Закономерность связи психологии с другими науками – Связь психологии с другими науками

Связь психологии с другими науками

Между
психологией и другими науками существует
двусторонняя связь
:
в одних случаях психология использует
достижения других наук для решения
своих проблем, а в других — науки используют
психологические знания для объяснения
или решения определенных вопросов.
Межпредметные связи психологии и других
наук способствуют их взаимному развитию
и применению на практике.

Психология
в разработке вопросов опирается на
данные биологии, в частности анатомии
и физиологии, на учение о высшей нервной
деятельности. В свою очередь, данные
психологии широко используются в
медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика
широко использует психологические
закономерности обучения и воспитания.
Отдельные отрасли психологии
(педагогическая и возрастная психология
частности) связаны с разделами теории
и методики педагогики, дидактики,
методиками преподавания отдельных
учебных предметов. Одной из актуальных
психолого-педагогических проблем
современности является формирование
мышления в процессе обучения, которое
бы обеспечивало ученику возможность
самостоятельно усваивать информацию,
которая постоянно обновления
устанавливается, гарантировало развитие
способностей субъекта продуктивной
интелектуальнои деятельности. Продуктивный
характер взаимосвязи психологии и
педагогики проявляется в том, что
создаются условия для опережение
реальной педагогической практики,
открываются новые пути для поиска
эффективных современных технологий
обучения и воспитание. Одновременно
психология базируется на данных
педагогики при изучении психологии
формирования личности. Тесным является
взаимосвязь психологии с литературой,
языкознания, историей, искусством,
кибернетикой и другими науками.

Связь психологи с другими науками

Психология не
может развиваться, не опираясь на знания
и опыт, накопленные другими науками. Ее
взаимосвязи с ними прочны и за­кономерны.

С одной стороны, философия,
социология и
другие обще­ственные науки предоставляют
психологии возможность методоло­гически
точно и теоретически правильно подходить
к пониманию психики и сознания человека,
их происхождения и роли в жизни и
дея­тельности людей.

Исторические науки показывают
психологии, как осуществлялось развитие
психики и сознания людей на различных
этапах становле­ния общества и
человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют
психологии более точно понять строение
и функции нервной системы, их роль и
значение в формировании механизмов
функционирования психики.

Науки о трудовой
деятельности ориентируют
психологию в на­правлениях правильного
осмысления функционирования психики
и сознания в условиях труда и отдыха,
их требований к индивидуально-и
социально-психологическим качествам
людей.

Медицинские науки помогают
психологии понять патологию пси­хического
развития людей и находить пути для
психокоррекции и пси­хотерапии.

Педагогические
науки предоставляют
психологии информацию об основных
направлениях обучения и воспитания
людей, позволяющую ей вырабатывать
рекомендации по психологическому
обеспечению этих процессов.

Психология, таким образом,
впитывает в себя из других наук изу­ченные
и осмысленные ими представления о
генезисе и особенностях проявления
психического в зависимости и под влиянием
тех конкрет­ных реальностей и феноменов,
которые они изучают. Это позволяет ей
по-новому оценивать свои собственные
знания, а затем и совершен­ствовать
их в интересах развития всего общества.

С другой стороны, психология, изучая
условия и специфику протекания психических
явлений и процессов, позволяет естественным
и общественным наукам более правильно
интерпретировать законы от­ражения
объективной действительности,
конкретизировать причин­ную
обусловленность социальных и иных
явлений и процессов.

Исследуя закономерности формирования
личности в своеобразных общественно-исторических
обстоятельствах, психология оказывает
определенную помощь и историческим
наукам.

Медицинские науки в настоящее время
также не могут обойтись без результатов
психологических исследований, поскольку
многие болез­ни, как показывают самые
новейшие данные, имеют психологическое
происхождение.

Психология дает рекомендации руководителям
и организаторам экономического
производства, какими психологическими
средствами и методами можно повысить
эффективность трудовой деятельности
людей, снизить конфликтность в ходе нее
и т. д.

Особое значение имеет психология для
педагогики, так как знание закономерностей
развития личности, возрастных и
индивидуальных особенностей людей
служит теоретическим обоснованием для
выра­ботки наиболее эффективных
методов обучения и воспитания.

Без накопленных психологией знаний,
таким образом, не могут про­дуктивно
развиваться и другие науки, поскольку
устойчивое понима­ние своеобразия
психики людей и закономерностей ее
проявления в различных видах деятельности
являются тем фундаментом, который
позволяет совершенствовать и их
собственные представления.

 

Основные
исторические этапы развития психологической
науки
 Первые
представления о психике были связаны
с анимизмом (лат. анима – дух, душа) –
древнейшими взглядами, согласно которым
у всего, что существует на свете, есть
душа. Душа понималась как независимая
от тела сущность, управляющая всеми
живыми и неживыми предметами. Согласно
древнегреческому философу Платону
(427-347 гг. до н. э.), душа у человека
существует, прежде чем она вступает в
соединение с телом. Она есть образ и
истечение мировой души. Душевные явления
подразделяются Платоном на разум,
мужество (в современном понимании –
воля) и вожделения (мотивация). Разум
размещается в голове, мужество – в
груди, вожделение – в брюшной полости.
Гармоническое единство разумного
начала, благородных стремлений и
вожделения придает целостность душевной
жизни человека. Душа, по Аристотелю,
бестелесна, она есть форма живого тела,
причина и цель всех его жизненных
функций. Движущей силой поведения
человека является стремление (внутренняя
активность организма), сопряженное с
чувством удовольствия или неудовольствия.
Чувственные восприятия составляют
начало познания. Сохранение и
воспроизведение ощущений дает память.
Мышление характеризуется составлением
общих понятий, суждений и умозаключений.
Особой формой интеллектуальной активности
является нус (разум), привносимый извне
в виде божественного разума. Под влиянием
атмосферы, характерной для средневековья
(усиление церковного влияния на все
стороны жизни общества, включая и науку),
утвердилось представление, что душа
является божественным, сверхъестественным
началом, и потому изучение душевной
жизни должно быть подчинено задачам
богословия. Человеческому суждению
может поддаваться лишь внешняя сторона
души, которая обращена к материальному
миру. Величайшие таинства души доступны
лишь в религиозном (мистическом) опыте.
С XVII века начинается новая эпоха в
развитии психологического знания. Она
характеризуется попытками осмыслить
душевный мир человека преимущественно
с общефилософских, умозрительных
позиций, без необходимой экспериментальной
базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу
о полнейшем различии, существующем
между душой человека и его телом: тело
по своей природе всегда делимо, тогда
как дух неделим. Однако душа способна
производить в теле движения. Это
противоречивое дуалистическое учение
породило проблему, названную
психофизической: как связаны между
собой телесные (физиологические) и
психические (душевные) процессы в
человеке? Декарт заложил основы
детерминистской (причинностной) концепции
поведения с ее центральной идеей рефлекса
как закономерного двигательного ответа
организма на внешнее физическое
раздражение. Попытку вновь соединить
тело и душу человека, разделенные учением
Декарта, предпринял голландский философ
Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного
начала, оно всегда есть одно из проявлений
протяженной субстанции (материи). Душа
и тело определяются одними и теми же
материальными причинами. Спиноза
полагал, что такой подход дает возможность
рассматривать явления психики с такой
же точностью и объективностью, как
рассматриваются линии и поверхности в
геометрии. Немецкий философ Г. Лейбниц
(1646-1716), отвергнув установленное Декартом
равенство психики и сознания, ввел
понятие о бессознательной психике. В
душе человека непрерывно идет скрытая
работа психических сил – бесчисленных
малых перцепций (восприятий). Из них
возникают сознательные желания и
страсти. Термин «эмпирическая
психология» введен немецким философом
XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления
в психологической науке, основной
принцип которого состоит в наблюдении
за конкретными психическими явлениями,
их классификации и установлении
проверяемой на опыте, закономерной
связи между ними. Английский философ
Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу
человека как пассивную, но способную к
восприятию среду, сравнивая ее с чистой
доской, на которой ничего не написано.
Под воздействием чувственных впечатлений
душа человека, пробуждаясь, наполняется
простыми идеями, начинает мыслить, т.е.
образовывать сложные идеи. В язык
психологии Локк ввел понятие ассоциации
– связи между психическими явлениями,
при которой актуализация одного из них
влечет за собой появление другого.
Выделение психологии в самостоятельную
науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было
связано с созданием специальных
научно-исследовательских учреждений
– психологических лабораторий и
институтов, кафедр в высших учебных
заведениях, а также с внедрением
эксперимента для изучения психических
явлений. Первым вариантом экспериментальной
психологии как самостоятельной научной
дисциплины явилась физиологическая
психология немецкого ученого В. Вундта
(1832-1920), создателя первой в мире
психологической лаборатории. В области
сознания, полагал он, действует особая
психическая причинность, подлежащая
научному объективному исследованию.
Основоположником отечественной научной
психологии считается И. М. Сеченов
(1829-1905). В его книге «Рефлексы головного
мозга» (1863) основные психологические
процессы получают физиологическую
трактовку. Их схема такая же, что и у
рефлексов: они берут начало во внешнем
воздействии, продолжаются центральной
нервной деятельностью и заканчиваются
ответной деятельностью – движением,
поступком, речью. Такой трактовкой
Сеченов предпринял попытку вырвать
психологию из круга внутреннего мира
человека. Однако при этом была недооценена
специфика психической реальности в
сравнении с физиологической ее основой,
не учтена роль культурно-исторических
факторов в становлении и развитии
психики человека. Важное место в истории
отечественной психологии принадлежит
Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга
состоит в создании в России психологического
института (1912). Экспериментальное
направление в психологии с использованием
объективных методов исследования
развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия
И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на
изучение условно-рефлекторных связей
в деятельности организма. Его работы
значительно повлияли на понимание
физиологических основ психической
деятельности.  

studfiles.net

Связь психологии с другими науками

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

С какими науками и каким образом связана психология?

  1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

  • Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

dizzwizz.ru

Связь психологии с другими науками




⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

В современной науке просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных отраслей и дисциплин. Анализируя интегративность науки, Ж.Пиаже (1966), Б.Г.Ананьев (1967, 1977), Б.М.Кедров (1981) отмечали, что в центре научного знания находится психология – как наука о человеке. Интерпретация представленной Б.М.Кедровым схемы научного знания, вершиной которого являются естественные науки, углы основания – философия и гуманитарные науки, а в центре соединенная с этими науками психология, соотносится с утверждением Ж.Пиаже, высказанным им в работе «Психология, междисциплинарные связи и система наук» (1966), о том, что «…психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».

Академиком Б.М.Кедровым была предложена следующая схема современного научного знания:

Естественные науки

В соответствии с этой схемой психология лежит в центре современного научного знания, т.к. человек является субъектом постижения знаний об окружающем мире. Он накапливает научные знания, их систематизирует. Через человека, как через призму. Проходит весь поток информации о мире.

Схема Б.М. Кедрова в сегодняшних публикациях встречается в несколько измененном виде

 

 

,

Согласно последней схеме технические науки приобретают особую важность, как создающие орудия для изучения естественных объектов. Однако положение психологи не изменяется, что свидетельствует о прочной и важной позиции психологии в системе научного знания.

Психология как наука, находящаяся в центре наукознания, имеет связи с различными научными отраслями, прежде всего с

1. Философией,

2. Биологией,

3. Медициной,

4. Точными науками,

5. Историей,

6. Социологией,

7. Педагогикой,

8. Техническими науками

9. Филологией.

Психология и философия. Философию и психологию объединяют исторически корни и современные проблемы. В древности психология, как и многие другие науки, была частью философии. Постепенно из философии выделились точные, естественные, общественные, гуманитарные науки. В настоящем философия выступает уже не как «царица наук», а как одна из множества равноправных дисциплин.


Психология сохранила самые тесные связи с философией, что объясняется следующими обстоятельствами:

а) проблемы души человека интересуют также и философов.

К этим проблемам, прежде всего, относятся вопросы познания человеком себя и окружающего мира, природы человеческого сознания и мышления, личности человека, проблемы счастья и одиночества;

б) наличие в психологии проблем, требующих для своего разрешения глубоких философских знаний;

в) для решения большинства психологических тем важно адекватное использование методов исследования и решение методологических проблем.

Методология науки – это область философии, изучающая научное знание и научную деятельность. Методология науки дает характеристику компонентов исследования: его объекта, предмета анализа, задач исследования, формирует представление о правомерности применения методов исследования, возможности получения с помощью этих методов достоверного знания. Все обозначенные проблемы вопрос, нуждаются в философском анализе. Без их решения невозможно доказать истинность или ложность научного знания.

Психология и биология. Биология предоставляет знания для изучения физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики.

Биология сделала возможным превращение психологии из философской науки в опытную, близкую к естественной. На заре своего возникновения в качестве полноправной, научной, экспериментальной дисциплины психология строилась по модели биологической науки. Психическая деятельность тесно связана с работой мозга и функционированием ЦНС. Профессиональные психологи должны знать: как устроена и работает ЦНС, каким образом процессы, происходящие в НС, отражаются на реализации психических явлений.



Фундаментальные познания в области физиологии, анатомии и физиологии ЦНС получают психофизиологии, ученые, работающие в науке, возникшей на стыке биологии и психологии. Налицо взаимное обогащение и дополнение этих наук.

Особое значение для психологии имеет такая биологическая наука, как генетика. Открытия, сделанные в области изучения генома человека, позволяют решать не умозрительным путем вопросы того, что в психике человека является врожденным, а что приобретенным. Строгие научные исследования, направленные на разрешение означенных проблем, проводятся в психогенетике.

Психология и медицина. Медицину считают одним из важнейших источников психологического знания. Первые психологические сведения накапливались в медицинских трактатах. Более того, многие первые научные теории, объясняющие психологические явления, предложены врачами. Например, Гиппократ обосновал связь душевных и телесных явлений. Римский врач Гален создал учение о зависимости человеческого темперамента от преобладания тех или иных видов жидкостей в теле человека. Напомним, что именно медики внесли немалый вклад в развитие материалистических направлений психологии, и даже стали основателями некоторых из них, например, З Фрёйд, К.Г.Юнг, А.Адлер, В.Райх и др.

В современном мире медицина продолжает играть существенную роль в разработке психологических знаний, в развитии и поддержании психологической науки. Так, врачи, ставя диагноз различных заболеваний, разрабатывая и используя различные методы лечения, наблюдая в клинике за поведением больных, подробно описывают психологические состояния и поведение больных, показывая их связь с работой организма. Все это вносит ощутимый вклад в разработку современных психологических знаний.

Наиболее важные сведения для психологии поставляют такие области медицины, как: психиатрия, неврология, психотерапия. Неврологи, изучая НС человека, фиксируют и анализируют психологические реакции человека, связанные с активностью нервной системы и отдельных ее частей. Тем самым они обогащают научные знания о связях психических процессов с работой ЦНС. Психиатры и психотерапевты фиксируют и описывают особенности, состояния больных, используют эти данные, как при постановке диагноза, так и в оценке успешности лечения соответствующих заболеваний. Научные труды и практическая деятельность медиков способствуют обогащению психологической науки разнообразными сведениями о динамике психических явлений и об их проявления у человека в зависимости от его физического состояния. Полученные данные полезны не только для понимания патологии, но и нормы.

Между современной психологией и медициной наличествуют плодотворные связи и тесное сотрудничество. Немало наук, возникло на стыке психологии и медицины. К ним можно отнести клиническую и медицинскую психологии, патопсихологию, нейропсихологию, ряд отраслей специальной психологии, которая занимается вопросами обучения и коррекции людей с нарушениями в развитии, обусловленными органическими дефектами ЦНС и органов чувств, а также психофармакологию и др. Клинические психологи вместе с врачами работают в современных учреждениях. Помогая им в уточнении диагноза, лечении заболеваний и реабилитации больных.

Психология и точные науки. Среди точных наук важнейшее место занимает математика. Именно математика и кибернетика предоставляют и разрабатывают математический аппарат для обработки полученной в экспериментальных исследованиях информации. Не последнюю роль играет математическое моделирование психических явлений. Важную роль в интерпретации данных играет математическая логика, без которой сегодняшнее состояние психологии не мыслится.

После того, как психология превратилась в экспериментальную науку, появилась необходимость в математической обработке полученных данных и точном построении психологического эксперимента. Психологи стремились к тому, чтобы стать похожими на математиков и физиков. У физиков также имелся интерес к психологии. Физик Э.Вебер обнаружил зависимость, существующую между физическими стимулами и ощущениями человека. Открытая зависимость была превращена его коллегой по университету Э.Вебером в психофизический закон формула, которого связала психологию с математикой и физикой. Возникла новая наука – психофизика. Физика стала вообще полезной наукой для психологов. В ряде отраслей психологии появилось немало терминов, напрямую заимствованных из физики, таких как: «стимул», «поле», «пространство».

Союз психологии и математики оформился в конце XIX в. Это произошло благодаря трудам английского ученого Ф.Гальтона и привлеченным им к сотрудничеству математиков Р.Фишера, Ч.Спирмена. Ф.Гальтон поставил перед собой задачу измерить способности человека, его интеллект и доказать факт наследования способностей. Для решения поставленной задачи Ф.Гальтону потребовался математический аппарат, позволявший сравнить способности одного человека с другим. Такой аппарат был разработан Ч.Спирменом (статистический метод корреляций) и Р.Фишером (методы дисперсионного и факторного анализа).

Процедура точной количественной оценки и математического представления зависимостей, существующих между психологическими явлениями, начиная с того времени, становится обязательным атрибутом для научной экспериментальной психологии. Возникает новая психологическая отрасль, соединяющая математику и психологию – математическая психология. Математическая психология ставит и решает психологические вопросы, связанные с разработкой и функционированием математического знания, вопросы, касающиеся применения математики в различных областях современной психологии.

Психология и история. Без знаний исторических фактов трудно понять поступки и размышлений человека. Очевидно, этим объясняется тот факт, что одним из ярких направлений психологии стала историческая психология. Историки, размышляя над причинами и ходом исторических событий, пришли к выводу, что исторические события в немалой степени зависят от психологических особенностей людей, живущих в ту или иную эпоху. Сотрудничество историков и психологов имеет разные формы, т.к. каждая из наук время от времени обращается к другой с целью использования имеющихся в ней данных. Обе науки обогащают друг друга и методами исследования. Например, историк может использовать психологические приемы и методы, изучая личность исторического деятеля. Психолог, со своей стороны, может применить методы исторического анализа для понимания поведения и состояний людей прошлых поколений или живущих в настоящем. Примером является применение метода исторического анализа. Суть его состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления, рассматриваемого в том виде, в каком оно существует в настоящее время, прослеживается его развитие в истории человечества от элементарных, древнейших до наиболее сложных форм. Используя данный метод, Л.С.Выготский проследил возникновение и развитие у людей речи и мышления в филогенезе. То же самое в свое время сделал П.П. Блонский применительно к развитию логической памяти человека. Он доказал, логическая память возникла у человека относительно недавно. На протяжении всей истории человека и его культуры последовательно появляются и сменяют друг друга двигательная, эмоциональная и образная виды памяти.

Плодотворной идеей объединяющей историков и психологов есть идея о том, что современный человек есть продукт истории развития общества. Показано, что особенности психики людей тесно связаны с социально-историческими и социально-экономическими особенностями того общества, в котором они живут.

Культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций, разработанная Л.С.Выготским, свидетельствует, что культурные достижения человечества: изобретение языков, культурных знаков, орудий – стали мощным фактором продвижения вперед психологического развития человечества. Д. Макклелланд обнаружил зависимость социально-экономических условий страны и силы мотива достижения успеха у людей, ее населяющих.

Психология и социология. И социология, и психология возникли во второй половине XIX в. Социология изучает взаимосвязь разных социальных явлений и общие закономерности социального поведения. С момента своего возникновения эти науки оказались тесно связанными общим научным объектом (социальные психические явления). Интерес социологов к этим явлениям обусловлен стремлением глубже понять процессы, происходящие в обществе, а внимание психологов массовые психологические явления привлекли как яркие проявления душевной жизни людей.

Сотрудничество социологии и психологии вначале развивалось в рамках социальной психологии – пограничной науки, к которой в равной степени относятся обе науки. В настоящее время обе науки находят общие точки соприкосновения в разработке проблем, связанных с взаимодействием личности и общества, функционирования и развития больших и малых групп, социализация индивида, социальные установки. Социология нередко заимствует из психологии методы исследования (например, социометрия), психология часто использует социологические методы (например, опросы).

Психология и педагогика. Психология и педагогика имеют давнюю историю сотрудничества. Многие известные педагоги прошлого: Г.Песталоцци, А.Дистервег, П.Ф.Каптерев – признавали необходимость широкого применения психологических знаний в педагогике. Связи психологии и педагогики значительно упрочились, когда психология превратилась в экспериментальную науку. В конце XIX – начале XX веков на стыке названных дисциплин возникает пограничная отрасль знания – педагогическая психология. Педагогическая психология изучает психологические проблемы обучения и воспитания индивида; механизмы освоения социокультурного опыта человеком и вызванные этим процессом основные изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека в рамках деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

В начале XX в. оформилась и получила признание в ряде стран наука, представляющая синтез педагогических, физиологических, психологических, социальных, медицинских, генетических знаний о ребёнке – педология. Педология, просуществовав почти сорок лет, внесла существенный вклад в сотрудничество психологов и педагогов.

Психология и технические науки. Техника стала частью нашей повседневной жизни. Возникла область психологической науки, изучающая информационного взаимодействия человека и технических устройств, инженерная психология. Возникновение инженерной психологии обусловлено техническим прогрессом и связным с ним возрастанием роли человеческих факторов в разработке, проектировании и эксплуатации техники. Применение психологических знаний к проектированию и эксплуатации системы «человек-машина» повышает эффективность и надежность работы системы, оптимизирует труд человека, позволяет рационально распределять функции между человеком и машиной.

Технические науки оказали плодотворное влияние на психологические знания. Ряд исследований психических функций невозможно произвести без технических средств. Влияние технических приборов на психическое состояние, возможности выявления особенностей психики с помощью технических средств важное условие дальнейшего совершенствования технического прогресса.

Психология и филология. Филологией называется совокупность наук, изучающая культуру народа, выраженную в языке и народном творчестве.[19] Если рассматривать язык как систему знаков, то наиболее тесные связи у психологии с семиотикой, наукой о сущности и общих законах функционирования знаковых систем. Язык науки, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято считать как систему знаков. Важность знаков заключается не только в том, что они выступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных данных восприятия. Под знаком в современной семиотике понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающее в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета, явления, действия и используемое для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем. Все психические процессы опосредованы, облечены в знаковую форму. «Оголенных» психических процессов не существует, любые психические явления опосредованы.

По поводу знаков и знаковых моделей о реализации высших психических функций, каковых большинство среди психических функций человека Л.С.Выготский писал: «…В высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь основной процесс»[20] (Выготский Л.С., 1960, с. 160).

Знание правил функционирования знаков, их интерпретации важны для психологической науки, что позволяет говорить о тесной связи филологической и психологической наук.

Таким образом, говоря о связи психологии с другими науками, можно сделать следующие выводы:

·область применения психологических знаний широка;

·психология востребована в точных, естественных, гуманитарных и общественных науках.

Поскольку психологическая наука востребована различными научными дисциплинами, постольку она должна обладать широкой структурой.

 

Отрасли психологии

I. По содержанию деятельности: труда, спортивная, педагогическая, космическая, возрастная, медицинская и т.д.

II. По субъекту выполняемой деятельности: патопсихология, зоопсихология, детская, этнопсихология, психология личности и т.д.

III. По соединению научных и практических проблем: психофизиология, инженерная, нейропсихология, лингвопсихология и т.д.

Остановим свое внимание на тех отраслях психологии, которые значимы для медицины.

По основание «содержание деятельности» выделяется Медицинская психология, или отрасль психологической науки, изучающая психологические аспекты гигиены профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследований медицинской психологии входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека, обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура медицинской психологии включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения.

По основанию «субъект выполняемой деятельности» для медицины важна такая отрасль как Патопсихология, под которой понимается раздел медицинской психологии, изучающей закономерности функционирования и распада психической деятельности и свойств личности при душевных заболеваниях. Патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических процессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Прикладное значение Патопсихологии в практике медицины выражается в использовании полученных в эксперименте данных для дифференциальной диагностики расстройств психики, установлении степени выраженности психического дефекта, оценке эффективности проводимого лечения.

По основанию «связь с практикой» значимой для медицинской науки и практики является Нейропсихология, т.е. отрасль психологической науки, сложившаяся на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга. Нейропсихология имеет большое значение для развития общих методологических и теоретических основ психологии, для диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления его нарушенных функции.

Ученые-психологи

Следующее условие признания той или иной области человеческой жизнедеятельности наукой — наличие людей, обладающих определенными знаниями, умениями и, конечно, особыми личностными характеристиками. Именно такие люди способны создавать новое знание. Как упоминалось выше научное знание личностно. Личность ученого – важнейшее условие создания, функционирования и развития научной школы.

Понятно, чтобы быть научным работником, недостаточно получить сведения из той или иной области наукознания, отработать определенные умения. В житейской психологии распространено мнение о талантливости и уме ученых. Научные исследования личности научных работников свидетельствуют скорее об особой мотивации этих людей, чем о слишком высоком уровне их интеллектуальных способностей. Применительно к занятиям наукой в отношении тех ученых, энергию которых поглощают ими самими выношенные идеи, говорят о внутренней мотивации научного творчества. Лишь эту мотивацию следует рассматривать как истинно научную.

Рамон-и-Кахаль утверждал, что именно мотивация является решающим фактором научного творчества: «Не особые интеллектуальные способности отличают исследователя от других людей, а его мотивация, которая объединяет две страсти: любовь к истине и жажду славы; именно они, придают обычному рассудку то высокое напряжение, которое ведет к открытию».[21]

Основной составляющей личности ученого является мотивированность на познание и признание своих успехов, а не интеллектуальная одаренность. Мотивация должна быть внутренней, а не внешней, т.е. совокупность побуждений учёного создается объективной, независимой от исследователя логикой развития науки, переведенной на язык его собственной исследовательской программы.

Познание никому прежде неведомого оказывается для ученого высшей ценностью и наградой, дающей наибольшее удовлетворение. Как-то в руки молодого А.А.Ухтомского попала книга о молодом враче, решившем для пользы науки произвести над собой последний опыт – сделать себе харакири и детально описать свои ощущения. В книге рассказывалось, что когда соседи, заподозрив неладное, выломали дверь и ворвались в комнату, врач, указывая на свои записки, попросил передать их в научное учреждение. «Яркое художественное описание страданий сочеталось со светлым осознанием того, что своими страданиями можно приоткрыть завесу над тайной смерти. Все это ошеломило меня», — вспоминал А.А.Ухтомский.

Для ученого значимо, чтобы о достигнутом им результате был оповещен социальный мир, признан его авторитет в сфере интеллекта, духовных ценностей. Одним из мотивов творчества человека науки является признание на личное бессмертие, достигнутое вкладом в мир нетленных идей.

Случай с Фалесом ярко подтверждает эту мысль.34 В благодарность за предсказание солнечного затмения царь предложил Фалесу назвать награду. Фалес попросил: «Для меня было бы достаточной наградой, если бы ты не стал (обращение к царю – В.С.) приписывать себе, когда станешь передавать другим, то, чему от меня научился, а сказал бы, что автором этого открытия являюсь скорее я, чем кто-либо другой». Признание того, что научная истина была открыта его собственным умом и что память об авторстве должна дойти до других, Фалес поставил выше любых материальных благ. В этом эпизоде проявилась одна из ярких особенностей психологии человека науки.

Стремление к утверждению собственного имени среди имен, внесших вклад в общечеловеческую культуру, иными словами наличие стремления к самоутверждению – одна из важнейших характеристик учёного. Указанный фактор может служить объяснением того, почему И.М.Сеченов почти всю свою энергию отдал не нервным центрам, а химизму дыхания; почему И.П.Павлов и В.М.Бехтерев, оба исходившие из принципа рефлекторной регуляции поведения, не признавали достижений друг друга и враждовали между собой; почему нет такой научной теории, которая не вызывала бы противодействия со стороны учёных, обладающих не меньшей приверженностью научным идеалам и не меньшей силой логического мышления, чем автор иной научной идеи.

Внутренняя мотивация научных открытий – познание научной истины. Внутренняя мотивация определяется логикой познания. Она зарождается во взаимодействии запросов логики самой науки и готовностью субъекта их реализовать. Познавательные интересы учёного могут не совпадать с интересами иных научных деятелей. Несовпадение создает конфликтную ситуацию. История подтверждает правоту высказывания У.Джемса о судьбе некоторых научных идеей, указавшего этапы принятия научных идей.

 

Место психологии среди гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Наличие элементов, роднящих с гуманитарными и естественными дисциплинами. Психологическая наука изучает сложные и разнообразные явления. Спектр психологических явлений столь широк, что затрудняет отнесение психологии к наукам гуманитарным или естественнонаучным. Являясь центром наукознания, психология вобрала в себя специфические признаки и гуманитарных, и естественных наук. Интересно, что в «Большом толковом словаре русских существительных» от 2005 г. психологию поместили в разделе «Существительные, обозначающие естественные науки».

Рассмотрим отличия естественных и гуманитарных наук:

1. Гуманитарные и естественные науки различаются объектами изучения.

Гуманитарные науки изучают артефакты: культуру, историю народов, общественные явления. Естественные же науки изучают процессы и явления природы, их связи и закономерности.

2. Гуманитарные и естественные науки различаются сферами использования и применения знаний.

Естественные науки представляют собой «духовную потенцию производства» (К.Маркс), выступают как непосредственная производительная сила. Гуманитарные науки составляют потенциальные силы для развития и совершенствования общественных отношений.

3. Гуманитарные и естественные науки различаются методами и способами получения научных знаний.

Гуманитарные науки используют теоретические и в меньшей степени эмпирические методы изучения. Для них характерны феноменологические методы, описывающие единичные явления. В гуманитарных науках практически не используются экспериментальные методы, характерные для естественнонаучных дисциплин.

4. Гуманитарные и естественные науки различаются мерой влияния экспериментатора на реакции и состояние изучаемого объекта.

В естественных науках исследователь выступает как носитель научных процедур, а в гуманитарных – исследователь активно влияет на изучаемый феномен.

Однако обе ветви наукознания вышли из философии и своей теоретической частью (понятиями, категориями, законами, гипотезами), а также разработкой приемами и методами научного исследования примыкают к философии. Обе ветви наукознания влияют на развитие философии и закономерно обуславливают смену научных теорий и методов.

Психологическая наука долгое время существовала как гуманитарная наука. Со времен Аристотеля и практически до XVII в. её предметом была душа. Начиная с XVII в., предметом психологии становятся факты сознания. Сознание – одна из тем философии, и до второй половины XIX в. оно изучалось методами и в рамках гуманитарных наук. С середины позапрошлого века ученые попытались распространить на сознание естественно научные методы для объективного изучения его и тщательного анализа.

Естественно-научный подход в познании практически был реализован в работах Галилея. Галилей показал, что для использования науки в целях описания естественных процессов природы годятся не любые научные объяснения и знания, а лишь такие, которые, с одной стороны, описывают реальное поведение объектов, но с другой – это описание предполагает проецирование на объекты природы научной теории. Галилей первым применил эксперимент.

Начиная с известной школы В.Вундта, психология пыталась построить себя как точная, естественная наука, как наука опытная, экспериментальная. Но естественнонаучная парадигма изучения применима к природным явлениям. В.Вундт и его сотрудники не рассматривали сознание как природное явление.[22] Ими не была сформулирована четкая научная психологическая теория, что не позволило выделить основной и дополнительные процессы; соблюсти принцип объективности, т.е. контроль за тем, чтобы факт самого изучения не влиял на поведение объекта. Более того, интроспекционисты были уверены, что, чем исследователь опытнее и лучше осознает свои ощущения, тем более верно он изучает психику. Соединение в одном лице экспериментатора и исследуемого объекта противоречит принципу объективности. Исследователь не только влияет на изучаемый объект, но и целенаправленно его формирует. Метод интроспекции не подходил для решения поставленных задач, ибо представлял собою не естественно научное и экспериментальное изучение психики, а психотехническую процедуру по формированию психики.

Кризис психологической науки конца XIX века заставил усомниться в правильности определения предмета психологии. К началу XX века у психологической науки появляются новые объекты изучения: поведение и психика. Оба указанных объекта имеют признаки естественных природных явлений: психика – свойство высокоорганизованной материи мозга, а поведение рассматривалось как извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, система последовательно выполняемых моторных действий, как исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой. При подобном понимании предмета психологии естественно научные парадигмы применимы к самой психологической науке.

Однако не все психологические направления принимают в качестве предмета психологии поведение или психику. Ряд школ и направлений в качестве предмета своей науки выбрали личность или неосознаваемые процессы. Под неосознаваемыми явлениями подразумеваются психические процессы, механизмы, образования, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчет. Представление о несознаваемых явлениях была начата З. Фрёйдом, обратившим внимание на то, что многие человеческие действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек осознать не способен. Неосознаваемые явления функционируют по иным законам, нежели осознаваемые, что затрудняет создание точной, последовательной, строго логичной теории. По этим же обстоятельствам практически невозможно разработать экспериментальные процедуры. Наиболее приемлемые методы изучения – наблюдение и описание.

Гуманистическая психология выбрала предметом своего изучения личность, понимаемую как открытую саморазвивающуюся, совершенствующуюся структуру. Её внимание обращено, прежде всего, на специфические человеческие проявления: самоактуализацию, высшие ценности и смыслы, творчество, свободу, ответственность, межличностное общение и т.п. На сегодняшний день гуманистическая психология представляет собой конгломерат различных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители гуманистической психологии стремятся построить новую методологию познания человека. Как мы видим, основными вопросами изучения не являются проблемы естественно научного характера. В гуманистической психологии одним из важнейших методов изучения является феноменологический метод, метод изучения отдельных случаев.

Иными словами, два последних направления в большей степени обладают признаками гуманитарных наук, нежели естественных.

Вопрос о разграничении наук о человеке весьма сложный. Психология выступает объединяющим началом наук о человек, интегрирует в себе признаки и гуманитарных, и естественных наук. В зависимости от школы, отрасли, направления психологической науки в ней преобладают характеристики той или иной научной парадигмы.

Вопросы для контроля материала по теме «Психология как наука».

1. Дайте характеристику психологии как науки.

2. Раскройте научное понимание психики человека.

3. Проанализируйте основные функции психики. Проиллюстрируйте их примерами.

4. Какие особенности имеет психика человека?

5. Признаки психического отражения и психики?

6. Что современные отечественные психологи относят к психическим явлениям?

7. Каковы основные функции и проявления психики?

8. Раскройте взаимосвязи психологии и других наук.

9. Охарактеризуйте основные отрасли психологии.

10. Дайте краткую характеристику естественно-научных основ психологии.

11. Основные подходы к классификации психологических феноменов?

12. Как взаимосвязано развитие форм поведения и отражательной функции в процессе эволюции? Связано ли это с развитием нервной системы организмов в процессе эволюции?

13. Методы исследования в психологии.

14. Какая связь существует между психикой и организмом, между психикой и мозгом?

15. Дайте общую характеристику принципов психологии.

16. Как соотносятся законы психологии и других наук?

17. Обоснуйте необходимость психологического образования для успешной деятельности современного врача.

 

Рекомендуемая литература

1. Айсмонтас Б.Б. /Общая психология: схемы, / М., Владос-Пресс, 2003, стр. 5 -54; 69 -81..

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12 -43.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9 -99.

4. Государев Н.А., /Психология и педагогика, / М., Ось-89, 2006.

5. Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии, / М., Академия, 2002.

6. Лурия А.Р. / Лекции по общей психологии, / СПб, Питер, 2004, стр. 14 -62.

7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008.

8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12 -48; 80 -115.

9. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Психология, / М., Академия, 2001, стр. 3- 22.

10. ПетровскийА.В., Ярошенкий М.Г., / Теоретическая психология, / М., Академия, 2003.

11. Розин В.М. / Психология (наука и практика), / М., Омега – Л, 2005.

12. Психология и педагогика,/ под ред А.А. Бодалева, / М., Изд-во института Психотерапии, 2002, стр.15 – 33.

13. Тертель А.Л., / Психология (курс лекций) / М., Проспект, 2007.

14. Творогова Н.Д. / Психология (лекции для студентов медицинских вузов), / М., ВУНМЦ МЗ РСФСР, 1998.

15. Хомская Е.Д. / Нейропсихология, / М., УМК Психология, 2002.

16. Шкуренко Д.А. / Общая и медицинская психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2002, стр. 5 -50.

 

 

[1]

[2] Гиппенрейтор Ю.Б. / Введение в общую психологию – М., 2002

[3] Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. –М., 1986.

[4]

[5] Леонтьев А.Н. / Философия психологии. – М., 1994.

[6] Гальперин П.Я. / Введение в психологию – М., 2008.

[7] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[8] Сеченов И.М. / Рефлексы головного мозга – М., 2009.

[9] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[10] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

[11] Лурия А.Р. / Высшие корковые функции человека – СПб., 2008.

[12] [12] Лурия А.Р./ Лекции по общей психологии – СПб., 2004.

 

[13] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

[14] Хомская Е.Д./ Нейропсихология – М., 2002.

 

[15] Лурия А.Р. / Основы нейропсихологии — М., 2002.

[16] Немов Р.С. / Психология – М., 2205.

[17] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. / Теоретическая психология — М., 2003

[18] Психология и педагогика / под ред. Бодалева А.А., Жукова В..И., Сластенинат В.А. – М., 2002.

[19] Ожегов С.И. / Толковый словарь русского языка – М., 1988.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Связь психологии с другими науками

Возрастная
психология

Онтогенез
психических процессов и качеств
личности в различные периоды жизни

Детская
психология

Развитие
ребенка от рождения до 11 лет

Психология
подростка и юности

Развитие
детей 11-17 лет

Психология
взрослого

Развитие
человека ранней, средней и поздней
зрелости

Геронтопсихология

Особенности
пожилых людей и старости

Педагогическая
психология

Психологические
закономерности обучения и воспитания
человека

Психология
обучения

Основы
дидактики, методик, программированного
обучения

Психология
воспитания

Основы
воспитания, психологию ученического
коллектива

Психология
учителя

Закономерности
преподавания наук и формирования
педагогических особенностей

Психология
познания

Психологические
познавательные процессы

Социальная
психология

Взаимодействие
людей в коллективе, взаимоотношения

Психология
личности (дифференциальная психология)

Характер,
индивидуальные различия, способности

Психология
труда

Психологические
особенности трудовой деятельности,
научной организации труда (НОТ)

Экономическая
психология

Психологические
механизмы и процессы, лежащие в основе
экономического поведения и
производственных отношений

Политическая
психология

Субъективно-мотивационные
компоненты политики

Психология
торговли

Условия
воздействия рекламы, вопросы спроса,
обслуживания и моды

Психология
творчества

Особенности
творческой личности, активизацию
интуиции

Космическая
психология

Деятельность
человека в условиях невесомости,
чрезмерных перегрузок организма

Авиационная
психология

Закономерности
деятельности человека в процессе
летного обучения и выполнения полетов

Инженерная
психология

Деятельность
оператора в автоматизированных
системах управления, в системах
«человек-машина»

Медицинская
психология

Психологические
аспекты деятельности врача и поведения
больного

Нейропсихология

Соотношение
психических явлений с физиологическими
мозговыми структурами

Психофармакология

Влияние
лекарств на психику

Психотерапия

Психическое
воздействие лечения на больных

Психогигиена

Система
мероприятий для обеспечения
психического здоровья людей

Специальная
психология

Отклонения
в развитии психики

Юридическая
психология

Психологические
вопросы реализации прав человека

Судебная
психология

Психология
свидетельских показаний, поведение
обвиняемого, требования к допросу

Криминальная
психология

Поведение
и формирование личности преступника,
мотивы преступления

Зоопсихология

Психику
и поведение животных

Сравнительная
психология

Сопоставление
психики животных и человека

studfiles.net

Связь психологии с другими науками

Философия.
Родоначальником психологии считается
величайший философ древности –
Аристотель. Философия есть система
взглядов на мир и человека, а изучением
человека занимается именно психология.
Поэтому до недавнего времени психологию
изучали на философских факультетах
университетов, и ее некоторые разделы
(например, общая психология, где даются
определения базовых понятий науки),
тесно переплетаются с философией. Однако
психология не может быть «служанкой
философии», как это было в Советским
Союзе, где марксистко-ленинская философия
жестко определяла основные постулаты
психологии. Это две самостоятельные
науки, которые могут взаимно обогащать
и дополнять друг друга. На стыке философии
и психологии располагается такая отрасль
последней, как «Общая психология».

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие
теоретической и практической психологии
в последние годы было бы невозможно без
успехов в биологии, анатомии, физиологии,
биохимии и медицине. Благодаря этим
наукам психологи лучше понимают строение
и работу мозга человека, который является
материальной основой психики. На стыке
физиологии и психологии располагается
«Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана
с социальной психологией, которая
является тем мостиком, который связывает
мысли, чувства и установки отдельных
людей с феноменами массового сознания.
Кроме того, социология предоставляет
психологии факты социальной деятельности
людей, которые затем используются
психологией. Связь между психологией
и социологией обеспечивает «Социальная
психология».

Технические
науки
также связаны с психологией,
так как у них зачастую возникает проблема
«стыковки» сложных технических систем
и человека. Данными вопросами занимаются
«Инженерная психология» и «Психология
труда».

История.Современный человек – есть продукт
исторического развития, при котором
происходило взаимодействия биологических
и психических факторов – начиная от
биологического процесса естественного
отбора до психических процессов речи,
мышления и труда. Историческая психология
изучает изменение психики людей в
процессе исторического развития и роль
психологических качеств исторических
деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять
возможные механизмы нарушения психики
людей и находить пути для ее лечения
(психокоррекции и психотерапии). На
стыке медицины и психологии находятся
такие ветви психологии, как «Медицинская
психология» и «Психотерапия».

Педагогика
предоставляет психологии информацию
об основных направлениях и закономерностях
обучения и воспитания людей, позволяющую
вырабатывать рекомендации по
психологическому обеспечению этих
процессов. Связь между этими близкими
науками обеспечивают «Педагогическая
психология» и «Возрастная психология».

Эмоциональная сфера личности

Эмоции
– особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний приятного
процесс и результаты практической
деятельности, направленной на
удовлетворение его актуальных
потребностей. Поскольку все то, что
делает человек, в конечном счете служит
цели удовлетворения его разнообразных
потребностей, постольку любые проявления
активности человека сопровождаются
эмоциональными переживаниями.

Эмоции,
утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе
эволюции как средство, при помощи
которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для
удовлетворения актуальных для них
потребностей.

Эмоциональные
ощущения биологически в процессе
эволюции закрепились как своеобразный
способ поддержания жизненного процесса
в его оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере недостатка или
избытка каких-либо факторов.

Самая
старая по происхождению, простейшая и
наиболее распространенная среди живых
существ форма эмоциональных переживаний
– это удовольствие, получаемое от
удовлетворения органических потребностей,
и неудовольствие, связанное с невозможностью
это сделать при обострении соответствующей
потребности.

Основные
эмоциональные состояния, которые
испытывает человек, делятся на собственно
эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и
чувства предвосхищают процесс,
направленный на удовлетворение
потребности, имеют идеаторный характер
и находятся как бы в начале его. Эмоции
и чувства выражают смысл ситуации для
человека с точки зрения актуальной в
данный момент потребности, значения
для ее удовлетворения предстоящего
действия или деятельности. Эмоции могут
вызываться как реальными, так и
воображаемыми ситуациями. Они, как и
чувства, воспринимаются человеком как
его собственные внутренние переживания,
коммуницируются, т.е. передаются другим
людям, сопереживаются.

Чувства
– высший продукт культурно-эмоционального
развития человека. Они связаны с
определенными входящими в сферу культуры
предметами, видами деятельности и
людьми, окружающими человека.

Чувства
выполняют в жизни и деятельности
человека, в его общении с окружающими
людьми мотивирующую роль. В отношении
окружающего его мира человек стремится
действовать так, чтобы подкрепить и
усилить свои положительные чувства.
Они всегда связаны с работой сознания,
могут произвольно регулироваться.
Проявление сильного и устойчивого
положительного чувства к чему-либо или
к кому-либо называется страстью.
Устойчивые чувства умеренной или слабой
силы, действующие в течение длительного
времени, именуются настроениями.

Аффекты
– это особо выраженные эмоциональные
состояния, сопровождаемые видимыми
изменениями в поведении человека,
который их испытывает. Аффект не
предшествует поведению, а как бы сдвинут
на его конец.

Развитие
аффекта подчиняется следующему закону:
чем более сильным является исходный
мотивационный стимул поведения и чем
больше усилий пришлось затратить на
то, чтобы его реализовать; чем меньше
итог, полученный в результате всего
этого, тем сильнее возникающий аффект.
В отличие от эмоций и чувств аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются
резко выраженными органическими
изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты,
как правило, препятствуют нормальной
организации поведения, его разумности.
Они способны оставлять сильные и
устойчивые следы в долговременной
памяти. В отличие от аффектов работа
эмоций и чувств связана по преимуществу
с кратковременной и оперативной памятью.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая
в результате возникновения аффектогенных
ситуаций, может накапливаться и, если
ей вовремя не дать выхода, привести к
сильной и бурной эмоциональной разрядке,
которая, снимая возникшее напряжение,
часто сопровождается чувством усталости,
подавленности, депрессией.

Страсть

еще один вид сложных, качественно
своеобразных и встречающихся только у
человека эмоциональных состояний.
Страсть представляет собой сплав эмоций,
мотивов и чувств, сконцентрированных
вокруг определенного вида деятельности
или предмета (человека).

studfiles.net

Вопрос 2. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии.

Слово
«психология» в переводе с древнегреческого
буквально означает «наука о душе»
(«психэ» – душа, «логос» — понятие,
учение). В научном употреблении термин
«психология» впервые появился в XVIII
веке. Первоначально он относился к
особой науке, которая занималась
изучением, так называемых душевных, или
психических явлений, то есть таких,
которые человек легко обнаруживает в
собственном сознании в результате
самонаблюдения. В дальнейшем, область,
изучаемая психологией, расширяется и
включает в себя не только осознаваемые,
но и неосознаваемые явления.

Отрасли
психологии:
Современная
психология представляет собой широко
развернутую область знаний, включающую
ряд отдельных дисциплин и научных
направлений. Так, особенности психики
животных изучает зоопсихология. Психика
человека изучается другими отраслями
психологии: детская психология изучает
развитие сознания, психических процессов,
деятельности, всей личности растущего
человека, условия ускорения развития.
Социальная психология изучает
социально-психологические проявления
личности человека, его взаимоотношения
с людьми, с группой, психологическую
совместимость людей, социально-психологические
проявления в больших группах (действие
радио, прессы, моды, слухов на различные
общности людей). Педагогическая психология
изучает закономерности развития личности
в процессе обучения, воспитания. Можно
выделить ряд отраслей психологии,
изучающих психологические проблемы
конкретных видов человеческой
деятельности: психология труда
рассматривает психологические особенности
трудовой деятельности человека,
закономерности развития трудовых
навыков. Инженерная психология изучает
закономерности процессов взаимодействия
человека и современной техники с целью
использования их в практике проектирования,
создания и эксплуатации автоматизированных
систем управления, новых видов техники.
Авиационная, космическая психология
анализирует психологические особенности
деятельности летчика, космонавта.
Медицинская психология изучает
психологические особенности деятельности
врача и поведения больного, разрабатывает
психологические методы лечения и
психотерапии. Патопсихология изучает
отклонения в развитии психики, распад
психики при различных формах мозговой
патологии. Юридическая психология
изучает психологические особенности
поведения участников уголовного процесса
(психология свидетельских показаний,
психологические требования к допросу,
и т. п.), психологические проблемы
поведения и формирования личности
преступника. Военная психология изучает
поведение человека в условиях боевых
действий.

Т.
о., для современной психологии характерен
процесс дифференциации, порождающий
значительную разветвленность на
отдельные отрасли, которые нередко
весьма далеко расходятся и существенно
отличаются друг от друга, хотя и сохраняют
общий предмет исследования – факты,
закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется
встречным процессом интеграции, в
результате которой происходит стыковка
психологии со всеми науками (через
инженерную психологию – с техническими
науками, через педагогическую психологию
– с педагогикой, через социальную
психологию – с общественными и социальными
науками и т. д.).

Связь
психологии с другими науками. Связь
психологии с философией:
Психология
долго развивалась в рамках философии,
и выделение ее в самостоятельную науку
не означает полной автономии. Проблемы
душевной жизни не могут разрабатываться
вне представлений об отношениях
материального и идеального, духовного
и телесного, биологического и социального,
субъективного и объективного, а это
проблемы философского плана, как и
многие другие; правда, психологи не
всегда явно формулируют свои позиции
по этим проблемам. Во многих случаях
психологи непосредственно основываются
на тех или иных философских системах,
иногда даже предлагают собственные.

Связь
психологии с медициной:
Связи
психологии и медицины настолько тесные,
что для психологов, работающих в этой
сфере, медицинские знания абсолютно
необходимы. В то же время медики все
более и более осознают необходимость
психологических знаний для успешной
лечебной работы. Таким образом, медицинская
психология – это область научных знаний
и сфера практической работы, в равной
мере принадлежащая как медицине, так и
психологии. 

Взаимосвязь
с общественными науками: Решающее
значение для психологии имеет ее связь
с общественными науками.
Исследования
процессов и явлений, изучаемых историей,
экономикой, этнографией, социологией,
искусствоведением, юридической и другими
общественными науками, приводит к
постановке проблем, по существу,
психологических. Нередко социальные
процессы и явления не могут быть
достаточно полно раскрыты без привлечения
знаний о механизмах индивидуального и
группового поведения людей, закономерностях
формирования стереотипов поведения,
привычек, социальных установок и
ориентации, без изучения настроений,
чувств, психологического климата, без
исследования психологических свойств
и особенностей личности, ее способностей,
мотивов, характера, межличностных
отношений и т.д. Коротко говоря: в
исследованиях социальных процессов
возникает необходимость учета
психологических факторов. Психологические
факторы сами по себе не определяют
социальных процессов, и, напротив, сами
они могут быть поняты только на основе
анализа этих процессов. Основные формы
психической деятельности человека
возникают в условиях общественной
истории, протекают в условиях сложившейся
в истории предмет­ной деятельности,
опираются на те средства, которые
сформировались в условиях труда,
употребления орудий и языка.

Взаимосвязь
с педагогикой:
И
особо следует остановиться на связи
психологии с педагогикой. Разумеется,
эта связь существовала всегда, еще
К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне
воспитать человека, его надо всесторонне
изучить». Здесь особенно наглядно видно
практическое значение психологии. В
том случае, если педагогика не опирается
на знания о природе психологических
явлений, она превращается в простой
набор педагогических советов и рецептов
и перестает быть подлинной наукой,
способной помочь учителю. В развитии
всех областей педагогики (общей теории,
дидактики, частных методик, теории
воспитания) возни­кают проблемы,
требующие психологического исследования.
Знание закономерностей протекания
психических процессов, динамики,
формирования знаний, навыков и умений,
природы способностей и мотивов,
психического развития человека в целом
имеют существенное значение для решения
фундаментальных педагогических проблем,
таких, как определение содержания
образования на разных ступенях обучения,
разработка наиболее эффективных методов
обучения и воспитания и т.д.

studfiles.net

21. Связь психологии с другими науками

Психология
не может развиваться, не опираясь на
знания и опыт, накопленные другими
науками. Ее взаимосвязи с ними прочны
и за­кономерны.

С
одной стороны, философия, социология и
другие обще­ственные науки предоставляют
психологии возможность методоло­гически
точно и теоретически правильно подходить
к пониманию психики и сознания человека,
их происхождения и роли в жизни и
дея­тельности людей.

Исторические
науки показывают психологии, как
осуществлялось развитие психики и
сознания людей на различных этапах
становле­ния общества и человеческих
отношений.

Физиология
и антропология позволяют психологии
более точно понять строение и функции
нервной системы, их роль и значение в
формировании механизмов функционирования
психики.

Науки
о трудовой деятельности ориентируют
психологию в на­правлениях правильного
осмысления функционирования психики
и сознания в условиях труда и отдыха,
их требований к индивидуально-и
социально-психологическим качествам
людей.

Медицинские
науки помогают психологии понять
патологию пси­хического развития
людей и находить пути для психокоррекции
и пси­хотерапии.

Педагогические
науки предоставляют психологии информацию
об основных направлениях обучения и
воспитания людей, позволяющую ей
вырабатывать рекомендации по
психологическому обеспечению этих
процессов.

Психология,
таким образом, впитывает в себя из других
наук изу­ченные и осмысленные ими
представления о генезисе и особенностях
проявления психического в зависимости
и под влиянием тех конкрет­ных
реальностей и феноменов, которые они
изучают. Это позволяет ей по-новому
оценивать свои собственные знания, а
затем и совершен­ствовать их в интересах
развития всего общества.

С
другой стороны, психология, изучая
условия и специфику протекания психических
явлений и процессов, позволяет естественным
и общественным наукам более правильно
интерпретировать законы от­ражения
объективной действительности,
конкретизировать причин­ную
обусловленность социальных и иных
явлений и процессов.

Исследуя
закономерности формирования личности
в своеобразных общественно-исторических
обстоятельствах, психология оказывает
определенную помощь и историческим
наукам.

Медицинские
науки в настоящее время также не могут
обойтись без результатов психологических
исследований, поскольку многие болез­ни,
как показывают самые новейшие данные,
имеют психологическое происхождение.

Психология
дает рекомендации руководителям и
организаторам экономического производства,
какими психологическими средствами и
методами можно повысить эффективность
трудовой деятельности людей, снизить
конфликтность в ходе нее.

Особое
значение имеет психология для педагогики,
так как знание закономерностей развития
личности, возрастных и индивидуальных
особенностей людей служит теоретическим
обоснованием для выра­ботки наиболее
эффективных методов обучения и воспитания.

Без
накопленных психологией знаний, таким
образом, не могут про­дуктивно
развиваться и другие науки, поскольку
устойчивое понима­ние своеобразия
психики людей и закономерностей ее
проявления в различных видах деятельности
являются тем фундаментом, который
позволяет совершенствовать и их
собственные представления.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о