Маргиналы — это… Что такое Маргиналы?
Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Термин
Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.
Ссылки
[1] http://www.ec-dejavu.net/m-2/Marginal.html
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Маргинал — это… Что такое Маргинал?
Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.
Происхождение термина
Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».
Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.
Маргиналы (примеры)
- Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
(Случаи из жизни Диогена)
- Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]
Производные понятия и примеры словоупотребления
- Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
- Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Индивидуальная и групповая маргинальность
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Последствия маргинализации
Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.
Примечания
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
значение слова, типы и примеры маргиналов
Маргинал – это человек, исключенный из различного рода институтов общества. Маргинальность причисляется к тем понятиям, какие при своей сложности одновременно у всех вокруг на слуху, но имеет трактовки очень неоднозначные, даже спекулятивного характера, часто с негативным окрасом. К такой категории людей часто относят и люмпенов – деклассированных элементов от общества. Что значит маргинал? Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы.
Понятие маргинал раскрывается через свой латинский корень margo – край. Маргинал это человек, которого отнести к определенной социальной группе нельзя, он как бы зависает на грани отличных между собой групп, а посему ощущает их противонаправленное влияние.
Значение слова маргинал
Что значит маргинал? Маргинал это человек, который недостаточно участвует или полностью выключен из деятельности институтов общества: экономических, культурных, политических. Социальными науками полагается, что маргиналы – в некоем роде избыточный материал социума, нуждающийся в строгом контроле, мониторинге, требующий проработки. Это есть негативное явление социума, свидетельствующее о неполадках, болезнях внутри общества. Можно определить некую норму социального участия в жизнедеятельности общества и его групп, а недостаток участия есть отклонение от данной нормы.
Кто такой маргинал? Это человек, который, будучи помещенным за границу группы, воспринимается ее членами как чужак. Он одновременно объединяет в себе удаленность и близость с группой – он есть в ней физически, но, однако не включен в нее как ее член, не разделяет ее биографию, а является пришельцем, остановившимся словно гость в ней. Однако присутствие такого чужака дает группе шанс определить то, чем она сама не является, осознать свои границы. Также он разграничен с группой и может обладать объективностью в суждениях относительно нее, ведь он свободен и может ее покинуть.
Классическое понятие маргинал подразумевает не столько выключенность из группы, сколько нахождение на границе посреди двух групп. Как следствие маргинал несет в своей личности культурный конфликт, который не является сугубо психологическим, это не когнитивный диссонанс, не чувство обделенности и психологических неудобств в связи с невключенностью в группу. Это скорее практикуемая маргинальность. Этот конфликт осознается маргиналом в себе как причастность к нескольким несовместимым группам и невозможность идентифицировать себя полностью с одной из них.
Типы маргиналов
Каждого маргинала в более полной мере можно описать через особенности его маргинальности и причин, к ней приведших. Задавшись вопросом раскрыть типы маргинальности, мы можем говорить о делении на этнических, экономических, социальных и политических маргиналов. Что означают эти четыре подтипа?
Этнические маргиналы – те, кто сменили жизнь среди людей своей народности на жизнь в новых этносах. Обычно происходит это вследствие миграции населения, вынужденной или произвольной. Яркий пример вынужденного мигранта – это беженец, такой человек маргиналом становится поневоле, уезжает, спасая свою жизнь, и особенно сложным ее устроить на новом месте будет, если новый этнос значительно отличается от родного. Здесь могут влиять и языковой барьер, и отличная от остального населения внешность, и причастность к иной религии, и культурные различия.
Этническая маргинальность наиболее труднопреодолимая, она связана с теми факторами, которые человек подчас не в силах изменить – внешность, менталитет, обычаи. Именно этот тип маргиналов чаще всего не имеет личностных качеств, предопределяющих их маргинальность, а становится маргиналом поневоле. Чуть более мягким примером этнических маргиналов являются люди, переехавшие в новую страну, более обеспеченную и с большими возможностями, чем родина. Это мигранты из малообеспеченных стран. И для них преодоление маргинальности тоже практически невозможно, такие люди в течение всей жизни продолжают ощущать связи с родной народностью, но находятся вдали от нее.
Экономические маргиналы появляются вследствие изменений в финансовой сфере, это может быть потеря работы и невозможность найти новую, утрата привычных источников дохода, потеря собственности. Уровень экономической маргинальности значительно повышается в обществе в период экономических и политических кризисов как следствие уменьшения количества рабочих мест, а иногда и критического урезания целых сфер деятельности вплоть до полного их закрытия.
Примером может служить закрытие заводов, успешно работавших в советский период и расформирование их при приватизации и продаже. Тысячи специалистов оказались без возможности применить свои навыки и заработать этим, и лишь немногие смогли найти работу по профессии или переквалифицироваться. Инфляция, обесценивание накоплений – денежные причины появления экономических маргиналов. Также в ситуации острой нужды или мошенничества, разрастающегося в периоды кризисов, многие люди лишаются жилья и другой крупной собственности, и могут даже в крайнем случае перейти в категорию люмпенов, став людьми без определенного места жительства.
Понятие социальной маргинальности связано с незавершенностью перемещения между двумя социальными группами, обычно вертикального – движения в «социальном лифте». Однако, начав перемещение, с целью установления своего лучшего положения и занятия более выгодных позиций в своем обществе, человек может не достигнуть желаемого, «скатившись» до еще более низкого уровня. Либо остановиться на границе, будучи неспособным ни достичь желанного уровня, ни вернуться в прежнюю группу. Сюда можно отнести и все процессы маргинализации, связанные с неудачной сменой социального статуса – например смерть богатого супруга. Социальный маргинал теряет свой привычный образ жизни.
Политический маргинал – еще один распространенный тип, что связано с политическим кризисом, выросшим до предела неверием в те или иные силы в политике, снижением гражданского самосознания. Смена режимов, перемена государственности и общественных норм, проистекающих из законодательства и власти – все это рождает еще одну категорию маргиналов, психологически зависших, например, между СССР и уже отдельными странами постсоветского пространства. Чем чаще меняются режимы, чем меньше обещаний выполняется политиками – тем выше уровень политической маргинальности в обществе.
Примеры маргиналов
Интересно, что некоторые психологи, философы, социологи считают маргинальный тип личности наиболее цивилизованным, развитым типом, продвинутым, мобильным и подвижным, открытым к изменениям и всему новому.
Какие известные личности хорошо иллюстрируют маргинальность? Пожалуй, самый яркий пример – это Иисус Христос, Богочеловек в христианской традиции. Будучи уже даже рожденным в маргинальной среде – в хлеву, и дальше всей своей жизнью он не только не укрепляется в какой-то социальной группе, а напротив, разрушает многие нормы того общества: в юности учит в храме, в молодости разгоняет в нем менял, зарабатывает малооплачиваемым трудом, берет в ученики рыбаков, общается с блудницами, и даже умирает среди разбойников. И, однако, становится одной из влиятельнейших личностей не только лишь в христианской, но даже в светской среде, заложив в нее основы этики, высокие моральные стандарты.
Еще один интересный пример – великий русский писатель Лев Толстой. Он любил жизнь в деревне, отрицая многие привилегии дворянства, писал революционные книги для сознания не только тех времен, но и на сегодня, толковал христианские нормы, но был гоним церковными служителями, положив основу даже отдельному течению, толстовству. И не один только Толстой – все действительно великие писатели, поэты, драматурги, ставшие сегодня классикой, в свое время совершили уход из той или иной социальной группы, ощущали в себе эту культурную как минимум двойственность, которая и толкала их на написание любимых сегодня нами произведений.
В наши дни маргинальность получает новый виток в связи с распространением интернета, помогающего преодолевать любые границы. Все большее количество людей работают фрилансерами, сохраняя одиночество, нежелание интенсивных социальных контактов, отрицание общественно принятых норм жизни.
psihomed.com
Кто такой маргинал? Плохо ли быть маргиналами?
Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп. У маргинала нет четкой социальной идентичности — он не относит себя к конкретной культуре, слою или кругу.
Говоря простыми словами, маргинал — это некий «отщепенец», которого трудно приписать к той или иной группе. На маргиналов воздействуют противоречащие друг другу идеи, нормы и ценности, и это осложняет их жизнь в обществе.
Маргинальными могут быть и отдельные люди, и группы — например, когда меняется общество, целые слои оказываются выброшены из социальной структуры (например, дворяне в России после революции 1917 года).
В современной России слово «маргинал» нередко используют в отрицательном смысле, как синоним слова «люмпен». В действительности люмпены — это деклассированные элементы, дно общества (нищие, бомжи, алкоголики, наркоманы, уголовники). А маргиналы далеко не всегда находятся в низу общественной иерархии.
Читайте подробнее: Люмпен-пролетариат и люмпены. Кто такой люмпен и в чем его отличие от маргинала?
Также маргинальными в обиходе называют людей или явления, не имеющие большого значения, нечто второстепенное, исключение из правила.
Музыкант Егор Летов, чьих поклонников министр культуры РФ Владимир Мединский назвал «маргинальной аудиторией»
Не стоит путать маргиналов с маргиналиями. Маргиналии — это заметки на полях книги или рукописи. Маргинал и маргиналия — слова-паронимы.
Какими бывают маргиналы? Примеры социальной маргинальности
Термин «маргиналы» введен в оборот американским социологом Робертом Парком в 1920-е годы. Парк изучал маргинальность на примере эмигрантов. Люди, воспитанные в одной культуре, но вынужденные жить в другой, занимают в новой стране «промежуточное» положение, объяснял социолог.
Иммигранты прибывают в Америку. Рисунок около 1900 года.
Маргиналами становятся в результате социальных потрясений — реформ, революций, кризисов. Например, урбанизация — массовое переселение сельских жителей в города — превращает вчерашних крестьян в городских маргиналов.
Экономический спад может сделать даже обеспеченных людей безработными. А развитие технологий — превратить представителей «устаревшей» профессии в невостребованных маргиналов.
Политическими маргиналами могут стать те, кто выражает политические взгляды, отличные от общепринятых — не обязательно экстремистские.
Религиозными маргиналами оказываются люди, стоящие вне традиционных конфессий.
Человек может стать маргиналом и абсолютно добровольно. Например, представители контркультуры и ряда молодежных субкультур намеренно противопоставляют себя обществу.
Московские панки. 1995 год. Фото: РИА Новости / Илья Питалев
Маргинал — это плохо?
Употреблять слово «маргинал» как ругательство неправильно. Маргинальность — социологический термин. Он лишь означает промежуточность, пограничность положения между различными группами общества. Таким образом, маргинал — это просто человек, которого невозможно четко приписать к определенной группе.
Маргинал — далеко не всегда «ущербный» человек или изгой. Многие выдающиеся люди в свое время были маргиналами. К примеру, Иисус Христос в представлениях людей своего времени был маргиналом — не имел четкого места в обществе, дохода и семьи, не относился к традиционным религиозным течениям.
Читайте подробнее: Кем был Иисус. Существовал ли Христос в реальности и как он выглядел?
Изгнание торгующих из храма. А. Бида
Маргинальный человек не всегда мирится со своим неопределенным положением. Напротив, он может энергично встраиваться в социальную структуру. Именно этим некоторые специалисты объясняют успехи некоторых эмигрантов в бизнесе, учебе и иных начинаниях.
www.anews.com
маргинал — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | маргина́л | маргина́лы |
Р. | маргина́ла | маргина́лов |
Д. | маргина́лу | маргина́лам |
В. | маргина́ла | маргина́лов |
Тв. | маргина́лом | маргина́лами |
Пр. | маргина́ле | маргина́лах |
мар-ги-на́л
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -маргинал-.
Произношение
Семантические свойства
Значение
- человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения ◆ В последнее время не было скандальных высказываний политиков и экстремистских выходок маргиналов. Александр Садчиков, «Экстремальная политика. Власть займется партийной селекцией», 2001 г. // «Известия» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- социол. человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью ◆ Она была вполне жертва и притягивала уличных маргиналов ― высокая, чуть сутулая блондинка с бюстом и ногами фотомодели, растерянная иностранка, раздающая деньги нищим, с заискивающей готовностью оделяющая дорогими заграничными сигаретами черных с рыжиной фиксатых парней с угрюмыми прыщеватыми лицами, сующая жвачку детям цыганок, торговавших у вокзала губной помадой; к тому ж ― с глазами всегда на мокром месте. Н. Ю. Климонтович, «Дорога в Рим», 1991-1994 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Маргинал-олигарх, маргинал-академик и маргинал-рабочий встречаются на каждом шагу. Андрей Андреев, «Будущее принадлежит нам!», 2003 г. // «Завтра» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И вот представьте: стоят два маргинала, два, знаете ли, асоциальных типа, у которых одно пиво да рок-н-ролл на уме, и влюбленно смотрят на Минина с Пожарским. Захар Прилепин, «Захар Прилепин из Нижнего Новгорода», 2011 г. // «Русский репортер» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- частичн.: нигилист, беспринципный
- частичн.: люмпен, изгой, отморозок, перекати-поле, сума перемётная, асоциальный
Антонимы
- ортодокс, консерватор
Гиперонимы
- —
Гипонимы
- —
- мигрант, апатрид, беженец, изгнанник, деклассированный, отщепенец, отверженный
Родственные слова
Этимология
Происходит от средн. лат. marginalis «крайний», от лат. margino «обрамлять, окаймлять», далее из margo «край, граница», из праиндоевр. *mereg- «край, граница». Русск. маржинальный, вероятно, заимств. через франц.; маргинал, маргинальный — через. нем.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
Библиография
- Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 80-х годов / Под ред. Е. А. Левашова. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1997.
Для улучшения этой статьи желательно:
|
ru.wiktionary.org
значение слова и признаки такого человека
Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы разберемся, что собой представляют маргиналы, это кто простыми словами. Вам станет известной классификация, узнаете основные признаки таких людей. Выясните, как общество к ним относится. Также поговорим о том, что люди иногда путают маргиналов с люмпенами, разберем отличия этих понятий.
Общие сведения и классификация
Маргиналы — это личности, которые ввиду определенных факторов лишились своих социальных функций, но не присоединяются к другим, когда находятся за пределами группы людей. На сегодняшний день маргиналом могут называть модное понятие, которое затрагивает идею свободы, когда личность находится за границами каких-либо систем, законов, которые навязаны определенной структурой.
Маргиналами называют, например:
- личность, которая отправилась в Тибет, искать смысл жизни;
- кругосветный путешественник, который живет на колесах;
- хиппи, который отрицает социальную иерархию;
- фрилансер, который не имеет корпоративных условностей;
- миллионер, который стоит выше всех остальных людей в виду своей большой обеспеченности;
- отшельник, который живет, не используя достижения науки, бытовую технику.
Впервые в психологии данный термин был употреблен в 1928 году Р. Парком. Тогда такое понятие подразумевало под собой индивида, который занимает среднее положение между городскими и сельскими жителями. По сути, это личность, которая ранее проживала в селе, а потом, оказавшись в городе, продолжала сохранять свои культурные ценности, не имела возможности вписаться в устой городской цивилизации. Привычки и поведение такой особы является неприемлемым в социальной среде местности города. На сегодняшний день этим термином называют не только таких людей, это понятие стало значительно шире. Социологи называют маргиналами тех личностей, поведение которых выходит за границы правил и рамок, принятых в определенной социальной группе. В психологии маргинала рассматривают, как индивида, который физически принадлежит к какой-то определенной социальной группе, а эмоционально, морально и психически находится за гранью. Маргинал — это человек, который живет в определенной социальной среде, но отказывается воспринимать принципы и ценности, которые ему навязаны. На сегодняшний день существуют синонимы данного понятия, такие как «белая ворона», «изгой», «нигилисты», «неформалы», «индивидуал».
Когда личность оказывается в социуме, который ей не родственен, события могут развиваться по двум сценариям:
- личность не способна найти себе место, ее мучают противоречия;
- на маргинала направлены активные нападки, на которые он вынужден отвечать агрессивным поведением.
Различают пять типов маргиналов.
- Этнические. Причиной становления является миграция, особенно, когда она является вынужденной. Например, у беженцев. При переселении у людей возникают сложности, которые препятствуют нормальной адаптации в виду различий культуры, языка. Оказавшись на территории чужого государства, человек не может приспособиться к его порядку, законам, менталитету, вероисповеданию. Основная особенность такого типа в том, что коренные жители отказываются их воспринимать, как равных себе.
- Политические. Такие личности активно противостоят действующей власти. У таких индивидуумов нет гражданской ответственности, отсутствует терпимость по отношению к любой правящей партии. Даже если к власти приходят те, кого маргинал поддерживал ранее, он перестает это делать, тем самым противопоставляет ей себя. Таких личностей не устраивают большинство законов, утвержденных в стране, для самовыражения они могут их нарушать.
- Экономические. Сюда относят людей, которые имеют или очень маленький, или очень большой доход. В первом случае индивид ощущает свою ничтожность из-за того, что не способен зарабатывать, как другие люди. Во втором же, ощущает свое превосходство над другими, считает, что он лучше всех. Основная особенность этого типа — это показное отношение негативного характера к окружающим людям, импульсивность, попытки демонстрации того, что именно он лучше, чем остальное общество. Возрастает такая категория маргиналов в период финансовых кризисов.
- Биологические. Сюда относятся трансгендеры и люди, которые имеют психические отклонения или инвалидность. Такие личности неспособны существовать на равных правах с остальными членами общества, по причине того, что последние их отвергают.
- Социальные. Сюда относят индивидов, которые разочаровались в людях или тех, у которых произошли изменения в социальном положении, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону. Личность становится замкнутой, отделяет себя от других людей, ведет вызывающе. Может использовать общество в качестве ресурса, необходимого для достижения определенной цели.
Признаки
Давайте рассмотрим, какие проявления характерны для маргинальности.
- Нарушение связей, важных для человека, например, культурных и экономических.
- Наличие внутреннего психологического конфликта по причине невозможности определиться с самим собой, со своим собственным Я.
- Формирование психических проблем.
- Несоблюдение правил общества, нарушение закона.
- Постоянная или частое перемещение по причине того, что отсутствует какая-либо привязанность.
- Формирование своих норм и ценностей, которые, как правило, противоречат социальной группе, к которой принадлежит данный человек.
Роберт Парк выделял следующие черты, характерные для маргиналов:
Парк был уверен, что маргинал:
- отвергает нормы общества и традиции;
- у него отсутствует чувство долга перед другими людьми;
- возникает потребность одиночества;
- всеми силами пытается избежать общения с людьми.
У маргинальности могут быть и положительные черты:
- нестандартное мышление позволяет развиваться, прогрессировать, способствуют новаторской деятельности;
- благодаря уникальности, а также непохожести на других людей у маргинала появляется возможность заниматься бизнесом, найти свою нишу, которая будет приносить прибыль;
- благодаря высокому уровню мобильности, такой человек имеет больше шансов получить новое образование, найти работу, которая будет более оплачиваемой или престижной, переместиться в лучший район и даже поменять страну своего проживания.
Отношение общества
У общества формируется ошибочное мнение, что маргинальные личности стоят на самом дне. В действительности среди них есть множество успешных людей, которые преуспевают, в свободное время могут жить той жизнью, которая их устраивает. Приобретение такого статуса может являться сознательным выбором, а также носить вынужденный характер.
В повседневной речи «маргинал» употребляется с негативной окраской, рассматривается, как отклонение. Люди должны понимать, что такой тип личности не является социально опасным. У кого-то маргиналы вызывает негативную реакцию, у других вызывают сочувствие. Исторически так сложилось, что общество пытается защитить себя от воздействия чужаков, когда видит, что какой-то человек не может соответствовать его ожиданиям, отличается нестандартными реакциями, то не может воспринимать такую личность, изолирует ее.
Нередко маргиналы становятся незаслуженными жертвами. Когда в группе людей начинаются какие-то проблемы, то виноватым всегда становится тот, который чем-то отличается, даже если не имеет к этому никакого отношения.
Готовность подстраиваться, гибкость, открытость новому, наряду с толерантностью определенной группы людей, способна помочь индивидууму преодолеть все различия и адаптироваться в новом для него обществе.
Отличия маргиналов и люмпенов
Существует такое понятие, как люмпен и некоторые люди путают его с маргиналами. Люмпеном является личность, которая сознательно ведет асоциальный образ жизни и даже не совершает попытки, чтобы как-то ее улучшить. К такому типу относят:
- наркоманов;
- бомжей;
- сознательных иждивенцев;
- алкоголиков;
- преступников, которые не смогли вернуться к социальной жизни.
- Если рассматривать материальное благополучие, то у маргиналов имеются материальные ценности, какое-то имущество. В отличие от люмпенов, которые не имеют ни прав на имущество, ни собственно материального достатка.
- Маргинал является социально значимой личностью, у него постоянный доход. Люмпен не имеет постоянного места работы, а также ежемесячного дохода.
- Первый тип личности игнорирует большую часть норм, принятых в обществе, делает это целенаправленно. Тогда, как второй тип вынужден так себя вести.
- При необходимости маргинал может быть адекватным, не противоречить правилам общественности. Тогда, как у люмпенов адекватное поведение отсутствует в принципе.
- Если рассматривать стиль жизни, маргинал подчиняется каким-то правилам, сформированным в определенной среде или продиктованым личными предпочтениями. Люмпен подчиняются правилам, установленным в его социальном классе.
Теперь Вы знаете значение слова маргиналы. Как видите, негативные ассоциации, которые возникают при произношении данного термина, могут быть неоправданными. Нужно понимать, что подобные личности имеют право на равное существование в обществе, иногда они добиваются больших успехов, чем все остальные. Однако, и они должны стараться придерживаться определенных правил, не нарушать закон. Каждый имеет право быть непохожим на всех остальных. Главное, чтоб подобное поведение не наносило вред ни самому человеку, ни его близким.
psycho4you.ru
Маргинал — это… Что такое Маргинал?
(от лат. margo, marginis — край, межа) в искусстве: автор, придерживающийся резко индивидуальной, отличающейся от общепринятой, творческой стратегии; смесь талантливого чудака и (не)добровольного изгоя; мастер неподражаемой своеобразности; художник, чье наследие всей своей сутью противостоит официозу.
Время неумолимо осуществляет ротацию маргинализма и мейнстрима: Артюр Рэмбо и Поль Верлен предстательствуют за французскую поэзию конца XIX века, а не нобелиат Сюлли-Прюдом, и не александрийские эпики, а «Сатирикон» является выражением духа поздней античности.
Всякая закономерность при исследовании динамики маргинальности условна. Без сомнения, модернизм XX века творился маргиналами — от Джойса до Поллока, но в Советской России 1920-х годов деятели революционного авангарда чаще всего были государственными служащими, а то и крупными функционерами, то есть кем угодно, только не маргиналами. Условность политико-географическая: для сегодняшнего Запада маргиналы — представители соцреализма, а не, скажем, концептуалист Илья Кабаков, завсегдатай престижнейших международных экспозиций. Бесконечно маргинальны деятели некрореализма — но глубоко маргинален также ура-патриотический живописец Илья Глазунов, всенародное признание и официальные лавры не дают ему надежной путевки в мейнстрим, так как его искусство лишено необходимой стилистической репродуктивности, узко и ограниченно при всех мессианских претензиях.
Развитие масс-медийных средств не дает шанса М. оставаться таковым на неограниченный срок. М. — иногда затворник: самоизоляция не помешала Сэлинджеру стать центральной фигурой американской прозы XX века, иначе дело обстоит с М. Бланшо, который рьяно отстаивает свою приватность, добавляя к ней абсолютный герметизм текстов, остающихся крепким орешком даже для Жака Деррида. Иногда — опасный сумасшедший, как Арто, в итоге вписанный в историю мирового театра, иногда — добровольный кислотный безумец вроде Кена Кизи или Тимоти Лири. Или — графоман вроде поэтессы Серебряного века Марии Папер, издевательски описанной в эссе Ходасевича: сегодня нарушены и преступлены все возможные нормы профессионализма. И уж верно, М. не всегда приверженец перверсии. Но почти всегда маргинален автор, слишком долго играющий на чужой увечности, даром, что он совершает это не без успеха (театр Юхананова, использующего игру даунов).
Маргинальность, скорее, — совокупность многих признаков, образующих явление творческой неортодоксальности. Недостаточно назвать себя М., чтобы им быть, — как недостаточно всю жизнь идти стезею маргинального оппозиционерства, ведь оно может быть подхвачено рекламой или адептами. Маргинальность непредсказуема, как жизнь: сегодня ею охвачены, например, классическая музыка, отчасти театр. Напротив, гейкультура — почти бонтон, не говоря уже о постмодернизме, чья легитимизация в социуме доходит до неприличного уровня.
Кстати, автор этой статьи — также М.
О. Сидор-Гибелинда
Морис Бланшо (р. 1907, Кэн) — французский философ, писатель. Известно, что он учился вместе с Э. Левинасом в Страсбургском университете, далее дружил с Ж. Батаем. Самый загадочный гуманитарий современности: нет его фото, мало кто из современников и авторов, испытавших его влияние, может похвастаться, что беседовал с ним по телефону (!) Соч.: -Темный Фома»(1941) , «Аминодав» (1942) , «Неверным шагом» (1943), «Огню на откуп» (1949), «Литературное пространство» (1955), «Последний человек» (1957), «Грядущая книга» (1959), «Бесконечное собеседование» (1969), «Шаг вне» (1973), «Кромешное письмо» (1980) и др.
Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. Д. Десятерик. 2005.
alternative_culture.academic.ru