Что такое интеллектуальные способности – . —

Содержание

Интеллектуальные способности дошкольников: особенности развития, компоненты

В наше технологичное время часто можно увидеть, как дошкольники сосредоточенно манипулируют с экраном смартфона или планшета. Родители при этом удовлетворенно отмечают, что у них растет интеллектуал, и что их ребенок явно имеет способности. Спору нет в том, что ребенок уже чему-то научился. Но имеют ли подобные манипуляции отношение к способностям? В частности, к интеллектуальным, с которыми связывают сферу инновационных технологий? 

Какие способности называют интеллектуальными

Интеллектуальные способности дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы, в то время как это разные понятия и разные составляющие развития ребенка. Способности не являются знаниями или навыками. Их можно сравнить с инструментом, позволяющим приобретать знания, оперировать ими, а также обучаться выполнению действий.

Что касается интеллектуальных, то они относятся к познавательным, умственным способностям, но имеют узкую специализацию и являются «инструментом» мыслительных процессов. Интеллектуальные способности – это внутренняя организация мышления, активная мыслительная деятельность.

Благоприятный период для развития интеллектуальных способностей начинается в дошкольном детстве, когда ребенок учится самостоятельно анализировать, рассуждать, улавливать закономерности, выявлять причинно-следственные связи.

В сравнении с другими видами способностей, особенность интеллектуальных заключается в том, что они применяются не к отдельному виду деятельности, а ко всем направлениям. Чем более развиты интеллектуальные способности, тем эффективнее ребенок во многих узконаправленных видах деятельности, потому что в состоянии мыслить самостоятельно, чтобы найти новые подходы и способы решения возникающих задач.

Составляющие интеллектуальных способностей

Какое же волшебство содержится в интеллектуальных способностях, если они умеют повысить успешность многих действий? Понимание в этот вопрос внесет выделение основных действующих компонентов, образующих интеллектуальный талант:

  • способность анализировать
  • способность комбинировать и преобразовывать
  • способность рассуждать и делать выводы
  • способность планировать

Раскроем суть перечисленных составляющих, благодаря которым проявляется поисковая активность, сообразительность и мыслительная инициативность дошкольника.

Способность анализировать заключается в умении выделять различные особенности и характеристики объекта.

Способность комбинировать элементы и преобразовывать объекты позволяет создавать разные сочетания предметов и их составляющих.

Способность рассуждать проявляется в умении формулировать одну мысль за другой так, что последующее суждение вытекает из предыдущего либо выявляются причинно-следственные связи.

Способность планировать заключается в продумывании нескольких шагов для получения результата, для достижения поставленной цели.

Каждый из перечисленных компонентов имеет количественную и качественную характеристику. Чем больше у ребенка развита способность, тем с большим количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибочных предположений и действий он допустит.

Например, составляя паззлы в картинку, ребенок не будет хаотично передвигать их ради случайного попадания, а станет обращать внимание на фигурные края и часть рисунка. Кстати, данную особенность можно использовать в качестве первичной диагностики развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Как проявляются интеллектуальные способности в дошкольном возрасте

Первые проявления интеллектуальных способностей ребенка происходят через наглядное моделирование.

Наглядные модели отражают свойства и взаимосвязи предметов и явлений, поэтому они являются средством познания настоящих отношений.

Посмотрите на рисунок 5-летнего ребенка. Все, что он изображает, далеко не копия. Малыш моделирует, вычерчивая поверхностное подобие предметов, людей, объектов живой природы. Сложно нарисовать елочку, но легко изобразить зеленый треугольник. Очень непросто нарисовать человека – выручат кружок и несколько черточек или кружок в паре с треугольником.

Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и усложняется на основе развития интеллектуальных способностей. Начиная с простых замещений реальных предметов простыми формами, дети к старшему дошкольному возрасту научаются сами строить модели, используя символические обозначения.

Потенциал младших дошкольников

Дети младшего дошкольного возраста соотносят реальные предметы с геометрическими фигурами, но ориентируются на форму предмета, не принимая во внимание величину. У них еще только начинает формироваться способность к анализу, позволяющая заметить одно-два  свойства реального объекта.

Если перед малышом разместить много колечек разного цвета и предложить собрать однотонную пирамидку, он будет нанизывать на стержень кольца одного цвета, не обращая внимания на их размеры. Когда взрослый направляет внимание ребенка на величину, он начинает учитывать это свойство.

Младшие дошкольники строят вертикальные башни и горизонтальные модели (поезд, мост). Они способны объединить несколько предметов в группу. Ребенок справляется с заданием, если ему предложить несколько карточек с изображением еды, одежды, транспорта, мебели и пр., и попросить выбрать картинки «что стоит в комнате», «что можно съесть».

Также малыши 3-5 лет делают первые шаги в планировании. Они справляются с заданием, выслушав примерную инструкцию: «Посади мишку и зайку рядом, а куклу перед ними. Спрячь мячик под стол, а карандаш в коробку». Подобные задания стимулируют развитие интеллектуальных способностей ребенка, а также развивают память и внимание.

Интеллектуальные способности старших дошкольников

Наглядное моделирование в старшем дошкольном возрасте поднимается на более высокую ступень. От использования моделей конкретных предметов дети переходят к обобщенным символам, отражающим существенные признаки объектов.

Развивается конструктивная деятельность – яркий пример наглядного моделирования, способствующий формированию интеллектуальных и творческих способностей. Если старший дошкольник строит пространственную модель, то это целая империя с замками, воротами, мостами.

Старшие дошкольники научаются составлять графические модели (план комнаты, схема детской площадки), собирать конструкции, ориентируясь на чертеж. С интересом отыскивают пути во всевозможных лабиринтах.

Развитие интеллектуальных способностей осуществляется благодаря осмыслению причинно-следственных связей, научению объединять разрозненные элементы в целостную схему.

Шестилетние дети успешнее находят существенные признаки и классифицируют объекты, употребляя обобщенные понятия (выделяют группы животных, фрукты-овощи, транспорт, посуду), придумывают оригинальных персонажей, наделяя их позаимствованными у других героев свойствами.

Планирование цепочки шагов переходит во внутренний план. Старший дошкольник предпочитает сообщать, на какой результат он настроен, а не перечислять шаги: «Сейчас построю город», «Рисую летающую тарелку – я потом расскажу, как она устроена».

В старшем дошкольном возрасте многие дети охотно оперируют математическими символами – цифрами, изображениями геометрических фигур. Это благоприятно сказывается на развитии специализированных математических способностей, которые также относятся к интеллектуальным.

Приемы и средства развития интеллектуальных способностей

Познавательная и интеллектуальная активность дошкольника, основанная на анализе, синтезе, преобразовании, установлении причинно-следственных связей и планировании, создает условия для развития интеллектуальных способностей.

Родителям не стоит полагаться, что интеллектуальные способности их детей будут развиваться сами по себе. И тем более, не следует связывать подобные ожидания с компьютерными игрушками, которые приучают детей быстро реагировать на определенные комбинации, и никакого отношения, за редким исключением, к мыслительной активности не имеют.

Существуют проверенные методы и приемы, способствующие формированию интеллектуальной гибкости и соответствующих способностей:

  • Решение проблемных задач
  • Поисково-исследовательская деятельность
  • Наглядное моделирование
  • Кодирование и декодирование
  • Придумывание сюжета на основе эпизода или заданных ролей
  • Генерирование идей по принципу «мозгового штурма»
  • Игры на развитие словесно-логического мышления

Безусловно, родителям придется немного потрудиться, чтобы подобрать карточки для классификации изображений или закодировать сообщение в ребус, придумать проблемную задачу или идею для «мозгового штурма». Но успешное развитие ребенка дошкольного возраста происходит только при активном участии взрослого. Даже подбор развивающих игрушек требует ответственного отношения.

alldoshkol.ru

Интеллектуальные способности


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Нельзя не согласится с мнением выдающегося психолога Х. Айзенка, который считает, что простой обыватель говорит об «интеллекте» также часто, как и профессиональный психолог, но «значения, вкладываемые в это понятие, не всегда совпадают, а в действительности могут подчас вступать в противоречие» [1, с. 9]. Нам хотелось бы говорить с посетителями нашего сайта «на одном языке», поэтому мы считаем, необходимым объяснить нашим гостям, что мы понимаем под интеллектом и интеллектуальными способностями.
В «Кратком словаре синонимов русского языка» К.С. Горбачевича [5, с. 511] понятия «интеллектуальные способности», «умственные способности», «качества ума» обозначены как синонимичные и именно как синонимы употребляются на страницах нашего сайта.
Множество теорий и разнообразие подходов в исследовании интеллекта показывают, что интеллект – это многогранная сложная система.
Интеллект, по определению психолога М.А. Холодной, – это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека [12]. Она называет его ментальный опыт. Накопленный умственный опыт даёт возможность человеку выполнять определённые интеллектуальные функции (выделять главную мысль, сравнивать объекты, контролировать потребности и т.д.).Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. От того, насколько богат умственный опыт человека, насколько разнообразны интеллектуальные функции, которые человек может выполнять, зависит уровень развития его интеллектуальных способностей.
Умственные способности – это возможность использовать весь ранее накопленный опыт своей интеллектуальной деятельности. Развитие интеллектуальных способностей осуществляется по мере обогащения умственного опыта, при увеличении количества и качества интеллектуальных функций, которые человек может выполнить. Увеличение качества интеллектуальных функций свидетельствует о развитии имеющихся интеллектуальных способностей, а увеличение количества интеллектуальных функций – о появлении новых. Отсюда следует, что целью обучения школьников должна стать не только передача опыта, накопленного поколениями, но и формирование у учащихся собственного опыта умственной деятельности. Причем необходимо стремиться к тому, чтобы личный опыт учащихся был как можно богаче [11].
Умственные способности включают два компонента: продуктивный (способность выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию) [11].
М.А. Холодная все интеллектуальные способности разделяет на три группы: конвергентные и дивергентные способности, обучаемость [11,12].
Через конвергентные способности человека реализуются все основные познавательные психические процессы. Совокупное участие в работе интеллекта всех психических познавательных процессов доказывается в следующих работах психологов, проанализированных М.А. Холодной [11]:

 Э. Хант, Р. Стернберг считают, что природа общего фактора человеческого интеллекта тождественна небольшому числу базовых когнитивных (познавательных) процессов.

 Р. Глазер, М. Чи, Дж. Кэмпион считают, что особенности индивидуальной базы знаний предопределяют эффективность отдельных познавательных процессов (запоминания, решения задач).

 Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Е.И. Степанова рассматривают интеллект как единство познавательных функций разного уровня (психомоторики, внимания, памяти и мышления).

 Б.М. Величковский описывает интеллект как иерархию познавательных процессов.

Рассмотрим компоненты конвергентных способностей. М.А. Холодная конвергентные способности определяет как успешность умственной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения эффективности переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в регламентированных условиях деятельности [11]. М.А. Холодная связывает эти способности с психическими познавательными процессами, главным образом с восприятием, памятью, вниманием, конвергентным мышлением. Через способности человека реализуются его психические процессы. Внимание реализуется через аттенционные способности, восприятие – через перцептивные способности, память – через мнемические.
В.Д. Шадриков формулирует следующее определение мнемических способностей. «Мнемические способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» [9, с. 72]. Сравним это определение с общепринятым в психологии определением понятия «память». Память – это познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание (воспоминание, воспроизведение), узнавание и забывание информации [8, с. 96]. В определение мнимических способностей В.Д. Шадриковым включены практически все функции памяти. Исходя из этого, мы считаем, что при определении аттенционных и перцептивных способностей можно опираться на определения внимания и восприятия соответственно. Сформулируем их.
Мнемические способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции памяти, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
Аттенционные способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такую функцию внимания, как концентрация (сосредоточенность) на каком-либо объекте, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
Перцептивные способности – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции восприятия, как приём и переработка информации, поступающей в мозг через органы чувств, формирование в сознании образов объектов и явлений, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
Теперь рассмотрим способности, через которые реализуется конвергентное мышление. Дж. Гилфорд [4] разделил мышление на две составляющие: дивергентное и конвергентное мышление. О дивергентном мышлении речь пойдет ниже. Под конвергентным мышлением Дж. Гилфорд понимал такое мышление, которое направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Под традиционными тестами интеллекта понимаются тесты IQ. Тесты IQ служат для диагностики вербального, пространственного и формально-логического (знаково-символического) факторов интеллекта. Анализ заданий данного теста позволяет сделать вывод о том, что в основе их выполнения лежат логические операции с понятиями или терминами (вербальный интеллект), с образами (пространственный интеллект), с числами (формально-логический интеллект). Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что основными функциями конвергентного мышления можно считать выполнение логических операций с терминами, образами и символами.
Способность к поиску единственно верного результата – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции конвергентного мышления, как выполнение логических операций с терминами, образами и символами, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
По определению М.А. Холодной, дивергентные способности – это интеллектуальные способности, проявляющиеся в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта [11, с. 357]. М.А. Холодная к дивергентным способностям относит креативность, определяемую в узком смысле слова, как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
В широком смысле слова, креативность определяется как способность к творчеству (лат. creativity – созидательность, способность к творчеству) или как способность к преобразованию знаний. Следует различать интеллектуальные и творческие способности. Творческая активность связана с такими факторами, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (а не критически относиться к ним). Многие психологи относят творчество к области «бессознательного», считая, что творческие акты не контролируются сознанием. Одно из основных различий между творческой активностью и интеллектуальной деятельностью заключается в том, что «творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент, когда внимание сознательно концентрируется на решении проблем» [6, с. 164]
Творчество в своей основе связано с интеллектом. Дж. Гилфорд предположил, что основой творчества является дивергентное мышление, которое он определил как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [Дж. Гилфорд цит. по Дружинину 6,с. 164] Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных. Такой тип мышления допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Схемы процессов дивергентного и конвергентного мышления приводит в своей работе В.Н. Дружинин, анализируя концепцию творческих способностей С. Медника [6, с. 191-192]. (см. схемы 1,2 ) На этих схемах наглядно отражены рассмотренные отличия конвергентного и дивергентного мышления.

Дж. Гилфордом, были выделены основные функции дивергентного мышления:

 обнаружение и постановка проблем;

 генерирование большого числа разнообразных идей;

 нестандартная реакция на раздражители;

На их основе можно сформулировать следующее определение.
Способность к поиску множества в равной мере правильных решений – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции дивергентного мышления как обнаружение и постановка проблем; генерирование большого числа разнообразных идей; нестандартная реакция на раздражители; усовершенствование объекта, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
Из психических процессов, связанных с творческими способностями, психологи особенно выделяют воображение [6, 91]. Способность, через которую реализуются воображение – это способность продуцировать новые образы. Сформулируем определение этой способности.
Способность продуцировать новые образы – это свойства функциональных систем мозга, регулирующих такие функции воображения как представление отсутствующего или реально не существующего объекта, мысленное манипулирование им, имеющие индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешности выполнения деятельности.
Мы рассмотрели такие виды интеллектуальных способностей, как конвергентные и дивергентные способности. Осталось рассмотреть обучаемость. По определению М.А. Холодной, обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности [11]. Обучаемость как возможность человека к обучению связана с такими параметрами личности человека, как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. При развитии и формировании данных качеств личности повышается уровень обучаемости.
Это мнение разделяют и другие психологи. В психологическом словаре Зинченко приводится следующее определение обучаемости: «Обучаемость в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, обучаемость, выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщённых систем знаний, общих способов действий» [10, с. 229)].
Некоторые психологи различают общую обучаемость (способность усвоения любого материала) и специальную обучаемость (способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности), обращая внимание на то, что первая есть показатель общей, а вторая – специальной одаренности индивида [7, с. 298].
Существует ещё одна точка зрения, которой придерживается, в частности, психолог В.Н. Дружинин. «Вероятно, – предполагает В.Н. Дружинин, – общей обучаемости как способности не существует, а есть обучаемость как система специальных способностей, аналогичная системе специальных факторов интеллекта, с той лишь разницей, что за последними стоит общий интеллект» [6, с. 140]. Этот вывод сделан В.Н. Дружининым на основе результатов экспериментов, проведенных Кеттеллом, которые свидетельствуют о том, что «обучаемость различным навыкам определяется в основном их спецификой» [6, с. 140]. На успешность обучения, по-мнению В.Н. Дружинина, влияют как общий интеллект, так и установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Интеллектуальные способности служат предпосылкой обучаемости. В этой характеристике обучаемости, точка зрения В.Н. Дружинина совпадает со взглядами других психологов.
В психологии не существует единого мнения о принадлежности обучаемости к интеллектуальным способностям. Однако психологи связывают обучаемость с работой интеллекта. Для процесса обучения учащихся обучаемость является важным личностным качеством ученика. Поэтому мы рассматриваем обучаемость как интеллектуальную способность.
Обучаемость – это общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности, связанная с такими параметрами личности человека как познавательные процессы, мотивация, воля, общительность и др. [11]
Психологи различают два типа обучаемости:

 эксплицитная обучаемость – обучение осуществляется очень быстро, при этом включается произвольный, сознательный контроль процессов переработки информации;

 эмплицитная обучаемость – обучение осуществляется медленно, в условиях постепенного накопления информации и постепенного, не осознаваемого человеком роста успешности его деятельности [6].

Таким образом, общую структуру интеллектуальных способностей можно представить в виде схемы 3.

Схема 3. Структура интеллектуальных способностей

Провести чёткую границу между отдельными психическими процессами невозможно. Это деление весьма условно и психика человека представляет собой целостность. Однако каждый психический процесс имеет свои особенности, которые позволяют вычленить его в процессе познания [9, с. 101]. Из этого следует необходимость применения таких методов обучения, которые позволят развивать одновременно весь комплекс интеллектуальных способностей и следить за процессом развития его отдельных компонентов.

 

studopedya.ru

Интеллектуальные способности Википедия

Интелле́кт (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок»[1]) или ум[2][3] — качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению и запоминанию на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, и использованию своих знаний для управления окружающей человека средой[4]. Общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение[5][6], а также внимание, волю и рефлексию.

Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла[7] интеллект можно условно разделить на подвижный и кристаллизовавшийся интеллект. Первый состоит в способности мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта; второй включает накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.

В целом существует проблема видов интеллекта, тесно связанная с факторными теориями интеллекта, которые делятся на две основные группы — однофакторные и многофакторные.[8]

Интеллектуал — человек с высоко развитым умом и аналитическим мышлением; представитель умственного труда.

Составляющие интеллекта и его роль

Интеллект — это, прежде всего, основа целеполагания, планирования ресурсов и построение стратегии достижения цели. Есть основания полагать, что зачатками интеллекта обладают животные, и уже на этом уровне их интеллект посредством механизмов целеполагания и достижения целей влиял и влияет на эволюцию животных[9]. Изучением интеллекта животных занимается сравнительно молодая область науки, когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за пределы жизни одного человека. Развитие интеллекта у человека выделило его из животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём её анализа, определять её применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать её с подобной и т. д. О наличии интеллекта можно говорить при совокупности всех этих способностей, в отдельности каждая из них не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составляющие элементы которой каждый в отдельности интеллектом не обладают.

К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека относят:

Часть исследователей интеллекта и рабочей памяти считает, что рабочая память и подвижный интеллект находятся в сильной связи друг с другом и в значительной степени являются эквивалентными конструктами, другие, что хотя эти сущности коррелируются, но являются автономными, как рост и вес. [14]

Различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации.

Существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.

Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом данного индивида, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое целевое мышление — сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространяется интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов — созерцательность. В групповом мышлении начинают преобладать расхожие стереотипы, шаблонные ориентации, схематизированные матрицы поведения. Возникают деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.

Различные взгляды на интеллект

Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч.1., в.79, р.2) полагал, что в Боге интеллект является сущностью (in solo Deo intellectus est eius essentia), а в человеке лишь «возможностью души» (potentia animae). При этом в человеке разум (ratio) и интеллект неразличимы, однако интеллект относится к созерцанию теоретических (умопостигаемых, интеллигибельных) вещей, тогда как разум направлен на постижение конкретных чувстенновоспринимаемых явлений.

Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации[15].

Ф. Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».

В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. В 1904 году Спирман ввёл понятие «фактора g» общего интеллекта, отражающего эффективность выполнения всех познавательных задач[16][17]. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн первый провёл обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира за длительный период и показал, что этот коэффициент непрерывно возрастал в течение 50 лет (Эффект Флинна).

Термины Н.Бострома

Согласно книге[18]Н.Бострома

В отличие от терминов Н.Бострома общепринятое понимание интеллекта совпадает с ИЧУ и противоречит терминам интеллект животных, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с ИИЧУ.

Недостаточность интеллекта

Социальный интеллект

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. |Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Сам термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, — особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. Затем способности социального интеллекта многие известные учёные раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком. Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта, данного Э. Борингом: интеллект есть то, что измеряется тестами интеллекта. Имеются различные точки зрения на оценку данного высказывания. По мнению В. Ф. Анурина, оно достаточно тавтологично, тривиально и прямо напрашивается на критику. Другие исследователи считают такое определение рекурсивным, что является чрезвычайно распространённым в математике, информатике, компьютерном программировании, искусственном интеллекте. Г. Айзенк не согласен с определением Э. Боринга: тесты интеллекта, утверждает он, составляются не случайным образом и опираются в своей разработке на хорошо известные, выявленные и проверенные природные закономерности, такие как принцип «позитивного многообразия».

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Перевод слова

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient – показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русско-говорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику – так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.

См. также

Примечания

  1. ↑ Большой латинско-русский словарь. Vocabvlarivm latinorvssicvm magnvm.
  2. ↑ УМ Толковый словарь Ожегова онлайн (неопр.). slovarozhegova.ru. Дата обращения 6 января 2017.
  3. ↑ Толковый словарь Даля онлайн (неопр.). slovardalja.net. Дата обращения 6 января 2017.
  4. ↑ Encyclopaedia Britannica, [1]
  5. ↑ Интеллект // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  6. ↑ Г. Азимов, А. И. Щукин. Словарь методических терминов, 2002.
  7. ↑ Cattell, R. B. (1971). Abilities: Their structure, growth, and action. New York: Houghton Mifflin. ISBN 0395042755.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта (рус.) // Институт психологии РАН. — 2004.
  9. ↑ Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия, 1990.
  10. ↑ Марков А. Эволюция человека. Обезьяны, нейроны, душа. М.:Астрель. 2011. — 512 с. ISBN 978-5-271-36294-1
  11. ↑ Хокинс Д., Блейксли С. Об интеллекте. М.:ООО «И. Д. Вильямс, 2007. — 240 с. ISBN 978-5-8459-1139-1
  12. ↑ Рамачандран В. С. Рождение разума. Загадки нашего сознания. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 224 с. ISBN 5-9693-0022-5
  13. ↑ Кандель Э. В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике. М.:Астрель. 2012. 736 с. ISBN 978-5-271-36938-4
  14. ↑ Dan Hurley. Smarter.The New Science of Building Brain Power. 2013 г.
  15. ↑ Gottfredson L. S. Mainstream Science on Intelligence // Wall Street Journal. December 13, 1994. P. A18. (англ.)
  16. ↑ Spearman C., (1904) General intelligence, objectively determined and measured. American Journal of Psychology, 15, 201–293.
  17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 25. — (Мастера психологии). — ISBN 5-314-00121-7.
  18. Бостром Н. Искусственный интеллект. Этапы. Угрозы. Стратегии. — СПб.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. — С. 496. — (Миф, кругозор). — ISBN 978-5-00057-810-0.

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

9 основных интеллектуальных способностей, которые нужно развивать у детей

Что такое «умный человек»? Это очень широкое понятие. Это и люди, которые могут сходу вспомнить множество фактов — они выигрывают кучу денег в викторинах. Умен ученый вроде Мари Кюри, который возится в своей лаборатории, совершает блестящее открытие и получает даже не одну, а целых две Нобелевских премии. Вот еще стереотип интеллектуала — гроссмейстер, задумавшийся над доской, прежде чем сделать неожиданный ход и победить. Причем он может выиграть у нескольких соперников сразу, и сделать это очень быстро.

Все эти образы иллюстрируют один или более аспектов того, что мы называем умом. Попросту говоря, ум — это знания и хорошая память, способность применять знания в уникальных ситуациях и для решения задач и делать это быстро и точно, а также творчество.

Психиатр Стивен Камарата в своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка» выделяет 9 основных интеллектуальных способностей ребёнка и даёт советы, как эти способности развивать.


  1. Решение задач требует: 1) рассуждений, 2) визуального пространственного мышления и 3) обработки звуковой информации.

  2. Запасы приобретенных знаний подразумевают способность обращаться к информации, хранящейся в памяти. Для этого требуется: 4) извлечение информации из долгосрочной памяти, 5) понимание слов (распознавание языка, в том числе его словарного состава), 6) чтение и письмо и 7) математические навыки.

  3. Когнитивная эффективность включает: 8) краткосрочную память и 9) скорость обработки информации.


1. Решение задач (мыслительные способности)

Подвижные рассуждения

Если коротко, то подвижные рассуждения — это способность решать задачи. Это обдумывание последовательности чисел, составление прогнозов, игра в шахматы, анализ результатов экспериментов. Когда Эйнштейн работал над теорией относительности, он пользовался подвижными рассуждениями, чтобы понять отношения между массой и энергией. Затем он объяснил эти отношения в компактной формуле E = mc2.

Дети должны учиться методом проб и ошибок и получать соответствующую обратную связь. Важно, чтобы родители поощряли инновационный подход к решению задач. Чаще говорите ребенку: «Попробуй по-другому», «Как думаешь, почему так получилось?» и «Что будешь делать дальше?». Играйте в игры, где от ребенка требуется подумать и решить, каким будет следующий шаг. Детям младшего возраста можно выставлять в ряд кубики, чередуя большие, средние и маленькие или красные, синие и желтые, и давать им возможность поставить следующий. С детьми постарше можно играть в числа (четные/нечетные, кратные и т.д.). А если читаете им историю — спрашивать: что, по их мнению, случится дальше, на следующей странице. Если ответ неудачный, не исправляйте ребенка. Сначала спросите: «А что еще может произойти?».

Визуальное пространственное мышление

Подвижные рассуждения и решение задач в зрительной сфере называются визуальным пространственным мышлением. Способность держать в голове геометрическую фигуру и мысленно вращать ее — это форма визуального пространственного мышления. К нему относится и способность определить предмет по неполному рисунку или провести на схеме лабиринта дорожку к выходу.

Самое простое, что могут сделать родители для развития визуального пространственного мышления с первых дней жизни ребёнка — это водить каким-то предметом в поле зрения грудничка, останавливать и встряхивать его в одном и том же месте, а затем продолжать движение. Подобные манипуляции научат малыша предвидеть, когда предмет остановится и встряхнется.

Пазлы, конструкторы, игрушечная железная дорога, лабиринты, книжки-находилки, товары для творчества вроде глины, пластилина и гипса — все это материалы, способные облегчить развитие визуального пространственного мышления. Важно, чтобы родители взаимодействовали со своими детьми во время игр и спрашивали, что те думают.

Обработка слуховой информации

В языках с фонетическим алфавитом, где буквы обозначают звуки языка (например, в испанском, итальянском, русском и т.д) чтение вслух требует зрительной идентификации букв, но для произнесения написанного нужна слуховая обработка информации.

Самый важный источник слуховой информации для вашего ребенка — ваш голос. Держите своего малыша на расстоянии тридцати сантиметров от своего лица и разговаривайте с ним или пойте, меняя интонацию. Ребенок может и не понимать слов, но они очень важны для развития у него способности обрабатывать речевую информацию.

Детям старшего возраста для развития обработки звуковой информации подойдет музыка, пение, детские стихи. А еще — игры, в которых необходимо задать хлопками в ладоши нужный ритм, или игры типа «Снежный ком», где родители и ребенок по очереди произносят все более длинные предложения (как в стихотворении «Дом, который построил Джек»), или игры с рифмой. Слушать и пересказывать истории тоже очень полезно.

2. Запасы приобретенных знаний

Извлечение информации из долгосрочной памяти

Мозг работает не как записывающее устройство, в котором информация хранится дословно. Она хранится фрагментами, а потом собирается в единое целое, чтобы восстановить события. Извлечением информации из долгосрочной памяти называют способность сохранять знания, а затем вспоминать их по мере надобности.

Родители, которые понимают, что развитие долгосрочной памяти — это больше, чем запоминание сухих подробностей и скучных фактов, могут облегчить ее развитие, связывая информацию с увлекательными историями. Информация вряд ли попадет в долгосрочную память ребенка, если он будет получать знания во время просмотра обучающего DVD. Память развивается гораздо лучше, если маленький ребенок становится активным участником процесса обучения — актером на сцене, а не зрителем в зале. Заведите обычай гулять, рассказывая истории, просите ребенка вспоминать произошедшее — это также поможет развитию его памяти.

Понимание слов

Высокая степень понимания — это когда человек определяет отношения между словами. Например, называет обобщающие слова («животное» — обобщающее слово для «свиньи», «коровы», «собаки» и т.д.) или слова со схожими (синонимы) и противоположными (антонимы) значениями.

Как и в случае с долгосрочной памятью, дети запоминают слова во время получения некоего жизненного опыта. Надо, чтобы ребенок играл с предметами, двигал их, а родители в это время рассказывали об этих предметах и действиях с ними. Поэтому во время похода в зоопарк ребенок усвоит больше новых слов, чем когда будет рассматривать изображения животных на экране компьютера.

Маленькие дети усваивают новые слова, когда читают вместе с родителями книжки. Если в книге есть интересные иллюстрации, это очень хороший способ расширения словарного запаса. Когда ребенок начинает читать самостоятельно, это занятие станет прекрасным способом изучения новых слов, ведь если поставить слово в контекст, оно запоминается лучше.

Когда ребенку исполняется три года, а иногда даже два, родители могут расширить его словарный запас, рассказав о классах слов. Например, фигурки животных можно поделить на зверей из зоопарка, обитателей фермы и домашних питомцев.

Родителям нужно помнить о разнице между словарным запасом и грамматикой. Словарный запас и грамматика развиваются и усваиваются совершенно по-разному. Грамматика — это правила составления фраз и предложений из слов (синтаксис) и изменения форм слов (морфология). Это различие важно с точки зрения обучения: Ноам Хомский, Стивен Пинкер, Джеймс Морган, Джин Берко-Глизон и другие ученые-когнитивисты доказали, что изучение правил построения предложений и форм слова — это не запоминание, а индуктивный процесс.

Чтение и письмо

В последние десять лет родители стремятся обучать детей чтению все раньше и раньше. Таким родителям активно рекламируют обучающие программы. На полном серьезе обсуждается вопрос, какие аспекты чтения может усвоить младенец, если он еще не знает слов, на которые можно наложить визуальные символы.

Явление, когда ребенок умеет читать, не понимая смысла слов, называется гиперлексией. Стивен Камарат приводит пример из своей практики: четырехлетний мальчик мог прочитать практически любое слово, но не мог выбрать предметы, которые обозначали только что прочитанные слова.

Обучение детей чтению — это не просто обучение звукам, обозначаемым буквами. Нужно следить, чтобы дети понимали смысл слов, которые читают. Следует также отметить, что в странах, где детей обычно не учат читать раньше семи или даже восьми лет, более высокий уровень грамотности. Например, в Финляндии, которая занимает ведущее место по уровню достижений учащихся. А ведь в этой стране дети учатся читать поздно. Наверняка причина в том, что уровень владения языком у семи-восьмилетних детей гораздо выше, чем у трех-четырехлетних. Чем старше ребенок — тем больше слов может храниться в его долгосрочной памяти.

Это не означает, что следует избегать чтения, пока ребенок не пойдет в школу. Любовь к чтению закладывается в раннем детстве во время совместного чтения с родителями. Читать детям вслух нужно как можно чаще. Выбирайте увлекательные истории и книги, где много больших красивых картинок и мало текста. Не просто читайте слова, но и просите ребенка придумать историю с ними.

Математика

Для того чтобы решать задачки, не обязательно обладать математическими знаниями. Скорее нужно знание чисел и умение производить простые математические действия — например, сложение и вычитание. Но главная цель — развить у детей интуитивное чувство количества, чтобы числа для них «имели смысл», как и в случае с чтением. Важно убедиться, что ребёнок понимает количества, которые обозначают числа.

Самым маленьким можно давать по одному предмету и считать. Например, ваш ребёнок обожает зеленый горошек. Вы даёте ему по одной горошине и говорите: «Одна горошина. У тебя одна» — «Вот еще одна. Теперь у тебя две горошины» — «Вот еще одна — всего три» — и т.д. И обратно: «Пять горошин, одной нет, ты ее съел. Осталось четыре» — «Теперь осталось три» — «Ты все съел — пять, четыре, три, два, один, ноль. Больше нет».

Когда ребенок взрослеет, такие концепции, как дроби, можно объяснить ему на примере печенья: «Было целое, мы его разломили на две части, и ты съел половину». «А вот еще одно целое, разломим его на четыре части — теперь ты съел четверть» и т.д.

3. Когнитивная эффективность

Краткосрочная память

Краткосрочная память — это способность держать в уме небольшое количество недавно полученной информации и пользоваться ею. В тесте на краткосрочную память предложение «Я ходил в магазин» просят повторить с изменениями, например: «В магазин я ходил». Чтобы сказать такое, в голове нужно держать отдельные слова и менять их порядок в предложении. Для этого требуется краткосрочная память.

Когда дети начинают говорить, становится заметно, как работает их краткосрочная память. Многие из них повторяют слоги, но меняют их последовательность или добавляют новые элементы: то есть, эти элементы хранятся в краткосрочной памяти и извлекаются из нее. Когда ребенок не повторяет фразы автоматически, а немного меняет их, это хороший знак — признак того, что он «разбивает» фразы на цепочку слов и обрабатывает их.

Скорость обработки

Скорость обработки — это способность быстро и точно выполнять умственные задачи умеренной сложности. За две минуты трехлетний ребенок может просмотреть в среднем на пять предметов и принять в связи с ними простое решение (например, разделить треугольники и квадраты), а четырехлетний справляется в среднем с пятнадцатью. Но если ребёнок будет тренироваться с картинками, как описано выше, и достигнет впечатляющих результатов, то это не увеличит скорость при выполнении других заданий.

Родителям не стоит вникать во все подробности дебатов о том, можно ли ускорить когнитивные часы (и если да, то что в этом хорошего). Главное — с помощью игры развивать у ребенка способность размышлять.

Например, найти на картинке, где изображено множество предметов, один конкретный, или назвать пять слов, начинающихся на «б». Можно поиграть в игру, где вы с ребенком будете по очереди называть различные группы слов: «Назови всех домашних животных, которых ты знаешь!», «А теперь — рыб», «А теперь перечисли своих друзей» и т.д. Перечисляя слова, делайте паузы, чтобы ребенок просил вас продолжать. Иногда делайте ошибки, чтобы ребенок мог вас исправить.

Рассуждения важнее зубрежки

Ясно, что интеллект — это больше, чем способность вспоминать факты или быстро соображать при занятиях с обучающими карточками. Это не только извлечение нужной информации из долгосрочной памяти. Настоящий интеллект и гениальность основываются на способности решать задачи быстро, эффективно и новаторски. Поэтому интеллектуальное развитие детей не должно ограничиваться зубрежкой или пассивным просмотром обучающих DVD и компьютерных приложений.

Попытки «подготовить к тесту» с помощью письменных упражнений не повысят интеллект ребенка. Если заставите двухлетнего малыша выучить таблицу умножения, то наверняка произведете впечатление на окружающих, но вы не получите гарантию, что он станет математическим гением. Наоборот, это может задержать развитие его способности решать математические задачи путем рассуждений.

Интеллектуально благоприятная среда для детей — та, которая позволяет овладевать всеми девятью широкими способностями в функциональном, повседневном контексте.

www.alpinabook.ru

Интеллектуальные способности

Все знают о тестах проверки коэффициента интеллекта, а многие даже проходили их, удивляясь странным вопросам, выявляющим то ли умение считать, то ли богатство словарного запаса. Так что это такое способность к интеллектуальной деятельности, и зачем стремиться к ее совершенствованию?

Развитие интеллектуальных способностей

В общем смысле под интеллектом понимают систему всех познавательных процессов – мышления, ощущений, памяти, представлений, внимания, восприятия и воображения. Понятие интеллекта помогает обобщить поведенческие характеристики, нужные для адаптации человека к меняющимся условиям жизни. Выделяют умение решать жизненные задачи, вербальный (понимание прочитанного, лексический запас, эрудиция) и практический интеллект (умение достигать поставленных целей). Таким образом, интеллект можно считать определенной ступенью развития мыслительного аппарата. В свою очередь, способность к интеллектуальной деятельности – это совокупность индивидуальных особенностей восприятия и обработки поступающей информации. Структура интеллектуальных способностей человека выглядит таким образом:

  1. Задатки – основы, обусловленные нюансами строения мозга.
  2. Общие, проявляющиеся одинаково в любом виде деятельности – память, обучаемость, внимательность.
  3. Специальные – нужны для отдельных видов деятельности. Например, музыкальный слух или коммерческая смекалка.
  4. Групповые, развивающиеся на основе специальных и общих задатков.
  5. Профессиональные способности, которые находят проявление в трудовых процессах.

Долгое время считалось, что человек рождается с определенным складом ума, который уже невозможно изменить. Позднее стало известно, что неизменная база действительно существует, но за наличие большей части таких умений отвечаем мы сами. Стремительнее всего развитие интеллектуальных способностей идет при занятиях управленческой деятельностью, наверняка, у каждого есть знакомый, который ,получив хотя бы пару человек в подчинение, стал быстро прогрессировать.

Но как развить интеллектуальные способности, если до кресла начальника еще далеко? Ответ прост – овладевать новыми знаниями и умениями, которые будут требоваться для профессиональной деятельности. И не стоит думать, что вы уже не способны почерпнуть ничего нового, у вас всегда есть шанс обнаружить для себя полезную информацию.

  1. Например, заведите привычку читать новости и специализированную литературу, связанную с вашей работой. Причем, используйте источники не только на русском языке, так вы точно найдете больше интересных моментов. Конечно, полученную информацию необходимо анализировать, пытаясь найти способы применения новых данных в вашей ситуации.
  2. Ну а если плохо владеете английским, то чтение профессиональной литературы на иностранном языке – отличный способ улучшить свои знания. Кстати, изучение языков тоже замечательно тренирует наш интеллект.
  3. Не забывайте про досуг, он не должен быть пассивным, посмотреть любимый сериал, конечно, можно, но не тратьте на это все свое свободное время, найдите более полезное для интеллекта развлечение. К примеру, научитесь играть в шахматы, если нет желающих составить вам компанию, играйте с компьютером.
  4. Сборка больших сложных пазлов, разгадывание кроссвордов и чтение книг на любую интересующую вас тему тоже помогут развить интеллект. Главное, отучиться делать что-либо механически, особенно это касается чтения. Не «проглатывайте» книгу, обдумывайте действия главных героев, создавайте альтернативные истории, которые могли бы случиться, поступи персонажи рассказа иначе.

Проще говоря, заставляйте свой мозг работать, не превращайтесь в биоробота с минимумом физиологических потребностей и несложной системой управления.

 

womanadvice.ru

Влияние биоритма на интеллектуальные способности

Интеллектуальный биоритм, длительность которого составляет 33 дня, влияет на умственные способности человека: силу и гибкость разума, остроту восприятия, логическое мышление.

Старый добрый здравый смысл руководит вами в положительной фазе интеллектуального биоритма, в этот период вы — гений. Интеллектуальное состояние достигает наивысшего уровня, простые задачи решаются легко и без раздумий. Вы чувствуете себя в прекрасной творческой форме, вам хочется поупражнять свой, как вы считаете, недостаточно загруженный мозг. Возможно, вы попытаетесь производить какие-то вычисления или проверить свою память — лишь бы «поразмять мозги».

В негативный период интеллектуального цикла умственная деятельность замедляется. Восприятие тускнеет, заметно отсутствие концентрации, а решение даже простых задач требует серьезных усилий. Однако, не все так плохо: положительные периоды физического и эмоционального биоритмов могут частично компенсировать снижение интеллектуальных способностей.

В критические дни, которые приходятся на первый, шестнадцатый и тридцать третий дни цикла, мыслительные способности человека могут сыграть с ним злую шутку. В эти дни лучше воздержаться от принятия ответственных решений.

Интеллектуальные способности

Интеллектуальные способности — это совокупность знаний человенка и его умений пользоваться этими знаниями для решения умственных задач. К интеллектуальным способностям относятся:

  • Свойства мышления — быстрота, системность, гибкость.
  • Свойства памяти — объем памяти, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению.
  • Свойства внимания — объем, распределенность, концентрация, устойчивость, переключаемость.
  • Свойства восприятия — наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

Интеллект основан на знаниях, а общий уровень развития интеллекта зависит от многих факторов. Этому посвящено множество работ по философии и психологии. Нас же сейчас больше интересует влияние биоритмов на перечисленные выше интеллектуальные способности человека.

Диагностика интеллектуального состояния

Различные способы определения уровня развития интеллектуальных способностей не учитывают связи этого показателя с прочими факторами: физическим и эмоциональным состояниями человека. Теория биоритмов не является методикой определения IQ, но позволяет определить периоды спада и подъема мыслительной деятельности. Как следствие, человек может показать в том же тесте на IQ как более низкие результаты в негативной фазе биоритма, так и наоборот, более высокие в позитивной фазе. Нет, это не означает, что в разных фазах человек глупеет или умнеет, просто мыслительные процессы замедляются или напротив, активируются.

Диагностика интеллектуальных способностей с точки зрения текущей фазы биоритма выполняется по общему графику биоритмов (рис. 1). Для его построения выполняется расчет биоритмов для цикла с периодом 33 дня.

Рис. 1. Интеллектуальный биоритм (зеленая линия)

Совместная интеллектуальная деятельность планируется по результатам расчета совместимости биоритмов. Наиболее продуктивным будет сотрудничество людей, чьи интеллектуальные биоритмы совпадают или максимально близки по значениям.

Влияние биоритмов

Каждый человек устраивает образ жизни по-своему. Люди, занявшие определенное положение, на пути к этому не упускали ни одной благоприятной возможности. Часто говорят, что такие люди достигли своего положения, потому что кому-то понравились или имели важные связи, а не благодаря своим умственным способностям. В определенной степени это верно, но в первую очередь их заметили именно благодаря способностям, основанным на заранее определенной линии поведения.

Честолюбивые от природы люди обычно добиваются того, чего хотят. Знание текущей фазы интеллектуального биоритма может поставить вас вровень с ними, уравняв ваши шансы. Разумное применение теории биоритмов позволяет выявить благоприятные периоды для развития интеллектуальных способностей и уберечь от нелогичных действий.


Развитие интеллектуальных способностей

Позитивная фаза интеллектуального биоритма — лучшее время для развития умственных способностей. Специалисты считают, что возможности человеческого мозга используются далеко не полностью. По-этому за пару недель, приходящихся на положительный период интеллектуального биоритма стоит постараться выжать из своего мозга максимум.

Чем интенсивнее и правильнее работает разум, тем больше он развивается, тем эффективнее его применение. Студентам будет интересно узнать, что в позитивной интеллектуальной фазе за полчаса они выучат больше, чем за целый день в негативный период биоритма. Конспекты лекций и учебники будут благодатной пищей для разума, употребленной по назначению. Вашему умению сосредоточиться можно позавидовать: это хорошее время для обучения и всякого рода тестов и экзаменов.

Интеллектуальное состояние на высоте: все ощущения обострены, реакции мгновенны. Вы блистаете на собраниях и во время интервью, успешно демонстрируя силу своего ума. Доводы оппонентов разбиваются вдребезги о вашу логику. Дебаты и дискуссии проходят остро, разговор с вами интересен каждому участнику. Идеи не иссякают, потому что ваш интеллектуальный и творческий потенциал в хорошей форме.

Если вам нужно разобраться с денежными проблемами, лучше всего это сделать именно сейчас. Мелкие детали, на которые вы при других обстоятельствах могли не обратить внимания, сейчас не ускользают из поля зрения.

Положительная фаза интеллектуального цикла — наилучший момент для перехода на новую работу. Вы быстро привыкнете к новым лицам, а текущие проблемы будете решать с таким знанием дела, которого в себе не подозревали. На этой стадии цикла легко решаются и потенциально тяжелые социальные вопросы.

Самое меньшее, что вы должны сделать в положительную фазу интеллектуального биоритма — воспользоваться сборником головоломок, иначе, если ваш мозг недостаточно загружен, он скоро начинает скучать. Высокоактивный интеллект, обреченный на безделье, может привести к социальным проблемам.

Снижение умственной активности

В негативной фазе интеллектуального биоритма наблюдается спад умственной деятельности: восприятие тускнеет, снижается способность к концентрации внимания. Решение даже простейших задач требует значительных усилий. В большей степени это проявляется у людей, не связанных напрямую с интеллектуальной деятельностью. А вот у профессионалов это заметно меньше. Так, например, преподаватели, которым приходится постоянно тренировать свой ум, демонстрируют лишь незначительную разницу в проявлении интеллектуальных способностей. Нескладная фраза здесь, небольшая пауза там, когда их подводит память, — вот и все признаки отрицательной фазы.

Спортсмены, в свою очередь, ведут образ жизни, связаный с постоянными физическими нагрузками. Они используют свои умственные способности не в той мере, как профессиональные преподаватели и у них снижение умственной активности в отрицательной фазе будет более выраженным.

Интересно, что отрицательная фаза интеллектуального цикла почти не сказывается на вождении автомобиля. Большинство людей водят машину «на автопилоте» и с этим процессом более связана эмоциональная сфера, а не интеллектуальная. Навыки вождения закрепляются на физическом и эмоциональном уровнях и притупленная реакция компенсируется опытом вождения.

Колебания амплитуды интеллектуального ритма, как оказалось, наиболее выражены у политиков. Они постоянно осознают, что находятся в центре общественного внимания и в большинстве случаев ведут себя соответствующим образом. Образ жизни политиков связан с умственной деятельностью, и их ошибки приходятся на неблагоприятную фазу интеллектуального цикла.

Специалисты в области хронобиологии считают, что в отрицательной фазе интеллектуального ритма следует по возможности заниматься рутинной работой, а не чем-то новым.

Критические дни цикла

Влияние биоритмов на интеллектуальные способности наиболее заметно в критические дни. При смене фаз биоритма в голове возникает путаница и вы чувствуете, что выражать мысли становится все труднее. В такие дни не следует принимать важные решения. Рассудительность и здравый смысл подведут вас, а память может сыграть злую шутку. Возможно, что ничего необычного вы не чувствуете. Возможно, без труда сдадите экзамен или предложите новую идею. Но ваша оценка за экзамен не будет максимальной из-за мелочей, а идея, напротив, будет сырой из-за неучтенных деталей.

Помните: если в критический день или близкую к нему дату вы должны принять ответственное решение, то лучше, по возможности, отложить намеченное. В случае же безотлагательности мероприятия не забывайте о повышенном риске ошибок.

Переоценка интеллектуального потенциала

В мини-критические дни интеллектуального биоритма люди склонны к проявлению противоположно направленных реакций. В максимуме положительной фазы часто допускаются ошибки, связанные с излишней уверенностью в себе, однако встречаются и взлеты интеллекта. В минимуме отрицательной фазы может показаться, что разум не может справиться ни с одной ситуацией. Это, конечно же, крайности, но они служат для иллюстрации того, как биоритмы могут использоваться в качестве руководства к действию.

Интеллектуальная совместимость

Слабая совместимость биоритмов в части интеллектуального цикла проявляется в том, что обсуждение некоторой задачи партнером может напоминать «беседу слепого с глухим».

Интеллектуальное состояние. Адаптация

Все вышесказанное вовсе не означает, что без расчета биоритма нельзя что-либо предпринимать и что ошибки происходят только в критические дни интеллектуального биоритма. Тем не менее всегда полезно знать о своих сильных и слабых сторонах, прежде чем принимать потенциально сложное решение. График биоритма позволяет приурочить это ко времени, когда биоритм этому благоприятствует и интеллектуальное состояние на высоком уровне.

Жизнь — это череда логичных и нелогичных поступков. Знание интеллектуального биоритма позволяет увеличить число поступков логичных. С другой стороны, неприятность легче пережить, когда физический биоритм, вместе с интеллектуальным, находятся в положительной фазе, а эмоциональный биоритм — в отрицательной.

britm-plus.ru

Высокий интеллект — признаки. IQ-тест. Что такое интеллект, и как его развивать

Вы никогда не задавались вопросом, почему некоторые люди способны быстро находить верные решения в любой ситуации, в то время как другие теряются при возникновении сложностей? Здесь дело не только в особенностях характера. Самое главное, что отличает нас друг от друга — это интеллектуальные способности, которые имеет отдельный индивид. В рамках данной статьи рассмотрим, что такое интеллект и как его развивать.

Что такое интеллект?

Интеллект — это совокупность способностей, позволяющих решать задачи, разрешать проблемы, познавать мир. Именно познание дает нам информацию об окружающих нас закономерностях. Интеллект представляет собой комплекс познавательных процессов: мышление, память, воображение, восприятие, ощущение, представление.

Понятие интеллекта появилось в конце 19 века, а ввел его ученый Ф. Гальтон. Изучением интеллекта занимались разные ученые: Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, А. Бине и др. Все они считали, что умственные способности человека — это сложная система, которая используется только частично. Интеллектуальные способности не возникают случайно, они нарабатываются на протяжении многих лет.

Так что же такое интеллект, и как его развивать? Интеллект — это не врожденные качества человека, а приобретенные. Благоприятными обстоятельствами для развития высокого уровня интеллектуальных способностей является генетическая предрасположенность. Если есть способности к развитию, тогда сам процесс познания будет проходить быстрее и плодотворнее. Человек с хорошей памятью, например, имеет большое преимущество перед человеком с плохой памятью. В этом случае цепочка задач, которые необходимо решить, будет анализироваться намного быстрее. Так как технология отбора закономерностей и инструкции решения задач зафиксированы в памяти человека. Хорошо развитая память, мышление и логика — это признаки высокого интеллекта.

Виды интеллекта

В зависимости от области применения мыслительных способностей в психологии выделяют несколько видов интеллекта.

Логический интеллект

Основан на решении математических задач. Операции с цифрами и поиск закономерностей — это основная область применения данного вида интеллекта. Развитие логических навыков начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь.

Пространственный интеллект

Заключается в наблюдении за определенным процессом с целью его самостоятельного повторения. В данном случае можно выделить несколько категорий:

  • Физический интеллект. Заключается в умении управлять своим телом, повторять и разучивать сложные танцевальные движения, развивать умения быстро реагировать, перестраивая свое тело в нужную позицию.
  • Социальный интеллект. Характеризуется способностью человека находить общий язык с другими членами общества.
  • Духовный интеллект. Заключается в самосовершенствовании и самопознании. Человек всегда должен прогрессировать и стремиться к поставленной цели, достижение которой возможно только при постоянном саморазвитии.
  • Творческий интеллект. Предполагает наличие у человека творческого таланта в определенной области: музыке, литературе, изобразительном искусстве и т. д.
  • Эмоциональный интеллект. Заключается в умении человека аналитически мыслить, осознавать свои потребности и искать способы и методы их удовлетворения. Очень важно уметь общаться с другими членами общества, чувствовать их настроение и анализировать их поведение, это тоже признаки высокого интеллекта. На основе этого происходит формирование продуктивного взаимодействия.

Мышление и интеллект

Эти два понятия очень близки по определению, но имеются и значительные отличия. Если заменить эти понятия синонимами, тогда станет понятно, в чем отличие между терминами. Понятие интеллект сопоставимо с понятием «ум». Умный человек — это человек с высоким уровнем интеллектуальных способностей. Мышление — это «обдумывание». Таким образом, интеллект выступает в роли свойства, характеристики человека, а мышление подразумевает действие, процесс.

Человек, имеющий высокий уровень интеллекта, способен к продуктивному мышлению. А мышление — это процесс реализации интеллектуальных способностей.

Тест для проверки уровня интеллекта

Проверить уровень интеллекта можно при помощи онлайн IQ-теста. Вопросы в тесте подобраны таким образом, чтобы можно было продиагностировать уровень развития интеллектуальных способностей. Диагностика уровня интеллекта проводится комплексно. Человеку предлагается решить несколько задач в течение определенного времени.

  • Задачи с числами. Дается несколько чисел и пустое окно, в которое необходимо вставить недостающее число. Чтобы понять какое число вставить, нужно выстроить логические цепочки взаимодействия между имеющимися числами.
  • Задачи с картинками. Это задание на логику и внимание. Необходимо понять, какой картинки не хватает в ряду, опираясь на соседние изображения.
  • Задачи на составление слов из списка букв.
  • Задачи на продолжение списка букв. Иногда буквы соответствуют порядковому числу алфавита, в других случаях подразумевается составленное из них слово.

В зависимости от количества правильных ответов, выставляется общий балл, который дает характеристику интеллектуальных способностей человека. Измерение коэффициента интеллекта не должно проводиться только после одного теста. Тестирование должно быть комплексным. А как определить интеллект самостоятельно? Для этого есть специальные программы, состоящие из серии тестов. Не обязательно обращаться куда-либо для проведения таких тестов. Можно сделать это самостоятельно. Перед началом тестирования позаботьтесь о том, чтобы вам никто и ничто не мешало.

Люди с высоким уровнем интеллекта

На нашей планете находится всего 3 % людей, которые обладают уровнем IQ больше 130. Практически все они посвятили свою жизнь изучению определенной области, в которой достигли немалых высот. Среди этих людей есть всемирно известные личности:

  • А. Эйнштейн — IQ 170-190;
  • Бил Гейтс — IQ 160;
  • Стивен Хокинг — IQ 160;
  • Эндрю Уайлс — IQ 170;
  • Гарри Каспаров — IQ 190;
  • Ким Унг-Йонг — IQ 210;
  • Кристофер Майкл Хирата — IQ 230.
  • Теренс Тао — IQ 230.

Нарушение интеллекта

Существуют врожденные дефекты, которые отрицательно влияют на развитие интеллекта малыша. Нарушения работы головного мозга или других важных отделов организма может привести к умственной отсталости. Это болезнь на научном языке называется олигофренией.

Врожденные отклонения у детей официально принято подразделять на 3 категории:

  • Дебильность. Трудовая деятельность возможна, но ее выбор ограничен.
  • Имбецильность. Способность к труду отсутствует полностью, но человек может самостоятельно себя обслуживать.
  • Идиотия. Самообслуживание невозможно.

Умственные отклонения могут возникнуть и у взрослого человека. Этот процесс называется деменцией, наступает он, как правило, в пожилом возрасте. Симптомы умственной отсталости проявляются в частичной потере памяти, человек перестает применять ранее приобретенные навыки, эмоциональный мир становится скудным и однообразным, наблюдается безразличие к происходящим вокруг процессам и ко всему миру в целом. Формулировка мыслей затруднена, мышление становится непродуктивным.

Как развивать интеллект?

Если ваш интеллект находится на низком уровне, это еще не значит, что вы умственно отсталый. Это может означать лишь то, что запас знаний и умений слишком скудный. Для развития интеллектуальных способностей необходимо тренировать свои умения: развивать память, мышление, логику и т. д.

Ежедневные тренировки и умственные нагрузки позволят расширять кругозор, познавать новые сферы жизни и открывать для себя ранее неизученные области. Чтение книг, например, не только принесет вам новую информацию, но и будет способствовать расширению словарного запаса. Решение логических задач разной направленности будет стимулировать развитие аналитико-синтетических способностей, позволит открывать новые логические цепочки.

Изучение иностранных языков очень полезно не только для тренировки памяти, но и для изучения культуры других народов. Намного приятнее читать произведения иностранных авторов не в переводе, а в оригинале. Иностранный язык — это не только передача информации, это еще и своеобразный образ мышления.

Возможности интеллекта

Ученые считают, что человек неполноценно использует весь потенциал своих физиологических возможностей. Интеллект — это свойство, которое при желании можно развить до очень высокого уровня. Постоянные тренировки ума обязательно дадут результаты. Верхнего предела уровня интеллекта просто не существует.

Некоторые считают, что нужно родиться со способностью, чтобы в будущем она могла развиваться. Это не совсем верно. Художник или музыкант живет в каждом из нас, но не каждый обращает на это внимание. Все дело в жизненных интересах. У кого-то есть большое желание заниматься изобразительным искусством, но нет таланта. В процессе обучения появляются способности, которые позволяют создавать шедевры искусства.

Искусственный интеллект

В настоящее время ведется активная работа ученых по созданию искусственно интеллекта, но все виды ИИ ограничиваются только узкой специализацией. Например: программа, способная обыграть человека в онлайн-игру, не может выполнять другие команды. Разберемся, что представляет собой ИИ.

Искусственный интеллект — это способность мыслить и принимать решения на основании сложившихся обстоятельств, которой наделен механический объект. Проще говоря, человек хочет создать машину, которая будет так же разумна, как любой из нас. Каждый год ведущие мировые державы тратят значительные средства на создание таких машин, но полноценный искусственный интеллект в настоящее время еще не создан.

Многие считают, что машины, имеющие признаки высокого интеллекта, представляют большую опасность для человечества. Если будет создан умный компьютер, который сможет управлять другими устройствами в своих интересах, тогда ход его действий станет непредсказуем, а значит, опасен для всего живого.

Интересные факты

Определение уровня интеллекта происходит комплексно. Человеку предлагается пройти несколько тестов, направленных на проверку мышления, логики, памяти и других признаков высокого интеллекта. После этого результаты обрабатываются, и выставляется средняя оценка за все уровни проверки. Если у человека уровень интеллекта выше среднего, тогда, как правило, он одинаково умело справляется со всеми видами заданий.

Согласно статистике, люди, имеющие высокий интеллект, имеют меньше проблем со здоровьем. Риск смерти, возникшей по неосторожности, намного ниже. Такие люди реже попадают в автомобильные аварии, так как ведут себя осторожно, аккуратно и внимательно. В момент возникновения критической ситуации люди с высоким интеллектом очень быстро реагируют и мгновенно ищут вариант действий.

Исследования, которые проводятся последние несколько десятилетий, показывают, что средний уровень IQ у людей увеличивается на 2-3 пункта каждые 10 лет. Скорее всего, это связано с доступом в Интернет, который дает возможность получить любую информацию. Люди стали умнее, чем несколько лет назад.

В заключение

Высокий уровень интеллекта — это залог долгой и комфортной жизни. Ведь именно умные, сообразительные люди занимают ведущие высокооплачиваемые должности в организациях. Стремление развиваться и улучшать свои навыки должно быть у каждого из нас, а начать это делать можно прямо сейчас.

fb.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *