Альтруизм — это… Что такое Альтруизм?
Альтруи́зм (лат. Alter —другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.
Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами»[1].
Содержание понятия
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 сентября 2011. |
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт
Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт,[4] Дэвид Миллер[5] и Дэвид Келли[6], которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.
Согласно Джонатону Сеглоу,[7] альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистичеcкой природы.
Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою
Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».[источник не указан 258 дней]
Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам.
Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты.
Испытывая эмпатию, мы обращаем своё внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии — безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде учёных, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие… Результаты экспериментов
«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»
— Адам Смит, Теория моральных чувств, 1759
Альтруизм в социуме также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации.[9] Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».
Основные виды, формы и практики альтруизма
Моральный и нормативный альтруизм
Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.
Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.
Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:
- Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).[10]
- Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы не точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
- Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
- Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).[11]
- Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит ни кому ни какого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
- Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.
Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение
С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.[12]
Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.[13]
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Ричарда Нисбетта (англ.)русск.[14]: «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»[15]
Другие разновидности
В общем понятии альтруизма выделяют отдельные под-понятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:
Примечания
- ↑ Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
- ↑ Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3
- ↑ Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
- ↑ Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis. University of Kent, Canterbury 2006.
- ↑ David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
- ↑ David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
- ↑ Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
- ↑ Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
- ↑ Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7
- ↑ Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
- ↑ Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
- ↑ Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
- ↑ Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
- ↑ Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4
- ↑ Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
это человек который действует бескорыстно
Здравствуйте, дорогие друзья и гости моего блога! Сегодня я затрону тему — альтруизма, расскажу о значении этого слова и приведу примеры. Альтруист — это человек который действует бескорыстно, не ожидая ничего в замен. Мне кажется, что сейчас это очень актуально, и нашему обществу необходимо разбудить в себе эти прекрасные качества. Надеюсь моя статья поможет вам в этом.
Содержание статьи
Значение слова альтруист
Слово альтруист по значению полностью противоположно слову эгоист. То есть это человек, который заботится о других, совершает дела и поступки, приносящие пользу обществу, даже в ущерб самому себе. Это понятие ввел французский социолог Огюст Конт. По его мнению главный принцип альтруизма — жить для других. Конечно слово ущерб мне не очень нравится, так как бескорыстие, это все же действовать не из ущербности, а из изобилия скорей всего. Не обязательно это изобилие проявляется в каких то материальных достояниях человека, скорее это изобилие души и сердца. В статье о сострадании я уже затрагивал немного эту тему.
Существует схожее понятие филонтропия (от греч. человеколюбие). Филонтропы — это люди, которые занимаются благотворительностью. Самая простая форма филонтропии — подать милостыню нуждающимся.
Характерные качества альтруистической личности — доброта, отзывчивость, эмпатия, активность, сострадание. У людей, склонных к альтруизму хорошо работает сердечная чакра. Внешне их можно узнать по глазам, которые излучают теплую лучистость. Как правило, альтруистические личности — оптимисты. Вместо того чтобы тратить время на депрессии и жалобы на этот мир, они просто делают его лучше.
Примеры альтруистической деятельности
Свойства альтруистических поступков у разных полов могут отличаться. Как правило, у женщин они имеют более продолжительный характер. Например, они часто ставят крест на карьере во благо своей семьи. А мужчинам, наоборот, свойственны сиюминутные героические порывы: вытащить человека из пожара, броситься грудью на амбразуру. Как во время Великой Отечественной войны это сделал Александр Матросов и многие другие неизвестные герои.
Желание помогать другим по природе своей заложено во всех живых существах. Это свойственно даже животным. Например, дельфины помогают раненым собратьям держаться на плаву, они могут плавать долгими часами под больным, подталкивая того к поверхности, чтобы он мог дышать. Кошки, собаки, лисы, моржи выхаживают осиротевших детенышей как своих собственных.
Также к альтруизму можно отнести волонтерскую деятельность, донорство, наставничество (только при условии, что учитель не берет за это фиксированную плату).
Известные люди альтруисты
Некоторые альтруистические поступки настолько сильны по своей глубине, что надолго входят в историю. Так, во время Второй мировой войны немецкий промышленник Оскар Шиндлер прославился на весь мир тем, что спас от смерти около 1000 евреев, работавших на его заводе. Шиндлер не был праведным человеком, но спасая своих рабочих, он шел на многие жертвы: тратил уймы денег на откуп чиновникам, рисковал попасть в тюрьму. В честь него написали книгу и сняли фильм «Список Шиндрера». Конечно он не мог знать, что это прославит его, поэтому этот поступок можно считать действительно альтруистическим.
К настоящим альтруистам можно отнести русского врача Федора Петровича Гааза. Он посвятил свою жизнь служению человечеству, за что его стали называть «святой доктор». Федор Петрович помогал бедным людям лекарствами, смягчал участь узникам и ссыльным. Его любимые слова, которые можно сделать девизом для альтруистов, звучат так: «Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло добром. Старайтесь поднять упавшего, смягчить озлобленного, исправить нравственно-разрушенное».
К известным альтруистам можно отнести любых духовных учителей и наставников (Христос, Будда, Прабхупада и т.д.), которые помогают людям стать лучше. Они отдают свое время, силы, а порой и жизнь, не требуя ничего взамен.
Лучшей наградой для них может стать то, что ученики приняли знания и стали на путь духовного развития.
Скрытые мотивы
Как я уже говорил, в наших душах природой заложено стремление заботиться об окружающем мире и о людях, ведь все мы взаимосвязаны. Но порой разум берет верх над сердечными порывами. В таких случаях в человеке просыпается эгоизм и забота только о собственном благе.
Приведу пример. Молодая девушка ухаживает за больным престарелым человеком, только лишь потому, что после этого он отпишет на нее свой дом. Можно ли это назвать альтруистическим поступком? Конечно нет, потому что изначальная цель, которую преследует эта девушка, не помощь человеку, а непосредственная выгода после этого.
Но иногда на добрые дела людей толкают такие мотивы, которые могут быть не ясны даже самому альтруисту. Рассмотрим более детально эти скрытые мотивы.
Самореклама
Все чаще благие поступки (бескорыстные на первый взгляд), совершаются с целью повысить свою репутацию. Мировые звезды поголовно занялись благотворительностью и прочей филонтропской деятельностью. Этот мотив называют — «эффект потлача», в честь индейской церемонии демонстративного обмена дарами. Когда между племенами возникали острые распри, то начиналась борьба за авторитет, но это была необычная битва. Каждый вождь племени устраивал пир, на который звал своих недругов. Щедро угощал их и преподносил дорогие дары. Тем самым они показывали свою власть и богатство.
Личная симпатия
Наиболее распространенным мотивом альтруистических поступков является симпатия. Людям приятнее помогать тем, кто им нравится, своим друзьям и любимым. В чем то этот мотив пересекается с саморекламой, потому что одна из его целей — вызвать уважение дорогих нам людей. Но все же есть и существенная разница, потому что здесь присутствует любовь к ближним.
Внутренняя опустошенность
Некоторые люди посвящают всю свою жизнь альтруистическим поступкам и служению обществу, при этом не испытывая внутреннего удовлетворения и гармонии. Причина этому — внутренняя опустошенность, поэтому человек бросает все силы на спасению чужих душ, чтобы не слышать крик о помощи своей собственной.
Истинное бескорыстие
У истинного альтруизма есть два важных принципа — это бескорыстие и душевное удовлетворение от содеянного благого поступка.
Рассмотрим такую ситуацию. Рядом с вами проходит мужчина на костылях и роняет очки. Что вы сделаете? Я уверен, что вы поднимите их и отдадите ему, при этом у вас не возникнет мысли, что он должен сделать что-то хорошее для вас в ответ. Но представьте, что он молча возьмет свои очки и не сказав ни слова благодарности развернется и уйдет. Что Вы почувствуете? Что Вас не оценили и все люди неблагодарные? Если это так, то истинным альтруизмом не пахнет. Но если не взирая ни на что, от этого поступка на душе у вас потеплеет, то это и есть искренний альтруизм, а не проявление банальной вежливости.
Настоящий альтруист не ищет материальной выгоды (славы,почета,уважения), его цель гораздо выше. Оказывая бескорыстную помощь другим, наша душа становится чище и светлее, а соответственно и весь мир становится чуточку лучше, потому что все в нем взаимосвязано.
И в самом высоком проявление, настоящий альтруизм это служение Богу, и служение другим живым существам, через призму понимания, что они частички Господа, не ожидая при этом ничего взамен.
Для того, чтобы корыстные, эгоистичные люди не “сели на голову” альтруисту, необходимо развивать в себе осознанность. Тогда вы сможете различать тех кто действительно нуждается в помощи, от тех, кто просто пытается вас использовать.
Видео
В завершении хочу рассказать вам историю из древних Ведических писаний, которая иллюстрирует проявление настоящего альтруизма и бескорыстия. Смотрите видео.
Для вас писал Руслан Цвиркун. Желаю вам духовно расти и развиваться. Помогайте в этом своим друзьям и делитесь с ними полезной информацией. Если у вас возникли какие-то уточняющие вопросы, не стесняйтесь спрашивать, я с удовольствием на них отвечу.
veda108.ru
что это такое, теории и виды, кто такой альтруист и как развить в себе это качество.
Альтруизм – не слишком распространенное явление в наши дни. Одних альтруисты восхищают, других удивляют, а у третьих вызывают подозрение. Какими чертами характера отличаются эти люди, легко ли стать альтруистом, какие теории альтруизма существуют и так ли необходима подобная особенность характера? Рассмотрим все эти вопросы подробнее в нашей статье.
Альтруизм: что это такое
Под альтруизмом подразумевают принцип поведения, при котором человек совершает добрые поступки, бескорыстно заботясь о благополучии других людей.
По сути, принцип альтруизма заключается в том, чтобы «жить ради других». Впервые термин начал употреблять основатель социологической науки Огюст Конт. Под понятием он подразумевал бескорыстные мотивы личности, ведущие к действиям, несущих пользу лишь для других людей.
Психологи выдвинули оппозиционное мнение к определению Конта. Согласно их выводам, в длительной перспективе альтруизм дает больше плюсов, чем на него было затрачено сил. Также был сделан вывод, что альтруисты в некой степени совершают благие действия с долей эгоизма. Якобы человек получает особое удовольствие от того, что люди, в делах которых он принимал немалое участие, достигают успехов.
При этом эгоизм все же рассматривается как противоположность альтруизму. При эгоизме человек на первое место ставит удовлетворение собственных интересов, возводя это в жизненную позицию.
Обычно альтруизм проявляется в заботе, актах милосердия, самоотречения ради кого-то. Важно, чтобы в таком случае здоровый эгоизм был присущ личности, хоть и в меньшей мере, уступая первенство добрым побуждениям.
К альтруизму могут примешиваться различные социальные переживания, вроде, сочувствия, симпатии, доброжелательности и прочих. Альтруистические поступки, распространяющиеся за грани дружеских, родственных, соседских называют филантропией, и людей, отличающихся такими порывами в отношении тех, кто находится за пределами их знакомств, называют филантропами.
Психологи полагают, что пол в альтруизме тоже имеет значение. Мужчинам характерны кратковременные порывы в отношении добрых дел (помочь подтолкнуть авто, вытащить тонущего из морской воды и т.д.). Женщины склонны к долговременным поступкам (бросить карьеру, чтобы заботиться о больном родственнике). Яркие примеры альтруизма можно видеть в волонтерской деятельности, донорстве, наставничестве.
Теории альтруизма
Социологи и психологи давно занимаются исследованием мотивов поведения альтруистов, выведя интересные теории:
Социальная
С социологической точки зрения, можно выделить несколько основных теорий альтруизма: эволюционную, социального обмена, социальных норм. Они дополняют друг друга, и по отдельности не дают полного понимания о том, почему индивидуумы готовы безвозмездно оказывать помощь окружающим.
В основе теории социального обмена лежит понятие глубинного эгоизма. Приверженцы теории полагают, что подсознательно человек, идущий на бескорыстный шаг, предварительно просчитывает собственную выгоду.
По теории социальных норм, альтруизм рассматривается, как социальная ответственность. Это значит, что альтруистические дела – элемент естественных социальных норм, свойственных обществу.
Согласно, эволюционной теории, альтруизм – часть развития, помогающая в сохранении генофонда и являющаяся движущей силой эволюции.
Непросто определить все грани этого понятия, беря во внимание лишь социальные исследования. Также важно помнить о так званных «духовных» составляющих любого индивида.
Психологическая
По теории психологов, основой альтруистического поведения являет нежелание наблюдать за муками и переживаниями прочих личностей. Это чувство может присутствовать на уровне подсознания.
Другая популярная теория гласит, что альтруизм – следствие чувства вины, и, совершая добрые поступки, человек пытается искупить вину.
Виды альтруизма
Различают несколько видов альтруизма.
Взаимный
Социальное поведение, при котором люди идут на некую степень самопожертвования, но только если ожидают взаимного шага. Понятие ввел социобиолог Роберт Триверс. Если не брать во внимание научные обозначения, подразумевается попросту взаимовыручка. Хорошим примером «проводников» общинного духа являются церкви, небольшие школы, студенческие общежития и так далее. Такой вид альтруизма основан на норме взаимности и является универсальным принципом социального взаимодействия.
Демонстративный
Базируется на социальных нормах. Проявляя бескорыстную участливость к окружающим, такой альтруист на подсознательном уровне боится идти в разрез с правилами приличия. Пример: в автобусе уступить место матери с младенцем, помочь старику перейти дорогу и так далее.
Компенсирующий
В своих трудах Зигмунд Фрейд отожествлял склонность к альтруизму с компенсацией чувства вины. Свою тревожность индивид пытается компенсировать добродетелью в отношении окружающих.
Моральный
Почти у каждого человека имеется свой «внутренний цензор» и здесь он играет важную роль. Внутреннее убеждение диктует человеку, что на его месте так поступил бы каждый. Альтруизм построен на нежелании испытать чувство вины или нарушить душевное равновесие.
Рациональный
Человек ищет гармонию между своими и чужими потребностями. Альтруистические поступки не являются внезапными порывами – в этом случае они тщательно обдуманы. При таком виде альтруизма индивид не действует себе или кому-то во вред.
Родительский
Такие альтруисты готовы на жертвенность по отношению к своему ребенку. Они не размышляют о возможной выгоде в перспективе, и просто готовы отдать все лучшее. Родители, подверженные такому виду альтруизма, берут во внимание личные желания ребенка, а не пытаются реализовать собственные амбиции. В основе лежит бескорыстие, и в будущем мать не скажет повзрослевшему ребенку, что потратила на него лучшие годы, не дождавшись благодарности.
Ситуационный
Индивид идет на самопожертвование, попадая под психологическое воздействие (религиозная проповедь, укор близкого человека, чья-то слезная просьба и так далее) или подражая другому человеку. При отсутствии этих факторов, вероятно, акт альтруизма не совершается – человеку может даже не прийти это в голову.
Социумный
Альтруист безвозмездно помогает людям из близкого окружения (друзьям, родственникам, коллегам и прочим). Такой вид альтруизма можно назвать социальным механизмом – он является толчком к комфортным и доверительным отношениям в группе. Стоит взять во внимание, что помощь, предоставленная с целью последующих манипуляций, будет неправильно тоже называть альтруизмом.
Сочувственный (сопереживательный)
Главной базой сострадания становятся добросердечие и собственные побудительные мотивы. Чаще встречается в родственных связях, а также в отношениях между друзьями, влюбленными. Человек испытывает потребность помочь, движимый любовью и чувством привязанности.
Нравственный
Мотивом такого альтруизма является искренне удовлетворение при осознании, что самопожертвование приносит явную пользу нуждающемуся. Примером может послужить волонтерство, наставничество.
Нормативный
Согласно нравственному императиву И. Канта, то или иное понимание нравственности можно обозначить, как совесть, и именно она лежит в основе этого вида альтруизма. Человек решается на жертвы не из-за личных выгод и стремлений, а из-за нежелания идти в разрез со своей совестью. Еще одной формой альтруизма считается его осмысление в рамках юстиции или правосудия. Особенно это распространено в западных странах, где гражданин стремится добиться правды и ее торжества в мире, резко выступая против несправедливости в обществе.
Кто такой человек альтруист (альтруистичный человек)
Альтруист – это человек, который не руководствуется возможной выгодой, идя на жертвенные поступки по отношению к другим. Безвозмездность для него вполне естественна: совершая доброе дело, он не задумывается о том, что его отблагодарят ответным добром.
Другие черты альтруиста:
Приоритетность. Альтруист ставит собственные интересы на задний план, выдвигая на первое место нужды кого-то другого, и не чувствуя из-за этого дискомфорта.
Ответственность. Полностью осознавая собственные действия, индивид понимает, что именно он должен нести за них ответственность.
Свобода выбора. К альтруизму не относятся случаи, когда помощь исходит под нажимом или по требованию. Альтруист сам изъявляет желание принять участие в деле, речь идет исключительно о его личном выборе.
Удовлетворение. Оказав кому-то помощь, настоящий альтруист не сокрушается, что потратил личное время. Отказавшись от своих желаний и нужд ради помощи другому, он испытывает удовлетворение и не считает себя использованным или ущемленным.
Жертвенность. Альтруист без сомнений тратит личное время, прикладывает физические или моральные усилия ради помощи другому. В ход могут идти и материальные ресурсы.
Нередко альтруистические поступки помогают раскрыть скрытый личный потенциал. Оказывая поддержку нуждающимся, альтруист параллельно оказывает своеобразную услугу себе, становясь увереннее и чувствуя в себе силы. В помощи обычно нуждаются более слабые, и на подсознательном уровне альтруист удовлетворен своей позицией «сильного».
Исследования демонстрируют, что также совершение альтруистических поступков помогает человеку ощутить себя счастливее. Психологи выделили несколько главных черт характера альтруиста: щедрость, благородство, жертвенность, человеколюбие, бескорыстие, милосердие, доброта. Эти характеристики объединяет одно – их направленность «от себя». Попросту говоря, альтруист – это человек, который с большей охотой отдает, чем забирает.
Альтруизм: за и против
Эволюция планеты будет невозможна без альтруизма, однако у этой черты, к сожалению, можно увидеть и отрицательные характеристики.
Сначала рассмотрим положительные аспекты для самого альтруиста и окружающего его мира:
- В мире становится больше безопасности и доброты.
- Альтруист живет в согласии с совестью.
- Помогая другим, человек наполняется положительными эмоциями.
- Сознание людей меняется к лучшему, когда они становятся свидетелями альтруистических поступков.
- Эволюция общества.
Впрочем, в отдельных случаях наблюдаются и теневые стороны самопожертвования, рассмотрим их:
- Альтруист привыкает к обесцениванию своих собственных интересов и иногда ущемляет себя и свою семью ради помощи людям, которые не слишком нуждаются в этом. Самопожертвование идет скорее во вред, чем в пользу.
- Альтруист забывает о собственных обязанностях, гоняясь за делами, в которых может помочь его участие.
- Увлекшись альтруизмом, человек может пойти на поступок, который в действительности ему не по силам, тем самым усугубив ситуацию или вовсе лишившись жизни.
Как развить в себе это качество
Хотите стать альтруистом – действуйте, как альтруист:
- Чаще помогайте другим, видя, что вам это по силам. Начинайте с небольших дел. Речь может идти не только о личностях, находящихся в вашем близком окружении, но и о незнакомцах. Настоящий альтруист не разделяет людей, которым можно помочь по принципу родственных связей или личной симпатии.
- Не рассчитывайте на благодарность или ответные услуги. Философы утверждают, что истинный альтруист чувствует радость и удовлетворение, оказывая полезные услуги другим. Он не рассчитывает на похвалу, личную выгоду или соизмеримую ответную реакцию.
- Будьте гуманными и милосердными, не делайте резких выводов об окружающих, ищите в них достоинства. Альтруисту не обязательно быть глубоко религиозной личностью, однако он любит людей, ценит жизнь. Милосердие вполне можно назвать одной из важнейших граней альтруизма.
- Щедрость – важное качество альтруиста, он не может быть жадным. Замечали за собой прижимистость? Старайтесь избавиться от нее. Подразумеваются не только материальные ресурсы, но и личное время, участие в чужой жизни. Дарите людям свое внимание.
- Передавайте свои знания, ведь это одно из важнейших проявлений альтруизма. Информация очень важна для мира, и люди, передающие свой опыт тем, кто нуждается в нем, приносят существенную помощь миру. Безусловно, речь идет о благих и полезных навыках. Заметьте, что успешные люди-альтруисты часто занимаются не только благотворительностью, но и пытаются стать наставниками для страждущих, делясь с ними важной информацией. К этой же категории альтруистов можно отнести тех, кто делится полезными знаниями в Сети.
- Старайтесь достичь гармонии с окружающими. Альтруистически настроенные личности не создают неприятностей друзьям и родственникам, не держат обид на оппонентов, не являются зачинщиками конфликтных ситуаций.
- Не делайте добро напоказ. Альтруисты обычно довольно скромны, и не широко распространяются о своих благих деяниях. Настоящая жертвенность не имеет общих граней с хвастовством.
Все мы временами ощущаем душевные порывы помочь кому-то безвозмездно, но до этого дело доходит редко – не душите в себе эти спонтанные желания!
psylogik.ru
Понятие об альтруистической мотивации
Понятие об альтруистической мотивации
Теоретическое введение
Под альтруистическим следует понимать поведение, направленное на благо другого лица иди социального объединения, не связанное с какими-либо внешними поощрениями. В зарубежной психологи наряду с этим термином широко используется понятие просоциального поведения, которое носит достаточно общий характер и охватывает различные формы поведения, осуществляемые в интересах того или иного «социального объекта» (другого человека, коллектива, общественной организации и т.п.) в противовес поведению, преследующему сугубо личные цели. Альтруистическое поведение может рассматриваться как частный случай просоциального. Альтруистическая ориентация носит общегуманаый характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, субъект может оказывать помощь и поддержку незнакомому человеку или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является. Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности.
Альтруистическая ориентация является довольно распространенней формой человеческой активности, играющей роль в межличностных контактах, внутригрупповом взаимодействии, общении и совместной деятельности людей.
Это относится как к разработке теоретических схем анализа, так и к созданию соответствующих диагностических методик. Один из авторитетных исследователей мотивации Х. Хекхаузен констатирует, что, несмотря на изобретательность в организации ситуационных обстоятельств и их варьировании, до сих пор не удалось создать диагностическую методику измерения «мотива помощи».’
Недостаточная экспериментальная изученность альтруистического поведения со сторона его мотивационно-смысловых детерминант, особенно в отношении контингента взрослых испытуемых, определяет важность и актуальность предпринятого исследования альтруистической мотивации.
Остановимся сначала на некоторых существенных аспектах, связанных с представлениями о личностных детерминантах альтруистического поведения.
Если. используя понятия просоциального и помогающего, поведения исследователи нередко абстрагируются от их мотивационной основы, фиксируя лишь внешние (процессуальные и результативные аспекты), то понятие альтруистического поведения неотделимо от внутренней мотивации этой формы активности, ибо под альтруистическими понимаются только бескорыстные помогающие действия, не сулящие субъекту никаких внешних наград и поощрений, иными словами, альтруистическое поведение является непрагматическим по своей сути. За пределами альтруизма оказываются формы помогающего поведения, основанные на корыстном расчете и действия, связанные с соображениями затрат и пользы от совершаемых благодеяний. В сферу собственно альтруистических проявлений не включаются также акты помощи, осуществляемые на уровне регуляции социально-нормативного типа.
К ним относятся:
Во-первых, шаблонно-стереотипные проявления помощи (культурные привычки, правила этикета), составляющие как бы операциональный состав просоциального стиля поведения.
Во-вторых, к социально-нормативным просоциальным действиям, не являющимся собственно альтруистическими, относятся акты помощи, осуществляемые в соответствии с внешними социальными требованиями ж ожиданиями, а не на уровне внутренних личностных детерминант. Примерами такого внешнего выполнения социальных норм при поддерживающем влиянии окружения могут служить: помогающие действия в ответ на демонстрацию модели помощи, следование норме взаимности (расплата за услугу услугой), выполнение нормы ответственности в соответствии с ожидаемым от человека поведением, временное повышение просоциальности членов группы, живущей по принципу «здесь и теперь».
Альтруистическая мотивация — это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслообразупцего мотива. Среда внутренних мотивацинных механизмов собственно альтруистического содержания следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма — мотив морального долга и мотив сочувствия.
Анализ теоретических работ и данных экспериментальных исследований отечественных и зарубежных психологов по проблематике альтруистического поведения подтверждает реальность существования альтруистических мотивов как самостоятельных психических образований. Однако, раскрывая содержание мотива бескорыстной помощи, или мотива блага для другого, одни исследователи интерпретируют этот мотив как интериоризованную альтруистическую норму, а другие — как проявление действенного сопереживания или сочувствия. Таким образом, выделяются два основных подхода к пониманию мотиаационной природы альтруистического поведения:
www.wikidocs.ru
Чем различаются мотивы эгоистического и альтруистического поведения?
Все мы — эгоисты?
Словом «эгоист» (от лат. Ego — я) называют людей, которые свои интересы, желания, потребности ставят выше, чем чужие, живут только для себя и используют других людей для достижения своих целей. Эгоист — негативный «диагноз», поэтому общество нас учит, что правильным является чувствовать вину за эгоистические проявления.
Однако следует признать эгоизм характерный для всех психически здоровых людей! Большинство психологических концепций объясняет, что эгоизм является врожденным, а в его основе — инстинкт самосохранения. Это не оскорбление, а черта характера, которая уже под влиянием воспитания, окружения, социальных факторов или чрезмерно развивается, или же становится почти незаметной. Кто-то свой эгоизм грамотно скрывает, а кто-то, наоборот, демонстрирует. Более того, бескорыстные поступки (альтруизм) часто называют скрытым эгоизмом. А что если человек жертвует собой только в собственных интересах?
Интересное видео по теме:
В теории
Один из основателей марксизма, известный альтруист Фридрих Энгельс (Friedrich Engels, 1820-1895 гг.) убеждал, что нужно справедливо делить доходы, блага в обществе, однако все же говорил:
«Если вы хотите помочь какому-то делу, то в первую очередь следует сделать его своим». Английский Физиолог Джон Холдейн (John Burdon Sanderson Haldane, 1892-1964 гг.) в 1950-х годах описал свою теорию, объясняла альтруистическое поведение человека с математической точки зрения. На вопрос, пожертвует ли ученый собой ради спасения другого, он ответил:
Я отдам свою жизнь ради двух братьев или восьми кузенов.
Почему именно такая «цена» самопожертвования? Холдейн подсчитал: у него с каждым из двух братьев набор генов схож на 50%, а с каждым из кузенов — на 12,5%. Это означает, что он готов пожертвовать своей жизнью, только когда будет уверен в «выживании» своих генов. Таким образом, теория Холдейна заключается в том, что человек всегда пытается сохранить свой генетический материал. Поэтому в основе такого альтруизма, по его мнению, — эгоистичные мотивы.
С этой теорией согласился британский эволюционный биолог Уильям Дональд Гамильтон (William Donald Hamilton, 1936-2000 гг.). Он считал, что человек совершает самопожертвование для того, чтобы его родственники смогли продолжать род.
Эгоистические мотивы
Хотя биологическая составляющая важна, но не только она определяет поведение человека. Например, когда мы дарим кому-то близкому подарок, здесь также есть эгоистические мотивы! Без сомнения, мы приветствуем близкого человека от всего сердца, но все же надеемся на ответный подарок, ждем слов благодарности, восхищения. Вы с этим не согласны? Так представьте ситуацию, когда именинник оставит ваш подарок без внимания. Как вы отреагируете? Обидитесь, обвините в равнодушии? Вот это и есть проявления эгоизма! Наша социальное поведение также имеет в основе эгоистическое начало, однако в таковом нет ничего плохого. Например, мы не переходим улицу на красный свет прежде всего не потому, что не хотим нарушить правила дорожного движения, а из-за опасений за свою жизнь! Но какая необходимость анализировать вот такой эгоизм, когда он не только не вредит окружающим, а наоборот, способствует общественному порядку?
Давайте я поведаю вам интересную историю, случившуюся с президентом США Авраамом Линкольном (Abraham Lincoln, 1809-1865 гг.). Только представьте, президент во время поездки с другом в карете всячески убеждал его, что все поступки человека имеют эгоистическую составляющую. В разгар спора пассажиры услышали визг свиньи: экипаж как раз проезжал мимо большой лужи, где застряли маленькие поросята. Линкольн сразу же попросил остановить карету и помог животным выбраться из воды. Его собеседник искренне удивился: этот поступок полностью опроверг утверждение президента!
Однако Линкольн ответил, что это действие имело очень эгоистичную цель — спасая поросят, он сохранил свой душевный покой. Итак, можно сделать вывод: иногда эгоистические черты необходимы человеку! Эгоистические мотивы
Сверхэгоизм
Интересное разделение предложил российский писатель Иван Тургенев (1818-1883 гг.):
Есть три типа эгоистов: эгоисты, которые сами живут и дают жить другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.
Поэтому осуждать эгоизм следует тогда, когда человек становится сверхэгоистом с жизненной позицией:
Другие люди — никто, а я — все.
Такой сверхэгоизм характеризуется чрезмерными проявлениями эгоцентризма, самовлюбленности, нарциссизма. Причиной развития нездорового эгоизма может быть либо чрезмерная любовь и забота в детстве, или же, наоборот, отсутствие внимания. Чрезмерный эгоизм вредит прежде всего самому эгоисту — ему трудно найти общий язык с друзьями, коллективом, своими детьми. Человек должен понимать, что следует считаться с чужими интересами, ведь не только у него есть потребности, желания. Если вы требуете от окружающих понимания и уступок, то должны научиться слушать и слышать других! Сверхэгоизм
Бескорыстный альтруизм
Однако как ни парадоксально то, что очень часто общество не принимает бескорыстные поступки, потому что за этой милостью может стоять личная выгода. Например, известных людей, политиков, которые публично занимаются благотворительностью, нередко обвиняют в игре на публику. Так можно и каждого донора, что добровольно сдает кровь, или же человека, который дает милостыню нищему, обвинить в эгоистических мотивах: эти поступки помогают повысить самооценку, избежать мук совести.
Такой анализ своих действий на бескорыстие, чувство вины за поведение, приводит к внутреннему конфликту. Поэтому разве нужно искать причины добрых поступков, если они могут привлечь внимание общественности к социальным проблемам? Главное — положительный результат и распространение добра. Ведь каждая благотворительная акция, сообщение социальных сетях помогают подтолкнуть к альтруистическим, благородным свершениям.
Интересно, что мы рождаемся не только с эгоистическими чертами, но и с альтруистическими! Например, когда ребенок видит другого ребенка расстроенным, в слезах, то чаще всего у него будет срабатывать спонтанный инстинкт, подталкивающий на то, чтобы пожалеть, успокоить, поделиться игрушкой.
Ярким примером альтруизма можно назвать и родительскую любовь — самоотверженную, терпеливую, всепрощающую.
Однако такой альтруизм может быть и вредным, ведь есть риск: дети настолько привыкнут к заботе, что вырастут эгоистичными, высокомерными, самовлюбленными. Поэтому важнейшая роль в формировании правильного социального характера человека имеет воспитание. Следует своими поступками, действиями показывать детям желаемую модель поведения: кому необходимо сочувствовать, сопереживать, помогать. Примите участие всей семьей в волонтерских акциях. Неравнодушие к чужой беде — лучший проявление милосердия!
Есть ли место?
Но если детально проанализировать понятие «альтруизма», то появляется вопрос, есть ли ему место в современном мире? Альтруизм (от лат. Alter — другой) — это деятельность на благо других, бескорыстная помощь, забота. Философия дзен учит: действие не может считаться вполне добродетельным, если в ней есть хотя бы крошка эгоизма. Поэтому настоящий альтруист — это тот, кто делает добрые дела, забывая о своем счастье, иногда даже в ущерб собственным интересам.
Такую роль часто берет на себя женщина в семье, отказываясь от эгоистических проявлений. Она жертвует все свободное время на домашние заботы, уборку, быт, ведь главное — интересы мужа и детей. Однако вот такое самопожертвование никому не на пользу: женщина не имеет времени для саморазвития, отдыха, встреч с подругами. Родные начинают воспринимать обязанности жены, матери как должное. А личные желания и потребности женщины никуда же не исчезают! Рано или поздно она начинает себя жалеть, нервничать по пустякам, требовать от других понимания и заботы … И кому нужно самоотречение, что перерастет со временем в нездоровый эгоизм? Альтруизм или эгоизм?
Альтруистам трудно само реализоваться, ведь они постоянно готовы к самопожертвованию, а их добротой часто манипулируют, используют как простое орудие для достижения собственных целей.
Так какой выход, спросите вы, кем лучше быть: альтруистом или эгоистом?
Альтруистический эгоизм
На самом деле понятие эгоизма и альтруизма неразделимы, и они дополняют друг друга. Ведь если человек берет больше, чем отдает, происходит перенасыщение. И наоборот — если отдавать, но не брать взамен, то человек исчерпывается. Надо стремиться к гармонии — не забывать ни о ближнем, ни о себе. Умение понимать и себя, и других людей канадский врач, биолог, основоположник учения о стрессе, Биолог Ганс Се-лье (Hans Hugo Bruno Sely, 1907-1982 pp.) Назвал альтруистическим эгоизмом.
Я посчитал бы главной победой собственной жизни, если бы у меня получилось поведать об альтруистическом эгоизме так понятно и убедительно, чтобы он стал лозунгом общечеловеческой этики.
Важно понять: тот, кто любит, ценит себя, помнит о своих интересах и потребностях, — умеет любить и других. Ведь даже одна из заповедей призывает:
Возлюби ближнего своего как самого себя.
Заметьте: не больше, не меньше, а «как самого себя», потому что мы все равны!
Это можно назвать «рациональным», «умным» эгоизмом. Каждый из нас имеет мечты, желания, стремления. Если же вы их подавляете, то нездоровый эгоизм будет вырываться на свободу в виде обид, манипулирования кем-то. А человек, который помнит о себе (удовлетворяет свои потребности) может больше дать и близким. При этом меньше требовать от других. Это секрет семейной гармонии, искренней дружбы. Если человек успешный, счастливый, внутренне гармоничный, тогда в его жизни есть место и альтруистическим поступкам. Поэтому здоровый эгоизм — это тот необходимый баланс между собственными и чужими интересами, который нужно найти каждому. Взаимопомощь и бескорыстная помощь, доброе слово, искренняя улыбка — основа здорового, успешного, счастливого общества. Здоровый эгоизм
Не надо стесняться попросить о помощи, однако не жалейте слов благодарности и будьте готовы помочь в ответ. Но чтобы ваш альтруизм не стал демонстративным, не напоминает о своих хороших поступках, не ждите похвалы. Народная мудрость учит: делайте добро тихо! Как говорила Мать Тереза: «Люби! Чем больше ты дашь другим, тем больше будешь иметь».
Значит, надо научиться быть «альтруистическим эгоистом», ведь эгоизм и альтруизм — не противоположные полюса. А пока врачи спасают человеческие жизни, пока есть те, кто помогает материально приютам, кто дает милостыню нищим, кто подкармливает бездомных животных, можно быть спокойным, что для настоящего добра еще есть место в мире!
Секреты «здорового» эгоизма
— Почувствуйте вашу ценность, уникальность! — Не бойтесь высказывать и отстаивать свое мнение, даже если оно отличается от мнения собеседника. Однако не навязывайте свою позицию другим. — Иногда нужно пожертвовать своими интересами, а иногда, наоборот, необходимо уметь твердо сказать «нет». — Реализуйте свой потенциал, развивайте собственные умения. Двигайтесь только вверх, а не вниз! — Помогайте тем, кто в этом нуждается: многодетным, малообеспеченным семьям, пенсионерам, братьям нашим меньшим. Если у вас нет такой материальной возможности, то не жалейте добрых слов, поддержки, советы для ближнего! Именно с этого и начинается добро! — Уважайте желания, интересы, свободу других. — Научитесь находить компромиссы. — Не будьте равнодушными ни к себе, ни к ближним. — Изучите формулу жизни: польза для себя + польза для других = гармония. — Любите, уважайте себя. Это не грех, а обязанность каждого!
Эгоизм и альтруизм
В декабре 2015 года генеральный директор Facebook Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан объявили о рождении своей дочери и дали обещание в течение своей жизни пожертвовать 99 процентов своих акций Facebook на благотворительные цели.
Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь!
Решение было встречено как похвалами за альтруизм, так и критикой, так как многие засомневались в истинных мотивах Цукерберга и предположили, что это был шаг, позволяющий сэкономить миллионы долларов, которые могли бы пойти на уплату налогов.
Жак Луи Давид «Велизарий, просящий подаяние»
Конечно, мир никогда не смог бы достоверно узнать, действительно ли мотивы альтруизма этих родителей были филантропичны.
Точнее — до этого момента.
Исследование, опубликованное не так давно в журнале Science, доказывает, что, анализируя способ взаимодействия разных областей мозга, можно предсказать, был ли альтруистический поступок мотивирован эмпатией или взаимной услугой из разряда «вы почесали мне спинку, теперь я почешу вашу».
Эрнст Фер, поведенческий экономист из Цюрихского университета (U.Z.H.) и руководитель исследования, говорит:
«Мотивы имеют нейрофизиологические «отпечатки пальца». Значение слова «мотив» говорит нам о том, что это чисто психическое понятие, которое мы не можем непосредственно наблюдать. Но нам удалось показать, что мы могли бы сделать его видимым».
Исследователи обнаружили, что простое наблюдение за поведением человека или деятельностью конкретных областей мозга не может ничего рассказать о мотивах, лежащих в основе его или ее альтруистических решений.
Однако взаимодействие этих областей мозга имеет свои специфические особенности – в зависимости от того, эмпатией или взаимностью было вызвано то или иное решение.
Кроме того, будь то эгоистические, альтруистические или просоциальные мотивы, у разных людей они проявляются по-разному: так, эгоистичные люди принимали больше альтруистических решений, когда они были мотивированы сопереживанием, а не взаимностью, в то время как люди с просоциальной направленностью чаще принимали альтруистические решения на почве взаимности, а не сопереживания.
Исследовательская команда случайным образом распределила первых участников по двум группам: группу, стимулируемую эмпатией, и группу, стимулируемую взаимностью.
В первой группе каждый субъект наблюдал, как партнер (который сотрудничал с исследователями) получал удары шокером, и это должно было вызвать сопереживание.
Во второй группе субъект наблюдал, как партнер отказывался от денег, чтобы избавить его от шоковой терапии, что должно было вызвать взаимность, заставить человека чувствовать себя обязанными по отношению к партнеру.
В каждом случае у каждого субъекта также был второй, нейтральный партнер, который выступал как контрольный субъект.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
После этого команда исследователей измеряла поведение и мозговую активность добровольцев. Ученые сделали исследуемым фМРТ в тот момент, когда участники занимались распределением денег между собой и одним из партнёров: вызывающим эмпатию, стимулирующим на проявление взаимности и контрольным партнёром.
Участники могли либо увеличить денежное вознаграждение партнера в ущерб себе (просоциальное поведение) или максимизировать свое собственное денежное вознаграждение в ущерб партнеру (эгоистичное поведение).
Решение, которое они принимали, учитывая наличие контрольного партнёра, служило мерой их «базового уровня», или безусловным уровнем альтруизма, потому что никакие мотивы не были задействованы в этом сценарии.
Исследователи обнаружили, что участники, независимо от того, к какой группе они относились, демонстрировали одно и то же альтруистическое поведение: они принимали альтруистическое решение в отношении партнёров, вызывающих эмпатию или взаимность, гораздо чаще, чем в отношении контрольного партнёра, и эта тенденция в равной степени была характерна для обеих групп.
Кроме того, фМРТ-сканирование показало активизацию нейронной сети мозга в передней островковой, передней поясной коре и вентральном стриатуме — областях, которые, как было ранее установлено, связаны с эмпатией и взаимностью, и это вполне согласовалось с мотивами.
Но исследователи нашли существенные различия, когда они проанализировали взаимодействие и связь между этими тремя областями мозга с использованием динамического каузального моделирования — вероятностного метода прогнозирования для выделения скрытой нейронной архитектуры основной активности мозга.
Сети у эмпатически вызванного альтруизма и базового альтруизма были похожи: в обеих зафиксировали положительную связь между передней поясной корой головного мозга и островком (с увеличенным взаимодействием в мозге испытуемых, поступки которых стимулировали эмпатией).
Нейронная модель у испытуемых, практикующих взаимный альтруизм, в противоположность этому, характеризовалась положительной связью между передней островковой долей и вентральным стриатумом.
Таким образом, хотя два мотива привели к одному и тому же поведению, каждый из них активировался различными нейронными связями.
Грит Хейн, психолог Цюрихского университета и ведущий автор исследования, отмечает:
«Эти различия достаточно надежны, так что мы можем использовать их, чтобы классифицировать мотивы».
По факту, Хейн и ее команда были в состоянии использовать данные мозга участников для определения их мотивов с точностью почти в 80 процентов.
И, наконец, учёные хотели проверить, действительно ли люди, классифицируемые как «эгоистичные» или «просоциальные» во время распределения денег, реагировали по-разному на стимулирование эмпатией и взаимностью.
Они перераспределили участников на две новые группы, основываясь на том, как часто те принимали эгоистичные и альтруистичные решения, когда давали деньги контрольному партнеру, а затем изучили влияние обоих мотивов на каждую группу.
Исследователи обнаружили, что стимуляция сопереживания увеличивала альтруизм у эгоистичных людей, но не у людей, настроенных просоциально.
В то же время стимуляция взаимностью повлияла на увеличение альтруизма среди просоциальных личностей, но не имела никакого влияния на эгоистичных людей.
Цендри Хатчерсон, психолог из университета Торонто, который не принимал участия в исследовании, комментирует:
«Это хороший результат. Он показывает, что если вы пытаетесь думать о том, как увеличить уровень альтруизма — либо потому что вы благотворительная организация, которая пытается собрать деньги, или вы просто думаете, что великодушие в целом — это хорошая вещь, — вы действительно должны знать свою аудиторию и то, на какие мотивы они обычно полагаются, потому что это поможет вам понять, какая стратегия, вероятнее всего, будет успешной».
Себастьян Глат, психолог из Базельского университета, который также не принимал участия в исследовании, считает, что в своей работе ученые совершили некий переворот в применение данных фМРТ.
В то время как фМРТ предоставляет информацию о деятельности различных областей мозга, исследователи пошли дальше, комбинируя сложное вероятностное моделирование с алгоритмом классификации для оценки того, как разные области взаимодействуют.
Глут подчёркивает:
«Это особенно хороший способ показать, что метод фМРТ может больше, чем просто искать активные области мозга. Здесь важно, как эти активные области взаимодействуют друг с другом. И за этим будущее. Здесь кроется огромный потенциал проникновения в суть проблем; новые знания и новая информация могут быть извлечены из такого анализа фМРТ».
Хатчерсон соглашается с тем, что такой тип исследований обладает потенциалом использования в будущем, отмечая, что их исследование, анализирующее взаимодействия областей мозга во время того, как кто-то принимает альтруистические решения, рассказывает только половину истории.
Измерение степени включенности областей мозга во время принятия эгоистичных решений может быть не менее показательно. В конце концов, один человек часто принимает как великодушные, так и эгоистичные решения на основе различных факторов, в том числе, исходя из того, чего субъекту будет стоить его великодушие или сколько партнёр в конечном счете получит от этого великодушия.
Теперь исследователи планируют обобщить свои выводы, изучая другие мотивы для альтруистического поведения, такие как желание действовать морально, получение выгоды от будущей взаимности или защита своей репутации.
Профессора Хайнс также интересует, что может произойти, если несколько мотивов соединятся в одном поступке — при условии, что эта ситуация будет близка к реальной жизни.
И эти измерения связи не говорят нам ничего о базовой склонности человека к альтруизму или эгоизму.
Хатчерсон подчеркивает:
«Есть один огромный вопрос: учитывая ряд преимуществ, связанных с просоциальным поведением, как люди, которые априори великодушны или эгоистичны на уровне базового состояния, доходят до этой точки? Здесь дело в генетических различиях? Или это касается обучения и образования?»
Преследуя ответы на все эти вопросы, она также предлагает рассматривать другие части головного мозга, такие как височно-теменной узел — область, связанную с самосознанием и сопереживанием.
«Мы находимся в начале решения этой головоломки, и это добавило лишь один кусочек, но оно также подчеркнуло, насколько велика эта загадка. Это не пазл для пятилетних, это пазл из тысячи частей, у которого нет границ. Здесь хранится очень много тайн, и все они предельно важны для человеческого состояния».
опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта
eg-nsk.ru
Альтруизм — Википедия
Альтруи́зм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.
В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.
Содержание понятия
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии О. Конт[1]. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно О. Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.[2]
Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт,[3] Дэвид Миллер[4] и Дэвид Келли[5], которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.
Согласно Джонатону Сеглоу,[6] альтруизм — это добровольный, свободный акт субъекта, который, однако не может быть осуществлён без того, чтобы совершённое альтруистическое действие не потеряло своей альтруистической природы.
Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою[7]. Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами»[8].
«Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»
Альтруизм в обществе также может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации.[9] Другим преимуществом альтруизма может служить самореклама, названная израильским зоологом Амоцем Захави «эффектом потлача».
Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм — это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности»[10].
Основные виды, формы и практики альтруизма
Моральный и нормативный альтруизм
Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.
Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.
Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:
- Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).[11]
- Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
- Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
- Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).[12]
- Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
- Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.
Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение
С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.[13]
Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.[14]
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Нисбет, Ричард [15]: «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз».[16]
Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left).
Другие разновидности
В общем понятии альтруизма выделяют отдельные подпонятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:
См. также
Примечания
- ↑ Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3.
- ↑ Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
- ↑ Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 [1972 дня] — история, копия). University of Kent, Canterbury 2006.
- ↑ David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
- ↑ David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
- ↑ Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
- ↑ Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
- ↑ Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
- ↑ Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7.
- ↑ Проблемы моральных мотивов поведения в современной отечественной этической и психологической литературе — философия.ру — библиотека философии и религии filosofia.ru
- ↑ Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
- ↑ Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
- ↑ Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
- ↑ Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
- ↑ Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск.. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4.
- ↑ Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
Литература
- Соловьев В. С. Оправдание добра // Соловьев В. С. Соч. в 2тт. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 152—169
- Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности // Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. С. 220—237
- Эфроимсон В. П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Гениальность и этика. М.: Русский мир, 1998
Ссылки
wikipedia.green
Альтруизм — что это такое?
Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других. Альтруизм значение слова и главный его принцип определяются, как «жить ради других». Термин альтруизм ввёл Огюст Конт основатель социологической науки. Под этим понятием он лично понимал бескорыстные побуждения личности, которые влекут действия, предоставляющие пользу только для других.
К определению альтруизма О. Контом было выдвинуто оппозиционное мнение психологами, которые с помощью своих исследований определили, что альтруизм в длительной перспективе образовывает больше преимуществ, нежели на него было затрачено усилий. Они признали, что в каждом альтруистическом действии есть доля эгоизма.
Как противоположность альтруизму рассматривается эгоизм. Эгоизм – жизненная позиция, согласно которой удовлетворение собственного интереса воспринимается, как наивысшее достижение. Отдельные теории твердят, что альтруизм это в психологии определенная форма эгоизма. Человек получает высшее удовольствие от достижения успехов другими, в которых он принимал непосредственную участь. Ведь в детстве всех учат, что добрые дела делают людей значимыми в обществе.
Но если все же рассматривать альтруизм значение слова, которое переводится, как «другой», тогда оно понимается, как помощь другому, которая проявляется в актах милосердия, заботе и самоотречении ради другого человека. Необходимо, чтобы эгоизм, как противоположность альтруизму присутствовал в человеке в меньшей мере и уступал место доброте и благородству.
Альтруизм может соотноситься с разнообразными социальными переживаниями, например, симпатией, милосердием, сочувствием и доброжелательностью. Альтруистические поступки, которые распространяются за границы родственных, дружеских, соседских, или любых отношений по знакомству, называются филантропией. Люди, которые занимаются альтруистической деятельностью, за пределами знакомств, называются – филантропами.
Примеры альтруизма различаются зависимо от пола. Мужчины склонны к кратковременным порывам альтруизма: вытащить тонущего из воды; помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию. Женщины готовы к более долговременным поступкам, они могут забыть о своей карьере, чтобы воспитать детей. Примеры альтруизма отображаются в волонтерской деятельности, помощи нуждающимся, наставничестве, милосердии, бескорыстии, филантропии, донорстве и другом.
Альтруизм, что это такое
Альтруистичное поведение приобретается с воспитанием и вследствие индивидуального самовоспитания.
Альтруизм это в психологии понятие, которым описывается активность человека, ориентированная на заботу об интересах других. Эгоизм, как противоположность альтруизму по-разному толкуется в бытовом использовании, от этого смысл этих двух понятий путается. Так, альтруизм понимается, как качество характера, намерение или общая характеристика поведения человека.
Альтруист может пожелать проявить заботу и потерпеть неудачу в самой реализации плана. Альтруистическое поведение иногда понимается, как проявление искренней заботы о благополучии других больше, нежели о собственном. Иногда, это как проявление одинакового внимания к своим потребностям и к нуждам других людей. Если «других» много, тогда данное истолкование не будет иметь практического смысла, если же относится к двум индивидам, тогда оно может стать крайне важным.
Существует различие между альтруистами, они разделяются на «универсальных» и «взаимных».
«Взаимные» альтруисты – это люди, которые согласны на жертву только ради тех людей, от кого они ожидают аналогичных поступков. «Универсальные» – считают альтруизм этическим законом, и следуют ему, совершая добрые поступки с благими намерениями ко всем.
Альтруизм бывает нескольких видов, которые сразу можно трактовать, как примеры альтруизма. Родительский альтруизм выражается в бескорыстном саможертвенном отношении, когда родители полностью готовы, что должны будут отдать материальные блага и вообще собственную жизнь ребенку.
Нравственный альтруизм это в психологии реализация нравственных потребностей ради достижения внутреннего комфорта. Это люди, имеющие повышенное чувство долга, которые предоставляют бескорыстную поддержку и получают моральное удовлетворение.
Социумный альтруизм распространяется лишь на людей из ближайшего круга – друзей, соседей, коллег. Такие альтруисты предоставляют бесплатные услуги этим людям, что делает их более успешными. Поэтому ними часто манипулируют.
Сочувственный альтруизм – люди испытывают эмпатию, понимают потребности другого, искренне переживают и могут помочь ему.
Демонстративный тип альтруистического поведения проявляется в поведении, что поддается контролю общепринятым нормам поведения. Такие альтруисты руководствуются правилом «так положено». Они проявляют свой альтруизм в безвозмездных, жертвенных поступках, используя личное время и собственные средства (духовные, интеллектуальные и материальные).
Альтруизм это в психологии стиль поведения и качество характера индивида. Альтруист ответственный человек, он способен индивидуально принять ответственность за поступки. Он ставит интересы других выше, чем собственные. Альтруист всегда владеет свободой выбора, ведь все альтруистические поступки совершаются им самим только по собственному желанию. Альтруист одинаково остается удовлетворенным и не ущемленным, даже когда поступается личными интересами.
Происхождение альтруистического поведения представлено в трех главных теориях. Эволюционная теория объясняет альтруизм через определение: сохранение рода есть движущей развивающей силой эволюции. В каждом индивиде заложена биологическая программа, согласно которой он склонен совершать добрые поступки, которые ему лично не приносят пользу, но он сам понимает, что делает все это для всеобщего блага, сохранения генотипа.
По теории социального обмена – в разнообразных социальных ситуациях совершается подсознательный учет основных ценностей в социальной динамике – информации, взаимных услуг, статуса, эмоций, чувств. Оказавшись перед выбором – помочь человеку или мимо пройти, индивид инстинктивно сначала просчитывает возможные последствия своего решения, он соотносит затраченные силы и полученную личную выгоду. Данная теория демонстрирует здесь, что альтруизм является глубинным проявлением эгоизма.
По теории социальных норм законы социума твердят, что совершение безвозмездной помощи является естественной необходимостью человека. Данная теория основывается на принципах обоюдной поддержки равных, и на социальной ответственности, помощи людям, что не располагают возможностью ответить взаимностью, то есть маленькие дети, больные люди, пожилые или малоимущие. Здесь мотивацией альтруистических поступков считаются социальные нормы.
Каждая теория анализирует альтруизм разносторонне, не дает единственного и полного объяснения его происхождения. Вероятно, это качество стоит рассматривать в духовной плоскости, поскольку вышеописанные теории социологического характера и ограничивают изучение альтруизма, как личностного качества и выявления мотивов, что побуждают человека действовать бескорыстно.
Если происходит ситуация, где другие являются свидетелями поступка, тогда индивид, который его совершает, будет готов к альтруистическому действию больше, нежели в ситуации, когда никто не наблюдает за ним. Это происходит через стремление человека выглядеть хорошо перед окружающими. Особенно, если наблюдателями являются значимые люди, чье расположение к себе он принимает, как очень ценное или эти люди также ценят альтруистические поступки, человек будет стараться придать своему поступку еще большего благородства и демонстрировать свою бескорыстность, не ожидая, что его отблагодарят.
Если возникает ситуация, в какой вероятна опасность того, что отказ в помощи конкретному человеку значит то, что индивиду придется нести за неё персональную ответственность, по закону, например, тогда он, конечно, будет более расположен действовать альтруистически, даже когда лично этого не хочет делать.
Дети, в основном, проявляют альтруистические поступки через подражание взрослым или другим детям. Это совершается до того, как они понимают необходимость такого поведения, даже если другие поступают по-другому.
Альтруистическое поведение, как результат простого подражания может случаться в группе и подгруппе, в какой другие люди, что окружают данного индивида, делают альтруистические поступки.
Также как человек проявляет симпатию к людям, которые на него похожи, также он тянется помогать таким людям. Здесь альтруистические действия управляются сходством и отличием от человека тех, кому он помогает.
Принято думать, что поскольку женщины слабый пол, значит, мужчины должны помогать им, особенно, когда ситуация требует физического усилия. Поэтому за нормами культуры мужчины должны действовать альтруистически, но если случается, что мужчина нуждается в женской помощи, тогда себя альтруистически должны вести женщины. Это является мотивацией альтруизма, образованной на гендерных различиях.
Так происходит в ситуациях, когда требуется помочь индивиду определенного возраста. Так, дети, пожилые люди намного больше нуждаются в помощи, нежели индивиды среднего возраста. К этим возрастным категориям люди должны проявлять альтруизма больше, чем к взрослым, которые еще могут сами помочь себе.
Такие аспекты, как актуальное психологическое состояние, особенности характера, религиозные наклонности, относятся к персональным особенностям альтруиста, влияющие на его поступки. Поэтому, объясняя альтруистические действия, нужно учитывать текущее состояние альтруиста, и принимающего его помощь. Также в психологии определяют личностные качества, что содействуют, либо препятствуют альтруистическому поведению. Содействуют: доброта, эмпатия, порядочность, надежность, а препятствуют: черствость, агрессивность, безразличие.
psihomed.com