Лицемерами: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

Лицемер — это… Что такое Лицемер?

Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. [1]

Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]

Лицемерие в этике

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.[3] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта.

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.

[4]

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной

[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» (Стэнфорд, 1964).

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)

[6]

Ислам

Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.[7]

См. также

Источники

  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
  2. Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
  3. Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
  4. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
  5. Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
  6. Салих ибн Фаузан аль-Фаузан «Книга Единобожия».

Wikimedia Foundation. 2010.

Лицемер — это… Что такое Лицемер?

Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. [1]

Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]

Лицемерие в этике

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

[3] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта.

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.

[4]

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит:

два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» (Стэнфорд, 1964).

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)[6]

Ислам

Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.

[7]

См. также

Источники

  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
  2. Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
  3. Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
  4. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
  5. Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
  6. Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
    «Книга Единобожия».

Wikimedia Foundation. 2010.

Лицемер — это… Что такое Лицемер?

Лицеме́рие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью. [1]

Лицеме́рие — качество, свойство и поведение лицемера. [2]

Лицемерие в этике

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий, с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности — качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

[3] Зачастую под лицемерием понимают клевету и негативные высказывания в адрес отсутствующего на момент обсуждения субъекта.

Лицемерие культурное

Согласно Зигмунду Фрейду — культурное лицемерие — особое состояние, поддерживаемое обществом из-за присущего ему чувства неуверенности и потребности защитить свою очевидную лабильность запретом критики и обсуждения. Возникает из-за того, что общество требует осуществления высокого идеала нравственности от каждого своего члена, не заботясь, насколько трудно это даётся. Вместе с тем оно не настолько богато и организованно, чтобы могло вознаграждать каждого в меру его отказа от удовлетворения влечений. Так что оно предоставляет самому индивиду решить вопрос, каким путём он может получить достаточную компенсацию за принесенную жертву, чтобы сохранить душевное равновесие. В общем, он вынужден психологически жить вне своих возможностей, ибо неудовлетворённые влечения заставляют ощущать требования культуры как постоянный гнёт.

[4]

Исследование лицемерия

Ощущение неудобства, дискомфорта и беспокойства, которое испытывают люди, когда их истинные и декларируемые эмоции не совпадают, легло в основу разработанной[5]американским психологом Леоном Фестингером на основе психологических экспериментов теории когнитивного диссонанса. Одноимённая книга («Теория когнитивного диссонанса» (Стэнфорд, 1957) принесла Фестингеру международную известность. Закон, выведенный Фестингером в этой книге, гласит: два элемента мышления находятся в диссонантных отношениях, если из одного из них следует противоречие другому, и это побуждает личность к поведению, сокращающему диссонанс

. Пути преодоления диссонанса экспериментально изучены и описаны Фестингером в этой книге и в последующих работах: «Факторы сдерживания и усиления: психология недостаточного поощрения» (Стэнфорд, 1962), «Конфликты, решение и диссонанс» (Стэнфорд, 1964).

Отношение к лицемерию в вероисповеданиях

Христианство

Лицемерие — проявление людей, желающих показаться перед людьми в каком-либо виде, но притворно. Например, оказание милосердия может быть лишь «спектаклем для зрителей», т.е. человек-лицемер притворно подаёт милостыню, дабы присвоить себе статус милосердного. (Евангелие от Матфея 6:2)[6]

Ислам

Под лицемерием подразумевается внешнее проявление приверженности к Исламу и добру человеком, скрывающим внутри себя неверие и зло, а лицемером такого человека называют потому, что он демонстрирует приверженность шариату при одних обстоятельствах и отвергает его при других.

[7]

См. также

Источники

  1. С. И. Ожегов «Толковый словарь Ожегова». «Academic.RU» (2007).
  2. Т. Ф. Ефремова «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.». «ГРАМОТА.РУ» (2001–2002).
  3. Кон И. «Словарь по этике». «Национальная философская энциклопедия» (1981).
  4. Головин С.Ю. «Словарь практического психолога». «Национальная психологическая энциклопедия» (1998).
  5. Лицемерие: как успокоить совесть (Эксперименты Фестингера)
  6. Салих ибн Фаузан аль-Фаузан «Книга Единобожия».

Wikimedia Foundation. 2010.

И кто здесь лицемер? | Nebolshoy Театр

«Притворство сплачивает воедино тех, кто связан круговой порукой лицемерия». Это не я сказала. Это господин Жан-Батист Мольер. Тот самый, что 350 лет назад при­думал героя по имени Тартюф и написал о нем пьесу, которая жива до сих пор и, как ни странно, выглядит абсолютно свежей. Впрочем, не странно. В чем меня вполне убедил новый спектакль NEBOLSHOГО теа­тра «Тартюф, или Обманщик».

Вы думаете, классика такого возраста может быть скучной и несовременной? Ага. Перечитайте Мольера. Ну или хотя бы при­помните: кто у нас символ лицемерия и хан­жества? Именно Тартюф. Проще говоря, вру, притворяюсь душкой, практически святым, обманываю (сознательно!) всех вокруг, и все только во имя личной корысти. Сладко есть, мягко спать, срубить на халяву денег… Вы правда считаете, что все это несовременно?!

Вот так и получилось, что одна из лучших комедий Мольера, как настоящая классика, оказалась вне времени. Притом главные герои и их пороки не то чтобы трансформи­ровались, а, я бы сказала, приспособились и расцвели в гуще иных времен. И от этого стали еще более яркими, мерзкими и… понят­ными. Как в спектакле, который поставила ре­жиссер Марина Корнева. Она сумела сделать главное: донести до нас истины о грехе и зле, не впадая в дидактику (которая сопровождает многие классические постановки), выбрав жанр (режиссер обозначила его как эксцен­трическая комедия), нисколько не диссони­рующий с Мольером, но более увлекающий современного зрителя. Да-да, для нынешней публики надо изобретать язык, помогающий донести мысли, чувства, эмоции драматурга. Марине Корневой это удается с блеском.

Не побоюсь быть пристрастной. Мне в этом спектакле понравилось все, что я обозначила бы словами «потрясающее хулиганство»! Смело взялись поставить «Тартюфа» в такой ослепительно-театральной форме, что не хо­чется копаться-разбираться (Мольер – не Мо­льер?), а хочется восторгаться и наслаждаться (да, конечно, Мольер!). И впитывать каждую минуту этого действа, лишь после спектакля задумавшись, а ведь не так все просто…

Здесь я, наверное, должна напомнить, что же, собственно говоря, происходит в пьесе. Мне это скучно. Прочитайте или вспомните сами. Отмечу отличную находку: в пьесе не очень понятно, как же сластолюбивый лжеправедник попадает в богатый дом Ор­гона. А тут он просто помог ему наловить рыбы! Очень по-мужски… И вот уже Тартюф – лучший друг, входит в родовитую семью и продолжает зомбировать его главу. В чем и преуспева­ет – тот выго­няет из дома сына, отдает пришельцу за­муж дочь, переписывает на него дом и даже доверя­ет секретные бумаги.

Марина Корнева не стала «изо­бретать» каких-то мольеровских декораций. Они (блестящая находка!) – бумажные. Они выглядят не то чтобы солид­но, но прочно. И ты веришь в их реальность, как верим мы в то, что нас окружает. А потом оказывается, что все вокруг иллюзорно. Ког­да душа разрывается от негодования, можно пройти сквозь стену. Или достать одним ударом через дверь вожделенную бутылочку. Или, застукав жену Эльмиру и того самого Тартюфа в момент прелюбодеяния, про­биться сквозь стенку стола. Как обыгрывают актеры эти бумажные декорации – отдельная история, которую надо видеть. Но они так работают на общую конструкцию спектакля, что просто удивительно.

Вы знаете, как играли Мольера три века назад? Я тоже не очень в курсе. Но здесь – никаких костюмов а-ля XVII век. Костюмы героев не просто забавны и причудливы. Они – намек. Нам не рассказывают «историю из жизни». Нет-нет, на сцене – клоуны, шуты из балагана, притворщики, комедианты. И их костюмы подчеркивают абсурдность и гадостность наших пороков. Но при этом фантастические наряды прикрывают и обна­жают такие реальные грехи… И вспоминаешь песню Юлия Кима: «Брызнет сердце то ли кровью, то ли тертою морковью». На сцене вроде бы «морковь». А сердце обливается кровью – ну почему мы так живем?!

Под стать декорациям и костюмам – ак­терская пластика. То ли люди, то ли куклы. И танцевальные номера не вставные – это тоже часть балаганного действа. А по-другому нельзя. А по-другому неинтересно. Кстати, вы ни разу не видели, как танцует Тартюф, в смысле Николай Авдеев? Я вам сочувствую.

Не могу не сказать: перечитала пьесу Мольера. Простой сюжет. Понятные герои. Ханжа и лицемер Тартюф. Доверчивый до глупости Оргон. Красавица Эльмира. Их дети со своими любовными переживаниями. Но выяснилось, что из этой простоты можно сделать шикарное действо, праздник. Разве не за этим мы ходим в NEBOLSHOЙ?

Но праздник «обеспечивают» актеры. Нет такого спектакля (думала я), в котором мне понравились бы все артисты. Теперь есть. «Тартюф» называется. Конечно, нет мо­льеровского спектакля без Тартюфа. Поначалу показалось: Николай Авдеев играет всего лишь обая­тельного мошенника, пройдо­ху. И как такому можно не «от­даться»? А потом появляется в его игре некий демонизм, которому так трудно сопротивляться. И становится страш­новато, и становится грустно от некой бес­помощности пред этим явлением.

Роскошная Эльмира – Александра Федоро­ва, не так проста, как думает супруг. Кажется, что Эльмира не изображает страсть, а вполне готова… А ее темпераменту можно только позавидовать, такая всего добьется. Любой ценой. Марианна – дочь Оргона – в пьесе не имеет таких выигрышных эпизодов, как Эльмира. Но Мария Солоднева «привязала» к себе одной их первых сцен. Отец объявляет, что отдает ее замуж за Тартюфа. А она не­сколько минут рыдает так, что зал заходится от смеха. Хитроумна, забавна, темперамент­на Екатерина Попова в роли служанки Дори­ны – попробуй ей сопротивляться. Ее «идей по спасению» хватит на несколько семейств. Но в какой-то момент закрадывается сомне­ние: хорошенькая служанка явно думает не о судьбе хозяев. Ей не хочется перемен.

И, наконец, Оргон – Артемий Курчатов. Ну, всем же понятно, что нельзя верить этому Тартюфу! И непонятно, почему ему верит Оргон. Но Курчатов живет на сцене так, что веришь: вот такой богатый идиот мог под­даться на лесть, сладкие речи, святошные призывы. В определенный момент Тартюф Авдеева даже не мимикрирует. Он просто становится самим собой. Но Оргон Курчатова ничего уже не замечает, хоть и поют ему в уши почти хором про этого «подлеца». Или не хо­чет слышать? И кто здесь лицемер? Круговая порука притворства…

В спектакле Марины Корневой – ярком, фонтанирующем, брызжущем, заворажи­вающем ритмом, атмосферой, эмоциями – виноваты все. И Тартюф, и семейство Оргона. В этом загадка пьесы и спектакля NEBOLSHOГО. Посмеялись, получили удовольствие? Подумайте.

За последние годы Тартюфа ставили в московских «Ленкоме» и Театре на Малой Бронной. Пьеса-то будоражит, те­ребит, беспокоит и… успокаивает. Не со­всем, простите, скурвился мир именно в наше время. Все вечно. Все было. Все повторяется. А жаль…

И пусть ставят. Так, как это сделала Марина Корнева в NEBOLSHOМ. Чтобы посмеяться, очиститься, подумать. А еще влюбиться – в Его Величество Театр, где веками нам говорят о наших соблазнах, грехах, заблуждениях, пороках. В надежде, что мы станем лучше.

Кстати, авторы спектакля в финале пока­зали видеоряд: после отбытия в тюремной камере Тартюф – в солидном костюме среди солидных людей – чиновников, государственных мужей. Ну правильно. Тартюфы всегда находят других Оргонов. Тех, что напоят, накормят, деньгами снаб­дят. Порок не наказан – добродетель не торжествует. А вы сомневались?.. Не зря же герой Мольера сказал: «Все думают, что я – безгрешная душа, А правда то, что я не стою ни гроша».

Татьяна АЛЬФОНСКАЯ

Лицемерие в Исламе | umma.ru

Многие, особенно только-только ставшие религиозно-практикующими, любят использовать характеристику «лицемер» к несоблюдающим каноны веры друзьям или соратникам, называя их «джахилями», в отличие от них самих, ставших «алимами». Постараюсь раскрыть суть лицемерия, конечно же, не для того, чтобы потом предположительно искать его признаки в других (что крайне порицаемо Сунной), а для того, чтобы суметь заметить в самом себе и сделать соответствующие выводы.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «[Есть] четыре [качества]. Если [все] они объединятся в ком-либо [станут присущими ему неотъемлемыми чертами и характеристиками], тот станет настоящим лицемером[1], а в ком будет лишь одно из них, в том будет одна характеристика лицемерия, и это до тех пор, пока он его не оставит [не избавится от этого]: (1) когда говорит, лжет [не замалчивает правду, а именно лжет], (2) если обещает [что лучше всего, конечно же, делать письменно[2], ведь каждый понимает и слышит по-своему, а тем более — быстро забывает], то не исполняет [без веских на то причин, то есть необязателен], (3) если заключает договор, то поступает вероломно (предает; отрекается) [от взятых на себя обязательств — совсем ненадежен в том, что касается деловых, а тем более денежных отношений], (4) если спорит [участвует в споре, в суде], то ведет себя очень нагло (некультурно, невоспитанно)»[3].

Уверен, всякому мусульманину во все времена, читая этот хадис, есть над чем задуматься, а после — есть над чем работать. Подчеркну, этот и ему подобные хадисы не указывают на то, чтобы судить, осуждать других, они — для анализа самого себя. Но излишне копаться в себе также не стоит. Все в меру. Здоровый разум, здоровое тело, здоровые убеждения. Не борьба с сомнениями и дьявольскими нашептываниями, а грамотный подход к работе над становлением образцовой Личностью, здоровой и счастливой в обоих мирах.

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующего можно сравнить с молодой травой: от ветра она то наклоняется, то выпрямляется [гибка, стойка, не ломается]. Лицемер[4] же подобен могучему кедру: стоит до тех пор, пока разом не упадет, вырванный с корнем»[5].

Верующий обычно гибок в жизненных ситуациях, мягок в восприятии трудностей, невзгод, которые не влияют отрицательно на его веру, разум и тело, но мобилизуют. А вот лицемер считает, что если уж он выполняет отдельные пункты религиозной практики, то все должно идти как по маслу. Такое восприятие происходящего приведет к тому, что первые же мирские невзгоды серьезно расшатают его духовно[6], психологически[7]. Удар же посильнее может просто уничтожить в нем религиозность: вся без остатка напускная набожность с треском рухнет на землю подобно могучему кедру.

Известный мусульманский праведник Фудейль ибн ‘Ияд[8] говорил: «Верующий мало говорит и много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает»[9].

Богословское высказывание: «Лицемер в лицо человеку (которому завидует) льстит, в его отсутствие злословит, клевещет и порочит, а когда того постигает беда — радуется этому».

Великий богослов из поколения ат-таби‘ин (первое поколение после Пророка) аль-Хасан аль-Басри говорил: «Воистину, лицемер собирает (накапливает, живя в мирской обители, вперемешку) грехи, проступки и спокойствие, безопасность (пред Высшим Судом)»[10]. Он (формально верующий, но сутью, душой и интеллектом полумертвый), совершая ряд благих поступков, порой вынужденно, а иногда ради людской молвы, спокоен за свое будущее, считая, что его дела настолько значимые и героические, что затмят все его грехи и перевесят все прегрешения.

Коран о лицемерах

«Лицемеры и лицемерки [люди, уверовавшие только ради мирской выгоды] близки друг другу [во многом схожи:] повелевают совершать скверное, непристойное, препятствуют совершению благого, праведного. Они сдерживают свои руки [в совершении добра, то есть необычайно скупы, а где-то общественно бесполезны, радикальны, нетерпимы и жестоки]. Они забыли о Боге [не осознали ценность веры, практику веры, не реализовали свое духовное начало, не следовали Божьим предписаниям], и Он забыл о них [преследующих от Его имени личные интересы. Оставил их без покровительства, без Своей доброты и Божественного благословения]. Лицемеры, без сомнения, грешники (порочны, аморальны)» (Св. Коран, 9:67).

*

«Они [лицемеры; не умеющие четко формулировать душевное состояние и определить для себя жизненные ценности] говорят: «Мы уверовали в Бога и Его посланника, мы покорны [со всем согласились: с постулатами веры, основами религиозной практики]. Но через некоторое время часть их отворачивается, уходит. Верующими они не являются. [Вера в Бога, в Судный День и жизнь после смерти не опустилась на уровень сердца, не проникла в душу, а лишь звучала на устах в определенном кругу, при определенных обстоятельствах]» (Св. Коран, 24:47).

*

«В тот День [в Судный День] скажут лицемеры и лицемерки [формально практиковавшие отдельные ритуалы, но не верившие в жизнь после смерти и сомневавшиеся до последней минуты в существовании Бога, в постулатах веры, о которых говорили посланники их периода. Скажут они] верующим: «Подождите (посмотрите на нас) [не уходите, не удаляйтесь], мы возьмем немного вашего света (позаимствуем)!» К ним обратятся [их остановят ангелы-стражи]: «Назад! Возьмите свет [там, где вы его оставили! Ведь у вас его никогда и не было. Свет — это вера, не покидавшая верующего ни в радости, ни в горе, а вы никогда до конца не верили, постоянно сомневались и следовали тому, что сулило вам очередную земную материальную выгоду]».

Между ними [верующими и лицемерами] воздвигнется [без каких-либо промедлений и строительных процедур] стена. Внутренняя часть ее ворот — милость [Божья] (там территория милости) [именно по ту сторону верующие и окажутся]. А внешняя часть — наказание [Господа, в котором останутся лицемеры, что-то практиковавшие, но так за всю свою земную жизнь и не уверовавшие].

[Через воздвигнутую стену] издалека [лицемеры] воззовут [закричат]: «Разве мы не были вместе с вами [в земной обители, не участвовали в отдельных религиозных мероприятиях, например]?!» Им ответят: «Да, конечно, однако же вы (1) совратили ваши души [неустанно греша и расточительствуя] (отвратили) [от веры и благочестия], (2) находились [постоянно] в ожидании (подкарауливали, выжидали в засаде) [быть ли с верующими или примкнуть к язычникам, безбожникам — где больше выгоды и пользы; кто одержит верх; греша, не спешили раскаиваться и исправляться], (3) вы сомневались (относились с недоверием, скептически) [относились с подозрением к истинности миссии заключительного посланника, не верили в то, что заключительное Писание, Коран, — от Бога], (4) вас обманули (обольстили, ослепили, ввели в соблазн) мечты (желания) [ограниченные приобретением земного достатка, великолепия, роскоши или признания, которые поглотили все ваше внимание, вскружили вам голову, забрали все ваши силы и энергию; вы хотели лишь земного, причем как можно больше; все это по кругу повторялось из года в год, вы не желали что-то менять и призадуматься о вечном], пока не пришло повеление Аллаха (Бога, Господа) [в обличии смерти, которая в одночасье лишила вас всего, ради чего вы жили]. И [в итоге] обманывающее (ложное) отстранило вас от Бога. [Этот приговор вы сами себе подписали, выбрав то, что выбрали, следуя до самой смерти тому, чему решили следовать].

Сегодня [в Судный День, когда решается ваша вечность] ни вы (лицемеры), ни безбожники откупиться [от ожидающего вас] не сможете. Ваша обитель [сколь бы ранее вам это ни казалось выдумкой религиозных деятелей и чем-то абсолютно невозможным] — Ад, он ваш опекун [позаботится о вас]. Такой исход ужасен!» (Св. Коран, 57:13–15).

В Коране также есть сура, которая так и называется — «Лицемеры».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал:

«Нет веры у того, кто ненадежен (в ком нет преданности, честности). И нет религии у того, кто необязателен (кому нельзя что-то поручить, вверить)»[11];

«Лучшие из вас [верующих, религиозных] те, от кого ждешь [только] хорошее и не ждешь плохого [рядом с ним чувствуешь себя в безопасности; уверен, что не обманет, не предаст, не подведет], а худшие — от кого всегда можно ожидать чего-то плохого и не дождешься хорошего»[12].

В одном из хадисов-кудси сказано: «Искренность, — говорит Господь миров, — это одна из Моих тайн [до конца в ясной форме и четких тонах непостижима человеческим сознанием], которую Я доверяю, помещаю для хранения в сердца тех, кто любим Мною»[13].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Это, конечно же, не исключает того, что он может, пока жив, измениться, раскаяться, исправиться.

[2] «Верующие, если вы даете в долг (или берете в долг) на определенный срок [если между вами выстраиваются некие долговые отношения], то непременно запишите [это на бумаге]. Пусть писарь [к примеру, нотариус, у которого вы документально оформите и заверите финансовые обязательства, или вы сами] справедливо все распишет [не двусмысленно, что может привести в последующем к спорам и разбирательствам, а четко и понятно]. И пусть не проявляет непокорность, а напишет так, как научил его Аллах (Бог, Господь) [как следует]» (см. Св. Коран, 2:282).

[3] Хадис от Ибн ‘Амра; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 737, хадис № 2459; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 6. С. 135, хадис № 2459; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 511, хадис № 4688, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 62, хадис № 916, «сахих».

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 35, хадис № 34; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 490, хадисы № 1/689, 2/690 и пояснение к ним; а также Т. 2. С. 310, хадис № 1/1586 и пояснение к нему.

[4] В другом достоверном риваяте говорится о заядлом грешнике, преступнике. См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 132.

[5] Св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 1807, хадис № 5643, 5644; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 127, хадисы № 5643, 5644.

[6] В современных реалиях порой это проявляется радикальностью взглядов, некоей революционной настроенностью стоять за «правое дело», когда молодой человек, только начав практиковать отдельные религиозные постулаты, противопоставляет себя всем и вся, ищет «куфр» (безбожие) или «нифак» (лицемерие) во всех несогласных с ним и группой его единомышленников. А ведь если говорить о Коране и Сунне, об их смыслах и наставлениях, то верующий человек должен быть очень последовательным в своих суждениях и крайне осторожным в обвинении другого в чем-то плохом, в навешивании ярлыков. Верующий ищет в другом веру и призывает к ней мудростью и благородностью своих поступков.

[7] В Священном Коране есть интересный аят на этот счет: «Верующие, ответьте на Божий призыв и призыв Его посланника, ведь Пророк зовет вас к тому, что вселит (вдохнет) в вас жизнь [оживит вас духовно, дав новые чувства, возможности, мысли, настроения, устремления, ценности, приоритеты и перспективы. Практикуя коранические назидания и наставления Пророка, особенно в вопросах самодисциплины, отношения к родным, соседям и людям вообще, вы можете серьезным образом преобразить свою земную жизнь и рассчитывать на счастье в вечной]. И знайте, что Господь может установить между человеком и его сердцем преграду [и тогда человек будет не в состоянии понять, почувствовать самого себя: кто он, куда идет, бежит и зачем. Он перестанет чувствовать вкус жизни, перестанет чего-либо желать или хотеть. Стоит опасаться такого приговора, каждодневно работая над собою и не забывая о религиозной практике]. [Помните, что] все вы будете собраны пред Ним [пред Господом миров в Судный День и увидите итог своих усилий и стараний либо безразличия и беспечности]» (Св. Коран, 8:24).

[8] Фудейль ибн ‘Ияд (105–187 гг. по хиджре; 723–803 гг. по григор.) в молодые годы был разбойником и грешником. Многие караваны и путники страшились его набегов. Затем изменился (с Божьего на то благословения), оставил грехи позади и пошел по пути религиозных познаний. Акцентировал внимание на применении знаний в личной жизни. Именно поэтому его мудрые цитаты можно встретить в солидных богословских трудах рядом с высказываниями очень известных представителей мусульманского богословия. Запечатлен в мусульманской истории как грамотный праведник.

Он говорил: «Ты проявляешь почтение и уважение к людям настолько, насколько проявляешь почтение (почтительный страх) пред Богом».

Подробнее о его жизни см., например: аль-Буты Р. Шахсыят иставкафатни [Личности, привлекшие мое внимание]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 17–45; аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 59, 60; аз-Захаби Ш. Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]. В 25 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993. Т. 8. С. 421–442.

[9] См.: аль-Байхакы (384–458 гг. по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]. В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 4. С. 268, № 5048.

[10] См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир. Т. 2. С. 879.

[11] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада и Ибн Хиббана. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 423, хадис № 194, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 576, хадис № 9704, «сахих».

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 374, хадис № 2263, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4113, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 4. С. 663.

[13] См., например: аль-Кушайри А. (376–465 гг. по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000. С. 330.

Подтвержденной канонической достоверности у этих слов нет, но смысловая нагрузка, с точки зрения мусульманского богословия, верна.

Новый Завет : Евангелие от Матфея : Глава 23 / Патриархия.ru

1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
11Больший из вас да будет вам слуга:
12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
13Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете.
14Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́литесь: за то́ примете тем бо́льшее осуждение.
15Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
16Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.
17Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?
18Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.
19Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?
20Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;
21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;
22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.
23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков;
31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32дополняйте же меру отцов ваших.
33Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?
34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.
37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Что такое лицемерие простыми словами и кто такой лицемер

Что такое лицемерие: Freepick

В детстве учили не обманывать, но запрещали говорить то, что думаете? Начальник призывает к откровенной беседе, но увольняет тех, кто задает неудобные вопросы? Это примеры лицемерия — греха двоедушия. Можно ли выжить в современном мире, не лицемеря, объясняют опытные психологи.

Что такое лицемерие и кто такой лицемер

Значение термина «лицемерие» знакомо человечеству с давних времен:

  1. У древних римлян был двуликий бог Янус.
  2. Древние греки лицемерами называли актеров, играющих в масках.
  3. В Новом Завете лицемерие названо грехом двоедушия. За него человек попадает в ад. Притворство противопоставляли искренности, которая необходима, чтобы покаяться и заслужить прощение, то есть рай.

Лицемерие как черта поведения

Лицемерием называют сознательное притворство в словах и поступках, в основе которого лежат корыстные интересы. В этом случае поведение человека и его мысли, цели, интересы, мотивы не совпадают.

Читайте также

Прагматизм — это хорошо или плохо и в чем его суть

В современном мире профессионально притворяются не только актеры. Виртуозное владение искусством лицемерия стало частью других профессий. Часто встречаемся с двуличием тех, кто работает в маркетинге, рекламе, политике, адвокатуре.

Кроме того, притворство и неискренность зачастую становятся важными инструментами социализации, помогают поддерживать хорошие отношения с окружающими, скрывать свои недостатки. Люди лицемерят, когда не говорят знакомому, что он набрал лишний вес или неважно выглядит. Такое криводушие поощряется обществом.

Каждый человек наделен способностью приспосабливаться к происходящему, да и разные ситуации требуют от нас разного поведения. Но у лицемера это необходимое для выживания качество проявляется чересчур сильно и используется в эгоистичных целях. Лицемер становится искусным манипулятором, осознает, что надевает маску и делает это для своей личной выгоды.

Читайте также

Кто такой перфекционист и что с этим делать

Причины лицемерия

Причины лицемерия: Freepick

Причины, по которым человек лицемерит, далеко не всегда очевидны:

  • Известный психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд считал, что окружающий мир с его непостоянством и неуверенностью склоняет человека к лицемерию. Общество выдвигает высокие стандарты, не спрашивая о способностях отдельно взятого индивида, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдывает себя.
  • Практикующий психолог Наталья Ведмеш объясняет, что причиной лицемерия часто становится низкая самооценка, страх неприятия и непонимания обществом, публичного осуждения. Человек думает, что не достоин любви, что он хуже других, поэтому пытается скрыть свою истинную сущность.

Выпускница Московского гештальт-института психолог Инна Трофимова подчеркивает, что человек может притворствовать не только с окружающими, но и с собой. Психология описывает такой вид лицемерия как когнитивный диссонанс.

Читайте также

Как наказать парня за обиду: что можно и чего нельзя делать

Когнитивным диссонансом называют дискомфорт, который человек испытывает из-за осознания противоречивости собственных желаний, а также когда совершает действия по принципу «как надо», имея при этом иные (противоположные) убеждения. Например:

  • прощает обиду на словах, но продолжает обижаться;
  • страдает от лишнего веса, но успокаивает себя сладкой едой;
  • заявляет о своем позитивном мышлении, но испытывает злость и зависть.

Какими бы ни были причины лицемерия, оно остается лицемерием. Сложно общаться с людьми, в искренности которых сомневаешься и которым не можешь доверять. Важно не только порицать двоедушие, но и знать, как его выявить и как с ним справиться.

Как выявить лицемера и противостоять ему

Лицемеры выдают себя в поведении. Их можно выявить, если внимательно наблюдать за такими людьми. Психолог-практик Инна Трофимова рекомендует обращать внимание на такие поведенческие черты лицемера:

Читайте также

Мания величия: признаки, стадии развития

  1. Проявляют уважение только к сильным мира сего, а ко всем остальным такие люди относятся пренебрежительно.
  2. Они всегда критикуют других и превозносят себя, слов поддержки или восхищения от них не услышите.
  3. Свое истинное мнение такой человек никогда не выскажет, вместо этого он будет изворачиваться, если его спросить прямо.
  4. Помогают, если уверены, что получат выгоду от оказанной помощи.
  5. Льстят и неумеренно хвалят, преследуя собственные цели.
  6. Обещают и предлагают помощь, когда их не просят, но обещаний не выполняют.
  7. Стараются привлечь к себе внимание, рассказывая о собственных добрых делах, пожертвованиях, помощи.
  8. Постоянно врут, даже если ложь могут раскрыть.
  9. Легко раскрывают тайну другого человека без стыда или угрызений совести.
  10. Преподносят одни и те же факты по-разному, чтобы подстроиться под общественное мнение.

Читайте также

Деструктивные отношения: причины и что делать

Злонамеренное и корыстное притворство — это нечастое явление. Однако если заметили значительное количество признаков, приведенных в списке, тем выше вероятность, что имеет дело с целенаправленным двуличием.

Как бороться с лицемерием: Freepick

Противостоять такому поведению можно, полагаясь на здравый смысл и юмор. Есть и специальные приемы, как противодействовать двуличному человеку.

Избегайте общения с лицемером

Если заметили, что человек явно притворяется, то сведите встречи с ним к минимуму. Так избежите отрицательных последствий.

Если же уклониться от общения с лицемером не можете, то сведите его к минимуму. Не игнорируйте человека открыто. Напротив, будьте предельно вежливы, но без дружелюбия. Общайтесь отстраненно — так дадите лицемеру понять, что видите и понимаете его поведение, но не собираетесь ему верить.

Читайте также

Патологическая ложь: причины, как распознать лжеца

Сохраняйте спокойствие

Старайтесь не реагировать бурно и раздражительно на поведение лицемера. Когда чувствуете, что его игры выводят из равновесия, покидайте место, где обстановка стала напряженной.

Если неуважительное отношение проявляется по отношению к вам, смело давайте отпор. Скажите, что вам неприятно слышать о себе то, что говорит лицемер. Называйте вещи своими именами.

Не опускайтесь до уровня лицемера

Не вступайте в перебранки, не делайте грубых замечаний. Если повести себя подобным образом, то окружающим будет сложно отличить вас от лицемера.

Так как лицемерие помогает избежать сложных и неприятных ситуаций, многим людям хотя бы раз в жизни приходится проявить двуличность. Что делать, если обнаруживаете противоречия в собственных мыслях, словах и поступках? Чтобы справиться с собственным когнитивным диссонансом, Наталья Ведмеш рекомендует:

Читайте также

Нарциссизм: что это, признаки проявления

  1. Признать свою уникальность и не пытаться соответствовать ожиданиям общества.
  2. Работать над самооценкой.
  3. Не предавать свои принципы.

У лицемерия, как и у любого другого психологического явления, есть светлые и темные стороны. Если встретились со злостным притворщиком, попробуйте понять его мотивы. С близким человеком не стесняйтесь обсудить поведение, выявить причины и пути их преодоления.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/relationship/1758281-cto-takoe-licemerie-prostymi-slovami/

Определение лицемерия от Merriam-Webster

hyp · o · crite | \ ˈHi-pə-ˌkrit \ 1 : человек, который притворяется добродетелью или религией.

2 : лицо, которое действует вопреки своим заявленным убеждениям или чувствам.

Как выжить в мире, полном их

Когда Дик критикует людей за то, что он делает, он показывает, что считает себя особенным, что он выше правил и что он не связан принципами, которые регулируют остальные.Короче говоря, он ведет себя так, как будто он лучше нас, и по этой причине его отношения с другими людьми всегда имеют неуважение.

Это одна из причин, почему лицемерие разрушает отношения доверия и взаимного уважения, которые необходимы всем нам, чтобы преуспеть в жизни. Трудно сочувствовать тому, кто обращается с вами как с человеком второго сорта, и еще труднее почувствовать мотивацию к достижению их целей. Трудно доверять тому, кто, как вы убеждены, не ценит ваши ценности, ваше время, усилия или способности.

Но есть еще более глубокая проблема с лицемерием: оно подрывает нашу целостность. Слово «целостность» происходит от латинского слова «integritas», что означает «неповрежденный». Так мы описываем целое, которое не ослабевает или не подвергается компромиссу. Трещина в фундаменте нарушает целостность здания; трещина в корпусе нарушает целостность корабля. Все, что было скомпрометировано, является слабым: у здания больше шансов рухнуть, а корабль затонуть.

То же самое и с людьми.Дик более слабый человек из-за того, что он лицемер. Чтобы понять, почему так важно видеть, что Дик не только не уважает других, но и не уважает себя. Те же двойные стандарты, которые он применяет к другим людям, он также применяет к своим декларируемым ценностям, с одной стороны, и к своим действиям, с другой.

Дик мог перестать быть лицемером, действуя в соответствии с его принципами или поддерживая принципы, отражающие самомнение его действий. Но он не делает ни того, ни другого.

Вместо этого он действует либо так, будто его принципы недостойны претворения в жизнь, либо его действия недостойны отражения его принципов. Как бы то ни было, Дик не уважает некоторые аспекты себя. Трудно уважать человека, который не уважает себя. Мы не можем воспринимать Дика всерьез, потому что он не воспринимает себя всерьез: он либо недооценивает свои ценности, либо недооценивает ценность своих действий.

определение в Кембриджском словаре английского языка

В правительстве, полном лицемеров сверху донизу, жизнь так же дешева, как их ложь и их корыстные законы.Одна сторона названа лицемерами, а другая сторона выдвигает то же обвинение.

Еще примеры Меньше примеров

Ясно, что они просто сборище лицемеров и не заслуживают ничего, кроме насмешек, если не просто насмешек.Почему мы боимся мыслить вперед и в то же время оставаться лицемерами? Для тех из вас, кто называет его лицемером и предлагает пожертвовать свою зарплату, вы бы последовали своему собственному совету? Более того, подростки сообщают, что считают своих родителей «лицемерами», которые говорят им делать одно, а родители — противоположное.Если нет, значит, вы лицемер , , и вас не интересует настоящая демократия. Если вы слишком часто лицемер , это не будет очень полезно для ваших долгосрочных отношений.Сейчас мы являемся ярким примером лицемеров для остальной части международного сообщества. Вы не можете протянуть руку лицемеру , который говорит одно, а делает другое.Я думаю, что термин для вас лицемер .

Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете.Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

Мы не любим лицемеров, потому что они обманывают нас — Ассоциация психологической науки — APS

Мы не склонны к лицемерам, потому что их отрицание плохого поведения посылает ложный сигнал, вводя нас в заблуждение, заставляя думать, что они добродетельны, когда это не так, согласно исследованиям Psychological Science , журнала Ассоциации психологических наук.Исследование показывает, что люди не любят лицемеров больше, чем тех, кто открыто признается в поведении, которое они не одобряют.

«Людям не нравятся лицемеры, потому что они несправедливо используют осуждение для получения репутации и кажутся добродетельными за счет тех, кого они осуждают, — хотя эти репутационные преимущества на самом деле незаслужены», — объясняет ученый-психолог Джиллиан Джордан из Йельского университета, первый автор книги исследовательская работа.

Интуитивно кажется, что мы можем не любить лицемеров, потому что их слова несовместимы с их поведением, потому что им не хватает самоконтроля, чтобы вести себя в соответствии с их собственной моралью, или потому, что они сознательно участвуют в поведении, которое, как им известно, является морально неправильным.Все эти объяснения кажутся правдоподобными, но новые результаты показывают, что на самом деле мы возмущаемся искажением их моральных качеств.

В онлайн-исследовании с 619 участниками коллеги из Джордана и Йельского университета Розанна Соммерс, Пол Блум и Дэвид Г. Рэнд представили каждой участнице четыре сценария, в которых персонажи совершают возможные нарушения морали: член команды по легкой атлетике, употребляющий препараты для повышения производительности, студент, обманывающий на домашнем экзамене по химии, сотрудник, не успевший уложиться в срок командного проекта, и член туристического клуба, который совершил неверность.

В каждом сценарии участники читают о беседе, включающей моральное осуждение проступка. Исследователи различались, исходило ли осуждение от «целевого персонажа» (которого испытуемые впоследствии оценили) или от кого-то еще, а также от того, предоставлял ли сценарий прямую информацию о собственном моральном поведении целевого персонажа. Затем участники оценили, насколько заслуживающим доверия и симпатичным был целевой персонаж, а также вероятность того, что целевой персонаж будет участвовать в проступке.

Результаты показали, что участники смотрели на цель более позитивно, когда он или она осуждали плохое поведение в сценарии, но только тогда, когда у них не было информации о том, как на самом деле вел себя персонаж. Это говорит о том, что мы склонны интерпретировать осуждение как сигнал морального поведения в отсутствие прямой информации.

Второе онлайн-исследование показало, что осуждение плохого поведения способствует большему повышению репутации персонажа, чем прямое заявление о том, что он или она не участвовал в таком поведении.

«Осуждение может действовать как более сильный сигнал о собственной моральной добродетели, чем прямое утверждение морального поведения», — пишут исследователи.

И дополнительные данные показывают, что люди не любят лицемеров даже больше, чем лжецов. В третьем онлайн-исследовании участники имели более низкое мнение о персонаже, незаконно скачивающем музыку, когда он или она осуждали такое поведение, чем когда он или она прямо отрицали причастность к нему.

Возможно, наиболее важным доказательством теории лицемерия как ложного сигнала является то, что люди не любили лицемеров больше, чем так называемых «честных лицемеров».В четвертом онлайн-исследовании исследователи проверили восприятие «честных лицемеров», которые, как и традиционные лицемеры, осуждают поведение, которым они занимаются, но которые также признают, что иногда совершают такие поступки.

«Нас поразило, насколько люди прощают честных лицемеров», — говорит Джордан. «Эти честные лицемеры считаются не хуже, чем люди, которые совершают те же проступки, но держат рот на замке и воздерживаются от осуждения других за то же самое — предполагая, что всю нашу неприязнь к лицемерам можно отнести к тому факту, что они ложно сигнализируют их добродетель.”

Последнее исследование показало, что если человек осуждает проступок, в котором он или она участвует, а затем признается в несвязанном, но столь же серьезном проступке, участники , а не прощают лицемерие.

«Единственная причина, по которой признание в плохом поведении положительно отражается на лицемерах, состоит в том, что оно опровергает ложные сигналы, подразумеваемые их осуждением — это не рассматривается как в , когда все морально смягчают, когда они не служат этой функции», — объясняет Джордан.

Исследование помогает пролить свет на то, почему лицемерие — исходит ли оно от авторитетного лица или от любимого человека — действительно кажется нам неправильным:

«Есть масса интересных случаев лицемерия — когда люди совершают те самые действия, за совершение которых они осуждают других — в мире вокруг нас, от политики до литературы и повседневных дел, как, например, сослуживец-эколог, которого вы в частном порядке ловите, оставляя включенным свет, — отмечает Джордан. «Хотя все мы интуитивно чувствуем, что очевидно, что мы должны ненавидеть лицемеров, если задуматься, на самом деле это психологическая загадка.”

В совокупности эти результаты показывают, что мы не любим лицемеров, потому что чувствуем себя обманутыми — они извлекают выгоду из сигнала, который посылает моральное осуждение, когда они совершают то же самое аморальное поведение.

Это исследование финансировалось за счет гранта Фонда Джона Темплтона.

Все данные и материалы стали общедоступными через Open Science Framework. Полное раскрытие открытых практик для этой статьи можно найти в дополнительных материалах. Эта статья получила значки за Открытые данные и Открытые материалы (дополнительную информацию о значках можно найти в Интернете).

Почему люди ненавидят лицемеров? | Здоровье и благополучие

Никто не любит лицемеров, но когда вы задумываетесь об этом, становится странно, как сильно мы их презираем. Конечно, плохо не практиковать то, что проповедуешь. Но, по крайней мере, вы все еще проповедуете: если я постоянно говорю о важности гуманного сельского хозяйства, я продвигаю достойное послание, даже если вы также обнаружите, что каждую субботу я собираю сомнительные гамбургеры из какого-нибудь фургона в переулке. Неужели это лучше, чем ничего? Ну нет.И исследования, и опыт говорят нам, что это хуже, чем ничего: мы не любим лицемеров больше, чем людей, которые откровенно ужасны. Здесь есть удручающий урок для политиков, в частности, отраженный в недавних событиях: если вы не можете быть абсолютно моральными — а кто может? — вам может быть лучше просто вести себя как монстр.

Откуда такая особенная неприязнь к лицемерию? Вы могли бы возразить, что лицемерам не хватает самодисциплины, что мы считаем моральным недостатком, но это вряд ли кажется достаточно хорошим объяснением.В прошлом месяце психолог из Йельского университета Джиллиан Джордан и ее коллеги представили убедительный довод в пользу лучшего: мы ненавидим лицемеров, потому что они виновны в «ложных сигналах». В эволюционной теории сигналы — это то, как мы общаемся, чтобы получить то, что мы хотим от других; они включают в себя все, от брачных танцев павлинов до камуфляжа ящерицы. Человек, который громко осуждает других людей за попустительство жестокому сельскому хозяйству, подразумевает, что он или она воздерживается от такого поведения, даже не говоря об этом. Это сигнал.И это работает: моральное осуждение, как показывают психологи Йельского университета, укрепляет вашу репутацию даже более эффективно, чем хвастовство тем, насколько вы нравственны. Это быстрый путь к высокому статусу. Неудивительно, что мы эволюционировали или были социализированы, чтобы так сердито реагировать, когда обнаруживаем, что это было незаслуженно.

Это, как я подозреваю, является ядром мудрости в чрезмерном обвинении в «сигнале добродетели», оскорблении, брошенном людям, подозреваемым в том, что они больше заинтересованы в выставлении напоказ своих прогрессивных взглядов — как антирасистских, антисексистских и т. Д. — чем на самом деле моральный.(Конечно, обвинение кого-то в сигнале добродетели — это своего рода сигнализация — попытка продемонстрировать, насколько вы трезвы и сообразительны.) То, что заставляет сигнализировать добродетель, конечно, раздражает, так это подозрение, что сигнал ложный: сигнальщик не действительно так морально, или может даже использовать сигналы как альтернативу моральности. Всякий раз, когда вы читаете статью, в которой кого-то морально осуждают, стоит спросить, является ли такой призыв способом писателя не бороться со своими собственными предрассудками.

Это подводит меня к самой поразительной части исследования Йельского университета: если вы «честный лицемер» — если вы открыто признаете, что изо всех сил стараетесь соблюдать принцип, который проповедуете, — люди вообще не будут возражать против вашего лицемерия. .(Будучи настолько открытым, вы больше не виновны в ложных сигналах.) Обычно нам стыдно признаваться в внутренней борьбе, но почти всегда они очеловечивают нас. Так что лучше всего не быть изворотливым морализатором или хладнокровным циником. Вместо этого говорите открыто о том, во что вы верите, и честно говорите о своих неудачах. Так ты станешь по-настоящему добродетельным, и других людей полюбят тебя за это. Это мой совет. Вот если бы я мог сам его придерживаться…

оливер[email protected]

Лицемеры повсюду: Сборник цитат

Наш 14 апреля час о лицемерии, возможно, заставил вас задуматься: что такое лицемерие? А что известные литературные деятели говорили о лицемерии на протяжении многих лет?

На случай, если у вас возникла такая мысль, прекрасные люди из журнала Harper’s Magazine (и некоторые из наших сотрудников) собрали несколько шутливых цитат из более широкого литературного мира, исследуя искусство и эффекты лицемерия.

———-
« Ничто так не нуждается в изменении, как привычки других людей .»- Марк Твен

» Я надеюсь, что вы не вели двойную жизнь, постоянно притворяясь злым и ведя себя по-настоящему добрым. Это было бы лицемерием . «- Оскар Уайльд

» Каждый человек искренен сам по себе … При появлении второго человека лицемерие позади. «- Ральф Уолдо Эмерсон

» Большинство мужчин странно сложены, И их истинная природа редко проявляется. «- Cleante (Тартюф Мольера )

» Если вы хотите знать, что делать правильно, просто делайте то, что труднее всего. «- Райнер Мария Рильке

» Лицемер презирает тех, кого обманывает, но не уважает себя. Он бы тоже выставил себя дураком, если бы мог. «- Уильям Хэзлитт

» Хуже лжеца только лгун, который к тому же лицемер. «- Теннесси Уильямс

» Только преступление и преступник, правда, сталкивают нас с недоумением радикального зла; но только лицемер действительно прогнил. «- Ханна Арендт

» Противоречаю ли я себе? Что ж, тогда я противоречу самому себе (я большой, у меня множество.) »- Уолт Уитмен (« Листья травы »)

Сонет 138 Уильям Шекспир

Когда моя любовь клянется, что она создана из правды
Я верю ей, хотя я знаю, что она лжет,
Чтобы она могла подумать обо мне какая-то необученная молодежь,
Необразованная в фальшивых тонкостях мира.
Таким образом, тщетно думая, что она считает меня молодым,
Хотя она знает, что мои дни прошли,
Просто я верю ее лживому языку:
С обеих сторон это так. простая правда подавлена.
Но почему она не говорит, что она несправедлива?
Почему я не говорю, что я стар?
О, лучшая привычка любви — это кажущееся доверие,
И возраст в любви любит, чтобы годы не говорили:
Поэтому я лежу с ней, а она со мной,
И в наших ошибках ложью мы льстим.

Мнение | Настоящая проблема лицемерия

В чем, собственно, проблема лицемерия? Когда кто-то осуждает поведение других, почему мы считаем это таким нежелательным, если узнаем, что он сам ведет себя так же?

Ответ может показаться самоочевидным.Не практикуете то, что проповедуете; недостаток силы воли, чтобы жить в соответствии со своими идеалами; поведение, которое, как вам кажется, является неправильным, — это явные моральные недостатки.

Возможно. Но наше новое исследование, которое будет опубликовано в журнале Psychological Science (и в сотрудничестве с нашим коллегой Полом Блумом), предлагает другое объяснение. Мы утверждаем, что причина, по которой люди не любят лицемеров, заключается в том, что их откровенное морализаторство ложно сигнализирует об их собственной добродетели. Иными словами, люди возражают против вводящего в заблуждение вывода, а не против отказа воли или слабости характера.

Представьте, что у вас есть коллега, который является активистом в области защиты окружающей среды. Он заставляет людей выключать свет в офисах, когда они выходят на обед, и берется за свои дела, если они выбрасывают вторсырье в мусор. Он протестует, когда люди печатают односторонние документы вместо двусторонних. Хотя он временами властен, вы согласны со всем, что он защищает.

А теперь представьте, что вы обнаруживаете, что ваш коллега, находясь дома, регулярно не делает ничего из этого. Он лицемер.Вы сразу же лишаете его моральной признательности за его активную деятельность. Фактически, его лицемерие теперь делает его активизм не только отрицательным, но и отрицательным: как он смеет ходить и говорить другим людям выключить свет, если он сам этого не делает!

Эта неприязнь к лицемерию является эмоционально интуитивной, но если вы остановитесь, чтобы подумать об этом, это станет психологической загадкой. Если вы считаете, что защита окружающей среды важна, разве вы не должны радоваться тому, что ваш коллега продвигает правильные ценности (даже если он сам расточителен)? С логической точки зрения, нет ничего нечестного в том, чтобы осуждать действие, а также участвовать в нем.Так почему из-за критики что-то кажется хуже, делать это самому?

Мы утверждаем, что ваше возражение против вашего коллеги совершенно логично, потому что главное преступление лицемера состоит не в том, что он нарушает свои собственные принципы, а в том, что использование им моральных заявлений ложно подразумевает, что он сам ведет себя морально.

Эта идея имеет смысл, если вы думаете о моральном осуждении не как о инструменте для упрека других, а как о способе поднять собственную репутацию.В одном наборе исследований мы нашли поддержку этой точки зрения: люди склонны воспринимать чьи-то нормативные заявления, такие как «тратить энергию впустую — это неправильно с моральной точки зрения», — как указание на то, как себя вел. Фактически, наши результаты показывают, что люди с большей вероятностью поверили бы, что говорящий не тратил энергию зря, если бы он сказал: «Неправильно тратить энергию впустую», чем если бы он просто сказал: «Я не трачу энергию». Моральное осуждение, кажется, действует как особенно мощный сигнал поведения — более мощный, чем даже прямые заявления о поведении.

Если вы таким образом поймете моральную критику, вы поймете, почему люди чувствуют себя обманутыми лицемерами. В другом наборе исследований мы обнаружили, что люди считали лицемеров нечестными — на самом деле более нечестными, чем люди, которые откровенно лгали. Примечательно, что лицемеры были оценены как менее заслуживающие доверия, менее симпатичные и менее нравственные, чем те, кто открыто лгал: например, персонажи, которые тратят энергию впустую после того, как открыто заявили, что они никогда не тратили энергию впустую.

Для дальнейшей проверки нашей теории мы попросили людей судить «несигнальных» лицемеров: тех, кто лицемерно осуждает поведение, которым они занимаются, но которые открыто избегают намека на что-либо добродетельное в своем личном поведении — например, говоря: «Я думаю, Тратить энергию впустую морально неправильно, , но я все равно иногда так делаю .

Мы обнаружили, что люди оценивали этих лицемеров, не являющихся сигнальными, гораздо более положительно, чем они судили традиционных лицемеров. Фактически, они позволили этим бессигнальным лицемерам полностью сняться с крючка, оценив их не хуже, чем те, кто совершал такое же плохое поведение, но не осуждал за это других. Этот, казалось бы, странный результат — признание в правонарушении улучшает репутацию лицемера — подтверждает нашу теорию о том, что мы не любим лицемерие потому, что оно включает ложные сигналы.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *