Формирование личности это: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Содержание

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — это… Что такое ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ?

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, соц. среды; целенаправленное развитие личности или к.-л. ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

  • ФОРМА
  • Формы организации воспитательного процесса

Смотреть что такое «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:

  • формирование личности —      объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.    Личность, как и все специфически человеческое в психике, формируется и раскрывается в ходе… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Формирование личности — процесс становления человека как социальногосущества под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность человеческой… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Формирование личности юриста у обучающихся в юридических образовательных учреждениях — Обеспечение того, чтобы в ПОО работали умные, способные, ответственные, честные люди – одна из важнейших задач в работе с персоналом. Она может быть решена по комплексу направлений, среди которых важное место занимает работа с молодыми людьми –… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания [82, c. 852] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к задачам образования имеется в виду достижение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно… …   Профессиональное образование. Словарь

  • формирование личности, психики

    — термин, введенный в широкую практику А.С. Макаренко это процесс ее изменения и развития в результате внешнего воздействия на нее. В этом отличие от созревания как изменения в силу внутренних, врожденных причин… Можно выделить три основных вида… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Формирование характера и пути его воспитания — X. начинает складываться уже в раннем детстве. Под влиянием общения со взрослыми, в зависимости от их отношения к ребенку, от конкретных условий жизни в семье начинает формироваться индивидуально своеобразное поведение ребенка, первые и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Формирование впечатления (impression formation) — Истоки научного изучения проблемы Ф. в. восходят к известной статье Соломона Аша «Формирование впечатлений о личности» (Forming impressions of personality), В этой статье были обозначены две осн. проблемы. Во первых, при Ф. в. наблюдатель должен… …   Психологическая энциклопедия

  • Формирование — сознательное управление процессом развития человека или отдельных сторон личности, качеств и свойств характера и доведение их до задуманной формы (уровня, образа, идеи). В педагогической практике формирование означает применение приемов и… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте (adolescent identity formation) — Совр. психология в большом долгу перед Уильямом Джемсом за проведенный им в «Принципах психологии» (Principles of psychology) проницательный теорет. анализ Я как интегратора опыта и локуса личной идентичности. Взгляды Эрика Эриксона на эго… …   Психологическая энциклопедия

Из чего формируется личность человека? | Психология

Известные факторы, которые влияют на личность индивидуума — это воспитание, то есть влияние общества, и наследственность, что определяет собственные качества личности. Мы не будем спорить с этими постулатами, однако попытаемся определить их действительную значимость в деле формирования личности человека.

Советский человек привык к распространенной точке зрения о том, что всего (или почти всего) можно добиться «правильным» воспитанием. Признанные отечественные педагоги открыто об этом заявляли. Так, например, Ушинский, оценивая реальное влияние различных факторов на формирование Человека, «придавал воспитанию значение решающего фактора»: «Человек становится человеком через воспитание».

И это очень выгодная точка зрения! В соответствии с ней можно выполнить любые планы государства в области воспитания «правильных» (выгодных этому самому государству) граждан. На формирование личности влияет воспитание
Фото: Depositphotos

Предположим, что если абсолютно всего (или очень многого) можно добиться воспитанием, то логично продолжить, что человек — это «пластилин»: если из него формировать правильную фигуру, то получится вполне достойный гражданин известного общества. В таком случае становится верным известное утверждение: «Каждая кухарка может стать президентом». И это, в свою очередь, означает, что «особенности нашей личности» состоят из одинакового набора неких качеств, которые всегда можно изменить.

Такая точка зрения очень выгодно подается в школе. Учителю достаточно «правильно» и регулярно воздействовать на родителя, дабы родитель, в свою очередь, так же «правильно» сформировал свое дитя. Кроме того, данное расхожее мнение пропагандируется во всех современных тренингах и внушаемом нам образе «позитивных мыслей», типа: «верьте в успех и все у вас получится» и «мысли, как миллионер, и станешь миллионером».

Продолжить список читатель может сам. Сюда же гармонично вписывается известный вопрос «Когда нужно начинать воспитывать ребенка?» с не менее известным ответом: «С пеленок!»

В таком случае, меня терзает единственный вопрос: где здесь индивидуальность?

«Индивидуа́льность (от лат. individuum — неделимое, особь) — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого» (Википедия).

Почему социальная значимость такой важной составляющей, как врожденные особенности личности, сводится на нет? А как же врожденные способности?
Фото: Depositphotos

Моя дочь имеет собственную волю, особенности и мнение с самого рождения! Нет, не удивляйтесь, это не происки ошибочного восприятия. Ребенок с самого начала проявил свой характер: показал чрезмерную восприимчивость (плаксивость), эмоциональность и свое собственное несогласие с некоторыми родительскими решениями (выражала плачем протест)! И вопрос, мне кажется, не в том, у кого это есть, а у кого нет. А во внимательности родителей и в их готовности видеть и принимать свое дитя не как отражение себя, а как отдельного человека. Кстати, именно такое отношение решает в семье многие психологические проблемы недопонимания и воспитания.

Однако складывается впечатление, что народ не готов пока в подобную точку зрения поверить.

Наследственность можно отнести к врожденным свойствам личности. К наследственным привычкам наши генетики относятся крайне скептически. И действительно, это можно понять. Как на клеточном уровне может передаться, например, нелюбовь к куриной шкурке?

И можно было бы полностью довериться мнению ученых врачей, если бы не примеры из жизни с необъяснимыми деталями…

…К копанию картошки Зина была приучена с детства. Она хорошо помнит: отец ворчит на мать за то, что она идет не ровными рядочками, а куда глаз ляжет. Девочка не вступала в их перепалки, хотя мысленно была на стороне отца. Ну, действительно, идти ровными рядочками куда удобнее и понятнее, чем спонтанные телодвижения!

И вот этим летом, будучи на копке в качестве помощи уже родителям мужа, заметила за собой желание броситься на первый попавшийся куст. Кажется, что если возьмусь за все сразу (а все сразу — это каждая ботва в поле зрения), то сие не особо приятное занятие быстрее закончится. А рядочек за рядочком — нудно и не быстро!

Благо, эти ее броуновские телодвижения никто не заметил. И вот ведь странно, все происходило бессознательно, как по заранее заложенной программе, которая неминуемо приводится в исполнение. Как говорится: «Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу».
Хочешь узнать, какой будет твоя жена — посмотри на тещу!
Фото: Depositphotos

…Виталий не успел толком пожить с детьми. Так уж вышло, что развелся, когда одной дочке было 2 года, а второй 4. К сожалению, мама девочек не допустила общения детей с отцом после развода. Но это может быть подтверждением чистоты эксперимента. Откуда спустя много лет у дочек взялась папина любовь к жареному луку? И это при том, что мама не признает лук ни в каком виде!

Смотрят потом разведенные мамы на своих деточек и видят в них ненавистные привычки, движения и характеры уже давно разлюбленных пап.

  • Таким образом, если некоторые особенности можно объяснить совместным проживанием и каждодневным примером поведенческих реакций, то как объяснить то же самое при раздельном проживании родителей?

А примеров подобного рода на самом деле великое множество!

И как бы ни убеждали нас ученые умы в том, что характер и привычки закладываются только воспитанием, мы имеем регулярную возможность видеть обратное. Характер и привычки родителей каким-то странным, непостижимым образом могут передаваться по наследству!

Но кроме наследственности, есть еще и свои личные особенности, непредсказуемые и не поддающиеся никакому или весьма опосредованному влиянию. Некие предпочтения, свойства характера, восприимчивость к только определенным воздействиям и т. п. И вот эта часть свойств человеческой личности — совершенно неисследованный зверь, «кот в мешке».

Ведь никто не станет спорить с тем, что на свете нет двух совершенно одинаковых людей. И никогда их не будет. Потому что каждый человек — это отдельная вселенная, результат случайного стечения многих факторов, которые сформировали его — единственного и неповторимого в своем роде.

С юных лет мы пытаемся доказать всему миру свою уникальность и неповторимость
Фото: Depositphotos

Не именно ли это — факт собственной неповторимости и особенности — мы пытаемся доказать всему миру, когда пытаемся «стать лучше» или показать, что «я особенный»?

По моему мнению, индивидуальностью человек рождается — и это первый ключевой фактор, влияющий на характеристику героя: врожденные свойства характера, особенности, таланты и прочее. А вот что будет в дальнейшем влиять на личность, в некотором роде определяет судьба, общество и имеющиеся особенности восприятия данного индивидуума.

Однако, вопреки мнению психологов, педагогов и государства, внешнее воздействие не является приоритетным моментом в становлении человека! Второй ключевой фактор в становлении и развитии личности Человека (именно с большой буквы!) — собственный выбор, направленный на «согласие» или отвержение влияния общества, на впитывание понравившихся идей и в конечном итоге на выбор: в какую сторону мне идти.

как происходит и отчего зависит

На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.

Принято считать, что слово «личность» от латинского persona (или английского personality), но точнее переводить его как английское self – самость, Я сам.

Персона – маска, которую надевал актер древнегреческого театра, играя роль. Но личность – это не просто лицо, личина, которую «надевает» человек в обществе.

Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Формирование человеческой личности

Процесс становления личности – это появление у индивида исторически сформировавшихся человеческих качеств. Какое качество в человеке проявится, зависит от нескольких факторов.

Факторы формирования личности:

  • Воспитание в детстве и самовоспитание в зрелости

Роль семьи в формировании личности трудно переоценить. Воспитательная функция – основная функция социального института семьи.

В полноценных и благополучных семьях вырастают гармонично развитые личности. Нерешенные детские проблемы становятся факторами, мешающими человеку развиваться. Ребенок учится быть членом общества, слушая и копируя родителей.

Дети копируют стили и модели поведения, роли, стратегии, привычный тип мышления и выражения чувств значимых взрослых. Ценности и идеалы, позитивные и негативные (например, тревожность и мнительность) качества бессознательно перенимаются от родителей.

Позже родительские наставления превращаются во «внутренний голос», формируются (или не формируются) такие моральные качества, как совесть, честь, нравственность и другие. Становясь взрослым, человек использует данные родителями знания о социально-одобряемом и приемлемом поведении и вырабатывает новые.

Люди разные, потому что нет ни одного человека с одинаковым набором генов. Часть особенностей и компонентов индивидуальности человек получает при рождении с набором генов.

Основные эмоции ребенок испытывает и умеет выражать уже с первых дней жизни, темперамент определен с рождения. Относительно фактора генетики роль семьи в формировании личности не менее важна, чем в воспитании. Генетически передаются некоторые психические заболевания.

Социальное влияние референтных (значимых) групп, близких, друзей, коллег и других людей из близкого окружения.

Каждое событие, происходящее с человеком, затрагивает его внутренний мир, особенно если это знаковое происшествие. Индивидуальный опыт может изменить ход и направление развития жизни. Человек воспитывает силу воли, характер, развивает способности, находит или теряет мотивацию под влиянием произошедших в его жизни событий.

  • Менталитет и культура

На менталитет влияет окружающая среда и климат, в котором проживают представители той или иной народности. Менталитет можно обозначить как «характер» народа. Например, в южных странах люди, как правило, активные, эмоциональные, темпераментные.

Культура, нравственные ценности и мораль, распространенные в обществе, прививаются людям с рождения и направляют процесс формирования личности. В одних культурах люди более свободно, естественно и развязно ведут себя, в других культивируется сдержанность, необходимость строго придерживаться правил поведения.

Факторы формирования личности влияют на нее всякий раз, когда человек оказывается в новой социокультурной среде. Формирование личности, по сути, и есть череда вхождений человека в новую для него социальную общность и результат пребывания в ней. То, как формируется и проявляет себя индивидуальность в конкретной среде, зависит от успешности прохождения трех фаз развития.

Фазы становления личности:

Становление личности происходит за счет принятия ею норм и форм деятельности в социальной общности. Индивид стремится и в некоторой степени становится таким же, как и все остальные люди.

  • Индивидуализация

На втором этапе человек, осознавая, что он «как все», ищет, находит и проявляет свои индивидуальные особенности, активно стремится к персонализации.

Эта фаза определяет не только становление личности, но и развитие того общества, в котором человек действует. Индивид должен успешно согласовать свою индивидуальность с обществом, проявлять те свои уникальные отличительные качества, которые полезны для людей. Принося пользу обществу, человек развивается.

Если эти этапы становления личности не пройдены, наступает дезинтеграция, человек не принимается обществом. Его либо вытесняют, либо он сам изолируется от людей. Формирование личности при дезинтеграции останавливается и может повернуться вспять. Если человек возвращается на более ранние стадии своего развития, происходит его деградация.

Этапы развития

Способен к развитию активный и деятельный человек. Для каждого возрастного периода один из видов деятельности является ведущим.

Концепцию ведущей деятельности разработал советский психолог А.Н. Леонтьев, он же выделил основные этапы формирования личности. Позже его идеи развил Д.Б. Эльконин и другие ученые.

Ведущий вид деятельности – фактор развития и деятельность, которая определяет формирование основных психологических новообразований индивида на очередной ступени его развития.

«По Д. Б. Эльконину»

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину и ведущий вид деятельности в каждой из них:

  • Младенческий возраст – непосредственное общение со взрослыми.
  • Ранее детство – предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок учится обращаться с простыми предметами.
  • Дошкольный возраст – сюжетно-ролевая игра. Ребенок в игровой форме примеряет взрослые социальные роли.
  • Младший школьный возраст – учебная деятельность.
  • Подростковый возраст – интимное общение со сверстниками.

«По Э. Эриксону»

Психологические периодизации развития индивидуальности разрабатывали и зарубежные психологи. Наиболее известной является периодизация, предложенная Э.Эриксоном. По Эриксону формирование личности происходит не только в юности, но и в глубокой старости.

Психосоциальные стадии развития – кризисные этапы становления личности индивида. Становление личности – это прохождение одного за другим психологических этапов развития. На каждом этапе происходит качественное преобразование внутреннего мира индивида. Новообразования каждого из этапов – следствие развития индивида на предыдущем этапе.

Новообразования могут быть как положительными, так и отрицательными качествами. Их сочетание определяет индивидуальность каждого человека. Эриксон описал две линии развития: нормальную и аномальную, в каждой из которой выделил и противопоставил психологические новообразования.

Кризисные этапы формирования личности по Э. Эриксону:

  • Первый год жизни человека – кризис доверия

В этот период особо важна роль семьи в формировании личности. Через мать и отца ребенок узнает, добр к нему мир или нет. В лучшем случае появляется базовое доверие к миру, если формирование личности аномальное, образуется недоверие.

  • От одного года до трех лет

Самостоятельность и уверенность в себе, если процесс становления личности происходит нормально или неуверенность в себе и гипертрофированный стыд, если он аномальный.

  • Три – пять лет

Активность или пассивность, инициатива или чувство вины, любопытство или безразличие к миру и людям.

  • От пяти до одиннадцати лет

Ребенок учится ставить и достигать цели, самостоятельно решать жизненные задачи, стремится к успеху, развивает познавательные и коммуникативные навыки, а также трудолюбие. Если формирование личности в этот период отклоняется от нормальной линии, новообразованиями станут комплекс неполноценности, конформность, ощущение бессмысленности, тщетности усилий при решении задач.

  • От двенадцати до восемнадцати лет

Подростки переживают этап жизненного самоопределения. Молодые люди строят планы, выбирают профессию, определяются с мировоззрением. Если процесс формирования личности нарушается, подросток погружается в свой внутренний мир в ущерб внешнему, но у него не получается разобраться в себе. Путаница в мыслях и чувствах приводит к снижению активности, неспособности планировать будущее, трудности с самоопределением. Подросток выбирает путь «как все», становится конформистом, не имеет своих личных мировоззренческих установок.

  • От двадцати до сорока пяти лет

Это ранняя взрослость. У человека появляется желание быть полезным членом общества. Он работает, создает семью, заводит детей и при этом чувствует удовлетворенность от жизни. Ранняя зрелость – период, когда роль семьи в формировании личности снова выходит на первый план, только семья эта уже не родительская, а созданная самостоятельно.

Положительные новообразования периода: интимность и общительность. Отрицательные новообразования: изоляция, избегание близких отношений и неразборчивые связи. Трудности характера в это время могут перерасти в расстройства психики.

  • Средняя зрелость: сорок пять – шестьдесят лет

Прекрасный этап, когда процесс становления личности продолжается в условиях полноценной, творческой, разнообразной жизни. Человек воспитывает и обучает детей, достигает определенных высот в профессии, уважаем и любим семьей, коллегами, друзьями.

Если формирование личности благополучное, человек активно и продуктивно работает над собой, если нет – происходит «погружение в себя» с целью уйти от реальности. Такой «застой» грозит потерей трудоспособности, ранней инвалидностью, эгоизмом и озлобленностью.

  • После шестидесяти лет наступает поздняя взрослость

Время, когда человек подводит итоги жизни. Крайние линии развития в старости:

  1. мудрость и душевная гармония, удовлетворенность прожитой жизнью, ощущение ее полноты и полезности, отсутствие страха смерти;
  2. трагичное отчаяние, ощущение того, что жизнь прожита зря, а прожить ее заново уже нельзя, боязнь смерти.

Когда этапы формирования личности переживаются благополучно, человек научается принимать себя и жизнь во всем ее многообразии, живет в гармонии с собой и окружающим миром.

Теории формирования

О том, как формируется личность, каждое направление в психологии отвечает по-своему. Есть психодинамические, гуманистические теории, теория черт, теория социального научения и другие.

Некоторые теории появились в результате многочисленных экспериментов, другие неэкспериментальные. Не все теории охватывают возрастной диапазон от рождения до смерти, некоторые «отводят» на формирование личности только первые годы жизни (обычно до совершеннолетия).

  • Наиболее целостной, совмещающей сразу несколько точек зрения, является теория американского психолога Эрика Эриксона. По Эриксону формирование личности происходит по эпигенетическому принципу: от рождения до смерти человек проживает восемь стадий развития, предопределенных генетически, но зависящих от социальных факторов и самого индивида.

В психоанализе процесс формирования личности – адаптация природной, биологической сущности человека к социальной среде.

  • Согласно основателю психоанализа З. Фреду, человек формируется, когда учится удовлетворять потребности в социально-приемлемой форме и вырабатывает защитные механизмы психики.
  • В противовес психоанализу, гуманистические теории А. Маслоу и К. Роджерса, концентрируются на способности человека самовыражаться и самосовершенствоваться. Основная идея гуманистических теорий – самоактуализация, она же и основная человеческая потребность. К развитию человека подталкивают не инстинкты, а высшие духовные и социальные потребности и ценности.

Становление личности – это постепенное нахождение своего «Я», раскрытие внутреннего потенциала. Самоактуализирующийся человек активный, творческий, непосредственный, честный, ответственный, свободный от шаблонов мышления, мудрый, способный принять себя и других такими, какие они есть.

В качестве компонентов личности выступают следующие свойства:

  1. способности – индивидуальные свойства, определяющие успешность той или иной деятельности;
  2. темперамент – врожденные особенности высшей нервной деятельности, обуславливающие социальные реакции;
  3. характер – совокупность воспитываемых качеств, обуславливающих поведение по отношению к другим людям и самому себе;
  4. воля – способность достичь цели;
  5. эмоции – душевные волнения и переживания;
  6. мотивы – побуждения к деятельности, стимулы;
  7. установки – убеждения, взгляды, направленность.

Формирование личности ребенка

Рождаясь, ребенок полностью зависит от окружающих его родителей, с их помощью он начинает познавать окружающий мир. Познавание мира происходит в полном слиянии и с помощью взрослых. Поэтому ранний отрыв малыша от мамы и папы может неблагоприятно сказаться на его психо-эмоциональном развитии. Но наступает момент, когда общения и игр с родителями становится ребенку недостаточно и мы понимаем, что сыну или дочери хорошо бы пойти в детский сад.

Лучше всего отдавать ребенка в детский сад с 2-3х лет, потому что именно в этом возрасте малыши легче всего адаптируются к новым условиям.

После 2-3х лет ребенок всё больше нуждается в общении со сверстниками и немного отдаляется от родителей. Начинается так называемый «кризис трех лет», когда формируется самостоятельное «я», и малыш всё чаще произносит фразу «я сам» и старается доказать окружающим, что он «большой». В это сложное время важно, чтобы взрослые своим поведением демонстрировали, что воспринимают его всерьез и общаются с маленьким человечком на равных. Нельзя смеяться над тем, во что и с чем играет ребенок. Эти мелочи, разные камешки действительно могут быть чем-то важным, нужным. Чуть ниже мы коснемся «детских сокровищ», попробуем выяснить для чего они нужны.

В 4-5 летнем возрасте дети уже способны самостоятельно играть в «ролевые» игры, но еще не умеют их организовывать и распределять роли. Взрослые должны им в этом помочь. В то же время, можно начинать обучать малыша чтению и счету. Сначала ребенка знакомят с буквами, потом в игровой форме учат складывать их в слоги и слова. Даже если малыш уже научился читать самостоятельно, не стоит прекращать чтение вслух.

Однако не стоит оказывать давление на ребенка в стремлении научить его читать и писать. Гораздо важнее для него научиться доверять взрослым, задавать вопросы и общаться, проявлять интерес к окружающей действительности, экспериментировать и совершать самостоятельные поступки.

В возрасте 5-6 лет дети начинают дифференцированно подходить к выбору сверстников для общения. С одними они хотят дружить, а с другими нет. Взрослым не стоит слишком активно вмешиваться во взаимоотношения между детьми, но нужно наладить доверительное общение со своим ребенком и быть в курсе круга его общения и причин, по которым он выбрал того или иного знакомого в друзья. Это необходимо, чтобы вовремя скорректировать поведение ребенка, объяснить ему нравственные правила и ценности.

В процессе воспитания не нужно повышать на ребенка голос и кричать на него — это неэффективно. Чем больше вы будете его ругать, тем хуже он будет себя вести. Нужно пытаться найти с маленьким человеком взаимопонимание и объяснять его ошибки в мягкой форме. Никогда нельзя забывать хвалить ребенка.

Познавательный интерес.

Благодаря своему малому росту ребенок в буквальном и в психологическом смысле ближе к земле, чем взрослый. Он склонен проявлять большой интерес и внимания ко всему находящемуся на земле . Дети довольно часто роняют разные предметы и падают сами. Этот живой опыт заставляет их проникнуться великой идеей того, что всему стоящему и лежащему на земле она дает опору, является поддержкой и конечным пунктом движения всех тел: дальше земли падать некуда. Однако городского ребенка с самого раннего возраста родители приучают к тому, что упавшее на землю становится грязным, несъедобным и иногда даже неприкасаемым. Запретен «ничейный» предмет, валяющийся на дороге. Но и «своя» вещь из категории «чистых», ненароком оказавшись на земле, чаще всего приобретает другой статус. (Обычно это еда и предметы, с которыми ребенок соприкасается ртом: свистулька, соломинка для мыльных пузырей и т. п. — или лицом, например носовой платок.) Упавший предмет отчуждается от своего хозяина и переходит в иную категорию — категорию «вещей, лежащих на земле». Взрослые внушают ребенку, что контакт с ними опасен. Поэтому все, связанное с землей, окрашено для ребенка противоречивыми чувствами. Земля всегда дает опору и при этом иногда об нее можно больно удариться, но она постоянный источник интересных находок (но многие из них запретны или полузапретны, поэтому бывают особенно притягательными для самоутверждающейся маленькой личности). Землю не позволяют трогать голыми руками или поднимать с нее что-то съедобное, при этом сами же взрослые вдохновляют ребенка на поиск грибов и ягод, растущих из земли или на земле. А также строят для детей песочницы, где можно копаться сколько угодно. Поскольку дети копаются в земле с самого раннего возраста, они на собственном опыте убеждаются в том, что земля является еще и хранилищем. Из земли можно что-то интересное откопать и, наоборот, закопав — спрятать. Вылезают из земли растения, пряча в ней свои корни. И в землю же хоронят тех живых, что стали мертвыми. (Всем родителям хорошо известна детская страсть хоронить погибших существ: перееханных колесом велосипеда лягушек, найденных детьми мертвых птичек и т. д.)

Еще земля является для детей грандиозной поверхностью, на которой расставлено, разложено, явлено все, что существует на белом свете. Причем большая часть строений, растений, всевозможных предметов на земле прочно утверждена — они велики, тяжелы, занимают свои законные места в организованном пространстве окружающего мира. Но среди множества предметов, разместившихся по определенным правилам на поверхности земли, есть категория мелких «беззаконных комет», волею судеб оказавшихся на дороге жизни нежданно-негаданно. Это потерянные кем-то вещицы, монеты, пуговицы, значки, брошки, серьги, осколки цветных стеклышек, вдавленные в землю разноцветные крышки от бутылок, странные железки, обломки и прочая дребедень. Для взрослых все это жизненный сор, не стоящий внимания или даже вызывающий раздражение.

Дети относятся к этому сору иначе. Для них он представляет собой нечто вроде полезных ископаемых. Как известно, разнообразие и обилие полезных ископаемых определяет материальные ресурсы народа, живущего на данной территории. Также и у детей — найденное на улице регулярно пополняет запасы игровых материалов, необходимых для обеспечения жизненных интересов ребенка. Среди множества мелких предметов, валяющихся на дороге, наметанный глаз ребенка привычно замечает все, мало-мальски представляющее интерес. Наиболее ценные предметы мгновенно подбираются и прячутся в карман. Так они получают вторую жизнь.

Их дальнейшая судьба может быть очень разнообразной. Все зависит от того, сколько лет ребенку, какого он пола, с кем и во что он играет. Найденные ребенком предметы могут пополнить его «сокровищницу» или стать содержимым «секрета» у девочки и «тайника» у мальчика. Что-то будет использовано для игр, а что-то, по детским понятиям, является твердой валютой или достойным объектом меновых отношений. Владение некоторыми предметами является вопросом престижа и даже влияет на положение ребенка в группе сверстников. Однако такое утилитарное отношение к находкам характерно для детей младшего школьного возраста, то есть детей достаточно больших. Чем меньше ребенок, тем в меньшей степени им движет желание пользы. В поведении младших детей сильнее заметно влияние более глубинных, базовых законов развития, обусловленных самой принадлежностью ребенка к человеческому роду, законов, через которые раскрывается сущность ребенка как человека. Одним из сущностных свойств человека является его стремление наделять события смыслом. С точки зрения проявления этой способности можно рассматривать поведение детей трех — пяти лет в отношении «сора» под ногами.

Детские игры не обходятся без огромнейшего по значению этапа «собирательства». Ранняя стадия детского собирательства поражает тем, что поднятые ребенком «штучки» обычно не имеют никакой потребительской ценности даже для него самого. Они привлекают внимание ребенка индивидуальными особенностями своей формы, цвета, вещества или же смутным сходством с чем-то неясным. Центральным пунктом этой ситуации является сам акт обнаружения: ребенок увидел «нечто», выделил как нечто замечательное, отличное от остального и решил включить его в сферу своего собственного бытия. Поднятая с земли «штучка» становится одним из строительных элементов символической системы Я самого ребенка.

Сделав эти предметы своими, ребенок уже совершил первый шаг к наделению их существования новым смыслом, исходящим от человека. Следующий шаг обычно состоит в том, что ребенок дает им имена и делает их героями символического мира, создателем и распорядителем которого является он сам. Ребенок с легкостью дает имена рыбкам в аквариуме, придумывает названия облакам на небе и лужам на земле. Здесь мы имеем дело с удивительной по своей наглядной простоте моделью того, как ребенок реализует свою человеческую миссию созидателя мира, в котором он живет, и привносит туда смысл, освещающий все новым светом.

Да, какой малыш в своей любознательности не тащит домой или не кладет в карманы всякую всячину! Как это знакомо многим родителям: «Зачем ты подобрал эту стекляшку?» — «Просто так…» — «Выкинь ее, ни к чему в дом нести всякую грязь!» — «Не-е-ет! Пусть будет».Такое поведение для ребенка естественно, поскольку является проявлением его познавательной потребности и творчества (мало ли для чего может пригодиться стекляшка!). Для ребенка это не просто кочерга, гайки, это действительно составляющие элементы ракеты. Будьте уверены, он смастерит из них самую настоящую ракету, которая, движимая лишь силой его фантазии, помчится к далеким мирам. Было бы неестественно, если бы ребенок в этом возрасте не стремился ничего изобрести, образно говоря, не видел в кочерге запасную часть от звездолета. Но что же делать, ведь малыш пока не знает, что эти запчасти полны «всякой заразы», зато он абсолютно не может понять, почему должен расставаться со своей мечтой.

Эта ситуация как раз и позволяет рассказать ребенку, что все оборудование для ракет изготавливают в специальных лабораториях очень грамотные и аккуратные люди в белых халатах. Они настолько бережно и внимательно относятся к технике и к себе, что надевают специальные костюмы. Почему бы и нам не начать строить ракету по всем правилам? Как насчет того, чтобы для начала отмыть запчасти для ракеты, а потом вместе подумать над ее наиболее безопасной конструкцией?

Личностная автономия

Законы развития заставляют каждого ребенка в определенный момент самостоятельно начать грандиозную работу осмысливания окружающего мира и самого себя. Все дети делают это по-своему, но идут примерно одним путем, на котором им очень желательно повстречать умудренного взрослого спутника, способного стать духовным наставником. Если такового не найдется, маленький человек все равно побредет дальше, подчиняясь общим для всех людей законам духовного развития. Только двигаться вперед ему будет мучительно трудно.

Между двумя и пятью годами ребенок проживает стадию формирования личностной автономии, постепенно открывая свою отдельность от матери и способность к самостоятельным действиям. Если его развитие идет без помех, то к концу этого периода у ребенка должно сформироваться внутреннее убеждение, что «Я есть» и «Я могу».

Надежда на нечаянную радость, на получение даров, которые судьба время от времени посылает человеку ни за что, просто так, от своих щедрот, — это один из главных принципов жизненной интуитивной философии детей, который прослеживается и во многих других ситуациях. Он поддерживает в ребенке веру в благодать жизни и желание жить дальше. Такой настрой вносит в человеческое бытие элемент радостного ожидания, делает жизнь интересной, полной маленьких чудес.

В ситуациях с находками на улице также обращает на себя внимание типичное для детей сочетание полярных установок. Это, с одной стороны, базовая потребность в устойчивости, неизменности, константности мира, в котором живет ребенок, а с другой стороны, страстная любовь к неожиданностям и чудесам. Правда, присмотревшись к детям внимательнее, можно заметить, что, именно будучи уверенными в первом, они готовы воспринимать второе.

«Сокровищница» старших дошкольников и младших школьников — это в буквальном и в переносном смысле слова вместилище личных ценностей ребенка. В материальном плане это особая закрытая емкость, недоступная другим людям, где хранятся мелкие предметы, найденные или полученные в подарок ребенком, то есть принадлежащие лично ему и воспринимаемые им как ценности. В душевном плане в каждом из предметов «сокровищницы» материализованы дорогие для ребенка переживания, воспоминания, фантазии. Ребенок периодически оживляет их, общаясь со своими «сокровищами» как с магическими предметами. Каждый из этих предметов становится для ребенка маленьким самостоятельным миром. Можно сказать, что «сокровища» являются овеществленными душевными ценностями ребенка. Детская «сокровищница» существует в течение нескольких лет, а потом незаметно исчезает. Много позже некоторые люди обнаруживают остатки своих детских «сокровищ» случайно сохранившимися среди других домашних мелочей — в шкатулках с пуговицами, значками, старинными монетами, — тогда они вызывают смутные, удивительные воспоминания. У других людей все пропадает бесследно и забывается начисто, как будто ничего и не было.

Изучение мира на этом не заканчиваются, оно становятся более осмысленным, может быть более серьезными, точно выверенными. Очень важно чтобы ребенок прошел эти этапы с удовольствием и насладившись оставил у себя в памяти только приятные моменты. Ведь от маленького строителя ракеты до архитектора не так много лет.

 

Подготовил: психолог УЗ «ГКДПД» Симоненко А.В.

18. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ. Шпаргалка по общим основам педагогики

18. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В этом вопросе мы постараемся определить общие педагогические принципы формирования личности, по отношению к которым частными или специальными выступают принципы воспитания, образования, обучения, развития, самоформирования, формирования в труде, воинской службе, воспитание средствами массовой информации, искусством и т. д.

Рассмотрим общие педагогические принципы формирования личности:

– принцип научности, который заключается в обеспечении педагогической социализации личности;

– принцип цели, который заключается в формировании педагогически всесторонне, гармонично и цивилизованно развитой личности в качестве гражданина своей страны, мира, индивидуальности высоконравственной, деятельной, реализующей и самовыражающей себя в жизни и общественном прогрессе. Данный принцип является следствием основного содержания педагогической цели;

– принцип взаимосвязанного и цивилизованного формирования четырех основных педагогических свойств личности, к которым относятся воспитанность, образованность, обученность и развитость. Этот принцип подкрепляется особой организацией педагогической работы с личностью, включающей связанные единой целью и обслуживающие друг друга педагогические подсистемы воспитания, образования, обучения и развития;

– принцип индивидуализации цели и процесса достижения вершины цивилизованной самореализации каждым человеком. В данном принципе говорится не вообще о формировании личности, а о полной реализации потенциальных способностей каждого индивида, которые обеспечивают достижение доступного ему потенциала;

– принцип активного соучастия человека в формировании себя как цивилизованной личности, который заключается в интересах, совпадающих с интересами общества и государства. Основой этого принципа являются существующие личностно-деятель-ностные закономерности;

– принцип систематичности формирования личности. Данный принцип основывается на системном характере внешних влияний и внутренних изменений в личности, которые будут приводить к формированию ее педагогических свойств и их качественных характеристик;

– принцип предвидения возможных побочных негативных педагогических результатов работы с личностью и принятия мер по их исключению. Нежелательные изменения являются следствием недостатков в педагогической работе, такие недостатки обнаруживаются в виде дидактогений, т. е. нежелательных последствий построения обучения, педагогогений, т. е. нежелательных последствий построения всей педагогической работы, социогений,т. е. нежелательных изменений в социальной жизни общества;

– принцип непрерывности и преемственности процесса формирования личности в течение всей жизни с повышенным вниманием к детскому, подростковому, юношескому возрастам и ранней взрослости. Данное внимание к личности в любом возрасте является выполнением программы непрерывного образования и самообразования;

– принцип предложения помощи человеку в процессе всей его жизни, которая возникает в связи с возникновением в ней проблем. Такая помощь может быть организована в следующих видах: педагогические консультации, дополнительное образование, опека, повышение профессиональной квалификации и переквалификации, овладение новой профессией, педагогическое сопровождение различных видов адаптации, соучастие в разрешении различных видов конфликтных ситуаций и т. д.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Роль семьи в формировании личности статьи

« Назад

Роль семьи в формировании личности  26.02.2020 12:56
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.

Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

Семья — это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой вырастет в ней человек.

 

Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

Точно так же не составит труда, пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга.

Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности, то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Руссо Ж.Ж. утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет.

Формирование личности школьника

Человек формируется как личность еще в детском возрасте и огромную роль играет при этом школа. В процессе обучения каждый преподаватель вносит свой вклад в развитие школьника как личность. Но что подразумевается под понятием «личность»? Личность это то кем становится человек вследствие его отношений с обществом. Все что окружает нас с самого детства, формирует нас как личность и, несмотря на это можно работать над тем, чтобы это формирование оказалось правильным и дало хорошие результаты. В процессе формирования личности школьника особое влияние оказывают родители и учителя.

Все чем школьник занимается, также влияет на его личностное развитие, поэтому день рождения ребенка нужно отмечать так, чтобы он получил максимум ярких эмоций и впечатлений от праздника. Важно то, чем ребенок занимается в школе, но и дома, так как не только процесс учебы влияет на формирование личности. Существует мнение, что жизнь нас чему-то учит, это все что с нами происходит и воздействие окружающих на нас, что собственно и делает нас такими, какие мы есть. Человек становится другим во времени, а значит, его личность терпит изменений. Несмотря на то, какие изменения, произойдут и произойдут ли они, важно учитывать то, что нужно поставить качественную почву для развития личности.

Взрослые обязаны работать над собой, чтобы стать хорошим примером для детей. Процесс воспитания заключается не в передаче каких-то понятий на теоретическом уровне, так как чаще всего школьникам свойственно все же повторять то, что делают взрослые. Работать над развитием личности никогда не поздно и можно использовать для этого соответствующую литературу. То, что происходит с нами, меняет нас только тогда, когда мы извлекаем из этого урок. Значит важно учить детей усваивать уроки жизни и не повторять ошибки на основе предыдущего опыта. Школа должна учить не только точным наукам, но также жизни. О чем речь? Процесс обучения нужно связывать с пользой применения знаний в жизненных ситуациях, откуда и рождается мотивация учиться.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

Образовательное отслеживание и формирование личности: данные двойной системы | Социальные силы

Получить помощь с доступом

Институциональный доступ

Доступ к контенту с ограниченным доступом в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту следующими способами:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов.Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с проверкой подлинности IP.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения.

Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа в систему.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Многие общества предлагают своим членам доступ к своим журналам с помощью единого входа между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Из журнала Oxford Academic:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для своих членов.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Институциональная администрация

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью.Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Вы можете одновременно войти в свою личную учетную запись и учетную запись своего учреждения. Щелкните значок учетной записи в левом верхнем углу, чтобы просмотреть учетные записи, в которые вы вошли, и получить доступ к функциям управления учетной записью.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Психология формирования личности

Личность — это то, о чем люди склонны много думать. Когда мы знакомимся с новыми людьми, будь то на работе, в школе или на общественных мероприятиях, мы часто сразу же сосредотачиваемся на их личности.Хорошие ли они, услужливые, общительные или застенчивые — это лишь некоторые из вещей, которые мы оцениваем, когда оцениваем окружающих нас людей.

Почему личность так важна?

Именно наша личность делает нас такими, какие мы есть, но как именно формируется наша личность? Развитие личности было главной темой, интересующей некоторых из самых выдающихся мыслителей в области психологии. С момента зарождения психологии как отдельной науки исследователи предлагали множество идей для объяснения того, как и почему развивается личность.

Что мы имеем в виду, когда говорим о развитии личности? Развитие личности относится к тому, как с течением времени появляются организованные модели поведения, составляющие уникальную личность каждого человека. Многие факторы влияют на личность, включая генетику, окружающую среду, воспитание и социальные переменные. Возможно, наиболее важно то, что постоянное взаимодействие всех этих влияний продолжает формировать личность с течением времени.

Ключевые теории формирования личности

Наша личность делает нас уникальными, но как развивается личность? Как именно мы становимся теми, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли личность когда-либо измениться

Чтобы ответить на этот вопрос, многие выдающиеся теоретики разработали теории, описывающие различные шаги и этапы, возникающие на пути развития личности.Следующие теории сосредоточены на различных аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и моральное развитие.

Стадии психосексуального развития Фрейда

Помимо того, что Зигмунд Фрейд является одним из самых известных мыслителей в области развития личности, он остается одним из самых противоречивых. В своей известной теории стадий психосексуального развития Фрейд предположил, что личность развивается поэтапно, в зависимости от определенных эрогенных зон. Он предположил, что невыполнение этих этапов приведет к проблемам с личностью во взрослой жизни.

Структурная модель личности Фрейда

Фрейд не только теоретизировал о том, как личность развивалась в детстве, но также разработал структуру общей структуры личности. По Фрейду, основная движущая сила личности и поведения известна как либидо. Эта либидинозная энергия подпитывает три компонента, составляющих личность: Ид, Эго и Супер-Эго.

Ид — это аспект личности, присутствующий при рождении.Это самая основная часть личности, которая побуждает людей удовлетворять свои самые основные потребности и побуждения. Эго — это аспект личности, отвечающий за контроль над побуждениями Ид и заставляющий его вести себя реалистично. Суперэго — это последний аспект личности, который нужно развить, и он содержит все идеалы, мораль и ценности, пропитанные нашими родителями и культурой. Эта часть личности пытается заставить эго вести себя в соответствии с этими идеалами. Тогда Эго должно быть посредником между первичными потребностями Ид, идеалистическими стандартами Супер-Эго и реальностью.

Концепция Фрейда об ид, эго и суперэго получила известность в массовой культуре, несмотря на отсутствие поддержки и значительный скептицизм со стороны многих исследователей. Согласно Фрейду, именно три элемента личности работают вместе, создавая сложное человеческое поведение.

Стадии психосоциального развития Эриксона

Восьмиэтапная теория человеческого развития Эрика Эриксона — одна из самых известных теорий в психологии. В то время как теория основывается на стадиях психосексуального развития Фрейда, Эриксон решил сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности.Теория также выходит за рамки детства и рассматривает развитие на протяжении всей жизни.

На каждом этапе психосоциального развития люди сталкиваются с кризисом, в котором необходимо справиться с задачей. Те, кто успешно завершает каждый этап, выходят с чувством мастерства и благополучия. Те, кто не разрешает кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками до конца своей жизни.

Стадии когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже остается одной из наиболее часто цитируемых в психологии, несмотря на то, что подвергается значительной критике.Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытания временем, центральная идея остается важной и сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.

Согласно Пиаже, дети проходят серию из четырех стадий, отмеченных характерными изменениями в их образе мышления. То, как дети думают о себе, других и окружающем мире, играет важную роль в формировании личности.

Стадии нравственного развития Кольберга

Лоуренс Кольберг разработал теорию развития личности, которая сосредоточилась на росте нравственного мышления.Опираясь на двухэтапный процесс, предложенный Пиаже, Кольберг расширил теорию, включив в нее шесть различных этапов. Хотя теория подвергалась критике по ряду различных причин, включая возможность того, что она не учитывает в равной степени представители разных полов и культур, теория Кольберга остается важной для нашего понимания того, как развивается личность.

Слово из Веривелла

Личность включает в себя не только врожденные черты, но и когнитивные и поведенческие модели, влияющие на то, как люди думают и действуют.Темперамент является ключевой частью личности, которая определяется унаследованными чертами. Именно аспекты личности являются врожденными и оказывают длительное влияние на поведение.

Характер — это еще один аспект личности, на который влияет опыт, который продолжает расти и меняться на протяжении всей жизни. В то время как личность продолжает развиваться с течением времени и реагировать на влияния и жизненный опыт, большая часть личности определяется врожденными чертами и опытом раннего детства.

Источник: Дюмон, Ф.История психологии личности. Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета; 2010.

 https://www.verywellmind.com/personality-development-2795425

Не удалось загрузить тип «Karger.Web.AuthenticationModule».

[HttpException (0x80004005): не удалось загрузить тип «Karger.Web.AuthenticationModule».]
   System.Web.Compilation.BuildManager.GetType (String typeName, логическое значение throwOnError, логическое значение ignoreCase) +382
   Система.Web.Configuration.ConfigUtil.GetType (String typeName, String propertyName, ConfigurationElement configElement, узел XmlNode, логическое значение checkAptcaBit, логическое значение ignoreCase) +49

[ConfigurationErrorsException: не удалось загрузить тип «Karger.Web.AuthenticationModule».]
   System.Web.Configuration.ConfigUtil.GetType (String typeName, String propertyName, ConfigurationElement configElement, узел XmlNode, логическое значение checkAptcaBit, логическое значение ignoreCase) +515
   System.Web.Configuration.ConfigUtil.GetType(String typeName, String propertyName, ConfigurationElement configElement, Boolean checkAptcaBit) +29
   System.Web.Configuration.Common.ModulesEntry.SecureGetType(String typeName, String propertyName, ConfigurationElement configElement) +60
   System.Web.Configuration.Common.ModulesEntry..ctor(имя строки, имя типа строки, имя свойства строки, элемент конфигурации ConfigurationElement) +68
   System.Web.HttpApplication.BuildIntegratedModuleCollection(List`1 moduleList) +221
   Система.Web.HttpApplication.GetModuleCollection(IntPtr appContext) +1153
   System.Web.HttpApplication.RegisterEventSubscriptionsWithIIS (IntPtr appContext, контекст HttpContext, обработчики MethodInfo[]) +139
   System.Web.HttpApplication.InitSpecial (состояние HttpApplicationState, обработчики MethodInfo[], IntPtr appContext, контекст HttpContext) +168
   System.Web.HttpApplicationFactory.GetSpecialApplicationInstance (IntPtr appContext, контекст HttpContext) +277
   System.Web.Hosting.PipelineRuntime.InitializeApplication (IntPtr appContext) +369

[HttpException (0x80004005): не удалось загрузить тип «Karger.Web.AuthenticationModule».]
   System.Web.HttpRuntime.FirstRequestInit (контекст HttpContext) +532
   System.Web.HttpRuntime.EnsureFirstRequestInit (контекст HttpContext) +111
   System.Web.HttpRuntime.ProcessRequestNotificationPrivate (запись IIS7WorkerRequest, контекст HttpContext) +714
 

Особенности формирования личности — Пример бесплатного эссе

У каждого человека есть что-то уникальное, что делает его тем, кто он есть.Хотя люди имеют разные физические характеристики, которые могут отличать их от остального населения, можно утверждать, что существует более важный фактор, который отличает людей от других: личность.

Личность — это характерный образец мышления, чувств и действий человека. У каждого есть свой характер, который отличает его от всех остальных. Наша личность развивается благодаря нашим усилиям справляться с конфликтами между нашими биологическими импульсами и социальными ограничениями.Разум рассматривается как айсберг, большая его часть в основном скрыта и живет в бессознательном уме. Согласно Фрейду, он считал, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни, которые делятся на психосексуальные стадии. Эти стадии включают оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Чтобы оценить чью-либо личность, используются проективные тесты для понимания формы бессознательного. Наиболее распространенным проективным тестом является тест чернильных пятен Роршаха.Этот тест направлен на выявление чьего-либо внутреннего чувства путем анализа его интерпретации пятен. Согласно «Тесту чернильных пятен Роршаха: интерпретирующее руководство для клиницистов», Чока утверждает, что тест использовался, чтобы выяснить, что практикующий врач должен знать о человеке. Он также преуменьшает значение пятен как передачи восприятий. Еще один тест, который используется, — это тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест был разработан Генри Мюрреем в 1943 году и используется для того, чтобы люди могли выразить свои внутренние чувства по поводу интересов через истории, которые они сочиняют о неоднозначных сценах.Тест ТАТ используется для измерения более глубоких слоев чьей-либо личности. (Dhar & Mishra, 2014) ТАТ — это проективный тест, который используется для оценки моделей отношений, обдумывания, способности к наблюдению и эмоциональных реакций человека на неопределенные тестовые материалы. Во время теста пациенту показывают набор карточек с картинками и просят составить по ним рассказ, следует описать эмоциональные реакции для определения черт личности. Индикатор типа Мейерса-Бриггса — это еще один тест, основанный на последовательности четырех когнитивных функций Юнга. Они определяют, что личность можно измерить по четырем континуумам.К ним относятся экстраверсия/интроверсия, ощущение/интуиция, мышление/чувство и суждение/восприятие. Все эти характеристики есть у каждого в большей или меньшей степени. Юнг и Майерс считали, что у каждого человека есть определенные врожденные характеристики. (Хаббелл, 1991). Хотя проективные тесты используются, критики утверждают, что им не хватает надежности и валидности.

Экономьте свое время!
Мы позаботимся о вашем эссе

  • Правильное редактирование и форматирование
  • Бесплатная редакция, титульный лист и библиография
  • Гибкие цены и гарантия возврата денег
Разместить заказ

Современные исследования по оценке психоаналитической точки зрения показали, что личность развивается на протяжении всей жизни и не завершается в детстве.Фрейд также обсуждал, как влияние сверстников оказывает на человека такое же сильное, если не большее, влияние, как влияние родителей. Эта теория основана на вытеснении болезненных переживаний в бессознательное. Болезненные переживания играют важную роль в раннем детстве, и большинство детей не могут подавить эти болезненные переживания в своем бессознательном. В бессознательном уме могут быть и другие причины сновидений, помимо исполнения желаний.

Маслоу предположил, что мы, как личности, мотивированы иерархией потребностей.Это начинается с физиологических потребностей, поскольку мы пытаемся достичь состояния самореализации, которое помогает реализовать наш потенциал. Самоактуализация относится к потребности в личностном росте и развитии, которая присутствует и существует на протяжении всей жизни человека (Tripathi & Moakumla, 2018). Люди ищут более высокие потребности, когда их потребности более низкого уровня удовлетворены. Наивысший уровень потребностей может быть достигнут только людьми, которые сильны духом и практикуют самореализацию здоровым образом.Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная теория, созданная для того, чтобы попытаться понять мотивационный инстинкт у людей. Люди движутся и стимулируются к удовлетворению определенных потребностей, и некоторые потребности более важны, чем другие. Как только достигается один уровень, активируется следующий уровень, который стимулирует человеческие инстинкты для достижения этих следующих потребностей. Карл Роджерс также верил в эти потребности и склонность к самоактуализации. Он придумал безусловное положительное отношение, которое представляет собой отношение принятия других, несмотря на их неудачи.При оценке личности Роджерс просил людей описать себя такими, какими они хотели бы быть, и такими, какие они есть на самом деле, это помогает объяснить самооценку, которая относится ко всем мыслям и чувствам о себе. Эти мысли и чувства включают в себя многое. Некоторые из этих вещей — это убеждения о человеке и о том, как другие реагируют на эти убеждения и действия.

Личность человека состоит из уникального набора устойчивых предрасположенностей и последовательного поведения или черт, составляющих личность этого человека.Каждая личность состоит из множества черт. У каждой личности есть пять основных факторов, которые так или иначе связаны друг с другом: открытость, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Одним из таких факторов является открытость. Открытость просто означает отношение человека к огромному разнообразию раздражителей и реакцию на него. Они могут включать в себя то, как человек реагирует на чужие убеждения и идеи. Вторым фактором, определяющим личность, является совестливость. Сознательность относится к способности человека планировать.У разных людей разные способы выполнения задач или повседневной жизни. Человек может быть очень тщательным планировщиком и соответственно придерживаться своего графика, тогда как на другом конце спектра другой человек может быть совершенно спонтанным и предприимчивым. Ни один из них не является правильным или неправильным, что делает людей во всем мире самыми разными личностями, которых можно вернуть к одним и тем же основным принципам. Следующим фактором является экстраверсия. Это один из наиболее распространенных факторов.При прохождении тестов, определяющих личность, таких как оценки Майерс-Бриггс, определяющим фактором личности номер один является то, является ли человек экстравертом или интровертом. Экстравертные люди процветают в социальной среде. Эти люди, как правило, находят свою энергию в обстановке, где присутствует много людей и предъявляется множество стимулов. С другой стороны, люди-интроверты процветают в обстановке, где они могут найти тишину и иметь время для себя.Однако интроверты не всегда любят быть наедине с собой, вопреки распространенному мнению. Высокосоциальная обстановка просто истощает их больше, чем добавляет энергии в их жизнь. Следующим фактором, определяющим личность, является покладистость. Доброжелательность — это способность человека проявлять доброту и бескорыстие по отношению к другим. Например, некоторые люди обладают очень щедрым и добрым характером, поэтому с ними легко ладить. С другой стороны, другие люди с другим характером могут показаться грубыми и эгоистичными.Последним фактором, определяющим личность, является невротизм. Это относится к склонности человека к беспокойству или нервозности. В этом конкретном факторе нет ничего особенного, кроме того, что каждый человек более склонен беспокоиться и беспокоиться о большем количестве вещей, чем люди с разными личностями. Хотя все они определяют личность человека, ни одна из них не является положительной или отрицательной чертой. Просто потому, что два человека разные, их личностные черты делают их теми, кто они есть.

В заключение, каждый человек, живущий сегодня, обладает уникальной индивидуальностью.Хотя два человека похожи, они не идентичны, когда дело доходит до личности. Согласно исследованиям и исследованиям, личность развивается на ранних этапах жизни, когда человек начинает созревать (психосексуальные стадии). Однако личность не перестает развиваться в детские годы; развитие личности продолжается и во взрослом возрасте. Есть много тестов, которые используются для определения личности, таких как тест чернильных пятен Роршаха и тесты Майерс-Бриггс. Личность также определяется множеством различных факторов, которые так или иначе связаны друг с другом.Личность человека – это то, что делает его/ее уникальным; чем больше мы понимаем личность, тем больше мы способны понять человеческую расу в целом.

[PDF] Развитие личности и организационное поведение. Предисловие. Часть I: Знакомство с личностью на работе. Р. Хоган, Психология личности для организационных исследователей.A. Furnham, Personality and… Expand

  • Посмотреть 1 отрывок, библиография

Рассказ о двух взглядах: может ли новый взгляд на личность помочь интегрировать психологию?

Альтернатива — системная структура личности — фокусируется на 4 темах: описывается идентификация личности, части личности, ее организация и ее развитие, что может лучше организовать область личности и помочь в выполнении ее миссии по решению основных психологические системы взаимосвязаны.Expand
  • Посмотреть 1 отрывок, справочная информация

За пределами черт в исследовании согласованности личности

Люди демонстрируют когерентные модели опыта и действий, которые не могут быть полностью описаны или объяснены моделями личностных черт. Скорее когерентность личности выражается в диспозиционных… Развернуть

  • Посмотреть 1 отрывок, библиографический список

Социально-когнитивная теория оценки личности

В данной статье представлена ​​социально-когнитивная теория оценки личности.Мы формулируем последствия социально-когнитивных теорий личности для решения вопроса о том, что представляет собой… Развернуть

Продольное исследование изменения личности в юношеском возрасте.

В настоящем исследовании изучалась преемственность личности и изменения в выборке молодых мужчин и женщин, оцениваемых в начале и в конце колледжа, что согласуется с точкой зрения, что черты личности демонстрируют значительную преемственность с течением времени, но могут изменяться систематическим образом. Expand

Опыт работы и развитие личности в юношеском возрасте.

Это лонгитюдное исследование представляет собой анализ взаимосвязи между личностными чертами и опытом работы с особым акцентом на отношениях в молодом взрослом возрасте, обнаруживая, что черты, которые «отобрали» людей для определенного опыта работы, были теми же чертами, которые изменились в ответ на те же самые действия. опыт работы. Expand
  • Посмотреть 2 выдержки, справочные материалы и методы

Аргументы в пользу изменений и преемственности — Иллинойский университет в Урбане-Шампейне

TY — JOUR

T1 — Развитие личности на протяжении всей жизни

T2 — Аргументы в пользу изменений и непрерывность

AU — Caspi, Авшалом

AU — Roberts, Brent W.

N1 — Информация о финансировании: Подготовка этой статьи была поддержана грантом Исследовательского совета Университета Иллинойса и грантами Национального института психического здоровья (Mh59414, Mh55548 и Mh55070). Мы благодарим Тимоти Богга за комментарии к предыдущим черновикам этой статьи.

PY — 2001

Y1 — 2001

N2 — В этой статье мы рассмотрим ответы на 5 вопросов, касающихся развития личности на протяжении всей жизни: На каком раннем этапе жизни мы можем определить уникальные для индивидуума характеристики, которые проявят преемственность со временем? Когда на жизненном пути личность полностью сформировалась? Какие жизненные факторы влияют на преемственность и изменение личности? Какие механизмы способствуют преемственности личности? И, наконец, каковы механизмы, способствующие изменению личности? На основании ответов на эти 5 вопросов мы заключаем: (а) существует скромная преемственность от детства к взрослой жизни, (б) что черты личности не закрепляются в определенном возрасте во взрослой жизни и сохраняют возможность изменения даже в пожилом возрасте, и (c) что со временем и с возрастом люди становятся более искусными во взаимодействии с окружающей средой, так что постоянство личности увеличивается с возрастом и встречается чаще, чем изменения в среднем и пожилом возрасте.

AB — В этой статье мы рассмотрим ответы на 5 вопросов, касающихся развития личности на протяжении всей жизни: На каком раннем этапе жизни мы можем определить характеристики, уникальные для отдельных людей, которые проявят преемственность с течением времени? Когда на жизненном пути личность полностью сформировалась? Какие жизненные факторы влияют на преемственность и изменение личности? Какие механизмы способствуют преемственности личности? И, наконец, каковы механизмы, способствующие изменению личности? На основании ответов на эти 5 вопросов мы заключаем: (а) существует скромная преемственность от детства к взрослой жизни, (б) что черты личности не закрепляются в определенном возрасте во взрослой жизни и сохраняют возможность изменения даже в пожилом возрасте, и (c) что со временем и с возрастом люди становятся более искусными во взаимодействии с окружающей средой, так что постоянство личности увеличивается с возрастом и встречается чаще, чем изменения в среднем и пожилом возрасте.

UR — http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=0035593539&partnerID=8YFLogxK

UR — http://www.scopus.com/inward/citedby.url?scp=0035593539&partnerID=8YFLogxK

U2 — 10.1207 / S15327965Pli1202_01

do — 10.1207

do — 10.1207 / S15327965Pli1202_01

M3 — Статья

AN — Scopus: 0035593539

VL — 12

SP — 49

EP — 66

Jo — психологический запрос

JF — Psychological Inquiry

SN — 1047-840X

IS — 2

ER —

Психология формирования личности — VigorTip

Личность — это то, о чем люди склонны много думать.Когда мы знакомимся с новыми людьми, будь то на работе, в школе или на общественных мероприятиях, мы обычно сразу же обращаем внимание на их личности. Дружелюбны ли они, услужливы, общительны или застенчивы — это лишь малая часть того, что мы оцениваем, оценивая окружающих нас людей.

Что такое развитие личности?

Наша личность делает нас такими, какие мы есть, но как формируется наша личность? Развитие личности всегда было главной темой, интересующей некоторых из наиболее выдающихся мыслителей-психологов.С момента зарождения психологии как самостоятельной науки исследователи выдвигали различные идеи, объясняющие, как и почему развивается личность.

Развитие личности относится к тому, как организованные модели поведения, которые составляют уникальную личность каждого человека, проявляются с течением времени. Есть много факторов, влияющих на личность, включая генетику, окружающую среду, родительское воспитание и социальные переменные. Возможно, наиболее важно то, что постоянное взаимодействие всех этих влияний будет продолжать формировать личность с течением времени.

Ключевая теория

Наша личность отличает нас, но как она развивается? Как нам стать теми, кто мы есть сегодня? Какие факторы играют наиболее важную роль в формировании личности? Может ли измениться личность?

Чтобы ответить на этот вопрос, многие известные теоретики разработали теории, описывающие различные ступени и стадии, встречающиеся на пути развития личности. Следующие теории сосредоточены на всех аспектах развития личности, включая когнитивное, социальное и моральное развитие.

Стадии сексуальной психологии Фрейда

Помимо того, что Зигмунд Фрейд является одним из самых известных мыслителей в области развития личности, он по-прежнему остается одним из самых противоречивых мыслителей. В своей знаменитой теории стадий сексуальной психологии Фрейд предположил, что стадии развития личности связаны с определенными сексуальными зонами. Он считает, что неспособность пройти эти этапы приведет к проблемам с личностью во взрослой жизни.

Модель структуры личности Фрейда

Фрейд не только теоретизировал развитие личности в детстве, но и установил основу для структуры личности в целом.По Фрейду, основной двигатель личности и поведения называется либидо. Эта энергия либидо питает три компонента личности: ид, эго и суперэго.

  • Ид — это аспект личности, существующий при рождении. Это самая примитивная часть личности, которая побуждает людей удовлетворять свои самые основные потребности и импульсы.
  • Эго — это аспект личности, ответственный за контроль импульсов Ид и заставляющий его действовать реалистичным образом.
  • Суперэго — это последний аспект развития личности, включающий все идеалы, мораль и ценности, привитые нашими родителями и культурой. Эта часть личности пытается заставить себя действовать в соответствии с этими идеалами. Затем эго должно приспособиться между первоначальными потребностями ид, идеалистическим стандартом суперэго и реальностью.

Несмотря на отсутствие поддержки со стороны многих исследователей и значительные подозрения, концепции Фрейда об ид, эго и суперэго заняли видное место в массовой культуре.По Фрейду, именно три элемента личности вместе создают сложное человеческое поведение.

Стадия психосоциального развития Эриксона

Теория Эриксона о восьми стадиях человеческого развития — одна из самых известных теорий в психологии. Хотя теория основана на стадии сексуальной психологии Фрейда, Эрикссон предпочитает сосредоточиться на том, как социальные отношения влияют на развитие личности. Теория также выходит за рамки детства и фокусируется на развитии всего жизненного цикла.

На каждом этапе социально-психологического развития люди сталкиваются с кризисом необходимости овладеть задачей. Те, кто успешно завершит каждый этап, появятся с чувством контроля и счастья. Те, кому не удается разрешить кризис на каждом этапе, могут бороться с этими навыками всю оставшуюся жизнь.

Стадия когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Жана Пиаже до сих пор остается одной из наиболее часто цитируемых теорий в психологии, хотя и подвергается значительной критике.Хотя многие аспекты его теории не выдержали испытания временем, центральная идея по-прежнему важна и сегодня: дети думают иначе, чем взрослые.

Согласно Пиаже, дети проходят серию из четырех стадий, которые характеризуются значительными изменениями в их образе мышления. То, как дети воспринимают себя, других и окружающий мир, играет важную роль в формировании личности.

Стадии нравственного развития Кольберга

Лоуренс Кольберг разработал теорию развития личности, ориентированную на рост нравственного мышления.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.