Регуляция это в психологии – это функция психического отражения, сущность которой заключается в

Содержание

это функция психического отражения, сущность которой заключается в

Это функция психического отражения, сущность которой заключается в согласовании активности индивида с внешними условиями и объективными связями объектов и явлений действительности, с одной стороны, и внутренними необходимо- стями субъекта, с другой [45; 120; 153]. Исследователи различают осознанный и неосознанный уровень психической регуляции, полагая, что осознанная регуляция в условиях человеческой психики выступает как саморегуляция. Психическая саморегуляция деятельности является высшим уровнем регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающая качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования человеком действительности и самого себя [ 119; 120; 161; 204]. Рассмотрение психических механизмов и закономерностей саморегуляции особенно актуально в связи с тем, что оно проливает свет на внутреннюю организацию субъектной активности личности. Психическая саморегуляция концептуализируется как преимущественно осознанное, целенаправленное планирование, построение и преобразование субъектом своих действий и поступков в соответствии с личностно значимыми целями, актуальными потребностями [45, с. 7].

В особое направление выделяются пока что малочисленные исследования психической регуляции жизненного пути личности. Оно зародилось в связи с переходом от изучения оперативной и ситуационной регуляции единичных актов поведения и дискретных видов деятельности к выяснению закономерностей психической детерминации индивидуального жизненного пути личности. Теоретическую значимость исследованиям психической регуляции жизненного пути личности придает программная установка, выдвинутая О.А.Конопкиным в целях интенсификации исследований всех видов психической регуляции: «Раскрытие закономерностей формирования и функционирования произвольной осознанной саморегуляции, реализуемой человеком в различных видах и формах деятельности, в поступках и поведении в целом, — одна из общезначимых задач психологической науки» [121, с. 19].

При изучении психической регуляции отталкиваются от следующего определения жизненного пути. Жизненный путь личности — это история развития и формирования личности в определенном обществе в конкретную историческую эпоху, обусловленная комплексом объективных макросоциаль- ных и микросоциальных условий, а также активностью личности как субъекта жизни [8; 16; 21; 23; 30; 116; 118; 149; 150; 151; 173; 189; 217]. Все множество психологических исследований, приуроченных к проблеме жизненного пути личности, можно условно подразделить на три основных аспекта: объективный, субъективный и субъектный.

Объективный аспект анализа жизненного пути личности не является сугубо психологическим. В рамках данного аспекта анализируется объективная пространственно-временная и событийная структура жизненного пути, его обусловленность комплексом политических, экономических, идеологических, правовых и прочих макросоциальных факторов эпохи, зависимость от исторического контекста, культурной среды и когортной принадлежности индивида, а также от социальной стратификации и общественного образа жизни [88; 116; 118]. Вышеуказанные проблемы психологи прорабатывают совместно с представителями социальных наук — социологии, культурологии, этнографии, истории. Психологической науке принадлежит монополия в освоении субъективного и субъектного аспектов, в рамках которых актуализируется проблема психической регуляции жизненного пути личности.

Субъективный аспект психологического анализа жизненного пути предполагает исследование субъективных репрезентаций биографии в индивидуальном сознании и выявление их особых отражательных, регуляторных, коммуникативных, жизнетворче- ских функций. Рассмотрение конкретных психических структур и процессов, на основе которых личность осуществляет регуляцию жизненного пути, является важным шагом в познании психологии субъекта. При обсуждении проблемы психической регуляции жизненного пути в ряду регуляторных структур и механизмов называются жизненные цели [ 156], жизненные планы и программы [80; 202], временная перспектива и временная транспектива [3; 8; 112], психологическое время и психологический возраст личности [81; 126; 171], субъективная картина жизненного пути [ 18; 33; 81; 126; 189; 230], жизненная позиция [6; 8], жизненный выбор [124; 200], жизненные притязания [8; 80], жизненное призвание , автобиографическая память .

В постановочном, дискуссионном порядке предлагается концепция индивидуального стиля жизни, обусловленного индивидуально-психологическими особенностями личности, и концепция жиз- нетворчества, предопределенного развитием творческой уникальности субъекта жизни [62; 89; 206]. В эмпирическом плане наиболее продвинутой областью исследований является психическая регуляция биографического времени [3; 8; 81; 112], а также регуляция индивидуального жизненного пути посредством комплекса образов личной биографии в сознании субъекта — субъективной картины жизненного пути [ 16; 33; 81; 126; 167; 174; 230].

Большинство исследований психической регуляции жизненного пути личности характеризуются некоторыми общими недостатками.

Первый из них заключается в отсутствии системности при раскрытии регуляторных функций отдельных психических структур, процессов и механизмов. Игнорирование требований системного подхода приводит к тому, что каждое регуляторное образование рассматривается в отрыве от целостной и неделимой системы психического регулирования и саморегулирования. При этом «исследование процесса саморегуляции часто подменяется по сути установлением самого факта детерминации деятельности, поведения отдельными психическими или даже сре- довыми факторами… В результате саморегуляция как процесс, имеющий закономерное строение, исчезает, а вместе с этим снимается и вопрос о реальной роли и месте изучаемого фактора в регуляторном процессе» [119, с. 7].

По этой причине задача будущих исследований состоит в том, чтобы из разрозненных, изолированных структур и механизмов собрать единую систему осознанной личностной саморегуляции индивидуального жизненного пути. При решении обозначенной задачи необходимо ликвидировать еще один серьезный недостаток психологических исследований регуляции жизненного пути личности. Он проявляется в тенденции изучать различные регу- ляторные структуры и механизмы как бессубъектные, то есть не принадлежащие личности как подлинному и изначальному субъекту психической регуляции. Получается искаженная картина, в ко — торой каждая регуляторная структура формируется, функционирует, изменяется и прекращает существовать сама по себе, без вмешательства и помимо воли личности. В представлении о функциональной самодостаточности отдельных регуляторных структур проглядывает неверная методологическая установка, обозначаемая как «постулат непосредственности». Как отмечалось ранее, в психологии постулату непосредственности противоборствует субъектный подход, в связи с чем особую актуальность приобретает субъектный аспект анализа жизненного пути личности.

С точки зрения субъектного подхода необходимо определить роль личности с ее системой смысловой регуляции в контуре психического регулирования жизненного пути. В настоящем исследовании проблема смысловой регуляции жизненного пути личности формулируется впервые, несмотря на то обстоятельство, что различные смысловые структуры — смысл жизни, личностные ценности, смысловые конструкты, мотивы — неоднократно выдвигались в качестве инстанций психической регуляции жизненного пути [8; 16; 117; 133; 142; 181; 184; 192; 235; 237]. Важные теоретические предпосылки для исследования смысловой регуляции жизненного пути содержатся в работе А.С.Сухорукова, который осветил одну из форм активности субъекта жизни — жизнетвор- чество — в динамике смысловой системы личности . Трудно переоценить теоретическое значение результатов исследования В.С.Хомика, который концептуализировал некоторые механизмы психической регуляции жизненного пути как способы смысловой переработки жизненного опыта .

Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути подразумевает исследование личности как организатора жизненных событий и времени жизни — созидателя индивидуальной биографии в целом. В рамках данного аспекта анализа находит применение субъектный подход, который требует проследить не только зависимость личности от ее неповторимого жизненного пути, но также обратную зависимость жизненного пути от субъектной активности личности [7; 8; 16; 150; 189; 192]. Наиболее веским аргументом в пользу психологической концепции субъекта жизни является тот факт, что психическая регуляция жизненного пути на основе субъективных автобиографических репрезентаций не может быть бессубъектной. Субъектом жизни является не психика и не сознание, а владелец психических репрезентаций жизненного пути — личность. В то же время «субъект и его психика суть одна единая система, а не две» [59, с. 31]. Другими словами, субъективность является неотъемлемым условием субъектности человека в отношении собственной жизни, и в этой связи произвести дизъюнкцию субъективного и субъектного аспектов психологического анализа жизненного пути просто невозможно. Субъектный аспект психологического анализа жизненного пути личности располагается на стыке объективного и субъективного аспектов. И это закономерно, потому что именно в построении субъективных образов индивидуальной биографии, на основе которого управляется реальный жизненный путь, выражается субъектная активность личности. Ввиду данного обстоятельства, одной из наиболее актуальных и значимых задач психологии жизненного пути на современном этапе является разработка концепции личности как субъекта жизни.

psihologia.biz

Регуляция психических процессов

Что такое психические процессы, их виды и регуляция

Психические процессы — одно из основных понятий современной психологии.

Определение 1

Психические процессы — это психические явления, которые сгруппированы по своим функциям и все вместе представляют собой такую сложную систему как человеческая психика.

Деление психики на психические процессы на сегодняшний день является условным, эта тенденция сформировалась в начале 20 века, когда в науке господствовали аналитические явления, но сегодня это деление является не общепринятым, так как психику человека современные ученые воспринимают как единую систему, в которой психические процессы не могут существовать и функционировать отдельно друг от дуга.

Характерными особенностями психических явлений являются:

  • кратковременность
  • быстропротекаемость
  • актуальный отклик на происходящее

Психические процессы бывают:

  • познавательными (ощущения, речь, восприятие, представление, внимание, мышление, воображение, память)
  • эмоциональными (эмоции, аффекты, стресс, чувства)
  • волевые (борьба мотивов, целеполагание, принятие решения)

В связи с тем, что в психичке человек можно выделить как произвольное, так и не произвольное восприятие, произвольную и не произвольную память, можно говорить о том, что определенные психические процессы способны к саморегуляции. Эти и остальные процессы регулируются:

  • вниманием
  • волей
  • эмоциями

Внимание как регулятор психических процессов

Замечание 1

Под термином внимание мы понимаем процесс концентрации психической деятельности как каком-то определенном предмете, действии или явлении. Функции внимания включают в себя направленность, контроль и регуляцию действий.

Внимание может быть сенсорным, внешним, то есть оно направленно на окружающие человека предметы, а может быть интеллектуальным – в этом случае оно направлено на образы сознания человека.

Внимание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное внимание не зависит от целей человека. Например, внимание человека может привлечь громкий звук, яркая картинка и т.д.

Во время произвольного внимания индивид преследует определённую цель. Оно имеет непосредственную связь с волей индивида. Регуляция и контролирование психических процессов является основной функцией произвольного внимания.

Внимание обладает определенными характеристиками, которые помогают ему выполнять его регулирующую функцию:

  • устойчивость
  • концентрация
  • распределительность
  • рассеянность
  • отвлекаемость
  • объем
  • переключение

Воля как регулятор психологических процессов

Замечание 2

Под понятием «воля» принято понимать способность человека преодолевать трудности в психической и практической сфере деятельности человека.

Трудности и препятствия, которые встают перед человеком подразделяются на внешние и внутренние. Внешние препятствия никак не зависят от человека, например, поведение других людей, погодные явления. Внутренние трудности скрыты непосредственно в человеке, например, лень, пассивность, чувство страха.

Человеческая воля залучается в том насколько упорно человек готов преодолевать трудности, возникшие на его пути, как человек контролирует свое поведение. Для того что бы человек смог преодолеть все те трудности, которые ему препятствую, он должен минимизировать свои физические и индивидуальные силы, требуется проявить нервно-психическое напряжение.

Воля так же проявляется и в способности воздерживаться от чего-либо.

Регулирование психических процессов иногда осуществляется внутри некоторых этих же психических процессах, но в большинстве случаев они все же регулируются волей. Волевые качества включают в себя следующие характеристики:

  • решительность
  • настойчивость
  • самообладание
  • дисциплинированность
  • целеустремлённость
  • самостоятельность
  • мужество

Эмоции как регулятор психологических процессов

Эмоции — это главный регулятор психической деятельности человека, он направлен на удовлетворение его потребностей. Самыми простыми эмоциями являются врожденные положительно или отрицательно окрашенные переживания. С самого рождения человек способен различать что для него приятно, а что нет, с возрастом эти предпочтения становятся более индивидуальными. Человек уже с рождения способен различать эмоции.

Ситуативные эмоции, переживания, которые связаны с удовлетворением возникших потребностей человека являются более сложным видом эмоций.

В тот момент, когда у человека возникла потребность, а удовлетворить он ее еще не успел появляется ситуативное переживание и эмоциональное напряжение.

Так же психологи выделяют еще один вид эмоций – эмоции-оценки. Они могут быть положительными и отрицательными. Положительными они становятся в тех случаях если потребность удовлетворена или скоро удовлетворится, а отрицательными, соответственно, когда потребность не удовлетворена или не будет удовлетворена в ближайшее время.

Эмоции способны повышать и понижать активность человека, то есть они могут быть стеническими и астеническими соответственно. У разных индивидов одна и так же эмоция может быть, как стенической, так и астенической.

Эмоции являются предшественниками мышления, они дают оценку происходящему и доносят ее до сознания. Эмоции управляют нашим поведением, помогают принять решение.

Эмоциональный процесс заключается в оценивании информации, которая поступает из вешнего и внутреннего мира. Воля очень слабо может повлиять на эмоции человека.

Эмоциональный процесс включает три основных стадии:

  • эмоциональное возбуждение, которое способно мобилизовать весь организм
  • эмоциональная оценка
  • сила и аркатур эмоционального возбуждения

Эмоции могут различается по видам. Среди них выделяют:

  • настроение (невыраженное эмоциональное состояние, например, скука, печаль, радость)
  • аффекты (сильные, кратковременные переживания, возникают в критических состояниях)
  • стрессы (неспецифические переживания как результат оказываемого влияния на человека)

К фундаментальным эмоциям человека психологи относят:

  • интерес
  • волнение
  • удивление
  • радость
  • страдания
  • гнев
  • отвращение
  • страх
  • стыд
  • вина

spravochnick.ru

Вопрос №3. Психологическая регуляция поведения и деятельности

Изучая третий вопрос, необходимо обратить внимание на следующие моменты.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.

Поведение – активность живого организма, направленная на взаимодействие с окружающей средой. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Обычно под поведением понимают внешне проявляемое поведение, то есть действия, которые могут быть замечены наблюдателем. Но существует и внутреннее (мыслительное) поведение – предположительно, мыслительный процесс человека, его думание. Результат этого поведения может быть замечен во внешнем поведении. В то же время влияние окружающей (внешней) среды также оказывает влияние на внутреннее (мыслительное) поведение человека.

Деятельность – процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование регуляции поведения, на характер и стратегии взаимодействия человека с миром, является темперамент.

В психологии известны различные механизмы и методы регуляции поведения и деятельности человека:

studfile.net

Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология. Полный курс

Психическая регуляция поведения и деятельности

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.

Психический процесс импульсивной регуляции поведения, в основе которого лежит чувственное отражение значимости внешних воздействий, называется эмоциями.

Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека предмета). В то же время мыслительные действия также базируются на эмоциях, то есть в сознательном действии эмоции имеют большое значение.

Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.

Такие свойства личности, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др., являющиеся проявлением воли, рассматриваются как первичные, или базовые, волевые качества личности. Они предопределяют поведение, описываемое перечисленными выше свойствами.

Кроме указанных следует назвать такие волевые качества, как решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Они формируются, как правило, позднее первой группы свойств, поэтому их определяют не только как волевые, но и как характерологические. Эту группу качеств называют вторичными.

Выделяют также и третью группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств, складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.

Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. То есть сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком происходит под влиянием дополнительного побуждения к действию, смысл которого коррелирует с борьбой мотивов и трансформируется благодаря преднамеренным умственным усилиям.

Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Все основные психические функции – ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и речь – связаны с волей. В процессе развития этих процессов (от низших к высшим) человек обретает волевой контроль над ними.

Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником. На их основе человек подбирает сознательный смысл своим произвольным поступкам.

Сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, человек проявляет волю, чтобы заменить его на более сложный способ и придерживаться его в дальнейшем.

«Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним… возвышаясь над ними… произвести выбор между ними» (С. Л. Рубинштейн).

Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач повседневности в будущем.

Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия.

Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология. Полный курс

Психическая регуляция поведения и деятельности

Из числа способов психической регуляции деятельности можно выделить эмоциональную и волевую регуляцию.

Эмоции побуждают сознательную, рациональную регуляцию поведения, которая противостоит текущим эмоциям. Сильные эмоции противостоят волевым действиям, которые совершаются вопреки первым.

Однако свобода проявления эмоционально-импульсивных действий зависит от уровня сознательной регуляции: чем ниже уровень, тем свободнее данные действия, не имеющие сознательной мотивации. Эмоции преобладают при недостатке информации, позволяющей сознательно построить деятельность, при нехватке представлений о сознательных способах поведения. Кроме того, сознание не формирует цели этих действий, поскольку они предопределяются характером самого воздействия (например, импульсивное отстранение или защитное движение руками от надвигающегося на человека пред мета).

Волевая регуляция повышает эффективность соответствующей деятельности, и волевое действие человека начинает выступать в качестве сознательного с целью преодоления внешних и внутренних препятствий, чему способствуют волевые усилия.

Выделяют также группу волевых качеств, связанных с морально-ценностными ориентациями человека. К ним относятся ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Эта группа третичных волевых качеств, складывающихся обычно к подростковому возрасту, включает и отношение человека к труду: деловитость, инициативность.

Основная психологическая функция воли состоит в повышении мотивации и совершенствовании сознательной регуляции действий. Волевая регуляция позволяет долгое время поддерживать сконцентрированное на объекте внимание. Волевое действие и осознание цели деятельности, ее значимости тесно связаны друг с другом. Волевое действие подчиняет этой цели выполняемые действия. Актуальные потребности человека всегда провоцируют энергию волевых действий и становятся их источником.

Воля человека складывается в течение нескольких фаз. Первая из них придает человеку уверенность в решении обычных задач в будущем. Вторая фаза, дающая достаточно материала и представлений из области морали, в будущем позволяет осознавать более тонкие моральные отличия. Третья фаза, пережитая достаточно глубоко, открывает возможность и в дальнейшем различать «оттенки» моральных вопросов, не позволяя рассматривать их схематично.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — это… Что такое ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?


ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
основная форма психического отражения в деятельности оператора. Анализ структуры деятельности оператора показывает, что она невозможна без участия психики, без сознательного отражения окружающего мира. В любой деятельности оператор осознает цель своих действий, воображает их ожидаемый результат, воспринимает и оценивает условия, в которых он действует, обдумывает последовательность отдельных действий, устанавливает и поддерживает свое внимание, применяет волевые усилия, извлекает из памяти необходимую информацию, наблюдает за ходом деятельности и контролирует ее, переживает успехи и неудачи и т. п. Таким образом, психика, психические процессы выступают в качестве регулятора деятельности. Посредством их оператор направляет, контролирует и корректирует свою деятельность в соответствии с поставленной целью, предъявляемыми требованиями и условиями. Без психического отражения не может быть продуктивной деятельности. Результат отражения выступает в форме субъективного образа, которому принадлежит важнейшая роль в процессах П. р. д. В психологии выделяют три основных уровня отражения: ощущений и восприятия, представлений, речемыслительных процессов. Эти уровни отражения выступают и как уровни П. р. д. На первом уровне образ восприятия, характеризуясь симультанной целостностью и структурностью, позволяет формировать различные траектории движений при выполнении одного и того же действия, а также произвольно выбирать любой их темп и ритм. На втором уровне образ представления благодаря своей обобщенности обеспечивает возможность переноса приемов работы из одних ситуаций в другие. Третий уровень является у человека ведущим, обеспечивает предвидение хода событий и планирование деятельности в целом. Именно с этим уровнем связано формирование целей деятельности. В реальной трудовой деятельности все три уровня регуляции выступают в неразрывном единстве, однако соотношение между ними является динамичным и меняется в зависимости от конкретных условий.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • психическая саморегуляция

Смотреть что такое «ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» в других словарях:

  • психическая регуляция движений —      (психическая регуляция движений) корректировка процесса построения движения на основе потребностного состояния и связи обратной, обеспечивающей контроль , за его достижением. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психология спорта — раздел психологии, изучающий закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Специфика спортивной деятельности: 1) в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • психика — высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека П. приобретает качественно новый характер, в силу того, что его… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Рефлекс (биология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Рефлекс. Рефлекс (от лат. reflexus  отражённый)  стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных… …   Википедия

  • автоматизация движений — Этимология. Происходит от греч. autоmatоs самопроизвольный. Категория. Этап формирования двигательного навыка. Специфика. Отрабатываемое действие переходит на уровень неосознаваемого контроля. При этом основную роль начинают играть восприятие и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ТЕХНОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫЕ — – практическая область акмеологии, в которой раскрываются способы, механизмы реализации гуманитарных знаний, образованности, культуры субъекта деятельности как профессионала в процессе обучения, развития, деятельности. Отмечается целевая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психология спорта — – это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности. Содержание 1 История возникновения 2 Задачи сп …   Википедия

  • движение — структурная единица деятельности результат работы психофизиологического аппарата по реализации акта двигательного, посредством коего происходит взаимодействие живого существа с внешней средой. В движении проявляется физиологическая активность… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Головно́й мозг — (encephalon) передний отдел центральной нервной системы, расположенный в полости черепа. Эмбриология и анатомия У четырехнедельного эмбриона человека в головной части нервной трубки появляются 3 первичных мозговых пузырька передний… …   Медицинская энциклопедия

  • БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


psychology_pedagogy.academic.ru

Эмоциональная регуляция | Блог 4brain

эмоциональная регуляция

Эмоциональная регуляция – это способность реагировать на происходящее с таким диапазоном эмоций, который является социально приемлемым и достаточно гибким; это также умение откладывать спонтанные реакции по мере необходимости. Ее можно определить и как оперирование внешними и внутренними процессами, ответственными за наблюдение, оценку и изменение эмоциональных реакций.

Несмотря на то, что сам термин и его описание могут показаться сложными, все на самом деле просто: в широком смысле эмоциональная регуляция – это умение совладать с собой, когда это нужно. В этой статье мы рассмотрим специальные техники для этого.

Как насчет эмоциональной дисрегуляции?

Если регуляция – это процесс контроля своих эмоций, поддержания их в равновесии и недопущение крайностей, то, соответственно, дисрегуляция – неспособность контролировать эмоциональные реакции. Вот как это происходит:

  1. Внутреннее или внешнее событие (думать о чем-то грустном или встретить злого человека) вызывает субъективный опыт (эмоции или чувства).
  2. Затем появляется когнитивная реакция (мысль), сопровождаемая эмоциональным и физиологическим ответом, связанным с эмоциями (например, увеличение частоты сердечных сокращений или гормональной секреции).
  3. Далее следует соответствующее поведение (избегание, физическое действие или экспрессия).

Люди, которые испытывают трудности с контролем чувств, реагируют на относительно безобидные негативные события эмоционально преувеличено: могут плакать, кричать, обвинять окружающих, вести себя пассивно-агрессивно или иным образом, что нарушает гармоничные взаимоотношения или обостряет конфликт.

Вопросник эмоциональной регуляции

Есть несколько полезных инструментов, которые помогут оценить свою способность регулирования эмоций. Ниже приведен один из наиболее популярных.

Вопросник эмоциональной регуляции

Этот вопросник (The Emotion Regulation Questionnaire, EQR) является самой популярной шкалой оценки регулирования эмоций среди американских психологов. Он был разработан в 2003 г. Джеймсом Гросом и Джоном Оливером на основе предварительных исследований.

Вопросник состоит из 10 вопросов, ответы на которые даются по шкале от 1 (полностью не согласен) до 7 (однозначно согласен). Существуют две грани, которые охватывает шкала: фаза когнитивной переоценки и грань экспрессионного подавления.

Шесть вопросов, составляющих когнитивную переоценку, следующие:

  • Когда я хочу испытывать позитивные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я хочу перестать испытывать негативные эмоции, я меняю ход своих мыслей.
  • Когда я сталкиваюсь со стрессовой ситуацией, то заставляю себя думать о ней таким образом, чтобы помочь себе сохранять спокойствие.
  • Когда я хочу чувствовать более позитивную эмоцию, я меняю свое мнение о ситуации.
  • Я контролирую свои эмоции, меняя способ, при помощи которого думаю о ситуации.
  • Когда я хочу чувствовать меньше отрицательных эмоций, я меняю мнение о ситуации.

Четыре вопроса, составляющие грань экспрессионного подавления, следующие:

  • Я держу эмоции при себе.
  • Когда я чувствую положительные эмоции, то стараюсь не выражать их.
  • Я контролирую свои эмоции, не выражая их.
  • Когда я чувствую отрицательные эмоции, то не хочу их выражать.

Если хотите узнать об этом тесте больше, перейдите сюда (английский язык, PDF-файл).

Стратегии для эмоциональной регуляции

Пришло время познакомить вас со стратегиями эмоциональной регуляции. Помните, что самое важное – применять их как можно чаще, чтобы они стали привычкой.

1

Понимание и маркировка эмоций

Один из самых мощных инструментов в регулировании эмоций – это простое определение и поиск их наименований.

Для начала вам нужно понять разницу между первичными и вторичными эмоциями:

Первичные эмоции: первоначальная реакция на событие или стрессоры в вашей среде.

Вторичные эмоции: реакция на ваши первичные эмоции или мысли.

Первичные эмоции часто являются полностью естественными реакциями на окружающие нас события. Например, грусть от расставания или злость во время конфликта. Однако вторичные являются более опасными, хотя их можно научиться контролировать. Вы можете сами решить, что чувствовать через день или неделю после расставания.

Вторичные эмоции могут подтолкнуть нас к разрушительным и неадекватным поведенческим действиям – это делает обязательным понимание своих первичных эмоций.

Учиться понимать, распознавать и маркировать эмоции – это чрезвычайно полезный навык, который заложит основу управления своими чувствами.

2

Умение отпускать болезненные эмоции

Это один из самых важных навыков в эмоциональной регуляции – умение отпускать неприятные и болезненные чувства.

Человек склонен застревать в негативе во время анализа произошедшего. Вместо того чтобы просто отпустить такие эмоции, он задает себе разрушительные вопросы вроде «Почему это произошло именно со мной?».

Первый шаг, который нужно сделать: принять, что мы страдаем. Затем нужно увидеть, что на самом деле все не так страшно.

Чтобы научиться отпускать негативные эмоции, сделайте следующее:

  1. Наблюдайте за своими эмоциями. Признайте, что они существуют, отступите от них.
  2. Попытайтесь представить свои эмоции как волну, сквозь которую вы проходите. Сделайте это всего лишь один раз, не стоит застревать и преодолевать себя снова и снова.
  3. Вы – это не ваши эмоции. Они являются частью, но не формируют полностью личность.
  4. Помните, что наличие эмоций не означает, что вы обязательно должны действовать. Можно попросту сидеть и ничего не делать.

3

STOPP

Если вам нужна четкая и понятная методика для контроля своих эмоций, попробуйте технику STOPP.

STOPP – это техника, которая поможет в самой сложной ситуации, когда внутри бушуют эмоции. Она включает в себя аспекты когнитивной поведенческой терапии и медитацию осознанности. Вы можете управлять своими эмоциональными реакциями даже в самом ожесточенном конфликте.

STOPP означает:

  • Стоп! (S, Stop).
    • Сделайте паузу на секунду.
  • Сделайтевдох (T, Take a Breath).
    • Обратите внимание на свое дыхание – то, как вдыхаете и выдыхаете.
  • Наблюдайте (O, Observe).
    • Какие мысли сейчас в вашей голове?
    • Где находится фокус вашего внимания?
    • На что вы реагируете?
    • Какие ощущения вы сейчас замечаете в своем теле?
  • Отступите назад (P, Pull Back).
    • Какова общая картина?
    • Посмотрите на ситуацию издалека (буквально).
    • Как еще можно взглянуть на эту ситуацию?
    • Является ли ваша яростная мысль фактом или мнением?
    • Что является более разумным объяснением?
    • Насколько это важно?
    • Насколько важно это будет через шесть месяцев?
  • Действуйте (P, Proceed).
    • Что лучше всего сделать прямо сейчас?
    • Что лучше будет для меня, других, для ситуации?
    • Что я могу сделать, чтобы соответствовать моим ценностям?
    • Сделайте то, что будет эффективным и целесообразным.

Если вы можете изучить только один навык, который поможет более эффективно регулировать эмоции, это именно он. Способность взять паузу в момент высочайшего раздражения поможет вам сделать гигантский шаг в овладении искусством эмоциональной регуляции.

4

Умение различать позитивные и негативные стратегии

Есть много способов регулировать свои эмоции, направлять их в правильную сторону и поддерживать в себе позитивное настроение. Возможно, вы пользуетесь методиками, которые пусть и позволяют сохранить эмоциональный баланс, но при внимательном рассмотрении оказываются разрушительными.

Здоровые действия и стратегии, которые помогают вам регулировать эмоции, включают:

  • прогулки с друзьями;
  • физические упражнения;
  • ведение дневника;
  • медитация;
  • достаточное количество сна;
  • периодический отдых.

Такие стратегии правильные, потому что они не только способствуют лучшему управлению эмоциями, но и не причиняют вам никакого вреда.

Нездоровые действия, которые хоть и помогают справиться с эмоциями, но на самом деле разрушительны:

  • алкоголь и курение;
  • избегание сложных ситуаций;
  • физическая или словесная агрессия;
  • чрезмерное увлечение жизнью в социальных сетях.

Помните, что такие действия помогают себя чувствовать лучше первое время (в плане управления эмоциями), но наносят длительный непоправимый ущерб.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: