессиональной деятельности, и в большей степени, негативно влияющие как на саму личность, так и на выполняемую ей деятельность, а также на другие сферы её жизни.[12]

Л.М. Митина считает, что одной из наиболее деформирующих личность человека профессий является – профессия учителя. [13]

На сегодняшний день отсутствует единая точка зрения на структуру профессиональных деформаций. Так, Э.Ф.Зеер классифицирует профессиональные деформации на основании четырёх уровней их проявлений; А.К. Маркова – по основным тенденциям. А. Пайнс, И. Аронсон и А. Чиром понимают профессиональные деформации как одномерную конструкцию, Д.В. Дирендонк, В. Шауфели, X.Дж. Сиксма – как двухмерную конструкцию, Пельман и Хартман, Маслач и Джексон, а также Б.А. Фарбер выделяют три конструкта профессиональных деформаций, а Г.Х. Фирт, А. Мимс, И.Ф. Иваничи и Р.Л. Шваб представляют четырёх факторную модель профессиональной деформации, где помимо эмоционального истощения и редуцированных профессиональных достижений выделяются ещё два аспекта: деперсонализация, связанная с работой, и деперсонализация, связанная с реципиентами [5]

Анализ их работы делает возможным распределения профессиональной деформации представителей педагогической профессии на 4 уровня:

Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедующих разные педагогические взгляды, с разным темпераментом и характером, похожими друг на друга.

Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функционального строения педагогической деятельности в целостные поведенческие комплексы. Например, в педагогической профессии существуют четыре таких типологических комплекса: коммуникатор, организатор, интеллигент (просветитель) и предметник.

Специфические или предметные деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподаёт данный учитель

Индивидуальные деформации определяются изменениями, которые происходят в структуре личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности. Подобный феномен может быть объяснены тем, что личностное развитие осуществляется не только под влиянием тех действий, которые выполняет учитель, а прежде всего обусловлены его личностной направленностью [14, 15, 16,17].

За рубежом проблема влияния профессии учителя на его личность очень актуальна, и имеет огромное значение в теоретическом и практическом плане, активно исследуется немецкими, российскими и английскими учёными.

Однако данная проблема недостаточно изучена и в связи с этим проведение экспериментального исследования по данной теме будет весьма актуально. Ведь в целом гармоничные взаимоотношения профессии и личности человека, а в частности оптимально выстроенного существования конкретного человека — это залог здорового общества.

Литература:

1. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Митиной Л.М.. М.: Издательский центр «Академия».- 2005. — 336 с.

2. Вяземский Д.Н. Психологический словарь. — СПб.: Мир.- 1997. — 682 с.

3. Басов М.Я.Личность и профессия. — М.-Л.: 1926

4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: пособие для школьных психологов.- М.: Владос. — 1998.- 494 с.

5. Полякова О.Б. Категория и структура профессиональных деформаций.// Национальный психологический журнал.- Москва.- №1(13)/2014.-С. 57–64.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.:Гардарики, 2005. – 269с

7. Кузьмина Ю.М. Предупреждение профессиональной деформации http://do.teleclinica.ru/184340/

8. Пунанова Ю.В. Профессиональная деформация:понятие и условия возникновения//Профессиональная деформация и проблемы профессионализма:сб.научн.трудов/под ред. В.П.Подвойского. – 2000. -№1

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.:Знание, 1996.

10. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн.для учителя. – М.:Просвящение, 1993

11. Москвина Н.Б. Минимизация личностно-профессиональных деформаций педагогов// Педагогика. – 2005. — №5

12. Ахметова Г.К., и др. Профессиональные деформации личности педагога: теоретические основы и профилактика/ Ахметова Г.К., Мынбаева А.К., Маликова Н.А. – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 102 с.

13. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя.- М: Академия. — 2004.

14. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. -СПб.- 2004.

15. Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис. д- ра психол. наук. – Тверь.- 2004.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессиональных деструкций. — М.: Академ. Проект.Екатеринбург: Деловая книга. — 2005.

17. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. — СПб: Питер. -2009.

Автор: Тлебалдина Ә.Е. Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы

Источник: Материалы международной научной конференции студентов и молодых учёных «Фараби әлемі», Алматы, Казахстан, 02-11 апреля 2019 г. Том 2. – Алматы: Қазақ университеті, 2019. – 588 с.

Профессиональные деформации личности: особенности проявления и пути преодоления: монография


Please use this identifier to cite or link to this item: http://86.57.159.49:8080//handle/docs/624

Title: Профессиональные деформации личности: особенности проявления и пути преодоления: монография
Authors: Семенова, Елена Михайловна
Keywords: психология
профессиональная деформация личности
профессиональное выгорание
монографии
Issue Date: 2019
Publisher: БИП
Abstract: По итогам многолетних теоретических и эмпирических исследований автора раскрываются актуальные вопросы, связанные с подходами к проблеме профессиональных деформаций личности, причин и механизмов их возникновения, психологические подходы к проблеме синдрома выгорания. Во второй главе представлен анализ проблемы профессиональных деструкций в разных профессиях, раскрываются вопросы влияния деформаций и выгорания на личную и профессиональную жизнь человека, обсуждаются возможности профилактики и коррекции данных негативных явлений профессиональной деятельности. Книга будет полезна психологам-ученым и психологам-практикам, студентам, руководителям всех уровней, педагогам, преподавателям и представителям других профессий субъект-субъектного типа, а также людям, интересующимся психологией.
Description: Семёнова, Е. М. Профессиональные деформации личности: особенности проявления и пути преодоления: монография / Е. М. Семёнова. – Минск : БИП, 2019. – 117 с. — Библиогр.: 111 назв.
URI: http://86.57.159.49:8080//handle/docs/624
ISBN: ISBN 978-985-7188-47-5
Appears in Collections:Монографии

Items in elib.amia.by are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Профессиональная деформация личности писателя — Cправочник писателя — ЖЖ

То, что профессия «накладывает отпечаток» на личность, думаю, все знают. В разной степени, правда. Процесс этот неизбежен. Любая профессия — это социальная роль. Вживаясь в роль, мы начинаем вести себя соответственно этой роли, даже если уже нет нужды играть эту роль. Страдают представитель буквально всех профессий. Учителя, врачи, психологи, миллиционеры, следователи, судьи, программисты,  даже писатели! В сети много информации о такого рода деформации. И стадии там достаточно разные, сразу и не понять, что да как. Однако, если проанализировать, то можно выделить следующие «универсальные» этапы профессиональной деформации:

Стадия 1 «Сверхценная идея величия»

Стадия 2 «Занижение своих достижений»

Стадия 3 «Нервное истощение»

Стадия 4 «Деперсонализация»

Различные исследователи непременно ищут (и успешно находят) проявления всех четырех ключевых стадий. Попробую пояснить каждую стадию.

1. Итак, сначала появляется сверхценная идея. Я профессионал! Я все могу!  Я нереально крут, я велик! Если такая мыслишка в вас хотя бы единожды проскальзывала, то вы на верном пути к деформации личности )))). Сверхценной идеей может являться, например, любая мысль, связанная с профессией, главное — чтобы существование «в профессии» стало доминировать над обычной жизнью вне профессии. Для писателя это особенно серьезно. Ведь писателя-профессионала обычно характеризует отсутствие жесткого рабочего графика. Писатель — всегда писатель. Так же как врач — всегда врач, а учитель — всегда учитель. Это и есть пример того, что Рубикон перейден. Весело? Еще бы! Дальше — еще интереснее.

2. Если работаешь упорно и много, то результаты усилий непременно будут. Для писателя это означает признание и толпу фанатиков — ценителей творчества конкретного писателя. Вам это льстит? Раздражает? Или оставляет полностью равнодушным? Выбирайте из предложенный вариантов свой. Выбрали? Молодцы. Если получилось выбрать, значит, вы на пути ко второй стадии. Это когда результаты собственного труда ревностно сравниваются с чужими достижениями, и на определенном этапе вы вдруг находите кого-то, кто лучше вас в профессиональном смысле. Пакостная мыслишка вспыхнула в мозгу и пропала, но разрушения, которые она оставила после себя, чудовищны. Вначале зависть и неискреннее восхищение коллегами, при этом вы периодически можете откатывается к стадии первой… То есть, назвать процесс деформации личности линейным нельзя.

3. Периодически возникают самые разные мысли в обозначенном диапазоне.  Наконец, наступает момент, когда начинаешь думать о себе, как о бездарности, ничтожестве-графомане. (муза ушла). Итак, перед нами типичный цикл профессиональной деформации личности. А это означает, что мы оказались на третьей стадии — стадии нервного истощения. Тут уже симптомы серьезного нервного расстройства. Третья стадия развивается медленно, но верно. И на финише человек оказывается в стадии деперсонализации.

4. Человек живет в вымышленном, искаженном мире. Все окружающее воспринимается исключительно с точки зрения писателя. Но собственного «Я» уже нет. Наступило полное разрушение личности. Страшная финальная точка. Итог.

Активный отдых, возможность отвлечься от работы и жить жизнью нормального человека большую часть суток, может отбросить вас (сделать откат) со стадии 3 или 4 на стадию 1 (хоть и временно). Это возможно, но необязательно. Стадии деформации неизбежны, а их продолжительность и степень развития отличаются у разных людей. Чем сильней вы погружены в профессию (например, участвуете в сумасшедшей гонке за популярностью и известностью, строча по роману в полтора-два месяца), тем процесс разрушительной деформации вашей личности протекает быстрее ((((. Но есть и такие, у кого этот процесс растягивается на долгие годы. Это радует. Обнадеживает, так сказать, ага )))) Тут, в связи с вышеизложенным, возникли некоторые соображения по поводу образа ГГ и второстепенных персонажей. Можно будет обсудить это в комментариях к данному посту, или же я напишу новый, если пожелаете, специально для этой цели. 😉  

DPI Труды


2021 3-й Международный семинар по мониторингу состояния конструкций железнодорожной системы (IWSHM-RS 2021)

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Proceedings of the American Society for Composites — тридцать шестая техническая конференция по композитным материалам

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Технология укладки асфальта 2018

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

31-й Международный симпозиум по баллистике

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Мониторинг состояния конструкций 2019

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Теплопроводность 33/Тепловое расширение 21

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Дизайн, производство и применение композитов — Двенадцатый совместный канадско-японский семинар по композитам

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Труды Американского общества композитов — Тридцать четвертая техническая конференция

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

2-й Международный семинар по мониторингу состояния конструкций железнодорожной системы (IWSHM-RS 2018)

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Труды Американского общества композитов — Тридцать третья техническая конференция

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

21-я Всемирная конференция IAPRI по упаковке

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Механическое поведение толстых композитов

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Параллельные вычислительные гидродинамики

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Теплопроводность 31

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Постройки в огне

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Шестая международная конференция по нелинейной механике (ICNM-VI)

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Достижения в области механики гетерогенных материалов 2011

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Дизайн, производство и применение композитов 2014

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Дизайн, производство и применение композитов 2012

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Симпозиум по покрытиям на водной основе 2013

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Симпозиум по покрытиям на водной основе 2012

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Мониторинг состояния конструкций 2013

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Мониторинг состояния конструкций 2011

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Реакция конструкций на экстремальные нагрузки (PROTECT 2015)

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Технология укладки асфальта 2017

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Автоматизированное производство композитов — Третий международный симпозиум

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

30-й Международный симпозиум по баллистике

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Труды Американского общества композитов — Тридцать вторая техническая конференция

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Мониторинг состояния конструкций 2017

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Технология укладки асфальта 2016

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Дизайн, производство и применение композитов

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

1-й международный семинар по мониторингу состояния конструкций железнодорожной системы

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Труды Американского общества композитов: тридцать первая техническая конференция

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

ДЮРАКОСИС

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Другие технические онлайн-процессы

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

29-й Международный симпозиум по баллистике

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Американское общество композитов — 30-я техническая конференция

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Мониторинг состояния конструкций 2015

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Композитные науки и технологии

Просмотреть материалы | Текущий выпуск | Регистр

Профессиональная деформация личности у работников

В настоящее время такая интересная сфера человеческой деятельности, как психология, шагнула далеко вперед, что связано со значительным спросом на психологическую поддержку многих людей в современном мире.Стремительный ритм жизни современного мира принес не только положительные моменты, но и отрицательные, выразившиеся в необходимости обращения людей к психологам для снятия психического напряжения. Кроме того, профессиональная деятельность также накладывает на человека достаточно серьезный отпечаток, так как ежедневное выполнение одних и тех же действий и обязанностей вызывает в человеке определенные изменения.

Профессиональная деформация — постепенное изменение некоторых черт личности, в том числе черт характера, поведения и общения с людьми, ценностных ориентаций и интересов, которые входят в привычку и становятся частью самого человека.В одних случаях это может проявляться очень ярко, в других в течение длительного времени изменения могут происходить медленно и незаметно. В любом случае человек становится другим, ведь любая сфера деятельности имеет свои закономерности и модели поведения, которые воздействуют на человека и накладывают на него свой отпечаток.

Следует отметить, что профессиональная деформация личности может быть как положительной, так и отрицательной, что во многом зависит от внутренней основы человека и его отношения к себе. Благотворное влияние профессиональной деятельности проявляется в повышении квалификационного уровня специалиста, увеличении объема знаний по своему предмету, умении принимать взвешенные и взвешенные решения, а также находить выход из сложных ситуаций.Такой человек вливается в коллектив, становится более коммуникабельным, налаживает тесные контакты со своими работниками, добросовестно относится к своему труду и стремится повысить производительность труда, сделав его более рациональным.

Однако профессиональная деформация может носить и негативный характер, принимая форму эпизодического или перманентного характера. Дело в том, что многие люди, проработав длительное время в одной организации и изучив все тонкости внутренней системы рабочего процесса, могут постепенно превратиться в заложников и негативно воспринимать информацию, которая касается улучшения работы и внедрения в нее новые технологии.Им будет казаться, что старая и отработанная схема организации самая лучшая, а любые изменения, нарушающие «статус-кво», приведут к ее ухудшению. Кроме того, достаточно серьезной проблемой для многих организаций является то, что некоторые сотрудники, проработавшие долгое время в сфере обслуживания клиентов, начинают общаться с людьми чисто функционально, начиная относиться ко всем людям с одинаковым подходом. Это негативно сказывается как на характере работника, так и на репутации компании, поэтому для предотвращения этого грамотные менеджеры часто проводят необходимые семинары и тренинги, где учат своих специалистов подходить к каждому клиенту индивидуально, с учетом различных обстоятельств дела. .

В системе образования такая проблема тоже может проявляться, так как довольно часто отмечается и профессиональная деформация личности педагога. В большинстве случаев здесь видны положительные моменты, которые проявляются в большей вовлеченности учителя в систему обучения и его стремлении учить людей и передавать им свои знания. Однако и здесь есть свои подводные камни, ведь в некоторых случаях профессиональная ориентация может быть неким скучным объяснением для изучающих известные вещи.Это нужно вовремя заметить и не допустить, чтобы это стало вредной привычкой.

Таким образом, можно сделать главный вывод, что каждый человек должен периодически проводить самоанализ своего характера и обращать внимание не на социальный характер своего поведения. Это позволит вовремя выявить нежелательные тенденции и сконцентрировать человека на воспитании исключительно положительных сторон его характера в процессе работы. В результате такого подхода профессиональная направленность человека будет исключительно положительной.

%PDF-1.4 % 779 0 объект > эндообъект внешняя ссылка 779 107 0000000016 00000 н 0000003952 00000 н 0000004161 00000 н 0000004197 00000 н 0000004881 00000 н 0000004956 00000 н 0000005110 00000 н 0000005264 00000 н 0000005418 00000 н 0000005572 00000 н 0000005725 00000 н 0000005879 00000 н 0000006034 00000 н 0000006166 00000 н 0000006310 00000 н 0000006456 00000 н 0000006593 00000 н 0000007143 00000 н 0000007356 00000 н 0000007393 00000 н 0000008353 00000 н 0000008467 00000 н 0000008579 00000 н 0000008606 00000 н 0000009304 00000 н 0000009331 00000 н 0000009676 00000 н 0000009931 00000 н 0000010560 00000 н 0000010587 00000 н 0000010614 00000 н 0000012452 00000 н 0000012726 00000 н 0000013271 00000 н 0000013461 00000 н 0000014032 00000 н 0000016025 00000 н 0000017311 00000 н 0000019031 00000 н 0000020464 00000 н 0000021872 00000 н 0000022016 00000 н 0000022823 00000 н 0000022850 00000 н 0000024285 00000 н 0000024546 00000 н 0000024860 00000 н 0000025383 00000 н 0000026951 00000 н 0000519622 00000 н 0000519692 00000 н 0000519800 00000 н 0000544208 00000 н 0000544477 00000 н 0000544547 00000 н 0000544654 00000 н 0000557390 00000 н 0000557683 00000 н 0000558261 00000 н 0000558974 00000 н 0000559262 00000 н 0000579674 00000 н 0000600717 00000 н 0000600835 00000 н 0000600949 00000 н 0000601024 00000 н 0000601215 00000 н 0000601285 00000 н 0000615916 00000 н 0000616051 00000 н 0000666923 00000 н 0000666993 00000 н 0000667256 00000 н 0000667400 00000 н 0000667427 00000 н 0000667805 00000 н 0000668408 00000 н 0000668491 00000 н 0000669363 00000 н 0000669446 00000 н 0000669735 00000 н 0000669818 00000 н 0000686036 00000 н 0000686119 00000 н 0000686231 00000 н 0000686314 00000 н 0000686384 00000 н 0000686467 00000 н 0000686930 00000 н 0000687013 00000 н 0000692516 00000 н 0000692795 00000 н 0000693099 00000 н 0000697363 00000 н 0000697402 00000 н 0000701666 00000 н 0000701705 00000 н 0000705969 00000 н 0000706008 00000 н 0000710272 00000 н 0000710311 00000 н 0000714575 00000 н 0000714614 00000 н 0000718878 00000 н 0000718917 00000 н 0000003758 00000 н 0000002488 00000 н трейлер ]/Предыдущая 1117086/XRefStm 3758>> startxref 0 %%EOF 885 0 объект >поток х:TkLSg~iBoBe.быть R((GEAEgl˲a%3YNqyy>

БЮРОКРАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ЛИЧНОСТЬ. – Жизнь и литература

Роберт Мертон был социологом-функционалистом. Он хотел создать стабильное общество и признавал, что не все функции были положительными и интересовались социальными структурами и их влиянием на человека (индивида) и его окружение. Мертон обращается как к идеальной бюрократии, так и к ее слабостям, что делает его дискурс научным и может использоваться для политических исследований.

Роберт К. Мертон в « Бюрократическая структура и личность » исследует структуру и дисфункции бюрократии, сосредоточив внимание на идеальной бюрократии Макса Уэббера.Мертон подчеркивает, что бюрократия нуждается в определенной степени соответствия определенным установленным образцам действий, что подразумевает по существу дисциплину, которая может быть эффективной только в том случае, если в идеальных образцах менеджеры в организациях посвящают свои усилия выполнению своих обязанностей, одновременно стремясь к ограничению своих полномочий и полномочий. в первую очередь своей компетенции. Существуют регулярные модели деятельности, которые функционально связаны.

Роберт Мертон
Авторы и права: Getty Images/Pictorial Parade

Личные и внутренние характеристики некоторых бюрократов заставляют их предпочитать сложные правила и положения.Например, некоторые менеджеры организаций определяют свои предпочтения для большего количества правил. Мертон отмечает важность строгого соблюдения правил, но отмечает, что следование этим правилам не обязательно означает эффективность. Существует необходимость в том смысле, что разные роли требуют разных инструкций. Правила безличны и ложатся на власть с учетом социальной дистанции между должностным лицом и должностью. Безличные правила, как правило, оказывают давление, которое не требуется для надлежащей оперативной деятельности.

Оценка эффективности связана с соблюдением правил, чтобы вознаграждать тех, кто бесконечно следует этой цепочке полномочий, которая является ключевым отношением между офисами взаимодействия в организации. Вознаграждение осуществляется таким образом, чтобы способствовать производительности членов, чтобы гарантировать, что они работают самоотверженно, не нуждаясь в каком-либо давлении, поскольку их вознаграждение служит стимулом.

Угрозы, несоблюдение правил считаются угрозой для достижения поставленных целей организации.Правила важны для обеспечения принятия стандартных практик, что обеспечивает надлежащую практику. Особое внимание уделяется индивидуальному подходу к делу, особенно в отношениях с клиентами. Это означает, что индивидуальные восточные процедуры повышают эффективность и результативность.

Меритократия как концепция идеальной бюрократии также продвигается Мертоном, который предполагает, что распределение ролей осуществляется на основе технических квалификаций посредством стандартных процедур, таких как собеседования, которые должны быть безличными.Это подчеркивает чувство специализации, к которому обращается Мертон, хотя и со спецификой, основанной на его достоинствах.

Профессиональная деформация — это склонность бюрократов смотреть на вещи с точки зрения своей профессии и забывать о более широкой перспективе. Это увековечивает организационную дисфункцию, которая представляет собой разрыв между организационными ритуалами и личным пренебрежением к достижению определенных поставленных целей.

Стандартные операционные процедуры некоторых специалистов в области государственного управления, очевидно, также подвергаются критике со стороны Мертона.Консервативность некоторых бюрократов в сопротивлении переменам также широко рассматривается Мертоном. Он особенно недоволен религиозной приверженностью нормам без гибкости. Некоторые государственные служащие настолько привыкли к определенным способам ведения дел, что эта черта мешает приспособиться к инновациям, чтобы измениться.

Нравится и не нравится в работе фактор, искажающий операционную деятельность. Ориентация какого-то рода затрудняет рутинную работу и вызывает монотонность среди рабочих, пока они просто не работают ради формальности, не обращая внимания на реальные цели того, почему они являются государственными служащими.Определенные предпочтения в отношении правил, например, когда одни лидеры предпочитают больше правил, а другие меньше правил. Это означает отсутствие объективности, так как действует стандартное операционное правило.

ПРИТЧИ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.

Наука управления должна основываться на фактических предпосылках административных решений .’
-H. Саймон.

Герберт Саймон называет «принципы» управления пословицами и мифами. В его тексте дискурс кажется критикой административных теорий за то, что они не могут служить событиям реальной жизни.Саймон фокусируется на специализации, максимальной власти, диапазоне контроля и группировании рабочих. Специализация, по Герберту, тесно связана с административной эффективностью. Единоначалие в основном в принятии решений важно для избежания трений с подчиненными.

Рабочие были сгруппированы в целях контроля, идентифицируя их такими, какие они есть. Ограниченная рациональность исходила из его понимания того, как принимать решения в связи с административными действиями, основанными на фактах и ​​принятом поведении.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.