ПМПК комиссия, что это такое, когда назначается, документы, процесс
Случается такое, что у ребенка возникают проблемы в обучении, общении со сверстниками, общем развитии. В таком случае родители могут услышать от педагогов и психологов, что их чаду нужно пройти психолого-медико-психологическую комиссию. ПМПК комиссия, что это такое может возникнуть вопрос, нужно ли вообще отправлять ребенка на подобный консилиум. Разобраться в этом следует детально, чтобы понимать, что будет происходить.
Что это такое и зачем нужно?
ПМПК – это комиссия, в процессе которой выясняется есть ли у исследуемого специфические диагнозы и непреодолимые проблемы в учебы по стандартной школьной программе. Зачастую подобными диагнозами являются:
- Умственная отсталость.
- ЗПР – задержка психического развития.
Важно! На подобное обследование отправляют детей дошкольного возраста школьников с 1 по 4 класс. В таком возрасте уже можно определить существуют ли препятствия для обучения, какие они.
На ПМПК отправляют учителя, заучи, даже сами родители, если видят неладное в поведении и состоянии ребенка, хотя такое случается редко. На ПМПК могут этот диагноз подтвердить, опровергнуть, установить. Удается получить в ходе прохождения заданий ответы на такие вопросы:
Бесплатная консультация юриста по телефону
Задать вопрос юристуПо Москве и Московской области
Санкт-Петербург и область
Федеральный номер
- Сможет ли продолжать/начать обучение по общеобразовательной программе школы.
- Потребуется ли дополнительные занятия с репетитором, корректологом, психологом.
- Что делать родителям для того чтобы помочь и устранить/уменьшить проблемы определенные в ходе проверки состояния.
- Какое обучение и программа подойдет именно для этого исследуемого.
Часто, когда родителям рекомендуют прохождение такой комиссии они отказываются. Причина тому незнание и непонимание того что на ней происходит, ее последствий. Родители далеко не всегда могут увидеть и понять, что в обучении их ребенка есть проблемы. Если вовремя не начать работу с проблемой, а первым делом определить ее то в дальнейшем корректировка может не помочь. Поэтому прежде чем отказываться, следует понять, что происходит во время ПМПК, и какие ее последствия.
Кто входит в комиссию?
Еще один важный момент, кто же входит в состав комиссии. В ней могут быть:
- Педагог-психолог.
- Дефектолог необходимого профиля.
- Если ребенок слепой, то тифлептолог.
- Сурдопедагог для ребенка, страдающего глухотой.
- Логопед.
- Педиатр.
- Невролог.
- Офтальмолог.
- Ортопед.
- Детский психиатр.
- Социальный педагог.
Важно! По необходимости состав комиссии может быть более широкий, в нее приглашаются специалисты, которые могут помочь определить наличие той или иной проблемы с физическим или психическим здоровьем.
Не стоит забывать, что результаты деятельности комиссии – это рекомендации для родителей, прислушиваться к ним или нет, решают они сами.
Необходимые документы
День прохождения комиссии определяется заранее, такой чтобы родители могли на ней присутствовать. Данное обследование, независимо от количества приглашенных специалистов проводиться бесплатно. Перед проведением ПМПК родителями/опекунам, законным представителям, нужно предоставить такой пакет документов:
- Паспорт родителя/опекуна.
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Опекунское удостоверение, если ребенок находиться под опекой.
- Выписка от педиатра формы Ф-12, в ней указаны данные о развитии ребенка.
- Справки о состоянии здоровья от специалистов: офтальмолог, ЛОР, невропатолог, психиатр, ортопед.
- Характеристика от воспитателя или учителя с позиции педагога.
- Последние рабочие тетради по русскому языку и математике, если на комиссию отправлен школьник. Для дошкольников – 4 рисунка.
Важно! Справки от врачей оформляются на отдельных бланках, на них обязательно должна быть печать медучреждения, выдавшего документ. Стоит помнить, что все справки имеют срок годности – большинство 1 год, от психиатра – 6 месяцев.
Как происходит ПМПК
В основном заседают члены комиссии в одном помещении. Форматы общения с ребенком могут отличаться. Есть такие:
- Все специалисты разместились за одним столом, а исследуемый стоит или сидит перед ними. Такой вариант не очень комфортный для психологического состояния исследуемого.
- Каждый член комиссии сидит за отдельным столом, а ребенок по очереди к ним подходит. Подобный вариант более комфортен и помогает лучше понять состояние ребенка, так как специалисты также могут наблюдать за поведением со стороны. Во время общение с тем или иным членом комиссии ребенок может нервничать, что сказывается на результатах.
Независимо от используемой формы общение происходит в формате вопрос-ответ, могут выдаваться определенные задания, которые помогут оценить состояние. В любом случае подобные комиссии не комфортны для ребенка, так как участники стараются как можно быстрее выполнить свою работу, торопят ребенка, не дают ему передохнуть. По времени на все про все уходит 1-2 часа. Так как родители понимают что ждет ребенка, его нужно подготовить психологически, успокоить. Если вопросы будут резкими, то родители имеют право вмешаться в процесс и защитить своего ребенка, не все знают это свое законное право, поэтому молчат, но малышу нужна поддержка от родного человека, так он будет себя уверенней чувствовать.
Совет! С собой желательно взять еду и воду, чтобы ребенок хотя бы голода не ощущал.
Задаваемые вопросы
В ходе комиссии вопросы, которые будут задавать достаточно стандартные, но он могут несколько отличаться в зависимости от ситуации и состояния ребенка, предполагаемого диагноза. Примерные темы:
- Рассказ о себе, своих родственниках, друзьях. Кто они такие, где живут, чем занимаются, в том числе место работы, сколько им лет. Составить описание того, чем ребенок занимается, как проводит досуг с друзьями, чем занимается с родителями. Нужно указать данные о своих питомцах, как их зовут, что делают с ними, как ухаживают. Зачем предназначена та или иная комната в доме, что там нужно делать.
- Просят рассказать о мире, который их окружает: меры длины, размера, времена года, распорядок дня, что такое выходные и будни. Понимание форм и размеров предметов, их расположение в пространстве.
- Проверяется логика и обобщение. Для этого ребенку предлагают объединить в одну группу разные предметы, выбрать лишний предмет. Зачем нужен тот или иной предмет, что с его помощью делают. Должно быть понимание частей тела, профессии.
- Проверка памяти. В слух говорят слова и просят воспроизвести их, разложить картинки в предложенной последовательности.
- Проверяется речь: насколько правильно он формирует предложения, все ли звуки произносит, меняет ли окончания слов в зависимости от рода. Просят назвать и пояснить что такое синонимии, антонимы, омонимы.
- Проверяется, может ли ребенок рассказать о своих желаниях, в том числе естественных – сходит в туалет, помыть руки, поесть.
- Также обязательно проверяют координацию движений, уровень развития моторики.
Как видно, вопросы и задачи не составят труда для ребенка, у которого развитие в норме. Но если существуют проблемы, то их удастся определить. Но не только это задача комиссии, ведь нужно понять, почему именно они возникают.
Факт! Дети, у которых родной язык не русский наверняка на такой комиссии будут испытывать проблемы с подбором синонимов и антонимов, пословицами и пояснением их значений. Причем их состояние здоровья как психического, так и физического, уровень развития не будут низкими.
Что делать с результатами
Как поступить с выводами и результатами проверки ребенка, родители решают сами. Вердикт может быть представлен в одном из таких выводов:
- Рекомендация учится в обычной школе.
- Рекомендация перейти на обучение по специальной программе или в спецшколу.
- Потребуется ли ребенку занятие со тем или иным специалистом для корректировки его состояния.
Случается такое, что родители/опекуны не согласны с выводами комиссии. Так как члены ее имеют полномочия решать какие оценки выставлять, бывает что их занижают или завышают преднамеренно. Если результаты не отражают реального положения дел, родитель или опекун имеет право обратиться в комиссию высшего уровня. Но не стоит при этом забывать, что ребенку вновь придется пережить ПМПК, что может сказаться на психологическом состоянии.
Вывод
ПМПК комиссия – это не самое приятное мероприятие, как для ребенка, так и для многих членов комиссии. Но стоит понимать, что в некоторых случаях ее своевременное прохождение поможет ребенку нормальное себя чувствовать в обществе в будущем.
в чем разница? — Статья EduRegion.ru
Психолого-медико-педагогический консилиум и психолого-медико-педагогическую комиссия — оба понятия призваны помочь педагогу, родителям и детям, прежде всего, грамотно реализовать право на образование. Но в чем отличаются, кто входит в состав и как они работают?
Что такое ПМПк и ПМПК?
ПМПк — это психолого-медико-педагогический консилиум. Его еще называют школьным консилиумом. Его проводят силами образовательной организации и подключают недостающих специалистов, например, дефектологов и психиатров. Специалисты школьных консилиумов не ставят медицинские и психологические диагнозы. Они думают о том, как помочь ребенку обучаться в конкретной школе. Специалисты консилиума решают несколько задач:
-
определяют, нужна ли конкретному ребенку специальная помощь в обучении и коррекции поведения;
-
консультируют родителей и учителей. Родителям рассказывают, как получить специальную помощь, например, создают индивидуальный план обучения. Учителям рассказывают, как работать с трудностями конкретного ребенка;
-
направляют детей за помощью к внешним специалистам, например, в ПМПК.
ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия. Существует центральная комиссия и территориальные, территориальные располагаются в крупных городах. Специалисты комиссии проводят обследование ребенка, выявляют нарушения в развитии, поведении, следят за динамикой нарушений. Они могут проверить подозрения школьных специалистов, могут поставить диагноз, могут дать рекомендации по дальнейшему обучения, могут оспорить решение консилиума.
Также комиссия ведет мониторинг детей с трудностями в обучении и нарушениями поведения. Если специалисты увидят, что в регионе много детей с определенными нарушениями и им не хватает отдельного коррекционного интерната или других мер помощи, то комиссия может обращаться к властям за помощью.
Работа ПМПк и ПМПК регулируется нормативными актами. О работе консилиумов сказано в письме министерства образования, о работе комиссии — в постановлении правительства.
Кто входит в состав ПМПк и ПМПК?
Консилиум. Руководит консилиумом директор. В состав входят заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, логопед или дефетолог, врач-педиатр. В составе также могут быть учителя с большим педагогическим опытом, врачи узкой направленности, например, невропатолог.
Комиссия. Комиссию возглавляет руководитель. В состав входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Как работают ПМПк и ПМПК?
Консилиум. Председатель собирает консилиум планово — раз в квартал, или внепланово, когда случаются экстренные события, например, правонарушения. До консилиума ребенок должен пройти всех специалистов — педагогов, логопеда, психолога, врача. Ребенок проходит консилиум с согласия родителей: они подписывают договор со школой.
За ребенком закрепляют ответственного: он будет помогать готовиться к консилиуму, проведет по всем специалистам, объяснит, что это не страшная процедура. Этот же ответственный будет следить за исполнением рекомендаций, которые прозвучат на консилиуме.
С ребенком каждый специалист общается отдельно. Родитель имеет право присутствовать на собеседованиях. Это не сказано в федеральном нормативном акте, но такое право есть у родителей по закону «Об образовании» и должно быть прописано в локальном акте школы.
Затем в назначенное время проходит консилиум. На нем оглашают решение и рекомендации. Если специалисты считают, что нужна помощь внешних специалистов или нужен диагноз, ребенка могут отправить на комиссию. Но это только рекомендация — родители могут отказаться. Родители могут присутствовать на консилиуме: если им что-то непонятно в решении, им должны это объяснить. Если родители не присутствовали на консилиуме, их все равно должны ознакомить с решением и рекомендациями.
Комиссия. Заседание проводят в здании территориальной комиссии или в другом медицинском учреждении. Дату заседания должны назначить заранее и сообщить об этом родителям.
Дети попадают на комиссию только с согласия родителей. Родители или сами ведут ребенка или дают согласие, если это инициатива школы. Комиссия может запрашивать информацию о детях не только у родителей и школ, но и у органов власти. Например, информацию из полиции о правонарушениях, совершенных ребенком.
Родители вместе с детьми приходят на заседание комиссии и приносят заявление или согласие, копию паспорта ребенка или свидетельства о рождении, заключение консилиума или специалиста, если есть, заключение комиссии, если раньше ее уже проходили, выписку из истории развития ребенка, характеристику из школы, результаты продуктивной деятельности ребенка, письменные работы по русскому языку и математике.
Примерные вопросы, которые задают ребенку члены ПМПК.
Во время заседания ведется протокол. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. После обследования комиссия выдает заключение с выводами о состоянии ребенка.
Специалисты указывают диагноз, прогноз и рекомендации. Родители могут не следовать им и обжаловать в центральной комиссии. Могут наоборот использовать заключение, чтобы им оказали необходимую помощь. Например, комиссия может написать, что ребенку нужен тьютор. Тогда директор школы обязана пойти навстречу и найти тьютора или придумать что-то еще.
eduregion.ru
Консультация на тему: Что такое ПМПК??
Консультация для родителей
«Что такое ПМПК?»
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Цель ПМПК — организация помощи детям и подросткам в возрасте до 18 лет на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимой медицинской помощи.
Задачами ПМПК являются:
— своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с проблемами в развитии;
— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
— определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с проблемами в развитии;
— содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
— внедрение современных технологий диагностики и коррекционной работы с детьми;
— формирование банка данных о детях и подростках с проблемами в развитии;
— своевременное направление детей в лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
— консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
— участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
— содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
Обратите внимание, что комиссия:
— ПМПК не принимает решения о необходимости обучения ребенка на дому (этот вопрос решается в медицинском учреждении).
— ПМПК не комплектует группы компенсирующей направленности и классы, реализующие адаптированные основные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Данную функцию выполняют специалисты районного отдела образования.
Помните, ПМПК дает рекомендации, а право выбора рекомендуемой программы остается за родителями.
Алгоритм прохождения ПМПК
Шаг 1.
Получить направление на прохождение ПМПК.
Обследование детей на ПМПК может проводиться по направлению органов здравоохранения, социальной защиты, учреждений образования, с вашего согласия, а также по инициативе родителей (законных представителей).
Шаг 2.
Осуществить предварительную запись, которая проводится также с согласия родителей. Родители дают согласие на обработку персональных данных.
Шаг 3.
подготовить пакет документов, необходимых для прохождения ПМПК:
Паспорт родителя (законного представителя)
Свидетельство о рождении ребенка, паспорт по достижении 14 лет
Опекунское удостоверение (для опекаемых детей)
Выписка из истории развития ребенка от педиатра (Ф-12)
или наличие амбулаторной карты ребенка
Заключение врача-офтальмолога (окулист)
Заключение врача-отоларинголога (лор)
Заключение врача-невролога (детям дошкольного возраста)
Заключение врача-психиатра (для детей старше 4 лет)
Заключение врача-ортопеда (для оформления в группу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
Педагогическая характеристика из образовательного учреждения (воспитателя, классного руководителя)
Представление психолога, логопеда (при наличии специалистов в образовательном учреждении)
Табель успеваемости
Последние тетради по русскому языку и математике
Рисунки (для дошкольников)
Медицинские справки должны быть оформлены на отдельных бланках, обязательно наличие штампа учреждения, выдавшего справку, личной печати и подписи врача (справки действительны в течение одного года, справка от психиатра действительна шесть месяцев).
Шаг 4.
В назначенный день прийти на комиссию.
Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), лучше, если это будет мама, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов по сбору информации о ходе раннего развития ребёнка, если возникнет такая необходимость, в исключительных случаях – по доверенности.
Шаг 5.
Получить выписку из протокола обследования.
По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК, с учетом мнения каждого специалиста. ПМПК выдает на руки родителям выписку из протокола обследования, в которой прописаны заключение комиссии и рекомендации по дальнейшему обучению ребенка. Выписка является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение оптимальных условий для получения им образования.
Для оформления в специализированный детский сад выписку предъявляют в Управление образования района.
Родители школьников передают выписку администрации школы.
Шаг 6.
Завершается вся работа беседой с родителями (законными представителями) ребенка. При необходимости разъясняется родителям (законным представителям) их возможные дальнейшие действия в интересах ребенка.
Реализация права ребенка на образование.
Рекомендации родителям к прохождению ПМПК
При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования.
В случае болезни ребенка обязательно сообщите об этом и перенесите диагностическое обследование на другой день.
Создайте у ребенка позитивное отношениек процессу обследования: настройте дошкольника на игровую деятельность, а школьника на общение с педагогами.
nsportal.ru
Ребенка направили на ПМПК. Что будет после психолого-медико-педагогической комиссии?
Если дети нуждаются в особой образовательной программе, их направляют в ПМПК на обследование. В изучении образовательных потребностей ребенка принимают участие медики, психологи и педагоги, специализирующиеся на обучении детей с младшего дошкольного до старшего школьного возраста.
ПМПК — что это? Основные характеристики психолого-медико-педагогической комиссии
Аббревиатура ПМПК расшифровывается, как психолого-медико-педагогическая комиссия (или консультация, консилиум). Цель ее работы – определение уровня физического и психического уровня развития ребенка для того, чтобы подобрать для него оптимальный образовательный маршрут. Члены комиссии рекомендуют реабилитационные мероприятия для ребенка, курс лечения, если это необходимо по состоянию здоровья. Они могут дать родителям (законным представителям) консультацию по интересующим их вопросам относительно психического и физического состояния детей.
Состав ПМПК:
- Председатель – специалист в области образования.
- Зам. председателя – специалист в области здравоохранения.
- Психолог.
- Врачи различной специализации (отоларинголог, педиатр, ортопед, окулист и др.).
- Социальный работник, социальный педагог.
- Юрист.
- Специальный педагог (дефектолог, логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.).
Чтобы ребенок не терялся в незнакомой обстановке, в состав комиссии могут быть включены временные члены – воспитатель, классный руководитель обследуемого ребенка. На ПМПК дети направляются только с согласия родителей.
Как проходит обследование ребенка на ПМПК?
Для посещения ПМПК ребенку и его родителям назначают определенную дату.
В это день, в назначенное время они приходят, имея при себе пакет документов:- Характеристика на ребенка, составленная педагогом и психологом его учебного заведения.
- Паспорт родителей.
- Если есть инвалидность, нужны документы, подтверждающие это обстоятельство.
- Рабочие тетради младших школьников, рисунки дошкольников.
- Выписка педиатра из карточки.
- Заключение медицинской комиссии.
- Ксерокопия личного дела учащегося.
Заседание комиссии проходит в одном помещении. Специалисты могут сидеть, как вместе, так и за отдельными столами, когда ребенок беседует с ними поочередно. Они спрашивают ребенка о том, что их интересует, предлагают выполнить задания.
Анализируя результаты беседы и выполнения заданий, педагоги и психологи делают выводы об уровне характеристик личности, психологических особенностях интеллектуальной деятельности, определяют предпосылки для возникновения проблем обучения и развития.
К сожалению, дети зачастую оказываются в некомфортной для них обстановке, в окружении незнакомых взрослых. Участники комиссии могут торопить детей, не учитывают особенности темперамента, не дают передохнуть при выполнении заданий, не подбадривают. Незнакомая обстановка действует на дошкольников негативно, особенно, если у ребенка имеются отклонения в развитии. Некоторые дети просто замолкают, не показывая свои возможности, отказываются отвечать на вопросы.
Что могут спросить на психолого-медико-педагогической комиссии?
По уровню развития речи можно составит мнение об уровне интеллекта, о словарном запасе, умении мыслить логично, делать выводы и обобщения. Именно поэтому беседа с детьми на ПМПК занимает главное место в процессе обследования.
Примерные вопросы и задания:- Рассказать о своей семье, о возрасте, занятиях, о том, где живут, как проводят время с друзьями и родными.
- Рассказать о домашних животных, кличках и уходе за питомцами.
- Рассказать о своем жилье, назначении помещений.
- Ответить на вопросы о сенсорных категориях: форма, величина, цвете и расположении предметов.
- Выполнить задание на классификацию предметов, на обобщение, выделение лишнего предмета из нескольких предложенных.
- Рассказать о профессиях.
- Рассказать о частях тела, их назначении.
- Повторить названные слова, разложить картинки в заданном порядке.
- Привести пример похожих по значению и противоположных слов.
- Составить рассказ по картинкам.
- Выделить звуки из слова, слова из предложения.
- Пересказать прочитанный текст.
- Выполнить задания на координацию движений: поймать мяч, повторить движения пальцев, принять заданное положение.
- Рассказать о своих желаниях.
Квалифицированные члены комиссии обязательно определят причину невыполнения заданий – была это усталость и волнение, или ребенок не знает ответа на вопрос.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Перед ПМПК ребенок нуждается в поддержке взрослых, следует рассказать ему о предстоящем испытании, чтобы он настроился на общение с незнакомыми ему взрослыми. Стоит сказать, что ему будут задавать вопросы, ответы на которые он точно знает, и обязательно скажет, если хорошо подумает.
Типы заданий, предлагаемых на ПМПК, — это обычные вопросы, ответить на которые не сложно обычным детям, развитием которых целенаправленно занимаются в семье и в школе, в детском саду.
Можно познакомить ребенка постарше с типовыми заданиями, аналогичные которым предлагают обследуемым на ПМПК. Исключение составляют дети с различными речевыми патологиями, направляемые комиссией на коррекцию. Ребенок с тяжелым недоразвитием речи и в обычной для него обстановке не всегда может составить высказывание, ответить на вопрос. Здесь можно обойтись моральной подготовкой, чтобы предохранить ребенка от излишнего волнения.
Какие могут быть результаты после прохождения ПМПК?
По результатам обследования составляется протокол заседания комиссии, содержащий в себе отчет о заседании, рекомендации родителям ребенка и специалистам по коррекционной работе, если она необходима.
Выводы и рекомендации:- Имеется ли у ребенка возможность учиться в обычной школе.
- Рекомендуется ли ему обучение на логопункте, в логопедической группе детского сада, или в коррекционной школе.
- Нуждается ли ребенок в дополнительном сопровождении психолога-дефектолога, проведении лечения, у какого специалиста.
Все выводы носят рекомендательный характер, родители могут принять их к сведению, но не обязаны выполнять. Если они не согласны с выводами ПМПК, можно обратиться в комиссию более высокого уровня для повторного обследования.
Судьба ребенка после психолого-медико-педагогической комиссии
Если по результатам обследования специалистами был сделан вывод о том, что ребенок школьного возраста нуждается в особых условиях обучения, на основании заключения комиссии администрация школы может перевести ребенка на другую программу обучения.
Если нет возможности учиться по такой программе в этой школе, ребенка придется перевести в другое учебное заведение:- Дети с речевыми нарушениями направляются в логопедические детские сады, или на логопункт школы.
- Если ребенок с проблемами развития в рамках инклюзивного образования направляется в общеразвивающую школу или детский сад, на основании рекомендаций ПМПК педагоги и психолог учебного заведения составляют коррекционную программу для работы с ним.
baragozik.ru
ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия): задачи, цели и функции
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) проводит диагностику ребёнка перед поступлением в образовательное учреждение, чтобы определить уровень его развития. В результате обследования выявляют поведенческие проблемы, психологические, физические аномалии. Специалисты выносят решение, можно ли ребёнку обучаться по стандартной программе или нет.
Психолого-медико-педагогическая комиссия определяет уровень развития ребёнка
Формы деятельности ПМПК
ПМПК — консилиум, который функционирует при дошкольных и школьных учреждениях и оценивает детский уровень развития. Если обнаружены проблемы, специалисты дают направление в государственный диагностический центр консультативного характера.
В каждом городе существует центральная комиссия (ЦПМПК), обеспечивающая диагностику, медицинскую коррекцию и дающая рекомендации по воспитанию. В больших мегаполисах функционируют территориальные (окружные) психолого-медико-педагогические комиссии (ТПМПК), которые прикреплены к определённому району.
Они предназначены для помощи детям, у которых наблюдаются:
- психофизические отклонения;
- трудности в общении;
- проблемы с усвоением информации.
ПМПК нужна детям, которые испытывают трудности в общении
Комиссия актуальна для дошкольников и учеников младших классов, но в некоторых случаях проверяют и подростов, если у них плохая успеваемость и психологические проблемы.
Важно!
Решение о прохождении обследования принимает социальная служба, консилиум врачей, педагоги в детском саду, школе, педиатр. С разрешение родителей направить на комиссию может общественная организация.
Выделяют 3 формы деятельности:
- первичное обследование;
- повторная проверка;
- диагностика и консультирование.
Показания к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии
Основными показаниями являются:
- долгая адаптация к условиям детского сада, школы;
- постоянные ссоры со сверстниками;
- отрыв от детского коллектива;
- плохие навыки самообслуживания: неумение завязывать шнурки, одеваться;
- отсутствие знаний, характерных этого возраста;
- отставание в интеллектуальном развитии;
- гиперактивность;
- рассеянное внимание;
- речевые нарушения;
- замедленная общая и мелкая моторика.
Поводом для ПМПК считается неадекватное поведение, агрессивность, повышенная возбудимость, частые истерики. На диагностику направляют, когда есть подозрение на слабый слух и зрение.
Цель ПМПК
При проверке учащихся детского сада главная цель ПМПК — выяснить готовность к обучению, уровень социальной зрелости и умственного развития. Школьная комиссия определяет причину, вызывающую трудности с учёбой, уровень знаний и то, как быстро ученики усваивают материал.
Врачебный консилиум позволяет вовремя выявить дефекты и минимизировать последствия нарушений. Состав комиссии проводит консультации родителей по воспитанию, даёт советы и объясняет детские права в образовательной сфере.
Организация обеспечивает диагностику у узких специалистов детям с психическими нарушениями и инвалидам.
Задачи психолого-медико-педагогической комиссии
Экспертная служба, определяющая форму обучения, руководствуется Международной конвенцией о правах ребёнка, своим уставом и законодательством РФ.
Главная задача комиссии — создать детям подходящие условия, развивающие способности. Для этого нужна тщательная диагностика, выявляющая любые отклонения как можно раньше.
Комиссия выявляет отклонения и предотвращает развития проблем у ребёнка
Основная роль ПМПК:
- найти резервные возможности развития;
- обеспечить помощь ребенку с особыми потребностями;
- провести профилактику срывов и перегрузок при обучении;
- определить готовность детей к школе;
- подобрать нужную форму для обучения;
- отслеживать динамику и уровень социальной адаптации;
- консультирование родителей и представителей образовательных учреждений.
Примерный состав ПМПК в школе и детском саду
Психологическое обследование осуществляется с учётом возраста, социокультурных и языковых особенностей региона. Возглавляет комиссию дефектолог с опытом работы в специализированных учреждениях.
В штатный состав входят врачи и педагоги:
В комиссию входит много врачей различной специализации
Обязательно присутствие социального работника. По желанию родителей или опекунов приглашают юриста и других специалистов. В состав не входит психиатр.
Порядок организации деятельности
Организация, направляющая ребёнка на ПМПК, подготавливает следующие бумаги:
- заявление родителей и документы, удостоверяющие личность;
- свидетельство о рождении;
- выписку из карточки с заключением педиатра, отоларинголога, ортопеда, невролога, офтальмолога;
- характеристику от воспитателя или педагога. В ней надо указать, какая помощь была оказана, чтобы преодолеть трудности;
- рисунки ребёнка;
- заключение консилиума врачей.
Эти сведения помогут улучшить эффективность обследования и установить точные причины, мешающие гармоничному развитию.
Для отправления ребёнка на комиссию нужно собрать ряд документов с разных инстанций, в том числе и от родителей
Все этапы диагностики и работу комиссии статистик фиксирует в протоколе, который хранится в личном деле ребёнка. При поступлении в специализированную школу его вместе с другими документами письмом отправляют педагогу, чтобы он ознакомился с личностью ученика и его психофизическими особенностями.
Функции комиссии
В ходе обследования выявляют уровень психического развития ребёнка. Определяют состояние мелкой моторики, манеру поведения, навыки самообслуживания и опрятности.
Главное функция комиссии — изучить личность в целом и выяснить неблагоприятные факторы для развития.
Основные роли:
- экспертно-диагностическая;
- информационно-аналитическая;
- организационная;
- методическая;
- консультативная;
- сопровождение;
- просветительская.
Алгоритм деятельности ПМПК
Вначале проводят медицинское обследование. Изучают зрение, слух, состояние нервной системы. При необходимости берут лабораторные анализы, делают ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ. Собирают анамнез, беседуют с родителями и фиксируют результаты.
Врачи выявляют степень развития ребёнка для его возраста
- Дефектолог осуществляет педагогическое обследование и оценивает утверждения ребёнка об окружающем мире. Он выявляет знания, соответствующие возрасту, интеллектуальные способности.
- Психолог анализирует поведение, изучает эмоционально-личностную сферу. В некоторых случаях делает нейропсихологическую диагностику.
- Логопед проверяет особенности речи. При нарушениях ищет причины появления дефектов.
Проводят расшифровку исследований, анализируют результаты, и составляют заключение. Если поставлен диагноз, его нужно обосновать, указав симптомы и причины патологического состояния.
Алгоритм:
- сбор информации;
- анализ полученных данных;
- совместная разработка рекомендаций;
- составление персонального коррекционно-образовательного маршрута и режима;
- консультация всех участников;
- дальнейший анализ развития;
- корректировка плана по мере необходимости.
Подготовка ребёнка к обследованию
Незнакомая обстановка и чужие люди могут вызывать эмоциональное напряжение, подготовьте ребёнка к комиссии. Подробно расскажите ему, как будет проходить обследование, попросите отвечать на вопросы и ничего не бояться. Пусть не расстраивается, если не знает ответ на какой-нибудь вопрос, за это его никто не будет ругать.
Как проходит ПМПк?
День прохождения ПМПК назначают заранее. Родители приходят в кабинет, где сидят члены комиссии. В порядке очерёдности ребёнок выполняет задания. Процедура занимает 1-2 часа. Вопросы и тесты соответствуют возрастной группе.
Продолжительность процедуру ПМПК составляет 1-2 часа
- В ходе беседы спрашивают о друзьях, просят рассказать о себе, описать родителей, свою комнату, квартиру, домашних питомцев.
- Дети должны ориентироваться в понятиях день-ночь, знать времена года, дни недели, месяцы.
- Для проверки памяти педагог проговаривает слова и просит повторить. Раскладывает и убирает на столе предметы и требует, чтобы ребёнок объяснил, что изменилось.
- Чтобы выяснить развитие речи, предлагают подобрать слова близкие и противоположные по значению, посчитать, сколько слов в предложении или составить рассказ по картинке.
- Дошкольник обязан хорошо знать явления природы, ориентироваться в пространстве и времени
Доброжелательное отношение улучшает эффективность контакта между педагогом и ребёнком и позволяет максимально точно узнать его умения.
Результаты обследования
Составив заключение, специалисты представляют протокол родителям, которые должны в нём расписаться.
Родственникам выдают отчёт, в котором указано:
- сможет ли ребёнок учиться в общеобразовательной школе;
- есть ли необходимость заниматься с логопедом, консультироваться у психолога, наблюдаться у других врачей.
Заключение комиссии носит рекомендательный характер
Заключение не регламентирует шаги, которые должны предпринимать родители, а носит рекомендательный характер. Ему необязательно следовать и отдавать ребёнка в специализированную школу. Срок действия справки, выданной ПМПК, — 1 календарный год.
Если принято решение об учёбе в коррекционном учреждении, в течение 12 месяцев документ нужно предоставить в приёмную комиссию. Повторно проходить ЦПМПК не требуется. Справка действительна на время всего периода обучения.
Ошибки, допускаемые представителями комиссии
Основная ошибка, которую допускают при обследовании — неправильный подход к ребёнку, который не позволяет ему полностью раскрыть потенциал. Чтобы этого не случилось, педагоги и врачи обязаны ответственно относиться к работе и принимать во внимание индивидуальные особенности детей.
Важно не торопить ребёнка при выполнении заданий, давать ему время отдохнуть, задавать вопросы доброжелательно.
Если считаете, что при обследовании произошла ошибка и не согласны с выводами комиссии, заключение можно никому не показывать или обратиться в инстанцию высшего уровня и пройти диагностику повторно.
Можно ли отказаться родителям о прохождения комиссии?
Отказ от прохождения психолого-медико-педагогического обследования не запрещён. Статья 42 Федерального Закона об образовании гласит, что для его проведения необходимо согласие родителей или опекунов.
Законы РФ не обязывают к обязательному прохождению комиссии
Прежде чем отказаться, выясните, почему рекомендовано прохождение ПМПК и взвесьте все за и против. Ведь если проблема существует, её нужно устранить и ваша родительская обязанность обеспечить для этого все условия.
ПМПК не требует строго исполнять свои указания. Родители должны сами определить, следовать ли продолженным рекомендациям. Принимая решение, не забывайте, что на вас лежит ответственность за здоровье и дальнейшую судьбу ребёнка.
Детские заболевания
lechusdoma.ru
что это такое? Педагогическая характеристика для ПМПК. Заключение ПМПК
Каждый человек за свою жизнь проходит довольно много различных комиссий, начиная с того момента, когда его осматривают при выписке из роддома. Далее ребенка ждет комиссия при поступлении в детский сад, школу, вуз и т.д. В данной статье хочется рассказать о ПМПК: что это такое и зачем это нужно ребенку.
Расшифровка
Сегодня множество слов или фраз зашифровывают для облегчения. Так получилось и в данной ситуации. Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. как расшифровать аббревиатуру? Полностью это будет звучать так: психолого-медико-педагогическая комиссия (консультация, консилиум). Может возникнуть логический вопрос о том, почему существует несколько вариаций расшифровки? Все просто: нужно просто смотреть, относительно кого же данная аббревиатура применяется. Если говорят маме, что ребенку нужно пройти ПМПК, то это будет комиссия, если же речь идет о враче или учителе, который является ее членом, то последняя буква в аббревиатуре ПМПК расшифровывается как консилиум.
Цель
Итак, ПМПК. Что это такое, т.е. для чего существует данная комиссия? Главной ее целью является определение уровня развития ребенка, а именно выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации. Комиссия имеет право консультировать родителей по поводу вопросов относительно не только физического, но и психического развития ребенка. Члены комиссии обязательно должны представить определенные выводы и дать рекомендации по дальнейшим действиям относительно данного ребенка или группы учащихся. Стоит также отметить, что работать ПМПК может для различного количества детей (не более 100 тысяч).
Состав
Важным моментом также является состав ПМПК. Комиссия состоит из различного рода специалистов, а также председателя (из области образования) и его заместителя (чаще всего специалиста здравоохранения). В состав комиссии в обязательном порядке должны входить следующие специалисты: психолог, различные врачи (например, педиатр, ортопед, ЛОР, окулист и т.д.), специальные педагоги (это могут быть логопеды, сурдопедагоги), социальный работник (а также социальный педагог), юрист. Также в состав могут включаться различные члены правления из областей здравоохранения и образования.
Стоит сказать, что специалисты не работают каждый сам по себе, это так называемая мультидисциплинарная команда, где все члены взаимосвязаны, и ребенок направляется исключительно к тому специалисту, который на данный момент ему необходим. Важно сказать, что помимо постоянных членов в данную комиссию могут быть приглашены и временные. Так, это может быть воспитатель ученика, представитель классного комитета, так называемое референтное лицо, т.е. тот из преподавателей, который может при необходимости «разговорить» ученика в силу своего авторитета. Почему же такая большая ПМПК? Комиссия именно в таком составе дает возможность ребенку (а также его родителям) пройти обследование в кратчайшие сроки, обойдя всех специалистов в одном месте. Это существенно ускоряет, облегчает и оптимизирует весь процесс.
Задачи
Разбираемся далее в аббревиатуре ПМПК. Что это такое и зачем данная комиссия нужна? Стоит уделить внимание такому важному моменту, как задачи, которые ставят перед собой специалисты. На первом месте находится выявление причин отклонений ученика (важный момент, который может в последующем предупредить возникновение и развитие подобных случаев). Также комиссия обязана предоставить практическое решение проблемы, с которой столкнулся учащийся (важно, чтобы в данный момент дезорганизация не распространилась на иных учащихся).
В обязательном порядке члены комиссии решают, как должен проходить процесс обучения у учащегося (или группы учеников), а также представить различные рекомендации его родителям или педагогам образовательного учреждения. Важным моментом является и то, что комиссия должна составить план работы ПМПК по коррекции процесса обучения.
Функции
Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько простых функций психолого-медико-педагогической комиссии. В первую очередь это диагностическая – определение причин, по которым у ученика возникли проблемы, рассмотрение его семейных и дружеских отношений, просмотр сведений о нем, его талантов и потенциала. Следующая очень важная функция комиссии – реабилитирующая. Так, специалисты должны как можно лучше сконцентрироваться и представить ученику различные выходы из данной ситуации: это может быть оптимизация процесса его обучения, семейная реабилитация, медицинские рекомендации и т.д. Ну и, конечно же, воспитательная функция, которая также присуща такому органу, как ПМПК.
Организация деятельности
Как же должна быть организована деятельность данной комиссии? Так, заседания чаще всего проводятся не регулярно, а по необходимости (в зависимости от ситуации или согласно подготовленности методических материалов по проблеме). Важно сказать, что заседание может быть собрано в экстренном порядке, а все, что происходит в момент работы комиссии, фиксируется секретарем в специальном протоколе. Все проводится в форме беседы, к которой специалисты готовятся заблаговременно. На заседании обговариваются различные способы оптимизации учебного процесса ученика или группы учеников, а также даются предварительные выводы и общие рекомендации по решению существующей проблемы.
Формы деятельности комиссии
Интересным моментом также является то, что формы работы ПМПК могут быть различными. Стоит сказать, что бывают как плановые (запланированные), так и внеплановые заседания (цель – экстренное решение проблемы). Что касается первых, имеет место быть классическая форма их проведения. Ей предшествует возникновение проблемы, для решения которой комиссия и будет собираться. Специалисты предварительно готовятся, на самом же заседании представляют определенные выводы и дают рекомендации.
Модернизированная версия проведения консилиума заключается в том, что все происходит в виде игры, где ребенку намного проще расслабиться. Выводы и рекомендации при таком варианте развития событий даются комиссией несколько позже. Также консилиум может быть собран в режиме «форс-мажор», когда требуется срочное решение проблемы и дело не терпит отлагательств. Стоит сказать о том, что сами заседания могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной формах, в зависимости от того, требует помощи один ученик или целая группа.
О детях
Почему и когда может проходить заседание ПМПК в школе? Так, детей на обследование могут направлять по заявлению самих родителей или по рекомендации органов образования, здравоохранения, социальной защиты. Важным моментом является то, что ребенок проходить данную комиссию может только с согласия родителей. Однако есть маленький нюанс: получать разрешение не требуется, если учащегося на комиссию направили по решению суда. В таком случае ребенка могут обследовать в присутствии обоих или одного из родителей.
Характеристика
Если ребенок направляется на прохождение обследования сотрудниками учебного учреждения, важным документом является педагогическая характеристика для ПМПК. Тут воспитатель (или руководитель класса) должен не только указать на недостатки ребенка, но и дать более развернутую картину его состояния. Важно указать на характер затруднений, написать о том, какие меры предпринимались, какова была на них реакция ученика. Данный документ не должен быть исключительно негативным. Важно также указать положительные стороны ребенка.
Характеристика на ученика на ПМПК может включать такие данные, как количество лет, проведенных в учебном заведении, отношения в семье ребенка, его личностная характеристика (общительность, склонности к наукам, умение находить общий язык с одноклассниками), также важно подать документы об успеваемости по различным предметам.
Алгоритм составления характеристики
Как правильно должна быть составлена характеристика на ученика на ПМПК? Так, данный документ имеет свою определенную форму, где обязательно указываются все необходимые данные. В самом начале пишут Ф.И.О. ученика, заведение, где он проходит обучение, класс. Сам же текст может начинаться с информации о том, какая семья у ребенка, насколько она благополучна, какой формы воспитания придерживаются родители. Далее последует разъяснение нюансов учебной деятельности ребенка. Педагог обязательно должен рассказать о том, насколько ученик быстро и качественно усваивает знания, какое у него мировоззрение и общее развитие, соответствует ли оно данному возрасту.
Далее следует более подробное разъяснение по основным предметам обучения. Если это первоклассник, должно быть описано, насколько ребенок знает математику, умеет ли читать, как пишет. Если это старшеклассник, разъяснения будут более общими. Должно быть указано, к каким предметам есть склонности, какие труднодоступны и тяжелы в изучении. Особое внимание должно быть уделено процессам мышления, особенностям памяти, иным навыкам. Также очень важно дать эмоционально-личностную характеристику ученика. При необходимости образец характеристики на ПМПК преподаватель может взять в методкабинете, где ему должны представить полную информацию о данном документе, а также о правильной форме его составления.
Обследование
Ребенок, направленный на ПМПК, может проходить медицинское обследование. Для этого будут задействованы такие специалисты, как офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, психиатр и обязательно психолог. Именно по решению врачей будет составлено медицинское заключение касательно определенного ребенка. Психолого-педагогическое обследование должно выявить различные психологические особенности развития ученика (навыки общения, самообслуживания, характер игровой деятельности и т.д.).
Дошкольники
Перед школой ребенок также должен быть направлен на обследование описываемой комиссией. Для этого ему понадобится характеристика для дошкольника на ПМПК, которую должны предоставить воспитатели детского сада, где ранее обучался малыш. Она может стать центральным звеном в характере обследования малыша. Однако при этом сама комиссия должна выявить уровень готовности ребенка к школе – определить уровень его умственного, эмоционального и физического развития, ведь малыш должен на этом этапе уже обладать некими знаниями об окружающем мире, иметь смекалку и основы логического мышления, способность запоминать. Также он должен уметь контролировать позывы своего тела, самоорганизовываться. Если ребенок уже учился в школе, комиссия должна определить причины, по которым у него возникли те или иные трудности. Обязательной опять же будет характеристика на ПМПК (1 класс, второй или пятый – не столь важно, данные там будут все равно приблизительно одинаковые), на основе которой члены комиссии смогут сделать предварительные выводы.
Документация
Если ученику необходимо обследование ПМПК, стоит знать, что родителям необходимо собрать пакет определенных документов. Для каждого особого случая он будет разным, однако обязательно включает копию свидетельства о рождении ребенка, копии паспортов родителей, документ, который подтвердит место жительства ученика, различные бумаги, подтверждающие, например, инвалидность – это так называемый гражданский комплект. Также понадобится педагогический комплект, в который обязательно входит характеристика ребенка на ПМПК, ксерокопия личного дела учащегося, возможно, понадобится предоставление некоторых рабочих тетрадей (особенно это касается учеников начальной школы).
Необходимы и медицинские документы, такие, как выписка педиатра, а также заключение медкомиссии. В особых случаях могут понадобиться, например, аудиограмммы (если у ребенка нарушение слуха) или особые заключения при таком заболевании, как ДЦП.
Протокол заседания ПМПК
Важным документом является сам протокол ПМПК, в котором должно быть зафиксировано все, что происходило на заседании. Так, он имеет свою стандартную форму. Начинается он с даты проведения и перечня всех тех специалистов, которые при этом присутствовали (поименно и под роспись). Далее следует повестка дня, где кратко описываются все вопросы, которые подлежат рассмотрению. Основная и самая важная часть протокола – описание прохождения самого заседания (фиксируется практически все, что было сказано). Завершается протокол решениями комиссии, ее предложениями и рекомендациями. В самом конце все фиксируется подписями председателя и секретаря. Стоит сказать, что сам протокол является официальным документом, он длительное время сохраняется в архивах.
Заключение
Очень важным документом является заключение ПМПК. Именно в нем содержатся все результаты проведенного обследования, которые могут послужить официальным основанием для направления ученика в образовательные учреждения специального типа. При этом сами члены комиссии обязаны сохранять конфиденциальность. Если же родители не согласны с решением комиссии, им может быть предоставлено право замены некоторых специалистов (в компетенции которых они сомневаются), а также выбора иного экспертного учреждения. При необходимости решение комиссии может быть обжаловано в суде (гражданское судопроизводство). Стоит также сказать, что только заключение ПМПК (городской, районной, областной) дает основание для направления или перевода ребенка в специализированное учебное заведение.
Алгоритм составления
Стоит казать, что такой документ, как заключение ПМПК, является фиксированным, он не имеет свободной формы. Так, в самом начале приводится общее заключение консилиума касательно определенного ученика. Тут будет небольшое досье на ребенка (Ф.И.О., класс обучения, образовательное учреждение, домашний адрес), далее последует такой пункт, как причины направления на ПМПК, сюда могут включаться также жалобы родителей или преподавателей ученика, не менее важным является мнение классного руководителя относительно этого ребенка. Далее к документу отдельно будут прикреплены заключения различных специалистов, которые проводили обследование. В конце представляется общее заключение консилиума, а также рекомендации, которые дают его члены. Все фиксируется подписями и печатью.
Заключения специалистов
Итак, произошло представление на ПМПК, ученик прошел все обследования, в конце каждый специалист дал свое заключение. К общему заключению будет обязательно прикреплено заключение психолога, который должен рассказать и психоэмоциональном развитии ученика, о его межличностных отношениях, а также об иных важных аспектах развития. Свое заключение также обязательно должен представить педагог, который даст краткую характеристику ученика, основываясь на его успеваемости по различным предметам. Подобный документ оформляет и врач-педиатр консилиума, его может по необходимости представлять логопед, дефектолог или иные специалисты (в зависимости от проблемы ребенка).
Документ каждого отдельного специалиста в обязательном порядке имеет такой пункт, как рекомендации, где должны быть перечислены способы решения имеющейся проблемы в каждом отдельно взятом случае.
Выводы
Бывают ситуации, когда ребенок направляется на комиссию более высокого уровня. Это может произойти в том случае, когда члены сформированной ПМПК не придут к единому решению. Такое развитие событий возможно и в том случае, когда родители не согласны с решением комиссии и не собираются его принимать. В таком случае решение ПМПК может быть передано в районную или областную комиссию. Только после дополнительного исследования заключение может быть возвращено в образовательное учреждение или отдано родителям.
fb.ru
особенности деятельности, отличие от ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия)
В настоящее время в образовательных учреждениях действует стандарт инклюзивного образования, доступного для всех граждан, в том числе с особыми потребностями. Очевидно, что при такой концепции огромная роль отводится работе психологов. Они буквально являются связующим звеном между всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Но в то же время одной работы психолога недостаточно, тогда и решили объединить в отдельный орган психологов, медиков и педагогов. Так и возникли психолого-медико-педагогические консилиумы.
Что это такое
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) – орган, функционирующий в образовательной организации для решения проблем учебно-воспитательного процесса, развития и адаптации учеников и воспитанников. В условиях ПМПк специалисты выполняют свои должностные обязанности.
Заседания ПМПк бывают как плановые (определяются заведующим организацией), так и внеплановые. Для плановых темы подбираются заранее (например, «адаптация первоклассников»). Для внеплановых темой служит какая-то неблагоприятная ситуация в школе или детском саду. Потому можно по-другому назвать их классическим и экстренным консилиумом.
Информация от классного руководителя, школьного врача, педагога-психолога, социального педагога позволяет составить общее и полноценное представление о конкретном ребенке, классе, параллели, группе для составления эффективного плана всесторонней помощи.
ПМПк школы и дошкольного учреждения по сути не отличаются. Разница только в нормативной базе и составе специалистов консилиума. Но что касается целей, задач, функций и проведения – они одинаковы.
Цели ПМПк
Главная цель консилиума – обеспечить диагностику, коррекцию и психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенку, исходя из возможностей и условий образовательной организации, потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, его нервно-психического и соматического состояния.
Задачи ПМПк
ПМПк решает 8 задач:
- Выявление и ранняя диагностика нарушений развития ребенка.
- Оказание индивидуальной педагогической, психологической и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы и (или) адаптации к организации.
- Профилактика перегрузок (физических, психических, эмоциональных), переутомлений и срывов у детей.
- Определение потенциала ребенка в плане развития.
- Выявление причин и особенностей проблем в поведении или развитии.
- Определение причин дезадаптации в школе или детском саду.
- Составление индивидуальной программы сопровождения. Письменное «ведение» ребенка, фиксация его состояния, уровня школьной успешности, отслеживание динамики от программы.
- Корректировка программы при необходимости, определение ее продолжительности и средств реализации в рамках данного образовательного учреждения.
Принципы деятельности ПМПк
- Индивидуализация, то есть уважение личности ребенка и ориентация на его положительные качества.
- Системность, то есть оценка проблем в контексте других явлений и условий школы.
- Гуманизм, то есть предоставление возможности каждому ребенку раскрыть потенциал и самореализоваться.
- Профессионализм в оценке состояния ребенка и классификации его динамики.
Функции ПМПк
Из описания сути ПМПк, его целей и задач мы видим, что орган выполняет воспитательную, реабилитационную (социализирующую) и диагностическую функцию.
При диагностике важно не только определить состояние ребенка, но и выявить главные факторы (детерминанты) его развития, социальную ситуацию развития (условия проживания и характеристики семьи).
Индивидуальная воспитательная программа может носить:
- лечебный;
- контролирующий;
- дисциплинирующий;
- коррекционный;
- коррекционно-развивающий характер.
Реабилитационная функция предполагает не только помощь в социализации, но и защиту ребенка от неблагоприятных семейных или образовательных условий.
Как проходит ПМПк
На ПМПк ребенку предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий. Программа диагностики подбирается в соответствии с возрастом и предполагаемым или известным диагнозом ребенка.
Цель диагностики – проверить познавательное развитие ребенка, уровень развития мышления, памяти, внимания, речи, интеллекта и так далее. Беседе с самим ребенком отводится главная роль.
- Дошкольника могут попросить рассказать о себе и семье, домашних животных, показываемых ему предметах (форма, цвет, размер), составить рассказ по картинкам, классифицировать вещи и так далее.
- Школьника могут попросить прочитать и пересказать текст, спросить про семью, отношения с ровесниками, увлечения и интересы.
ПМПК и ПМПк
Несмотря на схожесть в аббревиатурах психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – совершенно разные по задачам, деятельности и структуре организации. Общая у них только цель – помочь детям с отклонениями в развитии или проблемами в адаптации.
- ПМПК обеспечивает коррекцию развития (физического или психического) ребенка, консультирует родителей, педагогов и других заинтересованных лиц по вопросам работы с такими детьми.
- ПМПк проводит диагностику детей при поступлении в детский сад или школу, консультирует родителей, готовит пакет документов на ребенка для ПМПК, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
- ПМПК – независимая самостоятельная организация, функционирующая в районе. ПМПк не имеет самостоятельного юридического статуса, функционирует в рамках одной конкретной образовательной организации. Множественные консилиумы подчинены одной комиссии.
- Получается, что ПМПК и ПМПк функционируют на совершенно разных уровнях: на государственном и на локальном.
- Отличается и состав. В ПМПК, как правило, входит заведующий, социальный работник, врачи (психиатр, невропатолог, окулист, педиатр, ЛОР), дефектологи, психолог, юрист или другие заинтересованные работники. В состав ПМПк входит завуч школы и директор (руководитель ДОУ), медсестра, психолог, логопед и другие дефектологи, учителя из коррекционных классов.
- ПМПК изучает всех детей района, перераспределяет их по образовательным учреждениям. ПМПк изучает группы из одного образовательного учреждения или конкретного ребенка: его особенности внимания, памяти, речи, мышления, уровень развития общих способностей; разрабатывает индивидуальную программу сопровождения, согласно возможностям ребенка; организует профилактику физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных стрессов; выдает письменное заключение о состоянии здоровья ребенка для ПМПК.
- ПМПК проводится для ребенка единожды, одноразово определяет его маршрут образования и сопровождения. ПМПк проводится несколько раз: не только для диагностики, но и для отслеживания динамики. ПМПк работает круглогодично и выявляет еще и трудных детей с проблемным поведением, детей группы риска.
- ПМПК более серьезная организация, контролируемая государством. Ее деятельность возможна только там, где детское население равно минимум 40 тысячам. ПМПк может быть организовано в любой школе.
Несмотря на все отличия ПМПК и ПМПк, есть у них нечто общее, кроме цели. Речь идет о том, что заключение каждой организации носит рекомендательный характер. ПМПК и ПМПк рекомендуют родителям, куда лучше отдать ребенка и как лучше с ним работать, но финальное решение – за родителями (законными представителями).
Что именно из этого важно родителям: решение, заключение комиссии или консилиума – не приговор, не диагноз, не ограничение действий. Потому если родители не согласны с предложенным маршрутом развития ребенка, то могут просто отказаться, проигнорировать рекомендации. Не нужно ничего оспаривать, бегать по учреждениям. Но в то же время важно помнить, что вся ответственность за дальнейшую жизнь ребенка, его психофизиологическое и психологическое развитие ложится полностью на родителей.
С другой стороны, ПМПк и ПМПК позволяют избегать навешивания ярлыков. К сожалению, не все педагоги – современные Макаренко, отчего порой трудным они считают чуть ли не каждого второго ребенка. Отстоять честь своего ребенка родители могут как раз таки через ПМПк. Равно как и наоборот.
Так или иначе, ПМПк – находка для родителей, детей и педагогов, упрощающая им жизнь. Работая в комплексе, специалисты оказывают максимально эффективную и быструю помощь семье.
Узнайте из видео об особенностях сотрудничества родителей и ПМПк из рук специалистов и участников консилиума на примере московского центра дополнительного образования.
psychologist.tips