Развитие самосознания: Развитие самосознания ребенка в последующие три года — Детки: персональная страница твоего ребёнка

Содержание

Развитие самосознания ребенка в последующие три года — Детки: персональная страница твоего ребёнка

Развитие самосознания ребенка способствует развитию моторных (двигательных) навыков в последующие три года. Таких, как:

1. Умение использовать вилку и ложку. У некоторых малышей это происходит уже в 13 месяцев, у других на 17 или 18 месяце. А к 4 годам, Ваш ребенок, вероятно, будет в состоянии пользоваться посудой, как взрослый и будет готов изучать застольный этикет.

2. Умение раздеваться. Как правило, желание побыть голышом стимулирует ребенка научиться снимать свою одежду. Большинство детей учится делать это между 13 и 24 месяцами.

3. Умение чистить зубы. Ваш ребенок может начать осваивать эту гигиеническую процедуру уже к 16 месяцам, но, вероятно, не будет обращаться с зубной щеткой достаточно умело до 3-4 лет. Хотя даже тогда дантисты утверждают, что дети не могут как следует справиться с этим до более позднего возраста. Как правило, детские стоматологи рекомендуют, чтобы родители помогали с чисткой зубов перед сном до школьного возраста или позже. Как компромисс, можно дать возможность вашему ребенку почистить зубы самому утром. Или, например, сначала вы даете щетку ребенку, а потом дочищаете сами, тем самым, исключая плохую гигиену и возникновение кариеса.

4. Умение мыть и вытирать руки. Оно развивается приблизительно в 24 месяца до или одновременно с началом пользования туалетом.

5. Умение одеваться. Ваш ребенок может быть в состоянии обуться и надеть свободную одежду уже в 24 месяца, но ему будет нужно еще несколько месяцев, чтобы управляться с футболкой, например, а также год или два, прежде, чем он, действительно, будет в состоянии одеться совершенно самостоятельно.

6. Умение пользоваться туалетом. Большинство детей физически не готово к посещению туалета, пока им не исполнится 18 — 24 месяца. Два ключевых признака готовности для ребенка включают способность спустить или натянуть штаны и чувствовать, когда он должен туда пойти, прежде чем это произойдет.

7. Умение приготовить легкий завтрак. Малыши в возрасте 3 лет и даже младше, могут быть в состоянии наложить каши себе в тарелку, когда они голодны. Хотя некоторым это удается, когда им 4 с половиной года. Если ваш ребенок выражает огромное желание обслуживать себя перед завтраком, облегчите ему этот процесс, оставляя контейнеры с кашей и молоком в холодильнике.

Естественно, что по мере взросления ваш ребенок будет все больше и больше проявлять умения и навыки самостоятельного человека. Как говорится, это просто вопрос времени, чтобы самому завязать обувь, принять душ или ванну, не говоря о том, чтобы приготовить ужин, постирать вещи или запустить фильм.

В любом случае, ключевую роль в этом играет ваша поддержка и похвала, но не более того. Не старайтесь сделать за ребенка то, что у него не получается или получается пока медленно, лучше дать ему шанс справиться самостоятельно, попробовав еще раз. Так же не оказывайте давление на ребенка, если он еще морально и физически не готов.

Будьте гибкими и терпеливыми. Надо быть готовой к тому, что вымыть руки самому означает уборку в ванной для вас, или процесс одевания будет тянуться дольше, чем обычно, когда это делали вы. Чем больше ребенок практикуется, тем лучше, но только под вашим чутким присмотром. В первую очередь, установите пределы дозволенного и объясните, почему, например, небезопасно для него включать духовку или брать нож, хотя ребенок будет сопротивляться и все равно стремиться сделать что-нибудь недозволенное.

Однако, все выше сказанное не является обязательной нормой для всех детей без исключения. Все развиваются в соответствии со своими способностями и наклонностями, а также физическим состоянием. Следует иметь в виду, что недоношенные дети могут отставать в развитии, чем их доношенные сверстники. В любом случае, ваш педиатр должен быть в курсе всего, что происходит с вашим ребенком на разных возрастных этапах и давать соответствующие рекомендации.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений” Урунтаева Г.А.- 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глаза-щи. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х.Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:

— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

— развивается способность мотивировать самооценку;

— появляется осознание себя во времени, личное сознание. Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение со взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

— выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

— организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

— представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

— организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых (М.И.Лисина, Д.Б.Годовикова и др.).

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности и самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

В раннем детстве формирующаяся «гордость за свои достижения», активность, стремление к самостоятельности побуждают ребенка не только искать область для проявления, но и получить оценку своих успехов взрослым.

Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении малыша — невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Теперь он не ждет от взрослого поддержки в своих неудачах, которые объясняет вымышленными обстоятельствами, скрывает или сваливает вину на другого. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым».

Непослушание и строптивость вызываются не только невнимательностью, но и безнадзорностью, безразличием окружающих. Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. При ошибочном воздействии взрослых у детей 1-3 лет возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм и синдром беспомощности. Инфантилизм проявляется как реакция ребенка на подавление взрослым его инициативы, избыток оценки и вмешательства. Тогда у малыша перестают возникать инициативные намерения. Синдром беспомощности вызывается полным отсутствием или минимальным вниманием к делам и действиям малыша. Ребенок создает видимость самостоятельности, когда длительное время что-то делает, но действия его остаются очень скудными и однообразными (например, подолгу пересыпает песок из одного ведерка в другое). Ребенку нужно дать возможность обязательно реализовать свое намерение, даже если он чуть позже ляжет спать или опоздает на прогулку. Уважение к его делу активизирует ориентацию ребенка на самостоятельные произвольные предметные действия. Не всегда взрослому следует брать инициативу в свои руки во избежание формирования пассивности у ребенка. Поддержка проявлений самостоятельности — вот чего ждет ребенок от взрослого. Критериями подлинной самостоятельности выступают инициатива и элементарное планирование, длительная увлеченность одним делом и стремление получить не любой, а задуманный результат. Поэтому взрослый должен помочь ребенку активизировать интерес к предметам, корректировать замысел, помочь его осуществить, выражать уверенность в случайности неудач (Т.В.Гуськова).

Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Отрицательные оценки вызывают у малыша отрицательные эмоции, которые в свою очередь не побуждают к исправлению, не стимулируют к тому, чтобы что-то предпринять и добиться положительного результата. Отрицательные оценки и отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.

Можно сравнивать полученные ребенком результаты с предложенным взрослым эталоном, с теми результатами, которых он раньше достигал. Неэффективна апелляция взрослого к самолюбию детей, сравнение их со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства («Меня больше не любят. Любят не меня, а другого»), а нередко и отрицательное отношение к тому, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня получилось лучше. Если поучиться, то обязательно получится». Малыш в 2-3 года нацелен на результат, с него и надо начинать оценку, и лишь затем оценивать замысел и воплощение. С детьми постарше -наоборот.

Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется, поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают физические и психические возможности.

Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Оценки взрослого делятся на позитивные, побуждающие к действиям, и негативные, цель которых затормозить или не допустить какие-либо действия.

Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безусловными формами требований и оценок, постоянными напоминаниями ведет к развитию пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность. Особый вред для формирования личности наносят предвосхищающие отрицательные оценки, дающие пессимистический прогноз, выражающие уверенность в том, что ребенок вообще не способен проявлять положительные качества.

Оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Как и в раннем возрасте, важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ценности первой. Избыток отрицательных оценок при недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженность в отношениях со взрослым. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности, самосознания.

Литература

Гуськова Т. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? //Дошкольное воспитание. — 1988. — № 8. — С. 65-69.

Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей//До-школьное воспитание. — 1988. — № 9. — С. 71-76.

Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983.

Панько Е. Воспитатель и его влияние на формирование самостоятельности дошкольника/Дошкольное воспитание. — 1986. -№2.-С. 39-41.

Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение //Дошкольное воспитание. — 1989. — № 10. — С. 63-65.

Уманец Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях до-школьников//Вопросы психологии. — 1987. — № 4. — С. 61-67.

 

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— Развитие личности в обучении

— Развитие самооценки дошкольников

Методы развития самосознания в коррекционно-развивающей работе психолога с подростками

Проблема самосознания изучается как одна из центральных проблем психологии личности. Самосознание — это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «я», в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

Самосознание включает: 1. Самопознание, которое формируется на основе анализа результатов собственной деятельности, через оценку результатов своей деятельности, через самонаблюдение своих состояний, мыслей, переживаний; 2. Самооценку, включающую знание себя и оценку себя; 3. Самоконтроль и саморегуляцию; 4. Самопринятие, рассматриваемое как условие благополучного становления личности; 5. Самоуважение.

Самооценка является важнейшим компонентом самосознания. Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, она позволяет человеку «примеривать» свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели. Подростковый возраст – это переходный период от детства к юности, переломный момент физического, умственного, нравственного и социального развития человека. В современной психологии нет единого мнения о возрастных границах и психологических особенностях подросткового возраста. Согласно периодизации Л.С. Выготского и Данила Борисовича Эльконина этот возрастной период имеет следующие основные характеристики:

— возрастные границы — от 10 до 15 лет.

— ведущая деятельность — интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности.

— новообразование — чувство взрослости, возникновение представление о себе не как о ребенке.

— социальная ситуация развития — освоение норм и отношений между людьми.

Подростковый период очень важен для развития Я-концепции и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развития личности. Именно в этот период возникает интерес подростка к своему внутреннему миру. Он стремится понять, осознать черты своего характера, свои возможности и особенности, проанализировать свои переживания. Формирование самооценки начинается с того, что ребенок выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а затем как особенности своей личности. То есть в процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом.

В начале возраста в основе самосознания подростка лежат мнения о нем взрослых (учителей и родителей) и ровесников. Затем эти внешние оценки дополняются результатами самостоятельной оценки собственной личности. Но так как подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать и оценивать собственные личностные проявления, то на этой почве возможны внутренние конфликты, основанные на противоречиях между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальными достижениями в различных сферах жизни.  

То есть сложный подростковый возраст характеризуется часто неадекватной самооценкой, опирающейся на внешние оценки взрослых, на успешность в учебе, поэтому как важнейший компонент самосознания самооценка должна корректироваться. В настоящее время существует множество методик, которые позволяют корректировать самооценку личности. Для подросткового возраста психология располагает рядом эффективных методов коррекции самосознания и самооценки.

Это такие методы, как: методы игротерапии; методы арттерапии; методы поведенческой терапии; методы социальной терапии. В своей практике для развития самосознания в коррекционно-развивающей работе с подростками я использую игротерапию.

Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей, подростков и взрослых с использованием игры. Эффективность этого метода обусловлена тем, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации. Психокоррекционный эффект игровых занятий у подростков достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между подростками и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности к общению.

В организации игрового коррекционно-терапевтического процесса  определяются три функции:  диагностическая, терапевтическая и обучающая. Все три связаны между собой и реализуются как в начальном этапе. Диагностическая функция заключается в уточнении психопатологии, особенностей характера подростка, его самосознания и самооценивания. Наблюдение за игрой позволяет получить дополнительную информацию. В игре подросток на сенсомоторном уровне демонстрирует особенности своего самосознания. Подростки более полно и непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими  игре, нежели в словах. А требовать от ребенка, чтобы он рассказывал о себе, значит – автоматически воздвигать барьер в терапевтических отношениях. Терапевтическая функция игры состоит в предоставлении ребенку эмоционального и моторного самовыражения. Игра придаёт конкретную форму и выражение внутреннему миру, дает возможность познать себя и организовать свой опыт, в процессе игры укрепляются и развиваются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются адекватные формы психического реагирования. Обучающая функция игры состоит в перестройке отношений, расширении диапазона общения и жизненного кругозора, и социализации.

Выделяется ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игротерапии:

— игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

— выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для подростка;

— руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы подростков;

— спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации.

Таким образом игра способствует повышению самооценки, позволяет проверить себя в различных ситуациях, способствует коррекции самосознания. Именно в игре подросток оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды, а, значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях подростка с миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть с элементами тренинга.

 

 «Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя».

1.Диагностика, метод свободных «Ассоциаций» (я задаю тему, а вы проговариваете свою ассоциацию – чувства, приятные вещи, вкусняшки, обувь, мебель, профессия)

2. «СООБРОЖАЛКА» — настольная игра

3. Презентация

4. Загаданный человек. (желающий выходит из кабинета, аудитория загадывает человека и цель человека отгадать загаданного человека с помощью закрытых вопросов, аудитория отвечает на вопросы «да» или «нет»).

5. «Испорченный телефон» — по теме профессии. Некоторые данную игру называют «Зелёный крокодил».

6. «Фанты»

7.«ЗАКОНЧИТЕ ФРАЗУ» Подумайте и закончите предложения:

«Я знаю себя …»;

«Я волнуюсь, если …»;

«Я радуюсь, когда …»;

«Я хочу быть …»


 

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ


Развитие самосознания происходит от простого к сложному: от различения ощущений, исходящих извне, и ощущений, вызываемых изнутри. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинять себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Это очень важное завоевание, поскольку тело для человека — это система координат, относительно которой он воспринимает верх, низ, правую или левую сторону и т. д. При утрате способности к выделению границ своего тела (например, при помещении в специальную камеру, в которой человек лишается обычных ощущений) у него начинаются галлюцинации и возникает чувство нереальности происходящего.
Следующий этап развития самосознания связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами, благодаря чему ребенок начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам в его лексикон входит местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание тождества своей личности. После этого начинается период развития самооценки. В дошкольном возрасте самооценки детей основаны на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих их. Здесь очень многое зависит от баланса между положительными и отрицательными чертами в самооценках детей. Представления о себе у дошкольников весьма ситуативны, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки. В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнения, расширяется круг общения. Эти факторы приводят к сопоставлению подростком разных мнений о себе. На их основе он начинает вырабатывать свое собственное мнение, при этом опираясь на свой интеллект. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные. Следующий этап связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе способности подростка к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках.
В результате развития самосознания у человека складывается Я-концепция, являющая собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Я-концепция состоит из многочисленных образов-Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации.
По временной отнесенности можно выделить образы: Я-настоящее, Я-прошлое, Я-будущее или, еще более дробно, Я в 15 лет, Я в 30 лет и т. д.
По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.
По источнику информации можно выделить разные зеркальные Я: Я глазами мамы, Я глазами друга и т. д.
Все эти образы служат регуляторами поведения человека и взаимодействия с другими людьми. Поэтому наряду с отражением информации о самом себе самосознание выполняет еще и функцию саморегуляции. Чем более адекватной является Я-концепция человека, тем легче ему управлять своим поведением. Если же человек заблуждается относительно своих качеств, то он уподобляется путнику, который ориентируется по неверной карте.
Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет социальные роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и, для того чтобы его самосознание было соответствующим реальности, ему надо постоянно корректировать представления о себе. Кто я такой? Этим вопросом человек озабочен на протяжении всей своей жизни. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.
По мнению психологов, центральное место в осмыслении процесса собственного развития занимает понятие идентичности. Оно включает три основных аспекта. Во-первых, идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается совершать в будущем. Во-вторых, идентичность предполагает восприятие собственной целостности, единства, тождественности самому себе. В-третьих, идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.
Каждый человек на протяжении своей жизни проходит через индентификацию себя с разными социальными группами (социальная идентичность) и идентификацию с людьми, которым присущи определенные личностные особенности (личностная идентификация), в результате чего рождается знание о себе. Сначала ребенок узнает, к какому полу он относится, затем — к какой национальности. Немного позднее он начинает идентифицировать себя с тем социальным слоем, к которому принадлежат его родители, с городом и страной, где он живет. Зрелый человек идентифицирует себя с представителями своей профессии, партии, религии, социального слоя и т. д.
Особое значение в становлении личностной и социальной идентичности играет подростковый возраст, на который приходится установление мостика между ребенком, которым он являлся, и взрослым, которым он станет.
Любопытное исследование позволило уточнить, что представляет собой подростковая идентичность. В основу этого исследования положена знаменитая методика «Кто Я?». Каждому испытуемому предлагалось 20 раз ответить на вопрос «Кто Я?». На основе полученных данных психологи выделили три измерения подростковой идентичности. Первое измерение включает описание себя через принадлежность к определенной категории людей и через предпочитаемые виды деятельности и вкусы (я ученик, я любитель современной музыки и т. п.).
Второе измерение идентичности строится на основе описания, с одной стороны, официального социального статуса, а с другой — личностных черт (я россиянин, я смелый, я решительный).
Третье измерение является наиболее оценочным и состоит из характеристик личности, социально одобряемых и не одобряемых (я не люблю подлецов, я стараюсь быть честным).
Таким образом, обретение личностной и социальной идентичности является магистральной линией развития самосознания каждого человека.
На основании эмпирических исследований в науке описаны четыре варианта обретения идентичности у подростков.
Первый из них, получивший название диффузной идентичности, характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.
Второй — предрешенная идентичность, когда подросток делает выбор не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.
Третий вариант — когда подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.
Реализованная идентичность — самый оптимальный вариант, при котором подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.
Легкость обретения идентичности в большой степени зависит от общества, в котором живет подросток. Как ни парадоксально, но чем больше свободы предоставляет общество подростку, тем сложнее ему обрести себя.
Итак, подведем некоторые итоги.
Человек постоянно в процессе деятельности меняется. Его «Я», выступающее в качестве объекта познания, — сложное и динамичное образование.
Я-концепция, в которую входит образ «Я», представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — итог познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Основные понятия:самосознание, самопознание, самооценка.
Термины:Я-концепция, образ-Я, идентичность.



Проверьте себя

1) Какие этапы самопознания можно выделить? Чем они различаются между собой? 2) Можно ли считать представления о собственной внешности истинными? Ответ аргументируйте. 3) Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какие особенности в процессе самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н. Заболоцкому?
Как мир меняется!
И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной, —
Не я один. Нас много. Я — живой.

2. Упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале? Представьте, что вы видите себя впервые. Каково ваше впечатление? Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь посмейтесь над получившимся образом, как над отражением в кривом зеркале.
3. Проведите небольшое исследование в своем классе, применив тест «Кто Я», описанный в параграфе. Сравните данные, полученные вами, с полученными другими исследователями.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги В. Б. Ольшанского, психолога и социолога, «Психология — практикам, учителям, родителям и руководителям».

Я-концепция

Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию — образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя…
Организованная когнитивная (познавательная. — Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения:
а) определение собственной идентичности;
б) собственных интересов, симпатий и антипатий;
в) своих целей и продвижений к успеху;
г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;
д) самооценивания.
«Центральным в Я-концепции индивида, — пишет М. Кун, — является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. — Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)».
Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

Выводы к главе IV

1. Знания — это результат познавательной деятельности человека. По своему предмету, составу, характеру, направленности наши знания очень разнообразны. Особую область образуют наши представления и идеи о том, как формируются наиболее общие принципы человеческого познания вообще, как познанное о мире соотносится с ним самим, где пролегает граница между знанием и верой, каковы пределы познавательных возможностей человека. Эти проблемы рассматриваются в разделе философии, названном гносеологией.
2. Большинство философов сегодня считают, что, познавая мир, человек не просто воспроизводит в сознании (копирует) реальность, а привносит в нее смысл, создает идеальные образы, объекты, модели. На каждом этапе познавательной деятельности в неразрывном единстве выступает чувственное и рациональное познание. Ощущение, восприятие и представление формируют чувственный образ предмета. Рациональное мышление, используя понятия, суждения, умозаключения, помогает постичь его суть.
3. Целью познания является получение истинного знания о действительности. Важнейшей чертой этого знания выступает объективность. Объективная истина относительна. Это обусловлено сложностью, огромным разнообразием, изменчивостью окружающего мира, а также ограниченностью познавательных возможностей человека. Понятие «абсолютная истина» философами трактуется по-разному. Дискуссионным остается вопрос и о критериях истины. Не отрицая значения практики как критерия истины, исследователи подчеркивают, что есть области, где его использование невозможно.
4. Стремление познавать мир во всей его полноте присуще человеку. Он добывает знания различными путями: в повседневном опыте, в рамках философии, религии, средствами искусства. Основным способом постижения мира в древности был миф. Некоторые черты мифологического сознания сохраняются и в современном мире.
5. Одним из наиболее важных путей познания действительности является научный поиск. Наука стремится к получению объективного, достоверного, проверяемого, системного знания о мире и человеке и использует для этого комплекс специальных средств и методов познавательной деятельности. Научное познание общества имеет наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами также и существенные отличия. Они обусловлены рядом факторов. Среди них — сложность самого объекта изучения — общества, вовлеченность человека в общественную жизнь и, как следствие этого, его известная «пристрастность», ограниченность применения ряда средств и методов познания, используемых в изучении природы.
6. Объектом познания для человека является он сам. Возникновение образа собственного «Я» возможно только при соотнесении себя с другими в рамках коммуникативного общения с помощью языка. Самопознание открывает путь к самореализации — проявлению своего «Я» в деятельности.

Вопросы и задания к главе IV

1. Обдумайте два высказывания, приведенные ниже: «Мир есть процесс безостановочных изменений, поэтому он непознаваем».
«В своей основе мир неколебим, покоен и поэтому доступен пониманию».
Есть ли среди этих высказываний правильное? Свой ответ обоснуйте.
2. Сопоставьте научное и обыденное познание по следующим критериям: объект познания, субъект познания, методы и средства познавательной деятельности, результаты познания. Сделайте выводы об общих чертах и различиях этих видов познания. Какие еще критерии вы могли бы включить в приведенный перечень?
3. Приведите фрагменты из учебника по обществознанию, которые содержат преимущественно: а) факты, б) интерпретации, в) оценки.
4. Обратитесь к собственному опыту самопознания. Менялся ли у вас с возрастом образ собственного «Я»? Как именно?

Готовимся к экзамену

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
1) содержит объективное знание о предмете;
2) всегда опирается на здравый смысл;
3) может быть со временем опровергнута;
4) является результатом чувственного познания.
2. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент;
2) научные понятия;
3) теоретические обобщения;
4) статистические методы.
3. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.
Б. В социальном познании не используется метод моделирования.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
4. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.
Б. «Я-образ» — это представление, которое сложилось о человеке у окружающих.
1) Верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
5. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию:
1) использование понятий;
2) логическое выведение умозаключений;
3) экспериментальное подтверждение результатов;
4) открытость рациональной критике любого положения;
5) обобщение данных повседневного опыта.
6. Какой смысл философы вкладывают в понятие «познание»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
7. Завершите фразу: «Смена утвердившихся в науке устойчивых представлений о явлениях и процессах реального мира, формирование новых теорий происходит в процессе…».
8. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса — она лишена смысла» (А. Маслоу).


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Развивайте самосознание с помощью эмоционального интеллекта

Понимание того, кто вы есть в мире, включает хороший уровень самосознания ; зная свою ценность s и как ваши сильные и слабые стороны могут поддержать вас или ограничить вас в вашей жизни.

То, как вы управляете собой — своими мыслями и своими чувствами — зависит от того, насколько хорошо вы понимаете свои эмоции, как контролируете их и как используете их на своем жизненном пути.

Понимание своего самосознания — это один из способов использования вашего эмоционального интеллекта . Курс охватывает часть осознания того, как вы управляете своим внутренним миром.

Этот курс является самостоятельным курсом для всех, кто хочет лучше понять себя и определить свою основную цель, призвание или судьбу в жизни. Он является частью комплексного курса, который более глубоко исследует эмоциональный интеллект.

Эмоции не для того, чтобы быть мягкими и пушистыми, они жизненно необходимы, чтобы помочь вам принимать жесткие, прямые управленческие решения.Умение управлять своими эмоциями может означать, что вы будете управлять своей жизнью с большим влиянием и влиянием.

В этом курсе мы изучим, как вы управляете своими эмоциями и как это влияет на вашу уверенность в себе , ваши убеждения о себе, и как вы работаете с своими жизненными целями .

В ходе курса вы узнаете, как можно использовать индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI) для развития самосознания. Предпочтения личности исследуются, обсуждаются и соотносятся с различными ситуациями лидерства с участием людей.Совместно используются дополнительные, конкретные методологии исследования и методы оценки, чтобы вы могли опираться на них, если вы заинтересованы в дальнейшем развитии.

Ваши поведенческие предпочтения , связанные с MBTI , исследуются для определения вашего типа личности . Это даст вам больше самосознания, лучшего понимания себя и других и поможет вам понять, кто вы есть в этом мире.

Вы получите всю необходимую информацию и будете тренироваться с использованием множества практических советов которые вы сможете использовать сразу же.

Курс состоит из серии лекций и ресурсов для скачивания. Есть викторины и серия интерактивных практических занятий , которые предполагают некоторое взаимодействие с другими людьми и некоторые размышления.

Материал курса представляет собой однодневный или двухдневный семинар, что эквивалентно 8-12 часам обучения. Он является частью нашего продвинутого курса эмоционального интеллекта , одобренного Институтом лидерства и менеджмента .

ПОЖАЛУЙСТА, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Этот курс НЕ  для вас, если вы не готовы выполнять практические задания, составляющие основную часть курса. Самосознание нельзя развить, просмотрев несколько видеолекций. Курс требует от вас рефлексивного мышления, получения обратной связи и обсуждения вашего развития с другими. Я боюсь, что вы не получите максимума от курса, если не будете к этому готовы.


Курс включает СЕМЬ практических занятий, которые призваны помочь вам развить самосознание. Все мероприятия требуют от вас выполнения некоторой работы вне курса.

Это:

  • Отражение об этом курсе эмоционального интеллекта

  • Оцените свое восприятие

  • Работа с вашими значениями

  • EMOTION

    Определение жизненных целей

  • Обзор обучения

Курс постоянно дорабатывается и обновляется, чтобы оставаться актуальным и актуальным.

Курс содержит серию карточек с материалами Lightbulb Moments, которые были созданы, чтобы предоставить вам удобные напоминания о ключевых моментах по темам, затронутым в курсе.

Все PDF-файлы соответствуют разделу 508 / ADA Accessibility.

Все видео высокого разрешения записаны в формате 1080p.

Все видео имеют грамматически правильные субтитры на английском языке.

Последнее обновление — март 2022 г.

Создание самосознания для развития — Купела

Личностный процесс развития бесконечен.Подъем по служебной лестнице требует постоянных усилий. В то время как обучение и подготовка на профессиональном фронте остаются в центре внимания, должны быть сознательные усилия, чтобы развиваться как личность и лидер. Профессиональный прогресс — это стремление, которое требует роста всех аспектов вашей личности. Продвижение в вашей профессиональной жизни требует, чтобы вы постоянно оценивали свой подход к миру и своей команде. Способность формировать себя в соответствии с требованиями работы бесценна в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.Одним из таких навыков, который позволит вам осуществить эти изменения, является способность осознавать себя.

Лидер носит несколько шляп, приспосабливаясь к тому, чтобы играть разные роли в каждой ситуации. Лидер должен уметь мотивировать людей, брать на себя просчитанный риск, принимать трудные решения, иметь деловую хватку и обновленные навыки и т. д. Как выполнять каждую задачу и быть в каждой роли, когда так много дел? Ответы кроются в том, чтобы лучше узнать себя. Самосознание — это осознание своих сильных и слабых сторон, эмоций, мотивов и областей, требующих улучшения.

Самосознание означает знание и определение своего мыслительного процесса, логику каждого решения и понимание необходимости обращаться за помощью. Самосознание также означает понимание мотивации и эмоций, стоящих за вашим поведением, и факторов, влияющих на него. Поскольку лидеру крайне важно принимать взвешенные, практичные и беспристрастные решения, осознание себя поможет вам гораздо эффективнее быть в гармонии с самим собой.

Самоосознание возможно благодаря постоянным усилиям.Следующие советы помогут вам развить эту способность с течением времени.

  • Личность   Тестирование

    Понимание своей личности, импульсов и основных черт характера с помощью личностных тестов — хороший способ начать работу. Такие тесты, как Myers-Briggs, Predictive Index, DISC и Strengthsfinder, помогут вам оценить себя. Они проиллюстрируют ваши области улучшения и слабости. Эти тесты выявят ваши природные силы, эмоциональные движущие силы, поведение, навыки разрешения конфликтов и коммуникативные способности.Идеальный способ начать процесс саморефлексии, личностное тестирование поможет вам определить свой путь личностного роста.

  • 360 Оценка

    360 многоуровневых оценок позволят вам собрать информацию и отзывы от всех заинтересованных сторон вашей компании. Этот анонимный метод позволяет вам получить откровенную обратную связь от ваших коллег, начальства и сотрудников. Принятие этого отзыва позволит вам внести необходимые коррективы в свое поведение и методы, чтобы более эффективно и результативно управлять своей компанией.

  • Обратная связь

    В дополнение к официальному каналу оценки 360, попросите своих коллег, старших и наставников периодически получать обратную связь, чтобы получить новую и другую точку зрения. При этом убедитесь, что вы подходите к ним непредвзято и готовы слушать, не оправдывая себя. Восприимчивый подход к этим беседам позволит вам открыть для себя истинные идеи, развивая доверительные отношения. Старайтесь не защищать себя и не объяснять свой мыслительный процесс во время таких разговоров, чтобы завоевать доверие.Задавайте хорошие вопросы, чтобы лучше понять их отзывы.

  • Эксперимент

    Отличный способ узнать, что вам нравится, а что нет, — попробовать что-то новое. Каждый новый опыт дает возможность узнать что-то о себе. Хотя сам опыт может быть положительным или отрицательным, он, несомненно, даст вам представление о вашем отношении и подходе к проблемам.

Использование самосознания в своих интересах

Понимание себя — прочная основа для будущего успеха.Эти знания дадут вам возможность внести изменения, которые значительно повлияют на вашу карьеру. Самосознание становится силой, особенно когда вы делаете стратегические шаги в карьере и планируете свое будущее.

Для лидера самосознание является чрезвычайно важной способностью, поскольку оно позволит вам принимать обоснованные решения, например, нанимать людей в команду лидеров. Принятие своих слабостей позволит вам найти товарищей по команде, которые дополнят ваши способности; знание себя позволяет вам направлять своих товарищей по команде по пути достижения успеха в каждой команде.Осознание себя и понимание других позволит вам окружить себя людьми, которые помогут вам более эффективно достигать коллективных целей, что приведет к успеху для вас и вашей команды.

9 Лучшая важность самосознания в развитии личности

Самосознание делает вас лучше. Он научит вас Эмпатии, Терпимости, Смирению, и Анализу сильных и слабых сторон . Это также помогает вам в Развитие навыков , стать Привлекательным, Снижает стресс и дает Мотивацию .

 

Почему вы должны осознавать себя

Самосознание — это процесс понимания своих личностных черт, систем ценностей, убеждений, естественных наклонностей и склонностей. Это саморефлексия, чтобы лучше понять себя.

Самосознание в основном состоит из трех конкретных способностей:

  • Эмоциональное осознание
  • Точная Самооценка
  • Я Уверенность

 

Эмоциональное самосознание:

Это признание ваших собственных чувств или эмоций и того, как они влияют на вашу работу.Лучше понять свои чувства и эмоции и при необходимости внести изменения для достижения своих целей.

 

Точная самооценка:

Самооценка — это суждение, иногда для официальных целей, которое вы делаете о своих способностях, качествах или действиях.

Позволяет вам осознать свои способности и ограничения. Это поможет вам исправить слабые стороны (ограничения) и улучшить сильные стороны (способности). Точная самооценка является ключом к успеху каждого «звездного исполнителя». Если вы обладаете высокой способностью к точной самооценке, вы с большей вероятностью будете обращать внимание на все формы обратной связи и вносить необходимые изменения в свое поведение для достижения своих целей.

 

Уверенность в себе:

Позволяет реалистично оценить свои способности. Для него характерны такие личные качества, как напористость, гордость, энтузиазм, оптимизм, привязанность, независимость, доверие, способность справляться с критикой и эмоциональный интеллект () (зрелость).Баланс в уверенности в себе, не слишком много или слишком мало, важен и напрямую влияет на ваши возможности добиться успеха в любом начинании.

 

Обязателен к прочтению – Лучшие книги всех времен по саморазвитию и финансовой свободе

 

Важность самосознания

Это важно, потому что, когда мы лучше понимаем себя, у нас появляется возможность вносить изменения и опираться на наши сильные стороны, а также на области идентичности, в которых мы хотели бы добиться улучшений. Самосознание — первый и самый важный шаг к постановке целей .

Теперь позвольте мне рассказать вам, как Самоосознание делает вас лучше.

1. Эмпатия

Самосознание помогает вам сопереживать другим людям. Возможность поставить себя на место другого человека, чтобы вы могли понять, что чувствует другой человек. Это не значит позволять другим оправдывать свои действия, но то, что можно найти способ понять их действия, видя вещи с их точки зрения.

 

2. Анализ сильных и слабых сторон

Самосознание позволяет вам определить свои сильные и слабые стороны. Если вы хотите быть « Успешным », вам следует часто спрашивать у других отзывы о ваших сильных и слабых сторонах. Это позволит вам исправить слабые стороны и улучшить сильные стороны

 

 

3. Допуск

Самосознание улучшает добродетель терпимости. Когда вы знаете свои недостатки, легче принять недостатки других.Терпимость также помогает вам улучшить отношения с другими людьми.

 

4. Смирение

Самосознание также развивает в вас добродетель смирения. Он позволяет понять, что человек не всегда идеален. Это позволяет вам быть скромным и вежливым по отношению к другим.

 

5. Симпатичный

Если вы осознаете себя, это увеличивает шансы, что вы понравитесь другим людям. Это позволяет вам видеть точки зрения других людей, быть открытым и гибким, делает вас более привлекательным и симпатичным для других.

 

6. Развитие навыков

Самосознание выявляет разрыв между вашей текущей ситуацией и желаемой будущей ситуацией. Этот пробел позволяет вам развить навыки, необходимые для достижения желаемых целей в будущем.

 

7. Развитие интуитивных навыков принятия решений

Лидеры с хорошо развитым эмоциональным самосознанием более эффективно принимают интуитивные решения. В сложных ситуациях интуитивные лица, принимающие решения, обрабатывают большие объемы (иногда неструктурированных и неоднозначных) данных и выбирают соответствующий план действий, основываясь на «интуитивном чувстве» или «чувстве того, что они считают правильным».

Этот тип способности принимать решения становится все более важным для менеджеров по мере увеличения скорости изменений и уровня неопределенности и сложности в их конкурентной среде.

 

8. Снижает стресс

Самосознание может помочь вам уменьшить стресс. Хорошее понимание себя позволяет вам заниматься теми видами деятельности, которые больше соответствуют вашим личностным качествам, системе ценностей и так далее. Следовательно, при хорошей степени самосознания вы будете менее напряжены, чем другие.

 

9. Мотивация

Самосознание может быть мотивирующим фактором для повышения производительности. Благодаря самосознанию вы, скорее всего, справитесь с той работой, которая больше соответствует вашим способностям. Это приведет к самомотивации опыта, а также к более высокой производительности. Более высокая производительность может привести к более высокому вознаграждению с точки зрения оценки, продвижения по службе, стимулов и так далее.

Проверьте это, чтобы получить мотивацию!

 

Бонус:

Загрузите это изображение и следуйте советам в нем, чтобы развить и повысить e самосознание



Надеюсь, вам понравилось читать эту статью и вы узнали о важности самосознания и о том, как его развивать.

Я с нетерпением жду, когда ты разовьешь в себе этот важный навык. 🍄

 

Будь Самосознательным !

Мы хотели бы услышать, как мы можем вам помочь? Если у вас есть какие-либо вопросы или вопросы, введите их в разделе комментариев ниже и отправьте.

Пожалуйста, не стесняйтесь спрашивать. Мы обязательно сделаем все возможное, чтобы помочь вам. 🙂

Найти этот пост ПОЛЕЗНЫМ! Поделитесь ею с друзьями прямо сейчас.

10 преимуществ самосознания для развития лидерства

9 сентября 2020 г. | Категория: Интеллектуальное лидерство

Согласно исследованию Массачусетского технологического института, проведенному в 2012 году, самосознание является основой большинства лидерских навыков, а также краеугольным камнем эмоционального интеллекта.Таким образом, это важный навык с точки зрения развития лидерства.

Самосознание — один из краеугольных камней эмоционального интеллекта.

Как определить самосознание?

Самосознание — это сочетание самопознания и способности использовать это знание для наблюдения за своими мыслями, эмоциями и влиянием этих переменных на принятие решений.

Самосознательные люди лучше владеют собой.И в зависимости от овладения этим навыком они лучше ориентируются в ситуации и проявляют проактивное отношение к жизни в целом.

В некотором смысле самоосознание является полной противоположностью эгоцентризма. Последний изолирует человека от его/ее окружения, ориентируясь исключительно на внутренние потребности и желания.

Самосознание открывает человеку его/ее физическое и эмоциональное окружение посредством самоанализа, беспристрастного наблюдения и искренней готовности принять новые знания.

Преимущества самосознания

Самосознание — лидерское качество, которого на удивление мало. В то время как многие люди на руководящих должностях считают себя самосознательными, очень немногие из них таковы. Таким образом, самосознание является отличной целью для коучинга лидерства, поскольку оно редко, но достижимо.

Люди с самосознанием лучше общаются.

Некоторые преимущества самосознания поддаются количественному измерению.Другие более тонкие.

  • Успешные лидеры осознают свои сильные стороны и наклонности, и они знают, как извлечь из них максимум пользы. Они также способны свести к минимуму влияние своих слабостей.
  • Согласно исследованию Korn/Ferry, компании, в которых работают сотрудники с более высоким уровнем самосознания, как правило, более эффективны в финансовом отношении.
  • Лидеры, обладающие самосознанием, принимают более обоснованные решения и лучше расставляют приоритеты.
  • Самосознание идет рука об руку со зрелостью лидера.Таким образом, самосознательные лидеры, как правило, не принимают отрицательную обратную связь на свой счет и лучше подготовлены к тому, чтобы двигаться к решению, а не застревать в игре с обвинением.
  • Руководители и сотрудники с высоким уровнем самосознания строят и поддерживают более прочные личные и профессиональные отношения.
  • Личные границы самосознающего человека лучше определены и здоровее.
  • Помимо лидерских качеств, самосознание создает прочную основу для достижения личных и профессиональных целей.
  • Еще одна причина, по которой развитие лидерства рассматривает самосознание как ценный актив, заключается в том, что люди, обладающие самосознанием, лучше общаются. Надлежащие коммуникативные навыки незаменимы с точки зрения коучинга лидерства.
  • Лидеры, обладающие самосознанием, более эффективны во всех отношениях. Они создают более довольных сотрудников и более успешные компании.
  • Благодаря лучшему принятию решений люди с самосознанием реже прибегают к неприятным поступкам, таким как ложь, мошенничество и воровство.

Ошибка самоанализа «почему»

Несмотря на то, что коучинг руководителей высоко ценит самосознание и самоанализ, у этих навыков/психологических способностей есть и темная сторона.

Клиническая психология связывает самосознание с депрессией, самоубийством и дисфункцией. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема заключается не в самом самосознании, а в том, как некоторые люди его практикуют.

Люди, часто занимающиеся самоанализом, склонны полагаться на самоанализ, основанный на вопросах «почему».«Почему я потерпел неудачу?», «Почему я так плохо выступил?» Такие вопросы порождают основанные на страхе объяснения и оправдания. Таким образом, вместо того, чтобы направить анализатора к решению, они погружают его в депрессию и тревогу.

Решение состоит в том, чтобы заменить самоанализ «почему» самоанализом «что». «Что я могу сделать, чтобы избежать такого исхода в будущем?», «Что я сделал не так?» Такие вопросы подсказывают ответы, которые несут в себе семена решения.

Коучинг руководителей рассматривает самосознание как базовый лидерский навык.В самом деле, это умение, развитие которого может привести к потрясающим результатам.

Заинтересованы в наших материалах по развитию лидерских качеств? Свяжитесь с нами сегодня.

Вернуться к блогу

Самосознание в лидерстве | Центр творческого лидерства

* Имя

* Фамилия

* Эл. адрес

* Телефон (укажите код страны, если вы находитесь за пределами США)

* Страна Выберите countryAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaArubaAsia / Pacific RegionAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Синт-Эстатиус и SabaBosnia и HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Индийского океана TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral африканской RepublicChadChileChinaChina (Гонконг) Китай (Макао) Китай (Тайвань) Рождественские IslandCocos (Килинг) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Демократическую Республику Острова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКюрасаоКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЭквадорЕгипетЭль-СальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (Мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГрецияГрецияГрезияГрецияГермания adeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island и МакДональда IslandsHoly Престол (Ватикан) HondurasHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Исламская Республика ofIraqIrelandIsle из ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Корейская Народно-Демократическая Республика ofKorea, Республика ofKosovoKuwaitKyrgyzstanLao Народная Демократическая RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Арабская JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacedonia, бывшая югославская Республика ofMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Федеративные Штаты ofMoldova, Республика ofMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk ОстровСеверные Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская Федерация erationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint MartinSaint Пьер и MiquelonSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSao Том и PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSerbia и MontenegroSeychellesSierra LeoneSingaporeSint MaartenSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Джорджия и Южные Сандвичевы IslandsSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard и Ян MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTajikistanTanzania, Объединенная Республика ofThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks и Кайкос IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные ШтатыОтдаленные малые острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАс.Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Штат/провинция (требуется для США и Канады) Выберите stateAlaskaAlbertaArizonaArkansasArmed силы PacificBritish ColumbiaCaliforniaCANAL ZONEColoradoConnecticutDelawareDistrict из ColumbiaFederated государств MicronesiaFloridaGeorgiaGuamHawaiiIdahoIllinoisIndianaIowaKansasKentuckyLouisianaMaineManitobaMarshall IslandsMarylandMassachusettsMichiganMinnesotaMississippiMissouriMontanaNebraskaNevadaNew BrunswickNew HampshireNew JerseyNew MexicoNew YorkNewfoundlandNorth CarolinaNorth DakotaNorthern Mariana IslandsNorthwest TerritoriesNova ScotiaNunavutOhioOklahomaOntarioOregonPALAU ISLANDPennsylvaniaPrince Эдвард IslandPuerto RicoQuebecRhode IslandSaskatchewanSouth CarolinaSouth DakotaTennesseeTexasTRUST TERRITORIESUtahVermontVirgin IslandsVirginiaWashingtonWest VirginiaWisconsinWyomingYukon

* Увлекающийся Заинтересованы в партнерстве в разработке стратегии лидерства для моей организации. Участие в программе лидерства. Направление группы или команды на участие в программе лидерства. Сеть Подача запроса предложений Размещение заказа

* Компания/Организация

* Тип организации Выберите industryAerospace & DefenseAgriculture & ForestryBankingChemicalsConstructionConsumer ProductsEnergyFinancial ServicesFood & BeverageGovernment-FedGovernment-Non-USGovernment дарственные / LocalHealthcareHealth InsuranceHealth SystemsHigher EducationHospitality & LeisureInsuranceK-12 EducationLegalMetals и MiningNon-Profit, Foundations & PhilanthropyPharmaceuticalsReal EstateRetailTelecommunications & MediaTechnologyTransportation & AutomotiveUtilitiesOther услуги

* Роль в организации Выберите рольCEO / Президент CHRO / CLO VP / Исполнительный директор по персоналу / L&D / OD Директор Менеджер Консультант / Исполнительный коуч Тренер / Фасилитатор / Преподаватель Студент / Участник Другое

Размер организации Выберите размер Менее 500 сотрудников 500–2 000 сотрудников 2 001–5 000 сотрудников 5 000 и более сотрудников

Бюджет на развитие лидерства Выберите бюджет Менее 50 000 долларов США 50 001–100 000 долларов США 100 001–250 000 долларов США Более 250 000 долларов США Бюджет в настоящее время неизвестен

Срок покупки Выберите период покупки0 — 3 месяца 4 — 6 месяцев 7 — 9 месяцев 10 — 12 месяцев Более 13 месяцев

Center for Creative Leadership (CCL)® будет использовать эту информацию, чтобы обеспечить наилучший ответ на ваш запрос.Отправляя эту форму, вы подтверждаете, что CCL может связаться с вами.

Как использовать жизненные истории для развития самосознания

«Холодным январским днем ​​1961 года мой отец сломал на работе лодыжку. В то время мне было семь лет (…) Мой отец, Фред Шульц, застрял дома с поднятой ногой больше месяца (…) Как и многие другие люди его положения в жизни, когда папа не работал, ему не заплатили. Его последняя работа была водителем грузовика, который собирал и доставлял подгузники.В течение нескольких месяцев он горько жаловался на запах и беспорядок, говоря, что это худшая работа в мире. Но теперь, когда он потерял его, он, казалось, хотел его вернуть. Моя мама была на седьмом месяце беременности, поэтому не могла работать. У нашей семьи не было ни дохода, ни медицинской страховки, ни компенсации за работу, не на что было опереться (…) Спустя годы образ моего отца — сгорбившегося на семейном диване, с ногой в гипсе, неспособного ни работать, ни зарабатывать деньги, и перетертое миром — до сих пор выжжено в моей памяти. Сейчас, оглядываясь назад, я очень уважаю своего отца.Он так и не закончил среднюю школу, но был честным человеком, который много работал».

Говард Шульц, генеральный директор Starbucks и автор книги: Влейте в нее свое сердце: как Starbucks построила компанию по чашке за раз

Для генерального директора Starbucks, типа лидера, он напрямую связан с опытом, который, как он видел, пережил его отец. Его отец был безработным, физически травмированным и не имел медицинской страховки, и это вызвало сильную ценность этического поведения по отношению к сотрудникам и обеспечения их достоинства и самоуважения.Верите ли вы, что Шульц полностью справился с этой задачей, но, размышляя о своей жизни и опыте, подобном этому, Шульц смог узнать о том, кто он есть и что он ценит: он стал самосознательным. Это самопознание, несомненно, имело неоценимое значение для его развития как лидера и его влияния на организацию.

Лидеры, которые осознают себя, знают себя: кто они и откуда они, каковы их сильные и слабые стороны, что они считают ценным. Черты личности, интересы, таланты и навыки также попадают в категорию самопознания, которым обладают самосознающие лидеры.Становление самосознания — это процесс, который происходит посредством саморефлексии или целенаправленного посвящения времени размышлениям о том, кто вы и как вы относитесь к другим.

История жизни лидера является ключевым источником информации для получения таких знаний (Shamir & Eilam, 2005). Когда лидеры размышляют о событиях, сформировавших их как личностей и лидеров, они могут осознать свое мышление, ценности, которые определяют их решения и действия, а также их способности и потенциал как лидеров.Таким образом, изучение их жизненных историй — это механизм, с помощью которого лидеры могут вспомнить, организовать и извлечь смысл из своего характера и идентичности, что может повлиять на их текущую роль лидеров. С нарративной точки зрения история жизни лидера представляет собой переплетение переживаний (Sparrowe, 2005) таким образом, что в основном помогает лидеру объяснить три вещи: (1) может и должен ли он или она рассматриваться как лидер; 2) почему он или она стал лидером и (3) как произошла эта трансформация.

Как лидеры могут связать свои жизненные истории и использовать их для повышения своего самосознания?

Во-первых, важно выделить время для самоанализа.Подумайте об истории, которую вы рассказываете себе о том, кто вы есть. Возможные вопросы для рассмотрения:

  • Какие события оказали наибольшее влияние на вашу жизнь? (Назовите по крайней мере три события, над которыми вы можете поразмыслить и изучить более подробно) Что делает их наиболее важными?
  • Какие темы, убеждения, ценности, сильные стороны и/или недостатки вы можете заметить или извлечь из этих событий?
  • Какие слова, фразы или метафоры вы используете, чтобы описать себя в этих ситуациях/событиях?
  • Как вы можете использовать эту информацию сейчас в роли лидера?

Эти триггерные события (Gardner, Avolio, Luthans, May, & Walumbwa, 2005) могут быть положительными или отрицательными с точки зрения результатов, например, потеря любимого человека, возможность работы за границей, которая бросала вызов и расширил возможности и самовосприятие лидера или стал свидетелем ключевого социального или политического события.

Во-вторых, заручитесь поддержкой других людей, которым вы доверяете, таких как наставник, коуч или коллега, которым вы доверяете, с которыми можно поговорить о том, над чем вы размышляли, и о полученных выводах/вынесенных уроках. Информация от других также служит источником обратной связи для оценки точности собранной вами информации о себе.

Возможные вопросы для рассмотрения:

  • Если бы вам пришлось рассказать этому человеку свою историю в трех актах, какими бы они были?
  • Как они тебя воспринимают? Какие ценности, сильные стороны или недостатки они видят в вас? Как они совпадают (или не совпадают) с теми, которые вы идентифицировали?

Размышляя об истории своей жизни, вы можете открыть для себя ресурсы и способности, а также области для улучшения, скрытые в предыдущем опыте.Обнаружение триггерных событий может сообщить вам о вашем пути к саморазвитию и росту.

Об авторе

Лиза Сото — руководитель коучинговой лаборатории и стажер-исследователь в LeAD Labs. Она также является организационным консультантом, сертифицированным тренером и фасилитатором тренингов. Проработав с частными и государственными организациями в Пуэрто-Рико более десяти лет, Лиза имеет обширный опыт в развитии человеческих талантов, организационном дизайне, улучшении рабочих процессов, коучинге и оценке эмоционального интеллекта на рабочем месте.Ее опыт коучинга руководителей сосредоточен на развитии лидерских качеств с клиентами в США, Пуэрто-Рико и Доминиканской Республике. Кроме того, у Лизы есть опыт коучинга аутплейсмента, а также обучения и наставничества новых коучей. В рамках своей работы с LeAD Labs Лиза обучала руководителей международных музеев. Лиза учится в докторантуре позитивной организационной психологии. программа в Университете Клермонта, где она исследует влияние коучинга как вмешательства в развитие лидерства.

Связанные исследования

Гарднер, В.Л., Аволио, Б.Дж., Лутанс, Ф., Мэй, Д.Р., и Валумбва, Ф. (2005). — Ты видишь меня настоящего? Самостоятельная модель развития подлинного лидера и последователя.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.