Депривация это в социологии: ★ Депривация — социология .. Информация

Содержание

★ Депривация — социология .. Информация

                                     

1. Влияние на агрессию.

(Influence on aggression)

Депривация может вызвать агрессию. агрессия может быть направлена вовне, часто, на объект, который создает относительную депривацию, или на совершенно не относящиеся к ситуации, случайные объекты — предметы, животные, люди. также агрессия может быть направлена внутрь, на человека, который испытывает лишение. это отражается на самоубийство членовредительство без цели суицида, а также в скрытых формах аутоагрессии — соматических болезнях, алкоголизме, наркомании, курении.

С точки зрения социобиологии, этологии и медицине, в обществе самый распространенный способ агрессии, который является врожденным инстинктом, являются в первую очередь соматические болезни. если в обществе по понятным причинам человек лишен возможности безнаказанно выплеснуть агрессию наружу-убить обидчика, избить и т. д., лишен алкоголя или наркотиков, временно оглушающим вспышки агрессии, или его моральные устои не позволяют ему их принимать, агрессия направлена вовнутрь, вызовет изменения в парасимпатической иннервации гладкомышечных органов, которые, в свою очередь, приведет к т.

н. «психосоматическим» заболеваний. во-первых, повышенная конфликтность, раздражительность, бессонница, из субдепрессивность, нейро-циркуляторная дистония, нарушения менструального цикла, затем следует качественный скачок и появятся гипертония, инфаркт, инсульт, астма, выкидыши и т. д. он влияет на все гладкомышечные органы с парасимпатической иннервацией.

Подключить мощный внешний «угрозы» — гиперактивные, спортивные, hypergroove закаливание, мощные острые стрессы включают население в целом копинг-механизмов и, как следствие, временно, отключает механизмы депривации и развитие агрессии. все механизмы депривации-фрустрации-агрессии, социального индивида может быть исключен только при соблюдении существующих «жизненных» установок с существующими «жизненным» позиции.

Относительная депривация как индикатор нестабильного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

довольно слабо, несмотря на существование федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». На ее основе, видимо, дагестанское руководство должно предпринять определенные шаги на пути преодоления существующей в общественном сознании опрошенных народов в латентной форме интолерантности. К сожалению, в данном направлении республиканскими органами власти не было принято ни одного документа, и мало того, политическая республиканская элита имеет слабое представление о данной программе. Сам собой напрашивается вопрос: можно ли проводить эффективную национальную политику, в основе которой заложены принципы толерантности, культуры межнационального общения и согласия в республике с массой межэтнических проблем и с сохраняющейся угрозой терроризма, если о ней не знают? Видимо, в ближайшие годы в сфере межнациональной политики дагестанского руководства должна произойти смена ценностных ориентаций.

Примечания

1 Гасанов Н.Н., Зачёсов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы // Полис. 1993. № 3. С. 51-52.

2 Там же. С. 51.

3 Опрос проведен методом случайного отбора в 19961997 гг. в Казбековском, Хасавюртовском, Каякентском районах Республики Дагестан и в г. Махачкале. Опро-

шено 359 человек. В 2006 г. опрос проведен методом случайного отбора, охватив при этом все 3 географические зоны республики (равнинную, предгорную, горную), различающиеся между собой как своим социально-экономическим развитием, так и полиэтничностью. Анкета была обсуждена в отделе социологии Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук. В структуру выборки вошли наиболее многочисленные национальности республики, а также все социальные прослойки с учетом образовательного уровня и половозрастной специфики, отношения к религии, что определяет репрезентативность выборки.

Социологический опрос проведен в 2006 г. в Казбековском, Новолакском, Каякентском, Хасавюртовском, Ногайском районах и в гг. Махачкале и Кизляре. Опрошено 495 человек.

4 См.: Наумова Т.В., Смоленцева А.Ю. Толерантность российской молодежи: этнический аспект // Молодежь XXI века: толерантность как способ мировосприятия. Н. Новгород, 2001. С. 276.

5 Опрос 2006 г.

6 Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1994. № 1. С. 17.

7 Сикевич З. Расколотое сознание (этносоциологические очерки). СПб., 1996. С. 77.

8 Искандарян А. Чернофобия // Новое время. 1996. № 2. С. 21.

9 Против отчуждения и нетерпимости // Северный Кавказ. 2004. 20 апреля. № 15. С. 5.

10 Опрос проведен автором в 2007 г. в Казбековском, Хасавюртовском, Кайтагском, Дербентском районах и в гг. Махачкале и Буйнакске. Методом случайного отбора опрошено 533 человека.

удк 316.3

относительная депривация как нестабильного общества

н.А. Скобелина

волгоградский государственный технический университет E-mail: [email protected]

в статье рассматривается феномен относительной депривации как индикатор нестабильного общества. выделяются показатели социального самочувствия современного российского общества. Ключевые слова: относительная депривация, прогрессивная депривация, нестабильное общество, социальное самочувствие.

Relative Deprivation as the Indicator of Unstable society

N. A. skobelina

In article the phenomenon relative deprivation as the indicator of unstable society is considered. Indicators of social state of health of a modern Russian society are allocated.

Key words: relative deprivation, unstable society, social state of health.

В социологической науке теория относительной депривации представлена Л. Киллианом, Т. Гарром, Ф. Робайе, В. Рансименом и другими учеными. Авторы данной концепции связывают возникновение агрессивного поведения, про-тестных ориентаций с объективными и субъективными депривациями, учитывая при этом как психологические, так и социальные факторы. «Взаимосвязанные понятия неудовлетворенности и депривации объединяют в себе большинство из психологических состояний, явных или выраженных неотчетливо, в таких теоретических понятиях, как фрустрация, отчуждение, управляемые и целенаправленные конфликты, острая

© Н.

А. Скобелина, 2010

Н.А. Скобелина. Относительная депривация как индикатор нестабильного общества

необходимость и напряжение»1. Несмотря на то что в центре исследования находятся индивиды, социологи по ряду причин уделяют довольно большое внимание социальным факторам. К социетальным переменным относятся «длительность культурных и субкультурных санкций на открытую агрессию; длительность и степень успеха политического насилия в прошлом; отчетливость и распространенность символических призывов, оправдывающих насилие; легитимность политической системы и типы ответов, которые она дает на относительную депривацию»2. Практика показывает, что социетальные факторы влияют на восприятие населением социальной реальности, на уровень удовлетворенности жизнью, на соотношение уровня ожиданий и достижений.

Центральным понятием указанной выше теории является «относительная депривация», которая в социологическом словаре определяется как «испытываемые чувства и вырабатываемые суждения, когда индивидуум (члены группы) считает себя — особенно свое социальное положение — неблагоприятным по сравнению с другим индивидуумом в пределах своей или другой группы»3. Л. Бляхер предлагает социально-философскую трактовку, где относительная депривация не проявляется в виде «конкретных и явных протестных действий и служит идентификатором социального хаоса»4. По своей природе это коммуникативное понятие «существует только в процессе социальной коммуникации, как возможность/невозможность утвердить перед Другим свои ценности, смыслы и т.д.»5. Т. Гарр в свою очередь под «относительной депривацией» понимает «воспринимаемое индивидами расхождение между ценностными экспектациями и ценностными возможностями»6.

Таким образом, данное понятие отражает важность не абсолютных, а относительных стандартов или представлений людей и учитывает разрыв между ожиданиями и возможностями. Относительная депривация основана на осознании различия того, что имеют люди в сравнении с другими. Ценностные экспектации — это ожидания людей, «те блага и условия жизни, на которые люди могут претендовать», по их убеждению. Ценностные возможности — это то, что личность может иметь в реальности, «в состоянии реально достичь или удержать»7. Несоответствие возможностей и ожиданий, по мнению представителей

теории относительной депривации, увеличивает интенсивность неудовлетворенности, влечет за собой депривацию, что следует представлять в качестве условий, способствующих протестному поведению личности. Т. Гарр уверен в том, что к протестным действиям людей приводит крушение их надежд, расхождение между уровнем потребности в каком-то благе и социальными условиями, на которые они в состоянии реально рассчитывать. Социолог акцентирует внимание на развитии неудовлетворенности, ее политизации и реализации в насильственном действии.

Дезорганизация социума, разрушение социальной структуры — причина дезинтеграции различных групп, утраты старой формы коллективного единства, что в итоге ведет к отчуждению от общества и способствует чувству неудовлетворенности. При определенных условиях происходит нарастание неудовлетворенности жизнью в обществе и повышается уровень протестной активности, увеличивается количество девиаций, при этом учитываются показатели самочувствия населения — такие переменные, как уровень ожиданий и уровень достижений.

