Факторы развития и формирования личности: Факторы формирования и развития личности. – Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Содержание

Факторы формирования и развития личности.

Важнейшими факторами развития личности являются наследственность, окружающая среда, воспитание, а также активность самой личности.

Первый фактор — наследственность, то есть воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Человек наследует анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций, безусловные рефлексы (пищевые, оборонительные, ориентировочные).

Однако есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Это природные задатки — индивидуальные, генетически закрепленные свойства, определяющие анатомо-физиологи-ческую предрасположенность к различным видам деятельности. 

Природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем конкретно он станет – оперным или эстрадным певцом, композитором, дирижером или музыкантом-исполнителем – зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, то есть внешними факторами. 

В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности — индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека сразу во многих видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Одна способность, сколь бы развита она ни была, еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для это необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую — гениальностью. Одаренность, талант, гениальность – разные уровни проявления способностей личности.

      Признаки гениальности: широкая эрудиция, напряженность внимания, огромная впечатлительность, интуиция, дар предвидения, могучая фантазия, оригинальность, высокий уровень работоспособности и самоорганизации, стремление к творческой деятельности.

      Бесталанны те, кто не обнаруживает и не развивает свои способности.

Психолог Б.М. Теплов доказал, что типологические особенности нервной системы хотя и влияют на формирование психических свойств личности, однако не обусловливают их содержания.

Второй фактор — окружающая среда, то есть комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.

Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она оказывает опосредованное влияние на развитие и формирование личности через образ жизни и характер трудовой деятельности человека.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.

Но все-таки в современных условиях, в век научного и технического прогресса географическая среда не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени развитие человека определяет социальная среда: государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, культура, литература, искусство, средства массовой информации. Это все дальняя среда. Она неодинакова на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она формировала разный, присущий той или иной эпохе тип личности.

Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком. Но даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Ближняя среда — это ближайшее окружение человека: семья, родственники, друзья, одноклассники.

Третий фактор — воспитание как целенаправленный, педагоги-чески организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разных виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов. Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают

движущей силой развития личности. Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Четвертый фактор — активность самого человека как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитыва-ющейся персоны. Во многом — человек творец самого себя.

Активность личности человека имеет два аспекта: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

      Какой же фактор является главным? Для теории воспитания эта проблема имеет методологическое значение прежде всего потому, что в зависимости от ее решения определяется подход к педагогическому процессу.

В педагогике и психологии можно выделить по крайней мере три позиции по проблеме взаимодействия внешнего и внутреннего в процесса развития личности, принципиально не противоречащих друг другу, но существенно различающихся.

Первая позиция, принадлежащая А.С. Макаренко, состоит в том, что внешние воздействия вообще, а педагогически организованные тем более определяют сущность личности, социальные начала в ребенке, опосредуют внутренние условия его развития. Позиция выдающегося педагога во многом определялась особенностями проведенного им социально-педагогического эксперимента. Перед ним стояла задача перевоспитания, коренного преобразования внутреннего мира его воспитанников, того социально отрицательного, что составляло их взгляды, определяло внутренние побуждения, привычки поведения. Исходя из идеи ведущей роли социальных стимулов в воспитании, он стремился к тому, чтобы прямые и косвенные педагогические воздействия решительно изменили внутренний мир ребенка в соответствии с идеалами нового общества.

Позиция А.С. Макаренко, приведшая к успешному перевоспитанию педагогически запущенных детей, конечно, не должна абсолютизировать-ся. Несомненно, что задачи перевоспитания побуждали его делать больший акцент на внешних социальных стимулах и организационных началах. Развитие ребенка в условиях зрелого социалистического общества, как правило, позволяет больше опираться на его внутренний мир: интересы и стремления, сознательность и активность, гражданские чувства и совесть.

Вторая позиция, сформулированная С.Л. Рубинштейном, отстаивает тезис о том, что «внешние причины действуют через внутренние условия»1, которые сами зависят от внешнего воздействия. С.Л. Рубинштейн, так же как и А.С. Макаренко, признает обусловленность внутреннего внешним, но подчеркивает зависимость эффекта внешних воздействий от степени принятия их внутренним миром ребенка. Эффективность воспитательного воздействия зависит от того, насколько оно учитывает желания, стремления, психические состояния детей, направленность их личности. Однако эта позиция, как и позиция А.С. Макаренко, не может быть абсолютизирована без опасения впасть в другую крайность, оказаться в плену иллюзий «свободного воспитания», апологеты которого, как известно, утверждали, что не педагог формирует внутренний мир ребенка, а внутренние условия, существующие как некая изначальная сущность, ведут за собой воспитание.

