Поиски смысла – Смысл жизни человека. Поиск смысла жизни.

Смысл жизни человека. Поиск смысла жизни.

Что такое смысл жизни человека? Как часто человек обращается к вопросу о поиске смысла жизни? Как часто размышляет о том, зачем родился, просыпается каждый день, что-то делает, мечтает, добивается целей?

Большинству людей такие мысли свойственны лишь в минуты сильных переживаний, потрясений или сильной усталости. А в остальное время люди бегут по жизни, не замечая пролетающих мимо дней, месяцев, годов. Повторяют одни и те же действия, наступают на одни и те же грабли, ждут выходных или отпуска. Иногда радуются, иногда плачут.

Такую жизнь можно описать одной фразой: «все обычно». Со временем происходящее становится привычным, неинтересным, возникает потребность в эмоциональных встрясках или допинге.

В чем смысл жизни человека

Смысл жизни человека − быть счастливым и аккумулировать Созидательную Энергию! Если понаблюдать за людьми, которые открыли его для себя, то можно обнаружить одну общую черту – такие люди излучают счастье. Ощущение (чувство), что человек прожигает свое время жизни не зря, дает ему состояние наивысшего счастья.

Счастье − озаряет изнутри и не исчезает с течением времени. Оно не обусловлено событиями внешнего мира, не зависит от уровня достатка, не вызвано влюбленностью или приятным известием.

Счастье – это внутренняя установка, сознательно поддерживаемое чувство, стиль общения с миром и способ содержания собственной Души.

Счастливые люди находятся в гармонии с собой и окружающим миром. Они наслаждаются бытием в полной мере. Не теряют времени, не проходят мимо собственной жизни. Это люди, которые не разбрасываются на мелочи и не подвластны суете. Конечно, они испытывают и отрицательные эмоции. Но не идут на поводу у плохого настроения или тяжелых переживаний. И никогда не транслируют свой негатив на окружающих.

Поиск смысла жизни

«Спросите тысячу людей, для чего они живут. Единицы ответят правильно. Трудно бессмысленно жить. Отсюда и все нелепости жизни».

По данным Виктора Эмиля Франкла 87% алкоголиков и 99% наркоманов встали на этот путь именно из-за потери смысла в жизни. Так в чем же этот смысл, который может озарить неожиданно и ускользнуть, как вода сквозь пальцы? Есть ли на самом деле этот двигатель человеческой Души? Или поиск смысла жизни – это недостижимая для разума идея? А может, смысл жизни – лишь набор целей, которые человек сам себе ставит? Удовлетворение первейших потребностей в безопасности, размножении, утолении голода?

Есть мудрость, которая гласит, что когда с человеком что-то происходит, то необходимо понять, для чего это событие нужно. Одного переживания без осознания и дальнейшего использования полученного опыта слишком мало для такого понимания.

Каждый новый день несет вызов, на который необходимо найти ответ. Если ответ не соответствует поставленной задаче, то рождается замкнутый круг. 8 из 10 людей движутся именно этим маршрутом, не в силах с него свернуть.

Что чаще всего заставляет человека искать смысл жизни?

Это внутренняя неудовлетворенность − сигналы Души. Основной сигнал Души − это потеря радости, свободы и легкости внутри себя. Сопровождается это:

  • Депрессией;
  • унынием;
  • апатией;
  • возникает конфликт между сознанием и Душой. Человек испытывает состояние, как будто он живет в «тумане», не свою, не понятную жизнь.

Механически это можно представить, как энергетические волны чувств и мыслей одной структуры сталкиваются и вступают в резонанс с другой структурой. После такого столкновения происходит усиление вибраций волнения (отрицания), и как следствие, происходит взрыв эмоций (конфликт).

Люди, вступившие на путь поиска смысла жизни, становятся способными улавливать суть вызовов. Они правильно расставляют приоритеты. Точно понимают, где причина, а где следствие. Ощущение счастья приводит к успеху, а не достижение успеха делает человека счастливым. Все достижения вызывают лишь удовлетворенность. Мысли – это чертежи человеческих судеб. Если они позитивны и четко сформулированы, то и конструкции, выстроенные по ним, будут долговечны, функциональны и красивы.

Смысл жизни для духовного человека − это Служение Богу, раскрытие в себе всех талантов и способностей заложенных Творцом при создании Души.  Обучение Созиданию, через раскрытие соответствующих Талантов.

Для социального человека − Служение Обществу и Миру, открывать для себя новые горизонты и развиваться.

Служение − это бескорыстная деятельность направленная прежде всего на то, чтобы сделать этот мир лучше, а общество более достойным и чистым.

Смысл жизни человека закладывается в Душу изначально, при её создании. Чтобы его найти, нужно иметь неразрывную связь со своей Душой. Поэтому, очень часто, если у человека нет смысла жизни и своих жизненных задач — у человека разорвана или заблокирована связь с его собственной Душой.

Также интересно

avisi.ru

Поиск смысла жизни.

Поиск смысла жизни относится к тому, что люди сильно замотивированы, чтобы найти смысл своей жизни, то есть, способность понять природу своего личного существования, чувство значимости и целеустремленности. Жизнь чувствуется значимой для людей, когда они могут удовлетворительно ответить на вопросы о своей жизни, такие как «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что действительно важно для меня, что я должен сделать в своей жизни?». Обнаруженный смысл жизни это продуманная фундаментальная мотивация. Другими словами, ощущение, что жизнь существенна, понятна и целеустремлена может быть необходимо для психологической дееспособности человека.

На протяжении тысячелетий, попытка понять, что делает жизнь осмысленной, была задачей художников, богословов и философов. После Первой мировой войны, некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что нет никакой высшей цели Вселенной, и поэтому люди одиноки в поисках смысла. Тем не менее, люди идут на многое, чтобы отстоять свои идеи о том, какова жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить конкретные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Ряд психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл своей жизни.

Альфред Адлер сказал, что люди от природы стремятся к выполнению цели своей жизни, в частности посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предлагал идею о необходимости самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе, поиск смысла нацелен на борьбу пониманий жизненного опыта. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла жизни человека и предположил, что чувство отчуждение от других и ощущение бесцельности, снижает нашу способность находить жизнь осмысленной в мыслях и действиях в ходе повседневной и трудовой деятельности. Абрахам Маслоу думал, что смысл может возникнуть в самоактуализации или в достижении полного потенциала.

Идеи Фромма – отголосок работ Виктора Франкла, человека, который самым тесным образом связан с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, как пережившего в Германии во время Второй Мировой Войны пребывание в концентрационном лагере, убедило его в важности поиска цели в жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между тем, кто выжил и тем, кому не удалось пережить пребывания в ужасных лагерях, была не в том, сколько они были вынуждены работать, как мало или много у них было еды, и как беззащитны они были. Все должны были работать до изнеможения, никто не имел достаточно еды, и все были сильно подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий. Франкл верил, что изречение Фридриха Ницше – “Если у человека есть «зачем», он может выдержать любое «как»”, – сделало важное различие. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное, «почему», иными словами, их цель в жизни. Он писал, что те, у кого был смысл или цель, имели большую вероятность выжить в концлагерях, в отличие от того, кто потерял свою цель и почти наверняка был обречен. Следующие труды Франкла и его основание логотерапии (дословно, смысл-исцеление), психологическая работа о важности поиска смысла жизни. Рой Баумайстер рассуждал, что смысл жизни, весьма укоренён в стремлении людей к ощущению предназначения в значимости того, что они делают, контроле, способности и самоценности.

Франкл писал, что желание найти смысл заставляет каждого человека найти свой уникальный смысл жизни. Поиск и ощущение наличия смысла жизни это противоположные концы одного континуума.

Поиск смысла и имеющийся смысл колеблется в зависимости от возраста и этапа жизненного пути. Например, молодой человек, возможно, будет больше искать смысл и ему кажется, жизнь имеет значение, тогда как пожилой человек, может чувствовать, что жизнь бессмысленна.

Если поиск смысла жизни – это важная психологическая мотивация, значит, это может быть важно для благополучия человека. Мы знаем, что наличие смысла жизни связано с повышением благополучия в отношениях, работе и жизни в целом, а также к меньшей вероятности психологических расстройств. Однако мы не можем предположить, что люди, которые ищут смысл в жизни, менее счастливы. Поиск смысла жизни может мотивировать людей, чтобы погрузиться в религию, захватывающие приключения, и философию. Даже люди, которые чувствуют, что их жизнь полна смысла, возможно, будут искать более глубокое понимание того, что есть смысл, или пытаться приспособиться к большим переменам в жизни, таких как рождение детей или поиск новых источников смысла жизни. Например, для успешного спортсмена смысл может быть в спортивных соревнованиях. Окончание карьеры из-за травмы может отнять тот смысл, что был прежде и человек начинает искать новый смысл.


В статье использованы материалы:

1. Баумейстер Р. Ф. (1991). Смыслы жизни.
2. Франкл, В. Э. (1963). Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию.
3. Штегер, М. Ф., Фрейзер, П., Оиси, С., & Калер, М (2006). Смысл в жизни по Опроснику: Оценка наличие и поиск смысла жизни. Журнал консультативная Психология, 53, 80-93.


pendelson.ru

Что такое смысл жизни человека? Поиск смысла жизни

  1. Право на смысл
  2. Индивидуальный смысл жизни
  3. Совесть – инструмент к поиску смысла жизни
  4. Отсутствие смысла – экзистенциальный вакуум
  5. Три способа наполнить жизнь смыслом
  6. Эвтаназия

Право на смысл

«Если человек задумался о смысле жизни, значит он серьёзно болен» – сказал Зигмунд Фрейд. И он же, резюмируя свой путь на склоне лет, как-то грустно добавил: «В своих исследованиях грандиозного здания человеческой психики я остановился в подвале». Не удовлетворившись «скитаниями по подвалу», Виктор Франкл создал собственное направление экзистенциального анализа, положенное в основу нового направления психотерапии – логотерапии.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)
Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать увидеть этот смысл другим. © Виктор Франкл

Будучи австрийцем по происхождению, Франкл располагал уникальной возможностью обучаться у основателей ведущих классических направлений психоанализа Фрейда и Адлера, но рано заявил о своем несогласии с их краеугольными концепциями. И в возрасте 22 лет был исключен из Общества индивидуальной психологии Адлера. В противоположность концепции Фрейда, единственным путём к душевному, психическому здоровью Франкл считал осознание человеком осмысленности своей жизни. А утрату этого смысла – напрямую связал с основной причиной не только болезней, но и главных человеческих бед.

В 1942 году Франкл попадает в свой первый концлагерь. За годы войны ему предстояло сменить 4 немецких лагеря. Сменить, выжить и дожить до 92 лет, оставив современникам и потомкам богатейшее интеллектуальное и духовное наследие. В нечеловеческих условиях, где люди никогда не знали, проснутся ли утром и доживут ли до вечера, доктор Франкл продолжал практиковать. Каждый раз он убеждался в правоте и состоятельности основополагающего принципа логотерапии:
В самой тяжёлой ситуации шансы выжить и остаться человеком имеет только тот, кто сохранил веру в смысл своей жизни.

Результаты лагерной практики и сделанные им выводы легли в основу: книги Франкла «Сказать жизни «Да»!»[2], отнесенную Национальной библиотекой конгресса США к десятку книг, оказавших на жизнь и представления людей о ней самое сильное влияние; и монументального труда – «Человек в поисках смысла» [1], разошедшегося тиражом свыше 12 миллионов экземпляров.

Индивидуальный смысл жизни

Ответьте себе на вопрос: «Почему вас не посещают мысли о самоубийстве?», и вы определитесь со смыслом своего бытия.

Виктор Франкл уверен: в жизни любого человека присутствует некий сверхсмысл, но постичь его ему не дано, как отдельной ветви дерева не дано постичь конечного смысла существования дерева. Уверенность в существовании этого смысла делает человека более жизнеспособным, а его жизнь – оправданной и значимой, поскольку наделяет высшей логикой любую жизненную драму. Смысл не только ведёт человека по тропинкам жизни, но и поддерживает в самых трудных ситуациях, помогая отыскивать скрытые ресурсы воли и психики, необходимые для нахождения выхода.

Человек – «животное общественное», и в каждом живет древний инстинкт стадности. Но все мы имеем задачу, лежащую за пределами ограничений социума. Возможности для развития личности предоставляет сообщество, но и оно же опирается на отдельные личности. По убеждению Франкла, сообщество прекращается там, где отрицается индивидуальность. Тогда оно ничем не отличается от стада и толпы. В то время как социум, ориентированный на отдельные личности, можно сравнить с чудесным мозаичным рисунком. В первом случае каждый из булыжников легко заменяется другим, во втором – каждый отдельный элемент мозаики по своему уникален. Поэтому, если выпадет один – менять придётся весь рисунок. Потерю одной личности сообщество рассматривает как невосполнимое, а толпа подавляет любую индивидуальность в пользу равенства.

Живя в социуме, человек, как нечто завершённое в самом себе, не может признаваться составляющим элементом любой системы высшего порядка, поскольку это означало бы для него потерю достоинства. Человек живёт в соответствии с принципом: «Быть – значит отличаться». И Франкл пытается уберечь нас от стремления стать совершенными. Если бы это было возможно, то любого из нас было бы легко заменить на кого-то другого. Существование человека как личности предполагает его полную непохожесть на других, наделяя нашу жизнь индивидуальным смыслом.

Человеку, обладающему ценностями, легче принимать решения в типичных ситуациях. В случае, если он реализует лишь ценности, предлагаемые обществом — необходимость в принятии решений и ответственности полностью нивелируется. Человек превращается в верблюда, «несущего ценности». За избавление от ответственности и необходимости думать человек расплачивается свободой принимать решения в соответствии со своими уникальными убеждениями.

То, что делает нас несовершенными – делает нас незаменимыми и неповторимыми, ведь каждый из нас несовершенен по-своему.

Сливаясь с толпой, человек может попрощаться с одним из своих важнейших качеств – способностью брать ответственность. Как отметил Франкл, когда кто-нибудь признаёт и ведёт себя «частичкой высшего целого», он привыкает к умиротворяющему и комфортному состоянию отсутствия ответственности. И очень скоро социальные нормы и комфорт этого состояния полностью вытесняют личную ответственность – главную привилегию, дающую человеку право считать себя таковым.

Совесть – инструмент к поиску смысла жизни

Универсального путеводителя по дорогам, ведущим в «страну смысла» – нет, как нет идеального человека и универсального смысла. Так, например, ошибочным следует считать распространённое утверждение, что человечество живёт только лишь для воспроизводства себе подобных. Если бы это было так, то жизнь женщины, не способной иметь детей, теряла бы всякий смысл. А смысл каждого существующего поколения заключался бы в слепой передаче потомкам «пакета нерешённых проблем» – по меткому выражению психологов, в «перебрасывании горячей картошки».

Каждый из нас стремится к счастью своим путем, используя для этой цели разные средства. Человек вкладывает в понятие счастья свой смысл – здоровье, семья, творчество, отношения, успешная карьера, душевное благополучие, любовь, возможность отдавать или самосовершенствование. Достигать своих целей в состоянии счастья – значит проживать жизнь осмысленно. И наоборот, жизнь, утратившая всякий смысл, превращается в существование, где место счастью отсутствует по определению.

Как сказал А. Эйнштейн: «Человек, который признает свою жизнь лишённой смысла – не только несчастлив, но и едва пригоден для жизни». Обычное состояние человека – напряжение между тем, что «я есмь» и тем, кем мне следует стать; между бытием и смыслом, идеалом и реальностью. Но впереди бытия у человека мыслящего всегда идёт смысл. Именно смысл выстраивает и направляет весь ход событий, упорядочивает время нашей жизни.

Поскольку каждый из нас уникален, то смысл для каждого относителен. Но Франкл не акцентирует внимание на относительности, а смещает акцент на его уникальности. И задача терапевта не в том, чтобы навязать пациенту своё понимание смысла – а помочь ему отыскать его собственное. Еврейский мудрец Гиллель говорил: «Если не я сделаю это – то кто это сделает? И если я не сделаю это немедленно – то когда же мне это сделать? Если я сделаю это для самого себя – то кем буду я?».

У любой ситуации имеется свой смысл, который далеко не всегда совпадает с общественными идеалами. И ситуации, смысл которых не был нами обнаружен и понят – будут повторяться в разных интерпретациях вновь и вновь. Человеку, решающему временно укрыться от проблем, могут дать «отпуск без содержания». Вариантов его провождения не много: за стаканом (бутылкой) спиртного по вечерам; сексуальные связи без разбора, или наркотические зависимости; просто плеванием в потолок. Но рано или поздно жизнь предъявит свой счёт, а ресурсов на то, чтобы погасить его – окажеться слишком мало или вообще не будет.

Если человек, забыв о смысле и цели своего существования, полностью сосредоточил внимание на средствах её достижения – расплатой за бегство от себя станет состояние, которое психологи назвали «неврозом выходного дня». Проще говоря – ощущение щемящей пустоты собственной жизни.

Универсальным инструментом, помогающим человеку определиться со смыслом своей жизни Франкл считает совесть. Поскольку наша совесть – продукт интуиции, то ей свойственны творческие возможности. Смысл уникальный сегодня – может стать универсальным завтра. К примеру, когда-то запрет «не убей» мог быть не более, чем продуктом свободной фантазии каннибала. Сегодня – в этот тезис вложен общечеловеческий универсальный смысл.

Отсутствие смысла – экзистенциальный вакуум

Духовные традиции рушатся. Но, открывая перед человеком новые возможности науки и цифровых технологий, цивилизация не спешит создавать и предлагать другие, по крайней мере столь же эффективные духовные парадигмы. Результат такой тенденции – экзистенциальный вакуум, проявляющий себя как полное отсутствие всякого смысла существования.

Поэтому, как писал Франкл, в числе главных задач, которые должны стоять перед образованием и каждым человеком – развитие способностей человека брать ответственность и принимать независимые решения. Когда десять заповедей перестают восприниматься как безусловный запрет, человек должен научиться следовать десяти тысячам заповедей, которые заключают в себе смысл каждой уникальной ситуации. И здесь окончательное решение всегда остается за ним. Задают вектор – разум и совесть, но и они склонны ошибаться. Принимая окончательное решение, всегда лучше полагаться на совесть, действуя по принципам: «Если не знаешь как поступить, поступай благородно» или «Делай, что должно – и будь, что будет».

Три способа наполнить жизнь смыслом

У человека, по мнению Франкла, есть три способа сделать свою жизнь осмысленной:

  1. Путем включения в нее аспекта творчества или совершения поступков.
  2. Путем переживания чего-либо, связанного с социумом, или переживаний по поводу кого-либо, кто имеет значение.
  3. Путем переживания страданий в случае, если пути 1 и 2 оказываются недоступны.

Таким образом, самые естественные пути сделать жизнь осмысленной – реализовать свои творческие способности или обрести общество любимого человека. Если же мы оказались в ситуации, когда эти пути недоступны в связи со сложностью жизненного периода, смысл всегда можно отыскать в том страдании и вынужденных ограничениях, которые нам суждено испытывать.

Отличный пример из книги Виктора Франкла: «Человек в поисках смысла»:

У одного из его пациентов, по совпадению, практикующего врача, год назад скончалась любимая супруга, с которой он прожил не одно десятилетие. Шло время, но боль потери не утихала, а напротив, становилась все острее.

На приёме Франкл спросил пациента: — Скажите, вы не пробовали поразмыслить над тем, что пришлось бы перенести вашей жене, если бы вы умерли раньше неё?

— Это совершенно немыслимо – воскликнул он, задумавшись на секунду, – уверен, моя жена прибывала бы в отчаянии.

— Теперь вы действительно поняли, что сумели уберечь её от этих переживаний, ведь ей не пришлось пережить то, что сейчас испытываете вы в связи с ее уходом.

Первый раз за время приёма на лице пациента появилось подобие осмысленной улыбки. Он молча встал, пожал руку Франклу и твёрдым шагом покинул кабинет.

Пациент испытал глубочайший инсайт, и буквально за один миг его жизнь и статус «Homo patiens» (человек страдающий) обрели совершенно новое значение. При этом, подчёркивает Франкл, для коренного перелома в сознании и представлениях о своём положении не были задействованы никакие терапевтические и психотерапевтические методы. Оказалось, достаточно изменить отношение человека к своей непростой ситуации, к своему страданию. Судьба в данном случае распорядилась отказаться от возможности реализации смысла жизни через аспект любви, но оставила возможность адаптироваться и отыскать смысл в новых, более жёстких условиях и иных ценностях.

Эвтаназия

Эвтаназия — практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания.

Франкл всегда активно осуждал эвтаназию, будучи уверенным, что миссия врача – делать всё, от него зависящее для того, чтобы помогать тяжело больному человеку реализовать своё право и стремление жить. В равной мере он осуждал и самоубийц, которых сравнивал с несдержанными шахматистами, которые вместо поиска решения задачи = отыскания смысла ситуации – просто смахивают фигуры с доски. Он полагает: и в первом и во втором случае если бы судьба распорядилась окончить путешествие человека в этом мире, она нашла бы множество эффективных способов довести дело до конца.

Жизнь и всё, что в ней происходит – всегда обретает особый смысл в том случае, если это что-то даётся с трудом. И если решение ответственной задачи или окончание миссии, по мнению человека – крайне важно и находится в прямой зависимости от его выживания, то он непременно будет бороться. Сделает всё возможное, чтобы переломить ситуацию. И не врачу здесь принимать на себя роль вершителя судеб, поскольку вероятность субъективного = ошибочного решения всегда присутствует.

Прогресс не стоит на месте. То, что казалось чудом вчера – завтра станет повседневной медицинской практикой. Идеи, технологии помогают спасать пациентов, которых официальная медицина ещё совсем недавно признавала безнадёжными «овощами» и «приговаривала» к эвтаназии. Поэтому главная задача врача, уверен Франкл – научить пациента благоговеть перед жизнью и наполнить свои дни смыслом. А не лишать его жизни и остатка надежды, принудительно отключая от аппарата жизнеобеспечения.

Как сказал Фридрих Ницше: «Если человеку есть Зачем жить, он вынесет любое Как».

goal-life.com

Поиск смысла жизни.

Поиск смысла жизни относится к тому, что люди сильно замотивированы, чтобы найти смысл своей жизни, то есть, способность понять природу своего личного существования, чувство значимости и целеустремленности. Жизнь чувствуется значимой для людей, когда они могут удовлетворительно ответить на вопросы о своей жизни, такие как «Кто я?», «Зачем я здесь?», «Что действительно важно для меня, что я должен сделать в своей жизни?». Обнаруженный смысл жизни это продуманная фундаментальная мотивация. Другими словами, ощущение, что жизнь существенна, понятна и целеустремлена может быть необходимо для психологической дееспособности человека.

На протяжении тысячелетий, попытка понять, что делает жизнь осмысленной, была задачей художников, богословов и философов. После Первой мировой войны, некоторые влиятельные философы утверждали, что жизнь по своей сути бессмысленна. Они считали, что нет никакой высшей цели Вселенной, и поэтому люди одиноки в поисках смысла. Тем не менее, люди идут на многое, чтобы отстоять свои идеи о том, какова жизнь на самом деле. Другими словами, они крепко держатся за свои жизненные смыслы. Например, многие люди стремятся защитить конкретные религиозные, моральные или научные убеждения перед лицом противоречивых мнений или убеждений. Ряд психологов предположили, что люди должны быть мотивированы, чтобы найти смысл своей жизни.

Альфред Адлер сказал, что люди от природы стремятся к выполнению цели своей жизни, в частности посредством участия в общественной деятельности. Эрик Эриксон предлагал идею о необходимости самоинтеграции в дальнейшей жизни. При таком подходе, поиск смысла нацелен на борьбу пониманий жизненного опыта. Эрик Фромм подчеркивал важность смысла жизни человека и предположил, что чувство отчуждение от других и ощущение бесцельности, снижает нашу способность находить жизнь осмысленной в мыслях и действиях в ходе повседневной и трудовой деятельности. Абрахам Маслоу думал, что смысл может возникнуть в самоактуализации или в достижении полного потенциала.

Идеи Фромма – отголосок работ Виктора Франкла, человека, который самым тесным образом связан с психологической работой над смыслом жизни. Опыт Франкла, как пережившего в Германии во время Второй Мировой Войны пребывание в концентрационном лагере, убедило его в важности поиска цели в жизни. Он чувствовал, что самая большая разница между тем, кто выжил и тем, кому не удалось пережить пребывания в ужасных лагерях, была не в том, сколько они были вынуждены работать, как мало или много у них было еды, и как беззащитны они были. Все должны были работать до изнеможения, никто не имел достаточно еды, и все были сильно подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий. Франкл верил, что изречение Фридриха Ницше – “Если у человека есть «зачем», он может выдержать любое «как»”, – сделало важное различие. Франкл считал, что все люди должны найти свое собственное, уникальное, «почему», иными словами, их цель в жизни. Он писал, что те, у кого был смысл или цель, имели большую вероятность выжить в концлагерях, в отличие от того, кто потерял свою цель и почти наверняка был обречен. Следующие труды Франкла и его основание логотерапии (дословно, смысл-исцеление), психологическая работа о важности поиска смысла жизни. Рой Баумайстер рассуждал, что смысл жизни, весьма укоренён в стремлении людей к ощущению предназначения в значимости того, что они делают, контроле, способности и самоценности.

Франкл писал, что желание найти смысл заставляет каждого человека найти свой уникальный смысл жизни. Поиск и ощущение наличия смысла жизни это противоположные концы одного континуума.

Поиск смысла и имеющийся смысл колеблется в зависимости от возраста и этапа жизненного пути. Например, молодой человек, возможно, будет больше искать смысл и ему кажется, жизнь имеет значение, тогда как пожилой человек, может чувствовать, что жизнь бессмысленна.

Если поиск смысла жизни – это важная психологическая мотивация, значит, это может быть важно для благополучия человека. Мы знаем, что наличие смысла жизни связано с повышением благополучия в отношениях, работе и жизни в целом, а также к меньшей вероятности психологических расстройств. Однако мы не можем предположить, что люди, которые ищут смысл в жизни, менее счастливы. Поиск смысла жизни может мотивировать людей, чтобы погрузиться в религию, захватывающие приключения, и философию. Даже люди, которые чувствуют, что их жизнь полна смысла, возможно, будут искать более глубокое понимание того, что есть смысл, или пытаться приспособиться к большим переменам в жизни, таких как рождение детей или поиск новых источников смысла жизни. Например, для успешного спортсмена смысл может быть в спортивных соревнованиях. Окончание карьеры из-за травмы может отнять тот смысл, что был прежде и человек начинает искать новый смысл.


В статье использованы материалы:

1. Баумейстер Р. Ф. (1991). Смыслы жизни.
2. Франкл, В. Э. (1963). Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию.
3. Штегер, М. Ф., Фрейзер, П., Оиси, С., & Калер, М (2006). Смысл в жизни по Опроснику: Оценка наличие и поиск смысла жизни. Журнал консультативная Психология, 53, 80-93.


pendelson.ru

В поисках смысла жизни / Православие.Ru

В одном из рассказов Владимира Крупина приводится небольшой эпизод из жизни: «Хоронили коммуниста сердобольные старушки. Просят в церкви отпеть и говорят: “Всю жизнь с нами боролся, пусть хоть на том свете отдохнет”». У одних смысл жизни в том, чтобы бороться с верой, у других – в том, чтобы ее исповедовать. А что же это такое вообще – смысл жизни? Каким он должен быть, и как его обрести?

Когда-то давно в Дельфах был храм, на фронтоне которого располагалась надпись: «Познай самого себя». Философ Сократ говорил, что с этого начинается человеческая мудрость. Но что же мы можем реально познать в отношении самих себя? Если бы мы снимали на пленку всю свою жизнь, не только избранные моменты во время выходных или отпуска, а вообще все подряд, а потом стали просматривать, то получилось бы удручающее зрелище. Бессмысленные, пустые дела, глупые увлечения, напрасные переживания, погоня за какими-то миражами, жестокое и равнодушное отношение к ближним. И как часто мы сами себе признаемся, что, начнись жизнь сначала, мы во многом поступали бы уже совершенно иначе.

В древнегреческой мифологии есть миф о Сизифе, который бесконечно закатывает огромный камень на гору, но едва достигает вершины, как камень устремляется вниз, и вновь начинается та же самая бессмысленная работа – закатывать камень на гору, чтобы он вновь скатился вниз. В XX веке писатель и философ Альбер Камю применил этот образ к современному человеку, показав, что, как ни печально, но главной чертой нашего существования является абсурд. Вот как проходит наша неделя в изображении Альбера Камю: «Подъем, трамвай (или метро. – В.Д.), четыре часа в конторе или на заводе, обед; трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме – вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос: зачем?»

Мы все время куда-то спешим и в итоге даже не замечаем, что жизнь-то проходит мимо нас, что мы все время находимся где-то, но так, как будто вовсе и не живем, что мы все время что-то приобретаем, но не имеем чего-то самого главного. Так чего же мы от жизни хотим?

Думаю, любой согласится со мной: все мы хотим счастья. Никто ведь не скажет, что хочет, чтобы ему было плохо. То есть счастье есть цель, к которой стремятся абсолютно все люди. Но вся беда в том, что само счастье понимается нами по-разному. Поэтому и цель жизни, и способы достижения счастья определяются самым различным образом.

Одни видят счастье в материальном достатке. И вроде бы все мы понимаем примитивность такого подхода к жизни, но кто из нас не искушался мыслью: «Будь у меня чуть побольше денег, я бы не знал столько бед»? Другие ищут славы и популярности, третьи – карьерного роста, власти и рычагов влияния на других, четвертые же полагают счастье в чувственных наслаждениях, которые сводятся, прежде всего, к половой любви. Но вот кто-то произнес такой афоризм: «Молодые страдают от неудовлетворенных желаний, а пожилые – от того, что их желания в молодости исполнились». Пытаясь взять от жизни все, как это нам рекламируется, мы в конечном итоге все и теряем: здоровье, легкость жизни, наслаждения.

Один из героев фильма «Место встречи изменить нельзя» спрашивает Володю Шарапова, счастлив ли он. А затем, не дождавшись от растерявшегося Шарапова ответа, говорит, что когда он был молод, то тоже был счастлив, но чем старше он становился, тем это счастье все уменьшалось и уменьшалось, пока наконец не превратилось в совсем маленькую частицу счастья. В душе есть желание полноты, простора и насыщения, а время уходит. Чего бы мы ни достигли, все исчезает из рук, тело стареет, а в душе какая-то пустота.

В конце концов человек и сам видит неосуществимость своих романтичных идей, чувствует, что окончательно запутался, и ощущает в душе опустошенность и жизненный дискомфорт. Чувство бессмысленности и безнадежности приводит к попыткам чем-нибудь заглушить тоску, например алкоголем. А находясь в опьянении, человек пребывает в грезах, которые заменяют ему реальность, в коей он не нашел себе места. Такова судьба миллионов людей, потому что они живут иллюзиями, пытаясь найти смысл в чем-то земном.

Одна исследовательница совсем недавно проанализировала, о чем больше всего сожалеют умирающие. Оказалось, что многие жалеют, что потратили большую часть своей жизни на однообразный труд для добывания средств к существованию. Раньше они считали, что материальный достаток сделает их жизнь более счастливой, и ради этого они пренебрегали теми, кого любили, забывали о раскрытии талантов, данных лично им. Они подстраивались под внешние стереотипы и забывали о созидании своего внутреннего мира. Жизнь прошла как сон, и подлинного счастья они так и не испытали.

Есть, конечно, в жизни цели более высокие, которые вдохновляют и радуют, например творчество, деятельная любовь к другим людям. Или, как еще говорят, желание «оставить о себе добрую память», найти «смысл жизни в детях» и т.п. Уж это-то должно осмыслять нашу жизнь?

Однако люди, причастные серьезному творчеству, хорошо понимают неполноту и предел своих дел. Яркий тому пример – герой Джека Лондона Мартин Иден, который отдал все силы на свое внутреннее развитие, интеллектуальный и культурный рост, на раскрытие своих творческих талантов, наконец стал известным, знаменитым писателем, но в итоге страшно разочаровался и пришел к жизненной трагедии. Почему же известность и творчество не принесли ему радости осмысленной жизни?

Даже величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин, как мы знаем, однажды написал такие строки:

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Значит, даже таланты и творчество не способны сами по себе осчастливить жизнь человека.

Когда Лев Толстой был уже писателем с мировым именем, он неожиданно ощутил, что утратил смысл жизни. Этот кризис чуть не привел его к самоубийству. Позднее он сам объяснял это тем, что был далек от созидательного труда, которым живет простой народ. И чтобы разрешить вопрос о смысле жизни, по мысли Толстого, нужно не быть в отрыве от самой жизни: участвовать в труде, добывать хлеб насущный – это и позволит ощутить удовлетворенность жизнью и ее осмысленность. К сожалению, Лев Толстой не заметил того обстоятельства, что русское крестьянство его времени имело высший идеал в религиозных традициях и вере в Бога.

Так вот, для человека крайне важно, чтобы в жизни были идеалы более высокие, чем его нужды, – только это способно вдохновить людей и принести им подлинную радость жизни. В этом смысле вера в Бога и общение с Ним – это как маленький, но яркий фонарик в душе человека, который освещает сумерки трудовых будней и побуждает всегда идти вперед. И тогда твое творчество, твой труд и даже материальная жизнь будут освещены высшими ценностями.

Так, величайший ученый Блез Паскаль, называвший науку лишь ремеслом, полагал подлинную цель человеческой жизни в куда более возвышенной сфере – в общении с Богом: «Наше истинное благо – пребывать в Нем, и наше единственное несчастье – быть разлученным с Ним» (Мысли о религии).

Иногда можно услышать, что надо жить для того, чтобы просто жить, и не забивать себе голову какими-то размышлениями. Раз живешь, так и живи. А зачем и ради чего, какая нам разница?

Известный философ XX века С. Франк верно писал, что жизнь не может быть самоцелью, жизнь – это не самозамкнутость, а постоянное стремление к чему-то и делание чего-то. Сам человек переживает миг, в который ничего не делает и ни к чему не стремится, как состояние мучительно-тоскливой пустоты и неопределенности. Мы не можем жить только для жизни, потому что всегда живем для чего-то и для кого-то. У нас всегда есть какая-то цель. Какая же цель может быть действительно высшей, которая бы осмыслила всю нашу жизнь?

Русский мыслитель Евгений Трубецкой в трактате «Смысл жизни» справедливо писал: «У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагает такую цель или ценность, ради которой, безусловно, стоит жить». И давайте подумаем: ведь, действительно, есть у каждого из нас сокровенные ценности жизни, ради которых мы готовы на все. Но наш мир ненадежен, и часто изломы судьбы отнимают у нас самое дорогое, что у нас есть. Значит, должно быть еще что-то такое, что находится над всем этим, что-то более прочное, основательное, что может быть надежной опорой при любом исходе судьбы.

Представим, что есть горячо любимый человек, но настает момент, когда его вдруг рядом по каким-то причинам не оказывается. Это может быть что угодно: несчастный случай или вынужденное расставание. Что тогда? С потерей человека, в котором заключалась вся радость жизни, потерять окончательный смысл ее? Значит, должна быть какая-то высшая опора в жизни, что-то превосходящее нас самих, что смогло бы освящать нашу жизнь настоящим, подлинным смыслом.

Само понятие смысла включает в себя разумность, целесообразность, оно означает, что мое существование как личности уже имеет определенную ценность. То, что я родился, живу, что-то делаю, а затем умираю – все это не просто так, не должно исчезнуть и оставить после себя одну пустоту.

Существуют интересные наблюдения. Если спросить маленького ребенка, будет ли он жить всегда, то ребенок сразу же ответит: «Да». Жизнь изначально переживается как нескончаемая полнота, как источник удивительных познаний и чувств, которым никогда не будет конца. Ощущение себя бессмертным заложено в душу человека с рождения, и только опыт жизни в нашем грешном мире убеждает, что земное бытие скоро заканчивается. Но и при этом в глубинах души остается какая-то жажда бессмертия, человеку никак не хочется умирать, перестать жить, навеки исчезнуть.

И смысл всего вокруг кажется ясным только тогда, когда есть и я, а если меня уже нет, то и все остальное бессмысленно. Если я навсегда исчезну, то какой мне смысл в этом свете солнца и в этой радости дня, в этом пении птиц и в этой красоте цветов и деревьев? Если я навсегда исчезну, то нет мне смысла в самом мироздании, ибо осмыслить его возможно лишь тогда, когда осмысляющий жив, а если я исчезаю, то мне уже ничего не нужно.

В Евангелии Христос рассказывает притчу о том, как пастух оставляет стадо, чтобы найти и вернуть одну потерявшуюся овцу. Это значит, что для Бога жизнь каждого отдельного человека имеет ценность. Мы все нужны Богу и нужны для бессмертной жизни. И поскольку Бог имеет отношение к каждому из нас, то в жизни уже есть смысл. Мы не одиноки, Бог взирает на нас. Есть Тот, перед Которым вся наша жизнь записывается, перед Которым она может быть оправдана.

Когда автор этих строк преподавал в очередную сессию на Высших богословских курсах при Московской духовной академии, одна слушательница рассказала такую историю (детали могу не вспомнить, но суть в точности передам). В городе, откуда она приехала, у десятилетней девочки умерла мама. Сирота осталась на попечении бабушки, убежденной атеистки. Ранее о Боге девочке никто особо не говорил, ничему духовному не учили. Однако получилось так, что она сама пошла в храм, и здесь на нее обратили внимание, а о случившемся горе сказали: «Твоя мама не умерла, она живая, только перешла в другой мир, и теперь она смотрит оттуда на тебя, так что ты не оставлена». Девочка воспрянула духом, в ее душе засиял свет надежды и веры. Но, увы, когда она рассказала услышанное в храме своей бабушке, случилось ужасное. Старая атеистка поведала внучке: «Ты помнишь, как хоронили твою маму, как ее закопали в землю? Ее больше нет, ты же сама видела, что она умерла. И когда я умру, меня тоже не станет». После этого девочка стала постоянным пациентом психиатра.

Этот пример наглядно показывает, что атеизм по самой своей сути исповедует вечную смерть, и это травмирует душу, не оставляя человеку никакой надежды, ни единой возможности подлинной радости. Вера же в Бога укрепляет и вдохновляет, содержит в себе бесконечный путь к бесконечному счастью. Как хочется, чтобы в жизни упомянутой девочки Промыслом Божиим все-таки водворился истинный смысл, чтобы она обрела покой своей души именно в Боге.

Очевидно, что настоящий, истинный смысл жизни состоит только в том, что не исчезнет со смертью человека и что имеет отношение не к другим, а именно и прежде всего к этой конкретной личности, пусть даже расстающейся с земным бытием. Значит, если есть в нашей жизни смысл, то этот смысл действительным может быть только тогда, когда жизнь человека вечная.

И не просто вечная, но когда она причастна тому Доброму, Высшему, Лучшему, слабые отблески которого радуют каждого в его земном пути. Само слово «счастье» – а ведь именно счастье так ищут люди – означает со-участие, одна часть с чем-либо или, вернее, с кем-либо. Так с Кем же человек может быть счастлив, и при этом счастлив вечно?

Материалисты признают только этот видимый мир и отвергают духовный, невидимый. Им кажется, что реально лишь то, что можно пощупать, и значит, настоящее счастье – в земном преизбытке. В итоге они теряют оба мира: земной – потому что в конечном итоге с ним расстаются, так и не сумев ничего взять от него, и небесный – потому что они всегда его отвергали.

Как говорил Гете, «всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». И действительно так. Если рассматривать человека только как биологическое существо, то ничего привлекательного в нем нет. Ибо этот организм все время болеет, ищет теплого места, съедает за свою жизнь несколько тонн провизии, а потом разлагается на составляющие его элементы. Какой же во всем этом смысл? Подобны ли люди червям, которые, появившись, всю жизнь только что-то едят, а потом навсегда исчезают?

Известный герой популярного в советское время романа «Как закалялась сталь» Павел Корчагин однажды произнес весьма мудрую мысль: «Надо жить так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Не правда ли, очень верная, глубокая мысль? Есть только одно уточнение: а перед кем будет стыдно и когда будет стыдно за бесцельно прожитые годы? Если ты навсегда исчезнешь, равно как исчезнут и другие люди, то чего же стыдиться?

Мучительная боль души возможна только тогда, когда есть, во-первых, душа, способная испытывать боль, во-вторых, бессмертная жизнь, в которой возможно нести воздаяние, и в-третьих, Бог, перед правдой Которого мы можем испытывать стыд за нераскаянные грехи на земле.

Вот почему святитель Филарет Московский, отвечая на строки унывавшего Пушкина, напоминал о Небесном Отце:

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Кто-то из мудрых людей сказал: «Самое прекрасное, что есть на земле, – это человеческая душа, верующая в Бога». Без Бога жизнь становится медленным умиранием. И в общем-то для того, чтобы правильно устроить свою жизнь, нужно усвоить одну главную мысль: «Моя душа бессмертна, мне предстоит жизнь в вечности». А раз так, то каково мне там будет? Хорошо, если вечная радость, а если вечное страдание? И как я теперь должен жить?

В мире, не преображенном верой в бессмертие, можно говорить лишь о том, что душа человека остается в том добром, что он успел сделать. И подобно тому, как свет от угасшей звезды мы можем еще долго воспринимать, словно продолжает светить звезда, так и умерший человек остается с нами в свете его добрых дел, произведений его творчества, пока они не забыты и не утрачены. Однако самого человека в атеистической парадигме после смерти нет, а значит, вопрос о смысле уже сам собой снимается.

Но если я ничего не получу для вечности, то смысл моей жизни равен нулю. И если я думаю, что передам что-то детям для их земной жизни, но они при этом также умрут навсегда, то я передам тот же самый жизненный нуль. Известный философ и ученый XX века Бертран Рассел, этот талантливый атеист, весьма логично, в рамках своего атеизма, утверждал, что нет иного выхода, кроме как смириться с фундаментальной бессмысленностью нашего бытия. И это действительно так, но только в отношении атеизма.

Как говорил старец Паисий Святогорец, «зло начинается с недостатка веры в иную жизнь» – хватай, набивай карманы, наслаждайся, ибо завтра ты навсегда умрешь.

Само понятие смысла подразумевает что-то такое, что не напрасно, не зря было сделано. В каком же случае человек не напрасно трудился и жил?

Надо сказать, что мы часто чувствуем истинность чего-либо сердцем, минуя логику и рассудочные обоснования. И если посмотреть непредвзято и честно, наше сердце отказывается признать то, что нас когда-то совсем не будет.

Соприкосновение с истиной рождает радость в душе. И когда человек вдруг начинает чувствовать и понимать, что его душа бессмертна, то это несет душе несказанную радость и мир. Жизнь такого человека приобретает смысл.

У Достоевского в его «Дневнике писателя» есть такие рассуждения: «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой».

Мы уже говорили о том, что все люди хотят обрести в жизни счастье, только не все знают как. Упомянутый нами ученый Паскаль говорил: «Есть три разряда людей. Одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его, это люди разумные, но еще несчастны». Наверное, к какому-то из этих разрядов принадлежит и каждый из нас.

И еще. Каждый человек в своей жизни подобен художнику, который может написать в своей душе прекрасную картину, создать чудную икону (ибо человек есть образ Божий), а может нарисовать в самом себе черный квадрат с его угловатой пустотой. Поэтому зависит от нас, чему мы посвятим свою жизнь и как она будет осмыслена. Подсказку предлагает нам святитель Феофан Затворник: «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи – всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь».

pravoslavie.ru

Человек в поисках смысла жизни

Не знать самих себя – крайнее безумие, хуже помешательства, последнее есть болезнь невольная, а первое – следствие развращенной воли.

Св. Иоанн Златоуст

Введение

Издревле человек пытался познать себя и определиться, найти свое место в окружающем обществе и в окружающей его социальной среде. (Том обществе и той среде, которая окружала его в соответствующие временные промежутки в каждом непосредственном месте обитания). Однако больше всего эта проблема интересовала философов, которые и посвящали этой проблеме и путям ее разрешения многие годы, а иногда и всю свою жизнь. Проблема смысла жизни теснейшим образом связана с проблемой сущности человека; они во многом переплетаются и часто даже совпадают. И та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.Однако до сих пор не найдено единственного четкого ответа на этот глубокий вопрос. Каждая личность, каждый индивид рассматривает эту проблему в своем ракурсе, следовательно и решение он пытается найти непосредственно как можно более сильно соответствующее именно своим моральным, устоям, принципам и вообще мировоззрению. Поэтому-то и сложно каждому иному человеку определиться в этом выборе. Но, естественно, если личность действительно заинтересована в этом, то настоятельно рекомендуется изучить если не все (это просто невозможно), то по крайней мере как можно больше трудов других людей. В процессе оценки очередной работы, индивид осмысливает все изложенное, а позже разделяет осмысленное на то, с чем он согласен, и на то, что он отрицает. Кроме того, в процессе осмысления и рассуждения, человек набирается опыта и возможно даже изменяет какие-то свои принципы и мировоззрение. Поэтому в данной работе мне хотелось бы представить различные мнения и различные воззрения на смысл жизни и на поиски его человеком.

1. Великие в поисках смысла жизни.

Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире – для чего живет человек? Французский философ и писатель А. Камю в эссе “Миф о Сизифе” писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому “вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов”, заключает он.

Смыслу жизни посвящен ряд философских концепций. Одной из древнейших является концепция Экклезиаста. В ней подчеркивается ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклезиаст, это бессмыслица, нелепость, вздор, чепуха. Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, “как погоня за ветром”. Такой пессимистический вывод был сделан Экклезиастом потому, что “один конец ожидает всех”.

По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство.

Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводит к его страданию. Шопенгауэр имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта “мыслю, следовательно, существую” в положение “страдаю, следовательно, существую”. Согласно теории Шопенгауэра, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб, общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А “главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, “это сам человек: человек человеку волк”. По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт: злоба, злорадство, жестокость, эгоизм. Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Его лозунг – “все для меня и ничего для людей”. Он разделяет людей, обособляет их и делает враждебными друг другу.

В своей работе “О ничтожестве и горестях жизни” Шопенгауэр делает выводы:

– от природных, общественных и людских стихий человек страдает, печалится, лишается покоя и радости,

– жизнь его проходит в беспрерывной борьбе за самое существование, на каждом шагу ему угрожает гибель,

– самое счастливое мгновение человека – это когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он пробуждается.

Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма. Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь имеет печальный, трагический смысл. Основными чертами жизни, с их точки зрения, являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор и т.д. Рассуждения экзистенциалистов обретают пространный вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречен с самой первой минуты своего бытия.

В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним относятся, например, идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого. А.М. Горький, как большой знаток жизни, писал: “Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!”.

Л.Н. Толстому принадлежат следующие слова: “Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем”. И еще одна его идея: “На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья”. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.

Некоторые известные люди смыслом жизни (своим счастьем) считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (богатый и знатный японец, бывший прежде журналистом, последователь учения Л.Н. Толстого) писал о себе: “Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, в крошечном домике со своею женою и собакою. Я развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорные травы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть… Может быть, таков уклад моей души, может быть, такой строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно”.

Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы цели и смысл жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И отвечал: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Он писал, что это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную. Отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения – с другой. “В узком смысле слова под “счастьем” подразумевается только последнее”. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.

Попутно отметим, что он дает своего рода советы-рекомендации, следуя которым можно быть счастливым. К ним ученый прежде всего относит любовь – возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит

mirznanii.com

Человек в поисках смысла | Главные идеи

3 часа 32 мин. назад

Anonymous добавил цитату Плутарх в избранное ❤️

3 часа 33 мин. назад

Anonymous добавил цитату Плутарх в избранное ❤️

3 часа 33 мин. назад

Anonymous добавил цитату Плутарх в избранное ❤️

3 часа 33 мин. назад

13 часов 28 мин. назад

22 часа 2 мин. назад

1 день 13 часов назад

3 дня 4 часа назад

3 дня 4 часа назад

3 дня 4 часа назад

4 дня 2 часа назад

4 дня 2 часа назад

Зарегистрирован новый пользователь Andy 🙌🤝

4 дня 6 часов назад

4 дня 15 часов назад

5 дней 6 часов назад

Anonymous понравилась 😍 история
Козёл

1 неделя 1 день назад

1 неделя 1 день назад

1 неделя 2 дня назад

1 неделя 3 дня назад

1 неделя 3 дня назад

1 неделя 3 дня назад

1 неделя 4 дня назад

1 неделя 4 дня назад

1 неделя 4 дня назад

1 неделя 4 дня назад

1 неделя 4 дня назад

2 недели 17 часов назад

2 недели 1 день назад

2 недели 2 дня назад

2 недели 4 дня назад

2 недели 4 дня назад

2 недели 5 дней назад

2 недели 5 дней назад

2 недели 5 дней назад

3 недели 2 часа назад

3 недели 3 часа назад

3 недели 3 часа назад

3 недели 1 день назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

3 недели 2 дня назад

howfinder.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *