Как заставить учиться – правильная мотивация ребенка и себя

Содержание

правильная мотивация ребенка и себя

Учеба у подростков часто вызывает негативные эмоции. Они не могут сконцентрироваться и нацелиться на получение только положительных оценок. Это связано с тяжелой программой, отсутствием мотивации или чрезмерным давлением со стороны родителей и учителей. Поэтому взрослые должны разбираться в том, как заставить учиться несовершеннолетних, чтобы они с удовольствием впитывали новые знания и получали только пятерки.

Основы положительного отношения к учебе

Чтобы подросток получал хорошие оценки, он должен положительно относиться к процессу получения знаний. Поэтому нужно изменять эмоциональный настрой. Уроки и домашнее задание не должны вызывать неприязнь и вводить в депрессию, поэтому надо проводить с ребенком психологическую работу.

Внимание! Подростки нуждаются в любви и внимании, поэтому родители обязаны постоянно помогать им в преодолении разных сложностей и препятствий.

Необходимо хвалить малыша, улучшать его силу воли, а также рассказывать о преимуществах получения положительных оценок.

Почему дети не желают учиться?

Имеется несколько причин, по которым малыши отказываются от такой важной для них рабоыт — учебы. Они постоянно ленятся, не хотят выполнять домашние задания, не слушают учителей и постоянно прогуливают уроки или пары. Решить такую проблему можно только после выяснения основных причин такого поведения. К ним относится:

Часто желания и реальность не совпадают

  • отсутствие мотивации;
  • наличие психических или физических заболеваний, например, если малыш является гиперактивным, то ему трудно усидеть на месте и послушать учителя, поэтому нужно проводить психологическую работу, принимать специальные лекарства;
  • постоянные стрессы, причем нередко они связаны с чрезмерно завышенными ожиданиями со стороны родителей;
  • низкая самооценка, возникшая из-за того, что с малого возраста учителя унижают детей, предвещая им жалкое существование в будущем;
  • зависимость от плохой компании;
  • сопротивление принуждению, причем такая проблема возникает у детей, к которым родители предъявляют жесткие требования, гоняя их по разным секциям и репетиторам, а также, не разрешая играть в компьютере или много гулять;
  • чрезмерный контроль, заключающийся в регулярной проверке уроков и постоянных распросах о школе. 

Внимание! Родители должны контролировать не только ребенка, но и собственное поведение, которое нередко выходит за рамки дозволенного. Это становится причиной стресса, ухудшения самооценки или удрученного состояния.

Как мотивировать ребенка?

Основой хорошей успеваемости является личная мотивация школьника. Его нужно заинтересовать в получении хороших оценок. Для этого обязательно дома создать оптимальные условия и позитивную атмосферу. Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Представьте ребенку возможность для отдыха после школы.
  2. Приведите примеры взаимосвязи между хорошими оценками и успехами в будущем.
  3. Постоянно хвалите за полученные «отлично».
  4. Откажитесь от подарков и материального поощрения за хорошие оценки.
  5. Поддерживайте в случаях неудач.

Внимание! Не применяйте физическое наказание, крики или иные методы психологического давления за полученые плохие оценки. Это приводит к стрессовым состояниям и страхам.

Эффективные советы

Родители должны приложить много труда и быть очень внимательными к своему ребенку, чтобы изменить его отношение к учебному процессу. Психологи дают простые рекомендации, с помощью которых учеба станет вызывать положительные эмоции.

Выявление психологических или физических заболеваний

Первоначально нужно быть уверенным, что отсутствуют какие-либо серьезные проблемы со здоровьем. Они нередко являются причиной ухудшения успеваемости. Поэтому рекомендуется пройти медицинский осмотр, а также посетить психолога и невролога. 

Если выявляются какие-либо психологические травмы или проблемы со здоровьем, то нужно справиться с ними, а только после этого требовать от ребенка хорошую успеваемость.

Повышайте самооценку

Распространенной причиной, по которой дети перестают учиться, является заниженная самооценка. Она может возникнуть с подачи самих родителей. Нередко учителя намеренно унижают учеников, что приводит к психическим травмам.

Родители должны разными способами улучшать самооценку своих детей. В общении абсолютно недопустимы оскорбления или уничижительные эпитеты. Нельзя ругать за плохие оценки или угрожать какими-либо наказаниями. За успехи нужно всегда хвалить, но не не поощрять подарками или давать наличные деньги.

Расскажите об обязанностях 

Общение с ребенком всегда дает результат

Родители должны отказаться от чрезмерного контроля и нагрузки. Поэтому желательно просто оповестить несовершеннолетнего о его обязанностях. Помимо учебы малыши должны заботиться о порядке в своей комнате, выполнять домашние обязанности например, мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль.

Если ребенок будет хорошо знать свои обязанности, то он будет легко справляться с рутиной. Если же он отказывается следовать этим правилам, то придется пользоваться разными запретами. Например, можно запрещать пользоваться компьютером до того момента, пока ребенок не сделает уроки или не уберется в комнате.

Укажите на выгоду хорошей успеваемости

Если несовершеннолетний не понимает, для чего ему нужны хорошие оценки, то он не будет заинтересован в улучшении своей успеваемости. Поэтому родители обязаны рассказать о преимуществах получения отличных оценок.

Важно описать выгоду успешной учебы, которая заключается в возможности получения хорошего образования, поступления в престижный вуз, а также в получении знаний для будущей профессии.

Узнайте о мечте

Мощным способом мотивации считается заветная мечта. Поэтому нужно узнать, о чем именно мечтает ребенок. Например, если он желает стать врачом, то следует рассказать о том, что добиться желаемого можно только с помощью хороших оценок, так как без них невозможно поступить в медицинский вуз.

Даже если школьник мечтает постоянно путешествовать, то этого можно достичь только при наличии оптимального материального обеспечения. Достичь такого финансового состояния можно при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу, получить которую может человек с обширными знаниями.

Откажитесь от сравнения с другими детьми

Некоторые родители совершают серьезную ошибку, указывая на преимущества других учеников. Это приводит к занижению самооценки ребенка, а также вызывает злость и раздражительность.

Поэтому нужно отмечать только положительные моменты своих детей, не сравнивая их с одноклассниками.

Подайте хороший пример

Каждый ребенок повторяет действия родителей, поэтому взрослые люди могут подавать прекрасный пример. Для этого не нужно смотреть телевизор или играть в компьютер в то время, когда школьник занимается домашним заданием.

Лучше всего, в это время заняться собственной работой или саморазвитием. Если несовершеннолетний будет видеть, что его родители заняты делом, а также постоянно улучшают свои навыки, то он сам заинтересуется в учебе.

Прививайте полезные привычки

Любознательность считается полезной чертой характера. Поэтому не допускается ее каким-либо образом уничтожать. Родители должны поощрять любопытство — приобретайте ребенку интересные книги, водите на разные секции, кружки, или самостоятельно занимайтесь его развитием.

Если ребенок не любит заниматься математикой, то проблема может заключаться в учителе или неправильно выбранных учебниках. Поэтому можно найти книги или пособия, а также компьютерные программы, вызывающие интерес к этому предмету.

Следите за изменениями

Если у школьника наметился прогресс в учебе и поведении, то это должно отмечаться родителями. Если же взрослые просто не замечают изменений, то это приводит к потере мотивации.

Стоит ли заставлять детей учиться?

Ребенок не хочет делать уроки — наказывать нельзя

Психологи утверждают, что чрезмерное давление губительно. Это верно, но ученики нуждаются в наставлении своих родителей. Поэтому здесь очень важно найти «золотую середину», без жестких мер воздействия.

Если действовать мягко и аккуратно, то можно настроить детей на постоянное совершенствование. Несовершеннолетние будут уверены, что это является только их решением, а не наставлением родителей.

Как заставить себя учиться?

Даже у взрослого человека могут возникать сложности с обучением или выполнением рабочих обязанностей. Поэтому для повышения мотивации рекомендуется следовать советам психологов:

  • правильно ставьте задачу;
  • делите крупные цели на несколько отдельных проектов, при реализации которых можно поощрять себя наградами;
  • грамотно обустройте рабочее место, которое должно нацеливать на труд;
  • большую часть работы следует выполнять в офисе или на парах в вузе, оставляя на дом только мелкие задачки;
  • грамотно распоряжайтесь рабочим временем, для чего желательно составлять специальный график;
  • постоянно развивайте силу воли.

От усилий каждого человека зависит, каких высот в учебе или карьере он сможет достичь.

Правильный контроль времени

Основой хорошей успеваемости является грамотное распределение рабочего времени. Поэтому желательно пользоваться расписанием и правильным режимом. Для этого учитываются рекомендации:

  1. Занятия должны проходить в одно и то же время.
  2. Желательно вести ежедневник.
  3. Весь материал делится на небольшие разделы.
  4. Планируйте время для короткого отдыха.

При такой организации времени можно легко справиться с рабочими вопросами или учебой, оставив немного времени для расслабления.

Мотивация и цели

От мотивации зависит успешность выполнения любой задачи во время учебы или работы. Для ее повышения можно пользоваться следующими советами:

  • составьте перечень целей, которые нужно достичь;
  • определитесь с причинами достижения этих целей;
  • скучную информацию, которая дается учителями или руководителями, можно сделать интересной, для чего используются не только учебники, но и дополнительные пособия, что позволит значительно повысить интерес к обучению;
  • устанавливайте таймер, чтобы периодически отвлекаться на отдых и расслабление;
  • награждайте себя даже за мелкие достижения;
  • заручитесь поддержкой близких людей.

С помощью этих советов можно мотивировать себя и школьника.

Устранение отвлекающих факторов

Хорошая обстановка создает настроение

Процесс учебы или работы должен осуществляться только в грамотно организованном пространстве. Поэтому нужно устранить все факторы, которые могут отвлекать от учебы. Заранее рекомендуется поесть и попить, чтобы сконцентрироваться на получении новой информации. Дополнительно можно немного прогуляться.

Получать новые знания необходимо в тихом и хорошо проветриваемом помещении. Обязательно выключается телевизор или музыка. Желательно отключить гаджеты, которые сильно отвлекают, что негативно сказывается на результатах обучения.

Развивайте силу воли

Обучение не всегда является веселым занятием, поэтому приходится заставлять себя. Для этого нужно развивать силу воли. Психологи рекомендуют определиться с целью обучения и пользоваться специальными мыслительными упражнениями.

Внимание! Родители должны учить малыша верить в успех.

Поощряйте за достижения

Если школьник хорошо справляется со своими учебными обязанностями, то его можно поощрять небольшими подарками. Награды запрещено применять в качестве манипуляции. Дети должны просто знать, что родители довольны их результатами в школе или институте.

Заключение

Родители сталкиваются с тем, что дети не желают учиться. Они ленятся или просто не справляются с учебной нагрузкой. Поэтому задача родителей заключается в помощи и мотивации несовершеннолетних. Важно привить им любовь к учебе, а также нацелить на улучшение своих оценок.

 

Из видео вы узнаете как мотивировать себя на успех в любых начинаниях. 5 уроков от известных и успешных людей.

 

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

vyuchit.work

Как заставить себя учиться, если все лень

Приемов глубокого обучения множество, точно так же, как и различных программ для педагогов, но вопрос качественного и полного обучения всегда сводится к вопросу самого учащего о том, как заставить себя учиться, если все лень или материал кажется ненужным, или пришла весна вместе с влюбленностью. Ситуаций, сбивающих с необходимости учиться, всегда множество. У детей этот процесс контролировался со стороны взрослыми, родителями или воспитателями, но чем взрослее становится учащийся, тем большая ответственность за усвоение знаний ложится именно на него.

Начинать всегда стоит с эмоционального состояния учащего, ведь не всегда отсутствие мотивации и тяги к знаниям можно стимулировать извне, иногда это крайне нежелательно. Так, если человек находится в ситуации проживания острого горя, адаптации к новым условиям, стал жертвой коллективной травли, то подстегивания со стороны учебы могут вызвать перенапряжение в нервной системе, заканчивающееся общим расстройством. В этих ситуациях необходимо дать себе время, не требуя прилагать усилия, в университете можно оформить академотпуск, а школьные занятия посещать по мере возможности.

Безусловно, первоначально неплохо бы разобраться в том ли месте учится человек и нужно ли ему обучение конкретно этим предметам, а только потом искать дополнительную мотивацию и искать причины в окружающем пространстве.

Советы психолога

Психологи рекомендуют начать с преодоления внутреннего сопротивления. Чем больше человек проводит времени, не обучаясь, тем серьезнее будет сопротивление началу занятий (вспомните нежелание учиться, возвращаясь с каникул, в то время как уже к ноябрю все становилось значительно легче). Так, чтобы заставить себя учиться в школе и не лениться необходимо еще с утра настраиваться на занятия. Брать с собой несколько гаджетов с установленными игрушками или находиться постоянно онлайн – вещи, способствующие исключительно проблемам с уроками.

Глобальная цель в итоге должна разделиться на мелкие ежедневные, но не стоит забывать и про подпитку. Выполнение своих удовольствий начинайте сразу после выполнения ответственной части плана – так формируется привычка к постоянной учебной нагрузке. Важное правило успешности и высокой продуктивности заключается в хорошем самочувствии, так что нельзя начинать учебу в плохом физическом состоянии, с ощущением голода или усталости. Первоначально необходимо привести в порядок свое физическое самоощущение – при голоде, болях и недомоганиях лучше отложить занятия.

Чтобы учеба вызывала больше позитивных моментов необходимо уделять время внутренней настройке – можно слушать приятную музыку перед занятиями или приобрести вдохновляющие принадлежности.

Если вопрос касается выполнения домашних уроков, то может помочь смена мест для занятий, таким образом, будет включаться повышенное внимание. Например, читать можно в парке, письменные задания делать за столом, а различные креативные проекты творить на полу в кухне или в коридоре. Конспектируйте новую информацию, используйте для сокращения длинных понятий свой собственный шифр, так вы сэкономите время на повторении, поскольку задействуется зрительная, слуховая и двигательная память.

Необходимо найти причину, заставляющую откладывать или даже пропускать занятия. Если это соблазны внешнего мира, то есть необходимость в правильной организации места учебы, если это лень и отсутствие мотивации, то придется поработать со своими внутренними состояниями, найти достойные цели и поощрительные бонусы.

Правильная постановка цели

Заставить себя учиться в университете придется самостоятельно, более того никто другой не будет следить за вашими стараниями или уровнем мотивации. Если вы построили неправильную концепцию, то в конце семестра просто будете отчислены, именно в такой ситуации поднимается вопрос о постановке цели. Поступая в учебное учреждение, впервые же месяцы вы должны составить себе план, куда вас должно привести это обучение.

Постановка цели актуальна не только для успешного окончания университета, но при любой обучающей программе. Главная ошибка с самостоятельным обучением заключается в постановке цели – начать учиться. Это ложный путь, поскольку цель всегда должна захватывать несколько ступеней для развития вперед. Так, можно сформулировать это, как необходимость учиться хорошо или подтянуть успеваемость по конкретным предметам, возможно увеличение количества дополнительных курсов.

Чтобы правильно выбрать и сформулировать цель, задавайтесь вопросом «Для чего?», и в итоге из одного названия уже можно будет сложить примерный план действий. Например, когда просто нужно закончить университет, то непонятно зачем, нет указаний, когда и как именно. Если есть необходимость окончить медицинский университет в ближайшие шесть лет, чтобы в дальнейшем остаться на научной кафедре и изобрести лекарство от судорожного синдрома грудничков, то меняется вся картина. Человек понимает в этой ситуации, что не только посещение пар и выполнение заданий института ему необходимо, но что добраться к своей цели он может через дополнительные мастер-классы и конференции, а главное – учеба тут является средством и промежуточным звеном, чтобы идти дальше. А когда значимость и тяжесть деятельности снижена уже в сознании, то и выполняется она довольно легко, практически играючи.

Нахождение мотивации

Если человек на глубинном уровне осознает цель своего обучения, то это уже является мотивирующим фактором, но в некоторых случаях недостаточным. Хорошо помогает вовлекать в это других людей рассказами о том, что собираетесь окончить курсы к определенному числу или о своем желании совместного с кем-то посещения занятий. Кого-то будет мотивировать стремление сдержать слово, в то время как для другого пригодятся постоянные звонки и напоминания от товарищей о том, что сегодня пора учиться.

Разберитесь для себя, что важнее в учебе – процесс или результат. В случае важности результата, будет актуально искать учебные пособия, где есть вся программа в сжатом виде, договариваться с преподавателями, искать обходные пути. Найти кайф, и суметь обойти систему, пока все остальные зубрят ненужную информации. Если же главным для личности является сам процесс обучения, то стоит заботиться о его психологической стороне – искать информацию в различных источниках, а не только слушать преподавателя, готовить самостоятельно доклады и участвовать в конференциях, приносить новые темы для обсуждения. Личная активность и понимание направления своего индивидуального движения мотивирует на дополнительные достижения.

Мотивация посещения занятий различна – это отличный повод продемонстрировать наряды и гаджеты, найти друзей и единомышленников. Отношение человека к учебе меняется радикально, если в группе или классе появляется симпатичный сверстник – возможно, это выльется в совместное написание рефератов или стремление выделиться на уроке за счет ответа.

Тем, кому не помогают вдохновляющие идеи, придется столкнуться с мотивацией негативной – это когда возникает угроза отчисления, вызова родителей, взыскания штрафов (особенно в частных учебных учреждениях). Негативная мотивация – самая сильная, но возможно ли каждый раз доводить процесс до критической точки, каждый должен решить самостоятельно.

Обустройство рабочего места

Важным моментом является соответствие учебного места задачам курса. Много где говорится о необходимости светлого, уединенного помещения, отдаленного и закрытого от всевозможных вмешательств, но если занятия касаются живописи, то оптимальным местом будет парк, а если это игра на гитаре, то подходящее место вряд ли будет тихим. Безусловно, беспокоить не должны и там, где происходит познание нового должно присутствовать все необходимое, но не обязательно это келья монаха.

Необходимость интернета на рабочем месте спорна, ведь благодаря этому доступно и большое количество необходимой информации и отвлекающие сайты (соцсети, игры, онлайн-магазины). Приступая к изменению подхода обучения и при отсутствии силы воли, оптимально установить браузер, блокирующий отвлекающие сайты – это также организация рабочего места.

Обеспечьте себе не только наличие необходимых материалов, но также создание соответствующей атмосферы. Например, эфирные масла цитрусовых повышают настроение и концентрацию внимания.

Кружка с чаем или кофе на портативной подогревающей подставке избавит от необходимости постоянно отвлекаться и выходить из помещения за напитком. Позаботьтесь о звуковом сопровождении, ведь не всегда полная тишина может помочь, для многих она наоборот является фактором, вызывающим нервное напряжение.

Фоновая лаунжевая музыка и различные звуки природы, искусственные шумы помогут сгладить резкие звуки падающей мебели у соседей и приглушат крик детей на площадке.

Лишний раз напомним, что мебель должна соответствовать принципам ортопедии, поскольку неудобная поза, пережатие основных артерий, неудобный угол для сустава в итоге приводят к быстрой утомляемости. При постоянном напряжении данных частей тела будет возникать не только потеря работоспособности, но и развитие заболеваний.

Управление временем

В том, чтобы учеба не надоедала, не казалась чем-то всепоглощающим и ужасным, а также, чтобы спланировать всю жизнь необходимо регулировать время, отводимое для занятий. Если не заниматься подобными вопросами, то в итоге может оказаться, что за учебой был потрачен весь день, с периодическими отвлечениями на всякие мелкие детали (поговорить по телефону, приготовить еду, найти сестре ее юбку и прочее).

Распишите себе график, содержащий определенные часы каждый день, которые посвящены исключительно учебе. В это время выключаются все мессенджеры, телефон ставится не в режим вибрации, а выключаются все сигналы. Все, чем занимается человек в это время должно быть посвящено исключительно учебе. Кроме этого будет полезно выделять в графике небольшой промежуток времени, необходимый для внеплановых или дополнительных занятий. Если человек попытается сделать за отведенное время больше, то качество существенно пострадает, пусть лучше в большинстве дней будет свободное окно, но при случае его можно будет занять учебой.

График стоит планировать с учетом чередования видов активности и предметов или курсов. Не стоит ставить подряд занятия по физике и математике, а на вечер литературу и три творческих кружка. Вариант для примера может выглядеть примерно так: решили задачи, позанимались спортом, прогулялись, прочли новую главу из художественной книги, устроили перерыв на обед, составили презентацию.

Составление схем, использование приемов нестандартного запоминания существенно сэкономят время, потраченное на учебу. Кроме изучения этих вспомогательных техник, можно воспользоваться приемами тайм-менеджмента, где рассказывают о способах делегирования заданий и возможности использовать каждую минуту. В итоге, владея всеми этими технологиями, выучить значительную часть необходимого материла или подготовить презентацию можно в метро, по пути домой.

Развитие силы воли

Сила воли – основной помощник при достижении любых целей, в том числе и обучения. Но использовать ее следует грамотно, не пытаясь тащить все, исключительно заставляя себя. Поддерживать должный уровень волевых процессов позволяют периодические перерывы, выходные и отдых, восполняющие психические ресурсы.

Можно начать с поддержания аккуратности в помещении и в одежде. Пробуйте регулировать свой стиль взаимодействия – не грубить, а выслушать, не найти отговорки, а сделать. Составляйте себе режим – это момент, задействующий и развитие силы воли, и экономию времени для учебы.

В учебе главным является постоянство прилагаемых усилий, а развивать свою способность к поддержанию постоянства можно начинать с ежедневного дисциплинированного пробуждения или выполнения упражнений. Подойдут штрафы за несоблюдение временных рамок. Посещение музея раз в месяц или прогула в парке раз в неделю также приведут к развитию волевых качеств, при условии, что они будут выполняться при любой погоде и любом настроении.

Сложности будут возникать на каждом этапе изменений и дополнения новых действий в график, но самым тяжелым является первый этап, когда человек начинает регулировать свой независящих от потребностей стиль жизни.

Сопротивление может обретать самые разнообразные формы, вполне вероятны простудные заболевания. Наиболее важным моментом при усугублении ситуации является упорное продолжение действий, тогда в течение трех недель вырабатывается новая привычка и становится легче. Смысл примерно такой: даже если дорогу в институт завалило снегом, то почитайте имеющиеся статьи по специальности, а если вы заболели, когда нужно бегать, то хотя бы выйдете и пройдите привычную дистанцию.

Поощрение себя за успехи

Вознаграждение за учебу является отличной дополнительной мотивацией. Тут стоит выбирать вещи или действия, приносящие удовольствие. Если это что-то сладкое, то пусть это будет не конфета из пакета, лежащего на кухне – выделяйте время для целенаправленного путешествия по ближайшим мини-маркетам в поисках того, что хочется сейчас. Новые вещи, красивые украшения, платный аккаунт в игре – все это вполне может становиться поощрением за успехи в учебной деятельности.

Разнообразие удовольствий многолико, для которых нет необходимости материальных вложений. Это может быть прогулка, ведь человек ее правда заслужил, и у него нет необходимости сидеть за учебниками. Встречи с друзьями, разговор о последних событиях, поездки в интересные места – все это подпитывает душу и интерес. Еще можно уделять время заботе о себе – сделать красивый макияж, принять ванну, позаниматься на турнике.

В любом случае вознаграждения должны быть адекватны достижению. То есть если вы и раньше каждый день читали по параграфу, то максимум, что за это положено – кружка вкусного чая, ведь это не является достижением, а нормой. Вовремя выполненные текущие задания достойны незначительного поощрения, успешное окончание года или сессии можно отметить крупной покупкой или совместным с группой посещением клуба. Дипломирование на месячных курсах – достойный повод для того, чтобы себя похвалить, но размер этой похвалы не должен превышать достижение за окончание высшего учебного заведения.

Для тех, кому актуально настроить хотя бы посещение занятий можно устраивать всякие приятности каждый день, но когда это станет привычным, необходимо прекращать баловать себя за будничные выполнения. Это не означает остановку, просто теперь становится новая цель, возможно более сложная и требующая больше времени, но большего поощрения.

psihomed.com

Как заставить ребенка учиться — советы психолога

Как мотивировать школьника

Чтобы школьник начал хорошо учиться, у него должен пробудиться интерес. А интерес могут вызвать только сами родители и преподаватели в школе. Если классный руководитель подает материал в неинтересной форме, то у ребенка не будет никакого стимула учиться. Первостепенная задача родителей — показать, что учеба — это интересно. 

1. Отдых после школы

Категорически запрещено заставлять ребенка садиться за уроки сразу после школы. По возвращении домой у малыша должно быть 2 часа свободного времени на любимые дела и игры. Однако при этом необходимо четко дать ему понять, что после этих двух часов ему следует делать домашнее задание. 

Не стоит в эти два часа вообще говорить о школе. Родители не должны заводить разговор об оценках, занятиях или о том, что было в школе. Но если ученик сам поднимет эту тему, беседу необходимо поддержать. В результате школьник морально отдохнет, поймет, что родители на его стороне и поддерживают его во всех начинаниях. 

2. Похвала

Один из самых важных элементов. Больше это касается учеников начальной школы, так как в переходном возрасте у детей уже другие представления о жизни, похвала им требуется меньше. 

Но до 4 класса малыш должен слышать похвалу ежедневно, даже если принес тройку за работу. Задача родителей — успокоить школьника, сказать, что такое случается, но ведь он старался.

Только так можно сохранить мотивацию к учебе. Ругать малыша нельзя, ведь ошибки — это естественно. Взрослые тоже часто совершают ошибки, но их за это не ругают. Стоит поставить себя на место школьника, и вспомнить свои ощущения, когда в дневнике появлялась плохая оценка. 

3. Никаких подарков

Процесс обучения — это обязательное ежедневное действие, и ребенок должен это хорошо усвоить. Он учится для себя, чтобы в дальнейшем поступить в хороший университет и получить профессию.

Ошибка родителей — дарить подарки за хорошие оценки. При этом такой способ любит подавляющее большинство взрослых. Первые месяцы у малыша будет стимул хорошо учиться, но в дальнейшем это войдет в привычку. Ученикам начальной школы нужно не так много, но ведь дети растут.

С возрастом их потребности увеличиваются, и незначительными презентами отделаться будет сложно. А между тем, у ребенка сформируется четкая цепочка «пятерка-подарок». Таким способом можно мотивировать малыша, но лишь на небольшой срок. Вполне подойдет разовая мера. Например, обещание купить новую компьютерную игру, если в конце четверти не будет троек. 

4. Личный пример

Детям свойственно подражать родителям. Если мама или папа работает и смотрит телевизор одновременно, у ребенка возникает стойкая ассоциация. Если нужно мотивировать школьника на учебу, нельзя подавать дурной пример. Родители должны помнить об этом всегда, ведь дети искренне не понимают, почему мама может целый день копаться в телефоне, а ему это запрещено. 

5. Поддержка

Поддерживать своего ребенка — обязанность каждого ответственного родителя. Если намечается сложная проверочная работа, нужно сказать правильные слова, чтобы школьник поверил в себя.

Для каждого родителя их ребенок — самый лучший, об этом ему и нужно сообщить. Важно также поддержать ученика, если он получил двойку за ту же контрольную.

Ругать и упрекать за глупость не рекомендуется — мотивации исправить оценку не будет. Лучше сказать, что в следующий раз все обязательно получится. 

nyamkin.ru

6 способов научить ребёнка учиться

Один из самых частых родительских запросов — «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Наш блогер, детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!

Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису — интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.

Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет — ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)

Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние — «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?

1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям

Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».

2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию

Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык — умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.

3. Меняйте роли — вместо ученика «учитель»

Все лекторы знают: если хочешь лучше знать предмет — прочитай по нему лекцию. Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика — «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.

Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.

Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности — ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки — важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».

4. Научите его самостоятельно делать уроки

Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.

Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.

Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс — старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».

Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».

Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.

5. Делитесь успехами

Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.

В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы — ура! — с ними справились!

6. Работайте с материалом

Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал — это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.

Фото: Unsplash (Aaron Burden)

mel.fm

в школе, университете, на рабочем месте, если лень.

Всем известно, что новые знания позитивно влияют на качество жизни, делая нас образованней, начитаннее и интереснее. Несмотря на все преимущества, обеспеченные знаниями, иногда сложно побороть лень, и понять, как заставить себя учиться. Существуют общие рекомендации, позволяющие наконец-то побороть лень и откладывание дела на потом – ознакомьтесь с ними!

Как заставить себя учиться

Как начать хорошо учиться в школе

Придерживайтесь простых правил:

  • Хорошая учеба возможна при отсутствии лени. Не начнете бороться с ленью – не будет хорошей учебы.
  • Четко планируйте свой день. Запишитесь в какой-нибудь кружок – перемена деятельности отлично скажется на умственной деятельности. Составьте график, позволяющий после уроков заняться новым хобби.
  • При любых обстоятельствах выполняйте задания на дом. Вам кажется, что вы прекрасно помните, что говорил учитель на уроке? Перечитайте тему вновь. Помните про устные задания, не игнорируйте их – особенно это применимо к точным наукам. Учите правила наизусть.
  • Начинайте уроки с самых сложных заданий. С трудностями легче справляться на «свежую голову». Когда вы уже начнете ощущать усталость, вам останется выполнить самые простые дела.
  • На завтра нет уроков? Уделите полчаса пройденному материалу. Впоследствии изучение нового материла дастся легче.
  • При должном уровне физической нагрузки успеваемость в школе повыситься. Выполняйте в перерывах между уроками простую зарядку. Удивительно, но это помогает лучше запоминать материал.
В школе

Как настроиться на учебу в университете

Чтобы начать учиться продуктивно, важен внутренний настрой. Если вы на каникулах, осознайте, что отдых подошел к концу и нужно фокусироваться на трудовой деятельности. Включайтесь в процесс постепенно, начиная выполнять несложные дела уже незадолго до старта учебы.

Если речь идет о летнем отдыхе, то уже в августе надо активно готовиться к университетской жизни – так вам будет легче заставить себя учиться. Начните с генеральной уборки в своей комнате. Во-первых, вы включитесь в какую-нибудь работу, во-вторых, начинать учебный год приятнее с комфортной обстановки.

Перед тем как начать учиться привыкайте к правильному режиму подъемов. Это важный пункт. Нередко многие студенты уже с первого сентября не могут заставить себя учиться, приходя на пары полусонными, очень медленно включаясь в процесс. Озаботьтесь этим вопросом за пару недель до учебы, и не придется резко перестраивать режим – делайте это плавно. Начинайте ежедневно укладываться спать на полчаса раньше, чем за день до этого.

Регулярно «тренируйте мозги» чтением. Это важно и на каникулах и параллельно основной учебы. Читая в выходные или каникулы, придя в университет, вы не «шокируете» организм шквалом новой информации – ее освоение будет для вас привычным. Чтение поможет настроиться на нужный лад. Если вы категорически не любите читать, попробуйте изучать языки – отличная разминка для ума.

Как заставить себя выучить что-то новое для саморазвития

Несколько действенных советов для тех, кто не знает, как заставить себя учиться:

  1. Не принуждайте себя, дайте время на нужный настрой. Задайтесь вопросом: «Что мне дадут новые знания, зачем мне их приобретать, как я смогу использовать их впоследствии?». Подключите рациональное мышление, определите реальную выгоду от новых знаний.

  2. Подумайте о материальной выгоде от саморазвития. Возможно, обретенные навыки помогут вам лучше устроиться в жизни. Ради этого определенно стоит поработать.

  3. Чтобы заставить себя учиться, следует проявить интерес к объекту изучения. Возможно, подача информации не слишком интересна, поэтому новые познания даются трудно. Знания могут быть очень увлекательны при правильной подаче. Найдите интересное видео или книгу по интересуемой теме. Пробудив живой интерес к информации, вы избавитесь от возникшей проблемы.

  4. Распределяйте время правильно. Ваши мысли не должны быть заняты лишь саморазвитием. Будьте реалистами – все нуждаются в паузах. Определите, какое время вы готовы потратить на саморазвитие, работу, отдых. Результат будет ощутимее при правильном распределении времени.

  5. Высыпайтесь. Сложно не только приступить к саморазвитию, но и браться за любое другое дело при недостатке сна. Хроническое недосыпание грозит множеством негативных последствий, проблемами со здоровьем, плохим настроением – не лучший набор для саморазвития.

Саморазвитие

Как мотивировать себя учиться на рабочем месте

Возникла потребность заставить себя учиться непосредственно на рабочем месте, но дается это сложно?

Некоторые рекомендации:

  • Положите рядом все необходимое для учебы и уберите отвлекающее. Убедитесь в наличии всего необходимого: бумага, маркеры, ручки, карандаши, книги. Начав обучение, лучше не прерываться на поиск мелочей, сбивая себя с пути.
  • Позаботьтесь о воде и легком перекусе. Вам приходится одновременно работать и учиться? Это требует больших энергетических затрат. Человек добивается большей продуктивности, потребляя необходимое количество воды, вовремя утоляя жажду. Полезны небольшие порции орешков, фрукты, энергетические батончики. Избегайте выпечку и фастфуд – они клонят в сон.
  • Начать учиться проще, настроив себя на определенные цели. Подумайте о достижимых и конкретных целях. Ставьте задачу правильно. Не говорите себе: «Мне надо пройти этот раздел сегодня», скажите: «Мне нужно узнать, как работает эта система, каковы ее особенности». Конкретизируйте задачи.
  • Размышляйте о потенциальных плодах учебного процесса. Представляйте, что вы уже выучили все необходимое, и теперь находитесь на ступень выше.
  • Правильно распределяйте время. На работу, учебу, прочие дела. Не ставьте задачи туманно: «Займусь этим в ближайшие дни». Поставьте четкие сроки.

Как захотеть учиться, если все лень

Чтобы начать учиться, нужно побороть лень и найти нужную мотивацию. Как это сделать?

Советы психологов

  • Расставьте приоритеты правильно. Вам интереснее играть в игры, проводить время за просмотром сериалов, поглощать пиццу? Придется силой заставить себя вернуть эти явления в рамки обычных желаний, и попытаться воспринять учебу как приоритет. Если во главе дел всегда будут находиться развлечения, выполнения важных задач отодвинется на потом и приведет к вороху невыполненных задач, что неизменно оборачивается стрессом. Реализовывайте обычные желания в свободное время от основной задачи.
  • Сравните себя с собой же. Многие привыкли ориентироваться на кого-то, но психологи советуют поступать иначе. Постоянно спеша за окружающими, вы скоро опустите руки. Фиксируйте, насколько вы продвинулись в знаниях и профессионализме в сравнении с минувшим месяцем, годом. Делайте выводы. Становясь лучше себя вчерашнего, вы обязательно начнете расти и в глазах окружения. Не пытайтесь доказать кому-то, насколько вы изменились, направьте это желание внутрь себя. Не старайтесь «казаться успешным и занятым» — старайтесь быть им.
  • Приведите мысли и пространство вокруг себя в порядок. Захламленные полки, мусор на столе или на полу – это мешает нормальному учебному и трудовому процессу. Наведите порядок, избавьтесь от ненужных вещей. Запомните: чем больше порядка в доме, тем больше его вокруг вас. Психологический настрой зависит от окружающей атмосферы, учитывайте это.
  • Награждайте себя. Начиная работать над трудным материалом, заранее продумайте вознаграждение. Предстоит длительный труд? Выделите немного средств и времени на то, чтобы потом порадовать себя – одеждой, поездкой, театром, десертом или чем-то на ваше усмотрение.

Мотивация успешных людей

Приведем примеры некоторых успешных людей. Какие у них две важнейшие привычки?

Спорт

Успешные люди всегда выделяют время для физической активности. Чарльз Диккенс проходил в день около 10 километров – это помогало ему не «перегореть» от интенсивной работы. Перед важной встречей Стив Джобс ходил пешком, настраиваясь на важный разговор, приводя мысли в порядок.

Книги

Независимо от обстоятельств, всегда можно найти доступ к книгам. Один из богатейших людей в мире, Билл Гейтс, считает это важнейшим для себя ресурсом. Вы можете экономно и эффективно улучшить свои познания в любой области. Уинстон Черчилль ежедневно посвящал чтению биографических, философских, исторических или экономических трудов. Миллиардер Дэвид Рубинштейн, в свою очередь, поставил себе цель еженедельно читать не менее шести книг.

psylogik.ru

советы по превращению двоечника в хорошиста

Все чаще и чаще к детским психологам обращаются родители, чьи дети отстают от школьной программы или учатся исключительно «из-под палки».

«Как заставить ребенка учиться в школе?!» — требуют ответа заботливые мамаши. «Дочь совершенно бездарна!» — досадуют любящие отцы. Но никто из них не видит в этом своей вины, ведь они «все делают для того, чтобы ребенок хорошо учился!» Давайте разберемся, кому нужно, чтобы ребенок получал хорошие отметки, вам или ему? В современном обществе школьные оценки волнуют больше родителей, нежели самих школьников. И именно поэтому школьник плохо учится.
  1. Типичные ошибки родителей
  2. Как научить ребенка учить уроки самостоятельно
  3. Секреты правильной мотивации

Типичные ошибки родителей

Если вы не знаете, как заставить ребенка учиться, советы психологов помогут правильно построить отношения со школьником. Делать домашние задания самостоятельно и вовремя, стараться разобраться во всем самому прежде чем обращаться за вашей помощью — это залог успеха в учебе. Таким хотят видеть своих детей большинство родителей. И это же большинство делает все для того, чтобы их дети не были такими. Не специально, конечно, не осознанно, но делают.

Есть два варианта ошибок, которые непременно ведут к плохим отметкам, и это ошибки родителей, а не детей.

В первом случае родители совершенно не уделяют школьнику внимания, и учеба не волнует ни их самих, ни, как следствие, их ребенка. Это редкие случаи неблагополучных семей и заниматься этим должны исключительно специалисты.

А вот второй вариант самый распространенный: постоянный контроль, завышенные требования конкретно для этого ученика и упреки. Часто дети, которые не очень преуспевают в учебе, не умеют решать свои проблемы без помощи родителей, так как каждый вечер папа или мама садится делать уроки с учеником 5-6 класса. Уроки, которые ребенок должен и обязан учить сам.

Как научить ребенка учить уроки самостоятельно

Всем родителям следует запомнить одно простое жизненное правило, касающееся школьников: учить уроки вместе с ребенком допускается максимум до окончания второго класса, дальше школьник должен сам заниматься своей учебой, иногда обращаясь к вам за помощью.

Осознав, поняв и применив это, вы избавите и себя, и своих детей от множества проблем и забот. Если к этому времени вы не приучили ученика делать уроки самостоятельно — дальше будет только хуже, причем и вам, и вашему чаду. Если же вы совершили такую ошибку и приучили ребенка ждать маму с работы и только вместе с ней садиться за уроки, постарайтесь постепенно, набравшись терпения, отойти от этой привычки.

Пытаясь найти решение, как заставить ребенка хорошо учиться, нельзя давать ему свободу действий резко и сразу:»С сегодняшнего дня ты делаешь домашние задания сам!» Это будет шоком и стрессом для детской психики, которая еще даже не знает, как это можно сделать самому, если уже несколько лет это делалось только вместе с мамой или папой. Начните издалека, например, легкие задания доверьте школьнику выполнить самому и посмотрите, как он справится.

Возможно, с первого раза у него не получится сделать все правильно или вовремя, имейте терпение, не ругайте, не упрекайте, не поторапливайте, ни в коем случае не произносите фразы «Ну вот, ты без меня даже это сделать не можешь!» Это погубит в ребенке все задатки самостоятельности и веру в себя.

Когда часть заданий школьник сможет решать сам, увидит, что это возможно и даже легко, он сам захочет делать остальные уроки тоже самостоятельно, ведь это намного приятнее, когда никто не стоит за спиной и не тыкает пальцем в ошибки. Но для этого, возможно, придется учить ребенка усидчивости.

Но давая дочери или сыну возможность учиться самостоятельно, вы также должны дать ему право на ошибки и на плохие отметки. Поверьте, для ребенка, для его будущего, для формирования его личности будет лучше получать свои честно заработанные тройки или даже двойки, чем оценки четыре или пять за задания, выполненные мамой или с помощью папиного ремня. Получив свою законную двойку, ребенок должен сам для себя определить те чувства и эмоции, которые вызывают у него такие отметки.

Обычно детям не нравится быть «отсталыми» и они стараются тянуться хотя бы на уровень выше. Если им в этом не мешать, то этот уровень будет достигнут. Бывают случаи, когда школьнику не особо и важно, какие оценки ему ставят учителя и какие лекции читает ему директор, в таком случае позвольте ему какое-то время быть двоечником.

Ведь вы не перестанете его меньше любить из-за каких-то отметок? Конечно же нет. Можете утешить себя тем, что по исследованиям психологов именно двоечники обладают более развитой фантазией и изобретательностью, творческим подходом к самым сложным ситуациям, поэтому часто именно двоечники становятся бизнесменами или основателями преуспевающих компаний. Они, если сказать простым языком, умеют вертеться и воспринимают критику и чужое мнение гораздо проще, чем отличники.

Но не стоит думать, что отличником быть плохо. Нет, хорошо учиться — это правильно и здорово, если это происходит легко и у ребенка есть желание и тяга к учебе. Если же нет мотивации, стремления у самого ребенка, а не у родителей, то никакие репетиторы не помогут.

Секреты правильной мотивации

Правильно объяснить, зачем ему нужно хорошо учиться — это уже полдела на пути к тому, как заставить ребенка учиться в школе. Но, к сожалению, это редко у кого получается. Чаще всего родители «мотивируют» своих чад так:»Будешь хорошо учиться — куплю велосипед к лету» или и «возьмем в дом собаку или кота«.

Это с одной стороны правильно, ведь поощрения за тяжелую работу должны быть, но только если это не перейдет в привычку и в торгово-рыночные отношения. В один прекрасный момент у вас не будет возможности купить очередной подарок, и ребенок почувствует себя обманутым. Или же наоборот, если возможность есть всегда, то запросы вашего «оплачиваемого работника» будут расти с каждым годом.

Другая распространенная мотивация знакома, наверное, каждому:»Будешь хорошо учиться, поступишь в институт!» И все. Максимум, что объясняют родители дальше, это о «высокооплачиваемой работе», которая непременно ждет того, кто закончил институт. А ведь врать нехорошо. Будьте честны сами с собой: высшее образование никому не гарантирует успешной карьеры и счастливой жизни. В то же время нужно направлять ребенка постарше на поступление в ВУЗ, заинтересовав его новыми знаниями и перспективами, которые дает институт и университет. Именно перспективами, а не гарантиями.

Ученика младшего школьного возраста мотивировать легче, можно объяснить, что выучив таблицу умножения, он сможет считать деньги и вы отправите его одного за покупками. А научившись грамотно и аккуратно писать, он сможет отправить письмо любимому актеру или персонажу мультфильма. Главное — не обманывать ребенка и выполнять обещанное. И постоянно хвалите своих детей, даже за небольшие достижения.

Если осознать, что счастье человека зависит не от школьной золотой медали, а от правильного развития Личности, то оценки вашего ребенка будут волновать вас меньше, чем его здоровье, психо-эмоциональное состояние и отношение к жизни.

 

zhenskie-uvlecheniya.ru

Как заставить себя учиться: ТОП-10 эффективных способов

Все просто: достаточно найти причину, по которой вы не хотите заниматься, и устранить ее. Обычно учиться мешают прокрастинация и отсутствие мотивации. Другие распространенные причины – неорганизованность, постоянные неудачи и низкий уровень концентрации внимания. Поговорим о том, как заставить себя учиться, если все лень, как перестать откладывать на потом в школе и в университете, а также приведем ТОП-10 самых эффективных способов повышения тяги к знаниям и самоорганизации.

Почему вам лень учиться? Причины и способы их устранения

Такое понятие как «лень» употреблять в принципе не стоит – ее отрицают многие современные психологи. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и силы воли. Поэтому бороться нужно именно с ними, а не с каким-то абстрактным качеством, которое многие считают врожденным, либо приобретенным пороком.

Наиболее распространенные причины нежелания учиться:

  1. Отсутствие мотивации.
  2. Слабая сила воли.
  3. Прокрастинация.
  4. Неорганизованность.
  5. Постоянные неудачи.

Эти причины основные, но не единственные. Вы можете страдать от слабой концентрации внимания, низкого уровня ответственности или подсознательно стремиться поставить себя в сложную ситуацию, чтобы попытаться одержать грандиозную победу в борьбе с проблемами, которые вы сами же и создали. Однако мы предлагаем рассмотреть основные причины нежелания учиться, которые актуальны в 9 из 10 случаев.

Не пропустите: Как избавиться от усталости, лени, апатии и сонливости

Отсутствие мотивации

Вы не понимаете, зачем вам учиться, и не видите реальных выгод от прикладываемых усилий. Если в дополнение к этому сам процесс не вызывает у вас ни малейшего интереса, то заставить себя заниматься невероятно сложно – каждый раз это похоже на бессмысленную пытку.

Что делать:

Найдите мотивацию. Объясните себе реальные выгоды от успешно выполненной работы. Желательно, чтобы стимулом выступало не достижение банальных целей, а весомые для вас преимущества. То есть сама по себе «пятерка» за контрольную работу для вас смысла не имеет, а вот «пятерка» как показатель знания предмета, который в дальнейшем пригодится для поступления в ВУЗ или сдачи государственного экзамена – более весомая мотивация.

Слабая сила воли

Само понятие «силы воли» довольно абстрактное и даже теологическое. Психотерапевты все чаще предлагают заменять «безволие» состоянием «отсутствия самоконтроля и внутренней дисциплины». Последние заключаются в том, чтобы научиться управлять психологическими импульсами и сопротивляться искушениям.

Что делать:

Сила воли становится слабой при недостаточной развитости внутреннего «я» и тотальной зависимости от алгоритмов с наименьшим сопротивлением, при выработке автоматического поведения. Другими причинами низкого уровня самоконтроля является недостаток эмоциональной энергии, а также ее неэффективное использование. Необходимо начать работать над собой и устранять причины вашего безволия.

5 эффективных способов обрести силу воли:

  1. Самые сложные дела лучше делать с утра – начинайте занятия сразу после завтрака.
  2. Учитесь самосостраданию – хвалите и подбадривайте себя, постоянно повторяйте: «Я могу это сделать, я это сделаю».
  3. Поощряйте себя – покупайте себе что-то желанное за успешно сданный тест, отправляйтесь в кино или кафе после очередной «пятерки», позволяйте себе немного больше приятного именно в дни ваших локальных побед.
  4. Успокаивайте себя – в стрессовые моменты наш организм включает режим автопилота, поэтому дышите, пейте ароматный чай и успокаивайтесь как можно чаще.
  5. Обеспечьте здоровый сон – он даст достаточно энергии и сил для ее эффективного расходования.

Не лишним будет прочесть пару книг по развитию силы воли. Естественно, «волшебной таблетки» в них нет, зато можно почерпнуть массу интересных мыслей.

Можем порекомендовать вам книгу «Сила воли: открывая заново самую мощную человеческую способность» авторства Р. Баумейстера и Джона Тирни.

Прокрастинация

В процессе борьбы с этим «недугом» вы поймете, как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете дела на потом. По сути прокрастинация и является склонностью к постоянному откладыванию дел, в частности важных и срочных. Среди причин этого состояния низкая самооценка, перфекционизм, дух противоречия и токсичные психологические установки («лучше синица в руках…»).

Что делать:

Универсального способа борьбы с прокрастинацией не существует – придется пробовать все существующие методики и искать ту, которая подойдет именно вам.

Наиболее эффективные техники:

  • Категоризация. Предлагается разделить все дела на «важные и несрочные», «важные и срочные», «неважные и срочные», «неважные и несрочные». Осознайте важность и срочность всех дел, которыми вы занимайтесь. Заставьте себя поставить на первое место дела из 1-й и 2-й категории, сэкономив время на первых двух.
  • Воспитание трудолюбия. Вам необходимо научиться получать удовольствие от занятий в школе или в университете, а также избавиться от «духа противоречия». Обязанность учиться вам не навязывают – это ваш выбор. Никто не расстреляет вас за то, что вы оставите учебу. Поэтому вы не «обязаны» заниматься, а вы «выбираете» заниматься – это акт доброй воли.
  • Тайм-менеджмент. Если у вас выраженные проблемы с планированием времени – займитесь тайм-менеджментом и начните расписывать свой день. Запланируйте все необходимые дела и выделите на них определенное количество времени с учетом возможных задержек и перерывов на отдых. При этом нельзя приступить к следующей задаче до тех пор, пока вы не окончите предыдущую. Каждый вечер составляйте расписание на завтрашний день.

Вам также необходимо начать распределять усилия, оставляйте время на полный упадок сил. Научитесь не брать на себя больше, чем можете сделать. Начните с малых нагрузок по учебе и постепенно увеличивайте их, пытаясь найти свой предел. Помните, что вы тратите гораздо больше энергии и приобретаете психологические расстройства, когда оставляете какие-то дела незавершенными.

Повышение мотивации к учебе в 3 простых шага

Ждать вдохновения – не лучшая идея. Даже для поиска мотивации придется сделать над собой усилие. Но это совершенно бесполезно в ситуации, когда вы занимаетесь тем, что не любите. Если вас подташнивает от алгебры, вы планируете заниматься гуманитарной наукой и не постоянно терпите неудачи при решении уравнений – вы не хотите этого делать.

В этой ситуации единственный выход заключается в решении проблемы (сдаче контрольной работы, теста, экзамена). Поэтому мотивацию вы будете искать для достижения кратковременной цели. С долгосрочными и важными целями сложнее. Вы должны обрести мощную мотивацию, которая будет вести вас через сложности, лень, апатию и неудачи к решению поставленной задачи.

Попробуйте использовать 3 простых шага для повышения мотивации к учебе:

  1. Поймите свои желания. Если вы учитесь в университете или пытаетесь мотивировать себя к подготовке к экзаменационным предметам в школе, то задайте себе простой вопрос: «Мне нравится этот предмет?». Нормально, если в целом дисциплина вас интересует, но ее сложность пугает. Ненормально, если вы испытываете к предмету искреннее отвращение. В последнем случае мотивировать себя на его изучение не удастся – ставьте краткосрочные задачи и решайте их (сдавайте контрольные, получайте «натянутые тройки»). Важно заниматься тем, что вам действительно нравится.
  2. Осознайте выгоды. Создайте мотивационный лист – напишите все преимущества, которые вам даст успешное обучение (уважение учителей и одноклассников, успешная сдача экзаменов, поступление в ВУЗ или защита дипломной работы, перспективная работа, возможность переехать в другой город или другую страну, шанс получить высокооплачиваемую специальность). Выгоды должны быть конкретными, не абстрактными.
  3. Разбейте крупные цели на мелкие задачи. В учебе очень важно отслеживать динамику собственных успехов. Поэтому необходимо разбить крупную цель (например, изучение английского языка) на мелкие задачи (например, знание 1000 слов, времен, пассивного залога и так далее) и достигать их. Каждая достигнутая задача должна поощряться и если вы не получаете вознаграждение извне, то организуйте его для себя сами.

Важную роль в повышении мотивации играет правильный расход энергии. Помните, что недостигнутые цели отнимают больше сил, чем достигнутые, приводящие к искренней радости и эйфории. Поэтому важно заниматься тайм-менеджментом, правильно планировать время и распределять силы.

Никогда не берите на себя больше, чем можете сделать. Не ставьте перед собой грандиозных целей – каждая неудача будет отнимать у вас слишком много сил.

Как заставить себя учиться, если все лень? ТОП-10 эффективных способов

Эти способы не шокируют новизной, но являются предельно эффективными в повышении мотивации и самоорганизации. По сути каждый из них – составной элемент создания идеальной обстановки и обретения внутренней дисциплины для учебы.

Поймите свои желания

Важно заниматься тем, что вам действительно нравится. Если вы поступили в университет по инерции или стороннему совету, если пытаетесь освоить на высоком уровне предметы, которые вам откровенно противны – вам не удастся не только обрести полноценную мотивацию, но и стать счастливым человеком. Поймите свои желания занимайтесь тем, что вам действительно нравится.

Найдите выгоды

Осознайте реальные выгоды от достижения каждой мелкой задачи и крупной цели. Поймите, как успешная учеба может изменить вашу жизнь. При этом не страдайте от перфекционизма и старайтесь не посвящать свободное время одним только занятиям. Они не должны становиться самоцелью – они должны оставаться инструментом достижения цели.

Придумайте поощрения

Поощряйте себя, если не получаете вознаграждения извне. Подумайте о любом доступном подарке, который можете сделать для себя после достижения задачи. Это может быть поход в кино, красивая ручка и даже ароматный чай.

Распланируйте свой день

Попробуйте эффективные методики тайм-менеджмента. Каждый вечер составляйте расписание на следующий день и планируйте его с учетом возможной усталости, задержек и непредвиденных дел. Действуйте последовательно, старайтесь заниматься в первой половине дня и оставлять развлечение и работы по дому на вечер.

Оборудуйте рабочее место

Рабочее место должно быть удобным – тусклый свет, обилие теней, мешающие локтям предметы и немытые чашки будут отвлекать вас. Обязательно содержите его в чистоте: при занятиях важно чувствовать комфорт, этого невозможно добиться в бардаке.

Правильно настройтесь

Вы не обязаны учиться – это ваш и только ваш выбор. Потому слово «должен» стоит заменить словом «выбираю». Осознание этого факта поможет освободиться от груза навязанных занятий и понять, что вы занимаетесь по собственной инициативе.

Достигайте целей каждый день

Ставьте перед собой мелкие цели и достигайте их каждый день. Так вы сможете отслеживать динамику успехов и обретать более сильную мотивацию с каждой успешно завершенной задачей.

Перестаньте отвлекаться

Устраните любые предметы, которые вас отвлекают – резкие звуки, голоса из открытых окон, социальные сети и даже еда. Не отвлекайтесь на частые перекусы, старайтесь следовать нормальному режиму питания.

Учитесь самоорганизации

Составляйте распорядок дня ежедневно до тех пор, пока не поймете, что научились делать важные дела в спокойном режиме и оставлять достаточно времени на отдых. Исключите все неважные занятия – они лишь повод для прокрастинации.

Примите ответственность

Настало время принять ответственность за себя, свои поступки и свою жизнь в целом. В том, что с вами происходит не виноват никто кроме вас. Ничто не мешает вам просто взять и перестать учиться. Подумайте, что будет после этого? Что ждет вас впереди? Едва ли перспективы окажутся радужными. Примите ответственность и не ищите оправданий.

Резюме

Как начать учиться, если все лень, и вы постоянно откладываете занятия в школе или в университете на потом? Нужно понять свои желания, найти мотивацию, избавиться от прокрастинации и научиться организовывать себя. Начните сейчас и уже сегодня вечером вы отметите завершение первого эффективного дня.

Автор статьи

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.

Написано статей

info-profi.net

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *