Познавательные процессы | Блог 4brain
Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.
Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.
Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:
- Память: это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
- Внимание: это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
- Восприятие: чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
- Мышление: это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
- Воображение: способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
- Речь: процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
- Представление: умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
- Ощущения: способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.
На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:
Диагностика познавательных процессов взрослых и детей
В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.
Детские тесты можно разделить по возрасту:
- От 7 до 16.
Тесты для школьников от 3 до 6 лет:
Тесты для детей от 7 до 16 лет:
- «20 слов». Для оценки развития приемов запоминания.
- «Сравнение понятий». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.
Тесты для взрослых:
Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.
Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.
1
Память
Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.
Упражнение второе: вспомните вчерашний день.
Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.
Упражнение третье: кухня.
Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).
2
Внимание
Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.
Упражнение второе: радио.
Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.
Упражнение третье: наблюдение.
Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.
3
Восприятие
Упражнение: преодолевая шум (избирательность восприятия).
Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.
4
Мышление
Упражнение первое: мозговой ящик.
Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.
Упражнение второе: найдите причину.
Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.
5
Воображение
Упражнение первое: случайные слова.
Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.
Упражнение второе: идея из хаоса.
Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.
6
Речь
Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.
Упражнение первое: слова на определенную букву.
Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.
Упражнение второе: поиск глаголов.
Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.
Упражнение третье: пересказ прочитанного.
Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.
7
Представление
Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.
8
Ощущения
Упражнение первое: наблюдение за деревом (зрительные ощущение).
Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.
Упражнение второе: сравнение звуков.
Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.
Упражнение третье: вкусовые ощущения.
Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Лекция № 2. Познавательные процессы
Поиск ЛекцийЦель:Познакомить учащихся с понятием «познавательные процессы». Изучить виды, структуру, механизмы следующих познавательных процессов: ощущения, восприятия, память, внимание, мышление и воображение. Познакомить с приемами развития психических процессов. Организовать самостоятельное изучение вопроса «Патология познавательных процессов».
План:
1. Ощущения.
2. Восприятие.
3. Память.
4. Внимание.
5. Мышление.
6. Воображение.
— Сегодня мы приступаем к изучению важного раздела психологии: «Познавательные процессы». Изучение займет 4 часа.
— Все мы имеем возможность воспринимать красоту, чувствовать запах цветов, анализировать события и свои поступки, забывать плохое и запоминать хорошее и многое другое.
— Благодаря чему, мы имеем такую возможность? Эту возможность нам обеспечивают познавательные процессы.
— Что же такое познавательные процессы? Даем определение.
1. Познавательные процессы– это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятия, представления, внимание и память, воображение и мышление.
— Важнейшая функция всех познавательных процессов состоит в том, чтобы сообщать сведения разного толка об окружающей действительности и о нас самих для планирования дальнейших действий. Наша задача разобраться и понять содержание и особенности различных познавательных процессов.
— Фундаментом всех познавательных процессов являются ощущения. Окружающий нас мир широк и многообразен; сложен и запутан. Чтобы научиться ориентироваться и жить в этом мире, надо с чего-то начинать. Эту функцию ориентации в самых простых, элементарных свойствах окружающей жизни выполняют ощущения.
Свойства и признаки окружающих предметов и явлений – цвета, запахи, вкус, тепло, звуки – человек познает через ощущения. Если бы мы не имели ощущений, мы не смогли бы получить картину мира!
— Что же такое ощущения?
Ощущения– это простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущениями обладают все живые существа, имеющие нервную систему. Но осознают свои ощущения только те, которые имеют головной мозг, а главное кору головного мозга.
Органы чувств человека с самого рождения приспособлены воспринимать и перерабатывать саамы разнообразные воздействия – раздражители.
Так, человек обладает зрением. Сетчатка глаза фиксирует цвета, их яркость, контраст, движение и величину предметов. Ясной темной ночью человек способен увидеть пламя свечи, находящейся на расстоянии 27 км.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы.
— Сколько, например, нужно положить в стакан с водой крупинок сахара, чтобы вы почувствовали сладость? Правильно, у каждого будет свой ответ.
Минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. – У каждого, как мы выяснили, этот порог свой.
Верхний порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще сохраняет свои качественные характеристики.
— Какая же связь между величиной порога и чувствительностью? Вспомните наш пример с сахаром: у кого будет чувствительность выше? Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
— Каков механизм возникновения ощущения?
Ощущение возникает, когда какой-то предмет или явление воздействует своим определенным свойством – вкусом, запахом, цветом, температурой и т.д. – на рецептор. В рецепторе раздражаются специальные чувствительные клетки. Так возникает раздражение – физический процесс. Под влиянием раздражения возникает физиологический процесс – возбуждение. По афферентным нервам возбуждение передается в соответствующий участок коры головного мозга, где превращается в психический процесс – ощущение, и человек ощущает то, или иное свойство предмета или явления.
Уже в древней Греции знали пять органной чувств и соответствующие им ощущения.
— Какие? Зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости, твердости), болевые, температурные, вестибулярные (равновесия и ускорения), вибрационные и другие.
По месту расположения рецепторов ощущения подразделяются на три группы:
1. Экстерорецептивные – ощущения, располагающиеся на поверхности тела. Они отражают информацию о свойствах объектов из внешнего мира (зрительные, слуховые, тактильные).
2. Проприоцептивные – ощущения, располагающиеся в мышцах и связках. Они передают информацию о положении тела и движении (кинестетические, вестибулярные).
3. Интерорецептивные – ощущения, расположенные во внутренних органах. Они отражают информацию о состоянии внутренних органов (боль, жжение, тошнота).
— Итак, мы говорили, что каждый из нас имеет свой порог чувствительности. Как вы думаете, можно ли изменить порог чувствительности? Как?
— Какого цвета эта тетрадь? А вот работник лакокрасочного предприятия удивиться такому ответу и назовет до 100(!) оттенков черного цвета. Он видит, а мы – нет.
— Почему? Потому, что в процессе деятельности (читай упражнений) резко понизился порог ощущения. А чем ниже порог ощущения, тем выше чувствительность. Это явление называется сенсибилизация – изменения порога чувствительности. В медицинской практике мы находим следующие примеры сенсибилизации. Так, при органическом выпадении какого-либо анализатора (депривации), например, при слепоте или глухоте, чувствительность других анализаторов резко повышается. Правда, это происходит благодаря процессам компенсации организма.
— Как вы думаете, а если слепота развилась с возрастом, наступила после 70 лет. В этом случае изменится чувствительность других органов? Почему?
На практическом занятии, мы проведем эксперимент, который поможет нам понять роль ощущений в процессе познания.
— Может ли медработник использовать свои ощущения в профессиональной деятельности?
Медработнику необходимо отличать цвет кожных покровов больного, выслушивать звук дыхания, работы сердца, перистальтики кишечника; наощупь определять форму, размеры, плотность различных органов тела. Следует знать, какие обонятельные и вкусовые ощущения могут возникать у больного, особенно у ребенка, при приеме тех или иных лекарств. Изменения, происходящие в организме человека, не всегда доступны внешнему наблюдению. Сигнализировать о внутреннем неблагополучии может боль. Именно ощущение боли всегда свидетельствует о серьезном нарушении в работе организма человека.
Таким образом, медработник не просто может, но и должен всячески совершенствовать свою чувствительность, чтобы поставить ее на службу своей профессиональной деятельности.
2.— Ощущение – это тот процесс, который дает знание об элементарных простых свойствах окружающей среды: о звуках вообще, о запахах вообще, о цветах вообще и т.д. Но позвольте, скажете вы, я же вижу не вообще цвет, я вижу цветную вещь. Я слышу не просто звук – я слышу речь, музыку, шум, наконец. Это именно так. Хотя процесс ощущения предоставляет нам возможность чувственно отразить отдельные свойства действительности, в жизни мы воспринимаем не отдельные свойства, а реальные вещи. Восприятие – это такая способность человека, которая позволяет получить целостное представление о вещах.
— Возьмите любую вещь. Дайте, мне, пожалуйста, вашу тетрадь. Посмотрите. Вы видите нечто. Однако видите, как целостную вещь. Вещь, обладающую определенной формой, цветом, размерами. В жизни мы отражаем вещи в целостности их свойств. Итак.
Восприятие– это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений со всеми их свойствами и качествами при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
В процесс восприятия включаются помять, мышление, раннее приобретенные опыт и знания. Восприятие всегда является активным и даже творческим процессом.
— Как вы думаете, почему, посещение одной и той же выставки вызовет совершенно разные рассказы о ней? Восприятие работает избирательно. В зависимости от интересов, значимости тех или иных событий и объектов для конкретного индивида.
Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние. Если человек находится в состоянии депрессии, он пессимистичен, предчувствует какие-то неприятности, при этом склонен даже радостные события видеть в черном цвете. И наоборот. Если человеку хорошо и приятно, то окружающий мир и людей, он склонен воспринимать как?
Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека. Поэтому, опытный медработник и начинающий, могут видеть неодинаковые проявления болезни. Теперь вы понимаете, почему так важно хорошо знать теорию. Кто-то из мудрых сказал: «Теория без практики пуста, а практика без теории преступна».
Восприятие, проводимое с определенной целью, называется наблюдением. Для медработника наблюдательность является профессионально-важным качеством, которое нужно постоянно развивать в себе.
— Вспомните, кто из литературных героев обладал исключительной наблюдательностью?
Любопытный факт: прототипом Шерлок Холмса Артура Конан Дойла (который в свое время несколько лет проработал врачом) был Джозеф Белл, хирург Эдинбургского госпиталя. Автор в это время обучался в Эдинбургском университете. Все, кто знал Белла, отмечали одну особенность в характере профессора – его исключительную наблюдательность.
Наблюдательность медперсонала поможет увидеть изменения болезненных проявлений пациента: цвет лица, особенности мимики, походки и других признаков, что имеет важное значение для диагностики.
Например, для терапевта, особенно важной является слуховая чувствительность — для выслушивания тонов сердца, особенностей дыхания. Для дерматолога и инфекциониста важна чувствительность зрительного анализатора – для определения характера сыпи.
Для хирурга, который манипулирует на ощупь, важна тактильная чувствительность.
К, сожалению, есть тяжелое заболевание, при котором, люди не могут классифицировать вещь иначе, как нечто. Так, например, показывая на медсестру, мы задаем вопрос больному:
— Кто это?
— Белое.
— На что похоже?
— Длинное. (Такой пример приводил в своей лекции выдающийся отечественный психолог В.В.Давыдов)
— Как видите, налицо нарушение процессов восприятия. Человек не может дать никакой предметной характеристики, видит лишь отдельные стороны объекта и синтезировать их в реальную вещь не может.
3.– Переходим к вопросу о памяти. Память лежит в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды и желания существуют благодаря памяти. Нарушения процессов памяти влечет за собой распад личности. Не случайно в древнегреческой мифологии матерью всех муз является всех богиня Мнемозина. Согласно легенде, если человек лишается дара Мнемозины, то вся мудрость и красота мира становятся, для него недоступны, исчезают прошлое и будущее.… Рассказывают, что где-то в Греции, близ одной из пещер есть два источника: Леты – забвения и Мнемозины – памяти. Если добраться до той пещеры и сделать три глотка из источника Мнемозины, память вернется, и человек получит способность творить.
Память– это форма психического отражения прошлого опыта, которая заключается в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и забывании того, что было воспринято, пережито, или сделано.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения. Не случайно. И.М.Сеченов считал память «краеугольным камнем психического развития». Поэтому будущий медработник должен всячески развивать и тренировать свою память для эффективного выполнения свой профессиональной деятельности.
Память участвует во всем многообразии жизнедеятельности человека и проявляется в самых разнообразных формах.
По длительности сохранения материала выделяют кратковременную, долговременную, оперативную память.
Кратковременная память предполагает сохранения информации от нескольких секунд до 1-2 суток.
Долговременная память практически имеет неограниченный объем и время хранения (хорошо выученные стихи или таблица умножения сохраняются в памяти в течение жизни).
Оперативная память включает в себя элементы как кратковременной, так и долговременной памяти и проявляется в процессе конкретной деятельности, для решения конкретной задачи. Чтобы сохранять информацию в оперативной памяти, человек должен систематически ее повторять.
— Значит, чтобы использовать полученные вами знания в профессиональной деятельности, необходимо постоянно возвращаться к раннее изученному.
По целям деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.
— Кто из вас не обращал внимания на тот факт, что иногда информация запоминается как бы сама собой. Мы вовсе не хотим запоминать, например, рекламу тех или иных товаров. Однако, любой из вас, наверняка вспомнит сейчас, не одну такую рекламу. И наверняка, вам приходила в голову мысль: «Вот бы так запоминать учебный материал!» Такой вид памяти и называется непроизвольным. Что же такое непроизвольное запоминание?
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое осуществляется без специальных усилий, без желания запоминать.
— Как же это происходит? Подумайте, почему мы запоминаем, хоть и не прикладываем для этого никаких усилий? Способствует этому наличие интереса, любопытство, радость, т.е. наличие сильного чувства. Преимуществом такого запоминания является большой объем и большая прочность.
— Возникает вопрос: «Почему же тогда мы не можем воспользоваться такой памятью при запоминании, например, учебной информации?»
Не всякое познания осуществляется при наличии того или иного чувства – это во-первых. А во-вторых, этот вид памяти характеризуется неполнотой, неточностью. А иногда искажением действительности.
Произвольное запоминание характеризуется наличием мотива (надо!), имеет целенаправленный характер и сопровождается произвольным вниманием. Именно такой вид памяти лежит в основе обучения.
— Каждый из вас имеет мотив – хочет стать классным медработником. Для этого нужно знать анатомию, фармакологию, психологию и т.д. это есть наша цель. Чтобы ее достичь, нужно приложить определенные волевые усилия.
По способу запоминания различают механическую и смысловую память. Механическую память человек успешно использует при запоминании дат, номеров телефонов, адресов и других сведений, которые не требуют понимания. Если речь идет о телефоне, то, что тут понимать? А еще использует тогда, когда материал непонятен или отсутствует желание его усвоить («зубрежка»).
Смысловая (логическая) память состоит в анализе (понимании) того, что следует запомнить. Такая память включает в себя логическое осмысление, систематизацию материала, разбивку на части, выделение главных логических компонентов информации, установление связей между частями, пересказ своими словами.
— Как, по-вашему, какая память лучше? Какую память надо использовать в процессе обучения? Доказано, что эффективность смысловой памяти в 20 раз выше чем, механической.
— Как повысить прочность запоминания?
Прочность запоминания зависит во многом от повторения. Заучивая большие объемы информации, следует делить ее на части и заучивать по частям, соединяя, затем в единое целое. Прочность зависит также от способа запоминания, от целей и мотивов. Что еще влияет на нашу память?
— Был проведен следующий эксперимент. Старшеклассники были приглашены на выставку в картинную галерею. После экскурсии всем участникам было предложено вспомнить все картины, которые они видели на выставке. Результаты оказались следующими. Те школьники, которым понравилась экскурсия, вспомнили все 50 картин. Те, которым не понравилась – 28. А те, которым было все равно, смогли вспомнить лишь 7 картин. Как вы думаете, о чем говорят эти результаты? В каком случае результат был наилучшим?
На эффективность заучивания оказывает положительное влияние эмоциональная вовлеченность, интерес человека к материалу. Значит, если хочешь запомнить хорошо и надолго сделай материал интересным для себя.
Необходимо помнить, что при запоминании действует так называемый «краевой эффект»: лучше запоминается начало и конец. А информация, которая была в середине, запоминается хуже.
В зависимости от преобладающего типа психической активности выделяют следующие типы памяти: образная, эмоциональная, двигательная и словесно-логическая.
Образная память– это такой тип памяти, в основе которой лежат ощущения, восприятия, представления. Человек с образной памятью хорошо запоминает лица, вид, цвет предметов, звуки, запахи. В зависимости от того, какой орган чувств, служит основой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Эмоциональная– это память на эмоции. Доказано, что лучше запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную окраску.
Двигательная память– это память на движения. Включается в работу при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма, танцевальных и спортивных движений).
Словесно-логическая память– это память на словесный, абстрактный материал. Это категории, понятия, суждения. Это ведущий тип памяти у человека.
— Как вы думаете, какой тип памяти лучше?
По данным психологов, чем больше типов памяти использует человек при запоминании, тем прочнее сохраняется и лучше воспроизводится материал. Кроме этого, на процессы памяти оказывают большое влияние свойства и особенности личности. Наша память зависит от уровня развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. Развивая и совершенствуя эти сферы, мы объективно способствуем улучшению своей памяти. Однако, каким бы видом памяти не обладал человек, он ничего не сможет запомнить. Если не будет внимательным.
4.– Прежде, чем мы начнем разговор о внимании, хочу рассказать вам историю о том, как магараджа выбирал министра…
Внимание– это направленность сознания психической деятельности человека на определенные объекты с одновременным отвлечением от других. Человек сознательно или неосознанно сосредотачивается на тех или иных предметах и явлениях внешнего мира или собственных ощущениях, отвлекаясь от всего остального.
Внимание нельзя считать самостоятельным процессом, подобно восприятию, или памяти. Внимание не существует вне этих процессов. Нельзя быть просто внимательным, независимо от восприятия, памяти или мышления. Внимание проявляется в конкретных психических процессах, создавая оптимальные условия для психической деятельности.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в то время, как остальные участки коры находятся в состоянии торможения.
Психологи выделяют три вида внимания: произвольное, непроизвольное и после произвольное.
Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.
Непроизвольное внимание – это внимание, которое характеризуется тем, что психическая деятельность идет как бы сама по себе, без волевых усилий, без стремления быть внимательным.
— Представьте себе, что сейчас вдруг откроется дверь и войдет, например, завуч Татьяна Васильевна. – Что произойдет? Как бы мы не были заняты, мы обязательно отвлечемся на этот шум: срабатывает механизм непроизвольного внимания. Но вот человек вышел, закрыл за собой дверь надо снова возвращаться к работе. Иногда, чтобы это сделать, требуется большое усилие воли. В этом случае работает произвольное внимание.
Послепроизвольное внимание — это внимание, естественно сопровождающее деятельность человека. Возникает тогда, когда деятельность вызывает интерес. В этом случае, напряжение, вызванное волевым усилием, исчезает, и человек продолжает целенаправленно работать.
— Что же вызывает, наше внимание?
Внимание привлекает новизна впечатлений, интенсивность звуков и яркие краски, все необычное и неожиданное. Если нам скучно, нам трудно сосредоточить свое внимание, а интерес повышает степень его концентрации. Внимание может рассеиваться, если мы плохо себя чувствуем или нам мешают. Чем дольше мы занимаемся одним делом, тем менее внимательны. Поэтому важно переключать свое внимание время от времени. Самое главное: каждый человек обращает внимание, прежде всего на то, что связано с его профессиональными интересами.
Внимание обладает рядом свойств.
1. Концентрация – это степень сосредоточения на объекте. Например, если во время занятия вы слышите любой шорох, вертитесь, не понимаете объяснения, значит, вы не сосредоточились. Иногда степень сосредоточения бывает абсолютно полной, и тогда окружающий мир для человека исчезает. Это произошло в Германии в 1794году…
2. Объем внимания – это то, количество объектов, которое может быть схвачено вниманием одновременно. Средний объем внимания – 5-9
3. Переключение – это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
4. Распределение – это способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Например, Юлий Цезарь умел одновременно вести беседу, слушать донесения и писать речь.
5. Устойчивость – это длительное сосредоточение внимания на объекте. Часто внимание у конкретного человека превращается в важную личностную черту – внимательность. Для медработника эта черта является профессионально важным качеством. Противоположное внимательности свойство – это рассеянность. – Что можно сказать о таком человеке? Существует множество историй о рассеянности талантливых людей, например, ученых (А.П.Бородин, И.Ньютон). Чем, по-вашему, объясняется такая рассеянность?
4.– Есть такое выражение: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума»… Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой. Во многих сказках главному герою приходиться отгадывать 3 загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных считается такая: «Что на свете всего быстрее?». И умный герой отвечает: «Быстрее всего мысль человеческая».
— Что же такое мысль? Мышление? Надо ли специально учиться думать и можно ли этому научиться?
Обладание разумом, умение думать является важнейшим отличием человека от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми.
— Что же такое мышление?
Мышление– это опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление рассматривается как процесс, а мысль как результат этого процесса.
Окружающий нас мир мы познаем с помощью ощущений и восприятий. Мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус; воспринимаем цвет и форму и таким образом узнаем его свойства, качества, особенности. Но таким путем мы можем воспринимать лишь единичные факты окружающего мира. В процессе мышления, человек выходит за рамки чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны, и потому не наблюдаемы.
— Так, например, известными являются следующие факты: песок сыпучий, у кубика шесть граней, а яблоко имеет шаровидную форму. Вместе с тем, объем Земли, химический состав стекла (основным компонентом которого является песок), конструктивные особенности здания, имеющего форму куба и т.д. – все это не поддается познанию путем непосредственного восприятия. Познать их природу помогает процесс мышления.
Альберт Эйнштейн на вопрос сына, чем он знаменит, ответил: «Слепой жук, ползущий по поверхности шара, считает, что он передвигается по плоскости, а мне удалось увидеть эту поверхность кривой».
В мышлении мы имеем дело с отражением наиболее общих и существенных свойств, предметов и явлений. – Подумайте, что объединяет нас всех, таких разных? Все мы являемся живыми, разумными существами – людьми. Произнося слово «человек», мы сразу понимаем, что речь идет о живом существе, обладающим сознанием, умеющим говорить, трудиться и т.д. Это и есть обобщенное представление о том, кто такой человек.
Мышление является не только процессом обобщенного, но и опосредованного познания действительности. Опосредованность нашего мышления заключается в том, что мы отражаем действительность, опираясь на уже известные, накопленные человечеством, знания и умения, закрепленные в языке. Овладевая речью, языком, мы учимся мыслить. И наоборот: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Речь позволяет в одном слове, фразе отразить целый класс понятий, смысл тех или иных явлений. Мышление позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Так, например, невозможно наблюдать многие болезные процессы, происходящие в организме человека, однако, изучая симптомы болезни, анализируя причинно-следственные отношения, врач делает вывод об истоках заболевания и способах его лечения.
Мыслительная деятельность протекает в виде умственных (мыслительных) операций.
— Рассмотрим основные мыслительные операции.
Анализ – это мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части.
Синтез – это мысленное соединение частей в единое целое.
Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Мыслить абстрактно – значит уметь какое-то свойство, сторону познаваемого объекта рассмотреть вне связи с другими особенностями того же предмета. (Пример)
Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений не основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие. (Пример)
Конкретизация – это выделение из общего, того или иного конкретного признака или свойства. (Пример)
Систематизация (классификация) – это мысленное распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различий.
Все мыслительные процессы протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
Различают следующие виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, предполагающий решение умственных задач в плане практической деятельности. (Примеры)
Наглядно-образное – вид мышления, которое не требует систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях предполагает отчетливое восприятие и представление этого объекта. Такое мышление оперирует наглядными изображениями – рисунками, схемами, планами.
Логическое (абстрактное) мышление – это вид мышления, который опирается на понятия и рассуждения, а также логические действия с ними для получения выводов и умозаключений.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это такая форма мышления, отражающая наиболее общие признаки и свойства предметов или явлений объективного мира, выраженная словом.
Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженная в виде утверждения или отрицания. Обычно суждение состоит из двух понятий: подлежащего и сказуемого. Например, «халат белый». Всякое суждение может быть истинным или ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности. Например: «Некоторые студенты – отличники», «Все здания – памятники архитектуры».
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из двух и более суждений выводится новое суждение – заключение. Умозаключение, как новое знание, мы получаем путем выведения из уже имеющихся знаний.
Например: «Все рыбы дышат жабрами»
«Окунь – рыба» «Окунь дышит жабрами».
Индивидуальными особенностями мышления принято считать следующие качества ума: глубина, критичность, гибкость, широта ума, быстрота, оригинальность и пытливость.
— Как вы понимаете каждое из перечисленных свойств?
5. Воображение– это психический процесс создания новых образов предметов и явлений, путем преобразования уже имеющихся. Это опережающее отражение действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.
Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, когда требуется быстрый поиск решения. Однако, в отличие от мышления, опережающее отражение (опережающие конкретные практические действия) в воображении происходит в виде ярких представлений. Благодаря воображению, еще до начала работы, мы можем себе представить готовый результат труда.
Выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
Активное воображение характеризуется произвольностью возникновения, при активном участии сознания и воли. Человек ставит перед собой цель: придумать, представить нечто в виде образа, и, контролируя весь процесс, решает определенную задачу (творчество писателей, художников).
Активное воображение бывает воссоздающим, при котором образ предмета или явления создается со слов, по описанию; и творческим.
Творческое воображение – это воображение, при котором создаются совершенно новые образы, в целом и по частям отличающиеся от всего известного.
Пассивное воображение характеризуется непроизвольностью возникновения образов без участия сознания и воли (сновидения, галлюцинации, образы, возникающие в бреду).
Воображение обладает психотерапевтической функцией. Через воображение можно оказывать положительное влияние на психическое состояние и поведение человека. Произвольно вызывая у себя определенные образы, человек может изменить свое собственное физическое и психическое состояние. Например, представляя себе жаркое лето, мы может ощутить тепло; воображая, что находимся на морозе, почувствуем холод. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Так, студенты-медики в первые годы обучения, находят у себя множество различных болезней. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.
Наконец, воображение позволяет в какой-то степени удовлетворять человеку свои потребности. Если, например, человека кто-то обидел, то, воображая, что бы он сказал обидчику, человек, в известной степени, удовлетворит потребность отомстить и это его успокоит.
Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответствующие симптомы, и возникнет, т.н. ятрогенное заболевание. Таким образом, в лечебно-профилактических учреждениях при общении с пациентом, медработник всегда должен четко взвешивать и обдумывать каждое слово.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
poisk-ru.ru
Познавательный процесс — это… Что такое Познавательный процесс?
- Познавательный процесс
Психи́ческие проце́ссы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки. В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Виды психических процессов
Познавательные
Эмоционально-мотивационные
Личностные характеристики
Литература
- Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. С. 214—217
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
- Познавательные
- Позиционные системы счисления
Смотреть что такое «Познавательный процесс» в других словарях:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, познавательная, познавательное (книжн., филос.). прил. к познание; служащий для познания, дающий познание. Познавательный процесс. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД — ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД. Подход к обучению, разработанный на основе когнитивной психологии. Возник в противовес бихевиористскому подходу. Его авторами считаются Дж. Брунер и В. Риверс (Rivers, 1989). В основе изучения языка в рамках этого подхода… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПРОЦЕСС — (от латин. processus продвижение, прохождение) последовательность состояний естественных и искусственных систем, связность стадий их изменения и развития, течение человеческой совокупной деятельности, порождающее различные ожидаемые и не… … Современный философский словарь
познавательный — ая, ое; лен, льна, льно. Относящийся к познаванию, познанию (1 зн.). П ая способность. П ое значение искусства. П. процесс. П ая передача … Энциклопедический словарь
познавательный — I см. познать II ая, ое; лен, льна, льно. относящийся к познаванию, познанию 1) П ая способность. П ое значение искусства. Познава/тельный процесс. П ая передача … Словарь многих выражений
ПАМЯТЬ — познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта. Многие исследователи, чтобы подчеркнуть функции памяти, предпочитают пользоваться терминами запоминание и забывание и избегают общего термина память . Теории… … Энциклопедия Кольера
когниция — Познавательный процесс или совокупность психических процессов … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Чувственное познание — познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ВОСПРИЯТИЕ — познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении предметов, ситуаций и событий объективной реальности при непосредственном их воздействии на соответствующие органы чувств. Во всех видах В. важную роль играют двигательные ощущения (см.… … Психомоторика: cловарь-справочник
Исследование педагогическое — познавательный процесс, направленный на изучение объективных закономерностей обучения, воспитания и развития человека. Различают три вида П.и.: эмпирическое (выявление новых и подтверждение теоретически обоснованных фактов и закономерностей… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
dic.academic.ru
Психология познавательных процессов
Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.
Ощущение
Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.
Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Возбуждение систем нервных клеток при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.
Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений – анализаторами.
Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).
Периферический отдел – все органы чувств (глаз, ухо, нос, кожа), а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).
Человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность – это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:
Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названые так за их внешнюю форму;
Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители – звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шум.
Кожные ощущения (контактные). В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная(ощущение холода и тепла), болевая. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Осязание представляет собой специфическую человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительно к холоду спина, наименее – грудь. Болевые ощущения сигнализирую организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.
Статистические ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела в пространстве могут провести к головокружению.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов и человека не обнаружено.
Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов. Органы обоняния – клетки верхней части носовой полости.
Вкусовые ощущения(контактные) вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые палочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.
Особое место и роль в жизнедеятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Они возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой находящиеся в мышцах и связках. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль воспринимающего аппарата. Рецепторы имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений.
Ощущения обладают некоторыми важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.
Для возникновения ощущения необходимо, чтобы вызывающий стимул достиг определенной величины. Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений. Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговым. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.
Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений.
Важнейшим свойством ощущений является интенсивность. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее ощущение.
Минимальное различение между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения.
Латентный период – промежуток времени, через который возникает ощущение. Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя называется адаптацией.
Сенсибилизация – это повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений (развитие слуха у детей с помощью упражнений). Ощущения одной модальности могут изменяться под влиянием раздражения других органов чувств.
Это происходит в результате взаимодействия ощущений(например,зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых обонятельных раздражителей).
studfiles.net
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ — это… Что такое ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ?
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- (в деятельности оператора) — психологические процессы, выполняющие в деятельности оператора функции приема, хранения и переработки информации. В ходе П. п. осуществляется отражение явлений действительности в психике. Психология различает следующие группы П. п.: 1) сенсорные, 2) перцептивные, 3) мыслительные, 4) мнемические. Первые три группы соответствуют трем уровням организации предметного мира и приспособлены к отражению каждого из этих уровней: отдельных свойств предмета; организации этих свойств в целостностную структуру предмета; отношений между предметами и процессами действительности.
В реальной человеческой деятельности эти процессы взаимодействуют по разнообразным и сложным схемам, что делает такое расчленение в значительной мере искусственным. Однако сложившаяся практика экспериментального исследования психики показывает плодотворность такого приема при аналитическом подходе к человеку и позволяет систематизировать основные понятия психологии П. п. Искусственность такого членения обнаруживается особенно явственно при переходе к изучению мнемических процессов (памяти). Хотя существует огромный материал по изолированному изучению памяти, что, казалось бы, оправдывает его вычленение, оказывается невозможным содержательное обсуждение остальных групп П. п. без привлечения понятий и результатов психологии памяти, и, наоборот, анализ мнемических процессов оказывается зависимым от результатов изучения остальных П. п. Несмотря на указанную искусственность, рассматриваемое членение П. п. оказывается довольно устойчивым. Существует также определенная традиция в порядке представления материала, посвященного П. п.: сначала сенсорика, затем перцептивные, мнемические и, наконец, мыслительные процессы. Указанный порядок описания опирается на приоритет познавательной интерпретации психики.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.
- Познавательная сфера
- познавательные психические процессы
Смотреть что такое «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» в других словарях:
Познавательные процессы и их результаты — Имена существительные ЗНА/НИЯ, да/нные, позна/ния, све/дения. Совокупность представлений, понятий, полученных, накопленных в процессе учения, благодаря опыту и обычно реализующихся в деятельности. ЗНАЧЕ/НИЕ, смысл. Внутреннее… … Словарь синонимов русского языка
Общение и познавательные процессы — О. и познавательная деятельность являются важнейшими процессами в жизнедеятельности человека. Среди всех прочих объектов познания человек занимает особое место, поскольку сам является субъектом и личностью. Предметом познания выступают не физич.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь … Психология человека: словарь терминов
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ — (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ (COGNITIVE PROCESSES). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения … Глоссарий по политической психологии
Познавательные (когнитивные) процессы — (Cognitive processes). Мыслительные процессы, которые дают нам способность как для объяснения, так и для предвидения … Теории личности: глоссарий
познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ — познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь … Словарь терминов по психологическому консультированию
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… … Википедия
Когнитивные процессы — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п.… … Психомоторика: cловарь-справочник
psychology_pedagogy.academic.ru
Психические познавательные процессы. Память как психический познавательный процесс.
загрузка…
Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Развитие психических познавательных процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с нашей планетой. Периодические и достаточно устойчивые изменения таких условий, как сила тяжести, переход от зимы к лету, от дня к ночи, которые позволяют вызвать фотохимические реакции и определять конкретную точку отчету в имеющемся трехмерном пространстве, и прочие специфические свойства нашей Земли, выдвигают определенные требования, которым должны удовлетворять все населяющие планету организмы. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного и поведения организма. Психические познавательные процессы представляют собой процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.
Психические познавательные процессы разделяются на несколько видов:
- познавательные — восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение, речь и память;
- эмоциональные — чувства, эмоции, стресс и аффекты;
- волевые — принятие решения, борьба мотивов и постановка цели.
Основные психические познавательные процессы и их понятия.
- Ощущение — процесс, позволяющий отражать конкретные свойства явлений окружающей среды и предметов в ней, в том числе и внутренних состояний человеческого организма при воздействии раздражителей непосредственно на соответствующие рецепторы. Различаются модальные (слуховые, зрительные, тактильные), дистастные (слух, запах, обоняние), контактные (чувствительность, вкус), проприорецептивные (оказывающие реакцию на напряжение или удлинение) и интероцептивные (позволяющие регулировать на процессы гомеостаза и обмена) ощущения.
- Восприятие — процесс, отражающий в сознании человека качества предметов и явлений, происходящих в окружающей среде, в совокупности, и действующий на органы чувств. Основными свойствами восприятия служат: предметность, структурность, управляемость, подвижность, целостность, правильность, константность и избирательность.
- Представление — психический процесс, который отражает явления или предметы, воссоздавая их из полученного ранее опыта, но не воспринимая их в реальном времени. Различаются зрительные, слуховые (музыкальные, речевые, темброво-интонационные и фонетические) представления.
- Воображение — процесс, в ходе которого окружающая действительность отражается за счет создания новых их образов представления и восприятия, которые были получены в прошлом.
- Мышление — познавательный процесс, осуществляющий высшую функцию, поскольку обладает многими взаимосвязанными признаками, характеризующими роль речи в человеческом развитии. Различаются следующие виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, практическое и словесно-логическое.
- Речь — процесс общения, осуществляемый с помощью языка.
- Язык — система определенных символов, которые передаются конкретными сочетаниями звуков, несущих определенный смысл и значение.
Память как психический познавательный процесс.
Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций — это обеспечение единства и целостности личности. Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов.
В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:
- узнавание — опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;
- запоминание — процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;
- сохранение — динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;
- воспроизведение — мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;
- забывание — процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным.
Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов:
- по времени сохранения информации или опыта:
- сенсорная память,
- кратковременная память,
- по характеру психической активности:
- двигательная,
- эмоциональная,
- образная,
- словесно-логическая,
- механическая,
- по средствам, использованным для запоминания:
- натуральная (непосредственная),
- внешне опосредованная,
- внутренне опосредованная.
загрузка…
www.edu-psycho.ru
Познавательные психические процессы — это… Что такое Познавательные психические процессы?
- Познавательные психические процессы
- — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.
Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.
- Познавательные мотивы
- Познавательные эмоции
Смотреть что такое «Познавательные психические процессы» в других словарях:
познавательные психические процессы — психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Психические процессы — процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных психологов в… … Википедия
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ — проявления психики, обеспечивающие познание окружающей действительности: ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, речь, и выступающие важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Являясь по сути внутренними, все П. п.… … Психомоторика: cловарь-справочник
Когнитивные процессы — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия
интенция — (от лат. intentio стремление) направленность сознания, мышления на какой либо предмет. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. интенция … Большая психологическая энциклопедия
Процесс — (Process) Определение процесса, виды и типы процессов Информация об определении процесса, виды и типы процессов Содержание Содержание Определение Исторический Бизнес процесс Тепловой процесс Адиабатический процесс Изохорный процесс Изобарный… … Энциклопедия инвестора
Познавательный процесс — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия
Психический процесс — Психические процессы процессы, условно выделенные в целостной структуре психики. Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на… … Википедия
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он,… … Философская энциклопедия
Психология — (от Психо… и …Логия) наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей… … Большая советская энциклопедия
psihologiya_cheloveka.academic.ru