Вербальная речь это: Станишевская Ж. Вербальная коммуникация как объект исследования в процессе психотерапии

Содержание

Языки и взаимодействие культур: вербальная и невербальная коммуникация

Языки и взаимодействие культур: вербальная и невербальная коммуникация

Общение – важный процесс в жизнедеятельности общества. Общение дало толчок развитию человечества. Коммуникация – одно из составляющих существования человека. Невозможно представить жизнь человека без общения с окружающими его людьми. Главной целью коммуникации является передача информации. Передача информации — процесс переноса информации от её источника к потребителю.

Взаимодействие между людьми может происходить вербально и невербально. Знание взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации очень важно во многих профессиях и умение пользоваться им может сыграть решающую роль в определенных ситуациях.

Вербальное общение – общение посредством использования человеческой речи как знаковой системы, то есть использует систему фонетических знаков, которые включают в себя два принципа – лексический и синтаксический. При передаче информации в вербальной форме лучше всего сохраняется смысл текста, а потому, речь – самый универсальны способ коммуникации.

Вербальная коммуникация издавна являлась способом накопления и передачи социального опыта. Она осуществляется при помощи слова. Каждое слово имеет свое значение, которое возникло с развитием общества. Степень владения языком, богатство языкового высказывания определяют возможности и эффективность общения человека.

Функции языка в процессе коммуникации:

1. Коммуникативная. Функция обмена информацией

2. Апеллятивная. Функция воздействия, призыва

3. Экспрессивная. Функция, отражающая выразительность речи

4. Волюнтативная. Функция воздействия на собеседника

Виды вербального общения

В вербальной речи выделяют внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь – это речь, обращенная к другим людям, с помощью нее человек высказывает свои идеи, мнение и воспринимает идеи, мнения окружающих. В свою очередь, внутренняя речь – речь, в форме которой человек размышляет.

И внешняя, и внутренняя речь взаимосвязаны, это легко проследить. Человек, прежде чем озвучить какую- либо идею размышляет над ней, то есть, он использует внутреннюю речь для формирования мысли.

Внешняя речь делится на устную и письменную. В письменной речи передача информации опосредована текстом. Основная цель письменной речи – закрепление устной информации. Устная речь – это речь, направленная на кого-либо, она выражается с помощью звука, собеседник воспринимает ее через слуховой канал.

Устная речь имеет следующие виды: диалогический и монологический. Диалогическая речь – форма речи, состоящая из обмена высказываниями на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие. Монологическая речь – форма речи, не связанная с речью собеседника в содержательном и структурном смысле. Имеет более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге.

Устная и письменная речь воспринимаются по-разному. Письменная речь предполагает зрительное восприятие. Устная речь воспринимается на слух, поэтому для лучшего ее восприятия она должна быть построена упрощенным способом.

Очень в важно в вербальной коммуникации – умение заинтересовать и удержать внимание аудитории. Например, во время выступления перед слушателями желательно не использовать текст, так как он отвлекает коммуникатора от аудитории. При передаче информации важен визуальный контакт, благодаря ему можно заинтересовать аудиторию, также он позволяет оценить реакцию на произнесенные слова.

Невербальная коммуникация

Невербальная коммуникация – это сторона общения, состоящая в обмене информацией между индивидами без помощи речевых средств, представленных в какой- либо знаковой форме. Средства невербального общения выполняют функцию дополнения и замещения речи, передает эмоциональное состояние коммуникантов. Информация считывается с тела человека.

Функции невербальной коммуникации:

Белинская Е. П. считает, что для невербальной коммуникации характерны функции:

Функция построения образа собеседника. Характеризует состояние собеседника во время общения.

Коммуникативная. Установление понимания между собеседниками.

Функция социальной стратификации. Способ установления статусно – ролевых отношений.

Инструменты невербального общения:

Мимика — изображение с помощью лицевых мышц различных чувств.

Жестикуляция — выражение чувств, при помощи различных жестов, имеющих определенное значение.

Визуальный контакт – обмен взглядами во время коммуникации. Ученые считают, что взгляд – важнейший элемент невербального общения. С помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо [Гесс «Выразительные глаза].

Язык тела – позы и движения различных частей тела, имеющие определенные значения. С их помощью передаются мысли, эмоции. Наука о языке тела — кинесика.

Основные коммуникационные жесты

В основном коммуникационные жесты не отличаются в определенных областях, но различия все же имеются. Например, кивок головы в России и во многих странах Европы означает согласие, в Болгарии, Греции и Индии – несогласие, покачивание же головой в этих странах означает одобрение.

Также интересно, как знакомятся в разных странах. В Лапландии, приветствуя друг друга, трутся носами. Жители Андаманских островов на прощанье дуют на ладонь собеседника.

Язык жестов состоит из слов, предложений, этим он похож на любой другой язык. Каждый жест предполагает какое- либо слово, а оно, в свою очередь, может иметь несколько значений. Полностью понять слово становится возможным лишь в контексте, наряду со значением других слов текста. Благодаря этим невербальным сигналам можно понять, о чем на самом деле думает человек, интересно ли ему ваше общество имеет ли смысл продолжать беседу.

Основные жесты и передаваемая через них информация

(по Алану Пизу)

Раскрытые руки. Этот жест означает желание установить контакт, ассоциируется с доверчивостью. Его использование будет особенно удачным для расположения собеседника, так как свидетельствует об искренности открытые ладони поощряют слушателя.

Прикрытый рот, прикосновение рук к лицу. Главным образом, эти жесты выдают ложь. В детстве дети непроизвольно прикрывают рот рукой в попытке солгать. С возрастом у людей возрастают навыки, они делают жесты более незаметными. Однако, эти же жесты могут означать сомнение, неуверенность, потому делая вывод нужно рассматривать движения в совокупности с другими.

Потирание века. Во многих случаях означает желание скрыться от взгляда человека, которого он обманывает, либо попытку скрыться от обмана, лжи.

Почесывание, потирание уха. То же самое, что и затыкание детьми ушей – нежелание выслушивать собеседника. Коммуникант хочет отгородиться от ваших слов.

Пожимание плечами. Означает, что человек не понимает или не знает суть разговора.

Почесывание шеи. Говорит о сомнении, неуверенности.

Оттягивание воротничка. Десмонд Моррис заметил, что ложь вызывает зудящее ощущение в мышцах лица и шеи, и для того чтобы успокоить ощущение, требуется почесать это место. Жест используется, когда человек злится или расстроен, он оттягивает воротник, чтобы охладить шею воздухом.

Пальцы во рту. Моррис считает, что человек кладет в рот пальцы, когда сильно подавлен. Это бессознательная попытка вернуться в безопасное детство, младенчество , когда ребенок сосал молоко матери. Жест обозначает необходимость поддержки со стороны окружающих.

Подпирание ладонью щеки и подбородка. Признак того, что слушателю скучно. Рассказику следует поменять тему, либо по-другому заинтересовать собеседника.

Подпирание щеки сжатыми в кулак пальцами, указательный опирается в висок. Это оценочная поза, кроме этого, она может означать критическую оценку происходящего.

Поглаживание подбородка. Человек старается найти решение задачи.

Руки на груди. Человек пытается отгородиться от окружающего мира. Он нервничает, либо принимает защитную позу, так как чувствует опасность. Ученые выяснили, что люди, воспринимающие информацию со скрещенными на груди руками, воспринимают меньше информации, чем расслабленные.

Перекрещивание ног. Жест, скрывающий негатив.

Кивок головой. Как говорилось ранее, в России и в некоторых странах Европы- согласие, в Греции, Болгарии и Индии – несогласие. Для того чтобы узнать, обманывает ли вас собеседник, стоит лишь проследить – покачивает ли человек головой отрицательно, когда говорит, что согласен. Сигнал говорит о том, что человек сознательно вас обманывает.

Наклоненная в сторону голова. Интерес к происходящему.

Заложенные за голову руки. Самоуверенность. Человек считает, что знает все.

Вербальные и невербальные средства передачи информации

По данным исследований ученых 87 % процентов информации воспринимается через зрительные рецепторы, 9% через слуховые, 4% через другие органы чувств. Таким образом, можно сделать вывод, что лучше будет воспринята та информация, которая передается и через невербальные, и через вербальные средства информации.

Используя средства передачи информации по отдельности, следует учитывать их сильные и слабые стороны. Так, к примеру, невербальные средства передачи информации дают нам представление о душевном состоянии собеседника. Наблюдая за его позой, жестами, мимикой, мы можем понять, как он относится к происходящему, услышанному. Кроме этого, у нас есть шанс понять намерения собеседника.

При передаче информации жесты, мимика должны быть согласованными с произносимыми словами, в том случае, если произойдет обратное, это резко бросится в глаза собеседнику и он может усомниться в ваших словах. Например, вы говорите, что согласны с мнением собеседника, но в тот же момент держите руки скрещенными на груди, это вызовет диссонанс и недоверие слушающего.

Таким образом мы разобрались в видах коммуникации, а именно – вербальной и невербальной, рассмотрели их типы/виды, функции. И самое главное – узнали аспекты взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации очень важно в коммуникации, благодаря ему общение становится более информативным.

Вербальное общение и его ошибки :: SYL.ru

Большую часть времени мы общаемся, поэтому умение делать это является одним из самых важных в нашей жизни. Вербальное общение – это средство, связанное с использованием речи. Таким образом мы передаем информацию, свои мысли и чувства. Культура речевого общения состоит из двух важных составляющих: культуры говорения и культуры слушания. Например, про одних людей говорят, что он говорит, как поет, а про других, что они умеют не просто слушать, а слышать.

Культура говорения

Вербальное общение во многом зависит от умения правильно говорить. Культура говорения – это и особенности использованной лексики, и богатство ассоциаций, и владение грамматикой, и прочее. Наши высказывания стимулируют другого человека к созданию внутреннего образа, аналогичного тому, который мы хотим передать ему. Происходит вербальный контакт, при котором решаются конкретные коммуникативные задачи, исходя из целей и особенностей ситуации. Наша речь складывается согласно правилам грамматики, но с психологической точки зрения она несет в себе убеждающее действие.

Эффект убеждающего действия

Если отправитель подает положительную информацию, то, скорее всего, и отношение к его высказываниям будет позитивным. Если установка отрицательная – то так же негативным будет и отношение. Ученые отмечают несколько порядков построения сообщений: убедительные аргументы в конце речи – кульминационный порядок, убедительные аргументы в начале речи – антикульминационный — и такой, при котором аргументы размещены внутри сообщения.

Средства общения

Основными характеристиками говорения являются диалог и монолог. Когда говорит только один человек, а остальные получают от него сообщения, то это монологическая речь. Когда два и более собеседника обмениваются информацией – это диалогическая.

Барьеры вербального общения

На каждом этапе коммуникации могут возникать барьеры, которые мешают ее эффективности. При этом в первую очередь они присущи человеческой природе и отношениям между индивидами. Зачастую возникает иллюзия взаимопонимания, которая объясняется тем, что люди используют в передаче сообщения одни и те же слова, обозначая ими не всегда одни и те же вещи. Такие барьеры называют «семантическими» или «смысловыми». Причиной их возникновения может быть различная культура, социальные условия и так далее.

Вербальное общение. Распространенные ошибки

Человеческое общение — очень тонкий процесс, который можно легко разрушить сбоями в передаваемой кодированной информации, различием мировоззрения, разницей в политических и религиозных убеждениях и так далее. К тому же вербальное общение — это не просто обмен информацией. Здесь очень важно учитывать такие факторы, как стиль, контекст и подтекст. Существует местный диалект, профессиональный язык, молодежный сленг и так далее. Стилистика речи подразумевает уместность использования разных синонимов, речевых оборотов, грамматических форм согласно ситуации. Значит, не только одного народа отличается язык, различается речь разных социальных или культурных групп. Заходер Б. говорил, что невозможно перевести речь с одного языка на другой, нужно перевозить одну страну в другую вместе с ее традициями, культурой и менталитетом. Очень часто из-за непонимания этого возникают конфликты, и затрудняется взаимопонимание.

Тема № Вербальная коммуникация

http://obekasova.narod.ru/

http://obekasova.narod.ru/mgopu.html

Тема № 5.
Вербальная коммуникация

Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел.

Даниэл Уэбстер

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Именно с ее помощью люди передают и получают информацию, «упакованную» в тот или иной текст. Не случайно нашу эру называют эрой «человека говорящего».

Специалистами подсчитано, что современный деловой человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. Речевое (словесное) сообщение, как правило, сопровождается несловесным, помогающим осмыслить речевой текст.

Все средства коммуникации можно свести в одну таблицу. Стр. 34 (Панфилова)

Различают 4 вида речевой деятельности:


  • Говорение и написание – участвуют в производстве текста (передача информации),

  • Слушание и чтение (восприятие текста, заложенной в нем информации).

В речевом общении участвуют два и более человека. Общение в одиночестве, с самим собой («тихо сам с собой я веду беседу») называется аутокоммуникацией и считается неадекватным, так как общение всегда предполагает наличие партнера и обмен информацией.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, сделать что-то приятное, оказать услугу, договориться по какому-либо вопросу и тд.) возникают различные речевые тексты, речевые конструкты:

Типы высказываний:

Сообщение комплимент

Мнение, суждение предположение

Рекомендация, совет выводы, резюме

Критическое замечание ответы, вопросы

В любом тексте (письменном, устном) реализуется система языка. Любой национальный язык – это совокупность разнообразных явлений:



  • Литературный язык – это язык образцовый, нормы обязательны для носителей языка.

  • Просторечие – отклонение от литературной нормы, главная причина — недостаточное владение литературным, малообразованность.

  • Территориальные диалекты (местные говоры) – устная разновидность языка ограниченного числа людей, живущих на одной территории.

  • Социальные диалекты – диалекты отдельных групп, порождаемые социальной, сословной, профессионально-производственной, возрастной неоднородностью общества.

  • Жаргон (сленг и язык арго).

Язык – это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством выражения желаний, намерений, чувств и т.д.

Основные функции языка:


  • Конструктивная (формирование информации)

  • Коммуникативная (обмен информацией)

  • Эмотивная (выражение отношения говорящего к предмету речи и непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию)

  • Воздействие на адресата (партнера).

Язык реализуется в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное предназначение. Речь – это внешнее проявление языка.

В зависимости от того, как мы используем слова, а также от условий, в которых протекает общение, выделяют различные виды речи:

Речь

Внутренняя Внешняя (устная) Письменная

(речь для себя)

как мы решаем задачу


Восклицательная Диалог Монолог

(появилась одна из первых-сообщить (обращение к другому или другим

всем о своем состоянии) одного чел., план выступления фиксируется)


разговорная, взаимные

реплики


При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации:

Коммуникатор (К) в процессе говорения кодирует, а реципиент (Р) в процессе слушания декодирует.

Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней, как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации.

Последовательность действий К и Р, с точки зрения передачи информации восприятия смысла сообщения, изображена схематично: К – С – Р , она ассиметрична, т.к. для коммуникатора смысл сообщения предшествовал кодированию, а для реципиента смысл сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования. Если смысл не будет понят, то не получится совместной деятельности.

Какие, на ваш взгляд, существуют виды коммуникаций?

Деловой разговор, деловая беседа по телефону, пресс-конференции, деловые переговоры, торги, дискуссии, симпозиумы, дебаты, спор, публичная речь, презентация, самопрезентация.

Как ранее было нами замечено, общение – это коммуникативный процесс обмена информацией, переживаниями, настроениями, желаниями т.д.. Также необходимо помнить, что коммуникация в общении всегда значима для ее участников, так как обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения целей, удовлетворения потребностей и т.д. Но на пути передачи информации могут появляться затруднения, психологические препятствия, которые названы психологическими барьерами.

Причины возникновения барьеров. Как преодолевать барьеры.

Барьеры непонимания.

Иногда в процессе общения нам кажется, что человек нас не понимает, наши слова до него не доходят, он защищается от нас наших слов и переживаний, возводит барьеры.

В сущности, каждому человеку это свойственно, защищаться от воздействия. Коммуникация – это влияние, следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какие-то изменение в представлениях о мире того, кому адресована информация. Но не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представления, его убеждения, его образ мыслей, его покой и т.д.

Человек должен уметь отличать «хорошую» информацию от «плохой».

Механизм возникновения коммуникационных барьеров:

Б.Ф.Поршнев дает интересную и оригинальную трактовку данного процесса. Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал: «Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи».

Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения коммуникативных барьеров.

Поршнев выделил: избегание, авторитет – защита от источника коммуникации, непонимание – защита от самого сообщения.

1. Избегание. Избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером – невнимательность, не слушает, пропускает мимо ушей, не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора, уклонение от определенных ситуаций (при просмотре кино закрывает глаза в самом страшном месте).

Возможные причины:


  • попытка избежать эмоционально тяжелой информации,

  • не желание, чтобы на его решение оказывали влияние,

  • игнорирование встреч, заседаний – способ избежать соприкосновения с источником воздействия.

Преодоление избегания:

в форме невнимания (сидя на лекции, мы читаем книгу – самоустранение от воздействия, разговариваем с другом, но пропускаем мимо ушей – избегание воздействия). Управление этим видом контрсуггестии – это управление вниманием.

Приемы привлечения внимания.

1 фаза:


  • «нейтральные фразы». Суть – в начале выступления высказывается фраза прямо не связанная с основной темой. Но имеющая какое-то значение, смысл и ценность для всех присутствующих и поэтому привлекающая внимание.

  • «завлечение». Суть – произносится фраза трудно воспринимаемая, тихо, непонятно, монотонно, неразборчиво. Слушателю приходится напрягаться и концентрировать внимание. Говорящий провоцирует слушающего самого применить способы концентрации внимания.

  • Установления зрительного контакта. Суть – обвести взглядом аудиторию, зафиксировать на одном, потом на нескольких. Прием широко распространен в любом виде общения. Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта.

Поскольку внимание может в любую минуту быть отвлечено чем угодно, то его нужно поддерживать

Группа или фаза поддержание внимания:


  • «изоляция». Суть — когда мы хотим поговорить по душам, мы уединяемся, если это разговор в аудитории – лекция, то перед началом мы закрываем окна, двери. Если этого не сделать, то общение будет не эффективным. Но это внешние факторы, это максимум для говорящего. Но как изолировать от внутренних факторов? Чаще всего слушающий отвлекается на себя, готовя реплики, обдумывая аргументы, ждет окончания речи, чтобы вступить в разговор. Вот здесь требуется развивать собственные навыки для слушающего, не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию.

  • «навязывание ритма». Суть – внимание всегда подвижно, оно как бы мерцает. Особенно отвлечению внимания способствует монотонное изложение материала, даже самый внимательный слушатель заснет. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно изменять голос, темп, интонации.

  • Акцентировка внимания. Суть – делать акценты.

В случае прямой акцентировка используются фразы служебные, смысл которых и составляет привлечение внимания – это «прошу обратить особое внимание», «важно отметить, что…»

Косвенная акцентировка достигается за счет, того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраста – они организуются таким образом, чтобы контрастировать с окружающим фоном и поэтому автоматически привлекать внимание.

2. Авторитет – второй барьер коммуникации.

Человеку свойственно разделять человечество на авторитетных и неавторитетных. Первым оказывается доверие, вторым нет.

Для того, чтобы справиться с этим барьером, нужно и важно хорошо представлять, что является для данного человека авторитетом, какое основание для этого, какие ценности, кокой статус партнера. Дело в том, что основания для этого очень индивидуальны, так как система ценностей формируется исходя из собственной истории жизни (пример: Черчель).

3. Непонимание. Довольно сложно в некоторых ситуациях определить, опасна информация или нет. Вот в такой момент и вступает защитная система – непонимание самого сообщения.

Но иногда такая система тоже дает сбой, и информация не воспринимается.

Например: иногда информация очень сложно изложена, используются сложные термины, некорректные аргументы, которые дискредитируют в общем очень важную мысль. Не даром говорят, что нужно стремиться строить простые предложения и не говорить длинных фраз, если есть более короткие. Дело в том, что данная защитная система работает автоматически, поскольку она как бы встроена в человека.

Дело в том, что правильные предложения, исходящие от неприятного человека не усваиваются, а человек не обладающий авторитетом. Не знающий как это сделать, может положить всю жизнь на доказывание своей правоты, но его не услышат. Чтобы избегать таких ошибок, необходимо прилагать усилия, чтобы не попасть под ложное срабатывание системы безопасности.



Поделитесь с Вашими друзьями:

Вербальное общение и его виды

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………. 3

1. Вербальное общение и его виды……………………………………………………………. 4

2. Особенности вербального общения……………………………………………………….. 7

3. Совершенствования навыков вербального общения……………………………….. 8

4. Структура речевого общения………………………………………………………………. 9

5. Успешность коммуникации и коммуникативные навыки………………………. 11

6. Примеры речевой коммуникации………………………………………………………. 13

Заключение …………………………………………………………………………………………. 18

Список литературы………………………………………………………………………………. 20

 

Введение

 

Человек — «существо социальное». Это означает, что он живет среди людей и осуществляет свою жизнедеятельность (достигает целей, удовлетворяет потребности, трудится) не иначе как через взаимодействие, общение с другими людьми — общение контактное, посредственное или воображаемое.

В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

Общение — это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Как мы знаем, существует 2 вида общения — Вербальное и Невербальное. Эти 2 вида тесно переплетены и дополняют друг друга. Давайте рассмотрим Вербальный вид общения.

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый. Поэтому рассмотрим подробнее, что представляют собой вербальные средства общения.

Вербальное общение и его виды

 

Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем.

Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы, но это цена за точность, однозначность предложений, текста. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, поэтому ее и предпочитают в науке, деловых и юридических отношениях. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.

Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. Например, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и достоинство (см. также: невербальные средства общения).

Вначале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но, для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения — язык. Язык — это основная система, при помощи которой мы кодируем информацию и основной инструмент коммуникации. Это «могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров.

При помощи слов мы делаем понятным смысл явлений и событий, выражаем свои мысли, эмоции, свое мировоззрение. Человек, его язык и его сознание неразрывны. При этом большинство людей относится к языку как к воздуху — пользуется им, не замечая его. Язык часто опережает мысли или вообще не подчиняется им. Когда Винни-Пуха спрашивали, как он сочиняет свои «шумелки», он говорил, что принцип прост: слово просилось на это место, и он пустил его. Слово может «сорваться», человек может «ляпнуть» что-то или постоянно «трепать языком», почти не задумываясь о том, что создает этим определенные установки у окружающих, подталкивает их к конкретным реакциям и конкретному поведению — «как аукнется, так откликнется». И отклик этот при грамотном пользовании словами вполне можно прогнозировать заранее и даже формировать. Этим искусством владеют люди, умеющие быть убедительными и эффективными в человеческих отношениях, будь то диалог двух сослуживцев, или выступление президента страны по телевидению. Конечно, для этого нужно владеть языком несколько лучше Эллочки-Людоедки, хотя и она достигала замечательных результатов при помощи трех десятков слов.

Вербальная сторона общения заключается в том языке, на котором осуществляется коммуникация. Например, не каждый иностранец способен понять русский язык со всеми нашими междометиями и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Именно поэтому, чтобы собеседники всегда могли понять друг друга, существуют общие правила вербального общения, виды вербальной коммуникации и общепринятые формы общения. И поскольку вербальная форма общения происходит на русском языке, не стоит забывать о стилях, с помощью которых мы передаем информацию. Всего их пять:

— научный — этот вербальный способ общения основан на научной терминологии. Речь в научном стиле отличается своей логичностью, связанностью различных понятий и обобщенностью;

— официально-деловой — многим известен как язык законов. Этот стиль речи несет информативную и повелевающую функции. Тексты, написанные в официально-деловом стиле, как правило, стандартные и обезличенные, обладают сухостью выражений и точностью высказываний;

— публицистический — главная функция этого стиля — воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом;

— разговорная речь. Не совсем является разговорным стилем, однако в литературе её часто можно встретить в виде диалогов и монологов на повседневные темы;

— художественный литературный язык. Стиль, обладающий самыми яркими средствами выразительности. Кроме стандартных форм, используемых в остальных стилях, эта разновидность невербального общения может включать в себя диалекты, жаргонизмы и просторечие.

Коммуникативные барьеры

Вербальная форма общения является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров:

1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко.

2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.

3. Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.

4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Вербальная коммуникация — Отличия вербальной от невербальной коммуникации

Вербальное общение — это один из трех видов обмена информацией между людьми, который начинается с момента рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В детстве ребенок выражает свои потребности, а во взрослой жизни вербальное общение необходимо для решения бытовых и профессиональных задач.

Несмотря на то, что общение является неотъемлемой частью жизни, эффективность вербальной коммуникации далека от 100%. Считается, что запланированный объем информации можно выразить примерно на 80%, но еще часть теряется «на той стороне» — у собеседника уходит примерно 60-70%. В то же время, если в устном общении допускаются ошибки, шансы правильно передать желаемое сообщение невелики.

Безусловно, вербальная коммуникация является наиболее распространенным и используемым подавляющим большинством людей способом общения. Этот термин обозначает коммуникативное взаимодействие посредством языка, а именно передачу определенной информации, ее восприятие и понимание. Вербальная коммуникация осуществляется посредством речи, как устной, так и письменной. Язык может быть выражен либо через речь, либо через письменные знаки.

Таким образом, общение посредством вербальной коммуникации подразумевает взаимодействие в рамках разговора или посредством сообщений, предназначенных для собеседника. То есть, основными средствами вербальной коммуникации являются речь и письмо. Каковы основные функции языка в общении? Можно выделить несколько из них:

  • Коммуникативная функция. Язык — это самый доступный и распространенный инструмент для общения между людьми.
  • Конструктивная функция. С помощью языка человек излагает свои мысли в форме, понятной другому человеку.
  • Привлекательная функция. То есть язык дает способность убеждать, выдвигать свою точку зрения, влиять на мнение других людей.
  • Фатическая функция. Он позволяет установить или прекратить взаимодействие в соответствии с принятыми нормами этикета.
  • Эмоциональная и экспрессивная функция. Она позволяет человеку выразить свое личное восприятие обсуждаемой темы.
  • Кумулятивная функция. Это сбор и накопление ценной информации в процессе общения с другими людьми, а также ее сохранение и передача потомкам.
  • Эстетическая функция. Вы можете передать свое послание красивым, изысканным, необычным, каким-то особенным способом.

Можно назвать и другие функции языка как средства вербальной коммуникации. Специалисты в области лингвистики выделяют, например, идеологическую, референтную функцию, а также номинативную, идеологическую, магическую, металингвистическую и ряд других.

Если говорить о формах вербальной коммуникации, то диалог следует выделить как один из самых эффективных. В таком формате гораздо интереснее воспринимать информацию. Когда кто-то говорит один, это уже монолог. Специалисты утверждают, что при монологическом общении мы теряем практически половину полезной информации, иногда даже больше — до 80%. Например, существует книга «Вести без конфликта» (автор В. Зигерт), в которой указаны основные ошибки, возникающие при монологическом общении. Если говорящий не думает о том, как он будет воспринят собеседником, получается следующее:

  • человек не продумывает свою речь заранее и ожидает, что слушатель поймет все, что ему говорят;
  • выражает мысли довольно путано, проявляет небрежность в формулировках или даже неуверенность в своих высказываниях;
  • слишком затягивает речь, в результате чего слушатель теряет смысл сказанного и не помнит, с чего он начал
  • не заботится о том, слушают ли его, но продолжает говорить и говорить.

Отличия вербальной от невербальной коммуникации

Формы коммуникативного взаимодействия различаются по способу формулирования и передачи информации в процессе общения. Вербальная коммуникация — это использование прямой речи (в устной или письменной форме), то есть информация передается с помощью слов. Эта форма общения уникальна для человека.

Невербальная коммуникация — это так называемый язык жестов. Здесь мы используем мимику, позы, прикосновения, движения и т.д. Все эти инструменты позволяют обойтись без языка. Интересный момент: и люди, и животные общаются с помощью жестов. Помните, как собака виляет хвостом? Если это на что-то годится. Но кошка делает жест недовольства. Скрежеща зубами, он предупреждает, что будет нападать или защищаться. И когда он смотрит из-под бровей, это означает, что он сожалеет о своем поведении. Эти примеры можно перечислять бесконечно.

Важно отметить, что информация, передаваемая невербально, обычно гораздо более правдива, чем та, которая представлена с помощью слов. Это связано с тем, что контролировать свою мимику и жесты не так-то просто. Часто то, что человек чувствует, сразу написано на его лице. Но очень легко сказать неправду словами или в тексте.

В разговоре лицом к лицу лгать сложнее, чем в Интернете или по телефону. При общении лицом к лицу вы можете заметить, что выражение лица собеседника не соответствует его словам. Например, люди явно что-то скрывают, когда стараются не смотреть вам в глаза во время разговора, а их руки не находят себе места, передвигают предметы и т.д. Очевидно, что лгать в вербальном общении гораздо легче, чем на языке тела и мимики.

В процессе коммуникативного взаимодействия важен не только момент передачи информации, но и ее восприятие собеседником. Чтобы понять суть разговора, человек должен быть внимательным и использовать логическое мышление. Но жесты и мимика воспринимаются интуитивно, бессознательно. Более того, при общении посредством речи может возникнуть языковой барьер или недопонимание из-за различий в культуре, традициях, национальностях и т.д.

Для невербального общения такие барьеры не важны, они полностью исчезают. Улыбка означает дружелюбие и хорошее отношение во всем мире, а чтобы поприветствовать кого-то, достаточно помахать рукой. Таким образом, если вы находитесь за границей и языковой барьер стал препятствием для общения, вы сможете хорошо передать сообщение даже с помощью жеста. И это доказывает, что невербальное общение, вероятно, более эффективно, чем вербальное.

Чтобы достичь совершенства в переговорах, следует не только изучить основы вербального общения, но и постоянно совершенствовать собственные навыки.

Каковы составляющие успешных переговоров? Важно все: мельчайшие детали, такие как звуки, запахи, вкусы, восприятие цвета и форма контакта с собеседником. В процессе общения это отражается в произносимых словах, используемых жестах, мимике, интонации голоса и т.д.

Существуют определенные основы формирования вербальной коммуникации, на которых строятся все переговоры. Communico в переводе с латинского означает «делать общим, соединять, общаться». То есть, суть коммуникации заключается в установлении связи между людьми, налаживании устойчивого, понятного и взаимодоступного обмена сообщениями.

В процессе коммуникации информация преобразуется из вербальной в невербальную или в обратном порядке.

Виды вербальной коммуникации

1. Разговор в форме беседы, обмен мнениями.

То есть это метод коммуникативного взаимодействия, при котором каждый из участников (их может быть двое или больше) представляет свою точку зрения на обсуждаемую тему. Он подразумевает, что разговор ведется в непринужденной, не угрожающей манере и что каждому позволено высказать собственное мнение. Также можно задавать вопросы, выяснять важные детали и уточнять неясности. Дискуссия может быть очень полезной и даже необходимой, когда нужно прояснить и решить вопрос или проблему. Такая форма беседы, как интервью, предполагает специально организованный диалог на определенную тему.

Переговоры являются неотъемлемой частью любого бизнеса. Именно здесь партнеры ведут переговоры о сделках, подписывают контракты и т.д. Ваш успех и прибыльность вашего бизнеса во многом зависят от того, насколько хорошо вы умеете общаться и доносить свою точку зрения. На самом деле, если у вас хорошие навыки вербального делового общения, ваш бизнес будет процветать и приносить прибыль.

Не менее важна способность вдохновлять своими идеями и энтузиазмом всех: членов семьи, команды, даже начальство. Хорошо, когда есть возможность обдумать необдуманные решения и отговорить от их реализации. Именно здесь на помощь приходят основы вербального делового общения.

Даже древние в какой-то момент поняли, что согласие по спорным вопросам не может быть достигнуто только с помощью военных действий. Да, копья и стрелы позволяют легко избавиться от неприятных противников, подчинить себе слабых и заставить их работать на вас, но в пылу сражения погибнут и близкие вам люди. Возможно, когда-то сработал простой инстинкт выживания, но один человек понял, что переговоры, особенно когда они проводятся грамотно, гораздо эффективнее в решении проблем.

Существует множество примеров того, к каким методам прибегают люди в переговорах. Некоторые из них размахивали пистолетом направо и налево, и были целые группы людей, которые пытались использовать насилие для получения влияния. Где-то на Дальнем Востоке был такой остряк, который ходил по старому базару со своим острым умом и чувством юмора и мог разрешить любой неожиданный конфликт. А мудрые решения царя Соломона навсегда вошли в историю как самые мудрые и дальновидные.

2.Разговор в форме спора.

Здесь, в процессе общения, выражаются противоположные точки зрения участников. То есть мнения не совпадают, взгляды на обсуждаемую тему не одинаковы, каждый отстаивает свою позицию, приводит аргументы, борется и пытается доказать, что он прав.

Спор — это вид речевого общения, который в русском языке также называют полемикой, дискуссией, дебатами или спором.

Например, слово «disputus» происходит от латинских слов «disputar» (спорить) и «disputatio» (дебаты). Диспут раньше означал защиту научной работы, после написания которой человек получал научное звание. Теперь это слово больше не имеет такого значения. В настоящее время спор — это публичная спорная дискуссия, тема которой (социальная или научная) была выбрана заранее.

Другой формой вербального общения является дискуссия. Слово происходит от латинского discusso (исследование, препарирование, созерцание) и обозначает публичный спор, в ходе которого собеседники представляют, сравнивают и сопоставляют свои мнения и находят единственно правильный подход к обсуждаемой проблеме. В ходе обсуждения участники сами соглашаются с правильной точкой зрения, поэтому данный метод вербальной коммуникации является одним из самых эффективных.

Участники должны максимально следовать определенным правилам; либо всем участникам, либо только некоторым из них разрешается выражать свое мнение. Обсуждение ведет председатель, а все остальные участвуют в нем на равных. Присутствующие могут слушать и могут говорить, если пожелают; специальные докладчики не назначаются. Для обсуждения специальных тем устанавливаются правила процедуры (строгие или с возможностью отклонения), за соблюдением которых следит назначенный председатель.

В противном случае аргументы принимают форму полемики. Термин происходит от греческого polemicos (спорный, враждебный). Полемика — это более жесткий вид аргументации, когда происходит противостояние мнений, разногласие между собеседниками.

4 барьера вербальной коммуникации

Барьеры логического типа

Они возникают между собеседниками, которые думают по-разному по разным причинам. То есть, люди могут либо понимать, либо не понимать друг друга из-за различий в восприятии и образе мышления. Другими словами, вы слушаете человека, смотрите на его поведение, и вам кажется, что он действует и рассуждает нелогично. Его образ мышления непонятен для вас и даже вызывает негативные эмоции.

Но важно понимать, что ваша логика не обязательно является единственно верной. Не забывайте, что у женщин один взгляд на логику, у детей другой, а у пожилых людей — третий. Чтобы преодолеть логические барьеры в процессе вербального общения, нужно всегда обращать внимание на эти особенности. В то же время мы должны приводить компетентные аргументы в защиту собственного мнения.

Стилистические барьеры.

Они возникают, когда, во-первых, форма, в которой представлена информация, не соответствует ее содержанию. А во-вторых, когда сообщение в принципе сформировано неправильно. Это происходит, когда подача информации выбрана слишком тяжелой или, наоборот, слишком легкой, и она не соответствует содержанию. Тогда она становится очень сложной для восприятия и понимания.

Чтобы избежать стилистических барьеров в устном общении, важно научиться облекать представленную информацию в правильную структурную форму. Для этого существуют два основных правила, а именно правило рамки и правило цепи.

В то время немецкий психолог Г. Эббингауз открыл особый закон функционирования памяти (в литературе можно встретить название «фактор серии»), который лежит в основе вышеупомянутого правила фрейма. О чем она? Человек всегда лучше запоминает ту информацию, которая была сказана в начале и в конце разговора, независимо от того, что происходило в середине. Другими словами, начало и конец разговора образуют своего рода рамку. Чтобы сделать общение максимально эффективным, лучше в самом начале обозначить основную цель и результаты на будущее. В конце есть резюме, которое показывает, насколько хорошо были достигнуты цели, и дает обзор. Важно: Начало разговора — самая важная часть первого взаимодействия, но если оно повторяется и даже повторяется — то конец общения более важен.

Если следовать правилу цепочки, то его суть заключается в том, чтобы представить коммуникацию как некую непрерывную цепь. Это придает содержанию диалога упорядоченную структуру, собеседник получает информацию в доступной, ожидаемой форме и лучше ее воспринимает.

Барьеры семантического типа (семантические).

В процессе вербального общения между людьми могут возникать недоразумения, связанные с формированием различных систем значений при восприятии речи. Это с точки зрения фонетики — язык знакомый, но семантическое восприятие «хромает», оно не соответствует существующему словарному запасу языка. Этому явлению может быть несколько причин:

  • Люди из разных культур могут демонстрировать языковое поведение, которое не всем понятно;
  • есть много слов, которые имеют несколько значений;
  • у разных людей имеют разное значение;
  • Многие люди используют разговорные выражения, и такие простые слова, как «чайник» или «капуста», используются в незнакомом для большинства людей смысле.
    Как вы справляетесь с семантическим барьером? Лучше заранее понять значение некоторых основных терминов и постараться выразить свои мысли как можно более простым языком.

Барьеры фонетического типа.

Фонетические барьеры возникают, когда речь говорящего неприемлема из-за особенностей дикции, произношения, интонации, логических ударений, пауз и т.д. Это может произойти, когда в разговоре звучат слова из незнакомого иностранного языка или когда человек говорит быстро, неправильно произносит слова или имеет сильный акцент.

Как вы можете справиться с фонетическими барьерами, возникающими в процессе вербального общения? Старайтесь говорить не слишком тихо, чтобы контролировать четкость произношения. Обращайте внимание на то, кто вас слушает. Например, дети или пожилые люди не поймут и половины, если вы будете говорить с ними очень быстро.

Техника ведения эффективных переговоров

Любой разговор начинается с приветствия. Для этого можно использовать различные фразы, например, «Доброе утро!», желая собеседнику хорошего начала дня. Или простое слово «Привет!», которое подразумевает пожелание крепкого здоровья.

Приветственным вопросом «Как поживаете?» вы проявляете интерес и, так сказать, приглашаете к разговору. Или вы приветствуете человека фразами «Как хорошо, что вы пришли», «Я очень рад вас видеть!», что, безусловно, демонстрирует ваше уважительное отношение.

В начале переговоров эти так называемые эмоциональные ласки чрезвычайно важны, они подготавливают партнера к позитивному общению, заранее дают уверенность в том, что все пройдет хорошо и взаимодействие будет полезным и плодотворным для обеих сторон.

Большое значение имеет такой момент, как обращение к собеседнику по имени. Всегда помните, что имя человека — это то, что приятно слышать всегда и при любых обстоятельствах (ведь так его называют родители, члены семьи и другие близкие люди).

Используйте этот факт в устном общении. Будьте внимательны, обращаясь к собеседнику по имени, и не допускайте ошибок в его произношении (это неприятно и даже обидно слышать), но и не повторяйте имя и отчество слишком часто, чтобы не получился явный перебор.

В зависимости от того, как построены переговоры, вы можете добавить социальные штрихи, выраженные в таких фразах, как «Вы выглядите как профессионал», «Ваши подчиненные много хвалили вас, и я вижу, что это было не зря», «Я много слышал о вас», «Ваши старые партнеры очень рекомендовали вас», «Я слышал, что вы всегда выполняете свои обещания». Это очень напоминает моменты, когда мать хвалит своего ребенка: «Какой ты хороший!», «Ты самый лучший ребенок в мире», «Я горжусь тобой» и так далее в том же духе. То, как вы ведете себя и общаетесь, отражается на окружающих вас людях.

Таким образом, глядя на реакцию окружающих, вы можете сделать выводы о том, что не так с вашим поведением, что люди воспринимают как нормальное, а где было бы неплохо его изменить.

То есть в процессе вербального общения вы получаете обратную связь от окружающих вас людей. Они, как зеркало, отражают результаты всех ваших слов и действий, а вы, в свою очередь, даете словесный ответ на поведение собеседника, и таким образом можете контролировать ход переговоров.

Важно, чтобы ваш партнер знал, как вы реагируете на его поведение. С одной стороны, вы можете воспринимать его слова и действия положительно и, следовательно, поддерживать выбранную линию переговоров. Но вам может не нравиться происходящее, в этом случае вы будете относиться ко всему, что говорит ваш партнер, негативно и прилагать усилия, чтобы исправить ситуацию, скорректировать поведение собеседника.

Все это разновидности обратной связи в построении вербальной коммуникации. Вы также можете проявить другой вид нейтральной реакции, который заключается в том, чтобы сказать партнеру, что у него может быть своя точка зрения, которая, несомненно, профессиональна и ценна, но ваш взгляд на проблему все же отличается.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников овд и его профилактика
  2. Анализ в психологии — Методологические основы изучения психологии человека
  3. Мужская депрессия
  4. Деформация личности
  5. Нейродинамические свойства — Характеристика индивидуальных особенностей человека
  6. Депрессия
  7. Зоны общения в психологии
  8. Педагогическое общение в вузе
  9. Вклад К. Штайнера в теорию трансактного анализа
  10. Внутренний конфликт и его влияние на реализацию управленческой деятельности — Понятие и природа конфликта

Вербальная коммуникация

Коммуникация — это непосредственный обмен информацией между людьми. Как правило, ее разделяют на два вида: невербальную (посредством жестов и мимики) и вербальную — обмен и передача информации с помощью речи. Она может выражаться в устной форме и письменной. Мы вербально включены в коммуникацию, не только когда говорим, но и когда слушаем.

Способность говорить и эффективно взаимодействовать посредством речи — особенность человеческого рода, именно это отличает нас от животных. Своей речью мы передаем всю гамму своих переживаний и чувств, высказываем просьбы и отстаиваем свое мнение.

Посредством вербальной речи можно формировать нужное поведение у собеседника, вызывать определенные чувства в нем, иными словами, вербальная речь способна регулировать все стороны жизнедеятельности общества.

Невербальная коммуникация служит дополнением к вербальной, но появилась она существенно раньше. Речь, обогащенная жестами и мимикой, более полноценная, убедительна и легче воспринимается собеседником.

Вербальная коммуникация имеет следующие формы:

  • Диалог — двусторонний, активный обмен информацией. Может происходить в любой повседневной или официальной ситуации, где участвуют два человека, обсуждающие какую-либо тему.
  • Полилог — коммуникация, включающая нескольких собеседников, участников. Также может происходить как в неформальной беседе, так и в официальной. Например, на совещании сотрудники обсуждают новую систему управления.
  • Дискуссия — обсуждение или спор мнений по какому-либо вопросу, с целью доказать свою правоту перед оппонентом или группой людей.
  • Монолог — активная коммуникация одного человека. Обращение к аудитории. Чаще всего происходит в виде официальных выступлений, лекций, собраний, широко применяется во всех видах обучения. А также внутренний процесс речи человека тоже можно считать монологом.

Вербальная коммуникация является объектом пристального изучения у многих гуманитарных специальностей: в социологии, психологии, в юриспруденции, дипломатии — это те сферы, которые состоят из самого процесса коммуникации и без которого не могут реализоваться. Например, юрист, психолог должны великолепно владеть навыками вербальной и невербальной коммуникации, для того, чтобы эффективно выполнять свои функции — выслушать клиента, понять его потребности, сделать адекватную оценку ситуации и правильно дать ему «обратную связь».

Существуют и определенные барьеры, препятствующие правильному взаимопониманию в вербальной коммуникации:

  • Физиологические. Если собеседник, или сам говорящий имеет некоторые нарушения органов речи, мешающие воспринимать информацию.
  • Личностные. Это субъективное/предвзятое восприятие субъекта коммуникации или предлагаемой им информации.
  • Семантический. Культурные или языковые барьеры, мешающие получить информацию.

Автор: Лира Романова

Задержка развития речи или языка (для родителей)

Как и в случае с другими навыками и вехами, возраст, в котором дети изучают язык и начинают говорить, может варьироваться. Немного знаний о развитии речи и языка может помочь родителям понять, есть ли повод для беспокойства.

Чем отличаются речь и язык?

  • Речь является вербальным выражением языка и включает артикуляцию (то, как мы образуем звуки и слова).
  • Язык дает и получает информацию.Это понимание и понимание через общение — вербальное, невербальное и письменное.

Что такое задержки речи или языка?

Речевые и языковые проблемы различаются, но часто пересекаются. Например:

  • Ребенок с задержкой речи может хорошо произносить слова, но может складывать только два слова.
  • Ребенок с задержкой речи может использовать слова и фразы для выражения идей, но его трудно понять.

Каковы признаки задержки речи или языка?

Ребенок, который не реагирует на звук или издает звуки, должен быть немедленно осмотрен врачом.Но часто родителям трудно понять, требуется ли их ребенку немного больше времени, чтобы достичь вехи речи или языка, или есть проблема.

Вот на что стоит обратить внимание. Позвоните своему врачу, если ваш ребенок:

  • к 12 месяцам: не использует жесты, например, указывает или машет рукой на прощание
  • к 18 месяцам: для общения предпочитает жесты вокализации
  • к 18 месяцам: с трудом имитирует звуки
  • плохо понимает простые словесные просьбы
  • к 2 годам: может только имитировать речь или действия и не произносит слова или фразы спонтанно
  • к 2 годам: постоянно произносит только некоторые звуки или слова и не может использовать устную речь для общения больше, чем необходимо
  • к 2 годам: не может следовать простым указаниям
  • к 2 годам: имеет необычный тон голоса (например, хриплый или гнусавый)

Также позвоните врачу, если речь вашего ребенка труднее понять, чем ожидается для его возраста:

  • Родители и постоянные опекуны должны понимать около 50% речи ребенка в 2 года и 75% в 3 года.
  • К 4 годам ребенка в основном должны понимать даже люди, которые его не знают.

Что вызывает задержку речи или языка?

Задержка речи может быть вызвана:

  • нарушения полости рта, такие как проблемы с языком или небом (небом)
  • короткая уздечка (складка под языком), которая может ограничивать движения языка

Многие дети с задержкой речи имеют проблемы с орально-моторной функцией. Это происходит, когда есть проблемы в областях мозга, отвечающих за речь.Это затрудняет координацию губ, языка и челюсти для произнесения звуков речи. У этих детей также могут быть другие орально-моторные проблемы, например проблемы с кормлением.

Проблемы со слухом также могут влиять на речь. Таким образом, отоларинголог должен проверить слух ребенка всякий раз, когда возникает проблема с речью. У детей с проблемами слуха могут возникнуть проблемы с речью, пониманием, имитацией и использованием языка.

Ушные инфекции , особенно хронические инфекции, могут повлиять на слух.Но пока есть нормальный слух на одно ухо, речь и язык будут развиваться нормально.

Как диагностируются задержки речи или языка?

Если у вашего ребенка могут возникнуть проблемы, важно немедленно обратиться к логопеду (SLP). Вы можете найти логопеда самостоятельно или попросить своего лечащего врача направить вас к нему.

SLP (или логопед) проверит речевые и языковые навыки вашего ребенка. Патолог проведет стандартизированные тесты и определит основные этапы развития речи и языка.

SLP также проверит:

  • то, что понимает ваш ребенок (так называемый рецептивный язык)
  • то, что ваш ребенок может сказать (так называемый экспрессивный язык)
  • развитие звука и четкость речи
  • орально-моторный статус вашего ребенка (как рот, язык, небо и т. д. работают вместе для речи, а также для еды и глотания)

По результатам обследования логопед может порекомендовать вашему ребенку логопед .

Как помогает логопед?

Логопед будет работать с вашим ребенком, чтобы улучшить речевые и языковые навыки, и покажет вам, что делать дома, чтобы помочь вашему ребенку.

Чем могут помочь родители?

Родители играют важную роль в оказании помощи детям, у которых есть проблемы с речью или языком.

Вот несколько способов стимулировать развитие речи дома:

  • Сосредоточьтесь на общении. Разговаривайте с малышом, пойте, поощряйте имитацию звуков и жестов.
  • Прочтите ребенку. Начинайте читать, когда ваш ребенок еще ребенок. Поищите подходящие по возрасту мягкие или картонные книги или книжки с картинками, которые побуждают детей смотреть, пока вы называете картинки.
  • Используйте повседневные ситуации. Чтобы развивать речь и язык вашего ребенка, разговаривайте в течение дня. Назовите продукты в продуктовом магазине, объясните, что вы делаете, когда готовите еду или убираете комнату, и указывайте на предметы в доме. Делайте вещи простыми, но избегайте детского лепета.»

Наилучшим подходом является раннее распознавание и лечение задержки речи и языка. Позвоните своему врачу, если у вас есть какие-либо опасения по поводу речи или языкового развития вашего ребенка.

Важность невербального общения — Библиотечно-информационная сеть

Невербальное общение:

Хотя мы обычно отождествляем коммуникацию с речью, коммуникация состоит из двух измерений – вербального и невербального.Невербальное общение включает в себя поведение в форме зрительного контакта, прикосновения, тона голоса, физического поведения и выражения лица. В семействе поведения невербальная коммуникация также включает тонкие коммуникаторы. Например, внешний вид, поза и расстояние между двумя людьми передают тонкое общение. Экман и Фризен (1969) (цит. по Susan, 2002) определяют коммуникативное невербальное поведение как «те действия, которые явно и сознательно предназначены отправителем для передачи определенного сообщения получателю».Невербальное общение может оказать сильное влияние на многие аспекты общения с другими, включая силу, синхронность и непосредственность. Следовательно, компоненты невербальной коммуникации заслуживают подробного обсуждения.

Важность невербального общения:

Многие люди считают, что коммуникация включает в себя язык, и поэтому невербальная коммуникация не является законной областью изучения. Однако разделить вербальное и невербальное общение невозможно.Когда человек говорит, его жесты и мимика подчеркивают его слова. Даже при разговоре по телефону тон голоса, скорость, громкость и интонация влияют на смысл говорящего. Люди используют невербальное общение из-за следующих моментов.

  1. Слова имеют ограничения: существует множество областей, в которых невербальное общение более эффективно, чем вербальное (при объяснении формы, направлений, личностей и т. д. они выражаются невербально).
  2. Невербальные сигналы очень сильны: невербальные сигналы в первую очередь выражают внутренние чувства (вербальные сообщения в основном связаны с внешним миром).
  3. Невербальное сообщение, вероятно, будет более искренним: это потому, что невербальное поведение нельзя контролировать так же легко, как произносимые слова.
  4. Невербальные сигналы могут выражать чувства, которые неуместно выражать: социальный этикет ограничивает то, что можно сказать, но невербальные сигналы могут передавать мысли.
  5. Для отправки сложных сообщений необходим отдельный канал связи: Говорящий может значительно усложнить вербальное сообщение с помощью простых невербальных сигналов.

Невербальное общение обладает огромным потенциалом для улучшения общения. Умело дополненный вербальным общением, он может добавить больше смысла в процесс общения, делая ситуацию беспроигрышной как для отправителя, так и для получателя. Он имеет огромные возможности в области преподавания и обучения. Как сказано вкратце, то, как что-то выражается, может иметь большее значение и вес, чем то, что сказано, сами слова.


Для цитирования статьи используйте:

Каталожные номера:

  • Сьюзан, Р.(2002). Использование невербальной коммуникации для повышения эффективности учителя. Получено из базы данных ERIC. (ED464728)

Как заставить это работать: AAC для минимально словесных

Почему маловербальный человек должен использовать AAC, когда у него есть речь?

Лица с отклонениями в развитии, такими как аутизм и подобные состояния, испытывают ряд трудностей в отношении речи, языка и общения. Некоторые из них невербальные, и преимущества AAC в обеспечении их коммуникации более очевидны.С другой стороны, можно ожидать, что люди с ограниченной речью будут использовать свою речь для всех своих потребностей в общении. Исследования показывают, что мультимодальное общение и использование AAC могут принести пользу маловербальным людям, делая общение легким и более эффективным. Читайте дальше, чтобы узнать, как AAC может поддерживать минимально говорящих ораторов!

Кто является минимально вербальным оратором?

Минимально вербальный говорящий — это тот, у кого очень небольшой репертуар произносимых слов, которые используются в коммуникативных целях (Kasari et al., 2013). Они используют разговорный язык в ограниченных условиях и целях. Обычно говорящий выучил слова, которые он использует в качестве написанного текста.

Проблемы с доступом к речи

Маловербальные говорящие могут иметь прерывистую, ненадежную или недостаточную речь.

Прерывистая речь

О человеке говорят, что он имеет прерывистую речь, когда он может говорить время от времени, но не может говорить в другое время. Трудности с речью могут быть вызваны стрессом, болезнью или сенсорной перегрузкой.Это также может быть связано с нервным срывом и сопутствующими заболеваниями, такими как эпилепсия и мигрень.

Ненадежная речь

Человек с ненадежной речью может быть не в состоянии сказать то, что он намеревается сказать в ситуации. Вместо этого им может быть проще использовать сценарий.

Например, они могут использовать готовый ответ «Я в порядке», когда кто-то спрашивает «Как дела?», даже если они больны и ждут врача.

Это несоответствие между тем, что они хотят передать, и тем, что они говорят на самом деле, является распространенной причиной сбоев в общении.

Недостаточная речь

У человека недостаточно речи, когда его речь согласуется с предполагаемым смыслом, но не полностью отвечает его коммуникативным потребностям. Могут возникнуть трудности с речью, когда они хотят пообщаться, рассказать о своих чувствах или прошлом опыте. С другой стороны, им может быть легче говорить о фактах!

Во всех вышеперечисленных случаях человек может считаться обладателем функциональной речи. Умение произносить несколько слов и коротких фраз рассматривается как функциональная речь.Но одними только этими словами невозможно удовлетворить свои потребности в общении. Человеку определенно нужен AAC в этом сценарии.

Однако обычно мы обнаруживаем, что эти люди не могут иметь легкий доступ к AAC. Давайте посмотрим, почему.

Барьеры для AAC
  1. Барьер знаний. Родители могут не знать о доступных в настоящее время технологиях AAC.
  1. Стоимость. Поскольку они умеют говорить, их нельзя рассматривать для получения грантов и страховки, где это применимо.Возможно, им придется потратить деньги из своего кармана на AAC.
  1. Барьеры отношения и мифы об AAC, такие как – 
  • AAC предназначен только для тех, кто не может говорить.
  • AAC — это крайняя мера.
  • Использование AAC будет препятствовать развитию речи.
  • Недостаточная речь объясняется стрессом, и родители полагают, что расслабление позволит их ребенку общаться в устной форме без посторонней помощи.

Пожалуйста, помните об их трудностях

Из-за сосредоточенности на существующей речи родители и специалисты не распознают –

  • Сбои связи и способы устранения этих сбоев службы поддержки AAC.
  • Более широкие потребности в общении, потому что общение выходит за рамки простого запроса.
  • Приоритетом должно быть общение, а не устная речь. Для маловербального ребенка речь просто менее эффективна или требует больше усилий, чем альтернативы.

Люди с типичной речью часто могут выбирать способы общения по личным предпочтениям, например, предпочитая текстовые сообщения звонкам. Другие могут напечатать утверждения, прежде чем читать их вслух, особенно во время презентаций.

Точно так же мы должны давать системы AAC маловербальным людям в качестве одного из их средств общения.

Быстрая машинистка может предпочесть текстовую систему. Кто-то, у кого есть трудности с чтением или письмом, или кто обладает визуальным мышлением, может предпочесть систему с большим количеством графических символов.

Мы должны нормализовать AAC и поощрять его во всех контекстах, где они поддерживают общение. Помните аугментативную часть AAC.

Что говорят исследования?

Исследователи обнаружили, что в ходе эффективного натуралистического поведенческого вмешательства, когда терапевты моделировали язык с помощью устройства для генерации речи (SGD) (не ожидая, что ребенок будет использовать его выразительно), это способствовало более длительным и частым взаимным коммуникативным взаимодействиям между терапевтами и минимально вербальными клиентами. (Касари и др., 2014 г. и Алмиралл и др., 2016 г.).В этом исследовании терапевты использовали SGD для моделирования языка с все более различными коммуникативными функциями. Было замечено, что успехи в вербальном общении у детей увеличились.

Это исследование подчеркивает возможности моделирования, а также дает ответы на многие вопросы об AAC в минимальной словесной форме, а именно — 

1.Когда мы можем ввести AAC для этих детей?

Как можно скорее.

2. Будет ли использование AAC задерживать развитие речи у детей с CCN (сложные коммуникативные потребности) или аутизмом?

Определенно нет.Обратное верно.

Это важный вывод, которым следует поделиться со специалистами, которые могут неохотно использовать SGD в своих вмешательствах. Это понимание также важно для родителей детей с РАС, которые могут беспокоиться об использовании SGD, поскольку они хотят, чтобы их ребенок говорил.

Как использовать AAC с минимальной словесностью?

Вы можете использовать AAC так же, как и с любым другим потомком. По –

1. Предполагаемая компетентность 

2.Моделирование без ожиданий.

Вы также можете использовать различные стратегии, такие как разговор с самим собой, параллельный разговор, расширение, расширение, где это применимо. Погружайте ребенка в язык как аудиально, так и визуально. Принимайте все формы общения. Не забудьте сделать паузу и дать им достаточно времени для обработки информации и ответа.

Отсутствие постоянной необходимости говорить и наличие визуального представления языка, доступного им через AAC, определенно сделает их лучшими коммуникаторами.

Из-за ограниченного использования генеративной речи многие минимально вербальные дети полагаются на нетрадиционное поведение для общения (Iacono & Caithness, 2009). Без доступа к обычному общению человек с аутизмом не может продемонстрировать свою свободу воли. Способность сообщать о своих потребностях, желаниях и действиях занимает центральное место в деятельности. AAC помогает им достичь этого.

Каталожные номера:

https://praacticalaac.org/praactical/praactical-research-aac-intervention-for-children-with-asd/

http://kidtalk.vkcsites.org/wp-content/uploads/2014/11/Adaptive-Interventions_Marcus.pdf

https://www.liebertpub.com/doi/10.1089/aut.2018.0007

https://pubs.asha.org/doi/10.1044/2021_PERSP-20-00227

Шесть концепций вербального и невербального общения

nikolapetkovic1988/iStock/GettyImages

Вербальное и невербальное общение составляют основу общества. Они необходимы для того, чтобы люди ладили друг с другом и создавали культуру, которую мы называем своей собственной.Изучение коммуникации означает понимание основ того, что делает вербальную и невербальную коммуникацию одновременно разными и похожими. Можно разделить эти два типа общения, но чаще они происходят вместе, особенно в повседневном общении лицом к лицу.

Три основных компонента

Любое общение (вербальное и невербальное) состоит как минимум из трех компонентов. Человек, который создает сообщение, само сообщение и человек, который получает сообщение.В речевом общении это говорящий, используемые им слова и слушающий. Другим примером может быть письменное общение: писатель, написанное произведение и читатель. В невербальном общении примером могут быть: улыбающийся человек, сама улыбка и человек, который видит улыбку.

Определение вербального и невербального общения

Вербальное общение включает в себя больше, чем просто устную речь. В этом случае вербальное включает в себя устное (разговорное), визуальное (увиденное), письменное и электронное общение.Невербальное общение включает в себя тон голоса, выражение лица и движения тела. При общении лицом к лицу как вербальное, так и невербальное общение накладываются друг на друга, потому что вы слышите не только используемые слова, но и тон говорящего, что дает вам другое понимание того, что он говорит.

Три уровня

Существует три уровня общения: личное, СМИ и массовое. Личное общение — это когда один человек общается с другим человеком.Медиакоммуникация — это промежуточный уровень, характеризующийся взаимодействием один на один на расстоянии, как, например, в двухточечной электросвязи (телефон, радио, телеграф и т. д.). Домашние фильмы также попадают в раздел медиакоммуникаций. Массовая коммуникация – это то, с чем мы все знакомы благодаря телевидению и газетам.

Заблуждение о языке жестов

Язык жестов не считается невербальным общением, поскольку он относится к категории общения на основе визуального языка.Это распространенное заблуждение при изучении вербальной и невербальной коммуникации.

Категории невербального общения

Невербальное общение можно разделить на несколько категорий: выражение лица, зрительный контакт, поза, голос, одежда (платье/одежда), цвет, запах, время и пространство. Это не все физические объекты, но и поведение. Язык времени культурен. В одной части мира опоздания допустимы, а в других недопустимы.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.