Факторы формирования личности кратко: ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Содержание

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия


Биологические факторы

1. Фактор наследственности(Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.

2. Врожденные особенности человека (влияние:Эмоции матери, эмоциональная реакция). Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Социальные факторы:

3. Физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата, возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения.

4. Культура. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы.

5. Социальное окружение. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности.

6. Индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.



Социализация личности


Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду

гражданской зрелости человека.


1. Первые элементарные сведения человек получает в семье.

3. Эстафету социализации личности принимает школа.

4. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение.



Этапы социализации Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трехфактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этиможиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2)
игровой
стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий вразвитии личности, делает акцент на развитии познавательных структуриндивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадиисменяют одна другую в определеннойпоследовательности: 1. сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),2. операциональная (от 2 до 7), 3. стадия конкретных операций (с 7 до 11), 4. стадияформальных операций (с 12 до 15).Литература: 1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997 3. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990 4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999 5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998 6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

Механизмы социализации личности:

1. Усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.2.
Институциональный механизм
социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями (а также средства массовой коммуникации).3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами
и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. 5. Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение.
Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей.

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

Факторы, влияющие на формирование личности

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Факторы формирования личности» из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.

Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.

Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.


Факторы, влияющие на формирование личности:

1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;

2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность — смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт — непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;

3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;

4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;

5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства: 

  • темперамент; 
  • характер; 
  • способности; 
  • интеллектуальность; 
  • эмоции и чувства.
Разница между понятиями «темперамент» и «характер»:

Темперамент — это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Характер — это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность — примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.

Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.

Факторы влияющие на развитие личности

Время чтения 5 минут

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление — процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

<<Оглавление>>

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово «фактор» несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает «движущий», «производящий». То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, а также узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

  1. Внутренние.
  2. Внешние.
  3. Биологические.
  4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

4 основных фактора развития личности

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

факторы влияющие на развитие личности

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

факторы влияющие на развитие личности

Человек сам строит свой путь 

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость

Прежде всего, субъект ставит себя как полноценную личность. И это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Факторы, влияющие на развитие личности

Формирование личности — сложный, многозначный процесс анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Выделяются три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы — биологические и социальные факторы развития.

Биологические факторы

 Развитие человека, как и всех живых организмов, связано прежде всего с действием фактора наследственности. Наследственность — это то, что передается от родителей детям, что заложено в генах.

Человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. Механизм наследственности легче прослеживается в передаче физических особенностей человека и относительно простых психических свойств.

В формировании сложных психических свойств (качеств ума, характера, взглядов, мотивов деятельности и т. п.) ведущая роль принадлежит условиям жизни и воспитания.

Большинство зарубежных ученых (М. Монтессори, Э. Фромм, К. Лоренц и др.) убеждены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Отечественные ученые долгие годы придерживались противоположной точки зрения: признавали только биологическое наследование, а все остальные категории — мораль, интеллект — считали приобретаемыми в процессе социализации. Однако академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или во всяком случае наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости.

Социальные факторы

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле — это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации. В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как процесс социализации, т. е. усвоения индивидом социального опыта.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда — это непосредственное предметное окружение. С момента рождения ребенка его окружает множество предметов. Предметы помогают ему познавать социальный мир и развиваться

В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития, которую мы называем средой ближайшего окружения. Среда ближайшего окружения, или микросреда, есть выражение социальной среды. В то же время она относительно автономна. Микросреда — это часть социальной среды, состоящая из таких элементов, как семья, школа, друзья, сверстники, близкие люди и т. д.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Всякое стремление взрослых оградить от социальной среды (ограничение общения с посторонними людьми, сужение объектов познания и др.), чревато задержкой в социальном развитии.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека. Разница лишь в степени восприятия этого влияния. Среда может сдерживать развитие, а может и активизировать его, но быть безучастной к развитию не может.

Отношения со средой, в которые вступает ребенок, всегда опосредованы взрослыми. Всякая новая ступень в развитии личности ребенка есть одновременно новая форма его связи со взрослыми, которая ими же подготовлена и направляется.

Вот почему воспитание – третий фактор, влияющий на становление личности,  выступает как ведущий, исключительно глубокий и действенный фактор формирования личности, как организованное, направленное развитие.

Воспитание в отличие от первых двух факторов оно всегда носит целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер.

Второй особенностью воспитания как фактора развития личности является то, что оно всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие. Это значит, что когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия. И наконец, воспитание предполагает систему влияний на личность — единичное воздействие не приносит ощутимых результатов.

Воспитание проектирует личность, преднамеренно и планомерно поднимает ее на новую ступень, движет ее в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления.

Наследственность, среда, воспитание — эти факторы при всей их значимости и необходимости все же не обеспечивают полноценного развития ребенка, т.к все они предполагают воздействия, не зависящие от самого ребенка: он никак не влияет на то, что будет заложено в его генах, не может изменить среду, не определяет цели и задачи собственного воспитания.

Но человек обладает удивительной особенностью — активностью. Активность проявляется в движениях (двигательная активность). Именно движения обеспечивают жизнь, заставляют функционировать организм, укрепляют и оздоравливают его. Активность проявляется в познании мира. Человека ничему нельзя научить до тех пор, пока он сам не станет учиться. Познавательная активность изначально также носит жизнеобеспечивающий характер, поскольку способствует ориентации ребенка в новом для него мире. Эмоциональная активность — важная грань активности личности. Многое ребенок в течение очень длительного периода постигает на уровне эмоций, а не сознания. Он откликается на воздействия, эмоциональной активностью дает знать окружающим о своем состоянии. Именно активность позволяет малышу овладевать способами действия с предметами. Таким образом, активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность облекается в социальные формы — разные виды деятельности: игру, труд, учение. Каждый из видов деятельности направлен на удовлетворение каких-то потребностей: игра — на удовлетворение потребности проявить активность в той сфере, в которой невозможно реальное действие; труд- на удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении, учение — на удовлетворение потребности в познании и т.д. Активность является стимулом к деятельности.

Рассмотренные факторы, обеспечивают развитие ребенка как человеческого существа.

Но весь этот «механизм» приводит в действие взрослый человек. Первая функция — взрослый — носитель ценностей. Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. Взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.


Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим

факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.


Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для

оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Статья по теме: Факторы развития личности

Факторы развития личности

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития осуществляется во время становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке – это физическое развитие, включающее в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие – это психический, духовный, интеллектуальный рост.

Человек достигает уровня личности, когда он становится носителем сознания и самосознания, способен самостоятельную преобразующую деятельность. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. «Личность» — это социальная характеристика человека, которая формируется под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность мерится присвоением общественного опыта, а так же отдачей обществу материальных, духовных ценностей. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный, противоречивый процесс. Изменения в организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Развитие не является только накоплением количественных изменений по прямолинейному движению от низшего к высшему. Это переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Философские течения по – разному объясняют это процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой – это часть мнений идеалистической философии. Диалектико – материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи; уничтожение старого и созидание нового; человек создает средства существования своим трудом.

Развитие человека связано с внутренними и внешними условиями. Внутренние условия – физиологические и психические свойства организма. Внешние условия  — это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что ведет к новому изменению. И так без остановки.

Существует биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер), где связаны природные условия и формы человеческого развития. Согласно этому закону индивидуальное развитие представляет собой краткое и быстрое повторение развитие вида. Это повторение основных стадий развития вида. Действительно, человек отчасти повторяет развитее предков.

Установлено, что процесс развития зависит от трех факторов – наследственность, среда и воспитание. Взаимодействие этих связей может быть оптимальным или негармоничным. Это демонстрирует то, что ни один из звеньев не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Биологическое в человеке – это все то. Что связывается с предками, а через них – со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического – наследственность. Наследственность – это передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Гены являются носителями наследственности.

Наследственность включает в себя общее, то, что делает человека человеком, так и то, что делает людей не похожими друг на друга.

Зоны наследственности, которые остаются незаполненными, представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Это реализуется с помощью саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов есть ближняя и дальняя среда.

Огромную важность среды признают все педагоги. Но конкретной оценки влияния не существует. Естественно, человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Воспитание основывается на сознании человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности. Воспитанием можно добиться много, но полностью изменить человека нельзя.

Одна из важнейших задач правильного организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания стоит в том, чтобы создать зону, где нужно решить проблему с помощью кого-то, а затем самостоятельно.

Деятельность человека дополняет наследственность, среду и воспитание. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Существует прямая связь между результатом развития и интенсивностью деятельности.  Чем больше человек в определенной области работает, тем выше уровень его развития в этой области.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целенаправленное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Деятельность нужно организовывать и разумно направлять.

Важна не столько деятельность сама по себе€, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.

Все проявления активности имеют один источник – потребность. Многообразие человеческих потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения.

Активность личности, как и деятельность, имеет избирательный характер. Развитие личности происходит под воздействием не любых влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, опираются на его собственное отношение к действительности.

Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественную активную, инициативную, творческую личность.

Формирование личности — это процесс и результаты социализации, воспитания и саморазвития. Формировать — значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определенный тип. При формировании человека как личности, когда первостепенное значение имеют социальные факторы, постоянно и мощно работают и биологические механизмы человека как природного существа, проявляя себя в виде задатков, на основе которых развиваются его потребности, интересы, склонности, способности и складывается его характер. Вместе с тем от последних зависят и природные параметры человека, его физическое здоровье, работоспособность, долголетие.

Список использованной литературы:

  1. Сластенин В.А. и др.  Педагогика. Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.;
  2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов: в 2 книгах. – М.: Владос, 1999. – книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме человеческого развития и социализации посвящено большое количество научных исследований и работ в области психологии. В целом ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • деятельность в сфере деятельности и коммуникации;
  • жизненный опыт;
  • природных факторов;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся подробнее на их характеристиках.

Генетические факторы формирования личности. Они являются базовыми на начальных этапах развития ребенка, так как были получены при рождении. Дело в том, что наследственные характеристики являются основой формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах личности, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и то, как он действует в окружающем мире.Генетическая наследственность во многом объяснит индивидуальность, отличие от других, так как с позиции наследственности не бывает идентичных субъектов.

Культурные факторы формирования личности. В любом цивилизованном обществе есть определенный набор социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех представителей этой культуры. Поэтому постепенно формируется образцовая личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно прививать каждому из своих членов. Следовательно, в любом обществе с помощью культуры будет сформирован человек, легко идущий на контакты и сотрудничество.Если такие стандарты недоступны, это поставит испытуемого в ситуацию культурной неопределенности.

Естественные факторы формирования личности — это влияние на развитие человека. Очевидно, что климатические условия постоянно действуют на поведение, участвуя в его формировании. Важного в этом процессе очень много. Итак, люди, выросшие в разных климатических условиях, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей.Окружающая природа воздействует постоянно, благодаря чему структура личности меняется.

Самую большую группу составляют социальные группы факторов формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится личностью. Социальная среда влияет на процесс социализации, благодаря чему индивид усваивает нормы группы и происходит формирование его «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько разных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее.Он может быть как первичным, происходящим в семье, так и вторичным, что реализуется в социальных учреждениях (дошкольные учебные заведения, школы, колледжи, университеты и трудовые организации). Если происходит безуспешная социализация личности по существующим культурным законам и нормам, в последних могут развиваться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие человеческого опыта.Суть их воздействия такова: каждый может попасть в самые разные ситуации, во время которых он испытает внешнее влияние. Последовательность таких моментов уникальна для каждого. Но в результате этих ситуаций каждый человек будет предвидеть любые события, основанные на негативном или позитивном опыте. Следовательно, если рассматривать основные факторы формирования личности, то уникальный индивидуальный опыт станет основополагающим.

,

3 основных фактора, влияющих на развитие личности

Эта статья проливает свет на три основных фактора, влияющих на развитие личности. К факторам относятся: 1. Биологические факторы 2. Культурные детерминанты личности 3. Влияние семьи на развитие личности.

Фактор № 1. Биологические факторы :

В целом влияние биологических факторов на структуру личности ограничено и косвенно.

Биологические факторы включают генетические, наследственные факторы, внешний вид и телосложение, а также скорость созревания.

Большинство этих факторов подробно обсуждалось в главе, посвященной развитию, в этой книге. На развитие личности такие характеристики, как агрессивность, нервозность, робость и общительность, сильно зависят от генетической одаренности.

Конституция, которая также во многом определяется наследственностью, влияет на личностные характеристики человека и косвенно влияет на его развитие личности.Дети, надежно классифицируемые как активные, умеренно активные или тихие, на самом деле являются различиями, связанными с наследственными способностями, хотя обучение и обучение могут вызывать заметные изменения. Здесь окружающая среда и культура играют решающую роль.

Влияние, оказываемое внешним видом и телосложением, подробно обсуждалось в разделе физического развития и не нуждается в повторении. Следует только отметить, что любой недостаток внешнего вида или телосложения может быть компенсирован другими достижениями, достигнутыми в жизни человека.

Скорость взросления — еще один важный фактор, вызывающий поразительные различия в разных возрастах, в которых ребенок достигает, в зависимости от хронологического развития. Различия в поведении заметны у относительно зрелых или незрелых подростков того же возраста.

Это различие может быть связано с тем, что подросток находится в различной социально-психологической среде. Поздно созревающий мальчик выглядит моложе своего возраста и, вероятно, будет рассматриваться и рассматриваться как незрелый другими, в то время как рано созревающий мальчик, вероятно, будет более взрослым в социальном и эмоциональном плане.

Но следует проявлять осторожность, переоценивая влияние физических характеристик на развитие личности. Потому что, хотя скорость взросления и связанные с этим факторы могут влиять на развитие личности, взаимосвязь между физическим обликом и психологическими характеристиками не очень жесткая и категоричная. На отношения может влиять огромное количество сложных взаимодействующих факторов, определяющих структуру личности человека.

Фактор № 2.Культурные детерминанты личности :

С точки зрения развития личности наиболее значимым аспектом мира человека является его социальная среда. Все люди живут в обществе, во взаимодействующей группе людей, и каждое общество имеет особую культуру, совокупность накопленных знаний, характерный образ мышления, чувства, отношения, цели, идеалы и систему ценностей.

Культура регулирует нашу жизнь и влияет на развитие личности на каждом этапе, в первую очередь, предписывая и ограничивая то, что ему потребуется приобрести для развития своей личности.Такая культура ожидает и обучает своих членов вести себя так, как это приемлемо для группы. В каждой культуре есть свои концепции, потребности и особые методы воспитания детей, а также набор ожиданий в отношении моделей одобренного поведения.

Существуют культурные различия в методах достижения таких целей, как сохранение группы и поддержание солидарности, или для удовлетворения основных потребностей ее членов. Существуют культурные предписания для различных типов воспитания детей в соответствии с потребностями различных групп.Опять же, существуют социальные классовые различия — дети из разных социально-экономических слоев различаются по структуре личности, поведению и установкам.

Они различаются по мотивации достижения — основной потребности, ведущей к успеху в жизни. Родители из среднего класса, как правило, сильно придают особое значение достижениям, а родители из низшего класса — нет. Социологический анализ показывает, что у ребенка из низшего класса мало развита способность «откладывать удовлетворение», потому что для него будущее неопределенно.Следовательно, различия в социальном классе приводят к установлению разнообразных целей, способов и методов в развитии социального поведения и, таким образом, заставляют людей варьироваться в развитии личности.

Фактор № 3. Влияние семьи на развитие личности :

Конечной целью развития личности является развитие социального поведения у детей. Социализация — это процесс, посредством которого отдельный младенец приобретает поведенческие возможности и, в конечном итоге, те модели поведения, которые являются обычными и приемлемыми в соответствии со стандартами его семьи и социальной группы.Он начинает усваивать эти модели социального поведения из ближайшего окружения и постепенно из широкого диапазона расширенных сред.

Первое социальное обучение ребенка происходит дома, и его самый ранний опыт общения с семьей, особенно с матерью, имеет решающее значение для определения его отношения к другим людям и его ожиданий от них. Мать остается для него самой важной, потому что она удовлетворяет его основные потребности в пище, в облегчении его боли и источнике удовольствия, в тепле.Вскоре младенец учится искать мать и приближаться к ней всякий раз, когда он голоден, испытывает боль и дискомфорт.

Если мать заботится о ребенке и удовлетворяет его потребности быстро и эффективно, она вознаграждает ребенка за его «подходящие» ответы, и они, вероятно, будут повторяться. Позитивные ответы подхода затем постепенно распространяются и на других людей, и у ребенка развивается позитивное социальное отношение. Как мы видели в теории Эриксона, самые ранние взаимодействия между матерью и ребенком закладывают основу для развития у ребенка доверия и недоверия к миру.Это приводит к тому, что доверие и недоверие распространяются на других, когда ребенок вырастает.

Почти все теоретики развития личности утверждают, что ранние отношения матери и ребенка влияют не только на непосредственное поведение ребенка, но и на его последующее и долгосрочное приспособление.

Также учитывается практика воспитания детей как влияющая на развитие личности. Отношение родителей (в процессе воспитания детей) к растущей независимости ребенка и их реакции на исследования и любопытство сильно влияет на развитие важных мотивов, таких как любопытство и стремление к автономии, независимости, мастерству, компетентности и достижениям. а также интеллект.Это очевидно из различных межкультурных исследований практики воспитания детей и их влияния на поведение детей.

Доброжелательные и доброжелательные родители позволят своему ребенку свободно исследовать и исследовать, поощряя и поощряя его любопытство и независимое поведение. В результате их дети будут активно манипулировать своим окружением, тем самым развивая уверенность в себе, спонтанность и стремление к господству над своим окружением.

Родители, которые жестко ограничивают своих детей в изучении и манипулировании окружающей их средой, а также препятствуют развитию мотивации к автономии, в конечном итоге приводят к зависимому поведению ребенка.Тот же результат дает, когда матери становятся чрезмерно заботливыми. Чрезмерно защищенные дети, как правило, становятся покорными, уступчивыми, а иногда и пассивными.

Влияние различных типов домашней атмосферы на личностные характеристики было изучено в кросс-культурном контексте, и результаты исследования показывают, что дети из демократических семей, для которых характерна общая вседозволенность, часто разговаривают с детьми, уделяя особое внимание принятию решений ребенком. , решение проблем и помощь в рационализации поведения — приведут к укреплению их (детей) силы эго и сильной самооценки в будущем.

Напротив, дети, воспитывающиеся в авторитетных (контролируемых, ограниченных) домах, в домах с четкими правилами, запретами и ограничениями, как правило, тихие, воспитанные, застенчивые, социально неуверенные дети. Дети из очень «снисходительных» семей демонстрируют почти такое же поведение, когда вырастают, как это показывают ограниченные и чрезмерно защищенные дети.

Таким образом, можно предположить, что черты, развивающиеся в ходе развития личности, в целом и в целом зависят от взаимодействия биологических, культурных и социальных факторов и благоприятной среды, обеспечиваемой семьей и обществом.

Приведенные выше прогнозы (полученные в результате различных исследований) являются лишь обобщениями и не являются абсолютно окончательными. Большинство черт, приобретаемых ребенком в будущем, зависит от многих других факторов, с которыми он сталкивается в своей жизни, его собственного восприятия и реакции на них. На поведение маленького ребенка может повлиять реакция его сверстников. В детстве изменения личности действительно происходят часто, потому что на этом этапе характеристики личности не являются фиксированными или неизменными.

По мере того, как его мир расширяется, ребенок сталкивается с множеством новых ситуаций и сталкивается с множеством новых социальных взаимодействий, которые могут вызвать радикальные изменения в структуре личности и поведении. Даже простое социальное обучение и формальное обучение установкам и ценностям в надлежащих учебных ситуациях, таких как школа и другие учебные заведения, играют важную роль в влиянии на изменение и развитие личности.

.

человек | Определение, типы, природа и факты

Личность , характерный образ мышления, чувств и поведения. Личность охватывает настроения, отношения и мнения и наиболее ярко выражается во взаимодействии с другими людьми. Он включает в себя поведенческие характеристики, как врожденные, так и приобретенные, которые отличают одного человека от другого и которые можно наблюдать в отношении людей к окружающей среде и социальной группе.

Термин «личность» был определен по-разному, но как психологическое понятие развились два основных значения.Первый касается постоянных различий, существующих между людьми: в этом смысле изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно стабильных психологических характеристик человека. Второе значение подчеркивает те качества, которые делают всех людей похожими и отличают психологического человека от других видов; он побуждает теоретика личности искать среди всех людей те закономерности, которые определяют природу человека, а также факторы, влияющие на течение жизни.Эта двойственность может помочь объяснить два направления, выбранных в исследованиях личности: с одной стороны, изучение все более специфических качеств людей и, с другой стороны, поиск организованной совокупности психологических функций, которая подчеркивает взаимодействие между органическими психологические события внутри людей и те социальные и биологические события, которые их окружают. Двойное определение личности переплетается с большинством тем, обсуждаемых ниже. Однако следует подчеркнуть, что ни одно определение личности не нашло всеобщего признания в этой области.

Можно сказать, что изучение личности берет свое начало в фундаментальной идее о том, что люди отличаются характерными индивидуальными моделями поведения — отличительными способами, которыми они ходят, разговаривают, обставляют свои жилые помещения или выражают свои побуждения. Каким бы ни было поведение, персонологи — как называют тех, кто систематически изучает личность — изучают, как люди различаются в способах самовыражения, и пытаются определить причины этих различий. Хотя другие области психологии исследуют многие из тех же функций и процессов, таких как внимание, мышление или мотивация, персонолог делает акцент на том, как эти различные процессы сочетаются друг с другом и интегрируются, чтобы дать каждому человеку отличительную идентичность или личность.Систематическое психологическое исследование личности возникло из ряда различных источников, включая психиатрические тематические исследования, посвященные жизни в бедственном положении, философию, исследующую природу человека, а также физиологию, антропологию и социальную психологию.

Систематическое изучение личности как узнаваемой и отдельной дисциплины в психологии, можно сказать, началось в 1930-х годах с публикации в Соединенных Штатах двух учебников: Психология личности (1937) Росс Стагнер и Личность: Психологическая интерпретация (1937) Гордона У.Олпорт, за которым последовала книга Генри А. Мюррея «Исследования личности » (1938), содержащая ряд экспериментальных и клинических исследований, и комплексный и всеобъемлющий текст Гарднера Мерфи « Личность: биосоциальный подход к происхождению и структуре » (1947). , Тем не менее, персонология может проследить свое происхождение от древних греков, которые предложили своего рода биохимическую теорию личности.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Теории физиологического типа

Идея о том, что люди попадают в определенные категории типов личности в зависимости от физических характеристик, заинтриговала многочисленных современных психологов, а также их коллег в древности. Однако идея о том, что люди должны принадлежать к тому или иному жесткому классу личности, в значительной степени отвергается. Здесь рассматриваются два общих набора теорий: гуморальная и морфологическая.

Гуморальные теории

Возможно, самая старая из известных теорий личности содержится в космологических трудах греческого философа и физиолога Эмпедокла и связанных с ними размышлениях врача Гиппократа.Космические элементы Эмпедокла — воздух (со связанными с ним качествами, теплый и влажный), земля (холодный и сухой), огонь (теплый и сухой) и вода (холодный и влажный) — были связаны со здоровьем и соответствовали (в указанном выше порядке) ) к физическому юмору Гиппократа, которые были связаны с вариациями темперамента: кровь (сангвинический темперамент), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик) и мокрота (флегматик). Эта теория, согласно которой химия тела определяет темперамент, в той или иной форме просуществовала более 2500 лет.Согласно этим ранним теоретикам, эмоциональная стабильность, а также общее состояние здоровья зависят от надлежащего баланса между четырьмя телесными юморами; избыток одного может вызвать конкретное телесное заболевание или преувеличенную черту личности. Таким образом, от человека с избытком крови можно ожидать сангвинического темперамента, то есть оптимизма, энтузиазма и возбудимости. Считалось, что слишком много черной желчи (возможно, темной крови, смешанной с другими выделениями) вызывает меланхолический темперамент.Избыток желтой желчи (выделяемой печенью) может вызвать гнев, раздражительность и «желтушный» взгляд на жизнь. Утверждалось, что обилие мокроты (секретируемой в дыхательные пути) делает людей флегматичными, апатичными и сдержанными. По мере развития биологической науки эти примитивные представления о химии тела были заменены более сложными идеями и современными исследованиями гормонов, нейротрансмиттеров и веществ, вырабатываемых в центральной нервной системе, таких как эндорфины.

Морфологические теории (типы телосложения)

К биохимическим теориям относятся те, которые различают типы личностей на основе формы тела (соматотип). Такую морфологическую теорию разработал немецкий психиатр Эрнст Кречмер. В своей книге Physique and Character , впервые опубликованной в 1921 году, он писал, что среди его пациентов хилое, довольно слабое (астеническое) телосложение, а также мускулистое (спортивное) телосложение часто были характерны для больных шизофренией, в то время как короткое, округлое (пикническое) телосложение часто встречается у пациентов с маниакально-депрессивным расстройством.Кречмер расширил свои выводы и утверждения в теории, которая связывает телосложение и личность всех людей, и написал, что стройное и изящное телосложение связано с интроверсией, в то время как те, у кого округлые, более тяжелые и короткие тела, как правило, циклотимичны, то есть капризны, но часто экстравертированы. и веселый.

Несмотря на ранние надежды на то, что типы телосложения могут быть полезны при классификации личностных характеристик или при идентификации психиатрических синдромов, отношения, наблюдаемые Кречмером, не нашли убедительного подтверждения эмпирическими исследованиями.В 1930-х годах более подробные исследования, проведенные Уильямом Х. Шелдоном в США, разработали систему для присвоения людям трехзначного номера соматотипа, каждая цифра которого находится в диапазоне от 1 до 7. Каждая из трех цифр относится к одной из трех цифр Шелдона. составляющие телосложения: первый — мягкому круглому эндоморфу, второй — квадратному, мускулистому мезоморфу; а третий — линейному, тонкокостному эктоморфу. Таким образом, крайним эндоморфом будет 711, крайним эктоморфом 117 и средним человеком 444.Затем Шелдон разработал список из 20 признаков, в котором были выделены три отдельные категории поведения или темперамента. Трехзначная шкала темперамента оказалась в значительной степени связана с профилем соматотипа, ассоциация, которая не заинтересовала персонологов.

Также в 1930-е годы исследования личности начали рассматривать более широкий социальный контекст, в котором жил человек. Американский антрополог Маргарет Мид изучила модели сотрудничества и конкуренции в 13 примитивных обществах и смогла зафиксировать широкие различия в этом поведении в разных обществах.В своей книге «Секс и темперамент в трех примитивных обществах » (1935) она показала, что мужественность не обязательно выражается через агрессивность и что женственность не обязательно выражается через пассивность и покорность. Эти продемонстрированные вариации подняли вопросы об относительной роли биологии, обучения и культурных факторов в характеристиках личности.

.

Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме человеческого развития и социализации посвящено большое количество научных исследований и работ в области психологии. В целом ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • деятельность в сфере деятельности и коммуникации;
  • жизненный опыт;
  • природных факторов;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся подробнее на их характеристиках.

Генетические факторы формирования личности. Они являются базовыми на начальных этапах развития ребенка, так как были получены при рождении. Дело в том, что наследственные характеристики являются основой формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах личности, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и то, как он действует в окружающем мире.Генетическая наследственность во многом объяснит индивидуальность, отличие от других, так как с позиции наследственности не бывает идентичных субъектов.

Культурные факторы формирования личности. В любом цивилизованном обществе есть определенный набор социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех представителей этой культуры. Поэтому постепенно формируется образцовая личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно прививать каждому из своих членов. Следовательно, в любом обществе с помощью культуры будет сформирован человек, легко идущий на контакты и сотрудничество.Если такие стандарты недоступны, это поставит испытуемого в ситуацию культурной неопределенности.

Естественные факторы формирования личности — это влияние на развитие человека. Очевидно, что климатические условия постоянно действуют на поведение, участвуя в его формировании. Важного в этом процессе очень много. Итак, люди, выросшие в разных климатических условиях, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей.Окружающая природа воздействует постоянно, благодаря чему структура личности меняется.

Самую большую группу составляют социальные группы факторов формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится личностью. Социальная среда влияет на процесс социализации, благодаря чему индивид усваивает нормы группы и происходит формирование его «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько разных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее.Он может быть как первичным, происходящим в семье, так и вторичным, что реализуется в социальных учреждениях (дошкольные учебные заведения, школы, колледжи, университеты и трудовые организации). Если происходит безуспешная социализация личности по существующим культурным законам и нормам, в последних могут развиваться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие человеческого опыта.Суть их воздействия такова: каждый может попасть в самые разные ситуации, во время которых он испытает внешнее влияние. Последовательность таких моментов уникальна для каждого. Но в результате этих ситуаций каждый человек будет предвидеть любые события, основанные на негативном или позитивном опыте. Следовательно, если рассматривать основные факторы формирования личности, то уникальный индивидуальный опыт станет основополагающим.

p> p >> ,

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *