Брак в древнем египте – Брак в Древнем Египте — Энциклопедия Древнего Египта

Содержание

Все самое интересное о любви, сексе и браке в Древнем Египте

Отношение к любви, сексу и браку в Древнем Египте очень значимо само по себе. Люди в этой стране влияли на нравы и практики в Древнем Израиле, Древней Греции и Древнем Риме.

Равенство мужчин и женщин

У нас нет полной картины относительно того, каким был брак в Древнем Египте. Период охватывает почти 3000 лет, с 3100 до н. э. до 332 г. до н. э., отношение могло значительно варьироваться на протяжении веков и даже зависело от правителя. Похоже, что мужчины и женщины были почти равны по статусу, причем последние пользовались более широкими правами, такими как право распоряжаться имуществом или инициировать развод, чего не скажешь о Древнем Риме. В искусстве этого периода женщин часто изображают следующим образом: они поддерживают или обнимают своего мужа. А супруги называли друг друга братом и сестрой, и все потому, что они были на равных.

Отношение к сексу

Египтяне были слишком чувственными, они сполна наслаждались всеми видами удовольствия. Их мифы изобилуют всеми видами секса. Они прикрепляли ложные пенисы к мужским мумиям и ложные соски к женским, чтобы снарядить мертвых для секса в загробной жизни. Люди не ценили целомудрие, не задумывались о таком понятии, как девственность. Незаконнорожденные дети ни у кого не вызывали вопросов, это не было клеймом или позором. Медицинское сочинение, папирус Эберса, который восходит к середине второго тысячелетия до нашей эры, содержит рецепт противозачаточного средства pessary, в результате которого уменьшилось количество абортов. Супружеская измена — это табу, особенно со стороны жены. И дамы, которые изменяли своему мужу, могли быть жестоко наказаны: их могли избить до смерти, закидать камнями или сжечь на костре.

В каком возрасте вступали в брак?

В общем, люди стремились заключить брак с человеком из своего социального класса, но мало интересовались расой или даже национальностью. Женщина иногда выходила замуж за своего двоюродного брата, но это не относилось к представителям королевских династий. Мужчины обычно женились в возрасте от 16 до 20 лет или как только они осваивали профессию, чтобы прокормить жену и будущих детей. Женщины обычно выходили замуж в более молодом возрасте, примерно около 13 лет или сразу же после полового созревания, а старики (мужчины в возрасте) нередко женились на совсем юных девушках (девственницах).

Как заключали брак?

Брак обычно заключался между женихом и родителями невесты, а семья мужчины предлагала деньги или подарки, чтобы совершить сделку и компенсировать семье невесты потерю дочери. До заключения брака составляли соглашение (брачный контракт), там указывали, что останется женщине и возможным детям в случае развода. А предметы, которые дама сама, так сказать, приносила в брак, оставались ее собственными. Торжество отмечали пышным застольем, но не было свадебного ритуала как такового. Как только невеста приносила свои вещи в дом жениха, ее считали замужней. В некоторых случаях пара вступала в пробный брак продолжительностью один год, так называемый год еды, после чего его могли продлевать либо аннулировать.

Раньше развестись было проще?

Развод был простой процедурой. Один из супругов мог развестись просто, сказав «я от тебя ухожу», не существовало каких-либо формальностей. Все было просто, даже если у них не было особых оснований, таких как прелюбодеяние или бесплодие. В отличие от Древних Афин и Древнего Рима, дети в браке принадлежали матери и при разводе оставались с ней. Мужчина выплачивал алименты женщине, независимо от того, были у него деньги или нет, до тех пор, пока дама не найдет себе другого мужа. На женщине не было никакого клейма, связанного с разводом, и после этого можно было легко вступить в повторный брак. Хотя многим женщинам, у которых уже были дети, было проблематично найти нового мужа. Несмотря на относительную легкость развода, люди упорно работали над своим браком, не потому что они считали, что их брак — это любовь навсегда, а потому что они дорожили своим нажитым имуществом.

Египтяне считали, что после смерти они будут стоять на суде перед богом Осирисом, который, как они надеялись, позволит им пройти в поле тростника, где они будут воссоединены с людьми и владениями, которыми они дорожили.

Немного увлекательной и шокирующей истории

Осирис женился на своей сестре Исиде, позже даже члены королевской семьи поступали так, ведь они считали себя божественными. Клеопатра, любовница Цезаря и Марка Антония, вышла замуж за своих братьев, Птолемея XIII и Птолемея XIV. Некоторые фараоны даже женились на своих дочерях, хотя, возможно, это был почетный брак, чтобы поднять статус принцессы. В отличие от обычных египтян, которым это было запрещено, фараоны часто брали нескольких жен, что позволяло им создавать или укреплять внутренние и международные альянсы. Тем не менее одна из жен, часто сестра или сводная сестра, доминировала над другими и носила титул Великой королевской жены. Тутанхамон, который правил с 1332 по 1323 г. до нашей эры и страдал от многочисленных уродств, был сыном Эхнатона и одной из сестер Эхнатона. Он взял в жены свою сводную сестру Анхесенамону, дочь Эхнатона и его Великой королевской жены Нефертити. Прежде чем выйти замуж за Тутанхамона, Анхесенамона была замужем за своим отцом. У Тутанхамона и Анхесенамоны было две дочери, но обе родились мертвыми.

fb.ru

Древнеегипетская свадьба, как женились египтяне

Египет считается одной из самых загадочных стран в мире. К тому же, древние египтяне были чуть ли не самыми верующими людьми во всей Африке. Как и у всех других народов, у древних египтян были и свои свадебные традиции. 

Историки утверждают, что до современности дошли только сведения о том, каких свадебных традиций и обрядов придерживались богатые и знатные люди Древнего Египта. О бедном населении и их свадебных традициях не сохранилось никаких сведений.

Девочки выходили замуж слишком рано даже по современным меркам – в подростковом возрасте. Поначалу родители будущих супругов не обращали внимания на личные мнения своих детей и выбирали им подходящую пару сами. Потом люди начали жениться уже по обоюдному согласию. Только существовало одно важное условие: жениться и выходить замуж можно было лишь за представителей одного и того же социального класса. 

У некоторых династий фараонов было принято, чтобы отец, когда его дочери исполняется 13, сам лично лишал её девственности. К тому же, он учил её любовным утехам и тому, как доставлять удовольствие мужу в постели. Всё это происходило непосредственно перед самой свадьбой.

Переговоры о заключении брака велись исключительно мужчинами. Со стороны будущей невесты это мог быть как отец, так и другой кровный родственник мужского пола. 

У египтян, даже знатных, не было принято проводить какие-то шикарные свадебные церемонии. Невеста накануне свадьбы посещала храм Исиды, богини семейного благополучия и достатка. Она взывала к богине послать ей и её возлюбленному долгую и счастливую жизнь. После этого девушка приносила богине жертву, дарила храму благовония и украшения и возвращалась домой. 

Хотя египтяне не праздновали свадьбу слишком пышно, зато невеста была одета в дорогие платья, расшитые драгоценностями, бисером, золотыми нитями. Из украшений девушка надевала золотые запястья, браслеты с рубинами и сапфирами, серёжки с драгоценными камнями и золотые кольца. Вместо богатого стола – молитвы жрецов и воскурение фимиама и благовоний перед статуями Исиды и Хатхор. Эти две богини должны были охранять молодую семью и подарить супругам здоровое потомство. 

В семейной жизни египтяне особенно сильно почитали стабильность, взаимоуважение, уют и покой. 

В наше время каждая молодая пара, имея финансовую возможность, может легко отпраздновать свадьбу в стиле Древнего Египта. Это очень красиво, не смотря на всю практичность, да и впечатление на всю жизнь останется неизгладимое!

xn—1-6kcms6d.xn--p1ai

В доисторический период мужчины и женщины охотились сообща, маленькими группами. Тогда было необходимо, чтобы кто-то охотился, а

В доисторический период мужчины и женщины охотились сообща, маленькими группами. Тогда было необходимо, чтобы кто-то охотился, а кто-то оставался дома готовить еду и поддерживать огонь.

Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. От охоты и собирательства люди начали переходить к одомашниванию животных и оседлому образу жизни. В результате постепенно возникали сельские поселения. Дети стали представлять своеобразную ценность. Так же как и на современных фермах, они могли ухаживать за животными, ходить за водой, пропалывать посевы. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.

Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке. Это были законы Хаммурапи1 — свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне. По этим законам девушки принадлежали своим отцам до тех пор, пока не были куплены будущим мужем. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Бесплодным женщинам разрешалось брать служанок, которые рожали детей, чтобы отдать их своим бездетным хозяйкам. Если же женщины, состоящие в браке, но не способные к деторождению, отказывались считать своими детей служанки, то их мужьям разрешалось иметь наложницу.

Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства. В случае развода по инициативе мужа имущество, полученное в счет выкупа, и дети, родившиеся в браке, переходили к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.

Муж в свою очередь мог обвинить жену в том, что она плохая супруга, в связи с чем имел право сделать ее своей рабыней. Жена же имела возможность обвинить супруга в жестокости, могла даже потребовать за это компенсацию. В тех случаях, когда супруги не могли разрешить свои споры, в Вавилоне практиковался обычай испытания водой: если обвиняемый мог плавать, то это считалось, что его оберегают боги, и он признавался невиновным. Если же человек начинал тонуть, то это было весомым доказательством его вины.

В Древнем Египте брак также заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. В период матриархата наследование всегда шло по женской пинии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Такой обычай существовал в Египте и после завоевания его Римом в 30 г. до н. э. Так, Клеопатра

1 сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти,— супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом. Те же привилегии получил Марк Антоний, который стал ее последним мужем.

Однако было бы неправильным считать брак в Древнем Египте лишь деловым соглашением. Поэзия и любовные песни египтян того далекого времени воспевают романтическую любовь. Отличаясь от стиля наших песен о любви («Если я поцелую ее и губы ее приоткроются, я буду счастлив даже без пива»), они в поэтической форме воспевают вполне современные нам чувства.

Во многих из этих песен встречаются слова «брат» и «сестра», употребляемые в значении «любимый», «близкий», «любимая»:

Я увидел сестру мою, и душа моя возрадовалась, А руки мои широко раскрылись для объятья, И сердце от счастья из груди моей выскочило, Когда я увидел тебя, о моя госпожа, ко мне идущей, ведь если я обнимаю тебя и руки твои раскрываются, я чувствую, что попадаю в страну благоуханий.

Обновлено: 2019-07-09 22:50:41

medn.ru

Женщина в Древнем Египте: богиня, сестра и правительница

Семья в Древнем Египте

Все может фараон, что хочет фараон. И по любви жениться тоже может он.

 

Брак в Древнем Египте, как и в наше время, заключался по разным причинам: по расчету, по политической необходимости, ну и, конечно, по любви. При этом в отличие от многих других древних культур, брак по любви был явлением частым, привычным, что говорит о том, что в древние египтяне-мужчины не рассматривали женщин как имущество, а признавали за ними равные права на самоопределение. При этом древнеегипетские мужчины не стеснялись демонстрировать свою любовь окружающим, показывали, насколько необходимо им присутствие близкого человека. Вот исповедь вдовца из Лейденского папируса:

«С того времени, как я стал твоим мужем и до сих пор разве я сделал что-нибудь, что должен скрывать от тебя? Ты стала моей женой, когда я был молод, и я был с тобой. Меня назначали на всевозможные должности и я был с тобой; я не покидал тебя, я не причинял твоему сердцу никакого горя… Когда я командовал пешими воинами фараона и его колесничными воинами, я устроил так, чтобы ты приехала, и они падали в поклоне перед тобой, и они приносили тебе всевозможные хорошие вещи в подарок… Когда ты была больна поразившей тебя болезнью, я пошел к главному врачу и он приготовил для тебя лекарство, он делал все, что он, по твоим словам, должен был делать. Когда я должен был сопровождать фараона в его поездке на юг, мои мысли были с тобой, и я провел эти восемь месяцев, не заботясь о том, чтобы есть и пить. Когда я приехал в Мемфис, я упросил фараона и взял тебя к себе, и я сильно оплакивал тебя со своими людьми перед моим домом…». Воистину – и в болезни, и в здравии. Далеко не все современные мужчины могут привести столько доказательств своей любви и верности…

Безусловно, у древних египтян процветала моногамия, и в каждом доме была одна хозяйка – любимая жена или госпожа дома. Однако наличие рабовладения подразумевало возможность содержания гаремов, что не смущало супругов. Примеры же многоженства случались крайне редко и, в основном, в семьях фараонов и то сугубо по политическим причинам, когда фараону приходилось, например, жениться на дочери покоренного правителя, чтобы узаконить свою власть над побежденной страной. Таков, к слову, был брак Рамсеса II с принцессой покоренных хеттов. Однако при этом у Рамсеса была любимая жена, на которой он женился исключительно по любви и долгие годы был ей верен, пока не оброс гаремом.

Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.

О разводах в Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.

Об относительно легком отношении египтян к браку говорит также обычай брать жену «на год кормления». Это означало создание «пробного» брака и если год спустя супруги понимали, что не подходят друг другу, они могли расторгнуть брак в соответствии с брачным договором «годового кормления».

 

Наследование в Древнем Египте: шансы женихов дочери фараона

Номархом или фараоном не нужно родиться. Нужно правильно жениться.

 

Чтобы стать правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном – правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.

Это связано с тем, что свою родословную древние египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.

Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:
•Фараон Снорфу
•Его великая законная дочь Нефреткау
•Ее сын Нефермаат

В этой родословной ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние фараоны не баловали.

Поэтому в эпоху Древнего и Среднего царства и номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.

По этой причине у древних египтян практически отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.

Однако все это не означало полного исключения сыновей из цепи наследования. Напротив, будучи уверенными в собственном отцовстве, фараоны и чиновники всячески старались закрепить за сыновьями должности имущество, однако не всегда это было возможным.

 

Жена или сестра фараона: кровосмешение или ошибка филологов?

Действительно ли фараоны женились на своих сестрах?

 

До сих пор разные исследователи по-разному относятся к вопросу о кровосмесительных браках в Древнем Египте. Версия об их распространенности возникла из-за того, что в иероглифических текстах надписей в гробницах и на стелах слово «сестра» встречается там, где по смыслу должно стоять слово «жена». Также согласно египетской мифологии боги подали пример египтянам, когда Осирис и Сет взяли в жены своих сестер Исиду и Нефтиду. Далее, Птолемеи – самая поздняя династия фараонов, а также римляне сделали эти браки обычаем. Во время правления римского императора Коммода две трети граждан Арси вступили в такие браки. Отсюда и пошло.

Однако более глубокий взгляд на применение слова «сестра» заставляет задуматься о справедливости этого утверждения. С одной стороны, нет видимых признаков того, что египтяне порицали кровосмесительные браки, следовательно, таковые вполне могли иметь место, с другой стороны, слишком широкое толкование носит понятие «сестра» в древнеегипетском мире.

В лирических стихах, древнеегипетские поэты, обращаясь к абстрактной возлюбленной, имели привычку именовать ее «сестрой» или «сестрой сердца», что означало, скорее всего, так называемое родство душ, а не кровное родство. Мужская половина египтян весьма почтительно и трепетно относилась к своим матерям и родным сестрам, а потому назвать возлюбленную сестрой означало показать ей степень привязанности. Это, так сказать, литературная версия.

Есть другая версия – версия временного брака или жены «на прокат». Так, каменщики, отправленные фараоном на строительство храма в пустыне в весьма сложных климатических условиях сроком на два года, имели каждый при себе свою «сестру». Вряд ли это совпадение — трудно представить, что целая группа каменщиков, отправляемых в одну командировку, случайно оказалась жената на своих сестрах. Видеманн склонен считать, что в Египте существовала форма так называемых временных или пробных браков, в некотором роде жена «на прокат». Тогда командированные каменщики выглядят логичнее: в жаркую пустыню жалко тащить законных жен, отрывая их от детей и хозяйства, проще и удобнее взять для исполнения женских обязанностей и работ специальных временных жен, «сестер». Есть документальное подтверждение существованию таких временных браков: пять жалоб, поданных женщинами на рабочих. Четыре из них называют мужчин «тот, с которым я живу» (по-видимому, эти жалобщицы и есть эти самые «сестры») и лишь одна называет виновного своим мужем.

Кроме того, «сестрами» могли называть и «дам полусвета», женщин свободного образа жизни. Как правило, это были женщины-вдовы или женщины, оставленные своими мужьями. Они путешествовали по стране в поисках содержания и приключений и представляли опасность для мужского целомудрия. Приезжая одинокая женщина всегда вызывала подозрения, и мудрецы говорили: «Опасайся женщины из чужих мест! Когда она приходит, не смотри на нее и не знай ее! Она как водоворот в глубоких водах, глубина и опасность которых неизвестна… О, страшное преступление слушать ее!». Хотя сомнительно, что египетские мужчины слишком внимательно прислушивались к советам мудрецов, ведь женщины были красивы и свободны. И эти женщины тоже были «сестрами».

Вывод заключается в том, что, не отрицая возможности заключения кровосмесительных браков в семьях фараонов по династическим соображениям, не следует считать, что это было массовым или хотя бы сколь ни будь распространенным явлением, так как прямых доказательств тому нет. Действительно, даже в отношении фараонов, надписи говорят, что они женились на своих возлюбленных сестрах, при этом надписи не говорят нам, что дочери фараонов выходили замуж за своих возлюбленных братьев. Так что сестра в Древнем Египте – это совсем не то же самое, что сестра в нашем понимании.

 источник 

irina-seriel.livejournal.com

Женщина в Древнем Египте: богиня, сестра и правительница

Надежда Добрецова,
специально для сайта www.ancient-luxor.com
© Stratomedia, Inc.

Женщины ходят на рынки и торгуют, а мужчины сидят дома за ткацким станком… Женщины носят грузы на плече, а мужчины на голове. Женщина не может занимать должность священнослужителя ни при боге, ни при богине… Сыновья не обязаны обеспечивать своих родителей, если не желают этого сами, а дочери должны это делать, хотят они этого или нет …
Геродот

Так Геродот описывал «странности» Древнего Египта, которые видел сам. Пожалуй, нет в истории другого такого древнего народа, который с таким упорством хранил бы свои обычаи и традиции на протяжении не сотен, но нескольких тысяч лет! И нет другого такого восточного народа, где положение женщины было бы столь противоречивым, ярким и необычным.

Семья в Древнем Египте

Все может фараон, что хочет фараон. И по любви жениться тоже может он.

Брак в Древнем Египте, как и в наше время, заключался по разным причинам: по расчету, по политической необходимости, ну и, конечно, по любви. При этом в отличие от многих других древних культур, брак по любви был явлением частым, привычным, что говорит о том, что в древние египтяне-мужчины не рассматривали женщин как имущество, а признавали за ними равные права на самоопределение. При этом древнеегипетские мужчины не стеснялись демонстрировать свою любовь окружающим, показывали, насколько необходимо им присутствие близкого человека. Вот исповедь вдовца из Лейденского папируса:

«С того времени, как я стал твоим мужем и до сих пор разве я сделал что-нибудь, что должен скрывать от тебя? Ты стала моей женой, когда я был молод, и я был с тобой. Меня назначали на всевозможные должности и я был с тобой; я не покидал тебя, я не причинял твоему сердцу никакого горя… Когда я командовал пешими воинами фараона и его колесничными воинами, я устроил так, чтобы ты приехала, и они падали в поклоне перед тобой, и они приносили тебе всевозможные хорошие вещи в подарок… Когда ты была больна поразившей тебя болезнью, я пошел к главному врачу и он приготовил для тебя лекарство, он делал все, что он, по твоим словам, должен был делать. Когда я должен был сопровождать фараона в его поездке на юг, мои мысли были с тобой, и я провел эти восемь месяцев, не заботясь о том, чтобы есть и пить. Когда я приехал в Мемфис, я упросил фараона и взял тебя к себе, и я сильно оплакивал тебя со своими людьми перед моим домом…». Воистину – и в болезни, и в здравии. Далеко не все современные мужчины могут привести столько доказательств своей любви и верности…

Безусловно, у древних египтян процветала моногамия, и в каждом доме была одна хозяйка – любимая жена или госпожа дома. Однако наличие рабовладения подразумевало возможность содержания гаремов, что не смущало супругов. Примеры же многоженства случались крайне редко и, в основном, в семьях фараонов и то сугубо по политическим причинам, когда фараону приходилось, например, жениться на дочери покоренного правителя, чтобы узаконить свою власть над побежденной страной. Таков, к слову, был брак Рамсеса II с принцессой покоренных хеттов. Однако при этом у Рамсеса была любимая жена, на которой он женился исключительно по любви и долгие годы был ей верен, пока не оброс гаремом.

Случались у фараонов, однако, и египетские две жены, например, у Аменехмета II. Его жены – Небет и Хнут – были подругами и даже называли в честь друг друга своих дочерей. Позже такие коллизии стали встречаться и в низших кругах общества. Например, некий вор, ограбивший гробницу в долине Царей, в каменной надписи любезно сообщил потомкам о наличии у него двух жен – госпожи Таруру и госпожи Тасуэи. Но редкость такого явления показывает, что эти браки, хотя и считались допустимыми, нормой все же не были и заключались только с полного согласия супругов. А поскольку женщины во все времена довольно ревнивы, то и браки такие были редки.

О разводах в Древнем Египте нам почти ничего не известно. Измены, скорее всего, были, так как большинство браков заключалось в совсем молодые годы супругов, а жизнь подбрасывала им со временем новые встречи. Кроме того, мужчины часто отправлялись на войну или на государственные работы. Однако весьма своеобразное и свободное отношение египтян к интимной жизни позволяло обходиться без разводов, тем более что женщина была главной наследницей имени и крови, а также детей и имущества.

Об относительно легком отношении египтян к браку говорит также обычай брать жену «на год кормления». Это означало создание «пробного» брака и если год спустя супруги понимали, что не подходят друг другу, они могли расторгнуть брак в соответствии с брачным договором «годового кормления».

Наследование в Древнем Египте: шансы женихов дочери фараона

Номархом или фараоном не нужно родиться. Нужно правильно жениться.

Чтобы стать правителем нома – области Древнего Египта – или даже фараоном – правителем всей страны, совсем необязательно было быть сыном правителя. Часто вполне достаточно было просто жениться на дочери номарха или фараона, как и поступали многие честолюбивые юноши из аристократических семей. Дело в том, что титул и имущество правителя в равной, а иногда и в большей степени, наследовали дочери, а не сыновья.

Это связано с тем, что свою родословную древние египтяне вели по материнской линии, считая, что происхождение ребенка можно достоверно доказать лишь со стороны матери, которая его родила. В отношении же отца можно лишь строить предположения с той или иной степени вероятности. Кстати, этот обычай долгое время жил в различных африканских племенах, например, у туарегов, титул вождя которых наследует не сын вождя, а сын его сестры.

Иными словами, в том, что сестра умершего принадлежит к роду вождей, у нынешних туарегов и древних египтян было уверенности больше, чем в том, что к этому роду принадлежит сын самого правителя. Адольф Эрман в подтверждение приводит родословную одного из потомков фараона Снорфу:

  • Фараон Снорфу
  • Его великая законная дочь Нефреткау
  • Ее сын Нефермаат

В этой родословной ключевое слово – законная. По-видимому, сыновей таким титулом древние фараоны не баловали.

Поэтому в эпоху Древнего и Среднего царства и номы, и сама страна часто передавались в наследство дочерям, а представителям аристократии предстояло бороться не только за руку принцесс, но и за корону правителя. Из этого же вытекает и свидетельство Геродота о том, что обязанности заботиться о родителях в их земной и потусторонней жизни возлагались в Древнем Египте на дочерей.

По этой причине у древних египтян практически отсутствовало явление, идентичное нашим понятиям фамилии, рода. Женщины-наследницы, выходя замуж, теряли родовые признаки имени и в памяти последующих поколений оставались имена и титулы их мужей, но редко – их отцов. Так египтяне формальную, именную принадлежность к роду приносили в жертву неформальному, подлинному кровному родству.

Однако все это не означало полного исключения сыновей из цепи наследования. Напротив, будучи уверенными в собственном отцовстве, фараоны и чиновники всячески старались закрепить за сыновьями должности имущество, однако не всегда это было возможным.

Жена или сестра фараона: кровосмешение или ошибка филологов?

Действительно ли фараоны женились на своих сестрах?

До сих пор разные исследователи по-разному относятся к вопросу о кровосмесительных браках в Древнем Египте. Версия об их распространенности возникла из-за того, что в иероглифических текстах надписей в гробницах и на стелах слово «сестра» встречается там, где по смыслу должно стоять слово «жена». Также согласно египетской мифологии боги подали пример египтянам, когда Осирис и Сет взяли в жены своих сестер Исиду и Нефтиду. Далее, Птолемеи – самая поздняя династия фараонов, а также римляне сделали эти браки обычаем. Во время правления римского императора Коммода две трети граждан Арси вступили в такие браки. Отсюда и пошло.

Однако более глубокий взгляд на применение слова «сестра» заставляет задуматься о справедливости этого утверждения. С одной стороны, нет видимых признаков того, что египтяне порицали кровосмесительные браки, следовательно, таковые вполне могли иметь место, с другой стороны, слишком широкое толкование носит понятие «сестра» в древнеегипетском мире.

В лирических стихах, древнеегипетские поэты, обращаясь к абстрактной возлюбленной, имели привычку именовать ее «сестрой» или «сестрой сердца», что означало, скорее всего, так называемое родство душ, а не кровное родство. Мужская половина египтян весьма почтительно и трепетно относилась к своим матерям и родным сестрам, а потому назвать возлюбленную сестрой означало показать ей степень привязанности. Это, так сказать, литературная версия.

Есть другая версия – версия временного брака или жены «на прокат». Так, каменщики, отправленные фараоном на строительство храма в пустыне в весьма сложных климатических условиях сроком на два года, имели каждый при себе свою «сестру». Вряд ли это совпадение — трудно представить, что целая группа каменщиков, отправляемых в одну командировку, случайно оказалась жената на своих сестрах. Видеманн склонен считать, что в Египте существовала форма так называемых временных или пробных браков, в некотором роде жена «на прокат». Тогда командированные каменщики выглядят логичнее: в жаркую пустыню жалко тащить законных жен, отрывая их от детей и хозяйства, проще и удобнее взять для исполнения женских обязанностей и работ специальных временных жен, «сестер». Есть документальное подтверждение существованию таких временных браков: пять жалоб, поданных женщинами на рабочих. Четыре из них называют мужчин «тот, с которым я живу» (по-видимому, эти жалобщицы и есть эти самые «сестры») и лишь одна называет виновного своим мужем.

Кроме того, «сестрами» могли называть и «дам полусвета», женщин свободного образа жизни. Как правило, это были женщины-вдовы или женщины, оставленные своими мужьями. Они путешествовали по стране в поисках содержания и приключений и представляли опасность для мужского целомудрия. Приезжая одинокая женщина всегда вызывала подозрения, и мудрецы говорили: «Опасайся женщины из чужих мест! Когда она приходит, не смотри на нее и не знай ее! Она как водоворот в глубоких водах, глубина и опасность которых неизвестна… О, страшное преступление слушать ее!». Хотя сомнительно, что египетские мужчины слишком внимательно прислушивались к советам мудрецов, ведь женщины были красивы и свободны. И эти женщины тоже были «сестрами».

Вывод заключается в том, что, не отрицая возможности заключения кровосмесительных браков в семьях фараонов по династическим соображениям, не следует считать, что это было массовым или хотя бы сколь ни будь распространенным явлением, так как прямых доказательств тому нет. Действительно, даже в отношении фараонов, надписи говорят, что они женились на своих возлюбленных сестрах, при этом надписи не говорят нам, что дочери фараонов выходили замуж за своих возлюбленных братьев. Так что сестра в Древнем Египте – это совсем не то же самое, что сестра в нашем понимании.

Власть красоты в Египте: Нефертити, Нефертари и Хатшепсут

Фараон в юбке или юбки фараонов?

Самые знаменитые женщины Древнего Египта были его правительницами. Две из них, в чьих именах есть слово нефер – красивый, хороший – были женами самых скандальных и эпатажных фараонов Эхнатона и Рамсеса II. Третья – Хатшепсут – самая загадочная женщина-фараон.

Нефертити прославилась по двум причинам. Во-первых, она стала символом египетской красоты, что подтверждается ее сохранившимися изображениями. Во-вторых, она была супругой Эхнатона – фараона-еретика, фараона-отступника, который восстал против владычества бога Амона и стал поклоняться «чистому» солнечному диску. Нефертити была не просто супругой царя, она была супругой наместника бога на земле и потому сама носила божественный титул. Существует распространенное мнение о том, что Эхнатон был без ума от своей прекрасной жены и страшно горевал после ее ранней смерти. Но есть и другое мнение, согласно которому у Эхнатона в поздний период жизни была другая любимая жена, а Нефертити оставалась лишь парадно-выходной супругой, так как ее обожествлял народ.

Нефертари стала любимой женой и верной спутницей фараона-воина – Рамсеса II. Говорят, красота ее была необыкновенна, божественна и ни одна земная женщина не могла сравниться с ней. Возможно, так и было, недаром юный Рамсес влюбился в Нефертари без памяти, и долгое время оставался ей верен, до тех пор, пока огромная воинская слава и еще большая воинская добыча не опьянили его и не заставили нарушить верность любимой Нефертари. Тем не менее, Нефертари подарила фараону восемь (по некоторым данным одиннадцать) детей и оставалась официальной правительницей страны. Да и можно ли считать изменой наличие гарема как символ успешности и мужской состоятельности фараона?

Хатшепсут. Это женщина-загадка. С ней связано много тайн, и ни одна из них не подкреплена достоверными фактами. Начнем с того, что Хатшепсут, по некоторым данным, являлась официальной правительницей Верхнего и Нижнего Египта на протяжении одновременного царствования трех фараонов по имени Тутмос – Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III. В то же время, есть данные, что она была всего лишь супругой Тутмоса III. Она же снарядила большой египетский флот в таинственную страну Пунт, которую так и не определили на карте древнего мира. Из этой экспедиции египтяне привезли сказочные богатства, включая ценнейшие породы деревьев, которые Хатшепсут выращивала в своем прекрасном храме, развалины которого туристы могут увидеть и сегодня.

Хатшепсут изображали в мужском одеянии и есть даже версия о том, что она правила от имени мужчины, сама звалась Тутмосом III, который к тому времени умер, а придворные узнали об этом только при бальзамировании тела Хатшепсут. В то же время, есть данные, что Тутмос III пережил Хатшепсут и уничтожил память о ней, стерев ее надписи, разбив статуи и разрушив храм. Дошло до того, что некоторые исследователи отождествляют Хатшепсут  с легендарной библейской Царицей Савской, которая, как говорит Библия, соблазнила Соломона и стала его женой, хотя он и подозревал, что у нее вместо ступней – копыта.

Иными словами, жизнь и смерть Хатшепсут представляют собой сплошную загадку, и всем нам еще только предстоит понять, кто была эта таинственная женщина и какова была ее роль в развитии Египта. Но есть одно абсолютно очевидное утверждение, которое хорошо иллюстрируется историями о Хатшепсут, – пределам власти и величия женщины в Древнем Египте не было. Как не было предела их красоте, уму, талантам и власти над мужчинами.

Литература:

  1. Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  2. Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  3. Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ, 1972.
  4. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1970.

 

www.ancient-luxor.com

Секс и брак в Древнем Египте (18+)

Доброго времени суток.

Меня всегда интересовало отношение людей к сексу в прошлые эпохи. Различий с современным восприятием этого интимного процесса настолько много, что порой диву даёшься.

И трансформации отношений простых людей, людей, облачённых властью и религиозных служителей со временем, народом и развитием цивилизации менялось от полного поощрения до практически смертно греховного запрещения. А потом наоборот. Спираль истории и в интимных вопросах закручивалась и сжималась, а потом снова расправлялась.

Я уже затрагивал некоторые темы сексуальных отношений в предыдущие века (их можно найти по тэгу хроники прошлого). С нынешнего четверга в течение нескольких недель выложу несколько статей про секс на заре цивилизаций.

Сегодняшний пост посвящаю эпохе до нашей эры, а именно Древнему Египту.

Секс в Древнем Египте был открытым, и считался вполне естественным. Он был неотъемлемой важной частью жизни – от рождения до смерти и перерождения. Одинокие и семейные пары – все занимались любовью. Даже боги были достаточно «земными» и тоже совокуплялись. Египтяне также верили в секс в загробной жизни. Секс вовсе не был табу… Египетские религиозные тексты были переполнены рассказами о прелюбодеянии, инцесте, гомосексуализме и мастурбации… даже с намеками на некрофилию! Мужественность и женственность были прочно связаны со способностью зачать и выносить ребенка…

Брак

Для древних египтян, наиболее привлекательными считались плодовитые женщины. Женщины, имеющие детей, имели больше шансов на семейное счастье, нежели бездетные. Следуя примеру Исиды, богини – матери Гора, египетские женщины старались казаться умными, образованными, загадочными матерями. В египетском обществе, мужчины должны были доказать свою мужественность фактом усыновления или воспитания ребенка, в то время как женщины должны были вынашивать этих детей. Брак позволял не только сохранить семейный очаг, но также и добиться более высокого положения в обществе. Но египетская семья не была всего лишь общественным статусом – египтяне любили своих детей, и не боялись это показывать. Однако существовало несколько советов родителям, написанные древними писцами:
«Прелюбодеяние в Египте считалось злом. Женщин жестоко наказывали за измену – в то время как мужчину просто могли обязать к разводу, женщину могли приговорить к смерти за такое преступление. В Сказке о двух братьях, жена, изменившая мужу, была найдена и убита, а ее тело было брошено собакам. Незамужние женщины, с другой стороны, были свободны в выборе партнера по своему усмотрению, и, тем самым, могли полностью наслаждаться всеми прелестями секса.»

Странствующие артисты и… «проститутки»

В Египте проститутки считались священными посланницами богов. Их относили к высшему сословию общества и отождествляли с разными богами и богинями, такими как Бес и Хатхор. И это были совсем не современные «девочки на улицах», которых мы обычно считаем «женщинами легкого поведения». Древние «путаны» обычно выделяли себя в обществе благодаря одежде и макияжу. Некоторые из них носили голубые платья, украшенные бисером, сплетенные по типу рыболовной сети. Они красили губы красным цветом, и наносили татуировки на грудь или ягодицы, и зачастую расхаживали нагишом. Нет доказательств, что их «труд» каким-либо образом оплачивался, поэтому, возможно слово «проститутки» не совсем подходит этим женщинам. Другая точка зрения, выдвинутая Дэниелом Колосом, египтологом университета в Торонто, определяет добрачную сексуальную активность как необходимое условие счастливого брака.

Одна из теорий, не относящих таких женщин к проституткам, основывается на предположении, что их «труд», возможно, был частью ритуала «взросления», подобно обрезанию для мужчин. Принимая во внимание особый акцент египтян на плодовитость как на определяющую природу мужчины и женщины, эта теория может быть правдоподобна. Другие теории утверждают, что молодые девственницы часто присоединялись к бродячим артистам – танцорам, певцам и т.п. – и во время путешествий в труппе они впервые испытывали сексуальную близость. Если девушка беременела, она, скорее всего, покидала труппу, и возвращалась домой, с доказательством своей женственности (материнство почиталось как высшее благо, позволяющее женщине достичь высокого положения в обществе, поэтому фактом беременности по-настоящему гордились). Итак, эти женщины не были оплачиваемыми «путанами», напротив, они были связующим звеном между богами и людьми. Нельзя утверждать, конечно, что в Древнем Египте не было оплачиваемых проституток, просто найдено слишком мало тому доказательств.

Контрацепция

У египтян были свои способы предохранения и избавления от нежелательной беременности. Они знали и контрацептивы, и процесс аборта. Зачастую женщины пользовались древними рецептами, содержавшими отвратительные ингредиенты, например, экскременты крокодила. Вот один из наиболее пристойных:
«Предписание для женщины для предохранения от беременности на один, два или три года: растереть в порошок некоторое количество плодов финикового дерева, смешав их с медом. Смочить раствором небольшой круглый комок шерсти и ввести в вагину».
(Прим.: про такие методы здесь)

Инцест

Благодаря тесным семейным связям в египетской мифологии, а также тому факту, что египтяне не заключали инцест под запрет, многие исследователи пришли к мысли – инцест был обычным делом в Древнем Египте. Вероятно, существовали браки между братом и сестрой, но, скорее всего, родные уже не считались таковыми. Причина этому в многозначном обозначении родства в египетской терминологии. «Отцом» мог считаться как настоящий отец, так и дед или предки по мужской линии, «матерью» – аналогично по женской линии родства. «Сестрой» могла быть любовница, жена, госпожа или наложница, племянница или тетя! С другой стороны, царская семья чаще прибегала к кровосмешению. Королевская кровь бежала в жилах женщин, а не мужчин. Чтобы стать фараоном, мужчина должен был жениться на царской принцессе, которая могла быть его сестрой или кузиной. Широкое распространение браков между братьями и сестрами, особенно среди царских семей Нового Царства, вероятно, было попыткой укрепить связи между королевской семьей и богами, которые сами нередко прибегали к таким союзам.


Секс в искусстве

На западном берегу Нила за городом Фивы находятся Долина Царей и Долина Цариц – места захоронения правителей Древнего Египта. Неподалеку расположен поселок ремесленников и художников, живших тут примерно с 1550-го по 1069 год до н. э. (сейчас поселок называется Дейр-эль-Медина). Это они вытесывали в скалах и украшали царские усыпальницы. Захоронения мастеров находились тут же, в Дейр-эль-Медине. Конечно, их могилы уступали гробницам правителей. Но и здесь археологи нашли множество настенных изображений, статуэток и папирусных свитков. В 1820 году рабочие, проводившие раскопки в Дейр-эль-Медине по заданию французского консула, нашли фрагменты папируса со странными рисунками и надписями. Сперва рабочие решили, что обнаружили отрывки Книги мертвых (так называют древнеегипетские религиозные тексты о потустороннем мире). Находку передали консулу. Тот продал папирус вместе с другими находками Институту археологии в Турине. Осмотреть и оценить новые приобретения взялся Жан Франсуа Шампольон – тот самый, который расшифровал древнеегипетские иероглифы (он считается основателем египтологии). Шампольон быстро понял, что к Книге мертвых папирус отношения не имеет. А приглядевшись к рисункам на нем повнимательнее, египтолог залился краской и тут же объявил находку «не подлежащей изучению». Шампольон занялся другими документами из Дейр-эль-Медины, а злосчастный папирус (ему присвоили номер 55001) отправился в запасники Египетского музея в Турине.



Лишь в середине XX века ученые вновь обратили внимание на так называемый Туринский эротический папирус. И с тех пор разговоры о нем не утихают. Что же представляет собой папирус № 55001? Возраст его – почти три тысячи лет. Считается, что он был изготовлен во времена фараона Рамзеса III или его сына Рамзеса IV, то есть в XII-XI веках до н. э. Длина свитка – больше двух с половиной метров, а высота – около 20 сантиметров.

Папирус плохо сохранился, но на найденных фрагментах можно различить 27 сценок. 12 из них изображают пары, занимающиеся сексом в разнообразных позах. Гениталии мужчин неправдоподобно велики. Между рисунками видны едва сохранившиеся надписи, которые комментируют происходящее. Остальные 15 сценок изображают животных, занимающихся человеческими делами: мыши штурмуют крепость кошки, бегемот собирает плоды с дерева, осел вершит суд. Однако ученые, естественно, больше заинтересовались эротикой.

Глядя на эти рисунки, легко догадаться, что так шокировало египтолога Шампольона. Изображения на папирусе № 55001 абсолютно не похожи на другие дошедшие до нас произведения древнеегипетского искусства. Правда, на некоторых рельефах и рисунках боги иногда изображались с возбужденными фаллосами. Но такие изображения носили сакральный характер: фаллосы богов символизировали силу и плодородие. А люди, нарисованные на Туринском эротическом папирусе, занимаются земными вещами. И явно получают от этого удовольствие. Так может быть, папирус № 55001 и не является произведением искусства? Что если в Древнем Египте уже существовало нечто вроде порноиндустрии? Известна серия весьма откровенных рисунков той же эпохи. Они были сделаны на острака – плоских кусках известняка. Однако исследователи считают, что Туринский эротический папирус не имеет ничего общего с дешевыми порнографическими рисунками.

Во-первых, в древности папирус был очень дорогим материалом. Во-вторых, чернила, которыми были нарисованы эти фривольные сценки, очень высокого качества, а значит, и цена их была высока. Кроме того, по остаткам изображения можно определить, что папирус когда-то был раскрашен желтой, красной и зеленой красками, а они тоже обходились очень дорого. Древние художники не могли позволить себе тратить столь ценные материалы на порнокомиксы. Ученые уверены также, что автором рисунков был настоящий художник, а не, скажем, расшалившийся юный подмастерье. Манера, в которой выполнены изображения, говорит об уверенной руке мастера. Некоторые ученые полагают, что это своеобразное пособие по сексуальной грамоте, древнеегипетская «Кама сутра».


Есть даже мнение, что сценки Туринского папируса нарисовали по заказу какой-нибудь проститутки – в качестве «каталога» сексуальных поз для клиентов. Но большинство ученых не принимают это предположение всерьез. Ученые считают, что женщины с папируса № 55001 – храмовые танцовщицы и музыкантши. В сохранившейся надписи одна из дам прямо называет себя певицей при храме. Другая держит в руке лиру, что указывает на род ее занятий. Изображения девушек отвечают древнеегипетскому идеалу красоты: они молоды, стройны, у них длинные ноги, небольшая упругая грудь и парики с длинными густыми волосами. Вся их одежда – узкая набедренная повязка. Так одевались танцовщицы и певицы, участвовавшие в торжественных религиозных церемониях и праздниках знати.


По поводу женщин, изображенных на папирусе, разногласий у большинства ученых не возникает. Зато мужские персонажи поставили исследователей в тупик. С одной стороны, это типичные простолюдины, причем не первой молодости. Их тела далеки от совершенства, у многих имеется брюшко. Прически не похожи на элегантные парики фараонов и вельмож. Одни мужчины лысые, другие растрепаны. У кого-то растет неопрятная бородка. Людей высшего сословия в Древнем Египте так не изображали.

Кроме того, у двух персонажей папируса за плечами мешки, будто эти мужчины собрались в путь. Но с другой стороны, все мужчины явно обрезаны, а это было характерно лишь для знати. К тому же их тела не закрашены охрой, как это обычно делалось при изображении простолюдинов.

Большинство исследователей сходятся на том, что на Туринском эротическом папирусе нарисованы все-таки мужчины знатного происхождения. Или, что вероятнее всего, жрецы. Но почему художник решил придать их облику столь отталкивающие черты? Вероятно, считают египтологи, этот неизвестный мастер был сознательным гражданином и близко к сердцу принимал проблемы своей страны. А проблем было немало. Правление Рамзеса III – не самые спокойные годы в истории Древнего Египта. Страна должна была постоянно защищаться от набегов средиземноморских народов. Судебные власти расследовали множество дел о разграблении усыпальниц в Долине Царей. Частые неурожаи вели к росту цен на хлеб. В это время случилась первая в истории документально зафиксированная забастовка: ремесленники и художники из Дейр-эль-Медины, недовольные низкой оплатой труда, остановили работу. В окружении фараона плелись интриги.

Даже поведение жрецов перестало быть образцом нравственности. Священнослужители Древнего Египта не были обязаны блюсти целомудрие. Однако им категорически запрещалось вступать в интимные связи со служительницами храмов. Скорее всего, этот запрет повсеместно нарушался. Чтобы восстановить репутацию, жрецы были вынуждены публично клясться, что никогда не предавались любовным утехам с храмовыми танцовщицами и певицами. Видимо, эти клятвы не были убедительными. Поэтому и появился Туринский папирус – не просто эротический «комикс», а сатира на упадок нравов среди знати и духовенства. Ученые считают, что и изображения зверей в комических ситуациях относят этот папирус к смеховой культуре. Художник позволил себе посмеяться над тем, что раньше было священным, а потому запретным.

Возможно, были и другие произведения, подобные Туринскому эротическому папирусу. Более того, вероятно, они существуют и сейчас. И, как полагают многие ученые, вовсе не в песках пустыни или неизвестных гробницах, а в запасниках музеев. Эротические рисунки и тексты не вписываются в сложившиеся у нас представления о возвышенном и целомудренном древнеегипетском искусстве. Поэтому проще делать вид, будто ничего подобного и не было. То есть поступать так, как почти двести лет назад сделал великий египтолог Жан Франсуа Шампольон.

Жизнь после смерти

Египтяне думали о загробной жизни как о продолжении жизни земной, о лучшей жизни. И, следовательно, они верили и в секс после смерти! Во время погребения мужчинам прикрепляли искусственный пенис к их мумиям, женщинам крепили соски. И те и другие, благодаря стараниям жрецов, могли вести полноценную сексуальную жизнь в загробном мире, где им позволялись любые сношения, какие пожелают. Также в гробницы иногда клали деревянные символы женского начала – статуэтки женщин с широкими бедрами, держащие в руках детей. Другие амулеты вообще не имели ног, а их тела заканчивались довольно широкой лобковой областью. Эти статуэтки позволяют предположить, что египтяне считали женское начало и секс одним целым, хотя, с другой стороны, древние мужчины и женщины могли наслаждаться сексом, как им вздумается!

Давно известно, что фараоны и царицы древнего Египта вступали в кровосмесительные связи и прилюдно демонстрировали свою сексуальность. Но так поступали не только фараоны. Ученые считают, что секс играл важнейшую роль в египетском обществе. В этой волшебной и чувственной стране секс был повсюду, секс создал все, даже саму нашу вселенную.

Секс в Древнем Египте был частью повседневной жизни, царской религии, бытовой магии, домашнего хозяйства и даже общественных мест. Но уже очень скоро придет время, когда акт любви между мужчиной и женщиной будет рассматриваться как нечто запретное, постыдное и наказуемое.

Источник

victorrom.livejournal.com

Взаимоотношения мужчин и женщин в Древнем Египте.

Отношение к любви, сексу и браку в Древнем Египте очень значимо само по себе. Люди в этой стране влияли на нравы и практики в Древнем Израиле, Древней Греции и Древнем Риме.

Равенство мужчин и женщин

У нас нет полной картины относительно того, каким был брак в Древнем Египте. Период охватывает почти 3000 лет, с 3100 до н. э. до 332 г. до н. э., отношение могло значительно варьироваться на протяжении веков и даже зависело от правителя. Похоже, что мужчины и женщины были почти равны по статусу, причем последние пользовались более широкими правами, такими как право распоряжаться имуществом или инициировать развод, чего не скажешь о Древнем Риме. В искусстве этого периода женщин часто изображают следующим образом: они поддерживают или обнимают своего мужа. А супруги называли друг друга братом и сестрой, и все потому, что они были на равных.

Отношение к сексу

Египтяне были слишком чувственными, они сполна наслаждались всеми видами удовольствия. Их мифы изобилуют всеми видами секса. Они прикрепляли ложные пенисы к мужским мумиям и ложные соски к женским, чтобы снарядить мертвых для секса в загробной жизни. Люди не ценили целомудрие, не задумывались о таком понятии, как девственность. Незаконнорожденные дети ни у кого не вызывали вопросов, это не было клеймом или позором. Медицинское сочинение, папирус Эберса, который восходит к середине второго тысячелетия до нашей эры, содержит рецепт противозачаточного средства pessary, в результате которого уменьшилось количество абортов. Супружеская измена — это табу, особенно со стороны жены. И дамы, которые изменяли своему мужу, могли быть жестоко наказаны: их могли избить до смерти, закидать камнями или сжечь на костре.

В каком возрасте вступали в брак?

В общем, люди стремились заключить брак с человеком из своего социального класса, но мало интересовались расой или даже национальностью. Женщина иногда выходила замуж за своего двоюродного брата, но это не относилось к представителям королевских династий. Мужчины обычно женились в возрасте от 16 до 20 лет или как только они осваивали профессию, чтобы прокормить жену и будущих детей. Женщины обычно выходили замуж в более молодом возрасте, примерно около 13 лет или сразу же после полового созревания, а старики (мужчины в возрасте) нередко женились на совсем юных девушках (девственницах).

Как заключали брак?

Брак обычно заключался между женихом и родителями невесты, а семья мужчины предлагала деньги или подарки, чтобы совершить сделку и компенсировать семье невесты потерю дочери. До заключения брака составляли соглашение (брачный контракт), там указывали, что останется женщине и возможным детям в случае развода. А предметы, которые дама сама, так сказать, приносила в брак, оставались ее собственными. Торжество отмечали пышным застольем, но не было свадебного ритуала как такового. Как только невеста приносила свои вещи в дом жениха, ее считали замужней. В некоторых случаях пара вступала в пробный брак продолжительностью один год, так называемый год еды, после чего его могли продлевать либо аннулировать.

Раньше развестись было проще?

Развод был простой процедурой. Один из супругов мог развестись просто, сказав «я от тебя ухожу», не существовало каких-либо формальностей. Все было просто, даже если у них не было особых оснований, таких как прелюбодеяние или бесплодие. В отличие от Древних Афин и Древнего Рима, дети в браке принадлежали матери и при разводе оставались с ней. Мужчина выплачивал алименты женщине, независимо от того, были у него деньги или нет, до тех пор, пока дама не найдет себе другого мужа. На женщине не было никакого клейма, связанного с разводом, и после этого можно было легко вступить в повторный брак. Хотя многим женщинам, у которых уже были дети, было проблематично найти нового мужа. Несмотря на относительную легкость развода, люди упорно работали над своим браком, не потому что они считали, что их брак — это любовь навсегда, а потому что они дорожили своим нажитым имуществом.

Египтяне считали, что после смерти они будут стоять на суде перед богом Осирисом, который, как они надеялись, позволит им пройти в поле тростника, где они будут воссоединены с людьми и владениями, которыми они дорожили.

Немного увлекательной и шокирующей истории

Осирис женился на своей сестре Исиде, позже даже члены королевской семьи поступали так, ведь они считали себя божественными. Клеопатра, любовница Цезаря и Марка Антония, вышла замуж за своих братьев, Птолемея XIII и Птолемея XIV. Некоторые фараоны даже женились на своих дочерях, хотя, возможно, это был почетный брак, чтобы поднять статус принцессы. В отличие от обычных египтян, которым это было запрещено, фараоны часто брали нескольких жен, что позволяло им создавать или укреплять внутренние и международные альянсы. Тем не менее одна из жен, часто сестра или сводная сестра, доминировала над другими и носила титул Великой королевской жены. Тутанхамон, который правил с 1332 по 1323 г. до нашей эры и страдал от многочисленных уродств, был сыном Эхнатона и одной из сестер Эхнатона. Он взял в жены свою сводную сестру Анхесенамону, дочь Эхнатона и его Великой королевской жены Нефертити. Прежде чем выйти замуж за Тутанхамона, Анхесенамона была замужем за своим отцом. У Тутанхамона и Анхесенамоны было две дочери, но обе родились мертвыми.

homsk.com

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *