Индивидуально психологические качества: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Индивидуально-психологические качества работников при доверии и недоверии технике Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №5, Том 7 / 2019, No 5, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-5-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/80PSMN519.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Акимова А.Ю., Обознов А. А. Индивидуально-психологические качества работников при доверии и недоверии технике // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №5, https://mir-nauki.com/PDF/80PSMN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Akimova A.Yu., Oboznov A.A. (2019). Individual psychological qualities of workers at trust and distrust to the equipment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 5(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/80PSMN519.pdf (in Russian)

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01021а «Психологическое благополучие профессионала»

УДК 159.9.07 ГРНТИ 15.81.29

Акимова Анна Юрьевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=536319

Обознов Александр Александрович

ФГБУН «Институт психологии Российской Академии Наук», Москва, Россия

Главный научный сотрудник Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id= 158459

Индивидуально-психологические качества работников при доверии и недоверии технике

Аннотация. Авторами представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи индивидуально-психологических качеств с показателями доверия и недоверия работника технике. Доверие и недоверие человека технике рассматриваются как психологические отношения, формирующиеся и проявляющиеся во взаимодействии с ней и выполняющие функцию регуляции этого взаимодействия. Установлены взаимосвязи доверия и недоверия технике с коммуникативными и интеллектуальными качествами, уровнем субъективного контроля человека. Показано, что повышение доверия технике положительно связано с выраженностью у человека коммуникативного качества «доверчивость», а повышение недоверия — с выраженностью интеллектуального качества «практичность». Внутренний локус контроля (общий, в области достижений и в области межличностных отношений) положительно связан с доверием технике, а внешний локус контроля (общий, в области достижений, в области производственных отношений) — с недоверием технике. Применение результатов исследования возможно в целях прогнозирования надёжности операторов и пользователей транспортных средств в сложных и неопределенных условиях, для использования в организационных программах, направленных на повышение психологического благополучия профессионала и др.

https:// mir-nauki. com

Ключевые слова: доверие технике; недоверие технике; индивидуально-психологические качества; корреляции; психологическое благополучие профессионала

Отношения доверия и недоверия человека технике оказывают значительное влияние на принятие им решений по управлению техническим объектом, особенно в сложных и неопределённых ситуациях, на социально-психологические показатели деятельности (удовлетворенность трудом, взаимоотношения с коллегами) и эффективность человеко-машинного взаимодействия в целом [1-5 и др.].

В связи с этим, значительное количество работ было посвящено изучению факторов доверия и недоверия технике. Получены данные о том, что доверие технике зависит от опыта её эксплуатации, знания её возможностей и характеристик безопасности [6], удобства использования и степени автоматизации [7]. Недоверие технике вызывается проявлениями её неисправности, нестабильности и непредсказуемости функционирования, недостатками обратной связи для пользователей и др. [4; 8-13 и др.]. В зарубежных исследованиях установлено влияние профессионализма, возраста и самооценки пользователя на проявления доверия технике [8; 14-16]. Показаны гендерные различия в проявлениях доверия и недоверия определенным видам техники, в частности, автомобилям [17].

Актуальность данной работы определяется интересом исследователей научных направлений, связанных с изучением человеко-машинного взаимодействия, к рассмотрению индивидуально-психологических, в т. ч. личностных, факторов доверия и недоверия технике. В наших исследованиях показано, что работникам с доверием технике, свойственны эмоциональная стабильность, высокий уровень саморегуляция поведения, позитивное отношение к жизненным ситуациям, ответственное отношение к профессиональной деятельности, а с недоверием — выраженная тревожность, эмоциональная напряженность, критическое отношение к окружающим [1; 18]. Вместе с тем, имеющихся данных пока недостаточно для создания целостных и непротиворечивых научных представлений о роли индивидуально-психологических качеств человека в развитии и проявлении доверия и недоверия технике.

Цель исследования: выявление взаимосвязей индивидуально-психологических качеств работников, взаимодействующих с техникой, с проявлениями доверия и недоверия ей.

Основные задачи заключались в изучении степени доверия и недоверия технике работников, взаимодействующих с техникой в профессиональной деятельности, определении их индивидуально-психологических качеств, выявлении взаимосвязей указанных показателей.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии представлений о факторах доверия и недоверия технике, а также о значении индивидуально-психологических качеств работников в их формировании и проявлении. Практическая значимость результатов работы определяется возможностью их использования в практике работы предприятий, связанных с эксплуатацией сложных технических объектов.

Научная новизна результатов состоит, во-первых, в определении взаимосвязей индивидуально-психологических качеств работников с показателями доверия и недоверия технике, во-вторых, в установлении избирательности этих взаимосвязей.

Методика исследования

В соответствии с целью исследования и поставленными задачами был осуществлен подбор методик изучения психологических качеств человека и измерения степени доверия и недоверия технике.

Для оценки степени доверия и недоверия технике применялся авторский опросник. Он основан на понимании доверия и недоверия технике как психологических отношений человека, которые формируются и проявляются в его взаимодействии с техникой и выполняют функцию регуляции этого взаимодействия. Отношения доверия и недоверия технике включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. Когнитивные компоненты содержат представления человека о характеристиках техники, которая вызывает доверие или недоверие, например, исправность/неисправность техники, её надежность/ненадежность и др. Эмоциональные компоненты отражают связанные с техникой переживания человека, например, спокойствие/беспокойство, расслабленность/напряженность и др. Поведенческие компоненты содержат программы действий по эксплуатации техники, например, в любых/или только предсказуемых условиях, продолжение/отказ от эксплуатации техники и др.). Опросник предназначен для машинистов локомотивов железнодорожного транспорта и позволяет вычислять как общие показатели отношений доверия и недоверия технике, так и частные показатели каждого компонента этих отношений. Опросник состоит из 30 утверждений, оцениваемых по степени согласия с ними по 5-ти бальной шкале Лайкерта [19].

Для изучения индивидуально-психологических качеств использовались следующие методики:

• 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, форма «А» в адаптации А.Г. Шмелева [20]. Применялся для оценки личностных черт и свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Опросник позволяет определить выраженность эмоциональных, коммуникативных, интеллектуальных качеств, а также характеристики саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе;

• опросник уровня субъективного контроля Дж. Роттера, в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда [21]. Использовался для оценки выраженности интернальности личности, т. е. степени готовности принимать ответственность за результат происходящих событий в различных сферах жизнедеятельности.

Полученные с помощью опросников эмпирические значения переводились в стандартные баллы. По всем показателям методик распределение результатов исследования статистически не отличалось от нормального (критерий Колмогорова-Смирнова).

Определение взаимосвязей индивидуально-психологических характеристик респондентов с доверием и недоверием технике проводилось с помощью корреляционного анализа с использованием коэффициента линейной корреляции Пирсона. Для статистической обработки результатов использовался пакет IBM SPSS Statistics 22.0.

В исследовании приняли участие 300 машинистов локомотивных бригад (стаж работы от 1 года до 34 лет).

Результаты

Данные о корреляциях показателей доверия и недоверия технике с факторами опросника Р.Б. Кеттелла представлены в таблице 1.

Таблица 1

Значения коэффициентов линейной корреляции показателей доверия и недоверия технике со шкалами опросника Р.Б. Кеттелла***

Показатели доверия и недоверия технике Шкалы опросника Кеттела

В С F L M Q2 Q4

ДТ -0.010 0.037 0.091 -0.127* 0.070 -0.009 -0.068

ДТК -0.083 0.005 0.030 -0.118* 0.078 -0.017 -0.027

ДТЭ -0.030 0.031 0.123* -0.129* 0.097 -0.012 -0.050

ДТП 0.098 0.060 0.074 -0.078 -0.002 0.009 -0.118*

НТ 0.051 -0.061 -0.072 0.078 -0.143* 0.119* 0.024

НТК 0.118* 0.007 -0.042 0.059 -0.161** 0.118* -0.026

НТЭ 0.045 -0.027 -0.122* 0.053 -0.090 0.046 0.000

НТП -0.043 -0.128* 0.006 0.069 -0.077 0.118* 0.088

* уровень значимости различий р < 0,05; ** уровень значимости различий р < 0,01;

*** в табл. 1 представлены данные только о шкалах, которые имели статистически

достоверные корреляции с показателями доверия и недоверия технике.

Обозначения:

ДТ- общий показатель доверия технике; НТ- общий показатель недоверия технике. Частные показатели доверия технике: ДТК — когнитивного компонента; ДТЭ — эмоционального компонент; ДТП — поведенческого компонента; НТ — общий показатель недоверия технике. Частные показатели недоверия технике: НТК — когнитивного компонента; НТЭ — эмоционального компонента; НТП — поведенческого компонента.

Согласно данным таблицы 1, установлены положительные и отрицательные корреляции семи шкал опросника Р.Б. Кеттелла с показателями доверия и недоверия технике.

В частности:

отрицательные взаимосвязи фактора L, включающего коммуникативные качества «доверчивость-подозрительность» с показателями доверия технике — чем менее выражена «подозрительность» и, соответственно, более выражена «доверчивость», тем выше общий и частные показатели когнитивного и эмоционального компонентов доверия технике;

положительная взаимосвязь фактора В, включающего когнитивное качество «интеллект», с показателем когнитивного компонента недоверия технике — чем выше «интеллект», тем выше показатель когнитивного компонента недоверия технике;

отрицательная взаимосвязь фактора М, включающего когнитивные качества «практичность-мечтательность» с показателями недоверия технике — чем менее выражена «мечтательность» и, соответственно, более выражена «практичность», тем выше общий показатель и частный показатель когнитивного компонента недоверия технике;

положительная взаимосвязь фактора F, включающего эмоциональные качества «сдержанность-экспрессивность» с частным показателем эмоционального компонента доверия технике, и отрицательная взаимосвязь этого фактора с частным показателем эмоционального компонента недоверия технике — чем более выражена «экспрессивность», тем выше частный показатель эмоционального компонента доверия технике, и, соответственно, чем более

выражена «сдержанность», тем выше частный показатель эмоционального компонента недоверия технике.

Обобщая полученные данные, можно отметить, что большинство из вышеуказанных факторов опросника Р.Б. Кеттелла коррелируют либо только с показателями доверия технике (факторы Ь, Q4), либо только с показателями недоверия технике (В, С, М, Q2). Один фактор (Б) положительно коррелирует с частным показателем эмоционального компонента доверия технике и отрицательно — с частным показателем эмоционального компонента недоверия технике.

В таблице 2 приведены данные о связях показателей доверия и недоверия технике со шкалами опросника УСК у работников локомотивных бригад.

Таблица 2

Значения коэффициентов линейной корреляции показателей доверия и недоверия технике со шкалами опросника уровня субъективного контроля

Показатели доверия и недоверия технике Общии показатель УСК Шкалы уровня субъективного контроля в областях:

Достижении Неудач Производственных отношении Семейных отношении Межличностных отношений Здоровья

ДТ 0.174** 0.187** 0.089 0.113 0.091 0.141* 0.060

ДТК 0.156** 0.179** 0.065 0.092 0.109 0.125* 0.046

ДТЭ 0.157** 0.171** 0.113 0.104 0.071 0.115 0.017

ДТП 0.131* 0.127* 0.043 0.092 0.053 0.122* 0.099

НТ -0.165** -0.221** -0.085 -0.192** -0.064 -0.069 -0.006

НТК -0.156** -0.198** -0.101 -0.153* -0.090 -0.025 0.000

НТЭ -0.143* -0.198** -0.078 -0.159** -0.061 -0.075 -0.005

НТП -0.121* -0.107 -0.012 -0.129* 0.008 -0.059 -0.009

* — уровень значимости различий р < 0,05; ** — уровень значимости различий р < 0,01. Обозначения:

УСК — уровень субъективного контроля;

Обозначения показателей доверия и недоверия технике те же, что в табл. 1.

Согласно данным таблицы 2, установлены как положительные, так и отрицательные корреляции общего показателя УСК, а также показателей УСК в области достижений, производственных и межличностных отношений с показателями доверия и недоверия технике.

Отметим, что общий показатель УСК и показатель в области достижений положительно связаны с общим и всеми частными показателями доверия технике и отрицательно — с общим и всеми частными показателями недоверия технике. При увеличении общего показателя УСК и показателя в области достижений повышаются все показатели доверия технике, а при уменьшении тех же показателей УСК повышаются все показатели недоверия технике. Исключение составляет корреляция показателя УСК в области достижений с частным показателем поведенческого компонента недоверие технике, значение которого не достигает уровня статистической значимости.

Вместе с тем, показатель УСК в области производственных отношений коррелирует только с показателями недоверия технике: с уменьшением этого показателя УСК повышаются все показатели недоверия технике. Кроме того, показатель УСК в области межличностных отношений положительно коррелирует только с показателями доверия технике: чем выше этот показатель УСК, тем выше общий показатель доверия технике и частные показатели когнитивного и поведенческого компонентов.

Таким образом, одни показатели УСК коррелируют либо только с показателями доверия технике (показатель УСК в области межличностных отношений), либо только с показателями

https:// mir-nauki. com

недоверия технике (показатель УСК в области производственных отношений), а другие показатели УСК (общий показатель УСК, показатель УСК в области достижений) положительно коррелируют с показателями доверия технике и отрицательно — показателями недоверия технике.

Согласно данным исследования, индивидуально-психологические качества «доверчивость» (фактор Ь опросника Р.Б. Кеттелла) и субъективный контроль в области межличностных взаимодействий, которые можно отнести к группе коммуникативных качеств, положительно связаны только с показателями доверия. Можно полагать, что работники, считающие себя способными выстраивать конструктивное взаимодействие с другими людьми, и положительно относящиеся к окружающим, как правило, склонны доверять технике. Оптимизм и позитивное отношение к жизненным событиям способствуют усилению позитивных переживаний по поводу взаимодействия с техникой, а внутреннее спокойствие, удовлетворенность жизнью повышают готовность к эксплуатации техники в любых ситуациях. Положительная взаимосвязь коммуникативного свойства «доверчивость» работников с их доверием технике может отражать проявление психологического механизма переноса позитивного эмоционального отношения к окружающим людям на неодушевленный объект (локомотив) в сложных и непредсказуемых ситуациях: «доверчивый» человек ожидает, что в этих ситуациях техника не подведёт.

Индивидуально-психологические качества «интеллект» и «практичность» (соответственно факторы В и М опросника Р.Б. Кеттелла), коррелируют только с показателями недоверия технике. Вероятно, работники с оперативным и практически ориентированным типом мышления стремятся к критическому осмыслению возможностей техники, особенно в сложных и непредсказуемых ситуациях, что способствует проявлению недоверия ей. При этом выраженность недоверия технике тем выше, чем более склонны работники к самостоятельному принятию решений и независимым оценкам. Связь указанных качеств с когнитивным компонентом недоверия технике свидетельствует, на наш взгляд, о ведущем значении когнитивных оценок человека в формировании недоверия технике. Косвенным подтверждением этого предположения является, по нашему мнению, отрицательная взаимосвязь недоверия технике с уровнем субъективного контроля личности в области производственных отношений. Нехватка информации о действиях сложных технических объектов, особенно в сложных ситуациях, усиливает стремление человека снять с себя ответственность за результат их эксплуатации. Исход ситуации взаимодействия с техникой в этом случае становится менее предсказуемым и, как следствие, увеличивается недоверие к такой технике. В основном это проявляется в производственных условиях, являющихся наиболее значимыми для работников, профессиональная деятельность которых связана с управлением техникой (в нашем исследовании — для машинистов локомотивных бригад).

Возникает вопрос: какая из двух исследованных переменных — индивидуально-психологические качества или показатели доверия и недоверия технике — детерминирует изменения другой переменной? Корреляционный характер нашего исследования позволяет дать лишь предположительный ответ на поставленный вопрос. Можно полагать, что детерминирующими являются индивидуально-психологические качества как относительно устойчивые свойства личности человека, сложившиеся в период жизни, предшествующий профессиональной деятельности машинистов локомотивных бригад. Это предположение требует эмпирической проверки.

Обсуждение результатов

Выводы

1. По результатам исследования установлена избирательность взаимосвязей индивидуально-психологических качеств с показателями доверия и недоверия работников технике: одни индивидуально-психологические качества взаимосвязаны только с показателями доверия технике, другие — только с показателями недоверия технике.

2. С показателями доверия технике положительно связаны индивидуально-психологические качества «доверчивость» (фактор Ь опросника Р.Б. Кеттелла), «расслабленность» (фактор 04), «экспрессивность» (фактор Б), а также уровень субъективного контроля — общий показатель УСК, показатели в области достижений и области межличностных взаимодействий.

3. С показателями недоверия технике положительно связаны индивидуально-психологические качества «практичность» (фактор М опросника Р.Б. Кеттелла), «интеллект» (фактор В), «самостоятельность» (фактор 02), отрицательно -«эмоциональная устойчивость» (фактор С), «экспрессивность» (фактор Б), а также уровень субъективного контроля — общий показатель УСК, показатели в области достижений и области производственных отношений.

4. Результаты исследования могут применяться для прогнозирования надёжности операторов и пользователей транспортных средств в сложных и неопределенных условиях, для использования в организационных программах, направленных на повышение психологического благополучия профессионала. Возможность переноса полученных результатов на взаимодействие человека с другими видами техники требует дополнительных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова А.Ю. Эффективность профессиональной деятельности работников с разными типами доверия технике (на примере работников локомотивных бригад): дисс. … канд. психол. наук. М., 2013.

2. Купрейченко А.Б. Доверие и недоверие технике и социотехническим системам: обоснование методического подхода // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 4 / Под ред. В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 331-350.

3. Шатунова Е.А. Доверие работников к технике как фактор их отношения к труду: дисс. … канд. психол. наук. Тверь. 2015.

4. Lee J., Moray N. Trust, control strategies and allocation of function in human-machine systems. Ergonomics, 1992. Vol. 35(10). pp. 1243-1270.

5. Lee J., See K. Trust in technology: Designing for appropriate reliance // Journal of Human Factors, 2004. Vol. 46 (1). pp. 50-58.

6. Jian J.Y. Bisantz A.M., Drury C.G. Foundations for an empirically determined scale of trust in automated systems. International Journal of Cognitive Ergonomics, 2000. Vol. 4(1). pp. 53-71.

7. Parasuraman R., Sheridan T., Wickens C. A model for types and levels of human interaction with automation. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Part A: Systems and Humans, 2000. Vol. 30(3). pp. 286-297.

https:// mir-nauki. com

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

De Vries P., Midden C., Bouwhuis D. The effects of errors on system trust, self-confidence, and the allocation of control in route planning. International Journal of Human-Computer Studies, 2003. Vol.58. pp. 719-735.

Dzindolet M.T., Peterson S.A., Pomranky R.A., Pierce L.G., Beck H.P. The role of trust in automation reliance. International Journal of Human-Computer Studies, 2003. Vol. 58(6), pp. 697-718.

Friedman B., Kahn P.H.J. Human agency and responsible computing: Implications for computer system design. In B. Friedman (Ed.), Human values and the design of computer technology. New York: Cambridge University Press, 1997. P. 221-235.

Johnson J.D. Type of automation failure: The effects on trust and reliance in automation (unpublished master’s thesis). Georgia Institute of Technology, Atlanta, 2004.

Moray N., Inagaki T., Itoh M. Adaptive automation, trust, and self-confidence in fault management of time-critical tasks. Journal of Experimental Psychology: Applied, 2000. Vol. 6(1). pp. 44-58.

Wiegmann D A., Rich A., Zhang H. Automated diagnostic aids: The effects of aid reliability on users’ trust and reliance. Theoretical Issues in Ergonomics Science, 2001. Vol. 2(4). pp. 352-367.

Tseng S., Fogg B.J. Credibility and computing technology — Users want to trust, and generally do. But that trust is undermined, often forever, when the system delivers erroneous information. Communications of the ACM, 1999. Vol. 42(5). pp. 39-44.

Lee J., Moray N. Trust, self confidence, and operator’s adaptation to automation. International Journal of Human-Computer Studies, 1994. Vol. 40(1). pp. 153-184.

Wiegmann D.A., McCarley J.S., Kramer A.F., Wickens C.D. Age and automation interact to influence performance of a simulated luggage screening task. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 2006. Vol. 77(8). pp. 825-831.

Акимова А.Ю., Обознов А.А., Акимова А.И., Разина В.В. Гендерные особенности представлений водителей о доверии и недоверии к автомобилю // Экспериментальная психология. 2016. Том 9. № 2. С. 95-106. DOI: 10.17759/exppsy.2016090208.

Акимова А.Ю., Обознов А.А. Доверие и недоверие человека технике / Психологический журнал, 2016. Т. 37. № 6. С. 56-69.

Акимова А.Ю. Опросник для оценки доверия и недоверия технике (для машинистов локомотивов железнодорожного транспорта) // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 2281-2288.

Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СПб: Изд-во СПб ун-та, 2001.

Akimova Anna Yur’evna

Lobachevsky state university of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod, Russia

E-mail: [email protected]

Oboznov Aleksandr Aleksandrovich

Institute of psychology of Russian academy of sciences, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Individual psychological qualities of workers at trust and distrust to the equipment

Abstract. The authors present the results of an empirical study of the relationship of individual psychological qualities with indicators of trust and distrust of workers to the equipment. Trust and distrust of human to the equipment are considered as his psychological relations, which are formed and shown in interaction with it and performing the function of regulation of this interaction. Interrelations of trust and distrust to the equipment with individual, communicative, intellectual qualities, the level of subjective control of the person are established. It is shown that increase in the level of trust to the equipment is connected with expressiveness of the quality «trustfulness» relating to the group of communicative properties, and increase in the level of distrust — expressiveness of the quality «practicality of thinking» relating to the group of intellectual properties. In addition, internal locus of control (general, in the field of achievements, in the field of interpersonal relations) is positively associated with trust of human to the equipment, and external locus of control (general, in the field of achievements, in the field of industrial relations) — with distrust of human to the equipment. Use of results of a research is possible for forecasting of reliability of operators and users of vehicles in difficult and uncertain conditions, for use in the organizational programs directed to increase in occupational well-being, etc.

Keywords: trust to the equipment; distrust to the equipment; psychological relation to the equipment; individual psychological qualities; correlations; occupational well-being

REFERENCES

1. Akimova, A.Y. (2013). Ehffektivnost’ professional’noj deyatel’nosti rabotnikov s raznymi tipami doveriya tekhnike (na primere rabotnikov lokomotivnyh brigad) [The effectiveness of professional activity of employees with different types of trust in technology (for example, workers of locomotive brigades)]. Dissertation of PhD (psychology). Moscow.

2. Kupreichenko, A.B. (2012). Doverie i nedoverie tekhnike i sotsiotekhnicheskim sistemam: obosnovanie metodicheskogo podkhoda [Trust and distrust of technology and socio-technical systems: justification of the methodical approach]. In V.A. Bodrov, A.L. Zhuravlev (Eds.), Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki [Actual problems of psychology of labor, engineering psychology and ergonomics], Vol. 4, (pp. 331-350). Moscow: Institute of psychology, RAS.

3. Shatunova, E.A. (2015). Doverie rabotnikov k tekhnike kak faktor ikh otnosheniya k trudu [The trust of workers to technology as a factor of their attitude to work]. Dissertation of PhD (psychology). Tver.

4. Lee, J., Moray, N. (1992). Trust, control strategies and allocation of function in human-machine systems. Ergonomics, 35(10), 1243-1270.

5. Lee, J., See, K. (2004). Trust in technology: Designing for appropriate reliance, Journal of Human Factors, 46(1), 50-58.

https:// mir-nauki. com

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

Jian, J.Y. Bisantz, A.M., Drury, C.G. (2000). Foundations for an empirically determined scale of trust in automated systems. International Journal of Cognitive Ergonomics, 4(1), 53-71.

Parasuraman, R., Sheridan, T., Wickens, C. (2000). A model for types and levels of human interaction with automation. IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Part A: Systems and Humans, 30(3), 286-297.

de Vries, P., Midden, C., Bouwhuis, D. (2003). The effects of errors on system trust, self-confidence, and the allocation of control in route planning. International Journal of Human-Computer Studies, 58, 719-735.

Dzindolet, M.T., Peterson, S.A., Pomranky, R.A., Pierce, L.G., Beck H.P. (2003). The role of trust in automation reliance. International Journal of Human-Computer Studies, 58(6), 697-718.

Friedman, B., Kahn, P.H.J. (1997). Human agency and responsible computing: Implications for computer system design. In B. Friedman (Eds.), Human values and the design of computer technology, (pp. 221-235). New York: Cambridge University Press.

Johnson, J.D. (2004). Type of automation failure: The effects on trust and reliance in automation (unpublished master’s thesis). Georgia Institute of Technology, Atlanta. Moray, N., Inagaki, T., Itoh, M. (2000). Adaptive automation, trust, and self-confidence in fault management of time-critical tasks. Journal of Experimental Psychology: Applied, 6(1), 44-58.

Wiegmann, D.A., Rich, A., Zhang, H. (2001). Automated diagnostic aids: The effects of aid reliability on users’ trust and reliance. Theoretical Issues in Ergonomics Science, 2(4), 352-367.

Tseng, S., Fogg, B.J. (1999). Credibility and computing technology — Users want to trust, and generally do. But that trust is undermined, often forever, when the system delivers erroneous information. Communications of the ACM, 42(5), 39-44. Lee, J., Moray, N. (1994). Trust, self confidence, and operator’s adaptation to automation. International Journal of Human-Computer Studies, 40(1), 153-184. Wiegmann, D.A., McCarley, J.S., Kramer, A.F., Wickens, CD. (2006). Age and automation interact to influence performance of a simulated luggage screening task. Aviation, Space, and Environmental Medicine, 77(8), 825-831. Akimova, A.Y., Oboznov, A.A., Akimova, A.I., Razina, V.V. (2016). Gender features of ideas of drivers of trust and mistrust to the car. Experimental Psychology (Russia), 9(2), 95-106. DOI: 10.17759/exppsy.2016090208. (In Russ.).

Akimova, A.Yu., Oboznov A.A. (2016) Man’s trust and distrust to technical equipment. Institute of psychology, RAS. Psychology journal, 37(6), 56-69 (In Russ.). Akimova A.Yu. Oprosnik dlya otsenki doveriya i nedoveriya tekhnike (dlya mashinistov lokomotivov zheleznodorozhnogo transporta) [The questionnaire for an assessment of trust and mistrust to the equipment (for drivers of locomotive of railway transport)] // Fundamental’nye i prikladnye issledovaniya sovremennoi psikhologii: rezul’taty i perspektivy razvitiya / In. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol’tsova (Eds.), Moscow. Institute of psychology, RAS, 2017, 2281-2288.

Obshchaya psikhodiagnostika [General psychodiagnostics]. (1987). In A.A. Bodalev, V.V. Stolin (Eds.), Moscow: Moscow University.

Rean, A.A. (2001). Prakticheskaya psikhodiagnostika lichnosti: Ucheb. Posobie [Practical psychodiagnostics of personality: study guide]. Saint Petersburg: St. Petersburg University.

Готовый кроссворд по психологии — на тему «Индивидуально-психологические качества делового человека»

По горизонтали
3. Направленность личности на внешний мир
4. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для нее способы поведения
5. Выразительные движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма
6. Этим древнегреческим врачом впервые было создано учение о темпераменте
8. Способность запоминать, сохранять и в нужный момент воспроизводить нужную информацию
10. Один из типов характера, предложенных немецким психологом Эрнстом Кречмером. Люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям
По вертикали
1. Отличается быстрой сменой настроений, порывист, вспыльчив, подвержен эмоциональным срывам
2. Длительное эмоциональное состояние, влияющее на деятельность личности и ее результаты
5. Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания
7. Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья
9. Эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРОВ

К ВОПРОСУ О ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВАХ

УДК 159.9:316.46 (075.8) К ВОПРОСУ О ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВАХ Л.В. Ануфриенко, учреждение образования «Полоцкий государственный университет», Республика Беларусь Аннотация: В данной статье дается определение

Подробнее

1. Цели и задачи дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины 1.1. Дисциплина «Психофизиология профессиональной деятельности» относится к циклу специальных дисциплин и имеет своей целью: сориентировать студентов в актуальной системе психологических

Подробнее

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

УДК 33.331 Малахова Светлана Евгеньевна Студент магистратуры 3 курс, факультет «Государственного и муниципального управления и экономики» ГБОУ ВО Башкирская академия государственной службы и управления

Подробнее

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ УДК

УДК 37.015.3 СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В КОНТЕКТСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК» Полещук Ю.А. БГПУ, Минск В статье рассматриваются теоретические

Подробнее

НАНО ВО «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

НАНО ВО «ИНСТИТУТ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ» СОГЛАСОВАНО: Выпускающая кафедра «Экономической психологии и психологии труда» Зав. кафедрой Мазур Е.Ю. 201 г. Утверждено на заседании ученого совета ИМЦ Протокол

Подробнее

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА

1 ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление

Подробнее

ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА

1 ИНСТИТУТ ЗАКОНОВЕДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ВПА КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Направление

Подробнее

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 4(8)

УДК 37.032: 37.013.77 Ловягина И.А. студент, специальность «Дошкольное образование» факультет психологии и педагогического образования Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Подробнее

THE ROLE OF MANAGERIAL SKILLS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

РОЛЬ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Грекова Д. М. Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия THE ROLE OF MANAGERIAL SKILLS IN PEDAGOGICAL

Подробнее

Дисциплина «Теория управления»

Дисциплина «Теория управления» Тема 2. Роль руководителя в системе управления подготовила материалы к.психол.н. Калинина И.А. под руководством д.э.н., проф. В.В. Масленникова ПРИЧИНЫ РОСТА ИНТЕРЕСА К ПРОБЛЕМЕ

Подробнее

Гегамян Эва канд. психол. наук

ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по указанным направлениям и Положением

Подробнее

Общие положения. Содержание программы

Составители: заведующий кафедрой государственного и корпоративного управления, кандидат социологических наук, доцент Севрюгина Н.И. кандидат педагогических наук, доцент Курицына Т.Н. Общие положения Цель

Подробнее

Последние два десятиле тия в российском

Представления о личностных особенностях российских бизнесменов Ж. В. Коробанова, Ю. Е. Мужичкова * Аннотация. Статья посвящена анализу представлений о личностных особенностях бизнесменов. На основе обзора

Подробнее

УДК 159.9: (477)

УДК 159.9:351.743.(477) Твердохлебова Наталья Евгеньевна Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», старший преподаватель 61002, Украина, Харьков, ул. Кирпичева, 2 [email protected]

Подробнее

Влияние СМИ и интернет-среды на индивидуально-психологические качества подростка

ISSN (online):


Please use this identifier to cite or link to this item: http://e-lib.mslu.by/handle/edoc/7360

Title: Влияние СМИ и интернет-среды на индивидуально-психологические качества подростка
Other Titles: The Influence of Mass Media and Internet Environment on Individual Psychological Qualities of a Teenager
Authors: Голоцевич, A. И.
Keywords: Психология
Психология развития и возрастная психология
Средства массовой информации (СМИ)
Issue Date: 2021
Publisher: Минский государственный лингвистический университет
Citation: Молодые ученые в инновационном поиске : сб. науч. ст. по материалам IX Междунар. науч. конф., Минск, 27–28 мая 2020 г. – Минск : МГЛУ, 2021. – С. 165-171.
Abstract: Статья посвящена проблеме интернет-зависимости среди молодежи, которая набирает все большие обороты в современном обществе. В век компьютерных технологий и Интернета актуальным становится вопрос интернет-зависимости. Данная проблема приобретает важность в связи с ростом количества пользователей Сети во всем мире. Интернет забирает больше времени у своих пользователей и становится настолько доминирующим, что с годами у них прогрессирует снижение способности к волевому контролю над посещением Сети. В статье рассматриваются особенности личности, способствующие формированию зависимости. Прослеживаются особенности молодого поколения в Глобальной сети. Приведены психологические особенности личностей, предрасположенных к интернет-зависимости. Практическая значимость работы состоит в том, что материалы и основные результаты исследования могут быть приняты во внимание в процессе преподавания, при создании специализированных курсов по формированию информационной культуры старшеклассников вне учебного времени.
Description: Golotsevich A. I. The Influence of Mass Media and Internet Environment on Individual Psychological Qualities of a Teenager. In this paper the problem of Internet addiction among young people is analyzed. The article presents the psychological characteristics of individuals predisposed to Internet addiction. The practical significance of the work is that the materials and main results of the research can be taken into account in the teaching process.
URI: http://e-lib.mslu.by/handle/edoc/7360
ISBN: 978-985-28-0057-0
Appears in Collections:Молодые учёные в инновационном поиске : сборник научных статей

Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.

Индивидуально-психологические особенности личности в профессиональной деятельности сотрудников МЧС (постановка проблемы)

(Тихомирова О. В.)

(«Общество и право», 2008, N 1)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ МЧС

(ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

О. В. ТИХОМИРОВА

Тихомирова Ольга Владимировна, аспирант кафедры социальной психологии Ульяновского государственного университета, психолог Центра медицины катастроф Ульяновской области.

Любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет в своем основании и личностные качества, содействующие успеху в деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек и взаимодействие «человек — человек» зависит от качеств того и другого. Профессию спасателя относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Поэтому не вызывает сомнения то, что спасатель должен обладать определенной суммой каких-то особых личностных качеств, без которых нет успеха работы. Обратим внимание на высказывание Е. А. Климова о том, что все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди этих качеств есть такие, которые называют профессионально ценными.

По этому вопросу существует две противоположные точки зрения. Согласно первой, профессиональная пригодность понимается как скрытая в человеке особенность, которую можно раскрыть, используя соответствующие методические приемы. Все внимание исследователя в этом случае сосредоточивается на выборе средств диагностики. Человек изучается только с точки зрения профессии, в отрыве от его психологических свойств.

Вторая точка зрения основана на том, что профпригодность формируется в деятельности. Случайно или целенаправленно выбранные виды деятельности постепенно, в различном индивидуальном темпе формируют профессиональную пригодность, которая может найти применение в одной или нескольких деятельностях. Проявление пригодности зависит от свойств личности и от того временного этапа, на котором оно фиксируется. Когда говорят об удовлетворенности деятельностью, то предполагается, что чем полнее при прочих равных условиях реализует индивид в процессе труда свои природные возможности, тем полнее получаемое им удовлетворение. Эта точка зрения, как отмечает К. М. Гуревич, открывает путь к содержательному психологическому анализу учебной и производственной успешности.

Профессиональная пригодность человека, формируясь в реальной деятельности, делает его способным к открытию новых типов деятельности, а не только существующих на данном этапе общественного развития, к созданию каких-то новых ее видов. Если же выводить профессиональную пригодность только из конкретных специальных видов деятельности, то понять проблему появления новых видов деятельности просто невозможно.

Именно это обстоятельство дает возможность трактовать профессиональную пригодность не только как условие, делающее человека способным к выполнению уже существующих видов деятельности, но и как индивидуальное психологическое свойство, как психологический феномен, позволяющий человеку перестраивать старые виды деятельности и, что особенно характерно для современной эпохи быстрого технического, информационного прогресса, «открывать новые виды деятельности, совершать переходы от одного ее вида к другому».

Таким образом, профессиональная пригодность неразрывно связана со способностью личности к творчеству.

Для формирования профессиональной пригодности специалиста большое значение имеет выдвинутое Б. Г. Ананьевым положение о том, что в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности надо рассматривать не только сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемонических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека». При изучении этой структуры он предлагает исходить из функционального состава той или иной деятельности. Тем самым, идущее от психотехники поэлементное сопоставление профессионально важных качеств заменяется соотношением компонентов структуры личности. Компоненты структуры личности и их взаимосвязи могут совпадать с требованиями деятельности и могут противоречить им. Как показал В. С. Мерлин, уровень способностей зависит от характера связей между компонентами структуры личности и отношениями к деятельности. Способности могут достигать высокого уровня, когда компоненты структуры личности, необходимые для данной деятельности, согласуются с ее интересами и отношениями. И наоборот, уровень способностей снижается, если компоненты структуры личности вступают в противоречие с отношением ее к деятельности.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным еще в 1964 г. Эти свойства являются врожденными, неизменными, и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров работоспособности и надежности. Среди рабочих качеств автор выделяет следующие: долговременная выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая также должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакция на непредвиденные раздражители — функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов.

Изучению связи показателей скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы посвящена работа О. А. Конопкина. Автор установил, что под влиянием побочных раздражителей изменяется прием информации некоторых испытуемых. Так, для лиц с относительно слабым процессом возбуждения характерно снижение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации. А у испытуемых с сильным процессом возбуждения при работе со зрительными сигналами слабые звуковые раздражители, не имеющие отношения к деятельности, наоборот, могут вызвать повышение продуктивности и основной деятельности. Однако следует отметить, что функциональное состояние психофизиологических систем, обеспечивающих даже простейшие формы произвольной деятельности, зависит не только от генотипической выраженности свойств нервной системы, но и от других регуляторных воздействий, которые могут определяться отношением испытуемого (специалиста) к задаче и условиям эксперимента, к полученной инструкции.

Е. П. Ильин также обосновывает точку зрения о влиянии типологических характеристик человека на эффективность и надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Выявлено, что устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения.

В условиях слабо выраженного эмоционального напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологическими особенностями, однако при большом эмоциональном напряжении (напряженности) раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой. Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию.

Первые признаки наступающего утомления позже проявляются у лиц с инертностью нервных процессов, со слабой нервной системой. Однако время наступления фазы некомпенсированного утомления зависит в основном только от степени инертности нервных процессов.

Ряд исследований, выполненных сотрудниками Е. П. Ильина, подтвердил тесную связь волевых качеств личности с типологическими особенностями. В частности, волевое качество смелости слабо проявляется людьми, имеющими такое сочетание типологических особенностей, как слабая нервная система, преобладание внешнего (эмоционального) торможения не может побороть возникающей у них в рискованных ситуациях боязни и ухудшает качество деятельности. Активная смелость («агрессивность» в хорошем смысле) в большей степени проявляется людьми с сильной нервной системой и преобладанием внешнего возбуждения. Эти же типологические особенности в сочетании с подвижностью нервных процессов обусловливают большую решительность. Лица с преобладанием внешнего (эмоционального) и внутреннего (в двигательной сфере) торможения обладают большей выдержкой, дисциплинированностью, усидчивостью и т. д.

Полученный Е. П. Ильиным материал показал, что сильная нервная система является одним из факторов проявления многих волевых качеств (смелости, решительности, терпеливости). Однако следует отметить, что, несмотря на это, нельзя ставить знак равенства между сильной нервной системой и силой воли, так как последняя обусловливается и другими типологическими особенностями.

Для некоторых профессий установлен профиль свойств темперамента, который является оптимальным для данной профессии. Например, для лиц, склонных заниматься бизнесом, характерны более высокие показатели коммуникативной энергичности и скорости и более низкие значения по шкале пластичности и эмоциональности.

Имея разные знания и умения, спасатель МЧС еще должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;

способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности;

способностью самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;

способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;

способностью оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;

способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

способностью одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;

способностью воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума «полезную» звуковую информацию;

способностью переносить кратковременные значительные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;

способностью уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;

способностью соизмерять свои силы с предстоящей работой;

способностью определять расстояние между предметами;

способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;

способностью самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;

способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов в условиях дефицита времени;

способностью подавлять сонливость, эффективно работать в разное время суток;

добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;

умением безопасно выполнять работы;

способностью накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;

способностью к взаимопониманию, состраданию.

Эффективность проведения профессиональной спасательной работы напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей.

Таким образом, некоторые сочетания основных свойств нервной системы способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как профессионально значимые для некоторых видов деятельности, влияющие на ее эффективность и надежность и определяющие уровень профпригодности. Все эти материалы свидетельствуют, следовательно, об опосредованном влиянии типологических особенностей нервной системы на формирование профессиональной пригодности.

Данное заключение, однако, подвергают сомнению другие исследователи. Например, О. А. Конопкин и Л. С. Нерсесян, изучая профессиональную надежность машинистов локомотивов, установили, что ни сила, ни лабильность нервной системы не проявили себя в качестве факторов, имеющих определяющее значение в достижении машинистами высокого профессионального мастерства. Авторы высказали предположение о том, что профессиональный успех может быть достигнут при разнообразии индивидуальных вариантов «типологической» компенсации тех или иных «неблагоприятных» проявлений свойств нервной системы, а точнее, о наличии одинаково эффективных и надежных («профессионально равноправных») индивидуальных вариантов стиля деятельности.

К представителю каждого темперамента можно и нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Анализ работ в области типов высшей нервной деятельности позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной системы и их индивидуальное сочетание отражаются в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели профпригодности человека, то непосредственной связи типологических особенностей нервной системы с этими показателями деятельности установлено не было. Это положение подтверждает высказывание Б. М. Теплова о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

Общая схема индивидных свойств личности человека наиболее полно описана Б. Г. Ананьевым. Понятие «индивидные свойства», введенное Ананьевым, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства», более однозначно и жестко ориентирует на изучение органических предпосылок развития личности.

Возрастно-половые Индивидуально-типические

свойства свойства

Возрастные Половые Конституция Нейродинамические Функциональная

стадии особенности свойства асимметрия

индивидуального нервной системы мозга

развития

Сравнительно недавно в психофизиологию и нейрофизиологию вошли понятия «левополушарный» человек и «правополушарный» человек, основанные на разной функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга.

Таким образом, в истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на тех или иных его индивидных свойствах. Подобная антропоцентрическая логика создания типологий неисчерпаема, и можно предполагать, что новые открытия в нейрофизиологии и биохимии человека приведут к возникновению различных новых морфофизиологических или биохимических типологий человека.

——————————————————————

6.1. Индивидуально-психологические особенности и функциональная надежность человека-оператора

6.1. Индивидуально-психологические особенности и функциональная надежность человека-оператора

В проблеме надежности человека-оператора важным является изучение процессов обеспечения его устойчивого функционирования на разных уровнях регуляции жизни и деятельности в различных условиях среды и трудового процесса.

Одним из первых, кто обратил внимание на проблему функционального обеспечения профессиональной надежности, был известный авиационный психолог Ф. Д. Горбов [42]. Он сформулировал понятие о нервно-психической устойчивости летчика и разработал методические подходы к ее изучению на основе принципа воспроизведения.

Особенно большое значение приобрело изучение феноменов устойчивости организма и личности в связи с изменившейся ролью и удельным весом информационного фактора. В. И. Медведев считает, что «значимость полезной информации резко увеличилась и это оказывает влияние на формирование устойчивости. В то же время появляются механизмы обеспечения информационной защиты от избыточной или от ненужной информации» [125, с. 3]. Кроме того, в формировании механизмов устойчивости возрастает роль психических факторов, которые регулируют соотношение социальных и биологических процессов, имеющих подчас противоположную направленность.

Исследование устойчивости операторской деятельности рассматривается в единстве ее трех аспектов: предметно-дейcтвенного, физиологического и психологического. И если предметно-действенный анализ устойчивости отражает результирующие параметры деятельности, характеризующие изменения предмета труда, его эффективность и качество, то физиологический и психологический подход определяет процессуальные основания поддержания, обеспечения устойчивой деятельности. В психологическом плане устойчивость деятельности отражает функциональные характеристики профессионально значимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы деятельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

Физиологическое содержание проблемы устойчивости деятельности связано с вопросами адаптивной и гомеостатической регуляции организма при воздействии экстремальных факторов внешней среды. В особых, экстремальных условиях операторской деятельности приходящие функциональные нарушения отражают, по-видимому, именно те ограничения механизмов естественной адаптации, которые обусловлены факторами информационно-энергетической напряженности. Данный механизм функциональной регуляции профессиональной надежности получил экспериментальное обоснование в исследованиях особенностей деятельности космонавтов [114].

Указанные направления изучения механизмов устойчивости деятельности обусловливают необходимость и правомерность постановки проблемы функционального обеспечения надежности человека-оператора, и, в частности, исследования роли индивидуально-психологических особенностей личности в снижении функциональной устойчивости (надежности) и развитии психологического (информационного) стресса.

В работах В. Д. Небылицына, Б. Ф. Ломова, К. М. Гуревича, В. Ф. Матвеева, О. А. Конопкина и других исследователей проблема надежности труда оператора рассматривается в свете учения о типах высшей нервной деятельности.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г. Среди рабочих качеств оператора автор выделяет следующие: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к действию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители — функция уравновешенности процессов возбуждения и торможения; переключаемость, которая находится в связи с подвижностью нервных процессов.

Изучению связи показателей скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы посвящена работа О. А. Конопкина [92]. Автором установлено, что в уровне пропускной способности отдельных испытуемых и в характере ее динамики в ходе деятельности и под влиянием побочных раздражителей имеются заметные индивидуальные различия. Снижение уровня пропускной способности в ходе деятельности по приему информации характерно для лиц с относительно слабым процессом возбуждения. При работе со зрительными альтернативными сигналами слабые звуковые раздражители, не имеющие отношения к деятельности, могут вызвать повышение продуктивности основной деятельности, — степень такого повышения положительно связана с силой процесса возбуждения.

Таким образом, полученные результаты в целом свидетельствуют в пользу того, что процесс приема информации человеком находится в зависимости от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы. Однако, следует отметить, что функциональное состояние психофизиологических систем, обеспечивающих даже простейшие формы произвольной деятельности, зависит не только от генотипической выраженности свойств нервной системы, но и от других регуляторных воздействии, которые могут определяться отношением испытуемого (специалиста) к задаче и условиям эксперимента, к полученной инструкции.

В исследованиях Е. П. Ильина [82] развиваются представления о влиянии типологических характеристик человека на надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях. Им экспериментально показано, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей.

Выявлено, что устойчивость (функциональная надежность) к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы. Е. П. Ильин отмечал: «Одна и та же типологическая особенность может обеспечить устойчивость к одному состоянию и облегчить возникновение другого состояния. Например, слабая нервная система, повышая устойчивость к монотонному фактору, является в то же время неблагоприятным фактором для экстремальных условий. Да и устойчивость лиц со слабой нервной системой к монотонному фактору определяется сочетанием этой типологической особенности с другими: при определенном сочетании с другими типологическими особенностями лица со слабой нервной системой становятся неустойчивыми к монотонному фактору, так как у них быстро развивается состояние психического пресыщения» [82, с. 114].

В экспериментальных исследованиях установлено, что в условиях слабо выраженного психического напряжения эффективность деятельности может повышаться у лиц с разными типологическими особенностями, однако при большой психической напряженности раньше нарушается деятельность у лиц со слабой нервной системой. Лица с сильной нервной системой имеют больше шансов выдержать напряженную (значимую, ответственную) ситуацию.

Анализ работ в этой области позволяет заключить, что если индивидуальная выраженность основных свойств нервной системы и их индивидуальное сочетание отражается в некоторых особенностях психики, в том числе в ряде профессионально значимых ее функций, и тем самым оказывают опосредующее влияние на показатели функциональной устойчивости (надежности) человека-оператора, то непосредственной связи типологических особенностей нервной системы с этими показателями деятельности установлены не были. Это положение подтверждает высказывание Б. М. Теплова [184] о том, что при любом типе нервной системы человек может иметь высокие индивидуальные достижения.

В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют большое внимание изучению личностных особенностей, которые, с одной стороны, являются, как правило, константными, базисными характеристиками конкретного индивида, а с другой стороны, в более полной мере определяют индивидуальные поведенческие реакции и психические состояния, влияющие на эффективность и надежность деятельности.

В ряде исследований ведутся настойчивые поиски психологических коррелятов предрасположенности человека-оператора к развитию неблагоприятных состояний и к ошибочным действиям в сфере личностных свойств и неблагоприятных психических состояний.

В монографии С. Lager [328] «Надежность пилота» высказывается мысль о том, что личность характеризуется совокупностью синдромов (синдром — группа черт личности), и в случае, если высокая или низкая надежность пилота находится в зависимости от изменений этих синдромов, ее можно предсказать на основе изучения совокупности черт личности конкретного пилота. В основе этого положения лежат результаты анализа некоторых случаев происшествий по вине пилотов, которые были обследованы с помощью опросника MMPI, теста Роршаха и теста Уиткина (задание на пространственную ориентировку). Полученные автором данные указывают на то, что оценка личностных особенностей является одним из эффективных путей выявления лиц, которые по особенностям своего характера, темперамента и доминирующим психическим состояниям наиболее профессионально надежны.

В. А. Бодровым и Н. Ф. Лукьяновой [19] проведено изучение зависимости профессиональной и функциональной надежности летчиков от некоторых их индивидуально-психологичеких особенностей. С целью выявления профессионально значимых для летной деятельности свойств личности была определена степень корреляции 52 личностных показателей по методикам СМИЛ, 16-ФЛО, ТАТ с уровнем летной квалификации пилотов (обследовались лица высокой и низкой квалификации, по показателям эффективности и надежности деятельности). Как видно из табл. 6, в которой представлены показатели, имеющие достоверную корреляционную связь с внешним критерием, наибольшую корреляционную связь с высоким уровнем профессиональной квалификации обнаружили такие черты личности, как эмоциональная устойчивость к стрессу, фрустрация, твердость установок, убеждений, уверенность в себе.

Эти качества сочетаются с жизненной активностью, высокой самооценкой, открытым характером, выраженной силой мотивации достижения цели. Следует отметить, что уровень достоверности связи повышается при одновременном учете индекса стремления к достижению цели и количественного преобладания стремления добиться успеха над страхом перед неудачей. Важной является корреляционная связь между уровнем летной квалификации и высокой интуитивностью, «опорой на чутье», смелостью. Все эти гиперстенические личностные характеристики компенсируются, как бы сдерживаются нерезким повышением уровня тревожности. Эту последнюю особенность летчиков необходимо отличать от высокой тревожности как константного свойства личности, которое может дезорганизовывать действие в экстремальных условиях, обусловливать неуверенность в себе, мнительность и тем самым снижать эффективность выполнения профессиональных действий. В свою очередь некоторое повышение уровня тревожности в этой группе компенсируется высоким индексом стремления к достижению цели (по данным методики ТАТ), причем в мотивации у них преобладает уверенность в достижении успеха в деятельности.

Таким образом, результаты сравнительного анализа свойств личности летчиков разных категорий позволяют считать, что они достаточно четко различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что наличие определенных личностных характеристик способствует более успешной профессиональной деятельности. К таким чертам личности следует прежде всего отнести эмоциональную устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, способность предвидеть возможные изменения ситуации, высокое стремление к достижению цели. Эти качества должны проявляться на фоне незначительного эмоционального напряжения и повышенного самоконтроля, сознательности.

В многочисленных работах приводятся данные о характере взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей личности различных специалистов операторского профиля с показателями надежности их деятельности, о психологических причинах возникновения ошибочных действий, аварийных ситуаций и нарушений психического состояния.

Наиболее полный обзор и анализ этих работ, а также материалов собственных исследований по данной проблеме представлен в монографии М. А. Котика и А. М. Емельянова [97]. Авторы отмечают значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежной деятельности таких относительно устойчивых, постоянных и не тренируемых характеристик, как особенности темперамента, когнитивного стиля, локуса контроля, уровня эмоциональной устойчивости. Учитывая специфику содержания операторского труда, в данной работе особое внимание уделяется рассмотрению роли таких операциональных компонентов психической организации надежности деятельности, как процессы восприятия информации, ее идентификации, прогнозированию и принятию решений и другим процессам.

Бесспорно, что значение конкретных психологических особенностей человека-оператора в регуляции процессов деятельности, в той или иной степени ее надежности определяется многими факторами и прежде всего характером определенной операторской деятельности, ее требованиями к личности оператора, к его функциональным возможностям (ресурсам) и к критериям надежности, а также совокупностью индивидуальных черт, качеств субъекта деятельности, их индивидуальной своеобразностью и неповторимостью в уровне развития, степени актуализированности, взаимной компенсации и т. п. Можно предположить, что некоторые из этих психологических качеств (темперамент, когнитивные стили, эмоциональная устойчивость и др.) выступает как предрасполагающие к проявлению высокой или низкой надежности, другие — как активационные, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность и др.), формирующие определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества (восприятие информации, принятие решений, психомоторика и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления.

Творческая познавательная деятельность наряду с жестко детерминированными задачами занимает значительное место во многих видах операторской деятельности. Своевременная и правильная ориентация в аварийной и критической ситуации, а также самооценка личной роли в ней достигается оператором только путем сложной интеллектуальной деятельности, способностью быстрой адаптации к новым условиям. В исследованиях, рассматривающих психическую деятельности с точки зрения ее информационного характера, по существу подчеркивается приспособительное свойство интеллекта как общей стратегии процесса получения информации. Установлено, что эффективность познавательной деятельности и точность вероятностного прогнозирования детерминируется адекватностью действий субъекта условиям внешней среды. Однако, следует учитывать не только степень адекватности, то есть степень приближенности реального поведенческого реагирования оператора структуре ситуации, но и скорость, с которой происходит перестройка программы поведения, реализующей интериоризованный профессиональный опыт в связи с изменяющейся ситуацией. При этом, помимо твердого знания алгоритма действий в штатных ситуациях нормально протекающего рабочего процесса, оператор должен владеть приемами саморегуляции познавательных функций, достаточным творческим потенциалом и способностью к быстрому логическому анализу малоинформативных признаков осложнения трудовой деятельности [19, 20].

Многочисленные исследования показали, что информация об индивидуальных особенностях человека-оператора, характеризующих познавательную сферу, как одну из наиболее профессионально значимых, может, с одной стороны, способствовать дифференцированному подходу к оценке профессиональных возможностей личности, а с другой — оценке и прогнозу специфики поведенческого реагирования в сложных ситуациях операторской деятельности.

Одним из направлений изучения общих механизмов познавательной деятельности являются исследования познавательных (когнитивных) стилей. Познавательные стили отражают различия между людьми в характере и индивидуальном своеобразии преобразования информации. С понятием «познавательный стиль», который характеризует наблюдаемые особенности, главным образом, процессов восприятия и мышления, тесно связано понятие «познавательная структура», которое обозначает внутреннюю организацию психических процессов и отражается в характерном стиле восприятия и мышления.

Исследования, проведенные в интересах определения особенностей познавательной деятельности в ситуациях информационной недостаточности, показали, что правильная ориентация в критической ситуации и самооценка личной роли в ней достигается субъектом только при реализации всего потенциала познавательной активности [101]. Тактика познавательного раскрытия личностью вероятностной структуры неизвестной для нее ситуации во многом обусловливает как адекватность личностных отношений, так и степень совершенства индивидуальных механизмов приспособления.

Предрасположенность к развитию стресса может быть обусловлена склонностью к рискованному поведению, сопряженному с высокой вероятностью возникновения опасности, аварийных ситуаций, серьезных ошибочных действий. Рискованное поведение рассматривается как оправданное лишь при условии, когда оно направлено на достижение общественно значимой цели, а величина и вероятность благоприятных последствий превышают соответствующие показатели неблагоприятных последствий. Неоправданный риск обычно обусловливается многими факторами (стремлением удовлетворить самолюбие, отличиться, повысить свой статус, пережить острое ощущение и т. д.). Для лиц, склонных к неоправданному риску, характерны такие черты, как неадекватная самооценка своих возможностей, низкая профессиональная и социальная ответственность, притупление бдительности т. д.

Урок 69. Личность и ее индивидуально-психологические особенности. Интересы. Склонности. Способности. Характер. Темперамент | Поурочные планы по биологии 8-9 класс

Урок 69. Личность и ее индивидуально-психологические особенности. Интересы. Склонности. Способности. Характер. Темперамент