Индивидуально психологические особенности человека которые отвечают – — . , —

Содержание

Индивидуально психологические особенности личности и человека: условия

Психология занимается изучением психических процессов, состояния индивида. Человек — уникальный организм. Индивидуально-психологические особенности личности — тема, интересующая многих ученых. От способностей индивида зависит его отношение к социуму, поведение в определенных ситуациях.

Темперамент

Уникальные способности людей зависят от вида темперамента — совокупности психологических качеств. Их взаимодействие влияет на поведение субъекта в разных ситуациях, его отношение к окружающим, предпочтения, привычки.

История открытия

Еще в далекой древности, ученые заметили, что люди имеют как схожие, так и различные черты характера.

Первым придумал классификацию темперамента Гиппократ.

Этот ученый объяснил различия людей, зависимо от количества жидкостей в организме. На основе своих учений, он выделил 4 группы темперамента.

Классификация

Типы темперамента по Гиппократу:

  1. Флегма. В организме таких людей преобладает слизь. Из-за этого они медлительны, терпеливы, невозмутимы. Избегают конфликтов, не любят резких изменений.
  2. Мелан холи. Организм таких субъектов переполнен черной желчью. Из-за этого они мрачные, неразговорчивые. Любят находиться в одиночестве, плохо справляются с проблемами. Гиппократ описывал их мрачными неудачниками.
  3. Сангва. В теле таких людей преобладает кровь. Она дает им силы справляться со сложностями, достигать поставленных целей. Часто такие личности становятся лидерами, полководцами, которые могут повести толпу.
  4. Холь. Преобладающая жидкость в организме — желчь. Суетливы, не умеют долго сидеть на одном месте. У них часто изменяется настроение, что негативно отражается на общении с окружающими.

От этой классификации произошли понятия флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. Учение, придуманное Гиппократом в далекой древности, актуально и сейчас.

Ученые изменяли классификацию, зависимо от новых открытий, полученных данных в результате проводимых исследований. Например, русский физиолог И. П. Павлов утверждал, что темперамент — динамическая характеристика психики. Его различия связаны с торможением, возбуждением. Его классификация темперамента основана на учениях Гиппократа, но имеет некоторые отличия:

  1. Сангвиники — люди, наделенные высокой скоростью, активно развивающимися нервными процессами. Сангвиники не суетливы, но проявляют повышенную активность если заинтересованы в чем-либо. Имеют устойчивое настроение, показывают высокие показатели в работе.
  2. Меланхолики имеют слабые процессы возбуждения, торможения. Иногда кажется, что такие люди не умеют радоваться мелочам.
  3. Холерики демонстрируют высокую скорость благодаря большой силе нервных процессов. У таких людей не наблюдается устойчивого настроения, из-за чего скорость быстро утрачивается под воздействием внешних факторов.
  4. Флегматики — для них характерна инертность, из-за низкой скорости нервных процессов, высокой силе возбуждения. Это тормозной тип темперамента. Павлов называл таких людей тугодумами, хотя по жизни они трудоголики.

Свойства темперамента

Чтобы было удобнее изучать индивидуально-психологические особенности личности, нужно учитывать характеристики, составляющие темперамент:

  1. Активность — определяет степень работоспособности, возможность поддерживать возбужденное состояние.
  2. Пластичность — умение подстраиваться под новые обстоятельства, менять сферу деятельности.
  3. Сензитивность — определяет реакцию нервной системы на раздражители.
  4. Интроверсия, экстраверсия — определяют возможности субъекта налаживать контакт с обществом или оставаться замкнутыми.
  5. Ригидность — упрямство, привычки, устойчивость к происходящим изменениям.
  6. Темп психических процессов — определяет скорость речи, мышления, смены настроения.

В большей степени темперамент обуславливается набором факторов от рождения. На протяжении жизни он изменяется незначительно.

Характер

Характер — набор качеств, устойчивых к внешним изменениям. Черты характера влияют на поведение человека, его реакции на раздражители, возможности достигать поставленных целей. Некоторые считают характер и темперамент одним и тем же, но это два разных понятия. Если темперамент является врожденным, то характер формируется на протяжении жизни.

Классификация по отношению к окружающим и самому себе

Зависимо от того по отношению к чему или кому проявляются черты характера, ученые выделяют такую классификацию:

По отношению к себе индивид бывает:

  • самокритичным;
  • высокомерным;
  • самовлюбленным;
  • гордым;
  • стыдливым;
  • неуверенным;
  • стеснительным.

