Типы восприятия в психологии: аудиал, визуал, кинестетик
Когда вы весенним ярким утром переступите порог дома и окажетесь на улице, что может привлечь ваше внимание? Распустившиеся на окнах фиалки или на удивление светлые одежды прохожих? А может, тёплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, спутавший волосы и взметнувший полы одежды? Или, может, ваше внимание привлечёт рёв соседской машины, и вы небрежно поинтересуетесь у соседа, когда же он, наконец, соберётся поставить на это чудовище надёжный глушитель?
Смею заверить вас, что вы не случайно выбрали объектом вашего внимания, прежде всего зрительный образ, физические ощущения или звук. В нашей жизни мы естественно используем для понимания окружающего мира все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Эта врождённая способность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный, — и предопределяет выбор объекта внимания и быстроту восприятия. Довольно часто на основе врождённого приоритета формируется наше отношение к процессу познания в целом.
Жизнь подвигает родителя на величайший труд — сформировать у ребёнка должное представление об окружающем мире. Упростить задачу поможет понимание такого важнейшего механизма, как восприятие. При первом рассмотрении всё просто – нам даны три канала: зрение, осязание и слух, которые исследует наука нейрофизиология. Учёными установлено, что один из трёх каналов становится ведущим, а остальные два – вспомогательными. Если ведущим каналом является слух – человека называют аудиалом, если зрение, то – визуалом, и кинестетиком, если речь идёт об осязании.
Взгляните на своего ребёнка чуть более внимательно, и вам станет понятно кто он – аудиал, визуал или кинестетик.
Дети, познающие мир через звук, аудиалы, довольно рано начинают говорить и, в отличие от своих сверстников, имеют большой словарный запас. Такие малыши очень любят слушать и рассказывать сказки, декламировать стихи, петь песенки, легко идут на контакт как с детьми, так и со взрослыми. В силу своей хорошо развитой слуховой памяти, они быстро запоминают то, что услышали, будь то интересная история или учебный материал.
У детей визуалов отличная зрительная память. Их может беспокоить то, как они выглядят: чистая ли у них одежда, подходит ли она им по цвету. Вообще всё, что имеет размер, форму и цвет, запоминается такими детьми очень быстро, потому, что думают они образами, а для лучшего усвоения материала им необходимы наглядные пособия: картинки, плакаты-схемы, чертежи.
О детях кинестетиках можно сказать, что они «видят мир руками». Малыши рано начинают ходить, и пусть они немного позже начинают говорить, зато физически они более развиты, чем их сверстники. Своё миропонимание они берут из движения, жестов и мимики. Любимые занятия таких детей конструирование, детские пазлы, различные соревнования или просто весёлая возня с друзьями, ведь они очень активны. В школе кинестетикам порой бывает трудно привыкнуть к ограничениям в движении, этим непоседам сложно усидеть на месте.
Если вы смогли определить ведущий канал, вам будет проще понять, как помочь вашему ребёнку легче овладевать информацией.
Визуальный, слуховой и кинетический типы восприятия
Значительная часть нашего потенциала, определяющего последующие достижения, заложена в нас уже при рождении. Естественно, когда мы взрослеем, нам хочется думать, что мы полностью воспользовались этим потенциалом. Однако большинство из нас, вспоминая трудности, с которыми мы сталкивались в детстве в процессе познания, а также отсутствие интереса ко многим школьным предметам, вполне обоснованно предполагают обратное. Разве мало бывших отличников, оказавшихся впоследствии неспособными вести серьёзные проекты в силу отсутствия элементарных навыков общения с коллегами и клиентами? Разве мало красноречивых ораторов, так и не сумевших написать ни одного пособия или учебника из-за отсутствия навыков письменной речи? Или мало нам встречалось крепких ребят, бывших в школьные годы великолепными спортсменами и принятых из-за этого самыми престижными университетами чуть ли не автоматом, которые так и не смогли выдержать свалившиеся на них учебные нагрузки? К счастью, теперь у родителей и педагогов есть возможность избавить ребёнка от столь печальной судьбы.
На протяжении нашей жизни мы познаём окружающий мир, поглощая и используя различные виды информации. Исследователи и педагоги часто ссылаются в своих работах на различные типы аудитории: визуальную, слуховую и кинетическую, или тактильную, в зависимости от того, каким образом эта аудитория в основном воспринимает информацию – глазами, ушами или посредством осязания. Для описания способов познания мира детьми используют такие термины, как «зритель», «слушатель» и «деятель».
Годы работы с маленькими детьми убедили в существовании связи между хорошо развитыми слуховыми и зрительными навыками и успешной учёбой ребёнка, а также его умением держаться в коллективе. Без всякого сомнения, хорошее развитие вышеуказанных навыков делает ребёнка более счастливой и цельной натурой. А значит, эта проблема требует серьёзного внимания со стороны родителей и педагогов!
Есть ли какая-то связь между полом ребёнка и приобретённым способом познания?
Существует мнение, что девочки вписываются в школьную среду легче, чем мальчики. Однако однозначно утверждать это нельзя. Девочки часто предпочитают слуховой способ познания, поскольку они более восприимчивы к звукам, а также таким общественным проявлениям, как артикуляция, подбор слов и интонации. У них обычно шире словарный запас, и говорить они начинают раньше мальчиков. В то же время, у мальчиков наблюдаются более точное визуальное восприятие, лучшая координация и владение телом, а также более чёткое чувство пространства, чем у девочек.
Таким образом, мальчики чаще всего относятся к «зрителям», обладающим навыками, которые затем помогут им в школе, или к «деятелям», которым учение не будет даваться легко. Естественно, существует множество исключений из этого правила. Мы знаем великолепно координированных женщин – спортсменок и актрис, мужчин ораторов и композиторов. Важно напомнить, что способы познания не всегда бывают однозначно выражены и порой встречаются в комбинированном виде, например «зритель-деятель», «зритель-слушатель». Вместе с тем значительное количество людей предпочитают один, вполне определённый и чётко выраженный, способ познания.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
12.Восприятие, его виды и типы.
Виды восприятия:
1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа:
Зрительные, осязательные, вкусовые, обаятельные.
2.в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения
Свойства восприятия:
1.предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело;
2.целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны;
3.структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений;
4.константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.;
5.осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов;
6.апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; 7.активность; 8.адекватность.
Типы восприй: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к
определению основного смысла). 2) Аналитический ( стремление выделить и
проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3)
Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и
неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные
– по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные.
Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без
реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений –
аффективные, вербальные, передолические).
13.Особенности восприятия.
Восприятия и наблюдения человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Наличие общего в отображательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, делать понятные всем выводы, объективно воспринимать окружающий мир.
Впрочем, наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор особенностей предметов в процессе восприятия является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности и апперцепцией. Индивидуальные особенности восприятия могут зависеть также от специфики функционирования органов чувств, остроты зрения, чувствительности слуха, изящества обоняния, вкуса.
Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
Людям синтетического типа свойственна предрасположенность к обобщенному изображению явлений и к определению основной сути того, что произойдет. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них.
В меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристике окружающей действительности люди аналитического типа. Они пытаются отличать и анализировать прежде всего детали. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления.
Люди аналитико-синтетического типа восприятия одинаковой степени пытаются понять суть явления и подтвердить его фактами. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Подобное восприятие наиболее благоприятно для деятельности. Бывают люди, которые пытаются не так отличить сущность явления и его свойства, как выразить свое отношение, собственные переживания, вызванные этим явлением. Такое восприятие является запутанным, неорганизованным. Оно присуще людям эмоционального типа восприятия с повышенной эмоциональной возбудимостью к различным раздражителям.Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у них умения как можно более объективно отражать окружающий мир.
Типы восприятия. Предмет и фон в восприятии.
В психологии выделяют три типа восприятий:
Синтетический тип восприятия присущ людям, которые воспринимают окружающий их мир в целом, в совокупности всех его сторон, сфер, подчас не замечая при этом деталей.
Аналитический тип восприятия характеризуется проявлением тенденции к восприятию деталей, частностей и затрудненным восприятием целого.
Аналитико-синтетический тип восприятия наиболее распространен и характеризуется присутствием в нем в той или иной степени тенденции к восприятию частностей, деталей и общего, целого.
В каждый момент времени на наши органы чувств действует много предметов, но не все они воспринимаются одинаково. В соответствии с этим различают:
предмет, или объект, восприятия — то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие,
фон, который образуют все другие предметы, действующие на нас в это же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».
Представление. Виды представления. Характеристика представлений.
Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
Характеристики представлений.
Наглядность — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом они близки к образам восприятия.
Фрагментарность — представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют.
Неустойчивость и непостоянство. Любой вызванный образ, предмет или чей-нибудь образ, исчезает из поля сознания, несмотря на попытки его удержать; приходится делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Представления очень текучи и изменчивы.
Общие представления характеризующиеся большой степенью обобщения. Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия; степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна.
Представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям. С одной стороны, представления наглядны, с другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения.
Функции представлений. Классификация основных видов представлений.
Функции представлений
Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.
Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий.
Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.
Существует несколько оснований классификации представлений.
В основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, поэтому естественным основанием классификации представлений является модальность ощущений и восприятия:
зрительные,
слуховые,
двигательные (кинестетические),
обонятельные,
вкусовые.
Б. М. Теплов предложил классифицировать представления по содержанию:
математические,
географические,
музыкальные и т. д.
Он же предложил другое основании классификации, по степени обобщённости:
частные представления,
общие представления.
Другое основание классификации — по степени проявления волевых усилий:
спонтанные представления (возникающие без участия воли),
вызванные представления (с участием воли).
Типы восприятия — презентация онлайн
1. Типы восприятия
Федотова МарияМагистратура 1 курс
2. Краткий экскурс в историю психологии.
*Краткий экскурс в историюпсихологии.
Первые мысли об особенностях восприятия
встречаются в трудах философов античности.
Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители
начали замечать разницу в восприятии своих
учеников и описывать свои наблюдения.
*Подход
к изучению психологии личности
и развитие теории, которая начала
допускать принцип личной выгоды у
человека и оценку всех явлений, исходя
из их полезности и приятия отдельным
индивидом, у психологов Бентама и
Смита. Это момент стал переломным и
наконец-то повернул взгляды ученых в
правильном направлении.
*В
XIX–XX вв. начался период развития
социальной психологии. Исследователи
впервые начали проводить лабораторные
эксперименты. Создавались тесты, цель
которых была определить способы
восприятия
человеком
информации.
Сейчас
изучением
этих
тонкостей
занимается
целая
наука,
которая
называется «Соционика».
5. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)
АудиалВизуал
Кинестетик
6. Поставьте знак «+», если Вы согласны с данным утверждением, и знак «-«, если не согласны.
Поставьте знак «+», если Вы согласныс данным утверждением, и знак «-«,
если не согласны.
*1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
*2. Часто напеваю себе потихоньку.
*3. Не признаю моду, которая неудобна.
*4. Люблю ходить в сауну.
*5. В автомашине цвет для меня имеет
значение.
*6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.
*7. Меня развлекает подражание
диалектам.
* 8. Внешнему виду придаю серьезное
значение.
*9. Мне нравится принимать массаж.
*10. Когда есть время, люблю наблюдать за
людьми.
*11. Плохо себя чувствую, когда не
наслаждаюсь движением.
*12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне
будет хорошо в ней.
*13. Когда услышу старую мелодию, ко мне
возвращается прошлое.
*14. Люблю читать во время еды.
*15. Люблю поговорить по телефону.
*16. У меня есть склонность к полноте.
*17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то
читает, чем читать самому.
*18. После плохого дня мой организм в
напряжении.
*19. Охотно и много фотографирую.
*20. Долго помню, что мне сказали приятели или
знакомые.
*21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому
что они украшают жизнь.
*22. Вечером люблю принять горячую ванну.
*23. Стараюсь записывать свои личные дела.
*24. Часто разговариваю с собой.
*25. После длительной езды на машине долго
прихожу в себя.
*26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.
*27. Придаю значение манере одеваться,
свойственной другим.
*28. Люблю потягиваться, расправлять
конечности, разминаться.
*29. Слишком твердая или слишком мягкая
постель для меня мука.
*30. Мне нелегко найти удобную обувь.
*30. Мне нелегко найти удобную обувь.
*31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.
*32. Даже спустя годы могу узнать лица,
которые когда-либо видел.
*33. Люблю ходить под дождем, когда капли
стучат по зонтику.
*34. Люблю слушать, когда говорят.
*35. Люблю заниматься подвижным спортом
или выполнять какие-либо двигательные
упражнения, иногда и потанцевать.
*36. Когда близко тикает будильник, не могу
уснуть.
*37. У меня неплохая стереоаппаратура.
*38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт
ногой.
*39. На отдыхе не люблю осматривать
памятники архитектуры.
*40. Не выношу беспорядок.
*41. Не люблю синтетических тканей.
*42. Считаю, что атмосфера в помещении
зависит от освещения.
*43. Часто хожу на концерты.
*44. Пожатие руки много говорит мне о
данной личности.
*45. Охотно посещаю галереи и выставки.
*46. Серьезная дискуссия – это интересно.
*47. Через прикосновение можно сказать
значительно больше, чем словами.
*48. В шуме не могу сосредоточиться.
13. Ключ к тесту
*Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10,12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
* Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13,
15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
*Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9,
11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44,
47.
*Уровни перцептивной
модальности (ведущего типа
восприятия) :
• 13 и более – высокий;
• 8-12 – средний;
• 7 и менее – низкий.
15. Визуал.
Часто употребляются слова и фразы, которыесвязаны со зрением, с образами и
воображением. Например: “не видел этого”,
“это, конечно, проясняет все дело”, “заметил
прекрасную особенность”. Рисунки, образные
описания, фотографии значат для данного типа
больше, чем слова. Принадлежащие к этому
типу люди моментально схватывают то, что
можно увидеть: цвета, формы, линии,
гармонию и беспорядок.
16. Визуальный тип
Отличительные признакиХарактеристика
Способ получения
информации
Посредством зрения – благодаря
использованию наглядных пособий или
непосредственно наблюдая за тем, как
выполняются соответствующие действия
Восприятие окружающего
мира
Восприимчивы к видимой стороне
окружающего мира; испытывают жгучую
потребность в том, чтобы мир вокруг них
выглядел красиво; легко отвлекаются и
впадают в беспокойство при виде беспорядка
На что обращают
внимание при общении с
людьми
На лицо человека, его одежду и внешность
Речь
Описывают видимые детали обстановки –
цвет, форму, размер и внешний облик вещей
Движения глаз
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно
смотрят в потолок; когда слушают, испытывают
потребность смотреть в глаза говорящему и
хотят, чтобы те, кто их слушают, также
смотрели им в глаза
Память
Хорошо запоминают зримые детали обстановки,
а также тексты и учебные пособия,
представленные в печатном или графическом
виде
18. Кинестетик
Тут чаще в ходу другие слова и определения,например: “не могу этого понять”,
“атмосфера в квартире невыносимая”, “ее
слова глубоко меня тронули”, “подарок был
для меня чем-то похожим на теплый дождь”.
