Уровни общения
Общение может происходить на разных уровнях. Определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг другу. Е.В. Андриенко (2000г.) выделяет 3 уровня общения:
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. Fatuus – глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности.
Следующий уровень общения – информационный. На этом уровне происходит обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный. Данный уровень взаимодействия возникает в особых ситуациях и в особых условиях, когда у человека появляется вдохновение, озарение, чувство любви, ощущение единения с миром, ощущение счастья и т.п.
Личностный уровень является просоциальным уровнем, то есть полезным для общества, так как побочным эффектом такого общения выступает нравственное совершенствование людей. Фатический и информационный уровни могут иметь как социально-положительный (просоциальный), так и социально-отрицательный (антисоциальный) контекст.
Н.В. Казаринова и В.Н.Куницына (2001) ссылаются на то, что характер цели и возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества;
интимно-личностный уровень; цель — удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для него характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность.
Структура общения представляет собой единство трех его сторон:
перцептивной, которая предполагает восприятие и понимание партнерами друг друга в процессе общения. Перцептивные навыки проявляются в умении управлять своим восприятием; «читать» настроение партнёра по вербальным и невербальным характеристикам; понимать психологические эффекты восприятия и учитывать их для снижения его искажения.
коммуникативной (обмен информацией между общающимися индивидами), это эффективное использование средств общения как вербальных, так и невербальных.
интерактивной (взаимодействие общающихся субъектов), сюда относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнёры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнёру «свысока», «на равных», «снизу», либо отстранённую позицию.
Вопросы для самопроверки:
Какие виды общения вы знаете?
Назовите функции общения?
Назовите функции человека как субъекта общения?
Какие уровни общения вы знаете?
Назовите понравившееся вам определение общение?
Сколько периодов выделяют в истории развития проблемы общения?
Как соотносятся между собой категории «деятельность» и «общение»?
В чём специфика императивного, манипулятивного и диалогического общения?
Расскажите об уровнях общения.
Назовите основные структурные элементы общения.
5. Виды и формы общения. Фатическое – информационное. Вербальное – невербальное. Устное – письменное
По цели-фат\инф, по знаковой системе- верб\неверб, по форме языка-уст\письм.
Фатическое – информативное.
Информативное: цель связана с информацией. В ходе общения появляется что-то новое для адресата. Нацелено на поддержание контакта с собеседником, на удовлетворение потребности в общении. Не может относиться к коммуникации.
Фатическое общение нацелено не на передачу или прием информации, а на установление и поддержание речевого контакта с собеседником, на регулирование взаимоотношений, на удовлетворение потребности в общении: говорить, чтобы высказаться и встретить понимание,- цель фат.общения.
Характерны: Спонтанность, Диалогическая форма, Тематическая свобода, Разговорность стиля. Принадлежит преимущественно устной речи и ярче всего проявляется в диалоге. Две основные стратегии: диссонанс и унисон.
Вербальное – невербальное общение.
Вербальное – словесное общение на одном из естественных национальных языков. Невербальное – несловесное, в котором системой знаков служит: в устной речи- сочетание позы, жестов, мимики, интонации, а в письменной- расположение текста, шрифты, схемы, таблицы, графики.
Разделение словесной и несловесной сторон речи очень условно, т.к. вербальная и невербальная стороны очень редко существ друг без друга.
Устное – письменное. Специфика устного и письменного общения определяется 2 группами причин: 1. Особенностями ситуаций ус и пис общ. 2. Особенностями, определяемыми формой речи. Ситуации, которые треб ус общ, обычно характ тем, что м/участниками возможен личный контакт: зрительный и акустический или только акустический(телефон). Если такой контакт невозможен, то прибегают к письменной форме общения. Выбор формы общения:
зависит от того, насколько быстро нужно получить отклик
диктуется особенностями информации (в устной речи иногда большее значение играет интонация, когда в пис речи – всё предается только словесно)
определяется важностью и объемом информации (пис – можно много раз перечитывать)
зависит от адресата
Устная речь ограничена в отборе языковых и не- средств для выраж определ смысла. Пис предполаг полное выраж замысла.
Устная обычно создается в момент говорения. Пис – точная фиксация текста
Устная содерж больше повторов и обобщ. Пис – мало или нет
6. Виды и формы общения. Монологическое – диалогическое. Контактное – дистантное. Опосредованное – неопосредованное. Межличностное – публичное – массовое. Частное – официальное. Свободное – стереотипное.
Диалог предполагает особое сотрудничество коммуникантов на основе взаимной заинтересованности. Более характерен для устной речи, т.к. нужно обязательно следить за мыслью собеседника.
Монологическая речь – чаще всего речь публичная, т.е. такая, которая адресована большому количеству слушателей. Но это не всегда так. Черты монологической речи:
Непрерывность (не ограничивается одной фразой)
Последовательность, логичность
Относительная смысловая законченность
Коммуникативная направленность высказывания
Тематичность (развертывание одной темы)
Синтаксическая усложненность
Монолог предполагает, что в его основе лежит текст – цельное высказывание.
Контактное – дистантное. Отражают положение коммуникантов относительно друг друга в пространстве и времени. При контактном – собеседники рядом, поэтому почти всегда устное (можно использовать не описания а указания на предметы, действия…-понимание достигается легче) Дистанционное – разделяет время или расстояние (пример – книга от автора к читателю. Снижается доля невербальных средств общения, теряется его живопись и мгновенность ответной реакции)
Опосредованное – неопосредованное. Тесно связаны с контактным и дистанционным. Контактное, не треб дополнительных средств для его осущ, — общение неопосредованное. А общение на расстоянии требует «посредников» — опосредованное (# «посредников»: телефон, письмо, книга…)
Межличностное – публичное – массовое. Межличностное – общение 2 (1+1) человек (делится на персональное [на «внутренней» дистанции – официальное и полуофициальное. Тяготеет к коммуникации – на первый план выходит информационная сторона] и личностное [свидетельствующее о дружеских взаимоотношениях. Характерен диалог. Значительная доля информации поступает с помощью невербальных средств. Обязательно присутствует фатическая сторона общения])
Публичное – общение «1+немного». В таком общении возможен диалог. Необходим лидер, кот будет регулировать общение. Обычно протекает в ф монолога. Требует структурирования для достиж цели. Целенаправленность и содержательность речи.
Массовое – общение «1+много». Когда аудитория превышает 100 человек. Устная форма (митинг… но это уже коммуникация). Адресат теряет конкретные очертания. Требуются точный подбор речевых средств и технических (микрофон, камера…)
Частное – официальное. Официальное – взаимодействие в строгой деловой обстановке с соблюдением всех правил и формальностей. Частное – не ограниченное строгими рамками деловой ситуации и официальными речевыми ролями, подчиняется общим законам речевого взаимодействия. Официальное происходит в сфере производственно-деловых отношений (чел выступ как представ организ).
Свободное – стереотипное. Стереотипное используется прежде всего тогда, когда речь идет о соблюдении определенных ритуалов (типовое поведение в типовых ситуациях). Присутствуют рекомендации речевого этикета (готовые словесные фр и правила поведения).
Свободное— творчество в выстраивании взаимоотношений и в словесном оформлении высказывания.
studfiles.net
📌 общение фатическое — это… 🎓 Что такое общение фатическое?
- общение фатическое
- (от лат. fatuus — глупый) — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- общение фатическое
— бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- общение
- общение: дефицит
Смотреть что такое «общение фатическое» в других словарях:
Общение фатическое — (англ. phatic фатический, означает положительно оцениваемый на эмоционалном уровне безотносительно содержания) это О. с целью поддержать контакт. О.ф. объединяет разл. интимно дружеские и интимно семейные разговоры, а также застольные и салонные… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Общение фатическое — (от лат. fatuus глупый) бессодержательное общение ради самого процесса общения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2005. С. 98) … Педагогический терминологический словарь
общение фатическое — (от лат. fatuus – глупый) – бессодержательное общение ради самого процесса общения; сложный процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, позициями, психическими состояниями, эмоциональными… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Общение фатическое — бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения, общения ради общения. В.А. Петровский … Психологический лексикон
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
фатическое диалогическое единство — (от лат.: fateri – высказывать, показывать, обнаруживать) Один из типов ДЕ, не предполагающий продуктивного обмена информацией. В Ф.д.е. реализуется контактоустанавливающая функция языка: общение осуществляется ради самого общения, сознательно… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
фатическое диалогическое единство — (от лат.: fateri – высказывать, показывать, обнаруживать) Один из типов ДЕ, не предполагающий продуктивного обмена информацией. В Ф.д.е. реализуется контактоустанавливающая функция языка: общение осуществляется ради самого общения, сознательно… … Синтаксис: Словарь-справочник
Педагогическое общение : диалог и его виды — В Пед. О. диалог как обмен репликами, взаимосвязанными по содержанию мыслями суждениями между 2 и более людьми и как высшая форма О. особо важен. В диалоге как сложном речевом комплексе, в состав к рого входят цепи переплетающихся и параллельных… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ — – 1. В широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
беседа как жанр речевого общения — существует в форме диалога или полилога, в которых при кооперативной стратегии реализуется: 1) обмен мнениями по к. л вопросам, где используется аксиологический вид модальности: а) участники выражают точку зрения, руководствуясь социокультурными… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
psychology.academic.ru
📌 общение — это… 🎓 Что такое общение?
ОБЩЕНИЕ (с. 411)
О психологии общения, как и обо всей психологии, можно сказать словами Германа Эббингауза: она имеет давнее прошлое, но короткую историю. О социальной природе «двуногого существа без перьев» говорили еще античные мыслители — в ту давнюю пору, когда только складывались начала психологической мысли в русле философского знания. В последующие столетия многие великие умы в своих рассуждениях о природе человека не обошли вниманием и его место в кругу себе подобных. Тонкие наблюдения и меткие суждения о человеческих взаимоотношениях составляют ценную часть философского наследия прошлых веков. Афоризмы Теофраста и Сенеки, Монтеня и Ларошфуко, Шамфора и Честерфилда не только поражали современников глубиной мысли, но и предвосхитили многие направления исследований человеческого общения, развиваемые психологами в наши дни. Да и многие феномены общения, «открытые» психологами XX в., зачастую служат лишь развернутыми иллюстрациями к афористичным суждениям ученых и писателей прошлых лет.
К примеру: «Пользоваться чьими-либо благодеяниями — более верный способ привязать его к себе, чем делая ему одолжение в свою очередь. Часто вид благодетеля тяготит, вид же человека, которому оказано благодеяние, всегда приятен — в нем видят свое деяние». В 50-70-е гг. XX в. понадобились десятки социально-психологических экспериментов, чтобы выявить и обосновать эту закономерность. А французский писатель Жозеф Жубер еще более двух столетий назад вывел ее из собственных наблюдений (о том же самом говорили Бенджамин Франклин, Лев Толстой и другие). В самом деле, дабы изменить к лучшему свое мнение о ком-то, достаточно бывает сделать ему какое-то, пускай небольшое, доброе дело. Впоследствии срабатывает естественный механизм: не стали бы мы оказывать благодеяние человеку абсолютно никчемному — соответственно его привлекательность в наших глазах возрастает. Так, для преодоления предубеждения американских студентов против бездомных (а ведь признаемся себе — трудно испытывать симпатию к этим неопрятным праздношатающимся существам) некоторые из них были привлечены к эпизодическому участию в программах социальной помощи этим самым бездомным. В результате многие признались в возникновении если не симпатии, то сочувствия к тем, кто раньше вызывал у них лишь презрение.
История же психологии общения как отрасли научного знания, пожалуй, еще короче, чем история научной психологии. Ассоциативную психологию XIX в. интересовало индивидуальное сознание — фактически в его отрыве от социального взаимодействия. Интроспекционизм Вундта и Титченера преследовал ту же цель — выявление элементов сознания. Хотя основоположник экспериментальной психологии В.Вундт был не чужд и социальной проблематики. Его десятитомная «Психология народов» многими расценивается как первый шаг на пути становления социальной психологии. Правда, если вести речь непосредственно об общении, то проследить вклад Вундта, а также У.Макдугалла, автора первого собственно социально-психологического научного труда, в развитие этой проблемы было бы некоторым преувеличением. Обе работы, а также очень популярные на рубеже XIX-XX вв. труды Г.Лебона и Г.Тарда были посвящены крупным социальным общностям и проблемы межличностного взаимодействия практически не затрагивали.
Однако все последующее развитие психологической науки оказалось так или иначе «завязано» на общении. По сути дела, словосочетание «социальная психология» можно даже расценить как некую тавтологию, ибо психология не бывает асоциальна. Любые попытки рассмотреть повадки «общественного животного» в отрыве от его социальной сущности неизбежно приводили к тому, что в предмете изучения не оставалось ничего, кроме животного. Кстати, именно за это нередко — и небезосновательно! — упрекают ортодоксальных бихевиористов и фрейдистов, для которых социум выступал преимущественно как совокупность внешних стимулов либо как источник душевных травм. Новации в рамках этих направлений и были направлены главным образом на то, чтобы так или иначе учесть роль социального взаимодействия в функционировании психики. В результате, например, трансактный анализ, реально выросший из фрейдистского психоанализа (как бы его создатель Эрик Берн ни открещивался от своих корней), сосредоточился преимущественно на трансакции, то есть взаимодействии и взаимообмене — иными словами, на общении.
В качестве непосредственного предмета научного изучения общение выступило для социальной психологии, которая, по некоторым авторитетным оценкам, оформилась в самостоятельную отрасль научного знания примерно в 20-х гг. XX в. В то же время в рамках общей и особенно возрастной психологии началось изучение общения как основного механизма и инструмента социализации. Действительно, любые рассуждения о становлении личности теряют смысл без учета ее общественных связей и влияния на нее других людей. В последней четверти XX в. было даже заявлено оформление на пересечении этих отраслей новой научной дисциплины — социальной возрастной психологии.
В Европе и Америке первые попытки создания социально-психологических теорий в конце XIX — начале XX вв. связаны с именами представителей психологической школы в социологии — уже упоминавшихся Лебона, Тарда, а также С.Сигеле и Э.Дюркгейма. По установившемуся мнению, первой публикацией этого научного направления на Западе принято считать «Введение в социальную психологию» Макдугалла. Год ее выхода — 1908-й — иногда рассматривается как своеобразная точка отсчета в истории социальной психологии. Однако все упомянутые работы были преимущественно посвящены попыткам психологического толкования общественных явлений без непосредственного анализа проблемы общения.
На становление психологии общения в русле социально-психологического знания большое влияние оказали работы Г.Зиммеля и Ч.Кули. Они первые стали рассматривать личность не абстрактно, а связывая ее черты и особенности с процессами взаимодействия людей с группами и внутри групп, представляя личностные черты как своеобразную проекцию взаимоотношения человека с социальными общностями.
Личность нельзя изучать вне социального контекста, вне ее общественной среды — таков был их справедливый вывод. Кули ввел в социальную психологию термин «первичная группа», положив начало широкому спектру исследований внутригрупповых и межгрупповых отношений.
Начиная с 20-х гг. социальная психология, в частности — психология общения, становится одним из ведущих направлений в развитии психологической науки в США, Англии, Германии, Франции и Японии. Широкий размах прикладных исследований в этой области поддерживался крупнейшими промышленными корпорациями и военными ведомствами, заинтересованными в практическом использовании социально-психологических закономерностей.
В.Мёде и Ф.Оллпорт (брат более известного у нас Г.Оллпорта) положили начало исследованиям по выявлению влияния (положительного или отрицательного), которое оказывают первичные группы на своих членов в процессе выполнения какой-то деятельности. При этом интерес привлекали случаи позитивного или негативного отношения индивида к группе. Выяснилось, что общий эффект деятельности групп находится в прямой зависимости от того, «рядом» или «вместе» действовали люди, выполняя определенные задания. Было обнаружено, что Даже присутствие наблюдателей из числа авторитетных для группы лиц создавало групповую атмосферу, которая приводила к повышению производительности всей группы и отдельных ее членов (эффект фасилитации). В.Мёде приводит примеры, когда под влиянием первичной группы и авторитетных лиц пороги чувствительности к току снижались у отдельных индивидов на величину от 21 до 57%.
Значительный интерес во всем мире вызвали работы, в которых было исследовано, в какой мере межличностные взаимоотношения влияют на повышение производительности труда, сказываются на отношении к труду, отражаются на трудовой дисциплине. В ходе так называемых Хоторнских экспериментов (по названию городка Хоторн, где опыты проводились) Э.Мэйо сделал выводы, которые и легли в основу последующих работ по исследованию роли психологических факторов в современном производстве. Было выявлено, что производительность труда каждого рабочего зависит от его самочувствия в группах и соответствует чаще всего не столько возможностям рабочего, сколько системе ценностных ориентации, норм, установок, в них сложившихся, зависит не только от оплаты и условий труда, но и от характера возникших и упрочившихся неформальных отношений. Неформальная структура способна тормозить или, наоборот, обеспечивать процессы управления на уровне малых групп (подробнее см. Хоторнский эксперимент — Хоторнский эксперимент).Вторая мировая война активизировала исследования межличностного взаимодействия. Сплоченность и боеспособность групп, устойчивость их структуры при действии сил, направленных на разрыв внутри-групповых связей, эффективность деятельности групп в зависимости от типа или стиля руководства — все это выступило в качестве предмета экспериментального изучения, активно поощрявшегося заинтересованными официальными структурами. Группы (формальные и неформальные, первичные и вторичные, референтные и пр.) стали объектом пристального внимания. Для их характеристики все чаще стал использоваться термин «малая группа». Впоследствии изучение малых групп стало ведущим направлением в социальной психологии.
Соответствующий раздел социальной психологии получил название групповой динамики. Один из крупнейших социальных психологов США Л.Фестингер отмечал, что групповая динамика возникла как ответ на вопрос, почему одни группы имеют влияние на своих членов, а другие нет. Чтобы объяснить это различие, которое может иметь широкое практическое значение, нужно было найти такие закономерности группового развития, которые не только объяснили бы этот феномен, но и позволили предсказывать способность группы влиять на своих членов в области их установок и поведения.
Одним из основателей этого направления выступил К.Левин, которого в Европе по традиции считают гештальтистски ориентированным исследователем личности и познавательных процессов, а в США — чуть ли не основателем американской социальной психологии и групповой психотерапии (и та и другая оценки, надо признать, справедливы — применительно к европейскому, потом к американскому периоду научной деятельности Левина). Развивая идеи Зиммеля, Кули, Ф.Оллпорта и др., представители групповой динамики выдвинули ряд новых идей и собрали богатый эмпирический материал.
На общее развитие групповой динамики как особой области социальной психологии США оказали влияние не только теория поля К.Левина, но и ряд других концепций, связанных с именами Я.Морено, Л.Фестингера и др.
Однако интеракция (взаимодействие) — лишь один из аспектов общения, традиционно разрабатываемых в социальной психологии. С начала 60-х не менее пристальное внимание уделяется и другому аспекту — так называемой социальной перцепции, или межличностному восприятию. Основные представители этого направления исследований — М.Аргайл, А.Меграбян, Э.Холл, Р.Бёрдуистл, чьи работы, на удивление, почти не представлены в переводе на русский язык. Впрочем, отечественному читателю их открытия известны по пересказам — прежде всего в книге А.А.Бодалева «Восприятие и понимание человека человеком», а также во множестве популярных книг, посвященных проблемам возникновения взаимной симпатии и привязанности, толкования невербальных компонентов коммуникации и т.п. А собственно коммуникация, т.е. обмен информацией (как речевой, так и внеречевой, невербальной), составляет предмет еще одного направления исследований общения.Таким образом, в разных исследованиях акцентируется тот или иной аспект человеческого общения — перцептивный, коммуникативный или интерактивный. Нельзя не признать, что каждый по-своему важен. Однако еще четверть века назад Г.М.Андреевой было высказано справедливое замечание, что расчленение общения на эти три сферы, а тем более акцентирование лишь какой-то одной из них вряд ли оправданно, поскольку общение практически выступает как совокупность этих компонентов. В настоящее время многие психологи, изучающие общение, придерживаются именно такого подхода.
Совсем иное направление исследований общения рассматривает этот феномен как важнейший фактор психического и социального развития человека. Общепризнано, что только в контакте со взрослыми людьми возможны усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества и реализация ими прирожденной возможности стать представителями человеческого рода.
Одним из первых начал разработку проблем генезиса общения известный английский психолог Дж.Боулби. Сразу же после Второй мировой войны вышли его труды, привлекшие пристальное внимание общественности (по прошествии почти полувека и российские читатели получили наконец возможность ознакомиться с одной из его работ). Боулби, как и близкие к нему по своим позициям Рене Спитц и Анна Фрейд, подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребенка. Недостаток общения с нею, писали эти ученые, ставит под угрозу саму жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.
Несколько позднее интерес к исследованию генезиса общения проявили психологи США. В рамках теории социального научения ими начиная с 50-х гг. выполнено множество работ, направленных на анализ контактов ребенка со взрослыми и с другими детьми на разных этапах детства. В целом большинство таких исследований в Америке выполнено в бихевиоральной парадигме: общение ребенка с матерью или со сверстниками получает в них истолкование как разновидность явлений, подчиняющихся закону «стимул — реакция».
В нашей стране долгие годы господствовало представление о человеке как «совокупности общественных отношений».. Кстати, трактовка эта хоть и несколько односторонняя, но вовсе не вздорная, хотя и принадлежит вышедшим из моды классикам. С нею вполне согласовывалась основная линия исследований общения, выполнявшихся в отечественной психологии в советский период ее развития.
Так, согласно взглядам Л.С.Выготского, все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвуют не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством интериоризации они становятся внутренними. Разработка взглядов Выготского его последователями (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и др.) привела к созданию концепции детского развития как присвоения ребенком общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.
В начале 60-х гг. в СССР развернулось широкое исследование генезиса общения. Советские психологи при этом опирались на традиции изучения взаимодействия детей с окружающими взрослыми, заложенными еще в первой половине XX в. выдающимися русскими педиатрами, физиологами и педагогами. Среди них прежде всего необходимо упомянуть видного ученого и организатора общественного воспитания Н.М.Щелованова и его коллег и учеников Н.М.Аксарину, М.Ю.Кистяковскую, Р.В.Тонкову-Ямпольскую. Созданная Щеловановым школа изучения нормальной физиологии раннего детства существует по сей день. Но в дополнение к ней по инициативе А.В.Запорожца было предпринято уже собственно психологическое исследование генезиса общения у детей первых лет жизни. В этой работе принял участие научный коллектив, возглавлявшийся М.И.Лисиной. Исследования поведения детей младенческого и раннего возраста позволили Лисиной выделить специфические формы общения ребенка со взрослыми и на этом основании разработать детальную периодизацию возрастного развития. Лисина установила, что каждая из форм общения характерна для определенной «микрофазы» психического развития и обусловливает возникновение конкретных психических новообразований. Лисина одной из первых в нашей стране провела систематическое исследование мотивов и средств общения детей. По ее мнению, вступление в общение определяется потребностью в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и с их помощью. При этом ребенок не просто воспринимает воздействия, исходящие от окружающих, но и преломляет их через призму своих способностей и возможностей. На этом основании Лисина сформулировала практические рекомендации по воспитанию ребенка в семье и в детских учреждениях, основанные на раскрытии способов повышения эффективности общения со взрослыми и сверстниками как решающего фактора психического развития. Данная работа, опубликованная почти 20 лет назад, по сей день остается непревзойденным образцом научного исследования общения в детском возрасте.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
psychology.academic.ru
Семь уровней общения: как определяется уровень общения
Общение является одной их базовых человеческих потребностей. Нередко люди вступают в контакт друг с другом только ради общения. Оно может выступать и как мотив и как составляющая часть совместной деятельности индивидов. Из статьи вы узнаете о том, что существует семь уровней общения от примитивного к духовному.
Как определяется уровень общения
Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого между ними происходит обмен информацией аффективно-оценочного или познавательного характера. Общение регулирует совместную деятельность и делает возможным относительно мирное сосуществование людей.
Считается, что момент возникновения речи совпадает с появлением у древних людей такого чувства как радость. Действительно, общение способно приносить огромную радость. Словами можно поддержать, помочь, договориться, выразить любовь и другие положительные чувства и намерения. Но не всякое общение приятно. Точно также, общаясь, люди ссорятся, выражают неприязнь, лгут, жестоко критикуют, унижают и прочее.
Общение чрезвычайно многообразно. Выделяют множество его видов, стилей, типов и уровней.
Уровень общения определяют такие составляющие:
Способность выражать мысли. Чтобы уметь гладко, последовательно и понятно высказываться, нужно обладать богатым словарным запасом. Наличие в речи слов-паразитов, длинных пауз и нецензурной брани говорит о слабо развитой способности ясно изъясняться.
Пополнить словарный запас совсем не сложно, достаточно лишь больше читать и чаще общаться с людьми, разговаривающими грамотно.
- Подход к общению. Важно не просто выражать мысли словами, но и обращать внимание на то, понимает ли значение произносимых слов собеседник. Стиль и манеру нужно подстраивать так, чтобы они были уместны. От этого зависит восприятие речи и то, будет ли она вообще воспринята. Когда к собеседнику обращаются на понятном ему языке, он чувствует заинтересованность в общении и уважение его личности.
- Темп речи. В одних случаях уместнее говорить быстро, в других – медленно. Оптимальный вариант – говорить размеренно, ровно, в среднем темпе, так, чтобы все слова были ясно слышны, то есть произносить в среднем 2 слова в секунду. В таком случае мысли не будут опережать слова и речь получится более красивой.
Семь уровней общения
Одна из самых интересных, полных и популярных на сегодняшний день классификаций уровней общения была предложена в 1996 году писателем и психиатром А.Б. Добровичем. Он выделил семь уровней общения. За основание классификации автор принял этическую сторону общения и «этическую безупречность» собеседников.
1. Примитивный уровень
Низший уровень, когда собеседник воспринимается не как субъект, а как объект и оценивается по шкале «нужный – мешающий». Если «нужный», есть желание в общении с ним занимать позицию «сверху», если «мешающими» – желание прекратить общение без объяснения причин.
На примитивном уровне восприятие шаблонно, игнорируется внутренний мир личности, оценивается только внешность. Словарный запас людей общающихся на этом уровне скудный, а темп речи быстрый.
Это самый неэтичный уровень:
- отношение к собеседнику выражается открыто и прямо, без учета его чувств и норм общественного поведения;
- собеседники не говорят вежливых слов, могут не здороваться и не прощаться, как это принято в обществе,
- говорят без умолку, не желая выслушать другого;
- в речи используются нецензурные выражения и брань.
На этом уровне в основном общаются хулиганы, хамы, люди в состоянии алкогольного опьянения и прочее.
2. Манипулятивный уровень
На этом уровне партнер воспринимается как игрушка или кукла, управление которой нужно взять на себя, чтобы получить личную выгоду. Манипулятор «играет» с жертвой, всегда стремится занять позицию в «сверху». Он заранее к этому готовится: ищет и находит слабые места «куклы», разрабатывает тактику и «расставляет ловушки».
Любая манипулятивная техника неэтична, так как направлена на другого человека против его воли. Ложь, угрозы, обвинения, шантаж, притворная любовь, наигранная слабость и так далее – все это насильственные методы, имеющие целью заставить человека делать то, что нужно манипулятору. Однако манипуляция иногда не осознается как таковая, и «кукловод» не всегда понимает, что вредит своей «кукле».
На этот уровень в общении люди нередко опускаются. А для представителей некоторых профессий (например, в сфере торговли) способность манипулировать людьми – необходимое умение.
3. Стандартизированный уровень или «контакт масок»
Такое общение поверхностное, стандартное и формальное. На этом уровне люди общаются, по сути, не общаясь, так как скрываются за «маской» – определенной ролью. Происходит контакт масок, а не личностей.
На этом уровне нет готовности к общению, но есть желание скрыть от окружающих свои истинные мысли, чувства, планы. Одевая «маску», субъект переживает чтобы через нее не было видно его истинного «Я» и оценивает собеседника по критерию того насколько он настроен сорвать с него «маску».
Человек, пытающийся скрыть свое «Я» ведет себя формально-вежливо, притворно-агрессивно, чудаковато, наигранно-скромно или иным, заранее предусмотренным образом. После общения на уровне «контакт масок» остается ощущение, а иногда и четкое понимание того, что собеседник не был открытым и искренним.
У каждого человека есть несколько масок, ведь не всегда уместно или возможно выражать свое «Я». Общество просо обязывает в разных ситуациях надевать разные маски, поэтому в «контакте масок» нет ничего плохого, главное не забыть, какое их «лиц» истинное.
4. Конвенциональный уровень
На этом уровне люди взаимодействуют этично и культурно. У собеседников есть желание и потребность общаться. Здесь позиция общения не «сверху» или «снизу», а «рядом», поэтому такое общение уже можно назвать полноценным цивилизованным человеческим общением.
Собеседники:
- принимают и уважают друг друга,
- стараются понять точку зрения друг друга,
- ставят общую цель – договориться,
- общаются открыто, искренне, говорят прямо, но с уважением, даже если они являются оппонентами.
Если отношения не конфронтационные (противостояние), а конгруэнтные (взаимосогласованные), субъекты общения – полноправные партнеры. Каждый преследует свою цель, но готов уступать и жертвовать чем-то ради достижения согласия.
На этом уровне часто общаются деловые люди. С близкими и родными также хорошо уметь общаться на конвенциональном уровне. Всегда важно уметь выслушать партнера, понять его и постараться найти компромисс. Этот уровень намного лучше примитивного, манипулятивного или стандартизированного.
5. Игровой уровень
Это высокий уровень общения, когда партнеры «отражаются» друг в друге. Этот уровень, в отличие от предыдущих, насыщен положительными эмоциями и чувствами, а главное – искренним интересом к личности другого человека и симпатией к нему.
На игровом уровне общаются люди знакомые не первый день, успевшие достаточно узнать друг друга, чтобы хотеть продолжать отношения. Здесь царят гуманность, галантность, тактичность, доброжелательность, заинтересованность, уступчивость, забота, чувствительность и чувственность.
Люди играют, но не для того, что добиться корыстной цели или выглядеть кем-то, кем они не являются, а для того, чтобы произвести наилучшее впечатление на партнера. Субъект общения раскрывает положительную строну своей личности, и ждет взаимности.
На этом уровне общаются мужчина и женщина на первом этапе взаимоотношений, и в принципе все люди влюбленные, симпатизирующие или просто испытывающие теплые эмоции по отношению к кому-либо. Также на этом уровне общаются оптимисты и юмористы.
6. Деловой уровень
На этом уровне также есть место для любви, но важнее, что присутствует особая ее форма – любовь к общему делу. Люди осуществляют совместную деятельность и имеют одну, общую и желанную цель. Они общаются на равных, открыты, всегда готовы прийти на помощь.
Отношения поддерживаются взаимной привязанностью, доверием, поддержкой, искренностью, верностью, уважением, преданностью общей цели, чувством «локтя». На этом уровне не важна внешность, маски, роли и прочее, важнее чуткость и умение гармонично взаимодействовать.
Отношения, находящиеся на этом уровне могут продолжаться очень долго, быть глубокими, крепкими и серьезными. Со стороны они могут смотреться как слишком ровные и простые, но сами по себе они – ценность.
На этом уровне общаются деловые партнеры, долгое время работающие в тандеме, старые друзья, супруги, сумевшие выстроить гармоничные отношения после того, как период бурной влюбленности прошел.
7. Духовный уровень
Духовный уровень – высший уровень общения и душевного родства. Духовность понимается автором классификации как «глубина диалогического проникновения людей друг в друга».
Здесь царит свобода самовыражения, абсолютное принятие личности собеседника и наибольшее раскрытие души. Люди, духовно близкие друг другу, говорят медленно, негромко, вдумчиво и способны беседовать очень долго. На этом уровне один человек может закончить фразу, сказанную вторым, «читать» его мысли, не теряя своей идентичности «сливается» с партнером.
Это уровень настоящей дружбы, истинной любви, прекрасных родственных отношений, а так же отношений «мудрец – ученик». Например, когда пожилой учитель «вкладывает душу» в своего юного ученика, передавая ему свои знания о жизни и мире, а ученик готов слушать часами, общение происходит на высшем, духовном уровне.
Можно как подниматься «вверх»: от примитивного уровня к духовному, так и опускаться «вниз». Чаще всего люди взаимодействуют на разных уровнях общения с разными собеседниками. Общение двух людей нередко происходит одновременно на нескольких уровнях.
Культура общения определяется интеллектуальным, эмоциональным, нравственным уровнями развития индивида, тем, растет он как личность, остановился в развитии или деградирует.
Если Вы хотите глубже изучить психологию общения, читайте:
- Д. Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”
- Б. Трейси, Р. Арден “Сила обаяния. Как завоевывать сердца и добиваться успеха”
- Д. Мосс, А. Нарбут “Дейл Карнеги. Полный курс обучения приемам общения”
- С. Накамото “Гений общения. Как им стать?”
- П. Макги “Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно”
- Дж. Максвелл “Искусство общения”
- Т. Поленова “Школа эффективного общения. Коммуникативные техники, которые всегда работают”
Ждем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
Психология общения с людьми, 6 правил воздействия на личность
Психология общения с людьми – это раздел психологии, изучающий особенности разновидностей общений, определения базовых правил, способствующих достижению успеха у собеседователя. Также направлена на ликвидацию трудностей при диалоге и страха общения с людьми.
Одним из основных правил общения является не только речь. Также немаловажным считается эмоциональный окрас беседы. Научиться быть хорошим собеседником очень просто, следует только понять принципы и правила, на которых основывается психология общения с людьми.
Общение является одной из основных социальных функций общества.
Классификация общения:
- Дружеское.
- Интимное.
- Деловое.
Общение – это контактирование между людьми с целью обмена информацией и опытом, для ведения совместной деятельности.
Искусство общения является одним из главных и весомых жизненных опытов, которыми должны обладать люди. Это не зависит от социального положения, места работы или образа жизни, ведь психология общения с людьми присутствует в любом разговоре. Выражение лица, жести, мимика и интонация косвенно воздействуют на собеседника при разговоре.
Человеку, знающему, основные принципы общения, значительно легче изложить в правильном русле необходимую информацию, добиться определенных результатов и достичь успеха в общении с людьми.
Навыки общения с людьми как залог успешного авторитета
Для того чтобы научиться правильно общаться, понимать собеседника и доносить информацию выгодно для себя в процессе беседы, ученные выделили ряд правил, соблюдения которых поможет найти гармонии при любой беседе.
Основные правила в общении:
- Искренность.
- Улыбчивость.
- Обращение по имени.
- Умение слушать.
- Интересная информация.
- Значимость собеседника.

Общение по правилам психологии выделяет ряд советов, которые помогут наладить контакт с собеседником и отточить личные навыки в этом нелегком деле.
В первую очередь необходимо при общении дать понять вашему собеседнику, что мнение о нем хорошее. Это расположит его к положительному общению, но также следует предоставить и свой авторитет.
Изложение информации должно быть доступно и понятно окружающим. Рекомендуется использовать эмоциональный окрас при разговоре, но в меру. При беседах один на один следует подстраиваться под собеседника, это поможет расположить его к себе.
Истинное проявление заинтересованности к собеседнику. Поможет создать доверительную обстановку при разговоре.
Бесценное качество человека это умение задавать наводящие вопросы, способствующие дальнейшему выводу необходимой информации. И не стоит забывать, что при разговоре с людьми необходимо уметь слушать собеседников.
Не рекомендуется в начале ответа использовать слово «нет». Если собеседник для вас интересен, и вы не хотите создать между вами конфликт, отказать от предложения стоит корректно, не используя слово «нет».

Соблюдая основные правила и навыки общения при наличии уверенности в себе можно с легкостью добиться ошеломляющих результатов и стать одним из лучших собеседников.
Основные правила психологии общения с девушкой
Каждый образованный человек знает о правилах общения, приличия, этикета и так далее, нарушение которых в обществе недопустимы. Для мужчин также есть определенные правила, соблюдения которых поможет предстать перед представительницами прекрасного пола в лучшем свете.
10 правил общения с девушкой:
- Позитивный настрой.
- Оставаться мужчиной.
- Уверенность в себе.
- Не навязывайтесь.
- Удивляйте.
- Делайте комплименты.
- Умение слушать и слышать.
- Активное общение.
- Всестороннее развитие.
- Целеустремленность.
Ознакомившись с правилами, следует определить основные секреты общения с людьми в повседневной жизни и половина успеха у вас в кармане.

Основные секреты успешного общения с девушкой:
- Установка связи.
- Поиск зацепки.
- Интересная тема разговора.
- Не обманывать.
- Поддерживать беседу.
- Интересные вопросы.
- Говорить о девушке.
- Правильные паузы.
Так же не стоит забывать о том, что важно в беседе искренность и невербальное воздействие. Умение поддержать разговор, как словом так и делом и взглядом не оставит равнодушной не одну девушку.
Причины боязни общения с людьми и методы их устранения
Сегодня существует такой вид социофобии, как антропофобия. Это заболевание, которое сопровождается навязчивым состоянием страха перед людьми. Оно заключается как в боязни появления в большом скоплении народа, так и в общении с людьми. В таком случает для ликвидации и лечения следует обращаться за помощью к специалистам.
Основные причины возникновения страха общения:
- Низкая самооценка.
- Наличие негативного опыта.
- Отсутствие опыта общения.
Определив причины, приступаем к их ликвидации. Для начала следует понять и осознать наличие страха, и посмотреть на ситуацию со стороны. Принятие информации о наличии страха позволит начать работать над этой проблемой. Здесь следует убедить себя в том, что это не абстрактный страх, а ложное убеждение о его существовании.




Основное, что стоит делать в борьбе со страхом общения с людьми, это систематическая работа над самим собой. Этого возможно достичь, при проведении психологических тренингов и книг по психологии, тренировкой перед зеркалом, визуализация ситуации.
Процесс общения должен быть всегда легким, интересным и увлекательным. Достичь успеха можно только при наличии уверенности в голосе, непринужденности в поведении, искренней улыбки на лице и ощущение полного внутреннего спокойствия.
Не стоит забывать, что формирование определенных качеств, навыков и умений различных приемов и техник общения происходит лишь с опытом. Поэтому не стоит бояться. Начинайте общение с близкими людьми или для маленьких аудиторий, постепенно увеличивая свои возможности.
womee.ru
📌 ОБЩЕНИЕ — это… 🎓 Что такое ОБЩЕНИЕ?
общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное О.) и группами (межгрупповое О.), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию… … Большая психологическая энциклопедия
ОБЩЕНИЕ — процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых … Философская энциклопедия
общение — См … Словарь синонимов
Общение — с Богом, с братьями и сестрами по вере самое главное в жизни христианина. Человек был создан для жизни в общении с Богом. Однако их отношения были нарушены непослушанием человека. Иисус пришел восстановить их, Своей смертью искупив грех,… … Подробный словарь библейских имен
Общение — взаимодействие индивидов или социальных групп: состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией; и удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. По английски: Intercourse См. также:… … Финансовый словарь
Общение — взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене между ними сообщениями, имеющими предметный и эмоциональный аспекты. Общение основано на реализации особой потребности в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой… … Психологический словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, общения, мн. нет, ср. (книжн.). Взаимные сношения, связь. Тесное общение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ОБЩЕНИЕ — понятие, описывающее взаимодействие между людьми (субъект субъектное отношение) и характеризующее базовую потребность человека быть включенным в социум и культуру. Иногда термин «О.» используется и для характеристики взаимодействий между… … Новейший философский словарь
ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ, я, ср. Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное, дружеское о. О. с людьми. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ОБЩЕНИЕ — Без многого может обходиться человек, но только не без человека. Людвиг Берне Единственная известная мне роскошь это роскошь человеческого общения. Антуан де Сент Экзюпери Достаточно оказаться с кем нибудь в лифте, чтобы убедиться, как мало люди… … Сводная энциклопедия афоризмов
ОБЩЕНИЕ — англ. intercourse; нем. Verkehr. Взаимодействие индивидов или соц. групп, состоящее в непосредственном обмене деятельностью, навыками, умениями, опытом, информацией, удовлетворяющее потребности человека в контактах с другими людьми. см.… … Энциклопедия социологии
pedagogical.academic.ru