1.5.5. Факторы, способствующие и препятствующие творчеству
В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. В обобщенном виде выделяют шесть таких условий:
Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.
Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.
Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.
Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного «Я». В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувства успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого сугубо индивидуален.
Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению [6].
Препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточное развитие способностей, но и в частности:
Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.
Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. Приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают сознаваться.
Боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления.
Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе.
Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.
Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшая уже существующие решения.Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами.
Есть два конкурирующих способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим [6].
Эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется примененной на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия маловероятна, тем более что творческое мышление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов [6].
Делая выводы, можно сказать следующее: в современной психологии нет единого варианта определения понятия творчества, но существуют общие характеристики, присущие креативности. Творческая деятельность человека направлена на создание нового и оригинального.
Творчество неразрывно связано с творческим мышлением, которое, в свою очередь характеризуется оригинальностью, гибкостью, легкостью в решении задач.
На пути развития творческого мышления необходима сознательная работа над преодолением ряда противоречий.
Факторы творческого мышления
Д. Креч, Р. Крачфилд и Н. Ливсон выделили следующие факторы творческого решения задач.
Ситуационные факторы творческого решения задач:
1. Модель задачи может способствовать или препятствовать решению задачи. Модель задачи – это пространственное расположение элементов проблемной ситуации. Например, если для решения задачи объект А должен быть виден как часть объекта Х, а он расположен как часть объекта У, то решение будет затруднено. Этот эффект наиболее характерен для знакомых объектов, которым в процессе решения нужно давать новую интерпретацию. Близость объектов будет усиливать устойчивость их привычных значений и мешать решению задачи, следовательно нужно пространственно разделить функционально связанные объекты, что облегчит видение их нового применения.
Часто в непосредственно данной проблемной ситуации отсутствуют объекты, необходимые для решения. В таком случае полезно решать родственные задачи. Модель родственной задачи может включать объекты, нужные для решения основной.
2. Временная организация и установка. Влияние установки (бессознательного) на решение задач изучалось в эксперименте А.С. Лачинса. Учащимся предлагалось решать последовательность сходных арифметических задач, например: «Имеется 3 сосуда емкостью в 21, 127 и 3 литра. Как с их помощью отмерить 100 л воды?». Решение заключается в том, чтобы сначала налить воды в самый большой сосуд, а затем отлить из него с помощью меньших сосудов 21 л и 2 раза по 3 л. Таким же способом решались последующие 5-6 задач. Затем (без предупреждения) учащимся предлагались задачи, которые можно было бы решить другим, более простым способом. Например: «Имеется 3 сосуда емкостью в 23, 40 и 3 л. Как отмерить с их помощью 20 л воды?». Испытуемые решали задачу так: сначала наливали воду в сосуд объемом 40 л, затем отливали из него 23 л, а потом вновь доливали необходимые 3 л. Те учащиеся, которые не решали предварительной серии задач, решали эту задачу более простым способом – путем простого вычитания 3 л из сосуда емкостью 23 л.
Результаты этого эксперимента показывают, что решение определенного числа задач одним способом побуждает испытуемого использовать тот же способ для решения последующих задач, даже если этот способ становится неэффективным.
Чем больше усилий мы вкладываем в открытие некоторого принципа решения задачи, тем с большей вероятностью мы будем придерживаться его в дальнейшем. Возникает стереотип мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления этого стереотипа – на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем посмотреть на нее свежим взглядом.
3. Эмоциональные и мотивационные состояния. Эксперименты В. Рея: одной половине испытуемых («неудачники») сначала была предъявлена задача, в которой не было правильного решения. Эта группа работала над фрустрирующей задачей в течение 12 минут до предъявления настоящей, решаемой задачи. Другая половина испытуемых (контрольная группа) решала настоящую задачу сразу. В результате 49% «контрольных» испытуемых и только 32% «неудачников» решили задачу за установленное время. Интеллектуальные способности человека страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей.
Э. Левитт утверждает, что успех также может ухудшать решение задач. В экспериментах на установку типа «сосуды с водой» как «поощряемая», так и «стрессовая» группы испытуемых гораздо дольше продолжали применять неэффективный способ решения, чем это делали испытуемые «умеренно стрессовой группы». Т.е., когда интенсивность мотивации решающего задачу увеличивается, то эффективность его работы также увеличивается, но до определенных границ. После этого повышение мотивации приведет к снижению эффективности решения задач. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
Личностные факторы творческого решения задач:
1. Знания. С одной стороны, чем больше знаний человек получил в прошлом, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач – для решения трудной задачи необходимы специальные знания; чем больше известно нам различных значений исследуемого объекта, тем с большей гибкостью мы будем использовать этот объект в попытках решить задачу.
С другой стороны, знания могут ограничивать нас, приучать к использованию традиционных, стереотипных значений объекта. Чем меньше знаний человек получил в прошлом, тем легче ему найти необычную, оригинальную идею решения. Например, некоторые ученые добивались значительных творческих успехов в новых для себя областях – они задавали глубокие и проницательные вопросы, позволяющие увидеть новые пути решения старых и трудных проблем.
Люди с относительно низким интеллектом легче формируют эффект установки. Дети с высоким интеллектом по сравнению с детьми с низким интеллектом демонстрируют лучшее умение проверять свои пробные гипотезы и в итоге отвергают все неверные решения. Также дети с высоким интеллектом, решая сложные задачи, выдвигают и проверяют гипотезы, отвечающие некоторому основному принципу, и с большей вероятностью достигают «ага» — решений. Дети с нормальным интеллектом, напротив, рассматривают несколько гипотез и продвигаются в решении постепенно.
2. Личность. Людей, хорошо решающих задачи, отличают такие характеристики, как гибкость, инициатива и уверенность. Конформность связана с малой продуктивностью решения задач. При равенстве интеллектов конформные студенты решают задачи гораздо хуже, чем независимые в своих суждениях студенты.
Исследовались личностные характеристики людей, ярко проявлявших творческие способности в своей работе (архитекторы, художники, математики, ученые, бизнесмены). Было установлено, что творческие люди не обязательно обладают значительными интеллектуальными преимуществами (хотя их интеллектуальный уровень достаточно высок). Не все творческие люди хорошо успевали в школе. В творческих людях смешиваются личностная зрелость и некоторые детские черты (В. Чемберс). Так, творческий человек склонен к самоуверенности, доминированию в своих отношениях с другими, он быстро берет и упорно поддерживает инициативу. Он редко считается с мнением других и не ждет от них одобрения своей работы. Отличается независимостью в суждениях, нонконформизмом. Он открыт опыту и бывает крайне резок к своим и чужим недостаткам. Творческий человек способен сочетать в себе удивление, воображение и честность ребенка с познавательными навыками зрелого и реалистичного взрослого.
Препятствия для творческого мышления, выделенные Г. Линдсеем, К. Халлом и Р. Томпсоном:
- Конформизм — доминирующее над творчеством стремление быть похожим на других людей. Боязнь оказаться, «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях. Может возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его фантазии не находят поддержки у взрослых.
- Цензура (особенно внутренняя — superego). Боязнь собственных идей приводит к пассивному реагированию на окружающее и отсутствию попыток творческого решения возникающих проблем. Иногда нежелательные мысли подавляются до такой степени, что вообще перестают осознаваться.
- Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
- Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Например, новые идеи с большей вероятностью возникают во время отпуска.
Психология мышления. — Особенности и условия творческого мышления.
Страница 34 из 42
Особенности и условия творческого мышления.
Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и, препятствующие нахождению правильного решения.
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
В. Образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое было предложено Дж.Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.
1. Если в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения. При встрече с новой задачей человек стремится применить его в первую очередь.
2. Чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.
3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу указанных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи. Один из способов преодоления такого сложившегося стереотипа состоит в том, чтобы на некоторое время вообще прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней с твердой установкой пробовать для поиска решения только новые пути.
4. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению, обычно связанному с риском для собственного “Я”. В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.
5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задачдостигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
6. Чем больше знаний имеет человек, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Однако соответствующие знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.
У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные “детские” черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках.
Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1) склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках;
2) боязнь оказаться “белой вороной” среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно “правильных” наиболее распространенных, общепринятых мнений;
3) боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры довольно распространено следующее мнение: критиковать человека — значит быть по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с детства учим своих детей, совершенно не думая о том, что в данном случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств происходит за счет утраты другого, не менее ценного свойства: сметь, иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным;
4) боязнь возмездия со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы обычно вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко выступаетв качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления;
5) завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали или создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими людьми, причем настолько, что у нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе;
6) высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи;
7) есть два конкурирующих между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышленue связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.
Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает собственную идею, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо.
Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и “детских” черт характера.
15 ключей к развитию способностей
Автор: Александр Хайем (Alexander Hiam), бакалавр Гарвардского университета, корпоративный консультант и разработчик учебных программ для повышения квалификации сотрудников компании General Motors. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского.
На нашу креативность влияют множество факторов. Трудно или даже невозможно работать над каждым фактором, который может влиять на творческие способности человека. Вместо этого лучше сосредоточиться на тех, которые нужны вам в данный момент.
Реалистичность целей — важнейшее обстоятельство в процессе развития собственной креативности, и вы должны выбирать их самостоятельно. Рассматривайте все последующие пункты как длинный перечень, на основе которого необходимо сделать свой выбор.
1. Знание
Знакомство с методами творческого мышления: мозговой штурм, генерация идей по ассоциации со словом, изучение и создание обратных допущений. Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи.
2. Контроль
Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. Отсутствие контроля приводит к беспомощности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля. Работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов.
Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности.
3. Уверенность
Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи и инсайты, расширяет его креативность. Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач.
4. Открытость мышления
Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления, ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним.
5. Опыт
Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть.
Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. Лучший способ приобрести необходимые навыки — применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям.
6. Модели поведения
Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они — очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь.
Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными (некоторые преподаватели и учителя очень творчески подходят к разработке новых программ). Если возможно, попытайтесь понаблюдать за тем, как они работают.
7. Эмоциональная сила
Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Они готовы использовать творческий подход, когда он больше всего необходим для решения проблем.
Чтобы усилить эмоциональную «упругость», используйте поддержку окружающих. Снижайте воздействие стрессов с помощью релаксации или психологических консультаций. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким.
8. Широкий кругозор
Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути.
9. Независимость
Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным. Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо.
Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения. Научитесь отдавать себе отчет в тех случаях, когда некритично поддаетесь чужому влиянию.
10. Упорство
Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы (подобно многим людям) привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство.
Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание. Заставьте себя практиковать упорство, и в результате вы выиграете, естественным образом став более упорным и творчески мыслящим человеком.
11. Способность к сопереживанию
Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы).
Постарайтесь разрушить все барьеры, препятствующие комфортному сотрудничеству. Например, жесткая, формальная обстановка создает барьер на пути к сопереживанию. В нейтральной, способствующей раскрепощению среде проще слушать и сопереживать окружающим.
12. Отношение к себе
Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе — это скорее поведение, чем талант, и люди, чувствующие в себе творческую силу, действуют креативно.
Если вы не ощущаете в себе творческого начала (и не ощутите, пока не разовьете привычку быть креативным), то поставьте перед собой задачу во всем подражать очень креативному человеку. Например, скажите себе, что вы будете подходить к проблеме так, как к ней мог бы отнестись художник или режиссер. Креативная модель поможет вам научиться относиться к себе, как к творческому человеку.
13. Изобретательность
Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Изобретательство — хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни.
Изобретать — это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома. Например, по дороге на работу вы можете потратить несколько минут на размышления о новом способе доехать из дома в офис и назад, который позволил бы сэкономить время и избежать пробок. Приехав на работу, вы уже будете готовы применить свою креативность к более серьезной проблеме.
14. Смелость
Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика.
Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? Ведь вы не альпинист, который может сорваться со скал, и не аквалангист, который при слишком быстрой декомпрессии может умереть от судорог, и не шпион, один неправильный ответ которого может привести к разоблачению врагом.
Творческая неудача не приведет к катастрофе. Вы лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности. Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого.
15. Дисциплина
Несмотря на то что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов.
Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь.
Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными.
Изучите практические приемы стимулирования мышления, выработки и генерации новых идей в курсе «Креативность и интеллект: развитие творческих и аналитических способностей»:
Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс
Личностные особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте
2020 №5 — перейти к содержанию номера…
Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/62psmn520.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 356.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мишанкина Н.А. Личностные особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №5, https://mir-nauki. com/PDF/62PSMN520.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Личностные особенности творческого мышления в младшем школьном возрасте
Мишанкина Наталья Анатольевна
БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
Доцент
Кандидат психологических наук
E-mail: [email protected]
Аннотация. В работе анализируется проблема личностных особенностей творческого мышления в младшем школьном возрасте. Показано, что существует определенная взаимосвязь между личностными характеристиками и творческими компонентами мышления младших школьников. Выявлены личностные факторы, помогающие и препятствующие развитию творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Экспериментально доказано, что вербальное и невербальное творческое мышление в младшем школьном возрасте развиваются как отдельные процессы, не взаимосвязанные между собой. Показано, что у детей младшего школьного возраста лучше развиты невербальные компоненты творческого мышления, а вербальные компоненты отстают в развитии. Наличие высокого уровня невербального творческого мышления не гарантирует столь же высокого уровня вербального творческого мышления у учеников младших классов.
В исследовании выявлены особенности личностных проявлений, присущие младшим школьникам с высоким и низким уровнем вербального и невербального творческого мышления. Показано, что наиболее выраженные личностные качества младших школьников лежат в основном в области эмоционально-волевой регуляции поведения. В результате анализа выявлены личностные характеристики, положительно взаимосвязанные с творческим мышлением младших школьников. Это открытость к новому, доброжелательность, участливость, независимость от других, доминирование, уверенность в себе, спокойствие.
Рассмотрение личностных детерминант творческого мышления дает необходимую ориентацию для педагогов и психологов в характере личностных аспектов творческого развития ребенка младшего школьного возраста и позволяет целенаправленно строить учебно-воспитательный процесс.
Ключевые слова: творческое мышление; младший школьный возраст; личностное развитие младшего школьника; творческие способности в младшем школьном возрасте; вербальное творческое мышление; невербальное творческое мышление; личностные особенности творческого мышления
Скачать
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2658-6282 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.
ШКОЛА ЛИДЕРСТВА
Актуальность программы обусловлена тем, что любое прогрессивное общество нуждается в специалистах с высоким лидерским потенциалом. Однако детальный анализ образовательной практики выявил дефицит научно обоснованного содержания подготовки будущих специалистов в разных областях к лидерству. Наличие этого противоречия обусловлено тем, что до сих пор в системе образования не существует системы специальной подготовки, предусматривающей целенаправленное развитие и поддержку лидеров. Кроме того, в содержании образования не ставится конкретная задача развития и воспитания молодых лидеров, способных в дальнейшем к руководящей и управленческой деятельности. Также отсутствуют специальные дисциплины в обучении разным профессиям, направленные на знакомство и усвоение теории лидерства и развитие лидерских качеств. Таким образом, одним из способов выхода из создавшейся ситуации может стать активное внедрение и широкое распространение изложенного в данной программе «школа лидерства» для активных слоев подростков и молодежи, лидеров ученического самоуправления, членов детского общественного совета Ставропольского края.
Обучение по программе «Школа Лидерства» позволяет отчасти решить обозначенную проблему. В процессе обучения ребята осваивают основы лидерства, рассмотрев его методологические, теоретические и практические вопросы. Несомненно, чтобы стать истинным лидером необходимо достичь соответствующего уровня культуры, образования, жизненного опыта и профессионализма, но знание основ обеспечит молодым людям, будущим специалистам более ясную картину пути в этом направлении.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что возрастные особенности старших школьников предполагают формирование лидерских качеств, которые проявляются как средство самоопределения личности, самоутверждения молодежи в активной социальной роли. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков; а также, если обеспечено развитие их лидерских качеств. В этом возрасте наиболее ярко выражена социальная активность старшеклассников, которая заключается в мотивации к деятельности в социально значимых делах. Следствием этого явилась чрезвычайная востребованность подготовки лидеров, ориентированных на деятельность в общественных объединениях.
Новизна программы состоит в том, что данная комбинированная программа с применение очно-заочной и элементов дистанционной формы обучения ориентирует подростков на ценности профессионализма, творчества, социальной активности. Программа предполагает создание условий для расширения знаний, нацелена на развитие коммуникативных навыков, навыков «представительства», повышения психологической и эмоциональной устойчивости личности. Программа предполагает обучение компетентному руководству собой и другими людьми на предприятиях, в организациях, в бизнесе, в политике, в образовании.
Harvard Business Review Россия
Едва ли существуют человеческие качества, столь же востребованные и ценимые, как творческое мышление — способность придумывать оригинальные и полезные идеи. В то же время справедливо и то, что креативность связана с широким спектром отрицательных черт характера, о которых говорят редко. Всем, кто хочет оставаться в гармонии со своим творческим началом и понимать его в других людях, важно знать об этих темных сторонах.
Во-первых, исследования установили связь между созидательными способностями и отрицательными эмоциями. Чтобы творить, вовсе не обязательно пребывать в подавленном состоянии (важно подчеркнуть, что непреодолимая депрессия — фактор скорее деструктивный, чем продуктивный). Однако, увы, расхожий стереотип, что художники склонны к хандре и перепадам в настроении, частично подтверждается опытом. Как однажды заметил Ницше: «Лишь тот, кто вынашивает в себе хаос, способен родить танцующую звезду». В среднем, эмоционально уравновешенные люди могут быть слишком довольны жизнью, чтобы испытывать потребность в творчестве. В конце концов, зачем что-то менять, если тебя все устраивает?
Во-вторых, в самой модели мышления, которая стоит за творческим процессом, заложены качества, препятствующие нормальной адаптации. Например, одним из основных условий креативности является неспособность подавить случайные мысли и неуместные идеи. К тому же творчески мыслящие люди зачастую более импульсивны.
Также недавно была обнаружена связь между творческими способностями и склонностью ко лжи. Предположительно, причина этого кроется в том, что обман помогает людям творчески искажать реальность. Это, конечно, вовсе не значит, что все креативные люди неэтичны по своей природе. Дело скорее в том, что они плохо переносят скуку и обыденность, а их живое воображение снабжает их более изощренными интеллектуальными средствами, которые позволяют им обманывать себя и окружающих.
Следует отметить, что во многих случаях эта способность используется во благо других людей. Выдающиеся бизнесмены могут применять подобные навыки, чтобы убеждать окружающих в правоте своих идей. (Помните знаменитую фразу Стива Джобса — «поле искажения реальности»?) Возможно, предпринимательский талант требует некоего особого дара видеть то, чего нет — и чему пока нет никаких причин существовать в нынешней реальности — и превращать это в привлекательные концепции, а в дальнейшем — в продукты и услуги для окружающих.
Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет
Исследователи обнаружили, что творческие личности также склонны к нарциссизму и это качество, как ни странно, помогает им добиваться значительных творческих успехов. То, что в этом есть смысл, понятно даже на интуитивном уровне. Нарциссы в основном сосредоточены на себе и, естественно, уделяют больше внимания развитию и проработке своих идей, не заботясь о том, чтобы угодить окружающим. Однако нужно заметить, что нарциссы обычно считают себя более креативными, чем они на самом деле являются, а большинство людей неспособны адекватно оценить чужие творческие способности. Поэтому я вполне допускаю, что в данном случае наблюдателей ввели в заблуждение непоколебимая уверенность и горячий энтузиазм, которые проявляли нарциссы в отношении своих идей. Это предположение подтверждает другое исследование, согласно которому выходит, что даже в тех случаях, когда нарциссы не отличаются большим творческим потенциалом, им все равно удается убедить окружающих в качестве своих идей. Так возникает эффект «самореализующегося предсказания» — ситуация, когда твердая уверенность в своих силах заставляет и других людей в конце концов в них поверить. (Это согласуется с тем, что нарциссизм часто связан с лидерством, в том числе в тех случаях, когда лидеры относятся к «визионерскому» или «предпринимательскому» типу.)
Даже, казалось бы, привлекательные черты творческих личностей нередко создают своим обладателям больше проблем, чем возможностей. Возьмем, например, нонконформизм — непременный атрибут креативности. Мы прославляем бунтарей в популярной культуре, однако в повседневной жизни мы давим на этих чудаков, подрывающих социальные устои, чтобы они стали такими же, как все. И несмотря на то что жажда риска и твердость духа перед лицом поражений кажутся нам крутыми и даже сексуальными идеями, на самом деле естественное человеческое стремление — любой ценой поддерживать статус-кво и делать нашу среду обитания как можно более предсказуемой и знакомой. Таким образом, по-настоящему творческие индивидуумы часто воспринимаются нами в качестве угрозы.
Читайте материал по теме: Может ли преуспеть приятный человек?
Безусловно, светлая сторона творческих способностей, как правило, затмевает их темную сторону. На личностном уровне креативность ассоциируется с широким спектром положительных эмоций, таких как непринужденность, высокая вовлеченность и позитивный настрой. Когда людей назначают на высокие посты и дают им самим решать сложные вопросы, их творческие силы пробуждаются в полной мере, принося им огромную пользу. На уровне коллектива поведение согласованных групп и межличностная синергия превращают креативность в самую настоящую инновацию — практическое выражение этого явления. А на уровне организации и общества в целом творческая мысль сеет семена прогресса и перемен. Без нее мы бы до сих пор жили в каменном веке.
Тем не менее, если бы креативность в действительности была столь привлекательным и желанным качеством, как об этом пишут в большинстве посвященных ей работ, то она бы была более распространена и не приводила бы к отрицательным последствиям для ее обладателей. Слишком часто многие из нас просто хотят «повысить свои творческие способности», не осознавая, в каких темных местах они рождаются и к каким трудностям в жизни могут привести. А в действительности творческое начало — штука сложная и весьма обременительная.
Читайте по теме:
6 препятствий к творческому мышлению и способы их преодоления
Читать 6 мин
Мнения, высказанные предпринимателями. участников являются их собственными.
Вы когда-нибудь чувствовали себя заблокированными и лишенными творчества или чувствовали, что не можете решить даже простую проблему?
У вас потрясающий творческий талант и навыки, вам просто нужно научиться раскрывать свои способности.Есть шесть основных препятствий для творческого мышления, которые могут помешать вам научиться совершенствовать свои навыки решения проблем для достижения успеха в бизнесе.
Если вы не узнаете кого-либо из них, они могут сдерживать вас.
1. Отсутствие направления от себя или других
Первым препятствием для творческого мышления является отсутствие четких целей и задач, записанных и сопровождаемых подробными письменными планами действий.
Когда вы становитесь кристально ясными в отношении того, чего вы хотите и как вы собираетесь этого достичь, ваш творческий ум оживает.Вы сразу же начинаете сверкать идеями и идеями, которые помогут вам двигаться вперед и совершенствовать свои творческие навыки.
2. Боязнь неудачи
Второе серьезное препятствие для творческого мышления — это страх неудачи или потери.
Это страх ошибиться, сделать ошибку или потерять деньги или время. Как оказалось, вас сдерживает не , а неудач. Вы терпели неудачи бесчисленное количество раз в жизни, и это не причинило вам постоянного ущерба.
Это возможность отказа, ожидание отказа, которое парализует действия и становится основной причиной неудач и неэффективного решения проблем.
3. Боязнь отказа
Третье серьезное препятствие для творческого мышления — это страх критики или страх насмешек, презрения или отвержения.
Это страх показаться глупым или глупым. Это вызвано желанием быть любимым и одобренным другими, даже людьми, которых вы не знаете или о которых не заботитесь.В результате вы решаете: «Если вы хотите поладить, вы должны согласиться».
Удивительно, как много людей живут неуспевающей и посредственной жизнью, потому что они боятся попытаться продать себя или свои идеи ради успеха.
Они боятся просить кого-нибудь купить или попробовать их продукт или услугу. Из-за этих опасений быть отвергнутыми и критикой они перестраховываются и соглашаются на гораздо меньшее, чем они на самом деле способны заработать.
4. Никогда не менять и не приспосабливаться к ситуации
Главное препятствие для творческого мышления называется «гомеостазом.«Это глубокое подсознательное желание оставаться в соответствии с тем, что вы делали или говорили в прошлом.
Это страх сделать или сказать что-то новое или отличное от того, что вы делали раньше. Этот гомеостатический импульс удерживает людей от того, чтобы они стали тем, кем они могли стать, и от достижения успеха.
В гомеостазе возникает непреодолимое бессознательное давление, которое возвращает вас к тому, что вы делали всегда.
К сожалению, эта тенденция вводит вас в вашу «зону комфорта».«Ваша зона комфорта со временем превращается в канавку, а затем в колею. Вы застряли. Весь прогресс останавливается. В мгновение ока вы начинаете использовать свои изумительные способности рационализации, чтобы оправдать отсутствие изменений.
Как говорит Джим Рон, «Единственная разница между колеей и могилой — это глубина».
Гомеостаз — главный убийца человеческого потенциала, который будет мешать вам добиться успеха.
5. Не думать проактивно
Пятое препятствие творческому мышлению на пути к успеху — это пассивность.Если вы не будете постоянно стимулировать свой ум новыми идеями и информацией, он потеряет свою жизненную силу и энергию, как мышцы, которые не тренируются.
Вместо активного и творческого мышления ваше мышление становится пассивным и автоматическим.
Основная причина пассивного мышления рутина . Большинство людей встают в одно и то же время каждое утро, следуют одному и тому же распорядку на работе, общаются по вечерам с одними и теми же людьми и смотрят одни и те же телевизионные программы.
В результате того, что они не испытывают постоянных проблем со своим умом, они становятся вялыми и самодовольными. Если кто-то предлагает или предлагает новую идею или способ действия, он обычно реагирует негативно и разочаровывается. Очень скоро они начинают чувствовать угрозу от любого предложения об изменении того, как все делалось в прошлом.
6. Вы рационализируете, но никогда не улучшаете
Шестое препятствие для творческого мышления — рационализация. Мы знаем, что люди — это разумных существ, но что это значит?
Быть рациональным означает, что мы постоянно используем свой разум, чтобы объяснять себе мир, чтобы мы могли лучше его понять и чувствовать себя в большей безопасности. Другими словами, что бы вы ни решили делать или не делать, вы очень быстро найдете вескую причину для своего решения.
Постоянно рационализируя свои решения, вы не сможете научиться повышать производительность.
Есть две основные причины, почему креативность важна для достижения успеха. Во-первых, решение проблем и принятие решений — ключевые функции предпринимателя.
От 50% до 60% вашего времени в бизнесе и жизни тратится на решение проблем. Чем лучше вы научитесь придумывать творческие способы решения неизбежных и неизбежных проблем повседневной жизни и работы и принимать эффективные решения, тем более успешным вы будете.
Во-вторых, каждый из нас хочет зарабатывать больше денег. Все мы хотим быть более успешными и пользоваться большим статусом, уважением и признанием. Ваша способность решать проблемы является ключевым фактором, определяющим, как много из них вы выполняете.
Если вы боретесь с тем, как вывести свой бизнес на новый уровень и процветать, скачайте мой One-Hour Business Plan, 11-страничный вопросник, который поможет определить каждый элемент вашего бизнеса, здесь.
Брайан Трейси — председатель и главный исполнительный директор Brian Tracy International, компании, специализирующейся на обучении и развитии отдельных лиц и организаций.Он является самым продаваемым автором более 70 книг, в том числе Eat That Frog , самой продаваемой книги New York Times. Кроме того, он написал и выпустил более 500 аудио- и видеопрограмм, включая всемирно известный бестселлер Psychology of Achievement , который был переведен более чем на 28 языков.
Признаете ли вы эти 10 ментальных блоков творческого мышления?
Пытаетесь ли вы решить сложную проблему, начать бизнес, привлечь внимание к этому делу или написать интересную статью, творческое мышление имеет решающее значение.
Процесс сводится к тому, чтобы изменить свою точку зрения и взглянуть на вещи иначе, чем сейчас.
Люди любят называть это «нестандартным мышлением», но это неправильный взгляд на это.
Так же, как Нео нужно было понять, что «нет ложки» в фильме Матрица, , вам нужно понять, что «нет коробки», чтобы выйти за ее пределы.
Вы создаете свои собственные воображаемые коробки, просто проживая жизнь и принимая определенные вещи как «реальные», когда они столь же иллюзорны, как и убеждения параноидального бреда.
Разница в том, что достаточное количество людей согласны с тем, что определенные концепции, созданные руками человека, «реальны», поэтому вас считают «нормальным».
Это хорошо для общества в целом, но это такой неоспоримый консенсус, который подавляет ваши природные творческие способности.
Итак, вместо того, чтобы искать способы вдохновить на творчество, вам следует просто осознать истину.
Вы уже всегда способны к творческому мышлению, но вам нужно избавиться от воображаемых ментальных блоков (или ящиков), которые вы подобрали по пути к тому месту, где вы находитесь сегодня.
Мне нравится держать этот список из 10 распространенных способов подавления наших природных творческих способностей рядом, когда я застреваю. Это помогает мне понять, что все препятствия на пути к хорошей идее находятся в моей голове.
1. Пытаемся найти «правильный» ответ
Один из худших аспектов формального образования — это сосредоточенность на правильном ответе на конкретный вопрос или проблему.
Хотя такой подход помогает нам функционировать в обществе, он вредит творческому мышлению, потому что проблемы реальной жизни неоднозначны.Часто существует более одного «правильного» ответа, и второй, который вы придумаете, может оказаться лучше первого.
Многие из следующих ментальных блоков можно изменить, чтобы выявить способы найти более одного ответа на любую заданную проблему.
Попробуйте переосмыслить проблему несколькими способами, чтобы получить разные ответы и дать ответы на неоднозначные по своей сути вопросы разными способами.
2. Логическое мышление
Реальная жизнь не только неоднозначна, но и зачастую до безумия нелогична.
Хотя навыки критического мышления, основанные на логике, являются одной из наших основных сильных сторон при оценке осуществимости творческой идеи, они часто в первую очередь являются врагом действительно новаторских мыслей.
Один из лучших способов избежать ограничений собственного логического мышления — мыслить метафорически.
Одна из причин, почему метафоры так хорошо работают, заключается в том, что мы принимаем их как истинные, даже не задумываясь об этом. Когда вы поймете, что «правда» часто носит символический характер, вы часто обнаружите, что на самом деле свободны придумывать альтернативы.
3. Соблюдение правил
Один из способов взглянуть на творческое мышление — это посмотреть на него как на разрушительную силу .
Вы отменяете часто произвольные правила, которые другие устанавливают для вас, и спрашиваете «почему» или «почему нет» всякий раз, когда сталкиваетесь с тем, как «все» делают что-то.
Это легче сказать, чем сделать, поскольку люди часто защищают правила, которым они следуют, даже несмотря на доказательства того, что правило не работает.
Люди любят прославлять повстанцев, таких как Ричард Брэнсон, но немногие кажутся достаточно храбрыми, чтобы подражать ему. Перестаньте поклоняться нарушителям правил и начните нарушать некоторые правила.
4. Практичность
Как и логика, практичность чрезвычайно важна, когда дело доходит до реализации, но часто подавляет новаторские идеи, прежде чем они смогут должным образом расцвести.
Не позволяйте редактору находиться в одной комнате с вашим внутренним художником.
Старайтесь не оценивать реальную осуществимость подхода, пока вы не позволите ему какое-то время существовать самостоятельно.
Как можно чаще задавайте вопросы «а что, если» и просто позвольте своему воображению идти туда, куда оно хочет.Возможно, вы обнаружите, что обнаруживаете безумную идею, которая настолько безумно практична, что о ней никто не приходил раньше.
5. Играть не работает
Позволять своему разуму играть — это, пожалуй, самый эффективный способ стимулировать творческое мышление, и тем не менее многие люди не связывают игру с работой.
В наши дни люди, которые могут придумывать великие идеи и решения, получают наибольшее экономическое вознаграждение, в то время как рабочие пчелы часто используются на благо творческих мыслителей.
Вы слышали выражение «много работай и много играй». Все, что вам нужно понять, это то, что для творческого мыслителя они одинаковы.
6. Это не моя работа
В эпоху гиперспециализации именно те, кто с радостью исследует совершенно разные области жизни и знаний, лучше всего видят, что все связано с .
Это восходит к тому, что рекламщик Карл Элли сказал о творческих людях — они хотят быть всезнайками.
Конечно, вы должны знать специализированный материал в своей области, но если вы рассматриваете себя как исследователь , а не узкоспециализированный винтик в машине, вы будете бегать кругами вокруг технического мастера в отделе успеха.
7. Быть «серьезным» человеком
Большая часть того, что делает нас цивилизованными, сводится к соответствию, последовательности, общим ценностям и, да, мышлению о вещах так же, как и все остальные.
В этом нет ничего плохого, но если вы можете мысленно принять, что на самом деле не более чем групповое мышление помогает обществу функционировать, вы можете позволить себе перевернуть все, что принято, с ног на голову и избавиться от иллюзий.
Лидеры от египетских фараонов до китайских императоров и европейских королевских семей консультировались с дураками, или придворными шутами, когда сталкивались с серьезными проблемами.
Образ дурака позволял говорить правду без обычных ответвлений, которые могут возникнуть при богохульстве или оспаривании укоренившихся социальных условностей.
Позвольте себе быть дураком и смотреть на вещи такими, какие они есть на самом деле.
8. Как избежать двусмысленности
Мы рационально понимаем, что почти каждая ситуация в той или иной степени неоднозначна.
И хотя разделение сложных ситуаций на черные и белые квадраты может привести к катастрофе, мы все же делаем это.
Желание определенности — врожденная характеристика человеческой психологии, но именно творческий мыслитель отвергает ложное удобство ясности, когда это не совсем уместно.
Неопределенность — ваш друг, если вы стремитесь к инновациям.
Тот факт, что большинству людей неудобно исследовать неопределенность, дает вам преимущество, если вы можете принять двусмысленность, а не убегать от нее.
9. Ошибаться — плохо
Мы ненавидим ошибаться, но ошибки часто учат нас больше всего.
Томас Эдисон ошибался более 1000 раз, прежде чем зажег лампочку. Самая большая сила Эдисона заключалась в том, что он не боялся ошибиться.
Лучшее, что мы делаем, — это учимся на своих ошибках, но в первую очередь мы должны освободиться, чтобы делать ошибки.
Просто попробуйте свои идеи и посмотрите, что получится, возьмите то, что вы узнаете, и попробуйте что-нибудь еще.
Спросите себя, что может случиться, если я ошибаюсь?
Вы часто обнаруживаете, что преимущества ошибки значительно перевешивают ее последствия.
10. Я не творческий человек
Отрицать собственное творчество — все равно что отрицать, что вы человек.
Мы все безгранично креативны, но только в той степени, в которой мы осознаем, что сами устанавливаем свои пределы с помощью того, как мы думаем. Если вы говорите себе, что вы не творческий человек, это становится правдой. Прекрати это.
В этом смысле пробуждение собственного творчества похоже на путь, о котором говорят те, кто ищет духовного просветления.
Вы уже просветлены, так же как и творческие, но вы должны избавиться от всех своих заблуждений, прежде чем сможете их увидеть.
Признайте, что вы по своей природе креативны, а затем начните разрушать другие барьеры, которые вы позволили создать в своем уме.
Примечание: для этого содержимого требуется JavaScript.7 типов творческих блоков (и что с ними делать)
Для творческого профессионала творческий кризис не просто разочаровывает — он может нанести ущерб карьере. Когда вы полагаетесь на свое творчество, чтобы оплачивать счета и строить свою репутацию, вы не можете позволить себе испытывать недостаток в идеях или энергии для их воплощения в жизнь.
Но не все творческие блоки созданы равными. Для разных типов блоков требуются разные решения — о чем легко забыть, когда вы чувствуете себя застрявшим. Вот семь наиболее распространенных типов и способы их разблокировки.
1. Психический блок.
Здесь вы попадаете в ловушку собственного мышления. Вы настолько привязаны к привычному взгляду на мир, что не видите других вариантов. Вы делаете предположения и подходите к проблеме, исходя из ограничивающей предпосылки.Или, может быть, ваш внутренний критик поднимает голову и мешает вам думать прямо. Решение: Вам нужно передумать. Подвергните сомнению свои предположения, спросите себя: «Что, если…?» И примите разные точки зрения. Сходите в новое место или прочтите / посмотрите / послушайте что-нибудь новое. Поговорите с людьми, на которых вы можете рассчитывать, чтобы не согласиться с вами, или предложите альтернативную точку зрения. Вы можете найти полезные карты творческого мышления, такие как Whack Pack Роджера фон Оча, Oblique Strategies Брайана Ино или Method Cards IDEO.
2. Эмоциональный барьер.
Творчество может быть интенсивным. Это неприятное занятие. Столкнувшись с неизвестным, вы можете бояться того, что обнаружите или раскроете о себе. Может быть, ваша тема болезненна, смущает или просто странно. Как бы то ни было — все эти страхи и сомнения — просто разные формы Сопротивления, ведущие к прокрастинации. Решение: Вам нужно столкнуться с худшим и пройти через другую сторону. Есть много вещей, которые могут помочь — например, рутина, обязательства и медитация.Но в конечном итоге вам придется пережить страх, боль или другие неприятные эмоции. Это как попасть в бассейн с холодной водой — вы можете нырнуть головой вперед или медленно погрузиться внутрь. В любом случае, будет ужасающе холодно. Но как только вы преодолели первоначальный шок, сделали несколько шагов и попали в его поток, вы можете быть удивлены, обнаружив, насколько воодушевлены вы себя чувствуете.
Столкнувшись с неизвестным, вы можете бояться того, что обнаружите или раскроете о себе.
3.Неработающие рабочие привычки.
Может быть, нет большой драмы — вы просто пытаетесь работать так, чтобы это несовместимо с вашим творческим процессом. Вы работаете слишком рано, слишком поздно, слишком долго или недостаточно долго. Вы стараетесь изо всех сил или недостаточно. Вам не хватает времени на отдых или стимуляции. Или, может быть, вы не настроили системы для решения повседневных задач — электронная почта, администратор, бухгалтерия и т. Д. — поэтому они продолжают мешать вашей реальной работе. Решение: Сделайте шаг назад и внимательно посмотрите, как вы работаете и где болевые точки.Если это электронная почта, изучите новую систему работы с электронной почтой. Если у вас недостаточно энергии, работаете ли вы в нужное время дня? Если вы чувствуете себя парализованным свободой, внесите в свой день больше структуры и порядка. Если вас сковывает рутина, найдите место для импровизации. Нет жестких правил — единственный стандарт — работают ли ваши рабочие привычки на или . Ищите правильный баланс рутины, систем и спонтанности, чтобы ваше творчество процветало.
4.Личные проблемы.
Творчество требует сосредоточенности — и вам трудно сосредоточиться, если вы разводитесь / имеете дело с малышами / боретесь с зависимостью / ссоритесь с лучшим другом / огорчаете кого-то особенного / переезжаете в дом / вовлечены в спор с соседом. Если вам повезет, вам придется иметь дело с такими вещами только по одному, но проблемы часто возникают по двое или по трое. Решение: Существует два основных способа решения личной проблемы, которая мешает вашей творческой работе: либо решить проблему, либо найти способы справиться с ней, пока она не пройдет.Для первого варианта вам может потребоваться помощь специалиста или поддержка друзей или семьи. И, возможно, стоит сделать кратковременный перерыв в работе, чтобы решить проблему и освободить себя на будущее. В обоих случаях помогает, если вы относитесь к своей работе как к убежищу — оазису контроля и творческого удовлетворения среди всего плохого. Используйте свои творческие ритуалы, чтобы отложить проблемы в сторону и сосредоточиться на час или несколько каждый день. Когда ваша работа будет сделана, вы даже можете увидеть свою личную ситуацию свежим взглядом.
Будет полезно, если вы сможете относиться к своей работе как к убежищу — оазису контроля и творческого удовлетворения среди всего плохого.
5. Бедность.
Я говорю не только о деньгах, хотя нехватка денег — постоянная проблема для креативщиков. Вы также можете испытывать недостаток времени, знаний, иметь изношенную сеть или испытывать нехватку оборудования или других вещей, необходимых для выполнения работы. Решение: Как и последний тип блока, у этого есть два возможных решения: либо сэкономить время / деньги / или другие ресурсы, которые вам нужны; или сделайте добродетель необходимостью и поставьте перед собой творческий вызов — достичь как можно большего в рамках имеющихся у вас ограничений.Если вы сомневаетесь в последнем варианте, рассмотрите первую и вторую трилогии «Звездных войн» и спросите себя, всегда ли больше ресурсов означает больше творчества!
6.
Подавить.Иногда блокировка возникает из-за того, что слишком много, а не слишком мало. Вы взяли на себя слишком много обязательств, у вас слишком много отличных идей или вы ошеломлены огромным объемом поступающих запросов и информации. Вы чувствуете себя парализованным из-за возможных вариантов и обязательств или вас просто утомляет чрезмерная работа слишком долго. Решение: Пора сокращать. Если вы берете на себя слишком много обязательств, начните говорить «нет». Если у вас слишком много идей, выполните несколько и положите остальные в папку с надписью «Backburner». Если вы страдаете от информационной перегрузки, начните блокировать время простоя или целенаправленное рабочее время в своем расписании (вот некоторые инструменты, которые могут помочь). Отвечайте на электронную почту в установленное время. Выключите телефон или даже оставьте его. Миру не конец. Я обещаю.
Иногда блокировка возникает из-за того, что слишком много, а не слишком мало.
7.
Нарушение связи.Творческие блоки могут возникать как между людьми, так и между ушами. Если вы работаете в команде, напряженность неизбежна, и это может затруднить вашу работу наилучшим образом, особенно если в вашей рабочей жизни есть один из тех пресловутых « трудных людей ». зрители освистывают и критикуют его. А иногда это случается по-настоящему, и с этим приходится иметь дело. Это может быть просто маркетинговая проблема — после многих лет, когда вы уделяете своему искусству небольшую аудиторию, вы задаетесь вопросом, зачем вам это нужно.Или, может быть, у вас просто нет горячей линии для людей, которые имеют значение в вашей сфере, поэтому вы изо всех сил пытаетесь найти нужные возможности.
Решение:
Здесь творчество сочетается с коммуникативными навыками. Вы должны уметь понимать нужных людей и влиять на них, какими бы сложными или загадочными они ни были. Это означает усиление ваших навыков влияния, маркетинга или нетворкинга. Меня не волнует, застенчивый ты (я был) или интроверт (я). Если вы хотите добиться успеха, вам нужно это сделать.А иногда речь идет о признании того, что вы не можете угодить всем людям все время, и о том, чтобы набраться толстой кожи от отторжения и критики. Покажите мне креатив, который никогда не терпел неудач или плохих отзывов, и вы не укажете на суперзвезду. — Как вы справляетесь с творческими блоками? С каким типом блока вы чаще всего боретесь? Какие решения сработали для вас?
Шлагбаумы | Блоки и ограничивающие убеждения | Переключитесь на позитивное отношение |
Отрицательное отношение | Склонность к сосредоточьтесь на отрицательных сторонах проблем и тратите энергию на беспокойство. | Ищите возможности, присущие ситуации. |
Страх Отказ | Страх взгляда глупо или над кем смеются. | Неудача — необходимое условие и ступенька к успеху. |
Исполнительный стресс | Не успев мыслить творчески.Человеку, находящемуся в чрезмерном стрессе, трудно вообще мыслить объективно. Нежелательный стресс снижает качество всего мыслительный процесс. | Связанный с долгосрочным корпоративным успехом к способность к инновациям. Управление повседневными операциями важно, но это новые правила игры прорывы, которые выведут компанию на новые рынки, обеспечить быстрый рост и высокую окупаемость инвестиций. |
Следуя правилам | Склонность к соответствовать принятым образцам убеждений или мыслей, правилам и ограничения статус-кво препятствует творческий прорыв. | Некоторые правила необходимо, но другие поощряют умственную лень. «Каждый акт творения это прежде всего акт разрушения ». Пабло Пикассо |
Делаем предположения | Многие оба сознательны и без сознания предположения ограничивают креативное мышление. | Определите и изучите предположения, которые вы делаете, чтобы убедиться, что они не исключают новых идей. Опровергнуть предположения. |
Чрезмерная зависимость от логики | Инвестируя все свои интеллектуальный капитал в логическое или аналитическое мышление пошаговый подход исключает фантазию, интуиция, чувство или юмор. | «Инновации не является продуктом логической мысли, хотя результат привязан к логическая структура ». Альберт Эйнштейн Джаз инноваций |
Причина и следствие: препятствия на пути к творчеству и инновациям
Реальная жизнь — это… вечный компромисс между идеальным и возможным; но мир чистого разума не знает компромиссов, никаких практических ограничений, никаких преград для творческой деятельности. ”
— Бертран Рассел
У большинства организаций есть препятствия для творчества, идей и инноваций. Некоторые из них очевидны, а некоторые более тонкие. Некоторые препятствия возникают из-за отношения и восприятия лидерства в организации, в то время как другие возникают из-за организационной структуры или даже самих сотрудников. Поскольку эти барьеры имеют тенденцию устранять творческие возможности в организации, выявление и устранение барьеров для творчества и инноваций имеет решающее значение.Выявляя, распознавая и признавая наличие препятствий, организация может обойти многие общие препятствия и стать более ориентированной на идеи, используя простые стратегии.
Обычные барьеры на рабочем месте
Неподвижные силы
- Причина: Сопротивление новым идеям и процессам происходит потому, что человеческая природа испытывает дискомфорт при столкновении с потенциальными агентами перемен. Руководство и руководство склонны сопротивляться, потому что творчество часто означает принятие неопределенности и может создавать возможные трудности при измерении отдачи от инвестиций.
- Эффект: Старые привычки, убеждения и предположения затуманивают открытость для новых идей и подавляют творческие и новаторские инициативы. Статус-кво сохраняется, и ничего не меняется.
- Стратегия: Делитесь историями о творчестве и инновациях на рабочем месте по всем доступным каналам, чтобы поместить творчество в контекст и развеять предвзятые представления о творчестве и инновациях. Создайте библиотеку идей, чтобы предоставить ресурсы, которые сделают творчество более знакомым.Выявите и сообщите о преимуществах принятия новых идей как для организации, так и для сотрудников, чтобы добиться их принятия.
Решение
- Причина: Боязнь новой идеи часто проявляется в виде критики, а иногда и сурового суждения. Люди издеваются и высмеивают то, чего не понимают.
- Эффект: Сотрудники, у которых есть идеи, неохотно делятся ими, потому что боятся, что идея никому не понравится. Они боятся насмешек или последствий возможной неудачи.
- Стратегия: Принять внутри организации идеологию, не допускающую насмешек. Приглашайте и поощряйте всех сотрудников всех уровней и отделов к участию в инновационных инициативах. Сообщайте о неудачах и ошибках как о необходимой ступеньке к новым подходам, продуктам и услугам.
Игра по правилам
- Причина: Политики и процедуры, негибкие и жесткие организационные структуры, традиции и культура игры по правилам удерживают сотрудников от участия, подавляя любые новаторские или творческие процессы.
- Эффект: Угнетающая среда имеет тенденцию заставлять сотрудников подчиняться принятым образцам, правилам и ограничениям, присущим статус-кво. Это мешает творческому мышлению и новым идеям.
- Стратегия: Хотя некоторые правила необходимы, многие могут подавлять инновации и идеи. Подумайте, можно ли ослабить, изменить, обновить или исключить некоторые из правил, чтобы сделать допущение для процветания процесса идеи.
Тяжелая работа
- Причина: Реализация идей от разработки до реализации часто требует больших усилий или времени для получения результатов.Большинство организаций и сотрудников не хотят тратить необходимое время или усилия на завершение творческого проекта.
- Эффект: Негатив закрепляется еще до начала проекта или проект удаляется еще до того, как он запускается и запускается. Недостаток веры в возможные выгоды творческого процесса может легко поставить в тупик или исключить то, что могло стать следующей большой идеей.
- Стратегия: Чтобы выйти за рамки известных, стандартных ответов и дать некоторое время, чтобы найти более одного ответа, требуются усилия.Поощряйте сотрудников, создавая конкуренцию или разбивая более крупные инициативы на более мелкие и более управляемые части.
Нет процесса
- Причина: У сотрудников есть идеи, и они хотят ими поделиться, но все, что они видят, — это пыльный ящик для предложений. Участникам не известно о существовании других каналов для передачи идей.
- Эффект: Предыдущий организационный опыт показывает сотрудникам, что идеи, помещенные в ящик для предложений, исчезают в черной дыре, поэтому сотрудники не утруждают себя отправкой чего-либо.Они могут чувствовать, что нет причин вмешиваться.
- Стратегия: Сделайте так, чтобы служащим было проще вносить идеи через множество различных каналов и технологий, чтобы стимулировать вклад. Пусть руководство признает ценность идей, даже если они не могут быть реализованы. Если идея работает, развивайте ее.
Непонимание
- Причина: В рамках организации творческий потенциал может быть неправильно понят сотрудниками, которые не творчески подходят к своим рабочим процессам.Иногда менеджмент мало знает о том, какой тип работы требуется для создания творческих проектов.
- Эффект: Неточное представление о том, что является творческим, может привести к конфликтам на рабочем месте, которые препятствуют продуктивности и творчеству, или даже создают неприятную или непрактичную рабочую среду для некоторых сотрудников.
- Стратегия: Предоставьте всем сотрудникам возможности для использования их творческой стороны. Создайте контекст для идей и инноваций в организации с помощью творческих примеров.Предложите сотрудникам возможности для обучения, чтобы они могли лучше освоить свою творческую сторону.
Воздействие барьеров внутри организации может варьироваться от самого тонкого подрыва возможных изменений до полного неверного толкования творческого потенциала. Каким бы ни был барьер, он может нанести вред идеям и инновационным процессам. Препятствия могут не только помешать сотрудникам вовлекаться в работу, но и не дать организации в целом двигаться вперед.
По этим причинам очень важно выявлять творческие барьеры с пониманием того, что для организаций и сотрудников естественно сопротивляться изменениям.Благодаря сознательным усилиям преодолеть творческие препятствия, организация может охватить новые горизонты творчества и преодолеть эти препятствия. В результате получается более инновационная, творческая и идейно ориентированная организация.
5 вещей, которые мешают вашему творчеству (и что вы можете с этим сделать)
Мы все были там: смотрели на мигающий курсор на ярком белом экране, ваш мозг был таким же пустым, как документ Word перед вами . Творчество может быть неуловимым, приходить и уходить неожиданно и отказываться быть там, когда вам это нужно больше всего.
Периоды творческого затора могут расстраивать, но вам не нужно сидеть сложа руки и ждать, пока музы снова поразят вас вдохновением. Простое осознание того, что может мешать вашему творчеству, может помочь вам преодолеть любые препятствия.
Вот пять вещей, которые могут убить вашу креативность, и верные способы их исправить.
Перфекционизм и страх неудачи часто идут рука об руку, и они могут помешать вам полностью погрузиться в творческий проект или даже начать его.Когда мы стремимся к совершенству, мы с меньшей вероятностью рискуем и с большей вероятностью откладываем на потом, что может подавить творчество и инновации.
«[Перфекционизм] является постоянным источником отрицательных эмоций; вместо того, чтобы стремиться к чему-то положительному, те, кто находится в его тисках, сосредоточены именно на том, чего они больше всего хотят избежать — на отрицательной оценке», — пишет Хара Эстрофф Марано в блоге Psychology Today. . «Таким образом, перфекционизм — это бесконечный табель успеваемости; он держит людей полностью погруженными в себя, постоянно занятыми самооценкой, пожинающими безжалостное разочарование и обреченными на беспокойство и депрессию.»
Чтобы бороться с перфекционистскими тенденциями и страхом неудачи, попробуйте перенять эти привычки очень устойчивых людей — начиная с принятия неудач как неизбежного факта жизни. — но если вы слишком сосредоточены на общей картине, у вас могут возникнуть проблемы с придумыванием хороших идей. Lifehacker говорит об этом так: попробуйте подумать о 10 городах. Затем попробуйте подумать о 10 городах рядом с вашим родным городом.Скорее всего, сужение области вашего запроса упростило поиск имен.
«Когда мы используем ограничения, мы запускаем больше идей и придумываем больше решений», — объясняет Lifehacker. «Даже когда нет никаких ограничений, люди склонны создавать их. Когда большинство людей просят назвать 10 городов, они используют какую-то связь между ними — столицы, города, которые я посетил в этом году, и т. Д.»
Стресс и чрезмерная занятость — частые причины творческой засухи — так что постарайтесь сбавить скорость! По словам Гэри Кляйна, автора книги «Видеть то, чего не видят другие: замечательные способы, с помощью которых мы получаем понимание», необходимо дать своему разуму свободу блуждания. Это необходимо для развития творческих способностей и новаторского мышления.«Недавние исследования в области нейробиологии подтверждают, что мечтание включает в себя те же мозговые процессы, которые пробуждают воображение и творчество.
« Я беспокоюсь о людях, которые проводят все свое пустое время, когда они не разговаривают, слушая музыку, подкасты или тому подобное, а не оставляя пространство для мечтаний », — сказал Кляйн The Huffington Post.
Когда вы чувствуете стресс или переполнение, выделите немного времени в своем графике, чтобы просто ничего не делать, на самом деле может повысить продуктивность — секрет инноваций, поддерживаемый LinkedIn Генеральный директор Джефф Вайнер.
Вы сидите за своим столом.
Если вы сидите за своим столом на работе и ждете вдохновения, вы можете ждать долго. А принуждение себя к решению проблемы может помешать свободному потоку идей.
«Если вы оставите свое личное пространство всего на несколько минут, это может иметь огромное значение для генерации новых идей», — пишет Эмили Хейворд в статье Fast Company «Рабочие места, где творчество умирает».«Так что не стоит недооценивать силу смены декораций».
Художники давно искали новую и иную среду, чтобы дать волю своим творческим сокам. Вуди Аллен, например, говорит, что вдохновение имеет тенденцию поражать его, когда он принимает длинный горячий душ.
Пессимизм и цинизм могут быть смертельными для воображения, создавая «токсичное мышление», — пишут авторы «Кто убил творчество?» в Fast Company авторы Гайя Грант и Эндрю Грант.
«Пессимисты склонны винить сами, когда что-то идет не так, становятся все более неохотно пытаться снова с каждым негативным опытом », — пишут авторы, объясняя, что переосмысление негативных ситуаций и пробование новых вещей может помочь бороться с плохим отношением.
Пессимизм связан с обреченным на провал поведением и отношением, например, с подрывом собственных усилий и предположением, что неудачи будут иметь далеко идущие и долгосрочные последствия. И наоборот, исследования связывают положительные эмоции, такие как счастье и оптимизм, с оптимальным творчеством.
Преодоление факторов, которые часто мешают нам быть творческими — Creative Something
В конечном итоге мы — то, что мешает нам быть творческими. Винить только мы сами.
Хотя отговорок предостаточно, творчество по своей природе требует от нас отказаться от любого оправдания, которое мы можем придумать. Мы преодолеваем эти оправдания, обходя ограничения, игнорируя статус-кво или разрушая ожидания и даже основные убеждения.
Все это имеет смысл, поскольку источником творчества в любом случае всегда является наш собственный разум. Вот где мы обрабатываем все внутри и вокруг нас, мир за пределами нашего разума существует, но только благодаря обработке в нашем мозгу мы приходим к пониманию и пониманию этого (или не понимаем).Все происходит в уме, как элегантно пишет Дэвид Иглман в своей книге Incognito:
«Ваш мозг заключен в абсолютную черноту в своде вашего черепа. ничего не видит. Все, что он знает, — это эти маленькие сигналы и ничего больше. И все же вы воспринимаете мир во всех оттенках яркости и цвета. Ваш мозг в темноте, но ваш разум конструирует свет. ”
Поскольку все, что мы думаем, во что верим и все происходит, происходит в нашем сознании, барьеры или факторы, которые сдерживают наше творчество, находятся в наших умах.
Наши существующие знания и опыт, наша способность задавать вопросы и искать ответы или использовать возможности, наша энергия и склонность к риску, наше отношение к страху и сомнениям — все это играет роль в нашей способности творчески мыслить и иметь стоящие идеи. Каждый существует в форме телесных сетей или систем, поведения, привычек и убеждений.
Когда мы чувствуем себя застрявшими или мешающими, то, что мы действительно чувствуем, — это неуверенность, страх, сомнения, замешательство или просто встреча с чем-то, с чем мы не знаем, как передвигаться (стоит отметить, что только потому, что мы не видим обход препятствия не означает, что обходного пути нет).
Несомненно, есть факторы вне нас, которые также играют роль в нашей способности мыслить творчески, через их влияние и влияют на нас . В качестве примера: если вы выросли в среде, которая не поощряла риск, задавать вопросы или быть открытыми для изменений и различий, у вас гораздо меньше шансов найти эти вещи по мере того, как вы стареете и повзрослеете. Это просто не будет частью твоей «натуры».
Или если вы тратите все свое время и энергию на знакомые дела или усилия, которые приносят пользу из чувства комфорта и безопасности, но отвлекают от намеков, которые в противном случае могли бы мотивировать или вдохновить вас, вы вряд ли начнете преследование значимых идей . Вы будете зациклены на том, что знаете и что чувствуете комфортно, и будете менее склонны предпринимать даже немного рискованные начинания; это несмотря на то, что небольшое изменение в поведении или распорядке дня может дать очень важную информацию для вашего восприятия мира или работы, которую вы выполняете.
Как видите, вне нас есть факторы, которые сдерживают или иным образом влияют на нашу креативность. Если мы не окружаем себя вдохновением или мотивацией — примерами творческого процесса в действии — мы никогда не сможем почувствовать себя достаточно комфортно или достаточно осведомленными, чтобы делать это тоже.Если вы никогда не видели, чтобы кто-то мыслил творчески, трудно понять, как это сделать самому. Если вы никогда не узнаете о том, что возможно, вы можете вообще не думать об этом (не говоря уже о том, невозможно это или нет).
Тем не менее, в конце концов, все это — вдохновение и сдерживание — происходит в нашем сознании. Мы — центральный проводник, с которым играет ум.