Чувства и впечатления людей этого типа
касаются, главным образом, того, что
относится к прикосновению, интуиции,
догадке. В разговоре их интересуют
внутренние переживания.
19. Кинестетический тип
Способ полученияинформации
Посредством активных движений скелетных мышц
– участвуя в подвижных играх и занятиях,
экспериментируя, исследуя окружающий мир, при
условии, что тело постоянно находится в
движении
Восприятие
окружающего мира
Привыкли к тому, что вокруг них кипит
деятельность; им необходим простор для
движения; их внимание всегда приковано к
движущимся объектам; зачастую их отвлекает и
раздражает, когда другие люди не могут усидеть
на месте, однако им самим необходимо постоянно
двигаться
На что обращают
внимание при
общении с людьми
На то, как другой себя ведет; что он делает и чем
занимается
Речь
Широко применяют слова, обозначающие движения
и действия; говорят в основном о делах, победах и
достижениях; как правило, немногословны и
быстро переходят к сути дела; часто используют в
разговоре свое тело, жесты, пантомимику
Движения глаз
Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их
глаза опущены вниз и в сторону; они практически
не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно
такое положение глаз позволяет им учиться и
одновременно действовать; но если поблизости от
них происходит суета, их взгляд неизменно
направляется в ту сторону
Память
Хорошо запоминают свои и чужие поступки,
движения и жесты
21. Аудиал
“Не понимаю что мне говоришь”, “этоизвестие для меня…”, “не выношу таких
громких мелодий” – вот характерные
высказывания для людей этого типа; огромное
значение для них имеет все, что акустично:
звуки, слова, музыка, шумовые эффекты.
22. Аудиальный тип
Способ полученияинформации
Посредством слуха – в процессе разговора,
чтения вслух, спора или обмена мнениями со
своими собеседниками
Восприятие
окружающего мира
Испытывают потребность в непрерывной
слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо,
начинают издавать различные звуки – мурлычут
себе под нос, свистят или сами с собой
разговаривают, но только не тогда, когда они
заняты учебой, потому что в эти минуты им
необходима тишина; в противном случае им
приходится отключаться от раздражающего
шума, который исходит от других людей
На что обращают
внимание при общении
с людьми
На имя и фамилию человека, звук его голоса,
манеру его речи и сказанные им слова
Речь
Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые
эффекты и шумы, которые можно услышать в
окружающей их обстановке, а также
пересказывают то, что говорят другие люди
Движения глаз
Когда о чем-нибудь размышляют, обычно
смотрят в потолок; когда слушают, испытывают
потребность смотреть в глаза говорящему и
хотят, чтобы те, кто их слушают, также
смотрели им в глаза
Память
Хорошо запоминают зримые детали обстановки,
а также тексты и учебные пособия,
представленные в печатном или графическом
виде
*Дигитал (он же дискрет) – своеобразный и
достаточно редко встречающийся типаж. Этот
тип ориентирован, прежде всего, на логику,
смысл и функциональность. В разговоре с
дискретом складывается впечатление, что он как
будто ничего не чувствует, но много знает, и еще
больше – стремится узнать, осмыслить, понять и
разложить по полочкам.
*Но это совсем не так! Люди с дигитальным
каналом восприятия как раз невероятно
чувствительны и ранимы.
*Среди представителей этого типа особенно
много шахматистов, программистов, а также
всевозможных исследователей и ученых. В их
лексиконе часто встречаются выражения: «где
тут логика?», ‘надо проанализировать
ситуацию’, ‘итак, методом исключения мы
выясняем…» Поскольку дискреты
воспринимают мир через логическое
осмысление, общаться с ними стоит именно с
помощью логических доводов, желательно еще
и подкрепленных статистическими данными.
26. Спасибо за внимание!
Восприятие информации человеком. Виды информации по способу восприятия
Каждый человек наделен пятью основными органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом. Но, в зависимости от особенностей восприятия и переработки информации, людей условно можно разделить на три основные категории: визуалы, аудиалы и кинестетики. И у каждого человека обязательно будет один доминирующий орган чувств. От того, как мы воспринимаем действительность, зависит очень многое.
Если попросить нескольких людей вспомнить, например, лес, то один сразу же представит себе зелёную крону деревьев; другой будет ассоциировать лес с пением птиц; а третий вспомнит свежий воздух и прикосновения травы, листьев, паутинок к коже.
Также и дети. Один ребёнок, чтобы понять должен всё записать, другому достаточно просто услышать информацию, а третий, если не потрогает, ничего не запомнит.
Школьное обучение для ребенка — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков.
Рассмотрим каждый из каналов восприятия информации.
Как же понять к какому типу относится ребёнок?
Предлагаю пройти очень полезный тест для детей «КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ»
Тест предназначен для дошкольников и младших школьников.
Читая вопросы, отмечайте черты, присущие вашему ребенку. Затем суммируйте и сравните полученные результаты.
1. ОБЩЕНИЕ
Если мой ребенок хочет что-нибудь сказать, то…
Визуал — говорит, используя самые простые обороты речи, неправильно произносит некоторые слова и звуки, пропускает наречия и предлоги.
Аудиал — использует те же обороты речи, что и взрослые, использует грамматически правильные предложения, рассказывает тщательным образом продуманные истории.
Кинестетик — речь тяжело понять, говорит короткими, грамматически неправильными предложениями, стремится изобразить события, вместо того, чтобы рассказать о них.
2. ЛЮБИМЫЕ ИГРУШКИ И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Во время игры мой ребенок…
Визуал — отдает предпочтения головоломкам и настольным играм, наслаждается компьютерными играми или играми с калькулятором, узнает о новых вещах, наблюдая.
Аудиал — любит слушать аудиозаписи, любит книги и игру фантазии. учится новому, читая инструкции.
Кинестетик — любит играть на свежем воздухе, наслаждается пребыванием в бассейне, на катке или горке, почти каждой игрушке находит полноценное применение.
3. СЛОЖНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок начинает что-то делать руками, то…
Визуал — пишет старательно, его художественные изделия очень аккуратны и красивы, легко вырезает, раскрашивает, склеивает.
Аудиал — пишет достаточно неплохо; во время работы он разговаривает сам с собой.
Кинестетик — пишет тяжело, многие буквы и цифры у него получаются некрасивыми, его работы неопрятны.
4. ПРОСТЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок начинает двигаться…
Визуал — настольные игры он считает лучшими, чем игры на свежем воздухе, любит игры с четко установленными правилами.
Аудиал — больше разговаривает, чем играет; отдает предпочтение играм, требующим вербального общения; во время какой бы то ни было деятельности разговаривает сам с собой.
Кинестетик — игры на свежем воздухе считает лучше настольных игр, имеет хорошую координацию, не ходит спокойно, а носится.
5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок находится в окружении других детей, то…
Визуал — даже в толпе остается одиноким; прежде чем принять участие в игре, следит за тем, как играют другие; долго привыкает к новым людям.
Аудиал — буквально расцветает в кругу друзей; может мешать во время занятий, поскольку очень много разговаривает; часто отвечает за других и ведет себя несколько пренебрежительно.
Кинестетик — коллективистский, но не очень разговорчивый; может причинять беспокойство, поскольку во время занятий в классе мешает своим соседям, любит пошалить.
6. ЭМОЦИИ
Когда ребенка что-то тревожит, то он…
Визуал — не очень эмоционален, начинает нервничать, чувствуя обеспокоенность других.
Аудиал — свободно рассказывает о своих ощущениях, может пойти на конфронтацию с другими по поводу своих ощущений.
Кинестетик — эмоционально зависим и легко обижается; когда его призывают к порядку, реагирует гневно, не стесняясь и не раскаиваясь.
7. ПАМЯТЬ
Когда мой ребенок занимается, он…
Визуал — может воспроизводить буквы и цифры по памяти; помнит о том, что ему показывали.
Аудиал — лучше всего учится, заучивая наизусть; знает звуки, соответствующие буквам алфавита.
Кинестетик — плохо запоминает, легко отвлекается.
8. ШКОЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Когда мой ребенок находится в классной комнате, он…
Визуал — следит за опрятностью своей одежды и за чистотой своего рабочего места; в свободное время отдает предпочтение конструкторам, головоломкам, разным видам искусства и ремесел; медленно привыкает к новой ситуации.
Аудиал — его внешний вид не очень неряшлив, но и не очень опрятен; ему приходится напоминать о том, чтобы он убрал свое рабочее место; он внимательный и послушный.
Кинестетик — абсолютно не заботится о своем внешнем виде и нередко бывает весьма неопрятен; работает в окружении полнейшего беспорядка; способен переворошить свое рабочее место за несколько минут; проявляет большую активность во время игр; вынужденный сидеть на одном месте, буквально корчится и извивается.
Одно из определений – аудиал (слуховое восприятие), визуал (зрительное восприятие) или кинестетик (тактильное восприятие) – набрало скорее всего большее количество отметок. Этот канал восприятия информации и означает тот способ познания, который наиболее характерен для вашего ребенка.
Особенности дигитала
Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:
- руководство логикой и обдумывание действий;
- четкое планирование деятельности;
- минимальное проявление чувств при общении;
- слабые эмоции;
- стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
- высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.
Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.
Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.
Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.
Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.
Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.
Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам. Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов. Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.
Предлагаем ознакомиться К чему снится измена девушки? Толкование сна по сонникам
Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.
Ребенок-визуал
Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»… Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации. У маленьких визуалов бурная и живая фантазия.
Малыши с визуальным восприятием не любят объятия и поцелуи, но зато охотно поговорят с вами на взрослые темы. Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.
Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели — все это способствует лучшему усвоению материала.
Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.
Представление информации
По этому параметру информацию можно разделить на следующие виды:
- Текстовая. Она представляется в виде всевозможных символов, которые, сочетаясь друг с другом, позволяют получить слова, фразы, предложения на каком-либо языке.
- Числовая. Это сведения, представленные числами и знаками, которые выражают определенное математическое действие.
- Звуковая. Это непосредственно устная речь, благодаря которой сведения от одного человека передаются другому, и различные аудиозаписи.
- Графическая. К ней относят схемы, графики, рисунки и прочие изображения.
Восприятие и представление информации неразрывно связаны между собой. Каждый человек старается выбирать именно тот вариант подачи данных, который обеспечит наилучшее их понимание.
Ребенок-аудиал
Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.
В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».
Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио. Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.
В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.
Каналы восприятия
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:
- Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
- Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
- Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
- Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.
Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.
Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.
Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:
- доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
- влияние ведущего канала восприятия на характер;
- соотношение вида восприятия с типом личности человека;
- набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.
Визуальный (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино.Аудиальный (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра, или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.Кинестетический (К) (От “кинес” – “движение”, по-гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относятся Запах и Вкус.
То, что мы чувствуем в теле удобно поделить на 3 части:Тактильные ощущения – ощущения кожи, осязание;Внутренние – мышечные, ощущения в желудке, тепло;метаощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении, эмоции: радости, любви, счастье, горе и пр.метаощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
Если мы объединим все вместе, то получится:Зрение (визуальная система).Слух (аудиальная система)Вкус.Запах.Кожная чувствительность (тактильные ощущения).Внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло.метаощущения – оценочные ощущения.
Эксперимент Саноки и Салмена
Исследования показали, что группа похожих цветов считается гармоничной и приятной, а контрастные цвета ассоциируются с хаосом.
В 2011 году Томас Саноки и Ноа Салмен провели эксперимент, измерив влияние цвета на визуальную кратковременную память.
Было проведено четыре серии испытаний с использованием как гармоничной, так и дисгармоничной цветовой палитры. В каждом испытании наблюдателям были представлены два набора цветовых рисунков, и им было предложено сравнить их.
Участникам предложили оценить, были ли показанные схемы «одинаковыми» или «различными». Наблюдатели также должны были оценить, была ли модель гармоничной.
Основываясь на результатах исследования, Саноки и Салмен смогли показать:
- Люди лучше запоминают цветовые узоры, когда цветовая палитра гармонична.
- Люди запоминают узоры с меньшим количеством цветов (двухцветные палитры), чем узоры с большим количеством цветов (четырехцветные палитры).
- Контраст окружающих цветов влияет на то, насколько хорошо мы помним цветовой узор. Другими словами, цветовые различия между контентом и фоном могут улучшить нашу способность сосредоточить наше внимание на самом контенте.
Круговые диаграммы vs гистограммы
Иллс [7] был одним из первых, кто опубликовал статью на эту тему в 1926 году. Тогда считалось, что круговые диаграммы воспринимаются неадекватно. Например, ему говорили, что человеческий глаз не может хорошо оценить размеры дуг, углов и хорд.
Иллс дал студентам два листа с круговыми диаграммами и гистограммами и попросил оценить отношение сегментов к целому.
Лист с правильно заполненными пропорциями
Он обнаружил, что люди так же быстро и точно оценивают пропорции круговых диаграмм, как и гистограмм. Более того, когда число компонентов растёт, эффективность гистограмм падает, а круговых диаграмм — увеличивается.
Три способа, которыми участники оценивали круговую диаграмму: сравнивали размеры дуг, смотрели на области внутри круга или прикидывали значение угла. Только одна женщина сказала, что опиралась на хорды. Она определила пропорции точнее всех
50% использовали для оценки внешнюю дугу, 25% смотрели на площадь внутри круга и 25% — на внутреннюю дугу или угол. 71 человек сказал, что удобнее было работать с круговыми диаграммами, и только 25 человек предпочли гистограммы.
Иллс сделал два вывода:
- Пропорции внутри круговой диаграммы легче оценить;
- Мужчины лучше оценивают пропорции, чем женщины.
В следующем году Крокстон [8] провёл своё исследование, в ходе которого не обнаружил явного преимущества круговых диаграмм перед гистограммами, но в некоторых случаях они действительно были эффективнее.
Шесть десятилетий спустя учёные провели ещё три эксперимента, в которых доказали, что круговые диаграммы всё же точнее передают информацию.
Симкин и Хасти [9] просили людей оценить пропорции участков диаграммы (сколько часть составляет от целого) и сравнить участки между собой.
Они обнаружили, что сравнить между собой участки простых гистограмм легче, чем стековых (гистограмм с накоплением) или круговых диаграмм. Оценить пропорции оказалось одинаково легко на круговых диаграммах и стековых гистограммах, сложнее — на простых гистограммах.
Схема выводов Симкина и Хаски. Пропорции легче всего оценить на круговых диаграммах, сравнить сегменты между собой легче всего на простых гистограммах
Спенс и Левандовски [10] обнаружили, что сравнение сегментов между собой отнимает больше времени и его делают менее точно. В этом плане хуже всего себя показали круговые диаграммы, за исключением случаев, когда нужно было сравнить сразу несколько сегментов. Таблицы признали худшим способом визуализации данных за исключением случаев, когда важно показать точные значения.
Холландс и Спенс [11] обнаружили, что чем больше в гистограммах компонентов, тем сложнее человеку оценить их пропорции. Чтобы обработать каждый новый компонент в гистограмме, читателю требуются дополнительные 1,7 секунды для обработки.
Феномен бинокулярного противоречия
Бинокулярное противоречие происходит, когда наши глаза видят два разных изображения в одном и том же месте. Одно изображение доминирует, а другое подавляется. Степень преобладания изображений периодически меняется, поэтому вместо того, чтобы видеть одну и ту же комбинацию обоих визуалов, мы видим чередование изображений с течением времени, поскольку два визуальных элемента конкурируют за доминирование.
В 1998 году Фрэнк Тонг, Кен Накаяма, Дж. Томас Воган и Нэнси Канвишер наблюдали это явление.
В эксперименте четырем участникам было продемонстрировано через очки с красно-зелёным фильтром изображение лица и дома. Каждый глаз мог видеть одно изображение за один раз. Визуально-избирательные ответы наблюдателей контролировали с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ).
Согласно их эксперименту,
- ФМРТ для всех наблюдателей указывает на сильное бинокулярное противоречие при представлении разнородных изображений.
- Бинокулярное противоречие происходит на этапе визуальной обработки. Другими словами, в течение короткого периода времени, когда наши глаза останавливаются на двух разных изображениях, которые находятся близко друг к другу, мы не сможем определить, что мы на самом деле видим.
Дискреты
Способы восприятия информации напрямую связаны с органами чувств человека. Основная масса людей получает знания при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Однако типы восприятия информации включают в себя и тот, который связан в первую очередь с мышлением. Людей, воспринимающих окружающий мир подобным образом, называют дискретами.
Их довольно мало, причем встречаются они только среди взрослых, так как у детей логика развита недостаточно. В молодом возрасте основные способы восприятия информации дискретами – визуальный и аудиальный. И лишь с возрастом они начинают активно размышлять об увиденном и услышанном, открывая при этом для себя новые знания.
Типы и особенности восприятия у детей – Развитие ребенка
Наш мозг интерпретирует окружающую реальность и получает из нее полезную информацию. У каждого из нас есть оптимальный способ восприятия информации. Если мы поймем, как воспринимает информацию наш ребенок, это поможет нам развить его способности к обучению. Как показывают результаты исследований, 20-30% людей запоминают информацию с помощью слуха, 40% — с помощью зрения, а остальные лучше всего запоминают, когда записывают услышанное или применяют полученные знания на практике.
Типы восприятия
Существует три типа восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический (тактильный). Организованные дети, которые любят читать и замечают детали, принадлежат к визуальному типу. Дети, у которых хорошо развиты навыки речи, есть склонность к изучению иностранных языков и музыкальные таланты, принадлежат к аудиальному типу. Дети, которые любят разыгрывать сценки и работать физически, используют язык тела, объясняя что-то, и любят писать, принадлежат к кинестетическому типу. Наблюдая за ребенком, можно определить его тип восприятия – это поможет родителям и учителям максимально задействовать различные участки мозга ребенка в процессе его обучения.
Дети с визуальным восприятием
Дети с визуальным типом восприятия любят видеть общую картину происходящего. Им необходимо, чтобы информация была подана привлекательно. У них хорошо развиты навыки визуализации. С такими детьми следует заниматься веселыми занятиями, которые задействуют их навыки речи и чтения. Связывайте эти занятия с учебой ребенка: развивайте его словарный запас и произношение слов, чтобы повысить успеваемость в школе.
- Составьте ребенку список существительных, глаголов, прилагательных и местоимений, которые вы будете использовать в занятиях. Если в школе ребенку задают задание выучить какие-либо слова – добавьте их в список. Позвольте ребенку выбрать цвета для каждой группы слов. Напишите слова на разноцветных карточках.
- Предложите ребенку отсортировать карточки по цветам.
- Предложите ребенку составить из слов предложения или связный текст. Это научит ребенка-визуала видеть общую картину и конечную цель занятия.
- Когда ребенок научится составлять предложения из слов, предложите ему составить историю, используя все слова.
- Задействуйте в процессе обучения кинестетическое и слуховое восприятие: предложите ему прочитать историю вслух и разыграть по ней сценку.
Дети с аудиальным восприятием
Дети-аудиалы лучше воспринимают информацию, когда им детально объясняют что-либо. Согласно исследованиям, аудиалы часто говорят сами с собой, любят объяснять что-то другим и с трудом могут сохранять молчание длительное время.
Используйте в обучении детей-аудиалов их стремление разговаривать. Предлагайте им занятия, в которых задействованы навыки речи и слушания.
- Поговорите с ребенком о его любимом блюде. Позвольте ему рассказать все причины, по которым ему нравится то или иное блюдо. Расспросите, какое оно на вкус, как ребенок ощущает его.
- Помогите ребенку найти в Интернете или в поваренной книге рецепт этого блюда. Сделайте копию рецепта для вашего занятия.
- Предложите ребенку прочесть вслух рецепт, чтобы развить его аудиальное восприятие.
- Когда ребенок читает рецепт, предложите ему обвести слова из текста, которые ему понравились, цветным маркером.
- Предложите ребенку отмерить необходимое количество ингредиентов, чтобы приготовить блюдо. Описывайте вслух весь процесс.
- Прежде чем попробовать приготовленное блюдо, дайте ребенку ручку и бумагу и предложите ему описать свой опыт в кулинарии. Таким образом, его слуховое восприятие будет сочетаться с кинестетическим. Если ребенок проиллюстрирует свой текст, будет задействован и визуальный канал восприятия.
- Предложите ребенку угостить приготовленным блюдом всех членов семьи. Вместе с этим он должен рассказать, как было приготовлено блюдо и понравилось ли ему готовить.
Дети с кинестетическим восприятием
Дети-кинестеты не могут усидеть на месте и постоянно играют в подвижные игры. Детей с кинестетическим восприятием считают трудными учениками, потому что они слишком активны. Но на самом деле для успешного обучения необходимо включить в этот процесс движение.
Используйте игры в обучении ребенка-кинестета. Сочетайте игровой процесс с учебными модулями (в их качестве могут быть новые слова или исторические даты). Во время игры ребенок лучше запомнит материал, а также получит удовольствие от самой игры.
- Выберите названия, которые ребенок должен выучить, и предложите ему записать их на карточки. Особенно хорошо таким способом учить новые слова.
- Когда ребенок запишет слова, предложите ему прочесть их вслух и написать их пальцем в воздухе или на поверхности стола – так мозг лучше запоминает информацию. На обратной стороне карточек напишите задания: «покажи», «нарисуй» или «объясни».
- После этого дайте ребенку немного передохнуть, чтобы он лучше смог сконцентрироваться на игре.
- Приготовьте все необходимое для игры: блокноты, карандаши, маркеры и т. д.
- Пригласите к игре друзей ребенка или членов семьи. Перемешайте карточки и предложите ребенку вытянуть одну из них. Он должен показать, нарисовать или объяснить слово, написанное на карточке, не называя его. Остальные должны догадаться, какое слово написано на карточке.
- Позвольте игрокам меняться, пока все слова не будут отгаданы. Если ребенок не может усидеть на месте, пока играет кто-то другой, найдите ему в комнате место, где он сможет подвигаться, не мешая остальным.
Понимание особенностей восприятия ребенка дает вам дополнительные возможности найти для него оптимальный способ обучения, при этом не подвергая его фрустрации. Используйте занятия, которые лучше всего подходят вашему ребенку. Так вы поможете ему лучше учиться и укрепите связь с ним.
Ссылки по теме:
Типы восприятия.
Нужна помощь в написании работы?
1. Каутивный (от лат. cautus — осторожный) тип восприятия, выражающийся в усилении неспецифического восприятия, которое переживается как постоянное чувство тревоги (специфическое восприятие ослабляется, в результате чего происходит сужение пространственного поля восприятия и ослабляется контакт с внешним миром). Данное свойство, по-видимому, лежит в основе описания таких типов, как интровертированный (эмоциональная холодность, отсутствие сострадания, направленность на мир своих переживаний), шизоидный(отгороженный, замкнутый, имеет трудности в установлении контактов), психастеничный (тревожные, неуверенные в себе, склонные к постоянным раздумьям и сомнениям), дистимный (чрезвычайно серьёзный, ответственный, сосредоточенный на мрачных и печальных сторонах жизни, имеет склонность к депрессии недостаточно активен).
2. Агентивный ( от лат. agens — активный) тип восприятия, характеризуется усилением работы зон анализаторов, неспецифическое восприятие ослабляется. В результате тревожность значительно ослабляется, а связь с внешним миром, с окружающей ситуацией становится очень интенсивной, что обеспечивает автоматическую, спонтанную реакцию на большинство внешних стимулов. Описанное свойство, вероятно, в той или иной степени представлено в качестве характеристики экстравертированного (направленность личности на мир внешних объектов) типа.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость Поделись с друзьямивидов восприятия. — СТУДИМАТ
В этой статье мы обсудим Что такое восприятие? Обсудите типы и ошибки восприятия.
Что такое восприятие ?Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации сенсорной информации.
Типы восприятия.Мы обсудим три типа восприятия – 1. Восприятие глубины и расстояния, 2. Восприятие движения, и 3.Восприятие размера .
1. Восприятие глубины и расстояния .Восприятие глубины относится к зрительной способности воспринимать мир в трех измерениях и, соответственно, позволяет нам судить о расстоянии до объекта. Где процесс, с помощью которого мы определяем расстояние до объекта, называется , известным как Восприятие расстояния . Наш мозг использует как монокулярные сигналы , так и бинокулярные сигналы , чтобы оценивать глубину и расстояние.
1.1 монокулярный кий :Монокулярные сигналы — это информация или сигналы, которые наш мозг получает только от одного глаза. Эти сигналы слабее, чем бинокулярные сигналы. Ниже приведены некоторые из распространенных монокулярных сигналов:
1.1.1 Относительный размер
Сигнал относительного размера дает нам информацию о расстоянии объекта на основе его относительного размера с подобным объектом. Этот сигнал работает как с двухмерными, так и с трехмерными изображениями. Основная посылка состоит в том, что если два объекта примерно одинакового размера, то более близкий объект воспринимается как больший.
1.1.2 Градиент текстуры
Текстура Градиентный сигнал основан на нашем восприятии изменения градиента или степени текстуры. Текстура предметов, находящихся ближе к нашим глазам, шероховатая или отчетливая, но по мере удаления от нее текстура объекта становится менее отчетливой или гладкой, что означает восприятие большего расстояния. Например, если мы смотрим на нашу стену комнаты с 30 футов, она кажется более гладкой, но если мы смотрим на ту же стену с одного фута, мы можем заметить детали на стене.Это изменение текстуры коррелирует с расстоянием.
1.1.3 Arial Perspective или Haze
Объекты воспринимаются на расстоянии, если в окружающей среде присутствует дымка. Дымка является результатом атмосферных частиц пыли, водяных паров или тумана. Иногда восприятие расстояния на основе дымки может вводить в заблуждение. Одна и та же гора может восприниматься как близкая или далекая в зависимости от наличия дымки.
1.1.4 Линейная перспектива
Линейная перспектива , основанная на схождении прямых линий в точке на горизонте. Подходящим примером этого сигнала может быть восприятие сходимости железнодорожных путей на расстоянии. Этот сигнал сообщает, что закрытие линий; тем больше будет расстояние.
1.1.5 Интерпозиция/окклюзия
Когда два объекта перекрываются, они будут восприниматься как находящиеся дальше, чем перекрывающийся объект.
1.1.6 Размещение
Несмотря на то, что сигнал аккомодации проявляется обоими глазами, он по-прежнему считается монокулярным сигналом. Это известно как аккомодация, потому что размер наших линз приспосабливается к расстоянию. Наши линзы становятся толще, когда объект находится ближе к глазам, и тоньше, когда объект находится на расстоянии.
Бинокулярные метки 1.2:
Бинокулярные сигналы — это информация, которую наш мозг получает от обоих глаз. Эти сигналы более мощные, чем монокулярные сигналы. Процесс получения бинокулярных сигналов для оценки глубины известен как стереопсис.Ниже приведены два типа бинокулярных киев:
1.2.1 Несоответствие сетчатки
У нас, людей, есть два глаза, расстояние между которыми в среднем составляет 6,3 см. Поэтому ретинальные изображения одного и того же объекта незначительно отличаются друг от друга. Чем ближе объект к глазам; тем больше будет разница в его ретинальном изображении. Наш мозг анализирует степень большой разницы между этими двумя отдельными изображениями на сетчатке и создает единое изображение объекта для оценки информации о высоте, глубине и ширине.
1.2.2 Конвергенция
Угол конвергенции — это когда наши глаза образуют угол при фокусировке на объекте. Этот угол для близких и удаленных объектов различен. Наши глаза делают меньший угол конвергенции, когда объект находится на расстоянии. Но наши глазные яблоки вращаются внутрь и образуют большой угол конвергенции, когда объект находится ближе к нашим глазам. Это изменение конвергенции дает наблюдателю намек на глубину и расстояние.
2. Восприятие движения .Восприятие движения — это наша способность оценивать скорость и направление движущегося объекта. Психологи пытались ответить на вопросы о восприятии движения, используя следующие четыре фактора:
2.1 Движение сетчатки:
Когда объект движется, его изображение на сетчатке также перемещается. Это движение изображения на сетчатке обнаруживается специальными зрительными нейронами, чувствительными к изменению движения и направления. Так мы воспринимаем движение.
2.2 последействия движения (MAE):
Если мы некоторое время (от нескольких секунд до минут) фиксируем взгляд на движущемся объекте, а затем переводим взгляд на неподвижный объект. Тогда неподвижный объект будет восприниматься как движущийся в направлении, противоположном первоначально движущемуся объекту. Это явление называется МАЭ и возникает из-за адаптации к движению.
2.3 Индуцированное движение:
Когда меньшее неподвижное тело ограничено большим движущимся телом, то меньшее тело воспринимается движущимся в направлении, противоположном большему телу.Мы воспринимаем Луну как движущуюся из-за этого явления, когда она ограничена медленно движущимися облаками.
2.4 Видимое движение/стробоскопическое движение:
Впервые дано теоретиком гештальта Вертгеймером. Когда неподвижные стимулы предъявляются последовательно, в этом явлении они воспринимаются как движение. Это явление используется для объяснения восприятия движения в видеороликах.
3. Восприятие размера .Наша способность правильно оценивать размер стимулов даже при изменении расстояния была объяснена с помощью трех гипотез: Гипотеза неизменности размера и расстояния, Гипотеза знакомого размера, и Гипотеза прямого восприятия.
3.1 Гипотеза неизменности размера и расстояния (SDIH):
Основное основание этой гипотезы состоит в том, что воспринимаемый размер стимула пропорционален воспринимаемому расстоянию (Килпатрик и Иттельсон). Далее в нем говорится, что если доступна информация о расстоянии, то размер стимула интерпретируется на основе изображения на сетчатке. Но если информация о расстоянии недоступна, то о размере стимула судят только по углу зрения.Математическое выражение этой зависимости выглядит следующим образом:
S’/D’=f(знак тета)
Где
S’= воспринимаемый размер
D’= воспринимаемое расстояние
Theta= угол зрения
Здесь, прежде чем продолжить, подробнее , важно сначала объяснить термин «угол зрения». Наши глаза сделали угол после того, как посмотрели на объект.
3.2 Теория знакомых размеров/Подсказка:
Знакомые признаки размера используются для оценки не только размера, но также глубины и расстояния до стимулов.Мы знаем, что угол зрения для стимула уменьшается с уменьшением расстояния. Наш мозг использует углы зрения вместе с нашей предыдущей информацией о размере целевого стимула и определяет его фактический размер, глубину и расстояние. Согласно этой теории, знакомый размер влияет на наше восприятие размера, которое, в свою очередь, влияет на наше восприятие расстояния (Иттельсон). Однако позже два психолога (Гогель и Да Силва) предположили, что теория привычного размера верна во всех условиях. Когда условия просмотра импровизированы, мы используем эгоцентрическое эталонное расстояние, чтобы определить размер знакомого объекта.
3.3 Теория прямого восприятия:
Гибсон предложил теорию прямого восприятия. Его идеи о восприятии размеров, резюмированные Эпштейном следующим образом:
« (i) перцептивное представление размера не коррелирует с размером объекта на сетчатке,
(ii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние являются независимыми функциями информация при стимуляции и
(iii) воспринимаемый размер и воспринимаемое расстояние не связаны между собой причинно-следственной связью, равно как и восприятие размера не опосредовано операциями, объединяющими информацию о размере сетчатки и воспринимаемом расстоянии.Корреляция между воспринимаемым размером и воспринимаемым расстоянием объясняется корреляцией между конкретными переменными стимуляции, которая управляет этими предписаниями в конкретных ситуациях».
Подписывайтесь на нас:
Если вам понравилась эта статья, вы можете подписаться на нас на Facebook.
Кроме того, вы можете присоединиться к нашей официальной группе Facebook для проведения QnA-сессий и дискуссий с мировым сообществом IGNOU.
Какие существуют четыре типа восприятия? – М.В.Организинг
Какие существуют четыре типа восприятия?
Обширная тема восприятия может быть подразделена на зрительное восприятие, слуховое восприятие, обонятельное восприятие, тактильное (осязательное) восприятие и вкусовое (вкусовое) восприятие.
Что означает гештальт?
Слово «гештальт» используется в современном немецком языке для обозначения того, как что-то было «помещено» или «собрано». Точного эквивалента в английском языке нет. «Форма» и «форма» — обычные переводы; в психологии это слово часто интерпретируется как «паттерн» или «конфигурация».
Что такое гештальт-закон?
Гештальт-принципы или законы — это правила, описывающие, как человеческий глаз воспринимает визуальные элементы. Эти принципы призваны показать, как сложные сцены можно свести к более простым формам.Сходство может быть достигнуто с использованием основных элементов, таких как формы, цвета и размер.
Каковы 5 принципов гештальта?
Эти принципы организованы в пять категорий: близость, сходство, непрерывность, замкнутость и связанность.
Каковы 7 принципов гештальта?
Существует семь принципов гештальт-веб-дизайна:
- Принцип близости.
- Принцип закрытия.
- Принцип подобия.
- Принцип непрерывности.
- Принципы восприятия.
- Принцип организации.
- Принцип симметрии.
Что является примером гештальта?
Гештальт-психологи считали, что люди склонны воспринимать объекты как завершенные, а не сосредотачиваться на пробелах, которые могут содержаться в объекте. Например, у круга хороший гештальт с точки зрения полноты. Однако мы также будем воспринимать неполный круг как полный круг.
Какой гештальт-принцип Coca Cola?
принцип продолжения
Каковы некоторые приложения гештальта в реальной жизни?
Восприятие объектов, похожих на часть группы или шаблона.Вы можете увидеть сходство в «Звездной ночи» Ван Гога. Мы можем отличить звезды на ночном небе благодаря двум контрастным признакам: Круглые сферы, которые мы воспринимаем как звезды, имеют один и тот же цвет — желтый.
Какой гештальт-принцип самый сильный?
Равномерная связность
Каковы 4 гештальт-принципа?
Каковы гештальт-принципы дизайна? Классические принципы гештальт-теории визуального восприятия включают сходство, продолжение, завершение, близость, фигуру/фон, а также симметрию и порядок (также известный как прегнанц).Другие, такие как «общая судьба», были добавлены в последние годы.
Какие существуют гештальт-техники?
В этих четырех областях терапевт, практикующий гештальт-терапию, скорее всего, будет использовать следующие техники:
- Теория парадоксальных изменений.
- Сосредоточьтесь на «здесь» и «сейчас».
- Техника пустого стула.
- Техника преувеличения.
Являются ли принципы гештальта нисходящими?
Гештальт-принципы связаны с обработкой сверху вниз.Они утверждают, что мы полагаемся на наши концепции, теории, опыт и предшествующие знания, чтобы понять смысл стимула (подумайте о том, когда мы мысленно заполняем пробелы в частичной форме, чтобы она имела для нас смысл).
Что такое гештальт-эффект?
Гештальт-эффект — это способность мозга генерировать целые формы из групп линий, форм, кривых и точек. Теория не нова. Гештальт восходит к 1890-м годам и на протяжении многих лет ассоциировался с великими именами в философии и психологии.
Что является примером обработки сверху вниз?
Обработка сверху вниз относится к использованию контекстной информации при распознавании образов. Например, понимание сложного почерка легче при чтении полных предложений, чем при чтении отдельных и отдельных слов. Это связано с тем, что значение окружающих слов обеспечивает контекст, помогающий пониманию.
Какие гештальт-принципы обычно используются для объяснения организации восприятия?
Гештальт-принципы, такие как отношение фигуры к фону, группировка по близости или сходству, закон хорошего продолжения и замыкание, используются для объяснения того, как мы организуем сенсорную информацию.Наши представления не безошибочны, и на них могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы.
Какое определение земли согласно гештальту?
Одним из принципов Гештальта является отношение фигуры к фону. В соответствии с этим принципом мы склонны делить наш визуальный мир на фигуру и фон. Фигура — это объект или человек, который находится в фокусе поля зрения, а фон — это фон.
Как мы видим мир в трех измерениях?
Восприятие глубины — это визуальная способность воспринимать мир в трех измерениях в сочетании со способностью определять, насколько далеко находится объект.Восприятие глубины, размера и расстояния определяется как монокулярными (один глаз), так и бинокулярными (два глаза) сигналами. Монокулярное зрение плохо определяет глубину.
Каковы принципы перцептивной организации?
Гештальт-психологи обнаружили набор свойств, важных для перцептивной организации образов в нашем реальном мире. Это симметрия, подобие, близость, замкнутость, гладкость или непрерывность и общая область.
Каковы пять стадий восприятия?
Существует пять состояний восприятия: стимуляция, организация, интерпретация, память и припоминание.
Что такое восприятие и пример?
Восприятие включает в себя пять чувств; осязание, зрение, звук, обоняние и вкус. Он также включает в себя то, что известно как проприоцепция, набор чувств, связанных со способностью обнаруживать изменения в положениях и движениях тела.
Каково значение перцептивной организации?
Подводя итог, можно сказать, что организация восприятия — это процесс группировки визуальных элементов вместе, чтобы можно было легче определить их значение. Это помогает нам осмыслить то, что мы видим.
Что такое закон восприятия?
В нем говорится, что пользователи воспринимают объекты в окружающей среде таким образом, чтобы объект выглядел максимально простым: они видят экран в целом, а не набор компонентов.
Что из следующего является более сложной формой перцептивной организации?
контекст
Как устроено восприятие?
Мы разрабатываем схемы восприятия, чтобы систематизировать впечатления о людях на основе их внешности, социальных ролей, взаимодействия или других черт; эти схемы затем влияют на то, как мы воспринимаем другие вещи в мире.Эти схемы являются эвристиками, или упрощениями, которые экономят время и силы на вычислениях.
Что такое барьер восприятия в общении?
Барьеры восприятия — это ментальные блоки, которые мы создаем из-за нашего восприятия определенных людей, ситуаций или событий вокруг нас. Если восприятие отправителей и получателей не совпадает, это может стать серьезным источником препятствий в процессе коммуникации. Откроется в новом окне.
Как восприятие влияет на вас в повседневной жизни?
Связать восприятие с нашей повседневной жизнью может быть проще, чем можно подумать, то, как мы видим мир и все, что нас окружает, напрямую влияет на наши мысли, действия и поведение.Это помогает нам связывать вещи друг с другом и быть в состоянии распознавать ситуации, объекты и закономерности.
Как внимание влияет на восприятие?
Понимание внимания Наша система внимания не только позволяет нам сосредоточиться на чем-то конкретном в окружающей среде, отбрасывая ненужные детали, но и влияет на наше восприятие окружающих нас раздражителей.
Как вы справляетесь с искажением восприятия?
стратегии улучшения навыков восприятия: 7 стратегий
- Точное знание себя: Один из действенных способов свести к минимуму искажения восприятия — это познать себя.
- Делайте акцент на других:
- Позитивный настрой:
- Отложить формирование впечатления:
- Открытое общение:
- Сравнение своего восприятия с восприятием других:
- Внедрение программ управления многообразием:
Внимание и производительность XVI | INUI Toshio, Джеймс Л. МакКолландия | Книга | 1996-04-24 | |||||
Бинокулярное соперничество | Дэвид Alais, randolph blake | Книга | 2004-11-01 | 2004-11-01 | -01 | |||
Jan Lauwereyns | книга | 2012-09-28 | … [JOCN 20:9] | Р. Ферруччи, С. Марселья, М. Вергари, Ф. Коджаманян, С. Мракич-Споста, Ф. Мамели, С. Заго, С. Барбьери, А. Приори | Статья | 2008-09-03334 2008-09-01 | 9034-01 9034-01||
Когнитивные нейрология, 4-е издание | Michael S. Gazzaniga | Справочная работа | 2009 | |||||
Вычислительная молекулярная биология | Pavel A. Pevzner | Книга | 2000 08-21 | |||||
Computational Vision | Ханспетер А.Маллот | Книга | 2000-10-16 | |||||
Цена игнорирования корреляций высокого порядка в популяциях модельных нейронов [NECO 18:3] | Мельчи М. Мишель, Роберт А. Джейкобс | 3 | 3 | 3 | ||||
3D-форма | Zygmunt Pizlo | Книги | 2008-04-24 | 98-04-24 | ||||
9034 9034 9034 Bela Julesz | Книга | 19942-17 | ||||||
Динамический системный подход к развитию познания и действия, A | Линда Б.Smith, Esther Thelen | книга | 199335 | 1996-01-31 | 5||||
Факт и ценность | Алекс Бинн, Роберт С. Сталнакер, Ralph Wedgwood | Книга | 2001-04-16 | |||||
Основы когнитивных Психология | Daniel J. Levitin | Книга | 2002-09-09 | 2002-09-09 | ||||
Основы когнитивных наук, | Michael I. Posner | Книга | 1993-08-23 | |||||
от животных Animats 2 | Жан-Аркадий Мейер, Герберт Л.Roitblat, Stewart W. Wilson | Книга | 1993-04-13 | 1993-04-13 | ||||
Ashwin Ram, David Leake | Книга | 1995-08-30 | ||||||
Справочник по теории мозга И нейронные сети, второе издание | Michael A. Arbib | Reference | Справочная работа | 2002 | ||||
Справочник по многосвязным процессам | GEMMA A. Calvert, Чарльз Спенс, Барри Э. Стейн | Справочная работа | 2004 | |||||
Высокоуровневая обработка движения | Такео Ватанабе | Книга | 1998-10-20 | |||||
Взаимодействие между прозрачностью и структурой из движения [NECO 4:3, Керрихтин 4:4] 903.Bülthoff, Bennett L. Schwartz, Kenneth J. Kurtz | Статья | 1992-07-01 | ||||||
Зрительные представления промежуточного уровня и построение поверхностного восприятия… [JOCN 7:2] | Paul Sajda, ЛЕИФ H. FINKEL | Статья | 1995-04-01 | 9034-04-01 9033 9|||||
Гико Hecht, Роберт Шварц, Маргарет Атертон | Книга | 2003-06-01 | 2003-06-01 | |||||
Модель для восприятия и стохастическое бистабильное поведение и роль o… [NUCO 18:12] | ANSGAR R. KOENE | Статья | 52006-12-01 | 2006-12-01 | 2006-12-01 | 02-05|||
Нейропептиды | Fleur L Strand | Книга | 1999-01-11 | 1999-01-11 | ||||
Одиссея в обучении и восприятии, | Eleanor J. Gibson | Книга | 1994-02-03 | |||||
О происхождении объектов | Брайан Кантуэлл Смит | Книга | 09.01.1998 | |||||
Восприятие за пределами умозаключения | , Лиана Альберт Джаззи.Ван Тондер, Dhanraj Vishwanath | книга | 2011-04-04 | 2011-04-04 | ||||
9034 | ||||||||
Manfred Fahle, Tomaso A. Poggio | Книга | 2002-04-30 | ||||||
Отличения сознания | Eric Schwitzgebel | Книга | 2011-03-18 | 2011-03-18 | 2011-03-18 | мозгаРаджеш П.Н. Рао, Бруно А. Ольсхаузен, Бруно А. Ольсхаузен, Майкл С. Левицки | Книга | 15 февраля 2002 г. |
Психологи в слове и образе | Николас Уэйд | Книга 3- | 31 | |||||
показания в области философии и когнитивных наук | Alvin I. Goldman | Книга | 51993-11-19 | 1993-11-19999335 | ||||
Статья | 01.05.2008 | |||||||
Зрение, мозг и совместные вычисления | Майкл А.Arbib, Аллен Р. Хансон | Книга | 1990-01-24 | Пространство восприятие | Maurice Hershenson | Книга | 1998-11-20 | 9034-11-20 | Восприятие