Что такое эмпатия и как ее развить: 8 упражнений :: Здоровье :: РБК Стиль
Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.
Анастасия Батхина,
психолог, основатель компании InMind
Что такое эмпатия — простыми словами
Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.
Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.
Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.
Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.
Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.
Правила эмпатии
1. Искреннее желание понять любого человека и посочувствовать ему
Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.
Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.
2. Cопереживать, а не оценивать
Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.
Совет: отказываться от автоматических реакций и занимать безоценочную позицию.
Кадр из фильма «Хорошо быть тихоней»
© kinopoisk.ru
3. Принимать тот факт, что каждый человек живет в своей психологической реальности
Помните: у каждого из нас — свои взгляды, представления, убеждения, правила.
Совет: следует уважительно относиться к этим различиям. Даже если мы не разделяем мировоззрение человека, надо признать, что он имеет право на свою точку зрения.
Упражнения для развития эмпатии
Люди обладают различной способностью испытывать сопереживание: у одних это заложено с рождения, а другим – сложно представить себя на чужом месте. Но ситуацию можно изменить, ведь эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.
Эмоциональный интеллект: почему он определяет нашу жизнь и как над ним работать
1. Люди вокруг нас
Когда стоите на остановке, гуляете или едете в транспорте, посмотрите на людей вокруг: постарайтесь представить, что они чувствуют, о чем размышляют в данный момент, был ли у них сегодня хороший день или сложный. А общаясь, задавайте себе вопрос: «Что сейчас чувствует человек, с которым я говорю?»
Результат: таким образом сначала вы только строите гипотезы, но с развитием навыка будете более точны в своих оценках.
2. Активное слушание
Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.
Результат:
Кадр из фильма «Клуб «Завтрак»»
© kinopoisk.ru
3. Отражение
Отзеркаливайте эмоции другого человека: выслушайте его и перескажите то, что он вам рассказал, с акцентом на его чувства. Например: «Я понимаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация на работе, вижу, как ты встревожен».
Результат: сумеете установить контакт, выразить сочувствие. Такой подход избавит от необходимости подбирать какие-то особенные слова (что часто вызывает затруднение).
4. Общайтесь с «другими»
Не секрет, что многие любят собирать вокруг себя команду единомышленников — людей со схожим мировоззрением, потому что в таком обществе мы чувствуем себя наиболее комфортно. Но это замыливает взгляд, делает наше мышление туннельным, а нас — неспособными понять и посочувствовать тому, чьи взгляды отличаются от наших. Поставьте перед собой задачу общаться с теми, с кем бы вы по разным причинам не стали поддерживать отношения в обычной жизни.
Результат: умение понимать «других» (людей с иным мировоззрением) и их мотивы.
5. Читай и смотри
Чтение художественной литературы и просмотр психологических фильмов — отличный тренажер для развития эмпатии. Постарайтесь отслеживать и анализировать, что чувствует герой, в какие моменты он вызывает сопереживание и почему.
Результат: часто при соприкосновении с произведениями искусства возникает эмпатия на автоматическом уровне (этот элемент заложен в самом произведении), что помогает тренировать навык.
© kinopoisk.ru
6. Играй
Существует большое количество настольных игр (в том числе для взрослых), создающих возможность поставить себя на место других людей и выстроить с ними отношения. Одна из них — «Имаджинариум».
Результат: такие игры тренируют умение лучше понимать собеседника и предсказывать ход мыслей разных людей.
7. Карты эмоций
Найдите в интернете и скопируйте перечень эмоций, состоящий более чем из 30 пунктов, напротив каждой напишите те ситуации из своей жизни, в которых вы ее испытывали.
Результат: карта эмоций будет подсказывать различия между эмоциями и то, в какие моменты вы их ощущаете. Сопоставляя эту карту с реакциями других людей, сможете более точно понимать и отражать их чувства. Ведь чтобы научиться сочувствовать кому-то, надо разобраться в своих ощущениях.
8. Я на месте другого
Детские психологи проводят такой эксперимент: в противоположном углу комнаты усаживают куклу, а ребенка просят представить и рассказать, что она видит. Вы можете использовать тот же прием: в ситуации, когда хотите проявить эмпатию, попробуйте стать на место другого человека, спросите у себя: «Если бы со мной произошло то же самое и я испытывал бы такие эмоции, какую поддержку я бы хотел получить? Что бы мне хотелось услышать? Как бы я себя чувствовал в такой ситуации?»
Результат: способность увидеть мир с позиции другого.
Упражнения помогут развить один из самых полезных навыков, необходимых в повседневной жизни: он позволяет считывать эмоциональное состояние другого человека, осознавать, что им движет, чтобы успешно вести переговоры, выстраивать отношения в коллективе, создавать гармоничные отношения в семье.
Спокойствие, только спокойствие: как поддержать себя во время пандемии
Разумная эмпатия — FG Consulting
Во всем нужна мера. Недавние исследования доказывают, что без эмпатии успеха не добьешься. Она, как волшебные очки, благодаря которым открывается незримый слой реальности, сильно отличающийся от видимого. Но даже сопереживание способно негативно отражаться на карьере и успехе компании.
Во-первых, эмпатия расходует в 2 раза больше физических и эмоциональных ресурсов. Для мозга человека сопереживание – сложная когнитивная задача. Ежесекундно организм отслеживает собственные состояния и реакции, а при сопереживании он делает это за двоих. Одновременно мы воспринимаем, анализируем, интерпретируем и удерживаем в голове множество информации, вычленяя из нее актуальную.
Наиболее подвержены выгоранию люди, чьи профессии относятся к категории «человек-человек», особенно представители медицинской и социальной сфер. Они попадают в группу риска из-за специфики работы, основанной на эмпатии.
Постоянное сочувствие, склонность жертвовать своими потребностями ради чужих, тревога и эмоциональные потрясения, — вот список причин «текучки» медицинских кадров. Кстати, физическая нагрузка, сверхурочная работа и низкая зарплата занимают не первые позиции.
В эту группу риска входят медсестры, представители благотворительных фондов, работающие с лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, детьми и животными. Работа постепенно превращается в самопожертвование и становится невыносима.
Что касается менеджеров, то они, конечно не входят в группу риска, но эмпатия подразумевает успешность в любой сфере деятельности. Она закладывает вектор в мотивации сотрудников, в отношения с клиентами. Зная, чем живут люди, какие цели преследуют, какие смыслы вкладывают в деятельность и поступки, менеджер может взаимовыгодно управлять ими. А значит, каждый управленец, стремящийся к совершенству, будет прокачивать навык «сопереживания», рискуя эмоционально выгореть.
Стоит помнить, что топливо для эмпатии — внутренние ресурсы человека.
Во-вторых, эмпатия – коварный процесс. Мало того, что она выматывает, она еще конечна, так как исчерпывает саму себя.
Если появилась крепкая эмоциональная связь, значит где-то ее стало меньше. Например, чем больше человек включается в проблемы и тревоги клиентов и сотрудников, тем тяжелее воспринимает домашние дела в нерабочее время.
Эмпатия опустошает, поэтому после эмпатично-насыщенного дня на работе мы чувствуем себя «за забором» чужих забот, и нам ни до чего больше.
Или образуется эффект перекоса, когда человек испытывает эмпатию к ближайшему кругу своих, утрачивая способность сопереживать «чужим»: чем больше вкладываемся в отношения со «своими», тем меньше возникает желание общаться с остальными. Эмпатия не безгранична.
Иногда эффект перекоса принимает крайнюю форму – агрессию по отношению к «чужим». Например, когда сочувствие к обиженному коллеге провоцирует общую агрессию отдела по отношению к сотрудникам из других подразделений, нежелание тратить душевные ресурсы на объективный просмотр ситуации и, как следствие, отказ от сотрудничества.
В-третьих, чрезмерная эмпатия искажает реальность. Отвергая «чужих» в пользу «своих», человек награждает последних высокой лояльностью, принимая со временем интересы и суждения другого человека за собственные. Так теряется объективность, что иногда приводит к негативным последствиям, ошибкам и потерям.
Например, многие исследования говорят о том, что мошенничество чаще происходит для других, а не для себя. Но для того, кто совершает, оно называется альтруизмом.
Это явление связано с тем, что принадлежность к сообществу заставляет нас мириться с нарушениями и несовершенством, не чувствовать за них личную ответственность, потому что она «распределяется» на всех участников и ни на кого одновременно.
Эмпатия к определенному кругу людей иногда идет вразрез справедливости.
Как найти баланс, если не сопереживать невозможно, а чрезмерное сочувствие приводит к ограничению возможностей?
- Выберите вектор эмпатии и задайте его сотрудникам. В этом помогут корпоративные ценности и принципы. Они регламентируют большинство спорных ситуаций, исключая вхождение в положение всех и вся. Для исключительных ситуаций всегда будет запас сэкономленных ресурсов.
- Эмпатия не равна самопожертвованию. Она предполагает взаимную выгоду, где перекос ведет к манипуляции. Повышение или снижение «порога» эмпатии зависит от психологического настроя. Если не идти на поводу у собственных эмоций и домыслов, а задавать прямые вопросы, то взаимная выгода найдется.
- Как уже было описано выше, эмпатия – тяжелая работа с большой потерей внутренних ресурсов, которые необходимо восстанавливать. Самый верный способ наполниться силами – заняться тем, что нравится, приносит заряд и удовольствие. Отдыхайте сами и не забывайте давать такую возможность сотрудникам. Например, введите правило отключать электронную почту отпускников, чтобы ничто не мешало им восстанавливаться.
Использовать эмпатию в меру – не домысливать за человека, а поговорить с ним о его чувствах и проблемах. Ведь даже завязав глаза, вы все равно не сможете до конца понять, как чувствуют себя люди, потерявшие зрение. Даже надев костюм беременной, человек неверно оценивает ситуацию и трудности, сопровождающие ее. Только ответы на вопросы помогут развеять домыслы и сформировать объективное сопереживание с последующими шагами.
Собирайте информацию, проявляйте эмпатию разумно и с пользой.
Материал подготовила: Алевтина Попокова
Ваши комментарии
Назад в блог5 советов как подготовить командный проект на Behance / Все о дизайне / Pollskill
Каким бы отчаянным фрилансером вы ни были, настоящий прогресс в работе появляется только тогда, когда происходит обмен опытом с другими профессионалами. В одиночку этого не достичь, приходится выпочковываться из кокона, социализироваться и общаться.
Недавно я начала прощупывать почву дизайнерской коммуникации, и уже могу поделиться своими первыми впечатлениями.
Предыстории ради: в пассивном и депрессивном дизайне я уже достаточно долго, а вот в прогрессивную стадию вошла не так давно. И основным толчком к этому стало попадание в коммьюнити и совместное участие в проектах с другими дизайнерами.
Про один из таких проектов я сейчас и расскажу.
> Совет 1 | Люди
Неважно сколько вас в проекте: 3, 6 или 10. Важно, насколько этично и эмпатично вы относитесь друг к другу. В командной работе должно учитываться мнение каждого из участников, особенно если дизайнеры желают участвовать в процессе сборки кейса. Важно понимать, что всегда будут те, кто за; те, кто против и те, кому всё равно как инициатор готовит кейс.
Как делала я: в последнем логофолио я предложила концепцию цветовой схемы (вместе ее утвердили) и взяла на себя процесс оформления, предварительно согласовав это с участниками коллаборации.
> Совет 2 | Project Manager
Здесь можно провести аналогию с агентством: всегда должно быть ответственное лицо, принимающее решения. Быть инициатором непросто, но это хорошо прокачивает организационные навыки. Возьмите на себя ответственность собрать проект, пригласите в помощь 1-2 дизайнеров из команды и вперед.
Как делала я: с цветом определились еще на берегу, а вот с модными штучками типа титров — уже в процессе. Для этого я привлекла в помощь Дашу и Ксюшу из моей команды. Мы рассмотрели референсы и сделали наш проект живее за счет анимации.
> Совет 3 | Описание
Вводный текст, особенно в командной работе — всегда важен. За каждым проектом стоит своя история, которую важно рассказать смотрящему. В идеале — на двух языках. Вас много, расскажите, что сподвигло вас собраться вместе именно в этом проекте?
Как делала я: мы написали о нашем проекте на русском языке, перевели его на сказочный английский и поставили в начало проекта. Теперь это не просто логофолио ради ленты (за что многие осуждают коллаборации), а целая ситуация с историей. Правда, текст оставили только на английском.
> Совет 4 | Идея
Вообще-то, этот пункт надо было поставить в самое начало. Но сами понимаете, какой проект без идеи? Невозможно вовлечь в проект 10+ человек без привлекательной задумки. Для многих это репутационный вопрос.
Как делала я: у нас был один нейминг, который каждый из нас рассмотрел исходя из своего опыта и взгляда. Получилось 16 логотипов от разных людей в одной сфере. Почему это интересно? Потому что альтернативный взгляд на вещи всегда делает их особенно привлекательными. Особенно 16 альтернативных взглядов.
> Совет 5 | Посмотреть как сделали другие
Проведите исследование, обратите внимание как решали похожую задачу другие дизайнеры. Копируйте приемы, переоформляйте и делайте их редизайн под свои нужды, если не удается придумать инновацию. Отнеситесь внимательно к обложке: это «лицо» проекта. На «лице» должно быть указано что это коллаборация. Отнеситесь внимательно к наполнению проекта: нельзя опубликовать 10 ноунеймовых картинок подряд. У них есть авторы.
Как делала я: попросила всех дизайнеров через удобный для меня инструмент прислать всю информацию в том виде, в котором она будет завёрстываться на макете. Например, имя, ссылки на соцсети и адрес на Behance — всё это должно быть оформлено в нашем проекте латиницей в определенной последовательности. Таким образом я упростила себе задачу по микро-менеджменту за счет четко поставленной просьбы к участникам проекта.
Вывод
Собрать проект — несложно. Сложно придумать структуру и найти тех, кто действительно горит и готов втянуться в совместную работу. Находите новых знакомых в профессии, не стесняйтесь задавать вопросы и рассказывать о себе. Среди всех разов, когда я вовлекалась в общение, меня на старте приветствия “обругали” только один раз – и это скорее дурацкое исключение, чем правило.
В 9 случаях из 10 диалог получится.
Ниже немного картинок из того самого кейса:
Как Интернет вещей меняет офисы: новая штаб-квартира компании Tieto в Хельсинки
Как Интернет вещей меняет офисы: новая штаб-квартира компании Tieto в Хельсинки
Новая штаб-квартира ИТ-компании Tieto в пригороде Хельсинки — это шесть тысяч датчиков, отслеживающих качество воздуха, температуру и уровень шума, веб-приложение, которое помогает найти коллег в здании, и всего 700 рабочих мест на 1200 сотрудников. Административный Директор Tieto Russia Сергей Иваненко рассказывает, как IoT-технологии меняют рабочую среду и как «эмпатичные офисы» приходят на смену «умным».
Что такое «умный офис»? Это, прежде всего, автоматизированная система управления зданием и электронные сервисы, которые упрощают бизнес-процессы и помогают снизить затраты. Но арендовать здание с «умным» климат-контролем или внедрить систему бронирования переговорок уже недостаточно. Фокус смещается от управления зданием к человеку. Офис будущего — это уже не стены, пол и набор мебели; это скорее живой организм, эмпатично реагирующий на потребности пользователей.
Когда переезд Tieto только планировался, мы провели более 150 сессий, чтобы выяснить, как на самом деле работают наши сотрудники и что им нужно, чтобы быть более продуктивными. В результате мы разработали модель activity-based офиса, где можно выбирать место для работы в зависимости от задач либо личных предпочтений.
В новом офисе Tieto у сотрудников нет личных столов. Все пространство 6-этажного здания разделено на отдельные зоны: для встреч, командной работы, отдыха или сфокусированной работы. Веб-приложение в режиме реального времени отображает на карте здания перемещения сотрудников и статус рабочих зон. Каждый может выбрать подходящее место — по температуре, уровню шума или типу активности — и забронировать его. А уходя, оставить стол пустым и готовым к следующему пользователю.
Такое офисное пространство помогает людям встречаться намного чаще, чем в традиционном офисе. Биографы Стива Джобса рассказывают, сколько времени тот уделял разработке офиса Pixar и в особенности проектированию таких зон, где люди бы постоянно встречались, знакомились и могли обмениваться идеями. Креативность — это результат совместной работы.
Мы хотим преодолеть разрыв между «как дизайнер проектирует рабочую среду» и «как человек ее на самом деле использует». Как бы тщательно дизайнер ни разрабатывал «путь пользователя», в реальном мире люди быстро вырабатывают способы «срезать путь через газон». Для этого в офисе Tieto собирается огромное количество информации — датчики, брелоки сотрудников с геолокацией и обратная связь от пользователей. Самые точные датчики — это, конечно, люди. Мы просим оценить, насколько они довольны рабочей зоной и ее оборудованием, а сами сотрудники могут с помощью приложения отправить запрос к сервисной службе либо сообщить о проблеме. Эту «живую» обратную связь мы дополняем данными от датчиков для оценки уровня загрузки помещений, стандартных маршрутов пользователей и других паттернов использования. В будущем мы планируем использовать биометрические данные с носимых устройств (wearables): например, отслеживать пульс либо уровень стресса.
Как сбор и аналитика данных могут сделать рабочий день сотрудника лучше? Прежде всего, сообщая актуальную информацию в нужный момент. Например, о загрузке дорог до офиса; сколько сотрудников планирует приехать в здание в этот день; или какое рабочее место выбрать, учитывая предпочитаемую температуру и требования к влажности воздуха. Наша система способна рассчитать время входа сотрудника в кабинет и автоматически включить отопление и систему кондиционирования. В зонах для сосредоточенной работы датчики могут отслеживать уровень шума и легким звуковым сигналом напоминать сотрудникам о ее назначении. Объединив данные датчиков, носимых устройств и рабочий календарь, мы можем построить оптимальный «путь» сотрудника через рабочий день.
Время, когда мы создавали пространство для «усредненного» работника, закончилось. Теперь мы создаем индивидуальную среду для каждого пользователя и место, где хочется быть.
Эмпатия мало зависит от генов
Эмпатичность женщин и «бесчувственность» мужчин лишь на 11% можно объяснить отличиями в мужской и женской ДНК.
Эмпатией называют способность понимать чувства другого и сопереживать ему. Благодаря ей мы не просто понимаем умом, почему человеку грустно – нам самим тоже становится грустно. Кроме того, эмпатия просто помогает нам общаться: мы знаем, как нужно отреагировать на чьи-то слова и эмоции, чтобы не обескуражить собеседника (если мы, конечно, хотим иметь с ним дело).
Но эмпатия проявляется по-разному, и один человек может быть сверхэмпатичен, а про другого говорят, что он черств душой и вообще не понимает других людей. Чаще всего про отличия в эмпатии вспоминают, когда речь идет о психологических различиях между мужчинами и женщинами: мужчины считаются менее способными к пониманию чужих чувств и умонастроений.
Исследователи из Кембриджа вместе с коллегами из Института Пастера, Орхусского университета и биотехнологической компанией 23andMe решили воспользоваться женско-мужскими отличиями в эмпатии, чтобы узнать, нет ли тут генетической подоплеки. Свойства нашей психики в той или иной мере зависят от генов, контролирующих работу нейронов мозга, и можно было бы ожидать, что и межполовая разница в эмпатии обусловлена генетическими различиями между женщинами и мужчинами.
Компания 23andMe занимается генетическим анализом для всех желающих, ища в их ДНК единичные замены нуклеотидов. Как известно, ДНК сложена из четырех нуклеотидов – генетических букв, которые, чередуясь, кодируют всю наследственную информацию. Нередко случается так, что одна буква из-за ошибки копирования ДНК или по каким-то иным причинам заменяется на другую. В таких случаях говорят, что произошла однонуклеотидная замена.
Ген, в котором произошла замена, может начать работать хуже, может начать работать лучше, а может вообще ничего не почувствовать; так или иначе, такие замены – одна из самых распространенных генетических модификаций, и поэтому, когда ищут генетические причины каких-то болезней или просто особенностей анатомии, физиологии, психики и пр., то в первую очередь ищут среди однонуклеотидных замен.
В исследовании участвовали около 47 тыс. человек, которые прошли психологический тест для измерения эмпатии и у которых 23andMe проанализировала ДНК. Психологический опросник показал, что у женщин эмпатия выражена гораздо сильнее: из максимума в 80 баллов, которые можно было набрать в тесте, женщины набирали в среднем 50, мужчины – 40. Однако генетических причин для эмпатических различий найти не удалось. В общей сложности авторы работы перебрали около 10 млн однонуклеотидных замен, и среди почти не было таких, которые бы явно соответствовали высокой или низкой эмпатии.
Впрочем, какое-то соответствие между генетикой и эмпатией было, однако, как говорится в статье в Translational Psychiatry, генетические факторы могут объяснить только 11% тех различий в способности к сопереживанию, которые есть между мужчиной и женщиной. Иными словами, если вы женщина, и вас не понимает мужчина, то глубина его непонимания лишь на 11% объясняется отличиями вашей ДНК от его ДНК.
Портал LiveScience упоминает про другое исследование, в котором разницу в эмпатии анализировали среди однояйцевых близнецов, и тогда генетический «счет» был повыше – на гены приходилось 30% эмпатических способностей. Что до новой работы, то, возможно, все дело в том, что здесь учитывали только однонуклеотидные замены, хотя свой вклад могут вносить и другие разновидности модификаций в ДНК, пусть и менее распространенные. Можно вспомнить и про эпигенетические механизмы, которые надолго перепрограммируют ген на большую или меньшую активность, не меняя сам генетический текст.
Наконец, различия в эмпатии могут объясняться вообще внегенетическими факторами. Скажем, женщины ведь традиционно считаются более эмпатичными, и если все вокруг от тебя ждут эмоциональной чуткости, ты ей рано или поздно научишься. Иными словами, все может быть наоборот: женщины не потому лучше чувствуют других, что предрасположены к этому от природы, а их психика учится большей эмпатии, потому что этого от них ждут.
Я живой тренажер с тонкими настройками. Интервью с симулированным пациентом Юлией Кауль
Навыки — это коробка с инструментами. Например, что делать, если пациент плачет или злится? Врачу нужно проявить эмпатию, и для этого есть специальная техника: внимательное слушание, пауза, зрительный контакт. Как прервать слишком разговорчивого пациента, который подробно рассказывает об истории своей матери? Нужно обратиться к нему по имени – на такое прерывание люди обычно не обижаются – и обобщить: «Елена Петровна, давайте я проверю, правильно ли я понял — когда ваша мама оказалась в эвакуации, она застудила ноги, и теперь вам кажется, что это может иметь отношение к вашему артрозу?» Это работает: пациента не затыкают, а двигают в сложном маршруте повествования, он чувствует, что услышан.
Мы основываемся на том, что взаимоотношения врача и пациента должны носить партнерский характер, что врач учитывает взгляд пациента на болезнь, заинтересован в том, чтобы выявить истинную причину обращения и то, как болезнь сказывается на жизни человека.
Зачем это врачу? Дело в том, что пациент всегда находится в слабой позиции. Ему трудно прервать врача и сказать: помедленнее, пожалуйста, я не успеваю. Он может что-то рассказать, только если врач его слушает и дает высказаться. Врачи часто считают человеческий рассказ о болезни неважным или даже мешающим. Например, пациент считает, что он заболел, потому что его сглазили. Врача это предположение может даже раздражать, но человек с этим живет. У него может быть аллергия, но если пройти мимо его страха и не отреагировать, то пользы от консультации не будет — пациент не будет лечиться от аллергии. Навыки эффективной коммуникации позволяют выявлять «айсы» и впрямую влияют на клинические результаты.
Айс (англ. ICE — аббревиатура от Ideas, Concerns, Expectations) — мысли, тревоги, ожидания пациента. Айсы играют большую роль на этапе сбора информации, потому что потом, на этапе разъяснения и планирования, врач точечно и точно ответит на айсы пациента. Это экономит время и позволяет структурировать прием.
Кроме айсов еще есть сигналы. Это то, о чем пациент не рассказывает прямо, но сигнализирует, что есть дополнительные обстоятельства. Например, на одном нашем занятии ординатор, работающий в реанимации, рассказывает: «После аварии привезли девушку. Я пытаюсь с ней заговорить, а она отвечает одно — уйдите, я не буду с вами говорить. Я не понимаю, что делать». При этом он очень эмпатично настроен, что большая редкость для реаниматологов. Я придумываю, что могло бы объяснить поведение пациентки, ее обстоятельства, и мы разыгрываем это с доктором. Я ему говорю — «Я не хочу с вами говорить. А кто вас вообще прислал?» Я это повторяю несколько раз. Когда врач обращает внимание на вопрос «Кто вас прислал?», вскрываются обстоятельства: девушка считает себя виноватой в аварии, и у нее просрочены права. Она ждет, что ее передадут полиции. Врач понимает причины ее поведения, говорит, что не имеет никакого отношения к полиции, она его интересует только как пациентка. Да, в реальной ситуации причина могла быть другой, но в тренинге врач учится распознавать причину неясного поведения.
Передо мной как перед симулированным пациентом стоят две задачи: во-первых, я придумываю историю пациента, обстоятельства его жизни, чтобы реалистично его сыграть, учитывая задачи, которые хочет проработать врач. Если он говорит, что боится разговорчивых, я должна стать разговорчивой. Во-вторых, я прислушиваюсь к своим реакциям, чтобы потом дать врачу обратную связь. Для врача я — живой тренажер с тонкими настройками. Интересно, что профессиональным актерам работа симулированным пациентом обычно дается сложно. Это объясняется тем, что роль пациента не самоценна сама по себе, она направлена строго на запрос врача.
Один из самых частых запросов врачей — как сообщать плохие новости. Этому нигде не учат, и эти разговоры травмируют и пациентов, и врачей. Например, нужно сообщить пациенту о том, что химиотерапия последней линии оказалась неэффективной, лечение закончено и пациент приобретает статус паллиативного больного. Как об этом сообщить? Врачи боятся ярких эмоций пациентов — криков, истерик, обвинений. Многие чувствуют вину, что не справились, не смогли побороть болезнь. Врачи думают, что им нужно сразу предложить какое-то практическое решение. «Не волнуйтесь, мы сможем что-нибудь придумать». Но людям нужно не это. Есть исследования, которые показывают, что в этот момент людям больше всего не хватает паузы, которую врач не нарушал бы. Психике нужно время на то, чтобы адаптироваться к этой новости. Эти паузы очень дискомфортны для врачей. Кажущееся бездействие трудно выносимо. Кажется, что человек перед тобой плачет, а ты просто сидишь. Но пациенту это правда очень нужно. Когда он будет готов выйти из паузы, он поднимет глаза или спросит что-нибудь, он сам даст знак, что теперь можно обсудить детали.
Врачей учили — не вовлекайся эмоционально, иначе быстро выгоришь. Но сочувствовать-то врачи не перестают, просто не показывают этого. А на самом деле недавние исследования говорят о том, что врачи, показывающие сочувствие и выражающие его вербально, дольше остаются в профессии.
Основные проблемы внедрения исторического и современного опыта театральной педагогики в систему профессиональной подготовки учителя
В современных условиях все более полно проявляет себя необходимость совершенствования педагогического образования, соизмерения его организации, методики и содержания требованиям меняющегося общества, его культурной среды и социально-психологической специфики обучающихся и воспитанников. В психолого-педагогической литературе снова и снова ставится вопрос о разработке новых подходов к обучению, об использовании психологически адаптированного инструментария педагогического процесса в работе с разными возрастными категориями учеников [1, 4] .И если в наши дни личностно ориентированное обучение как общий методологический подход уже является хорошо известным основанием обучения и воспитания, то его частные методические конкретизации во многом остаются еще недостаточно разработанными, притом что идеи об их применении в образовании имеют уже достаточно глубокую историю.
Современной школе нужен учитель, не только обладающий базовыми профессиональными компетенциями, но и личностно включенный в учительский труд, обладающий высокой адаптивностью к поведению конкретных детей, способный к выбору тех средств педагогического воздействия, которые наиболее тесно, «эмпатично» воспринимаются детьми. Это предполагает наличие развитого воображения и артистизма, эмоциональной реакции, умения управлять аудиторией учащихся.
Речь, в первую очередь, идет о внедрении опыта театральной педагогики в систему профессиональной подготовки учителя. В наши дни, когда общество отвечает глобальным тенденциям рационализации и алгоритмизации социальных процессов, формированием специализированных субкультур, провозглашающих отказ от рациональности и следование сугубо реактивному поведению, основанному на эмоциональных порывах (движение эмо), возрастает понимание того факта, что одно лишь научение знаниям простым путем их последовательной передачи уже не может удовлетворить современное состояние общественной ментальности и морали. Более глубокое проникновение в структуру психики обучающихся, формирование эмоционально-эмпатических мотиваторов педагогического процесса и облечение их в форму профессиональных компетенций учительства – всѐ это может стать основой дальнейшего совершенствования педагогического образования, и предтечи такого понимания вопроса есть.
В основе включения приемов театральной педагогики в профессиональную подготовку учителя лежит, несомненно, антропологический подход, основы которого были сформированы еще К. Д. Ушинским. Однако в том виде, в каком антропологические представления в педагогике были намечены великим русским педагогом, театрализация или драматизация педагогического процесса не была условием эффективности. Другое дело – природосообразность, следование возрастной и психологической специфике ребенка, использование игровых методов в обучении и воспитании. Эти более привычные, нежесткие формы театрализации провозглашались такими видными последователями К.Д. Ушинского, как М. И. Демков, П. Ф. Каптерев, которые последовательно проводили идею о том, что в воспитании и обучении важен адаптированный к специфике обучающихся подход и формальное научение – еще не все, чего должен достигать педагогический процесс, целью которого является формирование гармонично развитого и творческого человека. В частности, М. И. Демков рекомендовал обучать природосообразно, выстраивая процесс обучения интересно, ясно, постепенно, на высокой энергетике, способной завлечь учащихся [2].
Другой выдающийся педагог начала ХХ века, С. Т. Шацкий, гуманист, блистательный экспериментатор и яркий творческий деятель, также считал игровые методы с элементами театральности в преподавании исключительно значимыми. В организованном на базе новых, гуманистических принципов С. Т. Шацким и А. У. Зеленко детском клубе «Сетлемент» нашли значительный отзвук идеи Дж. Дьюи о школе как социальном центре, об организации жизнедеятельности детей на основе принципов кооперации, активности и познавательной игры. Создавая «Сетлемент» в Марьиной Роще, С. Т. Шацкий опирался на впечатления А. У. Зеленко от посещения университетского сетлемента в Нью-Йорке и опыт Дж. Аддамс в рамках Халл-Хауса в Чикаго, попечителем и участником всех дел которого был сам Дж. Дьюи [16].
Ярким примером развития идей театральной педагогики в организации педагогического процесса стала уникальная практика детских учреждений, руководимых С. Т. Шацким и его талантливыми педагогами-единомышленниками в 1920-е годы. Особо подчеркивая целостность и единство педагогического процесса, в котором нет искусственного разделения на урочное и внеурочное время, С. Т. Шацкий утверждал, что труд, искусство и игра должны занимать в нем достойное место, являясь важнейшими видами преобразования окружающей среды. Он считал, что дело преподавания есть искусство и, если со стороны ученика возникают затруднения понимания, – это недостаток преподавания, а не учения. Одним из требований, выдвинутых С. Т. Шацким к подготовке учителя, являлась творческая разносторонность педагога, благодаря которой, по мысли педагога, строится «живой педагогический процесс». Сам С. Т. Шацкий в этом смысле являл собой достойный пример для подражания: он прекрасно пел, владел искусством режиссуры, писал стихи, сочинял музыку, что в целом способствовало его беспрепятственному сближению с детьми и высокому авторитету в ученическом коллективе.
Современник С. Т. Шацкого и не менее выдающийся педагог М. М. Рубинштейн отмечал, что разносторонне развитый и творчески подходящий к своей работе учитель олицетворяет педагога-личность, педагога-художника [14]. Эти идеи – идеи профессиональной подготовки педагога-художника, педагога-артиста – не были забыты и после революции 1917-го года, хотя система педагогического образования в те годы претерпевала значительные и нередко болезненные трансформации. Специалисты-педологи, изучавшие особенности поведения и восприятия детей, активно внедряли в педагогическую практику всевозможные развивающие игры, театрально-развлекательные мероприятия с участием детей, да и система Главполитпросвета часто использовала театрализацию в культурно-просветительских целях – в частности, в приобщении взрослого населения к внешкольному образованию. Умение зрелищно, артистично преподносить школьникам материал стало повсеместно входить в программы повышения квалификации учителей. Так, в одной из наиболее распространенных форм повышения квалификации – краткосрочных курсах при педагогических техникумах – навыки театральной педагогики входили в обязательную часть программы. В частности, в программу, разработанную в 1924-м году работниками Карсунского педагогического техникума в сотрудничестве с Карсунским УОНО и УПРОС, входили следующие спецсеминары:
— Игры и драматизация – 2 ч.
— Игры и рисование – 4 ч.
— Живая и стенная газета – 2ч. + 6 ч. (теория и практика)
— Агит-суд – 2ч. + 12 ч. (теория и практика)
— Спектакль – 2 ч.
Итого – 12 часов теории и 18 часов практики [9].
В общих программах педагогических техникумов в 1920-х годах делался упор на методику преподавания. При этом был введен принцип деления учебного плана по трем направлениям: общественно-политическое, педагогико-методическое и практикоориентированное, причем особое внимание уделялось последней части. Кроме обычной практики по своей педагогической специальности, каждый студент техникума вовлекался в работу с населением. Если педагогическая школа должна была стать культурно-просветительным центром района, то каждая начальная школа неминуемо становилась участником этого процесса. Будущий учитель уже на третьем-четвертом курсах техникума овладевал навыками проведения различных мероприятий политико-просветительского характера среди населения (ликвидация неграмотности, борьба с беспризорностью, участие в юношеском движении, работа в детских клубах и библиотеках и т. п.) с элементами театрализации [7].
Достижение определенных результатов в борьбе с безграмотностью показало основную цель внедрения подобных методов – замену логоцентрического изложения материала при работе с неподготовленной аудиторией. Переход в 1930-е годы к «школе знаний» значительно снизил роль данной системы педагогических средств. Другими словами, принципы и методы театральной педагогики не получили должной оценки, долго оставаясь невостребованным инструментом повышения эффективности педагогических техник.
Исключительно высоко методы и приемы театрализации в работе учителя ставил А. С. Макаренко, считая, что личность учителя должна быть прекрасной во всех отношениях и умение соответствовать запросам учеников – главный критерий совершенства профессиональных и личностных качеств [11].
Весь опыт и произведения А. С. Макаренко, по сути, раскрывают технологию педагогического мастерства, основы которой, по убеждению педагога, должны формироваться в педагогических вузах. По-прежнему актуальными являются его мысли о том, что в профессиональной подготовке педагога особое внимание должно уделяться обучению педагогической технике как одному из определяющих факторов профессионализма. Макаренко считал, что «таким «пустякам», как стоять, как улыбнуться, как повысить голос, какое необходимое выражение придать своему лицу, необходимо учить, поскольку в этом и заключается мастерство педагога» [11, с. 234]. «Я убежден, – писал Макаренко, – что в будущем в вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом. Через это воспитанник видит перед собой такой же организм, но не играющий, а воспитывающий» [11, с. 179]. Особое значение он придавал выразительности речи, считая, что сила влияния слова определяется не столько тем, что говорит педагог, сколько тем, как он говорит. Вспоминая собственный опыт овладения техникой речи, развития дыхания, голоса, Макаренко отмечал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15–20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса» [там же]. В современной практике профессиональной подготовки учителя эти мысли Макаренко все еще не нашли должного воплощения.
Вопреки распространенному мнению о том, что педагогическое мастерство есть природный дар, Макаренко считал, что мастерство – это результат кропотливого труда и преданности делу, которому ты служишь. «Мастерство – это то, чего можно добиться, подчеркивал он, – … и всякий учитель, который проработал более или менее длительно, мастер, если он не лентяй. И каждый из вас, молодых педагогов, будет обязательно мастером, если не бросит нашего дела, а насколько он овладеет мастерством, – зависит от собственного напора» [11, с. 234–235]. Именно поэтому мерой профессионального мастерства нужно считать не талант, а «мастерство, основанное на умении и квалификации… Ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела» [там же, с. 456].
Вместе с тем такая трактовка Макаренко профессионализма воспитателя отнюдь не означала неукоснительное следование предписаниям соцвосовских работников. Напротив, он всегда отстаивал право педагога на творчество, считая, что учитель, лишенный самостоятельного выбора и подвергаемый мелочной проверке, «ничего, кроме вреда, не принесет воспитаннику» .
Педагогическая деятельность требует высоких коммуникативных умений и навыков работы с эмоциональной составляющей личности учеников. Заслугой А. С. Макаренко является выявление значимости эмоционально-коммуникативного характера педагогической деятельности, определяемой как непрерывное творчество. А. С. Макаренко, рассматривая проблемы педагогического образования, видел в качестве идеала учителя человека, «способного подходить к человеку с оптимистической гипотезой, умеющего владеть своим настроением, мимикой, голосом, быть эмоционально заразительным», так как особенно важно не рассчитывать на случайное распределение талантов, а работать с каждым.
Таким образом, отечественной педагогикой и практикой в 20-е годы прошлого века был актуализирован вопрос о необходимости использования театральных методов в педагогическом образовании, активное изучение которого наметилось в 70–90-е годы как отечественной, так и зарубежной педагогикой. Так, известнейший советский психолог-бихевиорист Д. И. Узнадзе рассматривал театрально-игровое начало как поведенчески соразмерное определенным возрастным группам в качестве обучающего и воспитательного средства [15]. Исключительно близка данному методическому профилю система активного обучения, разработанная А. А. Вербицким. В ней элемент театрализации присутствует, хотя и не занимает главенствующее место. Проблемой театрализации в педагогике, использования различных игр в процессе обучения занималась Н. Г. Ксенофонтова. Она немало способствовала внедрению в педагогическую практику ситуационно-ролевых игр и иных компонентов системы К. С. Станиславского [9].
Проблему внедрения системы К. С. Станиславского в педагогический процесс рассматривает А. Б. Вэскер, которая считает данную систему ведущей по эффективности педагогической театрализации. Рассматривая педагогические возможности данной системы, А. Б. Вэскер утверждает, что именно эмоциональная эффективность делает систему К. С. Станиславского фактором оптимизации педагогического взаимодействия. В частности, она отмечает: «…проблема эмоциональной насыщенности учебного процесса, обусловленная эмоционально-творческими способностями преподавателя, а также связанная с этим проблема трансформации ситуативного переживания положительных эмоций, вызванных у учащихся, в устойчивое положительное отношение к процессу обучения чрезвычайно важны и принадлежат к числу малоизученных в педагогике школы. Эмоциональный фактор – одно из необходимых слагаемых эффективности педагогической деятельности. Естественно, что речь идѐт о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию..» [1].
Особое значение театрализации и игровым методам в педагогике придает Н. Г. Куприна. В своей концепции эколого-эстетического подхода в педагогике она рассматривает театрально-игровые компетенции как ведущие в профессиональной подготовке учителя-воспитателя, ориентированного на работу с детьми младшего возраста, и доказывает, что современная педагогика далеко еще не выработала эффективных способов формирования этих важнейших педагогических свойств. По мнению Н. Г. Куприной «…включение детей в художественную деятельность как в действительно игровой и творческий процесс, направленный на решение воспитательных задач по гармонизации взаимоотношений личности с окружающим миром, еще не осмыслено и не раскрыто…» [10]. В целом многочисленные исследования по данной проблеме объединяет единство подходов к применению театрально-игровой деятельности в профессиональном педагогическом образовании.
Свидетельством тесного взаимодействия педагогики и театрального искусства в последние десятилетия становится разработка новых междисциплинарных направлений на стыке театральной и общей педагогик: «школьная театральная педагогика», «актѐрско-режиссѐрская педагогика», проникновение таких театральных терминов в понятийный аппарат педагогической науки, как «режиссура урока»», «артистизм учителя», «урок-спектакль», «педагогическая импровизация», «драматургия педагогического действия» и др.
Однако, несмотря на внимание к области применения театральных форм и методов в отечественном педагогическом образовании, в целом их проблематика сужается: чаще они применяются по соотношению к деятельности учителя в какой-то конкретной области знания или для развития отдельных умений или качеств личности (например, толерантности). Тем не менее, не только российский, но и зарубежный опыт убедительно свидетельствует об очевидной эффективности профессионально-педагогической подготовки, которая предполагает обязательное овладение методами театральной педагогики. Так, в англоязычных странах, в Германии в число базисных умений педагога входит умение «играть». В Германии, в частности, повышение квалификации учителя независимо от предметной области включает обязательное освоение методов «драма-педагогики». Кроме того, во многих европейских странах театральные методы активно применяются в повышении квалификации учителей разных областей знания, активно внедряются в систему непрерывного образования, широко применяются в школьном образовании для решения проблем интеркультурного воспитания и социализации.
Сегодня, в период подготовки новых стандартов профессионального педагогического образования, отечественная теория и практика профессионально-педагогической подготовки нуждаются в серьезном осмыслении необходимости внедрения элементов театральной педагогики в содержание педагогического образования как его необходимого системообразующего компонента, тем более что это подтверждается и опытом прошлого, и современной практикой.
Литература
1. Вэскер А. Б. Театральная педагогика для учителя и классного руководителя. Учебное пособие. Москва: МПУ, 2000.
2. Демков М.И. Учебник педагогики. Часть 1. введение в педагогику. Физическое воспитание. Основы психологии и логики. М.: Наследие братьев Салаевых, 1916.
3. Демянко Н. Н. Элементы театрального искусства в общепедагогической подготовке учителя. 20-е годы // Проблемы освоения театральной педагогики в профессиональной подготовке будущего учителя. Полтава, 1991. С. 41–43.
4. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. М, 1998.
5. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
6. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 1993.
7. К новой школе. Доклады, статьи, тезисы и схемы, проработанные на уездных учительских курсах при Карсунском педтехникуме Карсун: Карсунский УОНО и УПРОС, 1924.
8. Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
9. Ксенофонтова К. Г. Элементы театральной педагогики в обучении студентов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л., 1979.
10. Куприна Н. Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка // Начальная школа плюс до и после. 2003. – № 10. С. 46– 53.
11. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. М., 1983–1985.
12. Педагогическое образование. Учебные планы высших педагогических учебных заведений. М.: ЛАВПРОФОБР, 1927.
13. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя. Полтава, 1991.
14. Рубинштейн М. М. Проблема учителя / Под ред. В. А. Сластенина М.,2004.
15. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. М., 1966.
16. Черепанов С. А. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М.,1928.
определение эмпатического по Медицинскому словарю
Этическая оценка и действие, напротив, включают принципы, которые подталкивают к усилению нашей эмпатической реакции на агентов (тем самым очеловечивая их и заменяя этой эмпатически индивидуализированной гуманизацией широкие расчетливые соображения), к уменьшению наказания до базового возмещения (за исключением этического самооценка со стороны агента) и к искреннему прощению. Эти факторы также влияют на то, как консультанты эмпатически реагируют на своих клиентов.«Мы обнаружили, что пациенты с остеоартритом, чьи супруги были более эмпатически отзывчивыми в повседневном общении, с точки зрения их физических функций чувствовали себя лучше, чем пациенты, чьи супруги были менее отзывчивы», — сказала ведущий автор Стефани Дж. У них, возможно, не было легко доступных возможностей получить расширенную помощь. навыки, которые им необходимы, чтобы помочь группам конструктивно исследовать различия, способствовать заинтересованному участию или эмпатически поддерживать людей через напряжение и потерю изменений. Эти навыки состоят в том, что они называют (1) « отзывчивостью » или способностью клиницистов « распознавать, присутствовать, и эмпатически реагировать на потребности клиентов, выраженные явно или неявно во время сеанса психотерапии; (2) «распознавание образов» или расширение способности «реагировать на наиболее важные события и переживания в рамках данного сеанса психотерапии»; и (3) «внимательность», или углубление «моментального осознания и принятия своего опыта» (стр. 385-386).Его межконфессиональный взгляд на милосердие, доброту и заботу друг о друге учит нас обращать внимание, понимать сочувственно, любить со связью, ощущать святость и воплощать новую жизнь. Они подробно описывают, как применять навыки консультирования, помогая отношениям в различных условиях, включая этика и безопасность, установление отношений помощи, эмпатическая работа, сосредоточение внимания на потребностях и проблемах, использование самосознания, рефлексии и обратной связи; консультирование по теориям и профессиональным вопросам, включая этические и правовые основы, различия и разнообразие, ориентированный на пользователя подход, использование теории для повышения самосознания, использование теорий на практике и супервизия; и навыки обучения, такие как мотивация, навыки написания журналов и эссе, экспериментальное обучение, критическое мышление и исследовательские навыки.Он записал отцов в групповую терапию и сочувственно написал об их трудностях (Бр., Сочувственно выслушав, насколько сложна или постоянна проблема, консультант говорит: «Мне интересно, как вам удавалось продолжать» (стр. эмпатической реакции (когнитивный ответ) на реальный опыт эмпатии (аффективный ответ), утверждая, что именно способность испытывать сочувствие лучше всего подготавливает студентов к развитию значимых связей со своими клиентами.Другими словами, если мы проводим время с подавленным или разгневанным человеком, психическое состояние этого человека будет «эмпатически заразным», и мы можем начать чувствовать грусть или раздражение. какие.»определение эмпатии по The Free Dictionary
Даже если бы Сита была оплодотворена похитителем, нашим этическим императивом все равно было бы противодействовать ее изгнанию, делая вывод, что ее свобода была ограничена или не существовала во время ее заключения, эмпатически представляя свои страдания — и, в конечном итоге, своих детей. — во время ссылки.Они также отлично подходят для творческих ответов: учащиеся могут сочувственно писать как персонаж в стихотворении, или преобразовывать стихотворение, или использовать его в качестве стимула для драмы, повествования или оригинального письма. (6) Менеджеры должны уметь сочувственно слушать, слушайте критически и слушайте, чтобы получить информацию. Возникающий идеальный тип делового партнера, особенно в быстро развивающейся индустрии потребительских товаров, — это тот, кто может сочувственно сотрудничать с операционными менеджерами (тип 4). После их замечаний я предполагаю, что устранение статус НП напрямую отражает эмпатию говорящего своему референту, т.е.е., ближайший не-SAP эмпатически превосходит других не-SAP в соответствующем отрезке дискурса. С доступной прозой, диапазоном количества слов, который делает каждое эссе удобным для чтения за один присест, и с темой, столь эмпатически подчеркнутой Судя по заголовкам редакционных глав, чтение отобранных материалов тонизирует. Ответ на этот вопрос, если он подразумевает, что Турция может развернуться с избранного пути, сочувственно отрицательный. Но я бы добавил, что Хауэллс также показывает, как их (и его собственное) представление этой дилеммы как неразрешимой одновременно служит классовым и личным интересам, будь то потому, что оно оправдывает принятие статус-кво американского общества, или потому, что оно дает персонажам определенный вид культурных различий, своего рода «реалистическую» заслугу за то, что они сразу оценили (с сочувствием) к опыту других социальных сетей и к признанию (с сожалением) реальной непримиримости американских структур неравенства.Социальная осведомленность — это способность читать, понимать и сопереживать эмоциям других. «Я ненавижу смотреть на себя на экране», — сочувственно заявляет она, — и Сэм любит дразнить ее, когда они идут на одну из ее премьер. Шектер заключает, что Одна из трагедий Ливана — это «неспособность многих людей преодолеть свою собственную боль (или точку зрения), сочувственно соприкоснуться с болью других или даже услышать этих критиков». Общие опасения, изложенные в этой статье, дают школьным психологам возможность начать точка для выслушивания и сочувствия родителей учащихся с ограниченными возможностями.Эмпатически синонимов, эмпатически антонимов — FreeThesaurus.com
Проще говоря, этика включает в себя оценку возможного или реального вреда или страдания, прежде всего, индивидуально; это включает в себя реакцию на этот вред или страдание, прежде всего, сочувственно. (5) Закон, напротив, предполагает оценку возможного или реального вреда, прежде всего, в социальном плане; он включает в себя реакцию на этот вред, в первую очередь, посредством вычисления вероятности. Запрет на использование нескольких ближайших элементов в предложении может быть установлен способом, очень похожим на обязательное условие (i) перспективного зибуна: i.е., он должен эмпатически превосходить других участников в своей области эмпатии. Когда мы эмпатически сталкиваемся с закрытыми для нас диапазонами ценностей, мы начинаем осознавать нашу собственную неполноценность или неуверенность. Мы ждем, пока наш пациент приведет нас к источнику его или ее конфликтов. Как тиранический Калигула Майкл Шин был сверкающим монстром в возрождении главного героя Донмара в пьесе Камю 1944 года, эмпатически направленной Майклом Грандеджем, так что мы Тоже мог «вкус тьмы».«И дрожащее сердце тьмы можно было смаковать в головокружительно прекрасном« Человеке-подушке »Мартина МакДонаха в постановке Джона Кроули в безупречной национальной премьере, которая (среди многих других достоинств) впервые вернула Джима Бродбента на сцену. Раз в семь лет. Сама Голдин, кажется, сопереживала и, возможно, опосредованно связана с Валери, которая на некоторых фотографиях могла быть суррогатом прежнего Я Голдина. Например, на еженедельных собраниях консультативной группы научные сотрудники изучали свой дискомфорт, задавая вопросы участникам. конкретные вопросы о расе, культуре, поле и классе; они столкнулись со своими собственными скрытыми предубеждениями; и они разыгрывали ролевые игры, используя альтернативные подходы к эмпатическому решению этих проблем.Она с сочувствием увещевает: «Я всего лишь посетила мир, в котором все время живут другие», заявляя, что образованные классы должны знать, что бедняки умны, и любой, кто «думает иначе, должен расширять круг своих друзей». Штат за штатом Эренрайх чистит, обслуживает и даже кормит жителей отделения болезни Альцгеймера без жалоб. (1999) обнаружил, что люди, которые были склонны беспокоиться об отношениях в целом, также были более эмпатически точными и особенно внимательными в ситуациях, которые могли привести к негативным последствиям. информация об отношениях, то есть партнер, сообщающий, что другой человек противоположного пола был привлекательным.Зловещее материнство Уиллы намекает на доступность этого (женского) «Бога», повседневной Она — Черная, материнская, скорбящая, земная и уполномоченная эмпатически удовлетворять потребности Сейчас. Хотя терапевт эмпатически настроен на религиозное мировоззрение клиента, терапевт не поддерживает в явной форме веру клиента и не разделяет свои религиозные взгляды с клиентом. многие консультанты по реабилитации участвуют в деятельности, связанной с консультированием, в которой они должны быть эмпатически доступны для людей и членов семьи, переживших различные хронические заболевания. , травматические и опасные для жизни инвалидности.Однако они были способны разумно реагировать на визуальные образы и эмпатически реагировать на ужасы войны в целом. Персонажи в художественных произведениях вымышлены, но мы часто реагируем на них как сочувственно, так и сочувственно. Мы знаем — исторически, философски, теологически или эмпатически — опасность того, что цель оправдывает средства; подписки на «анализ», лишенный человеческих ценностей, проецирования наших внутренних демонов на «другую сторону» (любой, кто этого не делает, может дополнить своего Карла Маркса некоторым Карлом Юнгом).Сочувственное слушание: определение, примеры и советы
Внимательный и заботливый слушатель может иметь такое же важное значение на рабочем месте, как и в вашей личной жизни. Подтверждение точки зрения других и выражение сострадания — важный способ общения для построения и поддержания прочных рабочих отношений. В этой статье мы дадим определение эмпатическому слушанию, обсудим, почему это важно, и дадим советы и примеры эмпатического слушания в вашей карьере.
Что такое эмпатическое слушание?
Эмпатическое слушание — это практика быть внимательным и отзывчивым на мнения других во время разговора.Сочувствие влечет за собой установление эмоциональной связи с другим человеком и нахождение сходства между его опытом и вашим собственным, чтобы вы могли дать более искренний ответ. Эмпатическое слушание, также называемое активным слушанием или рефлексивным слушанием, требует, чтобы вы внимательно относились к мнению другой стороны. Одно из основных качеств эмпатического слушания — это поддержка и поощрение, а не совет или критика.
Подробнее: Активные навыки слушания: определение и примеры
Качества эмпатического слушателя
Вот некоторые важные качества, которые вам, вероятно, понадобятся для эмпатического слушания:
Присутствие: Больше, чем просто физическое пребывание в одном пространстве с говорящим, присутствие предполагает сосредоточение внимания на разговоре.Чтобы присутствовать, важно свести к минимуму внешние отвлекающие факторы и воздерживаться от планирования своих ответов, пока говорит собеседник.
Сострадание: Главный компонент эмпатического слушателя — отождествление с эмоциональным опытом другого человека. Даже если вы не сталкивались с той же ситуацией, что и говорящий, вы все равно можете попытаться найти сходство. Например, если ваш коллега заявляет, что у него проблемы с приспособлением к возросшей рабочей нагрузке, вы можете определить это, вспомнив время, когда у вас было больше работы по дому.
Мудрость: Если кто-то делится с вами чем-то эмоционально важным, скорее всего, потому, что он доверяет вашему мнению и опыту. Мудрость включает в себя как понимание того, что говорит говорящий, так и изучение обстоятельств проблемы, чтобы лучше понять все вовлеченные факторы. Например, если у одного из ваших коллег конфликт с другим человеком в отделе, вы можете признать стресс одного человека, учитывая при этом, что у другой стороны есть свои проблемы и она, скорее всего, не пытается вести себя оскорбительно.
Отсутствие осуждения: Важной частью эмпатического слушания является воздержание от критики другой стороны, будь то вслух или в свой адрес. Вы можете обнаружить, что не согласны с тем, что сказал говорящий, но считаете, что у них есть свои причины поступать так, как они поступают.
Достоверность: Если вы находитесь в ситуации, когда другой человек говорит с вами об эмоциональных вопросах, очень важно сохранять конфиденциальность того, что он говорит.Однако, если они просят вас поддержать их, выступив посредником в конфликте с другой стороной, вы можете обсудить детали разговора, если он поможет вам достичь цели говорящего.
Терпение: Даже с близкими коллегами и друзьями может быть сложно раскрыть эмоциональные переживания. Оратору может потребоваться некоторое время, чтобы найти слова для того, что он хочет сказать, и почувствовать себя достаточно комфортно, чтобы их выразить. Будьте терпеливы и дайте им время, чтобы они могли свободно говорить.
Отзывчивость: Хотя эмпатическое слушание означает выслушивание собеседника без прерывания вашего ввода, вероятно, будет время, когда говорящий захочет услышать то, что вы думаете. В этих случаях можно уточнить, например, спросив: «Вы бы хотели услышать, что я думаю по этому поводу?» или «Какой обратной связи вы хотите от меня?»
Связано: Черты характера: Определения и примеры
Преимущества эмпатического слушания
Вот некоторые из основных причин практиковать эмпатическое слушание в своей карьере
Построение рабочих отношений: Если вы продемонстрировали, что умеете слушать с сочувствием, другие могут быть более склонны поделиться с вами своим опытом.Это может помочь укрепить доверие и более позитивное взаимодействие на рабочем месте.
Помогает вам действовать осмотрительно: Если вы привыкли учитывать чувства других, у вас будет больше шансов вести себя доброжелательно и сострадательно в повседневной жизни. Например, если коллега задел тон письма коллеги, вы можете подумать о том, чтобы сделать формулировку собственных писем более оптимистичной и обнадеживающей.
Повышение производительности: Когда коллеги доверяют и понимают друг друга, они обычно лучше работают в команде.Когда конфликт сведен к минимуму, они могут проводить большую часть дня за работой, что приводит к более высокой производительности.
Решение проблем: Проблемы на рабочем месте часто требуют совместной работы товарищей по команде для поиска решений. Если у вас есть история доверия и открытого обмена мнениями с коллегами, вы все можете чувствовать себя более комфортно, предлагая новые подходы к проблемам на рабочем месте. Например, если ваш коллега только что сказал вам, что ему кажется, что другой коллега не уважает его предложения о новых подходах к продажам, вы можете найти способы подтвердить их вклад на собрании, чтобы другие были более внимательными.В результате новая кампания может быть более комплексной и успешной.
Как эмпатически слушать
Чтобы быть внимательным и внимательным слушателем, нужна практика. Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, чтобы развить свои навыки эмпатического слушания:
- Создайте удобное пространство для обмена информацией
- Признайте чувства говорящего
- Обратите внимание на язык тела
- Позвольте ему вести разговор
- Подождите, чтобы заговорить
- Подбадривайте
1.Создайте удобное пространство для обмена.
Предоставление докладчику безопасного места для обсуждения может повысить вероятность того, что он доверится вам. Например, если вы находитесь в офисе, вы можете выключить мониторы компьютера и, если это не помешает работе, выключить телефоны.
Создание комфортного пространства также может повлечь за собой комфортное самочувствие. Если другой участник разговора видит, что вы спокоен, он тоже может успокоиться. Попробуйте практиковать глубокое дыхание, чтобы быть более внимательным и внимательным.
2. Признайте чувства говорящего.
С сочувствием выслушивая, важно дать другой стороне понять, что вы учитываете ее чувства. Хотя вы хотите, чтобы ваш вклад был минимальным, короткие фразы могут указать говорящему, что вы осведомлены об их эмоциях и считаете их важными. Например, вы можете сказать «Я слышу вас», или «Я вижу, что это вызывает сильные эмоции».
3. Обратите внимание на язык тела.
Говорящий может указывать на дискомфорт своей позой и манерами. Например, если они постукивают ногами или не садятся прямо, они могут нервничать. Попробуйте ответить на это большим количеством утверждений, сохраняя уверенную позу и говоря медленно и спокойно.
4. Позвольте им вести беседу.
Помните, что цель этих обсуждений — дать говорящему возможность выразить свои чувства в своем собственном темпе. Если в разговоре есть перерывы, целесообразно хранить молчание до тех пор, пока собеседник не заговорит снова.Если они решат резко прервать разговор, позволив им уйти, не прося продолжить, может означать, что вы уважаете их чувства.
5. Подождите, чтобы говорить.
Удержание своего мнения до тех пор, пока другая сторона не спросит его, демонстрирует, что вы цените их вклад и уважаете их пожелания. Если после публикации говорящий говорит: «Что вы думаете?» вы можете высказать свое мнение. В противном случае, вероятно, лучше просто послушать и дать небольшие подтверждения.
6.Подбадривайте.
Если кто-то доверяет вам, это может быть связано с тем, что он борется с чем-то, с чем не знает, как справиться. Если и когда другая сторона попросит вас внести свой вклад, вы можете поощрить ее, сказав: «Я верю, что вы можете отреагировать на эту ситуацию» или «Я вижу, что вы добры и внимательны, и я думаю, что это поможет вам справиться с этой проблемой. ” При эффективном поощрении ваш собеседник может чувствовать себя более уверенно в текущей ситуации и в других в будущем.
Фразы для эмпатических слушателей
Когда вы находитесь в ситуации, когда кто-то говорит с вами конфиденциально, подумайте об использовании этих фраз, чтобы показать им, что вы слушаете сочувственно:
- «Я понимаю, что вы говоря. »
- «Я уверен, что это должно быть сложно».
- «Я отождествляю себя с тем, через что вы проходите».
- «Спасибо, что поделились этим со мной».
- «Что вы почувствовали в результате этого опыта?
- «Я ценю, что вы доверяете мне эту информацию.»
- « У меня был подобный опыт ».
- «Я понимаю, почему вас это беспокоит».
- «Я поддерживаю ваше решение».
- «Я рад помочь вам со всем, что вам нужно».
- «Как я могу лучше всего поддержать вас прямо сейчас?»
эмпатически — определение и значение
Опытные буддийские медитаторы сообщили, что, когда они в течение некоторого времени сосредотачивались на том, что они называли «автономной эмпатией» (визуализация сильного страдания, влияющего на кого-то другого, и эмпатического резонанса с этим страданием), не позволяя состраданию и альтруистической любви расти в своих умах Вскоре они пережили выгорание.
Матье Рикар: Медитация сострадания — ключ к лучшему уходу? (ВИДЕО)
Спок закрыл глаза и направил свои мысли не к пленнику, а обратно к попытке убийства, к тому моменту, когда он ослабил свою психологическую защиту и соединил эмпатически со своим нападающим.
Звездный путь: Пакт Тифона: Грубые твари Империи
Хотя эта политика побуждает врачей измерять ИМТ, она не дает им знаний и навыков, чтобы продуктивно и эмпатично сотрудничать с пациентами, чтобы управлять своим весом.
Скотт Кахан, доктор медицины: Измерение ИМТ у детей — хорошая практика
Опытные буддийские медитаторы сообщили, что, когда они в течение некоторого времени сосредотачивались на том, что они называли «автономной эмпатией» (визуализация сильного страдания, влияющего на кого-то другого, и эмпатического резонанса с этим страданием), не позволяя состраданию и альтруистической любви расти в своих умах Вскоре они пережили выгорание.
Матье Рикар: Медитация сострадания — ключ к лучшему уходу? (ВИДЕО)
К сочувственно, слушая вашу аудиторию, вы покажете им, насколько вы заботитесь.
3 вещи, которые Дон Корлеоне знает о писательстве | Написать Готово
Хотя эта политика побуждает врачей измерять ИМТ, она не дает им знаний и навыков, чтобы продуктивно и эмпатично сотрудничать с пациентами, чтобы управлять своим весом.
Скотт Кахан, доктор медицины: Измерение ИМТ у детей — хорошая практика
Эти две группы обладают одинаковой врожденной способностью к сочувствию, но похоже, что люди из высшего класса, как правило, более убаюкиваются эгоизмом и эгоизмом, в то время как представители низших классов, которые больше занимаются выживанием в условиях ограниченных экономических и рабочих возможностей, может быть более «связан» эмпатически с эмоциональными и материальными потребностями других.
Дуглас Лабье: Каковы эмоциональные движущие силы нашего национального распада?
Эти две группы обладают одинаковой врожденной способностью к сочувствию, но похоже, что люди из высшего класса, как правило, более убаюкиваются эгоизмом и эгоизмом, в то время как представители низших классов, которые больше занимаются выживанием в условиях ограниченных экономических и рабочих возможностей, может быть более «связан» эмпатически с эмоциональными и материальными потребностями других.
Дуглас Лабье: Каковы эмоциональные движущие силы нашего национального распада?
Эти две группы обладают одинаковой врожденной способностью к сочувствию, но похоже, что люди из высшего класса, как правило, более убаюкиваются эгоизмом и эгоизмом, в то время как представители низших классов, которые больше занимаются выживанием в условиях ограниченных экономических и рабочих возможностей, может быть более «связан» эмпатически с эмоциональными и материальными потребностями других.
Дуглас Лабье: Каковы эмоциональные движущие силы нашего национального распада?
Опытные буддийские медитаторы сообщили, что, когда они в течение некоторого времени сосредотачивались на том, что они называли «автономной эмпатией» (визуализация сильного страдания, влияющего на кого-то другого, и эмпатического резонанса с этим страданием), не позволяя состраданию и альтруистической любви расти в своих умах Вскоре они пережили выгорание.
Матье Рикар: Является ли медитация сострадания ключом к лучшему уходу? (ВИДЕО)
Что такое чуткое слушание ?. Сочувственно слушать сложно… | Джая Рамчандани
Сочувственное слушание — это непросто. Вот несколько советов.
Чуткое слушание помогает действительно понять человека, который с вами разговаривает. Это означает, что он выходит за рамки активного слушания и углубляется в зону не осуждения и сочувствия. Отсутствие осуждения, когда вы слушаете других, означает, что вы действительно можете слышать их непредвзято.Сочувствие относится к эмоциональной связи с другим человеком через идентификацию, сострадание, понимание, чувство и понимание. Чуткое слушание необходимо больше всего, когда кого-то нужно увидеть и услышать, и он не особенно приходит к вам за решением.
Фото Trung Thanh на UnsplashЭтот список из 10 способов слушания, которые , а не чуткое слушание, действительно помог мне поместить вещи в контекст перехода от активного слушания к режиму сочувствия.
- Предоставление совета, например, «Я думаю, вам следует…»
- Объяснение вашей ситуации «Но я не имел в виду…»
- Исправление человека «Подождите! Я никогда этого не говорил!»
- Утешать человека «Ты сделал все, что мог…»
- Рассказывать историю «Это напоминает мне о времени…»
- Прекращение чувств «Поднимитесь.Не будь таким злым.
- Сочувствующий «О, бедняжка…»
- Допрос «Почему ты это сделал?»
- Оценка «Вы слишком нереалистичны».
- One-Upping «Ничего подобного. Послушай это!»
Этот список не означает, что приведенные выше способы не являются допустимыми способами слушания, он просто означает, что он не предназначен для чуткого слушания.
Суть использования чуткого слушания хорошо изложена в этом стихотворении:
Когда я прошу вас выслушать меня, и вы начинаете давать мне советы, вы не сделали того, о чем я просил.
Когда я прошу вас выслушать меня, и вы начинаете говорить мне «почему» я не должен так себя чувствовать, вы попираете мои чувства.
Когда я прошу вас выслушать меня, и вы чувствуете, что должны что-то сделать для решения моих проблем, вы меня подвели, как это ни странно.
Слушайте! Все, о чем я прошу, это слушать; Не говори и не делай — просто послушай меня.
И я могу сделать сам — я не беспомощен. Может быть, обескураженный и нерешительный, но не беспомощный.
Когда вы делаете для меня что-то, что я могу и должен делать для себя, вы вносите свой вклад в мой страх и слабость.
Но когда вы принимаете как простой факт, что я действительно чувствую то, что чувствую, независимо от того, насколько иррационально, тогда я прекращаю попытки убедить вас и могу приступить к делу понимания того, что стоит за этим иррациональным чувством.
Когда это ясно, ответы очевидны, и мне не нужен совет. Иррациональные чувства обретают смысл, когда мы понимаем, что за ними стоит.
Возможно, поэтому молитва иногда помогает некоторым людям; потому что Бог безмолвен и не дает советов, как пытаться «исправить» вещи.Он / она просто слушает и позволяет вам решить это самостоятельно.
Так что, пожалуйста, послушайте, и просто выслушайте меня, и если вы хотите поговорить, подождите минуту вашей очереди, и я вас выслушаю.
Anon
Чуткое слушание — это непросто. Это означает преодоление самих себя, наших потребностей, наших мнений и, по сути, нашей привязанности к «я». Вот несколько советов, которые мне помогли:
- Создайте безопасное пространство для людей, которым нужно поговорить
- Обратите внимание на язык тела.Используйте внимательную позу, удобный зрительный контакт, жесты, выражения и интенсивность, которые соответствуют словам говорящего.
- Используйте вдумчивые, открытые, эмпатические вопросы, чтобы побудить к более глубоким размышлениям и размышлениям: «Что вы чувствовали, когда это произошло?»
- Напомните себе, что уважительное и чуткое слушание — это подарок , который вы можете подарить , , и это не означает «Я согласен с вами».
- Когда говорящий делает паузу, вы можете кратко изложить то, что вы услышали, своими словами, решения (это самая сложная часть).Когда вам нужно что-то сказать: интроект, не прерывайте
Питер Герлах приводит отличную аналогию, которую следует помнить и, конечно, исправлять, сочувственно слушая: представьте себе нож для масла, вставленный в струю воды.
Если вам нужно интроецировать , , например, резюмировать или уточнить то, что сказал говорящий, используйте слова и язык тела, которые удерживают лезвие параллельно потоку (сочувствие), чтобы его вставка не мешала потоку ( внимание вашего партнера и поток мыслей).
Не вставляйте свои потребности, мнения или мысли или просто прерывайте. Это похоже на поворот лезвия ножа боком в потоке воды. Это сигнализирует о том, что ваш пузырь осознания исключает говорящего и мешает эффективному общению.
Я оставляю вам несколько мудрых слов от мудрого друга:
Если вы формулируете ответ, когда другой говорит, вы не слушаете
Сочувствие для людей с ограниченными возможностями — журнал U — UCLA Health
Передний крайИзображение: iStock |
Два нейробиолога из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что мозг выдает больше эмпатических импульсов и временно отключает другие области, которые противостоят этим импульсам, чем большинство людей может представить.Результаты, опубликованные в двух отдельных исследованиях, также указывают на возможный способ помочь людям вести себя менее эгоистично и более альтруистично, — говорит Марко Якобони, доктор медицинских наук, профессор психиатрии и биоповеденческих наук в университете Джейн и Терри Семел. Институт неврологии и поведения человека в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Открытия могут быть особенно важны при лечении людей, которые испытали десенсибилизирующие ситуации, такие как тюрьма или война.
В первом исследовании 20 человек показали видео, в котором руку тыкают булавкой, а затем попросили сымитировать фотографии лиц, отображающих различные эмоции.Тем временем исследователи сканировали мозг участников с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, уделяя пристальное внимание активности в нескольких областях мозга. Один из проанализированных ими кластеров мозга — миндалевидное тело, соматосенсорная кора и передняя островковая часть — связан с переживанием боли и эмоций, а также с имитацией других. Две другие области находятся в префронтальной коре, которая отвечает за регулирование поведения и контроль импульсов.
В отдельном упражнении участники разыграли версию «игры в диктатор».Им давали по 10 долларов за раунд на 24 раунда, чтобы они либо оставили себе, либо поделились с незнакомцем. Имена получателей были изменены, но использовались их фактический возраст и доход. После того, как каждый участник завершил игру, исследователи сравнили свои выплаты с результатами сканирования мозга.
Участники с наибольшей активностью в префронтальной коре оказались самыми скупыми, отдавая в среднем от 1 до 3 долларов за раунд. Но одна треть участников, у которых были самые сильные реакции в областях мозга, связанных с восприятием боли и эмоций и подражанием другим, были самыми щедрыми.В среднем субъекты этой группы отдают около 75 процентов своей награды. Исследователи назвали эту тенденцию «просоциальным резонансом» или зеркальным импульсом, который, по их мнению, является движущей силой альтруизма.
«Это похоже на то, что эти области мозга ведут себя в соответствии с золотым правилом нейронов», — говорит Леонардо Христов-Мур, научный сотрудник Института Семеля. «Чем больше мы склонны косвенно переживать состояния других, тем больше мы склонны относиться к ним, как к себе.”
Во втором исследовании исследователи изучали, могут ли одни и те же участки префронтальной коры блокировать альтруистический зеркальный импульс. Пятьдесят восемь участников были подвергнуты 40-секундной неинвазивной процедуре, называемой транскраниальной магнитной стимуляцией тета-всплеском, которая временно снижает активность в определенных областях мозга. У 20 участников контрольной группы часть мозга, связанная со зрением, была ослаблена по теории, которая не повлияет на щедрость.Но в других исследователи подавляли либо дорсолатеральную префронтальную кору, либо дорсомедиальную префронтальную кору, которые в совокупности блокировали все импульсы.
Удивительно, но участники исследования с нарушенной активностью в центре управления импульсами были на 50 процентов щедрее, чем члены контрольной группы.