Молодежная субкультура
Характеристика молодежной субкультуры
Культурой принято называть убеждения, ценности и выразительные средства, являющиеся общими для определенной группы людей, которые используются для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.
Определение 1
Под субкультурой следует понимать систему норм и ценностей, которые противопоставляют группу большинству обществ.
Ее формирование происходит под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры имеют лишь некоторые отклонения от национальной культуры, принятой большинством, но не являются отказом от нее.
Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.
Особенности молодежной субкультуры
Культура людей молодого возраста, которые объединены общностью стиля жизни, поведения в обществе, норм, стереотипов и ценностей, называется молодежной субкультурой. Иными словами, молодежные субкультуры представляют собой систему смыслов, средств выражения, стилей жизни, которая помогает молодежи адаптироваться к взрослой жизни, выполняет определенные функции социализации индивидов, с которыми не может справиться школа, семья, государство.
Подростки воспринимают окружающий мир совсем не так, как умудренные опытом взрослые люди. Для молодежи характерно стремление стать не такими, как все, выделиться из толпы, выглядеть более значимыми в глазах других. При этом особенности психологии подростка таковы, что большинство молодых людей не может в одиночку выражать свои взгляды на окружающий мир. Это объясняет тот факт, что подростки часто объединяются, «сбиваются в стаи», где единственно возможный для них способ выживания в обществе – это ощущение поддержки себе подобных, «чувство локтя» понимающих тебя людей.
Переходный период от детства к зрелости – очень непростое время для молодого человека. Оно наполнено множеством сложных проблем, решить которые подросток не способен, так как его жизненный опыт пока не велик, а принять помощь взрослого он не хочет из духа противоречия.
Замечание 1
Поэтому молодые люди стремятся объединиться со сверстниками, которые сталкиваются с похожими проблемами и имеют схожие ценности и идеалы.
Такие объединения и порождают молодежные субкультуры, которые создают свою собственную культуру, помогающую молодым людям преодолеть трудности в адаптации к взрослой жизни:
- позволяет подростку удовлетворить потребность в общении, в которой остро нуждается молодой человек в этот период;
- помогает выработать навыки общения, что приводит к повышению авторитета подростка в глазах сверстников;
- оказывает психологическую поддержку со стороны членов субкультуры;
- способствует адаптации подростков к трудностям взрослой жизни.
Молодежь не всегда доверяет общественным молодежным организациям, которые, казалось бы, тоже должны оказывать помощь подросткам в переходный период из детства во взрослую жизнь. Это объясняется тем, что молодежные общественные организации формируют группы подростков одного возраста, а самое главное, но в поле их внимания находится только общественная, а не личная жизнь подростков. Поэтому молодежь отдает предпочтение именно молодежной субкультуре, ведь принимая участие в субкультуре, молодежь играет во взрослую жизнь, где создается некий образец жизненных ситуаций и происходит обучение поведению в них.
Основные признаки молодежной субкультуры
Исследователи называют основные признаки молодежной субкультуры.
- Основой любой молодежной субкультуры является уличный стиль.
- Большая часть молодежных субкультур возникает и развивается вокруг определенного стиля музыки.
- Одной из основных отличительных черт молодежной субкультуры является сленг – молодежный жаргон, доступный только избранным.
Замечание 2
Пропуском в группу считается как раз владение таким специфическим языком, непонятным для взрослых и выделяющим подростка из толпы.
Сленг современной молодежи включает слова и выражения, которые используются молодыми людьми, но не воспринимаются непосвященными в качестве «хороших», общеупотребительных или литературных. Эти слова и выражения становятся сленговыми именно потому, что, во-первых, они знакомы более или менее ограниченному кругу людей, а во-вторых, эти слова и выражения вносят в язык особый смысловой оттенок. Кроме того такие лексические единицы отличаются зачастую нетрадиционное, не принятое литературной нормой написание или словообразование.
Характерные черты молодежной субкультуры | Учеба-Легко.РФ
В процессе формирования молодежной субкультуры оформились следующие её характерные черты:
1. Мол. субкультура характеризуется выработкой специфического мировоззрения и образа жизни. В зависимости от специфики указанных параметров представители одних субкультур активно взаимодействуют с обществом, другие обходятся без активного взаимодействия.
