Психологическое направление – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ • Большая российская энциклопедия

Содержание

10 самых интересных направлений психологии

Психоанализ

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным — загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события ,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum — имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек — часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт-психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года — в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать — не самая бесполезная. Все люди мечтают — кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой — мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения — взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой — у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит только себя, самое нетерпимое — оставаться наедине
с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Основатель бихевиоризма Джон Бродес Уотстон (1878–1958) начинал с изучения поведения животных: собак, крыс. Потеряв работу в университете из-за семейных проблем, профессионально занялся рекламой. Всю жизнь прожил в США

Наука о поведении (от англ. behaviour — поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул — это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением — в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Психологическое направление

Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития — его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Такой теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.

Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое (опытное.- Авт.) знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки».

В своей «психологической социологии» Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании «законов психического взаимодействия» . Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на значение как индивидуальной, так н коллективной психики. Последняя предстает как совокупность коллективных восприятии, чувств, настроений, образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и национальных общностей. В Западной Европе проблемы коллективной психологии исследовали Э. Дюркгейм, Г. Лебон, М. Лацарус, X. Штейнталь, В. Вундт и другие мыслители. Многие из них характеризовали коллективную психологию как психологию народов и масс. Де-Роберти глубоко проанализировал влияние коллективной психики людей на поведение и деятельность различных социальных групп и слоев, в том числе семьи, племени, касты, класса, нации и т. д. По его мнению, социология по своему содержанию во многом совпадает с социальной психологией. Значение последней он раскрывает в своем труде «Социальная психика».

Е.В. Де-Роберти считал, что коллективная психика, проявляясь в поведении людей, тем самым воплощается в их морали, определяет нравственные нормы и принципы человеческой жизнедеятельности. По его мнению, индивидуальная и коллективная психика людей, их психический склад воплощаются во всех проявлениях их духовной и материальной культуры, в системе экономических, политических и других институтов функционирования общества.

Существенный вклад в обоснование роли и значения психологических факторов в развитии общества внес Н.И. Кареев. Уже простое перечисление его работ свидетельствует о широте мышления ученого: «Основные вопросы философии истории» в двух томах, «Общий ход всемирной истории», семитомный труд «История Западной Европы и Новое время», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории», «Историко-философские и социологические этюды», «Историология. Теория исторического процесса», «Общие основы социологии» и др.

Как и у Е.В. Де-Роберти, теоретическая социология Н. И. Кареева постоянно соединяется с философией и психологией, в том числе социальной психологией.

В работе «Основные направления социологии и ее современное состояние» Н. И. Кареев указал на две основные стороны социологии. Во-первых, социология выступает как система взглядов «на то, что нужно прежде всего видеть в обществе и как понимать его природу». Во-вторых, она решает вопрос о том, какие методы могут быть применены к изучению общественных явлений.

Социология, — писал Кареев, — исходит из определенного мировоззрения, из общей картины общества, которая создается социальной философией. В то же время она должна опираться не на произвольные умозрительные построения, а на факты и науку. Необходимо «пользоваться более методом объективным, а не субъективным, т. е. наблюдать, классифицировать социальные факты по тем или иным реальным основаниям, а не сниматься произвольными построениями. Надо изучать явления такими, каковы они есть, избегать субъективных подходе и оценок».

Подобно другим представителям психологического напрасления в социологии, Кареев указывал на важное значение психологии в объяснении общественных явлений, ибо последние по его мнению, всегда имеют психологическую основу. Ведь они выступают как продукт деятельности людей, в результате ко торой воплощаются их чувства, воля и представления о чем либо, их инстинкты, интуиция и образ мыслей.

Н.И. Кареев обращал внимание на три основные стороны духовного бытия человека, а именно на его ум, чувства и волю. Он отмечал, что в деятельности и поведении людей, а значит во всей их общественной жизни, большую роль играют интеллектуальная, эмоциональная и волевая стороны их духовного мира и было бы неверно делать ставку на одну из них как это наблюдается у рационалистов, эмпириков и волюнтаристов.

По мнению Кареева, психическая жизнь человека вытекает из его «психической природы» и обусловлена ею. Эта зависимость проявляется в деятельности людей и в их взаимоотношениях. При этом психологического объяснения требуют их полезные и вредные поступки, а также «справедливые и несправедливые общественные явления». Как и Де-Роберти, Кареев считал, что психические взаимодействия людей лежат в основе их общественного развития, ибо обусловливают их экономические, политические и другие взаимодействия, результатом которых выступает развитие всех сфер жизни общества и его социальных институтов.

Особую роль в психических взаимодействиях людей играет опять-таки их индивидуальная и коллективная психика. В этом оба мыслителя — Н.И. Кареев и Е.В. Де-Роберти — придерживались единого мнения. «Коллективная психология, -писал Н.И. Кареев, — должна показать, что и народный дух, и всякая культурная среда, и какое бы то ни было групповое и классовое самосознание суть не что иное, как результат психического взаимодействия между отдельными индивидуумами.

Коллективная психология, по Карееву, лежит в основе развития духовной культуры, которая представляет собой «результат коллективного творчества и психического взаимодействия». В конечном счете психические взаимодействия между людьми являются основой всей общественной жизни, «Без известной психической основы, — уточняет он, — практические отношения между людьми были бы невозможны»^ Это касается экономических, политических и других «практических отношений», возникающих между отдельными людьми и социальными группами. Все эти отношения базируются на взаимодействии индивидуальной и коллективной психологии людей.

Исходя из данных положений он строит свою теорию общества. Последнее, в его представлении, выступает как система психических и практических взаимодействий между людьми. С учетом этого следует осмысливать взаимоотношения личности и общества, а также другие проблемы общественной жизни, такие как разделение труда, обмен услугами и продуктами человеческой деятельности, борьбу классов, систему политической власти, подчиняющей все части общества единому целому. Все эти и многие другие проблемы можно понять, лишь глубоко осмыслив значение психологического фактора в деятельности и поведении людей и в развитии общества. Так рассуждали представители психологического направления русской философии. Представленное в трудах Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других мыслителей это направление оказало существенное влияние на развитие общественной мысли в России.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

Психологическое направление

В результате внутренней эволюции
народнической социологии в ней с конца
70-х годов сложилось психологическое
течение, главными представителями
которого были В.П. Воронцов и
И.И. Каблиц. Социологи народничества
при анализе общества стали ориентироваться
в основном на категории и понятия, взятые
из индивидуальной психологии (чувства,
желания, мысли), в то же время они
обращались и к социальной психологии
(настроение масс). Выше уже говорилось
о причинах обращения к психологии
социологов либерально-народнического
толка. Следует лишь отметить, что в этот
период во всей мировой социологической
мысли отчетливо наблюдается тенденция
психологизации социальных процессов,
видна попытка создать социологические
теории с привлечением психологии229.

В.П. Воронцов

Василий Павлович Воронцов
(1847-1918) — экономист, социолог и публицист,
один из идеологов либерального
народничества. В литературу вошел в
начале 80-х годов со
статьями по экономическим вопросам,
сотрудничал во многих русских журналах.
Наиболее полно свою социологическую
позицию он изложил в работах «Судьбы
капитализма в России» (1882), «Наши
направления» (1893), «Очерки теоретической
экономики» (1895)230.

Подобно Ткачеву Воронцов считал русскую
буржуазию, как и капитализм в целом,
неудачным детищем правительства, которое
стоит над классами и не зависит от них;
правительство не должно более поддерживать
капитализм, поскольку он лишен
прогрессивного смысла и не имеет
будущего; государство обязано взять в
свои руки промышленность и перейти к
покровительству крестьянской общины
и промыслов. Все это позволило В.И. Ленину
охарактеризовать взгляды Воронцова
как взгляды отъявленного

188

реакционера, направленные против
объективно неумолимого исто­рического
развития231.

В духе народнической идеологии Воронцов
обращал свой взгляд на интеллигенцию.
Он отмечал увеличение числа лиц из
«культурных классов», готовых посвятить
себя народу. «Задача… интеллигенции
состоит в том, чтобы указать объективные
условия, ограничивающие и определяющие
меру субъективно сознанных потребностей
класса»232.

В 90-е годы Воронцов
выступал против русских марксистов, не
поняв ни социально-политических, ни
философских и социологических идей
Маркса и его последователей. В.И. Ленин
и Г.В. Плеханов дали
глубокую критику либерально-народнических
и субъективно-идеалистических воззрений
Воронцова. Ленин отметил, что у Воронцова,
как и у других либеральных народников,
отсутствует «социологический реализм»,
они «подкрашивают и извращают
действительность посредством маниловских
фраз»233.Зимой 1893 г. В.И. Ленин выступил
против В.П. Воронцова в кругу московских
марксистов. Как пишет в своих воспоминаниях
А.И. Ульянова-Елизарова, значение
«его выступления для московской молодежи
было большое: оно разъяснило молодым
марксистам многое, оно дало им опору,
толкнуло их вперед»234.

Круг социологических вопросов,
рассматриваемый Воронцовым, неширок и
сводится к двум моментам: 1) основы
общества и связанные с ним социальные
законы и отношения; 2) социальное развитие.

В основание общества Воронцов помещает
психическую деятельность человека,
идеи и чувства которого определяют
форму общества. Социальные отношения
есть «производное» духовного мира
людей. Отсюда проистекает и задача
социологии: «Объяснение происхождения
сложных общественных отношений из более
простых психологических»235.

Воронцов признавал, что психический
склад человека является результатом
не только его природы, но и зависит от
предшествующей истории. Тем самым
Воронцов оказывался в порочном кругу:
исторический процесс зависит от
психологии человека, а последний
определяется историей духовного
развития.

Воронцов различал две стороны в жизни
и развитии каждого общества: стихийную,
бессознательную, ее он называет еще
органической, и телеологическую,
сознательную, целесообразную. Любое
общественное явление или отношение
образуется как результат стихийных
столкновений единичных сознательных
актов. В ре-

189

зультате сознательной деятельности
образуется новое явление, заранее не
предусмотренное его творцами и даже не
известное простому сознанию. Происхождение
новых отношений так же бессознательно,
как бессознательно развитие каких-либо
физических процессов. Воронцов заимствовал
из философии истории Кареева идею
«бессознательного» создания культуры
общества.

Социальные отношения, складываясь
стихийно, в конечном счете полностью
соответствуют общим целям и «развиваются
как бы по определенному плану»236.
Воронцов бьется над мучившим его
вопросом, каким образом из стихийного
процесса проистекают сознательные
формы организации общества. Он полагал,
что сознательная сторона общественной
жизни вытекает «из деятельности
организованных групп, ставящих себе
известные социальные задачи»237.

Выдвинутая Воронцовым концепция отражала
стихийный характер развития
капиталистического общества, в котором
существовало как подчинение сознательной
деятельности отдельного человека стихии
капитализма, так и противоречие между
плановой организацией производства на
отдельной фабрике и анархией производства
во всем обществе.

Психологический подход к основе общества
предопределил и взгляды Воронцова на
социальную закономерность, объективный
характер которой он отрицал. Он считал,
что в обществе нет «непреодолимых
законов» истории, они зависят от
сознательной психической деятельности
человека, поскольку важнейшим компонентом
законов является «внутреннее, психическое
содержание человека»238.
Люди преследуют различные цели и «тащат
историю в разные стороны», образуя в
совокупности равнодействующую. Воронцов
думал, что даже если и удается подметить
законосообразность явлений, то она есть
не более как преобладание одного из
направлений, которое можно изменить,
воздействуя на сознание лиц, творящих
историю.

Воронцов отрывал как «совершенно
отличные» законы истории от социальных
явлений, происходящих на ее поверхности.
По его мнению, в практической деятельности
людей важное значение приобретает не
знание закона «сущности исторического
процесса», а знание более простых
явлений, которое невозможно без изучения
психики человека. Поэтому наибольшее
воздействие на ход истории «будет
оказано не ученым, понимающим сущность
социальных отношений или даже механизм
проявления таковых, а лицом, плохо
осведомленным в том и другом, но зато
понимающим психическую природу человека
и умеющим воздействовать на мотивы его
деятельности»239.

190

Проблема социального прогресса занимает
известное место в теории Воронцова, но
решается она в полном отрыве от реальных
социально-экономических процессов. В
понимании прогресса у Воронцова был
тот же коренной недостаток, который
критиковал В.И. Ленин, разбирая
народническую схему социально-экономического
развития. «… в этой схеме, — писал Ленин,
— не хватает совсем маленькой мелочи.
В ней нет ни развивающегося капитализма,
ни классовой борьбы»240.
Даже введя в свою социологию понятия
«класс» и «классовая борьба», без чего
в концеXIX в. просто
нельзя было обойтись, Воронцов наполнил
их абстрактно-психологическим содержанием,
лишив действительной социальной почвы.

Источник развития общества связан у
Воронцова с его представлением о
психологической основе общества.
Воронцов включал в «психологический
арсенал исторического движения» помимо
чувств и настроений людей еще и интеллект.
Поэтому он придавал большое значение
просвещению, которое должно способствовать
умственному развитию масс.

Воронцов признавал, что борьба индивидов
и классов составляет «необходимый закон
общественной эволюции», но в социологическом
плане она есть «психологическое выражение
известных социальных процессов».

Воронцов в некоторых теоретических
положениях смыкался с субъективным
направлением. Происходило это по линии
признания личности в качестве главного
агента истории. Одновременно Воронцов
придерживался, правда не всегда
последовательно, индивидуально-психологического
принципа, а иногда, противореча сам
себе, он строил свою концепцию с позиций
коллективной психологии. Все его
социологические установки сливались
с псевдонаучными теориями буржуазного
реформизма, которые прикрывали сближение
народничества с либерализмом.

studfiles.net

Краткая характеристика основных направлений психологии психоанализ, гештальтпсихология, когн (стр. 1 из 9)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА»

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине « Общая психология»

Выполнил: студент 2 курса заочной формы обучения ФПНО и СП, специальность «Социальная педагогика»

Коротков Юрий Петрович

Проверил преподаватель:

Иванова Марина Витальевна

Архангельск, 2010

1. Краткая характеристика основных направлений психологии: психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, бихевиоризм, гуманистическая психология, отечественная психология.

Психоанализ
создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.

Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания.

Сущность психоанализа

Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии — см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

Основные идеи психоанализа

Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Гештальтпсихология.

Гештальт-психология (нем. Gestalt — целостная форма или структура) — школа психологии начала XX века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году.

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, по Келлеру, является мелодия, которая узнается даже в случае, если она транспонируется на другие элементы. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаем её. Но если состав её элементов изменится, мы все равно узнаем мелодию, как ту же самую. «Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорц

mirznanii.com

Направления в психологии — Психологи Санкт-Петербурга

Арт-терапия

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение, уход, забота) — метод психотерапии, гуманистической психологии, основанный на творческой деятельности и художественных приемах использующий для лечения и психокоррекции.

Работает при консультировании и терапии взрослых, детей и подростков.

Техника арт — терапии используется при решении: внутри- и межличностные конфликты; кризисные состояния; травмы; экзистенциальные и возрастные кризисы; потери; психосоматические расстройства; невротические расстройства; постсрессовые расстройства; развитие креативности; обнаружение личностных смыслов через творчество; развитие целостности личности; многое другое.

Подробнее

 

Бихевиоризм

Бихевиоризм — направление в психологии изучающее поведение человека и способы влияния на него. Основной механизм поведения — это связь стимула и реакции (S->R).

Основным методом классического бихевиоризма является наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Джон Бродес Уотсон, Иван Петрович Павлов, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

 

Гендерная психология

Гендерная психология — раздел психологии изучающий закономерности поведения человека в обществе, обусловленное его социальным полом (гендером), биологическим полом и их соотношением. В гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как: социализация, дискриминация, предрассудки, социальное восприятие и самоуважение, самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.

Гендер — социальный пол. Это всё что отличает женщин и мужчин и может иметь как биологические корни, так и быть следствием социального научения. Пр. мужское и женское поведение, образ мышления, отношение…

 

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.

Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей.

Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.

Подробнее…

 

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология изучает человека в его целостности в едином процессе становления и бытия учитывая его непрерывное развитие и самореализацию, которые являются частью его природы. Считается, что каждый человек уникален и обладает определённой степенью свободы от внешней обусловленности благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе, а так же есть активное, творческое существо, поэтому анализ отдельных случаев более оправдан, чем статистические обобщения. Позже взгляды гуманистического подхода в целом распространились на психотерапевтическую область.

Подробнее…

 

Дифференциальная психология

Дифференциальная психология — раздел психологии, который занимается выделением, изучением и объяснением индивидуальных психологических различий у представителей различных социальных, классовых, возрастных, этнических и др. групп. А так же количественно оценивает, систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики.

 

Клиент-центрированная психотерапия

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Первоначально Роджерса интересовали методы, которые способны изменить поведение и его подход к терапии назывался недирективным. Главную роль в своем подходе Роджерс отвёл взаимоотношениям между пациентом и терапевтом, как важнейшее условие эффективного лечения. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея клиент-центрированного подхода — понять самовосприятие клиента. Карл Роджерс, акцентирует роль терапевта, проявляющего открытость, эмпатию, заботу, честность и конгруэнтность, когда он слушает группу или индивида и фасилитирует их рост. Эта философия включает в себя убеждение о том, что каждый человек обладает достоинством, самоценностью и способностью к самоуправлению. Исцеление происходит когда клиент чувствует себя понятым и принятым. Почувствовать себя принятым и понятым — редкий опыт особенно тогда, когда вы испытываете ревность, страх, горе или гнев. И тем не менее, исцеляют именно эти моменты понимания и принятия.

 

Клиническая психология

Клиническая психология — дисциплина, которая оценивает психическое здоровье, организовывает и проводит научные исследования для понимания психических проблем, а так же разрабатывает проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, семейное консультирование, семейная психотерапия, индивидуальная психотерапия и различные формы поддержки людей, испытывающих трудности с адаптацией.

Клиническая психология — участвует в решении целого ряда задач в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению. Работа клинического психолога направлена на увеличение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, охрану здоровья, гармонизацию психического развития, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

 

Когнитивная психология

Когнитивная психология — современное направление возникло как альтернатива бихевиоризму. Исследует познавательные процессы. Для когнитивной психологии предметом научного исследования стало понятие психики, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами.

Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: распознавание образов, восприятие, память, внимание, речь, воображение, психология развития, мышление и принятие решения, отчасти искусственный интеллект и в целом естественный интеллект. Модели познавательных процессов дают возможность по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека.

Представители: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.

 

Коучинг

Коучинг(тренерство) — профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных целей. Основоположник коучинга — Джон Уитмор.

Согласно Международной Федерации Коучинга профессиональный коучинг — это процесс профессиональных отношений партнеров, способствующий достижению наивысших результатов в жизни, в карьере, в бизнесе. Коуч не выступает в качестве консультанта, дающего советы, он профессиональный вдохновитель в поиске решений задач. Коуч поддерживает, раскрывает творческий потенциал каждого клиента и способствует достижению положительных результатов, которые предполагают значительные изменения в жизни клиента. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, повышают свою эффективность и качество жизни.

 

Логотерапия

Логотерапия (греч. logos – слово и therapeia – лечение, уход, забота)— это теория и практика психотерапии, разработанная В. Франклом, основанная на предположении, что основной движущей силой в развитие личности является стремление к поиску и реализации смысла жизни.

Подробнее…

 

Нейропсихология

Нейропсихология — научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, направлена на понимание взаимосвязи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропсихология использует научный метод который и рассматривает отдельные психические процессы, существующие в разуме, как процессы обработки информации. Данная концепция пришла из когнитивной психологии.

Представители: Вильгельм Вундт, Александр Романович Лурия, Борис Митрофанович Величковский.

 

НЛП

НЛП (Нейролингвистическое программирование) — применяется в различных областях: психотерапии, спорте, рекламе, коучинге, личностном росте, продажах и т. д. Задача НЛП — реальные личностные изменения.

НЛП — это сумма технологий, позволяющая человеку действовать более эффективно в проблемных для него ситуациях. Положительный результат достигается путем овладевания клиентом расширенного выбора ответных поведенческих реакций.

 

Онтописхология

Онтописхология — это исследование психической деятельности в ее первичной причинности. Её предмет — анализ психической деятельности. Исследование элементарного логического проекта, лежащего в основе феноменологии и психической деятельности.

Онтопсихология относится к экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Она возникла в результате клинической практики.

Подробнее…

 

Позитивная психотерапия

Позитивная психотерапия — интересное направление в психологии. Основоположником позитивной терапии считают немецкого психолога, психотерапевта Носсрата Пезешкиана. Название метода происходит от латинского слова «positum», что означает: фактическое, данное, имеющееся в наличии.

Краткосрочность, простота языка, системный подход являются безусловными достоинствами данного направления.

Подробнее…

 

Психоанализ, психоаналитический подход

Психоанализ в широком смысле — объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает.

Психоанализ в более узком смысле (психоаналитический подход) — подход в психологии, когда основные проблемы взрослого поведения объясняются из событий и переживаний его детства.

Задача психоанализа — раскопать самые разнообразные детские переживания, которые могут оказывать влияние на взрослую жизнь.

Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер.
Психоаналитический подход используют также: Эрик Берн, Карен Хорни, Николай Козлов.

 

Психодинамика

Психодинамика — взаимодействие, движение и борьба сил внутри психики человека.

Психодинамический подход — подход, согласно которому психическая жизнь человека — это поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное.

 

Психодрама

Психодрама (греч. drama — действие) — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором пациенты попеременно выступают в качестве зрителей и актеров, при чем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью понимания и устранения неадекватных эмоциональных реакций, более глубокого самопознания, отработки социальной перцепции. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.

Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при алкоголизме и психосоматических заболеваниях, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, деловые игры, социально-психологический тренинг.

 

Психология спорта

Спортивный психолог занимается психодиагностикой, групповой работой и привлекает самые современные и прогрессивные методики, позволяющие уравновесить состояние спортсмена и создать благоприятные психические условия для его саморазвития и победы.

Подробнее

 

Психология труда

Психология труда — это комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида. Это комплекс дисциплин о:

  • психофизиологических, теоретико-методологических и психологических основаниях труда,
  • психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности,
  • профессионально важных качествах индивида как субъекта труда,
  • профессиональных кризисах и деформациях, заболеваниях, деструкциях.

 

Ребефинг

Ребефинг — дыхательная методика психологической коррекции, духовной трансформации и самоисследования, разработанная Л. Орром и С. Рэй.

Основной элемент ребефинга — это частое, глубокое дыхание без пауз между вдохом и выдохом (связное дыхание). Вдох должен быть активным, произведенным с мышечным усилием, а выдох, напротив, пассивным, расслабленным. На сессии ребефинга вам будет предложено так дышать от получаса до нескольких часов. Что это дает?

1. Всплытие обычно не замечаемых мышечных зажимов. Тело (лицо, руки, кисти) начинает корежить, возникает напряжение до боли, в итоге все заканчивается очень глубоким мышечным расслаблением с соответствующими позитивными эффектами. Глаза радостные, небо особенно голубое. Эффект напоминает результат расслабления после хорошей бани.

2. Длительное связное дыхание приводит участников к тому, что возникают измененные состояния сознания. На этом фоне можно исследовать свои всплывающие видения галлюцинации (это очень полезный опыт) и производить эффективные самовнушения.

 

Сексология

Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включает в себя характеристику нормальной сексуальности, и изучение изменчивости сексуальных практик, а также сексуальные расстройства.

 

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.

В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

 

Символдрама

Символдрама — (известная также как (КПО) Кататимное переживание образов, метод «сновидений наяву» или Кататимно-имагинативная психотерапия). Эмоционально обусловленное переживание образов. Ханс Карл Лёйнер, автор метода Символдрама. Это метод психотерапии, основная техника которого представление клиентом образа на заданную тему в состоянии расслабления.

Подробнее

 

Социальная психология

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием.

Подробнее

 

Танатотерапия

Танатотерапия – метод телесно-ориентированной психотерапии, направленный на глубокое расслабление (невозможное при других методах релаксации), во время которого активизируются базовые биологические процессы, способные оздоравливать и восстанавливать организм.

Подробнее

 

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная терапия — воздействие на душу через тело. Она направлена на устранение ненужных напряжений, зажимов и на обучение человека быть более расслабленным, отучить его от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости.

Тело — это дом души, и очень важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные трудности не исчезают бесследно, а остаются в теле в виде мышечных зажимов, и если зажимов становится слишком много, жизненная радость сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

 

Трансактный анализ

Актуальный способ существования Я-субъекта — это эго-состояние. Выделяются три основных эго-состояния: «Взрослый», «Ребенок» и «Родитель». Человек всегда находится в одном из них вступая во взаимодействие.

Подробнее

 

Фильмотерапия

Кинотерапия — это направление групповой психотерапии с использованием кино. Этот метод позволяет объединить искусство, культуру и психологию в увлекательный и действенный инструмент для самопознания и личностного роста.

Подробнее…

 

Фототерапия

Фототерапия, или светотерапия — это вид лечения, который заключается в том, что клиент подвергается воздействию солнечного света, или света с определёнными длинами волн от искусственных источников, таких, как светоизлучающие диоды, лазеры, дихроические лампы, флуоресцентные лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении обыкновенных угрей, сезонного аффективного расстройства, и является частью стандартного лечения при синдроме позднего засыпания. Также фототерапия эффективна в лечении несезонных депрессий и оказывает определённый положительный эффект при псориазе, экземе, нейродермите.

 

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание — это разновидность интенсивного дыхания плюс музыка и наводки ведущего в стиле эриксоновского гипноза.

Метод психотерапии разработанный американскими трансперсональными психологами Кристиной и Станиславом Гроф.

В процессе дыхания «погружение в подсознание» и остановка «внутреннего диалога», возможность «открыть и пережить конфликты, глубинные травмы и жизненные ситуации», и «освободиться» от них.

 

Экзистенциальная психотерапия

Экзистенциальная психотерапия родилась на стыке психологии и экзистенциальной философии, которые сосредоточены на жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).

Подробнее…

 

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз — недирективный гипноз, разработанный Милтоном Эриксоном. В этой разновидности гипноза человек концентрируется на своих внутренних переживаниях и на время не воспринимает окружающую реальность, незаметно для себя входит в транс.

Милтон Эриксон считал транс естественным состоянием человека, и необходимым ему для обработки внутреннего опыта. Гипнотический транс терапевтичен и сам факт пребывания в трансе оказывает полезное воздействие на разрешение множества проблем.

Эриксоновская гипнотерапия — это одна из самых эффективных и экономичных терапевтических практик. Владение техниками эриксоновского гипноза дает возможность успешно работать с широким спектром психологических, соматических и психосоматических проблем.

spb-psychology.ru

НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ — КАК ВЫБРАТЬ, К КОМУ ИДТИ? — ПСИХОТЕРАПИЯ

Продолжая тему выбора специалиста, я считаю важным осветить вопрос направлений в психологии. На самом деле их куча. Но сказать, что лучше — невозможно. Каждый в чем-то хорош. И я не берусь даже оценивать. Моя задача сейчас объяснить, что значат в резюме психолога нечитабельные и пугающие строчки: «экзистенциальный анализ», «клиент-центрированный подход», «нейролингвистическое направление» или, например, как у меня «гештальт-терапевт».

Но перед тем, как залезать в эти дебри, хочется отметить:
а. Выбирать следует не направление, а психолога. Если вам приглянулся человек — этого может быть достаточно. Главное, чтобы он правда был квалифицированным психологом, а не каким-нибудь реконструктором кармического опыта, ну или просто шарлатаном.
b. Любой уважающий себя психолог не ограничивает себя одним подходом. Это как с набором инструментов — мастер с одним только шуруповертом не сможет забить гвоздь.

А теперь по сути.

Зигмунд Фрейд

Психоанализ

Все слышали про Фрейда и психоанализ. С него началась история современного психологического консультирования. Но на нем не остановилось. Сегодня психоанализ насчитывает массу ответвлений. Но главное остается прежним — исследование бессознательного, анализ глубинных причин. Пример:
— Я ничего не понимаю в психологии!
— А какие ассоциации вызывает у вас слово «психология»?

Джон Уотсон

Бихевиоризм

История бихевиоризма начинается с Джона Уотсона. Потом был Беррес Скиннер, необихевиоризм, неонеобихевиаризм, и на будущее еще запишем неонеонеонеобихевиоризм. Люди, знакомые с английским языком, заметят, что название происходит от слова «behavior». Не спроста. Ведь главное, на что обращают внимание бихевиористы — поведение. И именно с ним и работают. Например, используя позитивные подкрепления.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— Ты ведь сейчас читаешь статью! Это большой шаг!

Абрахам Маслоу

Гуманизм

Гуманистическая психология, так называемая «третья сила», возникла когда психоанализ и бихевиоризм были, так сказать, в тренде. Все старались «разобрать» психику по кусочкам. В то время, как гуманисты посмотрели на человека, как на целостную систему. Со своими потребностями, известными нам из пирамиды Абрахама Маслоу.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— А точно ли знание — это то, чего ты хочешь?

Карл Роджерс

Клиент-центрированная терапия

Сие сложное название можно определить, как терапия, где в центре — клиент. Основатель этого направления,
Карл Роджерс, развивал гуманистические идеи. И добавлял, что человек не просто целостен, но еще и обладает потенциалом решить свои проблемы самостоятельно. Главное — правильно его в этом поддержать.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— Я слышу, что тебе очень важно что-то понять. Но что именно?

Виктор Франкл

Экзистенциализм

Страшное слово. А еще страшнее: «Экзистенциально-гуманистический подход». Но и здесь есть место радости и веселью. Ведь «экзистенция» — это «жизнь». И основные тревоги, которые нас мучают, по мнению экзистенциалистов исходят из нерешенных жизненных вопросов. Например, как говорит Виктор Франкл — о поиске смысла. Современный экзистенциалист, Ирвин Ялом, кроме вопросов о смысле выделяет так же вопросы об одиночестве, смерти, свободе и ответственности. Вопросы эти настолько сложны, что я обязательно еще напишу о них отдельную статью.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— Мне хочется, чтобы ты знал, что ты в этом не одинок…

Якоб Морено

Психодрама

«Вся наша жизнь — игра, а люди в ней — актеры. Так почему бы ее не сыграть?», — так подумал Якоб Морено и создал психодраму. Ну или примерно так подумал. В любом случае, в психодраме вам предлагается в безопасной обстановке разыграть с другими людьми значимые для вас события. Посмотреть на все от лица другого человека или со стороны. Порой это бывает очень действенно.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— Хорошо. Давайте представим, что я психолог, а вы — клиент. Что бы вы сказали?

Фриц Перлз

Гештальт-терапия

Основатель — Фриц Перлз. Слово «гештальт» означает некую целостную структуру. Именно так гештальтисты видят человека. Со всеми его телесными, эмоциональными, социальными проявлениями. Причем, упор делается на момент «здесь и теперь». Гештальт-терапия помогает лучше осознавать себя, свои чувства, жить настоящим.
— Я ничего не понимаю в психологии!
— Я слышу о вашем непонимании, но вижу улыбку на вашем лице. Что значит ваш посыл?

Подробнее о гештальт-терапии я пишу в категории «гештальт«.

Конечно, одной короткой статьей невозможно охватить все существующие направления. Например, также существует «транзактный анализ», в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «я» — детском, взрослом и родительском. И каждый наш посыл («транзакция») исходит от одного из этих состояний. Или, например, семейная или системная терапия, в которых фокус внимания сдвигается с отдельных людей на систему отношений в целом. Похожий подход в расстановках, где клиенту предлагается с помощью людей из группы расставить внутреннюю систему отношений, посмотреть на нее в реальности, а не в мыслях. В арт-терапии предлагается внутренние переживания размещать в реальности и переживать с помощью творчества. Для детей в песочной терапии все то же самое происходит в формате игры. Есть так же телесно-ориентированная терапия, включающая в себя физические упражнения, танцы, массажи. Нейролингвистическое программирование (НЛП) дает конкретные приемы для общения, а коуч поддерживает в достижении целей.

Список можно продолжать достаточно долго. И я постараюсь в ряде статей рассмотреть некоторые направления более подробно. Но главное, что я хочу донести сейчас — на самом деле, у психологов очень широкий инструментарий. Это не только «послушать» или «дать совет». Список психологических проблем, с которыми может столкнуться человек — огромен. И, вместе с тем, существует такое же огромное количество способов их решить. Главное — сделать первый шаг и записаться на консультацию 😉

plotnikov.spb.ru

5 основных научных направлений в психологии


После того, как в середине девятнадцатого века психология получила статус самостоятельной дисциплины, в ней было выделено несколько течений. На сегодняшний день их насчитывается огромное количество. В двадцатом веке активно развивались пять основных научных направлений психологии:

Краткое содержание:

Основные научные направления в психологии: рассмотрим их детально.

Бихевиоризм

Это течение получило широкое распространение по всему миру и, прежде всего, в США. Его родоначальниками стали психологи Эрик Ли Торндайк и Джон Бродерс Уотсон. В рамках данного направления анализируется поведение индивида, рассматриваемое, как все без исключения разновидности реакций организма на внешние раздражители. При этом в расчет не берется ни сознание, ни психика человека.

Основной идеей бихевиоризма является изучение поведения, которое можно непосредственно наблюдать. На основе полученных результатов предполагалось предсказывать реакцию индивида по внешнему раздражителю (ситуации) и, наоборот, пытаться угадать, что за стимул вызвал те или иные эмоции и действия у человека.

Психоанализ (фрейдизм)

Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отраженные в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник этой теории утверждал, что любое действие индивида – это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.

Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т.п. Фрейд был убежден, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу.

Гуманистическая психология

Это одно из научных направлений психологии, которое активно развивается как за рубежом, так и в Российской Федерации. Его заметные представители – такие американские психологи Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Ролло Мэй. Рассматривает индивида, как определенную целостную систему, способную к самоактуализации. Особое место тут занимает теория личности знаменитого психолога Абрахама Маслоу. Он предлагал выстраивать человеческие потребности в особую пирамиду, в ее основании были низшие потребности индивидуума, а на ее вершине – высшие.

Генетическая психология

Это течение изучалось представителями Женевской школы Жана Пиаже. Они рассматривали механизмы развития интеллекта у детей. Основной их целью было понимание процессов познавательной деятельности. Интеллект рассматривался и исследовался в качестве показателя личностного развития индивидуума и предмета действия, из-за которого появляется мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология

Это направление разрабатывалось австрийским психологом Альфредом Адлером. Он рассматривал в качестве основного источника мотивации поведения личности – стремление к преодолению имеющегося у него комплекса неполноценности.

Как видно, психологическая наука прошла очень долгий путь своего становления. В ее рамках развивалось огромное количество различных направлений, главная цель которых – рассмотрение проблем нравственности, человеческих идеалов, личностных ценностей.

5 основных научных направлений в психологии

Оцените пожалуйста этот пост


Расскажи друзьям!

psylib.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о