Что такое социализация личности: Социализация личности. Этапы социализации личности.

Содержание

Социализация личности политическая — это… Что такое Социализация личности политическая?

Социализация личности политическая
Социализация личности политическая
включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику. Особенность сферы политического обуславливает содержание пред­посылок и действительности политической социализации. К содержанию данной формы социализации следует отнести развитие политического соз­нания, политической культуры, политической практики или опыта, электо­ральное воспитание, политическое участие, субъектно-политическую дея­тельность и т. д. По М. Веберу, можно выделить несколько типов полити­ческой среды, которые определяют способ социализации личности: патри­архальный, подданнический и активистский. Разные типы политических структур предполагают различные содер­жательные и формальные условия социализации. Так, патриархальная среда предполагает доскональное знание политических традиций и ритуалов. С раннего возраста политическое воспитание направлено на выработку сос­тояния влюбленности и почитания субъектов управления и власти. В такой системе наблюдаются политические ориентации на интересы коллектива, которые концентрируются в личности представителей политической элиты. Легитимность при патриархальной социализации носит традиционный харак­тер. Лояльность по отношению к патриарху со стороны активных в полити­ческом отношении личностей доводится до самопожертвования. В обществе, в котором господствует подданнический тип полити­ческой культуры, основой социализации выступает абсолютизированная ло­яльность по отношению к любой структуре власти. В процессе социализа­ции осуществляется нивелировка (усреднение) личности и выработка уста­новки, что элита всегда права и что борьба с ней невозможна. Личность при такой социализации имеет низкий уровень активности, самосознания, критичности, человеческого и политического достоинства. Активистский способ социализации предполагает высокую политическую гражданскую и политическую культуру, владение системой прав и обязанностей граждани­на и умение действовать эффективно в пределах закона. По поводу характера политической социализации в России нет едино­го мнения, поскольку она не изучена в полной мере. Многие процессы со­циализации находятся в сфере теневых отношений, носят парадоксальный характер. Если демократия в России получит свое развитие, то полити­ческая социализация превратится в серьезную проблему для общества, поскольку реальная политическая культура и форма социализации носят архаизированный, недемократический характер.

Коротец И.Д.

Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.

  • Социал-демократия
  • Социализм

Полезное


Смотреть что такое «Социализация личности политическая» в других словарях:

  • Социализация

    — Социализация  процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе …   Википедия

  • Социализация политики — 1) входная функция политической системы, выражающаяся в приобщении членов общества к политической деятельности; 2) процесс изменения политики в зависимости от развития социальных отношений, социального опыта и культуры субъектов политики;… …   Политология. Словарь.

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… …   Политологический словарь-справочник

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения законов, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами. В соответствии со сказанным,… …   Политическая психология. Словарь-справочник

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Выделяются различные типы С.п.: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация это… …   Политология: словарь-справочник

  • Политическая социализация — [греч. politika искусство управлять и лат. socialis общественный] процесс включения индивида в политическую систему. По аналогии с процессом социализации П. с. понимается как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в… …   Психологический лексикон

  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс включения индивида в политическую систему посредством оснащения его опытом данной системы и возникшего на ее основе государства, закрепленными в политической культуре. В результате формируется политическое сознание и поведение… …   Глоссарий по политической психологии

  • Социализация — (от лат. socialis общественный)     развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин С. заимствован из политэкономии; применительно к развитию человека стал использоваться в последней… …   Педагогический терминологический словарь

  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — понятие, возникшее в западной соц. и политич. психологии. Впервые С.п. стала предметом специального теоретич. исследования в 1959 г. Содержание этого понятия в западной литературе определяется по разному и иногда противоречиво. Для одних авторов… …   Российская социологическая энциклопедия

  • КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — (chinese political thought) Китайская классическая философия была обращена в первую очередь к политике в широком смысле, однако о систематизированной политической философии как таковой в Китае говорить не приходится. Китайские города периода… …   Политология. Словарь.

Доклад Социализация личности сообщение

Социализация, как термин, не имеет какого-либо конкретного и четкого определения в психологии.

Все привыкли к общепринятому определению данного термина, как процесс некого формирования или становления личности, в каких либо конкретных условиях влияния общества. Ведь человек с рождения развивается, воспринимает и усваивает полученную информацию. С детства мы асоциальны, и нас учат тому, как можно себя вести и как нельзя, развивают навыки общения с людьми и поведению в рамках той или иной ситуации.

На протяжении всей жизни у человека формируются те или иные качества, моральные устои и принципы, свои мнение и взгляды на конкретные вещи.

Пять стадий социализации личности:

1)    Первичная социализация – данную стадию так же принято называть стадией адаптации. Длится она от самого рождения ребенка до становления его подростком, когда происходят первые этапы становления и формирования личности. Ребенок копирует поведение родителей, начинает воспринимать эмоции, пытается подражать поведению окружающих;

2)    Индивидуализация – стадия, наступающая с подросткового возраста, когда у подростка возникает желание «выделиться из толпы». Он начинает активно искать себя в каких-либо начинаниях, проявлять интерес к спорту или творчеству, например. Данную стадию по-другому принято называть промежуточной социализацией;

3)    Интеграция – третья стадия на пути становления личности, которая характеризуется тем, что человек ищет свое собственное место в социуме и пытается найти признание среди людей. Данная стадия считается успешно пройденной в случае принятия обществом свойств и качеств индивида как человека, как личность;

4)    Трудовая – четвертая стадия, самая длительная из всех, т.к. человек большую часть своей жизни посвящает трудовой деятельности. В процессе работы он не только получает и усваивает социальный опыт, общепринятые меры, формирует свой характер, но и применяет полученный в процессе работы и жизни в целом опыт на практике;

Послетрудовая стадия – рассматривается учеными, как стадия, которая вносит большой вклад в воспроизведение полученного жизненного опыта, в процессе передачи этого опыта детям, внукам – т.е. новому поколению.

Доклад №2

Социализация – это обществоведческий термин, означающий процесс становления личности. В процессе социализации человек усваивает необходимые знания, нормы и ценности, которые позволяют ему адаптироваться в обществе. Данный момент длится на протяжении всей жизни человека, начиная с воспитания в семье. А помогают в усвоении жизненных норм игра, учение и труд. Главными агентами социализации являются семья, школа, армия и церковь.

Первичный этап социализации

Первичный этап характеризуется межличностными отношениями в малых группах. Он длится до формирования зрелой личности. Агентами являются друзья, ровесники, родители и прочие родственники, учителя и тренеры. Первоначальным окружением ребёнка является семья, в которой он родился. Именно от родителей и воспитания зависит то, какие качества будут преобладать у детей, усвоят ли они моральные нормы и правильно ли определят для себя истинные жизненные ценности. Однако семья может негативно повлиять на ребёнка, развить в нём инфантильность. В таком случае, взрослый человек будет лишён самостоятельности, а в его поведении будут заметны черты, присущие маленьким детям. Во время игры дети общаются друг с другом и усваивают нормы поведения в обществе. Принимают на себя различные социальные роли и адаптируются. Важнейшим моментом является процесс половой идентификации. Мальчики и девочки понимают различия полов и гендерные обязанности. Но данную ситуацию нельзя выпускать из-под контроля, чтобы не допустить гендерного неравенства. Не менее важно общение не только с семьёй и родственниками, но и со сверстниками. Именно друзья учат ребёнка самостоятельности и адаптации в обществе. Происходит распределение социальных ролей и статусов. Когда индивид, в процессе первичного этапа, становится личностью, его ожидает следующий этап, который будет длиться до биологического завершения существования.     

Вторичный этап становления личности

Вторичная социализация – это процесс интеграции индивида в новые общественные секторы. Агентами являются формальные организации и учреждения, администрация, СМИ и лидеры партий. Социализация в процессе труда характерна для уже сформировавшихся людей и относится к вторичному этапу. Важную роль играют СМИ. Они помогают человеку формировать мнение или навязывают уже готовое. В государстве с тоталитарным политическим режимом СМИ транслируют только ту информацию, которая выгодна власти. Это позволяет сформировать индивидов так, как необходимо для правительства. На протяжении вторичного этапа личность приобретает жизненный опыт и новые социальные роли.

Социализация личности

Популярные темы сообщений

  • Роль бактерий в природе

    Бактерии – это большая группа микроорганизмов. Мы не видим их невооруженным глазом, но они есть повсюду. Существует мнение, что именно бактерии были первыми живыми организмами, появившимися на нашей планете. Бактерии выполняют разные роли в природе.

  • Спорт
  • Черные дыры

    Черные дыры — одна из самых загадочных и могущественных сил во вселенной. Черная дыра — это место, где гравитация стала настолько сильной, что ничто поблизости не имеет сил уйти. Это область пространства — времени.

4.2. Социализация и личность. Социальная психология

4.2. Социализация и личность

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания.

Содержание процесса социализации

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс.

Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема Я-концепции включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (выражение себя в поведении).

Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности.

Стадии процесса социализации

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т. е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить то обстоятельство, что проблема эта еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка ее вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определенная социальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу.

Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

В качестве агентов социализации рассматривают наиболее активных акторов в процессе передачи социального опыта индивиду и осуществляющих контроль за воспроизводством социального опыта. В социальной психологии в качестве агентов социализации называют «значимых» для развития личности – родителей, близких друзей, возлюбленных и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Политическая социализация личности

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человек, в процессе его политической социализации, которая представляет собой процесс включения личности в политику и функционирование в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков полити­ческого участия. Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, поскольку политические представ­ления и установки постоянно обновляются, изменяются, совершенству­ются, уточняются в зависимости от конкретных социально-политических условий.

Политическая социализация включает в себя не только освоение поли­тических знаний, но и личную политическую активность человек. Осуще­ствляется политическая социализация личности двумя основными путя­ми. Во-первых, это политическое «научение», т. е. передача накопленного политического опыта, воплощенного в определенном типе политической культуры, что осуществляется в процессе обучения и с помощью средств массовой информации. Во-вторых, приобретение личностью собственно­го опыта, новых, ранее неизвестных знаний, выработка собственного поли­тического поведения. В реальной политической практике эти два направ­ления существуют неразрывно и взаимно дополняя друг друга.

На процесс политической социализации личности влияет система факторов, среди которых выделяются:

1. Политические: характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень разви­тия институтов гражданского общества, взаимоотношения личности и власти, тип политической культуры, взаимодействие исполнительной, судебной, законодательной власти, тип избирательной системы и т. д.

2. Неполитические: уровень образования личности, ее социальное ок­ружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, мо­рально-нравственные ценности и т. д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько крепко переплетены, что порой их трудно отделить друг от друга. Их удельный вес и приоритетность зависят от конкретно-исторических ус­ловий, сложившихся в том или ином обществе. В конечном итоге это ведет к формированию определенного «политического человек», разли­чающегося по степени его включенности в политику, его активности, раз­вития его политического сознания и т. д.

Политическая социализация охватывает весь процесс становления чело­век как субъекта политики и может рассматриваться только как единство изменения социальных и личностных сторон жизнедеятельности индивида. При этом важно учитывать, что возрастные рамки развития личности существенно отличаются от границ ее социализации тем, что послед­няя не ограничивается каким-то рубежом, а в различных формах продол­жается всю жизнь.

В самом процессе политической социализации выделяют два ее этапа: активный и стабшизирующее-корректирующий. Сразу же надо отметить, что четких границ они не имеют, можно говорить лишь об их доминиро­вании в различные возрастные периоды. Так, активный этап длится не всю жизнь, а лишь тот период, который необходим для усвоения личностью комплекса основных для данного общества ценностей, идеалов, выработки устойчивой системы социальных ориентации. Как правило, он охватывает период детства и юности. Инструментами по­литической социализации в данном случае выступают семья, дошколь­ные учреждения, школа, техникумы, вузы, средства массовой инфор­мации, общественные организации, в определенной степени трудо­вой коллектив и само государство.

Стабилизирующе-корректирующий этап характеризует периоды более позднего развития личности и охватывает собой период актив­ной трудовой и общественно-политической деятельности. Он предпо­лагает внесение определенных корректив в сложившуюся систему взглядов. Именно в этот период вырабатываются основные политиче­ские позиции становления социально зрелой личности, и более полно реализуется политическая сущность человек. Наиболее значимыми институтами политической социализации личности в этот период являются средства массовой информации, производственный коллек­тив, общественные организации, формальные и неформальные груп­пы.

Основными признаками политической социализации личности явля­ются:

• наличие политических ценностей, норм и стабильность политиче­ских мотивов;

• способность к выработке программы политической деятельности и ее реализации в соответствии с поставленными целями;

• определенный уровень активности в политической деятельности и умение втягивать в ее орбиту других членов общества;

• общий уровень политической культуры и уважение к взглядам и позициям других.

Политическая социализация личности выполняет в обществе ряд функций:

Информационная функция предполагает передачу человеку опре­деленных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить чело­век к системе исторически сложившихся в данном обществе политиче­ских ценностей, идеалов, ориентации, норм поведения.

Установочно-нормативная функция тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирую­щейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятелышя функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и вы­работанных стереотипов поведения.

В своей совокупности эти функции выполняют общую задачу — формирование личности как политически активного гражданина соот­ветствующего государства.

5.Социализация личности

Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют ее социальное взаимодействие, общение и деятельность. Вначале через взаимодействие и общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается се субъектность.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация» (см. подробнее об адаптации в гл. 31 данною учебника). Социализация здесь рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду через его приспособление к культурным, социальным и психологическим обстоятельствам и внутреннее принятие им социальных и других норм, правил, ценностей, образцов поведения и деятельности и т.п.

Иначе понимается социализация в гуманистической психологии, представителями которой являются Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др. В ней социализация — это процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

Эти два подхода не противоречат один другому и определяют двусторонний характер социализации.

Общество (в наши дни государство) с целью воспроизводства социальной системы, сохранения (либо разрушения) тех или иных социальных структур стремится сформировать социальные стереотипы и стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные, религиозные и др.), образцы ролевого поведения. Чтобы не быть в оппозиции по отношению к социальным институтам, обществу в целом, личность усваивает этот социальный опыт, систему существующих социальных связей и отношений и таким образом становится полноправным членом данного общества. Психологическим механизмом такого процесса социализации выступает механизм идентификации. Однако в силу своей природной активности личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности. Следствием действия этой тенденции являются развитие и преобразование не только самой личности, но и среды обитания человека. Ведущим психологическим механизмом такого процесса социализации личности является механизм обособления.

К числу других психологических механизмов, с помощью которых человек овладевает социальным опытом, относятся: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение (см. подробнее об этих механизмах в гл. 26 данной книги).

Таким образом, социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности через освоение человеком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Это процесс социального развития личности, которое выступает определяющей базовой основой личности как психического феномена.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее с социальной средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной, технической и природной среде.

Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — проявляется индивидуальность человека, осуществляются экстериоризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах; разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, спорт) и др.

Чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, ведущий вид деятельности, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, религия.

В то же время нельзя и переоценивать роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть «неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена».

Переоценка роли социальной среды (Гельвеций, Дидро, Оуэн) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя.

Деятельность и социальные обстоятельства играют определяющую роль в социализации и становлении личности. Вместе с тем исключительно большое значение в овладении личностью социальным (и другим) опытом имеют системы ее неформальных психологических связей и отношений, ее социально-психологические взаимодействия. Это — социально-психологическая социализация личности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, собственным духовным ростом.

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Социализация — это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он имеет специфические этапы (стадии), каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке утвердилось положение о том, что социализация более продуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

— дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

— трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека;

— послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности.

Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития ее познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Имея в виду это положение, он выделил три фазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство — адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество — индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности быть личностью; юность — интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

В процессе социализации личность «примеривает» на себя и выполняет различные социальные (и психологические) ролевые функции и таким образом проявляет свою индивидуальность, свой потенциал. Так можно получить представление об особенностях вхождения индивида в социальный мир. О достаточно высоком уровне социализированное™ личности свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения, сохраняя и проявляя, утверждая при этом свою индивидуальность.

В целом, личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя социальных духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влиянием социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, развитии и формировании личности, ее личностных структур: личностного в личности. Наряду с этим в личности есть и то, что, не являясь личностным, ее существенно характеризует. Например, биологически обусловленные подструктуры личности (К. К. Платонов): темперамент, полоролевые особенности личности и т.п., экологически обусловленные особенности личности (характер — нордический) и др.

Как видим, в личности целесообразно выделять две группы характеристик:

— личностные, характеризующие человека как носителя тех или иных социальных (политических, нравственных, правовых, эстетических, этнических, религиозных и др.) ценностей, норм, правил, отношений, позиций, взглядов, убеждений. Это своеобразное ядро личности, ее сущностные базовые основания, без чего сам феномен личности в человеке не может сформироваться;

— то в личности, что, не являясь личностным, ей присуще и характеризует ее биологически, экологически, технически и технологически обусловленные особенности: знания, умения, навыки, способности человека, его темперамент, отдельные (как общие, так и специфические) черты характера, особенности когнитивной и психомоторной сфер личности, левополушарного или правополушарного развития и т.п.

Таким образом, в личности есть личностное, сущностное и то, что, не являясь личностным, может выступать ее значимыми характеристиками.

В процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

И профессиональное становление личности невозможно без профессиональной социализации личности специалиста.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражданина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, политического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как овладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализация личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ

Библиографическое описание:

Булыгина, Д. А. Социализация личности учащихся основной школы в условиях информационно-коммуникационной среды ОУ / Д. А. Булыгина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2197/ (дата обращения: 12.04.2022).

Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптивной личности, а с другой стороны, реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение выпускников. На это указывает и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: «Главные задачи современной школы – раскрыть способности каждого ученика, воспитать порядочного и патриотичного человека (гражданина, патриота своей страны), готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [2,с.1]. Речь идет о социализации учащихся непосредственно в образовательной среде ОУ.

Под социализацией личности мы понимаем процесс включения индивида в жизнь общества через усвоение личностью норм поведения в обществе, приобщение ее к ценностям общества, осознание личностью себя как части общества, своей ответственности перед людьми. «Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная – в основной и средней школе», – отмечает В.И. Загвязинский» [3, с.27].

Социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении. Ученые (В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, О.А. Селиванова, Т.А. Строкова, С.В. Шмачилина) выделяют стихийную социализацию, происходящую за счет инстинкта подражания, и целенаправленную социализацию, осуществляемую посредством обучения и воспитания. Одной из актуальных в наше время педагогических проблем является поиск методов и способов нейтрализации действия негативных факторов стихийной социализации (влияние группы асоциально настроенных сверстников на личность ребенка, роль СМИ в формировании целого ряда вариантов отклоняющегося поведения, интернет-зависимость, агрессивное окружение, алкоголизация и др.).

Между тем практика показывает, что основная школа сегодня не учитывает названную выше проблему и продолжает предоставлять учащимся лишь набор определенных знаний. Учителя не учитывают, с одной стороны, специфику подросткового возраста, а с другой – современную ситуацию в информационном развитии нашего общества. «Учебный процесс в основной школе, являясь монополистом в жизнедеятельностном пространстве ребенка, продолжает строиться через жестко заданную классно-урочную систему, в которой учитель продолжает оставаться единственным носителем информации, субъектом коммуникации», – утверждает Ш.А. Амонашвили [1, с.42]. Следствием этого является резкое падение интереса учащихся к процессу обучения и его результативности: растет количество подростков, покидающих школу и пополняющих асоциальную среду общества.

Решением проблемы, на наш взгляд, могло бы стать создание такой образовательной среды, в которой учащийся вынужден занимать активную личностную и социальную позицию и наиболее полно раскрываться как субъект учебно-воспитательной деятельности. Речь идет об информационно-коммуникационной среде ОУ, вовлекающей учащихся в процесс межличностного и межкультурного общения, в том числе и интерактивного, «в котором каждый учится аргументировать, доказывать, обосновывать свою позицию, используя средства информационных технологий» [4, с. 115].

Информационно-коммуникационная среда – особая образовательная среда, базирующаяся на широком использовании информационных технологий. Как отмечает И.Г.Захарова, «информационно-коммуникационная среда – это сложная система, включающая следующие главные компоненты: интеллектуальные, культурные, программно-методические ресурсы, содержащие знания и технологии работы с ними (поиск, хранение, обработка, применение), зафиксированные на соответствующих носителях информации; организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие среды в ходе образовательного процесса; средства коммуникационных технологий, обеспечивающие взаимодействие субъектов образовательного процесса и открывающие доступ к ресурсам среды» [3, с. 168].

Информационно-коммуникационная среда ОУ развивается, как правило, на трех уровнях:

  • на первом уровне в качестве основы формируется медиатека с выходом в Интернет;

  • на втором уровне происходит развитие за счет наработок педагогов;

  • на третьем уровне – за счет наработок учащихся.

Информационно-коммуникационная среда активизирует творческие процессы в ОУ, предоставляя свободный выбор ресурсов для воплощения замыслов в сочетании со средствами, необходимыми для осмысления и обобщения результатов, обеспечивая тем самым дополнительные возможности познания окружающей действительности, развития и социализации личности.

Язык информатики в информационно-коммуникационной среде выступает как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к мировым культурным ценностям, что позволяет включить язык информатики в коммуникативную надпредметную деятельность, соотносимую с сензитивным периодом речевого развития школьника. Главными участниками процесса обучения в информационно-коммуникационной среде являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном информационном партнерстве.

Основные принципы построения информационно-коммуникационной среды таковы:

1. Информационная направленность обучения через применение средств информационных технологий в изучении предметов разных образовательных областей [5, с. 181-183].

2. Функциональность предполагает, что освоение любого предмета происходит в информационно-коммуникативной деятельности, в которой учащийся выполняет какую-либо коммуникативную задачу средствами информационных технологий: подтверждает мысль, утверждает собственную точку зрения, презентует собственную позицию [7, с. 69-71].

3. Ситуативность – ролевая организация учебного занятия: письма по Интернету, слайд-фильмы, мультимедийное сопровождение и др..

4. Коллективное взаимодействие – такой способ организации процесса обучения, при котором ученики активно общаются друг с другом, и условие успеха каждого является успехом остальных [7, с. 71-75].

6. Моделирование: объем знаний представлен в концентрированном, модельном виде: схемы, таблицы, диаграммы, гистограммы и др.

Особенности методики в информационно-коммуникационной среде заключаются в следующем:

1. Упражнения должны быть по характеру информационно-речевыми, то есть упражнениями с презентацией результата средствами информационных технологий.

2. Пространство общения представляет собой «погружение» в информационно-коммуникационную среду через интегрированные уроки информатики и других предметов различных образовательных областей, а также социальная практика: знакомство с работой информационных центров, рекламных агентств и др. [5, с. 190-195].

Важное место в реализации личности в информационно-коммуникационной среде занимает проект учащихся как способ эффективно выстраивать какой-либо тип деятельности: проект позволяет так спланировать деятельность, конструкторскую разработку, управление, чтобы достичь результата оптимальным способом.

Особенностью практической реализации описанной информационно-коммуникационной среды обучения в МБОУ Лицей г. Нижний Тагил Свердловской области является вовлечение школьников в активный информационный процесс обучения, что значительно повышает возможности воспитательного характера урока. Организатором процесса обучения на уроке остается учитель, однако существенно меняется его роль. Учитель регулирует ход работы учащихся на уроке, согласует воздействие и взаимодействие учащихся, тренирует их в использовании средств информационных технологий и этим формирует способность учащихся к осуществлению ответственного выбора в той или иной социальной ситуации в насыщенной информационной среде. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при взаимодействии, что способствует социализации его личности. В позитивных результатах реализации информационно-коммуникационной среды ОУ убедил нас социально-психологический портрет выпускников девятых классов МБОУ Лицей в 2011 году. Он продемонстрировал желание юношей и девушек в дальнейшем связать свою профессиональную деятельность с социальной сферой (85%) и словесностью (87%). Отмечалось повышение самооценки выпускников: 98% учащихся утверждало, что умеют вступать в диалог, отстаивая собственную позицию, а 81% делает это с удовольствием; 89% говорило о готовности самостоятельно оценивать собственные действия и действия своих оппонентов в коммуникации; 96% говорило об умении использовать ИКТ в межличностной и межкультурной коммуникации. Полученные результаты доказали, что в условиях информационно-коммуникационной среды обучения происходит «освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями» [6, с. 39-40].

Учитывая, что процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого, мы считаем, что создание в ОУ информационно-коммуникационной среды обучения станет обязательным условием социализации личности.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 2000. – 559 с.

  2. Медведев Д.А. О национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». – Послание Федеральному собранию, 5 ноября 2008 г.

  3. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:Народное образование, 1998. – 256 с.

  5. Снежневская М. А. Учебное пособие для учащихся 6 классов средней образовательной школы. – М.: Московский учебник, 2003. – 175 с.

  6. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.

  7. Хренова О.М. Методические рекомендации. Методические советы к учебнику для 6 класса Литература. – М.: «Мнемозина», 2002. – 203 с.

Основные термины (генерируются автоматически): информационно-коммуникационная среда, информационно-коммуникационная среда обучения, образовательная среда, образовательный процесс, особая образовательная среда, профессиональная деятельность, собственная позиция, современная ситуация, социализация личности, стихийная социализация.

Похожие статьи

Построение

образовательной среды современной школы

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если

— пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся

К вопросу о структуре

образовательной среды учебных…

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Социализация личности младшего школьника на уроках…

информационнокоммуникационная среда, социализация личности, современная ситуация, собственная позиция, профессиональная деятельность, особая образовательная среда, образовательный процесс

Инновационные технологии

социализации дошкольников…

Ключевые слова: социализация дошкольника, инновация, технологический процесс, личность ребенка, развивающее образовательное пространство, интеграция современных технологий, социальное окружение.

Деловая игра в воспитательном пространстве

образовательной

образовательная среда, среда, образовательный процесс, социокультурное пространство, образовательный материал, психодидактический компонент

Построение образовательной среды современной школы.

Формирование информационнообразовательной среды вуза.

Проектирование

современной информационной…

образовательный процесс, интерактивная доска, учебный процесс, Информационнообразовательная среда, ученик, информационная образовательная среда, образовательное учреждение…

Образовательная среда вуза: типология, функции, структура

В статье рассматривается проблема создания образовательной среды с целью формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета, предложено в составе ее структуры выделить материально-технический…

Интегрированная

информационнокоммуникационная

В данной статье предложена модель интегрированной информационнокоммуникационной образовательной предметной среды детского сада при организации образовательного процесса с информационнокоммуникационными технологиями в обучении детей…

Организация проектной

деятельности по обеспечению…

Ожидаемые результаты: выявление содержания понятий «позитивная социализация», «личностное развитие», «образовательная среда» в контексте темы проектной площадки…

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Социализация личности и отклоняющееся поведение

Личность — система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его интеграции в систему социальных отношений.

Личность формируется на биологической основе при усвоении социальных и культурных норм, поэтому для становления личности необходим процесс социализации.

Социализация — это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Человек не может полноценно развиваться в одиночку — только выстраивая взаимоотношения с себе подобными, он сможет достичь необходимых интеллектуальных, моральных и физических показателей.

Пример:

социализация начинается с первых секунд жизни малыша — это вхождение в семью, первый социальный конструкт на пути развития личности. В детском саду ребёнок получает первые навыки соблюдения социальных норм, правил поведения. Школа развивает в нём интеллектуальные качества для полноценного вхождения в мир общества.

Постепенная интеграция взрослеющего индивида в общество — залог его успешной и счастливой жизни.

Общество создало нормы и правила, чтобы каждый человек чувствовал себя комфортно, совершенствовался и находил взаимопонимание. Если человек не соблюдает эти нормы, то его поведение считается отклоняющимся.

Отклоняющееся (девиантное) (от лат. deviatio — «отклонение») поведение — социальное поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Существуют уровни отклоняющегося поведения:

Пример:

человек ругается матом в общественном месте;

Пример:

футбольные фанаты;

Пример:

полицейский произвол.

Безвредные нарушения общественных норм, как правило, не влияют на общество в целом.

Пример:

традиционные религиозные праздники.

Крайняя степень отклонения от нормы — преступление, за которым последует социальный ответ — наказание.

Девиантное поведение — это отклоняющееся от нормы поведение, но не всегда только негативное. Поэтому различают позитивное и негативное отклоняющееся поведение.

 

 

Стремясь выразить обществу несогласие с социальными нормами и правилами, индивид переступает черту и совершает противоправные поступки. Так свобода его действия превращается в несвободу и нарушение прав остальных членов общества. Человек не пытается адаптироваться, найти своё место, он совершает правонарушение.

Делинквентное поведение — нарушение норм, подпадающее под категорию противоправного действия.

 

Формы девиантного и делинквентного поведения схожи, но тяжесть последствий в последнем случае выше.

Особенность девиантного поведения — намеренное желание нарушить установленные правила, что впоследствии может нанести вред членам общества.

  • Социологи видят в этом поведении угрозу выживания устоявшейся социальной среды.

  • Медики рассматривают его с точки зрения патологических нарушений психики.

  • Психологи рассматривают отклонения на психологическом уровне, когда нарушение является результатом неоформившихся нравственных норм.

Схема 1. Причины негативного отклоняющегося поведения

Алкоголизм — частое и привычное явление в семьях. Об этом говорит стереотип об обязательных пятничных прогулках в бар или застолий по праздникам. Эти традиции незаметно меняют сознание употребляющего, переводя его в разряд алкоголиков, которые одержимы мыслью выпить. Последствие — безвозвратное разрушение личности.

 

К сожалению, немногие люди могут остановиться ещё на первой стадии алкоголизма и понять всю серьёзность ситуации. Из жизни человека постепенно уходят крепкое здоровье и карьерные перспективы. Из-за чрезмерного употребления алкоголя часто разрушаются семьи.

 

Не менее страшна наркомания.

 

Обрати внимание!

Если алкоголь может вызвать привыкание спустя годы, то наркотикам достаточно пары доз.

 

Существует распространённая фраза, что не бывает бывших наркоманов. Это действительно так, реабилитация занимает годы, а поддерживать устойчивость к наркотикам — дело всей жизни.

Общество не может идеальным. Для урегулирования взаимоотношений между участниками социума нужен механизм — социальный контроль.

Социальный контроль — механизм, обеспечивающий порядок отношений индивида и общества.

Помимо социальных норм социальный контроль включает в себя санкции.

Санкция — реакция общества на поведение человека.

Пример:

поощрением для индивида, который следует нормам, является наличие друзей, профессиональных связей, возможностей для развития. Наказанием же является ограничение общения с остальными членами общества.

Теперь ты знаешь, что социальный контроль помогает человеку избежать девиаций. А что ещё может помочь?

 

Занятия спортом. Они поддерживают наше физическое здоровье, снимают стресс, укрепляют моральное состояние.

Пример:

многие спортсмены говорят о том, что у них улучшается настроение после тренировок.

Здоровый образ жизни — это не только занятия спортом.

Это ещё и внутренние тренировки, осознанное принятие на себя ответственности за самовоспитание, культурное развитие, приобщение к идеям человеческого общежития.

 

Отказ от употребления наркотиков и алкоголя — это отказ от разрушительного поведения, отказ от причинения страданий окружающим. Это выбор более качественной жизни, при которой девиантное или делинквентное поведение практически исключено.

Как социализация помогает в развитии личности?

Социализация необходима для развития личности. Хотя наши гены во многом определяют нашу личность , процесс социализации может формировать ее, поддерживая определенные идеи и установки и выбирая опыт . Социализация также обеспечивает механизм для изучения того, что важнее всего в жизни, и средств для достижения успеха.

Когда мы рождаемся, наше выживание полностью зависит от других.Поэтому имеет смысл, что люди должны заботиться о нас, чтобы мы могли расти здоровыми и самосовершенствоваться. Действия наших опекунов влияют на то, как мы думаем об отношениях и ответственности, а также на то, как мы действуем, когда сталкиваемся со стрессорами. Они также учат нас, что работает, а что нет, чтобы решать проблемы и находить пути в трудные времена.

Наши опекуны могут оказывать поддержку, когда мы сталкиваемся с трудностями или пробуем что-то новое, что помогает нам развить уверенность в себе. Они также могут сообщать о своих ожиданиях от нас, что помогает нам узнать, каким человеком мы становимся.Наконец, они могут дать совет, когда мы его попросим, ​​что позволяет нам изучить различных варианта и принять взвешенные решения о нашем будущем.

Потребности другого человека иногда могут быть важнее наших собственных. Например, если кто-то болен или ранен, мы должны уделить ему внимание и помочь ему, чем можем. Это выражение сострадания — осознавать чувства других и заботиться о них.

Какова роль социализации в формировании поведения человека?

Целью социализации является ознакомление людей с нормами определенной социальной группы или сообщества.Их учат тому, что от них ожидается по мере того, как они становятся полноправными членами общества. Взрослые, вступающие в новые социальные группы, также должны участвовать в социализации. Их тоже нужно познакомить с поведением и отношением их новых друзей.

Социализация учит людей, как вести себя в обществе, определяя роли, которые берет на себя каждый человек. Это также помогает развивать общие ценности и понимание того, что важнее всего в жизни. Эти вещи важны, потому что только благодаря сотрудничеству и сотрудничеству люди могут добиться успеха.Социализация также гарантирует, что новые члены общества должным образом интегрируются, давая им то, за что они могут стоять, кого-то, на кого можно равняться, и обучая их тому, как здесь все делается.

Люди узнают, что от них ожидается, наблюдая за другими, которые уже являются частью социальной группы . Вот почему маленьких детей должны социализировать их родители или опекуны. Им нужно знать, какое поведение является правильным и неправильным, чтобы они могли повторить эти действия , когда станут взрослыми.

Взрослые, присоединившиеся к новым социальным группам , также должны быть социализированы. Это означает, что им нужно сказать, что от них ожидается, и дать им возможность наблюдать за поведением других людей, прежде чем они смогут успешно адаптироваться.

Как социализация формирует вас как личность?

Социализация влияет на нас множеством способов, выходящих далеко за рамки очевидного. Наш менталитет формируется нашими различными моделями социализации. Вещи, с которыми мы сталкиваемся в обществе, оказывают прямое влияние на наши мысли, что объясняет, почему наш разум регистрирует и по-разному реагирует на события и обстоятельства.

Наша социализация также влияет на наше поведение . Он учит нас тому, что является приемлемым или неприемлемым поведением в определенных ситуациях. Это также говорит нам, как вести себя с другими людьми — уместно ли говорить с ними, слушать, что они говорят, и т. д. То, как мы социализированы, во многом определяет то, кто мы есть как личности.

Наконец, наша социализация влияет на наши чувства. Мы узнаем, как другие ожидают, что мы будем чувствовать себя рядом с ними; это говорит нам, как мы должны вести себя по отношению к другим и как мы должны относиться к ним.Социализация также учит нас, какие чувства приемлемы в любой момент времени. Если кто-то из наших близких заболевает или причиняет себе вред, мы чувствуем грусть или страх. Это единственные два варианта — нет такого понятия, как чувство «нормальной» боли или печали. По возможности следует избегать любых эмоций, кроме этих двух. Это помогает нам не проявлять свои чувства физически, например, ударяя кого-то, когда мы злимся.

Является ли социальная самость основным аспектом личности?

Важнейшей составляющей личности человека является его социальная самость.Именно то, как они воспринимаются другими, составляет их идентичность . Вот почему так важны хорошие отношения — они позволяют показать миру, кем вы хотите быть.

Социальная самость состоит из трех разных, но взаимосвязанных аспектов: вашего отношения, вашего внешнего вида и того, как люди реагируют на вас.

Ваше отношение — это то, что вы делаете или не делаете, когда на вас производят отрицательное или положительное впечатление соответственно. Например, если вы спокойно отвечаете на оскорбления или угрозы, значит, вы произвели хорошее впечатление.Если вы плачете, когда вас отвергают, значит, вы создали несчастный образ. Ваш внешний вид — это все, от того, как вы выглядите, до того, как вы ведете себя. То, как люди реагируют на вас, зависит от того, как к вам относятся другие люди — например, когда кто-то обзывает вас или игнорирует вас. Это включает в себя такие вещи, как друзья и незнакомцы. Единственный способ узнать наверняка — заглянуть внутрь себя.

Социальное «я» также известно как «поверхностное я» или «показное я». То, как вы выглядите в глазах других, определяет, как они будут относиться к вам.Иногда это может сыграть большую роль в получении желаемого.

Социализированная личность, школьные способности, учебные привычки и академические достижения: изучение связи

  • Алуя, А., Торрубия, Р. (1998). Просмотр насилия в СМИ, восприятие насилия, личности и успеваемости.. Личность и индивидуальные различия , 25 , 973– 989

  • Алуя, А.Баллесте, Дж., Торрубия, Р. (1999). Самооценка личности и успеваемости в школе предикторы восприятия учителями своих учеников.. Личность и индивидуальные различия , 27 , 743– 753

  • Алуя, А. Колом, Р. Абад, Ф., Эспиноза, Дж.М. (2000). Половые различия в общем интеллекте, определяемом как g среди молодых подростки.. Личность и индивидуальные различия , 28 , 813– 820

  • Алуя, А.Кабельо, Э. Качо, X. Миро, Дж.Р. Койдурас, Дж., Карбонелл, К. (1995). Связь между основными факторами персонализация де Кеттелла в исполнении академический .«Отношения между личностью Кеттелла факторы и академическая успеваемость»… В Jornades Maria Rúbies de Recerca i Innovació Образовательная (стр. 409-413). Издания Университета Лериды.

  • Альварес, М., Фернандес, Р.(1989). Cuestionario de habitos y técnicas de estudio ‘Привычки и методы обучения анкета’.. Мадрид: TEA Ediciones, SA

  • Амадор, Дж.А. Марторелл, Б., Форнс, М. (1993). Factores del cuestionario de personalidad para подростки (HSPQ), которые поддерживают анализ поведения в других Анкета клинического анализа «Личность подростков» факторы (HSPQ) и их взаимосвязь с поведением, анализируемым Анкета клинического анализа».. Revista de Psiquiatria de la Facultat de Medicina de Барселона , 20 , 99– 107

  • Бартон, К. Дильман Т.Е., Кеттелл, Р.Б. (1971). Прогноз школьных оценок по личности и IQ меры.. Личность , 2 , 325– 333

  • Берди, Р.Ф. (1955). Способности, достижения, интерес и личностный тест: A продольное сравнение.. Журнал прикладной психологии , 39 , 103– 114

  • Боллен, К.А. (1989). Структурные уравнения со скрытой переменные. . Нью-Йорк: Уайли.

  • Боллен, К.А., Лонг, Дж.С. (1993). Тестирование моделей структурных уравнений. . Ньюбери Парк: Sage Publications, Inc.

  • Кеттелл, Р.Б., Мясник, Х.Дж. (1968). Предсказание достижений и творческий подход. . Нью-Йорк: Доббс Меррилл.

  • Кеттелл, Р.Б., Кеттелл, доктор медицины (1989). HSPQ. Cuestionario de personalidad para подростки ‘HSPQ. Личностный опросник для Подростки.. Мадрид: TEA Ediciones, SA

  • Кеттелл, Р.Б. Кеттелл, доктор медицины Джонс, Э. (1984). Пособие по нормам личности старшеклассника Анкета (HSPQ). . Шампейн, Иллинойс: Институт личности и способностей Тестирование.

  • Кордеро, А. Сейсдедос, Н. Гонсалес, М. Де ла Круз, М.В. (1994). Test de inteligencia general (niveles 1 y 2) «Тест общего интеллекта (уровни 1 и 2)’.. Мадрид: Departamento I + D de TEA Ediciones.

  • Айзенк, Х.Дж., Айзенк, С.Б.Г. (1975). Руководство для личности Айзенка Анкета. . Лондон: Ходдер и Стоутон.

  • Айзенк, Х.Дж., Айзенк, С.Б.Г. (1976). Психотик как измерение личность. . Лондон: Ходдер и Стоутон.

  • Айзенк, С.Б.Г., Айзенк, Х.Дж. (1980). Импульсивность и предприимчивость у детей. Личность и индивидуальные различия , 1 , 73– 78

  • Ферстнер, С.Б., Шуергер, Дж.М. (1982). Отношения между личностью старшей школы Кеттелла Опросник и поиск ощущений Цукермана. Психологические отчеты , 51 , 507– 511

  • Форнс, М. Марторелл, Б. Амадор, Дж. А., Абад, Дж. (1996). Связь личностных факторов с клиническими размерами и школьная успеваемость.. Перцептивные и моторные навыки , 82 , 243– 253

  • Го, Д.С., Мур, Ч. (1978). Личностные и академические достижения в трех образовательных уровни.. Психологические отчеты , 43 , 71– 79

  • Лавин, Д.Э. (1965). Прогноз успеваемости. . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.

  • Мандрик Т.Р., Шуергер, Дж.М. (1974). Перекрестная проверка HSPQ как предиктора высокой школьные оценки.. Образовательные и психологические измерения , 34(2) , 449– 454

  • Мэтт, Г.Э. Печерский Б., Сервантес, К. (1991). Школьные привычки и ранние успехи в колледже. Психологические отчеты , 69 , 91– 96

  • Он, Т.К., Уоткинс, Д. (1994). Повседневная жизнь и привычки в учебе, а также академические достижения Учащиеся средней школы Гонконга.. Перцептивные и моторные навыки , 79 , 231– 234

  • Орте, Г. Перес, Дж. Пла, С., Симо, С. (1988). Факторы личного и антинормативного поведения подростки «Факторы личности и антисоциальное поведение в подростки.. Анализ и модификация поведения , 14 , 419– 427

  • Розенгартен, В. (1965).Связь IQ Отиса с успехами в учебе в Roslyn High Школа.. В М. Корнрич (ред.). Недостаток . Спрингфилд: гл. Томас.

  • Шуергер, Дж. М., Куна, Д.Л. (1987). Личность подростка и успеваемость в школе и колледже: A последующее исследование.. Психология в школах , 24 , 281– 285

  • Сейдедос, Н. де ла Крус, В.Кордеро, А., Гонсалес, М. (1994). ЧАЙ. Test de aptitudes escolares (уровни 1, 2 года 3) . «Тест школьных способностей (уровни 1, 2 и 3)’.. Мадрид: TEA Ediciones, SA

  • Симо, С., Перес, Дж. (1991). Поиск острых ощущений и антиобщественное поведение у младших школьников образец.. Личность и индивидуальные различия , 12 , 965– 966

  • SRA (Научно-исследовательские ассоциации) (1963). SRA Тест на способность к обучению. Технические дополнения для 4-6, 6-9 и 9-12 классов (3-й ред.). Чикаго: Ассоциация научных исследований.

  • Терстон, Л.Л., Терстон, Т.Г. (1954). Техническое приложение для основных умственных способностей SRA для детей от 7 до 11 лет. . Чикаго: Ассоциация научных исследований.

  • Вернон, П.Е. (1950). Структура способностей человека. . Нью-Йорк: Уайли.

  • Вернон, П.Е. (1957). Выбор средней школы.. Лондон: Methuen & Co. Ltd.

  • Вайгель, Р.Г., Вигель, В.М. (1967). Взаимосвязь знаний и использования учебных навыков приемы академической успеваемости.. Журнал исследований в области образования , 61 , 78– 80

  • Викофф, Р.Л., Кафка, Г.Ф. (1981). Эффективность SSHA в улучшении прогнозирования академическая успеваемость.. Журнал студенческого персонала колледжа , 22 , 162– 166

  • Цукерман, М. Айзенк, С.Б.Г., Айзенк, Х.Дж. (1978). Поиск сенсаций в Англии и Америке: кросс-культурный, сравнение возраста и пола.. Журнал консалтинга и клинической психологии , 46 , 139– 149

  • Перейти к основному содержанию Поиск