Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т.е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И.Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования». К «данностям существования» И. Ялом относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учеными (Э.Фромм, В.Франкл, И.Ялом) как центральный экзистенциальный конфликт. Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т.е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе) и структуре. Экзистенциальная изоляция – это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании? В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир». Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах: 1) между осознанием неизбежности смерти и желанием про-должать жить; 2) между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь; 3) между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого; 4) между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов. Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека. Центральным звеном к разрешению названных конфликтов, на наш взгляд, является смыслообразующий мотив. По утверждению Д.А. Леонтьева смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей. Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности. Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей — построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования. Проведя исследование проблемы, мы выделили пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт. К таковым мы относим нижеследующие: 1. Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт – веру. 2. Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил; 3. Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства». Здесь мы опирались на точку зрения Ф. Василюка, который отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д. 4. Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.). Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей. 5. Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому). Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни.
Экзистенциальные конфликты личности и принципы их разрешения с позиций учения В.И. Вернадского о ноосфере
В.Н. Ковалев
Филиал Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе, Украина
Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т.е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И.Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека. Человечество само по себе есть природное явление [2]. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования».
К «данностям существования» И. Ялом [4] относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учеными (Э.Фромм, В.Франкл, И.Ялом) как центральный экзистенциальный конфликт.
Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т.е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе, фундаментальном базисе) и структуре. Экзистенциальная изоляция – это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому.
29 стр., 14113 слов
Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии Виктора Франкла
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Логотерапия В. Франкла как экзистенциальная парадигма §1. Предпосылки возникновения экзистенциального направления в психологии §2. Личность В. Франкла §3. Основные положения логотерапии 3.1 Воля к смыслу 3.2 Смысл жизни 3.3 Свобода воли Глава 2. Понятие экзистенциального вакуума в логотерапии В. Франкла §1. Экзистенциальный вакуум как порождение экзистенциальной …
При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом [4] выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании? В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир». Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах: 1) между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить; 2) между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь; 3) между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого; 4) между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов.
Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека.
Центральным звеном к разрешению названных конфликтов, на наш взгляд, является смыслообразующий мотив. По утверждению Д.А. Леонтьева [3] смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей. Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности.
Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение». Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей — построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи (смерти, не реализации и т.п.) и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования.
7 стр., 3110 слов
1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека 3
Содержание Введение. 3 Проблема смысла жизни социального работника в пост пенсионном возрасте Ошибка! Закладка не определена. 1. Понимание смысла жизни, как необходимого условия нормального существования человека. 4 2. «Смысл жизни» как психологическая реальность. 7 3. «Биология старости». 8 4. Практическая значимость для социального работника — пенсионера понимания смысла своей жизни. 11 …
Проведя исследование проблемы, мы выделили пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт. К таковым мы относим нижеследующие:
1. Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт – веру.
2 стр., 844 слов
Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию
Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию Цветков А.В. Материалы второй научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых МПСИ: тезисы докладов, Ч.3, с.27-29, М., МПСИ, 2004 Выделяют два основных стиля реакции на критическую ситуацию: 1. экстернальный, в т.ч. построение «образа врага», 2. интернальный – переструктурирование собственной личности. При изучении юмора …
2. Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил;
3. Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства». Здесь мы опирались на точку зрения Ф. Василюка [1], который отмечал, что эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.
4. Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.).
Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей.
5. Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому).
Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни.
Библиография:
2 стр., 573 слов
Теоритические подходы к анализу личности в экстримальных ситуациях
Семинар. Доклад по управлению эмоциями. Способы управления эмоциями. 1.Вербально (произнести эмоцию)почему я испытываю такие эмоции 2.Монипулятивные – направленные на сознание, волю, поведение человека с целью формирования определённых установок, эм-х реакций, смены ценностных ориентаций. 1)Трансовый приём (наш…. Мы…. Они….) Лингвистика. 2)Проложение дорожку в будущее.(представь себе придёт …
1. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: Типологический анализ критических ситуаций. М: Инфра, 2009. С. 34 – 36.
2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. С. 116 – 124.
3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. С.42 — 45.
4. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008. С. 52 — 61.
Как справиться с экзистенциальным кризисом
Экология жизни. Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния…
Несмотря на таинственность бытия, многие из нас способны справляться со своей жизнью и избегать подрывающих силы чувств отчаяния, личных неудач и всеобъемлющей бессмысленности. Но время от времени нас вытаскивают из удовлетворённости собой и принуждают переоценить свою жизнь. Вот что нужно знать об экзистенциальных кризисах и как с ними справляться.
Американская психиатрическая ассоциация не включала описание такого состояния как “экзистенциальный кризис” в DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств — 5). Тем не менее, психологи и психотерапевты с ним вполне знакомы. Они описывают это состояние, как “экзистенциальную тревогу.”
Шок бытия в этом мире
Экзистенциальный кризис может проявляться во многих формах, но его фундаментальный аспект – глубокие сомнения и ощущение выбитости из колеи касательно себя, самой своей сути и своей значимости в мире.
“Экзистенциальный кризис часто относителен по природе, то есть, отношение людей ко всему и всем вокруг них ставится под сомнение,” — говорит Джейсон Уинклер (Jason Winkler), психотерапевт из Торонто, специализирующийся в этой области. — “Бытие-в-мире тщательно рассматривается в экзистенциальном кризисе, и часто на возникающие вопросы нет ответов. Обычно человек чувствует себя полностью потерявшим связи, экзистенциально одиноким и запутавшимся – даже несмотря на множество любящих друзей и семью, успешную карьеру и профессиональную репутацию, материальный достаток и религиозную /духовную веру.”
Уинклер говорит, что экзистенциальный кризис всеобъемлющ и может проникнуть в каждый аспект жизни. Он проявляется очень по-разному, включая потерю смысла, ощущение глубокой разобщенности с близкими людьми, отчаяние и ужас перед бытием (например, много размышлений “какой-в-этом-смысл?”), и поглощённость тревогами о глобальных жизненных вопросах, например: почему я здесь? Значу ли я хоть что-то? Каково мое место во Вселенной?
Психотерапевт Кэтрин Кинг (Katharine King), тоже из Торонто, считает, что экзистенциальная тревога по-разному проявляется в людях, в зависимости от их социального положения.
“Например, как стареющие, так и часто встречающиеся со смертью люди (например, в семейной линии или по работе), могут испытывать повышенную экзистенциальную тревогу по отношению к смерти, так называемый ‘страх смерти’,” — поведала она в интервью io9. Некоторые клиенты Кинг переживают болезненную поглощенность страхом смерти.
“Эти клиенты борются с сильно пугающими их вопросами, которые многие из нас умудряются вытеснять из ежедневных мыслей,” — рассказывает Кинг. — “В терапии они могут задаваться такими вопросами, как: зачем полно проживать свою жизнь, если мы все равно умрем? Что останется от меня в мире, когда я умру? Будут ли меня помнить? Как именно?”
Для этих клиентов страх смерти может переживаться как сильнейший ужас, переполняющий их после стресса или утраты. Это не просто факт существования, мелькающий на заднем плане их сознания. Это давящее бремя.
Но, как отмечает Кинг, страх смерти может неожиданно возникнуть в связи и с другими потерями. Некоторые люди, подверженные страху перед смертью, могут оказываться перед дилеммами, касающимися любых привязанностей и утрат. Они могут задаваться вопросом, зачем осмеливаться любить, если всегда есть риск окончания отношений. Кроме того, серьезные жизненные изменения могут вызвать ужас у людей, склонных к этому типу страха.
Изнурительная свобода и выбор
Экзистенциальную вину также стоит принять во внимание, как неотъемлемую часть тревоги жизни, иногда называемую “онтологической виной.” Этот вид вины вызывает глубоко беспокоящие чувства, связанные с тем, что человек не воплощает свой потенциал или обладает свободой, которой не пользуется.
“Свобода сама по себе может стать источником стресса и беспокойства — когда человек ощущает ответственность правильно распорядиться своей свободой, но он парализован в своих выборах и ему не удается действовать целенаправленно,” — отметил Уинклер в беседе с io9. — “То, что называется ‘депрессией и тревогой’ часто имеет не биологическую основу, а онтологическую/экзистенциальную.”
Кинг заметила особое экзистенциальное направление в своей практике с молодыми клиентами. Действительно, молодежь активнее принимает решения, определяющие общее течение их жизни, и некоторых из них это приводит в ступор. Это усугубляется такими факторами, как онлайн-культура, сейсмические изменения в экономике и сопутствующий рост так называемой ‘инновационной экономики’ с увеличением временных и нестабильных рабочих мест. Кинг считает, что, больше чем когда-либо, молодые люди ощущают давление быть “инициативными” и берут на себя исключительную и единоличную ответственность за то, что станет с их жизнями.
“Умом мы понимаем, что некоторые из видимых жизненных ‘выборов’ иллюзорны или не имеют значения,” — замечает Кинг. — “Тем не менее, молодое поколение постоянно меняет свои профессии или добавляет новые и культивирует (многочисленные) онлайн личности, и, парадоксально, – весь этот ‘выбор’ вызывает много стресса — постоянное чувство нахождения в сложной ситуации.”
Экзистенциальная тревога раскидывает широкую сеть
Оба Уинклер и Кинг согласны, что экзистенциальную тревогу может почувствовать практически каждый.
“Я определённо не думаю, что есть группы людей, более подверженные экзистенциальной тревоге,” — заявляет Кинг. — “Как и во всем, касающемся душевного здоровья, некоторые группы населения (молодежь, женщины) чаще пользуются психологической помощью, но, скорее, это потому, что они чаще встречаются с такими услугами, а также чувствуют больше поддержки от общества, когда обращаются за помощью.”
Кинг считает, что экзистенциальные вопросы могут волновать любое человеческое существо, независимо от национальности, социально-экономического статуса, пола, возраста, половой жизни, и т.д.
“Мы говорим буквально о состоянии людей; о непреложных аспектах нашего существования, включающих смерть и дилемму свободы и ограничений,” — объяснила она io9. — “Никто не может избежать этих болезненных составляющих человеческого опыта, хотя мы точно отличаемся в степени их осознавания или желания о них размышлять.”
Уинклер согласен с Кинг, но верит, что некоторые люди могут быть психологически предрасположены к экзистенциальному кризису.
“Порой я верю, что есть таинственная сила — не знаю даже, как ее назвать — задающая ‘экзистенциальную ориентацию’ (очень похоже на сексуальную ориентацию, половую идентичность, или даже ‘тип’ личности), благодаря которой определенные люди от природы больше склонны глубоко задаваться вопросами существования и эмоционально на них реагировать, принимать близко к сердцу,” — уточняет он. — “Это правда, я уверен, что экзистенциальный кризис чаще всего происходит в середине жизни (в середине 30-х – середине 50-х годов), но я наблюдал его у людей всех возрастов, даже у детей.”
Поиск смысла
Экзистенциальная тревога и ощущение смысла неразрывно переплетены. Работа Татьяны Шнелл из университета Инсбрука показывает, что ощущение смысла может иметь значительное влияние на наше благополучие и уровень счастья. Пять лет назад Шнелл разработала программу для отражения экзистенциальных мироощущений, матрицу из четырех категорий, которую можно суммировать следующим образом:
-
Осмысленность: высокий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
-
Кризис смысла: низкий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
-
Экзистенциальное безразличие: низкий уровень осмысленности и низкий уровень кризиса смысла.
-
Экзистенциальный конфликт: высокий уровень осмысленности и высокий уровень кризиса смысла.
Так, согласно первой категории, у некоторых людей присутствует высокий уровень ощущения смысла жизни, но их это не беспокоит. Напротив, люди в категории состояния “экзистенциального конфликта” также испытывают высокий уровень ощущения смысла жизни, но безуспешно пытаются обозначить его или осмыслить мир. Такой конфликт может вызвать недвусмысленный глубоко личный кризис.
Для лучшего понимания, где находятся люди по отношению к этим категориям, Шнелл провела исследование среди более 600 немецких участников. Результаты показали, что у 61% людей обнаружилась осмысленность, у 35% — экзистенциальное безразличие, и у 4% — кризис смысла.
В недавнем исследовании Бруно Дамасио (Bruno Damásio) и Сильвия Коллер (Sílvia Koller) из Мадридского университета Комплутенсе достигли похожих результатов. При опросе более 3,000 бразильцев, исследователи нашли 80.7% осмысленности, 9.6% экзистенциального безразличия, 5.7% кризиса смысла, и 4% экзистенциального конфликтов. Это означает, что 120 из 3,034 опрошенных людей чувствовали высокий уровень осмысленности и в то же время кризис смысла. Культурные, религиозные и социально-экономические факторы могут помочь объяснить некоторую разницу между участниками из Германии и Бразилии, но интересно заметить, что схожие пропорции людей в обеих странах испытывают экзистенциальный конфликт.
В обеих работах осмысленность соотносится с удовлетворением от жизни, счастьем, оптимизмом и надеждой позитивно, в то время как кризис смысла соотносится с этими показателями негативно. Две необычные категории безразличия и конфликта были похожи в этих показателях, хотя безразличные личности показывали более высокий уровень удовлетворения от жизни, счастья и самооценки, чем личности в экзистенциальном конфликте.
Исследования Дамасио и Коллер также рассматривали поиск смысла жизни и его связь с четырьмя вышеупомянутыми группами. Группы людей, активно ищущих смысл жизни, выглядят следующим образом:
Таким образом, нахождение в конфликте приводит к большим поискам смысла жизни, чем просто прохождение через кризис (хотя с небольшой разницей). Неудивительно, что исследователи также обнаружили, что безразличие приводит к меньшим поискам.
Интересно, что усиленные поиски смысла жизни соотносятся с более низким уровнем удовлетворенности жизнью, а более низкий уровень субъективного счастья, по сравнению, — со средним и низким уровнем поиска смысла жизни. И, как отмечают исследователи в своих работах, “личности, находящиеся в состоянии экзистенциального конфликта, но только слабо ищущие смысл, показывают такой же уровень счастья, как и личности в группе осмысленности.”
Это поднимает серьезные вопросы о том, плодотворны ли поиски смысла жизни. Ясно, что это не очень приятно: люди, ищущие смысл, находятся либо в конфликте, либо в кризисе. Более того, если они ищут, скорее всего, они несчастны или не удовлетворены чем-то в своей жизни.
Как справиться с экзистенциальным кризисом
Если одержимость поисками смысла жизни бесполезна, что же делать человеку, захлестнутому болью экзистенциального ужаса?
Как поделилась со мной Кэтрин Кинг, нам часто трудно противостоять вине, возникающей, когда мы не проживаем свои жизни так полно, как мы верим или знаем, что могли бы — и чем дальше мы продвигаемся по жизненному пути, тем тяжелее это становится.
“Бросить курить после 40 лет, отказаться от разрушительного поведения, или уйти из отношений, в которых был десятилетиями несчастен, или менять карьеры —неизбежно, такие перемены поднимают вопрос, почему человек не сделал этого раньше?” — замечает она.
Вдохновленная работой психотерапевта Стенфордского университета Ирвина Ялома (Irvin Yalom), Кинг советует своим клиентам не только встречаться со страхом сделать что-то рискованное или трудное, но и принимать тот факт, что их жизнь приняла бы другой оборот, если бы они решились на эти перемены раньше. Она напоминает своим клиентам: то, что сделано – уже в прошлом и не может быть изменено, и что они, скорее всего, делали все, что могли, в то время. Упомянув это, она добавляет, что будущее не определено и содержит новые возможности.
“Просто сказанные, эти слова вряд ли приведут к немедленному эмоциональному сдвигу или снизят их экзистенциальную тревогу,” — рассказывает Кинг, но “клиентам нужно использовать терапию, чтобы медленно интегрировать новые пути мышления и чувств на более глубоком психологическом уровне, пока они проводят эмоциональную работу осознавания своих страхов, принятия своих утрат, и роста своей способности использовать новые возможности.”
В лучшем виде, “экзистенциальная психотерапия” в стиле Ялома утверждает волю, творчество, самоактуализацию и человеческий потенциал, в то же время принимая неизбежные ограничения и условия. Кинг говорит своим клиентам, особенно тем, кому еще нет 40 лет, что осознание свободы и выбора должно гармонировать с принятием неизбежных ограничений, а также принятием риска и неуверенности.
“Несмотря на все наши усилия, жизнь часто поворачивается не так, как мы ожидали,” – добавляет она. — “Для клиентов помоложе, парализованных или переполненных жизненными решениями, это может привести к работе в терапии, сфокусированной на том, чтобы спокойнее выдерживать неуверенность, рассматривая неудачи как ценные уроки, и ценить процесс больше, чем его результаты.”
Джейсон Уинклер уверен, что хорошие отношения и человеческий контакт являются для большинства людей отличным способом поднять настроение и мироощущение в их личной ситуации.
“Если один человек поговорит с другим о своих экзистенциальных тревогах и получит в ответ поддержку и понимание, то часто уровень его отчаяния, связанный с экзистенциальной изоляцией, снижается,” — поясняет он, добавляя, что людям важно продолжать формулировать свои мысли и чувства в словах.
“Я уверен, что наилучшие ответы на экзистенциальный кризис – продолжать искать чутких, понимающих и эмпатичных слушателей, а также быть увлеченными значимыми занятиями в жизни — какими бы ‘маленькими’ или ‘большими’ они ни были — от сидения на скамейке в парке с вязанием, слушая, как ветер шелестит в листьях на деревьях, до волонтерства в организациях гуманитарной помощи, до наслаждения родственными отношениями с кем-то особенным,” — добавляет Уинклер. — “Находить в себе целеустремленность вставать и вовлекаться в жизнь ежедневно — невероятно важно.”опубликовано econet.ru
Автор: Джордж Дворский (George Dvorsky)
Перевод: Наоми Ананьева
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте, а еще мы в Однокласниках
Слово «экзистенциализм», знакомое многим по философии, происходит от латинского ex(s)istentia – существование, а само понятие экзистенциализма раскрывается как философия существования, обращающаяся к фундаментальным проблемам жизни человека – рождению, смерти, свободе, любви и т. д.
Аналогично этому те направления в психологии, которые получили название экзистенциальной психологии или экзистенциальной психотерапии, фокусируют внимание на проблемах, берущих свое начало в самых фундаментальных основах человеческого существования.
Экзистенциальные подходы, подобно другим психодинамическим моделям, делают главным предметом своего рассмотрения проблемы внутренней жизни человека, считая главными из них те, которые проистекают из его столкновения с данностями существования.
Что такое данности существования? Вот как описывает возможность понимания этого выражения выдающийся психотерапевт экзистенциального направления Ирвин Ялом.
В каком‑то смысле задача понимания природы данностей нашего существования является нетрудной. Основным методом этого понимания является личная рефлексия. Ее условия просты: уединение, молчание, время и свобода от повседневных отвлечений, которыми заполнен обыденный мир каждого из нас. Если мы сможем отойти, отвлечься от повседневного мира, глубоко погрузиться в размышления о нашей «ситуации» в мире, о нашем существовании, наших ограничениях и возможностях, если мы достигнем при этом самых основ, мы столкнемся с «глубинными структурами», с данностями нашего существования. Этот процесс рефлексии может быть инициирован, «запущен» какими‑то событиями, такими, например, как столкновение с чьей‑то смертью, или принятие важных необратимых решений, или разрушение некоторых фундаментальных смыслообразующих моделей (схем), в общем, тем, что часто обозначают как «пограничные» ситуации.
Свою знаменитую книгу «Экзистенциальная психотерапия» И. Ялом посвящает рассмотрению четырех таких первичных проблем – смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.
Проблема смерти, возможно, наиболее очевидная из всех названных, соотносится с ключевым экзистенциальным конфликтом между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать быть.
Другая первичная проблема человеческого существования – это проблема свободы. Обычно свобода рассматривается как очевидно позитивный концепт, то, за что борются и о чем мечтают. В экзистенциальном смысле свобода есть отсутствие внешней структуры. В противоположность обыденному опыту экзистенциалисты считают, что человеческие существа не входят (и не покидают) хорошо структурированный универс со свойственной ему схемой строения. Скорее индивид является автором, ответствен за свой собственный мир, способ жизни, выбор и действия. Свобода в этом смысле означает, что нет никакой основы и мы оказываемся в ситуации противоречия между нашим желанием основы и структуры и нашим столкновением с отсутствием этой основы.
Третья первичная проблема – это экзистенциальная изоляция, означающая не межличностное одиночество или внутриличностное отчуждение от частей своего «Я», но фундаментальную изоляцию от других существ и этого мира. Независимо от того, насколько тесно, близко мы связаны с окружающими, всегда остается последнее, непреодолимое расстояние, и мы в одиночестве начинаем наше существование и в одиночестве его заканчиваем. Экзистенциальный конфликт – это напряжение между нашим осознанием своей абсолютной изолированности и нашим желанием контакта, защиты, нашим желанием быть частью большого мира.
Проблема смысла является еще одной первичной проблемой или данностью существования. Действительно, задается вопросом Ялом, если мы должны умереть, если мы сами создаем свой мир, если каждый из нас изначально одинок в этом безразличном универсе, в чем тогда смысл нашей жизни? Если он никак не предопределен для нас, значит, каждый из нас должен сам создать свой смысл жизни? Экзистенциальный динамический конфликт проистекает из дилеммы ищущего смысл существа, находящегося в не имеющем смысла универсе.
Экзистенциальные кризисные ситуации – это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им конфликтные проблемы его жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят, так сказать, в «экзистенциальное измерение», например неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни.
Возникновение психологических кризисов многими психологами связывается с нарушениями в самореализации личности, в ее полноценном функционировании, в ее самоактуализации. Так, например, кризис середины жизни (данное наименование весьма произвольно, так как реально его располагают в широком возрастном интервале от примерно 35 до 45 лет) также иногда называют кризисом смысла жизни именно потому, что он субъективно переживается прежде всего как потеря смысла, ощущение бессмысленности своей жизни, привычных занятий, целей и т. д. Человек начинает ощущать психологический, эмоциональный дискомфорт, причем поскольку он не имеет в его глазах ясного причинного объяснения, то избавиться от него, обрести ощущение осмысленности своей жизни, увеличения возможностей самореализации индивид часто стремится через изменение своего жизненного пространства, каких‑то жизненных обстоятельств (смена работы или профессии, появление новых интимных связей, разрушение семьи и т. д.), иногда в конце концов убеждаясь в справедливости поговорки «от себя не уйдешь».
Другой возможный путь возникновения экзистенциального кризиса – это внешние события, которые, возможно, и неожиданно для человека, ставят его лицом к лицу с фундаментальными вопросами его жизни. Классическим примером такого рода ситуации являются переживания героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрея Болконского, возникающие у него под влиянием полученного ранения: острое желание жить, воспоминания детства, ощущение безразличия, сменяющие друг друга, вдруг рождают новое для Болконского чувство сострадания, близости, любви к окружающим, ко всем людям и новое понимание и осмысление жизни.
Экзистенциальные переживания всегда в той или иной мере затрагивают проблемы аутентичности существования человека – его потребности «быть честным с самим собой» и «жить своей жизнью». Ощущения нереализованности этого возникают у него тогда, когда он отказывается от каких‑то возможностей своего существования, ограничивает их, позволяет другим управлять собой, смиряется перед неблагоприятными обстоятельствами и т. д.
А что это значит – «быть самим собой»? Здесь позиции современных психологов во многом сходятся. Так, например, Р. Мэй, характеризуя здоровую, полноценно функционирующую личность, использует следующие понятия: духовность как необусловленность природы человека бытийным пространством его существования; свобода личности как возможность реализации своего «Я», построения своих собственных «личностных моделей»; индивидуальность как возможность быть самим собой и принимать себя; социальная интегрированность как способность к адаптации, приспособлению к обществу, жизни в этом мире и взаимодействию с ним без потери своей индивидуальности.
Фактически любой из нас в жизненном пространстве своего существования постоянно так или иначе решает проблемы собственного места в этом мире, своей свободы и несвободы, осмысления происходящего и собственной жизни и т. д. Однако ощущаем мы «экзистенциальный пульс» этих проблем далеко не всегда, в основном под влиянием каких‑то событий или обстоятельств. В особых случаях они могут порождать экзистенциальные кризисы – критические жизненные ситуации, фактически представляющие собой пусть кратковременное, но прерывание привычного потока жизни, восстановление которого в прежнем или измененном виде требует напряженной внутренней работы личности по их проживанию.
Формирование и развитие личности сопряжено с переживанием и разрешением экзистенциальных конфликтов, т.е. кризисов существования. Ученые, сторонники экзистенциальной психотерапии считают, что экзистенциальный конфликт является следствием обострившейся конфронтации с одной или несколькими «данностями существования субъекта». Ключ к решению этой глобальной проблемы можно найти в учении В.И. Вернадского о ноосфере. Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. В.И. Вернадский писал о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека [15]. Естественно, что стараясь оторваться от природного, абстрагироваться от своей генеральной миссии развития природы (бесконечного продолжения), «вырывание» собственного «Я» из социального контекста (семьи, рода, социума), человек обречен на экзистенциальный конфликт между данностями существования».
К «данностям существования» И. Ялом относил конечные факторы, как неотъемлемые и неизбежные составляющие человеческого бытия: смерть, свободу, экзистенциальную изоляцию и бессмысленность. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить рассматривается учёными как центральный экзистенциальный конфликт. Свобода как конечная данность представляется человеку однозначно позитивным явлением. Но именно она как первичный принцип порождает ужас, ибо в экзистенциальном смысле «свобода» — это отсутствие внешней структуры, защищающей нас, т.е. бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве (в основе) и структуре [4]. Экзистенциальная изоляция — это экзистенциальный конфликт между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большему целому. При обосновании бессмысленности как конечной данности существования, Ирвин Ялом выстроил следующую логическую цепочку рассуждений: мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире; ничто изначально не предначертано; каков смысл в нашем существовании. В этих вопросах, сформулированных ученым, отражена суть экзистенциального конфликта порожденного дилеммой, стоящей перед ищущим смысла человеком, брошенным в «бессмысленный мир» [38]. Соответственно, рассмотренным проблемам развития личности, принято говорить о четырех ее экзистенциальных конфликтах:
1)между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить;
2)между осознанием собственной свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь;
3)между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого;
4)между потребностью в некой структуре, смысле жизни и осознанием безразличия вселенной, не предлагающей нам конкретных смыслов.
Нередко в жизни человека все эти виды экзистенциального конфликта сливаются в единую проблему личностного кризиса. Он тесно связан с фактором времени и с возрастом имеет тенденцию к нарастанию. Последнее обусловлено постепенным сужением временной перспективы человека. Центральным звеном к разрешению названных конфликтов является смыслообразующий мотив [17].
По утверждению Д.А. Леонтьева, смыслообразующий мотив выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей; интересов; склонностей; идеалов; ценностных ориентаций; убеждений; способностей; волевых, эмоциональных, интеллектуальных и характерологических особенностей.
Его отсутствие или слабая выраженность выражается в низкой продуктивности учебной и трудовой деятельности человека. Оно снижает его ответственность за свою судьбу, активность в самых разных сферах жизни, а также облегчает действие деструктивных психологических защит личности. Экзистенциальный конфликт может возникнуть в любом возрасте, чаще на рубеже смены ведущих видов деятельности, когда человек попадает в экзистенциальные кризисные ситуации. Например, окончание школы и вхождение в трудовую жизнь, уход на пенсию. Экзистенциальные кризисные ситуации — это ситуации, затрагивающие самые основы существования человека и обращающие его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования [15]. Они могут возникать как развитие психологического конфликта или кризиса человека, когда переживаемые им проблемы жизнедеятельности начинают затрагивать сами основы его существования, переходят в «экзистенциальное измерение».
Например, неудовлетворенность работой обращает человека к проблеме смысла его жизни. Но в первой половине жизни экзистенциальные конфликты и страхи оттесняется двумя основными жизненными задачами молодых взрослых людей — построением карьеры и созданием семьи. Далее, в среднем возрасте страхи и личностные конфликты овладевают людьми с новой силой и уже никогда не покидают их. Сужение ведущих видов жизнедеятельности углубляет личностные кризисы, приводит к потере смысла жизни пожилого человека и возникновения у него ощущений ненужности, одиночества, безысходности. Возникновение экзистенциальных конфликтов всегда связано с нарушениями самореализации и самоактуализации личности, ее полноценного функционирования. Следовательно, выделяется пять принципов организации жизнедеятельности личности, позволяющие ей преодолеть экзистенциальный конфликт [15]. К таковым мы относим нижеследующие:
1.Принцип конструктивного отношения к жизни, событиям и ситуациям. Он означает принятие ситуации как данности, рациональной оценки событий и принятия разумных решений, исходя из знаний и жизненного опыта, а там, где заканчиваются знания и опыт — веру.
2.Принцип активности и ответственности за собственную судьбу. Он указывает на то, что только так возможно преодоление действия деструктивных защит, тормозящих личностную динамику. Только активность позволит человеку открыть новые возможности. Только ответственность позволяем ему стать хозяином своей судьбы, раскрыть и реализовать собственное «Я». Она обеспечивает совладание с собой (эмоциями, мыслями, поведением) в сложных ситуациях, когда нужна мобилизация сил [24].
3.Принцип «смыслопорождения» и «смыслостроительства»- эмоциональное переживание кризисной ситуации, каким бы сильным оно ни было, само по себе не ведет к ее преодолению; точно так же анализ ситуации, ее обдумывание приводит лишь к ее лучшему осознанию. Подлинная же проблема состоит в созидании нового смысла, в «смыслопорождении», «смыслостроительстве», когда результатом внутренней работы личности по преодолению, проживанию критических жизненных ситуаций становятся изменения в ее внутреннем субъективном мире – обретение нового смысла, новое ценностное отношение, восстановление душевного равновесия и т. д.
4.Принцип обогащения ведущих видов жизнедеятельности личности (игровой, коммуникативной, когнитивной, творческой, сексуальной, трудовой, физической, профессиональной и др.). Он в качестве разрешающего личностный конфликт механизма предполагает расширение сфер деятельности человека, насыщение их новым содержанием, поиск новых позитивных впечатлений, знаний, контактов, актуализацию удовлетворение витальных и духовных потребностей.
5.Принцип ноосферности (по В.И. Вернадскому). Он направлен на осмысление человеком корней единства социального и природного, что позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу, и, главное, свою миссию в этом процессе. Последнее позволит человеку принять данность своего существования и постичь смысл жизни [15].
как из него выйти, способы преодоления
В жизни каждого психически нормального человека наступает момент, когда индивид начинает остро переживать поиски смысла жизни. Тогда может казаться, что жизнь зашла в тупик и не имеет смысла. Главное – не впадать в панику и понять, что в определенные моменты такое мироощущение – это норма. Любой кризис по определению – это начало личностного роста и нового этапа в жизни человека.
Поиски смысла жизни – нормальное состояние для каждого разумного человека
Понятие экзистенциального кризиса
Экзистенциальный кризис – это явление, когда человек начинает впадать в депрессию из-за того, что воспринимает жизнь как бессмысленную трату времени (экзистенция переводится как «существование»). Это явление часто совпадает с кризисом среднего возраста. Основные особенности критической ситуации:
- Человек расстается с прежними идеалами, но не может найти новые;
- Появляется стремление полностью изменить свою жизнь, начать ее с нуля, пока еще не поздно;
- То, что раньше радовало человека, теперь лишается всякого смысла;
- Индивид начинает задумываться о том, что будет с ним после смерти или в далеком будущем (например, в глубокой старости).
Для людей, постоянно занятых тяжелым физическим трудом и утомленных ежедневной борьбой за выживание, такое состояние нехарактерно. Оно появляется только в том случае, если у индивида много свободного времени на раздумья о смысле существования. Чаще всего кризис настигает людей творческих, работников умственного труда или обеспеченных неработающих женщин-домохозяек, особенно после взросления детей.
Интересно. Как правило, данное явление характерно для людей, проживающих в экономически развитых странах. Существует любопытная закономерность: чем богаче и обеспеченнее человек, тем чаще он начинает задумываться о смысле существования.
Причины, почему возникает
Основная причина кризиса – экзистенциальный конфликт. Он может принимать разные формы. Как правило, в качестве провокатора могут выступать следующие травмирующие человека ситуации:
- Серьезная болезнь или травма;
- Заболевание или смерть близкого человека;
- Взросление детей и их уход из родительского дома;
- Конфликтная ситуация на работе;
- Понижение в должности или преждевременный уход на пенсию.
В некоторых случаях проблема усугубляется употреблением психоактивных веществ или алкоголя. Известны случаи, когда творческие люди, охваченные экзистенциальным кризисом, спивались буквально на глазах. Также кризисное состояние личности, переживаемое одним из партнеров, в тяжелых случаях может привести к распаду семьи или расставанию парня с девушкой.
У разных людей кризис проявляется по-разному
Экзистенциальные проблемы человека
Если верить знаменитым европейским философам, основными экзистенциальными проблемами человека являются:
- Страх смерти;
- Страх одиночества;
- Чувство вины;
- Ощущение своей беспомощности (человек чувствует себя песчинкой на фоне огромной Вселенной).
Размышления об этих проблемах – один из наиболее характерных симптомов кризиса. Главное, чтобы человек не застрял на этом этапе, а нашел в себе силы двигаться и развиваться дальше. Только в этом случае можно говорить о преодолении кризиса.
Одиночество
В философском направлении экзистенциализм кризис – это, прежде всего, тяжелое, мучительное переживание одиночества человека во Вселенной. Смерть родных или длительная разлука с ними, уход детей из родительского гнезда, предательство друзей – все это постепенно наводит индивида на мысль о том, что он один в этом огромном мире и никому по-настоящему не нужен. Значит, одиночество – повод для депрессии.
Страх
Страх экзистенциального конфликта это, прежде всего, боязнь смерти. Проблема усугубляется еще и тем, что в современном обществе, в отличие от древности, не принято открыто говорить о переходе в мир иной. Эта тема не обсуждается в разговорах, смерть считают не естественным процессом, а чем-то плохим, страшным. Поэтому охваченная кризисом личность начинает бояться ухода из жизни, а иногда даже испытывать тревогу и панику при любом упоминании о смерти.
Вина
Неизменный спутник критического состояния, вызванного поисками смысла жизни, – чувство вины за упущенные возможности и годы, которые были прожиты напрасно. В этот период человек начинает особенно остро переживать свои прошлые поражения и неудачи. Он осознает, что мог бы сделать много полезного, но по каким-то причинам не сделал. Это, пожалуй, одно из самых болезненных переживаний, характерных для кризисного периода. Чтобы выйти из тяжелого периода жизни, необходимо преодолеть чувство вины.
Признаки наступления кризиса
Главный признак наступления экзистенциального кризиса – это угнетенное состояние человека, которое может проявляться в разных формах. Чаще всего симптомами критического состояния у мужчин и женщин являются:
- Депрессия;
- Стремление к социальной изоляции личности;
- Утрата интереса к тому, что радовало человека раньше;
- Интерес к мистике и религии (характерен для 85% людей, переживающих кризис).
Известно, что крупные религиозные секты активно спекулируют на людях, ищущих смысл жизни, и всячески завлекают их в свои сети. Поэтому в этот период человек особенно рискует стать жертвой псевдо-гуру и «духовных учителей».
Экзистенциальное уныние – постоянный спутник кризисного состояния
Как выйти из экзистенциального кризиса
Справиться с негативными явлениями, сопровождающими кризисное состояние, и преодолеть депрессию, можно следующим образом:
- Просто «выкинуть из головы» экзистенциальные проблемы, переключившись на что-то более важное;
- Научиться «жить сегодняшним днем», испытывая радость от каждого прожитого мгновения;
- Найти себе интересное и простое для понимания хобби, полностью сменить круг общения, завести новых друзей, найти новые источники радости;
- Обратиться к психотерапевту, чтобы побороть угнетенное состояние.
Если в процессе переживания кризиса у человека появляются суицидальные настроения, без помощи специалиста в психологии не обойтись.
Есть много методов борьбы с расстройством
Самый простой и в то же время самый сложный способ справиться с кризисом экзистенции – забыть о проблемах человеческого существования. Но этот метод работает только в том случае, если «заполнить» голову другими мыслями, не допуская возникновения духовного вакуума. Один из лучших вариантов – переключиться на занятия благотворительностью или волонтерской деятельностью, помогая тем, кто действительно испытывает серьезные проблемы. Психологи утверждают, что помощь другим в 99% случаев помогает человеку забыть о собственных проблемах, поражениях, неудачах и упущенных возможностях.
Внимание! Помочь человеку можно только в том случае, если он сам этого хочет. Ни в коем случае не стоит навязывать помощь, если мужчина или женщина, переживая экзистенциональный кризис, хочет побыть в одиночестве. Также не стоит раздражаться, не понимая, почему близкий человек неожиданно изменился.
Известно, что кризисные ситуации сложнее всего преодолевать, если человек находится в одиночестве, социальной изоляции. Поэтому лучшее лекарство от неприятных явлений, сопровождающих экзистенциальный кризис, – поддержка родных и близких людей, которые любят, сочувствуют, готовы помочь. В этот сложный период преодоления депрессии человеку важно как можно чаще общаться с теми, кто его поддерживает и понимает.
Видео
Добрый день, уважаемые читатели сайта В Своем Доме! Сегодня на повестке дня у нас серьезная, я бы даже сказала философская тема. Я расскажу вам про экзистенциальный кризис: что это, когда и с кем случается, чем грозит и как его преодолеть. Здесь вы найдете ответы на волнующие вас вопросы и сможете помочь себе и своим близким.
Что такое экзистенциальный кризис
Экзистенциальный кризис – переживание чувства мучительной тревоги при мыслях о смысле собственного существования. Это явление широко распространено в развитых странах, где перед людьми не стоит остро проблема выживания. Его еще называют “болезнью свободного времени”.
Человек – единственное существо, которое осознает конечность своего бытия. Рано или поздно он понимает, что его ждет неминуемая смерть, и жизнь начинает казаться бессмысленной. Зачем учиться, преодолевать трудности, работать над собой, если все равно все закончится в одночасье. Жизнь начинает казаться мучительным Сизифовым трудом.
Естественно, это происходит в моменты эмоционального спада. В периоды эйфории и счастья человеку не до философских размышлений. Он наслаждается жизнью и живет настоящим моментом.
Экзистенциальный кризис чаще всего настигает людей в юности и после 30 лет. В первом случае человек сталкивается с выбором жизненного пути и задумывается о своем месте в этом мире. Взрослая жизнь пугает своей неизвестностью, мир кажется опасным и недружелюбным.
Во втором случае он смотрит на свою жизнь с высоты прожитых лет. Человек понимает, что так и не нашел ответы на волнующие его вопросы. Он признается себе, что не смог добиться поставленных целей, и расписывается в собственном бессилии. Приходит осознание своего одиночества перед лицом будущей смерти.
Развитие экзистенциального кризиса также могут спровоцировать определенные события в жизни человека:
- смерть близких;
- серьезное заболевание;
- потеря работы;
- длительная разлука с любимыми людьми;
- встреча со смертельной опасностью.
Переживаться экзистенциальный кризис может очень мучительно и серьезно выбивать человека из колеи. Невозможность получить ответы на свои вопросы усугубляет ситуацию.
Экзистенциальный кризис можно спутать с другими состояниями: депрессией, тревожным расстройством, посттравматическим синдромом, сильным переутомлением. Если вы заподозрили у себя эту напасть, предлагаю пройти простой тест на определение экзистенциального кризиса. Начните читать роман философа-экзистенциалиста Жан-Поля Сартра “Тошнота”. Если ощущения и размышления главного героя окажутся вам близки, скорее всего, ответ положительный.
Посмотрите также видео на тему.
Как преодолеть экзистенциальный кризис
Философия экзистенциализма не дает конкретного ответа на вопрос, как преодолеть экзистенциальный кризис. Она предоставляет индивиду полную свободу выбора и действий, но предупреждает о неминуемой ответственности.
Никакого заданного и предопределенного смысла у жизни нет, поэтому и поиски его бессмысленны. Человек может только сам создать этот смысл и наполнить им свою жизнь. Согласитесь, звучит довольно туманно и расплывчато.
К счастью, есть добрая и щедрая наука психология, готовая поделиться с вами способами преодоления кризиса. Давайте их рассмотрим и попробуем примерить на себя.
Религия
Самый распространенный способ – интериоризация готовых ответов и смыслов. Говоря простыми словами, человек принимает на веру устоявшиеся догмы и находит в них ответы на свои вопросы.
Такие ответы есть в религиозных учениях, философских системах, духовных практиках.
Главный недостаток этого способа в том, что человек выступает объектом чужих умозаключений. Ему отказывается в субъектности и праве на духовный поиск, вследствие этого страдает критическое мышление. Готовые ответы порождают новые вопросы и сомнения, и получается замкнутый круг.
Я ни в коем случае не являюсь противником религии, однако считаю, что человек должен прийти к ней сам в результате познания себя и приобретения жизненного опыта. Слепое следование заповедям и копирование религиозных обрядов может вызвать внутренний протест и усилить противоречия.
Творчество
Творчество – один из самых эффективных способов преодоления экзистенциального кризиса. Человек, во-первых, сублимирует свои деструктивные переживания и облекает их в социально приемлемую форму. Во-вторых, он получает возможность оставить часть себя после смерти.
Для этого необязательно становиться всемирно известным музыкантом или поэтом. Достаточно того, чтобы плоды вашего самовыражения бережно хранились и ценились вашими потомками. Можно, например, сочинить сказки для своих детей и внуков, которые будут передаваться в вашей семье из поколения в поколение.
Можно замахнуться и на более глобальные цели. Например, издать книгу или выпустить собственный сольный альбом. Но для этого уже необходимо обладать талантом и вложить в него много сил и времени.
Приобщение к вечному и прекрасному
Знакомство с чужим творчеством тоже может помочь преодолеть экзистенциальный кризис. Особенно если это касается произведений самого великого и талантливого творца – природы.
Погрузитесь в изучение космоса. Огромные масштабы, числа, которые не укладываются в голове, невероятные миры дальних планет… Все это, с одной стороны, поможет вам осознать ничтожность своих проблем и страхов. А с другой – вы ощутите себя частью чего-то глобального и прекрасного. Поймете, что даже после смерти вы останетесь частью этого мира, пусть и в другом качестве. Закон сохранения энергии не даст мне соврать.
Не обходите стороной и великие шедевры мирового искусства. Сходите в картинную галерею, послушайте классическую музыку, купите томик поэзии. История тщательно отбирала и хранила эти сокровища, чтобы у вас был шанс прикоснуться к бесконечности. В них зашифрованы ответы на многие вопросы, бередящие пытливые умы людей.
Опека и наставничество
Во время экзистенциального кризиса люди чувствуют, что их знания и опыт обесцениваются. Все, что они добывали потом и кровью и чем гордились, кажется бесполезным и никому не нужным. Зачем в совершенстве знать испанский, если на том свете говорить на нем будет не с кем? Что делать с мастерством резьбы по дереву? Куда пристроить свой художественный талант?
Подобные вопросы не дают покоя и вгоняют в уныние и депрессию. Хотя ответ на них лежит на поверхности – нужно начать делиться своими сокровищами с другими. Представьте, что ваши таланты – огонь, а вы – горящий факел. Рано или поздно ваша жизнь догорит и угаснет, но у вас есть шанс зажечь своим огнем другие факелы.
Абсолютно каждому человеку есть, чем поделиться с другими. Если явных талантов вы пока не обнаружили, присмотритесь к себе повнимательней. Может, вы виртуозно готовите пельмени или лучше всех вышиваете крестиком? Не держите это в себе, начните делиться с любознательными учениками.
Трудотерапия
Как я уже говорила, экзистенциальный кризис – бич цивилизованных постиндустриальных стран. Люди в них, во-первых, оторваны от физического труда, а во-вторых, обладают избытком свободного времени.
Если мысли о собственном существовании беспокоят вас все чаще, заполните свое свободное время физическим трудом. Можно сделать генеральную уборку или ремонт, перекопать огород, отремонтировать мебель.
Подойдут также занятия рукоделием: шитье, вязание, лепка из глины, роспись керамики.
Что бы там ни говорили сторонники ультралиберальных идей, физический труд в умеренном количестве необходим всем. Именно он сделал из обезьяны человека и вывел процесс эволюции на новый виток.
Влияние экзистенциального кризиса на развитие личности
Хоть экзистенциальный кризис и сопровождается неприятными эмоциями, его нельзя рассматривать исключительно с негативной точки зрения. Все личностные кризисы содержат в себе огромный потенциал для развития. Они как бы напоминают человеку, что тот засиделся в зоне комфорта и перерос ее.
Что-то мешает человеку вылезти из своего уютного мирка – страх, лень, неуверенность в себе. Тогда туда врывается кризис и переворачивает все с ног на голову.
Зона комфорта превращается в зону дискомфорта, и человек начинает искать из нее выход.
Если у него хватит решимости побороть свои страхи и инерцию, он выйдет на новый уровень личностного развития. К сожалению, так происходит не всегда. Кризис может сломить слабую личность – естественный отбор никто не отменял. Но не будем о грустном.
Именно экзистенциальный кризис, например, помог человеку по имени Сиддхартха Гаутама достичь просветления и стать Буддой. Его готовили стать царем и пророчили ему великое будущее. До 30 лет родные скрывали от него факт, что человек смертен, чтобы оградить наследника престола от огорчений и страданий. Во дворец не допускали больных и стариков, чтобы не вызывать у него лишних вопросов.
Когда Сиддхартха впервые вышел за пределы замка, в одночасье на него обрушилась зловещая и горькая правда. Он увидел нищих больных стариков, разлагающиеся трупы животных, монахов, отрекшихся от мирской жизни. Последние особенно заинтересовали молодого человека. Он уже не мог беззаботно радоваться жизни, как раньше, и решил покинуть дворец. Так начался его духовный путь.
Если вас настиг экзистенциальный кризис, не стоит воспринимать его как наказание. Считайте это подарком судьбы. Она дает вам волшебный толчок, чтобы начать новую жизнь.
Заключение
Мы с вами разобрались, что же такое экзистенциальный кризис и рассмотрели способы его преодоления. Теперь, если вас или ваших близких настигнет эта напасть, вы знаете, что делать. Если у вас остались вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Всем хорошего дня!
Как успешно преодолеть экзистенциальный кризис
- О
- О Журнале развития людей
- Ищете тренера?
- Напишите нам
- Автор
- Премиум Автор Руководство для участников
- Реклама
- Выберите ваши параметры
- Перечислите событие
- Загрузить оплаченный товар
- Подпишитесь на PR агентство Пакет
- Моя учетная запись
- Войти в систему
- Создать новую запись
- Обновите свой авторский профиль
- Ваши статьи
- Свяжитесь с нами
- Лидерство
- Вы виновны в одном из этих 4-х токсичных стилей лидерства?
- Как выглядит эффективный лидер в 2020 году?
- Как лидеры должны защищать равенство, чтобы завоевать доверие
- Бизнес
- 3 способа, которыми каждый бизнес должен использовать данные
- Интернет-факс Five Ways может повысить производительность вашего малого бизнеса
- Посткризисное восстановление и совместное создание знаний
- HR
- 5 очень веских причин для инвестиций в аутплейсинг
- Как мужчины могут помочь гендерному равенству на рабочем месте
- Почему управление эффективностью имеет решающее значение для успеха вашего бизнеса
- Управление людьми
- 4 способа построить сообщество на рабочем месте
- Беседы на работе — как макет офиса может помочь
- Наставничество ваших сотрудников в трудные времена
- Личный рост
- Как остановить автоматические негативные мысли навсегда
- Как улучшить свои навыки общения на работе
- Эго слепое пятно и как найти радость
- Развитие людей
- Почему виртуальные события лучше, чем живые
- 5 причин, почему вы должны получить общественное здравоохранение Degr
примеров экзистенциализма
Экзистенциализм — это философская теория, согласно которой люди являются свободными агентами, которые контролируют свои выборы и действия. Экзистенциалисты считают, что общество не должно ограничивать жизнь или действия человека и что эти ограничения препятствуют свободе воли и развитию потенциала этого человека.
Чтобы понять экзистенциализм, важно взглянуть на примеры экзистенциальных действий, вопросов и ситуаций. Также интересно посмотреть на мир кино, чтобы увидеть, какие фильмы и режиссеры были известны своим использованием экзистенциализма.
Вопросы могут быть экзистенциальными
Чтобы лучше понять, как экзистенциализм смотрит на жизнь, вот примеры экзистенциальных вопросов:
Кто я?
Какова моя настоящая натура или идентичность?
В чем смысл жизни?
В чем смысл существования?
Какова моя большая цель?
Что такое смерть?
Что происходит, когда я умираю?
Есть бог?
Если есть бог, какова природа бога?
Примеры экзистенциального кризиса
Когда происходит трагедия или серьезное изменение жизни, иногда мы начинаем задавать вопросы о нашей реальной личности.Это называется экзистенциальным кризисом.
Вот примеры:
Вы называете себя спортсменом и имеете многообещающую карьеру. Тогда у вас серьезная травма, и ваша карьера окончена. В этот момент у вас возникнет экзистенциальный кризис, потому что вы определили себя как спортсмена.
Если вы воспитаны в вере в то, что Бог вознаграждает хороших людей и наказывает плохих, у вас могут возникнуть проблемы, связанные с несправедливостью или жестокими поступками, которые плохие люди причиняют добрым людям.
Вы видите себя в качестве родителя, поэтому, когда дети покидают дом, вы сталкиваетесь с кризисом в том, как вы воспринимаете себя.
Вы — солдат, и вам сказали, что люди, которым вы пытаетесь помочь, будут считать вас героем. Тогда вы узнаете, что они ненавидят вас.
Вы влюбляетесь и хотите жить с этим человеком навсегда. Тогда вы обнаружите, что этот человек не чувствует себя так же.
Экзистенциализм в искусстве
Алиса в стране чудес — Алиса хотела бы, чтобы она не пришла туда, но это было ее решение, и никто другой.
В песне Наташи Бедингфилд «Ненаписано» говорится, что никто больше не может взять на себя вину: Почувствуй дождь на своей коже; Никто не может чувствовать это для вас; Только ты можешь впустить это; Никто другой, ни один другой и жить своей жизнью.
Монти Пайтон имел дело с экзистенциализмом в своем фильме 1983 года «Смысл жизни Монти Пайтона».«В этом фильме персонаж использует одеяло, чтобы символизировать вселенную, и что каждая часть одеяла — это человек или вещь.
Театр Абсурда имеет корни в экзистенциализме, как показано в« Ожидании Годо »Сэмюэля Беккета, где персонажи обсуждают свою жизнь в ожидании Годо
В «Нет выхода» Жана-Поля Сартра люди остаются в комнате, и они думают, что это ад, но никто не приходит, чтобы мучить их. Вскоре они видят, что они там, чтобы мучить друг друга, и они обсуждают жизнь и действия друг друга.
режиссеров экзистенциалистских фильмов
Вот кинорежиссеры, которые хорошо известны своими экзистенциалистскими фильмами:
Акира Куросава
Чарли Кауфман
Кристофер Нолан
Ингмар Бергман
Жан-Люк Годар
Стэнли Кубрик
Уэс Андерсон
Вуди Аллен
Это разные примеры, которые могут помочь вам понять экзистенциализм.
Рука, держащая землю как пример экзистенциализма.Определение внешнего конфликта
Внешний конфликт — это борьба, которая происходит между главным героем и некоторой внешней силой. Поэтому он находится вне тела главного героя. Обычно это происходит, когда главный герой борется против антагониста, персонажа, который выступает против главного героя в основной части истории. Другие типы внешних конфликтов также могут возникать из-за некоторых других факторов, таких как силы природы и общество, в котором живет главный герой.
Типы внешних конфликтов
В историях встречаются разные типы внешних конфликтов. Наиболее распространенными являются:
Персонаж против персонажа
Этот тип конфликта возникает, когда персонаж борется против других персонажей в истории, например, в серии Гарри Поттер . Гарри участвует в битве против лорда Волдеморта.
Персонаж против общества
Этот внешний конфликт возникает, когда главный герой встает на защиту своих убеждений и борется против социальных сил, например, Антигона Софокла.”
Персонаж против Природы
В этом типе внешнего конфликта главный герой борется против сил природы или внешней среды. Например, в коротком рассказе Чтобы построить огонь Джек Лондон рассказывает историю анонимного рассказчика и его собаки, путешествующих по пустыне Юкон-Трейл.
Примеры внешнего конфликта в литературе
Пример # 1: Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)
Один классический пример характера противОбщественный внешний конфликт происходит в пьесе Шекспира Ромео и Джульетта . Два главных героя влюбляются, несмотря на свою принадлежность к враждующим семьям, которые не хотят, чтобы они были вместе. Они постоянно борются и стремятся собраться вместе на протяжении всей пьесы, так как находятся под давлением общества, которое хочет, чтобы они ненавидели друг друга. Таким образом, это борьба между людьми и обществом, которая в конечном итоге приводит к их трагической гибели.
Пример № 2: Старик и море (Эрнест Хемингуэй)
Главный внешний конфликт — между стариком Сантьяго и рыбой-марлином.Идет борьба взад и вперед и перетягивание каната между ними, которое длится несколько дней, и ни один из них не сдается. Борьба Сантьяго также против природы — ловить гигантскую рыбу и акул, которые нападают на его драгоценного марлина.
Старик пытается поймать марлина, хотя он довольно сильно сопротивляется. Старик тоже борется против взглядов своих жителей, так как они думают, что ему не повезло и он потратил восемьдесят четыре дня, не поймав рыбу. Тем не менее он по-прежнему полон решимости не сдаваться.Мы ясно видим его дилемму ловли марлина и его конфликт с рыбой, когда он говорит: «Рыба, я люблю тебя и очень уважаю тебя. Но я убью тебя мертвым до конца этого дня.
Пример № 3: Сердце тьмы (Джозеф Конрад)
Марлоу отправляется в путешествие в бухту Конго в Африке и чувствует себя в окружении империалистических сил. Здесь существуют конфликты как характера с природой, так и характера с обществом. Фактически, Марлоу приходит в место, где люди психически сумасшедшие и убивают друг друга, просто чтобы следовать своим бессмысленным ритуалам.В этом месте даже обычные люди становятся дикарями.
Марлоу также видит цивилизованного человека Курца, который из-за своего длительного пребывания там начинает вести себя как местные дикари. Хотя Марлоу не мог терпеть ложь и не прощает других за эту ошибку, встречая невесту Курца, он говорит ей ложь о последних словах ее жениха. Будучи главным героем, Марлоу сталкивается с многочисленными внешними конфликтами.
Пример № 4: Макбет (Уильям Шекспир)
Макбет сталкивается персонаж противконфликт общества. Первоначально он борется со своим внутренним конфликтом, который позволяет его амбициям превратить его в насильственного человека, подталкивая его убить короля, чтобы свергнуть его. Однако при всех этих обстоятельствах он сталкивается с несколькими внешними конфликтами. После убийства короля люди восстают против него, и он вынужден сражаться с ними. Эти внешние конфликты происходят между Макбетом и другими персонажами.
Функция внешнего конфликта
Истории, рассказанные в романах, пьесах, коротких рассказах и других подобных форматах, вращаются вокруг конфликта.Внешний конфликт дает ощущение волнения и непосредственности истории, что делает ее достойной прочтения. Он определяет уникальность характера и раскрывает его намерения, давая аудитории понимание его мотивации, лежащей в основе диалога и действия. Кроме того, он рассказывает причину мотивации персонажа в жизни, которая в противном случае может показаться глупой на поверхности. Это также позволяет читателям вырабатывать симпатию и глубокую связь с персонажем, чтобы в конечном итоге чему-то научиться и изменить свою жизнь через это обучение.
Израильско-палестинский конфликт: территориальный или экзистенциальный? Невет Баскер Март 2011 г.
Это оба! Территориальная экзистенция
ДВА конфликта в одном! • Разные цели • Разные игроки • Разные темы • Одинаковая земля • Схожие термины • Некоторая путаница • Но…
Территориальный конфликт
Территориальный конфликт: Цель «Решение с двумя государствами» • Самостоятельное определение для евреев и палестинцев • Два государства для двух народов • Права меньшинств • Мирное сосуществование • Взаимное признание • Безопасные и признанные границы
Территориальный конфликт: игроки
Территориальный конфликт: Темы
территориальный конфликт: проблемы
экзистенциальный конфликт
экзистенциальный конфликт: цель Окончание Израиля как еврейского государства
экзистенциальный конфликт экз. : Темы
Бригады Аль-Кудс (Палестинский исламский джихад)
Аль-Фатх
Палестинская национальная хартия (1968) Статья 1.Палестина является родиной арабского палестинского народа … Статья 2. Палестина, границы которой она имела во время британского мандата, является неделимой территориальной единицей. Статья 5. Палестинцы — это те арабские граждане, которые до 1947 года обычно проживали в Палестине независимо от того, были ли они выселены из нее или оставались там. Любой, кто родился после этой даты от палестинского отца, будь то внутри Палестины или за ее пределами, также является палестинцем. Статья 9. Вооруженная борьба — единственный путь освобождения Палестины.Это общая стратегия, а не просто тактический этап. Статья 15. Освобождение Палестины, с арабской точки зрения, является национальным долгом и пытается отразить сионистскую и империалистическую агрессию против арабской родины и направлено на ликвидацию сионизма в Палестине. Статья 19. Раздел Палестины в 1947 году и создание государства Израиль являются полностью незаконными, независимо от того, сколько времени прошло…
1’10 ”
0’42”
0’43 ”
Учебник по географии 7-го класса: « Минеральные ресурсы в Палестине »
Национальное образование 4-го класса Учебник: Содержание
Махмуд Аббас в штаб-квартире ПА
0’38 ”
Палестинская конференция солидарности Джорджтаун, февраль 2006 г.
?
Размытие линии
«Конец оккупации»! 1967? 1948?
«Свободная Палестина»! рядом с Израилем? Замена Израиля?
Тест
5’51 ”