Тоску – что это такое, ее причины и как преодолеть

Содержание

что это такое, ее причины и как преодолеть

Из всего многообразия состояний человеческой психики, одним из самых опасных и разрушительных является именно тоска.

Это щемящее чувство, постепенно, исподволь, словно коррозия разъедающее психику личности. Это дуновение сырого, промозглого сквозняка, сковывающего мышцы болезненной судорогой, накручивающего суставы на раскаленный вертел. Это ядовитая плесень, разъедающая нервную систему, посылающая отравленные импульсы во все жизненно важные органы.

И если с другими психологическими состояниями души и разума можно, каким-то образом находить точки соприкосновения, использовать их в своих целях, себе на пользу. То с таким понятием, как тоска «разговор» должен быть максимально коротким и однозначным. На компромиссы не идти. Пленных не брать.

Что такое тоска.

Понятие «Тоска», имеет, как минимум два определения, две разновидности.

  1. Состояния тоски, вызванной и питаемой персонажами, событиями, окружением, находящимися в настоящем пространственно — временном моменте.
  2. Тоска, по тем, кто остался в прошлом, кто был навсегда потерян. Тоска по общественно – политическому строю, сообществу, территориям, безвозвратно канувшим в небытие.

Тоскуем о здесь и сейчас.

Это самый сложный, тяжелее всего поддающийся искоренению вариант тоски. Это тоска об отвергнувшем тебя либо отвергнутым тобой человеке, который живет в соседнем доме, на соседней улице, в одном городе…. Да собственно говоря, какая разница, где живет. Одно лишь осознание того, что он есть, но не доступен, сжимает мертвой хваткой горло, перекрывает доступ кислорода в легкие, стискивает, и заставляет замереть и вновь, бешено забиться сердце.

Это тоска об утраченной, упущенной возможности. Она, эта возможность вроде бы, как и есть. И где-то, совсем рядом. Но ты уже осознаешь, что она потеряна раз и навсегда. И вновь защемило в груди, противно — тягуче заныло под лопаткой.

Тоска может так же парализовать, в момент понимания бесперспективности, безысходности бытия вообще, либо в отдельно взятой стране в частности, в момент осознания бесплодности предпринимаемых попыток вырваться из порочного круга, изменить вектор движения, направление развития…

Какие предпринять действия в первом варианте.

Очень важно, четко уяснить, никаких компромиссов. Никакого сотрудничества. Безжалостное и беспощадное уничтожение любых проявлений тоски в вышеописанных, либо подобных вариантах.

Проанализируйте личность, обстоятельства, материальные составляющие причин и следствий, позволивших тоске укорениться и расцвести в вашем сознании.

Можете даже не увлекаться беспристрастностью. Наоборот, проведите анализ с пристрастием. Активно пролоббируйте свои интересы. Да, в конце, концов, вылейте ушат грязи на предмет и причину вашей тоски.

Задайте себе вопрос. Если вы будете придаваться тоске и унынию, произойдут ли перемены в лучшую сторону? Наметятся пути решения проблемы? Думаю, что ответ вы уже сами знаете. Нет! Нет! И нет!!!

Поэтому сотрите вашу тоску в порошок. Визуализируйте этот процесс, представьте его во всей красе, со всеми подробностями. Растерзайте ее, испепелите и развейте прах в межгалактическом пространстве. Разозлитесь на тоску. Впадите в бешенство, в неистовство. Уничтожьте ее любым доступным и приятным вашему воображению способом.

И запомните еще раз. Никаких компромиссов!

Тоска по прошлому — его не вернуть.

Если причина тоски – потеря близкого вам человека, близкого существа, потоскуйте какое-то время,но смотрите чтобы это чувство не переросло в депрессию. В этом случае тоску к конструктивному чувству, конечно, не отнесешь, но что-то светлое в ней все же есть.

Нужно понимать, что тоску о потерянных людях, домашних животных, безвозвратно ушедших временах, вам не победить окончательно, раз и навсегда. Это чувство будет то уменьшаться, затихать, то вспыхивать пожаром с новой силой. Непревзойденное понимание сути такого процесса воплотил автор «Бахчисарайского фонтана».

Просто сохраните в памяти только положительные, светлые черты, моменты, особенности. Пусть возвращающаяся тоска подобного толка, будет сродни умиротворению, испытываемому в пору «Золотой осени». Грустная, но светлая. Прекрасная, как краски осени. Краски, символизирующие отмирание и неотвратимое возрождение одновременно.

Не вините себя ни в чем. Твердо усвойте одну, известную каждому истину: «Время лечит».

Заключение.

Не существует универсальных рецептов, как побороть тоску. Каждому суждено пройти свой, уникальный путь.

Однако хотелось бы еще раз напомнить несколько непреложных правил, помогающих как минимум уменьшить, либо полностью ликвидировать негативное воздействие тоски на личность.

Не ленитесь — никаких компромиссов.

Полное, ясное осознание причин возникновения и бесперспективности потакания. Губительность проявления пассивности в отношении тоски.

Борьба за свое «Я», за свой безоблачный мир. Борьба безжалостная и беспощадная.

Победа и только победа!

Можете также пройти тест на депрессию.

wikigrowth.ru

Тоска — Психологос

Тоска — сильное душевное томление, за которым стоит желание (или влечение) к обладанию чем-либо (или кем-либо), подпитываемое воспоминаниями из прошлого или мечтами из будущего. В тоскливом состоянии внимание по минимуму сосредоточено на возможностях, которые есть сейчас, и сильно акцентировано на том, что было в прошлом или на том, что могло бы быть в будущем.

Например:

  • Тоскую по друзьям (живут сейчас в другом городе) — это значит, очень хочу их видеть, а такой возможности у меня сейчас нет, и я этим томлюсь, терзаюсь.
  • Тоскую по ушедшей любви — это значит, очень хочу вернуть те сладкие мгновения, а поскольку такой возможности у меня нет, я страдаю.
  • Тоскую по Родине — это значит, что очень хочу оказаться в родных краях, а такой возможности у меня нет, и я печалюсь.
  • Тоскую по красивой и сильной жизни — это значит, я ее очень хочу, а делать ее не умею, я грущу.

Еще примеры:

  • Тоскливая жизнь — жизнь, в которой находится много места тоске. (А радости, увы, места не нашлось).
  • Тоскливое настроение — настроение, исполненное тоски. (А могло бы быть исполнено бодрости).

Лучшее средство от тоски — быть занятым делом.

Бывает тоска светлая: это смесь благодарности и грусти при расставании, при прощании надолго. Мы расстались, да, но я говорю тебе спасибо за то, что мы были вместе. И я немного печалюсь, но не напрягаю тебя своей печалью.

Светлая тоска может быть и ресурсным состоянием: я жду нового будущего, я стремлюсь к нему, и делаю все, чтобы оно настало.

Тоска — удел романтиков и паразитов, редко потребителей. Паразит тоскует по тем, кто ушел и бросил его, одинокого и беззащитного. Тоскует, потому что теперь некому о нем позаботиться…

Романтик — тоскует по доброму и красивому миру, там, где все не так убого, где люди — как братья, нет униженных и оскорбленных, где мечты оказываются сбывшимися, стоит о них только подумать. Тоска романтика скорее светлая, нежели мрачная, но абсолютно нересурсная. Ничего для осуществления желаемого романтик не сделает.

У Творца на тоску времени не хватает, пока Романтик по красивому миру тоскует, Творец его строит.

Как делается тоска

Тоска мрачная, как и любая другая эмоция, делается тремя составляющими: внутренним текстом, мимикой и телом, картинкой-ситуацией:

  • Мимикой и телом: тоскливым лицом (тоскливыми глазами), вздохами, опущенными уголками губ,
  • Внутренний текст: «Я тут в командировке, как там дома мой любимый песик. Вот бы сейчас был он тут, мы бы пошли гулять по парку». «Эх, если бы вернуть то время!»
  • Картинка-ситуация: Мир сер, дождлив, и мне нет места в этом сером и дождливом мире.

Тоска светлая (щемящая тоска)

  • Мимикой и телом: глаза теплые, благодарные и немного печальные, на лице — улыбка, взгляд — вперед, в новый мир.
  • Внутренний текст: «Прощай, прошлое! Здравствуй, будущее!»
  • Картинка-ситуация: Позади гостеприимный город, в котором прошла половина жизни, а впереди новая дорога, убегающая за горизонт, к встающему солнцу.

Симптомы тоски:

  • Погружение в думы о былом или в несбыточные мечтания.
  • Печальные глаза, взгляд вдаль.
  • Красивые и пафосные размышления о жизни, в основном в прошедшем времени.
  • Философское безрадостное отношение к радостям жизни: это что, а вот прошедшее… (или мечтающееся…).

Меланхолия по Фрейду

Меланхолия, описанная З.Фрейдом, — похожа на то же самое, что тоска, и едва ли нужно множить понятия. Так или иначе, интересно познакомиться с анализом меланхолии (тоски), сделанным З.Фрейдом. См.→

www.psychologos.ru

содержание, видео, интересные факты, история

Дж. Пуччини опера «Тоска»

 

В качестве основы либретто для своей оперы «Тоска» Дж. Пуччини выбрал одноименную пьесу В. Сарду. Эта великая история любви и предательства, облаченная итальянским композитором в оперный жанр, вот уже более века не перестает бередить сердца людей по всему миру. Спектакль настолько полюбился публике, что на сегодняшний день он является самым репертуарным в мире.

Краткое содержание оперы Пуччини «Тоска» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

 

 

 







Действующие лица

Голос

Описание

Флория Тоскасопраноизвестная певица, актриса, верная и ревнивая
Марио Каварадосситенорживописец, республиканец
Барон Скарпиабаритонначальник римской полиции
Чезаре Анжелоттибасбывший римский консул-республиканец, узник
Сполеттетенордоносчик полиции

 

 

Краткое содержание «Тоски»

Сюжет оперы разворачивается в Риме в самом начале XIX века. В центре водоворота событий – любовь певицы Флоры Тоски и художника Марио Каварадосси.

Пытаясь спасти от преследования своего друга, когда-то римского консула Чезаре Анджелотти, художник Каварадосси прячет его в колодце своего загородного дома. Начальник полиции Скарпиа догадывается, где прячется преступник. Чтобы схватить его, он следит за возлюбленной Марио Флорой Тоской, которая и приводит его к укрытию мятежника. Но вместо заключенного, в тюрьму попадает художник. Чтобы спасти любимого от пыток, девушке приходится выдать место укрытия Анджелотти. Но беспощадный начальник полиции приказывает убить и Каварадосси. Флора может спасти его, если подарит злодею свою любовь… Ей ничего не остается, как согласиться на этот шаг. Но полицейский не собирается спасать художника, он всего лишь «делает вид», что расстрел будет ненастоящим. Получив от Скарпиа документы на побег, Тоска убивает его.

С наступлением рассвета Флора бежит к возлюбленному и рассказывает о предстоящем побеге. А еще просит упасть «по-актерски», когда он услышит стрельбу «холостыми». Солдаты поднимают оружие, гремит выстрел, Каварадосси падает. Девушка бросается к любимому, ведь инсценировка закончилась, и они свободны! И только увидев окровавленное тело, понимает, что случилось на самом деле. А тем временем солдаты уже бегут к убийце Скарпиа. Тоска обречена…

 

 




Продолжительность спектакля  
I АктII АктIII Акт
45 мин.40 мин.30 мин.

 

Фото:

 

 

 

Интересные факты

  • Тоска – опера с одной из самых необычных премьерных историй. Первый показ спектакля наделал много шума. Началось все с того, что театральный зал заполонила полиция. Кто-то сообщил о том, что в зале заложена бомба. После ее безуспешных поисков, спектакль все-таки начался. Едва грянули первые аккорды оркестрового вступления, как в зале послышались крики. Их причиной стала не угроза взрыва, а нарушение римской театральной традиции: в городе было принято начинать спектакли с опозданием. Публика собиралась как раз с этим расчетом, а на этот раз дирижер начал оперу вовремя. Только что пришедшие зрители возмутились и потребовали начать спектакль сначала. Дирижеру и солистам пришлось пойти на уступки. Ну что еще тут поделаешь!
  • В одном спектакле, в сцене падения Тоски с крепостной стены, матрасы и подушки были заменены батутом, и до того как занавес закрылся, певица успела несколько раз взлететь над стеной.
  • Австрийская певица Леони Ризанек пела молитву Тоски на животе. Так же она не верила в то, что Тоска может заранее спрятать нож, и в версиях спектакля с этой певицой разбивался бокал с вином, а в шею Скарпиа вонзался осколок.
  • Монсеррат Кабалье попала в книгу рекордов Гиннеса, как единственная певица, которая исполняет четыре последние ноты молитвы Vissi d’Arte на одном дыхании.

  • Рамон Винай прославился тем, что начинал карьеру в качестве тенора, а закончил басом. В опере «Тоска» он исполнял партии и Каварадосси, и Скарпиа.
  • По свидетельствам биографов Пуччини, согласие В. Сарду на использование его сочинения для основы либретто он получил благодаря музыке — композитор исполнил для драматурга фрагменты своих опер, и музыка его покорила.
  • Один из либреттистов настаивал на изменении финала. Он предлагал отказаться от гибели главной героини и заменить сцену ее падения с крыши замка на безумие. Но драматург на уговоры не поддавался: девушка должна кинуться вниз с парапета Замка Святого Ангела. Главным аргументом такого финала он назвал следующее — нехорошо задерживать зрителя сценой сумасшествия перед самым концом спектакля. И тогда в спор вмешался маэстро — он взял свой экземпляр либретто, открыл заключительную сцену и показал присутствующим свою пометку «ария пальто». Так он назвал финальный номер, который услышат не все зрители — ведь к этому моменту большая их часть покинет зал и устремится за верхней одеждой в гардероб. Это очень развеселило Сарду, и он доверил переработку последней сцены композитору, которого назвал «человеком театра», лучше других знающего предпочтения публики.
  • Первую постановку оперы зрители восприняли достаточно холодно. Одной из причин такой реакции назвали неоригинальные мелодии и …. звуковой и сценический садизм. В данном случае публике пришлась не по вкусу сцена пыток.
  • Пуччини всеми возможными способами пытался передать в своем произведении атмосферу Рима начала XIX века. Специально для этого при помощи служителя храма дона Паникелли в своем оперном детище он воссоздал подлинное звучание колоколов собора Святого Петра.

  • В одном из спектаклей партию Каварадосси спел великий Энрико Карузо. Очень интересно прошло знакомство композитора с этим гением. Пуччини совершенно не представлял его вокальных возможностей, и поэтому попросил спеть. Как только Карузо завершил исполнение первой арии героя, маэстро поинтересовался, кто его к нему прислал, уж не сам ли Всевышний?
  • В XX веке в России опера «Тоска» шла под названием «Борьба за коммуну». Для творения великого итальянца было написано новое либретто, его авторами стали Н. Виноградов и С. Спасский. Действие было перенесено во Францию конца XIX века, где главными героями стали революционерка и коммунар.
  • Из-за специфики сюжета «Тоску» часто используют в различных произведениях, связанных с работой спецслужб и детективов. Среди наиболее известных фильмов, где упоминается это произведение или звучит музыка из него — «Дежа вю» (1989, реж. Ю. Махульский), «Суррогаты» (2009 г., Дж. Мостоу), «Розовая кукла» (1997, В. Ольшванг), «Сталинград» (2013, Ф. Бончарчук), «22 пули. Бессмертный» (2010, Р. Берри), «Метод» (2015, Ю. Быков). Любопытно, но сюжетные перипетии бессмертного оперного шедевра очень органично вплетаются в квесты и некоторых компьютерных игр, например «Hitman: Blood Money» (2006).

 

 

Популярные арии из оперы «Тоска»

Ария Каварадосси «E lucevan le stelle» — слушать

Барон Скарпиа «Va Tosca! Te Deum» — слушать

Ария — молитва Тоски «Vissi D’arte» — слушать

Ария Каварадосси «Recondita armonia» — слушать

 

История создания «Тоски»

Пьесу «Тоска» В. Сарду написал специально для одной из самых выдающихся актрис за всю историю театра — Сары Бернар. С этим спектаклем Дж. Пуччини познакомился в миланском театре в 1889 году, и тогда же у него возникла мысль написать по этому произведению оперу. Однако в те годы он был только начинающим композитором, и поэтому особо не рассчитывал на внимание со стороны знаменитого драматурга. Именно поэтому все переговоры с автором пьесы Пуччини поручил вести своему издателю Джулио Рикорди. Но все осложнялось тем, что маэстро был не единственным желающим написать оперу на сюжет «Тоски» — пьесой как источником либретто заинтересовались Дж. Верди и А. Франкетти. В итоге честь создания оперы выпала на долю последнего, однако благодаря настоятельным рекомендациям Рикорди, ему пришлось отказаться от этой затеи.

Непосредственно работать над оперой Пуччини начал только в 1896 году. В это время он уже был хорошо известен, его оперные творения «Богема» и «Манон Леско» уже имели немалый успех. Сейчас композитор уже достаточно высоко оценивал свои шансы на благосклонность Сарду. И действительно, ему удалось провести с ним несколько плодотворных встреч. Написанием либретто занимались Л. Иллика и Дж. Джакоза, не упускал возможности поработать над сюжетом и сам композитор. Он провел активные переговоры с автором и настоял на некоторых изменениях в сюжете — так, он ускорил действие, сократил некоторые второстепенные сюжетные линии и внес изменения в судьбу главной героини. Опера была закончена осенью 1899 года.

 

Первые постановки

Премьерный спектакль «Тоски» прошел в знаменитом римском Театро «Констанци» 14 января 1900 года. Исполнителями главных ролей были Хариклея Даркле (Флория Тоска), Энрико де Марки (Марио Каварадосси), Эудженио Джиральдони (Барон Скарпья). У дирижерского пульта в тот вечер был композитор Леопольд Муньоне. Дебютная постановка вызвала небывалый ажиотаж — в зале находилось первое лицо государства — сама королева Италии Маргарита Савойская, которую сопровождала большая часть представителей правительства. Не упустили возможности услышать оперу соотечественники композитора — П. Масканьи, Ф. Чилеа, Дж. Сгамбатти. После спектакля Пуччини несколько раз вызывали на сцену, однако он остался недоволен реакцией зала.

Весной 1900 года «Тоску» смогла оценить миланская публика — она была поставлена на сцене легендарного «Ла Скала». Дирижировал оперой непревзойденный Артуро Тосканини.

За первый год своего существования на сцене это творение Пуччини было поставлено не только во всех крупных итальянских театрах — им заинтересовались и мировые оперные сцены. Исключением не стали и русские театры — первые постановки «Тоски» прошли в конце 1900 года в Одессе.

 

 

Эта опера Пуччини, пожалуй, самая чувственная и искренняя из всех им написанных. Многие считают ее настоящей мелодрамой, наилучшим образцом жанра.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: смотреть оперу «Тоска» Пуччини

soundtimes.ru

Тóска — Posmotre.li

Плакат премьеры в 1900 году

«Тóска» (Tosca) — знаменитая опера итальянского композитора Джакомо Пуччини, премьера которой состоялась в 1900 году в Риме. Либретто написано на основе одноимённой пьесы французского драматурга Викторьена Сарду, о которой сейчас уже никто не помнит.

«Тоска» — не только наиболее известная из опер Пуччини, но и одна из самых популярных и часто исполняемых опер вообще. 99 % оперных театров имеют её в своём постоянном репертуаре, а оставшийся 1 % всё равно когда-нибудь её ставил. Начиная с 1919 года, существует 250 официальных записей этой оперы и ещё Бог знает сколько подпольных. «Тоска» часто упоминается в произведениях массовой культуры, о ней ходят различные городские легенды, и она является кодификатором двух популярных тропов: Целую, Тоска и Ультиматум Скарпиа.

В чём же секрет такой популярности этого произведения? В захватывающем сюжете и музыке, конечно. «Тоску» называют «оперным триллером» и «оперным блокбастером», и не зря. В ней есть всё, что нужно для успеха у публики: секс, интриги, пытки, убийства, яркие персонажи, костюмное и пейзажное порно плюс, разумеется, великолепная музыка.

Рим, июнь 1800 года. Войска Наполеона недавно оставили Италию, и город находится под властью Неаполитанского королевства. Художник Марио Каварадосси, сочувствующий республиканцам, прячет на своей вилле бежавшего из тюрьмы революционера Анджелотти. По следам революционера идёт римская полиция во главе со своим злодейским шефом, бароном Вителлио Скарпиа. В беседе с любовницей Каварадосси, известной оперной певицей Флорией Тоской, Скарпиа внушает ей мысль, что Каварадосси ей изменяет. Терзаемая ревностью Тоска отправляется на виллу любовника, а агенты Скарпиа незаметно следуют за ней. Каварадосси арестовывают и приводят к шефу полиции, и тот требует выдать местонахождение беглеца Анджелотти. Художник молчит, и тогда Скарпиа приказывает привести Тоску. Её заставляют слушать крики пытаемого Каварадосси, и в конце концов певица не выдерживает и рассказывает, где прячется Анджелотти. Гнусный барон Скарпиа домогается Тоски Теперь Каварадосси грозит смертная казнь, но барон Скарпиа, давно пылающий страстью к Тоске, предлагает ей сделку: если она проведёт с ним ночь, казнь будет инсценирована при помощи холостых патронов, и певица с любовником смогут уехать из города. Отчаявшаяся Тоска соглашается, барон подписывает пропуск, но как только подходит, чтобы её обнять, Тоска вонзает ему в сердце взятый со стола нож.

(link)

Ария Каварадосси «E lucevan le stelle», одна из самых известных в теноровом репертуаре.

Текст арии

Сияли звёзды…

И благоухала земля…
Калитка сада скрипнула,
шаги прошелестели на тропинке…
Она вошла, сияя,
и бросилась в мои объятия…
О, сладостные поцелуи,
О, ласки нежные!
А я, трепеща, снимал покровы, открывая красу её…
Сгинул навсегда тот сон моей любви!
Час близится,
в отчаянии я умираю!
И никогда доселе так не любил я жизнь,
так не любил я жизнь!

К сожалению, Скарпиа вовсе не планировал отпускать Каварадосси. Художника расстреливают по-настоящему, и Тоска, чтобы не попасть в руки прислужников Скарпиа, уже обнаруживших труп шефа, прыгает с парапета замка святого Ангела с криком: «О Скарпиа! Перед Богом!». Занавес.

  • Флория Тóска, главная героиня, прекрасная сопрано. С итальянского её имя переводится приблизительно как «Ядовитый цветок», от fiore — цветок, и tossico — яд. Очень красивая, талантливая и популярная оперная певица, выступающая перед царственными особами. Крайне религиозна и набожна, однако доверчива и ревнива: моментально поверила инсинуациям Скарпиа. Живой пример того, что никогда не следует доводить женщину до отчаяния.
  • Марио Каварадосси, молодой художник, романтический тенор. Любит Тоску всей душой, однако способен оценить красоту и других дам — с одной такой он написал Марию Магдалину, из-за чего Тоска рассердилась и устроила ему сцену ревности: почему, дескать, не с неё? В отличие от Тоски, атеист и вольнодумец, сочувствующий республиканцам. Тенор, поэтому способен на импульсивные поступки, одним из которых значительно ухудшил своё и без того опасное положение.
  • Барон Вителлио Скарпиа, начальник римской полиции, коварный баритон, который давно положил глаз на красавицу Тоску. Увы, недооценил её решительность — с летальным для себя исходом.

Где упоминается[править]

«

Вроде юнкера, на То́ске
Выстрелившего — с тоски!
Парень! не по-маяковски
Действуешь: по-шаховски.

»
— Марина Цветаева, «Маяковскому-4» (И полушки не поставишь…)
  • Агата Кристи, «Лебединая песня»: во время представления «Тоски» сопрано действительно убивает баритона, с которым у неё старые счёты.
  • Джеральд Даррелл, «Моя семья и другие звери»: Тео Стефанидес рассказывает Дарреллам известную байку о том, как для сопрано, певшей Тоску, подложили пружинный матрас, на который она должна была прыгать в финале, и её пару раз подбросило над стеной у всех на глазах. Это, разумеется, именно байка — хотя бы потому, что Тео неправильно пересказывает финал оперы.
  • Маргарет Уэйс, «Звезда Стражей»: фрагменты либретто используются в качестве эпиграфов, в самом тексте опера также упоминается.
  • «Квант милосердия»: часть действия происходит в Брегенце, на оперном фестивале, где дают «Тоску» (кстати, реально существующая постановка).
  • Байопик «Милк»: в фильме звучит много фрагментов из оперы, показана финальная сцена, а афиша «Тоски» на фасаде оперного театра становится последним, что видит перед гибелью главный герой.
  • Сериал «Острые козырьки»: инспектор Кэмпбелл даёт своей агентке задание в опере, во время представления «Тоски».
  • Сериал «Новая жертва» (A Próxima Vítima): музыкальная тема Жуки (как и его любимое произведение) — ария Каварадосси E lucevan le stelle.
  • Hitman: Blood Money — две цели надо убить во время репетиции этой оперы. Один из способов ликвидировать исполнителя роли Каварадосси — подсунуть «палачу» настоящий пистолет.
  • Белая рубашка смерти — очень часто на Каварадосси в финале.
  • Благое солнце — инверсия: Каварадосси и Тоска на рассвете погибают, и только что вставшее солнце освещает их трупы (ну, зрителю видно только один труп — Каварадосси).
  • Блестящий неканон — постановка «Тоски» в Латвийской национальной опере, где полностью изменены акценты произведения: Тоска — законная жена барона Скарпиа, Скарпиа — не злодей, а по-своему благородный герой, больше всего на свете мечтающий вернуть беглую жену, а Каварадосси — мерзкий альфонс, который ни во что не ставит Тоску.
  • Буквально понятые слова — Скарпиа использует этот троп, чтобы обмануть Тоску: приказывает своему подчинённому расстрелять Каварадосси «так же, как графа Палмьери». Тоска думает, что барон имеет в виду расстрел «понарошку», но в финале выясняется, что Палмьери, как и Каварадосси, явно расстреляли по-настоящему.
  • Великолепный мерзавец — хитроумный интриган барон Скарпиа, обладатель суперкрутого злодейского монолога «Va, Tosca» в финале 1-го действия и не менее крутой сцены с Тоской в середине 2-го. Наивеликолепнейший мерзавец на всей оперной сцене, провернувший отличный гамбит Ксанатоса, к тому же крутой баритон. Да просто послушайте его злодейский монолог на фоне зловеще-пафосного песнопения.
  • Грозная репутация — он же. «И перед ним дрожал весь Рим».
  • Дойти до самоубийства — доведённая до полного отчаяния Тоска, на глазах которой только что погиб её возлюбленный, бросается с крыши замка св. Ангела. А революционер Анджелотти предпочёл застрелиться, но не попасть в руки полиции.
  • Дракон (персонаж) — Сполетта, помощник Скарпиа.
  • Жгучая брюнетка — Тоска, согласно либретто.
  • Лицемер — барон Скарпиа сначала делает замечание служкам, что, дескать, какое кощунство — шуметь в церкви, а потом поёт в этой самой церкви, на фоне службы, о том, как он намерен погубить Каварадосси и затащить в постель Тоску. Это, конечно, жанровая условность, на самом деле он не поёт, а думает про себя, но всё равно.
  • Костюмное порно — в традиционных постановках всегда очень красивые и богатые костюмы.
  • Нерешительный мальчик, решительная девочка — Тоска и её возлюбленный Каварадосси.
  • Мастер пыток — палач Роберти, проводящий допрос Каварадосси.
  • Меня побила девчонка — вонзив Скарпиа в сердце нож, Тоска стоит над умирающим бароном и глумится: «Убит женщиной!».
  • Называть по фамилии — главную героиню куда чаще зовут по фамилии, чем по имени (Флория). А барона Скарпиа зовут Вителлио, но об этом можно узнать только из списка действующих лиц или из пьесы Сарду.
  • Несчастливый конец — увы, злодей победил даже из могилы.
  • Несовместимая с жизнью похоть — Скарпиа предлагает Тоске провести с ним ночь в обмен на жизнь Марио. Ни к чему хорошему это не привело.
  • Перекличка — Скарпиа прямым текстом сравнивает себя с Яго. Ну, знаете, на случай, если вы ещё не поняли, кто тут злодей.
  • Песня про хотение — монолог Скарпиа «Va, Tosca» в финале 1-го акта о том, как он хочет Тоску: «Ах, узреть бы, как пламя этих победительных очей утишится истомою любви в моих объятиях…»
  • Пейзажное порно — действие происходит в реальных римских локациях: церкви Сант-Андреа делла Валле, палаццо Фарнезе и замке святого Ангела на берегу Тибра. Есть даже известный телеспектакль, в котором артисты играли и пели в этих самых локациях в реальном времени (да, ночью и на рассвете).
  • Псевдомилый злодей — вежливый и куртуазный барон Скарпиа, неразбавленная сволочь и ублюдок.
  • Психологические пытки — Скарпиа заставил Тоску слушать крики её пытаемого возлюбленного.
  • Песня про ГЭС и Предсмертная песня — ария Каварадосси «E lucevan le stelle» («И сияли звёзды»), излюбленный номер многих теноров (а также иногда фигуристов в одиночном мужском катании).
  • Полное чудовище — кто бы вы таки думали?
  • Пощадить в адаптации — снова постановка «Тоски» в Латвийской национальной опере, где пощадили… Каварадосси.
  • Проблемы с коммуникацией убивают и Ревность — если бы Марио не выставил Тоску под надуманным предлогом, а объяснил ей, что прячет беглеца Анджелотти, возможно, она бы не поверила инсинуациям Скарпиа и не приревновала бы своего возлюбленного. А если бы не приревновала, то не отправилась бы к Марио на виллу, и тогда, скорее всего, события повернулись бы совершенно иначе.
  • Садист — Скарпиа. Он сам подсвечивает, утверждая, что овладевать женщиной без сопротивления с её стороны ему не в кайф. И дальше, в сцене с Тоской: «Как ты меня ненавидишь! Такой и я хочу тебя. Дрожь гнева или дрожь страсти — какая разница!»
  • Сексуальный злодей — если баритон, поющий Скарпиа, харизматичен и хорош собой.
  • Слезогонка — E lucevan le stelle. Просто посмотрите видео. Vissi d’arte тоже, но в меньшей степени.
  • Убей их всех: трое главных героев погибают на сцене, Анджелотти — за сценой.
  • Хорошая «плохая девчонка» — Тоска.
  • Целую, Тоска — тропнеймер же!
  • Ультиматум Скарпиа — ещё один тропнеймер.
  • Эй, вы, там, наверху! — пополам с песней про ГЭС: ария Тоски «Vissi d’arte» («Я жила искусством»), в которой она изливает своё отчаяние.

posmotre.li

Значение слова ТОСКА. Что такое ТОСКА?

ТОСКА́, -и́, ж.

1. Тяжелое гнетущее чувство, душевная тревога. С самого утра меня стала мучить какая-то удивительная тоска. Мне вдруг показалось, что меня, одинокого, все покидают. Достоевский, Белые ночи. — На меня, видишь ты, тоска находит. Такая, скажу я тебе, братец мой, тоска, что невозможно мне в ту пору жить. М. Горький, Коновалов. || Разг. Гнетущая, томительная скука. Едва начался обряд венчанья, как супруга Ивана Гавриловича почувствовала уже тоску и сильный позыв к зевоте; крестьянская свадьба — казалась ей весьма скучным удовольствием. Григорович, Деревня. Я сидел рядом с Мануйлихой и с тоской слушал, как, однообразно и прерывисто жужжа, бьется об оконное стекло муха. Куприн, Олеся.

2. Скука, уныние, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему. — Надобно полюбить хозяйство, да. И, поверьте, это вовсе не скучно. Выдумали, что в деревне тоска. Гоголь, Мертвые души. — Я не зову теперь тебя в Марьино, — ты и при покойнице там соскучился, а теперь ты, я думаю, там с тоски пропадешь. Тургенев, Отцы и дети. Стоял полдень — самое скучное, невыносимое время провинциального дня: мужья и отцы строчат в канцеляриях; жены и дочери не знают, куда деться от тоски дома. Гл. Успенский, День нужды и скуки.

3. О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния. Тоска: на расстоянии тридцати верст ни живой души, ни встречи с человеком, ни жилища на дороге, ни даже самой дороги! Лес и болото. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Антрыгина:] Хоть бы шарманка, что ли, прошла; тоска такая. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай! На одной станции наш поезд задержали. Жара, пыль, мухи — тоска. Серафимович, В огне.

Зеленая тоска
см.
зеленый.

kartaslov.ru

Тоска — Викицитатник

Тоска за решёткой

Тоска́ — отрицательно окрашенная эмоция, тяжёлое, гнетущее чувство, возникает в случае значительной неудовлетворённости человека в самом себе или собственной жизни. Близкими чувствами являются грусть, печаль, уныние, тревога. Тоска проявляется в подавленным настроении и может приводить к ухудшению самочувствия. В тяжёлых случаях тоска может приводить к депрессии, а при невыносимых состояниях тоскливости вызывать суицидальные желания.

Тоска — это желание или влечение к обладанию какой-либо вещью, поддерживаемое памятью об этой вещи и вместе с тем ограничиваемое памятью о других вещах, исключающих существование желаемой вещи.

 — Бенедикт Спиноза

Но едва ли не раньше ласточек прилетела кукушка. Горы были ещё совсем обнажены, когда стал раздаваться откуда-то её однообразный и грустный крик. Зачем она прилетела, об этом нечего спрашивать. Для всякого, кому эти горы чужая сторона, понятен голос бездомной птицы. Не уставая, звучит он и по утрам, и среди дня, и вечером, и тёмною ночью смолкает ненадолго, — всё одно и одно повторяет, точно зовёт куда! А куда и звать ей, как не на волю? Чем дольше прислушиваешься к этому зову, тем больше тревоги и тоски проникает в одинокое, ноющее от горя и злобы сердце…

 — Михаил Михайлов, «Сибирские очерки», 1864

ru.wikiquote.org

ТОСКА | Психология темпоральная

Тоска – чувство, стесняющее даже дух человека, вызывающее томление его души, мучительную грусть; чувство, граничащее с душевной тревогой, беспокойством, боязнью, иногда смешиваемое со скукой, горем, печалью, и скорбью. Как может психолог-психотерапевт пройти мимо столь сложного феномена и не задуматься над ним? Глава «Тоска» написана специально для книги «Психотерапия для России» с целью внести ясность в столь сложную тему, которая так близка и так мало понятна русскому человеку.

Содержание глава
  1. Причины душевной тревоги у исследователей тоски.
  2. Определение понятия «тоска».
  3. Тоска Чехова.
  4. Тоска по родине Цветаевой.
  5. Тоска группы «Многоточие».
  6. Тоска о прошлой жизни.
  7. Тоска – разрыв с самим собой.
  8. Россия и тоска.
  9. Признаки тоски.
  10. Усиливать тоску.
  11. Следствия тоски.
  12. Выход из тоски и ее преодоление.
  13. Произведения искуства о тоске.
  14. Состояние тоски снимается.
  15. Как преодолеть тоску?
Более подробное изложение

1. Почему тема тоски вызывает у меня душевный трепет?

  • Потому ли, что она для меня очень значима?
  • Или потому, что она актуальна для россиян вообще?
  • Потому ли, что тема тоски подводит нас к теме смерти, а некоторых к суициду?
  • более подробно >>>

 

2. Определение понятия «тоска»

ТОСКА — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь. Тоска по родине обращается иногда в телесную болезнь, с изнурительною лихорадкой. Тоска берет глядеть на него, докучает. Тоска бешеная! от скуки, безделья.  более подробно >>>

 

3. Тоска Чехова

В состоянии тоски человеку нужна душевная поддержка другого человека или животного. Яркий пример мы видим в рассказе Чехова «Тоска», где главный герой, извозчик Иона, не найдя понимания среди людей в своем горе, рассказывает о нем лошади.

более подробно >>>

 

4. Тоска по родине Цветаевой

Сложность чувств поэтессы относительно тоски по родине мы видим в первых же строках, когда она пишет, что тоска для нее «давно разоблаченная морока». Давно она идентифицировала свою тоску и, не смотря на это, не может от нее избавиться. … Здесь мы можем взять одну важную мысль – доводы сознания в борьбе с тоской слабы, так как ее причины, истоки глубже. … Как бы там ни было, рациональная психотерапия в работе с тоской не может быть эффективной.

более подробно >>>

 

5. Тоска группы «Многоточие»

Текст песни «Щемит в душе тоска» группы «Многоточие» (российская рэп-группа, существовавшая с 1998 года по 2006, являясь одной из самых известных рэп-групп России; фанаты и критики приписывали эту группу к таким жанрам, как гангста-рэп («гоп-хип-хоп») и политический рэп. Автором — Р.Аляутдинов).

На сердце боль, взгляд смотрит в небо
Ждет ответа
Душа не верит в то, что нету,
Тебя уже нету…
Щемит в душе тоска, да синий сигаретный дым
Въедается в глаза, как будто слезы пытаясь выжать ….

В итоге можем сделать некоторые выводы относительно природы чувства тоски у автора песни, и, вероятно, у той социальной группы, которую он представляет.

Причины тоски в следующем: на сердце боль от потери друга, и вместе с этим нет объяснения этой боли ….  Алкоголизм, наркомания и суициды – следствие тоски и того, что душа не получает ответа, брошена сама на себя в состоянии безвременья.

более подробно >>>

 

6. Тоска о прошлой жизни

Тоска о прошлой жизни — сложный феномен, который не так уж редок. Человек явно чувствует связь с определенным типажом, героем, или представителем социального слоя прошедшего времени. Ему кажется, что прошедшее время никуда не уходило, что оно подменяет собой настоящее, что лицо не родное, и во всем проступает личность из прошлого времени.

более подробно >>>

 

7. Тоска – разрыв с самим собой

Потеря своего лица, безвременье, так как закрыто влекущее видение будущего, нет и будоражащей сознание памяти предков. Это и разрыв с прошлым, и разрыв со всем миром в настоящем. Душа осталась сама с собой в чистом сознании, но страх преграждает движение к бессознательному, диалог с ним, где есть пути к вечному и святому.

более подробно >>>

 

8. Россия и тоска

Тема тоски, на мой взгляд, актуальна для россиян вообще.

В России чувство тоски может доминировать в связи с всеобщим состоянием безвременья. Но кто-то его преодолеет первым, и мы его заметим. Это и будет настоящий лидер нации.

более подробно >>>

 

9. Признаками тоски может быть следующее: слезы, печаль, грусть, гнев, одиночество.

10. Усиливать тоску могут: стыд, тревога, одиночество, отвращение, презрение, дождь, печальные картины жизни и произведения искусства, планеты и звезды, скука.

11. Следствием тоски могут быть: смерть, депрессия, стресс, отчаяние, открытие диалога с бессознательным.

 

12. Выход из тоски и ее преодоление

Выход из тоски и ее преодоление – не одно и то же. Выход предполагает возвращение в то состояние, которое предшествовало тоске, то есть обратно. Преодоление же – это переход через препятствие. Таким образом, человеку в состоянии тоски может оказываться помощь на двух разных методологических основаниях. Первое, предполагается, что погружение в состояние тоски – это погружение в те сферы душевных переживаний, которые находятся на каком-то дне сознания ….

более подробно >>>

 

13. Есть уверенность, что душа человека всегда, в большей или в меньшей степени, тоскует по своей прародине, по своему первоисточнику.

Согласно Платону  знание -это воспоминание. Познание идей возможно потому, что истина изначально существует в душе, она созерцала ее еще до своего нисхождения в круг необходимости и в той или иной мере помнит истину … и может интуитивно предчувствовать то, чем может стать в дальнейшем.

более подробно >>>

 

14. Состояние тоски снимается иногда вторым или третьим сеансом маскотерапии, когда в работе над портретом клиент замечает, что в его портрете проступают не только его черты, но и черты архетипических образов человечества, рода и этноса. Таким образом, мы расширяем взгляд человека на свою природу, приоткрывая ему видение Вечного, и выводя его с территории безвременья.

более подробно >>>

 

15. Как преодолеть тоску? (из личного опыта)

 

Книга «Психотерапия для России», частью которой является настоящая глава, призвана выполнить ту роль портрета для страны, которую он играет в психотепевтическом процессе маскотерапии для отдельной личности.

 

skravchenko.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о