Воображение что это: Воображение человека — это… Определение воображения для сочинения.

Содержание

Воображение — это… Что такое Воображение?

  • ВООБРАЖЕНИЕ — фантазия способность человеческого сознания создавать образы, не имеющие непосредственных аналогов в действительности. Философия изучает творческое продуктивное В., которое, отталкиваясь от наличной вещи с ее случайными признаками и особенностями …   Философская энциклопедия

  • воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа, средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — правит миром. Наполеон I Богатство ассоциаций не всегда свидетельствует о богатстве воображения. Кароль Ижиковский Многие путают свое воображение со своей памятью. Генри Уилер Шоу Все мы герои своих романов. Мэри Маккарти (см. ВЫМЫСЕЛ И ФАНТАЗИЯ) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ВООБРАЖЕНИЕ —         способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.… …   Энциклопедия культурологии

  • Воображение —  Воображение  ♦ Imagination    Способность воображать, т. е. представлять себе мысленным взором образы, в том числе и главным образом в тех случаях, когда сам представляемый объект отсутствует. Эти образы, как отмечает Сартр, являются актами, а… …   Философский словарь Спонвиля

  • ВООБРАЖЕНИЕ — ВООБРАЖЕНИЕ, воображения, мн. нет, ср. 1. Способность воображать, мысленное воспроизведение чего нибудь, фантазия. Живое и пылкое воображение. Расстроенное воображение. || Способность к творчеству, к созданию новых образов путем комбинаций… …   Толковый словарь Ушакова

  • воображение — Фантазия. Ср …   Словарь синонимов

  • воображение —         ВООБРАЖЕНИЕ (англ. imagination воображение, фантазия) важнейший процесс мыслительной деятельности, состоящий в создании и преобразовании образов и образных представлений. В. обусловлено самой природой мышления, в соответствии с которой… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Современная энциклопедия

  • ВООБРАЖЕНИЕ — (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение …   Большой Энциклопедический словарь

  • Воображение — (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Воображение | Понятия и категории

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:

    1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;

    3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;

    4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения — в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход — представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения — воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:

    1) воображение произвольное — проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;

    2) воображение непроизвольное — проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, — преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:

    1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

    2) гиперболизация, или акцентирование — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

    3) заострение — подчеркивание некоих признаков;

    4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

    5) типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:

    1) воображение пассивное;

    2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего — в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения — фантазия.

    Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 103-105.

    ВООБРАЖЕНИЕ — Что такое ВООБРАЖЕНИЕ?

    Слово состоит из 11 букв: первая в, вторая о, третья о, четвёртая б, пятая р, шестая а, седьмая ж, восьмая е, девятая н, десятая и, последняя е,

    Слово воображение английскими буквами(транслитом) — voobrazhenie

    Значения слова воображение. Что такое воображение?

    Воображение

    ВООБРАЖЕНИЕ —способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.

    Новая философская энциклопедия. — 2003

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений.

    Головин С. Словарь практического психолога

    Воображение Всякое воспринятое впечатление оставляет известный след, который может возобновиться и тогда у нас появляется воспоминание. То, что появляется в нашем воспоминании, называется образом.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

    Воображение (Einbildungskraft — нем.). В кантовской философии — обозначение одной из важнейших. познавательных способностей человека. Под воображением в широком. смысле Кант понимает «способность представлять предмет также и без его.

    Васильев В. Термины кантовской философии

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность мысленного представления объектов, действий, ситуаций, не данных в актуальном восприятии. В. — основа творч. деятельности. Творч. В., в отличие от репродуктивного, превосходит содержание сознания, полученное в прошлом опыте.

    Левит С. Культурология. XX век. Энциклопедия

    ВООБРАЖЕНИЕ — способность представлять отсутствующие объекты. Различают репродуктивное воображение,представляющее образ чего-то уже известного нам, и творческое воображение, делающее человека способным создавать произведения искусства…

    Жюлиа Д. Философский словарь. — М., 2000

    ВООБРАЖЕНИЕ En.: Imagination. Дар воображения соответствует способности функционировать гипнотически (см.: поглощенность). Акт воображения — это и причина, и следствие гипноза. Кроме того, это причина гипнотических эффектов…

    Новый гипноз: Глоссарий

    Воображение патологическое

    Воображение патологическое — процесс создания болезненных представлений, идей, моделей поведения, основанный на актуализации какой-либо патологической потребности или на анормальном влечении.

    vocabulary.ru

    Воображение патологическое — создание болезненных представлений, идей, моделей поведения. Основное нарушение состоит при этом в том, что воображаемое принимается за эквивалентное или идентичное реальному.

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Бред воображения

    Бред воображения (Dupre, Longre, 1914) — бред, содержанием которого становятся плоды болезненного и большей частью пассивного воображения, поскольку роль осознанной активности самих пациентов в них стремится к нулю.

    vocabulary.ru

    Бред воображения — (Dupre Longre, 1914) — бред, содержанием которого становятся плоды болезненного воображения. Бред носит изменчивый, неправдоподобный, лишённый системы и логики характер, наблюдается у “конституциональных мифоманов”.

    Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

    Игра воображения

    «ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ», Беларусь, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ/МИНСККОМПЛЕКСБАНК/ТVI, 1995, цв., 75 мин. Лирическая комедия. По одноименной пьесе Эмиля Брагинского. Состоятельный дипломат, а может быть…

    Энциклопедия кино. — 2010

    «Игра воображения» — кинофильм, выпущенный в 1995 году киностудией «Беларусьфильм» по одноименной пьесе Эмиля Брагинского. Семье Антошиных не удалось сохранить любовь после двадцати лет совместной жизни.

    ru.wikipedia.org

    Активное воображение

    АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ – один из методов выявления бессознательного, используемый при аналитической терапии и представляющий собой метод интроспекции, наблюдение над развертыванием внутренних образов.

    Словарь-справочник по психоанализу. — 2010

    Активное воображение (Active imagination) — метод работы с бессознательными содержаниями (сновидениями, фантазиями и т.п.) с помощью просмотра образов в воображении, ведения диалогов и их вербализации.

    ru.wikipedia.org

    АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (Active imagination; aktive Imagination) — метод усвоения бессознательных содержаний (сновидений, фантазий и т.п.) с помощью определенной формы самовыражения.

    Словарь аналитической психологии

    Символическое воображение

    СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ способность субъекта, связанная с процессом культурного творчества. Основы ее понимания заложены еще в учении Канта о схематизации продуктивного воображения.

    Энциклопедия культурологии

    СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ — способность субъекта, связанная с процессом культурного творчества. Основы ее понимания заложены еще в учении Канта о схематизации продуктивного воображения.

    Энциклопедия культурологии

    Русский язык

    Воображе́ние, -я.

    Орфографический словарь. — 2004

    Воображ/е́ни/е [й/э].

    Морфемно-орфографический словарь. — 2002

    Примеры употребления слова воображение

    А объемы двух боксов в центральном туннеле и вовсе поражают воображение: 4,2 и 9,2 литра.

    Нужно воображение, более того, нужно уметь использовать эту силу воображения.

    Уж не знаю, в чьё воспалённое воображение пришла идея создания такого наряда.

    Готические рисунки, обезьяны и причудливые каракули поражают воображение.

    Мощная игра «пингвинов» в атаке поражает воображение не только букмекеров.

    Но ее воображение все чаще занимает образ молодой женщины, случайно увиденной на улице.


    1. воображаться
    2. воображать
    3. воображающий
    4. воображение
    5. воображенный
    6. вообразивший
    7. вообразимо

    Воображение | Что такое Воображение

    … я считаю, что самое необходимое качество, которым должен обладать человек,

    это воображение. Оно даёт людям возможность ставить себя на место других.

    Оно делает их добрыми, сострадающими и понимающими.

    Джин Уэбстер. Длинноногий дядюшка

           Воображение  как качество личности – способность создавать в уме независимые образы, представления, идеи; представлять другую, мнимую, не существующую в действительности реальность.

          Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу. Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней— лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

           Воображению подвластно превратить человека в умирающего или, наоборот, вернуть к жизни – бодрым и здоровым. Человек, погружаясь в свой внутренний мир, создает там независимые образы, картинки, ролики, представления. В отличие от восприятия, создающего образы объектов и явлений, непосредственно видимых во внешнем мире, воображение конструирует образы мнимых объектов и явлений на платформе уже имеющихся в уме представлений. Посредством воображения человек получает способность путешествовать в своем будущем, представлять другую реальность, перелетать в иные миры. Воображение востребовано в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память. Можно ли влюбиться в женщину, на которой паранджа? — Можно, если у тебя богатое воображение. Иными словами, без воображения, как сказал Д. Дидро, «без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком».

         Мир – полотно, а художник – воображение. Лорен Бейкол как-то сказала: «Воображение — самый высокий воздушный змей, который может запустить человек». С помощью воображения можно почувствовать вкус. Например, кислый вкус способствует слюновыделению. Представьте, как вы кладете в рот дольку лимона. Она такая сочная. Из нее течет сок прямо к вам на язык. Наверняка вы уже почувствовали вкус лимона.

         Как влюбляется женщина? Мужчина влюбляется глазами, а женщина посредством воображения, интеллектуально, умом. Еще до первой встречи с мужчиной она уже создала в своем воображении соответствующий образ, наделила его соответствующими качествами. Прав был Вольтер, сказав: «Любовь – это природная ткань, расшитая воображением».  Ему вторит Марсель Пруст: «Наружный облик человека есть порождение наших мыслей о нем. Даже такой простой акт, как «увидеть знакомого», есть в известной мере акт интеллектуальный. Мы дополняем его обличье теми представлениями, какие у нас уже сложились, и в том общем его очерке, какой мы набрасываем, представления эти играют, несомненно, важнейшую роль. Сколько раз в течение всей моей жизни реальность разочаровывала меня, потому что в тот момент, когда я воспринимал её, воображение, будучи единственным моим органом восприятия красоты, никак не могло с ней соотнестись в силу непреложного закона, гласящего, что невозможно представить себе то, чего не существует».

          Происходит знакомство. Если мужчина внешне хоть немножко соответствует образу, созданному воображением, всё, женщина уже думает, что это он, что она нашла того самого. Дальше воображение играет с ней злую шутку. Женщина начинает общаться с мужчиной так, как будто он всё уже ей дал, что она хотела от него получить. В ее воображении они уже живут в шикарном доме, двое малюток бегают в саду со служанками, фонтаны, он носит ее на руках. Словом, воображение создает в уме женщины яркие картины еще не состоявшегося будущего.  Мужчина в недоумении. С чего она взяла, что я такой необыкновенный, что я такой уверенный в себе, целеустремленный и ответственный? Никогда не замечал в себе этих качеств личности. Я – бабник, эгоист, несерьезный и безответственный, а она говорит, что я – олицетворенная обязательность, честь и серьезность.

          Женский ум намного мощнее мужского, поэтому мужчинам бесперспективно соревноваться с женским воображением. Когда женщина влюбляется с первого взгляда, то есть интеллектуально, в соответствии с запросами своего воображения, она видит перед собой плод, нарисованный фантазийным умом, а не реального мужчину. Законченный подлец в ее воображении предстает благородным принцем. Мужчине трудно даже представить, насколько плод воображения для женщины реальнее его самого в действительности. Он шокирован, что женщина готова ради него на все, на любые жертвы. В своем воображении она уже получила от него всё, что хотела и теперь благодарит с помощью жертвенности, верности и нежности. Мужчина думает: «Я еще ничего существенного не сделал, палец о палец не ударил, а она: — Я твоя навеки, Без тебя жизни нет.  Словом, женское воображение заводит в мир иллюзий.  Уильям Шекспир в  комедии «Сон в летнюю ночь» писал:

    У всех влюблённых, как у сумасшедших,
    Кипят мозги: воображенье их
    Всегда сильней холодного рассудка

           Альберт Эйнштейн говорил: «Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно…» Оно может подарить другие миры и изгнать из них. Оно может сделать принцем и нищим, королевой и Золушкой.

         Воображение играет ключевую роль в творчестве. Почитайте, как использовал свое воображение Никола Тесла — изобретатель электричества и радио, повелитель молний: «К 17 годам я научился видеть внутренним зрением, и с тех пор мне не нужны были модели, чертежи или опыты, я могу столь же реально представлять всё это в мыслях. Когда у меня рождается идея, я сразу же начинаю развивать ее в своем воображении. Я меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение. Для меня абсолютно неважно, управляю я своей турбиной в мыслях или испытываю ее в мастерской. Я даже замечаю, что нарушилась ее балансировка. Не имеет никакого значения тип механизма, результат будет тот же. Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему. Когда учтены все возможные и мыслимые усовершенствования изобретения и не видно никаких слабых мест, я придаю этому конечному продукту моей мыслительной деятельности конкретную форму. Изобретенное мной устройство неизменно работает так, как, по моим представлениям, ему надлежит работать, и опыт проходит точно так, как я планировал. За двадцать лет не было ни одного исключения».

            Воображение позитивно, если оно способствует лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и личностному росту. В то же время оно порочно, если уводит человека в мир иллюзий, отрывает от реальной жизни, приводит в болото пассивной мечтательности, подменяющее реальную жизнь бесплодными фантазиями и грезами. Воображение полезно, ведь без него были бы невозможны полеты человеческой мысли, были бы не сделаны великие открытия, но им необходимо управлять и направлять на воплощение реальных целей. Стоит дать волю воображению, и начинаешь видеть и слышать только то, что тебе хочется.  Если воображение не обуздано, оно заводит человека в дебри пустой, бесплодной мечтательности, непроходимой глупости и безделья.

    Петр Ковалев
    Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

     

    Воображение

    Воображение — (фантазия) — универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

    В. — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из «царства» животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и освоение их в онтогенезе.

    В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает идущее от И.Канта понимание В. как всеобщего свойства сознания.

    В. — это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение). .

    Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем, мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

    В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества.

    План-конспект лекции на тему «Воображение».

    Понятие о воображении, его роль в обучении и воспитании детей. Виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения. Сновидения как форма воображения: проблема их психологического объяснения (взгляды З.Фрейда и других ученых на роль сновидений в жизни человека).

    Воображение и творчество. Особенности художественного воображения и его проявление у детей. Признаки научно-технического воображения, его наиболее ранние проявления. Способы исследования воображения у детей с целью определения их склонности к творчеству и дальнейшего развития этой склонности.

    Развитие воображения у детей. Возрастные особенности проявления различных видов воображения (на примере детского рисунка, технического и других видов творчества). Связь между развитием воображения и познавательных психических процессов у ребенка. Воображение и формирование ребенка как личности. Пути развития детского воображения и творческой фантазии.

    Воображение — психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;

    2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

    46 Воображение

    Вопрос 46. Определение, виды, функции воображения. Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем. Развитие воображения. Воображение и творчество.

    Воображение — это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека.

    Воображение тесно связано со всеми другими познавательными процессами и занимает особое место в познавательной деятельности человека. Благодаря этому процессу человек может предвосхищать ход событий, предвидеть результаты своих действий и поступков. Оно позволяет создавать программы поведения в ситуациях, характеризующихся неопределенностью.

    С физиологической точки зрения, воображение — это процесс образования новых систем временных связей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга.

    В процессе воображения системы временных нервных связей как бы распадаются и объединяются в новые комплексы, группы нервных клеток связываются по-новому.

    Физиологические механизмы воображения располагаются в коре и более глубоко лежащих отделах мозга.

    Воображение – это процесс мысленного преобразования реальности, способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта.

    Виды воображения

    По предмету – эмоциональное, образное, словесно-логическое

    По содержанию труда – художественное, техническое

    По способам активности – активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное

    По характеру образов – абстрактное и конкретное

    По результатам – воссоздающее (мысленное воспроизведение имеющихся в действительности образов предметов) и творческое (создание образов объектов не существующих в настоящее время).

    Виды воображения:

    — активное — когда человек усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Активное воображение — явление творческое, воссоздающее. Творческое активное воображение возникает в результате труда, самостоятельно создает образы, выражающиеся в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Это основа любого творчества;

    — пассивное — когда образы возникают сами собой, не зависят от желаний и воли и не воплощаются в жизнь.

    Пассивное воображение бывает:

    непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения – небывалая комбинация бывалых впечатлений.

    произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

    Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту. Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Например, при чтении книг мы представляем себе героев, события и т.д. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Мечта – вид воображения, заключающийся в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд отличий от творческого воображения. 1) в мечте человек всегда воссоздает образ желаемого, в творческом не всегда; 2) мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия и т.п. 3) мечта всегда направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

    Функции воображения.

    В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны также факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела.

    Воображение несет следующие функции (по определению Р. С. Немова):

    — представление действительности в образах;

    — регулирование эмоциональных состояний;

    -произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека:

    — формирование внутреннего плана действий;

    — планирование и программирование деятельности;

    — управление психофизиологическим состоянием организма.

    Роль воображения в решении познавательных и личностных проблем.

    Воображение тесно связано с мышлением:

    — подобно мышлению оно позволяет предвидеть будущее;

    — воображение и мышление возникают в проблемной ситуации;

    — воображение и мышление мотивируются потребностями личности;

    — в процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением;

    — в основе воображения лежит возможность выбора образа; в основе мышления — возможность новой комбинации понятий.

    Основное назначение фантазии — представить альтернативу реальности. Как таковая фантазии служит двум основным целям:

    — она стимулирует творчество, позволяя создать то, чего еще нет (пока), и

    — она действует как балансировочный механизм души, предлагая индивидууму средство самопомощи для достижения эмоционального равновесия (самоисцеления). Фантазия также используется в клинических целях; результаты проективных психологических тестов и методик основываются на проекциях фантазий (как это имеет место в ТАТ). Кроме того, в различных психотерапевтических подходах фантазии отводится роль разведочного или терапевтического средства.

    Развитие воображения

    Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычайно раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой стороны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, однако со временем о них стали говорить как о гениях.

    Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже, несмотря на то, что эта деятельность — игра.

    Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.

    Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится.

    Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение, прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех — пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

    Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

    Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

    Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

    Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

    Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

    Развитие воображения в человеческом роде, рассматриваемое исторически, следует по тому же пути, как и у отдельного человека. Вико, имя которого вполне заслуживает упоминания здесь, потому что он первый увидел, какую пользу можно извлечь из мифов для изучения воображения, разделял исторический путь человечества на три последовательные периода: божественный или теократический, героический или сказочный, человеческий или исторический в собственном смысле; причем по миновании одного такого цикла начинается новый

     активная деятельности (Д. вообще) стимулирует развитие воображения

    — развитие различных видов творческой деятельности и научной деятельности

    -использование специальных приемов создания новых продуктов воображения как решения проблем – агглютинация, типизация, гиперболизация, схематипизация

    — агглютинация (от лат. agglutinatio — приклеивание) — комбинирование отдельных частей или разных предметов в один образ;

    — акцентирование, заострение — подчеркивание в создаваемом образе какой-то детали, выделение части;

    — гиперболизация — смещение предмета, изменение количества его частей, уменьшение или увеличение его размеров;

    — схематизация — выделение характерного, повторяющегося в однородных явлениях и отражение его в конкретном образе.

    — типизация — выделение схожести предметов, сглаживание их различий;

    -активное подключению чувств и эмоций.

    Воображение и творчество.

    Ведущей связью является зависимость воображения от творчества: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Необходимое для преобразования действительности и творческой деятельности воображение в процессе этой творческой деятельности и формировалось. Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения.

    Особенно важную роль воображение играет в научном и художественном творчестве. Творчество без активного участия воображения вообще невозможно. Ученому воображение позволяет строить гипотезы, мысленно представлять и проигрывать научные эксперименты, искать и находить нетривиальные решения проблем. Воображение играет важную роль на ранних стадиях решения научной проблемы и нередко ведет к замечательным догадкам.

    Изучение роли воображения в процессах научного и технического творчества осуществляется специалистами по психологии научного творчества.

    Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т.д. Какие факторы определяют возможность творчества человека? 1) знания человека, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью; 2) наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

    Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить 4 стадии процесса творчества: 1. Подготовка (зарождение идеи). 2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно). 3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата). 4. Проверка.

    Таким образом, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям синтеза и анализа. В конечном итоге, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

    Воображение

    Воображение относится к «универсальным» психическим процессам. Воображение — это психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности или представления о ней. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

    Продуктом или результатом процесса воображения являются образы воображения. Они могут возникнуть в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, прослушивания музыкальных произведений, восприятия отдельных звуков или шумов, или через описание какого-либо события, вещи, персонажа, или по ассоциации с чем-либо. Один только перечень способов продуцирования образов воображения показывает тесную связь с другими психическими процессами, имеющими образную природу (ощущением, восприятием, памятью, представлениями, мышлением).

    Воображение опирается на прошлый опыт, и поэтому образы воображения всегда вторичны, т.е. «уходят конями» в ранее пережитое, воспринятое, прочувствованное человеком. Но, в отличие от процессов памяти, здесь не ставится задача сохранения и точного воспроизведения информации. В воображении опыт преобразуется (обобщается, дополняется, комбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность). В отличие от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений), здесь значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не скованно задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание.

    Многие исследователи в качестве отличительного признака процесса воображения называют новизну. Но следует заметить, что новизна здесь носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше. Наконец, с представлением воображение роднит наглядность образов, из можно отнести к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).


    Другие заметки по психологии

    Что такое воображение? Три перспективы

    Когда я думаю о том, что может предшествовать большой идее, на ум приходит воображение. Воображение — это точка опоры больших идей, это создание миров, видений или идей за пределами видимого. Творческий потенциал за пределами конструкций, которые мы часто принимаем в повседневной жизни. Что такое воображение? Архитектор спросил, почему здания должны быть квадратными? Поэт, который спросил, почему слова должны выстраиваться на странице? Активист, который спросил, почему мы не все свободны? Ученый, который спросил, когда родилась Вселенная?

    Мы знаем, как выглядит воображение, но что означает ? Читайте дальше, чтобы исследовать три различных взгляда на природу и функцию воображения.

    Что такое воображение?

    Перефразируя Мерриама Вебстера, воображение означает:

    1. Действие или способность формирования мысленного образа чего-то, что не ощущается органами чувств или никогда прежде полностью не воспринималось в реальности
    2. Творческая способность или способность противостоять проблеме и решать ее

    Тем не менее, абстрактное определение, происхождение и природа воображения широко обсуждаются, и это постоянное размышление в той же лиге, что и такие понятия, как любовь и творчество.По мнению Аристотеля, Платона и Канта, воображение широко связано с творчеством.

    Несколько великих умов по-разному понимают значение и природу воображения:

    Альберт Эйнштейн: Знание против воображения

    Воображение часто сравнивают с творчеством и противопоставляют знанию. Эйнштейн классно назвал ограниченность знаний по отношению к экспансивности воображения. Он представляет интересную полярность и ставит вопрос, что такое знание без воображения? Действительно, творческие мысленные эксперименты являются неотъемлемой частью областей знаний, основанных на знаниях.

    «Воображение важнее знаний. Ибо знание ограничено, тогда как воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс, рождая эволюцию». -Альберт Эйнштейн

    В интервью Saturday Evening Post, в котором приводится приведенная выше цитата, Эйнштейн также сказал: «Я достаточно художник, чтобы свободно рисовать в своем воображении». Кажется, что Эйнштейн рассматривал воображение как место для игры, место для вопросов, и он хотел поощрять это в обществе, сосредоточенном на знаниях.Возможно, воображение является катализатором, а знание — уточнением или закреплением идеи.

    Как вы оцениваете воображение наряду со знаниями? Какую роль каждое из них играет в вашей жизни? Как вы думаете, как ваши сверстники или общество ценят их?

    Джозеф Кэмпбелл: Мифическое воображение

    Существует давняя история, связывающая мифологию с воображением, особенно через рассказывание историй. Проще говоря, люди использовали свои способности воображения, чтобы понять бессмысленный, другой и меняющийся мир.Благодаря творческому повествованию люди делились мифами о сотворении мира и передавали предупреждения будущим поколениям через фольклор, например, в рассказах Ананси. Джозеф Кэмбелл, психолог-юнгианец, рассматривал мифологию и символизм как средства активизации воображения и настройки на коллективное бессознательное.

     «Есть мифологии, которые рассеяны, разрушены повсюду вокруг нас. Мы стоим на том, что я называю конечной мореной разрушенных мифических систем, которые когда-то структурировали общество.Их можно обнаружить повсюду вокруг нас. Вы можете выбрать любой из этих фрагментов, которые активизируют ваше воображение, для собственного использования. Пусть это поможет сформировать ваше собственное отношение к бессознательной системе, из которой произошли эти символы». – Джозеф Кэмпбелл

    Самые ранние сведения о человеческом воображении основаны на образном и символическом фольклоре. В «Силе мифа», интервью Кэмпбелла Биллу Мойерсу, Кэмпбелл утверждает, что в период охоты на мужчину и женщину «происходит всплеск великолепного искусства и все доказательства, необходимые для мифического воображения в полной карьере.Благодаря мифу воображение стало проверенным временем способом понимания мира.

    Кэмпбелл утверждал, что истории, мифы и воображение происходят из коллективного бессознательного. Он заявил, что «поскольку воображение исходит из одной биологической основы, оно должно создавать определенные темы». Он считал, что люди разделяют доступ к коллективному воображению через тему и историю. На самом деле есть свидетельства того, что воображение могло предшествовать языку.

    Какие мифы или символы активизируют ваше воображение? Считаете ли вы, что воображение происходит из бессознательного (вашего или коллективного)?

    Тони Моррисон: Воображение как свобода

    Актуализированное воображение — это опыт, за который трудно бороться, и он требует времени и денег.Сколько самых «творческих» умов в мире содержались за счет рабов, низкооплачиваемой рабочей силы чернокожих и цветных коренных народов (BIPOC) и женщин? Плодовитый и творческий писатель, Тони Моррисон раскопала воображение из наслоения белизны в литературе (она написала целую книгу под названием Игра в темноте: белизна и литературное воображение ) и убедительно поставила под сомнение ограничения и отвлекающие факторы, налагаемые на творчество белым господством. .
    Для читателя с незаслуженной привилегией, основанной на поле или расе, ваша свобода воображения, возможно, никогда не была подавлена.Тем не менее, задумайтесь на мгновение о настойчивости, необходимой для того, чтобы преодолеть все то, что вам, возможно, говорили, немыслимо, не говоря уже о том, за что вас (или вашу расу или пол) наказали или физически запретили делать.

    «Очень серьезной функцией расизма… является отвлечение внимания. Это мешает вам делать свою работу. Это заставляет вас снова и снова объяснять причину своего существования. Кто-то говорит, что у вас нет языка, и поэтому вы тратите 20 лет, доказывая, что он у вас есть.Кто-то говорит, что ваша голова имеет неправильную форму, поэтому ученые работают над этим фактом. Кто-то говорит, что у тебя нет искусства, так что ты копаешься в этом. Кто-то говорит, что у вас нет королевств, и вот вы копаетесь в этом. Ничего из этого не нужно». – Тони Моррисон

    Воображение не обязательно должно быть открытым или спекулятивным; это может быть сомнение в статус-кво или даже называние вещей такими, какие они есть на самом деле. Действительно, Моррисон произвела столь необходимый и глубокий сдвиг в сознании белых американцев в своих работах.Хотя работа Моррисон — это искусство, а не «признак прогрессивизма», Моррисон сказала The New Yorker : «Я могу принять ярлыки, потому что чернокожая писательница — это не мелкое место, а богатое место для написания. Это не ограничивает мое воображение; он расширяет его. Это богаче, чем быть белым писателем-мужчиной, потому что я знаю больше и испытал больше».

    Воображение, воплощенное в жизнь, требует определенной степени свободы от угнетения.

    Какие убеждения или системы определяют ваше понимание воображения? Вы чувствуете себя свободным воображать? Что отвлекает вас (или других) от исследования вашего (или их) воображения?

    Представьте TEDxMileHigh: Приглашение

    В каждом из нас есть неизведанная территория — в нашей внутренней жизни, в вещах, которые мы создаем, в пространствах, в которых мы живем, и в возможностях наших социальных контрактов.Изобретательность часто рождается из искры любопытства и превращается в мощное изменение.

    Ускользните от предсказуемого, чтобы представить, что может быть, потому что то, что мы представляем, становится нашим миром.

    Приглашаем вас присоединиться к TEDxMileHigh: представьте себе эту осень. Мы рассмотрим, что такое воображение, и примем участие — как описывает воображение Эйнштейн — в предварительном просмотре грядущих событий жизни. Узнайте больше о спикерах и ознакомьтесь с подробностями мероприятия здесь.

    Купить билеты

    Что такое социологическое воображение? | Национальный университет

    Проще говоря, социологическое воображение — это способность связывать личные проблемы с более крупными социальными проблемами.Однако простого определения недостаточно, чтобы объяснить такую ​​скромно сложную идею, как социологическое воображение. Какие личные проблемы или социальные проблемы? Как они соединяются?

    Изучение краткого описания социологического воображения может помочь более осмысленно представить это понятие; это также может быть важным шагом к пониманию того, как социологическое воображение полезно для личной и профессиональной жизни тех, кто развивает этот конкретный навык.

    Изучение концепции социологического воображения

    Отец социологического воображения Ч. Райт Миллс основал эту область мышления в середине 20 века.В то время он писал: «Ни жизнь человека, ни история общества не могут быть поняты без понимания того и другого». Точно так же важно поместить теории Миллса в контекст.

    Современники Миллса в области социологии были склонны сосредотачиваться на понимании систем, а не на изучении отдельных вопросов. (Например, структурный функционализм.) Но Миллс утверждал, что представление об обществе как о простом наборе систем было не совсем точным. И что не менее важно, он игнорировал роль человека в этих системах.

    Он считал, что поиск баланса между системами и отдельными людьми в них необходим для понимания их коллективных отношений, а также социальных структур, возникающих в результате конфликта между различными группами. Эта точка зрения также помогает социологам не только наблюдать, но и разоблачать социальную несправедливость, действовать и изменять мир.

    И это важно, потому что без социологического воображения все наши идеи здравого смысла черпаются из нашего ограниченного социального опыта.Социологическое воображение — это основа для видения социального мира, выходящего за рамки этих ограничений; способность развивать понимание того, как биография является следствием исторических процессов и разворачивается в более широком контексте общества. Таким образом, социологическое воображение требует от нас отделить себя от привычной реальности наших личных обстоятельств и рассматривать социальные проблемы в более широком контексте.

    Проблемы и проблемы

    В рамках объяснения своей концепции социологического воображения Миллс провел важное различие между «личными проблемами» и «общественными/социальными проблемами».«В личной жизни мы принимаем решения, которые влияют на нашу семью, друзей, коллег и другие сообщества, в которые мы вовлечены. Личные проблемы связаны с личными проблемами человека по отношению к другим.

    Напротив, общественные/социальные проблемы являются силами, которые находятся вне личного контроля человека. За то, что живете в условиях повсеместной бедности, расизма, сексизма и т. д. Миллс отмечает, что личные проблемы могут стать социальными проблемами , как только они станут достаточно распространенными, т.е.е. как только проблемы, с которыми люди сталкиваются в своей жизни, становятся общими для их сообщества, эти проблемы могут стать общественной проблемой.

    Социологическое воображение и история

    Миллс также считал изучение истории важным элементом социологического воображения. Потому что исторические события помогли нам сформировать современное общество и жизнь каждого живого человека. Таким образом, изучение истории может помочь нам увидеть свою жизнь в контексте других, основываясь на прошлом опыте.Это дает нам лучшую основу для понимания наших собственных действий и действий нашего сообщества в результате систем, использовавшихся на протяжении всей истории, которые могут быть полезны при рассмотрении нашей собственной жизни и при объяснении мира другим.

    Примеры социологического воображения

    При покупке новой спортивной рубашки социологическое воображение просит вас выйти за рамки простых вопросов, таких как ваши потребности в новой одежде или ваши эстетические предпочтения. Например, почему вы покупаете именно спортивную рубашку ? Зачем ходить в спортзал, а не заниматься другими видами спорта? Зачем заниматься спортом? Зачем искать новые продукты вместо бывших в употреблении?

    Ответы на эти вопросы включают в себя множество различных факторов, таких как ваши экономические обстоятельства, магазины, доступные в вашем районе, и стили, популярные в вашем районе.Может быть, вы видели исследование здоровья, которое напугало вас и заставило задуматься о своей физической форме, или недавно нашли вдохновение, наблюдая за кем-то в социальных сетях.

    В другом контексте и обстоятельствах вы бы сделали другой выбор. Возможно, вы бы рассмотрели альтернативы тренажерному залу, если бы у вас были ресурсы или место для покупки тренировочного оборудования. Общественные ценности и нормы, существующие вокруг нас, могут даже подсознательно влиять на наши решения.

    Интересно, что причины, по которым люди вступают в брак, менялись на протяжении всей истории и продолжают различаться в разных культурах.Брак «по любви» — относительно новая общественная норма, которая стала популярной только в 17 веке. Наблюдение такого рода контраста может помочь нам лучше понять наши собственные решения о браке и то, как они принимаются в наших современных социальных рамках.

    Чем полезно социологическое воображение?

    Утверждая, что вы можете понять себя только в том случае, если вы можете понять свои обстоятельства, Миллс считал, что социологическое воображение — это не просто практика для профессоров социологии.Скорее, это то, что каждый должен попробовать, потому что это позволяет людям лучше понять свой личный опыт и в контексте общества в целом.

    Далее он утверждал, что преимущество социологического воображения заключается в том, что он связывает «личные проблемы с общественными проблемами». Потому что на то, что мы делаем, влияют обстоятельства, в которых мы находим наши ценности, поведение людей в нашем окружении. И социологическое воображение побуждает нас исследовать их и их взаимосвязь с результатом.

    Не имея социологического воображения, мы подвержены апатии: принятие окружающих нас верований, действий и традиций естественно и неизбежно. Мы также подвержены моральной бесчувственности в результате простого процесса рационализации. Например, когда люди совершают ужасные поступки в рамках своей роли в организации, руководствуясь не индивидуальным сознанием человека, а командами, отдаваемыми внешним телом.

    Таким образом, социологическое воображение — это способность видеть контекст, который формирует ваше личное принятие решений, а также решения, принимаемые другими.Но причина, по которой он полезен, заключается в том, что он позволяет нам лучше идентифицировать и подвергать сомнению различные аспекты общества, а не пассивно жить в нем. По сути, тот, кто может проявить социологическое воображение, лучше подготовлен к тому, чтобы делать более разумный личный выбор.

    Развитие социологического воображения в Национальном университете Национальный университет

    является региональным аккредитованным учебным заведением, которое предлагает степень бакалавра искусств в области социологии, а также несколько программ в области уголовного правосудия, которые позволяют студентам разрабатывать и использовать такие концепции, как социологическое воображение, для применения в реальном мире.Студенты учатся применять свои способности для улучшения человеческого взаимодействия в различных областях, от здравоохранения и рекламы до правоохранительных органов или социальной работы, применять социологические теории на практике и изменять мир к лучшему.

    Дополнительный источник:

    http://www.faculty.rsu.edu/users/f/felwell/www/Theorists/Essays/Mills3.htm

    http://ntweb.deltastate.edu/abarton/OldCourses/SOC101SP06/SOC101Pages/Soc%20Imagination.htm

    https://jitp.commons.gc.cuny.edu/tag/sociological-imagination/

    воображение — определение и значение

  • Однако построение гипотезы — это не просто случайная догадка; это остается не воображению одному, а _научному воображению_.

    Британская энциклопедия, 11-е издание, том 3, часть 1, часть 1 от «Австрия, Нижняя» до «Бэкон»

  • Единственный выход из этой трудности состоит в том, чтобы рассматривать воображение как само активное и выразительное в _словесном воображении_, а язык как язык _интуиции_, а не разума.

    Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика

  • Это, конечно, иллюзия — эта особенная романтика Америки; бесконечное обещание дороги, существующее в воображении , теперь, в действительности, книга, закончившаяся банкротством государства.

    Гейл Уолден: Поэзия американского автомобиля

  • Это, конечно, иллюзия — эта особенная романтика Америки; бесконечное обещание дороги, существующее в воображении , теперь, в действительности, книга, закончившаяся банкротством государства.

    Гейл Уолден: Поэзия американского автомобиля

  • Это, конечно, иллюзия — эта особенная романтика Америки; бесконечное обещание дороги, существующее в воображении , теперь, в действительности, книга, закончившаяся банкротством государства.

    Гейл Уолден: Поэзия американского автомобиля

  • Слово воображение происходит от идеи воображения.

    Сила позитивного мышления

  • Люди, слепо критикующие книги за «пропаганду колдовства», совершенно упускают из виду (очевидную) суть их и всего фэнтези — аллегории реальной жизни и ценностей, которым можно поучиться из них, а также узнают, что ваше воображение хорошая вещь.

    Чиновники Буша против Дж.К. Роулинг: Они серьезно беспокоились о том, что «Гарри Поттер» пропагандирует колдовство?! | РЭБ.ком

  • Как предпринимателю, мое воображение является краеугольным камнем моего успеха.

    Женщины развивают бизнес » Будучи предпринимателем, воображение — краеугольный камень моего успеха

  • Тем не менее, дома, в отпуске, в офисе за обедом — мне нравится видеть красивого мужчину на обложке, и я предпочитаю немного более полуобнаженного … мое воображение — первопроходец, только сказочно хорошо справляется только с маленькая подсказка.

    Обратный отсчет крови ангелов: Лора Ли — Nauti Intentions ARC

  • Как предпринимателю, мое воображение является краеугольным камнем моего успеха.

    Женщины развивают бизнес » 2009 » август

  • Что такое социальное воображение? | Институт Максин Грин

            


     

    «Социальное воображение — это способность изобретать видения того, что должно быть и что может быть в нашем дефицитном обществе, на улицах, где мы живем, и в наших школах.Социальное воображение не только предлагает, но и требует, чтобы кто-то предпринимал действия по ремонту или обновлению».

    — Максин Грин:  Давая волю воображению , с. 5.

    У нас также есть наше социальное воображение: способность изобретать видения того, что должно быть и что может быть в нашем ущербном обществе, на улицах, где мы живем, в наших школах. Когда я пишу о социальном воображении, мне вспоминается заявление Жан-Поля Сартра о том, что «именно в тот день, когда мы сможем представить себе другое положение дел, наши проблемы и страдания прольются новым светом и мы решим, что эти невыносимы»
        — Максин Грин: Освобождение воображения , с.5.

    «Воображение, намерение: ни того, ни другого недостаточно. Должна быть трансмутация доброй воли, того, что я называю пробужденностью, в действие. Да, пробужденность — это аспект взгляда Мориса Мерло-Понти (1964) на «высшее уровень сознания» и концепцию Пауло Фрейре (2005) о «сознании». И то, и другое требует размышления и практики, которые неотделимы друг от друга. И то, и другое не только воображает вещи так, как если бы они могли быть иначе, но побуждают людей начать действовать по собственной инициативе, начать делать их такими.Я помню, как Фрейре (2004) сказал, что крестьяне должны быть в состоянии представить «более прекрасный мир» (стр. 30), если в этот мир нужно внести изменения. В том, что мы решили представить себе как демократическую школу, должно быть беспокойство перед лицом данности, выход за пределы того, что считается само собой разумеющимся.
    Джон Дьюи (1916) сказал, что быть образованным означает стать другим — достичь других в публичном пространстве, создать сообщество, которое всегда будет неполным. Искусство может побудить молодежь увидеть то, чего они никогда не видели, увидеть неожиданные возможности.Они всегда на периферии, чтобы отвергнуть непристойное и несправедливое, пробудить критически настроенных и преданных видению того, что все обстоит иначе. Окончательного решения быть не может; но есть время — всегда время — отказаться от сонливости, решить начать».
       
    — Максин Грин:  >Пролог к ​​искусству, социальному воображению и действию, Журнал образовательных споров, том 5, № 1, зима 2010 г.

    Каково это, иметь паршивое воображение?

    Страница из

    НАПЕЧАТАНО ИЗ OXFORD SCHOLARSHIP ONLINE (oxford.Universitypressscholarship.com). (c) Copyright Oxford University Press, 2022. Все права защищены. Отдельный пользователь может распечатать в формате PDF одну главу монографии в OSO для личного использования. Дата: 23 марта 2022 г.

    Глава:
    (стр. 122) 6 Каково это, иметь паршивое воображение?
    Источник:
    Стать кем-то новым
    Автор(ы):

    Номи Арпали

    Издатель:
    Oxford University Press

    2 DOI.1093/oso/9780198823735.003.0007

    В этой главе утверждается, что нашу неспособность предвидеть, какими будут наши будущие «я», включая будущие «я», вызванные трансформационными решениями, часто можно объяснить теми же недостатками воображения, которые мешают нашей способности понимать других людей. Обычный вид такого провала воображения возникает из-за нашей чрезмерной склонности имитировать субъективные точки зрения других людей, представляя себя в их ситуации — стратегия, которой легко злоупотреблять, учитывая наши и их особенности.У нас такая же тенденция в отношении будущих «я», и поэтому мы всегда удивляемся, когда наша субъективная точка зрения значительно меняется — даже тогда, когда мы должны были знать лучше.

    Ключевые слова: воображение. симуляция, преобразующий опыт, симпатия, перспектива, депрессия

    Oxford Scholarship Online требует подписки или покупки для доступа к полному тексту книг в рамках службы. Однако общедоступные пользователи могут свободно осуществлять поиск по сайту и просматривать рефераты и ключевые слова для каждой книги и главы.

    Пожалуйста, подпишитесь или войдите, чтобы получить доступ к полнотекстовому содержимому.

    Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому названию, обратитесь к своему библиотекарю.

    Для устранения неполадок см. Часто задаваемые вопросы , и если вы не можете найти ответ там, пожалуйста, связаться с нами .

    Что такое воображение и почему оно важно для написания художественной литературы?

    В этом посте мы спрашиваем: «Что такое воображение?», смотрим на разницу между воображением и творчеством и обсуждаем, почему это важно для написания художественной литературы. Есть также упражнения для писателей, которые обязательно пробудят ваше воображение.

    Воображение, которое часто отбрасывают как фантазию, на самом деле является всепроникающей функцией человеческого опыта и помогает нам осмысливать мир.

    Детские игры

    В эти выходные я навестил своего двоюродного брата. В комнату ворвался его трехлетний сын. Ной настаивал, чтобы отец не называл его по имени. Теперь он Рокки, из семьи ротвейлеров.

    Маленький мальчик преобразился.Ему хотелось лизать, а не целовать, и есть печенье из миски, стоящей на земле. Мы все согласились с уловкой.

    Его творческая игра напомнила мне о моей племяннице Лейле в том же возрасте. Однажды, раздавая воображаемые сладости, она расплакалась. Когда ее мать спросила, что случилось, она закричала: «Ты их всех съел!»

    Это заставило меня задуматься о воображении и о том, как весело может быть придумывать вещи, сознательно оставлять реальность позади и наслаждаться такой умственной игрой.Именно этот «забавный» аспект мы часто забываем как писатели, когда «взрослеем».

    Что такое воображение?

    Но что именно есть воображение?

    Воображение — это часть нашего разума, которая создает вещи. Именно так мы формируем новые идеи, образы или представления о внешних объектах, которые не воспринимаются органами чувств непосредственно.

    Например, это когда ты видишь и почти чувствуешь красивую шелковую рубашку цвета ириски, которую ты видел в витрине бутика несколько недель назад, или пробуешь свой любимый темный шоколадно-кремовый мусс, когда ты снова на строгой диете.

    Иногда наше воображение, как сказала бы моя бабушка, тоже может подшутить над нами. Царапающий звук в окне в полночь внезапно становится стеклорезом в стиле компаса хорошо организованного серийного убийцы, врывающегося в вашу спальню. Когда вы отдергиваете шторы, это просто безобидная веточка на ветру.

    Распространенные теории

    Иммануил Кант, знаменитый философ XVIII века, разработал более широкую теорию воображения, выходящую за рамки узкого физического смысла этого слова.

    Кант считал, что воображение вносит значительный вклад в познавательные, эстетические и моральные аспекты нашей жизни. Он синтезируется с тем, как мы думаем, рассуждаем и понимаем мир вокруг нас.

    Как и Кант, Дастин Стоукс, молодой философ из Университета штата Юта, интересуется философскими и психологическими объяснениями наших способностей воображения.

    В эссе для сборника 2104 под названием Философия творчества, он говорит, что немногие философы рассматривали различие между воображением и творчеством.Точно так же немногие психологи напрямую проверяли разницу между этими двумя концепциями.

    Воображение играет важную роль в нашем опыте искусства, в построении теорий и в повседневной жизни, пишет Стоукс на своем веб-сайте.

    Взлеты и падения воображения

    Кажется, что наш мозг ведет себя по-другому, когда мы находимся в «режиме воображения», как люди.

    LiveScience, веб-сайт научных новостей, сообщил, что реальность и воображение текут в разных направлениях в мозгу.

    Визуальная информация от реальных событий течет вверх от затылочной доли мозга к теменной доле; воображаемых образа стекают из теменной доли в затылочную долю.

    На самом деле, в той же статье сообщалось, что использование нашего воображения связано с 11 областями нашего мозга.

    Почему это важно для написания художественной литературы?

    Воображение — лучший друг писателя. Ни один художник не станет спорить с его богатыми и непостижимыми ресурсами.

    Некоторые из нас думают о нем как о глубоком питательном колодце, другие — как о гигантском волшебном дереве, которое мы видим на краю наших снов перед тем, как заснуть — и когда у нас часто возникают лучшие идеи.

    Однако воображение не является исключительной прерогативой художника. Как люди, это наша основная способность быть творческим. Это часть человеческого инстинкта и поведения, и, как и творчество, его часто отвергают как причудливую — оторванную от разума или суждения — теми, кто не понимает его важности.

    Воображение является мощным и даже жизненно важным, когда оно используется, чтобы помочь нам воссоздать что-то более глубокое значение. Другими словами, когда мы используем его, чтобы написать историю и создать ее, чтобы оказать определенное влияние на читателя или аудиторию. Или когда мы используем его, чтобы бросить вызов, ниспровергнуть или изменить то, что мы находим в нашем воображении.

    Общий творческий опыт

    В своей новаторской книге « Художественный инстинкт: красота, удовольствие и эволюция человека » (2009) американский философ искусства Деннис Даттон выделяет 11 характеристик искусства — другими словами, индикаторы (или то, что он называет «сигналы») для искусства, признанного в разных культурах и мире.

    В книге он говорит, что предметы искусства дают творческий опыт как художнику, так и публике. Он также утверждает, что характеристика воображения, пожалуй, самая важная в общем составе искусства.

    Все искусство происходит в воображаемом мире, пишет он. Художественный опыт происходит в театре воображения.

    Даттон прав. Тот же самый инцидент с серийным убийцей, оказавшимся веточкой, достаточно силен, чтобы заставить вас написать роман ужасов о вымышленном серийном убийце, который похищает молодого главного героя — роман, в котором волнует тысячи читателей по всему миру.

    Творчество — это, конечно, еще одна уникальная когнитивная функция, которая пронизывает всю человеческую жизнь, но, возможно, чуть менее непроизвольная, чем воображение или наши воображаемые реакции на окружающую среду.

    Воображение и творчество

    В то время как воображение позволяет нам заполнять пробелы в нашем человеческом существовании, творчество аналогичным образом позволяет нам соединять часто «противоположные» идеи для создания новых идей, концепций или противоречий между двумя противоположными идеями.

    Это то, что часто называют магическим синтезом — термин, придуманный итальянским писателем и психоаналитиком Сильвано Ариети (автор книги Творчество: магический синтез ) в 1970-х годах.

    Этот синтез исследуется Институтом Санте-Фе в статье 2015 года под названием «Как креативность работает в мозгу» . Это то, что происходит в мозгу, когда идеи объединяются таким образом, который необходим для возникновения творчества.

    Другими словами, поясняется в статье, мозг должен быть одновременно и дивергентным, и конвергентным.Этот процесс хорошо понимают художники, которые часто объединяют радикально разные идеи, чтобы создать новую связь.

    ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ: 5 шагов к творчеству в письме

    Воображение к творчеству

    Возможно, решающее различие между конструктами воображения и творчеством , по крайней мере для писателей, заключается в том, что наше воображение может создавать ощущения или образы, которые стимулируют творческие части нашего мозга. Получив этот «образ», мы можем начать превращать его в историю, сознательно манипулируя или перестраивая его, чтобы он соответствовал контексту нашего повествования.

    Иными словами, можно представить, каково было бы встречаться с Джорджем Клуни, но потребуются наши творческие способности, чтобы написать целый роман об обычном человеке, который встречается со знаменитым голливудским актером.

    Упражнения на воображение

    Вот три упражнения, которые помогут развить ваше воображение и креативность.

    Для каждого найдите тихое место, где вы можете удобно сесть, закрыть глаза и дать волю своему воображению хотя бы на 30 минут.

    После каждого упражнения вы можете записать любые уникальные или вдохновляющие идеи.

    1. Воображаемые семьи

    Тай, чтобы изобразить одну из следующих семей в качестве альтернативы:

    1. Парижская семья во время La Belle Epoque во Франции.
    2. Марсианская семья по программе обмена с Землей.
    3. Семья магов.
    4. Семейство животных, живущих в лесу.
    5. Семья психопатов Мэнсона в 60-х.
    6. Семейство рыбок в новом аквариуме.

    Каков был опыт? Были ли вы удивлены тем, что предложило вам ваше воображение?

    2.Натюрморт

    Представьте себе стол перед вами, пустой, если не считать белоснежной скатерти. В данный момент вы художник, раскладывающий предметы для натюрморта маслом.

    1. Что ты поставишь на стол? (Фрукты, цветы и т. д.) Как вы расположите эти предметы? Увидьте все это в своем уме.
    2. Теперь добавьте еще чувств кроме зрительных. Чем вы пахнете ? Что объекты ощущаются как ? Что вы можете услышать на заднем плане?
    3. Наконец, начните представлять, кто вы есть в роли этого художника.Как выглядит ваша студия? Что вас вдохновляет? Для кого картина?
    3. Персонажи оживают

    В этом упражнении подумайте о персонаже из вашей любимой книги или рассказа. При желании вы можете перечитать часть рассказа или романа.

    1. Как они выглядят в вашем воображении?
    2. Во что они одеты, как вы их себе представляете?
    3. Что они делают?
    4. Вы «слышите» их голоса или смех?
    5. Что еще приходит на ум?
    Последнее слово

    Надеюсь, я ответил на вопрос «Что такое воображение?», объяснил разницу между воображением и творчеством и показал, почему оно важно для написания художественной литературы.

    Ральф Флетчер в своей книге Что нужно писателю  (1992) говорит, что как писатель «у вас есть две целые вселенные, которые вы должны исследовать — одна внутри и физическая снаружи. Выбирайте на свой вкус, внутренний или внешний. Или, лучше всего, и то, и другое».

    Главный совет : Узнайте больше о наших учебниках и онлайн-курсах в нашем магазине .

      Энтони Элерс  содействует проведению курсов для писателей. Он также пишет потрясающие посты в блоге и рабочие тетради.

    Еще сообщения от Энтони:

    1. Сила диалога в любовных историях
    2. 7 причин, почему «Что, если?» — самый важный вопрос, который вы можете задать как писатель
    3. Обсуждение писателей 8 | Мой год написания
    4. 5 столпов семейных саг
    5. 101 романтический образ для писателей
    6. 10 мощных приемов визуального повествования для писателей
    7. Романы и сценарии: в чем разница?

    Главный совет : Узнайте больше о наших рабочих тетрадях и онлайн-курсах в нашем магазине .

    Высвобождение силы воображения для создания будущего, которого мы хотим: Хопкинс, Роб: 9781603589055: Amazon.com: Books

    «Большие идеи, которые могут спасти мир»― The Guardian

    Основатель Международное движение Transition Towns задается вопросом, почему настоящее творческое, позитивное мышление приходит в упадок, утверждает, что сейчас оно важнее, чем когда-либо, и предлагает способы, как наши сообщества могут его возродить и восстановить.

    В эти времена глубокого разделения и еще более глубокого отчаяния, если и существует консенсус по поводу чего-либо в мире, так это того, что будущее будет ужасным.Это эпидемия одиночества, эпидемия беспокойства, кризис психического здоровья огромных масштабов, особенно среди молодежи. Наблюдается рост экстремистских движений и правительств. Катастрофическое изменение климата. Утрата биоразнообразия. Отсутствие продовольственной безопасности. Разрушение экосистем и сообществ, казалось бы, не поддающееся восстановлению. Будущее, не говоря уже о настоящем, выглядит мрачно.

    Но, как говорит нам соучредитель движения Transition Роб Хопкинс, существует множество свидетельств того, что вещи могут меняться, а культуры могут меняться быстро, резко и неожиданно — к лучшему.Он видел, как это происходит по всему миру и в его собственном городе Тотнес, Англия, где сообщество становится собственным застройщиком жилья, энергетической компанией, инкубатором предприятий и местной сетью продуктов питания — с каскадными преимуществами для сообщества, выходящими далеко за пределы сами проекты.

    Мы делаем  в состоянии произвести кардинальные изменения, утверждает Хопкинс, но мы терпят неудачу, потому что в значительной степени позволили нашему самому важному инструменту: человеческому воображению чахнуть. Согласно определению социального реформатора Джона Дьюи, воображение — это способность смотреть на вещи так, как если бы они могли быть иначе.Возможность, то есть спросить Что, если? И если когда-то нам и была нужна эта способность, то сейчас.

    Воображение играет центральную роль в эмпатии, в создании лучшей жизни, в представлении и последующем воплощении позитивного будущего. Тем не менее, воображение явно приходит в упадок именно в тот момент, когда мы больше всего в нем нуждаемся. В этом страстном исследовании Хопкинс спрашивает, почему воображение приходит в упадок и что мы должны сделать, чтобы возродить и восстановить его. Как только мы это сделаем, нет конца тому, что мы можем сделать.

    От того, что есть к тому, что, если — это призыв к действию, чтобы восстановить и дать волю нашему коллективному воображению, рассказанный через истории отдельных людей и сообществ по всему миру, которые делают это сейчас, пока мы говорим, и часто становятся свидетелями быстрых и драматических событий.

    Написать ответ

    Ваш адрес email не будет опубликован.