2. Мол. субкультура имеет экзотерический характер от взрослого общения. Для вхождения в тот или иной вид молодежной субкультуры в некоторых случаях достаточно быть просто молодым человеком, в некоторых случаях надо пройти обряд инициализации.
3. Мол. субкультура является феноменом крупных промышленных центров, т.к. именно молодежь данных городов вследствие продления соцмолодости выступает источником формирования молодежных субкультур.
4. Несмотря на то что мол. субкультура определяющим образом влияет на изменение ценностей традиционной культуры, далеко не все изменения принимаются обществом.
5. Мол. субкультура не является однородной. она диффренцирована по след. признакам: пол, возраст, соцстатус, род занятий, жизненные интересы.
6. Мол. субкультуры может принимать как формализованный, так и неформальный характер.
7. Мол. субкультуры – временный этап в жизни чела, т. к. взрослый чел решает более важные жизненные проблемы.
Российская субкультура в дополнении к указанным имеет следующие характерные черты:
1. Рос. мол. субкультуры (РМС) имеют заимствованный характер.
2. В большинстве случаев – развлекательный характер.
3. РМС характеризуются доминирующими ценностями потребительства.
4. Мол. россияне определяют своё отношение к субкультурам на основе массовых установок.
5. Развитие РМС как правило носит неформальный характер и не связано с деятельностью опред. социо-культурных институтов.
6. В РМС как правило отсутствует национально-культурная идентифицированность.
uclg.ru
4.2 Особенности молодежной субкультуры
В современных
условиях чрезвычайной подвижности всех
социальных процессов в российском
обществе молодежную субкультуру следует
рассматривать в нескольких плоскостях,
равно обусловливающих уровень и
направленность культурной самореализации.
Состояние молодежной культуры, как
считает В.Я. Суртаев, обусловлено
следующими факторами:
Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность — все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.
Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления. С другой — коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.
Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.
Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию — преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.
Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение молодежи.
Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:
Преимущественно развлекательная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
«Вестернизация» культурных образцов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.
Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.
Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.
Внеинституционалъная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.
Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.
Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.
studfile.net
Молодежные субкультуры — часть 2
Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)»[4] . Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.
«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:
• специфический стиль жизни и поведения;
• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи»[5] .
Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.
«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры»[6] . На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко
Основные функции субкультур [7] :
1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.
2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.
3. Структурирование времени – организация собственного досуга.
2.2 Классификация субкультур
Базовая субкультура (БСК)
Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».
Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.
В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:
Табл.2. Базовые субкультуры[8]
Базовая субкультура — это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.[9]
Уровни (стадии) развития субкультур
Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.
Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.
Стадии развития молодежных субкультур.
Табл.3. Стадии развития молодежных субкультур[10]
mirznanii.com
1.2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:
• специфический стиль жизни и поведения;
• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;
• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи».
Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.
«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры». На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко.
Основные функции субкультур:
1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.
2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.
3. Структурирование времени – организация собственного досуга.[15]
В наше время существует довольно много различных субкультур. Для выявления их принципиальных различий и особенностей необходимо рассмотреть классификацию субкультур.
Базовая субкультура (БСК)
Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».
Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.
В настоящее время в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:
Таблица 2. Базовые субкультуры
№п/п | Базовая субкультура | Состав | Базовый принцип объединения |
1 | Ролевое сообщество | Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др. | Эскапизм |
2 | Хиппи-ориентированная | Оставшиеся группы хиппи, индеанисты, растаманы | Социально ориентированная деятельность |
3 | Панк-ориентированная | Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат | Агрессивное поведение |
4 | WP (Националисты-ксенофобы – WP — сообщество) | помимо бонхедов (наци-скинов), включает ассимилированные движения скино-хулсов (наци-хулиганов), «правых» алисоманов, неоязычников, наци-реконструкторов. | Агрессивная деятельность |
5 | Некрофетишисты | Металлисты, сатанисты, готы | Эстетизация оккультизма |
Базовая субкультура — это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.
Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.
Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.
Субкультуры появляются не спонтанно, поэтому рассмотрим динамику возникновения субкультур.
Изначально субкультура появляется на основе уже имеющихся субкультур, возможно за счет раскола субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.
Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных стадий развития, и в итоге может либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.
Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения.
Данная классификация вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже имеющихся на данной территории местных субкультур.
Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» — приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная субкультура – пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.
Адаптивная субкультура – субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной субкультуры в конкретных местных условиях.
Оригинальная субкультура – субкультура, самостоятельно возникшая в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным западным субкультурам, без влияния со стороны последних.
Таким образом, каждая субкультура имеет свои отличительные особенности, среди них внешний вид, стиль жизни и поведения, мировосприятие. Также каждая субкультура имеет свои функции.
studfile.net
панки, эмо и др. Субкультуры США и СССР
Субкультуры молодежи современного общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания. Поэтому влияние субкультур на подростков является одной из самых актуальных проблем, которые тревожат всех без исключения родителей.
Положительные и отрицательные стороны влияния субкультур
Проведенные в последнее время социологические исследования показали, что многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться.
Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других членов общества.
Разновидности субкультур
Во всех подростковых сообществах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенного внешнего вида. Отдельные молодежные течения могут шокировать взрослое общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы.
Субкультура рабочей молодежи – тэдди-бойз
Социальная молодежная группа тэдди-бойз сформировалась еще в начале 50-х годов благодаря относительному улучшению уровня жизни рабочего класса. Эта молодежная субкультура, получившая широкое распространение в послевоенное время, состояла из выходцев рабочего класса с незавершенным высшим образованием и не имеющим высокооплачиваемой профессии. Их стиль был скопирован с одежды и поведения членов высших слоев общества. В классическом варианте «тэдд» выглядел следующим образом: брюки–дудочки, свободный пиджак с бархатным воротником, галстук-шнурок и ботинки на резиновой платформе. Образ был типично мужским, несмотря на свою элегантность.
Представители тэдди-бойз всеми силами стремились поддерживать созданный ими «высокий» статус, что становилось причиной конфликтов, возникающих с представителями других слоев общества. К примеру, были столкновения с более обеспеченными подростками, нападения на элитные молодежные клубы. Имели место и нападения на иммигрантов.
Субкультура квалифицированных слоев рабочего класса – моды
К группе модов себя причисляли подростки, которые после окончания школы освоили рабочие специальности, требующие высокого уровня подготовленности. В действительности мод в идеальном понимании должен был жить роскошно, посещать престижные и дорогие клубы, рестораны и магазины, одеваться в исключительно дорогие вещи. Но для многих такие удовольствия были недоступны, поэтому оставалось лишь пытаться воссоздать идеальный образ. Существует четыре вида модов:
- Агрессивный тип в джинсах и грубых башмаках.
- Владельцы мотороллеров, тоже в джинсах и куртках с капюшоном.
- Моды в костюмах и начищенных ботинках составляли большинство представителей этой субкультуры. Список дополняют девушки моды, примерные на вид и с короткой стрижкой.
- Ученики художественных школ, студенты и так далее.
Субкультура – рокеры
Рокеры появились в середине 60-х годов. В эту группу входили в основном подростки без образования или из неполных семей. Основными атрибутами выходцев этой субкультуры были кожаная куртка, поношенные джинсы, большие грубые башмаки, зачесанные назад длинные волосы и татуировки. Разумеется, какой рокер без такого важного элемента, как мотоцикл. Особое место в субкультуре рокеров занимает музыка в стиле рок.
Скинхэды или бритоголовые
Члены этой группы так же, как и рокеры, преимущественно выходили из среды рабочих низкого уровня квалификации. Среди них многие были безработными, малообразованными и с низким культурным уровнем. Бритоголовые носили подвернутые снизу джинсы, большие грубые башмаки и брили наголо головы. К бритоголовым вплотную примыкают футбольные хулиганы. Эти виды субкультур во многом схожи по социальному составу. Объединяет их и агрессивность в поведении, например, связанном с футбольными матчами.
Субкультура панки
В эту группу преимущественно входили молодые люди из неквалифицированных и низкооплачиваемых слоев населения. Критическое положение молодежи привело к появлению этой субкультуры. Список объединений, состоящих из малообразованных членов общества, пополнили панки. Стереотипы данной группы были тесно переплетены с агрессивным самоутверждением, но, кроме этого, стиль панк во многом основывался на взглядах, оппозиционных традиционным моральным принципам и ценностям. Изначально субкультура панки использовала для провокации общества внешний вид: необычная окраска волос, странные прически, эпатажная манера поведения и разный стиль в одежде, но со временем стали применяться и более сильные приемы воздействия через темы насилия и смерти.
Движение хиппи
Эта субкультура появилась в США в 60-х годах и очень быстро распространилась по всему миру. В свое время хиппи эволюционировали из битников, представителей среднего класса, которые в течение длительного времени оказывали влияние на выходцев своей группы. Эти американские субкультуры имеют одну общую отличительную особенность – ярко выраженную в словах идеологию. Основными элементами стиля или мировоззрения хиппи было следующее:
- Миролюбие и ненасилие. Пацифизм являлся основной идеологией хиппи. Именно поэтому представители этой группы отличались игнорированием власти, аполитичностью, поскольку именно правители разжигают войны и заставляют людей воевать.
- Саморазвитие и индивидуализм. Эти элементы были реакцией на серость массового общества.
- Сознательное упрощение, то есть переход от обеспеченной жизни к нищете, отказ от материальных благ.
- Наркотики, сексуальные эксперименты, путешествия, фестивали, коммуны – все это наиболее яркие особенности субкультуры общества хиппи.
- Совместное проживание – это отличительная особенность хиппи, так как другие субкультуры не придерживались такой формы поведения.
Стиляги
Возникла эта молодежная субкультура в СССР в конце 40-х годов 20-го века. Таким образом советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. В то время стиляги внешне больше напоминали карикатуру: широкие штаны ярких цветов, мешковатые двубортные пиджаки, ботинки на толстой подошве и шляпы с широкими полями и обязательно носки ярких тонов, выглядывающие из-под брюк. Образ был весьма оригинальным и ярким, о сочетании цветов никто не беспокоился.
Но со временем, ближе к 50-м годам, стиляги немного изменили свой образ. Они стали носить узкие брюки и элегантного кроя пиджаки с широкими плечами, тоненький галстук на шее и, разумеется, набриолиненный «кок». Стоит отметить, что определенный образ был только у парней, девушки-стиляги носили пышные яркие платья либо же зауженные юбки, остроносые туфли и делали яркий макияж. Общество не допускало развития данной субкультуры в СССР и всячески осуждало и преследовало представителей этой яркой группы.
Социальные субкультуры
Процесс социализации подростков в субкультурах общества происходит гораздо быстрее. Такие примеры субкультур, как «зеленые» или «защитники животных» учат молодое поколение помогать природе и заботиться об окружающей среде. Но одной теоретической информации не всегда достаточно для того, чтобы научить подростков ответственности. Нужно на практике показывать работу «положительных субкультур». Подрастающему поколению нужны не только теоремы и аксиомы, а их закрепление действиями и результатом, в ином случае оно не осознает необходимости хороших поступков.
Субкультуры, популярные в современном обществе
Криминальная субкультура (рокеры, панки, эмо, бритоголовые и т.д.) в России уже теряет свои позиции. Негатив и агрессия постепенно выходят из моды. В поисках новых направлений молодое поколение придумывает собственный современный образ. Например, субкультура футеринг не несет в себе негативного проявления, поэтому весьма неплохо воспринимается обществом. Члены этой молодежной группы не носят обувь в любую погоду.
За счет широкого распространения интернета все большие обороты набирает субкультура геймеров. Современная молодежь все чаще прячется от реальности в виртуальном мире. Многие маленькие дети уже уверенно управляют планшетами, ридерами и мобильными телефонами. Но это в основном ложная замена реальных увлечений, которую навязывают им родители для экономии собственных сил и времени. Ведь когда ребенок занят компьютерными играми, он не требует столько внимания и заботы. По сути, проблема этой субкультуры очень глубока, и родителям нужно обязательно принимать определенные меры, если у ребенка наблюдается игровая или компьютерная зависимость.
Отличительные особенности современных молодежных направлений
Субкультуры молодежи современного мира характеризуются увеличением количества деятельных объединений. Кроме того, современная молодежь все больше погружается в просторы интернета. Они ищут в сети своих единомышленников, организую встречи, проводят акции. Можно выделить три социально-ценностные направленности современных субкультур:
- Просоциальные направления: субкультура реперы и движение ролевых игр.
- Асоциальные направления: панки, металлисты, эмо и хиппи.
- Антисоциальные группировки, аналогичные взрослой криминальной субкультуре: скинхеды в радикальной их форме.
Можно квалифицировать субкультуры молодежи и по мере включения деятельности группы в образ жизни молодого человека. Есть поведенческие группы и деятельные. В первом случае подростки придерживаются характерного для выбранной группы стиля в одежде, поведении и общении. Такие направления не характеризуются занятием какой-либо деятельностью. Сюда можно отнести эмо, хипстеров и готов. Другими словами, молодое поколение изменят только внешний образ и стиль поведения.
Деятельные виды субкультур – это те общности, которые основаны на увлечении специфической деятельностью, которая требует той или иной активности. В эту группу можно включить паркурщиков, граффистов, ролевиков.
Что привлекает молодежь в субкультурах
Юношеские субкультуры на личностном уровне – это способ добиться самоуважения и компенсировать негативное отношение окружающих к себе. Недовольство собственным стилем поведения, телом, несоответствием эталонам женственности или мужественности. Субкультуры, список которых огромен и разнообразен, позволяют подросткам придать себе ореол особенности, яркой индивидуальности.
Социально-психологическими причинами считают привлекательность неформального образа жизни, который не требует ответственности, целенаправленности и целеустремленности, в отличие от общепринятых в обществе требований. Есть три возможных варианта последствий влияния субкультуры на социализацию молодежи:
- Позитивная направленность, которая проявляется в социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации и экспериментировании с образами, поведенческим стилем и так далее.
- Социально-негативная направленность, которая обнаруживается в присоединении к субкультурам криминального, экстремистского характера, наркотикам и алкоголю.
- Индивидуально-негативная тенденция проявляется в бегстве от реальности, в оправдании своего инфантильного поведения, избегании культурного и социального самоопределения.
Какие направленности преобладают в конкретной субкультуре определить достаточно непросто. Тем более сложно заметить, как она влияет на образ жизни человека. Современные течения привлекают молодежь своим разнообразием и вызывающим видом и поведением. Но стоит отметить, что принадлежность к определенной социальной группе — явление, как правило, кратковременное. В основном увлечение субкультурами начинается в 13 лет и к 19 годам проходит. К этому возрасту человек меняет свои увлечения или переосмысливает жизненные ценности. Но есть и исключения в возрастных рамках, например, субкультура рокеров не имеет временных ограничений. Среди представителей этой общности можно встретить и зрелых людей, а иногда даже пожилых. Они остались верными своим подростковым увлечениям и все так же слушают рок или играют в музыкальных группах. Как правило, к субкультуре рокеров относятся те люди, которые и в зрелой жизни не готовы к ответственной и самостоятельной жизни.
К особенностям субкультур подростков можно отнести и их непостоянство в поведении. Многие подростки отличаются нестабильной психикой, которая во многом зависит от того, как складываются их взаимоотношения с родителями. Если в отношениях с близкими людьми есть отдаленность, то шансы того, что ребенок попадет под влияние извне, увеличиваются. Ведь подростку нужно общение, советы и понимание. Если в семье он не получает всего этого, то он будет искать поддержки в кругу людей, близких по духу и моральному состоянию. Очень часто дивиантное поведение ребенка в подростковом возрасте связано с плохим примером извне. Это может быть телевидение, плохие поступки товарищей в компании и прочее. Чтобы не допустить отрицательного влияния на ребенка, родителям нужно наладить с ним контакт или же привлечь для этой цели старшую молодежь.
Источники появления субкультур в России
В российской молодежной среде появление субкультур обусловлено рядом причин. В последние 15-20 лет повседневная жизнь взрослого общества и детей претерпела сильные изменения. Открытость западной и восточной культур сильно повлияла на мировоззрение людей, растворила многие традиции, устойчивые отношения, ценности граждан России. Не менее сильно отразилась на жизни людей и новая научно-техническая революция, которая, прежде всего, связана с появлением феноменов, таких как компьютеры, мобильные телефоны, интернет.
В основном молодежные субкультуры распространяются стихийно. Хотя достаточно часто такому распространению способствуют средства массовой информации, партии, законодатели моды и так далее. Есть еще один путь — коммерческие и молодежные организации берут за основу формы молодежного досуга, существующие стихийно, и создают организованные направления. В качестве примера можно привести стрит-данс. Но этот процесс также требует особого подхода. Специалисты считают, что взаимодействие с потенциально позитивными неформалами должно осуществляться по трем правилам: необходимо согласовывать свои действия с лидерами, предоставлять им все необходимое для проведения мероприятий и согласовывать ограничения в поведении и деятельности в процессе проводимых акций.
Стратегии в отношении молодежных видов деятельности
Если рассматривать молодежные виды деятельности с позиции социального воспитания, то можно выделить три основные педагогические стратегии. Не обращать внимания, не исключать стихийного проникновения в социальную жизнь и только после этого работать или анализировать потенциал молодежных субкультур с точки зрения дополнительных воспитательных методов и использовать их в интересах личностного развития подростков и детей.
Потенциал субкультур молодежи с точки зрения воспитания состоит в том, что виды и формы деятельности подростков и молодых людей, которые возникли независимо от педагогической сферы, в среде свободного общения молодежи, имеют социально-позитивный характер. Но при этом необходимо применить соответствующую педагогическую инструментовку.
В действительности современные воспитательные методы практически не соприкасаются с такими молодежными и подростковыми общностями. К тому же преимущественно это соприкосновение наблюдается в летних лагерях, в детских общественных объединениях и крайне редко в общеобразовательных школьных учреждениях.
Как правило, стиль жизни, поведение и внешние признаки субкультур подростков и молодежи освещаются в негативном ключе, что способствовало активному подражанию представителям этих общин определенной неохваченной частью молодежи. Это, в свою очередь, послужило толчком для распространения этих субкультур за пределы одной страны. Тем не менее на вариативность и прочие характеристики субкультур большое влияние оказали этнические и социальные условия. К примеру, советские хиппи мало чем походили на представителей этой субкультуры западных стран. А скинхеды современной России сильно отличаются от первых скинхедов Великобритании.
Бурные протесты молодежи в западных странах в 60-70-е годы и на советском и постсоветском пространстве во второй половине 90-х стали причиной не только снижения общественной активности среди молодых людей, но послужили развитию определенных тенденций к эскапизму. Отличительной характеристикой современного мира является увеличение количества протестных молодежных субкультур, а также многообразие форм. Таким образом, можно сказать, что появляются все новые субкультуры, список которых растет.
fb.ru
Молодёжные субкультуры. Список, современные, фото
Мир пёстр, разнообразен и непредсказуем. Во всякую эпоху существовали те, кто был супротив, кто шёл перпендикулярно большинству и бросал вызов. В прошлом веке сообщества таких индивидов получили название субкультур.
Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в свои ряды людей со стороны.
Впрочем, ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие оторопь, косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума. И даже вопросов.
Молодёжные субкультуры список
Панки — самая общеизвестная и одиозная из субкультур. За историю существования внутри панк-культуры наросло неисчислимое множество разновидностей, которые отличаются разительно: и в смысле внешнего антуража, и в части идейного наполнения. В наши дни многие атрибуты панк-субкультуры пошли в народ и уже не считаются чем-то из ряда вон даже будучи эксплуатируемыми представителями поп-культуры. Впрочем, панк-культура жива – благодаря именно идейным адептам, для которых панк – не мода одного дня, а образ мышления.
Современные молодёжные субкультуры
Visual Kei — «Наш ответ» культуре глэм-рок, возникший в Японии. Если бы в 1977 году группа KISS не выступила на токийском стадионе Ниппон Будокан – вероятно, никакого visual kei бы не существовало вовсе. Однако, это событие вызвало всплеск популярности глэм-рока и смежных жанров, а потом и формирование местной разновидности субкультуры.
В visual-kei имиджевая составляющая стала, кажется, ещё более важной, чем в западной предтече…
История, особенности и список современных молодёжных субкультур всего мира – в нашей рубрике «Субкультуры»!
Не забывай заглядывать регулярно – и наши знатоки расскажут тебе не только о готах и ролевиках, но и о многих экзотических течениях в культуре. Ты удивишься!
sub-cult.ru