Виды восприятия психология – зрительное, слуховое и тактильное, термин и краткое определение, основные классификации в психологии

Восприятие – виды, а также восприятие в психологии

У каждого человека есть органы восприятия, которые получают информацию из окружающего мира и передают в мозг для обработки и понимания, что человек видит, слышит, нюхает или с чем контактирует. Восприятие в психологии – это уже психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней. Выделяют виды восприятия, а также рассматривается его развитие у детей.

Простыми словами интернет-журнал psytheater.com называет восприятие субъективной интерпретацией человеком поступающей информации извне. Человек не столько смотрит на что-то, сколько оценивает, нравится оно ему или нет. Человек не столько слышит звуки, сколько испытывает эмоции, выражающие его отношение к услышанному. Человек не столько чувствует, сколько анализирует, нравится ему ощущения или нет.

Другими словами, восприятие – это отношение человека к той информации, которая поступает к нему через органы чувств. Вот почему все люди живут в одном и том же мире, только их отношение к нему отличается.

Откуда берется разочарование? Вы во что-то верили, на что-то надеялись, мечтали, представляли. А тут хлоп… и все оказалось не таким, каким вам виделось. Вы разочарованы. И все почему? Потому что вы жили только тем, что происходило в вашем воображении. Вы не замечали реальности такой, какая она есть. Если случилось что-то хорошее, то вы радовались, словно ребенок, приукрашивая и еще больше наделяя красками событие. Если случалось что-то плохое, то над вами словно зависали тучи и царила метель.

Сказки – то, во что верят маленькие детки, и то, во что не прекращают верить взрослые люди. Женщины мечтают встретить своих принцев, которые рассмотрят в них прекрасных дев, когда они неухожены и некрасивы. Мужчины думают о том, что их должны почитать и уважать только потому, что они мужчины, воины, сильные люди. Но не существует рыцарей на этой планете. Мужчина не может любить женщину, которая элементарно не любит саму себя настолько, чтобы иметь красивый внешний вид. Невозможно уважать человека, если он при этом не проявляет приятных качеств характера. Когда мужчина бьет, его невозможно уважать. Страх есть, но это не уважение.

Следует понимать, что сказки – это фантазии людей. Но жизнь куда более прозаична и проста, чем в сказках. Эмоции – еще один аспект в жизни человека, который мешает ему трезво смотреть на мир. Замечали когда-либо за собой, как вы принимали решения на эмоциях, а потом корили себя за неверный выбор? Вы счастливы или злитесь и принимаете решение, которое абсолютно не помогает вам выйти из сложившейся ситуации. Люди изменяют на эмоциях, врут, обманывают, убивают, разрушают. Но если бы они могли не обращать внимания на эмоции, а трезво анализировать ситуацию, то просто уходили, когда им уже не рады, не вступали в спор, когда видели бы, что человек стоит на своем, продолжали бы вести себя добродушно, понимая, что человек боится, поэтому отгораживается и что-то утаивает. Эмоции закрывают реальность от глаз человека, который руководствуется только двумя понятиями – хорошо и плохо, нравится и не нравится.

Как же думает человек, который без эмоций смотрит на окружающий мир, стараясь увидеть именно его, а не то, что он хотел бы увидеть? Он просто смотрит на реальное положение дел и думает: «Что уместно и не уместно? Чего я хочу достичь в данной конкретной ситуации и как мне этого сделать с учетом обстоятельств, которые происходят на самом деле, в реальности?». На эмоциях человек зачастую приукрашивает, добавляет от себя. Страхи и комплексы тоже участвуют в процессе создания искаженной картины мира. Например, на вас пристально смотрят люди. Если вы привыкли, что окружающие вами недовольны, тогда вы будете думать, что с вами что-то не так. Хотя в реальности люди на вас просто смотрят, и у каждого из них есть свои причины, которые могут быть как плохими, так и хорошими.

Отсутствие эмоций и веры в то, что жизнь должна быть сказочной, позволяет вам отрезвиться, успокоиться, принять жизнь такой, какая она есть. Реальность не жестока и не несправедлива. Просто она не такая, как описывается в сказках. Люди могут лицемерить, лгать или притворяться. Это нормально, как и то, что есть люди, которые искренне ведут себя с окружающими. Жизнь не должна быть сказкой, поскольку она такая, какая есть. И если вы хотите жить в сказке, то будете не раз разочаровываться в том мире, в котором живете. А ведь вы должны понимать, что фантастические истории – это выдумки, а живет человек в реальности. Трезвый взгляд на мир лишает вас разочарования. Поэтому, если не хотите страдать, тогда перестаньте верить в сказки и познайте тот мир, в котором вы живете на самом деле.

Что такое восприятие?

Восприятием называется психическая деятельность, которая выдает результат в виде образа постороннего предмета. Восприятие – это не процесс или не анализ окружающего мира, а уже сформированный образ, конечный результат, который учитывает знания, опыт, желания, мировоззрение, убеждения и прочие психические составляющие человека.

Особенностями восприятия являются:

  1. Структурность.
  2. Предметность.
  3. Константность.
  4. Иллюзия.
  5. Целостность.
  6. Апперцепция.
  7. Осмысленность.
  8. Избирательность.

Восприятие вызывает много интереса у психологов, поскольку благодаря той системе, которой пользуется человек в оценивании окружающего мира, можно говорить о том, как он будет жить и к чему придет в итоге. Восприятие ситуаций, людей, окружающих явлений и предметов диктует, как человек будет жить, с какими мыслями идти к своим целям, какими друзьями себя окружать.

Восприятие – это субъективная оценка окружающего мира, в котором человек живет. Как он к нему относиться, на то и обращает внимание, с тем чаще всего контактирует, в том и живет.

Человек зачастую мыслит субъективными суждениями. Каждый видит объективную реальность такой, какой ее не видит другой человек. Вы видите грязный песок на берегу моря, а другой человек замечает в этом месте прекрасную курортную базу, благодаря которой можно заработать много денег.

Уже давно не является тайной то, что все люди могут видеть в одном и том же явлении разные вещи. Это называется «субъективное видение объективной реальности». Другими словами, мир является одним для всех, но сами люди смотрят на него через призму собственных страхов, суждений, желаний, целей, привычек и т. д. Заметив человека, лежащего на обочине дороги, одни подумают, что это бомж, другие – алкоголик, третьи вообще помогут ему, поскольку будут думать, что он попал в беду. Хотя в реальности все видят человека, который лежит на обочине дороги.

Субъективное видение заставляет подумать над тем, что то, как вы смотрите на мир, является правдой. Навстречу к вам идет мужчина и улыбается. Одни могут подумать, что он хочет познакомиться, а другие сразу примут его за маньяка, от которого нужно защищаться.

Реальность для всех одна, но каждый человек придает ей тот окрас, который ему наиболее выгоден. Кто-то видит мир в ярких красках, а кто-то – в темных. Оптимисты радуются жизни, а пессимисты во всем замечают плохие стороны. Миру все равно, что вы о нем думаете, как интерпретируете происходящее, потому что он будет действовать по тем законам, которые в нем существуют, независимо от ваших мыслей.

Вам дан выбор: продолжать смотреть на мир через собственные «розовые» или «серые» очки, чтобы замечать только хорошее или только плохое, либо все-таки открыть свои глаза и посмотреть на него в реальности. Вы видите человека на обочине дороги, а не бомжа или алкоголика. Не нужно придумывать, кем он является, как здесь оказался, в чем нуждается. От ваших мыслей-догадок реальность не изменится.

Только от вашего выбора, ходить «в очках» или смотреть на мир трезвым взглядом, зависит качество вашей жизни. Ведь на каждом шагу вам приходится делать выбор. В зависимости от того, как вы смотрите на конкретную ситуацию, вы принимаете то или иное решение. Если вы смотрите через призму своих «очков», тогда поддаетесь собственным страхам, комплексам, желаниям. А если вы объективно смотрите на мир, тогда принимаете решение, которое действительно вам выгодно.

Например, вам предлагают повышение по должности, которое потянет за собой увеличение количества рабочих часов. Будучи в «очках», вы поддадитесь желанию получать больше денег, поэтому согласитесь на повышение без раздумий. Однако после этого столкнетесь с недовольством своей семьи: теперь вас можно будет увидеть дома лишь в ночное время суток. Смотря на ситуацию объективно, вы задумаетесь над тем, что вам важнее: получать много денег, но при этом не видеться с семьей, или уделять время любимому человеку и детям, но остаться на прежней должности с такой зарплатой, которая позволяла удовлетворять ваши насущные нужды?

Смотря на мир объективно, появляется шанс выбирать именно то, что удобно вам, а не вашим страхам, желаниям, комплексам или стереотипам, которые в вас «внедрили» средства массовой информации и общество. Вы выбираете самостоятельно, а не под давлением каких-то факторов.

Выбирайте и помните, что миру все равно, как вы на него смотрите. Однако качество вашей жизни будет зависеть от того, как вы будете смотреть на окружающий мир.

Мир одинаков для всех людей. Все воспринимают его через органы чувств. Однако картинка этого мира, которая сформируется в голове у отдельного человека, будет зависеть от того, как он отнесется к полученной информации, какую оценку поставит.

перейти наверх

Виды восприятия

Разделяют такие виды восприятия:

  1. Преднамеренное. Человек намеренно обращает свой взор на некий предмет с целью его изучения или использования в своей деятельности.
  2. Непреднамеренное. Человек не имеет цели воспринимать окружающий мир, поэтому в его поле зрения хаотично попадаются предметы и явления, которые его окружают.

Наблюдение является одним из видов восприятия. Здесь человек безоценочно смотрит на окружающий мир с целью трезвого взгляда на него. Если человек хочет понять, что на самом деле происходит в мире, тогда нужно просто за ним наблюдать, не оценивать, всецело воспринимать и изучать. Кстати, таким способом наблюдения обладают дети, которые еще не оценивают, а просто смотрят, что их окружает и как ведут себя люди.

По модальности восприятие бывает:

  1. Зрительным – когда информация воспринимается глазами и формируется зрительный образ.
  2. Слуховым – когда информация воспринимается ушами.
  3. Осязательным – когда информация воспринимается тактильно.
  4. Обонятельным – когда информация поступает через нос.
  5. Вкусовым – когда информация поступает через рецепторы во рту.

Более сложными формами восприятия являются:

  • Восприятие пространства – когда человек понимает, какой формы, цвета и размера предмет, что обеспечивается получением информации через несколько органов чувств.
  • Восприятие времени – пока не изучено.
  • Восприятие движения – обеспечивается органами зрения, которые замечают изменение предмета в пространстве.

Как человек воспринимает окружающую информацию? На это влияют следующие факторы:

  1. Ситуация, в которой она воспринимается. В благоприятной обстановке человек более спокойно и положительно относится к информации, нежели в неблагоприятной.
  2. Глубина понимания. Чем лучше человек разбирается в сути ситуации, тем легче он воспринимает ее, не драматизирует.
  3. Характеристики самого явления или предмета, который человек воспринимает.
  4. Стереотипы – когда человек воспринимает предмет так, как воспринимают его другие люди, которые уже выразили свое отношение и настроили человека на определенный лад.
  5. Чистота информации. Человек понимает больше, когда информация выдается прямо и неискаженно. Если же информация искажается, тогда ее трудно понять.
перейти наверх

Восприятие человека человеком

Восприятие человека человеком первоначально происходит на уровне оценивания его внешних данных. Сначала человека встречают по его одежке, внешности и состоянию внешнего здоровья. И здесь есть несколько способов восприятия:

  1. Когда человек внешне красив, кажется, что он всегда находится в хорошем настроении, что является заблуждением.
  2. Если человек в чем-то похож на другого человека, тогда ему приписывают качества того, на кого он похож.
  3. Оценивание человека происходит на уровне отдельных элементов его внешности. Каждый взгляд говорит о наличии у человека определенного склада характера.
  4. Оценивание человека происходит на социальном уровне, когда оценивается его одежда и атрибуты. Так, порванные штаны будут наталкивать на мысль о том, что человек беден, а деловой костюм – об интеллигентности.

Нередко люди даже не вступают в контакт друг с другом, а уже по внешним данным понимают сами для себя, будут они продолжать общение или нет. Нередко внешняя оценка не совпадает с отношением, которое возникает к человеку в процессе общения с ним и узнавания его. Однако бывают ситуации, когда первое впечатление совпадает с последующим оцениванием.

перейти наверх

Итог

Восприятие оказывает важную роль в жизни человека, поскольку на том, какие оценки человек выставляет окружающему миру, так он к нему относится, создает определенный эмоциональный фон и формирует цели, к которым потом начинает стремиться.

 

psytheater.com

15. Психологические основы восприятия. Виды восприятий. Физические характеристики восприятия. Свойства восприятия.

Физиологической основой восприятия является способность высшей нервной системы создавать ассоциативные связи между одновременно действующими мозговыми центрами анализаторов. Восприятие является способностью высшей нервной системы к синтезу ощущений, к созданию целостного образа объекта. Функциональное назначение восприятия заключается в формировании индивида к ориентации во внешнем мире, в опознавании явлений окружающего мира. Восприятие это не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень познания с присущими ей особенностями. Восприятие — это отражение в сознании человека, непосредственно воздействующих на его органы чувств, предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Виды восприятия

1. В зависимости от характеристик объекта выделяется восприятие пространства, времени, движения. Этот вид восприятия дает возможность систематизировать информацию об объемности и величине предмета, глубине и удаленности предметов в линейной и воздушной перспективе. Восприятие может быть реальным или иллюзорным. Например, вследствие того, что движение глаз по вертикали требует больших усилий, чем движение по горизонтали, возникает иллюзия восприятия прямых одной длины, расположенных по-разному: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и эффективным. Опытным путём можно убедиться в том, что уровень восприятия текста при его чтении, путём проговаривания в слух, гораздо ниже, чем при чтении про себя. Дело в том, что пропускная способность слуха ниже, чем пропускная способность зрения.

2. В зависимости от цели выделяются: а) непреднамеренные восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, и не связаны с волевыми усилиями человека; б) преднамеренные восприятия требуют постановки цели и волевых усилий.

3. В зависимости от степени организации выделяют: а) неорганизованное восприятие – обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности; б) организованное восприятие /наблюдение/ – требует цели и планомерного восприятия предметов или явлений окружающего мира. Наблюдения отличаются от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система.

Свойства восприятия

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе. Она зависит от интересов, установок и потребности личности.

Предметность – способность воспринимать объект как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в обособлении фигуры и фона.

Апперцепция — это зависимость восприятия от субъективных характеристик физиологической и психологической структуры индивида. Так в восприятии одного и того же предмета разными людьми бывают различия в зависимости от поставленной задачи, установки психического состояния каждого из них. Апперцепция придает активный характер восприятию личности, воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Осмысленность восприятия — это показатель того, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. Они могут быть вредными и полезными, желанными или нежеланными, благодаря этому становится возможным целенаправленное использование этих предметов.

Константность – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предметов, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета при изменении расстояния, ракурса освещенности. Констанция восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности, и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения люди сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно раньше.

Целостность восприятия — это способность отражать совокупность многих качеств и характеристик предметов. Даже, если эти качества в данный момент не воспринимаются. Систему восприятия можно рассматривать, как систему ориентации и индивида на специализации его деятельности, посредством раскрытия его творческих способностей, которые являются, прежде всего, восприятием, его возможностях качественно воспринимать ту или иную информацию, необходимую индивиду для обеспечения жизнедеятельности и самореализации.

Стереотипность — это объединение основных существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом. Стереотип – определённое, устойчивое на данный отрезок времени, представление о предмете или явлении. Стереотип может затруднить восприятие отдельных мелких деталей при отсутствии опыта. Например, при запоминании лиц представителей другой расы.

Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объём информации с меньшей степенью энергетических затрат.

studfiles.net

Виды восприятия в психологии

С помощью данной статьи вы узнаете все нюансы, связанные с видами и свойствами восприятия. Восприятие является психическим процессом, который показывает отражение происходящего в реальности, объединяя при этом различные части и свойства этих явлений и предметов, воздействуя на органы чувств человека.

Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия.

Виды восприятия и их характеристика

Восприятие делится на следующие виды:

  • осязательное;
  • слуховое;
  • зрительное.
Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся различие цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и светлоты, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает ему верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы, относительно друг друга. Понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики.

 

womanadvice.ru

Виды восприятия — Психологос

Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.

Первичное и вторичное восприятие

Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия — внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.

Личное и социальное восприятие

Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→

Объемность восприятия

Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций — его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. См.→

Модальности восприятия

Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность

Произвольность (управляемость) восприятия

Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.

Субъективность восприятия

В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. См.→

Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие

Восприятие может быть более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).

Необдуманное (пассивное) восприятие – картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны – чего о них думать?

Мы видим мир целостным круглые сутки – а не только когда нам это нужно. У детей – чаще состояние живого и обдуманного восприятия – ведь вокруг так много нового!

Апперцепция

Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли – это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.

Если в Болгарии вы кивнете – болгары подумают, что вы сказали нет…

www.psychologos.ru

Блог ДоДеланного Любителя Психологии: Типы восприятия

Сейчас, я хочу немного поговорить о типах восприятия человека. Все мы люди разные, и все мы по-своему прекрасные. Но у нас есть некоторые определённые черты, которые нас классифицируют. Мы можем разделяться по нескольким критериям, первый из которых, это типы восприятия.

Взгляните на человека, с которым вы чаще всего общаетесь. Как думаете, его можно каким-либо образом классифицировать? То есть определить, его манеры поведения и общения по каким-то определённым признакам. Да, он может быть близнецом или овном, а может быть агрессивным или снисходительным. Однако, одной из самых главных особенностей его мышления, это его тип восприятия мира, в котором он живёт. Таких типов восприятия всего три: визуалы, аудиалы и кинестетики. Разберём их немного по-подробнее, что бы у вас более не возникало сомнений, что порой вы заблуждаетесь при выборе слов и манеры поведения, общаясь с разными людьми.

Наиболее весомым фактором для быстрого присоединения к человеку, является доверие. Доверие при общении с другим человеком возникает по разным причинам, и одна из них — точно знать кем является ваш собеседник — визуалом, аудиалом или кинестетиком. Данная трактовка довольно упрощена. Естественно, никто не мыслит одними только образами. В каждом человеке есть смесь из этих трёх составляющих. Но доминирующая — той которая наиболее ему предпочтительна, всего одна. Итак, кто же ваш собеседник?

Визуал. Это, в первую очередь, означает, что ваш собеседник лучше всего воспринимает информацию в виде образов. Он, как бы рисует в голове определённые картины того, что вы ему пытаетесь донести. Говорят, что визуалов больше среди мужского населения, но этот факт достаточно спорный и его я утверждать не стану.

Человек визуального типа легко понимает, когда с ним общаются словами, присущими визуальному типу мышления. Это такие слова, как — увидеть, смотреть, взгляните, давайте посмотрим, рассмотрим, обратите внимание и другие описательные слова. В общем, когда вам говорят что-то и при этом используют всевозможные описательные термины и слова, знайте — вы говорите с визуалом.

Так же у визуалов есть определённые секреты в мимике лица, например в отводе глаз при разговоре. У визуальных людей, когда они что-то пытаются вспомнить(обращаются к образам из прошлого) взгляд направлен вверх-влево: — «Какую интересную презентацию показал мой коллега!». Когда их взгляд направлен вверх-вправо, они рисуют образы будущего: — «Интересно, как я буду смотреться с этим галстуком?» И есть ещё расфокусированный взгляд куда-то прямо и вдаль(обычно в таких случаях говорят, что задумались). Первый признак того, что перед вами задумавшийся визуал — это расфокусированный взгляд.

Помните так же, что для визуалов важна внешность, так как он оценивает именно визуальную опрятность собеседника, его умение хорошо выглядеть и подчёркивать это различными вещами. Но, как бы опрятно вы не говорили, если вы будете томным монотонным голосом бубнить что-то, без единого мимического изменения в лице, и стоять как вкопанный, у вас вряд ли получится донести нужную информацию до визуала.

Визуала (если он не ознакомлен с данной информацией) достаточно просто подловить на лжи или не искренности. Это можно сделать только в том случае, когда вы точно знаете, что человек напротив — визуал в большей степени. Допустим вы разговариваете о путешествии и очень хотите узнать, стоит ли в Париже посетить Лувр. А ваш собеседник утверждает, что он был в Париже. Тогда вы спрашиваете: — «А ты видел Лувр?» Он отвечает: — «Да, конечно, я видел Лувр. Как можно побывать в Париже и не посетить Лувр?» При это его глаза ответят за него. Если они будут направлены вверх-вправо, это верный признак того, что ваш собеседник лукавит. Он пытается нарисовать картину будущего, словно мысленно переносится в этот самый Лувр, хотя на самом деле там не был. Если же наоборот — вверх-влево, то он был там, так как пытается вспомнить некие образы из прошлого.

Таким образом можно сделать вывод, что для визуалов важна видимая часть нашего мира. При общении с ним лучше использовать описательные слова, особенно те, которые использует он сам. Жестикулируйте, рисуйте образы руками, применяйте все возможные инструменты мимики, следите за используемыми словами. Тогда общение с визуалом будет простым и продуктивным.


Аудиал. Эти ребята и девчата чаще всего обращаются к описанию окружающего мира через звуки. Они постоянно что-то шепчут себе под нос, бормочут, и проговаривают вслух. Это всего лишь ещё одна модель для решения проблем. Им не сильно важно что мы говорим. Зато очень важно, как мы говорим. Аудиалы приятно удивляются, когда их собеседник имеет в своём арсенале яркий и сочный голос, который схож с голосом аудиала. Здесь важно всё — тон, тембр, ритм, быстрота речи. Чем больше вы соответствуете конкретному аудиалу во всех этих параметрах, тем быстрее он воскликнет: — «Алилуя! Я могу довериться этому человеку!» Конечно данная фраза слишком утрирована, но сути она не меняет.

В речи аудиал использует такие словосочетания, как: — «Послушайте меня.» «Почему вы разговариваете со мной таким тоном?» «Звучит заманчиво.» Другими словами они обращаются к тону, к звуку, к речи, к тембру. Следите за этими характеристиками своего голоса и успех в общении с аудиалом вам обеспечен. Вообще у человека-аудиала речь размерная, неторопливая, ритмичная. Только вот степени у всех разные.

Если вы хотите вывести аудиала на чистую воду, следите и за его глазами тоже. Он как и визуал обращается к воспоминаниям прошлого и обрисовкой будущего. Только эти воспоминания связаны не с конкретными визуальными образами, а со звуковым восприятием мира. Он начнёт вспоминать не образ а звуковую составляющую этого образа. «Как же это он сказал….?» «Я помню в рассказе говорилось» «А его презентацию приятно было слушать.» «Что ответить на этот довод?» «Интересно, а что он подумает, когда я расскажу ему о своих похождениях?» Таким образом глаза аудиала бегают то влево, то вправо. Когда влево, это говорит о том, что он вспоминает прошлое, а вправо — размышляет о будущем. А так же есть аналог визуального расфокусированного взгляда — взгляд вниз-влево. Когда аудиал направляет взгляд таким образом, он думает(переваривает сказанное). В этом случае лучше помолчать и подождать, пока он снова обратит на вас внимание, потому что он всё равно вас не услышит.

Аудиалы тоже любят картинки и иллюстрации. Но вот воспринимают их по-другому, нежели это делают визуалы. Думаю, вы уже поняли как.

Итак, аудиал — человек, воспринимающий подавляющее большинство информации через звуки. Используйте в общении с ним аудиальные слова, которые ему нравятся. Обращайте внимание на свою речь и старайтесь «выровнять» её по всем направлениям. Первое время это сложно, но ведь на то и есть практика, что бы научиться управлять своей речью.


Кинестетик. Кинестетики, это совершенно замечательные ребята, которым только и нужно, что всё потрогать, понюхать, полизать…кхм, кхм. Они в большей степени ориентируются на чувства и быстрее всего осознают доверие к собеседнику. Кинестетики — такие трогательные! Они, как дети хватают что попало, вертят, крутят, нажимают на кнопочки. Они тащатся от давки, потому что могут без последствий для себя потрогать понравившихся им людей, даже если те — аудиалы и визуалы. Какая разница! Ведь можно трогать! В диалоге с кинестетиком можно услышать следующие выражения: — «Удивительный спектакль!» «Такое чувство, будто на меня кто-то смотрит.» «Улавливаешь суть вопроса?» «Не могу понять свои ощущения». «Истинное наслаждение!» И многие другие. Соответственно, что бы кинестетик почувствовал к вам доверие, пользуйтесь тем же правилом, что и при общении с аудиалом и с визуалом. А правило очень простое — наполните свою речь словами, выражающими чувства и эмоции. Старайтесь оперировать теми словами, которыми пользуется ваш кинестетик.

Пока кинестетик почувствует, какое решение он примет, пройдёт некоторое время. Это связано с тем, что он должен буквально нутром прочувствовать, что в данный момент поступает и говорит правильно. Может быть встречали в речах некоторых людей такие паузы типа э-э-э-э, м-м-м, ну-у-у? Это они прислушиваются к внутренним ощущениям, что бы в дальнейшем принять информацию или отклонить, а затем продолжают разговор. Они будто инстинктивно вылавливают суть вопроса. Так что при общении с ним, учтите его потребности эмоциональные и инстинктивные потребности. Кинестетик обязательно захочет к вам прикоснуться. Если вы знаете, что ваш собеседник — кинестетик, позвольте ему это сделать(от вас не убудет, а ему приятно, да и в контакт быстрей войдёте, если вам это, конечно же, надо). Есть мнение, что кинестетики сильно зависят от температуры окружающего пространство и они обязательно будут себя не комфортно чувствовать, если в комнате слишком тепло или прохладно.

Кинестетику тоже можно и нужно смотреть в глаза. То короткое время, когда кинестетик определяется со своими чувствами, его глаза направлены вниз-вправо.

С кинестетиками разобрались. Общайтесь с ними и не шарахайтесь, когда они пытаются дотронутся до вас. Ну вот не могут они без этого перейти на более высокую ступень общения, понять насколько данный человек им симпатичен. Многие кинестетики, когда говорят, что-то крутят в руках, теребят, поглаживают. Говорите с ними на понятном им языке и у вас всё получится.

Конечно же, как я уже говорил выше, не бывает людей воспринимающих информацию только лишь образами или звуками. Все три формы восприятия в разной степени присутствуют в каждом из нас. Но не каждый умеет переходить и в равной степени пользоваться этими формами восприятия. Лучшее, чего можно достичь владея подобной информацией и применяя её на практике, это стать универсалом. Только в этом случае вхождение в контакт с любым человеком превратится в игру, и перестанет быть тяжким бременем.

xotim.blogspot.com

Виды восприятия в психологии

Поиск Лекций

Роль прошлого опыта в психологии восприятия настоящего

Курсовая работа

по направлению подготовки специалитет

37.05.01 Клиническая психология

Квалификация Клинический психолог

 

 

Выполнил       студент 3 курса очной формы обучения Аристов Дмитрий Александрович
   
   
Научный руководитель   к.пс.н., доцент Филипиди Татьяна Ивановна
   
   

 

Краснодар 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ВОСПРИЯТИЕ………………5

1.1. Свойства восприятия ……………………… ………………………………10

1.2 Виды восприятия в психологии…………. ……………………………….11

1.3 Мышление и прошлый опыт ………………………………………………12

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………………………………..15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………26

ВВЕДЕНИЕ

Человек живет в мире вещей, предметов и сложных ситуаций. Каждый из нас воспринимает окружающие его вещи: дома на улице, картины, которые рассматривает и книги которые читает. Человек постоянно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами, отражение которых реализуется за счет совместной работы органов чувств и синтеза отдельных ощущений. В результате такого объединения, отдельные ощущения превращаются в целостное восприятие. Другими словами, наблюдается переход от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов и ситуаций. Важно понимать, что восприятие – это сложный процесс, который требует выделения из комплекса воздействующих признаков основных, с одновременным отвлечением от несущественных. Не стоит забывать и о том, что при восприятии знакомых предметов, процесс их узнавания происходит быстрее.

Люди могут находиться в одной и той же ситуации, при этом воспринимать ее по-разному. Это связанно с тем, что на процесс восприятия оказывают влияние следующие факторы: особенности субъекта (кто воспринимает) восприятия, особенности объекта (что) восприятия и особенности контекста. На понимание и объяснение того, что видит человек, в значительной степени оказывают влияние его личностные особенности. Эти особенности создают некую «критериальную основу», которая представлена: мотивами, интересами, ожиданиями субъекта и прошлым опытом, что в свою очередь влияет на восприятие. Влияние прошлого опыта на восприятие настоящего – одна из актуальных тем современной психологии. Сказанное обусловило следующее содержание цели, гипотезы, а так же задачи исследования.

Цель курсовой работы — выявить влияние прошлого опыта на восприятие.

 

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую, медицинскую и специальную литературу по проблеме исследования;

2) на основе анализа теоретического материала выделить и описать особенности восприятия у студентов;

3) подобрать наиболее эффективные, оптимальные методики для изучения особенностей восприятия у студентов.

4) изучить роль прошлого опыта в восприятии настоящего.

Объект исследования: прошлый опыт и восприятие.

Предмет исследования: влияние прошлого опыта на восприятие.

Гипотеза исследования: прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов.

База исследования: наше исследование проводилось на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования.

Выборка респондентов состояла из 15 студентов, обучающихся на 3 курсе специальности «Клиническая психология» в возрасте 20-23 лет.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены на Юбилейной Научно-практической конференции, посвященной 25-летию высшего сестринского образования на Кубани (Краснодар, 2017).

Основное содержание курсовой работы отражено в научной статье, опубликованной в сборнике.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ

ВОСПРИЯТИЯ

 

Знания об окружающем мире человек получает посредством двух взаимосвязанных процессов — ощущения и восприятия. Ощущения, получаемые с помощью различных анализаторов, предоставляют знания о конкретных, отдельных качествах объекта, восприятие же позволяет собрать целостный законченный образ, при этом не сводимый к сумме входящих в него ощущений. Восприятие зависит от определённых отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

Проблема восприятия интересовала ученых с давних пор. Представители разных школ и направлений по-разному трактовали данный феномен. Одни утверждали, что восприятие времени является отражением в человеческом сознании существующего независимо от него времени [10]. По мнению других, время есть изначальное свойство человеческого организма [6]. Также существует точка зрения на восприятие как на отдельный вид представлений, т.е. восприятие является актом психической деятельности и, в свою очередь, они сами могут быть лишь результатом психической деятельности [17].

Основным общепринятым определением восприятия времени считается определение данного типа восприятия как отражения длительности, скорости и последовательности явлений, отношения между которыми фиксируются при помощи таких понятий, как хронометрия — отсчет времени посредством использования подручных инструментов с равномерным движением частей; хронология — отражение времени в сопоставлении с общеизвестными событиями; хроногнозия — субъективное время каждого человека, зависящее от значимости и эмоциональной окрашенности события [6].

В данном виде восприятия различают ощущение длительности, основанное на висцеральной чувствительности, и собственно восприятие времени как результат развития этого ощущения [11]. Однако и собственно восприятие времени представляет собой не однородный процесс, а делится на восприятие временной длительности, временной последовательности, а также восприятие темпа и ритма. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло. По Рубинштейну, установление объективного порядка или однозначной, необратимой последовательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий. Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интервалов, их отделяющих. Знание того, что такое день, как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, месяца и так далее, что в дне столько-то часов, минут.

Также имеет место предположение некоторых ученых о существовании у человека неких «биологических часов», сходных с таковыми у животных. Однако роль этих «часов» у человека несколько иная, чем у животных. «Биологические часы» животных отсчитывают время соответственно внешним изменениям на основе собственного опыта особи и за эти пределы не выходят. У человека в отличие от животных «биологические часы» опосредствованы общественным опытом. Поэтому отражение времени человеком представляет сознательный процесс, по отношению к которому «биологические часы» находятся в подчиненном положении [15]

Основное разделение понятия восприятия времени лежит в русле разграничения материалистического и идеалистического направлений в философии и психологии. Идеалисты придерживались мнения, что время является свойством человеческого духа, особенностью именно человеческой психики. Соответственно, для этого направления не существует самого восприятия времени, так как воспринимать можно лишь нечто объективно существующее.

В противоположность первому течению, материалисты утверждали, что первичным является именно объективное время, а восприятие его человеком — явление вторичное.

Идеалистическое направление в определенный период разделилось на два в чем-то схожих направления — генетизм и нативизм. Представитель последнего течения У.Джемс считал, что каждый человек обладает «чувством времени», которое представляет собой добавочное свойство душевной деятельности, которое требует определенных объяснений. Минутные интервалы времени человек оценивает посредством фиксирования изменений в физиологических процессах организма [2].

Представители генетизма рассматривали время как особенность человеческого организма, представляющую собой не простую сумму слуховых и кинестетических ощущений, а их комбинацию, взаимодействие. Мюнстерберг связывал восприятие времени с работой кинестетических анализаторов, фиксирующих прилагаемые для передвижения усилия связок и мышц. Посредством присоединения сенсорного процесса человек получает возможность оценивать промежутки времени.

На крайних идеалистических позициях стоял представитель генетизма Анри Бергсон. По его теории существует время, которое точно измеряемо и объективно существующее в окружающем пространстве, а есть время-переживание, время — «чистая длительность», которое непрерывно и изменчиво, является истинным и лежит в основе бытия [5]. Далее его постулаты развил П.Жане, утверждавший, что восприятие времени связано с логической памятью, в основе которой лежит последовательность связанных событий. В определенный период взросления ребенок обретает способность дифференцировать события по отношению во времени, отношению «раньше» и «позднее», что и приводит к появлению ориентировки во времени [9].

Совсем иначе проблему восприятия времени рассматривали представители бихевиористского направления. С их точки зрения, время существует как реальный объективный фактор, воздействующий на человека как один из раздражителей. Этот раздражитель приводит к некоторым изменениям в организме, к коим и относится ориентировка человека во времени. Уотсон считал, что в основе чувства времени лежат ритмические процессы в организме, на которые в своей жизни и ориентирован человек — сердцебиение, дыхание, голод, выделительные функции, половая деятельность [7].

В рамках марксистского подхода вопросами восприятия времени занимался И.М.Сеченов. Время определялось как объективная форма бытия, существующая вне человека, вне его сознания и деятельности. Оно воспринимается посредством слуховой и кинестетической чувствительности. Таким образом, время рассматривалось как одна из основных форм материи. Сеченов считал, что именно слух является измерителем времени, а слуховая память — память времени [16].

Также роль в восприятии времени отводилась «чувству усилия», которое вызывается произвольной активностью человека и позволяет дифференцировать моменты движения и неподвижности, из которых складывается ориентировка во временных отрезках.

В отличие от бихевиоризма, направленного на внешнее фиксирование происходящих явлений, представители когнитивного направления больше внимания уделяли внутренним процессам, а именно когнитивной активности человека. В данном контексте восприятие времени представляет собой «когнитивную конструкцию, продукт умственной активности» [1], оцениваемый в зависимости от объема информации, подвергшейся когнитивной обработке за определенный промежуток времени [3]. Восприятие человеком продолжительности какого-либо события зависит от того, какое количество информации он сознательно усвоил и сохранил за этот промежуток времени. Таким образом, объяснялась разница в восприятии одинаковых отрезков времени: чем больше информации проходит когнитивную обработку, чем сложнее эта информация, тем более продолжительным кажется этот отрезок времени для человека.

Проблема восприятия времени рассматривалась и в рамках деятельностного подхода. Уже упоминавшийся Анри Бергсон утверждал, что длительность любого события определяется посредством действия, заполнявшего конкретный промежуток времени, а потому одновременными моментами считаются те, которые составляют части одного и того же действия. Также развитие ориентирования во времени в данном подходе ставится в зависимость от уровня развития деятельности человека и производственных сил. На раннем этапе развития первобытный человек определял только короткие интервалы времени, словно жил только в настоящем, не опираясь на прошлое и не ориентируясь на будущее. С развитием уровня сложности деятельности усложняется и ориентировка во времени, удлиняются воспринимаемые интервалы времени, упрочняется и усложняется связь событий в жизни каждого человека и общества.

С точки зрения представителей деятельностного подхода время как основная форма бытия всегда заполнена определенным содержанием, даже если это содержание и не доступно стороннему наблюдателю. Существование времени без содержания предполагает существование бытия вне времени, что категорически отрицает существование самого бытия. Соответственно, время всегда заполнено некоторым содержанием, некоторой деятельностью, при помощи которой и происходит восприятие и оценка длительности, быстроты и последовательности временных интервалов [14].

 

Свойства восприятия

Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих предметов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, то подобная ошибка может оказаться смертельно опасной. В связи с этими требованиями у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который бы максимально точно воспроизводил пространственные и временные характеристики предметов и явлений. В этом образе в той или иной форме должны быть представлены и иные их качества, а сам образ должен быть для субъекта настолько достоверным, чтобы у субъекта не оставалось никаких сомнений в отдельном, независимом от субъекта существовании воспринимаемого предмета или явления.

Прежде чем рассматривать собственно восприятие времени, необходимо коротко обозначить основные свойства, присущие всем видам восприятия. К таковым относятся целостность, константность, предметность, осмысленность и апперцепци [8].

На восприятие влияет прошлый опыт. Так, человек никогда не видит в псевдоскоп, делающим изображение вогнутым, человеческое лицо вогнутым. Опыт жизни человека противоречит такому восприятию. Влияние прошлого опыта на процесс восприятия подтверждается в таких опытах. Испытуемому надевают очки, перевертывающие изображение на 180 градусов и он видит окружающие предметы перевернутыми, за исключением тех, которые перевернутыми никогда не бывают: зажженная свеча.

Содержание восприятия определяется поставленной задачей. Слушая в исполнении оркестра мелодию, мы не выделяем в ней звучание какого — либо инструмента. Это возможно лишь в том случае, если мы ставим себе такую цель. Звук отдельного инструмента становится при этом объектом восприятия, все остальное — фоном.

На содержание восприятия влияет установка — состояние готовности действовать определенным образом. Классический опыт выработки простейшей установки легко повторить. Испытуемому предлагают на ощупь определить объем шаров. В правую руку дается большой шар, а в левую — меньший, потом — наоборот. Через определенное число повторений дается пара равных шаров. Как правило, испытуемый не замечает равенство шаров. Один из них ему по-прежнему кажется большим.

 

Виды восприятия в психологии

 

Восприятие делится на следующие виды:

— осязательное;

— слуховое;

— зрительное.

Осязательное восприятие

Осязательное восприятие включает в себя систему прикосновений, тактильный, кожный контакт. В данном виде восприятия органом осязания являются руки человека – именно с их помощью он получает информацию, которую сознание перерабатывает. Также у некоторых объектов существуют такие свойства, которые человек не может воспринимать с помощью обоняния, зрения или слуха.

Слуховое восприятие

Слуховое восприятие начинает развиваться у человека с самого рождения и очень важно для полноценной жизни. Слуховое восприятие подразумевает под собой способность человека определять и различать разнообразные звуки окружающего мира с помощью их основных характеристик и определений. К этим характеристикам относят умения различать различные звуки по громкости, скорости, тембру и высоте звучания. Без слухового восприятия человек считается неполноценным, именно поэтому слуховое восприятие так важно для каждого человека.

Зрительное восприятие

Также к основным видам восприятия относят зрительное. Оно подразумевает под собой объединение процессов создания и построения зрительного образа окружающего мира человека. К таким процессам относятся: различение цветовых тонов, определение самого цвета, оценка темноты и света, яркость. Все эти процессы возникают у человека на уровне подсознания и имеют инстинктивный, врожденный характер. Правильное развитие восприятия зрительного, крайне важно для человека. Оно помогает верно ориентироваться в пространстве. С помощью зрительного восприятия человек может оценивать, как находятся предметы относительно друг друга. Он понимает, какой формой обладают объемные вещи. Зрительное восприятие важно развивать с момента рождения ребенка, именно тогда у него начинают работать зрительные функции. Человек с недостаточным зрительным восприятием может испытывать определенные трудности, особенно при изучении творческих работ, при письме, а также у него могут быть сложности с изучением речевой грамматики [11].

 

Мышление и прошлый опыт

 

В философии и науке мышление традиционно отделяется от восприятия, при этом зрение рассматривается как пассивное окно в мир, а мышление — как активное решение задач. И лишь относительно недавно появилась гипотеза о том, что в восприятие, в особенности зрительное, необходимо вовлечен мыслительный процесс решения задач, основанный на прошлом опыте.

Чем больше знания о воспринимаемой ситуации мы имеем, тем меньше необходимость в обработке новой информации. Когда знание доступно нам практически полностью, главную роль в восприятии играет прошлый опыт. Нисходящий процесс становится более значимым для восприятия человеком окружающего мира, чем восходящий. (Отметим, что к ЛКТ — латеральному коленчатому телу, переключательной станции в зрительном тракте, — ведет больше нисходящих нервных волокон от коры, чем восходящих от глаз).

Ошибки восприятия (иллюзии) могут возникать по причине того, что знание не соответствует ситуации, в которой применяется. Поэтому изучение иллюзий крайне важно для выяснения роли когнитивного компонента в восприятии. Только недавно появилось осознание того, что прошлый опыт вносит существенный вклад в восприятие, и до сих пор эта гипотеза вызывает споры.

Выдающийся немецкий ученый-энциклопедист Герман фон Гельмгольц (1821-1894) предложил рассматривать зрительное восприятие как процесс построения бессознательных умозаключений. Согласно Гельмгольцу, воспринимаемые образы связаны с объектами окружающего мира лишь косвенно, так как при помощи зрения мы можем получать только фрагментарный и часто неупорядоченный поток информации, поэтому чтобы превратить сенсорные сигналы в осмысленные образы восприятия, необходимо делать умозаключения на основании прошлого опыта [6].

Будучи последователями Гельмгольца, мы можем сказать, что прошлый опыт необходим для зрительного восприятия потому, что сетчаточный образ по своей природе неоднозначен (мы не способны определять размер и форму предмета и расстояние до него, основываясь только на изображении на сетчатке), а также потому, что многие жизненно важные свойства предмета, например его твердость и вес, холодный он или горячий, съедобный или ядовитый, не даны нам зрительно. По Гельмгольцу, такая неоднозначность обычно снимается — и дополнительная информация о свойствах предмета получается — при помощи бессознательных умозаключений, которые выводятся из поступающего сигнала и наших знаний о предметном мире. Делая следующий небольшой шаг, мы говорим, что образы восприятия — это перцептивные гипотезы, предсказывающие не воспринимаемые явно характеристики объектов, причем предсказывающие моментально, компенсируя тем самым задержку реакции нервной системы (открытую Гельмгольцем в 1850 г.). Таким образом, время реакции сводится к нулю, и события в настоящем предсказываются на основе сигналов, поступающих с задержкой.

 


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Восприятие в психологии и его виды

Восприятие в психологии — это необычайно важное и значимое понятие, изучению которого посвящено огромное количество разнообразных трудов. Прежде всего, следует понимать, что же это такое. В качестве восприятия в психологии понимают то, как отражены явления, ситуации или же предметы окружающего мира.

«Восприятие является результатом воздействия разнообразных внешних раздражителей на все человеческие органы чувств».

При этом в определённом аспекте человеческое восприятие изучается как некоторая ступень, которая является следующей в эволюции человеческой психики после этапа простого ощущения.

Какие же выделяют виды восприятия

В психологии выделяют две основные классификации типов восприятия. Первая система классификации исходит из постулата, что восприятие как результат отражения любых предметов или же явлений в человеческом сознании является результатом совместной деятельности нескольких анализаторов. Впрочем, обычно подразумевается, что один определённый анализатор имеет приоритетное значение и, соответственно, получает и перерабатывает гораздо больший объём информации, чем другие. Результатом такого приоритетного значения отдельных анализаторов в восприятии могут быть разные виды:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • вкусовое;
  • обонятельное;
  • осязательное (кинестетическое).

Зрительное восприятие как психический процесс являет собой создание видимого образа определенных предметов, действий, событий с помощью глаз и зрительной системы человека. Было определено, что во время изучения и рассмотрения определённых предметов человеческие глаза совершают обычно скачкообразные движения.

При этом в мозгу происходит обработка информации касательно наблюдаемых предметов и объектов. Человек наблюдает и изучает целостную картину, которая отражается в его сознании и анализируется. Вся картинка не равнозначна, а разделяется на основные и фоновые объекты. Основной объект (называемый фигурой) располагается впереди фона и воспринимается как замкнутое целое. Фон же воспринимается в качестве непрерывного пространства, находящегося позади фигуры. Данный закон разрабатывался в направлении гештальтпсихологии.

Слуховое восприятие является формой восприятия, ориентирующегося на прием и анализ разнообразных звуковых сигналов. Отличительной чертой слухового восприятия является то, что оно характеризуется продолжительностью и последовательностью во времени, что связано с определённой длительностью по времени любого звукового сигнала.

Полученный звуковой образ обычно комплексный, он состоит из самого воспринятого звука и образа объекта, который является источником звука. Отличительной чертой для естественных и искусственных звуковых сигналов в этом случае является совпадение (естественные звуки) и различие (искусственные) объекта и источника звука. Также отличием звукового восприятия является то, что оно может происходить в трёх плоскостях: горизонтальное, вертикальное, по глубине (ближе-дальше). Также для незнакомых звуков человек как правило ищет знакомые аналоги (опредмечивает их).

Осязание обычно изучается в качестве сложной формы чувствительности, основанной на множественной информации, источниками которой являются большое количество разнообразных анализаторов, где тактильные идут в первую очередь. Несмотря на то, что способности к осязанию у человека есть по всей коже, отдельные её части имеют гораздо более высокую чувствительность. Такими частями являются тыльная часть ладони, кончики пальцев, язык.

Осязательный образ, воспринимаемый человеком, формируется через кожный анализатор, состоящий из двигательного и тактильного. Специалистами выделяются разнообразные типы осязательного восприятия. Это пассивное, активное, бимануальное и мономануальное, непосредственное и инструментальное. Соединение и создание окончательного тактильного образа происходит за счёт разных движений руки человека, которая захватывает и ощупывает предмет.

Комбинированное восприятие

Следует понимать, что наиболее часто виды восприятия встречаются в комбинированном виде, за счёт чего достигается более сложное отражение действительности в человеческом сознании.

Другая классификация типов человеческого восприятия основана на различных формах существования материи. Таким образом выделяют восприятие и анализ времени, движение и пространство. Другим крайне важным типом восприятия является изучение социальной перцепции, или же восприятие одним индивидом другого.

Восприятие в психологии времени трактуется как отражение в сознании человека продолжительности и последовательности разных явлений или событий. Такое восприятие индивидуально для каждого человека и зависит от многих факторов. Под восприятием пространства понимают распознавание формы, величины и расположения объектов в трёхмерном пространстве. При этом задействованы зрительный, осязательный и кинестетический аппараты человеческого восприятия.

Видео: Восприятие

Источник http://fb.xuniverse.ru

bitnet.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *