Экспрессия — что это и как она проявляется?
Вам приходилось слышать выражения «экспрессивная девушка» или «экспрессивный танец»? Слово «экспрессия» в переводе означает выразительность, интенсивное проявление настроения и эмоций. Экспрессия еще толкуется в качестве предъявления другим людям скрытых психологических личностных особенностей для прямого наблюдения.
Определение экспрессии
Что такое экспрессия? В медицине это генетический процесс, посредством которого содержащаяся в генах информация преобразуется в определенные клеточные структуры. Экспрессивность в биологии – это неразрывно связанное с жизнедеятельностью и здоровьем человека определение, которое получает дальнейшее развитие в психологии и психотерапии. К этой же медицинско-биологической сфере относится понятие «экспрессировать» – это означает транскрибировать и транслировать ген.
Экспрессивность – это степень выраженности определенного состояния, чувства, эмоции, отношения. Понятия «экспрессивность» и «экспрессия» применяются не только в психологии, но и в театроведении, искусствоведении, если требуется подчеркивать уровень выраженности духовности. А также показать средства выражения, к примеру, живопись, музыка, архитектурные элементы. Получается, что в имеющихся определениях данных терминов есть указания на связь этого явления с душевным и духовным миром людей.
Экспрессия – это выразительность чувств и эмоций, показ внутреннего состояния путем проявления его во внешности.
Противоположным по смыслу значением является импрессивность – склонность к внутренним, а не внешним переживаниям, накоплению преимущественно отрицательных чувств. О таких людях говорят, что они держат переживания в себе, не склонны делиться эмоциями и проблемами, обиды и расстройства к ним приходят не сразу, не моментально.
Мнения о связи внутреннего мира людей и экспрессии, которые сформировались по большей части в искусствоведении и философии, дополняются психологией. Сущность этой связи в психологическом выражении видна в том, что экспрессия получает место не только сопровождения действий внешне. Она выступает частью данных явлений, формой их проявления.
Экспрессивная девушка рассказывает что-то своей подруге
По этой причине стоит говорить об экспрессии в виде личностного образования, способа познания духовного мира личности, а также в качестве внешнего «Я».
Экспрессивное поведение
В науке под личностным экспрессивным поведением подразумевается соединение стойких и изменяющихся средств выражения, что организуются в разного рода структуры. Они перестраиваются в процессе создания социальных и психологических личностных качеств.
Подобное соединение средств включает части, которые обладают разным развитием изменений, а также отличаются уровнем требуемых усилий для этой цели. Итак, в составе личностного экспрессивного поведения содержатся части, которые обладают высоким уровнем непостоянства (мимика, интонации), в том числе средним и низким уровнями. Если человек экспрессивен, это включает и физиогномические элементы выразительности, одежда и прическа относятся к среднему уровню непостоянства. Существует также понятие «экспрессивный репертуар человека», означающий набор поз, интонаций, жестов, мимических состояний и их комбинаций для различных ситуаций общения.
Что такое экспрессивный человек? Это значит, что поведение личности представляет собой постоянно изменяющееся самоизваяние. Наше тело является зеркалом, которое отражает действие внешности и души. Внутренние перемены личности тянут за собой внешние изменения. По этой причине внешний вид не является беспорядочным сочетанием элементов, а строгим четким отражением личностных особенностей.
В экспериментальной науке привилегию получают непостоянные элементы экспрессии. Это сочетание движений, которые неустанно меняются согласно с положением и отношением человека. Подобные движения показываются с применением оптической системы. К зрительным методам общения психологами относится кинесика. Она являет собой широту движений, которая воспринимается зрительно и несет разную информацию с разных точек зрения партнеров. В ее состав включены только показательные жесты и позы с четкой семантикой.
Экспрессивных людей отличает эмоциональное, выразительное поведение
Экспрессивные действия в виде внешнего «Я» связаны с его непостоянными и стойкими подструктурами. Это действительный показатель множества черт личности. Его можно рассматривать в виде:
проявления выразительных элементов всеобщей личностной активности, которая связана с темпераментом;
выразительного состава состояний психики;
показателя модальности знаков связи одной личности с другой;
способы экспрессии качеств;
признака развитости личности как субъекта коммуникации;
показа выразительных элементов социального статуса человека;
скрытия внешних «Я» личности;
способа показа и создания допустимого поведения.
Экспрессивность личности
Экспрессивность личности – это умение ярко и живо показывать собственные чувства, эмоции и отношение. Это понятие противоположно сдержанности. По мнению А. Маслоу, в нормальной личности обе черты существуют в гармонии, балансе. Адекватная личность не просто спонтанна: она спонтанна и экспрессивна тогда, когда ей этого хочется. Она способна расслабляться, отказываться от контроля, когда это к месту. Но такая личность способна и контролировать себя, откладывать удовольствия, проявлять вежливость и т. д.
В сопутствующих экспрессивности качествах нет обдуманности, осторожности, разумности и самообладания. Ее спутниками является возбудимость, внезапность и восторженность.
Наша душа отличается природной красотой. В зависимости от качеств личности, которые обуславливают демонстрацию энергетики души, наружу выходят инстинктивность, темпераментность, восторженность. А если энергетика души обуславливается пороками, то во внешнем мире проявляется необузданность и излишняя эмоциональность.
Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно. Для нее характерна чрезмерная возбудимость.
Слово «экспрессия» пришло из латыни – expressio, что означает нагнетание и выжимание. Экспрессия является внешним выражением переживаний и эмоций в первую очередь. Сюда стоит отнести слезы, истерику, восклицания, эмоциональные жесты, печаль, крики, апатичное состояние. В лингвистике русского языка присутствует термин «экспрессема» – это стилистическая единица, которая служит для раскрытия выразительных конструкций.
В каждой культуре экспрессивность в виде личностной черты по-разному трактуется. Активно жестикулирующий испанец в странах Прибалтики будет считаться экспрессивным человеком. Но на Родине его примут за меланхоличного человека. Получается, что проявление экспрессии немало определяется особенностью культуры.
Экспрессивная личность проявляет все эмоции и чувства ярко, несдержанно
В психологии эмоциональная экспрессия – это выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Она рассматривается в виде обширного набора средств, применяя который личность показывает свои способности другим. Экспрессию в виде показа эмоций сумели «поймать» художники-экспрессионисты. Если зрители способны видеть в работах выражение эмоций, то они считаются экспрессивными.
Заключение
Понятно, что нет такого прибора или датчика, чтобы измерить, сколько экспрессии содержится в картине художника, хореографическом танце или поведении человека. Экспрессивные действия являются зеркалом, которое отражает или показывает состояние личности. Более того, подобное поведение – это часть естественного состояния человека.
И на десерт предлагаем видео – по-настоящему экспрессивное выступление гимнасток на Кубке России по эстетической гимнастике:
sunmag.me
Что такое экспрессия, формы ее проявления
«Какая экспрессия!» — восхищенно выдохнет ценитель искусства, глядя на картину художника. «Очень экспрессивная девушка!» — скажет человек о своей собеседнице, эмоционально рассказывающей о взволновавшем ее событии. Что же такое экспрессия? Это понятие встречается в искусстве и в медицине, в биологии и в психологии. Мы употребляем его, когда говорим о чем-то ярком, динамичном и очень эмоциональном.
Экспрессия и эмоции
Понятие «экспрессия» происходит от латинского слова «выражение» — expression. Не стоит путать с espresso – способом приготовления крепкого кофе. В психологии под экспрессией понимается процесс демонстрации эмоций, трансляция их окружающим, то есть эмоциональная выразительность.
Эмоции отражают отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Их центры находятся в древней подкорковой зоне головного мозга, что объясняет связь наших эмоциональных состояний с различными физиологическими функциями организма. Когда человек переживает сильные чувства, происходят изменения в сердечно-сосудистой системе, пищеварительной, гормональной и т. д.
Эти изменения могут быть визуально заметны, они показывают, какие чувства и настроения испытывает человек. Например, мы замечаем бледность кожи испуганного человека или покрасневшие от смущения щеки, дрожащие от волнения пальцы рук или выступивший на лбу пот, не говоря уже об улыбке, смехе и слезах. Все это экспрессивные реакции, выражающие эмоциональное состояние.
Кстати, они характерны не только для человека, но и для высших животных, что свидетельствует о древности выразительных движений:
- вздыбленная шерсть, подергивание хвоста у кошек;
- очаровательная улыбка или оскал собак и т. д.
Но экспрессия человека только этими, во многом рефлекторными реакциями не ограничивается.
Формы экспрессии
Эмоции и формы их выражения играют важную роль в общении, без них невозможно взаимопонимание людей. Недаром же замкнутый, скрывающий свои чувства человек вызывает недоверие и подозрительность.
Процесс обмена эмоциями — необходимая часть жизни сообщества. Невозможность поделиться своими чувствами с близкими людьми вызывает у человека ощущение одиночества и потерянности. Но и мы сами нуждаемся в своеобразной эмоциональной подпитке, в восприятии эмоций других людей, в том коктейле чувств, настроений, переживаний, без которого невозможна полноценная жизнь. Поэтому за десятки тысячелетий эволюции люди выработали множество средств и форм демонстрации своих эмоций. Они так и называются — экспрессивные средства.
Мимика
Выражение лица – это первое, что мы замечаем, встречаясь с человеком. Особенно привлекают внимание глаза. Экспериментально было установлено, что даже рассматривая портрет человека на картине, зритель постоянно обращается взглядом к его глазам.
С помощью выражения глаз – изменения их формы, размера зрачка, движений, свечения радужки – человек может передавать самые разные чувства. Так, Л. Н. Толстой в своих произведениях описал 85 разных выражений глаз. Взгляд может быть огненный, пылающий и холодный, ледяной, в нем может сверкать ненависть и отвага или застыть презрение, он способен светиться любовью или потухнуть от горя.
Экспрессия человеческих глаз имеет потрясающую силу, недаром же зрительный контакт считается самым мощным средством эмоционального воздействия. Поэтому прямой взгляд в глаза в древности считался угрозой, да и сейчас нередко расценивается как демонстрация человеком своего превосходства. А стремящийся что-то скрыть человек старается не смотреть собеседнику в глаза, трус и неуверенный в себе индивид тоже отводит взгляд.
Второе по значимости место среди мимических средств занимает улыбка. И если мы снова обратимся к творчеству Л. Н. Толстого, то в его произведениях сможем найти описание 97 оттенков улыбки. Это экспрессивное движение настолько важно в общении, что существуют специальные тренинги, где людей учат правильно улыбаться.
Всего на лице человека находится 57 мимических мышц, движения которых могут выражать неисчислимое количество разнообразных чувств и настроений. Кстати, в улыбке могут быть задействованы 53 мышцы из этих 57. Поэтому научиться красивой, искренней улыбке совсем непросто. Для того чтобы с ее помощью передать радость от общения с собеседником, нужно эту радость действительно испытывать.
Пантомимика
Пантомимика включает всю совокупность телодвижений, жестов и поз, которые участвуют в выражении эмоций. Характер движений человека вообще рефлекторно меняется в зависимости от его настроения. Жестикуляция, положение тела в пространстве, походка выдают наши чувства, даже если мы того не желаем.
- Грустный, подавленный человек идет шаркающей походкой, опустив плечи и голову, он практически не жестикулирует, словно у него нет сил на это.
- Для счастливого и бодрого человека характерна уверенная, пружинистая походка и широкий шаг. Он идет, словно танцует, и жестикуляция у него свободная и широкая, кажется, он готов обнять весь мир.
- Резкие, рубящие жесты, напряженные, плохо скоординированные движения выдадут разозленного человека.
Наиболее заметна в общении экспрессия рук, их движения дополняют или опровергают то, что говорит человек, но они всегда очень информативны. Округлые, плавные движения руками бывают у спокойного человека в доброжелательном настроении. Прося о помощи, мы протягиваем руки открытыми ладонями к собеседнику, защищаясь, скрещиваем руки на груди, а злясь, сжимаем кулаки.
О пантомимике как форме экспрессивных движений можно говорить очень долго, недаром же языку телодвижений посвящены целые книги.
Вербальная (речевая) экспрессия
Не только движения, но и речь человека буквально пропитана эмоциями. В любом языке существует множество слов для передачи чувств и настроений, причем это разные части речи – существительные, глаголы, прилагательные, наречия и т. д.
- гнев – сердитый – гневаться;
- радость – радоваться – радостный – радостно;
- возлюбленный – любовь – любить;
- презирать – презренный – презрение и т. д.
А если к словам добавить традиционные в русском языке приставки и суффиксы, то становится ясно, что с помощью только вербальных средств можно выразить разнообразные оттенки и нюансы эмоциональных состояний. Это успешно используют талантливые писатели, заставляя читателей переживать и радоваться, смеяться и плакать, возмущаться или скучать.
Настроения и чувства можно передать и с помощью слов, не относящихся к эмоциональной лексике. В русском языке для этого нужно только использовать соответствующие суффиксы и приставки. Например:
- рука – рученька – ручонка – ручища;
- тихо – тихонько – тихонечко;
- кот – котик – котище – котяра;
- большой – большенький – большущий – большученный и т. д.
А можно так построить фразу, что экспрессия в ней будет выражена с помощью сочетания слов. Например: «Эх, какой же грандиозный писатель» или «Это не человек, а ураган какой-то!»
Экспрессия речи проявляется в усилении ее эмоциональности, и лексика – это лишь одно из средств. Не менее важную роль играют экстра- и паралингвистика. Паралингвистика – это интонационные особенности нашего голоса, его тембр и громкость. С помощью интонации мы можем передавать разнообразные чувства и настроения, и нередко ее экспрессия значит даже больше, чем содержание самого речевого высказывания. Думаю, вы не раз сталкивались с ситуацией, когда собеседник уверяет, что у него все в порядке, но, судя по его голосу, это далеко не так.
Одной только интонации без слов достаточно для выражения эмоций, поэтому мы можем понять чувства иностранца. Экспрессивность интонации используется в музыке, которая, по сути, ее копирует.
Громкость и тембр речи тоже связаны с эмоциями:
- слишком громкий голос свидетельствует о повышенном эмоциональном возбуждении;
- тихий – о низком эмоциональном тонусе;
- дрожащий – о страхе или неуверенности;
- визгливый – о раздражении и злости;
- мягкий, бархатный о положительном настрое на собеседника;
- хриплый – смесь возбуждения и тревоги.
Экстралингвистика – это паузы и различные звуки, которые сопровождают речь. Главная функция экстралингвистики – экспрессивная, она передает эмоции в чистом виде, и к ней относятся различные многозначные паузы, ахи, охи, вздохи, плач, смех и т. д.
Экспрессия в искусстве
Искусство – это одна из форм общения людей, передающая в первую очередь эмоциональную информацию. Есть такая точка зрения, что искусство родилось из потребности людей в сильных эмоциях, точнее в тех, что им не хватает в реальности. И часто экспрессивная функция является основной для произведений искусства.
Главным образом это относится к музыке, которая для передачи настроения использует интонации человеческой речи. И музыка способна не только передавать чувства, но и пробуждать их у человека, вызывать эмоциональный резонанс.- Более сложными и неоднозначными экспрессивными средствами обладает изобразительное искусство. Оно воздействует на эмоциональную сферу человека с помощью цветовой гаммы, экспрессии мазков и динамики линий. Долгое время экспрессивной стороне живописи не придавалось серьезного значения, так как целью этого вида искусства считалось максимально реалистичное изображение мира. Изменили эту точку зрения на рубеже XIX-XX веков художники-импрессионисты, которые стали использовать изобразительные средства (главным образом цвет) для передачи нюансов настроения.
- Танец и балет используют экспрессию движений, которые не менее выразительны, чем звуки, слова и краски.
- В литературе главную роль играют выразительные способности слова.
- А вот театр может использовать всю палитру экспрессивных средств, доступных человеку.
Экспрессивность как качество личности
Способность человека с помощью вербальных и невербальных средств передавать свои эмоциональные состояния называют экспрессивностью. В той или иной степени это качество присуще всем людям. Но некоторые личности настолько ярко и бурно демонстрируют свои чувства, что о них говорят как об экспрессивных натурах.
Уровень экспрессивности зависит не только и не столько от ситуации или состояния человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей. Они являются устойчивыми, часто носят врожденный характер и связаны с темпераментом. К таким свойствам личности, определяющим ее повышенную экспрессивность, относятся следующие:
- возбудимость нервной системы; преобладание возбуждения над торможением, что свойственно холерикам;
- подвижность нервных процессов, что приводит к быстрой смене настроения;
- высокая скорость реакций – моментально все чувства отражаются на лице, в движениях и интонации;
- высокий уровень активности – энергичные и деятельные сангвиники, как правило, более экспрессивны, чем флегматики;
- чувствительность нервной системы, которая приводит к бурным эмоциональным реакциям даже на незначительные раздражители.
Экспрессивность человека зависит также еще от нескольких факторов. Например, от пола и возраста. Женщины обычно более экспрессивны, чем мужчины, так как у них подвижнее нервная система. Дети эмоциональнее, чем взрослые, они легко возбуждаются и не привыкли скрывать свои чувства. Поэтому их экспрессия намного заметнее.
Интересно, что уровень экспрессивности зависит и от национальной принадлежности человека. Это связано как с психологическим фактором (национальным характером), так и с культурным – традициями и обычаями. Так, более экспрессивные народы живут на юге. Думаю, все представляют, как бурно жестикулируют и выражают свои эмоции испанцы, португальцы, итальянцы, жители Латинской Америки и кавказские народы. А как экспрессивно поют и танцуют индусы! Эмоциональные по природе японцы сдержаны, так как этого требуют их культурные традиции. А вот жители Северной Европы, особенно Скандинавии и Прибалтики, экспрессивностью не отличаются.
Экспрессия не просто играет важную роль во взаимодействии людей, многие психологи считают ее ядром личности. Способность человека выражать свои эмоции и управлять процессом экспрессии сыграла важную роль в эволюции homo sapiens и в развитии цивилизации.
psychologist.tips
что это такое, синонимы экспрессии чувств
Экспрессия – это понятие синонимичное выразительности, интенсивности, яркости проявления и преподнесения своего эмоционального состояния, чувств, переживаний. Кроме того термин экспрессия может использоваться для обозначения непрямых посланий и мыслей человека в невербальной форме (слезы, истерика, восклицания и прочее). Т.е. экспрессия затрагивает не описательную сторону состояния, когда человек способен отрефлексировать происходящее, а непосредственный момент бытия, проживания эмоции, ее реализации во внешнем пространстве.Слово экспрессия значение свое реализует исключительно на внешнем плане проявления личности. Сила и качество личности во многом обусловлено врожденными характеристиками, связанными с темпераментом, силой и подвижностью нервной системы, темпом, амплитудой и интенсивностью психических процессов. Выражает экспрессия значение для человека другого или произошедшего события, причем выражает, как степень важности, так и направление (позитивное или негативное).
Экспрессивные компоненты проявления во внешнем мире отражают статус личности (принятие обществом располагает к большей экспрессивности), а также принадлежность к той или иной культуре, общности (например, итальянцы более экспрессивны, чем эстонцы). Уровень развития коммуникативных навыков также проявляется через степень развитости экспрессивных проявлений и их адекватного использования для создания социально-приемлемых форм поведения. Кроме таких внешних факторов, экспрессия служит прекрасным регулятором внутреннего состояния личности, предоставляя способ эмоциональной разрядки при стрессах.
Экспрессия во многом служит для контроля и регулировки отношений, позволяя устанавливать определенную оптимальную близость дистанции, изменять характер взаимодействия. Так, экспрессивно проявленная злость оттолкнет нежелательного собеседника, а столь же сильно выраженная радость от появления человека будет способствовать сближению. Яркое выражение собственных чувств позволяет придавать общению определенную форму: конфликта, прояснения, взаимодействия, согласия, подчинения и пр.
Что такое экспрессия
Экспрессия подразумевает выражение и поэтому часто это понятие используется в сферах искусств. Есть художественная и театральная экспрессия, экспрессия в музыке. Во всех творческих сферах чувства и детали подаются более объемно, выразительно и ярко по сравнению с обыденной жизнью. В психологии же понятие выступает исключительно как проявление эмоционально-чувственной сферы.
Экспрессия включает в себя помимо эмоционального проявления (экспрессия эмоций), также динамический компонент (экспрессия движений). Именно последний все больше изучается наукой из-за своей наглядности и удобности в фиксации результатов. Визуальное распознавание выразительных движений, как показателей и эмоционального состояния человека было заложено еще эволюционными механизмами и служит неотъемлемой частью общения. Важно, что критерии распознавания и расшифровки информации экспрессивных действий у партнеров по общению может как совпадать, так и различаться. Подобные нестыковки объясняются разностью культур и особенностями темперамента нации. Одинаковые жесты и интонации могут означать различное (кивок не всегда обозначает согласие), а степень выраженности жеста может давать дополнительные оттенки в различных культурах.
Выделяется мимика (экспрессия лица), пантомимика (жесты, позы, походка), помимо этого к экспрессивным проявлениям относят тембр, интонацию и громкость голоса. В сочетании эти проявления дают индивидуальный личностный рисунок проявления вовне, а также влияют на внутреннюю организацию личности. Влияние на внутренние процессы внешних проявлений происходит путем высвобождения эмоционального накала или его удержания, а также в способе его проявления.
Экспрессия эмоций отражается не только на поведенческом уровне, но затрагивает все внешние проявления человека – это может быть одежда, прическа, выбор аксессуаров. Можно заметить тенденцию, что чем более заряжен человек экспрессивными проявлениями, тем более яркий и нестандартный внешний облик он выбирает. При этом тот же человек с отсутствием эмоционального аффекта и внешне будут выглядеть менее вызывающим.
Импрессивность является противоположностью экспрессии и проявляется ориентированностью во внутренний мир, проживанием собственных чувств изолированно от общества, а также большей ориентированностью на негативную сторону процесса. Такие люди выглядят холодными, отстраненными, без эмоциональными, оградившимися от социума и не нуждающимися во взаимодействии. Но отсутствие внешних проявлений в сильной и значимой форме не означает отсутствие сильных переживаний как таковых. Экспрессивная или импрессивная ориентированность личности не определяет силу и продолжительность чувств, а только характеризует способ их переживания.
Не существует постоянного разделения людей на экспрессивных и импрессивных, т.к. в гармоничном своем развитии личность умеет творчески и спонтанно выбирать форму проживания эмоций, наиболее адекватную сложившейся ситуации. Проявления, ориентированные на внешний выплеск состояния и на внутренний анализ должны находиться в постоянном балансе. При наличии устойчивого перекоса в одну сторону можно говорить об акцентуации характера, если же человеку доступен только один способ переживания, то возможно наличие нарушений психиатрического спектра.
Экспрессия не может быть искусственно созданной, так как во многом управляется биологическими характеристиками и является проявлением бессознательных процессов. Она является своеобразным неконтролируемым фоном, где реализуются более сложные формы активности, контролируемые сознанием.
Экспрессия чувств
Экспрессия чувств, как их яркая проявленность и обозначенность, является важным компонентом взаимодействия человека, окружающего мира и социума. Возникновение эмоциональных реакций является сигнализирующей системой организма, поскольку изменение эмоционального фона происходит в ответ на изменения внешнего пространства. Если надвигается опасность, мы чувствуем страх или агрессию, если были нарушены наши границы, то возникает обида или злость, когда все складывается хорошо, рождается удовлетворение и радость. Соответственно, эмоции, возникающие бессознательно при соответствующем анализе могут поведать много информации о происходящем на самом деле в человеческой жизни.
Кроме того, проявление эмоциональной экспрессии способно не только считывать и анализировать происходящие события, но и регулировать жизнь личности. Происходит это посредством управления эмоций поведением. Именно чувства заставляют выбирать ту или иную линию поведения, подгоняют к осуществлению или блокируют всякую активность. Помимо направления действий, выражение эмоций и способ, через который это производится, имеет непосредственное влияние на снятие или нарастание эмоционального напряжения, что в итоге влияет и на соматические функции и на дальнейшее формирование личности.
Любые эмоциональные проявления затрагивают физиологические процессы, и при не сильно выраженной экспрессии влияние на физическую сторону не так заметно. При более сильных потрясениях возможны реакции слез, тремора, ощущения холода или жара. Однако при интерпретации жестовых и физических проявлений чувств необходимо проявлять максимальную осторожность, поскольку не всегда есть соответствия в выражении. Наиболее соответствуют такие проявления у детей, которые плачут, когда расстроены, топают, когда злы, и смеются, когда счастливы. Уже в подростковом возрасте происходит смешение проявлений, а с развитием и усложнением личности внешние проявления могут все дальше уходить от прямых проявлений. Человек начинает плакать от радости, смеяться от злости, крушить мебель от горя и быть чрезвычайно спокойным, когда вся жизнь идет под откос. Это следствие наложенных социальных норм и правил поведения, где нам всем объяснили, как вести себя подобает, а как не стоит. Полученные психологические травмы могут изменить эмоциональную экспрессию человека, когда в ответ на истинную и открытую эмоциональную реакцию был получен неадекватный по своей силе ответ.
Экспрессия чувств может подавляться или наоборот поощряться особенностями культуры, и чем сильнее культуральное воздействие, тем больше она претерпевает изменений относительно своего первоначального природного хода.
psihomed.com
это что такое, средства экспрессивности
Экспрессивность – это весь комплекс стилистических, семантических речевых признаков, которые позволяют выражать субъективную позицию говорящего в отношении предмета или адресата. Слово имеет латинский корень expressio, что обозначает выражение. Экспрессивность – одно из речевых свойств, что связано непосредственно с эмоциональной оценкой сообщаемой информации, субъективно воспринимаемой и бессознательно выражаемой говорящим. И также в целом экспрессивность перекликается с личными особенностями раскрытия говорящим его чувств. Так либо иначе, многие психологи, лингвисты отождествляют понятия экспрессивности и эмоциональности, аффективности в средствах речи.
Некоторые, уже ставшие общеупотребимыми в языке выражения, изначально являлись его экспрессивными оборотами, и лишь позднее закрепились в известные фигуры речи и особенности структуры стиха.
Что такое экспрессивность
Экспрессивность речи позволяет говорящему человеку, помимо основного содержания высказывания, передать некую информацию о себе, личное отношение к тому, о чем он говорит. Причем такая передача в основном происходит бессознательно.
По экспрессивности речи можно понять, к какой социальной группе, категории относится человек, какие качества ему свойственны – и если это сообщение импульсивно, непроизвольно, посему часто является наиболее правдивым.
Экспрессивность высказывания часто обнаруживает подлинное отношение говорящего к предмету, отношение подчас негативное, какое он не выразил бы, не находясь на пике эмоций: иронии, скепсиса, снисхождения, пренебрежения. То есть, он субъективно ставит предмет ниже себя, возвышается над ним, что и делает его речь экспрессивной. Говорящему же при том кажется, что он выразил некие объективные свойства предмета.
Намного реже экспрессивность высказывания несет понижающую установку – когда говорящий принижает себя. Это было распространено ранее в истории, например, когда простолюдин обращался к чиновнику, называя себя не Иван или Петр, а Ивашка, Петрушка. Есть простой способ увидеть прямое следствие этой человеческой особенности бессознательно наделять себя высоким положением, проследив количество в речи суффиксов, выражающих повышающую и понижающую установки – десятки уничижительных, принижающих, уменьшительных против всего лишь нескольких суффиксов, позволяющих выразить возвышенное отношение. Повышающей экспрессивной установке также часто свойственно отношение сверху вниз не лишь к предмету высказывания, а и к слушателям. В сообщении говорящий словно подчеркивает, что он принадлежит к некой престижной группе, к которой слушающие не принадлежат. Это хорошо прослеживается в криминальном или молодежном сленге.
При лингвистическом анализе речи и контент-анализе, которые используют психологи, можно определить несколько степеней выраженности экспрессии: начиная от незначительной формы отклонения от литературной речи и до чрезвычайной резкости. Первая, мягкая степень экспрессивности показывает, что говорящий хорошо освоил и знает предмет, о каком он говорит, поэтому наделяет свою речь некоей эмоциональной составляющей. В высшей степени экспрессивная речь может выражать фамильярность, грубость, пренебрежительность, устрашение, содержать нецензурные элементы. Инструменты такого анализа – это исследование выбора слов, морфем, окончаний, ударения, а также, если возможно интонации и жестикуляции.
Каковы механизмы выражения позиции сверху вниз? Первый – это использование вместо нейтрального наименования предмета жаргонного или просторечного слова, морфемы, суффикса.
Второй – принижение разными средствами, такими как устранение, усечение основного наименования предмета с сохранением только его дополнительных наименований.
Для наглядного раскрытия понятия экспрессивность пример самый простой мы можем привести из уголовно-криминального жаргона, в котором документ называется «ксивой», что отражает мнение говорящего о его высокой осведомленности и пренебрежении к нему.
Еще экспрессивность пример находит в молодежном сленге – говоря, например, «развлекуха», молодежь с помощью выбора суффикса «уха» выражает свое снисхождение или небрежность. Количество слов с подобными суффиксами, выражающими отрицательную оценку, сегодня значительно увеличилось, что особенно наглядно прослеживается на просторах интернета.
Экспрессивность речи еще может иметь своей причиной стремление к экономичности в средствах выражения. Это позволяет сделать речь более прагматичной, а эмоциональная составляющая позволяет задействовать образность восприятия.
Средства экспрессивности
Экспрессивные средства могут быть разделены на фонетические, лексические, морфологические, синтаксические и паралингвистические средства.
Фонетические средства экспрессивности – это нехарактерные для повседневного языка изменения звуков. К примеру, намеренное растягивание, интонационное выделение, акцентирование.
Морфологические экспрессивные средства касаются особенностей в словообразовании. Сюда относятся, к примеру, суффиксы, позволяющие придать слову уменьшительную, пренебрежительную, другую форму.
Экспрессивные средства лексического рода касаются выбора словосочетаний, словарного состава, включающего оценочный компонент, частицы усиления, междометия.
На уровне синтаксическом экспрессивность находит выход в перекомпоновке слов в нехарактерный для обычной речи порядок, в необязательных для передачи сухой информации повторах.
Также средства экспрессивности живого акта коммуникации могут быть не лишь языковыми, а и паралингвистическими, к каким относятся: мимика, жестикуляция, громкость речи, ее темп, тембр говорящего.
Средства экспрессивности должны быть разделены и по знаку их коннотации – на положительные и отрицательные. Понятие коннотация раскрывается через свой латинский корень connoto – дополнительное значение. И обозначает оценочную, эмоциональную, стилистическую окраску сообщения. В более широком понимании коннотация есть любая компонента, что дополняет конкретное предметное содержание и придает эмоциональный личный оттенок. Считается, что экспрессивные средства речи вторичны по отношению к сухой информационной сути сообщения, однако подчас именно эмоциональная окраска наделяет сообщение окончательным смыслом или даже искажает или полностью меняет его относительно изначальной предметной компоненты сообщения.
Отрицательная коннотация связана с внутренним негативным отношением автора сообщения в адрес предмета или явления, о котором он говорит. Именно отрицательная коннотация используется как наиболее частая экспрессивная форма речи, поскольку обилие сдерживаемых эмоций через такой опосредованный вариант находит свой выход.
Явление отрицательной коннотации активно изучается психологами, так как содержит в себе большой объем материала, богатый источник сведений об истинных эмоциях человека, его комплексах, способах психологических защит, локусе контроля, самооценке, ментальности, принадлежности к социальной группе и отношениям внутри нее, общей удовлетворенности жизнью. Особый интерес отрицательная коннотация как экспрессивное средство выражения имеет для психоаналитиков, которые, исследуя ее, получают информацию о глубинных слоях личности своего пациента.
Положительная коннотация связана с восхищением, воодушевлением, яркими впечатлениями говорящего о предмете.
Многообразие использования средств речи в общественном употреблении затрудняет четкую их классификацию, делает невозможной выделить все средства по единственному признаку. Например, это сложно пронаблюдать в переходе экспрессивности от лексики к синтаксису. Экспрессивные средства изучаются лингвистами и психологами для конкретного языка отдельно в его разделах грамматики, стилистики, фонетики, лексикологии.
Благодаря использованию данных средств речь приобретает экспрессивный характер, тем самым становится способной не лишь передавать номинальную информацию, а и эмоциональные тона сообщения, психологическое состояние того, кто высказывается, его часто бессознательную позицию, адресованную к слушателям или предмету.
psihomed.com
Экспрессивность – средства, что это такое, средства?
Человек испытывает различные чувства. Они являются реакциями на те вещи или слова, которые говорились в адрес человека. Через словесные выражения человек может в ответ выразить свое отношение к происходящему, что и является основным средством экспрессии. Что это такое? Простыми словами это можно назвать комплексом переживаний, которые окрашивают речь говорящего.
Экспрессивность
Человек редко выражает свои слова без каких-либо эмоций. Это могут заметить читатели интернет-журнала psytheater.com. Когда каждый выражает какую-то мысль, он вкладывает туда все свои эмоции. Это становится возможным с помощью семантических, лексических и речевых средств, которые только помогут передать все переживания. В этом и заключается экспрессивность, которая в переводе с латинского обозначает «выражение».
Экспрессивность – это эмоциональный окрас информации, которая субъективно воспринимается и бессознательно воспроизводится говорящим. Речь наполнена эмоциями, которые человек вкладывает в то, какие слова он подбирает, как простраивает предложения, какой интонацией произносит информацию и т. д.
Некоторые выражения уже являются устойчивыми и применяются многими людьми для передачи своего отношения к той информации, которую они выражают. Однако нередко человек сам придумывает обороты, которые помогут ему наиболее точно передать те переживания, которые он испытывает.
Другим пониманием экспрессивности является безрассудное поведение, беспечность, жизнерадостность, восторженность, импульсивность, эмоциональная значимость, динамичность общения, эмоциональная яркость. Противоположностью является сдержанность, которая предполагает рассудительность, осторожность, благоразумие, беспокойство о будущем и пр.
Если говорить общим понятием, экспрессивность – это эмоциональное проявление самого себя. Человек не сдерживает эмоций и выражает свое отношение к тому, что с ним происходит, о чем он говорит, что его окружает.
перейти наверхЧто такое экспрессивность?
Экспрессивность часто проявляется в речи человека. Что это такое? Это эмоциональная передача информации. Люди, которые внимательно относятся к своим собеседникам, могут охарактеризовать говорящих по тому, как они произносят информацию. Чем более импульсивной и неосознанной она является, тем более точно можно отнести человека к той или иной группе, охарактеризовать его внутренний мир.
Экспрессивная речь передает отношение человека к предмету разговора. Чаще всего индивид позволяет себе выражать экспрессию, когда находится на пике эмоций. В нем проявляются ирония, снисхождение, скепсис, пренебрежение. При этом он ставит объект, о котором идет речь, ниже себя. Он негативно отзывается о том, что говорит, думая, что выражает объективную точку зрения.
Экспрессивность редко выражается в такой позиции, когда человек принижает самого себя. Такое ранее можно было увидеть, когда человек обращался к индивиду, более высокому по званию. На сегодняшний день такая ситуация складывается при разговоре обычного человека с более высоким по званию, статусу, материальному положению собеседником. Например, он называет себя не Иван, а Ивашка.
При экспрессии человек ставит себя выше не только по отношению к предмету, о котором говорит, но и нередко к собеседнику, с которым при этом общается. Через выражаемую информацию человек показывает, что принадлежит к некой элитной группе, в которую не входят те, кому говорится данная информация. Он смотрит на них сверху вниз. Такое поведение распространено в молодежных и криминальных кругах.
Следует понимать, что существует разная степень экспрессии:
- В более мягкой форме экспрессия передает субъективное мнение человека, основанное на хорошем познании предмета, о котором идет речь.
- В высшей степени экспрессивности зачастую передается грубость, нецензурность речи, пренебрежение, фамильярность, устрашение.
Какими способами человек может передать свое пренебрежительное отношение, то есть поставить себя в позицию сверху?
- Не использовать нейтральное слово, обозначающее предмет, а применить некое жаргонное или просторечевое понятие, которое уже несет определенный окрас.
- Принижение путем устранения, усечения с сохранением дополнительных наименований.
Не следует относиться к экспрессивности как исключительно негативному явлению. Несмотря на то, что люди часто прибегают к экспрессии, когда желают кого-то обвинить, вызвать негативное отношение к другим лицам, спровоцировать определенные эмоции, нередко экспрессия передается в положительном контексте. Несомненно, контекст здесь играет важную роль. Самым главным здесь остается цель, которую преследует человек.
перейти наверхСредства экспрессивности
Поскольку экспрессивность используется в речи, здесь выделяют речевые средства для ее передачи:
- Лексические – составление словосочетаний, где могут использоваться междометия, частицы усиления, оценочный компонент.
- Фонетические – нарушение в произношении звуков. Например, растягивание, долгое произношение, акцентирование, интонационное выделение.
- Морфологические – составление слов, где могут использоваться суффиксы, придающие слову уменьшительное или пренебрежительное значение.
- Синтаксические – составление предложений. Здесь человек может прибегать к определенной перестановке слов, необычной для речи, делать повторы конкретных фраз.
- Паралингвистические – мимика, громкость речи, жестикуляция, тембр, темп речи.
Еще одним немаловажным компонентом речи является интонация, которая бывает положительной или отрицательной. Это постановка своего голоса таким образом, чтобы слова произносились с эмоциональным окрасом. Следует отметить, что это значительно отличается от сухой информации, которая не передает никакого отношения. Через интонацию человек выражает свои эмоции в отношении информации. Порой это приводит к искажению самой информации, которая очень сильно отличается от первоначального ее смысла.
Отрицательная интонация часто используется для выражения экспрессивности в речи. Особенно богатой она становится, по сравнению с положительной интонацией, поскольку не имеет преград для своего выражения. Человек полностью раскрывается в своем негативном настроении.
Экспрессия в виде негативной интонации представляет интерес для изучения психоаналитиками и психологами, поскольку именно в этот момент раскрывается сущность человека, его глубинные мотивы и желания. Здесь можно выявить:
- Истинные эмоции и комплексы человека.
- Локус контроля.
- Самооценку.
- Принадлежность к социальной группе и ментальность.
- Способы психологической защиты.
- Общая удовлетворенность жизнью.
Положительная интонация используется реже отрицательной. Она выражает восхищение, воодушевление, яркие впечатления о предмете.
Человек довольно часто прибегает к экспрессии, когда находится на пике чувств. Намного чаще выражаются предложения, которые лишь частично передают эмоции и настроение человека. Сложно выделить конкретные средства, которые при этом используются, поскольку каждая личность использует свой набор.
перейти наверхИтог
Экспрессивность является приемлемым выражением своих эмоций и чувств. Итог такого общения зависит не только от того, каким образом говорящий передает свою мысль, но и от отношения слушателя к тому, что ему говорится. Нередко здесь возникают споры, если слушатель не согласен с тем, что ему говорят. Однако экспрессивность продолжается как в ситуации конфликта между собеседниками, так и в ситуации согласия слушателя с говорящим.
Экспрессивность включает в себя три компонента:
- Намерения говорящего.
- Исходные знания и данные, с которыми слушатель вступает в диалог.
- Способ передачи информации.
Следует отметить, что современный человек все чаще прибегает к нецензурной лексике как к одному виду передачи своих эмоций. Нередко в таких случаях индивид произносит: «Я по-другому это назвать никак не могу!». Через мат и нецензурную брань он может выразить собственное отношение к собеседнику, явлению или происходящему. Чем чаще он произносит данные слова, тем больше ими начинает пользоваться даже в тех ситуациях, которые не несут такого яркого эмоционального окраса.
Экспрессивность часто интерпретируется как речевое понятие, которое отражается в различных способах передачи информации. На самом деле в большей степени экспрессивность зависит от эмоций, которые переживает человек. Если бы отсутствовали переживания, тогда не возникало бы экспрессивности. Чем меньше барьеров человек испытывает в выражении своих эмоций, тем больше экспрессии проявляется в его речи.
psytheater.com
экспрессия — это… Что такое экспрессия?
ЭКСПРЕССИЯ — (лат., от exprimere выражать). Выразительность: в живописи, в музыке, сценической игре и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭКСПРЕССИЯ выразительность, преимущ. в сценич. игре и в живописи.… … Словарь иностранных слов русского языка
экспрессия — См … Словарь синонимов
экспрессия — и, я. expression f. <, лат. expressio выражение. 1. устар. Выражение, слово. Если на пассаж <пасквиля>, до меня касающийся, ответствовать труд заслуживает, всенижайше предлагаю, не употребить ли следующих, или тому подобных экспрессий:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Экспрессия — * экспрэсія * expression 1. . 2. Синтез белка в клетке, который кодируется геном, конкретным для каждого из белков. Процесс Э. включает в себя транскрипцию ДНК, процессинг полученного продукта мРНК и его трансляцию в активный белок. В этом случае … Генетика. Энциклопедический словарь
ЭКСПРЕССИЯ — [рэ], эксрессии, мн. нет, жен. (лат. expressio выражение) (книжн.). То, что придает выразительность чему нибудь, что делает что нибудь выразительным. Он спел романс о большой экспрессией. Экспрессия жеста, лица, слова. «Вы поглядите, сколько… … Толковый словарь Ушакова
экспрессия — экспрессия. Произносится [экспрэссия] и [экспрессия] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ЭКСПРЕССИЯ — ЭКСПРЕССИЯ, выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей … Современная энциклопедия
ЭКСПРЕССИЯ — выразительность; яркое, значительное проявление чувств, настроений, мыслей … Большой Энциклопедический словарь
ЭКСПРЕССИЯ — ЭКСПРЕССИЯ, и, ж. (книжн.). Выражение чувств, переживаний, выразительность. Декламировать с большой экспрессией. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
экспрессия — (гена) [http://www.dunwoodypress.com/148/PDF/Biotech Eng Rus.pdf] Тематики биотехнологии EN expression … Справочник технического переводчика
psychology.academic.ru
Эмоционально-экспрессивная лексика и её стилистические функции
Эмоционально-экспрессивная лексика занимает особое положение среди языковых универсалий, так как именно она обладает всеми экспрессивно-импрессивными качествами. Это ей позволяет выполнять функцию доминирующего языкового средства.
В статье нами было отмечено: эмоционально-экспрессивная лексика обладает большими лингвистическими потенциями, она способна к семантико-стилистической транспозиции. Эта лексика является стилевой, ее специфика заключается в своеобразной системной организации, создаваемой внутри стилевыми потребностями, в определенных стилях.
Эмоционально-экспрессивная лексика способствует раскрытию стилевых особенностей. «Именно анализ лексики по «функциям» является специфическим в каждом стиле», – отмечал Г.Я. Солганик.
Эмоционально-экспрессивные качества лексики могут меняться: усиливаться, ослабляться или исчезать, или приобретать новые коннотации, могут актуализироваться, могут быть разделены по классификации, используемой в работе.
Мы хотим указать на необходимость различать экспрессивные и эмоциональные элементы в языке потому, что это диктуется тем, что функциональные задачи у них разные, несмотря на их взаимосвязь.
В качестве основных измерений лексики и ее системы используются три типа связи слов: парадигматические, синтагматические, деривационные как научно-обоснованные принципы разграничения лексического запаса русского языка.
Теория о парадигматическом строе стилистического уровня языка находит свое отражение в трудах Л.В. Щербы, М.В. Панова и др.
М.В. Панов считает: «Стилистические парадигмы пронизывают все ярусы: лексику, словообразование, синтаксис, фонетику. В лексике – это соотношения типа очи глаза гляделки зенки. В синтаксисе – это соотношение конструкций, таких, например, как: «Если бы я пришел раньше… Приди я раньше …» [1, 9]
Больше всего таких возможностей обнаруживается в лексике. Именно она позволит одному и тому же слову входить в стилистическую парадигму, которая меняет значение этого слова, так что оно все время приобретает разные экспрессивно-стилистические оттенки. Благодаря парадигматике, очень распространенной в лексике, мы получаем стилистически маркированные элементы, где верхняя или нижняя планка составляется из экспрессивно окрашенной лексики, в одном случае эмотивное значение выражает положительную оценку, а в другом – отрицательную оценку (ср.: идишествуйтопай).
Все парадигматические ряды слов существуют в языке и составляют, думается, именно такие разряды, пласты языка, которые В.В. Виноградов называл термином «стили языка» или «языковые стили».
В лексике как языковом уровне имеются «ядерные» структуры в виде стилистических парадигм, а также периферийные зоны, которые окрашены не прямым противопоставлением, а общим «стилистическим светом» (тоном) категориальных противопоставлений. Такая система в лексике языка характеризуется емкостью, гибкостью и мобильностью. Стилистическая парадигма выявляет не только периферийные зоны эмоционально экспрессивной лексики, но также выявляет семантико-стилистическое содержание и функциональность синонимов в языке. Одна из трех функций синонимов слова – это функция экспрессивно-стилистическая, связанная с выражением многообразных оценок, она придает смысловую точность в экспрессивно-стилистическом аспекте.
Важным является то, что при изучении экспрессивной лексики функционально прикрепленные средства языка и экспрессивно-оценочные слова могут входить в сферу стилистических градаций, т.е. языковые стили. К экспрессивным стилям мы можем отнести сниженный, нейтральный, высокий, а к функциональным стилям – разговорно-бытовой, официально-деловой, научный, публицистический.
Но помимо собственно стилистической функционально-стилевой окрашенности книжнописьменные и устно-разговорные слова могут иметь эмоционально-экспрессивную окраску. Это является доказательством того, что экспрессия и функция принципиально взаимосвязаны. Необходимо отметить, что общеупотребительная лексика является самой частотной, она используется и в книжной, и разговорной речи, в любом стиле, где выполняет главную функцию – номинативную, называя важные понятия, явления, действия. А лексика эмоционально-экспрессивная выполняет функцию – эмотивную, где эмотивное значение представляет собой оценочный, эмоционально-экспрессивный компонент значения лексической единицы, выражаемый обычно с помощью стилистически окрашенных слов.
Маркированные экспрессией слова служат выражением того или иного закрепленного в языке оценочного отношения говорящего/пишущего к обозначаемым фактам.
Толкование слов с эмотивным значением представляет двучленную структуру: М х С, где М – «модальная рамка» по терми-нологии А. Вежбицкой – символизирует эмоциональнооценочное отношение к обозначаемому и представляет эмотивное значение (эстетическую переживаемую информацию), а С – сигнификативное значение (семантическая информация). Это проявляется в стилистических синонимах, например: идтишествовать (положительный (+) М х С, топать (отрицательный (-) М х С. [2, 178]
В составе эмоциональной лексики можно выделить три группы, так как эмоциональная окраска «накладывается» (стилистически маркируется) на лексическое значение, но не сводится к нему, а именно денотативное значение осложняется коннотативным.
К 1 группе относятся слова с ярким коннотативным значением, которые содержат оценку фактов, явлений, признаков и дают однозначную характеристику людей: ср. непревзойденный, гениальный, брюзга, подхалим и др. В данных случаях выразительная эмоциональность препятствует развитию у них переносных значений. Поэтому коннотацию называют собственно-языковым явлением, она являет собой традиционность, присущую данному языку.
Ко 2 группе относятся многозначные слова, нейтральные в основном значении, которые получают качественно-эмоциональный оттенок при переносном употреблении. Ср.: о человеке шляпа, тюфяк, медведь, слон… (в переносном значении:), пилить (ругать), зевать (пропускать) и т.д.
К 3 группе – слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств. Ср.: сыночек, дочурка, аккуратненько, где дана положительная оценка и отрицательная детина, замарашка, военщина и т д.
Словообразовательные аффиксы обусловливают оценочность, эмоциональность подобными формами.
Говоря об эмоциональности, необходимо добавить понятие экспрессивность, которое передает с особой силой чувства, переживания, эмоции человека.
К номинативному значению слова в некоторых случаях добавляется элемент экспрессии. Семантическая структура слова осложняется коннотативностью. Ср.: не люблю ненавижу; презираю питаю отвращение. Лексическое ядро формирует, как правило, нейтральное слово, но затем оно имеет несколько экспрессивных синонимов, в которых различается степень эмоционального напряжения, в словах, в которых выражается большая степень проявления качества, свойства, действие происходит «сгущение» их семантики. Ср.: женщина – баба, бабище, бабеха; обмануть облапошитъ, набрехать (разг).
Изучение экспрессии (от лат. Ехргessio: 1) выразительность, сила появления чувств и переживаний; 2) выражение чувств) – «экспрессии звуков, форм и знаков, слов и оборотов обычно относится к области стилистики. При этом указывают на необходимость строго различать формы индивидуальной и коллективной экспрессии», – отмечал В.В. Виноградов. [3, 15] Продолжая эту мысль, Винокур Г.О. писал: «Необходимо тщательно отмечать экспрессивные качества речи, имеющие своим источником личные свойства и состояния говорящего/ пишущего, от фактов языковой экспрессии…» [4, 13]
«Субъективными соответствующие экспрессивные качества языка являются только по происхождению, с точки зрения их психологического генезиса, тогда как реально, в исторической действительности, они существуют как вполне объективные свойства тех или иных звуков, форм и знаков. Вот почему мы имеем право утверждать, что действительно в самом языке, а вовсе не в психологии говорящих и пишущих, которая лингвиста непосредственно не интересует, кроме звуков, форм и знаков, есть ещё нечто, именно экспрессия, принадлежащая звукам, формам, знакам». [4, 17]
Таким образом, можно сказать, что экспрессивность – это семантическая категория языка, характеризующаяся различными формами проявления экспрессивной функции языка; это способность выражать в содержании языковых единиц многообразие эмоциональных и оценочных отношений субъекта речи говорящего/ пишущего к тому, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека. Экспрессивные признаки, присущие слову, отражают как чисто лингвистическую, внутриязыковую сущность, так и экстралингвистическую, внеязыковую сущность. Экспрессивность может быть выражена формальными средствами языка (фонетический облик слов, ударение, порядок слов, словообразовательные возможности и т.д.), а также формально не выраженной, т.е. экспрессивная значимость языковых единиц –эмоциональная или оценочная окрашенность значений – остается в них без объективного содержания. Формально не выраженные признаки присущи таким словам, значение которых «узаконено нормами употребления» и является узуальным. Ср.: кляча, старушенция, пустомеля, разиня, богач, бедняк и т. д. Экспрессивная лексика противостоит объективному значению (будучи субъективной) коммуникативных или номинативных единиц языка.
Но в процессе наименования происходит взаимодействие с экспрессивной интенцией именующих, приводя к формированию экспрессивно окрашенных единиц номинативного состава языка и образуют особый пласт. Это осуществляется разными путями: в результате переосмысления значений слов, сдвигов в стилистической дифференциации в процессе диахронии, при помощи аффик-сации и словосложения. Все это формирует лексические единицы эмоционально-экспрессивной окраски. Структура экспрессивных знаков всегда характеризуется усилением рациональной оценки эмотивностью. Ср.: собственно оценочные выражения, слова: глупый, отличник, умник и т.д.
Экспрессивность, имея оценочно-эмоциональную окраску, приводит к прагматической нагруженности, прагматическому значению. Прагматический уровень формируется за счет экспрессивно-оценочных средств, к прагматике относят то из содержательной стороны знаковой деятельности, что не вмещает сама лингвистика, это преимущественно референциальный аспект. При этом следует заметить, что прагматические значения языковых единиц там, где они существуют дополнительно к их когнитивному значению (например, противоположные оценочные значения слов старец и старикашка) возникают прямо из отношения говорящий – знак, и из отношения говорящий/ пишущий – денотат, спроецированного затем на обозначающий этот денотат знак.
Прагматическое значение знака опосредовано отношением говорящего к денотату, оно представляет собой рефлекс, отражение в знаке субъективной оценки и эмоционального отношения к денотату. Поэтому в экспрессии слова объединяются эмоционально-оценочным значением, причем в одних словах преобладает экспрессия, а в других – эмоциональность. Эмоциональную и экспрессивную оценку иногда можно, иногда нельзя четко разграничить, поэтому говорят об эмоциональноэкспрессивной лексике и экспрессивно-оценочных значениях слов.
Лингвистическая прагматика, развивая и исследуя прагматические значения слов – субъективно-оценочные, экспрессивно-оценочные, эстетические, модальные – включает в свою программу также вопрос о языковых средствах относительно целей и результатов в языковой коммуникативности. Экспрессия как бы наслаивается, добавляется к каждой номинативной единице. А сама коммуникативная данность диктует необходимость постоянного поиска новых путей обогащения и воздействия содержательных возможностей слова.
Богатство оценочной лексики, которое в национальном языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств и отношений, объясняет то, что при любой коммуникации слово с экспрессивно-эмоциональным началом помогает дальнейшей и успешной коммуникации.
Фундаментальной функцией языка, предопределяющей его возникновение и конструктивные свойства, прежде всего является коммуникативная функция. Она создает наличие материальной (звуковой) формы слова, а затем целой системы правил кодирования и декодирования, которые поддерживают единство выражения и восприятия смысла, значения слов. Именно коммуникативная функция формирует прагматический компонент языковой структуры слов, предложений.
Исследуя язык, его потенциальные возможности в структуре, значении слов и предложений, используемых на уровне самого языка и речи, австрийский психолог К. Блюмер выделяет более частные функции языка:
- репрезентативную – как функцию обозначения внеязыковой действительности;
- экспрессивную функцию выражения внутреннегосостояния говорящего/пишущего;
- апеллятивную – как воздействие на адресата.
Экспрессивная функция и репрезентативная связывают субъект и объект познания. Они объясняют когнитивную (познавательную) деятельность человека.
По Блюмеру, языковой знак, слово, реализуя указанные функции, обнаруживает разные стороны своей природы.
Исследования в области функциональных возможностей эмоционально-экспрессивной лексики все время продолжаются. Ученыеисследователи высказывают свои точки зрения: В.В. Виноградов считал эмоционально-экспрессивную окраску составной частью стилистического значения в семантике слова. Стилистический окрас, стилистическое значение как эмоционально-экспрессивное весьма существенно, это «призма», сквозь которую воспринимается смысл.
Различные стилистические функции эмоционально-экспрессивной лексики рассматриваются в работах Н.М. Разинкиной – со стороны эмоционального значения и эмоциональной окрашенности слова. Исследователь Е.Г. Ковалевская считает, что слово имеет эмоционально-оценочное и эмоционально-экспрессивное значение, Е.Г. Гак в слове называет объективную и субъективную экспрессивность. Е.Ф. Петришева и С.Г. Башлеев считают, что коннотация слагается из двух основных компонентов: экспрессивного и стилистического. А В.А. Звегинцев, А.И. Смирницкий, О.С. Ахманова полагают, что эмоционально-экспрессивные оценки не входят в значение слова. Различные стилистические функции эмоционально-экспрессивной лексики изучались в работах А.Н. Кожиной, Д.Э. Розенталя, М.Н. Шанского и многих других.
Фамилия автора: Н.Ю. Зуева
articlekz.com