Наконец, третья позиция, развиваемая А.Н. Леонтьевым, признавая точку зрения С.Л. Рубинштейна безоговорочно верной для случаев «того или иного воздействия» на личность, считает ее недостаточной для понимания «личности как особой целостности». «Мне представляется, – утверждает А.Н. Леонтьев, – что, для того чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим себя изменяет». Позиция А.Н. Леонтьева углубляет общий подход к проблеме, объясняя диалектику развития внутренних условий, самоизменяющихся в результате деятельности индивида. Однако необходимо иметь в виду, что внутреннее в личности: ее взгляды, убеждения, мотивы, интересы, способности – не возникает само по себе, безотносительно к внешним условиям и причинам и не изменяется вне взаимодействия с ними. Внутренний духовный мир личности представляет собою единство с внешним миром, изменяющимся в результате деятельности людей.

Каждая из рассмотренных позиций несет в себе много ценного и интересного, поскольку отражает ту или иную сторону единого и многогранного диалектического процесса формирования личности во взаимодействии с окружающей действительностью. Вместе с тем, думается, важно найти позицию, которая бы наиболее полно выражала всю совокупность взаимодействия внутреннего и внешнего на основе целостного понимания воспитательного процесса. Принципиальным в

этом смысле является признание как исходной посылки первичности внешних причин и воздействий по отношению к внутренним условиям формирующейся личности. Внутренние задатки, первые проблески духовности с самого начала как бы оплодотворяются и обогащаются внешними влияниями, формируются и активизируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования влияний окружающей действительности. В принципе же существует постоянный процесс диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего, в котором преобладает эффективность то внутреннего, то внешнего. Пользуясь пластичностью, изменчивостью внутренних условий, задача воспитателя как организатора внешних воздействий в том и состоит, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности, привести ее к зрелости, активности и устойчивости внутренней позиции, сделать способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Подлинно педагогическое воздействие выступает в качестве ведущего начала, катализатора по отношению к внутреннему миру ребенка, умело активизирует требуемую деятельность, организует самовоспитание, мастерски преодолевая ситуации неприятия и сопротивления в интересах и личности, и общества.

Рассмотрим типичные ситуации взаимодействия внешнего и внутреннего.

Прежде всего следует рассмотреть нормальную и потому наиболее типичную ситуацию, когда внешнее воздействие соответствует жизненным перспективам, возможностям ребенка, свободно принимается им и превращается в действенный стимул его общественной активности, совершенствования и обогащения внутренних условий. Это формула наиболее эффективного взаимодействия, ведущая к прочному единству внутреннего и внешнего, к стабильности и устойчивости поведения личности.

Например, ученик проявляет большой интерес к математике. Он легко и просто «расправляется» с программными задачками. Учитель предложил ему посещать математический кружок или факультатив. При этом в известной мере меняются их взаимоотношения. Они уже не просто воспитатель и воспитанник, а коллеги, обсуждающие интересные математические проблемы. Воздействие учителя на ученика в этих условиях становится исключительно эффективным.

Другая типичная ситуация взаимодействия возникает тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не совпадает с устойчивыми настроениями и стремлениями ребенка. В этом случае требуется воспитательная работа, которая способствовала бы сознательному принятию его ребенком, приводила бы к пониманию необходимости той или иной деятельности.

Покажем это на примере. Подросток-семиклассник увлекся лошадьми. Он постоянно ходил на конный завод, ипподром, был знаком с зоотехником и конюхами, помогал ухаживать за животными. А учебу запустил. На все сетования по поводу своего отставания в ученых делах равнодушно отмалчивался. Узнав об увлечении ученика, педагог изменил тактику. Он договорился с зоотехником об общих требованиях к мальчику. Постепенно подросток вошел в нормальную учебную колею.

О третьей типичной ситуации взаимодействия можно говорить тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не только не совпадает с внутренним миром ребенка, а открыто противоречит ему, с самого начала встречает защитную реакцию неприятия, игнорирования, активного сопротивления или лицемерного формального согласия.

Так было, например, с учеником VI класса, родители которого пьянствовали, скандалили, выгоняли его на улицу. В школе все раздражало мальчика. Всякое замечание вызывало бурную реакцию, приводившую нередко к срыву урока. Это было своеобразным протестом, эмоциональной разрядкой там, где, как он понимал, его уже никто не мог, не имел права обидеть.

Другой пример. Пятиклассник уже в первой четверти перестал ходить на уроки математики. На вопрос, почему он так поступает, последовал ответ: «А что мне там делать-то! Николай Иванович сказал, что я неспособный и все равно ничего не пойму. Так уж я лучше погуляю, чем бесполезно сидеть».                 

Итак, сделаем вывод: воспитание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Описание основных факторов влияющих на развитие личности: что формирует людей

Развитый человек всегда выделяется из общей массы уровнем своего интеллекта и воспитанием. Все люди рождаются с равными возможностями, но одни вырастают и становятся более успешными, другие живут посредственно. Почему так происходит, и какие факторы формирования личности на это влияют?

Мужчина рисует маркером

Что такое факторы развития личности в психологии

Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.

Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.

Личность среди толпы

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.

Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.

Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

  • Осознанность родителей является главным критерием успешного процесса. Супруги должны понимать цели и задачи воспитания своего ребенка;
  • Соответствие семейного воспитания с программой детского сада и школы. Зачастую желание родителей привить ребенку положительные качества совпадает с общепринятыми системами обучения, но их действия должны быть параллельными. Например, если в школе учат правилам этикета, дома они должны практически подкрепляться;
  • Семейный уклад и равенство. Супруги должны действовать сообща, воспитывать ребенка по одним правилам. Например, если мама запрещает есть сладкое, а папа – нет, ребенок не будет разбираться, каково правильное решение, а кто не прав. Мама для него будет строгой, а папа добрым;
  • Умение родителей сочетать в своем отношении любовь, уважение и строгость. Воспитание в строгости формирует в ребенке комплексы, а постоянная ласка и потакание всем желаниям делают из него эгоиста;
  • Наличие родительского авторитета в глазах ребенка. Дети должны уважать своих родителей, для этого мама и папа обязаны показывать хороший пример. Авторитет формируется, когда дети видят, как родители успешно совмещают работу и общественную деятельность. Супруги должны интересоваться жизнью ребенка, они могут указать на его ошибки и помочь их исправить;
  • Взаимоотношения родителей. Дети должны расти в семье, где супруги уважают мнение друг друга. В противном случае ребенок будет проявлять неуважение к сверстникам и учителям.

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.

Как влияют социализация и окружение

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.

Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.

Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Видео

Факторы развития личности

факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы факторы развития и формирования личностиих дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

 

Факторы влияющие на развитие личности

Время чтения 5 минут

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

<<Оглавление>>

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:
  1. Внутренние;
  2. Внешние;
  3. Биологические;
  4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

4 основных фактора развития личности
1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

факторы влияющие на развитие личности

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь
факторы влияющие на развитие личности

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

— наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

— на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

— психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Факторы и условия развития личности в психологии

Определение понятия личности

Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.

По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.

Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.

Факторы развития личности

Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.

Данные факторы можно разделить на следующие типы:

  • биологическая наследственность индивида;
  • физическое окружение;
  • особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
  • опыт групповых отношений;
  • неповторимый индивидуальный опыт индивида.

Основу процесса социализации личности составляет групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «Я», зависящий от того, как окружающие оценивают данную личность. Для успешного восприятия индивид примеряет на себя роли других и их глазами производит оценку своего поведения и внутреннего мира. Таким образом, происходит процесс социализации индивидуальный для каждого индивида, опыт которого неповторим и уникален.

Процесс развития личности

Для глубокого и полного познания себя и своих индивидуальных особенностей необходимо целенаправленно организовывать процесс развития личности. Для этого существует множество видов и способов активизации данного процесса: умственное развитие, физическое развитие, умственное и духовное развитие. Для гармоничного развития личности характерно совмещение вышеперечисленных видов развития.

В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации. Глубокими и значимыми вопросами в процессе развития личности являются вопросы:

  1. Для чего необходим процесс развития?
  2. На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
  3. Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?

Условия развития личности

Определение 1

Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.

Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.

  1. Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
  2. Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.

Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.

Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.

Замечание 1

В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.

Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.

Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой. Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.

Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.

Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Определение 2

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Ведущие факторы развития человека как личности

Чтобы детально рассмотреть воздействие определенных факторов на развитие личности, необходимо разобрать каждый из них в отдельности сформулировав четкое и соответствующее определение.

Основные понятия

Развитие личности в общем понимании является сложным биосоциальным процессом, которому сопутствует качественные и количественные преобразования.

Определение 1

Наследственность – перенос от поколения к поколению видовых особенностей и очередности их развития, где главной единицей передачи этой информации является ген.

Определение 2

Среда – еще один ведущий фактор развития, понимаемый как совокупность внешних обстоятельств, влияющих на развитие человека.

Среда при этом может рассматриваться как самостоятельный элемент влияния, или компонент системы, особым образом оказывающий влияние на развитие. Например, рассматривают информационную, географическую или социальную среду в отдельности.

Определение 3

Воспитание – рассматривается как целенаправленный процесс формирования и преобразования личности.

Базой процесса воспитания является сознание человека, т.е. воспитание требует непосредственного участия личности. Среда, воспитание и биологическая наследственность, как факторы развития личности, должны быть рассмотрены по отдельности, что поможет сформировать четкую картину влияния этих элементов на индивида.

Наследственность

Наследственность относится к группе биологических факторов, оказывающих прямое влияние на развитие личности человека. Структуру этого элемента можно наглядно изобразить в схематической форме:

Наследственность

Как можно понять из иллюстрации наследственность формируется из нескольких факторов. Следовательно, следует разобрать каждый составляющий элемент в отдельности, что поможет сформулировать выводы.

Анатомо-физиологическая структура

Под ее воздействием закладываются базовые способности речи и мышления индивида. Сюда также включают прямохождение и другие признаки вида.

Задатки

По своей природе являются частью анатомо-физиологической системы, но все же с отдельным значением для развития. Задатки – это предпосылки развития способностей. От этих свойств нервной системы зависит уровень работоспособности, внимание, скорость образования связей. Из группы принято в

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *