Общество в целом это – Общество — что это такое в широком и узком смыслах слова

ЕГЭ. Общество. Тема 1.Понятие общества |

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ПОЯСНЕНИЕ.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.

В узком смысле общество это:

  1. Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество   книголюбов, филателистов).
  2. Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
  3. Общность происхождения (дворянское общество).
  4. Население одной страны (российское, американское общество)
  5. Человечество в целом.

ПОЯСНЕНИЕ.

  1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом» тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
  2. В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»

Признаки общества

Признаков общества много. Выделю самые основные.

  • Наличие территории. Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
  • Население. Общество — это люди, живущие на той или иной территории.
  • Автономность, саморегуляция. Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
  • Наличие истории, культуры, того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
  • Воспроизводство, то есть рождение новых членов общества.
  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Примеры тестов с ответами по данной теме смотрите здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

ОБЩЕСТВО — это… Что такое ОБЩЕСТВО?


В широком смысле термин «О.» используется в филос. и социологич. лит-ре для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, к-рая проявляется в функционировании и развитии социальных орг-ций, институтов, групп, движении классовых и др. социальных противоречий. В узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистич. О.), определ. социальный организм, принадлежащий к такому типу («япон. феодализм»), или определ. форма социальных отношений (напр., О., противопоставленное гос-ву у Гегеля, или общности у Ф. Тенниса). Объяснение природы обществ. связи (и, соответственно, обществ. природы человека) на протяжении истории социально-филос. мысли оставалось центр. проблемой всех теорий О.; то или иное ее решение определяет во многом и трактовку отд. типов обществ. деятельности, в т.ч. индивидуальных действий.
По Платону, О. (гос-во, полис) возникает благодаря тому, что для удовлетворения своих потребностей люди нуждаются друг в друге (см. R. Р., 369 В – С). У Аристотеля обществ. связь объясняется действием врожденного людям «социального инстинкта» и поэтому гос-во (О. еще не различается от гос-ва) выступает как «творение природы». Одним из выражений «социальности» («политичности») человека является исходное неравенство способностей и отсюда – естеств. различие функций людей. Для рационализма нового времени (Гоббс, Руссо) характерно представление о том, что люди под давлением обстоятельств вынуждены передавать О. (гос-ву) контроль над своими действиями, отчуждая собств. свободу. Именно этот акт, согласно Руссо, «создает моральное и коллективное единство». С иной стороны подошел к проблеме А. Смит, видевший в разделении труда и обмене товарами специфич. черту и основу всего человеч. общежития. Гегель отверг договорную концепцию (с позиции суверенитета гос-ва в отношении индивидов) и выделил «гражд. О.» – сферу экономич., имуществ., трудовых отношений, к-рая в то же время является сферой «…всестороннего переплетения зависимостей всех ото всех…» (Соч., т. 7, М.–Л., 1934, с. 223). Конт критиковал договорную концепцию за наследование теологич. идеи грехопадения. О. и гос-во для него – продукт действия всеобщего закона, ведущего к формированию более сложных и гармоничных систем. При всей метафизичности своих посылок позитивистские идеи Конта дали определ. стимул для рассмотрения О. как сложного и организованного целого, элементами к-рого являются не отд. индивиды, а социальные образования (семья и др.). В то же время вопрос о природе обществ. связи не получил положит. решения, и почва для противоборства социологич. «номинализма» и «реализма» в бурж. науке сохранилась и поныне. Для Бентама – О. «…есть фиктивное т е л о, состоящее из индивидуальных лиц, которые рассматриваются как составляющие его ч л е н ы» (Избр. соч., т. 1, СПБ, 1867, с. 3). Зиммель повторял платоновскую идею, утверждая, что «побуждения» и интересы, к-рые переживает человек и к-рые толкают его к другим людям, вызывают к жизни те формы ассоциации, благодаря к-рым сумма отд. индивидов превращается в «О.» (см. вкн.: «Theories of society», v. 1, Glencoe, 1962, p. 157). M. Beбер, ограничивая социологич. угол зрения объяснением социальных действий, вводил в определение последних нек-рый «минимум взаимной ориентации действия каждого по отношению ко всем остальным» (там же, р. 176). Дюркгейм, отстаивая «реальность» О., указывая на значение разделения труда в создании обществ. единства, видел в нем прежде всего «моральное целое», общность «коллективных представлений». Совр. функционализм (Парсонс) фиксирует прежде всего субъективную сторону организованности обществ. систем («коллективные цели»). В различных совр. бурж. социологич. школах принимаются во внимание отд. аспекты обществ. отношений (сознат. действия индивидов, взаимозависимость в рамках малых групп и т.д.), к-рые и выступают в качестве характеристик обществ. связи.
Характерной особенностью марксистского понимания обществ. деятельности является выделение во всем многообразии социальных связей материальных производственных отношений, к-рые складываются независимо от воли и сознания отд. индивидов, оказывают определяющее воздействие на идеологич. отношения и тем самым составляют объективную структуру обществ. организма. Классич. формулировка марксистского материалистич. объяснения О. дана Марксом в «К критике политич. экономии»: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 6–7). Эти установки служат методологич. основой марксистского анализа всей совокупности обществ. явлений как в их конкретной связи (в определ. социальных системах), так и в их историч. изменениях. Вульгаризаторству «экономич.» материализма марксизм противопоставил требование учета всей сложности взаимодействия материальных и идеологич., «естественных» и социальных отношений в рамках «социальных организмов», как целого. Условием рассмотрения этого целого явилось построение типологии осн. эпох социально-экономич. развития – общественно-экономич. формаций. В капиталистич. О. (всемирный характер бурж. отношений приводит к тому, что здесь все обществ. системы, относящиеся к капиталистич. типу, образуют единую сверхсистему, связанную мировой торговлей, междунар. разделением труда и т.д.) Маркс увидел существ. черты модели обществ. структуры. «Гигантский шаг вперед, сделанный в этом отношении Марксом, в том и состоял, что он бросил все эти рассуждения об обществе и прогрессе вообще и зато дал н а у ч н ы й анализ одного общества и одного прогресса – капиталистического» (Ленин В. И., Соч., т. 1, с. 127–28). Анализ капиталистич. системы послужил ключом к пониманию менее развитых обществ. форм, а также общих закономерностей социальных процессов. Материалистич. концепция О. (исторический материализм) позволила рассматривать развитие обществ. формаций «как естественноисторический процесс» (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 10), выделить его движущие силы (в частности, место социальных антагонизмов, классовой и конкурентной борьбы). В известной мере влияние этой концепции испытали и нек-рые представители немарксистских течений в социологии и социальной антропологии (М. Вебер, Ф. Теннис, К. Леви-Строс и др.).
Организованность обществ. систем с т. зр. марксистской социологии объясняется самим характером деятельности людей в процессе «…общественного производства своей жизни…» (см. К. Маркс, там же, т. 13, с. 6). Элементами этого процесса выступают произ-во материальных средств жизни, произ-во людей как обществ. индивидов и произ-во «самой формы общения», т.е. наличного типа отношений между людьми. От иных типов живых, открытых систем (биологич. организмов и сообществ) обществ. системы принципиально отличны уже по способу воспроиз-ва своей структуры. Если первые сохраняют свою структуру во времени при непрерывной смене «субстрата» (поколений) прежде всего благодаря передаче наследств. признаков и стандартных узлов жизнедеятельности (инстинктов) через генетич. аппарат отд. особей и в меньшей мере – через индивидуальное научение, в О. социально необходимая информация накопляется, хранится и передается благодаря деятельности особых социальных институтов, идеологич. и др. знаковых систем. В определ. смысле все средства передачи социальной информации могут быть охарактеризованы как языки, если относить к ним не только универсальные, «лингвистические» знаковые системы, но и надстраивающиеся над ними «языки» культуры, фиксирующие соответствующую ступень развития знаний, умений, опыта, нормативных требований морали и права и т.д. Развитие этих средств составляет необходимый момент превращения инстинктивных и спорадич. форм труда в систему обществ. произ-ва и, соответственно, биологич. сообщества (стада, семьи) в человеч. О.
Существ. сторону жизнедеятельности обществ. систем составляют процессы управления, обеспечивающие воспроиз-во и развитие определ. структуры обществ. отношений. Элементами этих процессов могут выступать как конкурентные механизмы типа рыночного спроса (Маркс показал, как уравновешивание различных сфер произ-ва в бурж. О. достигается благодаря «…прихотливой игре случая и произвола…» – см. там же, т. 23, с. 368), так и деятельность особых социальных институтов и идеологич. систем (форм обществ, сознания), фиксирующих определенность будущих состояний обществ. системы (нормы, цели и т.д.). Для различных типов обществ. систем характерно преобладание определ. форм управления (механизм обычаев и традиций для докапиталистич. О.; конкурентные механизмы регуляции произ-ва, спроса, обществ. мнения и вкусов в бурж. О.; растущая роль сознат. планового воздействия на обществ. процессы в социалистич. условиях; соответственно меняется содержание и роль правовых, административных, идеологич. регуляторов). Действие конкурентных механизмов в различных сферах обществ. жизни обусловлено многообразием интересов отд. групп, институтов, социальных систем. Деятельность регулятивных механизмов различных типов обеспечивает функционирование обществ. системы как целостного социального организма, отд. элементы к-рого прямо или косвенно подчинены потребностям целого, и поэтому могут описываться под углом зрения выполняемых ими обществ. функций. В то же время развитие и функционирование обществ. системы в целом можно рассматривать как реализацию определ. программы ее жизнедеятельности. Всякая социальная программа представляет собой план будущих состояний системы (подчинения средств цели, настоящего – будущему). Обществ. потребности задаются в процессе «воспроизводства обществ. жизни» либо как выраженная к.-л. особым образом цель деятельности, либо как система нормативных требований, в к-рых неявно содержится направленность движения системы. В обществ. сознании, в программах деятельности отд. обществ. классов, групп, институтов эта направленность частично выступает в форме интересов, планов, идеалов, иллюзий и т.д., различными путями воздействующих на деятельность людей.
Сформировавшиеся в процессе обществ. развития типы идеологич. систем (формы обществ. сознания) выступают, т.о., одним из моментов регуляции обществ. деятельности. Дифференциация отд. форм обществ. сознания в историч. процессе может рассматриваться как последоват. расчленение исходного регулятивного комплекса, связанное с расчленением самих норм социальных. Подход к явлениям обществ. сознания под углом зрения их социальных функций (сознание как «осознанное бытие»), рассмотрение даже наиболее удаленных от материального базиса, наиболее фантастичных по своей форме явлений обществ. сознания как «звена» действительного мира позволяет марксистской социологии преодолеть характерное для социально-филос. мысли прошлого противопоставление духовных и материальных факторов или сфер обществ. жизни. Не сознание как таковое, но сознательная, организованная деятельность людей и обществ. групп является элементом социального процесса и предметом социологич. изучения.
Структура О. – это прежде всего структура самой обществ. деятельности, устойчивые, исторически воспроизводящиеся формы, «узлы» к-рой выступают в качестве социальных институтов (семья, гос-во, экономика) и т.д. и к-рая определяет взаимоотношения отд. индивидов, групп, сообществ. Характер и значение существующих в данной обществ. системе социальных групп (и отд. личностей) в конечном счете определяется характером самой деятельности системы, степенью ее расчлененности и т.д. Так, напр., примитивная неразвитость обществ. отношений родового строя обусловливает то положение, когда «люди… неотличимы друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности» (Энгельс Ф., см. там же, т. 21, с. 99). Развитием территориальных, экономич. и культурных связей, гос. образований, мировых религий обусловлено формирование таких больших обществ. групп, как национальные. Разделение обществ. труда на определ. историч. ступени привело к выделению иерархии специализированных групп, отличающихся по своему положению в системе обществ. деятельности – сословий, каст, классов (последние выдвигаются на первый план по мере универсализации товарного х-ва и совр. форм культуры и коммуникации, преодолевающих традиционную замкнутость «закрытых», докапиталистич. обществ. систем). Различным этапам обществ. развития свойственны особые типы переплетения указанных форм социальной дифференциации. При этом необходимым восполнением безличной структуры больших обществ. групп и формальных (правовых, идеологич.) объединений выступают малые группы, основанные на непосредств. личном контакте участников и в значит. мере опосредующие отношения индивида с обществ. системой (постольку такие группы выступают в качестве «первичных»). Для совр. обществ. развития при капитализме характерны, с одной стороны, растущая дифференциация социальных слоев и групп (связанных с разделением труда внутри классов или объединяющих представителей разных классов) на основе соответств. обособления отд. сфер произ-ва, управления, культуры, формирования стандартов быта и т.д., а с другой стороны, растущая роль организованных, связанных общностью идеологии и дисциплины («формальных») групп (политич. партий, профсоюзов и т.д.). Структура социалистич. О. определяется единством коренных интересов его классов, к-рое обеспечивается социалистич. системой хоз-ва, управления и идеологич. отношений. Эквивалентный обмен деятельностью и прогрессирующее сближение различных обществ. групп выступает здесь предпосылкой развития и специализации различных сфер общества (науки, культуры, управления и т.д.), совершенствования политич. и идеологич. организованности масс.
В историч. развитии О. сравнительно отчетливо выделяются: 1) этап преобладания институтов, предполагающих личные отношения и личную зависимость, традиц. каналы поддержания обществ. авторитета (обычаи, нравы как универсальный регулятор человеч. отношений) – сюда относятся все докапиталистич. формации; 2) этап преобладания безличных (в частности, юридических) форм человеч. отношений; в последнем случае изменяют свою структуру и свое социальное значение и такие «традиционные» ин-ты, как мораль и религия. Так, для капитализма характерна возрастающая роль гос-ва, прямо или косвенно подчиняющего своему контролю все иные сферы обществ. деятельности; при этом, если для домонополистич. капитализма был специфичен прежде всего правовой контроль, то в гос.-монополистич. его формах развивается непосредств. вмешательство гос.-адм. аппарата (в частности, контроль над обществ. мнением, ведущий к переоценке всего классич. механизма демократии, парламентаризма и т.д.). «Массификация» обществ. жизни и бюрократизация аппарата управления здесь взаимно обусловливают друг друга. В совр. социалистич. обществе формирование стабильной системы правовых, моральных и идеологич. отношений, обеспечивающих рост самодеятельности и ответственности масс, является необходимым условием обществ. прогресса.
При характеристике обществ. процессов существ. значение имеет выявление и разграничение процессов функционирования и развития обществ. систем (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 148). Воспроиз-во структурных компонентов (людей, материальных средств, форм общения) свойственно любой социальной системе и составляет основу ее функционирования; помимо этого, особенностью О. является способность, по крайней мере нек-рых из его историч. форм, к «расширенному воспроиз-ву» не только в смысле включения в свою сферу новых масс людей, природных ресурсов, территорий и пр. (экстенсивное развитие), но в смысле повышения уровня собств. организованности. Последнее предполагает формирование новых обществ. потребностей и новых форм их удовлетворения. В конечном счете, именно реализация этой возможности (усложнение структуры, формирование новых типов потребностей, надстраивание над старыми регулятивными системами новых их уровней, возникновение новых критериев членения и оценки действительности в обществ. сознании и т.д.) означает переход от функционирования к развитию обществ. систем. Попытки рассматривать движение О. под углом зрения приспособления к меняющимся условиям, «уравновешивания» со средой, удовлетворения наперед заданных индивидуальных потребностей и т.п. (Бентам, Спенсер, совр. функционализм) неизбежно сводят поле зрения исследования к статичным моментам и формам этого процесса. Если определ. типы обществ. систем (наиболее характерные для первобытных уровней, ряда «азиатских» общинных образований и др.) с известным приближением могут рассматриваться как застойные, то социальная эволюция связана с возникновением и распространением прогрессивных, самоусложняющихся форм обществ. организмов. Историч. процесс, т.е. реальная история отд. О., гос-ва, тем более всемирная история, включает не только функционирование и развитие множества социальных организмов, но также и многообразные процессы взаимного влияния, столкновения, случайных изменений, к-рые не всегда могут рассматриваться в рамках жизнедеятельности к.-л. целостной системы высшего порядка.
Существ. моментом истории О. является разрыв непрерывности в развитии обществ. систем, разрушение и реконструкция определ. сфер обществ. деятельности, что приводит при благоприятных условиях к б. или м. глубокой революц. перестройке всей его структуры (социальные, политич., пром., научно-технич. революции различных типов). Поскольку развитие новой обществ. структуры обусловлено характером сформировавшихся ранее обществ. противоречий, а также материальных и культурных предпосылок их решения, это развитие может рассматриваться как этап более общего процесса. При этом на качественно различных ступенях обществ. развития может происходить периодич. воспроизведение нек-рых типов обществ. структур (форм управления, собственности, культуры и т.д.). Многообразие историч. сложившихся обществ. форм представляет собой не простую последовательность, но многоуровневую периодич. структуру. Марксистская теория раскрыла главные движущие силы обществ. развития в диалектике взаимодействия производит. сил и производств. отношений, борьбе классов. В отд. обществ. системах действуют свои закономерности, обеспечивающие сохранение и развитие наиболее прогрессивных форм произ-ва, культуры, обществ.-политич. жизни. Так, в период феод. раздробленности мерилом жизнеспособности отд. социальных организмов нередко оказывалась их способность противостоять враждебному окружению; капитализм довел до высокого совершенства механизм экономич. конкуренции как двигатель произ-ва и спроса. Для социализма характерно развитие плановых, сознат. форм стимулирования прогрессивных изменений (при широком использовании товарно-денежных рыночных механизмов). Рост производительности обществ. труда и повышение организованности обществ. организмов определяют ряд обществ. форм как ступеней историч. прогресса. В рамках отд. общественно-экономич. формаций возможен ряд типов обществ. систем, отличающихся по способу своей организованности, средствам управления деятельностью масс, способности к саморазвитию и т.д. Для ряда прошлых эпох характерны наличие обособленных, «тупиковых» линий обществ. развития, приводящих к деградации и стагнации структуры О. (совр. примером может служить фашизм). Показателем прогрессивного развития О. является дифференциация обществ. систем, находящая свое выражение: а) в развитии обществ. разделения труда и обмена деятельностью между различными классами и группами, б) в обособлении различных сфер обществ. деятельности (город и деревня в прошлом, произ-во и обмен, обслуживание, управление в совр. условиях, наука и т.д.), в) в дифференциации социальных институтов и развитии систем социального контроля, подчиняющих действия отд. элементов обществ. организма (индивидов, групп) целостной структуре, г) в формировании человеч. личности как активной и сознат. силы обществ. развития.
Отражение этих изменений в обществ. сознании противоречиво; дифференциация О. предстает перед людьми прежде всего как развитие внешней по отношению к ним, «опредмеченной» (нередко и сакрализованной в религ. фантазии) социальной силы. «Социальная сила, т.е. умноженная производительная сила, возникшая благодаря обусловленной разделением труда совместной деятельности различных индивидов … представляется данным индивидам не как их собственная объединённая сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть, о происхождении и тенденциях развития которой они ничего не знают» (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 33). Реальный процесс состоит не в отделении «совместной деятельности» от индивидов, но в прогрессирующем выделении человека как самостоят. деятеля из первоначально нерасчлененного обществ. целого. Богатство и сложность социального содержания личности определяется тем, что последняя аккумулирует и преломляет в своей деятельности характеристики различных сфер жизнедеятельности О., целого ряда обществ. форм. Поэтому степень и характер развития человеч. личности как обществ. фактора может рассматриваться в качестве показателя уровня обществ. развития в целом. Лишь высокоорганизованное, свободное от эксплуатации О. делает нормой активную и многостороннюю личность человека и нуждается в ней.
Лит.: Maркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; его же, К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23; Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 30; его же, О нашей революции, там же, т. 33; Дюркгейм Э., Метод социологии, пер. с франц., К.–X., [1899 ]; Гегель Г., Философии истории, Соч., т. 8, М.–Л., 1935; Беккер Г., Босков Α., Совр. социологич. теория в ее преемственности и изменении, пер. с англ., М., 1961; Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Семенов Ю. Н., Обществ. прогресс и социальная филос. совр. буржуазии, М., 1965; Chinoy Ε., Society, N. Y., [1961 ]; Mi1ls С. W., The sociological imagination, N. Y., [1961 ]; Bauman Z., Zarys socjologii, 2 wyd., Warsz., 1963; Theories of society, N. Y., 1965.

Ю. Левада. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

dic.academic.ru

ОБЩЕСТВО это что такое ОБЩЕСТВО: определение — Философия.НЭС

Общество

это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни.  

Оцените определение:

Источник: Словарь по культурологии

ОБЩЕСТВО

высокоорганизованная, иерархически упорядоченная социальная система, воспроизводство и функционирование которой в целом, а также всех ее подсистем, регулируются определенными установлениями и институтами (экономическими, моральными, правовыми, политическими и др.). (См. социальная система, культура).

Оцените определение:

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

Общество

в широком смысле — обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; способ и форма организации эволюционно продвинутых социоантропосов как производителей материальных и духовных ценностей; в узком смысле — определенный этап человеческой истории.

Оцените определение:

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Общество

это исторически сложившаяся форма социальной связи людей, обеспечивающая удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Общественные отношения между людьми складываются в процессе их совместной духовно-практической деятельности и развиваются в исторически определенных, изменяющихся формах.

Оцените определение:

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

ОБЩЕСТВО

совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное образование в единстве его общих, особенных и единичных признаков (например: первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, современное и т.д.) и как отдельный регион, страна. Общество – отделившееся от природы, обособившееся от нее образование человеческих связей и отношений, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей.

Оцените определение:

terme.ru

Общество в целом

Итак,
индивид может лишь выражать общественное
мнение, но не является его субъектом.
Кому же тогда принадлежит эта роль?
Большинство исследователей обычно
отказывает в этом и простой “сумме
индивидуумов”. “Общественное мнение,—
пишет, например, Э. Богардус,— это не
простое собрание индивидуальных мнений,
а продукт дискуссионного процесса”.

С
подобной точкой зрения можно согласиться.
Однако она нуждается в уточнении,
связанном со словом “сумма”. Выше мы
говорили, что общественное мнение
является по своей природе коллективным
суждением, что, как таковое, оно отличается
известным внутренним строением и потому
действительно
не совпадает с простой, арифметической
сум­
мой
индивидуальных
суждений. Значит, в обществе действи­тельно
существуют и такие совокупности
инди­видов,
которые не являются носителями
общественного мне­ния,
или, иначе, не
всякая
совокупность
индивидов совпадает с общественностью.
Все это так. А с другой стороны, общественное
мнение не может существовать и помимо
индивидуальных мнений. Больше того, оно
всегда есть совокупность, сумма мнений,
высказанных отдельными чле­нами
общества. Значит, субъектом общественного
мнения — общественностью — являются
все же совокупности,
группы
индивидов.
Какие
конкретно?
В
сущности, именно к ответу на этот вопрос
сводится вся проблема носителя
общественного
мнения.

Попытки
обращения к таким заимствованным из
донаучной социологии понятиям, как
“толпа”, не ведут к решению
проблемы: эти понятия отличаются
непоправимой аморфностью,
расплывчатостью.

Не
более удачными следует признать и
попытки, осно­вывающиеся на текстуальном
анализе слов “общественное мнение”.
Понятия “общество”, “общественность”
или “публика”,
в которых иногда видят ключ к решению
проблемы, просто отодвигают решение
вопроса. Тезис о том, что субъектом
общественного
мнения является “общество
в целом”,
оказывается
удовлетворительным и вполне достаточным
лишь до тех пор, пока речь идет о
единодушном мнении всех членов общества,
то есть пока общество выступает
действительно как нечто монолитное.

Когда
же мнение
“общества в целом” раскалывается,
когда по тому или иному вопросу появляется
несколько
различных
мнений, мнение большинства
и
мнение меньшинства,
тогда отождествление субъекта мнений
исключительно с “обще­ством в целом”
уже не “срабатывает”. Такая же ситуация
возникает и в тех случаях — также весьма
нередких,— когда по тому или иному
вопросу с самого начала высказывается
не все общество в целом, а лишь определенные
группы населения. Как тут быть? Отказать
мнению, высказываемому частью общества,
в праве считаться общественным или
при­знать, что в роли субъекта
общественного мнения могут выступать
не
только общество
в
целом,
но
и какие-то его секторы, части, элементы?
Как кажется, перед лицом подоб­ных
вопросов исследователь не может
остановиться на кате­гории “общество
в целом”. Общая величина нуждается в
дифференциации.

Монизм или плюрализм мнений?

История
вопроса, если можно так выра­зиться,
здесь достаточно проста. Обще­ственное
мнение, складывающееся и функционирующее
в обществе, является по
преимуществу плюралистическим.
Оно
и не может быть иным в системе, состоящей
из слоев с различными и зачастую
прямо противоположными интересами, в
системе, дискретной
во всех отношениях — экономическом,
социаль­ном, политическом, культурном
и других, порождающей в силу этого
сложную дифференциацию в положении
различ­ных групп и слоев населения.
Собственно, плюралистическая структура
общественного мнения является тут
отражением плюралистической
структуры самого социального орга­низма.
Факт этот предельно очевиден, и
естественно, что социологи давно отметили
и описали его с помощью
терминологии.

При
этом некоторые из вульгарных представителей
со­циологической науки возвели
плюралистическую структуру общественного
мнения в абсолют, отождествили ее со
структурой всякого
общественного
мнения, общественного мнения вообще.
Факты существования единого общественного
мнения или не замечаются этими
исследователями или
оцениваются
в качестве искусственно порожденных.

Очевидно,
чтобы решить проблему монизма и плюрализма
общественного
мнения,
необходимо обратиться к объекту
исследования и всесторонне проанализировать
его. Вместо одной крайности возникает
другая. Абсолютному плюрализму,
провозглашаемому вуль­гарной
социологией, противопоставляется
монистическая точка зрения.

Бесспорно,
единство мнений всех членов общества
по некоторым
вопросам, или, иначе, монизм общественного
мнения,
является объективным
фактом.
Естественно,
исследователь не может не­дооценивать
или тем более не замечать этого факта,
точно так же, как он не должен
и доказывать его возможности.
Задача
исследования состоит
в объяснении факта, в раскрытии его
природы и ме­ханизма.

Монизм
мнений нередко
достигается в результате борьбы различных
точек зрения, ведущейся в той или иной
форме и в тех или иных масштабах в печати,
в рамках общественных органи­заций
и т. д. Однако это бывает далеко не всегда.
Например, по вопросу о недопустимости
новой войны люди
придерживаются одинаковых взглядов
именно “сразу же”, до
всяких
дискуссий, без
какой-либо
борьбы мнений. И ясно, что мнение,
высказанное ими, не перестает от этого
быть общественным, так как предмет, о
котором высказывается суждение, по всем
своим призна­кам целиком относится
к числу объектов общественного мнения.

studfiles.net

12. Определение понятия «общество». Основные признаки общества

Понятие «общество»
употребляется в узком и широком смысле.
В узком смысле под обществом понимают
группу людей (организацию), объединенных
по каким-либо признакам (интересам,
потребностям, ценностям и т. д.), например
общество книголюбов, общество охотников,
общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом
понимается совокупность всех способов
взаимодействия и форм объединения людей
на определенной территории, в рамках
единой страны, единого государства.
Однако надо иметь в виду, что общество
возникло задолго до появления государства.
Поэтому племенное (или родовое) общество
существует в условиях отсутствия страны
и государства.

Общество — это исторически
сложившаяся на определенной территории
система отношений и форм жизнедеятельности
людей.
 Общество
состоит из отдельных индивидов, но не
сводится к их сумме. Это системное
образование, представляющее собой
целостный, саморазвивающийся социальный
организм. Системность общества
обеспечивается особым способом
взаимодействия и взаимозависимости
его частей — социальных институтов,
социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками
общества являются: наличие общей
территории; наличие социальной структуры;
автономность и самодостаточность;
определенное социокультурное единство
(общность культуры).

Рассмотрим каждый из
перечисленных признаков.

1. Территория —
это определенное физическое пространство,
на котором складываются и развиваются
связи, отношения и взаимодействия между
индивидами и социальными общностями.
Территория с ее географическими и
климатическими условиями оказывает
существенное влияние на общественные
отношения, на способы и формы
жизнедеятельности людей, на обычаи,
традиции, ценностные ориентации,
культивируемые в обществе. Необходимо
иметь в виду, что территория не всегда
являлась одним из основных признаков
общества. Первобытное общество в поисках
пищи часто меняло-территорию своего
проживания. Но каждое современное
общество как бы навечно «прописано» на
своей исторической территории. Поэтому
потеря своей территории, своей исторической
родины является трагедией для каждого
человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от
лат. structura — строение) — совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
социальных общностей, социальных
институтов и отношений между ними.

Социальная общность —
большая или малая социальная группа,
обладающая общими социальными признаками.
Например, рабочие, студенты, врачи,
пенсионеры, высший класс, средний класс,
бедные, богатые и т. д. Каждая социальная
общность занимает свое «индивидуальное»
место в социальной структуре, обладает
определенным социальным статусом и
выполняет присущие ей функции в обществе.
Например, основные функции рабочего
класса заключаются в производстве
промышленной продукции, функции
студенчества — в приобретении знаний
в той или иной области, функции политической
элиты — в политическом управлении
обществом и т. д. Отношения между
социальными общностями регулируются
социальными институтами.

Социальный институт —
исторически сложившиеся устойчивые
нормы, правила, способы организации
совместной деятельности в определенной
сфере общества. Наиболее значимыми с
точки зрения функционирования общества
являются: институты собственности,
государства, семьи, производства,
образования, культуры, религии. Каждый
социальный институт регулирует отношения
между социальными общностями и индивидами
в определенной сфере жизнедеятельности
общества. Например, институт семьи
регулирует семейно-брачные отношения,
институт государства — политические
отношения. Взаимодействуя между собой,
социальные институты создают единую
многофункциональную систему.

Социальные общности и
социальные институты поддерживают
разделение труда, осуществляют
социализацию индивида, обеспечивают
преемственность ценностей и норм
культуры, способствуют воспроизводству
социальных отношений в обществе.

Социальные отношения —
взаимоотношения между социальными
общностями и социальными институтами.
Характер этих отношений зависит от
положения, которое занимает та или иная
социальная общность в обществе, и от
функциональной значимости того или
иного социального института. Например,
в тоталитарном обществе институт
государства занимает доминирующее
положение и навязывает всем свою волю,
а господствующая элита преследует
прежде всего свои личные интересы,
попирая интересы других социальных
общностей. Социальные отношения обладают
относительной устойчивостью
(стабильностью). Они являются отражением
социального положения взаимодействующих
социальных общностей (расстановки
классовых сил) и изменяются по мере
изменения положения (социальных статусов)
тех или иных социальных общностей в
социальной структуре общества.

3. Автономность и
самодостаточность.
 Автономность
означает, что общество обладает
собственной территорией, собственной
историей, собственной системой управления.
Автономность — это также способность
общества создавать в рамках своей
функциональной системы относительно
прочные социальные связи и отношения,
способные интегрировать все входящие
в него социальные общности.

Самодостаточность —
способность общества к саморегуляции,
т. е. без вмешательства извне обеспечивать
функционирование всех жизненно важных
сфер, например воспроизводить численный
состав населения, социализировать
каждое новое поколение, обеспечивать
преемственность своей культуры,
удовлетворять материальные и духовные
потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность
общества — не абстрактные понятия. Если
общество не в состоянии удовлетворять
те или иные жизненно важные потребности
своих членов, то оно теряет свою
автономность и ему не избежать
нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное
единство.
 Некоторые
исследователи данный признак обозначают
термином «общность культуры» . Однако
необходимо иметь в виду, что в сложных
социальных системах, состоящих из разных
этнических, конфессиональных и прочих
общностей (например, Россия, США и др.),
термин «общность культуры» не совсем
точно отражает исследуемое явление.
Поэтому, на наш взгляд, понятие
«социокультурное единство» является
более приемлемым в данном случае. Оно
значительно шире понятия «общность
культуры» и охватывает (объединяет)
общими для всего общества социальными
отношениями различные субкультуры и
интегрирует их в единое сообщество.
Основными факторами социокультурного
единства общества являются: общность
основных социальных институтов
(государства, семьи, образования, финансов
и т. д.), общность языка (в многонациональных
обществах, как правило, существует язык
межнационального общения — Россия,
Индия, США и др.), осознание принадлежности
людей к единому обществу (например, все
мы — россияне), единство основных
моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества
обладает большой интегрирующей силой.
Оно способствует социализации каждого
нового поколения на основе общепринятых
ценностей, норм, правил поведения и
общественного самосознания.

13.Культура

Культура (лат.
cultura — возделывание, земледелие,
воспитание, почитание) — область
человеческой деятельности, связанная
с самовыражением (культ, подражание)
человека, проявлением его субъектности
(субъективности, характера, навыков,
умения и знаний). Именно поэтому всякая
культура имеет дополнительные
характеристики, т.к. связана как с
творчеством человека, так и повседневной
практикой, коммуникацией, отражением,
обобщением и его повседневной жизнью.
Культура является маркером и основой
цивилизаций и предметом изучения
культурологии. Культура не имеет
количественных критериев в численном
выражении. Доминанты или признаки
являются достаточными для отражения
признаков культуры. Наиболее часто
различают культуры в периодах изменчивости
доминантных маркеров: периодов и эпох,
способов производства, товарно-денежных
и производственных отношений, политических
систем правления, персоналий сфер
влияния и т.д.

Любая культура обязательно
должна включать в себя три основных
компонента: ценности,
нормы и средства передачи культурных
образцов.

Культурные
ценности
 представляют
собой свойства общественного предмета
удовлетворять определенным потребностям
индивидов. Проводя оценку различных
объектов окружающий среды, любой член
общества всегда соотносит эти объекты
с системой собственных потребностей,
суждений об их настоятельности и делает
попытки создания или приобретения этих
или новых ценностей. При этом члены
общества по-разному относятся к духовным
и материальным ценностям, исходя из
своих взглядов и потребностей. Каждый
индивид имеет собственную систему
ценностей, в которой могут преобладать
как духовные, так и материальные ценности.
В соответствии с этой системой ценностей
индивид стремится реализовывать свои
индивидуальные потребности. Вместе с
тем, в каждом обществе существует
некоторая обобщенная, достаточно
устойчивая или кристаллизованная
система ценностей, которая характеризует
основные потребности отдельных групп
населения.

Второй компонент культуры
— социальные
нормы
. Социальные
нормы — это общепризнанные правила,
образцы поведения, стандарты деятельности,
обеспечивающие упорядоченность,
устойчивость и стабильность социального
взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры
представляет собой средства
передачи культурных образцов
,
с помощью которых культурные образцы
могут передаваться другим людям или
даже другим поколениям. Важно выделить
два основных средства передачи культурных
образцов, которые используются членами
общества: язык и символические
коммуникации. Под языком будем понимать
такое основное средство передачи
культурных образцов, при котором каждому
материальному или духовному объекту
окружающей среды должен присваиваться
определенный набор звуков, в отношении
которого существует договоренность в
данном обществе. Люди называют
определенными словами абсолютно все
объекты окружающей действительности,
будь то настроение, идея, чувство,
верование или материальный предмет.
Такой способ распространения культурных
образцов позволяет членам общества в
точности передавать сложные переживания,
системы идей или верований и, не прибегая
к демонстрациям, создавать обобщенные
образы различных объектов внешней
среды.

studfiles.net

Понятие общества | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Что такое общество? Существует множество определений.

Общество – это:

1. совокупность людей на основе общих интересов, цели или происхождения.

Футбольные болельщики, общество защиты животных, дворянское общество

2. отдельная страна, государство или регион.

Западноевропейское общество, российское общество

3. исторический этап в развитии человечества.

Первобытное общество, индустриальное общество

4. человечество в целом

Все жители планеты Земля

Все эти определения несут узкий смысл понятия «общество», потому что характеризуют общность людей только по одному какому-то критерию: территории, интересам, времени и т.д.

А если все эти определения обобщить, то тогда получится широкое значение понятия «общество». Вот как звучит словарное определение:

Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя формы объединения и способы взаимодействия людей.

Давайте разберем это определение и посмотрим, что же стоит за каждым словом.

Итак, во-первых, «обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира». Весь материальный мир состоит из двух частей – общества и природы. Природа – это естественная среда обитания человека, которая возникла без участия человека. А общество – это уже результат совокупной деятельности множества людей, то есть это искусственное творение человека. Оно возникло в результате необходимости объединять усилия людей для выживания в природе. Само слово «общество» происходит от латинского глагола socio, что означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Человек возник сначала как живое существо в природе, и только потом люди стали объединяться в разные общности для выживания. Поэтому общество как искусственное творение человека отгородилось от природы, но осталось с ней связано в силу двойственной натуры человека. Всё необходимое для своей жизнедеятельности в обществе человек по сей день черпает из природы.

Во-вторых, «включающая в себя формы объединения людей». Если вспомнить историю, то общество начинается в первобытную эпоху с человеческого стада, которое со временем превращается в родовую, а затем соседскую общину. В соседской общине уже существовали имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное управление.

Общество является внебиологическим способом связи людей. Все люди имеют разные интересы, взгляды, происхождение, время жизни, поэтому и формы объединения людей могут быть самыми разными.

В-третьих, «способы взаимодействия людей». Между людьми каждый день складываются разнообразные общественные взаимоотношения – это и есть способы взаимодействия людей. Они возникают как внутри объединений людей, так и между этими объединениями.

Именно в отношениях, возникающих между людьми, а не просто в существовании людей заключается сущность общества. Таким образом, общество – это совокупность общественных отношений.

Общественными отношениями называют различные устойчивые формы взаимодействия людей и социальных групп.

Они могут быть материальными и духовными. Материальные отношения возникают в результате практической деятельности человека, а духовные развиваются на основе духовных ценностей.

Пример материальных отношений: производственные отношения.

Примеры духовных отношений: правовые, политические, моральные отношения.

Функции общества:

  1. Производство материальных благ, их распределение и обмен результатами производства
  2. Духовное воспроизводство
  3. Воспроизводство людей
  4. Регламентация поведения и деятельности людей

В науке общество рассматривается как сложная саморазвивающаяся динамическая система. О системном строении общества читайте в следующей статье.

lampa.io

что означает этот термин в широком и узком смыслах

Любой только появившийся на свет младенец моментально становится членом общества с соответствующими правами и правилами. Но чем же является это общество, в которое входим все мы? Понятие это довольно широкое и включает в себя множество аспектов. Общество — это своеобразная система, в которой люди взаимодействуют и общаются, а также делятся на разные группы в зависимости от признака, объединяющего их.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Истоки возникновения

Первое сообщество возникло ещё в первобытные времена, когда люди объединялись, чтобы вместе выжить. Таким образом создавались целые кланы со своей иерархией, которые занимались общим делом и нередко находились в состоянии войны с другими общинами. Чтобы благополучно развиваться, необходимо было бороться за пищу и территорию, а потом делить их. Кроме того, поводами для конфликтов могли выступать различия в религии или межрасовые предрассудки.

Это интересно: мужское кашне — что это такое?

От этой далёкой первобытной общины и произошло так сильно отличающееся от него, на первый взгляд, современное общество.

Определение в словарях

Общество — это настолько широкое понятие, что этим словом можно называть абсолютно разные группы людей. Так, им можно назвать детей, которые занимаются в кружке макраме, и в то же время всё население целой планеты также объединяется под этим широким понятием. Всё дело в том, что всех членов социума объединяет их взаимодействие. Так, люди, совершенно разные по мировоззрению, цвету кожи, характеру, вынуждены поддерживать социальные отношения и мирно уживаться друг с другом.

И не зря «общество» является однокоренным со словом «общаться». Оно не могло бы образоваться без этого нехитрого действия. Если бы люди были лишены необходимости говорить друг с другом, каждый мог бы жить поодиночке, но это совершенно неэффективно. Каждый человек в обществе имеет свою роль. Яркий пример тому — разница профессий.

Это интересно: современные стили танцев, все направления списком.

Другим примером является организация, фирма или компания, поскольку людей, работающих на каком-либо производстве, объединяет общая цель — выпуск качественной продукции. Именно поэтому каждому учреждению присваиваются названия формы хозяйственной деятельности, которые характеризуют собственность с юридической точки зрения и указывают на характер взаимоотношений работающих там людей.

Наиболее известный и полный словарь был создан В. И. Далем . Кроме того, существует специальный словарь, посвящённый толкованию именно обществоведческих терминов, автором которого является Н. Е. Яценко . Итак, какое толкование обществу дают эти авторы?

Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.

Словарь Н. Е. Яценко

В труде этого автора определение термина общество раскрыто достаточно полно. Оно дано в нескольких смыслах:

  • в широком значении — это особая часть мира, отдельная от природы, в которую включены все существовавшие когда-либо и развивающиеся в наше время способы взаимодействия людей, а также формы их объединения;
  • в узком значении — каждый из способов взаимодействия и форм объединения, сложившихся по историческим промежуткам времени по отдельности;
  • в общеупотребительном значении — это объединение людей по времени и территории проживания (страна, город), или по интересам и положению (художники, политическая партия), или по постоянству взаимодействия (семья, компания друзей).

Словарь В. И. Даля

Как ни странно, но в этом популярном толковом словаре нет определения общества как такового. Его лексикограф трактовал глаголом «общать» — то есть соединять, объединять что-либо или кого-либо, а также самому общаться и взаимодействовать. При этом можно смотреть с другим человеком на одну и ту же вещь с разных точек зрения и всё же соединяться в одно целое объединение.

Структура общества

Общество не может существовать без социума и социальных взаимодействий. Его можно представить как единый организм, для нормального функционирования которого необходима слаженная работа всех членов. А это означает, в нём можно выделить отдельные системы и структуры, включающие в себя следующие категории:

  • институты;
  • слои общества;
  • общности;
  • социальные группы.

На все эти категории распространяется действие внешних факторов. В каждом социуме вполне закономерно появление индивидуума, который будет развивать и менять взгляды группы людей. Это может привести как к незначительным отклонениям от первоначальных устоев, так и к изменению истории целых народностей.

Также между категориями существуют связи в виде социальных отношений, которые осуществляются двумя способами.

  • Социальные связи приводят к прямому общению членов группы, призванному помочь достичь общей цели. Такой тип отношений характерен для каждого человека в процессе его проживания бок о бок с другими людьми.
  • Социальные взаимодействия — такие процессы, которые приводят к изменению одного члена общества под воздействием влияния другого. Это приводит к установлению новых отношений с изменившимися принципами и правилами. Примером таких взаимодействий может служить создание новой семьи, в которой жена перенимает привычки мужа, и наоборот.

Они играют очень важную роль в развитии любого объединения, поскольку устанавливают связи и взаимодействия не только внутри одной группы, но и между несколькими сообществами.

Характерные признаки

Общество обладает характерными признаками и особенностями, выделяющими его из других организаций групп людей. К таким характеристикам относятся фундаментальные особенности, которые будут описаны далее.

  1. В целом обширном сообществе, например, для группы людей целой планеты, можно выделить отдельные подгруппы и меньшие ячейки. Все вместе они образуют целую структуру этого широкого понятия, которая разделяется вначале на отдельные подсистемы, пересекающиеся и включающие одна другую. В конце раскладывания каждой подсистемы на единицы останется индивид или небольшая группа индивидов.
  2. Общество является самодостаточной структурой, которая при этом зависит от своих составных частей. Таким образом, социум не нуждается во внешних факторах для нормального функционирования, но и не может отказаться от составляющих его членов, поскольку их взаимодействия жизненно необходимы для оптимальной деятельности и здорового развития.
  3. Оно стремится к развитию и изменениям. Без прогресса и роста, который не всегда бывает линейным, оно не может нормально существовать. Причём в этом деле важный каждый член социума, как винтик в махине общества.

Отношения и связи

Итак, общество в самом простом смысле — это взаимодействие его членов между собой, приводящее к возникновению социальной структуры. Это взаимодействие осуществляется как между отдельными людьми, так и между группами, ячейками и тому подобными элементами социума.

При рождении человек попадает в общество людей, а также группу своей семьи. Затем он начинает входить в социум своих ровесников в детскому саду и школе. Со временем количество таких групп увеличивается. Личность входит в общество по признаку заинтересованности в общем деле, профессии, любимому делу. Причём эти группы не всегда отвечают потребностям отдельного человека, так что не всегда то объединение людей, в котором мы находимся, подходит нам и удовлетворяет нашим потребностям. Так, происходит вследствие несовершенства разделения общего потока людей на меньшие группы.

Тем не менее человек общается в своей группе по определённым правилам. Они могут быть как открытыми, так и не гласными. Однако, это не значит, что человек не может повлиять на них или изменить. В группе можно занять более низкое, чем хотелось бы, или более высокое по сравнению с остальными положение. Это приводит к определённому неравенству членов группы.

Добиться одинакового положения всех членов группы не представляется возможным. Это только перед законом все должны быть равны, а, например, в группе по интересам всё равно кто-то будет занимать лидирующую позицию вследствие большего таланта либо более твёрдого характера. Такие позиции можно выявить в любом социуме — семье, политической партии, рабочем коллективе.

Типы общества в зависимости от науки

Есть специальная наука — обществознание, нацеленная на изучение рассматриваемого здесь понятия. Но кроме него, есть и другие науки (психология, философия и тому подобные), активно использующие термин общество. Википедия рассматривает значение этих определений также для межпредметных и субдисциплин антропологии.

Обществознание

Насколько бы ни было широким рассматриваемое здесь понятие, в нём можно выделить несколько исторических типов в качестве классификации. Они будут рассмотрены далее:

  • Традиционное общество. Для этого вида характерно активная сельскохозяйственная деятельность. На все связи и общение между членами общества сильно влияют устоявшиеся традиции. Такой тип является слабым, неспособным к полноценному развитию, поскольку все взаимоотношения осуществляются посредством следования во многом устаревшим принципам, а также предрассудкам.
  • Индустриальное общество. Этот тип разительно отличается от предыдущего в первую очередь тем, что происходит отказ от старых видов деятельности, в пользу развития научных технологий и образования, а также роста производства. Однако это приводит к всё большей гонке за материальными благами, в процессе которой наносится непоправимый ущерб окружающей среде за счёт непланомерного выкачивания природных ресурсов.
  • Постиндустриальное общество. В нём призвано объединить положительные черты обоих предыдущих типов. Таким образом гармонично сочетается решение экологических проблем, но при этом происходит дальнейшее развитие науки, свежих технологий. Сделан упор на получение новых знаний и общую образованность. Широко развивается и становится разнообразнее сфера предоставления услуг. К такому типу стремится современный мир.

Социальная антропология

Социальное общество — это основная форма существования человечества, включающая в себя механизмы саморегулирования. Чаще всего в социологии его делят по типам исходя из уровня их развития. Социологом Д. Ленски была составлена следующая классификация:

  • группа охоты и собирательства — общность, в которой впервые были разделены обязанности;
  • аграрное простое общество — это группа людей, у которой отсутствует отдельный лидер, ей управляющий;
  • аграрное сложное — группа людей, в политической структуре которых есть люди, занимающиеся управленческой деятельностью;
  • индустриальное — социум, занимающийся производственной деятельностью;
  • особое, которое нельзя отнести ни к одному из вышеперечисленных типов.

Также в социологии пользуются термином виртуальное общество, оно функционирует в интернете, что характерно для современного века технологий.

Поскольку обществом также называют совокупность всех людей на планете, важно понять как представляют его развитие. Предполагается, что первые племена, сплотившиеся ради выживания, выбирали территорию, на которой вели оседлую жизнь. Развиваясь, они превращались в деревни, а потом города. Из последних же вырастали целые государства. Впоследствии людьми были выработаны законы и определённые нормы поведения, которым должна была следовать группа индивидуумов. Люди могли заслужить определённый статус и повысить своё положение в коллективе.

Политическая антропология

Эта субдисциплина классифицирует общество по политической структуре на следующие типы:

  • род;
  • племя;
  • вождество;
  • государство.

Притом сила этих типов в первую очередь будет зависеть от окружения других групп людей, которые могут быть настроены дружественно либо враждебно. Обычно более изолированное общество является защищённым от посягательств и живёт более мирно.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что общество — живой организм, где каждый член выполняет важную роль и влияет на развитие остальных индивидов и жизнь организации в целом.

obrazovanie.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о