Диагностика рисунок семьи интерпретация: Тест: Методика «Рисунок семьи» (Л. Корман) – Методика «Рисунок семьи»

Содержание

Рисуночная методика Моя семья 🍋 рисуночный тест, интерпретация

Автор Таня Хохлова в . Опубликовано Психология

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

В некоторых ситуациях у родителей могут возникнуть трудности в интерпретации поведения ребёнка. Он может неожиданно стать замкнутым и необщительным, не желает делиться своими переживаниями с родителями.

Определенные поведенческие изменения могут заметить педагоги, находящиеся с ним в доверительных отношениях.

Зачастую, когда у ребёнка проблемные взаимоотношения с родителями, могут появиться трудности в установлении контакта. В этом случае родителям необходимо обратиться к услугам детского психолога.

Описание метода

Есть различные способы определения проблемности семейных отношений. Однако не каждый ребёнок готов поделиться своими чувствами и волнениями с взрослым. Чтобы ребенок ощущал себя свободно и открыто психологи используют

рисуночные методики.

Для выявления наличия проблем в семейных отношениях психолог может применять проективную методику «Моя семья».

Основываясь на интерпретации результата можно предполагать о детских проблемах и определить его индивидуальные особенности.

Благодаря этой методике психолог может сделать выводы о семейных отношениях и оценить климат семьи. Родители не всегда могут самостоятельно увидеть проблемы, ведь ребенок видит мир на основе своего восприятия, отличаемого от мира взрослых.

Инструкция к методике

Тест «Моя семья» предназначен для тестирования детей 4 – 5 лет, но допустимо применять его с взрослыми.

Требуемые материалы: бумага формата А4, обычный карандаш. Использовать какие – то добавочные инструменты запрещено.

Инструкция: ребёнку дается задание «Нарисуй свою семью». При этом особенно важно, чтобы психолог не девал никаких указаний и не делал уточнений.

Если возникают вопросы, что именно ему нужно нарисовать, кого из членов семьи рисовать, а кого нет, отвечайте уклончиво. К примеру: «Рисуй так, как хочется».

Психолог на протяжении теста должен наблюдать за испытуемым. Особенно стоит акцентировать внимание на таких особенностях:

  • В каком порядке заполняется пространство листа.
  • В каком порядке появляются члены семьи.
  • Учесть время, затраченное на рисование и на прорисовку отдельных персонажей.
  • Возникали ли трудности при изображении какого – то участка рисунка.
  • Отмечать эмоциональный настрой во время рисовки персонажей.

После завершения изображения требуется дать название рисунку в целом и каждому изображенному в отдельности.

Следующий этап проведения проективной методики «Моя семья» — беседа. Беседа должна быть легкой и непринужденной, для того, чтобы не вызвать у испытуемого сопротивление и отчуждение.

Вопросы для беседы:

  • Чью семью ты изобразил на рисунке? Важно понять это его собственная семья, либо вымышленная.
  • Где находится семья, чем занимаются её члены?
  • Обратить внимание как ребенок описывает каждого персонажа, и какова их семейная роль.
  • Кто из персонажей счастлив? Почему?
  • Кто грустный? Почему?
  • Каким образом в этой семье наказывают за проступки?

Интерпретация результатов

Полученные данные, отражают отношение ребёнка к членам семьи и их роль в семейной системе.

Общая структура рисунка

Особое внимание следует уделить тому, что изображено на рисунке.

Это может быть семья, стоящая рядом друг с другом и выполняющая какое – то совместное действие или фигуры находятся в изоляции друг от друга и не контактируют между собой.

Полученное изображение может быть основано на реальной ситуации, происходящей в семье, а может отражать противоречия.

  • Если семья изображена держащаяся за руки, это может иметь соответствие с истиной ситуацией в семье, но может отражать желаемую картину.
  • При изображении двух близко стоящих людей, это можно интерпретировать как отражение восприятия взаимоотношений, но не соответствовать реальной семейной картине.
  • В том случае, если какой – то член семьи располагается вдалеке от других, это может означать присутствие «дистанции».
  • Если один из членов семьи расположен выше других, это означает, что ребёнок придает ему исключительную значимость. Этот человек имеет наибольшую власть в семье.
  • Те члены семьи, которых изобразил ниже других, оказываю минимальное влияние.
  • При сильном нажиме на карандаш либо слабой штриховке в определенных частях рисунка означает чувство тревоги и беспокойства связанного с этим членом семьи.

Определение привлекательного члена семьи

  • Как правило, этот член семьи рисуется раньше остальных на переднем плане листа.
  • Он отличается особо крупным размером.
  • Прорисовка выполнена особенно тщательно.
  • Другие члены семьи могут смотреть или повернуты к нему.

Привлекательного члена семьи ребёнок может наделить особыми деталями или выделить его одежду более тщательно.

Ребёнок о себе

В случае, когда ребёнок особенно выделяет собственное изображение, прорисовывает детали особенно тщательно и ярко, он

пытается выразить собственную важность.

Он представляет себя главным персонажем, семейная жизнь концентрируется на нем, он отличается значимостью и уникальностью. Данное представление основано на отношении родителей.

При прорисовке собственной личности изображается маленькая слабая фигуры, означает наличие чувства беспомощности, высокой потребности в заботе и уходе.

Рисуя собственную фигуру рядом с родителями, оттесняя других родственников, показатель исключительного статуса наряду с другими детьми.

Если собственная фигура изображена возле отца, увеличивая её размер, то это может указывать на наличие соперничества. В этом случае ребёнок стремится получить более авторитетное место.

Дополнительные персонажи

Ребёнок может добавить к членам семьи людей к ней не относящихся, либо животного

. Это может трактоваться попыткой заполнить пустоту, восполнить недостаток близких доверительных взаимоотношений.

Единственный ребёнок в семье может изобразить дальних родственников, двоюродных братьев и сестер и различных животных – это может означать желание в установлении близости с другими детьми, найти партнера для игры.

Присутствие вымышленных персонажей символизирует неудовлетворенность какой – то потребности.

Не найдя способа её удовлетворения в реальности ребёнок пытается компенсировать в своих фантазиях и мечтах. Необходимо подробнее расспросить его о вымышленном герое и отыскать недостающую потребность.

Изображение родственника или животного, отсутствующего в действительности, означает наличие неудовлетворенной потребности от этого персонажа.

Пара родителей

Очень часто изображение родители размещены рядом, фигура отца более массивная и крупная располагается слева, материнская фигура ниже правее, далее в зависимости от значимости находятся остальные.

Особое внимание следует обратить на то, что это может быть не реальная картина действительности, а желаемая. Если ребёнок, воспитывающийся в не полной семье, изображает обоих родителей, он выражает желание воссоединения семьи.

Изображение одного из родителей, живущего с ребёнком, это говорит о принятии действительности и адаптации к новым условиям.

Если супруги изображены в контакте, к примеру, держатся за руки, то это означает наличие между ними тесных связей и контактов. При отсутствии на изображении контакта может означать, что он и в реальности отсутствует.

Отказ изображать члена семьи

При изображении собственной фигуры отдаленной от других членов семьи может значить изоляцию и чувство одиночества.

Если на изображении отсутствует сам ребёнок, это является сильным проявлением негативных переживаний. Возможно чувство неполноценности, дефицит семейной сплоченности, отчуждение.

Отказ изображения младшего брата. Это может быть выражение ревностного отношения к младшему члену семьи, испытываемое недовольство и злость. В реальной жизни эти чувства могу быть скрыты, но на рисунке найти отражение.

В том случае если ребёнок изображает на рисунке младшего брата, но отказывается рисовать собственное изображение, тем самым он исключает себя из состава семьи. Происходит идентификация личности с соперником, получающим большее количество внимания и заботы.

Отсутствие взрослых свидетельствует о негативном отношении, отсутствии эмоциональной связи.

Рисуночный тест «Моя семья» является эффективным стандартизированным методом в работе с детьми. Использование методики выявляет различные представления ребёнка о семейной ситуации и взаимоотношениях между членами семьи, либо определить желаемую ситуацию в семейных отношениях.

Основываясь на данных, полученных на основе изображения, и дополнительной беседы психолог может делать выводы о семейном взаимодействии и особенностях воспитания.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Методика «Моя семья»: цель, анализ, интерпретация результатов

Понять своего ребенка бывает непросто. К тому же дети не всегда могут правильно рассказать о том, что происходит в их голове. Рисуночная методика «Моя семья» помогает проанализировать отношения ребенка с родителями, разобраться в возникших проблемах и вовремя их устранить.

Цель теста

Перед тем как вы попросите своего ребенка нарисовать семью и приступите к интерпретации результатов, нужно точно понять, что может дать вам эта методика. Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно это или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь родителям понять, как ребенок относится к ним, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. Также получится его психологическое состояние здоровья. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данный тест может помочь родителям наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

тест моя семья

Задание

В тихой и спокойной обстановке предложите ребенку нарисовать его семью. Дайте ему листочек А4 и разноцветные карандаши. Кроме семьи можно изображать и другие объекты по желанию. При этом не следует пристально смотреть за тем, что малыш будет делать. Наблюдайте за ним со стороны. Очень важно заметить последовательность, в которой он будет рисовать. По окончании можно также задать вопросы по рисунку.

Рисуночная методика «Моя семья» помогает выявить самые различные проблемы, а поэтому каждая деталь, каждая нарисованная палочка и точечка очень важны. Стоит обратить внимание на то, как расположены люди на рисунке, каким цветом они раскрашены. Немаловажно проанализировать и размер каждого члена семьи.

Выполнение задания

Если ребенок живет в спокойной и дружной обстановке, он сразу же примется рисовать задание. И начнет он именно с членов семьи. Если же малыш начал рисовать дополняющие детали, то это означает, что он чувствует себя некомфортно и неуверенно. Вероятно, в семье сейчас не самый лучший период, и ему совсем не хочется там находиться. Если кого-то он и вовсе забыл нарисовать, значит, с этим человеком у маленького художника нет контакта. Если же на рисунке присутствуют посторонние люди – ребенку не хватает заботы и любви. Наиболее сложный случай, если самого художника нет на изображении. Это означает, что ребенок не чувствует себя членом семьи. Он не связан с нею эмоционально.

Перед тем как приступить к расшифровке рисуночной методики «Моя семья», обязательно спросите ребенка о том, что нарисовано. Без маленького художника толковать изображение будет очень сложно. Например, девочка нарисовала следующий рисунок.

методика моя семья интерпретация

На нем есть только сама художница. А из взрослых – никого. Она объяснила, что родители в доме с маленькой сестричкой. Такой рисунок – это настоящий крик о помощи. Ребенок не чувствует себя нужным и важным. Скорее всего, с появлением сестры родители стали уделять ей меньше внимания и заботы. Темные деревья, дымарь и дым из трубы свидетельствуют о депрессивном состоянии девочки.

В данном случае методика «Моя семья» помогла выявить, что ребенок закрыт от общения. Девочка чувствует себя одинокой и ненужной. То, что она нарисовала себя над домом, говорит о том, что она всеми силами пытается обратить на себя внимание. Девочка словно взывает к родителям: «Вот же я, посмотрите на меня!», но ее никто не слышит. Возможно, в последнее время такой ребенок станет еще более непослушным и капризным. И все это только способ привлечь внимание близких.

Последовательность

Очень важно обратить внимание на то, кого маленький художник нарисовал первым. Именно этого человека он любит большего всего, именно с ним у него налажен контакт. Если же первым он нарисовал свой образ, значит, считает себя самым лучшим в этой семье. Если при этом фигура еще и большого размера — возможно, ребенок растет эгоистом.

Последнее место в рисунке отведено человеку, с которым малыш плохо ладит. Если ребенку кажется, что его отвергают, последним он нарисует себя. Иногда на детском рисунке семьи малыш изображает всех и сразу. Он рисует три головы, три туловища, каждому руки, ноги, глаза. В таком случае это будет означать, что он не выделяет никого и для него все равны. Но такое бывает крайне редко.

Размер фигур

Этот параметр указывает на авторитетность членов семьи. Не следует путать с предыдущим пунктом. Ведь последовательность означает чувства ребенка к членам семьи, а вот размер указывает на влияние нарисованной фигуры. Так, в семье, где даже мама побаивается папу, ребенок нарисует его больше всех.

Дети, которые купаются в любви, заботе и имеют значительное влияние на всех членов семьи, рисуют себя самыми высокими, иногда даже больше родителей. И наоборот, если художник чувствует себя никому не нужным, он изобразит свою фигуру маленькой, едва заметной. Одинаковые размеры фигур говорят о том, что все в семье равноправны.

Часто детский рисунок семьи помогает выявить и проблемы в отношениях родителей. Например, если папа постоянно обижает маму, ребенок нарисует агрессора большим и злым, а жертву — маленькой и обиженной. Очень важно обратить внимание, какое место при этом выберет себе ребенок. Если он будет такого же размера, что и папа, значит, он согласен с его действиями, а если как мама — значит, он жалеет ее.

детский рисунок семьи

Расстояние между фигурами

В интерпретации методики «Моя семья» важная часть уделяется и расположению объектов на рисунке. Если ребенок растет в дружной обстановке, все будут расположены на одном уровне и близко друг к другу. Чем дальше ребенок рисует себя от кого-либо, тем сложнее у него с этим человеком складываются отношения. Множество посторонних объектов между членами семьи также говорит о конфликтах, недопонимании, ссорах. Между этими людьми в реальной жизни есть барьеры, которые мешают нормальным отношениям.

Часто такие пробелы в рисунке дети заполняют различными животными. Тревожный сигнал, если таковые в вашем доме не живут. Кошечки и собаки – не что иное, как внимание. Если его не хватает, ребенок включает в «свою семью» новых членов, которые уж точно будут его любить и с ним играть.

Ребенок нарисовал только себя

В интерпретации методики «Моя семья» этот случай считается достаточно тяжелым. Ребенок, который разделяет себя и своих родителей, на самом деле очень одинок. Он не ощущает себя членом семьи. При этом различным образом малыш может объяснять ее отсутствие. В примере выше девочка сказала, что родители находятся в доме. Иногда дети говорят, что мама и папа на работе или еще где-то. Но все указывает на то, что между ребенком и родителями нет прочной эмоциональной связи.

Иногда такой рисунок можно встретить и у детей — кумиров семьи. Подобная ситуация считается абсолютно противоположной. Ребенок считает себя самым главным в семье. Все остальные для него – пустое место. В таком случае в рисунке будет преобладать много ярких цветов. Да и сама фигура художника будет радостной и счастливой.

Прорисовка лица и других частей тела

В рисуночных тестах важна каждая деталь. То, как ребенок рисует себя и родителей, очень важно. Для начала посмотрите, все ли части тела есть у членов семьи и каких они размеров.

Так, например, отсутствие ушей говорит о том, что эта фигура никого не слышит кроме себя или, возможно, не хочет слышать. В семьях, где между родителями постоянные ссоры и конфликты, дети часто изображают себя без ушей. Таким образом они показывают, что не хотят постоянно этого слышать. Большие уши, наоборот, указывают, что этот персонаж всех и во всем слушает, не имеет своего мнения.

рисуночные тесты

Рот – это символ нападения. Им выражают весь спектр эмоций, от злости до счастья. Того, кто нарисован с большим и грозным ртом, ребенок сильно боится. Если же художник присвоил себе такой, значит, у него проявляются деспотические задатки. Отсутствие рта или точка вместо него говорит о замкнутости.

Шея отвечает за контроль чувствами. Если у нарисованной фигуры ее нет, значит, в понятии ребенка именно этот человек не умеет управлять своими эмоциями.

Руки в рисуночных тестах символизируют силу характера и взаимодействие с другими членами семьи. Если у кого-то на рисунке и вовсе они отсутствуют, значит, ребенок считает, что этот человек не может изменить ситуацию. Длина рук и детальная прорисовка кистей говорит об общительности. А вот короткие могут быть символом слабохарактерности.

Ноги отвечают за положение человека в обществе. Большая площадь опоры ног говорит о том, что эта фигура — уверенная в себе и сильная личность. Ножки-палочки, повисшие в воздухе, – неуверенность в себе и в своих силах.

анализ методики моя семья

Цветовая гамма

При проведении теста «Моя семья» ребенку предлагают использовать цветные карандаши или фломастеры. Это необходимо, чтобы детально изучить палитру чувств, которая излучается ребенком, когда он вспоминает о близких и родных. Любимых родственников он раскрасит яркими и красочными цветами. И наоборот, люди, которые вызывают у него страх или другие неприятные чувства, будут «одеты» в черные, коричневые и ярко-красные цвета. Часто дети пытаются оправдаться и говорят, что фигура нарисована так, потому что это ее любимый цвет. Но на самом деле подсознательно ребенок считает совершенно по-другому.

Чаще всего самыми красивыми дети изображают матерей. Они одеты в яркие платья, имеют неимоверные прически. Неестественный цвет волос (синий, розовый) также говорит о любви к матери. Чем больше ребенок привязан к тому или иному члену семьи, тем красочнее он его изобразит.

Бывает и наоборот, весь рисунок достаточно невзрачный, и только какая-то деталь выделена цветом. Это неспроста. Обратите внимание на нее. Именно эта деталь на данный момент больше всего близка вашему ребенку. В семье, где малыш чувствует себя одиноким, часто яркие цвета достаются котикам, собачкам или каким-то предметам: качелям, машинам.

В тесте «Моя семья» особое внимание следует уделить черному цвету. Чем больше его на рисунке, тем депрессивнее чувствует себя ребенок. Если любимого родственника малыш рисует черным, значит, между ними существует явная проблема.

Типы воспитания по рисункам

Проективная методика «Моя семья» позволяет точно определить, по какому принципу воспитывают ребенка в семье. В психологии выделяют 5 основных типов. Рассмотрим каждый из них и узнаем, как определить его при помощи рисуночной методики «Моя семья».

  • Кумир. Если ребенка в семье боготворят, тогда он начнет рисунок с себя. Причем фигура будет находиться прямо в центре листа. Родители же будут наблюдать за своим кумиром со стороны и любоваться ним. Скорей всего, ребенок будет нарисован красочным и значительно больше, нежели все остальные члены семьи.
  • Гипоопека. Этот тип воспитания выражается в том, что ребенок предоставлен сам себе. Родители не слишком много уделяют ему внимания. Ребенок растет вроде бы и в семье, но с другой стороны, он не чувствует заботы и любви. Такой тип воспитания юный художник может изображать по-разному. Очень часто на листе бумаге он рисует только себя. Выполняя анализ методики «Моя семья» и задавая ребенку наводящие вопросы, можно получить ответ, что родители на работе или ушли в гости. Но на самом деле это самые обыденные версии. В глубине души ребенок не воспринимает себя и родителей как одну семью.
проективная методика моя семья
  • Проявления ревности, или «как Золушка». Этот тип воспитания встречается в семьях, где несколько детей. Чаще всего один из них считает себя кумиром, а другой, наоборот, лишен внимания и заботы. Родители выделяют его брата и сестру, и он чувствует себя одиноким и никому не нужным. В рисунке это все также проявляется. Брат или сестра будут нарисованы первыми. Возле них родители. Чаще всего их взгляд также обращен на второго ребенка. Сам же художник рисует себя маленьким и невзрачным где-то в уголке. Если вы получили такие результаты методики «Моя семья», следует обязательно пересмотреть ваши семейные взаимоотношения. Ребенок должен чувствовать себя важным и нужным.
  • Воспитание «в культе болезни». Очень часто родители слишком опекают своих чад. Такое воспитание приводит к тому, что ребенок всего боится, закрывается в себе. Рисунок, который будет показывать такой тип воспитания, пронизан эгоцентризмом. Маленький художник будет находиться в центре, а вокруг него все члены семьи, которые стараются ему угодить. Достаточно часто на рисунке взрослые держат такого ребенка за руки или очень крепко обнимают. Это символизирует их гиперопеку. Методика «Моя семья» для младших школьников позволяет определить, кто именно слишком заботится о малыше. Этот человек будет находиться на рисунке к нему ближе всего. Кроме того, и сами фигуры ребенка и человека, который его опекает, будут очень похожи между собой (одинаковые глаза, руки, губы, цвет одежды). Чем больше похожи родители и ребенок на рисунке, тем больше они опекают его.
  • «Ежовые рукавицы». Этот тип воспитания подразумевает, что кто-то из родителей, а может, и оба часто наказывают и ругают ребенка. Юный художник обязательно изобразит это на рисунке. Агрессор будет выглядеть злым, взъерошенным, раскрашенным в темные оттенки, с большим ртом. Методика «Моя семья» для дошкольников помогает понять и отношение ребенка к этому члену семьи. Если он рисует его слишком напряженно, сильно придавливает карандаш, делает грубые штрихи, значит, он чувствует злость по отношению к этому человеку. Если малыш боится агрессора, он нарисует его очень тоненькими кривыми линиями.

Примеры расшифровки рисуночного теста «Моя семья»

Изначально может показаться, что толковать результаты теста очень сложно. Множество мелких деталей просто сбивают с толку. На самом деле, немного приноровившись, вы сможете с легкостью расшифровать рисунок своего ребенка.

методика моя семья

Рисунок № 1 со стороны кажется весьма положительным. Первым ребенок нарисовал себя, затем папу, старшую на два года сестру, а также маму. Следует обратить внимание, что самый маленький на рисунке сам художник. Мама, папа и сестра – все почти одного роста. Скорее всего, малыш лучше всего взаимодействует с папой, так как нарисовал себя рядом. А вот с мамой и сестрой отношения у него складываются непросто. Во-первых, они дальше всего к нему стоят, а во-вторых, раскрашены в яркие и холодные цвета.

Второй рисунок нарисовала девочка 11 лет. С первого взгляда кажется, что семья очень дружная, ведь все держатся за руки. Но в данном случае это показывает, что родители слишком опекают своих детей. Кроме того, сестра отвернулась от художницы, вероятно, в их отношениях не все так гладко, как кажется.

Третье изображение явно демонстрирует принцип воспитания «кумир». Здесь юная художница изобразила себя очень большой и красочной. Родители на ее фоне выглядят совсем невзрачно.

Четвертый рисунок явно указывает на семейные конфликты и неприятности. Между мамой и папой расположена бабушка. Видимо, именно она является источником ссор и конфликтов (во всяком случае, так думает художник). Маленький рост бабушки указывает на то, что ребенок не считает ее авторитетом. Между тем дети очень дружны и знают свое место в семье.

На последнем, пятом рисунке можно увидеть дружную семью, где дети подражают своими родителям. Об этом свидетельствует цвет одежды. Папины руки намного короче и прижаты к телу, что говорит о том, что он бесхарактерный, и, скорее всего, именно мама является в доме главной.

Подводя итог, можно сказать, что цель методики «Моя семья» – выявить проблемы и общее психоэмоциональное состояние в определенной ячейке общества. Очень важно, чтобы ребенок выполнял это задание в спокойной обстановке. Перед этим не должно быть ссор и конфликтов. Тест можно проводить много раз. Допустим, вы выявили конкретные проблемы, постарались их решить. Через месяц рекомендуется повторить тест. Таким образом, можно отслеживать динамику изменений в семье, состояние ребенка, его переживания и проблемы.

Методическая разработка на тему: Методика «Рисунок семьи».

                            Методика «Рисунок семьи».

 Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла сразу у ряда исследователей: Вульф (1947), Маховер (1949), Хьюлс (1951). Затем разработки продолжались: Норманн (1964). У нас: Захаров (1982) – в клинике,  Хоментаускас (1982, 1984), Венгер А.Л. (2002).

Диагностическая процедура

Материалы: лист белой бумаги формата А4, шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик, простой карандаш. Инструкция: нарисуй свою семью так, как ты ее представляешь. Если ребенок задал вопрос: «А бабушку рисовать надо?» — не отвечайте, а лучше скажите: «Рисуй, как тебе хочется».

После рисования – беседа: Кто здесь нарисован? Где они  находятся? Чем занимаются? Им весело или скучно? Почему? Кто из них самый счастливый, несчастный,  почему? Кто самый хороший или плохой?  Кого позовешь на помощь, если случится беда? и т.д.

Для интерпретации надо знать возраст ребенка, состав семьи, возраст братьев и сестер, насколько возможно иметь сведения о поведении в семье, детском саду, школе.

Интерпретация

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части: анализ характера и процесса рисования, анализ структуры рисунка, анализ особенностей фигур.

В рисунке семьи случайностей быть не может. Ведь ребенок рисует не предметы с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей и значимых предметов. Отговорки типа «а брата я просто забыл нарисовать» или «Сестренка у меня не поместилась» должны потерять для Вас значение.

I. Анализ характера и процесса рисования.

           Правило 1. Пространство листа есть аналог пространства жизненного мира человека. И также как и в реальной жизни человек стремиться занять  столько места собой и продуктами творчества, сколько, по его мнению, он заслуживает. Иными словами, если кто-то мало значит для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализуя лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть.

Поэтому крупные изображения рисуют импульсивные и уверенные в себе дети, склонные к доминированию; маленькие фигуры указывают на наличие тревожности, чувства небезопасности, неуверенности. Уверенные в себе дети размещают изображение в центре листа или чуть выше, занимая все пространство, неуверенные – рисуют внизу, в углу, сбоку листа. Уверенные, сильные, четкие линии обычны у детей с высокой самооценкой; слабые, робкие, прерывистые, незаметные линии – у неуверенных в себе детей.

        Правило 2.  Фигуры членов семьи рисуются, начиная от более значимых к менее значимым персонажам. В норме русской культуры рисуется сначала мать. Если первая фигура схематична, недекорирована – это обозначает слабую эмоциональную связь или отсутствие эмоциональной близости с испытуемым.

        1) Если мать рисуется последней, то это отражает негативное отношение к ней;

        2) Если ребёнок рисует сначала себя – эгоцентризм;

        3) Возвращение к рисованию отдельных членов семьи указывает на их когнитивную и эмоциональную значимость;

        4) Паузы при рисовании отдельных членов семьи обозначают конфликтное отношение к данным персонажам;

          5) Рисование сначала фона отражает стремление отодвинуть во времени рисование своей семьи, что указывает на неблагополучную семейную ситуацию.

       Правило 3. Стирание нарисованного анализируется по результату. Если изображение улучшается, то отмечается позитивное отношение к персонажу, если ухудшается (грязь, дырки от стирания) – негативное.

       Правило 4.  Спонтанные комментарии –  это средство ослабления внутреннего напряжения. Они часто выдают эмоционально заряженные места. Исследователем обязательно фиксируются.

II.Анализ структуры рисунка.

Правило 5. Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью.  

Если кто-то из членов семьи на рисунке отсутствует, то это может означать:

1) наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку, которые ребенок воспринимает как запретные;

2)полное отсутствие эмоционального контакта с отсутствующим  на рисунке персонажем;

Увеличение состава семьи может быть  связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.  Если ребенок изображает:

1) своего сверстника, то это может означать  потребность в равнопартнерском общении,

2) младших  детей, то может означать  желание занять охраняющую, руководящую позицию,

3) постороннего взрослого  говорит о   неудовлетворенной  потребности ребенка в близких эмоциональных контактах в кругу семьи;

Правило 6. Если на рисунке отсутствует сам автор, то можно строить гипотезу в двух направлениях:

1) либо это свидетельствует о  чувстве отверженности, покинутости: «меня здесь не замечают».

2) либо это свидетельствует о трудностях самовыражения в отношениях с близкими людьми.

Правило 7. Если ребенок  рисует только себя, это может говорить:

1) при позитивной концентрации на рисунке о несформированности чувства общности в семье, либо эгоцентризме,

         2) при негативной – о чувстве отверженности, покинутости.     

          Правило 8. Вымышленные персонажи символизируют собой неудовлетворенные потребности ребенка. Поэтому эти потребности он удовлетворяет в рисунке. Если встретились с таким персонажем, необходимо подробно расспросить ребенка о нем.

Правило 9. Наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, по мнению ребенка, хотя он может быть самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна.

Для ребенка на рисунке  самый главный в семье – телевизор (рис1).

                       Рис.1

Правило 10. Расстояние между персонажами однозначно связано с дистанцией психологической.

1) Если персонажи помещаются в тесное, замкнутое пространство, можно предположить о желании ребенка сплотить разобщенную семью;

2) Персонажи, которые на рисунке изображены по отношению к фигуре ребенка ближе всего, отличаются эмоциональной близостью, значимостью в реальной жизни.  Персонажи, не соприкасающиеся друг с другом, в тесном психологическом контакте не пребывают;

3) Отделение члена семьи (иногда в рамочку), может говорить о  слабости межперсональных связей с данным членом семьи, о  негативном отношении к нему.

          Правило 11.  Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психологическом контакте. Персонажи,  не соприкасающиеся друг с другом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают. По расположению фигур и по сходству их декорированности выделяются группировки внутри семьи.

          Например,  на рис.2  для ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте с бабушкой.

         

                       Рис. 2

III. Анализ особенностей собственно фигур.

        Правило 12. Величина фигуры на рисунке выражает   его субъективную значимость для ребенка (т.е. какое место отношения с этим персонажем занимает данный предмет в душе ребенка). Если:

        1) самыми большими рисуют отца, мать, то они занимают в душе ребенка наибольшее значение (но это  необязательно может быть  симпатия).

        2) дети равны по величине с родителями – эгоцентризм или (и) соревнование за любовь с другим родителем;

        3) дети имеют значительно меньшие размеры, то это может говорить о незначительности, ненужности; потребности в опеке, заботе;

          Правило 13.  Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наибольшую тревожность, изображается либо:

1) с сильным нажимом,

2) сильно заштрихован,

3) контур несколько раз обведен,

4)персонаж обведен тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы  не решается его изобразить.

           Например, на рис.3 наибольшую тревожность ребенка вызывает бабушка.

                                                                     Рис.3

        Правило 14. Анализ отдельных частей тела связан с их функциями.

        Руки – средство воздействия на мир, физического контроля поведения других. Если:

                1) ребенок рисует  у себя высоко поднятые руки с длинными пальцами, широкие плечи и другие атрибуты силы, — это может свидетельствовать о явной или подавленной агрессии, или компенсаторном механизме (слабости).

                2) ребенок забывает  руки  нарисовать у себя, можно предположить о наличии  чувства бессилия, чрезмерности контроля со стороны окружающих.

                3) рисует у других длинные руки с длинными пальцами, это свидетельствует об  агрессивности, могущественности этого члена семьи, его манипулятивности другими.

Голова – центр локализации «Я» — интеллектуальной и чувственной деятельности. Если пропускаются детали головы, особенно глаза, рот или штрихует все лицо, то это может свидетельствовать:

— о нарушении в общении;

— о наличии конфликтов в  отношениях с данным человеком, враждебное отношение к нему.

Глаза – Это «орган» отражения эмоционального состояния: выражения радости или печали, просьбы  эмоциональной поддержки.

Иногда персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются как тревожные, беспокойные. Персонажи с глазами «точечками или щелочками» часто несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. Изображения глаз в виде пустых кружков указывают на проблемы в общении.

         Рот – орган вербального влияния.  Персонаж с большим и(или)  заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанным с  осуждением и словесным воздействием. Персонаж вообще безо рта или ртом «точечкой» не имеет возможностей словесно влиять на других людей. Прорисовка зубов говорит

— о вербальной агрессии, направленной на себя или другого;

— отражает чувство страха, враждебность нарисованного персонажа  к ребенку.

        Уши –  орган восприятия критики и любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем  все остальные должен слушаться других. Персонаж, изображенный без ушей, может игнорировать обращения к нему.         

        Детализация, декорированность головы говорит об  озабоченности  внешним видом, стремлением компенсировать недостатки.  

        Ноги. Чем больше площадь опоры ног, тем более данный персонаж воспринимается твердо стоящим на земле. Неуверенные дети часто рисуют фигуры с крошечными ножками.  

     Правило 15. «Жесткие», роботоподобные фигуры, как правило, рисуют  эмоционально-незрелые дети или, которые имеют напряженные отношения с членами семье.  

       Правило 16.  Изображение большого количества мелких деталей, предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке.

       Правило 17. Изображение большого количества предметов, относящихся к одной  и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значимость данной деятельности для семьи. Например, обилие на рисунке  мягкой мебели означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслабления.

Рисунок семьи — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2019; проверки требуют 4 правки.

Рисунок семьи — графическая проективная методика, позволяющая получить информацию об особенностях семейных отношений. Данная методика применяется для диагностики детей, начиная с 3-4-хлетнего возраста. В качестве обследуемого может выступать не только ребёнок, но и взрослый.

Исторически возникновение методики «Рисунок семьи» связано с развитием проективной психологии, в частности с развитием интереса к рисуночным методикам, который особенно возрос после выхода в свет работ К. Маховер[en] и Дж. Бака. Рисуночные тесты приобрели большую популярность среди психологов в 40-50-х гг. ХХ века. В различных странах её изучение связывается с различными авторами: в США — с Хьюлсом В. и Резниковым М., во Франции — с Миньковским Е. и Поро М. Впервые применение методики «Рисунок семьи» для психологического обследования семейных взаимоотношений было показано в работах В. Вольфа [1]. В.Вольф предлагал детям нарисовать свою семью, впоследствии он анализировал рисунок по следующим параметрам:

  1. последовательность изображения членов семьи,
  2. пространственное расположение членов семьи,
  3. состав нарисованной семьи по сравнению с реальной семьёй,
  4. отличия между графическими репрезентациями в величине и других деталях.

Дальнейшие исследования по изучению рисунка семьи опирались на схему, предложенную В. Вольфом, при этом в новых работах отмечались модификация инструкции и расширение диапазона интерпретируемых показателей.

В стандартной методике «Рисунок семьи» обследуемому дают лист белой бумаги, карандаш и ластик, и просят его изобразить свою семью. Во время выполнения методики исследователь фиксирует любые проявления невербального поведения обследуемого, а также следит за последовательностью рисования персонажей. После выполнения задания обследуемого просят идентифицировать нарисованные фигуры, далее с ним проводится беседа в свободной форме, в которой исследователь задаёт уточняющие вопросы по рисунку. По описанию рисунка обследуемым и другим показателям исследователь делает вывод об атмосфере в семье, о взаимоотношениях между членами семьи. Существует иной способ применения данной методики. Чаще такой вариант её выполнения применяется во время семейного консультирования. Исследователь проводит данную методику не только с ребёнком, но и с обоими родителями, что помогает оценить различные точки зрения на то, как семейные отношения воспринимаются матерью, отцом и ребёнком. Таким образом, сопоставление полученных результатов даёт наиболее содержательную информацию о семейных взаимоотношениях и детско-родительских отношениях.

Модификации методики «Рисунок семьи»[править | править код]

Кинетический рисунок семьи[править | править код]

Данная модификация была предложена Бернсом Р. и Кауфманом С. в 1972 г.. Одни из самых популярных работ по данной методике на русском языке принадлежат Хоментаускасу Г. и Венгеру А. Л.. В «Кинетическом рисунке семьи» обследуемого просят нарисовать свою семью с таким условием, чтобы каждый член семьи был занят определённым делом, выполнял какое-либо действие. Такое условие для изображения семьи даёт больше информации о том, как ребёнок воспринимает распределение ролей в семье и функции, выполняемые каждым членом семьи.

Рисунок семьи животных[править | править код]

В методике «Рисунок семьи животного» обследуемого просят нарисовать семью, состоящую из животных, с таким условием, чтобы все члены семьи были разными животными. При последующем описании рисунка ассоциации обследуемого будут определяться его собственными самоощущениями и переживаниями в своей семье. После выполнения задания рисунок обсуждается также, как в стандартной форме. Такой вариант «Рисунка семьи» в некоторых случаях может оказаться более информативным, чем стандартный «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи», так как диагностическая направленность этого варианта менее всего очевидна. Эту методику можно использовать вместо «Рисунка семьи» или в сочетании с ним для получения дополнительных данных.

  • Нажим на карандаш — показатель психомоторного тонуса
  • Особенности линий
  • Размер рисунка
  • Расположение рисунка на листе
  • Тщательность и детализированность рисунка
  • Дополнительные особенности рисунков (стирание и исправление линий / штриховка рисунка карандашом (размашистая, особо тщательная штриховка, штриховка с сильным нажимом и т. д.) / отклонение от вертикали / нарушение симметрии / двигательные персеверации / распад формы, часто неопределённый, замкнутый контур / не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи / грубое искажение формы или пропорций)
  • Способ изображения рисунка человека (головоног / схематический рисунок, рисунок линиями / промежуточный между схематическим и пластическим / карикатурный)
  • Выражение лица
  • Поза, ракурс
  • Изображение какого-либо персонажа
  • Особенности изображения частей тела человека, его головы, глаз, рта, ушей, носа, причёски, фигуры, рук, ног, признаков пола.
  • Дополнительные детали (украшения / игрушки / оружие / раны / татуировки / внутренние органы / пейзаж / мебель)
  • Особенности рисунка семьи (отсутствие себя / отсутствие кого-нибудь из членов семьи / наличие членов семьи, отсутствующих в реальности / включение домашних животных / отношения «выше-ниже» (по росту или местоположению) / особо мелкое (крупное) изображение персонажа / обращённость членов семьи друг к другу / сверхплотное расположение фигур / удалённость персонажей / изолированность одного из персонажей / поза и изображение лица членов семьи / агрессивная символика / наличие большого количества предметов)

Достоинства и недостатки методики «Рисунок семьи»[править | править код]

Достоинства[править | править код]

  • Процесс рисования оказывает на человека растормаживающее действие, уменьшает напряжение, способствует установлению эмоционального контакта во время психологического консультирования.
  • Удобство в применении: лист бумаги и карандаш — весь инструментарий для проведения методики
  • «Рисунок семьи» — высокоинформативное средство познания личностной сферы человека, отражающее то, как ребёнок воспринимает себя и других членов своей семьи, какие чувства он при этом испытывает.
  • Процесс рисования обладает психотерапевтическим действием. В рисунке человек избавляется от напряжения, проигрывает возможные решения ситуации.

Недостатки[править | править код]

  • Фрагментарность методики
  • Недостаточная валидность интерпретации рисунка
  • Недостаточная обоснованность интерпретации показателей «Рисунка семьи» как психодиагностического инструмента.
  1. Hulse W. C. Childhood Conflict Expressed Through Family Drawings // Journal of Projective Techniques. — 1952. — T. 16, № 1. — C. 66-79.
  2. Reznikoff M., Reznikoff H. R. The family drawing test — a comparative-study of childrens drawings // Journal of Clinical Psychology. — 1956. — T. 12, № 2. — C. 166—169.
  3. Goldfeld R., Hulse W. C. Studies of «Free» Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as a Means of Diagnosis and Therapy // American Journal of Psychotherapy. — 1951. — T. 5, № 1. — C. 95-97.
  4. Wolff W. The personality of the preschool child.— L., 1947.— 341 p.
  5. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. — М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003 . — 160 с.
  6. Хоментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 166—170. [2]
  7. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  8. Беллак Л., Абт Л. Э., Оллпорт Г. У. и др. Проективная психология. — М., 2000. — 528 с. — ISBN 5-04-006467-5.
  9. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с. ISBN 978-5-7695-4513-9

Методика — Кинетический рисунок семьи

Кинетический рисунок семьи

Выявляет особенности внутренних отношений, особенности отношений в семье, место, которое занимает ребёнок в ней, его отношение к членам семьи.

Оборудование: прямоугольный лист белой бумаги, простой карандаш, резинка (можно ещё 6 цветных карандашей, но не обязательно).

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

При индивидуальном обследовании время 30 минут. При групповом – 30-40 минут.

Дополнительные инструкции: «Нарисуй свою семью как ты её представляешь».

При индивидуальном тестировании обратить внимание:

1)последовательность рисования деталей;

2)паузы более 15 сек;

3)стирание деталей;

4)спонтанные комментарии;

5)эмоциональные реакции и их связь с изображаемым материалом.

Предполагаемые вопросы: «Кого ты нарисовал?», «Кто это?», «Что они делают?», «Кто из них наиболее симпатичен тебе?».

Обработка результатов: обратить внимание на:

1)общий размер рисунка;

2)количество нарисованных членов семьи;

3)соответствующие размеры членов семьи;

4)расстояние между членами семьи;

5)наличие каких-либо предметов;

6)наличие животных;

7)вид изображения (схематический, эстетический, реалистический, в интерьере, пейзаж…)

8)степень проявления положительных эмоций, 1-3 балла

9)степень проявления отрицательных эмоций, 1-3 балла

Анализ структуры рисунка семьи:

Искажение реального состава – эмоциональный конфликт,

недовольство семейной ситуацией. Крайний вариант –

вообще нет людей – тревога, связанная с семьёй.

Люди не связанные с семьёй – чувство отверженности,

покинутости, аутизм, чувство небезопастночти,

тревожности.

Отказ от рисования – защитное избегание.

Не нарисованы какие-либо члены семьи – с ними у ребёнка

эмоциональный конфликт.

Не нарисованы братья, сёстры – конкуренция.

Если вместо реальной семьи нарисованы животные – ощущение

отверженности, стремление к тёплым эмоциональным

контактам, фрустрация.

Нарисовал только себя либо не нарисовал себя – нет

чуваства семейности.

Увеличение состава семьи – неудовлетворённость потребности

в семье.

Ребёнок своего возраста (не из семьи) – потребность в

равноправных отношениях.

-||- более младшего возраста – потребность в руководстве.

Чужие взрослые – в семье нет человека, с которым ребёнок

мог бы установить тёплый эмоциональный контакт.

Присутствие посторонних – разрозненность семьи.

Расположение членов семьи.

Если они все объединены каким-либо делом – благополучие в семье.

Если наоборот – разобщённость, низкий уровень положительной эмоциональной связи.

Если семья нарисована в ограниченном пространстве – обратить внимание, потребность объединить семью.

Сам отдельно – отчуждённость, негативное отношение к семье

Отделяет папу, который его бьёт – негативное отношение к нему.

Отделения объектами, деления на клеточки, ячейки — слабость эмоциональных связей между членами семьи.

Анализ особенностей нарисованных фигур.

Присутствие деталей головы (лица)

Количество цветов (если с цветными карандашами)

Подробный рисунок (детали) – хорошие эмоциональное отношение к этому человеку

Использование разнообразных цветов – положительное отношение

Отсутствие важных частей тела (рек, ног) – агрессивное отношение

Размеры членов семьи, их соотношение с фигурами других. Для ребёнка величина фигуры является средством с помощью которого он выражает силу, превосходство, значимость, доминирование, если ребёнок рисует себя больше папы или мамы – эгоцентричность ребёнка; наоборот (значительно меньше, напр., сестры, брата…) – чувство собственной незначительности, ненужности или вариант эгоцентричности (чтоб пожалели). Чрезчюр большие фигуры обычно рисуют импульсивные, уверенные в себе дети, склонные к доминированию). Чрезчур маленькие фигуры – связано с тревожностью и чувством небезопастности.

Особенности рисования отдельных частей тела – механизмы связанные с чувственным содержанием.

РУКИ – основное средство взаимодействия.

Руки вверх, большие длинные пальцы – враждебность к окружающим. Возможно ребёнок слабый, пассивный, тогда – стремление властвовать над другими

Сам без рук (если ещё и меньше всех) – подавленность, незначительность.

ГОЛОВА – процесс общения.

Смазанное лицо – конфликт по отношению к этому человеку. Обратить внимание на выражение лица.

Зубы – склонность покричать

Сам ребёнок и один из членов семьи отделены – пытается показать своё единство с этим человеком.

Обратить внимание на последовательность рисования. Обычно начинает рисовать с мамы или папы.

Если начинает с постороннего человека – привязанность к этому человеку.

Последней нарисовал маму – негативное отношение к ней.

» Тест «Рисунок семьи» — помощь в определении семейных проблем

Узнать о взгляде ребёнка на положение в семье можно не только из разговора с ним, но и проведя тест и расшифровав результаты. Предложите ему выполнить рисунок семьи, в которой он живёт, и проведите анализ получившегося «художественного произведения».

Назначение и суть теста «Рисунок семьи»

Целью диагностики является выявление проблем в отношениях ребёнка с близкими. Задачи теста «Рисунок семьи» таковы:

  • проанализировать нарисованное изображение;
  • оценить ответы на вопросы и сделать соответствующие выводы о реальном положении внутри семьи.

Непосредственное отношение к появлению рисуночного способа оценки семьи имеют отечественные и зарубежные психологи: В. Хьюлс, А.И. Захаров, Л. Корман.

Суть исследования состоит в том, что ребёнку предлагается нарисовать свою семью такой, какой он её представляет. Процесс создания изображения находится под строгим контролем психолога, он замечает и берёт во внимание всё:

  • манеру рисования испытуемого;
  • последовательность добавления членов семьи и их расположение на бумаге;
  • паузы в рисовании того или иного персонажа;
  • комментарии при создании образов;
  • время начала и окончания работы над заданием;
  • реакции в виде вскрикиваний, вздохов и так далее.

Тестирование включает в себя также ответы на вопросы, которые задаются ребёнку после создания его «шедевра». После окончания рисования проводится анализ результатов и делаются выводы о состоянии взаимоотношений в семье.

Диагностика помогает устранить проблемы ребёнка через понятие истинных отношений между членами семьи, в которой он растёт и развивается.

Даже такой простой рисунок может рассказать специалисту о многом

Порядок проведения диагностики

Материалы, которые необходимо предложить ребёнку, очень просты: белый лист бумаги стандартного формата (А4), простой карандаш средней мягкости и ластик. Какие-либо другие средства использовать не рекомендуется. Если тестируемый сам пожелает раскрасить изображение, то можно будет дать ему цветные карандаши (не менее 12 штук разных цветов).

Учитывая уровень развития и возраст испытуемого, нужно выбрать наиболее подходящие рекомендации:

  1. Нарисуй свою семью.
  2. Нарисуй всех членов семьи за их обычными занятиями.
  3. Нарисуй свою семью, как ты её представляешь.
  4. Нарисуй свою семью, где каждый член семьи — фантастическое существо.
  5. Нарисуй свою семью в виде образа или символа, подходящего для вас.

Первый вариант не предполагает никаких дополнительных ориентиров для малыша, и если в силу возраста или психологических проблем у него не сложилось понятие «семья», то ребёнку будет очень трудно справиться с поставленной задачей.

Индивидуально-дифференцированный подход обязателен при формулировке задания. Например, пятая инструкция никак не подойдёт для детей дошкольного возраста, так как им ещё может быть незнакомо само понятие образа или символа.

Стандартное время проведения теста не выходит за рамки получаса. Обычно около 15–30 минут достаточно испытуемому, чтобы изобразить всё то, что он подразумевает под понятием своей семьи.

После окончания рисования необходимо предложить ребёнку подписать или назвать всех изображённых персонажей и ответить на приготовленные заранее вопросы:

  • Чью семью изобразил «художник» (свою, друга, вымышленного персонажа)?
  • Где находятся её члены, чем они занимаются?
  • Как можно описать каждого изображённого на бумаге, какова его роль в семье?
  • Кто в семье хороший? Почему?
  • Кто часто грустит? Почему?
  • Кто самый счастливый? По какой причине?
  • Кто самый несчастный? По какой причине?
  • Кто тебе нравится больше всех и почему?
  • Какие наказания за плохое поведение есть в этой семье?

Во время обсуждения рисунка нужно внимательно анализировать слова и эмоции испытуемого

Человек, проводящий тест, должен понять, какие чувства двигали ребёнком, когда он рисовал, почему некоторые члены семьи изображены так, а не иначе, по какой причине кто-то отсутствует. Не стоит разговаривать в тоне, не располагающем к беседе. Мягкость, спокойствие, непринуждённость — характеристики диалога, стимулирующего тестируемого к наиболее полным и откровенным ответам. Некоторые из вопросов вызывают ребёнка на раскрытие чувственной сферы, её обсуждение, не все дети готовы к этому. Поэтому в случае формальных или односложных реплик не следует принуждать человека к обнажению своих чувств.

В беседе лучше всего пользоваться не прямыми вопросами, а проективными. Например, не спрашивать: «Кого ты не нарисовал?». Вместо этого узнать: «Если вместо кошечки ты нарисовал бы человека, то кто это мог бы быть?».

Решение ребёнком предложенных заданий поможет педагогу или психологу определить негативное или положительное отношение к разным членам семьи:

Обработка и интерпретация результатов

Рассмотрение изображения

Последовательность

Получив задание, ребёнок может начать выполнять его не сразу, оттягивая первые штрихи. Иногда дети рисуют сначала элементы, имеющие не самое прямое отношение к семье — цветы, геометрические фигуры, домашних животных. Такое положение вещей — сигнал о неблагополучии, дискомфорте ребёнка в окружении близких.

Последовательность изображения родственников говорит об авторитетности того или иного человека. Первым испытуемым рисуется, как правило, или сам ребёнок, или тот член семьи, кто ближе всего для малыша. Если дети добавляют себя последними, это отрицательная характеристика, свидетельствующая о возможном чувстве отвергнутости и ненужности.

Сюжет

Незамысловатость сюжета обычно сводится к рисованию всех персонажей (или за исключением кого-либо) безотносительно окружающей действительности. Иногда рисунок «разбавляют» предметы мебели, цветы, строения.

К рисунку добавлены птички, солнышко и шарик — в такой семье всё благополучно

Стандартная «привязка» сюжета — домашняя обстановка со знакомой мебелью, обоями, игрушками и так далее. Если ребёнок изобразил семью на улице или «привёл» на праздник, в этом случае можно быть уверенным в желании тестируемого отдохнуть, повеселиться, пообщаться со своими родственниками.

Нарисованное солнце может расцениваться как нехватка внимания, ласки или, напротив, как тепло и уют в семейном кругу. Тучи, сгруппировавшиеся над фигурами близких, или дождь, проливающийся на них — признаки дискомфорта ребёнка в родной среде.

Некоторые дети пририсовывают к реальным членам семьи то, что они желают видеть в своём окружении: домашних животных, младших братьев и сестёр. Чтобы понять, чего именно не хватает ребёнку, нужно собрать больше информации об изображённых персонажах, задавая дополнительные вопросы.

Существуют такие примеры, когда на листе бумаги присутствует лишь «оболочка» (например, дом с окошками), а сами члены семьи не наблюдаются. Это можно расценивать как протест ребёнка, и родителям следует сделать выводы об истинном положении вещей: у малыша не сформировано понятие семьи или сильно искажено.

Родственники, держащиеся за руки, могут интерпретироваться психологом и как реальная обстановка внутри семейного очага, и как мечта. В таком случае выяснить, как обстоят дела в отношениях ребёнка с близкими на самом деле, поможет беседа.

Сюжет рисунка, в котором все родственники занимаются общим делом — положительная характеристика, сигнализирующая о благоприятном внутрисемейном климате. Отсутствие сплочения, неблизкое расположение персонажей — признак отстранённости друг от друга в реальной жизни.

Если рисунок отражает какие-либо события прошлого, это означает подсознательное желание тестируемого вернуться в то время, неудовлетворённость настоящим. Такое же негативное отношение к текущей ситуации в семье можно «прочитать» в рисунке с сюжетом будущей жизни.

Размеры и расположение

Чем больше размер изображённого персонажа, тем выше его значимость в глазах ребёнка. Авторитетность самого тестируемого может быть выражена в собственном изображении выше и больше всех, а дети, недополучающие любовь и внимание, рисуют себя маленькими, порой крошечными.

Об исключительности статуса персонажа можно судить по тому, что он помещается на передний план рисунка, изображается раньше других и «выписывается» с особой любовью и тщательностью.

Размер нарисованного члена семьи может быть незначительным, но если он помещён на листе выше других, это знак особой власти домочадца.

Параметры персонажа на рисунке показывают ту роль, которую играет близкий в жизни ребёнка. Нередко дети, большую часть времени проводящие с бабушками, могут нарисовать именно её самой крупной. Члены семьи, не играющие особой роли в жизни автора, оказываются зачёркнутыми или стёртыми ластиком.

По расположению родственников на рисунке можно определить семейную иерархию: главенствующие роли принадлежат бабушке и маме

Очень показательно рисование ребёнком самого себя. Большой размер, центральное расположение на листе, изображения родителей гораздо меньше и по краям — можно быть уверенным, что дитя – «пуп семьи», забирающий всё внимание других обитателей семейного гнезда. Размещение в углу или нижней части рисунка — тревожный сигнал, такие «художники» чувствуют себя ненужными, лишними.

Расстояние между фигурами

Такой параметр характеризует эмоциональную близость. О разобщённости и конфликтности можно судить по слишком большому расстоянию между фигурами. Если же члены семьи нарисованы рядом, это проецирование привязанностей между ними.

Ребёнок нарисовал себя рядом с папой — он близок с ним, если держит за руку маму — на текущем этапе роднее и ближе её нет никого.

Отсутствие изображения

Если на рисунке нет кого-то из родственников, то этот член семьи, вероятно, вызывает негативные эмоции у тестируемого. Возможно, именно поэтому ребёнок «забыл» его нарисовать.

Ревность приводит к тому, что дети не включают в семейный портрет младших братьев или сестёр. Если испытуемый подвергается насилию и унижению, то субъект, допускающий такое отношение к ребёнку, тоже может отсутствовать на рисунке — это своеобразная «месть» малыша обидчику.

Когда нарисованная семья недосчитывается самого тестируемого, возможно, в ней не всё благополучно. Конфликтные ситуации между близкими или размолвка ребёнка с домашними отражаются в «устранении» своей фигуры с общего портрета.

Если на листе бумаге можно увидеть только самого автора рисунка и больше никого, то родителям стоит глубоко задуматься, что не так в семейных взаимоотношениях. Скорее всего, ребёнок растёт в атмосфере гипертрофированной любви и заботы, эгоцентричен. Изображение при этом сопровождается дополнительными яркими (даже праздничными) элементами.

Но подобный случай (рисование только самого себя) может говорить и об отвергнутости, ощущении своей ненужности. В этом случае «шедевр» будет не радостным, а мрачным и подавленным в эмоциональном плане.

Прорисовка деталей

Член семьи, на лице которого изображены только глаза, может расцениваться ребёнком как диктатор, следящий за каждым его шагом. По аналогии с этой интерпретацией можно сделать выводы и о появлении на рисунке родственников с очень большими ушами или открытым ртом — такие домочадцы выглядят в глазах детей как всеслышащее и нудное явление, читающее нотации и постоянно поучающее.

Тщательно прорисованная голова кого-либо означает большую важность и авторитетность этого родственника для ребёнка. Детальное изображение «себя любимого» — отражение особого к себе отношения, признак самолюбования.

Агрессивно настроенный родственник может быть изображён с чрезмерно длинными руками, такая нарисованная деталь должна рассматриваться как боязнь агрессии. И, напротив, отсутствие этих частей тела у кого-либо может быть связано с желанием ребёнка защититься от этого домочадца.

Бессильное и бесправное положение малыша в семье можно определить по тому, что испытуемый рисует самого себя без рук.

Цвет

Использование цветных карандашей — это не только позитивно, но и информативно

  • Выбор ярких, насыщенных тонов — показатель оптимистического настроя ребёнка, его положительного отношения к жизни и семье.
  • Наличие страхов можно «прочитать» при закрашивании деталей рисунка серым или чёрным цветом.
  • Особая симпатия к персонажу или к самому себе — использование карандаша одного оттенка во всех деталях какой-либо фигуры.
  • Предпочтение красному тону отдают дети с эмоциональной напряжённостью.

Анализ манеры рисования

Слабый нажим карандаша свидетельствует о низкой самооценке ребёнка, его пассивности, астении и возможной депрессии; сильный — о высокой самооценке испытуемого, его импульсивности и напряжённости. Показатель агрессивности, гиперактивности — очень сильный нажим, который приводит к разрыву бумаги. Если твёрдость нажатия на карандаш меняется, то ребёнок эмоционально неустойчив.

Тип линий, которые использует при рисовании тестируемый, также характеризует его качества: широкие штрихи, толстые линии — уверенность в себе, решительность; пересечение черт, их множественность — гипервозбудимость, гиперактивность. Если линии не доводятся до конца, то это значит, что испытуемый импульсивен, непостоянен.

Штриховка говорит о высокой напряжённости ребёнка в эмоциональной сфере.

Пример анализа

Ирине (12 лет) было предложено нарисовать свою семью, и вот какой результат получился у неё через 25 минут.

Рисунок двенадцатилетней девочки говорит о спокойной обстановке в семье

По рисунку можно понять: испытуемая (крайняя справа) живёт в обстановке, где ярко выражена привязанность мамы к отцу, что видно по переплетённым рукам родителей девочки.

Старшая сестра является связующим звеном между взрослыми и младшим членом семьи, потому что стоит посередине. Но она больше привязана к родителям, чем к автору изображения, так как голова девушки повёрнута в соответствующую сторону.

Отношения с сестрой дружеские, это видно из того, что девочки на рисунке держатся за руки. Авторитет в семье — отец (изображён самым большим по размеру), и, скорее всего, с Ириной он бывает агрессивен, так как девочка нарисовала родителя с руками, спрятанными в карманы — видимо, это символ того, что испытуемая хочет защититься от его давления.

Ирина — личность с высокой самооценкой, так как она стоит несколько выше того уровня, на котором расположены фигуры других персонажей. Об этом свидетельствует ещё и то, что большинство линий на рисунке — толстые. О некоторой эмоциональной напряжённости автора изображения можно судить по множественности некоторых штрихов.

В целом, судя по рисунку, обстановка в семье спокойная, но родителям стоит обращать больше внимания на взаимоотношения с младшей дочерью, особенно учитывая тот факт, что приближается переходный возраст.

Тест «Рисунок семьи» — хороший инструмент для определения взаимоотношений ребёнка с близкими. Результаты диагностики помогут обнаружить возможные проблемы и спланировать работу по их своевременной коррекции.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

Интерпретация рисунка моя семья

детский рисунок

Детские рисунки — настоящий кладезь информации. Они раскрывают чувства, страхи и даже характер художника. Внимательно посмотрите на рисунок ребенка, и вы увидите, как он воспринимает мир.

Что означает рисунок ребенка

Чтобы правильно интерпретировать, родители ни в коем случае не должны критиковать работу. Розовые листья на дереве, отсутствие волос или глаз у персонажей — не указывайте на подобные «изъяны», иначе лишите себя полезной информации. Что следует сделать, так это спросить, почему персонажи грустные или веселые, кто самый красивый, меньше приятен. Изучая детский рисунок, помните, что он не дает полной расшифровки истинных чувств и мыслей. Если готовое изображение оказывается слишком мрачным, посетите специалиста. Психолог прочитает сообщения художника, поговорит с ним и даст инструкции, как удовлетворить потребности малыша.

расшифровка детского рисунка

Расшифровка детского рисунка моя семья

Интерпретация рисунка моя семья возможна без помощи психолога, если знать все нюансы. Самый простой способ узнать о ребенке больше — рассмотреть семейный рисунок.

1. Авторитет. Если папа визуализирован детально, находится в центре или по росту больше остальных членов семьи, то нет никаких сомнений в том, что отец в глазах художника наиболее важный человек.

2. Привязанность. Ближайшие к малышу родственники, показывают глубокую эмоциональную привязанность, это касается и того случая, когда ребенок на рисунке кого-то держит за руку.

рисунки фото

3. Отсутствие рук. Если родители нарисованы с руками, а братья без рук, это показывает сильную привязанность к родителям и проблемы в общении с братьями или сестрами. В чем может быть конфликт? Например, в пользовании игрушками. Художник изображает брата без рук, чтобы он ничего не забирал.

4. Безопасность. Между ребенком и родителем размещен какой-либо объект — дерево или животное? Это означает, что малыш не чувствует себя в безопасности рядом с человеком «по ту сторону». Возможно, отделенный взрослый слишком тверд или требователен.

5. Неприязнь. Люди, вызывающие беспокойство или другие неприятные чувства находятся в углу листа или отдельно от других членов семьи. Некоторые дети так изображают братьев, потому что им достается больше внимания или художник является самым младшим в семье и получает от старших братьев много негатива. Неприятный человек может и вовсе отсутствовать на листе. Признаком тревоги также служит отсутствие всех членов семьи, за исключением человека, заслуживающего уважение.

пример детского рисунка

6. Роль в семье. Люди не занимающие особой роли в жизни, изображаются самыми последними. Когда ребенок рисует последним себя или хуже того, вообще не входит в рисунок это значит, что он чувствует себя эмоционально отверженным и лишенным любви.

7. Характер ребенка по рисунку. Произведение маленького художника расскажет и о характере. Линии, прорисованные с большим нажимом, говорят об уверенности и энергичности. Застенчивые дети рисуют тонкими линиями с меньшим нажимом, а изображения настолько малы, что на листе остается много места. Хаотичные, быстрые штрихи характеризуют очень активного ребенка.

пример детского рисунка

8. Агрессия. Ребенок выражает себя как агрессивную личность, если его «двойник» на рисунке держит оружие или острые предметы.

9. Цвета детского рисунка. Веселые и очень активные дети чаще всего выбирают яркие теплые цвета: красный, желтый, оранжевый. Спокойные детки добавляют оттенки зеленого, синего, фиолетового. Рисунки с преобладанием темного коричневого или черного цвета, свидетельствуют о плохом настроении и отсутствии чувства безопасности. Скудно окрашенная фигура говорит о плохих отношениях с этим человеком. Яркая, красочная фигура — указывает на восхищение. Чем ярче человек, тем более он любим.

10. Выражение лиц. Если на детском рисунке все улыбаются и в то же время, нет негативных признаков — можно быть уверенным, что ребенок чувствует себя хорошо. Грустные или суровые лица указывают на неприятные эмоции, вызванные ситуацией в семье. Человек, у которого нет лица, раскрывает желание не иметь с ним контакта, возможно это отец-алкоголик или чрезмерно строгая тетя.

Если вам кажется, что рисунок ребенка передает чрезмерную агрессию и цвета слишком темные или серые, обратите внимание на поведение юного художника. Застенчивость, отражает неуверенность в себе, агрессивность — причина недостатка внимания, «вечное недовольство» — признак усталости от обыденности, недостатка ярких эмоций. Лучший способ узнать больше и исправить ситуацию, показать изображение психологу, который после беседы со всеми членами семьи, поможет восстановить нежную детскую душу.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о