Что касается современной России, изменения достижений и ожиданий происходят в нестабильном обществе. Это отражается в социальных настроениях населения. Такие показатели, как «стабильность/нестабильность социума», «защищенность/незащищенность», «удовлетворенность/неудовлетворенность жизнью», характеризуют социальное самочувствие рядовых граждан. В последние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах российского общества. Слабость общепринятых, игнорирование старых норм и правил, появление «новых» (большей части обществу непонятных, особенно на начальных этапах трансформации социума) -все это при определенных условиях негативно влияет на личность, ее ощущения и настроение. Поскольку из-за не сформировавшейся нормативной системы, четко не определенных ценностных ориентаций личность чувствует себя неуверенно, для нее отсутствует безопасность в социальных отношениях. По результатам социологического исследования, проведенного в январе-феврале 2008 г. в рамках научного проекта8 при участии автора статьи, большинство опрошенных жителей Волгоградской области выбрало вариант «ощущаю себя незащищенным в обществе» (табл. 1).

Таблица 1

Оценка ощущения безопасности своего существования (по Волгоградской области)

Вариант ответа % от числа опрошенных

Чувствую себя в безопасности 24,1

Ощущаю себя незащищенным в обществе 51,8

Затрудняюсь ответить 22

Отказ 2,1

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 4

Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что больше половины респондентов не чувствуют себя в безопасности. Это влечет за собой напряженность, появляется ощущение неудовлетворенности существующим социальным порядком. Стабильность — то, без чего невозможно представить

себе перспективное развитие общества, — является одной из наиболее значимых целей и ценностей как для властвующего режима, так и для социума в целом. Современную социально-политическую ситуацию в качестве «нестабильной» оценили более 50% опрошенных волгоградцев (табл. 2).

Таблица 2

Оценка респондентами современной социально-политической ситуации в России (по Волгоградской области)

Вариант ответа % от числа опрошенных

Устойчивое развитие 10,8

Стабильность 25,9

Нестабильность 50,2

Кризис 8,1

Затрудняюсь ответить 5

Отказ 0

41% респондентов считает, что «жизнь немного улучшилась» и 10% — «существенно улучшилась». Как видно из результатов социологического исследования, население Волго-

градского региона представляет себе российское общество динамично развивающимся, постоянно изменяющимся. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.

Таблица 3

Оценка степени изменения жизни населения за последние 2-3 года (по Волгоградской области)

Характер ответа % от числа опрошенных

Существенно улучшилась 10

Немного улучшилась 41,3

Осталась без изменений 12,7

Стала несколько более сложной 25,8

Значительно осложнилась 10,2

Затрудняюсь ответить 0

Больше половины респондентов (55,5%) отмечают увеличение числа антисоциальных явлений, что представляет угрозу обществу, способствует распространению девиаций. Постоянное увеличение количества девиаций — это признак нарастающего неблагополучия в обществе.

Как оценивает свою жизнь население всей России? Современная ситуация представляется привлекательной примерно только для каждого четвертого россиянина (27%)9, что не является позитивным и стабилизирующим показателем. Образ жизни как субкатегория социальных изменений жителей Волгоградской области в полной мере отражается в оценке своего социального настроения, самочувствия, ситуации в области, а также приоритетных проблем, которые волнуют рядовых граждан. Эмпирические данные по этим показателям образа жизни свидетельствуют о том, что за последние 2-3 года чувство стабильности и социального удовлетворения от условий жизнедеятельности у наших граждан не сформировалось10. В целом российское общество оценивает

современную ситуацию как «нестабильную». Каковы причины таких оценок?

На рубеже ХХ-ХХ1 в. произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни, что отразилось на социальных настроениях населения. Если наблюдается возрастание ожиданий и снижаются реальные возможности достижения благ, то в обществе имеет место феномен относительной депривации. В 90-е гг. ХХ в. большинство населения не имело реальной возможности для достижения основополагающих благ и услуг. Большая часть населения и в настоящее время не может приобрести жилья, всесторонне пользоваться медицинскими услугами, иметь «достойную» заработную плату. В связи с переходом в новое информационное общество с рыночными отношениями экспектации возрастают, а возможности для приобретения благ либо уменьшаются, либо остаются прежними. И это выступало и имеет место в настоящее время в качестве предрасполагающих факторов различных девиаций, которые являются показателем

34

Научный отдел

Н. А. Скобелина. Относительная депривация как индикатор нестабильного общества

дезорганизованного общества. Маргинализация, отклоняющаяся социализация, отчуждение личности являются следствием трансформации российского общества. Степень социальной отчужденности зависит от соотношения между личностной неуверенностью в достижении целей, способах их достижения и ценностными возможностями. Последнее десятилетие прошлого века — это период деидеологизации российского общества, трансформации его социальной структуры, деформации старых традиционных институтов и появления новых, разрушения социальных стандартов, управляющих поведением индивидов. За незначительный по временным рамкам период российское общество перешло к рыночным отношениям, следствием чего является приобретение новых, потребительских, финансовых ценностей.

Т. Гарр выделяет убывающую, устремленную и прогрессивную депривации. Убывающая депри-вация характерна для общества, где групповые ценностные экспектации остаются относительно постоянными, а ценностные возможности воспринимаются людьми как снижающиеся. Обществу, в котором возможности относительно статичны, в то время как экспектации возрастают, соответствует устремленная депривация. Прогрессивная депривация имеет место там, где наблюдается существенное и одновременное возрастание экс-пектаций и снижение возможностей. Возрастают ожидания, в то время как реальные возможности для достижения этих экспектаций воспринимаются снижающимися либо остающимися на прежнем уровне11.

Прогрессивная депривация как способ нарушения равновесия характерна для современной России, сущность которой заключается в следующем: расширяются социальные и экономические горизонты, увеличивается степень экспектаций у населения, при этом большая часть российского общества не имеет реальной возможности их приобрести. Феномен депривации характерен для нестабильных обществ, развивающихся в условиях социального хаоса. Л. Бляхером он представляется в качестве специфического состояния социальной реальности «между двумя устойчивыми социальным системами, когда одна из них уже разрушена, а другая еще не создана»12. Личность, погруженная в социальный хаос, стремится компенсировать лишенность. Она ищет группу, в которой возможно «обретение желательной статусной ренты, воссоздание наглядности картины мира. Такая разнонаправленная коммуникация-поиск составляет пространство социального хаоса»13. Если в стабильном обществе «смысловые постройки» принимаются личностью как собственные, то социальный хаос предоставляет большой выбор, новые социальные смыслы. Это служит источником разнонаправленных жизненных практик, всевозможных движений, виртуальных социальных образований. В обществе нет согласия относительно базовых ценностей, риск

становится постепенно нормой повседневной жизни, а безопасность — основным ориентиром деятельности социальных акторов. Иными словами, современное российское общество следует трактовать как общество всеобщего риска14, что и подтверждают эмпирические данные.

Таким образом, в последние десятилетия социально-экономические и политические реформы повлекли за собой снижение экономической стабильности и безопасности в российском обществе. Это привело к увеличению разрыва между желаниями и возможностями индивидов, а в итоге — к снижению общего уровня удовлетворенности различными аспектами жизненной ситуации и жизнью в конкретной стране в целом, чем и объясняется наличие в российском обществе феномена прогрессивной депривации.

Примечания

1 Гарр Т. Почему люди бунтуют. СПб.: Питер, 2005. С. 51.

2 Там же. С. 52.

3 Большой толковый социологический словарь (Collins). Т. 1 (А-О) / Пер. с англ. М.: Вече; АСТ, 2001. С. 534.

4 Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2005. С. 143.

5 Там же. С. 135.

6 Гарр Т. Указ. соч. С. 51.

7 Там же. С. 52.

8 В Волгоградской области исследование выполнялось при поддержке РГНФ (проект № 070320305 а/В) авторской группой кафедры политологии ВолгГТУ при участии автора, полевой этап исследования проходил в январе-феврале 2008 г., n = 2000 — Волгоградская область. Выборка стратифицированная, квотируемая. Квотирование производилось по признакам «пол», «возраст». Максимальная статистическая погрешность для Волгоградской области составляет 2,16%.

9 См.: Перестройка глазами россиян: 20 лет спустя. Исследование выполнено рабочей группой ИКСИ РАН в составе: М.К. Горшков, В.В. Петухов, Е.Н. Кофанова, Е.И. Пахомова, Н.И. Седов, Ф.Э. Шереги // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 35.

10 См.: Байдалова О.В. Образ жизни как индикатор демократических реформ постсоветской России: региональный аспект // Общественные отношения и права человека на Юге России: история, современность и перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2006. С. 254.

11 См.: Гарр Т. Указ. соч. С. 84.

12 Бляхер Л.Е. Указ. соч. С. 19.

13 Там же. С. 8.

14. См.: Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Социология и общество. Труды Первого всерос. социол. конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» / Под ред. В.В. Васильковой, В.В. Козловского, Н.Г. Скворцова. СПб.: Социол. о-во им. М.М. Ковалевского, 2002. С. 10.

Презентация: «Анализ последствий социальных изменений с позиций теории относительной депривации»

«Анализ последствий социальных изменений с позиций теории относительной депривации»

Презентатор: Галина Горборукова, к.соц.н,
доцент направления «Социология», АУЦА

Дата: 30 апреля 2015 г.

Время: 17:15

Место: ком 315, АУЦА

Краткая аннотация:

Относительная депривация относится к чувствам недовольства, гнева или обиды, которые могут возникнуть у отдельных лиц и групп после отрицательного сравнения с контекстуально похожим, но все же другим социальным объектом. Эти сравнения происходят по социальным или временным измерениям и рассматривают конкретные внешние группы или периоды в истории. Относительная депривация – это тема многих исследований в области социальной психологии с предполагаемой пользой лучшего понимания социальных движений, протестных действий, политического насилия, как массовые беспорядки, и социальных отклонений. Акцентируя внимание на особую связь между относительной депривацией и социальными изменениями, наши исследования (Университет Монреаля и Американский университет в Центральной Азии), которые касались разных популяций, имеют цель внести вклад в теорию временной относительной депривации. Изучая и наблюдая за реальными участниками социальных изменений в частности в Кыргызстане и в Канаде (Квебек), было показано, что установление четкой исторической перспективы важно для оценки последствий временной относительной депривации на индивидуальное и коллективное благосостояние среди тех, кто испытывает изменения.

Био: Галина Горборукова – кандидат социологических наук, доцент направления «Социология», руководитель программы «Общеобразовательные дисциплины», АУЦА.

Исследовательские интересы – изучение идентичности, этнической идентичности, социальные изменения и память, социальные изменения и социальная депривация.
Автор книг «Русская диаспора в Кыргызстане: историко-социологический аспект», Бишкек 2003; «История и идентичность Кыргызской Республики», 2007, в соавторстве Абылгазиева А., Богатырев, Курбанов З. и на днях вышедшей книги «Когда зарплаты не хватает….. Частные домохозяйства Центральной Азии», 2015.

Член Международной Социологической Ассоциации и Кыргызской Социологической Ассоциации.

Просим зарегистрироваться по ссылке: http://tinyurl.com/lm7jdo4

Социальная депривация — снижение или отсутствие у индивида возможности общаться с другими людьми,

Пользователи также искали:

эмоциональная депривация, депривация эмоциональная и социальная депривация, признаки социальной депривации, социальная депривация детей — сирот, социальная депривация это, социальная депривация примеры, социальная депривация у собак, социальная депривация у взрослых, депривация, социальная, Социальная, Социальная депривация, эмоциональная, признаки, социальная депривация у собак, социальная депривация у взрослых, эмоциональная и социальная депривация, эмоциональная депривация, признаки социальной депривации, социальной, депривации, примеры, собак, взрослых, детей, сирот, социальная депривация это, социальная депривация примеры, социальная депривация детей — сирот, социальная депривация, cтатьи по психологии. социальная депривация,

(PDF) Internet dependence and deprivation as a result of virtual interactions

увлечение порой перерастает (не только у детей!) в компьютерную зависимость — в желание

наибольшую часть свободного времени проводить перед экраном монитора и играть. В некоторых

странах увлечение компьютерными играми приняло характер эпидемии. Например, в Южной

Корее для компьютерных битв даже построены спортивные арены, два телеканала круглые сутки

транслируют лучшие бои геймеров. Феномен компьютерной игры требует проведения отдельных

исследований с участием не только психологов и медиков, но также педагогов, культурологов и

социологов.

В социологии «геймеров»2 выделили как особую социальную группу, охватывающую людей,

увлекающихся компьютерными играми наряду с прочими разновидностями досуга и развлечений,

если это оказывается не во вред исполнению возложенных на них гражданских обязанностей и

социальных функций. Геймеры отличаются от остальных людей как включенностью в

компьютерные игры, так и особенностями групповой культуры, образа жизни, иерархией

коммуникативных связей и своеобразным отношением к социальной действительности. Между

геймерами существует дифференциация по типам игр, в которых они участвуют, степени

вовлеченности, уровню сложности и т.д.

Изучение последствий от участия в компьютерных играх для личности участника выводит на

рассмотрение эмоциональных переживаний и социального самочувствия геймеров, проводящих

длительное время в виртуальном мире компьютерных игр. Чаще всего игру рассматривают как

форму имитации социальной реальности и отношений в ней [14], как форму развития

интеллектуальных навыков [15], как форму проведения человеком части его жизни, в которой он

реализует сущностные способности и потребности [16]. Последняя интерпретация сущности игры

наиболее близка к рассматриваемой нами проблематике. При таком понимании игры она

рассматривается одновременно как вид деятельности, познавательный процесс и форма

самореализация личности. Особенными характеристиками игры являются незавершенность,

незаданность результатов, открытая форма активности, отождествление себя с другими (принятие

роли другого). Таким образом, увлеченность компьютерной игрой связана с удовлетворением

потребности человека в самореализации, при этом игра не наносит ущерба личности геймера, а

напротив — способствует его актуализации и развитию. Это особенно касается обучающих игр,

позволяющих учащимся вырабатывать навыки пилотирования самолета, управления кораблем,

автомобилем и т.д.

Спецификой компьютерных игр, объясняющей их популярность и значимость, является

возможность конструирования и существования особого виртуального взаимодействия больших

групп людей. Природа компьютерных игр — синтетическая природа экранного искусства,

вобравшая в себя возможности литературы, театра, живописи, скульптуры, архитектуры, музыки,

хореографии, фотографии. Благодаря интерактивности, мультимедийности и зрелищности

компьютерные игры задействуют максимум человеческих чувств и, следовательно, имеют

широчайший спектр воздействия на личность. Человек развивает быстроту реакции и скорость

мысли, вырабатывает настойчивость, целеустремленность, ловкость. Недавние американские

исследования подтверждают, что геймеры, пришедшие в бизнес, показывают невиданные

результаты, поскольку бизнес для них — та же игра. В числе первых компьютерных программ,

которыми овладевает современный человек, оказываются именно игры, в которых обучение

происходит быстро, сам процесс игры увлекателен, дает хорошую психологическую разрядку,

снятие напряжения после работы.

Исследования виртуальной реальности позволяют сделать вывод о способности компьютерных

игр удовлетворять игровые и рекреационные потребности человека, о наличии широкого спектра

факторов, отвечающих за притягательность виртуальных игр. В частности, психолог А. Г.

Макалатия выделяет следующие мотивации игры

стр. 75

2 От англ. «Game» — игра.

Дачный сезон: где москвичи будут жить после эпидемии :: РБК Тренды

Районные офисы, междугородье и пространство города как идентичность: исследователи из Тюменского университета, Шанинки и Хабидатума разобрались, как карантин повлиял на представления москвичей о хорошем месте для жизни

Исследовательское агентство Synopsis Group провело опрос о том, как жители разных районов Москвы пережили карантин. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования. В нем приняли участие 1 тыс. человек, проживающих в Москве. Выборка квотирована по полу и возрасту.

Об авторах:

  • Александр Вилейкис, социолог, Центр Новой Философии, Тюменский государственный университет.
  • Павел Степанцов, MA in Sociology (Manchester University), управляющий партнер Synopsis group, выпускник и преподаватель факультета социальных наук МВШСЭН.
  • Алексей Новиков, урбанист, Habidatum.

С начала введения самоизоляции в Москве 30 марта и к ее окончанию отношение жителей города к ограничениям резко поменялось. Когда режим ограничений был только введен, его поддерживало более ¾ москвичей, а порядка 20% выступали за введение более жестких мер, более 15% — за введение уголовного наказания за нарушение режима самоизоляции.

Однако со временем поддержка мер московского правительства снизилась: к июню 16% считали, что нет ничего страшного в нарушении режима самоизоляции, а 48% были уверены, что за пренебрежение ограничениями не нужно штрафовать. К этому моменту наступил предел терпения — москвичам с каждым днем было сложнее оставаться без привычных элементов «нормальной» жизни. Больше всего горожанам оказались необходимы не социальные контакты (например, встречи с родственниками и семьей), а прогулки по городу (62%), поездки за город (53%) и посещение парикмахерских и салонов красоты (53%).

Неожиданно — ощущение депривации от разрушения привычных форматов использования городской среды оказалось сильнее, чем от сокращения социальных контактов.

Два лица депривации

Практики освоения городской среды тесно связаны с местом проживания — близостью дома к центру города. Для жителей центра развлекательная инфраструктура — часть привычной повседневности. Поэтому именно для них карантин стал наиболее дискомфортным. До самоизоляции прогулка на свежем воздухе рядом с домом для жителей центра предполагала особый режим фланирования, связанный с многочисленными публичными местами. Самоизоляция создала особенно острое ощущение депривации от городской среды — кроме возможности гулять на свежем воздухе жители центра лишились и других привычных элементов повседневности.

Парадоксально, но ограниченный доступ к развлекательной инфраструктуре за пределами Третьего транспортного кольца помог жителям этих районов справиться с чувством депривации.

Для них была нормальной досуговая миграция в центр города и ограниченное освоение территории района проживания. Люди ездили в центр либо по рабочим делам, либо чтобы провести свободное время, а в «резидентальных» районах только гуляли на улице, преимущественно в выходные дни. Поскольку использование городской инфраструктуры не было так плотно встроено в сценарии «жизни» в своих районах, они спокойнее отнеслись к ее нехватке, а острее всего переживалась нехватка возможности погулять на свежем воздухе.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Миграция в предместья

Легче всего режим самоизоляции пережили люди, которые живут в загородных домах. Они могли гулять на свежем воздухе (почти ¾ сказали, что свободно гуляли). Это частично компенсировало слом привычных практик обращения со средой обитания. Проще говоря — для москвичей, живущих или уехавших в загородные дома, влияние самоизоляции ощущалось слабее в силу того, что их повседневность сломалась куда в меньшей степени.

При этом, следует разделять два типа жителей загородных домов. Первый — это те, кто жил в них всегда; второй — те, кто в них переехал, когда были ужесточены правила перемещения по городу.

Те, кто постоянно жил за городом, испытывали меньше всего тревоги. Их ритм жизни, среда обитания и режимы доступа к ней мало изменились. Фактически, по-настоящему самоизоляция их не коснулась.

Среди тех, кто уехал из города на время, выделяется отдельная группа — люди, которые хотели обезопасить себя от возможного заражения, опасаются медицинских последствий пандемии сильнее других и дольше других будут воздерживаться от использования привычных городских инфраструктур. Подобной стратегии — уехать из города на время вспышки эпидемии — придерживались во время второй пандемии чумы в Европе, когда предместья Лондона наполнялись обеспеченным населением, бежавшим от болезни. Современники не отличаются от англичан XVII века — это люди, которых пугает именно заболевание, а не экономические или политические следствия ограничительных мер. В загородных домах живут те, кто обладает возможностью планировать собственное будущее, чьи доходы едва ли упали, а сбережений хватит на много месяцев вперед.

Важный отличительный признак этой группы горожан — наличие жилья в городской черте. Переезд за город — это временная миграция, в качестве дома (символического, психологического) рассматривается именно городское жилье, а не пристанище, в стенах которого они переживают бедствие. Информацию об окружающем мире они черпают исключительно через медиа: новости, ленты социальных сетей, контакты с друзьями, знакомыми, родственниками.

Во-многом из-за этого пандемия представляется им в наиболее жутком свете: в отличие от повседневной городской рутины, которая продолжает существовать, подобный способ коммуникации заостряет внимание на болезни, делая ее единственной значимой темой. Собственные страхи подтверждаются информацией, поэтому ситуация кажется наиболее критичной. «Реальной» жизнью для этих людей является существование в городской среде, а текущее — временное явление. Эта категория москвичей не планирует возвращаться в город, пока ситуация не станет безопасной с субъективной точки зрения.

Фото: Fedor Sidorov / Shutterstock

Полярной группой являются те, кто живет загородом на постоянной основе и не имеет жилья в пределах городской черты. Эта часть населения живет практически автономно от города и наименее беспокоится из-за коронавируса. Для них, по сути, ничего не изменилось, кроме того, что сейчас нельзя посетить городские объекты инфраструктуры (парки, рестораны, торговые центры), которыми в обычное время они пользовались на выходных.

Живущие за городом не видят в эпидемии коронавируса угрозы, реже соблюдают профилактические меры (носят маски, пользуются антисептиком). Именно они создают волну компенсаторного потребления. Подобные настроения существуют как раз благодаря тому, что загородное жилье является «домом» в полном смысле слова — человек находится в привычной, спокойной среде, в которой он жил на протяжении последних лет. Кроме того, в отличие от квартиры, дом не имеет четкой границы — двери, которая отделяет безопасный мир самоизоляции от потенциальной угрозы заражения.

Прилегающий участок, ближайший лес, дорога воспринимаются как безопасные территории, а местом угрозы становится город, который находится далеко и не касается повседневности. Поэтому это наиболее спокойная категория населения, для которой пандемии как будто не существует.

Два дома

Удивительным результатом исследования оказалась слабая чувствительность горожан к качествам собственного жилья (этаж, вид из окна, планировка квартиры). Такое ощущение, что жилье для многих вообще не является предметом выбора, его серьезного критического переосмысления не произошло: слишком запретительной оказалась мысль об этом.

Консервативные качества московского жилищного сектора — высокая доля приватизированного жилья, неразвитость и низкая доля арендного жилья, привязка к месту ипотечным кредитом — стали причинами слабой способности жителей Москвы к переосмыслению условий своего места жительства.

Городское пространство Москвы и до эпидемии не отличалось большим разнообразием: центр (территория внутри ТТК) и спальная периферия, три радиальных сегмента (Юго-Запад, Северо-Запад и Юго-Восток), всего несколько отчетливо различимых типов застройки. Как показали исследования бюро «Меганом», фонда «Институт экономики города» и Хабидатум в рамках проекта «Археология Периферии», цены на кв.м жилья в поясе между ТТК и МКАД, где проживает около 10 млн человек, мало различаются — это, помимо прочего, зависит и от слабого разнообразия городской среды, особенно жилого фонда.

В некоторой степени компенсацией этому ущербному состоянию в Москве стала жизнь на два дома, или сезонная миграция москвичей на дачные участки. Для среднего класса идея распределенного дома становится все более популярной, причем не как вынужденная, а как сознательно избранная практика жизни.

В плотно населенных районах Европы она постепенно перерождается из «жизни на два дома» в жизнь «на два города», или даже «на несколько городов». В последнее десятилетие сельские территории, расположенные между несколькими крупными городами, стали привлекать горожан как место постоянного жительства. Казалось бы, процесс странный — город всегда считался и продолжает считаться пространством разнообразия и свободы выбора. Сельская местность лишена таких качеств и обладает лишь двумя серьезными преимуществами — хорошей экологией и низкой стоимостью жилья.

Но процесс переселения горожан в сельские районы не только не поставил под сомнение тезис о городе как о пространстве разнообразия и свободы — он стал еще более ярким подтверждением этому тезису.

Из-за улучшения транспортной доступности жители «междугородья» получают и высокое качество окружающей среды, и относительно низкую стоимость жилья, и доступность к нескольким городам сразу. В этом случае разнообразие услуг (аэропорты, больницы, школы, университеты, театры, магазины и т.п.) умножается в несколько раз.

Фото: icosha / Shutterstock

Практика жизни рядом с городом, или жизни «на несколько городов» распространяется на плотно заселенных территориях Европы и Америки. А что же Москва и Россия? Если где-то в России и возможна такая форма распределенного жилья и распределенной деятельности, то это место — Московский регион. Здесь второй дом может не только дать хорошую экологию и близость к аэропорту. Жители могут распределить необходимые им услуги по локациям: Москва для эксклюзивных услуг (театр, специализированная больница, вуз и т.д.), областной центр для услуг ежемесячного и еженедельного спроса, а местный центр для ежедневных услуг.

Асимметрия Москвы и областных центров здесь не проблема — напротив, иерархия населенных мест выстроена в том числе и на временном бюджете человека. На использование уникальных функций Москвы приходится не более нескольких недель в году. Остальные сезонные и повседневные услуги могут быть получены и в других городах неподалеку от Москвы — Туле, Рязани, Владимире, Калуге, Твери.

Эпидемия может ускорить развитие практики распределенного жилья, но не по причине страхов «высокой плотности» — они вскоре забудутся. Дело в том, что эпидемия буквально вытолкнула москвичей на уже проторенную дорогу пересмотра системы расселения — и она ведет в мир тех самых сельских районов, связанных транспортом с несколькими городами сразу. И тогда Зарайск и Серпухов, Сергиев Посад и Можайск, Звенигород и другие города Подмосковья — если их не добьют типовой застройкой — станут альтернативой унылому московскому микрорайону.

Все под рукой

Противоположный тренд — концепция «15-минутного города». По этой концепции большой город, такой как Москва, должен стать архипелагом мини-городов.

До некоторой степени Москва была такой и до эпидемии — на это указывает низкая плотность транспортной сети. По связанности спальных районов между собой Москва слабее Санкт-Петербурга — города, расположенного на островах.

Анализ пространственного поведения горожан в период эпидемии, проведенный московским Центром урбанистики, компанией RRG и Хабидатум, это подтверждает. Количество людей, находящихся за пределами своей домашней ячейки, в среднем по городу за время эпидемии оставалось очень небольшим.

Кроме того, в результате эпидемии офисный сегмент недвижимости может перейти к «веерному» размещению — небольшая штаб-квартира в центре города и много распределенных офисных помещений, приближенных к жилым спальным районам. Так могут появиться районы-конгломераты с офисными «филиалами» работодателей, ради которых раньше приходилось совершать маятниковые поездки в центр города.

Город-лаборатория

Пандемия поставила город в условия чистого эксперимента — на целых три месяца он стал лабораторией по изучению городского пространства и его ценности для жителей. Для понимания ценности пространства обычно проводятся имитации в рамках концепции opportunity cost — замещающей стоимости. Например, чтобы оценить реальную стоимость Большого Каменного моста в Москве нужно представить, что его нет и посчитать возникшие издержки.

Без экстремальной ситуации карантина было бы невозможно понять, насколько сильно москвичи привязаны к местам их обитания — квартире, виду из окна, этажу, дому, двору, парикмахерской или парку. Остроту этого состояния нам показывают результаты соцопроса и данные мобильности.

Здесь есть по меньшей мере два важных аспекта — один касается отобранных карантином у человека привычных практик (регулярное посещение парикмахерской), другой — отобранных у него возможностей (часто выходить на прогулку в парк). Многие намерения могли существовать в пассивной форме и никогда бы не реализоваться, но о них люди узнали именно тогда, когда предмет этих намерений у них отобрали.

Собирательный образ пространства, полученный в соцопросе, оказался конгломератом мелких желаний, встроенных в общее «потребительское» отношение к окружению. Вместо ностальгического рассматривания в лупу карты любимого города появился дуализм, размывший промежуточные состояния: оппозиция «внутри и снаружи», «в городе или за городом» стали управлять пространством города. Сведение множества возможностей центра города до двух уровней — здесь можно, там нельзя — обострили и без того тяжелую «пространственную невменяемость» городского сообщества.

Депривация и пределы терпения

Различия в ощущении депривации имеют четкие психосоматические и социальные последствия. Жители центра, которые сильнее других ощутили, что их существование в городе сломалось, чаще других говорили о том, что у них снизилось качество сна, выросли уровни утомляемости и раздражительности — все это проявлялось на ¼ чаще, чем у жителей окраин и почти в 2 раза чаще, чем у тех, кто живет за городом. Ощущение депривации приводило к более частому нарушению режима самоизоляции. Нельзя сказать, что это было обусловлено большей инфраструктурной насыщенностью прилегающих к их месту проживания территорий. По сравнению с жителями периферийных территорий они также чаще использовали транспорт — на 30% общественный и в 1,5 раза — личный.

Произошло стихийное освоение города жителями: как только пространство пытаются структурировать, регламентировать и контролировать, закономерно возникают «партизанские» способы сопротивления. Для москвичей, судя по результатам исследования, возможность пользоваться пространством не столько вопрос прав или свобод, а вопрос собственной идентичности, самовосприятия — это было верно и для урбанизации прошлого века, и для Москвы в период карантина.

После выхода партизан из леса и возврата пространства города его жителям, местным властям предстоит большая работа над ошибками и планами. Ведь, возможно, граждане города, вынуждено проведя взаперти четверть года, начнут ценить свободу больше парикмахерской̆. И если это так, то Москва — уже совсем другой город.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Россия: население «социального гетто» неуклонно растет

  • Александра Семенова
  • Би-би-си, Москва

Подпись к фото,

Социальное напряжение имеет свойство накапливаться

Общественное сознание в России меняется не в лучшую сторону, люди становятся социально пассивными, не хотят участвовать в жизни общества, ограничиваясь решением своих частных проблем, считают социологи.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) подготовил доклад об изменениях в общественном климате России. Основной его вывод — большинство россиян живут, по сути, «в социальном гетто», в «зоне депривации». Эти люди замкнуты на себе, не чувствуют ответственности за происходящее вокруг них и совсем не хотят участвовать в общественной или политической жизни.

Эксперты полагают, что обывательские настроения негативно влияют на систему общественных ценностей, но по-разному оценивают причины социальной апатии.

Патернализм и отчужденность

Россияне сторонятся участия в общественной жизни и в тоже время рассчитывают не на собственные силы, а на волю государства.

Эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин объясняет патернализм россиян исторической традицией: «В истории русского народа последние лет пятьсот государство играло ведущую роль. И практически никогда государство не подвергалось такой масштабной эрозии, как за последние 20 лет».

Надежда на государство, которое решит все проблемы, — генетическое свойство россиян, говорит эксперт. «Они делегируют государству свои права, а в обмен получают защиту и надежду на справедливое перераспределение благ, которые изымаются с территорий», — поясняет он.

Общественная активность в последние годы максимально тормозилась, считает политолог Дмитрий Орешкин. Бурный интерес к политической жизни конца 1980-х — начала 1990-х годов сменился апатией и узконаправленным личным интересом. Это и ведет к расширению зоны «социального гетто», отмечают социологи ФОМ.

«Это не проблема людей, это проблема власти, — говорит Орешкин. — Это целеустремленная политика власти, которая не уверена в собственных силах, но хочет сохранить себя максимально долго. Политика у нас как бы виртуальная, она не живая, и люди это чувствуют. Получается, что человек к политической машине не имеет никакого отношения».

Налогоплательщик или подданный?

Государство называет такую ситуацию в стране стабильной, указывает Дмитрий Орешкин, а на самом деле это застой, напоминающий конец брежневской эпохи: люди не верят, что реально могут что-то изменить, и махнули на ситуацию рукой — пусть идет как идет.

«Это удобное объяснение для собственной социальной пассивности: я в эти игры не играю, я не хожу на эти выборы, я занимаюсь своим частным делом. В этом есть элемент социальной усталости после событий 1991-го года,» — считает Орешкин.

«Нам не нужны потрясения, нам нужна спокойная жизнь, — описывает он современное мировоззрение россиян. — И в этом смысле и патернализм, и объективное улучшение жизни людей устраивает. Есть консенсус настроений».

Но социальное напряжение имеет свойство накапливаться, предупреждает Орешкин. А значит, осознание себя подданным (ключ к пониманию патернализма в России) рано или поздно уступит место осознанию себя налогоплательщиком, на деньги которого существует власть и проводятся любые изменения в общественно-политической и экономической жизни страны.

Уход от реальности

В последние годы люди выбирают для себя индивидуалистический тип выживания, отсюда социальная атрофия, считает Павел Салин. И объясняет это отсутствием у россиян опыта, который помог бы приспособиться к смене типов государственного устройства.

«От имперского типа к новому. Старое уже отмерло, а новое еще не образовалось. Отсюда возникает иллюзия, что люди пассивны, они обыватели. Просто сейчас нет проекта, альтернативного государственному, в который люди готовы были бы впрячься,» — говорит Павел Салин.

Согласно данным Счетной палаты России, за последние несколько лет из страны уехали 1 миллион 250 тысяч человек. Примерно столько же покинули родину после прихода к власти большевиков (по косвенной оценке В.И. Ленина, первая волна эмиграции — около 2 млн человек).

Уехали, уточняет Дмитрий Орешкин, самые образованные, самые квалифицированные: «Лучшую часть населения мы теряем просто потому, что она не видит для себя будущего».

В итоге проведение любых реформ, в том числе модернизационных, в России замедлено, говорят эксперты. Потому что постоянно уменьшается социальный слой, на который можно опираться при их проведении.

Относительная депривация и теория депривации

Относительная депривация формально определяется как фактическая или предполагаемая нехватка ресурсов, необходимых для поддержания качества жизни (например, диета, деятельность, материальные ценности), к которой различные социально-экономические группы или отдельные лица в этих группах привыкли или считаются принятыми. норма внутри группы.

Ключевые выводы

  • Относительная депривация — это нехватка ресурсов (например, денег, прав, социального равенства), необходимых для поддержания качества жизни, которое считается типичным для данной социально-экономической группы.
  • Относительная депривация часто способствует росту движений за социальные изменения, таких как Движение за гражданские права США.
  • Абсолютная депривация или абсолютная бедность — это потенциально опасная для жизни ситуация, которая возникает, когда доход падает ниже уровня, достаточного для поддержания пищи и жилья.

Проще говоря, относительная депривация — это чувство, что вы, как правило, «в худшем положении», чем люди, с которыми вы общаетесь и сравниваете себя. Например, если вы можете позволить себе только компактный автомобиль эконом-класса, а ваш коллега, получая ту же зарплату, что и вы, водит шикарный роскошный седан, вы можете чувствовать себя относительно обделенным.

Определение теории относительной депривации

Согласно определению социальных теоретиков и политологов, теория относительной депривации предполагает, что люди, которые чувствуют, что они лишены чего-то важного в их обществе (например, денег, прав, политического голоса, статуса), организуют или присоединяются к общественным движениям, посвященным получению этих вещей. которых они чувствуют себя обделенными. Например, относительная депривация была названа одной из причин движения за гражданские права США в 1960-х годах, которое уходило корнями в борьбу чернокожих американцев за социальное и юридическое равенство с белыми американцами.Точно так же многие геи присоединились к движению за однополые браки, чтобы получить такое же юридическое признание своих браков, как и у гетеросексуалов.

В некоторых случаях относительная депривация упоминалась как фактор, приводящий к социальным беспорядкам, таким как беспорядки, грабежи, терроризм и гражданские войны. Таким образом, социальные движения и связанные с ними беспорядки часто можно отнести к недовольству людей, которые считают, что им отказывают в ресурсах, на которые они имеют право.

История теории относительной депривации

Разработка концепции относительной депривации часто приписывается американскому социологу Роберту К. Мертону, чье исследование американских солдат во время Второй мировой войны показало, что солдаты военной полиции были гораздо менее удовлетворены своими возможностями для продвижения по службе, чем обычные солдаты.

Предлагая одно из первых формальных определений относительной депривации, британский государственный деятель и социолог Уолтер Рансимен перечислил четыре необходимых условия:

  • У человека чего-то нет.
  • Этот человек знает других людей, у которых есть вещь.
  • Этот человек хочет получить вещь.
  • Этот человек считает, что у него есть разумные шансы получить вещь.

Рансимен также проводил различие между «эгоистической» и «братской» относительной депривацией. Согласно Рансимену, эгоистическая относительная депривация вызвана чувством человека, который чувствует, что с ним обращаются несправедливо по сравнению с другими членами своей группы. Например, сотрудник, который считает, что должен был получить повышение, которое должен был получить другой сотрудник, может чувствовать себя эгоистически относительно обделенным.Братская относительная депривация чаще ассоциируется с массовыми групповыми социальными движениями , такими как Движение за гражданские права.

Относительное или абсолютное лишение

У относительной депривации есть аналог: абсолютная депривация. Оба эти показателя являются показателями бедности в данной стране.

Абсолютная депривация описывает состояние, при котором доход домохозяйства падает ниже уровня, необходимого для поддержания основных жизненных потребностей, таких как еда и жилье.

Между тем, относительная депривация описывает уровень бедности, при котором доход домохозяйства падает до определенного процента ниже среднего дохода страны. Например, уровень относительной бедности страны можно установить на уровне 50 процентов от ее среднего дохода.

Абсолютная бедность может угрожать самому выживанию человека, в то время как относительная бедность не может, но может ограничить способность полноценно участвовать в жизни общества. В 2015 году Группа Всемирного банка установила мировой абсолютный уровень бедности на уровне 1 доллара США.90 в день на человека по паритету покупательной способности (ППС).

Критика теории относительной депривации

Критики теории относительной депривации утверждали, что она не может объяснить, почему некоторые люди, лишенные прав или ресурсов, не принимают участия в социальных движениях, призванных достичь этих целей. Во время Движения за гражданские права, например, чернокожие люди, которые отказывались участвовать в движении, были насмешливо названы «дядей Томами» другими чернокожими в отношении чрезмерно послушного порабощенного человека, изображенного в романе Харриет Бичер-Стоу 1852 года «Хижина дяди Тома» .”

Однако сторонники теории относительной депривации утверждают, что многие из этих людей просто хотят избежать конфликтов и жизненных трудностей, с которыми они могут столкнуться, присоединившись к движению, без гарантии лучшей жизни в результате.

Кроме того, теория относительной депривации не учитывает людей, которые принимают участие в движениях, которые не приносят им прямой выгоды. Некоторые примеры включают движение за права животных, гетеросексуальных и цис-гендерных людей, которые маршируют вместе с активистами ЛГБТК +, и богатых людей, которые выступают против политики, увековечивающей бедность или неравенство доходов.В этих случаях считается, что участники действуют больше из чувства сочувствия или симпатии, чем из чувства относительной депривации.

Источники

Что такое ДЕПРИВАЦИЯ? | TriumphIAS

Актуальность: Социология: Социальная стратификация: Депривация

Что такое депривация?

«Депривация» — одно из понятий, тесно связанных с дискуссиями о социальном неравенстве. Социологический анализ определяет депривацию в широком смысле как неравенство в доступе к социальным благам.Он включает бедность и более широкие формы неблагополучия . Это означает отказ в доступе к ресурсам, необходимым для саморазвития и удовлетворения основных потребностей. Ресурсы могут быть социальными, экономическими и культурными, а предметы первой необходимости варьируются от одной культуры к другой.

  • «В общем, депривация относится к состоянию, в котором людям не хватает того, в чем они нуждаются»… отсутствие экономической и эмоциональной поддержки, общепризнанной как основополагающие элементы человеческого опыта. К ним относятся доходы и жилье, а также родительская забота о детях »,
  • .

Чем она отличается от бедности?

  • Приведенные выше определения проясняют, что некоторые человеческие потребности, такие как доход, уход, жилье и безопасность, являются очень элементарными, и их удовлетворение ведет к более полному и комфортному жизненному опыту.Считается, что удовлетворительное удовлетворение этих потребностей способствует более полному развитию потенциала человека.
  • В глобальном масштабе бедность чаще всего выражается в экономических терминах, в то время как лишения могут иметь и другие аспекты. По мнению Пьера Бурдье, это отсутствие адекватного социального, культурного, символического и экономического капитала.

Таким образом, лишения — это более широкое явление, чем бедность. По сравнению с изоляцией, лишение ресурсов — это исключение из социального участия.

Человек может столкнуться с лишением, несмотря на относительно хорошее экономическое положение. Люди в районах, охваченных войной, таких как Западная Азия и некоторые африканские страны, страдают от многочисленных лишений в виде отсутствия доступа к здравоохранению, образованию, санитарии, жилью и т. Д. Из-за отсутствия мирной политической атмосферы. В других случаях культурные нормы могут привести к лишениям.

Например, в исламских странах и многих других ортодоксальных патриархальных обществах женщинам не разрешается получать образование и заниматься другой общественной деятельностью.В некоторых традиционных обществах, таких как Индия, также существует жесткое социальное расслоение, например касты, что также приводит к многочисленным лишениям для представителей низших слоев общества. Точно так же расизм и этноцентрические практики также лишают одну часть населения жизненных удобств, как это все еще имеет место в Южной Африке. Таким образом, депривация также может быть вызвана структурными факторами.

Виды депривации:

Абсолютное лишение и относительное лишение:

  • Абсолютное лишение означает отсутствие предметов первой необходимости i.е. еда, вода, кров и топливо. Это означает потерю или отсутствие средств для удовлетворения основных потребностей для выживания — еды, одежды и жилья.
  • Относительная депривация относится к депривациям, испытываемым людьми, когда они сравнивают себя с другими. В данном случае человек, которым чего-то не хватает, сравнивают себя с теми, у кого это есть, и при этом испытывают чувство депривации.
  • Следовательно, относительная депривация включает не только сравнение, но также обычно определяется в субъективных терминах . Концепция тесно связана с концепцией «контрольной группы» — группы, с которой индивидуум или совокупность людей сравнивают себя.

Чем полезна концепция относительной депривации?

Лишение или недостаток измеряется не объективными стандартами , а по сравнению с относительно превосходящими преимуществами других, таких как члены контрольной группы, с которыми человек желает подражать .Таким образом, простой миллионер может чувствовать себя относительно невыгодным среди своих друзей-мультимиллионеров .

Концепция относительной депривации использовалась в исследовании социальных движений и революций , где утверждается, что относительная, а не абсолютная депривация, скорее всего, приведет к давлению в пользу перемен . .

Социальное расслоение — неотъемлемая черта всех обществ. Это историческое явление, которое мы находим во всех обществах, древних и современных; и он универсален, поскольку существует в простых или сложных обществах.Социальная дифференциация на основе высокого и низкого — историческое наследие всех обществ.

Эти социальные слои и слои, подразделения и подразделения с течением времени принимались на основе пола и возраста, статуса и роли, квалификации и неэффективности, жизненных шансов и экономических, включая политическую принадлежность и монополизации, ритуалов и церемоний и на многих других основаниях. . Это разнообразный характер. Он не в меньшей степени основан на соображениях превосходства и неполноценности, авторитета и подчинения, профессии и призвания.

Чтобы увидеть больше таких заметок, статей, новостей и обзоров, присоединяйтесь к нашему каналу Telegram.

https://t.me/triumphias

Щелкните ссылку ниже, чтобы просмотреть подробную информацию о курсах UPSC –Civils, предлагаемых Triumph IAS. https://triumphias.com/pages-all-courses.php

4.1D: Депривация и развитие — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  1. Ключевые моменты
  2. Ключевые термины

Социальная депривация или препятствие нормальному культурному взаимодействию с обществом влияет на психическое здоровье и ухудшает развитие ребенка.

Цели обучения

  • Объясните, почему социальная депривация проблематична для человека (особенно детей) и к каким проблемам может привести

Ключевые моменты

  • По мере своего развития люди проходят несколько критических периодов или окон времени, в течение которых им необходимо испытать определенные стимулы окружающей среды, чтобы развиваться должным образом.
  • Дикие дети представляют собой пример последствий тяжелых социальных лишений в критические периоды развития.
  • Теория привязанности утверждает, что младенцы должны развивать стабильные, постоянные отношения, по крайней мере, с одним взрослым опекуном, чтобы сформировать основу для успешного развития.
  • Термин «материнская депривация» — это крылатая фраза, обобщающая раннюю работу психиатра и психоаналитика Джона Боулби по последствиям разлучения младенцев и маленьких детей с их матерями.
  • В законодательстве США долгое время применялась доктрина «нежных лет», когда опека над младенцами и детьми ясельного возраста отдавалась преимущественно матерям.

Ключевые термины

  • дикие дети : дикие дети — это человеческие дети, которые с самого раннего возраста жили изолированно от человеческих контактов и не имели опыта человеческой заботы, любви или социального поведения и, что особенно важно, человеческого языка.
  • Теория привязанности : Теория привязанности описывает динамику долгосрочных отношений между людьми. Его наиболее важный постулат заключается в том, что для нормального социального и эмоционального развития младенцу необходимо развивать отношения по крайней мере с одним основным опекуном.
  • Социальная депривация : В случаях социальной депривации, особенно для детей, социальный опыт, как правило, менее разнообразен, и развитие может быть задержано или затруднено.

Люди — существа социальные, и социальное взаимодействие необходимо для нормального человеческого развития. Социальная депривация возникает, когда человек лишается культурно нормального взаимодействия с остальной частью общества. Определенные группы людей с большей вероятностью испытают социальную депривацию.Например, социальная депривация часто возникает вместе с широкой сетью взаимосвязанных факторов, которые все вносят вклад в социальную изоляцию; к этим факторам относятся психические заболевания, бедность, плохое образование и низкий социально-экономический статус.

Наблюдая за жертвами социальной депривации и опрашивая их, исследование позволило понять, как социальная депривация связана с человеческим развитием и психическими заболеваниями. По мере своего развития люди проходят через критические периоды или временные окна, в течение которых им необходимо испытать определенные раздражители окружающей среды, чтобы развиваться должным образом.Но когда люди испытывают социальную депривацию, они пропускают эти критические периоды. Таким образом, социальная депривация может задерживать или препятствовать развитию, особенно детей.

Дикие дети представляют собой пример последствий тяжелых социальных лишений в критические периоды развития. Дикие дети — это дети, которые растут без социального взаимодействия. В некоторых случаях они могли быть брошены в раннем детстве и выросли в пустыне. В других случаях они могли подвергнуться насилию со стороны родителей, которые изолировали их от других людей.В нескольких зафиксированных случаях одичавшие дети не могли развить языковые навыки, имели лишь ограниченное социальное понимание и не могли быть реабилитированы.

Теория привязанности может объяснить, почему социальная депривация так пагубно сказывается на детях. Согласно теории привязанности, для нормального социального и эмоционального развития младенцу необходимо установить отношения, по крайней мере, с одним основным опекуном.

Теория привязанности : Этот фильм объясняет теорию привязанности Джона Боулби.

Материнская депривация : Идея о том, что разлука с женщиной-воспитателем имеет глубокие последствия, имеет значительный резонанс за пределами традиционных исследований развития ребенка.

Материнская депривация : Этот клип представляет собой видеозапись исследования материнской депривации 1952 года, в ходе которого выяснилось, что младенцы страдают эмоциональным ущербом, когда разлучены со своей матерью

материальных лишений — ReviseSociology

400 000 детей живут в такой крайней бедности, что их родители не могут позволить себе купить им собственную кровать.Цифра 400 000 — оценка, сделанная благотворительной организацией Buttle UK.

Благотворительный фонд рассчитал примерную цифру в 400 000 человек на основе выборки из 10 000 семей, которым он помог в прошлом году. Среди этих 10 000 семей 25% детей не имели собственной кровати для сна.

Ошибки в оценке на данный момент (см. Ниже), я был изменен на этот шокирующий показатель детской бедности короткой заметкой на Radio Kent, и, хотя он просочился в основные новости, это не кажется особенно важным. высоко в повестке дня.

Последствия «постельной бедности»

Как отмечает Баттл, Великобритания… одна из основных проблем постельной бедности заключается в том, что она оказывает негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Если им не удается выспаться ночью, они с меньшей вероятностью смогут сконцентрироваться в школе.

Кроме того, есть довольно мрачный факт, что матрасы или подушки, используемые в качестве кровати, которые хранятся на полу, с большей вероятностью будут заражены насекомыми, чем матрас на «нормальной» приподнятой кровати.Это означает, что дети из бедных семей с большей вероятностью будут заражены насекомыми, чем дети с подходящей кроватью.

Каковы причины постельной бедности?

Ну, я полагаю, это связано с существованием бедности в Великобритании в целом. Кровать — одна из тех относительно крупных статей расходов, без которых можете прожить, если необходимо, поэтому, если вы один из почти 30% детей, живущих в абсолютной бедности (после затрат на жилье), я думаю, это имеет смысл для ваших родителей. отдавать предпочтение еде и нагреванию перед сном.

Идеологический выбор сокращения социальных выплат, которые являются частью продолжающейся политики консерваторов, также явно способствует увеличению числа детей в бедности в целом и в «постельной бедности» в частности.

NB — Будьте осторожны с этой статистикой

Хотя я согласен с тем фактом, что десятки, может быть, сотни тысяч детей живут в «постельной бедности», я не уверен, что эта цифра достигает 400 000. Я считаю, что благотворительность, вероятно, работает с самыми самые бедные, и я думаю, что эта цифра, возможно, использует «более мягкие измерения» бедности, чтобы подкрепить свои утверждения.(NB, это всего лишь возможность, они фактически не говорят в статье, какой показатель бедности они используют для получения цифры 400 000!)

Актуальность для программы социологии A-level

Это еще один показатель детской бедности, а также, вероятно, новое понятие («постельная бедность») для большинства учащихся. Это также хороший пример «скрытой бедности» — это хороший пример аспекта бедности, который большинство из нас даже не заметит, даже если последствия будут серьезными.

Это имеет очевидное отношение к социологии образования: как объяснялось выше, те, кто лишается нормального ночного сна, не смогут эффективно учиться. Это классический пример того, как материальные лишения могут повлиять на классовые различия в образовании.

Наконец, хотя я не обсуждал здесь это подробно, это также хорошее напоминание о необходимости скептически относиться к использованию статистики — существуют разные измерения бедности (относительные и абсолютные), и я не совсем убежден, что цифра 400 000 действительна.Это хороший пример социальной статистики и кампании, которой, возможно, недостает объективности, так что это даже может быть связано с дебатами о свободе ценностей!

Источники изображений

Грязный матрас

Полный факт — график бедности

Этот пост также будет опубликован в блокчейне steem!

Нравится:

Нравится Загрузка …

Социологический подход к измерению неравенства в JSTOR

Abstract

Хотя озабоченность неравенством лежит в основе социологической традиции, немногие социологи серьезно интересуются нормативными и методологическими вопросами, связанными с выбором между различными мерами неравенства.В этой статье утверждается, что широко используемый, но также широко критикуемый индекс Джини может включать в себя сугубо социологическую концепцию неравенства. Индекс Джини имеет особенности, которые чужды господствующей экономике благосостояния, но вполне разумны, если неравенство понимается более социологически как проистекающее из состояния относительной депривации. Однако приверженность релятивистской концепции неравенства приводит к серьезным теоретическим и практическим сложностям. Неявное обоснование индекса Джини предполагает, что он применяется к «эталонной совокупности» — где каждый сравнивает себя со всеми остальными.Неочевидно, что жители национального государства всегда составляют референтную популяцию в этом смысле, и можно найти аргументы как в пользу расширения, так и сужения охвата соответствующей группы населения. Как агрегирование, так и дезагрегирование всего, что считается «подходящей» областью эталонной совокупности, проблематично и требует различных методологических решений.

Информация о журнале

Acta Sociologica публикует статьи по качественной инновационной социологии, выполненные с различных теоретических и методологических отправных точек, в виде полноформатных оригинальных статей и обзорных эссе, а также обзоров и комментариев к книгам.Приветствуются статьи, представляющие скандинавскую социологию или способствующие посредничеству между скандинавскими и международными научными дискуссиями.

Информация об издателе

SAGE Publications — это академическое и профессиональное издательство. Мы издаем книги, журналы и программное обеспечение под SAGE, Corwin. Press, Paul Chapman Publishing, Pine Forge Press, SAGE Reference, SAGE Science и Scolari (веб-сайты США и Европы) отпечатки.

страниц содержания Энциклопедии религии и социальных наук

Лишения можно разделить на относительные и абсолютные. лишение.Физическое насилие, голод и бедность рассматриваются как формы абсолютная депривация, тогда как относительную депривацию можно определить как несоответствие между тем, что человек ожидает от жизни, и тем, что он получает. Обе абсолютная и относительная депривация — причины обездоленного восприимчивость к определенным (религиозным) посланиям: «Придите ко мне, все вы трудящиеся и обремененные, и успокою вас »(св. 11:28).

Лишения видели поколения ученых, не обязательно марксистов, как причины как личных религиозная приверженность и формирование сект и культов.Немецкие ученые Макс Вебер и Эрнст Трельч были пионерами в отношении взаимоотношений. между сектой и церковью, социальным классом и статусной группой. В г. Социальные источники деноминационализма (Holt 1929), Х. Ричард Нибур рассматривали секты как «церкви обездоленных»; потому что отсутствие экономической и политической власти, нуждаются менее привилегированные религии, а секты и культы могли предоставить своим членам компенсация отсутствия социального и личного успеха.

В 1950-х и 1960-х годах много теоретизировали сосредоточены на построении типологий. Так было и в теория депривации. Например, Чарльз Глок (1964, Глок и Старк) 1965) выделил пять типов депривации в зависимости от вида ощущаемое напряжение: экономическое, социальное, организменное, этическое и психическое. лишение. Каждый тип породил определенный тип религиозной группы, соответственно: секта, церковь, движение исцеления, движение реформ или культ.По классу, в который он попал, Глок мог предсказать «карьера» определенной религиозной группы. По словам Брайана Уилсона (1973) большинство новых религиозных движений в странах третьего мира были либо тауматург, то есть они реагировали на очень специфические и острые формы лишенияили революционерна напряжение, которое испытывают предполагаемые неминуемое разрушение мира.

С 1970-х годов теория депривации подвергался критике со стороны различных ученых.Его главный недостаток в том, что, хотя правильно подчеркнута идеологическая составляющая при наборе членов, класс — лишь один из многих факторов, влияющих на религиозную приверженность. Еще один серьезный недостаток — отсутствие внимания соцсети. Эти недостатки могут быть устранены, если теория депривации интегрирована в более полноценная теория. Это можно сделать, как показал Старк. и Бейнбридж (1987), например, в их формальном, рациональном выборе теория религиозного поведения.

См. Также Компенсаторы, Rational Теория выбора.

Дурк Х. Хак

Список литературы

К. Ю. Глок, «Роль депривации в зарождении и эволюции религиозных Группы »в журнале Religion and Social Conflict , ред. Р. Ли и М. Э. Марти (Нью-Йорк: Oxford University Press, 1964): 24-36

С.Ю. Глок и Р. Старк, Религия и общество в напряжении (Чикаго: Рэнд МакНалли, 1965)

Р. Старк и У. С. Бейнбридж, Теория религии (Нью-Йорк: Ланг, 1987)

Б. Уилсон, Мэджик и Millennium (Лондон: Heinemann, 1973).

Лишения и бедность | Бедность и социальная изоляция

Прямые измерения бедности, учитывающие депривацию и уровень жизни, имеют очень долгую историю, особенно в Великобритании.От Чарльза Бута и ранее до Сибхольма Раунтри и Питера Таунсенда в двадцатом веке изучались условия жизни бедных, чтобы выявить тех, кто живет в бедности.

Питер Таунсенд, в частности, впервые применил подход к бедности, основанный на относительной депривации, который охватывал широкий спектр аспектов уровня жизни, как материальных, так и социальных. Для Townsend:

Можно сказать, что отдельные лица, семьи и группы населения находятся в бедности, если у них нет ресурсов для получения определенного типа диеты, участия в деятельности, а также условий жизни и удобств, которые являются обычными или, по крайней мере, широко поощряются или одобрены в обществах, к которым они принадлежат.Их ресурсы настолько значительно ниже ресурсов, которыми управляет средний человек или семья, что они фактически исключены из обычных моделей поведения, обычаев и деятельности.

(Таунсенд, 1979)

Меры депривации — это не то же самое, что меры дохода — они связаны с тем, как люди живут. Лишения — это следствие нехватки доходов и других ресурсов, что в совокупности можно рассматривать как жизнь в бедности. Подход относительной депривации к бедности изучает показатели депривации, которые затем соотносятся с уровнями доходов и ресурсами.

Для дальнейшего развития этого подхода к относительной депривации Таунсенд разработал список из шестидесяти показателей «образа жизни» населения для исследования уровня жизни в Соединенном Королевстве, проведенного в 1968/69 году. Индикаторы были построены из пунктов, охватывающих:

  • диета
  • одежда
  • топливо и свет
  • бытовые удобства
  • жилищно-жилищных комплексов
  • ближайшее окружение дома
  • Общие условия и безопасность труда
  • семейная поддержка
  • отдых
  • образование
  • здоровья
  • социальные отношения.

Отсутствие или неучастие в этих показателях рассматривалось как показатель депривации. «Баллы» по различным формам депривации могут быть установлены и связаны с доходом домохозяйства.

Это исследование было опубликовано в журнале Бедность в Соединенном Королевстве (Townsend, 1979), и основным выводом было то, что существуют уровни дохода, ниже которых потребление и участие значительно ниже того, что могло бы считаться нормальным или приемлемым во все более процветающем обществе. .Считалось, что именно эта группа находится в бедности.

Критики этого подхода утверждали, что показатели депривации были произвольными и что, измеряя показатели депривации, методология не учитывала различия и выбор в образе жизни людей. Консенсусный метод изложил новый подход, направленный на противодействие этой критике.

Список литературы

Таунсенд, П. (1979) Бедность в Соединенном Королевстве , Лондон, Allen Lane and Penguin Books.

Последнее обновление: 21 января 2016 г.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *