Проективные методики в психодиагностике: Сторінку не знайдено | Донецький обласний навчально-методичний центр психологічної служби системи освіти

Проективные методики в клинической психодиагностике

 Преподаватель программы- Гичева Тамара Юрьевна -Ведущий специалист курса «Патопсихология», «Проективные методики в клинической психодиагностике», врач-психиатр.

 Цель курса — ознакомление с основными видами проективных методик, с их структурой и содержанием, возможностями их применения в качестве диагностического инструментария на практике.

Задачи:

— знакомство с основами теории, организации проведения, принципами анализа и интерпретации проективных методов;

— наглядная демонстрация применения проективных методов при дифференциальной диагностике личностных расстройств, определения  стиля адаптации и прогноза стрессоустойчивости в кризисных ситуациях, особенностей развития интеллекта, для оценки эффективности  консультирования и психотерапии;

— овладение способами оценки результатов, полученных с помощью специальных проективных методик.

 

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Темы цикла 

 

  • История проективной диагностики.
  • Проекция как психологический феномен. Проблема концепции проекции. Психоаналитическая концепция феномена проекции. Апперцептивное искажение и его формы.
  • Классификация проективных методик. Их особенности, оценка диагностической значимости.
  • Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности.

 

  • Проективное использование цвета. Цветовой тест Люшера. Восьмицветовой ряд. Символика цветов. Значение цветов по Люшеру. Обоснование. Процедура проведения. Порядок обработки результатов. Интерпретация.
  • Общая характеристика рисуночных тестов. Техника проведения рисуночных тестов. — Рисунок человека: возрастные закономерности, когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможной психической патологии. — Рисунок несуществующего животного:  типология несуществующих животных, эмоциональные особенности, сфера общения, агрессивность, реакция на эмоциональную нагрузку, признаки возможной психической патологии. Комплексный анализ рисунков. — Рисунок семьи: иерархические отношения, семейные роли, внутрисемейные конфликты, конфликтные отношения в семье, агрессия в семейных отношениях. – Рисунок дерева: возрастные закономерности, эмоциональные особенности, признаки возможных личностных нарушений.

 

  • Тест Роршаха. Типы восприятия по Роршаху. Проведение основной процедуры. Стимульный материал. Инструкция. Этапы проведения исследования. Категории кодирования ответов. Интерпретация и оценка результатов. Диагностические возможности теста Роршаха. Значение локализации ответов. Значение основных детерминант: форма, движение, цвет, оттенки. Значение других показателей.
  • Диагностика агрессии – Тест Руки. Стимульный материал, категории интерпретации, оценка полученных данных.

 

  • Метод портретных выборов (тест Л.Сонди). Теоретические принципы метода. Стимульный материал.Техника проведения обследования. Построение профиля. Методика и ее структура.

 

  • Тест фрустрации Розенцвейга. Направленность реакций, типы реакций, их количественная и качественная оценка, степень социальной адаптации.
  • Роль метода «Пиктограмма» как инструмента проективной психодиагностики.
  • Знакомство с другими проективными методиками (тест Вартегга, Психогеометрический тест, Завершение предложений и др.)

 

Программа  имеет практическую направленность, позволяющую слушателям непосредственно после обучения использовать полученные знания по проективным технологиям в своей профессиональной деятельности.

Пройдя, обучение проективным методам вы научитесь замечать разнообразные и очень тонкие нюансы. Используя опорные элементы, приблизитесь к пониманию и расшифровке рисунка с точки зрения проективной диагностики. Научитесь понимать содержание бессознательного.

  Знания и навыки, полученные в результате освоения данного курса, позволят правильно спланировать и провести исследования с использованием проективных методов, проанализировать полученные результаты, сформировать итоговое заключение, а также выбрать в зависимости от  цели исследования подходящие проективные методы и корректно их использовать.

Изучаемые методы необходимы для формирования базового инструментария исследований, используемого в профессиональной деятельности клинического психолога.

 

   Прогнозируемый результат обучения:

— Знание специфики организации психодиагностического исследования,  требований, предъявляемых к психодиагностическим проективным методикам, а также критериев оценки и интерпретации результатов

— Умение правильно оценить психодиагностическую ситуацию, выбрать необходимый метод, провести исследование, оценить результаты и составить заключение

— Владение навыками подбора методик в соответствии с задачами исследования, использования проективных методик при постановке дифференциального диагноза, составления протокола обследования и диагностического заключения, применения проективных методик в индивидуальном и семейном консультировании.

 

ДОКУМЕНТЫ ПО ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ

По окончанию выдаются документы установленного образца о повышении квалификации на 72 часа. Данный цикл повышения квалификации входит в программу профессиональной переподготовки по клинической психологии. 

Стоимость цикла повышения квалификации 7500 т.р

Статус проективных методик в современной психодиагностике

Бурлачук Л.Ф.

Предлагаем Вашему вниманию тезисы доклада Бурлачука  Л.Ф. на конференции «Психологическая диагностика и тестирование персонала», которая проходила 25-26 октября 2004 года.

С того, уже достаточно отдаленного от нас времени, когда Генри Мюррей (1935) заявил о том, что принцип проекции может быть положен в основу создания диагностической процедуры и блестяще доказал это в созданном им тесте тематической апперцепции, проективные методики исследования личности являются предметом острых, непрекращающихся дискуссий. Теории разработки и практика применения проективных методик сегодня представляют собой уникальную область психологической науки, уже давно вышедшую за пределы собственно оценки и диагностики личности.

Пожалуй, ни в чем так ярко не раскрываются проблемы проективной психологии как в дискуссиях, в которые вовлекаются психологи, принадлежащие к разным психологическим школам и направлениям. Об этих дискуссиях я писал и ранее, однако, время не стоит на месте, а проективные методики, проективный подход к диагностике личности по-прежнему занимает умы многих исследователей.

Прошедшее недавно в США на страницах журнала «Psychological Science in the Public Interest» (имеющего значительно более широкий круг читателей, нежели специализированные издания) обсуждение научного статуса проективных методик вновь продемонстрировало, что противостояние между противниками и сторонниками проективного подхода не только сохраняется, но и укрепляется. На этот раз предметом обсуждения были три основных, наиболее известных и часто (см. напр.Watkins и др., 1995) используемых в клинике методик: тест Роршаха, тест тематической апперцепции (ТАТ) и рисунок фигуры человека. Заметим, что в одном из сравнительно недавних обзоров учебных программ по клинической психологии для студентов и аспирантов американских вузов, подготовленном Piotrowski и Zalewski (1993), уделяется большое внимание обучению психологическому тестированию именно с этими методиками, которые, к тому же, наиболее часто применяются молодыми специалистами (Piotrowski и Belter, 1999). Здесь уместно напомнить и о том, что методика Роршаха в 90-е годы прошлого века в многочисленных западных рейтингах устойчиво занимала первое место по популярности. Sutherland (1992) сообщает примерно о 6шести миллионах исследований в год с этой методикой! Однако вернемся к дискуссии.

В статье Lilienfeld, Wood и Garb (2000) анализируются современные данные, касающиеся норм, надежности, валидности (в частности инкрементной) этих тестов, наконец, эффективности в решении клинических задач. Выводы неутешительны.

Анализ исследований с тестом Роршаха, на чем остановимся более подробно, показывает, что имеющиеся нормативные данные вызывают сомнения, причем, как для взрослых, так и для детей. Отмечается, что при опоре на эти нормативы, большинство взрослых нормальных людей могут быть признаны «слишком патологичными». Наличие таких «норм» может вредить клиентам и противоречит этическим принципам психологов. Указывается на почти полное отсутствие норм для разных расовых и культурных групп США. Вывод – недостаточность имеющихся нормативных данных. При оценке надежности высказывается мнение о том, приблизительно половина роршаховских показателей соответствует уровню, достаточному для решения клинико-диагностических задач. Ретестовая надежность признается как открытая проблема, поскольку авторы, как они пишут, не смогли найти методологически строгих исследований. При характеристике валидности теста предлагается считать, что «некоторые показатели Роршаха могут обладать умеренной валидностью», но в целом валидность ниже, чем у WAIS и MMPI. Авторы также ссылаются на исследования, говорящие о том, что отсутствуют хрестоматийные для психологов связи между «цветовыми ответами» и эмоциональной экспрессией, между «кинестетическими ответами» и интенсивностью внутренней жизни индивидуума и т.д. (Frank, 1993, 1994, 1997). Инкрементная валидность многих показателей теста также невысока. Таким образом, научный статус теста Роршаха (рассматривались только исследования, выполненные по наиболее популярной в США и ряде стран Западной Европы системе обработки данных, предложенной Exner) «кажется менее чем убедительным».

Не менее подвержен критике ТАТ, значительное число показателей которого «опытным путем не подтверждаются». Относительно теста рисования человеческой фигуры, данные о валидности признаются полностью неудовлетворительными. Помимо обзора последних исследований, связанных с вышеуказанными проективными техниками, авторы сообщают результаты исследования по обнаружению с помощью этих диагностических инструментов факта сексуального насилия по отношению к детям. Тест Роршаха оказался неспособным справиться с решением такой задачи, проективный рисунок и ТАТ оказались более эффективными, но, тем не менее, и они не оправдали себя как инструменты для выявления у детей ранее происшедшего сексуального насилия.

В ответ на статью о научном статусе проективных техник появилась публикация Woike и McAdams (2001), в которой подчеркиваются важная роль ТАТ для обнаружения скрытых мотивов и высокая конструктная валидность этого теста. Нетрудно догадаться о содержании ответа на замечания Woike и McAdams. Конечно же, находятся литературные данные, которые противоречат тем, на которые ссылаются вступившие в дискуссию исследователи. Очевидно, нет необходимости говорить далее о подобных дискуссиях. Совершенно ясно, что веские аргументы найдутся как у сторонников, так и противников проективных техник.

Основной причиной тянущихся уже не одно десятилетие споров является столкновение двух позиций в разработке и применение психологических тестов: психометрической и проективной. С точки зрения первой (объективной) тест должен соответствовать хорошо известным психометрическим требованиям, выражаемым, прежде всего, в понятиях надежности и валидности. Это вполне понятно, поскольку мы должны знать, что измеряем с помощью того или иного теста и насколько устойчивы полученные результаты. В проективных техниках (проективная методология) вопрос об их психометрических свойствах не может быть поставлен точно так же, как, скажем в тестах интеллекта. Обнаруживаемая в огромном количестве исследований низкая психометрическая надежность и валидность этих тестов чаще всего служит подтверждением неадекватности используемых статистических процедур и сложности (а порой и невозможности) обнаружения внешних критериев диагностируемых (оцениваемых) параметров. Подтверждением тому являются не менее многочисленные работы, в которых подтверждается высокая надежность и валидность отдельных показателей. Однако использование отдельных показателей в работе с проективными техниками, несмотря на их надежность и валидность, резко снижает диагностическую силу, изначально заложенную в проективном подходе к диагностике личности.

Бурлачук Л.Ф., доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН Украины

Проективные методики — Психодиагностика. Ответы на экзамен.

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

   Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

   В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Метод чернильных пятен Хольцмана как пример решения проблемы надежности. Существуют подходы и к решению проблемы валидности проективных методик.

   Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

Классификация проективных техник:

— Ассоциативные ПТ. Заключаются в предъявлении какого-либо неупорядоченного материала, которому требуется придать субъективный смысл (пятна Роршаха. Здесь оценивается содержание интерпретации, цвет, форма пятен, оригинальность ответов).

— Интерпретационные ПТ. Задача испытуемого – истолковать какие-либо события, изображенные на картинках (предполагается, что каждый толкует их в связи со своим отношением к ним) (например, ТАТ (тематической апперцепции тест). Испытуемый идентифицирует себя с героем. Обнаруживаются его характеристики. Выявляется давление среды. Сравниваются силы героя и среды (сочетание героя и среды образует «тему» как структуру их взаимодействия) ).- ПТ, основанные на дополнении. Задача испытуемого – завершить какой-либо рассказ, предложение (например, тест реакции на фрустрацию Розенцвейга. Определяется тип реакции на препятствие: экстрапунитивная реакция – осуждается внешняя причина фрустрации и разрешение ситуации требуется от другого лица; интрапунитивная реакция – направлена на себя с принятием на себя вины и ответственности за решение ситуации).

— ПТ конструирования. Предъявляются отдельные детали, из которых испытуемый составляет различного рода целостные картинки (в связи со своим собственным вкусом, опытом, интересами), а также придумывает рассказ по отдельным фрагментам или после прослушивания звуков, шумов.

— ПТ, основанные на выборе из предъявленного материала таких решений, которые косвенно связаны со скрываемыми влечениями, симпатиями, намерениями (например, тест Сонди, восьмицветный тест Люшера, «Психогеометрия» (определяет тип личности по контуру фигуры)).

Отличительные особенности проективных техник:

— Относительная свобода испытуемого в выборе ответа и тактики поведения.

— Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора.

— Комплексная диагностика личностных свойств и взаимоотношений личности со средой.

    Наиболее распространена такая форма ПТ, как рисуночные тесты: «Несуществующее животное», «Нарисуй человека», «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Моя семья».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Об упадке проективных методов в обучении профессиональной психологии

Как показано в следующей статье, индивидуальное тестирование личности используется опытными клиницистами, которые работают с реальными людьми. К сожалению, нынешние стажеры-психологи получают меньше подготовки по индивидуальному тестированию личности. Автор выделяет несколько влияний на эту тенденцию. Возможно, наиболее важно то, что управляемое лечение не способствует тому, что воспринимается как «отнимающее много времени», когда можно заменить бумажно-карандашный тест, который может быть оценен компьютером.Конечно, такие тесты не позволяют наблюдать за тем, как клиент конструирует наблюдения или справляется с новыми ситуациями в ситуации лицом к лицу. Скорее клиент помещается в прокрустово пространство. Она существует только на тестовом балле, обычно полученном из вопросов «верно/неверно» и с несколькими вариантами ответов, далеких от ее уникальности или индивидуальности.

СТАТЬЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ North American Journal of Psychology

Об упадке проективных техник в обучении профессиональной психологии

Пиотровски, Крис

Выдержка из статьи

С наступлением нового тысячелетия результаты опроса подтвердили высокую степень акцента в обучении проективным методам как в программах клинической/профессиональной психологии, так и в условиях стажировки (Belter & Piotrowski, 2001; Childs & Eyde, 2002; Meyer et al., 2001; Михура и Вайнле, 2002). Тем не менее, более свежие данные опроса о степени акцента обучения на оценке в программах профессионального обучения выпускников указывают на резкое сокращение обучения с использованием проективных методов за последние 5 лет (Neukrug et al., 2013). Фактически, Ready and Veague (2014) в обзоре аккредитованных APA программ обучения оцениванию обнаружили, что ни один из проективных методов не попал в десятку самых популярных тестов. Эти результаты ясно указывают на то, что в последнее время в обучении на уровне выпускников проективным методам уделяется меньше внимания.В то же время обширный обзор исследований прикладных сеттингов показывает, что практикующие психологи по-прежнему полагаются на проективные техники и считают их ценным клиническим инструментом. Например, Piotrowski (2015) при анализе 28 исследований, основанных на опросах по всему миру, сообщил, что по крайней мере один проективный тест был отмечен среди 5 лучших тестов, используемых на практике, в 50% этих отчетов. Кроме того, тесты Роршаха, H-F-D, методы завершения предложений и TAT вошли в число 15 лучших тестов во всех, кроме 3, из этих 28 исследований.Несмотря на эти разрозненные результаты обучения и практики, библиометрический анализ современной психологической литературы (проведенный в базе данных PsycINFO) выявил в общей сложности 2943 ссылки на проективные техники, в том числе 1746 статей в академических и профессиональных журналах (за 2008–2012 годы). Таким образом, чем можно объяснить это очевидное умирающее состояние в связи с быстрым снижением акцента в обучении на проективную оценку в программах клинической/профессиональной подготовки? Этот комментарий направлен на обсуждение нескольких педагогических, редакционных предпочтений, критического обзора и факторов профессиональной практики, которые можно отнести к уменьшительному статусу проективных методов в профессиональном обучении выпускников.

Политика управляемого обслуживания

К середине 1990-х годов изменения в политике охраны психического здоровья оказали глубокое влияние на профессиональную психологическую практику (Phelps et al., 1998). Неблагоприятный эффект заключался в том, что возмещение и временные ограничения значительно повлияли на объем и доступность психологического тестирования, особенно на использование традиционных батарей оценок (Wood et al., 2002). Исследования показали резкое смещение акцента на инструменты краткого и короткого тестирования с сопутствующим сокращением клинического использования проективных методов (Piotrowski, 1999; Stedman et al., 2001). Большинство проективных тестов проводятся индивидуально, и, кроме того, оценка протоколов, интерпретация и интеграция отчетов об оценке могут занимать у клинициста довольно много времени. Таким образом, преподаватели, ответственные за клиническую подготовку в области оценки, постепенно отходят от тестов, которые на практике не соответствуют порогу времени. За исключением специализированной практики, такой как судебно-медицинская экспертиза (Weiner & Otto, 2013), ограничительная административная политика в области психического здоровья ограничивала разрешенное клиническое использование проективной оценки за последние 20 лет.

Учебная программа по профессиональной психологии

На рубеже веков исследования аккредитованных APA профессиональных программ подготовки докторантов показали, что проективное тестирование является одной из основных необходимых клинических компетенций, хотя в ближайшем будущем ожидается снижение акцента обучения в этой области (Belter & Piotrowski, 2001; Cashel , 2002; Handler & Smith, 2013). В то же время отношение руководителей стажировок к проективным тестам было относительно положительным, а возможности повышения квалификации по избранным проективным тестам были ожидаемой функцией опыта стажировки (Piotrowski & Belter, 1999; Stedman et al., 2002). …

 

Специализированный университетский курс по диагностической оценке детей, подростков и взрослых с помощью проективных методик

В PROMERITS работает отличный преподавательский состав. Все они являются профессорами, докторами наук и/или старшими менеджерами в некоторых из основных испанских и многонациональных компаний в этом секторе, с обширным профессиональным и преподавательским опытом.

Ниже приводится список преподавателей этого университетского курса:

Эстела Арриагада Ваврикова
Психолог Специалист по клинической психологии зарегистрированный M-06747. Специалист по психотерапии (EFPA). Психолог отдела образования городского совета Махадаонды. Член и преподаватель курса Психоаналитическая психотерапия детей и подростков в Кипу, Учебный институт психоаналитической психотерапии и психического здоровья.

Г-жа Фатима Миральес Сангро
Доктор психологических наук. Специалист по клинической психологии М-00104.Профессор психологии. Она была профессором проективных техник и теста Роршаха в Папском университете Комильяс (Мадрид). Частная практика.

Г-жа Елена Санчес Эрранц
Психолог Специалист по клинической психологии M-10902. Специалист по психодинамической психотерапии с детьми и подростками.

Г-жа Вирджиния Йера Бергуа
Психолог Специалист по клинической психологии M-10087. Она была профессором предметного анализа и интерпретации графических проективных тестов Папского университета Комильяс, а также координатором и преподавателем курса «Графические проективные методы» и курса «Психодиагностика: Роршах и проективные методы» в Институте взаимодействия и личностной динамики.

Г-жа Марта Серрано Лебон
Общий медицинский психолог, зарегистрированный M-19407. Магистр психоаналитической психотерапии и психического здоровья (Институт Кипу). Психолог отдела образования городского совета Хетафе.

Психодиагностика Милан — Роберт Бергонци

Речь идет об использовании интервью, тестов и анкет для оценки и количественного определения когнитивных (сильных и слабых сторон), характера и мотивационных (интересов) черт.Психодиагностическое углубление может быть использовано для:

Психодиагностика – это дисциплина, которая занимается психологической оценкой и диагностикой, персонологией и психопатологией, посредством использования интегрированного репертуара опросников, личностных инвентаризаций, батарей и методов тестирования (психометрических и проективных), клинических интервью, нейропсихологические обследования и наблюдательные оценки; тип используемых методов и инструментов время от времени меняется в зависимости от контекста и цели оценки, возраста и типа возможных трудностей оцениваемых субъектов.

Даже если все психологи (в частности, но не только клинические) имеют базовую техническую подготовку и соответствующие полномочия Закона (L. 56/89) для проведения психодиагностической деятельности, сложность и техническая артикуляция некоторых его прикладных подотраслей и/или различных психодиагностических методик, иногда предполагает получение дополнительной последипломной подготовки специалистов в конкретных областях интересов (например, в нейропсихологической, психотерапевтической, юридической, для использования специфических проективных тестов, и т.п.).

Психодиагностическое обследование позволяет получить информацию о характере, сущности и, в конечном счете, причинах представленной проблемы. В этом процессе в основном используются два методологических инструмента:

С помощью психологического интервью приветствуются и исследуются опыт, история и проблемы человека с целью выявления в его личной истории интрапсихических, родственных, семейных и биологических факторов, которые могло способствовать возникновению беспокойства или жалоб на страдание.

Психологическая диагностика не ограничивается распознаванием и классификацией симптомов или классификацией болезни (как в области медицины), но, принимая во внимание сложность и уникальность каждого человека, предлагается прийти к психологическому пониманию того, что обязательно проходит через эмоциональное и когнитивное разделение глубоких аспектов самого себя.

Использование психологических тестов дополняет и объединяет информацию, собранную в ходе интервью, позволяет оценить конкретные функции или характеристики личности и позволяет в относительно короткие сроки подтвердить или опровергнуть клинические наблюдения.

Процесс диагностики также структурирован по своему назначению.

В клиническом контексте диагноз действует как руководство и прагматический критерий осуществимости лечения и конфигурируется как предложение для терапевтического проекта: углубляя знания, связанные с личностными, реляционными и контекстуальными характеристиками, пациент помещается в состояние самостоятельно принимать решения и делать выбор, которые облегчают реализацию их потребностей и стремлений.

Диагноз — это не «ярлык», прикрепляемый к пациенту, а динамическое описание режима работы, которое всегда может меняться с течением времени.

Психодиагностическая оценка позволяет провести глобальную оценку функционирования человека, а также может быть запрошена в области судебной медицины для установления психических состояний в рамках юридических, гражданских и уголовных процессов.

Личностные тесты и проективные методики. Современная психодиагностика

Страница содержимого

Тема:

Вызовы цифровой экономики:

Россия на фоне глобальных тенденций

Проблемы для обсуждения:

  • Цифровая экономика — это новый технологический порядок или институциональные инновации?
  • Возможности и риски цифровой переориентации российской экономики.
  • Отечественный и мировой опыт использования цифровых технологий в решении социальных и экономических задач.
  • Механизмы и проблемы использования цифровых инноваций в образовательном процессе.

Секции:

Секция 1. Россия на цифровой карте мира (ауд. 212, корпус 1)

Секция 2. Информационные технологии в цифровой экономике (ауд. 353, корпус 3)

Секция 3. Правовые основы цифровой экономики (ауд. 247) , корпус 1)

Секция 4.Цифровая экономика и экономическая безопасность регионов России (ауд. 221, корпус 3)

Секция 5. Технологии управления в цифровой экономике (ауд. 215, корпус 3)

Секция 6. Цифровая экономика в новой системе государственного управления (ауд. 75) , корпус 1)

Секция 7. Умный маркетинг как ответ на вызовы цифровой экономики (ауд. 62, корпус 1)

Секция 8. Блокчейн в реальной экономике: точки роста (ауд. 131, корпус 2)

Финансово-экономическая сессия «Актуальный диалог» (Зал Попечительского совета, корпус 4)

Круглый стол 16 февраля (10:00 — 13:00)

Круглые столы:

Круглый стол 1.Мировая экономика: эффекты «цифровизации» (ауд. 333, корпус 3)
Круглый стол 2. Новая модель экономического развития в условиях технологических сдвигов (ауд. 214, корпус 3)
Круглый стол 3. Современное состояние и перспективы развитие финансово-аналитической науки и практики в цифровом пространстве в России и за рубежом (ауд. 222, корпус 3)

Круглый стол 4. Финтех-инновации: ключевые направления оптимизации финансовых услуг (ауд. 329, корпус 3)

Круглый стол 5.Налогообложение и учет цифровых решений (каб. 331, корпус 3)

Круглый стол 6. Управление медицинскими организациями в условиях цифровизации (каб. 201, корпус 1)
Круглый стол 7. Проблемы развития добросовестной конкуренции в эпоха цифровой экономики (ауд. 348, корпус 1)

Круглый стол 8. Механизмы и модели цифровых технологий в развитии приоритетных отраслей (ауд. 247, корпус 1)

Круглый стол 9. Роль государства в регулирование цифровой экономики: актуальные проблемы и стратегические приоритеты (ауд. 203, корпус 3, с 14:00 до 17:00)

Круглый стол 10.Механизмы и проблемы использования цифровых инноваций в индустрии гостеприимства, туризма и спорта (ауд. 260, корпус 6)

Круглый стол 11. Развитие торговой отрасли в условиях цифровой экономики (ауд. 261, корпус 6)

Круглый стол 12. Торговые организации современных технологий (ауд. 265, корпус 6)

Студенческий круглый стол «Взгляд поколения XXI века на будущее цифровой экономики» (ауд. 221, корпус 3 — экономико-правовые проблемы, ауд. 357, 6 корп.- и информационно-математических задач)

Местонахождение: РУПЭ им.Г.В. Плеханова, г. Москва, Стремянный пер., д. 28, стр. 1, комн. 251

Начало регистрации: 10:00

Инструкция по эксплуатации

Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1 квадратов, подчиняясь воле своего воображения. Не следует долго думать о содержании, наоборот, старайтесь изображать то, что спонтанно возникает у вас в голове, когда вы смотрите на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит завершить существующий образ.После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попробуйте определить черты своего характера по картинкам.

Инструкции по интерпретации полученных данных

    Рисунок первого квадрата символизирует его уважительное отношение к себе и представление о себе. Значения картинок:

улыбающееся или смешное лицо, фигурка — хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбие натуры;

гротескная карикатура — знак сварливости, замкнутости;

Вс означает, что вы часто претендуете на руководящую должность;

цветок — знак женственности и любви к природе;

глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь руководить формированием своих отношений с людьми и осознанно строить свою жизнь.

    Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения картинок:

одинокий дом, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата — знак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

изображение находится вне внутреннего квадрата — свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не домосед;

образ включает внутренний квадрат и выходит за его пределы — ваши интересы пропорционально разделены между домом и внешним миром.

    Рисунок третьего квадрата характеризует формирование честолюбия и решительности. Значения картинок:

стрела, летящая в цель, т.е. в цель — у вас развито честолюбие и вы способны упорно трудиться для достижения поставленной цели;

дополняя рисунок другими стрелками и линиями — у вас развито честолюбие, но вы не уверены ни в своих силах, ни в правильности поставленной цели;

изображение не похоже на символы стрелки и цели — возможно вы неуправляемы и непокорны.

    Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и общительность. Значения картинок:

показано несколько предметов (например фигурки людей) — общительность и наличие большого количества друзей;

одна нарисованная линия означает скрытность, сдержанность и изоляцию;

изображение предмета правильной геометрической формы(например кирпичи) указывает на склонность к меланхолии и капризам, неординарность.

    По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и сексуальности. Значения картинок:

если на рисунке параллельными линиями изображено замкнутое единство , типа фонарного столба, здания и т.п. ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

дерево с плодами — любовь к детям;

смещение и искажение картинки до неузнаваемости, а также пробел между двумя строками — свидетельство застенчивости, чрезмерной скромности в вопросах пола и застенчивости.Гендерными вопросами автор занимается неохотно, по крайней мере не любит о них говорить.

дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и т.п. … — способность быстро и легко располагать к себе людей;

дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор — Трудности в установлении контактов, возможно, в отношениях автора с обществом преобладает стремление к господству, власти и диктатуре, ревность.

    По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, самооценке и уверенности в себе. Значения картинок:

, если изображение расположено выше средней волнистой линии , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и безопасно;

если картинка находится ниже волнистой линии посередине , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в себе;

тонущий или тонущий предмет — повышенная тревожность и страх перед будущим;

цепочка или линейный орнамент — добросовестность, ответственность и склонность к трудолюбию.

    Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения картинок:

члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) — привязанность и любовь к семье;

пейзажи, виды природы — любовь к природе;

автомобили, красивые дома, домашний интерьер — стремление к обеспеченной, комфортной жизни и др.

    По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности субъекта работать в коллективе, о его дисциплине и организации.Значения картинок:

симметричный узор или узор, полученный путем дополнения предлагаемого фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами — дисциплинированность, умение работать в организованном коллективе, зависимость от группового мнения;

заштриховывание фрагмента темными линиями, а также асимметричный рисунок с кривыми линиями — упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитетов.

    Рисунок десятого квадрата отражает степень авторского соответствия.Значения картинок:

порочные круги — субъект не самостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

узор незамкнутого круга — независимость и целеустремленность;

изображение человеческого уха может указывать на скрытный характер;

картина чайная чашка и другие предметы быта говорят о любви к семье и стремлении сохранить семейные традиции, о развитом отцовском и материнском чувстве.

    Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения картинок:

изображение настольной игры или ее фрагмент — наличие в характере духа соперничества, азартности, напористости;

Изгородь или забор могут быть сигналом насущных проблем и препятствий, которые в этот момент кажутся непреодолимыми;

домашний или бытовой символ — бережливость;

геометрический узор — трудолюбие, любовь к последовательности и порядку.

    Точки, расположенные в двенадцатом квадрате, будят воображение у субъекта и по рисункам можно судить о степени развития воображения. Значения картинок:

Точки, являющиеся составной частью рисунка (цветок, муравей, рыбка, заячий хвост, зернышко, которое клюют птицы и др.), свидетельствуют о развитом воображении и творческом мышлении;

Заштрихованные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практичном мышлении.

1.


2.


3.



4.


5.


Вопрос №. 27 . Проективные методы исследования личности.

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фантазии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий.Приоритет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих черт некоторые из известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга методик оценки личности . Особенности проективных методик:

♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неограниченное разнообразие возможных ответов;

♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, играющие роль своеобразного «экрана», на который субъект может проецировать характерные для него черты личности, проблемы, состояния;

♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выявлению ее скрытых, бессознательных, завуалированных сторон.

Возникнув, как правило, в клинических условиях, проективные методы были и остаются в основном инструментом клинического психолога. Их теоретические основы отразили влияние психоаналитических концепций и перцептивных теорий личности.

Недостатки.

1. недостаточная объективность проективной методики,

2. несоответствие многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическим средствам.

3.Отсутствие или недостаточность нормативных данных приводит к трудностям и субъективности интерпретации отдельных результатов, когда психолог вынужден доверять своему «клиническому опыту».

4. в некоторых проективных методах отсутствует объективность в определении показателей, коэффициенты однородности и ретестовой надежности часто неудовлетворительны. Попытки их проверки страдают методологическими недостатками либо из-за плохого контроля условий эксперимента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неправильного отбора проб.

Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и статус проективных методик практически не меняются. Это связано в первую очередь с тем, что они, по данным психодиагностики , менее подвержены фальсификации субъектом , чем опросники, и поэтому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их назначение обычно замаскировано, и испытуемый не может угадать способов интерпретации диагностических показателей и их связи с теми или иными проявлениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при осмотре.

Методы проективного структурирования.

Техника чернильных пятен Г. Роршаха .

Эта техника одна из самых популярных. Разработана швейцарским психиатром Г. Роршахом, впервые описана в 1921 году.

В методике Роршаха используется 10 карт, на каждой из которых напечатано двустороннее симметричное пятно. Пять пятен только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание пастельных тонов.Таблицы представлены последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, показанном на обороте. Представление Таблицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, как это может выглядеть?» В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью дополнительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо дословной записи ответов испытуемого на каждую карточку, экспериментатор отмечает время реакции, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения в поведении испытуемого в ходе диагностического сеанса.После предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определенной системе опрашивает испытуемого о частях и характеристиках каждого из пятен, по поводу которых возникли ассоциации. В ходе опроса испытуемый также может уточнить или дополнить свои предыдущие ответы.

Интерпретация показателей методологии Роршаха основана на относительном количестве ответов, попадающих в разные категории, а также на определенных соотношениях и отношениях между разными категориями.Направления интерпретации не имеют удовлетворительной теоретической основы, а целиком определяются эмпирическими соотношениями отдельных показателей с теми или иными чертами личности. Так, например, трудно с научной точки зрения объяснить, почему использование в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тревоге, а трактовка белого фона у экстравертов — о негативизме.

Психологическое заключение по результатам методики Г.Роршах обычно описывает интеллектуальную и аффективную сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя ее, учитывает дополнительную информацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, усложняющим интерпретацию показателей Роршаха, является общее количество ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов напрямую связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием личности.Хотя считается, что описываемая методика применима к людям от дошкольного до взрослого возраста, исходно нормативные данные были получены, по большей части, в группах взрослых.

Проективные методы интерпретации.

Тематический апперцептивный тест. B Создан еще в 1935 году. К. Морган и Г. Мюррей … Применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств.

Стимульный материал ТАТ представляет собой стандартный набор из 30 таблиц, изображающих неопределенные ситуации, а также таблицу — пустую форму. Каждому испытуемому предоставляется 20 таблиц, которые заранее подбираются психологом с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностики лиц в возрасте от 14 лет.

Испытуемому предлагается составить рассказ по картинке, объяснив, что привело к изображаемому событию, что происходит в данный момент, что будет в будущем, что думают и чувствуют персонажи.При предъявлении бланка его просят представить картинку и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностики фиксируют время, проведенное за каждым столом, латентное время (с момента предъявления стола до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимику, позу, настроение. Рассказы записываются и все речевые высказывания субъекта.

Диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в один день.В конце рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет истоки тех или иных сюжетов, причины логических несоответствий, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительную информацию об испытуемом.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, включая доминирование, агрессию, автономию, социальность, достижение, самозащиту и т. д. в зависимости от интенсивности, продолжительности и частоты проявления, значение для развития сюжета.

Завершающим этапом обработки является их ранжирование с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще всего на протяжении всей диагностики (то есть во многих рассказах). Согласно гипотезе Г. Мюррея, субъект идентифицирует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризует его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощущаемое извне. Давление рассматривается как триггер потребности в нем, чтобы оно стало активной доминантой поведения.Их взаимодействие — тема — является основным объектом психологического анализа, позволяющим описать отношения личности с окружающей средой.

Детский апперцептивный тест , разработан Л. Беллаком и предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На картах CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, поскольку предполагается, что маленькие дети могут легче фантазировать с животным, чем с человеком.Данная методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его отношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то, что практическая ценность ТАТ и подобных методик клиницистами не подвергается сомнению, психодиагностика продолжает изучать их психометрические параметры.

Техника фрустрации рисунка Розенцвейга.

Техника «картинной фрустрации» Розенцвейга дает меньше места для воображения и требует более простых ответов. Создано С. Розенцвейгом Основанная на его теории фрустрации и агрессии, эта техника представляет собой серию условных рисунков, в которых один персонаж говорит какие-то слова и таким образом определенным образом фрустрирует («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или обращает внимание на неприятную ситуацию. На специально отведенном пустом месте карточки-стимула испытуемый пишет то, что, по его мнению, ответил бы расстроенный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состояние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-либо причинам не может удовлетворить потребность, достичь намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворение потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Метод С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет.Он имеет относительно объективную процедуру оценки результатов и более доступен статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации устных ответов испытуемых Розенцвейг предложил использовать выделенные ему оценочные категории. По типу реакции, отражающей доминирующее в ответе содержание, различают:

♦ препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески подчеркиваются независимо от того, расцениваются ли они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;

♦ самозащитная — деятельность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания своей вины, уклонения от упрека и направлена ​​на защиту своего Я;

♦ конструктивно-настойчивые реакции — постоянно направленные на выявление конструктивного решения или выхода из конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других, либо взятия на себя ответственности за положительное разрешение ситуации, либо в форме уверенности что время и ход событий приведут к его разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

внекарательные — направленные на живую или неживую среду, при этом подчеркивается осуждающая внешняя причина расстройства и его степень, иногда требуется разрешение ситуации от другого лица;

интропунитивная — направленная на себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

некарательный — направленный на ослабление и превращение «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, преодолимое во времени; в то же время нет вины ни перед другими, ни перед собой.

В России данная методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных. Он также широко используется в практической работе со здоровыми людьми для прогнозирования поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для прогнозирования эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выявления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптацию и стандартизацию детской версии предложили Э.Е.Данилова. Получила нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Методы проективного выражения.

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагностика черт личности основывается на анализе зрительной деятельности личности. Особое внимание в таких техниках уделяется прорисовке фигуры человека.

«Нарисуй человека» Маховер.

Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека.После того, как он закончит рисунок, его просят нарисовать человека противоположного пола. Пока человек рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие детали процесса рисования. За рисунком может следовать беседа, в которой испытуемого просят придумать историю о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Затем испытуемому задается ряд вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображаемых персонажей.

Анализ реализации метода «Нарисуй человека» носит в основном качественный характер и основан на изучении некоторых параметров рисунков. Особое внимание уделяется абсолютным и относительным размерам мужских и женских фигур, их расположению на листе бумаги, качеству линий, последовательности прорисовки частей фигур, фронтальному или профильному углу зрения, положению руки, изображение одежды, наличие фона, базовых линий.Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, дисбаланс, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенности стиля.

К классу графопроективных методик относятся также техники, получившие широкое распространение: «Семейный рисунок» (В. Вольф и др.), «Дом, дерево, человек» (Ж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берн) и многие другие.

При анализе методов этого класса исследователи исходят из того, что в рисунке человек непосредственно выражает черты собственной личности, поддающиеся интерпретации с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Для методики «Дом, дерево, человек» выделено 8 характеристик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тревога, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессия. Для методики «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности и враждебности в семейной ситуации.

Обработка результатов испытуемого заключается в подсчете суммы баллов всех показателей фигур по каждой характеристике.Представляя полученные суммы в процентах, можно сравнить выраженность разных характеристик, выявить доминирующие.

Описанная схема анализа результатов графических приемов снижает степень субъективизма в их интерпретации. Дополненный информацией, полученной в ходе беседы с испытуемым, он позволяет даже начинающему психодиагносту давать достаточно достоверные выводы относительно личностных особенностей испытуемого.

Приведенные здесь проективные методы представляют собой тесты в картинках, которые, включая испытуемого в зрительный процесс, помогают узнать о характере человека, его отношениях с окружающим миром, способностях, личных и деловых качествах и т. д.

Тесты в рисунках – это не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, развеяться, избавиться от негативных переживаний.

Два небольших проективных теста в картинках приоткроют завесу будущего и ответят на вопрос, каков ваш жизненный путь, если вы будете придерживаться нынешнего образа жизни.

1. Проективная методика «Твой образ жизни»

2. Проективная методика «Хозяин своей судьбы»

Проективные тесты (тесты в картинках) «Твой образ жизни» и «Хозяин своей судьбы»:

Проективный тест «Твой образ жизни».

Инструкция.

Вы видите перед собой изображение поверхности некоего континента. Обратите внимание на реки, островки, леса. Есть болото, и даже холмы.Ваша задача проложить дорогу через весь материк, это первое дело. А во-вторых, вам нужно будет дать имя всем рекам, лесам, островкам, мысам и заливам. Придайте вашей карте законченный вид.

Стимулирующий материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

В первую очередь обратите внимание на названия, которые вы дали островам, лесам, рекам и всему, что изображено на карте.

  • Если вы выбрали красивые названия (мыс вечной надежды, остров плачущих небес и т.), то это говорит о вашем стремлении наполнить свою жизнь смыслом, найти свое место, понять свое предназначение. Нельзя представить жизнь без надежды, без веры в светлое завтра. Вы в чем-то идеалист, но со временем ваши представления исправятся и примут вполне реальную форму.
  • Если вы дали всем рекам и островам настоящие названия (река Амударья, остров Сахалин и т. д.), то это говорит о вашей осторожности и готовности идти по жизни тем путем, который укажут другие.Ты живешь так, словно выполняешь чей-то завет: идешь по стопам родителей, реализуешь какую-то глобальную идею или следуешь совету старшего друга. Все это похвально, но помните, что это все-таки ваша жизнь, а не чья-то еще.
  • Если ваша дорога проходит по самому краю материка, старательно обходя все препятствия, то это говорит о том, что вы оптимист, верите в свою удачу и даже не хотите думать о возможных препятствиях. И чаще всего препятствия отвечают взаимностью 🙂
  • Если ваша дорога идет вдоль рек, значит, вы жизнерадостны, ваша жизнь полна интересных приключений, вы верите, что впереди у вас много необыкновенных событий.Даже если с вами уже случилось что-то неприятное, то вы стараетесь не зацикливаться на своих неприятностях. В любом случае, все в вашей жизни обязательно наладится и все будет хорошо.
  • Если ваша дорога проходит через весь континент, не огибая опасных и труднопроходимых мест, то это говорит о вашей силе, решительности и решительности, вы никогда не подведете перед опасностью, не убежите от нее. Это не значит, что вы не хотели бы легкой дороги и приятного пути, но вы боец ​​по натуре, вы не можете допустить мысли о возможном отступлении.Если у вас есть конкретная цель, то никто и ничто не сможет помешать вам идти к ней.

Проективный тест «Хозяин своей судьбы».

Инструкция.

Внимательно посмотрите на эту фигуру. Это часть комнаты, и вам предстоит взять на себя роль дизайнера, а также декоратора, маляра, штукатура и т.д. Ваша задача придать этой комнате живой вид. Также позаботьтесь об обоях!

Стимулирующий материал .

Ключ к тесту, интерпретация.

Сначала осмотрите дверь и окно. На этом рисунке они изображены с явным нарушением перспективы. Очень показательный момент: если вы пытались выровнять окно и дверь, то это свидетельствует о вашем стремлении контролировать все, что происходит в вашей жизни. Вы любите быть в курсе всех событий, вам это необходимо для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Вы предпочитаете все проверять сами.

  • Если вы оставили дверь и окно без изменений, то это значит, что вы принимаете жизнь такой, какая она есть.Ты терпеливо, не жалуясь на судьбу, куешь свое счастье.
  • Если вы нарисовали на стене еще одно окно, то это говорит о вашей повышенной потребности в общении, вы не можете жить вне общества. Если это окно занимает больше половины стены, то вам важно, что думают окружающие.
  • Если вы украсили пол ковром или тщательно выкрасили на нем паркет или линолеум, то это говорит о вашем ярко выраженном стремлении к независимости. Вы цените основательность и рациональность во всем, твердо стоите на земле.
  • Если вы нарисовали в комнате дополнительные предметы(мебель, посуду), значит, вы сами творите свою судьбу. Вы верите в удачу и предопределение, но понимаете, что под лежачий камень вода не течет. Ваш жизненный принцип – бросайте удочки во все стороны, чтобы увеличить вероятность поклевки.
  • Особое внимание следует уделить обоям или их отсутствию. Окрашивание стен в однотонный цвет говорит о том, что вам нужно больше внимания уделять возможностям, появляющимся в поле вашего зрения.И они появляются, не сомневайтесь!
  • Если вы старательно оклеивали стены обоями с мелким рисунком, значит, вы аккуратны, пунктуальны и ответственны. Крупная картинка на обоях говорит о том, что вы настоящий бунтарь, не согласны мириться с тем, что имеете, и обязательно найдете (или уже нашли) свой путь. Ваша настойчивость и настойчивость приведут вас к успеху.

Детская психодиагностика

Цель курса:

Курс представляет собой введение в теорию и практику детской психодиагностики.Задачи курса следующие:

  • Сосредоточиться на мерах, специально предназначенных для оценки эмоционального, поведенческого и социального функционирования детей и подростков;
  • Предоставить результаты текущих исследований для поощрения практики, основанной на фактических данных;
  • Предоставить четкие рекомендации по использованию различных методов оценки;
  • Чтобы подчеркнуть клинические диагностические навыки, например. установление взаимопонимания, интервьюирование, интеграция и интерпретация данных, написание отчета и предоставление обратной связи.

Результат обучения, компетенции

знаний:

  • Основы теории и практики детской оценки и психодиагностики
  • Модераторы оценки и их механизмы
  • Этика оценивания и оценивания
  • Клиническое интервьюирование и построение гипотез
  • Роль наблюдения за поведением в детской психодиагностике. Системы наблюдения за поведением.
  • Использование оценочных шкал в детской психодиагностике
  • Проективные методики в детской психодиагностике
  • Интегрирование и интерпретация результатов
  • Составление отчета
  • Предоставление обратной связи

отношение:

  • Рассмотрение психических расстройств детского возраста в комплексной биопсихосоциальной модели
  • Использование современных результатов доказательных исследований и научных стандартов при оценке детских психических расстройств
  • Принимая во внимание этические стандарты клинической оценки

навыки:

  • Распознавание симптомов детских психических расстройств,
  • Формулирование диагностических гипотез
  • Планирование оценки
  • Раппорт здания
  • Использование нескольких методов тестирования
  • Интеграция и интерпретация результатов и написание отчета.

Содержание курса

Темы курса

  • Классификация и психопатология развития. Стандарты и справедливость детской психодиагностики
  • Планирование процесса оценки и установление взаимопонимания
  • Сбор анамнеза. Оценка семейного контекста
  • Структурированные и полуструктурированные диагностические интервью
  • Наблюдения за поведением
  • Рейтинговые шкалы детской психодиагностики
  • Проективные техники
  • Интеграция и интерпретация информации об оценке
  • Составление отчета
  • Предоставление обратной связи

Учебная деятельность, методы обучения

Оценка результатов

форма оценивания: письменный экзамен

Методы психодиагностики

Психодиагностика — наука, разрабатывающая и устанавливающая психологические диагнозы.Стремясь развить те качества личности, которые менее всего выражены у человека, способствует полноценному состоянию его психики и росту. И самыми эффективными методами психодиагностики являются те, с помощью которых можно достичь поставленных выше целей. В психологии их очень много. Рассмотрены основные, классические клинические методы психодиагностики, при которых на основе многостороннего, тщательного обследования обобщаются различные данные и ставится диагноз.Больше внимания уделяется не столько количественному измерению, сколько анализу явлений психики качественному. Эти методы психодиагностики требуют использования интуиции и опыта. К ним относятся следующие методы обследования: беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов человеческого труда, анализ художественных произведений.

Беседа, например, помогает получить субъективную информацию о внутреннем состоянии человека, нюансах поведения в результате речевого общения.Между клиентом и психологом существует тесный контакт, есть доверие, что дополнительно оказывает психотерапевтическое воздействие. Эту связь не могут дать объективные исследования. Но анализ человеческого труда, творчества часто осложняется субъективной интерпретацией. Метод наблюдения редко осуществляется самостоятельно. Чаще сопровождает любую другую диагностику: беседу, тестирование. Проективные методики в психодиагностике субъективны. Процедура их проведения и толкования довольно нетрадиционна.И появились они в противовес психометрическим методам, которые требуют точных расчетов, но не гарантируют правильность выводов.

Для того чтобы эти методики были эффективными, психолог должен быть не просто профессионалом, но и обладать творческим мышлением, интуицией, уметь подходить к каждому отдельному случаю по-особенному. Эти психодиагностические методы имеют такое название, потому что используемые ими тесты основаны на принципе переноса (проецирования) на других людей желаний и свойств, которые присутствуют в самом человеке, но также подавляются.Проективные методы в основном изучают страхи, потребности, интересы, ориентации личности, используя такие популярные тесты, как тест Роршаха, «Несуществующее животное», Люшера, ТАТ, Розенцвейга. Диагностика по рисункам особенно удобна для исследования маленьких, слабо говорящих детей. Значение имеет как общее впечатление от рисунка, так и его малейшие детали. Тест Роршаха, например, предполагает, что испытуемый должен сказать, как выглядят пять черных и пять цветных пятен, сделанных чернилами.Тест Розенцвейга дает испытуемому задание на 24 картинках, изображающих конфликтные ситуации, дополнить каждое предложение предложением. Анализ этих фраз выявляет уровень стресса человека и прогнозирует его поведение во время конфликта. Результаты теста «Животное, которого не существует» оформляются на основе компоновки рисунка на листе бумаги, очертаний нарисованной фигуры и частей ее тела. Тест, разработанный психологом из Швейцарии, получил его имя — Люшер.По его методике каждый цвет имеет неизменное значение и свое влияние на человека. Испытуемый должен выбрать из 73 (полный комплект) или 8 (неполный комплект) цветных карточек, разложенных на белой бумаге по одной до самой последней. Начать надо с самого приятного цвета. Те цвета, которые будут выбраны первыми, указывают на то, что человек предпочитает, любит, вторые по выбору — на то, что ему безразлично, и последние — на то, что ему не нравится. Таким образом, психодиагностические методы помогают выявить и понять уникальные особенности человека, его склонности и мотивы поступков.

р>>

PSY417 Психодиагностика | Электронный кампус

Код курса Название курса Часы работы в неделю* ЕКТС Расписание занятий на неделю
Т Р
PSY417 Психодиагностика 2 1 6
Обязательное условие PSY103 Это обязательное условие для
Лектор Сельвира Драганович Часы работы / Комната / Телефон Вторник:

с 15:00 до 17:00 через Teams

Электронная почта [email protected]
Ассистент Электронная почта помощника
Цели курса Курс психодиагностики стремится дать адекватное представление о многообразии современных методов психодиагностики и оценки; изучение действующих мировых этических норм психологической диагностики и оценочной деятельности; технология определения достоверности тестов, полученных различными методами психодиагностики; изучение классических и современных подходов к диагностике интеллекта, Психодиагностика личностных особенностей и потенциала достижений человека.
Учебник 1. Грот-Марнат, Г. (2003). Справочник по психологической оценке. Уилли и сыновья, Нью-Джерси.
Дополнительная литература
  • 2. Хейлберн, К. (1992). Роль психологического тестирования в судебно-медицинской экспертизе. Закон и поведение человека, Vol. 16, № 3. С. 257-272.
Результаты обучения После успешного окончания курса учащийся сможет:
  1. Определите и объясните корни и определения современной психодиагностики.
  2. Выявление и объяснение психопатологии и ненормального поведения.
  3. Понимать и объяснять различные методы и процедуры психодиагностической оценки.
  4. Понимать многообразие способов оценки различных характеристик человека с использованием различных диагностических методик.
  5. Уметь определять уровень достоверности полученных диагностических данных и составлять отчеты.
Методы обучения Классные обсуждения с примерами.Групповые тренировки для вовлеченного обучения и постоянной обратной связи о прогрессе. Индивидуальные и групповые обсуждения. Наглядные и письменные материалы будут предоставлены.
Метод обучения Доставка Лицом к лицу Метод обучения Примечания к доставке
НЕДЕЛЯ ТЕМА НОМЕР
Неделя 1 Введение, презентация программы, презентация курса
Неделя 2 Психодиагностика: введение в основные теории и парадигмы психодиагностики Главы 1,2 в учебнике
Неделя 3 Оценка поведения Глава 4 в учебнике
Неделя 4 Психологическое диагностическое интервью (обзор процесса интервью) Глава 3 в учебнике
Неделя 5 Психологическое диагностическое интервью (структурированное диагностическое интервью), викторина Глава 3 в учебнике
Неделя 6 Методы оценки интеллектуальных способностей взрослых Глава 5 в учебнике
Неделя 7 Промежуточный экзамен
Неделя 8 Методы оценки черт и характеристик личности взрослых Глава 7 в учебнике
Неделя 9 Проективные методики в психодиагностике Главы 10,11 в учебнике
Неделя 10 Шкалы и опросники психологической самооценки Глава 13 в учебнике
Неделя 11 Методы нейропсихологической оценки Глава 12 в учебнике
Неделя 12 Методы нейропсихологической оценки, групповые презентации Глава 12 в учебнике
Неделя 13 Психологическая оценка личности, интеллектуальных и других способностей детей Главы 5,7 в учебнике
Неделя 14 Вопросы психодиагностики в судебно-психологической экспертизе Артикул
Неделя 15 Интеграция данных, написание и передача результатов и отчетов психодиагностической оценки Глава 15 в учебнике
Методы и критерии оценки Средство оценки Количество Масса Согласование с ОС
Выпускной экзамен 1 40 Все LO
Компоненты оценки семестра
Промежуточный экзамен 1 30 LO 1,2
Тест-1 1 10 LO 2
Групповое присвоение 1 10 Все LO
Посещаемость и вклад студентов 1 10 Все LO
***     Расчет кредита ECTS     ***
Деятельность Часы Недели Часы рабочей нагрузки студентов Деятельность Часы Недели Часы рабочей нагрузки студентов
Часы лекций 3 14 42 Домашнее исследование 2 5 10
Промежуточный экзамен 5 7 35 Заключительный экзамен 7 9 63
        Всего часов рабочей нагрузки = 150
*T= Обучение, P= Практика Кредит ECTS = 6
Обеспечение академического качества курса: Опрос студентов за семестр Дата последнего обновления: 12.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.