По отношению к окружающим у субъекта может проявляться:

  • правдивость;
  • доброта;
  • общительность;
  • тактичность;
  • открытость;
  • справедливость;
  • доверчивость;
  • вспыльчивость;
  • верность;
  • заботливость.

По отношению к работе индивид проявляет:

  • исполнительность;
  • ответственность;
  • трудолюбие;
  • недобросовестность;
  • надежность;
  • неусидчивость;
  • амбициозность.

Если говорить о личной собственности, выделяется:

  • жадность;
  • ревность;
  • щедрость;
  • аккуратность;
  • бережливость;
  • неряшливость;
  • чистоплотность.

Акцентуации

Характер индивида чаще рассматривается с точки зрения интроверсии, экстраверсии. Классификация акцентуаций:

  1. Дистимный. Депрессивное свойство психики, под воздействием которого многие люди совершают самоубийства. Подобное состояние может возникать после многочисленных проблем, разочарований или продолжаться длительное время. Второй вариант наиболее опасный, поскольку может привести к развитию психологических заболеваний.
  2. Гипертимный. К этой категории относятся жизнерадостные, активные и оптимистичные люди. Не любят сидеть на одном месте, постоянно интересуются новым. Имеют множество увлечений, интересов. Становятся душой компании, поскольку умеют поднимать настроение окружающим. Стремятся к власти. Стараются во всем получать похвалу от окружающих, уважение со стороны авторитетов. Становятся активными, энергичными руководителями.
  3. Возбудимый. Люди, не умеющие контролировать собственные желание. Поскольку не могут себе ни в чем отказать, часто попадают в неприятные ситуации. При принятии решений редко включают логику, руководствуются инстинктами, желаниями. Ненавидят недостатки окружающих, о которых прямо говорят при разговоре. Негативно относятся к критике в свой адрес.
  4. Циклоидный. Люди, которые постоянно мечутся между двумя состояниями — воодушевленным и подавленным. Когда настроение хорошее, субъект пытается находиться среди других, может смешить окружающих, смотрит на вещи с оптимизмом. Когда настроение плохое пытаются скрыться от общества, замыкаются в себе.
  5. Педантичный. Не любят управлять другими, предпочитают оставаться в тени. Показывают отличные результаты в работе, поскольку относятся к ней с большой ответственностью. Решение принимают крайне долго, просчитывая возможные варианты. При этом постоянно ворчат на людей, которые не умеют работать как они сами.
  6. Застревающий. Такие люди не умеют прощать обиды. Они мстительны, злопамятны. Постоянно разделяют окружающих на друзей, врагов. Проявляют слишком сильное чувство собственности в отношениях с супругом.
  7. Демонстративный. Позеры, не представляющие свою жизнь без всеобщего внимания. Могут пускать лживые слухи, предавать других чтобы прославить себя. Любят пересказывать чужие истории, ставя себя в главной роли. Не обращают внимание на переживания других, ставят свои интересы превыше всего. Часто становятся ораторами, актерами, артистами, звездами мирового уровня.
  8. Тревожный. Неуверенные люди, постоянно сомневающиеся при принятии решений. Часто просят помощи у окружающих. Терпят несправедливость в свой адрес. Редко отвечают на грубость, боятся конфликтных ситуаций.

Опытный психолог сможет определить преобладающие черты характера, темперамент с помощью психологических тестов.

Способности

К индивидуальным особенностям личности можно отнести способности. При рождении индивид наделяется разными задатками. Только при их постоянном развитии можно улучшить способности. Задатки передаются по наследственности.

Классификация способностей:

  1. Специфические — способности, обеспечивающие жизнь в социуме. Они помогают изучать науки, общаться с окружающими, добиваться поставленных целей.
  2. Природные — способности, данные человеку с рождения.

Способности разделяются по сфере деятельности. Например, музыкальные, математические, инженерные, спортивные.

Чувства и эмоции

Эмоции — переживания, возникающие при удовлетворения или неудовлетворение собственных потребностей. Чувство — сложное переживание. Может ощущаться длительный промежуток времени.

Классификация:

  1. Эстетические — проявляются как результат восприятия предметов. Например, некоторые увидев картину начинают восторгаться, удивляться.
  2. Интеллектуальные — это продукт умственной деятельности. Проявляются как любопытство, удивление, сомнение, воодушевление.
  3. Моральные — это реакции на свое поведение, поступки окружающих.

Чувства могут привести к развитию психологических нарушений.

Волевые качества

Воля — навык, позволяющий индивиду контролировать желания, подавлять их в нужный момент. С помощью воли можно достичь поставленной цели, отказавшись от благ.

Сила воли позволяет человеку двигаться вперед минуя преграды, жертвовать интересами во благо других.

Человек уникален от рождения. На протяжении жизни он проявляет индивидуальность в поведении, принятии решений, отношении к окружающим. Психологи изучают особенности, чтобы понять, как они влияют на развитие психики.

Полезное видео

Из видео Вы узнаете о том, что такое психотипические и индивидуально-психологические особенности личности.

mystroimmir.ru

Индивидуально-психологические особенности человека — КиберПедия

Под индивидуально-психологическими особенностями человека подразумеваются прежде всего его характер, задатки и способности.

С греческого языка слово характер можно перевести как «печать», «чеканка». Он представляет собой совокупность индивидуаль­но-психологических особенностей человека, складывающихся в деятельности и обусловливающих типичные для него спосо­бы поведения. Характер отражает содержательную сторону психики человека, в отличие от темперамента, выступающего ее динамической стороной. В характере воплощены специфи­ческие для данной личности отношения к деятельности, дру­гим людям, к себе. Они характеризуют субъективные, избира­тельные связи человека с миром. Наиболее устойчивые из них фиксируются в виде готовности человека действовать опреде­ленным образом, т. е. в смысловой установке. Поэтому харак­тер можно определить как фиксированную форму смыслового опыта личности, актуализирующегося в присущем ей индиви­дуальном стиле поведения, при помощи которого реализуются те или иные мотивы (А. Г. Асмолов, 1996).

Мотивы играют особую роль в развитии характера. Вна­чале любое свойство характера проявляется в побуждениях человека поступать определенным образом. Проявляясь в раз­личных сходных ситуациях, эти побуждения обобщаются, ста­новятся устойчивыми и закрепляются как свойства характера. Например, каждому человеку приходилось говорить неправду, но это не означает, что ему свойственна лживость. Если он бу­дет часто прибегать ко лжи в разных ситуациях, пытаясь ре­шить свои проблемы, то она (лживость) станет свойством его характера. Таким образом, в характере отражается система ге­нерализованных побуждений человека.

Большое внимание уделялось изучению характера в психоанализе. 3. Фрейд под характером понимал динамиче­ское своеобразие индивидуальных влечений и связывал его развитие с либидо, т. е. с бессознательной глубинной психиче­ской энергией, обусловленной сексуальным инстинктом

Существует клинический подход к исследованию харак­тера. Он нашел отражение в работах П. В. Ганнушкина, К. Леонгарда, А. Е. Личко, которые уделяли особое внимание раз­личным нарушениям в структуре характера. В частности, в русле клинического подхода к проблеме характера активно изучаются его нарушения в пределах нормы — акцентуации характера. Грубые, необратимые изменения в характере связаны с его патологией. Акцентуации характера проявляют­ся в чрезмерном развитии отдельных его свойств. Они чаще обнаруживается в подростковом возрасте (около 88 % подро­стков имеют различия акцентуации характера). От акцентуаций следует отличать патологические прояв­ления характера, называемые психопатиями. Причины патоло­гии характера многообразны. К ним относят врожденные де­фекты психики человека, травмы, заболевания, сложные социальные условия и др.



Под способностями понимается совокупность индивиду­ально-психологических особенностей человека, являющаяся условием успешного выполнения деятельности. Способности человека не сводятся к его знаниям, умениям, навыкам, хотя между способностями, с одной стороны, и знаниями, умения­ми, навыками, с другой, — имеется определенная связь. Чем выше уровень развития способностей, тем легче и быстрее че­ловек овладевает знаниями, умениями и навыками. И наобо­рот, чем больше знает и умеет человек, тем интенсивнее идет развитие его способностей.

Проявление способностей можно представить как отно­шение продуктивности деятельности к ее «цене», т. е., чем выше результативность деятельности и чем меньше затрачено сил на ее выполнение, тем выше уровень развития способно­стей. Это объективная оценка способностей человека. Субъек­тивно способности оцениваются как отношение успешности деятельности к степени трудности ее выполнения: чем выше успех деятельности и чем она легче для человека, тем выше он оценивает свои способности.

Есть существенные различия в трактовке понятия «спо­собности» в зарубежной и отечественной психологии. В зару­бежной психологии способности часто рассматриваются как универсальные характеристики человека: способность к твор­честву, способность любить. Иногда под способностями понимают врожденные особенно­сти субъекта. В отечественной психологии эти особенности и способности четко разграничиваются. Первые рассматривают­ся как задатки. Под задатками понимаются анатомофизиологические и функциональные особенности нервной системы (чувствительность, пластичность и др.) и особенности строения анализаторов.



Задатки человека, как и другие индивидные свойства, многозначны, т. е. на основе одних и тех же задатков могут сформироваться различные способности. Таким образом, за­датки не определяют развитие способностей, а выполняют функцию их предпосылок. Задатки человека могут остаться нереализованными, если не будут созданы условия для их раз­вития. Поэтому своевременное выявление задатков важно для формирования способностей. В семьях, где родители занима­ются определенным видом деятельности, например, актерской, больше вероятности для проявления соответствующих задат­ков у их детей. Решающее значение для развития способно­стей имеет включенность самого человека в данный вид дея­тельности. Их развитие происходит по спирали: реализация способностей одного уровня открывает возможности для реа­лизации способностей другого, более высокого уровня.

Способности могут быть общими и специальными, акту­альными и потенциальными. Общие способности отвечают требованиям многих видов деятельности, специальные — тре­бованиям конкретной деятельности (например, музыкальной, педагогической и т. д.). К общим способностям относят интел­лект, потому что он необходим для выполнения любого вида деятельности. Способности существуют в некотором единстве общих и специальных.

Актуальными можно назвать те способности, которые, сформировавшись, реализуются в деятельности в реальном масштабе времени. Потенциальные способности находятся в латентном (скрытом) виде до возникновения определенных условий, необходимых для их реализации. Между актуальны­ми и потенциальными способностями также существует связь.

Актуальные становятся потенциальными, если нет необходи­мости в их осуществлении. Например, музыкальные способно­сти становятся потенциальными, если человек в данный пери­од времени сосредоточен на другой деятельности.

Можно говорить об уровнях развития способностей, со­относимых с одаренностью человека, его талантливостью и гениальностью. Уровень одаренности предполагает обучаемость человека, наличие интеллектуального потенциала. Не­случайно одаренность рассматривают как общую способность. Талант — это яркое, неординарное проявление способностей человека в конкретной области. Талантливость предполагает развитие, прежде всего, специальных способностей человека. Гениальность — высший уровень развития способностей, вы­ражающийся в создании принципиально нового, имеющего историческое, эпохальное значение для жизни общества. В ге­ниальности человека проявляются как его общие, так и специ­альные способности. Если талант вносит существенный вклад в определенную область, то гений своим творчеством изменя­ет представление человечества о тех или иных явлениях, зна­чимых для него. Благодаря А. Эйнштейну, изменилось пред­ставление о времени, а 3. Фрейду удалось изменить взгляд общества на природу психики человека.

Способности связаны с другими свойствами индивиду­альности: с характером, ценностями, мотивами, целями само­сознания. Например, такие свойства характера, как целеуст­ремленность, настойчивость обеспечивают успешность дея­тельности человека, которая, в свою очередь, является услови­ем развития способностей.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. — М, 1996.

2. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.

3. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. — М.; Воронеж,
1996.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

Список литературы

Основная литература (О. л.)

1. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы современного человекознания. — М, 1996.

2. Введение в психологию / под ред. А. В. Петровского. — М.,
1995.

3. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культу­ры. — М.; Воронеж, 1996.

4. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976.

5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.,
1996.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,
1977.

7. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2000.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
развития психологии. — СПб., 2000.

10. Соколова Е. Е. 13 диалогов о психологии. — М., 1995.

 

Дополнительная литература (Д. л.)

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М., 1996.

2. ГодфруаЖ. Что такое психология. -М., 1992.

3. Гришпун И. Б. Введение в психологию. — М., 1994.

4. Психология / под ред. А. А. Крылова. — М., 1999.

5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-н/Д., 1997.

6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. -М.; Воронеж,
1996.

Глоссарий

Бессознательное – широкий круг психических явлений от безусловных рефлексов до творческих способностей

Действие — единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредствованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.

Деятельность – целеустремленная активность, реализовывающая потребности субъекта.

Задатки — анатомо-физиологические и функ­циональные особенности нервной системы, выступающие природными предпосылками развития способностей.

Значение – обобщенная форма закрепления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, определенном в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индивид – человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатков).

Индивидуальность — психологическая неповторимость отдельного, единичного человека взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях.

Личность — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мотив – это совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Потребность – субъективное состояние организма, выражающее его объективную необходимость в предметах окружающего мира

Принцип детерминизма – принцип, требующий объяснять изучаемые явления закономерным взаимодействием факторов, доступных опытному контролю

Принцип развития – принцип, предполагающий, что психологические закономерности раскрываются в процессе развития.

Принцип системности – принцип, требующий рассматривать все объекты как системы т. е. как совокупность элементов, которые образуют определенное единство.

Принципы психологии – это нормы, которыми руководствуется психолог в своей деятельности при интерпретации фактов

Психика – это форма активного отображения субъектом объекта реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулирующую функцию.

Психические процессы – Отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятия, мышление и др.).

Психические свойства — это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Психические состояния – особая форма психической реализации, которая связана со специфическим эмоциональным самочувствием, вызванным переживанием значимых для человека событий

Психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Смысл — личностное значение тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

Сознание – это форма отражения действительности в ее объективных, устойчивых свойствах и в отделенности от наличных к ней отношений человека

Темперамент — совокупность формально-динамических характеристик поведения человека, проявляющаяся в его общей активности, временных характеристиках (темпе, ритме, поведения) и осо­бенностях эмоционального реагирования.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

Язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов.


cyberpedia.su

Индивидуально-психологические особенности личности

Министерство образования Российской Федерации

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра психологии и педагогики

Реферат

по дисциплине: психология и педагогика

на тему: «Индивидуально-психологические особенности личности».

Выполнила: Япрынцева Е.О.

группа ГМУ – 212

Проверила: Зайнина О. В.

Уфа – 2003г.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием «личность» в науке нередко термин «индивид», «индивидуальность». В понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Характеристику личности можно дать, если раскрыть её индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, способности, характер. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то не умевший и тем не выгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения чрезвычайно быстро овладевает навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Такое определение дал наш отечественный учёный Б.М. Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Способности и знания, способности и умения, способности и навыки не тождественны друг другу. По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т.д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. Способности – это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле – это действительность. Выявившиеся у ребёнка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребёнок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если не видеть его работ. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одарённостью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятелности.

Необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие (умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других) и специальные высшие интеллектуальные способности (музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, спортивные и ряд других), основанные на пользовании речью и логикой. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

К числу индивидуально-психологических особенностей человека можно отнести свойства темперамента (являются врожденными), которые оказывают существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяют его поступки, его индивидуальность. Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов Идея и учение о темпераменте в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. В современной психологии используют классификацию темпераментов, принадлежащую немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. В целом же “можно установить только четыре простых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический”.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем ещё недавно его волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живёт сложной и напряжённой внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает оттого, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент определённо влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека. Темперамент – это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают: активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость. Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать своё внимание, воображение, память и мышление на определённом объекте или его аспекте. Один человек запоминает, припоминает, рассматривает, думает над решением задачи быстрее, чем другой. Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определённого отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удаётся больше увидеть, услышать, запомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, время для того, чтобы включится в умственную работу или переключится с размышлением над одной темой над другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные движения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств. От темперамента зависит такие свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Сочетание этих свойств и создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые в конечном счете становится свойством личности, зависит от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого. Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакций, возбудимость и тормозимость. В первую очередь эти способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что». Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

В буквальном переводе с греческого характер означает отпечаток.. Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»). Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.

Акцентуация характера, по Личко, это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям. Классификацию акцентуаций характеров у подростков предложил А.Е.Личко. Она выглядит следующим образом:

  1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. Любят неспокойные компании сверстников, настроение у них всегда хорошее, приподнятое; подростки такого типа нередко переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя.

  2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели.

  3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих.

  4. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает. Эти подростки не любят больших компаний, они обычно застенчивы и робки при посторонних людях, отличаются послушанием, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми.

  5. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и интеллектуальным ранним развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностю.

  6. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям.

  7. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной основе других детей или на страхе.

  8. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной персоне. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто0то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим.

  9. Неустойчивый тип. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своём будущем.

  10. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Главное жизненное кредо -«быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища. Но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причём нередко даже не одно.

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Характер каждого человека определяется его общественным бытием и индивидуальным. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты,

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике Э.Фромм (был врачом психиатором) вывел следующие их основные типы:

  1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач не в складывающихся ситуациях, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идёт о нём самом, то его агрессивные действия направляются на себя.

  2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию(эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством крушения надежд в достижении желаемой цели).

  3. «Конформист-автомат». Такой индивид беспрекословно подчиняется обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет собственного мнения, он фактически утрачивает собственное «Я».

Характер — это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу, прежде всего, проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им — леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей жизни. И, прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу. Принципиальность — одно из ценных личностных качеств, придающих характеру деятельную направленность. Различают волевые черты характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими качествами». По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и решительно действовать.

Общая психология /Состав. Е.И. Рогов — М. ВЛАДОС, 1995 г.

11

studfile.net

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

метки: Деятельность, Поведение, Психический, Психология, Темперамент, Уравновесить, Свойство, Слабый

Тестовые задания.

мамандығы: 105 000 «Бастауыш білім беру»

специальность: 105 000 «Начальное образование»

«Психология» пәні бойынша

по дисциплине: «Психология»

оқу түрі: күндізгі

форма обучения: очная

Преподаватель: Виссарионова Е.Н.

2016−2017

1.Психология — это…

A) наука, изучающая объективные закономерности, проявление и механизмы психики

B) наука, изучающая межличностные отношения

C) наука о сознании

D) наука о поведении
E) наука о душе

2. Автор трактата «О душе».

A) Аристотель

B) Гиппократ

C) Платон

D) Сократ

E) Анаксимандр

Отдельные формы психической деятельности

A) психические процессы

B) защитные механизмы

C)психические свойства

D) психические состояния

E) предметные действия

Апатия, бодрость, радость относятся к …

A) психическим состояниям

B) психическим свойствам

C) психическим процессам

D) эмоциям

E) видам деятельности

5.Английское слово, означающее «проба», «испытание».

A) тест

B) анкета

C)социометрия

D)эксперимент

E)интервью

6.Выделяют…типа психолого-педагогического эксперимента

A) 1

B)2

C)4

D)5

E)6

Опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов

A) Анкета

B) Интервью

C) Беседа

D) Наблюдение

E) тест

Вид эксперимента, осуществляемый в искусственных условиях.

A) Лабораторный

B)Естественный

C) Констатирующий

D) Формирующий

E) Контрольный

Контактные механизмы, при помощи которых соединяются между собой отдельные нейроны

A) синапс

B) изолятор

C) аксон

D)миелиновая оболочка

E)дендрит

В центральной нервной системе выделяют… элемента

A) 2

B)3

C)4

D)5

E)6

Ответное действие на раздражитель

A) Рефлекс

B) Защита

C) Ответная реакция

D)защитный механизм

E) возбуждение

В рефлекторной дуге выделяют … части.

… Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя психическая деятельность … исследования интеллектуальной деятельности человекоподобных обезьян он выделял следующие характеристики деятельности животных на стадии интеллекта … 5. Развитие представлений о предмете психологии. Психология как наука о поведении Психология как самостоятельная научная дисциплина (60 …

B)2

C)4

D)5

E)6

Сложное врожденное действие, при помощи которого происходит удовлетворение потребностей.

A) Инстинкт

B) Раздражение

C) Рефлекс

D)Навык

E) Простейшая форма интеллектуального поведения

Способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений.

A) Навык

B) Инстинкт

C)Умение

D) Простейшая форма интеллектуального поведения

E)Знание

Высшая форма отражения объектов действительности с помощью речи и языка.

A) Сознание

B) Речь

C) Мышление

D) Язык

E) Внимание

16.Свойство мозга отражать окружающий мир — это

A) психика

B) интуиция

C) сознание

D) предсознание

E) чувство

Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения

A) Темперамент

B) Характер

C) Мировоззрение

D) Способности

E) Направленность

Холерический темперамент по И. П. Павлову.

A) Сильный, неуравновешенный

B) Сильный, уравновешенный, инертный

C) Слабый

D) Сильный, уравновешенный, подвижный

E) Слабый, подвижный

19.Ученый, открывший три свойства процессов возбуждения и торможения: силу, уравновешенность, подвижность.

A) И.П.Павлов

B) Д.Б.Эльконин

C) З. Фрейд

D) Гиппократ

E) Аристотель

Меланхолический темперамент по И.П.Павлову.

A) Слабый

B) Сильный, уравновешенный, подвижный

C) Сильный, уравновешенный, инертный

D) Сильный, неуравновешенный

E) Слабый, подвижный

Сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках

A) Характер

B) Темперамент

C) Мировоззрение

D) Понятия

E) Мысли

Черты характера, включающие в себя систему отношений человека к действительности.

A) Направленность личности

B) Волевые черты

4 стр., 1765 слов

Темперамент 2

… деятельности, которые соответствуют четырем темпераментам: Сангвиник—сильный, уравновешенный, подвижный. Флегматик—сильный, уравновешенный, инертный. Холерик—сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения. Меланхолик—слабый тип. (Крутецкий В … Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность—это особенности темпа, …

C) Противоречивые черты

D) Мировоззрение

E) Чуткость

23.Отрицательная черта характера, противоположная коллективизму …

A) эгоизм

B) чуткость

C) замкнутость

D) грубость

E) скрытность

Черта характера, проявляющаяся, когда человек не подчеркивает и не преувеличивает своих заслуг, достижении и личных качеств.

A) Скромность

B) Бережливость

C) Коллективизм

D) Самокритичность

E) Консерватизм

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

A) Способности

B) Задатки

C) Талант

D) Призвание

E) Навыки

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

forpsy.ru

Индивидуально-психологические особенности — это… Что такое Индивидуально-психологические особенности?


Индивидуально-психологические особенности
— устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности военнослужащих, предопределяющее их индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в их личностных качествах. Психологические особенности (качества) воина представляют собой совокупность общих психологических свойств личности, аналитико-конструктивного склада мышления; эмоционально-волевой стабильности; стрессоустойчивости и адаптированности к экстремальным условиям и факторам военной службы; эмпатии и рефлексии; общей психофизиологической активности. Конкретная дифференциация военных профессий предъявляет требования и узко-специфического характера. Они обусловливают необходимость сформированности, наряду с общими качествами, и конкретно специальных, которые позволяют успешно выполнять офицеру командно-штабные, воспитательные, инженерные и другие функции и обязанности

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения.— Новороссийск: Издательство: Новороссийск. Г.А. Броневицкий, Г.Г. Броневицкий, А.Н. Томилин. 2005.

  • Индивидуализация воспитания
  • Индивидуальность

Смотреть что такое «Индивидуально-психологические особенности» в других словарях:

  • индивидуально-психологические различия — Этимология. Происходит от лат. individuum неделимое и греч. psyche душа + logos учение. Категория. Достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга. Специфика. Диапазон индивидуально… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Индивидуально-психологические различия — – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются индивидуально психологические… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ — ИНДИВИДУАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ. Особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих людей друг от друга. И. п. р. могут характеризовать как частные психические свойства и отдельные психические процессы (например,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Индивидуально–Психологические Различия — Индивидуально психологические различия достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон индивидуально психологических различий может достигать значительных значений, п …   Психологический словарь

  • ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ — (англ. individual diferences in behaviour) – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.– п. р., которые могут… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Индивидуально-психологические различия —     достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди могут быть отличены друг от друга. Диапазон И. п.р. может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. История экспериментального… …   Педагогический терминологический словарь

  • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей — Предметом СПЭ данного вида являются индивидуальные и личностные особенности субъекта, оказавшие влияние на его сознание и деятельность в юридически значимой ситуации. Подобные экспертные исследования являются необходимыми составными элементами… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Возрастные особенности — (в психологии) качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей — Интегративный экспертный вывод формируется на основании учета следующих составляющих. Оценка личностной направленности. Особого внимания заслуживает рассмотрение структуры и содержания ценностной системы обвиняемых, так как именно ценности… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Способности —     индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности …   Педагогический терминологический словарь

Книги

  • Психологическая подготовка спортсменов индивидуально-игровых видов спорта. Учебное пособие, Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна. В пособии освещены психологические особенности спортсменов, специализирующихся в индивидуально-игровых видах спорта, особенности их соревновательной деятельности. Представлена методика… Подробнее  Купить за 1532 грн (только Украина)
  • Психологическая подготовка спортсменов индивидуально-игровых видов спорта. Учебное пособие, Барчукова Галина Васильевна, Романина Елена Васильевна. В пособии освещены психологические особенности спортсменов, специализирующихся в индивидуально-игровых видах спорта, особенности их соревновательной деятельности. Представлена методика… Подробнее  Купить за 1426 руб
  • Юридическая психология. Учебное пособие, Хамидова И.В.. Учебное пособие ориентировано на повышение эффективности обучения курсантов и слушателей, прочное усвоение ими материала по учебной дисциплине «Психология» . Каждая тема пособия содержит не… Подробнее  Купить за 599 руб
Другие книги по запросу «Индивидуально-психологические особенности» >>

millitary_psychology.academic.ru

А) индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения (способности)

А) совокупность свойств личности, закрепленных в привычных формах поведения

Б) индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения

В) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению

Г) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают отношение человека к окружающему миру

6. Определите возможный тип темперамента.

1. Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

2. Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

3. Ученик при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении задачи теряет всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.

Психологический кроссворд

Итоговое задание по курсу «Психология»

Решите психологический кроссворд

По горизонтали

1. Направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.

4. Длительность сосредоточения внимания на объекте.

9. Более или менее устойчивое, продолжительное, эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания.

11. Оценка человеком себя в целом и отдельных сторон своей личности, деятельности, поведения, компонент Я-концепции, самосознания.

13. Свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность, обеспечивая целесообразность поведения и деятельности живого организма

15. Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания



16. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу

17. Два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности.

19. Способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели,преодолевая при этом внутренние препятствия, т. е. свои непосредственные желания и стремления.

20. Метод активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью выявления психологического факта

21. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности

22. Состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых недостаточно для нормального существования и развития

23. Процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности

24. Образ предмета, события, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения

25. Психологическое направление, рассматривающее в качестве предмета психологии поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти.

По вертикали

2. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности

3. Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы

5. Индивидуально-своеобразный комплекс устойчивых личностных особенностей, определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей и самопроявления в общении с другими людьми

6. Неповторимость, уникальность свойств человека как индивида и личности.

7. Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения

8. Рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на мысленном или реальном расчленении предмета, явления на составные части.

10. Наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности

12. Совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону его деятельности и поведения

14. Непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств, в его объективной целостности.

18. Эмпирический метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений

19. Сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.).

20. Проникновение, вчувствование в переживания другого человека, постижение его эмоционального состояния

23. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Психологические особенности личности человека | Дистанционные уроки

23-Дек-2014 | Нет комментариев | Лолита Окольнова

Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.

 
Причины психологического состояния:
 

  • биологические особенности психики;
  • физическое состояние;
  • среда (условия), в которой человек родился и вырос

 

 

  • темперамент;
  • характер;
  • интересы;
  • склонности;
  • способности;

 

Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.

 

Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ

 

 

Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека:

 

1. Сангвиник

2. Холерик

3. Флегматик

4. Меланхолик

 

Это деление не лишено физиологической основы.

 

 

И.П.Павлов писал, что в основе высшей нервной деятельности человека лежат 3 базовых компонента:

 

  1. сила — индивид работоспособен даже при интенсивной,  напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;

  2. уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;

  3. подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.

 

Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.

 

Сангвиник:

 

  • живой, сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
  • активный, энергичный, легко приспосабливающийся, легко сходится с людьми, богатая мимика и жестикуляция

 

Холерик

 

  • легко возбудимый, сильный, неуравновешенный, подвижный тип внд;
  • активный, гиперэнергичный, настойчивый, трудно контролирует эмоции

 

Флегматик

 

  • спокойный, сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, медленно и тяжело приспосабливающийся к новым условиям, слабо проявляет эмоции

 

Меланхолик

 

  • слабый, неуравновешенный, сдержанный, малоподвижный тип высшей нервной деятельности;
  • пассивный, легко утомляющийся, приспосабливается очень трудно, эмоционально чувствителен

 

Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

 

Темперамент — врожденная характеристика, характер  — приобретается, формируется в течение жизни человека.

 

 

  • экстраверты — общительны, легко осваиваются в новом обществе,
  • интроверты — сосредоточены на своих переживаниях, трудно входят в новое для них общество, неуверенные в себе.

 

Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания

 

Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.

 

Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.

 

Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности

 

Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

 

Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.

 

Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.

 
 
 

Еще на эту тему:

Обсуждение: «Психологические особенности личности человека»

(Правила комментирования)

distant-lessons.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *