Коммуникативная психология: Коммуникация — психология

Содержание

Коммуникация в психологии: это что такое, понятие

В течение жизни человека окружают разные люди. Социализация начинается с младенчества — ребенка воспитывают родители, малыш идет в детский сад, школу, университет или колледж и т.д. Коммуникация в психологии — процесс взаимодействия человека с социумом. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и жестами, мимикой. Без коммуникации с другими людьми возникает ассоциализация, которая может привести к развитию психических нарушений.

Понятие и суть

Фото 1Коммуникация или общение — взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые, неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями, умениями.

Коммуникативная психология изучает средства коммуникации — вербальные, невербальные. Разные средства общения комбинируются друг с другом, чтобы передача информации была максимально эффективной, но далеко не каждый человек может продуктивно общаться с окружающими.

Поэтому психологи постоянно изучают способы коммуникации, возможные проблемы, разрабатывают методы развития навыков общения.

Функции и теории

Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:

  1. Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
  2. Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
  3. Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
  4. Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
  5. Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
  6. Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.

История изучения и исследователи

Фото 2Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:

  1. Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
  2. Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
  3. Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
  4. Факторная модель — создатель Г. Малецки.
  5. Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.

Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).

Виды и формы

Разновидности коммуникации:

  • экспрессивная;
  • информационная;
  • убеждающая;
  • паралингвистическая;
  • социально-ритуальная.

Формы коммуникации:

  • вербальная;
  • невербальная.

Вербальная коммуникация бывает устной и письменной.

Средства общения

Фото 3Средства общения можно разделить на две больших группы:

  1. Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
  2. Вербальные — речевые навыки.

Структура вербального общения имеет 3 составляющих:

  1. Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
  2. Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
  3. Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.

Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.

Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.

Паралингвистические:

  1. Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
  2. Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
  3. Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).

Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.

Экстралингвистические:

  1. Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.Фото 4
  2. Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
  3. Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
  4. Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
  5. Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.

Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:

  1. Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
  2. Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
  3. Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
  4. Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
  5. Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.

Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.

Проблематика

Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:

  1. Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
  2. Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.Фото 6
  3. Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
  4. Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
  5. Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.

Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
  2. Каждый день учиться слушать окружающих.
  3. Проявлять интерес к теме разговора.

При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.

Методы изучения и совершенствования

Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:

  • исследования межличностного взаимодействия;
  • измерения особенностей коммуникации;
  • изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
  • исследования социальной мотивации.Фото 7

Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:

  1. Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
  2. Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
  3. Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
  4. Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
  5. Общаться с малышом через игру.

С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.

Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.

Коммуникативная психология – 9psy.ru

Несмотря на то, что все больше людей вовлекается в виртуальное общение, ценность межличностных коммуникаций возрастает. Высокоразвитая коммуникабельность помогает решить личностные проблемы, обеспечивает успешное обучение, карьерный рост. Умение общаться с окружающими, способность донести до них свои мысли и намерения, привлечь на свою сторону, сделать их соратниками и последователями обеспечивает успешное взаимодействие с миром.

В рыночных отношениях — это умение вести переговоры, заниматься рекламой, обучением (а для этого еще понадобятся знания о том, как развить память и внимание), успешно торговать, пользоваться опытом и достижениями окружающих.

Содержание статьи

Значение коммуникабельности

Развитые коммуникативные навыки плюс личный опыт и знания помогают справиться со многими проблемами, часто возникающими неожиданно и в необычных для нас ситуациях. Здесь важны не только врожденные способности к общению, но и наработанные в течение всей жизни навыки.

Более того, эти навыки можно и нужно специально тренировать, чтобы расширить коммуникативный опыт, более эффективно использовать уже имеющийся, в определенных ситуациях.

Имея в запасе, наработанные варианты и стереотипы общения, творчески используя их в различных условиях, можно чувствовать себя уверенно и спокойно (вам интересно также будет узнать о тренинге повышения уверенности в себе).

Развитие навыков общения

Психологи предлагают свою помощь в развитии коммуникативных навыков, организуя специальные групповые тренинги коммуникативной компетентности.

Тренеры на занятиях ставят обучающимся задачи, которые могут быть решены в результате переговоров, и предлагают условия, осложняющие общение.

В игровой форме применяются, нарабатываются новые варианты и

опыт коммуникативного общения.

Обычно предлагается диалог с собеседником, задача которого не помогать решению поставленной проблемы, а стимулировать творческий подход. «Ученик» должен манипулировать собеседником, попытаться превратить его в партнера, заставить принять предлагаемый вариант, используя различные аргументы. Другие участники группы, становясь критиками и помощниками, также вовлекаются в процесс общения, делятся своим коммуникативным опытом.

Задачи тренинга коммуникабельности

Одна из задач тренинга — разрушить неправильные, неэффективные стереотипы общения, приобрести умение сменить позицию, продолжать диалог, постоянно оценивая свои действия и реакцию собеседника. Психологи должны научить своих слушателей умению видеть слабые места в аргументации партнера, использовать это, опираясь не только на логику, но и на личностные качества, эмоциональность. Другая задача — совершенствовать и довести до автоматизма новые схемы поведения.

Имеется в виду не только умение говорить, но и невербальные приемы общения. В итоге, тренинг коммуникативных навыков должен вывести вас на более высокий уровень коммуникабельности. Вы должны овладеть новыми навыками взаимодействия:

  • психотехникой общения с аудиторией;
  • умением создавать комфортную атмосферу психологического существования в рабочем коллективе и дома, преодолевать конфликты;
  • легко вступать в беседу, быстро завоевывать доверие собеседника, понимать его психологическое состояние;
  • активно вести диалог, выделяя манипуляции партнера и нейтрализуя их;
  • оставаясь на своей позиции, отстаивая свои интересы, реагировать на реакцию окружающих, корректируя свои мотивировки и аргументацию;
  • использовать невербальные приемы эффективной коммуникации для убеждения окружающих;
  • умением работать с возражениями

Заключение

Важно помнить, что с окончанием курсов, не заканчиваются тренинг коммуникативных навыков.

Сознательное, постоянное совершенствование техники общения позволит выстроить доверительные отношения с друзьями и коллегами, уважительные с партнерами, расширит круг общения, сделает вашу жизнь интересней. Вскоре вы оцените силу и власть слова.

Book: Психология коммуникаций

А. К. Болотова, Юрий Жуков

© Болотова А.К., Жуков Ю.М., 2015

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики», 2015

Предисловие

В постиндустриальную эпоху одним из ведущих факторов общественного развития выступает информационная и коммуникационная революция. Коммуникационные технологии становятся жизненно важными для глобального информационного общества. Сегодня проблемами коммуникаций занимаются не только представители гуманитарных наук, но и биологи, физиологи, IT-программисты, математики, кибернетики, логистики и др.

Начатые в 1940-е годы исследования по коммуникативистике – новому междисциплинарному направлению изучения коммуникаций в обществе – ведут свое происхождение от технической составляющей, из арсенала информатики. Понятие коммуникации как средства связи любых объектов в современной науке приобретает симбиотическое значение и социокультурный смысл, связанный со спецификой обмена информацией в социуме.

Внимание психологов, социологов, философов и других представителей гуманитарных наук к различным аспектам социальных коммуникаций человека отражает современные тенденции социального познания – постичь многообразие жизненных сфер человека и многоликость его межличностных взаимодействий. Они реализуются прежде всего в необходимости изучать особенности социального поведения человека в различных ситуациях, будь то интимно-личностные, межличностные или межгрупповые отношения, сопровождающие индивида в течение всей его жизни и удовлетворяющие его различные социогенные потребности. К ним относятся прежде всего потребности в безопасности, аффилиации, принадлежности, успехе и достижениях, которые проявляются в стремлении поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, быть ими принятым и получать от них позитивные оценки.

Междисциплинарный характер предмета обсуждения – социальных коммуникаций – показывает, что в деле понимания и разъяснения эффектов социальных коммуникаций требуется интеграция со многими другими направлениями психологии, прежде всего с такими областями психологического знания, которые сфокусированы на массовых коммуникациях, невербальных взаимодействиях, управлении персоналом, социально-психологическом тренинге и др. Поэтому в текст монографии включен ряд авторских разработок, связанных с такими понятиями, как общение-диалог, затрудненное общение, самораскрытие в социальных коммуникациях, этика и правила согласования коммуникативного взаимодействия, невербальное поведение в межличностном общении, эффективность обратной связи и т. д. Наше исследование призвано не только продемонстрировать особенности различных видов межличностных коммуникаций, но и объяснить, как возникает это многообразие, что ему способствует в условиях социума, что затрудняет возникновение продуктивных социальных коммуникаций.

В связи с этим особенный интерес представляет глава «Эффективность социальных коммуникаций», в которой раскрывается психологическое содержание и структура социальных коммуникативных систем, пространственно-временная организация различных видов коммуникаций, этика и правила коммуникативного взаимодействия. Особое внимание авторы уделили анализу деструктивных факторов и трудностей социальных коммуникаций. В книге довольно подробно описываются компоненты окружающей среды, как природной, так и общественной, выступающие тормозящим фактором для успешного развития социальных взаимодействий. Сравнительному анализу подвергаются и собственно личностные факторы, в которых выделяются индивидуально-личностные особенности и коммуникативные способности личности как предикторы успешных коммуникаций.

Раскрывая сущность и содержание психологии коммуникаций, авторы монографии стремились не только описать многообразие видов и средств социальных коммуникаций, но и представить систему диагностики и критерии коммуникативной компетентности. Поэтому особое место в монографии занимает глава о путях и способах развития базовых коммуникативных умений; в ней также представлены сравнительные данные оценки успешности различных методов и методик, используемых в прикладных целях.

Появлению этой монографии предшествовал ряд опубликованных авторами работ и методических рекомендаций по практике ведения эффективных коммуникативных тренингов. Уделяя должное внимание истории изучения проблематики межличностной коммуникации, авторы книги основной акцент делают на анализе современных теоретических подходов и результатов новейших научных исследований в области психологии коммуникаций. В книгу включен и ряд авторских разработок, описывающих новые аспекты изучения

Коммуникация — Психологос

Коммуникацию чаще иллюстрируют черно-белыми картинками, поскольку эмоции и чувства для коммуникации мало характерны.

Коммуникацию чаще иллюстрируют черно-белыми картинками, поскольку эмоции и чувства для коммуникации мало характерны.

Коммуникация — передача сообщения, сознательное, простроенное, адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника, построенное преимущественно на рациональной основе.

К коммуникациям относят деловую переписку, переговоры, межличностную, межгрупповую, публичную, массовую и политическую коммуникацию. В межличностной коммуникации всегда отличают вербальную и невербальную коммуникацию, подчеркивая важность последней.

Понятия «коммуникация» и «общение» в жизни часто употребляют как синонимы, но это не вполне справедливо, между ними есть существенная разница. Бытовое — чаще общение, профессиональное — чаще коммуникация. Бесцельное и без правил — чаще общение, с осознанной целью и по скриптам (по заранее подготовленным текстовкам) — чаще коммуникация. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.

Общение — легкое, неглубокое взаимодействие между людьми и в большей степени обмен эмоционально значимыми сообщениями и чувствами, в том числе чувствами важными и глубокими. Общение — чаще женское. Коммуникация — взаимодействие собеседников, каждый из которых из имеет задачу влияния на другого и знает, у его партнера по коммуникации задача такая же. Эмоции и чувства для коммуникации не то что мало характерны, они скорее не запускают процесс, а являются служебным моментом коммуникации. Коммуникация — чаще мужское. Коммуникатор выразит вам любые чувства, если сейчас они необходимы для решения ситуативной задачи, и не выразит вам чувств никаких, если это в ситуации неуместно.

Коммуникатор — человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Противоположный тип — простой человек, действующий без цели, по причине, по принципу «потому что». Простой человек хорош в качестве друга и не уместен в деловой обстановке, где требуются выстроенные коммуникации.

Люди общаются, потому что им это нравится и хочется. Основная задача коммуникации — эффективность, эффективная передача нужной информации либо оказание необходимого воздействия.

Общение и коммуникации отличаются использованием манипуляций. В обычном общении манипуляции происходят стихийно, в большей степени от настроения и типа личности общающихся людей, и обычно ими мало осознаются — как и в принципе мало осознается все, что происходит в общении. Говоря метафорически, манипуляций в общении столько же, сколько пыли в воздухе — всегда есть, но у дороги больше, в парке меньше. Что касается коммуникации, то это взаимодействие, где количество и характер манипуляций строго регламентируется: в сотрудническом взаимодействии, при планировании совместных действий манипуляции исключены практически полностью, в переговорах с конкурентами — разрешены, в полемике — являются основным содержанием взаимодействия. Говоря метафорически, манипуляций в коммуникации столько же, сколько красящих и ароматических веществ в аптечной и парфюмерной продукции: все выверено до миллиграмма.

Когда разговаривают два человека, один из них может общаться, а другой вести коммуникацию. Когда общаются клиент и психолог во время консультации, клиент обычно общается. А что в это время делает психолог? Психолог в это время ведет профессиональное общение: общение, в котором есть осознанные цели и правила, но в котором, в отличие от коммуникации, особую важность имеют чувства и эмоции.

Теории и модели коммуникации

Линейная (классическая) модель коммуникации Г. Лассуэла (1948) включает 5 основных элементов коммуникативного процесса: кто? (передаёт сообщение) — коммуникатор; что? (передаётся) — сообщение; как? (осуществляется передача) — канал; кому? (направлено сообщение) — аудитории; с каким эффектом? (эффективность сообщения) — результат.

Шумовая модель коммуникации К. Шеннона — У. Уивера дополнила линейную модель существенным элементом — помехами (шумами), затрудняющими коммуникацию. Авторы выделили технические и семантические шумы — первые связаны с помехами в передатчике и канале, а вторые с искажением передаваемых значений при восприятии содержания. При этом, коммуникация концептуализировалась авторами как линейный, однонаправленный процесс.

Факторная модель коммуникации Г. Малецки является одним из многочисленных вариантов развития модели коммуникации Шеннона-Вивера включила, помимо базовых элементов, ещё около двух десятков факторов, составляющих контекст процесса коммуникации и активно влияющих на его субъектов.

В циркулярной (замкнутой), сбалансированной модели коммуникации В. Шрамма и К. Осгуда (1954) было предложено рассматривать отправителя и получателя информации как равноправных партнёров, а также был сделан акцент на обратной связи, которая уравновешивала связь прямую: кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация — кодирование — сообщение — декодирование — интерпретация.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки — навыки эффективного общения. Сюда обычно относят легкость установления контакта, поддержание разговора, навыки синтонного общения, умение договариваться и настаивать на своих законных правах. Освоите главные навыки — будете общаться эффективно, не освоите — будете размышлять «почему у меня не строятся отношения»…


Клуб distant-nik Как разобраться в себе и в людях
Компоненты психологической структуры общения: какие стороны выделяют, кратко

Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.

Коммуникация

Коммуникация

Структура общения в психологии

При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:

  • коммуникацию;
  • интеракцию;
  • социальную перцепцию.

На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.

Схема

Схема

Стороны общения

Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:

  • перцептивную;
  • интерактивную;
  • коммуникативную.

Каждая из них имеет свои особенности.

Коммуникативная сторона общения

Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:

  • чувства;
  • эмоции;
  • ценности;
  • мысли;
  • идеи.

Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:

  • коммуникатор – занимается передачей сообщения;
  • речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
  • канал – каким образом осуществляется обмен;
  • аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
  • эффективность – результат усвоения полученного сообщения.

Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.

Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона

Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.

Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.

Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.

Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:

  1. Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
  2. Вербальному – с использованием речи.

Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.

Перцептивная сторона общения

Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.

Социальная перцепция

Социальная перцепция

Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.

Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.

Социальная перцепция помогает:

  1. Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
  2. Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
  3. Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
  4. Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
  5. Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.

Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.

Интерактивная сторона общения

Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.

Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона

Интерактивная сторона

Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:

  • наличие общих мотивов и целей;
  • качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
  • единое время и пространство для совместного труда;
  • присутствие координации действий.

Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:

  1. Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
  2. Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.

Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:

  1. Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
  2. Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
  3. Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.

Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.

Разделение структуры общения на уровни

Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.

Уровни по А.Б. Добровичу

Уровни по А.Б. Добровичу

А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:

  1. Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
  2. Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
  3. Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
  4. Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
  5. Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
  6. Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
  7. Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.

В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:

  1. Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
  2. Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
  3. Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.

Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.

Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.

Видео

Психологические проблемы коммуникации

Коммуникации в психологии

Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации и обмена ею. Можно дать научное определение понятия коммуникации.

Определение 1

Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности.

Данный процесс передачи информации очень важен. Он просто необходим при реализации человеческой деятельности. Но коммуникация имеет общественную природу, а человеческая деятельность — социальную. Поэтому можно говорить о том, что деятельность человека невозможна вне коммуникации. Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое.

Коммуникация и общение в психологии

Такие понятия как «коммуникация» и «общение» многие люди считают синонимами. Но это не совсем правильно, потому что между коммуникацией и общением есть разница. Все, что можно отнести к бытовому взаимодействию, считают общением. А все, что относится к профессиональному взаимодействию, называют коммуникацией.

Готовые работы на аналогичную тему

Стоит отметить, что обычно общение не имеет никакой цели, оно носит спонтанный характер, у него нет никаких правил. А коммуникация осуществляется тогда, когда хотя бы один из участников имеет определенную цель. В таком случае люди, которых еще называют коммуникаторами, передают заранее заготовленную информацию.

Определение 2

Коммуникатор — это человек, который нацелен оказывать воздействие на собеседника, подбирая нужные и эффективные слова, интонации, чтобы получить необходимую реакцию или ответ.

Человек, который просто общается, не собирается оказывать влияние на своего собеседника. Он действует без цели. Он общается только из-за того, что ему нужно с кем-то поговорить. Чаще всего это обычные дружеские разговоры, в отличие от деловой коммуникации, в которой употребляются четкие и мотивирующие слова, фразы, выражения.

Все люди общаются, потому что у них есть в этом потребность или просто желание.

Общение отличается от коммуникации использованием манипуляций. При обычном общении манипуляция происходит стихийно, неосознанно. В процессе коммуникации манипулирование строго регламентируется. Например, при переговорах с конкурентами можно использовать такое воздействие, а при взаимодействии сотрудников манипуляции строго запрещены.

Иногда бывает так, что при разговоре один человек общается, а другой ведет коммуникацию. Когда психолог разговаривает со своим клиентом, то человек просто общается, а психолог ведет профессиональное общение. У психолога есть определенные правила и цели, которые он осознает. Но при таком профессиональном общении, в отличие от коммуникации, главными являются чувства, эмоции и переживания.

Психологические проблемы коммуникации

Коммуникации очень важны при формировании и развитии человеческой психики. Благодаря общению люди могут приобрести множество знаний, способностей и качеств. Именно с помощью коммуникаций человек смог стать цивилизованным и культурным.

Недостаток коммуникаций может привести к:

  • одиночеству
  • потери связи с окружающим миром
  • депрессии

К психологическим проблемам коммуникации, которые основаны на недостатке доверительного общения, относят одиночество, которое представляет собой тяжелое ощущение неудовлетворенности, отъединенности от общества.

Человеческое общение представляет собой пирамиду, в которой четыре грани:

  • обмен информацией
  • взаимодействие с окружающими людьми
  • процесс познания других людей
  • переживания состояния, которое возникло в процессе общения (радость, удовлетворенность, злость, обида)

Трудности в коммуникации могут быть различными. Но чаще всего психологическими проблемами коммуникации бывают неумение общаться и неуверенность в себе. Такие коммуникативные трудности могут быть вызваны низкой самооценкой, постоянным одиночеством, стеснением, депрессией, замкнутостью.

Когда коммуникативные трудности проявляются длительное время, они начинают закрепляться. В такие моменты человек понимает, что он неумелый в общении, но не пытается что-либо предпринять или изменить. В результате этого формируется неуверенная в себе личность, которая обладает низкой самооценкой. При этом развиваются не только коммуникативные трудности, а еще и психологическая защита от них. Некоторые люди, которые боятся и не могут долго общаться с окружающими, стараются это делать с помощью интернета. Но ведь человек, который ведет коммуникацию только через интернет, еще больше отвыкает от реального общения и закрывается в себе. Люди боятся, что в реальной жизни они не смогут правильно вести диалог. Они просто не знают, как нужно это делать. Застенчивые люди боятся, что их могут опозорить или не понять. Человек, который обладает низкой самооценкой, считает, что большинство людей лучше него, поэтому общаться с ними неудобно. Многие люди, когда осознают свои проблемы, обращаются за помощью к психологу.

Главные темы на психологической консультации по поводу коммуникативных проблем:

  • Человек не знает, о чем ему говорить в процессе общения
  • Человек не знает, как ему завести друзей или девушку
  • Человек не умеет защищать себя, отстаивать свою позиции в конфликте или спорной ситуации

Очень часто у людей бывают такие проблемы коммуникации как эгоистичность, отсутствие желания понять собеседника, отсутствие интереса к нему. Бывает так, что человек начинает разговаривать с другими людьми, но не обращает внимание на то, в каком состоянии и настроении находятся эти люди. Также люди иногда не замечают, интересна ли обсуждаемая тема другому человеку, но ведь хорошее и эффективное общение может быть только тогда, когда люди будут учитывать настроение визави и считаться с мнением своего собеседника.

Психология. Коммуникативные способности — это что такое?

Ни для кого не секрет, что успех человека – это не только жизненное везение и сила его характера. Определяющим фактором во многих делах являются его взаимоотношения с окружающими. А коммуникативные способности – это залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, зависит успешность человека как в личной, так и в профессиональной сфере.

коммуникативные способности это

Коммуникативные навыки

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: посредством мимики, жестов, языка тела и имиджа. Сюда включается как правильная отправка сигналов, так и их правильное принятие.

Эффективные коммуникативные способности – это фундамент успеха практически во всех жизненных областях. Если они гармонично развивались в течение жизни, то станут ключом к налаживанию всех межличностных отношений, как личных, так и деловых.

Коммуникативные способности личности: психология и период развития

Коммуникативные способности начинают развиваться у человека почти сразу же после рождения. Считается, что чем раньше малыш научится разговаривать, тем проще ему будет взаимодействовать с людьми, которые его окружают.

Коммуникативные способности личности формируются строго индивидуально. Факторов, влияющих на их развития достаточно много: это и отношения с родителями и родственниками, позже со сверстниками, с коллегами и руководством. Кроме того, важна и общая социальная роль человека в обществе.

коммуникативные способности это в психологии

Коммуникативные способности – это… Определение и характеристика

Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родных, что не дало ему получить опыт коммуникации, он может стать неуверенным в себе и замкнутым. То есть его коммуникативные навыки будут находиться на низком уровне. Как выйти из этой ситуации? Развить навыки общения. Однако, прежде чем разобраться, как действовать в подобной ситуации, необходимо понять структуру коммуникации.

коммуникативные способности это определение

Коммуникативные способности личности, характеристика которых представлена ниже, включает в себя следующие виды.

  • Регуляционно-коммуникативные: способность помогать человеку в сложной ситуации, а также принимать чужую помощь, когда в затруднительном положении оказались вы сами. Кроме того, этот вид отвечает за умение решать назревающие конфликты адекватными методами.
  • Аффектно-коммуникативные: способность замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно на них реагировать. Кроме того, это вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
  • Информационно-коммуникативные: способность начинать, поддерживать и завершать беседу. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные способности — это (в психологии) одни из важнейших для человека. Именно поэтому их необходимо развивать в течение всей жизни. Но как это сделать? Рассмотрим основные приемы развития коммуникативных навыков.

 коммуникативные способности личности

Больше слушайте

Коммуникативные способности личности – это умение грамотно налаживать взаимодействие с человеком. Можно ли это сделать, не слушая собеседника? Вряд ли.

Возможно, этот коммуникативный навык — самый недооцененный. Люди, как правило, сосредоточены на себе и эгоистичны. Многие из них привыкли говорить исключительно о себе, причем везде и всегда. Такие люди не слышат и не слушают собеседника: они ждут, когда он закончит говорить, чтобы снова начать говорить самим. Можно ли преодолеть эту дурную привычку?

Лучший способ – это забыть о себе хотя бы на время. Сконцентрируйте свое внимание в разговоре на том, о чем говорят окружающие, а не на своем «Я» или внутреннем диалоге. Поменьше думайте о себе любимом и больше – о собеседнике, с которым вы ведете беседу и которого слушаете.

Кроме того, внимательное слушание собеседника поможет вам определить лучший способ продолжения диалога. Следует задавать вопросы, которые подразумевают расширенные ответы, а не односложные «да» и «нет». Это поможет сделать беседу более интересной и содержательной.

коммуникативные способности личности психология

Не растягивайте монолог: краткость — сестра таланта

Это правило напрямую относится к умению слушать и слышать собеседника. Если человек выступает в роли рассказчика слишком долго, он лишает себя шанса услышать собеседника. Когда вы фокусируете свое внимание на другом человеке, то автоматически начинаете меньше говорить сами.

Поработайте над своим актерским мастерством

Коммуникативные способности – это, в свою очередь, богатство различных интонаций и жестов. Именно это характеризует людей как представителей общества. Коммуникабельный человек – это отличный рассказчик и имитатор, которому присущ вкус к сочной детали, к подробности. Он предпочитает разнообразие в жизни, так как такому человеку легко переходить из одной социальной роли в другую, кроме того, он легко адаптируется к любой ситуации. Такие люди обладают обаянием и умеют нравиться.

коммуникативные способности личности характеристика

Общаясь, используйте не только слова, но и невербальные средства общения

Слова по сравнению с языком тела – это ничтожно малая часть общения.

Психологи утверждают, что через невербальные средства – тон, интонацию, язык тела и мимику – человек передает около 90% всего сообщения. Если вы лучше овладеете этими аспектами, то вам станет легче донести свою мысль до собеседника.

К примеру, вы можете научиться говорить более эмоционально. Чтобы подчеркнуть свой интерес к тому, о чем рассказывает собеседник, можно слегка наклониться в его сторону и смотреть ему в глаза. Если вы позитивны и открыты, это отразится в вашей мимике и жестах.

Обращайте внимание на телодвижения и тон своего голоса, общаясь с окружающими, и корректируйте их, если возникнет такая необходимость.

Уважайте мнение собеседника

Даже если точка зрения человека, с которым вы общаетесь, противоположна вашей, это не повод ее не выслушать. Это не обязывает вас согласиться с ним.

Просто внимательно выслушайте, а потом укажите собеседнику на те места, которые вызвали ваше несогласие. При этом не надо говорить ему, что он неправ или некомпетентен. Лучше согласиться с собеседником хотя бы формально, ведь диалог – это поиск точек соприкосновения между разными людьми.

Проявляйте искреннюю заинтересованность в собеседнике

Когда вы проявляете искренний интерес к собеседнику, вы совершенно непроизвольно начинаете слушать его более внимательно, пытаясь понять, что он думает и чувствует. То есть это поможет вам определить, что его по-настоящему интересует.

Когда вы слушаете собеседника, проявляете интерес к его персоне, вы легко сможете обнаружить, что он не настолько отличается от вас или не так скучен, как показался вам при знакомстве.

Кроме того, люди будут чувствовать себя более комфортно, если будут видеть ваши интерес и внимание к ним, что пойдет на пользу беседе.

коммуникативные способности личности это

С пониманием относитесь к критике

Древнегреческий философ Эпиктет советовал прислушиваться к критике. Если человек почувствует в ней зерно истины, то стоит подумать, как можно исправиться.

Однако, следует помнить, что в подавляющем большинстве случаев критика является отражением эмоционального состояния и настроения критикующего. Возможно, у него неудачно прошел день. Может быть, заболел домашний питомец или ребенок. Возможно, ваш собеседник сердиться на кого-то или ревнует вас. Из-за того, что люди зачастую сосредоточены на себе и своих переживаниях, очень легко сделать ошибочный вывод.

Помните, что мир не вращается вокруг вашей персоны. Осознайте, что люди думают о вас, о ваших поступках и настроении крайне мало. Это знание может значительно облегчить вашу жизнь. Таким образом, проблема, которая связана с боязнью сделать неверный шаг и сказать что-то не так (и это якобы как-то повлияет на мнение окружающих о вас), превращается в небольшую преграду.

Старайтесь выступать инициатором разговора

Жителям большого города уже давно привычно сделать вид, что они, идя по улице, перемещаясь в автобусе или на метро, не замечают знакомого человека или не узнают его. Опущенные вниз глаза, как правило, говорят о нежелании человека общаться с кем-либо, и это срабатывает – с вами тоже теряют желание разговаривать.

Подобная взрослая версия игры в прятки заставляет людей испытывать больше стресса и отрицательных эмоций, чем беседа пусть даже с самым нежелательным собеседником.

Когда вы видите знакомого, но усиленно прячетесь, делая вид, что не замечаете его, вы находитесь в состоянии ожидания. В голове роем проносятся вопросы: он узнал меня? Хочет ли он поговорить? А может, у него плохое настроение и он не настроен на беседу? Подойти или не стоит?

Чтобы не подвергаться стрессу и не мучить себя лишний раз, лучше просто подойти и начать диалог, выступить в роли его инициатора. Вы удивитесь, что это достаточно легко. Если же собеседник действительно будет не настроен на беседу, то можно просто попрощаться и отойти.

Связь | социальное поведение | Britannica

Связь , обмен значениями между людьми посредством общей системы символов.

Связь Оператор у телефонного коммутатора, c. 1900. Encyclopædia Britannica, Inc.

В этой статье рассматриваются функции, типы и психология общения. Для лечения общения с животными, см. поведение животных. Для дальнейшей обработки основных компонентов и методов человеческого общения, см. язык; речи; письмо.По технологическим аспектам, включая устройства связи и информационные системы, см. радиовещание; Словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательская деятельность, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения касалась ученых со времен древней Греции. Однако до наших дней эта тема обычно включалась в другие дисциплины и воспринималась как должное как естественный процесс, свойственный каждому.В 1928 году английский литературный критик и автор И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некоторых отношениях все еще лучших — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческого предприятия:

Коммуникация происходит, когда один разум воздействует на свое окружение так, что на другой влияет, и в этом другом В уме возникает опыт, который подобен опыту в первом уме, и частично вызван этим опытом.

Определение Ричардса является как общим, так и грубым, но его применение практически ко всем видам связи, включая связь между людьми и животными (кроме машин), отделило содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. ,Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого отдельного определения термина связи , как он используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюш выявил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации кажущегося простым взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует как минимум 50 способов межличностного общения, которые опираются на десятки отдельных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.Поэтому коммуникация может быть проанализирована по меньшей мере 50 различными способами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Интерес к общению стимулировался достижениями науки и техники, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся созданиям. Среди первых и наиболее ярких примеров изобретений, появившихся в результате технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводные радио и телеобъективы.Развитие популярных газет и периодических изданий, вещания, кинофильмов и телевидения привело к институциональным и культурным инновациям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и многочисленным населением; Эти СМИ были ответственны за рост и социальную власть нового явления массовой коммуникации. ( См. Также теорию информации ; обработка информации; телекоммуникационная система.)

С примерно 1920 года рост и очевидное влияние коммуникационных технологий привлекают внимание многих специалистов, которые пытаются выделить связь как особый аспект их особого интереса.Психологи в своих исследованиях поведения и разума разработали концепции общения, полезные для их исследований, а также для определенных форм терапии. Социологи определили различные формы общения, посредством которых мифы, стили жизни, нравы и традиции передаются из поколения в поколение или из одного сегмента общества в другой. Политологи и экономисты признали, что коммуникация многих типов лежит в основе закономерностей социального порядка.Под влиянием новых технологий, в частности высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно оценить и измерить компоненты передаваемой информации и разработать методы для преобразования различных типов сообщений в количества или количества, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и др. Задают многочисленные и по-разному сформулированные вопросы, касающиеся общего влияния различных видов коммуникации. Многие исследователи, работающие в рамках соответствующих задач своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом на человеческие наклонности влияют определенные виды общения при определенных обстоятельствах, а также причины изменения.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн привлек внимание к области коммуникации, чтобы связать многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна «среда — это сообщение» стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других людей, которые приняли мнение Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) из «печатной» культуры в «визуальную». ,Конкретные формы, представляющие наибольший интерес для Маклюэна и его последователей, были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодые люди особенно проявляют энтузиазм, а именно: кинофильмы, телевидение и звукозаписи.

В конце 20-го века основной интерес к коммуникации отошел от маклюнизма и стал концентрироваться на (1) отраслях массовой коммуникации, людях, которые ими управляют, и влиянии, которое они оказывают на свою аудиторию, (2) убедительных коммуникация и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредники информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов коммуникаций, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и вне ее, и (7) развитие соответствующей критики в отношении художественных усилий с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, эксперт по коммуникациям может ориентироваться на любую из ряда дисциплин в области исследования, которая пока еще не подготовила для себя окончательный список вопросов и не согласовала конкретные методологии анализа.

Психология. Коммуникативные способности — это что?

Ни для кого не секрет, что успех человека — это не только удача его жизни и сила его характера. Определяющим фактором во многих случаях являются его отношения с другими. А навыки общения — залог хороших отношений. От того, насколько они развиты, успех человека зависит как в личной, так и в профессиональной сфере.

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки — это навыки общения с окружающими людьми с помощью слов и без них: через выражения лица, жесты, язык тела и образ.Это включает в себя как правильную отправку сигналов, так и их правильное принятие.

Эффективные коммуникативные навыки являются основой успеха практически во всех сферах жизни. Если они гармонично развивались в течение своей жизни, они станут ключом к установлению всех межличностных отношений, как личных, так и деловых.

Коммуникативные способности человека: психология и период развития

Коммуникативные способности у человека начинают развиваться практически сразу после рождения.Считается, что чем раньше ребенок научится говорить, тем легче ему будет общаться с окружающими его людьми.

Коммуникативные способности человека формируются строго индивидуально. Есть много факторов, влияющих на их развитие: это отношения с родителями и родственниками, позже со сверстниками, с коллегами и руководством. Кроме того, общая социальная роль человека в обществе также важна.

Коммуникативные способности … Определение и характеристики

Если в детстве человек не получил должного понимания и поддержки со стороны родственников, которые не давали ему опыта общения, он может стать неуверенным и замкнутым.То есть его коммуникативные навыки будут низкими. Как преодолеть эту ситуацию? Развить коммуникативные навыки. Однако, прежде чем понять, как действовать в такой ситуации, необходимо понять структуру общения.

Коммуникативные способности человека, характеристики которого представлены ниже, включают в себя следующие типы.

  • Нормативные и коммуникативные: способность помочь человеку в трудной ситуации, а также принять чужую помощь, когда вы оказались в трудном положении.Кроме того, этот вид отвечает за способность разрешать возникающие конфликты адекватными методами.
  • Аффективно-коммуникативный: умение замечать эмоциональные состояния окружающих, а также вовремя и правильно реагировать на них. Кроме того, этот вид отвечает за проявление отзывчивости и уважения к собеседнику.
  • Информация и связь: способность инициировать, поддерживать и завершать разговор. Кроме того, эта способность помогает привлечь внимание собеседника, используя как вербальные, так и невербальные средства общения.

Развитие коммуникативных навыков

Коммуникативные способности (в психологии) являются одними из самых важных для человека. Вот почему они должны развиваться на протяжении всей жизни. Но как это сделать? Рассмотрим основные методы развития коммуникативных навыков.

Listen more

Коммуникативные способности личности — это умение грамотно наладить взаимодействие с человеком. Можно ли это сделать, не слушая собеседника? Едва.

Возможно, этот коммуникативный навык является самым недооцененным. Люди, как правило, эгоистичны и эгоистичны. Многие из них привыкли говорить исключительно о себе, везде и всегда. Такие люди не слышат и не слушают собеседника: они ждут, чтобы он закончил говорить, чтобы снова начать говорить. Можно ли побороть эту вредную привычку?

Лучший способ — забыть о себе хотя бы на время. Сосредоточьте свое внимание на разговорах о том, что говорят окружающие, а не на своем «я» или внутреннем диалоге.Меньше думайте о себе и своих любимых — больше о человеке, с которым вы разговариваете и которого слушаете.

Кроме того, внимательное слушание собеседника поможет вам определить наилучший способ продолжения диалога. Следует задавать вопросы, которые включают расширенные ответы, а не односложные «да» и «нет». Это поможет сделать разговор более интересным и информативным.

Не растягивайте монолог: краткость — сестра таланта

Это правило напрямую касается способности слушать и слышать собеседника.Если человек слишком долго выступает в роли рассказчика, он лишает себя возможности услышать собеседника. Когда вы сосредотачиваете свое внимание на другом человеке, вы автоматически начинаете говорить меньше сами.

Работа над своими актерскими способностями

Коммуникативные способности, в свою очередь, являются богатством различных интонаций и жестов. Это то, что характеризует людей как представителей общества. Общительный человек — отличный рассказчик и подражатель, у которого есть вкус к сочным деталям, к деталям.Он предпочитает разнообразие в жизни, потому что такой человек может легко переходить от одной социальной роли к другой, кроме того, он легко приспосабливается к любой ситуации. Такие люди обладают шармом и умеют любить.

Общение, использование не только слов, но и невербальных средств общения

Слова по сравнению с языком тела — это бесконечно малая часть общения.

Психологи говорят, что через невербу

.
границ | От редакции: поворот в человеческом коммуникативном взаимодействии

Одна интригующая особенность человеческой коммуникационной системы — это интерактивная инфраструктура, на которой она построена. Как в диадическом, так и во множественном человеке, разговор очень структурирован и организован в соответствии с установленными принципами (Sacks et al., 1974). Взаимодействие человека со взрослым характеризуется механизмом обмена, основанным на чередующихся (и относительно коротких) информационных потоках. В большинстве случаев только один человек имеет тенденцию говорить за один раз, и каждый вклад обычно получает ответ.Что примечательно, так это точное время этих последовательных вкладов, в результате чего промежутки между оборотами речи в среднем составляют всего около 200 мс (Stivers et al., 2009). Из психолингвистических экспериментов мы знаем, что время, необходимое для создания даже простых словесных высказываний (мин. 600 мс, Indefrey and Levelt, 2004), намного превышает эту среднюю длительность разрыва, намекая на сложность когнитивных процессов, которые должны быть вовлеченным (Левинсон, 2013).

В то время как поведенческие принципы, управляющие поворотом во взаимодействии, исследовались в течение нескольких десятилетий — главным образом учеными анализа разговоров — когнитивные основы человеческой поворотной системы долгое время оставались неуловимыми.В последнее время психолингвисты начали исследовать когнитивные и нервные процессы, которые позволяют нам эффективно решать чрезвычайно сложную задачу смены времени. Среди прочего, это высветило упреждающие, прогнозирующие процессы, которые должны быть в работе, а также различные уровни обработки, позволяющие осуществлять планирование и понимание производства одновременно (de Ruiter et al., 2006; Magyari и de Ruiter; Bögels). и др., 2015). Эти идеи хорошо сочетаются с литературой по анализу разговоров, которая освещает интерактивные среды, в которые встроены отдельные повороты: их последовательная организация и использование традиционных языковых конструкций позволяют прогнозировать предстоящие разговоры, а также распознавать точки возможного завершения в свою очередь, которые делают переход к следующему оратору актуальным (Sacks et al.1974; Форд и Томпсон, 1996; Щеглов, 2007). Статьи в этой теме исследования объединяют эти пока еще в значительной степени независимые направления исследований, чтобы прояснить наше понимание поворотов с разных точек зрения и нацелены на содействие будущему взаимодействию.

В дополнение к изучению психолингвистического механизма взрослых и его работы, исследователи начали задаваться вопросом, как и когда созревают необходимые когнитивные и социальные процессы у детей, а также как они сравниваются с таковыми у других видов.Левинсон (2006) предположил, что люди по своей природе социально и интерактивны в ориентации. Он утверждает, что «двигатель взаимодействия» может лежать в основе ранней предрасположенности детей к повороту. Точно так же этот конкретный человеческий потенциал может объяснить сильные культурные универсалии в структуре человеческого взаимодействия, а также поразительные общие черты и различия в системах связи, вызванные ходом эволюции.

В данной теме исследования представлена ​​коллекция экспериментальных и наблюдательных эмпирических исследований с использованием качественных и количественных подходов, дополненных статьями, предлагающими обзоры, мнения и модели.Они нацелены на то, чтобы проинформировать читателя о самых последних достижениях в наших усилиях по раскрытию работы системы поворота человека в коммуникативном взаимодействии. Вклады организованы в шесть разделов: (1) Основы поворотов, (2) Сигналы и механизмы для прогнозирования и времени, (3) Планирование следующих ходов в разговоре, (4) Влияние контекста и функции на время, (5 ) Поворот на знаковых языках и (6) развитие навыков поворот.

Основы поворота

Статьи в этом разделе описывают модели поворотов человека, определяют взаимодействие различных психолингвистических процессов, которые лежат в основе нашей способности вовремя совершать разговорные повороты, и проверяют применимость моделей поворота человека к нечеловеческим видам животных.Левинсон и Торрейра рассматривают поведенческие и когнитивные данные, определяя параметры процессов, лежащих в основе системы поворотов человека. Это эмпирическое доказательство синтезируется в модель, утверждающую, что приписывание намерения и планирование ответа начинаются как можно раньше во время входящего хода, проходя через все последовательные этапы производства речи, как в Levelt (1989), до того, как ответ запускается, инициируемый ходом. последние сигналы. Гаррод и Пикеринг предлагают модель, которая определяет два процесса.Первый основан на увлечении колебаний мозга, которые позволяют слушателям предсказать, когда закончится входящий поворот. Второе ограничено первым и основано на скрытой имитации, позволяющей слушателям определить намерение, переданное входящим ходом. Последняя статья в этом разделе посвящена филогенетическому развитию навыков поворота. Генри и соавт. взглянуть на поворотное поведение европейского скворца, найти доказательства как временных, так и структурных закономерностей, влияния непосредственного, а также более широкого социального контекста, в котором возникают повороты, и факторов, специфичных для излучателя, влияющих на поведение — таким образом, указывая на сильное сходство с некоторыми чертами, формирующими поворот у людей.Кроме того, они обеспечивают сравнение с другими видами скворцов, что приводит авторов к утверждению о поворотном поведении, развивающемся в тесной взаимозависимости с социальной структурой.

Эмпирические исследования, собранные в оставшейся части этой темы исследования, поддерживают различные компоненты этих предлагаемых моделей поворота, в то время как в некоторых местах они расходятся с некоторыми утверждениями. Несмотря на то, что текущий том представляет собой сводку о состоянии дел в этой области, он также направлен на стимулирование будущих исследований, которые помогут нам собрать воедино части замечательной головоломки, которую ставит человек, совершающий поворот.

Сигналы и механизмы прогнозирования и синхронизации

Одна из центральных дискуссий о когнитивных процессах, связанных с поворотом, фокусируется на роли, которую играет предсказание. Частью этой дискуссии является вопрос о том, какие сигналы взрослые могут использовать для прогнозирования конца поворотов, позволяя им приходить вовремя. Статья Riest et al. продвигает эту дискуссию путем тестирования в трех автономных экспериментах относительного вклада синтаксической и семантической информации в предвосхищение.Это показывает, что, хотя оба типа информации важны, взрослые полагаются преимущественно на последние. Статья Холлера и Кендрика основывается на этой работе с использованием технологии отслеживания глаз, чтобы исследовать ответы наблюдателей, непосредственно погруженных в разговорную обстановку. Данные показывают, что движения глаз наблюдателей по направлению к следующим ораторам не случайны, а руководствуются точками возможного завершения в текущих поворотах, тем самым выявляя чувствительность интерактивистов и ориентацию на семантическую, синтаксическую, просодическую и прагматическую информацию, которая становится доступной по мере разворачивания поворотов.Статья Hiroko увеличивает проективную силу определенных лексикограмматических частиц в японском языке ( ва, мо и тт ). Они становятся доступными для слушателей по мере разворачивания поворотов в разговоре и часто позволяют следующим ораторам предсказать содержание текущих поворотов. Гимберт и др. пролить свет на еще один источник информации, который говорящие во взаимодействии могут использовать для определения времени своих оборотов: их анализ показывает, что собеседники приспосабливают свои ритмы поворота друг к другу, что, как они утверждают, облегчается согласованием семантических и синтаксических процессов.

Планирование следующих поворотов в разговоре

В материалах этого раздела рассматриваются некоторые когнитивные процессы, связанные с подготовкой следующих ходов разговора. Применение передового статистического подхода («случайные леса») к данным из большого разговорного корпуса, Roberts et al. исследовать значение как психолингвистических факторов (например, частоты слова и синтаксической сложности), так и разговорных структур (например, последовательных отношений между поворотами) в качестве объясняющих факторов при моделировании времени поворотов в разговоре.Их результаты показывают, что оба набора факторов в значительной степени способствуют объяснению изменения во времени поворота. Торрейра и соавт. Изучите предварительные вдохи в диалоге, используя данные акустических и индуктивных записей плетизмографии. Они демонстрируют, что возникновение вдоха зависит от длины ответа, предполагая, что ответы планируются до этих вдохов. Поскольку вдохи до ответа в их данных были запущены ближе к концу поворотов вопроса, данные предоставляют доказательства совпадения понимания и планирования следующего высказывания.

Влияние контекста и функции на время

В трех статьях исследуется взаимодействие правил поворота с другими принципами, формирующими поведение человека в конкретных разговорных контекстах. Кендрик показывает, что повороты, связанные с проблемами речи, слуха и понимания (то есть другими инициациями ремонта), руководствуются различными принципами синхронизации и, таким образом, могут нарушить общую схему минимальных зазоров между поворотами. Как показывает анализ, участники, как правило, используют более длинные промежутки, характерные для последовательностей восстановления, в качестве возможности либо позволить производителю источника неисправности разрешить проблему до начала ремонта, чтобы позволить себе разрешить свои проблемы в понимании до начала ремонта. или сообщить о проблемах в понимании с помощью визуальных дисплеев (например,г., поднять бровь) перед началом восстановления в устной форме. В статье Гарднера и Мушина приводятся доказательства из Гаррвы, коренного австралийского языка, для поворотов, за которыми следуют значительно более длительные пропуски, чем обычно можно ожидать, основываясь на предыдущей работе над разговорами на английском языке. В этих случаях, однако, ремонт не приводит к увеличению времени перехода в поворот; среда, в которой они происходят, — это медленный разговор, который, по-видимому, уменьшает давление для минимизации разрыва. Stevanovic и Peräkylä обсуждают перспективы пересечения двух разных систем временной организации: системы чередования разговоров и системы эмоциональной взаимности — первая предпочитает последовательную организацию, вторая обеспечивает одновременность и немедленное поглощение посредством эмоционального заражения и мимики.

поворот на подписанных языках

Исследование, представленное в этом разделе, исследует принципы организации очередей и последовательности на жестовых языках, где общение ограничено визуальной модальностью. Де Вос и соавт. проанализировать время поворотов в языке жестов Нидерландов (NGT), показав, что время поворотов в подписанном разговоре выглядит удивительно похожим на время разговорного взаимодействия (т. е. с минимальными промежутками и минимальными перекрытиями), когда рассматривается не просто начало и смещение ручные движения, но отдельные фазы движения (подготовка, удары, отводы).Жирар-Гребер изучает принципы очереди в многопартийных беседах на швейцарско-немецком языке жестов (DSGS), уделяя особое внимание возникновению совпадений. Она также обнаруживает поразительное сходство с разговорными взаимодействиями: приведенные примеры иллюстрируют сильную ориентацию на принцип «по одному за раз», ориентацию участников на точки возможного завершения в потоке знаков и набор принципов, которые, по-видимому, определить отклонения от этого правила (например, ремонтные работы или сильные разногласия).Манрике и Энфилд фокусируются на конкретном типе среды перехода поворотов — другом инициированном ремонте — в аргентинском языке жестов (LSA), дополняя тем самым работу Кендрика по восстановлению разговорного взаимодействия (этот том). Тем не менее, они сосредоточены на том, как исправление вызывается в визуальных последовательностях вопросов-ответов, а не на сроках поворотов в среде исправления, обнаруживая частое использование визуальной формы отображения, называемой «замораживание». Помимо явно уникальных особенностей, эти три статьи указывают на некоторые поразительные сходства в отношении сроков и организации поворотов на устном и жестовом языках.

Развитие навыков поворота

Конвергентные результаты, касающиеся принципов, регулирующих переключение между языками в различных модальностях, намекают на возможность общей когнитивной инфраструктуры, лежащей в основе всех коммуникативных взаимодействий человека. Эта когнитивная инфраструктура также может объяснять легкость, с которой маленькие дети приобретают необходимые навыки для взаимодействия с другими. Материалы, включенные в этот раздел, посвящены приобретению очереди у очень маленьких детей и детей, когда они начинают осваивать разговорный язык.Первые две статьи предполагают, что навыки временного поворота изучаются в раннем детстве. Gratier et al. продемонстрировать, что уже на 8–21 неделе дети являются активными участниками, а также инициаторами последовательностей смены ходов, но также и то, что на этой ранней стадии развития матери играют ключевую роль в определении сроков смены, адаптируя свое поведение к младенец. Хильбринк и соавт. проведите продольное исследование, показывающее, что навыки хронометража продолжают развиваться непрерывно от 3 до 18 месяцев, с некоторым регрессивным замедлением по мере того, как понимание языка начинает развиваться вокруг «9-месячной революции» (Tomasello, 2008).Кларк и Линдси приводят конкретный пример устных и жестовых ответов одного ребенка (1; 4-3; 5 лет) на вопросы. Модель, которую они находят, хорошо согласуется с временным замедлением вокальной синхронизации, вызванным необходимостью овладеть языком — в то время как словесные ответы часто возникали с большими задержками, ребенок часто вызывал жестовые реакции, предшествующие речи. В следующих двух статьях рассматривается использование детьми лингвистических сигналов для предвидения предстоящих следующих поворотов при наблюдении за диадическими разговорами.Кейтель и Даум считают, что трое, но не 1 год, могут использовать интонационные сигналы для прогнозирования предстоящих следующих ходов. В соответствии с этим, Lammertink et al. обнаружите, что 2-летние дети используют просодические сигналы для прогнозирования предстоящих следующих поворотов, но также используют лексикосинтаксические сигналы, даже взвешивая их сильнее, как это делают взрослые.

Финансирование

Авторы получили поддержку в рамках Макса Планка Гезельшафта и Европейского исследовательского совета (расширенный грант № 269484 INTERACT, присужденный SCL) во время подготовки редакционной статьи и темы исследования в целом.

Заявление о конфликте интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Рекомендации

Bögels S., Magyari L. и Levinson S. C. (2015). Нейронные подписи планирования ответов происходят на полпути через входящий в разговор вопрос. Sci. Отчет 5: 12881. doi: 10.1038 / srep12881

PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar

де Руитер, J.Миттерер Х. и Энфилд Н. (2006). Проектирование конца хода говорящего: когнитивный краеугольный камень разговора. Язык 82, 515–535. doi: 10.1353 / lan.2006.0130

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Ford, C.E. и Thompson, S.A. (1996). «Интерактивные единицы в разговоре: синтаксические, интонационные и прагматические ресурсы для проекции завершения поворота», в «Взаимодействие и грамматика », ред. Э. Охс, Э. А. Щеглофф и С. А. Томпсон (Кембридж: издательство Кембриджского университета), 135–184 ,

Levelt, W.J.M. (1989). Говоря: от намерения к артикуляции . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Google Scholar

Levinson, S.C. (2006). «О человеческом« двигателе взаимодействия »», в Корни человеческой социальности: культура, познание и взаимодействие , ред. Н. Дж. Энфилд и С. С. Левинсон (Оксфорд: Берг), 39–69.

Levinson, S.C. (2013). «Формирование действия и приписывание», Справочник по анализу разговоров , ред. Т.Stivers and J. Sidnell (Malden, MA: Wiley-Blackwell), 103–130.

Sacks, H., Schegloff, E.A. и Jefferson, G. (1974). Простейшая систематика организации очереди на разговор. Язык 50, 696–735. doi: 10.1353 / lan.1974.0010

CrossRef Полный текст | Google Scholar

Schegloff, E.A. (2007). Организация последовательности во взаимодействии: Том 1: Учебник по анализу разговоров. Кембридж: издательство Кембриджского университета.

Google Scholar

Stivers, T., Enfield, N.J., Brown, P., Englert, C., Hayashi, M., Heinemann, T., et al. (2009). Универсальные и культурные вариации по очереди в разговоре. Proc. Natl. Акад. Sci. США 106, 10587–10592. doi: 10.1073 / pnas.0903616106

PubMed Аннотация | CrossRef Полный текст | Google Scholar

Томаселло, М. (2008). Истоки человеческого общения . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Google Scholar

,
означает в кембриджском словаре английского языка
КОММУНИКАТИВНЫЙ | смысл в кембриджском словаре английского языка Тезаурус: синонимы и родственные слова ,

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *