Виды памяти — Закономерности памяти
Существуют различные типологии памяти:
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[6]
Критерий | Вид |
---|---|
Содержание |
|
Время |
|
Организация запоминания |
|
Сенсорная память
Сенсорная память сохраняет стимульную информацию, возникающую при воздействии стимулов на органы чувств. В сенсорной памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия стимула.
Иконическая память
Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая память — дискретный сенсорный регистратор зрительных стимулов. Особенностью иконической памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.
С исследованием иконической сенсорной памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга. В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку — процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируются ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.
Стирание информации, находящейся в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет зрительному ощущению быть более восприимчивым. Такое свойство иконической памяти — стирание — обеспечивает запоминание информации в иконической памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти — более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки. Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля — кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце.
Эхоическая память
Эхоическая память сохраняет стимульную информацию, поступающую через органы слуха.
Тактильная память
Тактильная память регистрирует стимульную информацию, поступающую через соматосенсорную систему.
Долговременная и кратковременная память
Нейробиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти: кратковременная и долговременная.Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).
Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).
В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ.
Кратковременная память
Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной памяти. Её емкость весьма ограничена.Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»). Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Также Герберт Саймон показал, что идеальный размер для чанков букв и цифр, неважно осмысленных или нет, составляет три единицы. Возможно, в некоторых странах это отражается в тенденции представлять телефонный номер как несколько групп по 3 цифры и конечной группы из 4-х цифр, разделенных на 2 группы по две.
Существуют гипотезы о том, что кратковременная память опирается преимущественно на акустический (вербальный) код для хранения информации и в меньшей степени на зрительный код. В своём исследовании (1964) Конрад показал, что испытуемым труднее вспоминать наборы слов, которые акустически подобны.
Современные исследования коммуникации муравьёв доказали, что муравьи способны запоминать и передавать информацию объёмом до 7 бит. Более того, продемонстрировано влияние возможной группировки объектов на длину сообщения и эффективность передачи. В этом смысле закон «Волшебное число 7±2» выполнен и для муравьёв.
Долговременная память
Хранение в сенсорной и кратковременной памяти обычно имеет жестко ограниченную емкость и длительность, то есть информация остается доступной некоторое время, но не неопределенно долго. Напротив, долговременная память может хранить гораздо большее количество информации потенциально бесконечное время (на протяжении всей жизни). Например, некоторый 7-значный телефонный номер может быть запомнен в кратковременной памяти и забыт через несколько секунд. С другой стороны, человек может помнить за счет повторения телефонный номер долгие годы. В долговременной памяти информация кодируется семантически: Бэддли (Baddeley, 1960) показал, что после 20-минутной паузы испытуемые имели значительные затруднения во вспоминании списка слов с похожим значением (например: большой, огромный, крупный, массивный).
Долговременная память поддерживается более стабильными и неизменными изменениями в нейронных связях, широко распределенных по всему мозгу. Гиппокамп важен при консолидации информации из кратковременной в долговременную память, хотя, по-видимому, собственно в нем информация не хранится. Скорее гиппокамп вовлечен в изменение нейронных связей в период после 3 месяцев от начального обучения.
Одной из первичных функций сна является консолидация информации. Возможно показать, что память зависит от достаточного периода сна между тренировкой и тестом. Причем гиппокамп воспроизводит активность текущего дня во время сна.
3 вида памяти. Как их задействовать? » Незнайка — ЕГЭ, ОГЭ, ВПР 2020 и Итоговое сочинение
Память — это психический процесс закрепления, усвоения и воспроизведения ранее воспринятых предметов, образов и другой информации.Различают 3 вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Теперь кратко пройдемся по каждому виду.
Сенсорная память самая быстрая и недолговечная, хранит информацию всего лишь несколько секунд. Учителя в таких случаях говорят: «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Как часто вы замечали, что сразу после знакомства с человеком, вы не помните его имени, хотя только что вам его произносили. Дело в том, что вы не послали своему мозгу необходимый сигнал: «бро, вот это имя надо запомнить, повтори его несколько раз, а затем придумай ассоциацию, желательно поищи, кто из твоих близких друзей будет тезкой». Но мы забываем напрячься и информация мгновенно исчезает. Главное понять — наша память до ужаса избирательна. Мы не можем запихнуть туда абсолютно всё, приходится чем-то жертвовать.
Кратковременная память чуть дольше работает, но в общем-то тоже мало. Каких-то 20-30 секунд. Мы можем запомнить номер телефона, при условии, что его длина соответствует числу 7±2. То есть в среднем человек способен хранить в памяти от 5 до 9 единиц информации.
Долговременная память — это все ваши хранилища, кладовки, амбары. Позвольте провести вам аналогию: сенсорная память — то, сколько мы способны унести в руках, кратковременная память — то, сколько мы можем унести на себе, а долговременная память — то, сколько хранилищ мы построили за время жизни и насколько хорошо мы там следим за порядком. В амбарах, как известно, еда с течением времени приходит в негодность, так и знания постоянно устаревают, на их место надо подвозить что-нибудь свеженькое. Как только жизнь в наших амбарах затихает, как тут же появляются жуки, жабы и тараканы, из-за которых всё приходит в упадок.
Информация здесь способна храниться десятилетия, еще надо помнить, что многое искажается, одно накладывается на другое, поэтому слепо верить своей памяти глупо. Помните — тупой карандаш лучше самой острой памяти.
Единственный способ поместить нечто важное в долговременное хранилище — заниматься повторением. Делать это можно разными способами: перечитывать, писать конспекты по памяти, слушать в аудиоформате, смотреть, пересказывать другим людям. Особого секрета тут нет! Увы!
3. Виды памяти
Существуют различные классификации памяти.
1. По критерию длительности сохранения материала память подразделяют на оперативную, кратковременную, долговременную, промежуточную.
Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1–2-кратного повторения.
Кратковременной называют память, которая характеризуется быстрым запоминанием материала, его воспроизведением и непродолжительным хранением. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок и т.п. Главное – добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален. По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле: ОКП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.
Долговременная память является наиболее важной и сложной системой памяти человека, она обеспечивает длительное сохранение информации, ее емкость практически неограничена. Все знания человека, его опыт хранятся в долговременной памяти.Долговременная память (ДП) бывает двух типов:
1. ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).
2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций.
Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью).
Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что тогда потери от забывания максимальны. Нужно помнить, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.
Оперативная памятьпроявляется в ходе выполнения и обслуживания определенной деятельности. Она обеспечивает запоминание и воспроизведение оперативной информации, благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения действий.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее 3 часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
2. По характеру приобретения информациипамять делят на генетическую и прижизненную. Вгенетической памятихранится видовая информация, а вприжизненной– индивидуальный опыт человека.
3. По характеру психической активностипамять подразделяют надвигательную, эмоциональную, словесно-логическую, образную
Под двигательной памятьюпонимают способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, играть на пианино, вязать и т.д.). Вэмоциональной памятизапечатлены пережитые нами чувства и эмоциональные состояния. Если вас испугало какое-нибудь событие, то неприятное чувство будет возникать при упоминании предметов или явлений, связанных с этим событий.Словесно-логический вид памяти(вербальная или семантическая память) является продуктом культуры, включает в себя формы мышления, способы познания и анализа, основные грамматические правила языка.Образная память
4. По критерию произвольности(по степени участии воли в процессе запоминания и воспроизведения) различаютнепроизвольнуюипроизвольнуюпамять.
Непроизвольная память (человек не ставит перед собой задачу что-либо запомнить, информация запоминается сама собой – без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (человек ставит перед собой задачу что-либо запомнить и прикладывает к этому определенные усилия, т.е. информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Эффективность произвольной памяти зависит от ряда условий; к ним относятся:
1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2. Приемы заучивания. Они бывают такими:
– Механическое дословное многократное повторение.
– Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая).
– Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память.
– Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания).
5. По способу запоминания память подразделяется на механическую и смысловую.
Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания.
Смысловым называют такой вид памяти, который опирается на установление и запоминание смысловых связей. Продуктивность смысловой памяти выше механической примерно в 25 раз. Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.
Память. Виды памяти
Память является важным психическим процессом, имеющим прямое отношение к проблеме эффективности рекламы.
В психологии память — психический процесс закрепления, сохранения и воспроизведения образов ранее воспринятых предметов, событий, фактов и другой непосредственной и опосредованной информации.
Иногда считают, что память связана только с прошлым человека. Однако советский психолог Б.Ф. Ломов и его ученики показали, что человек запоминает быстрее и прочнее та информация, в которой прослеживается внутренняя связь между потребностью человека и свойствами рекламируемого товара. Иными словами, то, с чем связана его дальнейшая деятельность — с будущим, со своими задачами, проблемами и т.д. — и что у конкретного индивида вызывает интерес [3, 77]. Поэтому чем больше обнаруживает человек в рекламном сообщении этих смысловых связей, тем легче запоминает он его содержание.
А ведь зачастую информация попадает в память через подсознание вопреки воли потребителя, и тогда безразличный, бессмысленный для индивида материал запоминается хуже. Поэтому наиболее эффективной оказывается реклама, которая учитывает интересы и планы людей и содержит полезную информацию. Таковой, например, была реклама соков «8 овощей», в которой рассказывалось о свойствах овощей, из которых он делался.
Различают три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную. Кроме того, принято различать формы памяти: двигательная, механическая, эмоциональная и логическая. Отдельным видами памяти являются «вытесненная», подсознательная память и оперативная память.
Любой вид и форма памяти характеризуется длительностью и емкостью. Так, сенсорная память хранит информацию доли секунды, если информация от рецепторов не доходит до высших нервных центров. Она характеризуется эффектом «отпечатывания» или «эхом» (для зрения и слуха соответственно).
Кратковременная память сохраняется на уровне сознания 20-30 секунд; ее емкость прямо зависит от «магического числа» 7±2. Человек в среднем может хранить в памяти единовременно от 5 до 9 независимых единиц информации, и этот факт учитывают не только в менеджменте, но и в рекламе.
Если сознание человека не «прокручивает» поступившую информацию, например, новый номер телефона или адрес, она может бесследно или фрагментарно выпасть из сферы сознания, и наоборот — если заставить его «проговорить» информацию про себя, то возрастет вероятность того, что он ее перенесет в долговременную память.
Повторение — наиболее эффективное средство воздействия рекламы, которое позволяет перенести сообщение из кратковременной памяти в долговременную. Именно поэтому на радио и в «магазинах на диване» повторяют номер телефона.
Долговременная память — это весь объем информации, удерживаемый сознанием человека неопределенно долго. Часть этой информации может достаточно точно сохраняться десятилетиями. Другая часть «исчезает» (вымещается в сферу подсознательного), а большая часть трансформируется (творчески искажается).
Психологами было показано [16], что долговременная память характеризуется тем, что запоминаемая информация запечатлевается в абстрактной, обобщенной форме. Человек часто запоминает не написанное слово, а то, что это слово обозначает, его смысл. То есть долговременная память чаще имеет характер смысла и обобщения какого-либо явления, процесса, объекта и т.д. У «среднего» человека долговременная память похожа на кучу информационного хлама, часть которого может быть структурирована (организована) в определенные знания, а часть представляет разрозненные, не связанные между собой фрагменты. Эти фрагменты памяти легко доступны, но они не являют собой целостной картины.
© Константин Крыловский, 2004-2008. Копирование запрещено.
Если вы хотите поделиться информацией, поставьте гиперссылку на эту страницу:
http://www.ideaura.com/psychology/memory. php
следующая страница: Память (часть 2)
предыдущая страница: Психологические эффекты (часть 2)
оглавление литература копирайт
ВИДЫ ПАМЯТИ | galau.com
В наше время, людям, желающим преуспеть в работе, учебе, повседневной жизни необходимо обладать одним из ценных и незаменимых качеств – памятью. Память обеспечивает нормальное существование и развитие личности, поэтому вопрос ее улучшения всегда актуален и продолжает интересовать многих людей.
Психология определяет память как психофизический процесс, позволяющий запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
В зависимости от длительности сохранения выделяются краткосрочная и долговременная память.
Долговременная память – обеспечивает продолжительное удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации.
Основным механизмом запоминания и фиксации информации в памяти принято считать повторение, происходящее на уровне памяти кратковременной. Но решающее значение имеет не механическое повторение, которое не приводит к устойчивому запоминанию, а осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и ранее известным. Допускается потеря внешней, поверхностной формы запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время.
Кратковременная память – подсистема памяти, в которой постоянно происходят процессы удержания, преобразования и сортировки информации. Зачастую, в психологии ее называют рабочей, т.к. она постоянно работает. Кратковременная память — это все то, что вы пытаетесь запомнить в данный момент времени, причем каждый последующий элемент стирает предыдущий. Именно ее, используют ученики и студенты в процессе обучения.
По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на память когнитивную, эмоциональную и личностную.
Когнитивная память – процесс сохранения знаний, полученных при обучении, которые постепенно превращаются в опыт и убеждения.
Эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств. Этот вид памяти участвует в работе всех видов, но особенно проявляется в человеческих отношениях. То, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более длительный срок. Память эмоциональная – основа мастерства в ряде профессий, в том числе и преподавателя.
Личностная память обеспечивает самосознание личности на всех этапах ее жизненного пути.
По характеру запоминаемого материала можно выделить память зрительную, слуховую
и осязательную.
Слуховая память — это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков.
Зрительная память отвечает за сохранение и воспроизведение зрительных образов. Как правило, визуальная информация легче запоминается и воспроизводится.
Основными процессами памяти являются:
• Запоминание – процесс, посредством которого происходит запечатление новой информации и ее дальнейшее сохранение. Выделяют преднамеренное и непреднамеренное запоминание.
• Хранение — процесс накопления информации в памяти, его переработка и усвоение.
• Воспроизведение — процесс опознания информации, благодаря прошлому опыту. Элементами подобного опыта могут быть ассоциации, мысли и чувства человека. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает в сознании без приложения каких-либо усилий со стороны человека.
Тип вашей личности, ваши способности, тренированность памяти и мотивация влияют на запоминание информации.
Например, различают три типа личности: визуал, аудиал и кинестетик. Поэтому, необходимо понимать, что визуалу легче запомнить информацию, используя фотографии, иллюстрации и другие всевозможные визуальные элементы; аудиал быстрее усвоит необходимый материал, прослушивая аудио и видеозаписи; кинестетик лучше воспринимает информацию в процессе выполнения каких-либо действий или посредством ощущений.
О существующих способах, способствующих развитию памяти, вы можете прочитать в следующей статье.
И помните, память – это не только дар природы, но и результат целенаправленного и длительного воспитания.
Используемая литература:
С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. — Мн.: Харвест, 1998. — 800 с.
Анна Карташова,
филолог, преподаватель иностранных языков
3. Виды памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
Читайте также
Виды памяти
Виды памяти В настоящее время различают несколько видов памяти с опорой на разные критерии. Самым распространенным является выделение таких видов памяти, как моторная (двигательная), эмоциональная, образная, логическая.Моторная память является эволюционно самым
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ
40. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПАМЯТИ Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей
Виды памяти
Виды памяти Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, чтозапоминается или воспроизводится.Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям
Основные виды памяти
Основные виды памяти Психология располагает несколькими основными видами памяти. Мы последовательно рассмотрим, их расположив в порядке возрастающей сложности.Однако ограничимся лишь анализом тех видов памяти, которые имеют значение для познавательных процессов,
Виды памяти
Виды памяти Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и врожденные формы видового поведения
13.1. Брак как способ закрепления любовных отношений
13.1. Брак как способ закрепления любовных отношений Для продолжения и укрепления любовных отношений люди вступают в брак. А. П. Чехов писал в связи с этим: «Жениться интересно только по любви; жениться же на девушке лишь потому, что она симпатична, это все равно что купить
2. Существуют ли разные виды памяти!
2. Существуют ли разные виды памяти! Этот вопрос относится только к психологическому аспекту человеческой памяти — памяти, в общих чертах описанной выше. Вопрос это непростой, но я попытаюсь ответить на него, не вдаваясь в незначительные подробности. Человеческую память
Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения
Использование обстановки для закрепления новых привычек поведения Важно помнить о конечной цели, и идеал в процессе осуществления рациональных перемен – создание привычки, которая позволит системе «вперед» совершать новые действия автоматически. Ключ к этой
1. Основные виды памяти.
1. Основные виды памяти. Разногласия между исследователями памяти можно, конечно, объяснить субъективными причинами. Теории различных исследователей с различной степенью совершенства, соответственно квалификации исследователей, отражают одно и то же явление — память.
2.
Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза).2. Основные виды памяти как генетически различные «уровни» памяти (предварительная гипотеза). Даже самый беглый обзор онтогенетического развития человека показывает, что вышеупомянутые четыре основных вида памяти появляются в онтогенезе далеко не одновременно.
Самая эффективная техника закрепления материала
Самая эффективная техника закрепления материала Прежде чем сделать перерыв или закончить учебный день, скажите: «Я попрошу вас разбиться на группы из трех человек и даю вам две минуты на обсуждение того, что вы сегодня узнали. Начали!»Через две минуты вы можете сказать:
Важный совет Практикуйтесь для закрепления
Важный совет Практикуйтесь для закрепления Играйте в эту игру как можно чаще. Замечайте, когда беседуете с людьми, пространство между собой и ними, пространство между собой и компьютером, когда работаете. Замечайте пространство, вмещающее любые объекты – людей, чашку с
9.1. Кризис продолжительности жизни
9.1. Кризис продолжительности жизни Негативные тенденции в динамике продолжительности жизни населения России – сложный и многослойный социальный феномен. Он обусловлен различными причинами, одни из которых лежат на поверхности, а другие скрыты в глубине социальной
Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»
© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., ЯСКО Т.М., 2013
ВИДЫ ПАМЯТИ И МЕТОДЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ УО «ВГМУ»
ГОРОДЕЦКАЯ И. В., ЯСКО Т.М.
УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»
Резюме. На основании тестирования 118 студентов лечебного факультета установлено, что преобладающим типом памяти у студентов всех курсов является логическая память. У студентов первого курса преобладает кратковременная и долговременная память. Память, направленная на запоминание (оперативная и механическая), наиболее развита у студентов третьего курса. Данные результаты необходимо учитывать для рациональной организации учебного процесса.
Ключевые слова: память, инновационная педагогика.
Abstract. On the basis of testing of 118 medical students it has been established that logical memory predominates in the students of all years of study. Short-term and long-term memory prevails in the first-year students. Memory directed at memorizing the information (quick and mechanical) is most developed in the third-year students. These results should be considered for the rational organization of educational process.
Key words: memory, innovative pedagogics.
Актуальность. «Подробное исследование деятельности нашего мозга — самая неуловимая цель, которую поставило перед собой человечество. Мы должны признать, что все наши знания о мозге, вероятно, составляют менее 1% от того, что еще нужно узнать» [1].
Атрибутом успешного человека является хорошая и точная память. Память — форма сохранения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [2]. Базисами памяти служат запоминание, хранение и воспроизведение информации. Запоминание осу-
Адрес для корреспонденции: 210023, г. Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», зам. декана лечебного факультета. Тел.: 8 (0212) 6013-94 — Городецкая Ирина Владимировна.
ществляется механически, логически или оперативно. Хранится материал в кратковременной или долговременной памяти. Под воспроизведением понимают процесс перехода запомнившегося материала из долговременной памяти в оперативную.
Оперативная память — это память, при которой процесс запоминания осуществляется автоматически, без каких-либо специальных усилий, во время совершения действия. Информация удерживается для решения задач или операций. Людей, пользующихся такой памятью, часто называют «счетчиками».
Ассоциативная память — это самостоятельное использование человеком различных способов запоминания (логических, механических, мнемотехниче-ских).
Логическая память — это один из видов ассоциативной памяти, при которой основным способом запоминания явля-
ется построение смысловых связей между новым материалом и уже известным ранее.
Механическая память — также один из видов ассоциативной памяти, в результате которого новая информация запоминается посредством неоднократного повторения. В студенческом обществе чаще называется «зубрежкой».
Кратковременная память — вид памяти, при котором объем полученной информации значительно ограничен и задерживается в памяти до 30 секунд.
Согласно D.A. Booth [3] на 9-12 секунде начинается переход кратковременной памяти в долговременную. Однако информация остается в кратковременной памяти, пока полностью не закодируется и не передастся в долговременную [4]. Консолидация памяти (переход кратковременной памяти в устойчивую долговременную) осуществляется в течение 15-30 минут [5].
Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся неограниченным объемом информации, которая может удерживаться в памяти от нескольких часов до нескольких лет, а иногда и всю жизнь.
Однако для выявления скрытых ресурсов памяти необходимо учитывать индивидуальные особенности памяти людей.
Цель настоящей работы — установить, какими видами памяти и методами запоминания пользуются студенты ВГМУ при изучении нового материала.
Методы
Нами были исследованы оперативная, ассоциативная (логическая и механическая), долговременная и кратковременная память. Для этого в работе использовали следующие методы изучения памяти. Первый метод — определение оперативной памяти. Студентам зачитывался ряд из 5 чисел. После этого испытуемые должны были в уме сложить 1-ое число со 2-м, 2-ое с 3-им, 3-е с 4-ым, 4-ое с 5-ым и записать полученные 4 числа. Этот тест повторяли 10 раз.
Второй метод — определение ассоциативной памяти. Зачитывалось 10 пар слов для запоминания. Затем читалось первое
слово из пары, второе испытуемые должны были записать по памяти.
Третья методика — определение кратковременной и долговременной памяти [3]. Испытуемым требовалось запомнить 40 слов. Из них по воспроизведению первых 25 слов оценивалась долговременная память, по воспроизведению оставшихся 15 — кратковременная.
Всего было протестировано 118 студентов шести курсов лечебного факультета. Из них 1 курс — 20 студентов; 2 курс — 22 студента; 3 курс — 19 студентов; 4 курс — 20 студентов; 5 курс — 19 студентов; 6 курс — 18 студентов.
Результаты и обсуждение
1. Оперативная память (рис. 1).
Были установлены следующие особенности её объема среди студентов лечебного факультета. Наиболее развитым этот вид памяти оказался у студентов 3 курса (91%). На втором месте — 1 курс (83%). Третье место занял 6 курс (74%). Далее распределились 4 курс (64%), 5 курс (63%) и 2 курс (53%).
2. Логическая память (рис. 2) — оказалась наиболее развита у студентов 1 курса (94%). На второй ступени оказался 6 курс (92%), на третьей — 3 курс (91%). Несколько хуже развит этот вид памяти у студентов 4 курса (88%) и 5 курса (84%). Последнее место занял 2 курс (82%).
3. Механическая память (рис. 3).
Чаще всего данный вид памяти используют студенты 1 и 3 курсов, у которых её объем составил по 76%. На втором месте по применению данного вида памяти оказался 4 курс (61%), на третьем — 6 курс (59%). У студентов 5 курса объем этой памяти составил 49%. У студентов же 2 курса он был наименьшим (44%).
4. Кратковременная память (рис. 4) -наиболее развита у студентов 6 курса (65%). Остальные курсы по использованию данного вида памяти распределились следующим образом: 1 курс (61%), 2 курс (58%), 3 курс (54%), 4 курс (49%) и 5 курс (48%).
5. Долговременная память (рис. 5).
Её показатель оказался наибольшим
у студентов 1 курса (72%). Далее следуют
Рис. 1
Рис.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
Показатели оперативной памяти у студентов лечебного факультета.
\ \ \ \ Ч \ \ \
ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ ч \ \ \ Ч \ \ \ \\\\
88%
\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ ч \ \ \ \ \
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
. Показатели логической памяти у студентов лечебного факультета.
76%
76%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
Рис. 3. Показатели механической памяти у студентов лечебного факультета.
65%
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс
Рис. 4. Показатели кратковременной памяти у студентов лечебного факультета.
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 6 курс Рис. 5. Показатели долговременной памяти у студентов лечебного факультета.
6 курс (68%), 3 курс (63%), 2 и 4 курсы (по 59%). Последнее место занял 5 курс с объемом долговременной памяти 57%.
Таким образом, в целом по лечебному факультету установлено, что у студентов первого курса преобладают логическая, механическая и долговременная память.
Второй, четвертый и пятый курсы в большей степени пользуются логической памятью. Третий курс пользуется памятью, направленной на запоминание — оперативной, логической и механической. У шестого курса преобладают логическая и кратковременная память.
Заключение
1. У студентов всех курсов лечебного факультета преобладает логическая память. Это свидетельствует о том, что у студентов-медиков запоминание новой информации осуществляется лучше путем создания смысловых связей между новым материалом и изученным ранее.
2. У студентов первого курса преобладает кратковременная и долговременная память, что указывает на то, что свойства их памяти направлены на хранение информации. Данная зависимость отражает, что студенты первого курса учат всю инфор-
мацию — без выделения из неё главного материала.
3. Память, направленная на запоминание (оперативная и механическая), наиболее развита у студентов третьего курса, что может быть связано со значительным возрастанием объема поступающей информации. Возможно, в результате увеличения количества изучаемых дисциплин по сравнению с первым и вторым курсами, мозг с целью охватить весь объем необходимого для изучения материала переключается с процессов хранения на процесс запоминания информации.
Данные результаты необходимо учитывать для рациональной организации учебного процесса.
Литература
1. Бьюзен, Т. Шевели головой / Т. Бьюзен. — Rawi, 1997. — С. 20.
2. Booth, D.A. Vertebrate brain ribonucleic acids and memory retention / D.A. Booth // Psychological Bulletin. — 1967. — Vol. 68, N 3. — P. 149.
3. Введение в психологию / Р.С. Аткинсон [и др.]. — М.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
4. Бань, Н.С. Память человека и возможности улучшения запоминания / Н. С. Бань. — Знание, 1977. — 20 с.
Поступила 28.05.2013 г. Принята в печать 07.06.2013 г.
Сведения об авторах:
Городецкая И.В. — д.м.н., профессор, заместитель декана лечебного факультета УО «ВГМУ», Яско Т.М. — студентка 3 курса лечебного факультета УО «ВГМУ».
Три типа памяти, важные для обучения: рабочая, кратковременная и долговременная память
- Память может затруднить обучение, но хорошая новость в том, что вы можете работать над улучшением своей памяти.
- Существует три основных типа памяти: рабочая память, кратковременная память и долговременная память.
- Рабочая память и кратковременная память позволяют хранить и использовать временную информацию, в то время как долговременные хранят воспоминания на всю жизнь.
- Вы можете улучшить свою память (и, следовательно, свои навыки обучения), произнося вслух, делая заметки и списки и сосредотачиваясь на настоящем моменте.
- Кроме того, вы должны уделять первоочередное внимание физическим и физическим упражнениям: играйте в интеллектуальные игры, ходите в тренажерный зал и хорошо питайтесь, чтобы улучшить свою память.
Вам когда-нибудь говорили, что у вас плохая память? Или, может быть, вам кажется, что вы все время что-то забываете: Куда я положил ключи? Какое домашнее задание было назначено на прошлой неделе? Я выключил конфорку сегодня утром? Список можно продолжать и продолжать.
Когда вам не хватает памяти, обучение может быть довольно трудным процессом. Но, как и в большинстве случаев, вы можете улучшить свою память — для этого потребуется время и практика.
Понимание различных функций памятиЕсть три типа памяти, которые важны для обучения: рабочая память, кратковременная память и долговременная память. Каждый тип памяти используется для хранения различных типов информации:
1.Рабочая память: рабочая память (хотя иногда используется как синоним кратковременной памяти) относится к структурам и процессам для временного хранения и использования информации. Кратковременная память — лишь одна из составляющих этого.
2. Кратковременная память: Кратковременная память позволяет запоминать и обрабатывать информацию одновременно. Это означает, что вы можете прочитать и понять это прямо сейчас!
3. Долговременная память: здесь хранятся все ваши воспоминания на всю жизнь.Подумайте: как вы ходите, как вы разговариваете, и о своем драгоценном воспоминании о нашем дне рождения в прошлом году.
Наука за памятьюЧарисса Андреотти, доктор философии исследует науку, лежащую в основе этих трех типов памяти, и обсуждает, как каждый из них влияет на способ обучения:
«Функции кратковременной и рабочей памяти лежат в нашей префронтальной коре и, как считается, ограничены емкостью примерно 7 элементов. Поскольку нам представляется новая информация, она изначально хранится в краткосрочном хранилище.Затем старая информация либо выталкивается, либо объединяется в долговременную память в гиппокампе посредством репетиций и связи с существующими воспоминаниями. Вот почему люди со слабой кратковременной и рабочей памятью часто испытывают трудности с изучением и применением новой информации.
Эти проблемы могут наблюдаться при СДВГ, нарушениях обучения и слабоумие. Например, кратковременная / рабочая память помогает нам запоминать и обобщать письменную информацию, когда мы читаем ее, чтобы изучать новые концепции из учебника, которые мы затем можем сохранить в долгосрочной перспективе и ответить на вопросы на экзамене.В увлекательном случае Х.М., человека, перенесшего операцию на гиппокампе для лечения тяжелой эпилепсии, он смог получить новые навыки и пройти тесты на рабочую память. Однако он не мог запоминать новую информацию надолго ».
Советы и рекомендации по улучшению памятиЕсли вы постоянно забываете о том, что вам нужно из продуктового магазина или о поездке на озеро с друзьями, примените некоторые из этих советов, чтобы улучшить свою память:
1. Говорите вслух: чем больше вы что-то слышите, тем легче это запомнить. Попробуйте повторить задание или напомнить себе о чем-то вслух.
2. Оставляйте себе записи и списки: запись чего-либо не только дает вашему мозгу дополнительное время, чтобы увидеть информацию, но и если это действительно ускользает от вас, по крайней мере, у вас есть это на бумаге!
3. Притормозите: в современном обществе каждый движется со скоростью 100 миль в минуту — сделайте шаг назад и сосредоточьтесь на информации, которую вы слышите или видите прямо сейчас.Если вы потратите на это немного больше времени, это улучшит вашу память.
4. Упражнения для ума: читайте, решайте головоломки, играйте в потрясающие игры. Тренируйте свой ум — это так же важно, как и ваше тело.
5. Следите за своим питанием. Исходя из предыдущей заметки, чем здоровее ваше тело, тем здоровее ваш ум. Следите за своим питанием и убедитесь, что вы подпитываете свое тело тем, что ему нужно, чтобы оставаться здоровым.
Чем больше времени вы потратите на улучшение своей памяти, тем лучше она станет.Помните, сколько раз вам приходилось падать с велосипеда и вставать, чтобы повторить попытку? Вашей памяти нужно время, чтобы развиться, как и другим жизненным навыкам. Не ищите простых путей — уделите своей памяти время, которого она заслуживает!
Какие бывают типы памяти?
Память — это способность мозга вспоминать прошлый опыт или информацию. Благодаря этой способности ума информация кодируется, хранится и извлекается. В самом широком смысле существует три типа памяти: сенсорная память, кратковременная память и долговременная память.
Обычно, когда мы думаем о слове «память», мы имеем в виду долгосрочную память, например, вспоминая защитника из New York Giants. Но наш разум также обладает сенсорной и кратковременной памятью. Не все воспоминания одинаковы; разные типы действуют по-разному.
Сенсорная память
Сенсорная память — это самая короткая форма памяти. Это очень мимолетно — не более чем вспышка. Сенсорная память действует как буфер для стимулов, полученных через пять органов чувств.Эти изображения точно сохраняются, но только на короткий момент времени, обычно менее полсекунды.
Вы когда-нибудь махали бенгальским огнем в воздухе и видели за ним след света? Это сенсорная память: образ, запах, звук. Как бы то ни было, сенсорная память работает с нашими чувствами, чтобы быстро вспомнить какую-то вспышку информации.
Существует три основных подкатегории сенсорной памяти. Давайте взглянем.
Iconic Memory
Это относится к непосредственным визуальным воспоминаниям.Иконические воспоминания также очень и очень мимолетны. Так мозг запоминает изображение, которое вы только что видели. Скажите, что на экране вашего компьютера промелькнуло что-то менее секунды. Ваш мозг очень быстро «запомнит» то, что он видел, даже после того, как изображение исчезнет. За пределами 0,5 секунды все, что вы «помните», сохраняется в кратковременной памяти.
Эхо-память
Эхо-память, которую иногда называют слуховой сенсорной памятью, относится к звуковой памяти. В целом, эхо-воспоминания хранятся немного дольше, чем культовые: около четырех секунд.Если вы слышите несколько нот мелодии, вы можете напевать ее сразу после того, как она закончится. Однако, если через несколько минут вас снова попросят мелодию, вы не сможете ее запомнить, если она не будет перенесена в кратковременную память.
Тактильная память
Это относится к воспоминаниям, связанным с осязанием. Как и в случае с иконической и эховой памятью, осязательная память одинаково мимолетна. Если вы проведете рукой по шероховатой поверхности, вы запомните точное ощущение, которое вы почувствовали на несколько секунд.После этого память необходимо закодировать в кратковременную память для последующего вызова.
Другие сенсорные воспоминания
А как насчет двух других чувств: обоняния (запах) и вкуса (вкус)? Несмотря на то, что мы часто слышим, что наше обоняние — наша самая сильная связь с прошлым, по иронии судьбы, вышеупомянутые три подкатегории более широко изучаются в контексте сенсорной памяти.
Имеете ли вы дело со зрением, запахом или вкусом, помните, что сенсорные воспоминания мимолетны.Это не что иное, как вспышка — вспышка бенгальского огня или изображение, мелькающее на экране.
Если вы ищете советы и рекомендации, которые помогут улучшить память, прочтите статью «Как улучшить память».
Кратковременная память
Кратковременные воспоминания немного менее мимолетны, чем сенсорные, но они все равно исчезают через несколько минут. Этикетка вполне удачная, учитывая их функцию. Кратковременная память — это часть нашего мозга, которая хранит информацию до тех пор, пока нам не понадобится ее вспомнить.Если мы составим мысленный список до того, как побежим к Target, то именно наша кратковременная память поможет нам вспомнить кондиционер для белья или складной стул.
Кратковременная память, часто заменяемая термином «рабочая память», является очень временной. У него небольшая емкость, так как обрабатываемая информация будет либо быстро удалена, либо занесена в наш банк долговременной памяти. Это своего рода предшественник долговременной памяти, которая имеет множество различных аспектов с различной функциональностью.
Это причина, по которой вы можете постоянно повторять телефонный номер, подходя к телефону; вы храните это число в своей кратковременной памяти.
Пример кратковременной памяти
Лилли припарковалась в гараже на Мейн-стрит. Чтобы заплатить за парковку, ей нужно было запомнить номер своего парковочного места, когда она подошла, чтобы положить деньги в счетчик. Получив билет, она повесила его на лобовое стекло и перешла улицу, чтобы встретиться с друзьями за ужином.
Если бы вы спросили ее, какой у нее номер парковочного места на полпути к десерту, она бы не смогла вам сказать.
Долговременная память
Долговременная память — это система мозга для хранения, управления и вызова информации.Он очень сложный с разным функционалом. Поскольку сенсорные воспоминания мерцают менее секунды, а краткосрочные — всего минуту или две, долгосрочные воспоминания включают в себя все, что угодно, от события, произошедшего пять минут назад, до события, произошедшего 20 лет назад.
Есть много разных форм долговременной памяти. Иногда они сознательны, требуя от нас активного мышления, чтобы вспомнить часть информации. В других случаях они без сознания, просто появляются без активной попытки вспомнить, например, вспоминая дорогу от дома до работы, не задумываясь об этом.
Давайте взглянем на некоторые из наиболее распространенных форм долговременной памяти.
Явная память
Иногда называемая сознательной памятью, это преднамеренное вспоминание информации.
Например: каждый раз, когда Кэти заполняет заявление в колледж, она должна сознательно вспомнить свой полный адрес, номер телефона и номер социального страхования.
Декларативная память
Вариант явной памяти, который включает в себя сохранение и напоминание важных фактов, таких как даты, события и информация.
Например: Когда наступает Август, Кэти знает, что пора купить поздравительную открытку для ее лучшей подруги Сары. 30 августа — день рождения Сары.
Эпизодическая память
Форма декларативной памяти, которая включает в себя способность вспоминать из первых рук события из вашей жизни.
Например: мама Кэти звонит, чтобы спросить, чем она занималась на выходных. Кэти должна вспомнить и вспомнить субботний турнир по фрисби, а также церковное собрание, которое она посетила в воскресенье, чтобы рассказать о них своей матери.
Семантическая память
Также форма декларативной памяти, семантическая память относится к хранилищу словаря, ключевых фактов, имен и общих знаний.
Например: мама Кэти любит «Нью-Йорк Джайентс», но никогда не может вспомнить имя квотербека. Джули постоянно приходится напоминать ей, что его зовут Эли Мэннинг.
Неявная память
Неявная память, которую иногда называют «бессознательной памятью», включает в себя сохранение информации из момента времени, которую нельзя специально вызвать.Вы знаете, как некоторые вещи просто «звонят в колокольчик»?
Например: Родители Саши взяли ее на семейный отдых на берег Джерси, когда ей было восемь лет. Много позже, во время весенних каникул в колледже, Саша вернулась на берег Джерси со своими сестрами из женского общества и точно вспомнила, как добраться до променада.
Процедурная память
Форма неявной памяти, процедурная память — это способность вспоминать, как что-то делать, от езды на велосипеде до вождения автомобиля.
Например: Саша обычно садилась в машину и проходила серию проверок безопасности перед вождением.Правильно ли расположены ее зеркала? Ее ремень безопасности пристегнут? Теперь она просто входит и автоматически выполняет рутинные проверки, даже не задумываясь о них.
Слуховая память
Слуховая память помогает нам сохранять информацию на основе звуков, которые мы слышим. Когда ребенок узнает о звуках, которые издают буквы, именно его слуховая память позволяет им помнить, что буква «B» издает звук, который мы слышим в слове «мяч».
Итак, когда ребенок заучивает свои буквы, в книге может быть одна страница, на которой изображена буква B.Родитель или учитель моделируют звук, издаваемый буквой. Затем на следующей странице они могут найти слово «мяч». Чтобы ребенок добился успеха, ему необходимо запомнить звук «Б» с предыдущей страницы.
Зрительно-пространственная память
Между тем визуально-пространственная память — это то, что помогает ребенку ассоциировать изображение баскетбольного мяча со словом «мяч». Способность ребенка обозначить этот круглый оранжевый объект как баскетбольный мяч будет зависеть от полученных им визуальных сигналов.
Это все в голове
Разве разум — это не сказочное исследование? Он выполняет множество функций. Он работает секретарем в форме сенсорной памяти, допускающей вспышки в уме. Он действует как судья и присяжные, решая, какие факты быстро входят и выходят из банка краткосрочной памяти или переходят в долговременную память.
Разум хранит информацию, которую мы можем найти и схватить, намеренно ли мы помещаем ее туда или даже не осознаем, что она там находится. В следующий раз, когда что-то «зазвонит» для вас, похлопайте свой разум по спине.Чтобы лучше понять, как работает наша память, попробуйте эти шесть способов пополнить свой словарный запас. Сильная память имеет первостепенное значение для крепкого словарного запаса.
Узнайте больше о различных типах памяти здесь
Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многого не знают о человеческой памяти и о том, как она работает.
В этой статье исследуются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.
Существует множество теорий о типах памяти в человеческом мозге.Большинство ученых считают, что существует как минимум четыре основных типа памяти:
- рабочая память
- сенсорная память
- краткосрочная память
- долговременная память
Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее этапы памяти.
С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти к долговременной памяти.
Воспоминание, которое человек использует только на короткое время, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и может никогда не переместиться в другую часть памяти.
Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.
Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких периодов времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.
Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, информация может перейти в краткосрочную, а затем в долговременную память.
Некоторые примеры сенсорной памяти включают:
- регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается на прогулке
- краткое подтверждение чего-то в поле зрения человека
Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образы, звуки и другие сенсорные ощущения.
Когда конкретное сенсорное переживание становится актуальным, например запах чего-то на кухне, оно может перейти в другие типы памяти.
В остальном сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек их быстро забывает.
Например, человек не сможет вспомнить все звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если нет причин для их запоминания.
Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченный набор информации на короткий период.
Эти воспоминания быстро исчезают, примерно через 30 секунд.
Кратковременная память — это не просто память, которая хранится недолго. Напротив, это тип кратковременного хранилища, в котором может храниться лишь несколько фрагментов информации.
Вот некоторые примеры кратковременной памяти:
- запоминание строки из 5–7 слов и повторение ее назад
- запоминание телефонного номера, когда ручка набирает его
Рабочая память похожа на короткую. термическая память.Однако, в отличие от последнего, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.
Это помогает им запомнить детали своей текущей задачи. Некоторые варианты поведения, использующие рабочую память, включают:
- решение сложной математической задачи, в которой человек должен запомнить несколько чисел
- выпечка чего-то, что требует от человека вспомнить ингредиенты, которые они уже добавили
- , участвуя в дебатах, во время которых человек должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона
Хотя исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.
Долговременная память хранит широкий спектр воспоминаний и впечатлений.
Большинство воспоминаний, которые вспоминают люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.
Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.
Явная долговременная память
Явные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.
Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.
Эпизодическая память
Это воспоминания о событиях или автобиографические факты. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например, о том, что кто-то женат.
Семантическая память
Семантическая память — это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которого он не испытал, потому что он узнал или изучил его.
Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти.Однако это было бы эпизодическим воспоминанием, если бы человек мог вспомнить, как в школе препарировал сердце свиньи.
Неявная долговременная память
Неявные воспоминания — это воспоминания, которые влияют на поведение человека. Однако люди не думают о них сознательно.
К некоторым типам этой памяти относятся следующие.
Процедурная память
Процедурная память помогает человеку выполнять знакомые задачи, такие как ходьба или вождение.
Сначала им, возможно, придется научиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.
Грунтовка
Грунтовка происходит, когда переживания влияют на поведение человека.
Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.
Классическая и оперантная обусловленность как людей, так и животных заставляет их выполнять определенные действия в ответ на определенные переживания.
Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньшие возможности. Это потому, что такие воспоминания длятся недолго.
В случае кратковременной памяти обычно существует определенный предел количества информации, которую человек может сохранить — обычно около семи элементов.
Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с помощью практики.
Мозг — это не компьютер, и воспоминания не занимают физического места. Теоретически не существует конкретных ограничений на объем долговременной памяти.
Однако качество воспоминаний и их детали могут изменяться и меняться со временем.
Воспоминания могут быть ненадежными
Мозг не может идеально записывать воспоминания, поэтому со временем воспоминания могут измениться или исчезнуть.
Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек что-то очень четко помнит.
В одном исследовании 2015 года исследователи смогли всего за несколько часов убедить невиновных людей в том, что они совершили серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.
Может у кого-нибудь есть фотографическая память?
У некоторых людей необычайно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.
Другие могут практиковать навыки памяти, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать последовательности слов или чисел.
Нет научных доказательств того, что у кого-то есть так называемая фотографическая память. Мозг — это не камера, и он не может точно записывать информацию.
Некоторые стратегии для улучшения памяти включают:
- Разработка мнемонических устройств для запоминания новой информации. Например, запоминание всех имен в комнате может включать создание рифмы или ассоциации для каждого имени.
- Решаем головоломки и сложные головоломки.
- Развитие сильных ассоциаций памяти, чтобы помочь запомнить вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
- Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для улучшения здоровья мозга.
Память — это сложная система, а не отдельный орган или процесс.
Человек может улучшить свою память, ведя здоровый образ жизни и практикуя стратегии, специально разработанные для улучшения воспоминаний.
Людям, которые беспокоятся о своей памяти, следует обратиться к врачу, поскольку любые необъяснимые изменения могут указывать на целый ряд заболеваний.
Определение памяти и типы памяти
Чтобы мы могли вспомнить события, факты или процессы, мы должны зафиксировать их в памяти. Процесс формирования памяти включает в себя кодирование, хранение, сохранение и последующее воспроизведение информации и прошлого опыта.
Когнитивный психолог Маргарет В. Мэтлин описала память как «процесс сохранения информации во времени.Другие определили это как способность использовать наш прошлый опыт для определения нашего будущего пути.
Когда их просят определить память, большинство людей думают о том, чтобы подготовиться к тесту или вспомнить, куда мы кладем ключи от машины. Однако память важна в нашей повседневной жизни. Мы не смогли бы функционировать в настоящем или двигаться вперед, не полагаясь на нашу память.
Как мы формируем воспоминания
Процесс кодирования памяти начинается, когда мы рождаемся, и происходит непрерывно.Чтобы что-то стало воспоминанием, оно должно быть уловлено одним или несколькими нашими чувствами. Память начинается с краткосрочного хранения. Например, мы учимся завязывать шнурки. Как только мы завершаем процесс, он переходит в нашу долговременную память, и мы можем делать это, не задумываясь о соответствующих этапах.
Важные воспоминания обычно перемещаются из кратковременной памяти в долговременную. Перенос информации в долговременную память для более постоянного хранения может происходить в несколько этапов.Информация может быть передана в долговременную память посредством повторения — например, подготовка к тесту или многократное выполнение шагов, пока ходьба не станет возможной, не задумываясь — или связав ее с другими ранее приобретенными знаниями, например, вспоминая новую знакомую миссис Эмералд, связывая ее имя с изображением зеленого драгоценного камня.
Мотивация также важна, поскольку информация, относящаяся к тому, что вас интересует, с большей вероятностью будет храниться в вашей долговременной памяти.Вот почему кто-то может вспомнить статистику любимого бейсболиста спустя годы после того, как он ушел на пенсию или где была куплена пара любимой обуви.
Обычно мы не знаем, что находится в нашей памяти, пока нам не понадобится использовать этот бит информации. Затем мы используем процесс извлечения, чтобы вывести его на первый план, когда нам нужно его использовать. Опять же, большая часть этого воспоминания происходит без концентрации на нем — особенно с обычными задачами, такими как завязывание обуви, — но есть другие типы воспоминаний, которые требуют больше усилий, чтобы вывести их на первый план.
Потеря памяти часто связана со старением, но есть ряд факторов, которые могут вызвать кратковременную и долговременную потерю памяти, включая травмы, лекарства и наблюдение за травмирующим событием.
Типы памяти
Хотя у экспертов есть разные определения кратковременной памяти, обычно ее описывают как воспоминание о вещах, которые произошли немедленно, вплоть до нескольких дней. Обычно считается, что от пяти до девяти элементов можно сохранить в активной краткосрочной памяти и легко вызвать из памяти.Пациенты, страдающие кратковременной потерей памяти, не могут вспомнить, кто заходил в комнату пять минут назад, но могут вспомнить своего друга детства 50 лет назад.
Неявная память иногда называют бессознательной памятью или автоматической памятью. Имплицитная память использует прошлый опыт, чтобы помнить вещи, не думая о них. Говорят, что музыканты и профессиональные спортсмены обладают превосходной способностью формировать процедурные воспоминания.
Процедурная память, которая является подмножеством неявной памяти, является частью долговременной памяти, отвечающей за умение делать вещи, также известной как двигательные навыки.Вам не нужно копаться в памяти, чтобы вспоминать, как ходить, каждый раз, когда вы делаете шаг.
Некоторые примеры процедурной памяти:
- Игра на пианино
- Катание на коньках
- Игра в теннис
- Плавание
- Подъем по лестнице
В то время как имплицитная память практически не требует усилий для вызова, явная память — иногда называемая декларативной память — требует более согласованных усилий, чтобы вывести на поверхность. Декларативная память включает в себя как семантическую, так и эпизодическую память.
Хотя большинство людей могут отсчитывать дни недели от времени, когда они учатся в начальной школе — что является неявной памятью, — требуется явная память, чтобы помнить, что день рождения вашей матери — следующая среда.
Семантическая память не связана с личным опытом. Семантическая память включает в себя общеизвестные вещи, такие как названия государств, звуки букв, столицы стран и другие основные факты, которые не подвергаются сомнению. Вот некоторые примеры семантической памяти:
- Знание, что небо голубое
- Знание, как пользоваться ножом и вилкой
- Запоминание, что такое собака
- Вспоминая, что президент Кеннеди был убит ноябрем.22, 1963
Эпизодическая память — это уникальные воспоминания человека об определенном событии или эпизоде. Люди обычно способны связывать определенные детали с эпизодическими воспоминаниями, например, как они себя чувствовали, время и место и другие подробности. Непонятно, почему одни воспоминания о событиях нашей жизни запоминаются, а другие не записываются, но исследователи считают, что эмоции играют решающую роль в том, что мы помним.
Некоторые примеры эпизодической памяти:
- Где вы были и с кем были, когда узнали о катастрофе шаттла Challenger
- Ваш пляжный отдых прошлым летом
- Вы впервые полетели на самолете
- Впервые день на новой работе
- Ресторан, в который вы пошли на первое свидание с супругой
Родственное :
|
Память: типы, факты и мифы
Все, что вам нужно знать о двух типах памяти
Наша система памяти, согласно когнитивной психологии , делится на следующие 2 типа :
- Кратковременная память , которая хранит звуки, изображения и слова, позволяет выполнять короткие вычисления и фильтрует информацию, которая либо попадает в долговременную память, либо отбрасывается.
- Долговременная память , которая позволяет нам хранить информацию на основе значения и важности в течение длительных периодов времени, влияет на наше восприятие и составляет основу, в которую добавляется новая информация.
Кратковременная память имеет 3 основных характеристики :
- Краткая продолжительность , которая может длиться не более 20 секунд.
- Емкость ограничена 7 ± 2 блоками независимой информации (закон Миллера) и уязвима для помех и прерываний.
- Его Ослабление (по многим причинам, таким как лекарства, недосыпание, инсульт или травма головы, например) является первым шагом к потере памяти.
Кратковременная память отвечает за 3 операции :
- Iconic , то есть возможность хранить изображения.
- Acoustic , то есть способность сохранять звуки.
- Рабочая память , то есть способность хранить информацию, пока она не будет использована.Для некоторых ученых рабочая память является синонимом краткосрочной памяти, но правда в том, что рабочая память используется не только для хранения информации, но и для манипулирования информацией. Важно то, что он гибкий, динамичный и имеет решающее значение для успешного обучения.
Информация в долговременной памяти хранится как сеть схем, которая затем преобразуется в структуры знаний.Именно поэтому мы вспоминаем соответствующие знания, когда натыкаемся на подобную информацию. Задача разработчика учебных материалов состоит в том, чтобы активировать существующие структуры перед представлением новой информации, и это может быть достигнуто различными способами, например с помощью графики, фильмов, вопросов, вызывающих любопытство, и т. Д.
2 типа долговременной памяти
- Явные : Сознательные воспоминания, которые включают наше восприятие мира, а также наш собственный личный опыт.
- Неявные : бессознательные воспоминания, которые мы используем, не осознавая этого.
Долговременная память отвечает за 3 операции
- Кодировка , которая представляет собой способность преобразовывать информацию в структуру знаний.
- Хранилище , то есть способность накапливать фрагменты информации.
- Извлечение , то есть способность вспоминать то, что мы уже знаем.
Улучшите долговременную память учащихся с помощью лучшего инструмента для разработки!
Откройте для себя, выберите и сравните лучших поставщиков инструментов для электронного обучения!
- Нет вечных воспоминаний .У каждой долговременной памяти есть определенная продолжительность жизни.
- Память не бесконечна . Согласно последним исследованиям, большинство людей не могут хранить более 300 000 фактов за свою жизнь.
- Кодирование не усиливает нашу память . Согласно недавнему исследованию, если мы будем хранить информацию в том виде, в котором мы ее изначально получили, она будет храниться дольше.
- Не занимайтесь перед сном . Это правда, что сон полезен для обучения, однако нейрогормональное состояние мозга лучше всего ранним утром, и это относится ко всем людям.
- Память ухудшается с возрастом . Хорошо натренированная память может быть устойчивой вне зависимости от возраста просто потому, что тренировка увеличивает объем знаний.
- Люди, которые учатся быстрее, почти не забывают . Все зависит от того, как мы манипулируем информацией и как связываем ее с изображениями, и это зависит от того, насколько мы умны.
- Нет простого способа запомнить . Запоминание — это навык, требующий довольно много умственных усилий.Есть техники, но они не без усилий.
И последнее, но не менее важное: понимание основ теории когнитивной нагрузки и их применение в учебном дизайне является абсолютной необходимостью, особенно если вы хотите, чтобы ваши учащиеся извлекли максимальную пользу из курса электронного обучения, который вы создаете. Я настоятельно рекомендую вам прочитать статью Теория когнитивной нагрузки и учебный дизайн .
Список литературы
Домашняя база
Облегчите работу.Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами отслеживать время и управлять своей командой.
Различные типы памяти и принцип работы памяти в мозге
Несмотря на то, что мы часто используем одно слово для обозначения «памяти» в целом, на самом деле существует несколько различных конкретных типов памяти, которые отвечают за множество различных психических процессов. и поведение. Есть также ключевые различия в различных областях мозга, участвующих в хранении и повторной активации различных типов воспоминаний.Читайте дальше, чтобы узнать больше об этих различиях и ответственных за них областях мозга!
Кратковременная памятьКратковременная память — это хранение объемов информации в активном, легкодоступном состоянии в течение короткого периода времени.
Например, когда вы читаете предложение, чтобы понять предложение, вам нужно помнить первую часть предложения, продолжая его до конца. Это может быть один из особенно «коротких» примеров «кратковременной» памяти, поскольку она раскрывается в течение всего нескольких секунд.
Другой пример — попытка сохранить в памяти телефонный номер человека, пока вы идете его записывать. Для многих это может включать в себя повторение чисел в голове («репетицию» информации) — и если вы отвлеклись на что-то другое, информация может полностью исчезнуть из вашей головы, поскольку информация не сохраняется в ваших долгосрочных данных. память, и ее необходимо активно поддерживать.
На самом деле, телефонные номера являются отличным примером кратковременной памяти, так как многие психологи считают, что количество дискретных «битов» информации, которые средний человек может сохранить в своей активной кратковременной памяти, равно 7 — точно так же, как количество дискретных «битов» информации. цифры в телефонном номере [1].
Рабочая памятьТермин «рабочая память» часто используется взаимозаменяемо с «кратковременной памятью». Однако технически это относится к несколько иному набору процессов, которые обычно включают в себя некую «манипуляцию» (то есть «работу с») информацией, которая хранится в краткосрочной памяти.
Одним из примеров этого может быть попытка прослушивания телефонного номера с последующим вычитанием «1» из каждой цифры, а затем повторением всей новой 7-значной последовательности обратно кому-то.
В этом случае «рабочая память» будет включать в себя кратковременную память , но также будет включать множество других когнитивных систем, которые ваш мозг использует для манипулирования и обновления этой информации. Другими словами, вам все равно нужно запоминать сами числа, но вам также нужно использовать другие когнитивные процессы, чтобы использовать эту информацию для получения желаемого ответа.
Однако часто это тонкое различие, и существует множество других контекстов, в которых люди используют эти два термина для обозначения примерно одного и того же.Например, об этом различии важно помнить, если вы читаете научно-техническую статью о психологии или нейробиологии, но в большинстве повседневных, нетехнических контекстов эти два термина обычно означают примерно одно и то же, и в основном относятся к сохранению некоторой информации в активной краткосрочной памяти (например, в примере с номером телефона).
Долговременная памятьЕсли информация из краткосрочной памяти достаточно важна для хранения, практика или «репетиция» памяти заставит мозг передать ее из кратковременной памяти в долговременную память, поэтому что его можно будет вспомнить и использовать позже.
Однако «долговременная» память не является чем-то одним: на самом деле она состоит из нескольких различных конкретных типов стабильной долговременной памяти.
1) Явная памятьЯвная память — это когда вы сознательно запоминаете что-то, например, ваш новый домашний адрес и почтовый индекс или ваш личный номер социального страхования.
Декларативная память — это тип явной памяти. Технически это относится к воспоминаниям, которые можно сознательно вербализовать («декларировать»).Примерами этого могут быть дата определенного исторического события, определение слова или правила игры.
Существует три основных «подтипа» декларативной памяти:
- Семантическая память: воспроизведение общих фактов, часть декларативной памяти.
- Эпизодическая память : вспоминание личных фактов, часть декларативной памяти.
- Автобиографическая память : относится к знаниям о событиях и личном опыте из собственной жизни.Автобиографическая память, подобная эпизодической памяти, относится только к отдельным событиям.
Неявная память — это бессознательная форма памяти, которая может влиять на мысли и поведение, даже если конкретные детали этой памяти не запоминаются сознательно («явно»).
Например, возможно, вы побывали в маленьком городке в детстве, а затем вернулись намного позже, став взрослым. Хотя вы, возможно, никогда не смогли бы сказать кому-нибудь, где находится почтовое отделение в этом городе, как только вы физически вернетесь в эту среду, вы можете обнаружить, что внезапно можете вспомнить, на каком углу оно находится и как туда ходить.
Другими словами, вы выучили план города «неявно», хотя обычно вы не могли бы устно (или «явно») объяснить кому-либо, где находится почта, не будучи на самом деле там сами.
Неявная память включает:
- Процедурную память: , которая помогает вам помнить, как выполнять действия или навыки. Примером этого может быть воспоминание о том, как водить машину или завязать шнурки, даже если вы не делаете этого долгое время.
- Эмоциональная память : воспоминания, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, могут иметь как декларативные, так и процедурные аспекты.
- Лобная доля: Лобная доля является очень важным координатором информации и, следовательно, важной для рабочей памяти. Лобная доля также важна для запоминания того, что нам нужно делать в будущем, выбора релевантных воспоминаний для данного случая и согласования различных типов информации в записи воспоминаний.
- Височная доля: Височная доля больше всего связана с памятью. Височная доля, где находится гиппокамп, связана с большинством форм памяти, включая автобиографическую память и память распознавания.
- Теменная доля : Теменная доля помогает нам направить наше внимание на текущую задачу и, как полагают, помогает с вербальной кратковременной памятью.
- Гиппокамп (пространственная память и память распознавания) : Гиппокамп обычно является первой частью мозга, которая страдает от повреждений в ходе болезни Альцгеймера [2].Гиппокамп также играет большую роль в передаче краткосрочной памяти в долговременную [3].
- Миндалевидное тело (эмоциональная память) : Участвует в переносе воспоминаний в долговременные воспоминания об эмоционально возбуждающих событиях.
- Мозжечок (процедурная память) : Мозжечок играет роль в памяти, включая координацию движений и то, как выполнять повторяющиеся повседневные задачи.
- Префронтальная кора (обработка и сохранение информации)
- Стриатум или неостриатум (процедурная память): важен для восстановления процедурной памяти.
В то время как различные части мозга связаны с памятью, обучение и память включают долгосрочную потенциацию (постоянное усиление синапсов) и долгосрочную депрессию (длительное снижение синаптической силы).