Эмоциональности – Эмоциональность, как свойство личности

Содержание

Эмоциональность, как свойство личности

Эмоциональность – это способность личности отображать содержание переживаний, настроения, характера. Эмоциональность можно и стоит рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир проявлением эмоций и влияние их на поведение человека. Эмоциональность свойственна людям, ведь, проявляя эмоции, мы познаем жизнь, окрашиваем ее разными красками, пусть даже не самых приятных оттенков.

Слово «эмоция» происходит от латинского «emovere» – выдвигать, волновать, колебать. Эмоция процесс в равной степени психологический и биохимический, возникающий как реакция в ответ на происходящие с человеком события. Эмоции не зависят от объектов, на которые направлены. Одна и та же эмоция может быть проявлена в разное время по разному поводу и совершенно к разным людям и ситуациям, чего нельзя сказать о чувствах. Чувства более комплексны и всегда имеют адресата. С точки зрения эволюции эмоциональность более давняя форма проявления отношения человека к окружающему миру, посему эмоции присущи и животному, и человеку. Чувства же – прерогатива человека.

Как развить эмоциональность

Эмоция – это реакция на происходящее, которую можно назвать «здесь и сейчас». Эмоции проявляются в конкретный момент и отражают отношение проявляющего переживания к происходящему. Чувства, напротив, обладают относительной устойчивостью и постоянством и всегда имеют адрес – тот объект, на который направлены. Психологи выделяют эмоции, которые называют базовыми или врожденными. Названы они так потому, что присущи всем здоровым людям и проявляются одинаково на всех континентах и в разных национальностях. Базовые эмоции – эмоции общие для всех. На сегодняшний день выделено семь базовых: радость (счастье, довольство), гнев (злость, ярость), страх, печаль (грусть), интерес, отвращение и удивление.

Способность выражать силу и энергию своих эмоций характеризует эмоциональность как качество личности. Многие психологи рассматривают эмоциональность как одну из основных составляющих темперамента. У холериков эмоциональность характеризуется молниеносной сменой эмоций, которые к тому же проявляются ярко. Эмоциональность меланхоликов внутри, там бурлят страсти, быстрота движений переживаний, но выплеск наружу еле заметный, незначительный. Сангвиники более медлительны и уравновешены, эмоции проявляют не столь бурно. Эмоциональность флегматиков в полном равновесии, рождение и проявление переживаний не яркое.

Думаю, всем известны выражения «ничем не пронять», «толстокожий как слон», «холодный» и подобные. Все эти выражения говорят про низкий уровень эмоционального реагирования. Эмоциональность можно развивать.

Чтобы успешно развить эмоциональность необходимо познакомиться с эмоциями и чувствами, выделить для себя те, которые человек испытывает наиболее часто, а также понаблюдать за поведением и проявлением эмоций, как у себя, так и у других людей.

Далее важно ответить себе на вопрос «что я могу изменить в своем поведении?» Эмоциональность – это открытость миру. Психологи советуют больше общаться, ведь малообщительные люди, как правило, закрытые люди. Необходимо пробовать проявлять эмоции жестами, словами, говорить о чувствах, стать более открытым, чаще улыбаться. Это облегчает общение и понимание.

Замечено, что не всегда отсутствие внешнего проявления эмоциональности говорит об отсутствии самих эмоций. Бывают случаи, когда из-за невозможности проявить свои переживания (не уместно, не вовремя, не воспитано и прочее) человек сдерживает их или иными словами подавляет, возникает внутреннее накопление эмоционального напряжения.

Периодическое подавление собственных переживаний отрицательно сказывается на здоровье человека как физическом, так и психическом. Не выраженные эмоции грозят взрывом чувств, что может вылиться в истерику или в приступ агрессии и, несомненно, проявиться в теле повышением давления вследствие прилива крови к головному мозгу, тремором в конечностях, скажется также и на дыхательном аппарате.

Эмоциональность без разрядки, похожа на спящий вулкан, готовый в любой момент к извержению и что станет отправной точкой остается только догадываться. В любой момент обязательно произойдет эффект последней капли и каковы будут последствия никому не известно. Стоит ли доводить до этого? Опасность взрыва связана не только с подавлением переживаний, но и с повышенной эмоциональностью человека.

Высокая эмоциональность характеризуется быстрым возникновением раздражения и повышенной ответной реакцией. Если игнорировать накопление эмоций, то наступит точка не возврата и при таких условиях они возьмут верх.

Высокая эмоциональность личности имеет свои плюсы и минусы. Можно считать, что это утверждение очень относительно, ведь сколько людей, столько и мнений. Давайте разбираться. Плюс состоит в том, что, проявляясь, эмоции выплескиваются наружу, не подавляются, не вытесняются, не заталкиваются поглубже, а выдаются в мир. Однако, высокая эмоциональность в основном разрушительна. Возможно, вам знакома ситуация, когда, потеряв контроль над собой, люди позволяют себе лишнее в отношении других людей (повышение голоса, оскорбление, стук дверью и т.п.). Какой потом осадок от смущений и переживаний по этому поводу остается зачастую у обеих сторон ситуации. Высокая эмоциональность негативно сказывается на отношениях и также негативно влияет и на самого человека, вгоняя его в чувство вины, заставляя оправдываться перед собой и окружающими, накапливая обиды.

Как справиться с повышенной эмоциональностью

Осознайте, что повышенная эмоциональность – это ваша черта характера. Проведите самоанализ. Определите для себя уровень своей эмоциональности, насколько вы вспыльчивы и нетерпимы. Можно пройти тесты, чтобы определить свой темперамент и эмоциональность.

Заведите дневник эмоций, где будете описывать свой день и свои переживания. А лучше сразу после того как произошел всплеск эмоциональный записать что вы чувствовали, как переживали, как реагировало ваше тело, где отзывались и как происходило затихание эмоций. Перечитав написанное, оцените свое отношение к нему. Какая из ваших реакций была обоснованной. А какие переживания вы испытываете теперь?

Познакомьтесь со своими триггерами – ситуациями, которые запускают ваш организм снова и снова активизировать все системы и выдать эмоциональную реакцию, взбодрить вашу эмоциональность. Возможно, намного ранее в вашей голове образовалась модель поведения в ответ на стрессовую ситуацию. И, возможно, эту модель поведения вы постоянно повторяете. В такой момент спросите себя «Что конкретно сейчас я чувствую? Когда я проявлял подобные эмоции? Что является пусковым механизмом?» Сделать это также можно благодаря дневнику переживаний. Вы можете изменить свою модель поведения и свою эмоциональность. Не спешите. Знакомство с собой, своей эмоциональностью и проявляемыми эмоциями это не легкий труд. Не заставляйте себя делать все и сразу, слишком поспешные действия ведут к сопротивлению. Рост личности это всегда выход из зоны комфорта, а подобный выход дается не просто и требует затрат душевных, эмоциональных и физических. Но не унывайте «съесть слона» целиком сложно, но по частям очень даже можно. Если вам тяжело собраться с силами и встретиться со своей эмоциональностью, установите для себя более простые цели, более достижимые.

Познакомьтесь с понятием персонализации, распознайте ее и боритесь с нею. Это понятие, которое способно вызвать повышенную эмоциональность. Оно может означать, что вы чувствуете себя ответственным за вещи, которые могут не иметь лично к вам никакого отношения или которые вы не можете контролировать.

Боритесь с долженствованием. Заявления о том, что вы кому-то что-то должны причиняют вред и заставляют придерживаться стандартов, которые могут быть завышены. Нарушая очередное «должен», вы вполне можете испытывать отчаяние, вину, гнев. Вы можете избежать подобных ситуаций, изучив, что именно находится под этим «должен» и только потом решать так ли это на самом деле. Как следствие, вы не будете испытывать негативных эмоций. А слова «должен» и «надо» при необходимости можно заменить на слово «хочу» и дело пойдет намного проще.

Действуйте только после того, как успокоитесь. Ваша эмоциональность порой не самый хороший советчик и действия под влиянием эмоций может привести к последствиям, о которых в дальнейшем вы можете глубоко сожалеть. Попробуйте успокоиться, прежде чем реагировать на ситуацию, которая вызвала сильную эмоциональную реакцию.

Позвольте себе чувствовать свои эмоции. Корректируя свою эмоциональность, работая над повышенной эмоциональностью, не стоит становиться совершенно безэмоциональным, мы уже говорили о вреде подавления эмоциональных всплесков. Необходимо познакомиться и осознать эмоции, осознать также и то, что отрицательные эмоциональные всплески также необходимы как и положительные и стараться соблюдать их баланс.

В середине прошлого века ученые заговорили о понятии эмоциональный интеллект. Понятие было введено тогда, когда было замечено, что высокий уровень интеллекта не всегда способствовал успешности человека в карьере и личной жизни. По мнению ученых, эмоциональный интеллект в отличие от интеллекта представляет собой способность правильно истолковывать эмоциональность, чувства и поведения других людей, интуитивно улавливать, в чем нуждается другой человек, а также иметь высокую стрессоустойчивость. Вся теория эмоционального интеллекта основана на предположении, что человек способен точно определять эмоции другого человека, а также на том, что эмоциональностью можно научиться управлять. Не только лицо, но и тело способно передавать эмоции и если наблюдать за этими проявлениями и научиться их замечать, можно прочесть все эмоции другого человека как открытую книгу.

Но достаточно лишь наблюдений? Если ваша эмоциональность высока, за собственной бушующей эмоциональностью вы не увидите чужой. При низкой эмоциональности, вы не способны увидеть изменения в эмоциональном состоянии другого человека. Если ваши эмоции стереотипны, вы никогда не заметите тонкости настроения и окраску эмоциональности другого человека. В других вы будете ощущать и видеть лишь те эмоции, на которые способны сами. Ваш мозг выдаст вам реакцию, которая когда-то была наиболее эффективна. Необходимо научиться различать тона и полутона эмоциональных всплесков. И если ваш мозг способен от радости кричать и плакать, смеяться и хмуриться, тихо улыбаться, говорить о своем счастье или уходить внутрь, тогда ваш мозг сможет подстроить ваши эмоции к любой ситуации. Ваш диапазон проявления и восприятия эмоций расширится, а ваша собственная эмоциональность сбалансируется.

Изучайте эмоции, новые слова для описания эмоциональных всплесков. Не просто «счастлив», а «безмерно счастлив», «тихо счастлив», «удовлетворен и счастлив», «благостен». Примеряйте эмоции на себя перед зеркалом. Эмоциональный рост, как и физический, требует времени и не всегда приятен. И будьте терпеливы.

psihomed.com

Эмоциональность — это… Что такое Эмоциональность?

Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Смысл термина и границы понятия

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных — приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification — remorse, gratitude — anger, pride — shame, admiration — reproach, joy — distress, happy-for — resentment, gloating — pity, hope — fear, satisfaction — disappointment, relief — fears-confirmed, love- hate.

В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес — пренебрежение, надежда — страх, удовлетворение — гнев, радость — горе.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония — дисгармония, красота — уродство, благоговение — кощунство…) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие — констатирующие и подтверждающие — неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы — люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы — люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Коллективные эмоции

Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Интенсивность эмоции

  • слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
  • средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
  • сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

ЗНАК эмоции

  • Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
  • Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Улыбка

Или зависимость эмоции:

См. также

Ссылки

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Эмоциональность

Преимущества эмоциональности

  • Эмоции придают остроту ощущениям.
  • Эмоции делают личность более яркой и интересной для окружающих.
  • Жизнь эмоционального человека более разнообразна и насыщенна: он бесконечно ищет источник эмоций и пути их выхода.
  • Эмоции делают возможности творческого человека безграничными.

Проявления эмоциональности в повседневной жизни

Эмоции по-разному проявляются у людей различных типов темперамента.

  • Холерики. Эмоциональность холериков характеризуется быстрой сменой настроения: от веселья до грусти, от обиды до примирения могут пройти всего лишь секунды. Эмоции возникают молниеносно и проявляются очень ярко. Представитель искусства: Виктор Гюго
  • Сангвиники. Эмоции людей этого типа проявляются не менее ярко, чем у холериков. Однако рождение эмоции внутри человека – процесс более медленный и уравновешенный. Представители искусства: А.С. Пушкин, Джордано Бруно.
  • Меланхолики. Соотношение проявления и зарождения эмоций полностью противоположное сангвиникам. Быстрое движение эмоций внутри и чуть заметный их выплеск наружу. Именно поэтому меланхолики кажутся очень спокойными, однако внутри них кипят страсти. Представители искусства: А. Дюма, С. Есенин, О. Бальзак, Ф. Шопен.
  • Флегматики. Кажутся непреступными и загадочными для окружающих. Их эмоциональный фон находится в полном равновесии. Проявление, как и рождение эмоций, не яркое, и со стороны кажется несколько угловатым. Представители искусства: Т. Драйзер, Ф. М. Достоевский

Как развить эмоциональность

Различные тренинги, советы и исследования, посвященные управлению эмоциональным состоянием, стали сегодня невероятно популярны. Однако они хороши в бизнес-среде и сфере социальных коммуникаций. Мы же в контексте творчества говорим не об обуздании эмоций, а о направленности их выражения. Говорим о способности сберечь и не расплескать эмоциональный заряд до момента встречи с холстом, камерой, музыкальным инструментом, бумагой или зрителем.

Если же мы говорим о выражении негативных эмоций, которые ни в коем случае не должны разрушать окружающий мир и личность изнутри, в первую очередь речь идет о сублимации. Сублима́ция – процесс, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Википедия

Научиться сублимации – перерождению внутренней энергии в процесс созидания – одно из важнейших направлений развития творческой личности.

Золотая середина

Безразличие, безчувственность, сухость

Эмоциональность

Несдержанность, импульсивность, чрезмерная экспрессивность

Крылатые выражения об эмоциональности

Всякая эмоция только обогащает жизнь.
— Дж. Голсуорси —
…Эмоции направляют вас в процессе жизни к добру или злу…
— Дж. Мэрфи —
Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.
— Вольтер —
Если ты разгневан, сосчитай до четырех; если сильно разгневан, выругайся.
— Марк Твен —

Что почитать?

Нина Рубштейн / Тренинг управления эмоциями
В книге представлен уникальный тренинг, помогающий управлять эмоциями, направлять их в нужное русло и позволяющий стать хозяином своих чувств и своего настроения.
Дэниел Гоулман / Деструктивные эмоции
Автор обьясняет, как осознать пустоту деструктивных эмоций, являющиеся источником многих человеческих страданий, научиться их контролировать, трансформировать и использовать для освобождения от негативного влияния.

www.xapaktep.net

Эмоциональность | PSYERA

В обыденном, житейском смысле эмоциональность понимается в двух значениях.

Во-первых, эмоциональным называют человека, бурно реагирующего на обстоятельства: вспыльчивого, необузданного или восторженного, жизнерадостного.

Во-вторых, так говорят о человеке впечатлительном, тонко чувствующем, легко ранимом.

В научной психологии понятие «эмоциональность» весьма продуктивно используется при рассмотрении индивидуальных различий эмоциональной жизни.

Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т.п. Качественные характеристики эмоциональности описывают отношение индивида к явлениям действительности. Они выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

На вопрос о том, является ли эмоциональность врожденным или приобретенным свойством, нельзя ответить однозначно. Еще И. П. Павлов считал, что различия в эмоциональности животных или людей зависят от самого типа нервной системы и от тех влияний, которым подвергался индивид с момента рождения.

Замечено, что лица, перенесшие тяжелые заболевания, сильнее реагируют на ситуации, вызывающие гнев и страх, причем люди, имеющие несколько заболеваний, реагируют еще острее. В то же время эмоциональные потрясения имеют более или менее генерализованный эффект, а эмоциональность обычно носит избирательный характер. У эмоциональных субъектов независимо от того, чем обусловлена их эмоциональность, отмечается высокая энергетическая мобилизация, с трудом поддающаяся контролю и порождающая эмоциональные реакции. В аналогичных ситуациях у неэмоциональных субъектов наблюдаются лишь приспособительные реакции. Данная закономерность позволяет двояко рассматривать эмоциональность: как разную степень чувствительности и как разную степень нарушения механизмов регуляции. В таком случае минимальная эмоциональность будет обнаружена при низкой чувствительности и высоком уровне развития навыков регуляции поведения.

Большинство психологов выражают согласие с тем, что эмоциональность следует рассматривать в качестве одной из центральных составляющих темперамента. Сама эмоциональность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд основных компонентов.

Остановимся на них.
Эмоциональная возбудимость. При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия.
Сила эмоций. Функция этого свойства — энергизация деятельности в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов.
Тревожность — это эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации, склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги.
Эмоциональная устойчивость. Функция данного свойства — сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений.

Попытка расширить перечень компонентов эмоциональности приводит к выходу за рамки ее понимания как составляющей темперамента. В то же время такие параметры личности, как сензитивность (повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям) и эмотивность (богатство нюансов и утонченность эмоциональных переживаний) признаются характериологическими особенностями. Предполагается, что существует общая эмоциональная направленность личности, проявляющаяся в том, какие эмоции оказываются наиболее близкими человеку, наиболее желательными и устойчивыми. Она обусловливает избирательность отношения субъекта к явлениям природы и искусства, жизненным ситуациям и окружающим его людям.

psyera.ru

Эмоциональность Эмоциональный | Что такое Эмоциональность Эмоциональный

А ты не знаешь, что такое значит
Когда мужчина — плачет!
О! в этот миг к нему не подходи:
Смерть у него в руках — и ад в его груди

     М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

           Эмоциональность как качество личности – способность выражать силу и энергию своих эмоций, связанную с реакцией на явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта.

        Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал: — Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны? Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним: — Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться. Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили: — Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас? Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую. Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?» Один человек из толпы сказал: — Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. Будда улыбнулся: — Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы? Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.

          Ни для кого не будет открытием, что женщины эмоциональнее мужчин. Крайнее проявление эмоций – истерия, происходит от древнегреческого hystera (матка), что само по себе указывает на ее половую принадлежность. Женский ум тесным образом связан с чувствами, а у мужчины ум больше привязан к разуму. То есть природа женщины создала промежуток между умом и разумом, а у мужчины между умом и чувствами. Отсюда и следует танцевать. Мужчины, в силу существования зазора между умом и чувствами, живут идеями, а женщины живут эмоциями. Каждый пол от такого положения вещей что-то выигрывает, а что-то проигрывает, имеет свои преимущества и свои недостатки. Когда мужчина и женщина закружатся в радостном танце любви, происходит так необходимое им равновесие.

          Большинство мужчин заблуждается, думая, что женщины на первое место в отношениях с ними ставят материальную обеспеченность или секс. Секрет в том, что женщине нужна защита от нее самой и, если мужчина берет на себя эмоциональную ответственность за ее состояние, он будет самым хорошим и пригожим. Когда мужчина сталкивается с серьезной ситуацией, он уходит «в пещеру», чтобы в одиночестве продумать все варианты своей реакции на нее. Неопытные женщины пугаются этой угрюмости и немногословности, воспринимая ее, как охлаждение чувств и отдаление друг от друга. Зачастую начинают ревновать, подозревая наличие соперницы. Проходит время, и «отшельник» выбирается из пещеры с готовым решением, энергичный и целеустремленный. Поэтому мудрая женщина уважает его состояние, понимает, что мужчине нужно набраться сил, как личности.

          А что делать женщине с ее накопившимися подавленными эмоциями? Природу если гнать в дверь, она влетит в окно. Ей тоже нужно разрядиться, иначе в организме  произойдет гормональный сбой. Даже здесь существуют различия. У мужчины в таких случаях страдает нервная система. И вот женщина идет к ответственному за ее эмоциональное состояние – к мужу. Накормив его после работы, начинает делиться с ним своими беспокойствами, тревогами, боязнями, страхами и переживаниями. Она не ждет от мужа советов, готовых решений, немедленных действий. Ей нужно другое. В  муже она хочет видеть активного слушателя, способного снять эмоциональный перегрев, успокоить ее сердце, дать почувствовать, что у нее есть надежная защита. Если мужчина понимает женскую природу и терпит выплески ее эмоций, она его ценит и дорожит им. Помните слова песни Анны Герман: «Мне говорят, он маленького роста, Мне говорят, одет он слишком просто. Мне говорят, поверь, что этот парень Тебе не пара, совсем не пара. А он мне нравится, нравится, нравится, И для меня на свете друга лучше нет. А он мне нравится, нравится, нравится, И это все, что я могу сказать в ответ». Нравится, потому что способен дать эмоциональную защиту, обеспечить душевный покой и умиротворение. Любой человек стремится к этому счастливому состоянию души и тела. Так природа позаботилась о гармоничных отношениях между мужчинами и женщинами. Если супруги понимают природу друг друга, такая гармония легко достигается.

         К примеру, читал о таком эпизоде в семейных взаимоотношениях. Супруги договорились в воскресение поехать в зоопарк с сыном. Пока она одевается, он берет сына и говорит: «Пойду машину прогрею». – «Хорошо. Я через двадцать минут буду готова». Выходит из подъезда ровно через двадцать минут, а их нет. Оказывается, ему пришла в голову какая-то идея, и они  поехали с сыном, забыв про маму. Потом вспомнили, развернулись и резко рванули домой. Возвращаются минут через десять. Она стоит и угрожающе молчит, а затем молча поворачивается и идет к подъезду. Муж покорно следует за женой. Поднимаются по лестничной площадке. На ее спине уже написан жестокий вердикт. Заходят в квартиру, и она начинает на него орать. Эмоции фонтанируют не хуже, чем фонтаны в Петергофе. Муж понимает: «Нужно терпеть и молчать». Десять минут она орет, он смотрит на нее и говорит, немножко, так, грубовато: «Ты все сказала?» Жена потом рассказывает: «Когда он меня так спросил, я заглянула вовнутрь себя и поняла, что все сказала». То есть, человек выплеснул через речь все негативные эмоции, свое внутреннее напряжение и успокоился. После этого он ей говорит: «Тогда поехали!» Разворачивается и идет. И она понимает: «Нужно следовать!»

         Представьте, если бы муж начал в ответ скандалить. Она б подумала: «Зачем мне в семье другая женщина? Он такой же, как и я». Авторитет мужа рассыпался бы. Но когда он ее спокойно выдержанно выслушивает, она осознает: «В этом человеке есть сила».  Такой мужчина способен защитить женщину от ее же собственного беспокойного ума с каскадами чувств и эмоций. Эмоциональность женщины ищет не того мужчину, кто будет лишь исполнять ее желания, а того, кто даст надежное прибежище для ее чувств и эмоций, кто примет за нее решение, кто спасет ее от накопившихся внутренних противоречий.

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Левая и правая эмоциональность — Психологос

Левая и правая эмоциональность

Фильм «Шопоголик»

Впечатлительность и импульсивность — негативные элементы эмоциональности. Назовем это — левой эмоциональностью!
скачать видео

Фильм «Испанский-английский»

Правая эмоциональность — это высокая энергия эмоций, выразительные жесты и темперамент. Вполне может сочетаться с разумностью решений и поведения.
скачать видео

Пока вы не различаете, что такое «правая» и «левая» эмоциональность, вы никогда не разберетесь, эмоции хороши или плохи. Действительно, как относиться к эмоциям? С одной стороны, они дают энергию и краски жизни, они помогают нам понимать состояние друг друга, они воодушевляют, заражают и завораживают… С другой стороны, эмоции мешают думать, вовлекают во всевозможные глупости, подталкивают к ошибкам… Похоже, что говорить об эмоциональности «вообще» — не вполне правильно, поскольку одним этим словом называют две совсем разные вещи.

Посмотрите на верхнюю картинку. В середине — человек, слева и справа от него — эмоции. Эмоции слева, левые эмоции — те, которые заставляют человека делать то или иное, которые являются причиной его действий, мыслей и эмоций. А вот эмоции справа, правые эмоции — те, причиной которых является сам человек, его разум и воля.

Вы решили рассердиться — вы сердиты. Если вы решили простить и быть доброжелательными — вы улыбаетесь и доброжелательны.

Когда человек — причина, а его эмоции — следствие, тут все правильно. Когда источник — человеческий разум, а эмоции — его инструмент, это великолепно. Такие эмоции — благо. Такие эмоции бывают прекрасно развиты у женщин, это основа эмоционального интеллекта, и это часто то, что так не хватает многим мужчинам…

Поэтому, когда под эмоциями и эмоциональностью понимают силу темперамента и эмоциональную выразительность, эмоции — это прекрасно. Высокая энергия эмоций, выразительные жесты и сила темперамента — полезный инструмент и удачная личностная черта, поскольку без труда сочетается с разумностью решений и поведения.

А вот левые эмоции — это другое, а именно неспособность контролировать себя.

Вы хотели рассердиться, но вам улыбнулись, и вы о своем решении забыли… Вы решили простить и быть доброжелательными, но внутри все клокочет, помимо вашей воли вы говорите резко, обвиняете и упрекаете.

Это склонность бездумно выплескивать чувства, несчастно жаловаться и истерить.

А что я могу поделать? На меня же нахлынули эмоции!

Аналогично, впечатлительность и импульсивное реагирование как проявление эмоциональности — не радость, а проблемная особенность и дурная привычка, заставляющая людей переживать впустую, делать глупые покупки и совершать решения, о которых будет жалеть и сам человек, и те, кто с ним рядом.

Поэтому на вопрос: «Эмоциональность — это хорошо или плохо?» — можно отвечать просто и коротко: «Левая эмоциональность, когда наше поведение определяем не мы, а наши эмоции — это плохо. Неправильно, когда эмоции — причина, а мы — следствие наших эмоций. А вот правая эмоциональность — это хорошо и отлично. Своими решениями должны заведовать мы сами, а эмоции должны быть нашими средствами и инструментами».

Итого: Убирайте левую эмоциональность и развивайте эмоциональность правую.

Действительно, когда эмоции подчиняют нас себе, это глупо. Когда наши яркие эмоции служат нашим разумным целям, это прекрасно. Пусть наши эмоции будут инструментами, делающими наше лицо живым, улыбку — яркой, а речь — зажигательной. Но недопустимо, когда чувства затмевают разум, а решения принимаются вследствие сиюминутных импульсов. Эмоции не могут и не должны быть причиной наших действий и решений. Причиной наших действий может и должен быть только наш разум, а эмоции могут только помогать нам тогда, когда они нужны.

Если вы планируете взять левую эмоциональность под свой контроль, посмотрите эту подборку статей.

www.psychologos.ru

Эмоциональность — это что такое?

Человек имеет в своем арсенале множество качеств, которые выгодно отличают его от представителей животного мира. Одно из таких свойств — эмоциональность. Это способность отражать содержание настроения, переживаний, характера. Не все люди одинаковы в плане эмоциональности. Одни чересчур щедро делятся с миром своим настроением, не скрывая ничего. Хорошо ли это, легко ли живется таким людям? Другие кажутся закрытыми, холодными, безэмоциональными. Холодность также не нравится обществу, ее приравнивают к закрытости. А людей неэмоциональных сторонятся. В этой статье мы поговорим об эмоциональности, ее разновидностях, о том, как ее развить тем, кому не хватает.

Выход эмоциям

Вы наверняка могли слышать такую фразу: «Дай выход эмоциям!» Это не случайное выражение, оно устойчиво закреплено в нашем языке. Мы не пассивные щепки в реке жизни, а постоянно омываемся ее волнами, иногда вольно или невольно участвуем в настоящих штормах. Каждый день мы переживаем массу эмоций, и настроение меняется от мажорного до полностью минорного. Чтобы не сойти с ума от всех этих переживаний, человек имеет возможность делиться ими с миром — это и есть его эмоциональность. Отсюда возникает вопрос: почему не все люди одинаково эмоциональны? Попробуем разобраться в этом ниже.

Что мешает выходу эмоций

Даже застенчивые дети ведут себя естественно и не стесняются демонстрировать то, что чувствуют. Согласитесь, что ни один малыш не будет сдерживать слезы, если больно, или смех, когда весело. Отсюда следует, что закрываться мы начинаем с осознанием себя как личности, то есть с возрастом. Чаще всего это ответ на жизненные обстоятельства. Ребенок не стесняется выражать свои эмоции, пока его не пристыдит родитель или воспитатель: «Не смейся так громко, это неприлично!» Или: «Да что ты нюни распустил, ну прямо как девчонка!» Несколько таких замечаний от человека, который считается авторитетным, и впрямь влияют на эмоциональность. Ребенок начинает себя вести сдержаннее и понимает, что спокойное поведение не вызывает никаких нареканий со стороны взрослых. «Тише едешь — дальше будешь», и малыш привыкает к тому, чтобы утаивать свое настроение от мира.

Холодность как результат обид в прошлом

Иногда эмоциональность (экспрессивность, другими словами) может скрываться и по другой причине. Например, жесткая реакция на открытость вызовет желание больше не проявлять эмоций. Представьте себе молодого человека, который переступил через застенчивость и пылко признается в любви девушке. Вместо принятия и взаимности он отвергается прекрасной дамой, еще и подвергается насмешке. Будет ли у него желание в дальнейшем быть искренним? Скорее всего, он наденет маску циника и будет вести себя холодно с противоположным полом раз и навсегда. Все мы сталкивались с негативной реакцией конкретного человека или общества на открытость, и приводит это всегда к одинаковому результату. Мы становимся более сдержанными, понимаем, когда уместно быть естественным и открытым, а когда стоит изображать «покер фейс», даже если хочется кричать.

Человек не пассивен, и реакции его на мир не являются чем-то стабильным. Поэтому прятать свои эмоции — это скорее защитная реакция, чем отличительная особенность характера.

Неэмоциональность как маска

Не стоит делить людей на «эмоциональных» и «неэмоциональных». Нужно принять как факт, что за маской холодного человека может скрываться пылкость и открытость, но именно из-за этих своих черт, возможно, и пострадала когда-то личность. Можно ли как-то эту маску убрать?

Насильно повлиять на темперамент и эмоциональность человека сложно. У личности должно быть собственное желание стать более открытой миру, не бояться показывать свои эмоции и переживания. После этого проявление экспрессивности — всего лишь вопрос времени.

Развиваем эмоциональность

Высокая эмоциональность имеет все же больше преимуществ, чем низкая. Именно по этой причине, если вы чувствуете, что недостаточно темпераментны, можете развить в себе такое качество. Ниже мы приведем три действительно эффективных и несложных способа развития такого важного качества, как эмоциональность. Уровни пассионарности, безусловно, бывают разные, и из тихони вы не превратитесь в одночасье в душу компании. Но стать открытее и более эмоциональным получится достаточно быстро, если тренироваться и не пренебрегать несложными упражнениями.

Полезные упражнения для развития открытости

  1. Общайтесь. «Холодные» люди чаще всего не очень общительны, им не по душе шумные компании, случайные знакомства. Но именно здесь нужно себя переселить. Нет необходимости лезть знакомиться к прохожим на улице и посетителям увеселительных заведений, начните с того, что не отталкивайте тех, кто хочет с вами познакомиться. Люди не будут даже пытаться познакомиться, если у вас будет на лице «кислая мина», а вот легкая улыбка однозначно располагает к общению.
  2. Еще раз улыбайтесь. Если вы чувствуете, что необщительны, что вам тяжело дается простой разговор с другими людьми, то возьмите себе за правило просто улыбаться. «Надевайте» на лицо улыбку с утра, когда лежите еще в постели. Пусть у вас нет повода для искренней улыбки, едва вы открыли глаза, но растягивание губ как просто механическое действие позволит мышцам лица привыкнуть к этому состоянию. Привычка вырабатывается 30 дней, и 90 должно пройти, чтобы она закрепилась. Вначале придется улыбаться через силу, но с каждым днем непринужденная улыбка будет даваться вам все проще и проще. И пусть вы не будете гиперактивным в общении, приветливое выражение лица будет притягивать к вам людей как магнитом.
  3. Динамическая медитация. Этот способ раскрепоститься и раскрыться может показаться странным, но он не просто действенен — вы поймете его эффективность сразу по окончании медитации. Эмоциональность — это как раз таки открытость миру. А динамическая медитация позволит вам раскрыть внутренние резервы чувственности и дать выход накопившемуся. В чем суть такого способа, который усилит развитие эмоциональности? Вам не нужно записываться на специальные курсы, можете провести сеанс динамической медитации самостоятельно и не менее результативно. Для этого необходимо уединиться в каком-нибудь безлюдном месте на природе. Вы должны быть уверены, что вас никто не слышит и не видит, что за вами никто не наблюдает, — это непременное условие. После чего начните вести себя безумно — кричите, танцуйте в диком стиле, делайте в физическом смысле все, что вам придет в голову. Вначале будет сложно, но как только вы начнете, вы осознаете, что вам нравится, а такой выход эмоций дается все проще и проще.

Полезно ли чрезмерное проявление эмоций?

Повышенная эмоциональность является другой стороной чрезмерности в вопросе о проявлении чувств и степени открытости. Наверняка вы знаете таких людей — рубаха-парень в коллективе, свой в доску человек, не имеющий тайн и секретов ни от кого. Хорошо ли быть таким, или такой темперамент — это скорее недостаток?

Прежде всего, поговорим о преимуществе, которым обладает человек, чье свойство характера — большая эмоциональность. Это наличие обширного круга знакомых, легкость в знакомстве с новыми людьми, возможность не скучать в одиночестве. На первый взгляд может показаться, что и впрямь лучше быть открытым человеком, чем эмоционально ограниченным.

Но есть и свои минусы в жизни таких людей. Вследствие такой открытости общественность знает о жизни этого человека в буквальном смысле все. Высокая эмоциональность — это именно тот фактор, который не оставляет места для тайн, секретов. Кроме того, такой человек может считаться психически неустойчивым, ведь он не будет скрывать своей радости или плохого настроения.

Как стать более спокойным?

Большая эмоциональность может принести личности не меньше трудностей, чем холодность и отстраненность. Нет никаких упражнений для того, чтобы стать менее пассионарным, здесь вам поможет обычный здравый смысл. Чрезмерная экспрессивность уместна на театральных подмостках или в домашней среде с людьми, которые хорошо вас знают. Но сильное проявление вашего настроения и внутренних переживаний не одобрят коллеги или шеф. «Фильтруйте», что и как вы говорите, как себя ведете.

Станьте наблюдателем самого себя, так как превратиться из очень открытого человека в рассудительного даже более сложно, чем наоборот.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о