Феминист что это – Феминизм — что это такое и кто такие феминистки

Содержание

феминист — Викисловарь

Содержание

  • 1 Русский
    • 1.1 Морфологические и синтаксические свойства
    • 1.2 Произношение
    • 1.3 Семантические свойства
      • 1.3.1 Значение
      • 1.3.2 Синонимы
      • 1.3.3 Антонимы
      • 1.3.4 Гиперонимы
      • 1.3.5 Гипонимы
    • 1.4 Родственные слова
    • 1.5 Этимология
    • 1.6 Фразеологизмы и устойчивые сочетания
    • 1.7 Перевод
    • 1.8 Библиография

Морфологические и синтаксические свойства

падежед. ч.мн. ч.
Им.фемини́стфемини́сты
Р.фемини́стафемини́стов
Д.фемини́стуфемини́стам
В.фемини́стафемини́стов
Тв.фемини́стомфемини́стами
Пр.фемини́стефемини́стах

фе-ми-ни́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -фемин-; суффикс: -ист [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: [fʲɪmʲɪˈnʲist]

Семантические свойства

Значение
  1. книжн. приверженец феминизма; тот, кто выступает, борется за равенство женщины и мужчины в общественной жизни ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство
  • существительные: феминистка, феминизм
  • прилагательные: феминистский

ru.wiktionary.org

Что такое феминизм? | Психология на www.elle.ru

И ногда кажется, что главная проблема российской женщины — феминизм. Не зашкаливающее количество насилия, не сексуальные домогательства, не «стеклянный потолок», а феминизм — движение озлобленных мужененавистниц, которые вламываются в уютные, пахнущие корицей дома и отбирают у матерей семейства платья, эпиляторы и губную помаду. Даже женщины с успешной карьерой, выступающие с классическими феминистскими текстами о равноправии, спешат подстраховаться: «Вы только не подумайте, я не феминистка». Как говорится, не будем указывать пальцем. У феминизма, как, впрочем, у многих других социальных явлений, в России совершенно особые стать, путь и судьба.

ФОТОAlexei Hay

Среднестатистическое мнение 77 миллионов российских женщин зафиксировано в Википедии, которая определяет феминизм как «общественно-политическое движение, целью которого является предоставление всем женщинам, дискриминируемым по признаку пола, расы, ориентации, возраста, этнической принадлежности, социального статуса, всей полноты социальных прав; в широком смысле — стремление к равноправию женщин и мужчин во всех сферах общества».

В действительности от разнообразия трактовок и непонимания его сути феминизм в нашей стране постра­дал едва ли не больше, чем любая другая философия. Что же такое ­феминизм и с чем его путают?

Откуда ноги растут

Смелая идея, что женщина — тоже человек и вообще-то равна мужчине, высказывалась отдельными эпатажными личностями на протяжении всей истории. Однако официальным началом феминизма принято считать движение суфражисток (от французского suffrage — избирательное право), возникшее в середине XIX века. Центральным пунктом в манифесте дерзких барышень было прописано предоставление женщинам избирательных прав — в конституциях многих стран того времени были закреплены дискриминационные нормы. Подразумевалось, что природное предназначение женщины не дает ей возможности участвовать в политической жизни страны. Возможность избирать, быть избранной (а также, например, владеть собственностью) далась женщинам кровью, причем буквально: суфра­жисток арестовывали и бросали в тюрьмы, на что они часто отвечали голодовкой, подрывая здоровье и не щадя жизни. Первые активистки не дожили до триумфа своих идей: избирательное право женщины в США получили лишь в 1920 году, во Франции — в 1944-м, а в Швейцарии — в 1971-м. Хотя многим ­кажется, что оно у нас было ­всегда.

Вторая волна феминизма стартовала в 1960-е — спасибо смелой работе французской экзистенциалистки Симоны де Бовуар «Второй пол», которая стала логичным и справедливым продолжением идей суфражисток в борьбе за освобождение от дискриминации и уравнение в правах с мужчинами. Если без занудных подробностей: ранние феминистки боролись за законодательное закре­пление женских прав, а вдохновленные Бовуар занялись социалкой, требуя для женщин равноправия в семье и на работе.

1990-е годы (да-да, всего каких-то 20 лет назад!) принято считать точкой отсчета для третьей волны — пожа­луй, самой разнообразной и интересной в своих проявлениях и требованиях. Вы, сами того не желая, возможно, в ней участвуете. Унаследовав базовые ценности от предшественниц, в своих программах новые феминистки обращают внимание на мизогинию (дискриминацию женщин. — Прим. ELLE) не только «в круге первом» — на работе и дома, но и в культуре — например, в медиа.

Только в ХХ веке феминистки стали активно «плодиться и размножаться» — у некогда немногочисленного движения появились ветви и направления. Дошло до того, что представительницы разных течений начали полностью противоречить друг другу в своих программах.

Опять же для простоты, оставим радикальных дев в сторонке и обратимся к наиболее мейнстримовому либеральному феминизму. Именно «либералок» подвергают критике чаще всего, особенно в России. Мол, суфражистки добились избирательных прав, вторая волна — права на аборт, а вам-то что еще нужно? У вас и без того все есть! Зачем ­феминизм в 2016 году?

Цифровой век

И действительно, зачем? К 2016-му женское движение добилось многого. Хотя не везде. Например, около 15 миллионов женщин в Саудовской Аравии до сих пор не имеют права водить машину, передвигаться по улице без сопровождения мужчины-опекуна или получать медицинские услуги без его разрешения. Зато в так называемом западном мире феминизм выглядит вполне победившим. Мы имеем право учиться, работать, избирать и даже быть избранными. Имеем право выходить замуж и, что особенно важно, — не выходить. У нас есть доступ к контрацепции и абортам. Так что же нам нужно?

Для начала стоит обратиться к статистике, например от Росстата, и увидеть, что разница в зарплатах мужчин и женщин на одинаковых позициях составляет в среднем 30 % (а в некоторых областях — более 40 %). По выводам исследователей, сейчас размер женского оклада соответствует уровню, который был у мужчин 10 лет назад. Чем выше позиция, тем меньше на ней женщин. И это такие же факты, как и то, что земля — круглая, а сосулька — холодная.

ФОТОAlexei Hay

Достаточно открыть любой сайт по поиску работы, чтобы увидеть, что хедхантеры, ищущие кандидатов на топ-менеджерские позиции, часто указывают в требованиях принадлежность к мужскому полу. Зато няни, воспитательницы, сиделки и уборщицы считаются традиционно женскими профессиями. Вы, возможно, встречались с таким термином, как «стеклянный потолок». Если нет, поясню: это обозначает ситуацию, когда женщина формально не лишена возможности продвижения по службе, но на практике на те же должности рассматриваются только мужчины. По данным ­компании Ward Howell, лишь 1 % СЕО всех российских компаний — женщины. В то время как на низшие должности их берут не в пример охотнее.

Ситуация с цифрами кардинальным образом меняется, когда речь заходит о куда более печальной и болезненной статистике, — вот уж где наши женщины впереди планеты всей. Одна из самых тяжелых тем — насилие над женщинами. По официальным данным МВД, ежегодно в России от домашнего террора умирают примерно 14 тысяч женщин. А это, между прочим, примерно 40 женщин в день! И проблема эта актуальна для каждой третьей российской семьи. Комитет по правам человека ООН недавно обнародовал данные: с 2010 года количество случаев бытового насилия в отношении женщин и детей в России выросло на 20 %. Причем большинство женщин (от 33 до 50 %) гибнут от рук своего партнера. Статистика по изнасилованиям еще тревожнее: в 70 % жертва также оказывается знакомой с насильником. А самое главное, реальное количество изнасилований практически невозможно оценить — до суда доходит ничтожный процент жертв. Быть изнасилованной в нашей стране — все еще «стыдно», «сама виновата» и еще полсотни знакомых выражений вроде «нечего было в такой мини-юбке гулять», «да она пьяная была», «флиртовала, вот и получила». Виновата, виновата, виновата! И как-то сразу выпадает из поля зрения факт, что в насилии виноват только (!) насильник.

У вас, женщин, и без того ВСЕ ЕСТЬ! Кому и ­зачем нужен ФЕМИНИЗМ в 2016 году?

На бытовом уровне

Почему в нашем обществе принято обвинять жертву в ее беде? Особенно если эта беда — насилие, а ­жертва — женщина? Бытовая мизогиния настолько въелась в общественный культурный код, что стала его частью. Она заметна куда меньше, чем любая другая форма нетерпимости (например, гомофобия или расизм). Видимо, за несколько столетий торжества патриархата она успела проникнуть во все области нашей жизни. И вот уже женщины сами с нескрываемым удовольствием смеются над сексистскими анекдотами про «обезьяну с гранатой» или «блондинок», записываются в школу ведических жен, где их учат быть шеей при мужчине-голове, или, как в примерах выше, обвиняют жертв насилия в том, что они «сами виноваты».

Так называемая внутренняя мизогиния, или травля женщин женщинами, страшнее и опаснее, чем внешняя, мужская. Отчасти это, конечно, механизм защиты, такая установка: со мной ничего плохого не случится, если я буду соблюдать правила игры, а произойдет только хорошее. Насилуют и бьют только опустившихся алкоголичек, которые в коротких юбках ходили ночью через опасные районы. А проблемы в семье возникают у тех, кто недостаточно хорошо варит борщи, неженственно одевается и смеет возражать своему мужу. Я — не такая, а значит, у меня все будет хорошо. В этой парадигме любовь, уважение и права человека нужно заслуживать, играя по определенным правилам и выполняя длинный список обязательств. Но проблема в том, что любовь, уважение и права либо есть, либо их нет. Обменять, выторговать или заслужить их невозможно.

Из-за того что мизогиния настолько вплетена в ткань общественной жизни, она далеко не всегда заметна — ни самим женщинам, ни тем более мужчинам. Очень многие женщины обожают говорить о том, что лично они никогда не сталкивались с сексизмом. Но практически каждая из них может, покопавшись в памяти, вспомнить либо непристойное предложение, сделанное на улице; либо ситуацию, когда на работе предпочли кандидата-мужчину; либо замечание университетских преподавателей о том, что «все равно работать не будете, а в декрет уйдете, чего вас учить-то». За примерами далеко ходить не надо — во «ВКонтакте» появился феминистский паблик Shut up your sexist mouth (агрессив­ное название оставим на совести создателей), где члены комьюнити публикуют примеры ежедневного бытового сексизма. Все дело в том, что некоторые (многие — что уж там) женщины настолько привыкли к сложившейся ситуации, что научились не обращать на нее внимания и, более того, воспринимать как комплимент. Приставания незнакомцев — это восхищение неотразимой внешностью, а сексистские шутки — знак «особости» и женственности. Хи-хи, ха-ха, девочки такие девочки! И все это можно понять. Нас начинают делить по гендерному признаку еще в младенчестве, когда маркируют цветными пеленками, как файлы в папке. Уже к детскому саду девочки точно знают, что им положено играть куклами и пластмассовыми чашечками, а мальчикам — катать машинки и строить города из конструктора. «Драться нельзя, ты же девочка!», «Что ты ревешь, как девчонка, ты же мужик!». Гендерный поведенческий паттерн закладывается в нас задолго до начала развития сексуальности и понимания, чего же мы хотим в этой жизни. К достижению совершеннолетия большинство женщин знает, что им предназначено природой иметь семью и детей, даже если хочется совершенно иного, а мужчины должны (нет, просто обязаны!) быть готовы сломать кому угодно челюсть и практически не иметь шансов на опекунство над совместными детьми при разводе. Патриархальная парадигма унижает не только женщину, но и мужчину, который выглядит инфантильным и немного бесноватым существом. Классический «настоящий мужчина» не может сдержать собственную бурную сексуальность, обслужить себя в быту или позаботиться о детях — ведь он по природе охотник.

Счастье быть женщиной

Вопреки распространенному мнению, феминизм как философия и общественное движение не выступает против брака и рождения детей. Более того, феминистские семьи, по статистике, куда более гармоничны и счастливы, поскольку построены не из-за прессинга («Уже 25 лет, надо срочно замуж!») и не из-за товарно-денежных отношений, а по любви и взаимному согласию. Все потому, что равноправие — настоящее равноправие, а не только записанное на бумаге — на самом деле выгодно всем. Отцовские отпуска по уходу за ребенком (в некоторых странах, например в Швеции и Норвегии, они обязательны) укрепляют отношения между папами и детьми и уравновешивают семью. Совместный быт, устроенный, как удобно конкретной паре, а не как принято (даже если женщина работает 20 часов в сутки, а мужчина в это время готовит и сидит с ребенком), делает жизнь комфортной. А главное, равноправие дает возможность двум людям договориться, а не манипулировать друг другом. А не это ли самое важное для счастливых отношений?

Феминизм дает возможность женщине делать то, что ей хочется, — будь то ведение домашнего хозяйства, управление бизнесом или выбор собственного стиля. Ежедневный тщательный макияж или полное его отсутствие? Летящие платья или грубые рокерские ботинки? Длинные волосы или короткая стрижка?

Очевидно, что до ­полноценного равноправия в обществе нам еще очень далеко. И первый шаг к нему — признание самой себе: «Я — феминистка». Потому что ­феминизм — это не какие-то страшные тетки с небритыми подмышками, норовящие влезть в чужую спальню и навести там свои порядки. Феминизм — это мы.

Феминизм — это не страшные тетки с небритыми подмышками, норовящие влезть в вашу спальню

Звездный десант

На тему женского равноправия и независимости регулярно высказываются успешные голливудские актрисы и известные певицы. Призывают общество отказаться от негативного отношения к феминизму Мерил Стрип, Дженнифер Лоуренс, Эмма Уотсон, Лина Данэм, Тейлор Свифт, Кира Найтли, Эллен Пейдж и Джиллиан Андерсон.

www.elle.ru

Что такое феминизм, значение. Когда появился, кого называют феминистками

Не каждый может дать четкий ответ на вопрос, что такое феминизм. И это несмотря на то, что это слово постоянно находится на слуху. В обществе сложилось неоднозначное мнение о людях, которые поддерживают феминистское движение. Многие попросту не понимают, какие цели они преследуют и за что именно выступают.

Значение понятия

Словом «femina» в латинском языке называют женщину. Из него родилось знакомое понятие «феминизм», о котором часто говорят в СМИ.

Само понятие «феминизм» может иметь разные объяснения.

Его обычно рассматривают как:

  • Общее движение женщин, которые выступают против дискриминации людей по их половой принадлежности.
  • Уравнение мужчин и женщин в разных областях, в том числе науке, политике и культуре.
  • Теория равенства полов, которая основана на идеях женщин, желающих стать равными мужчинам.
  • Личная позиция, которая акцентируется на уважении прав и свобод женского населения.

Когда появился феминизм

Феминизм нередко связывают с эпохой Возрождения. Именно в тот период у женщин начали зарождаться мысли по поводу равноправия полов. Почитательницы данной теории даже написали собственное сочинение, названное «Книга о Граде Женском». В нем идет речь о вымышленном городе, который является настоящим убежищем для обиженных мужчинами женщин. Постепенно зачатки феминизма начали возникать в разных государствах, где представительницы слабого пола воспринимались как безвольные существа без права голоса.

Впервые об этом явлении заговорили еще в конце XVIII века.

История его развития базируется на трех важных этапах:

  • 1775-1783 годы. В этот период жительницы Америки попытались заявить о своем праве участвовать в делах родного государства наравне с мужчинами. Внезапно появившееся движение возглавила тогдашняя первая леди штатов по имени Абигейл Адамс.
  • 60-е годы прошлого столетия. Женщины стали активно требовать ликвидацию дискриминации представительниц женского пола в различных сферах жизни. В эти годы женское население страны начало борьбу с привычным институтом семьи, который заставляет выходить замуж и обзаводиться детьми.
  • 90-е годы прошлого века. Третья волна продолжается по сегодняшний день. Феминистки стараются продвигать свои идеи при помощи современных технологий. О них они говорят в виртуальной сети.

Третья волна стала своеобразным освобождением от норм и правил, которые были присущи старому феминизму. Развитие этого движения привело к появлению огромного количества отдельных течений, противоречащих главной идее. Оно начинает терять свой первоначальный замысел, который несколько десятилетий назад заставил тысячи женщин забыть о страхе и смело выступить за собственную свободу, а также полную независимость от мужского влияния и мнения.

Кого называют феминистками

Феминистами приняло называть девушек и женщин, которые принимают участие в различных движениях, преследующих такие идеи:

  • Быть равными с мужчинами.
  • Иметь право голоса.
  • Улучшить положение женского населения в обществе.

Ради достижения своей цели феминистки организовывают протестные выступления на публике, создают перфомансы и размещают громкие заявления в средствах массовой информации.

Многие мужчины придерживаются мнения, что звание феминистки получают женщины, которые отличаются излишней агрессивностью, склонностью к конфликтам, а также проявлением доминирования в работе и в отношениях с мужем. Нередко представительниц движения называют «мужчинами в юбках». И в этом есть своя логика. Ведь большинство феминисток, стараясь больше походить на представителей противоположного пола, наряжаются в мужскую одежду и подражают их манере поведения.

Часто женщины, которые выступают за феминизм, не упускают ни единой возможности как-нибудь принизить мужчину, задеть его самолюбие.

Виды феминизма

На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей феминизма, каждая из которых отличается собственными идеями и целями.

Лидирующие позиции занимают следующие направления:

  • Анархо-феминизм. Представители движения активно выступают против патриархата. Они уверены, что именно он является самой главной проблемой современного общества, поэтому стараются всячески его искоренить.
  • Либеральный феминизм. Женщины соглашаются с тем, что по своей природе они находятся наравне с мужчинами. По этой причине участницы движения хотят иметь такие же возможности и права, как и они.
  • Индивидуалистический феминизм. Его приверженки стараются защитить индивидуальность женщины. Они призывают начать самостоятельно нести ответственность за собственную жизнь, тем самым позабыв о зависимости от мужского влияния.
  • Экофеминизм. Участницы этого движения стараются вернуть в мир гармонию путем защиты природы от негативного влияния действий, совершенных мужчинами.

Общество привыкло, что феминизм – это женское направление, с помощью которого представительницы прекрасной половины человечества стараются проявить себя. Однако существует еще и маскулизм. Это течение было создано мужчинами, озабоченными проблемами дискриминации сильного пола. 

Ка бы ни было сложно, женщинам все-таки удалось добиться поставленной перед собой цели. Продвигая смелые идеи, они оказали существенное влияние на различные сферы жизни общества. Современная женщина имеет право участвовать в выборах, принимать решения касательно замужества и деторождения, занимать высокие должности, а также распоряжаться личным имуществом. Ей даже предоставляется возможность стать членом духовенства.

С появлением феминизма произошли серьезные изменения и в речи. Теперь в разговорах присутствует некая гендерная нейтральность, которая никак не обижает женщин, а наоборот, поддерживает их. Но все же даже сейчас живут люди, не желающие соглашаться с такими переменами в обществе. И именно из-за них в мире продолжают происходить столкновения между мужчинами и женщинами, которые никак не могут понять друг друга.

Видео инструкция

topkin.ru

ФЕМИНИЗМ — это… Что такое ФЕМИНИЗМ?

(лат. femina — женщина) — общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь идет об одной из форм дискриминации — сексизме (англ. sex — пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом — дискриминацией по расовому, этническому принципу — и эйджизмом (англ. age — возраст) — дискриминацией по возрасту. Статус человека в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью и продуктами труда, существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация: исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, — и сегрегация женщин: формирование «женских» рабочих мест внутри профессий, как правило, непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие и в то же время взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах открыто говорил об эксплуатации обществом репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности.

В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый — с середины 19 в. до 1960-х — женщины боролись за «равенство полов», за равные права, в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый «суфражизм»). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность в политическом отношении.


Пробудилось женское движение в конце 1960-х — начале 1970-х под новым лозунгом — «равенство в различии». Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром «женского возрождения» стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став «женским освободительным движением» (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда  и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство и насильственное материнство здесь считается семья. Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста. Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой — давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п.

Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода, отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею «женской революции» против «мужского шовинизма» и при этом ссылаются на деятельность таких групп, как «Женщины против насилия над женщинами», «Сердитые женщины», «Красные чулки», «Ведьмы», «Хлеб и розы», «Шуазир» и др. Однако сам факт активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН «десятилетием женщин».

Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская — к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура западного общества — патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine — мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей — традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция, в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, — обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь — вторичное бытие или вообще небытие. «Человек» в такой культуре отождествляется с «мужчиной», и во всех философских определениях человека как «политического животного» (Аристотель), «политического существа» (Гоббс), «существа, обладающего свободой» (Руссо), «рационального существа» (Кант), «существа, обладающего самодетерминацией свободной воли» (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни  которого — служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение. Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль. Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина. Сфера принятия решений, наследование и т.п. — прерогатива мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина — принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева — это Другое Адама, «негатив» человека. Женщина — это «животное, которое лишено твердости и постоянства» (Августин), это «врата ада» (Тертуллиан), это «неудавшийся мужчина» (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, «женскую спиритуальность». «Спиритуальный Ф.» поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого «Я», в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума, плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки.

Историко-философский дискурс в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это «мужская перспектива» традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики — мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет «этику заботы» с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу «или — или», то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой «этики заботы». В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное — телесное, рациональное — эмоциональное, объективное — субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес: духовное, рациональное, объективное. Новый образ эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы. Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею «соблазна».

Е.И. Янчук




Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.
2003.

sociology_encyclopedy.academic.ru

Что такое феминизм? | ЧТО ОЗНАЧАЕТ

А. Конан-Дойл к феминизму относился скептически

Феминизм (от латинского слова femina, «женщина») — женское политическое и общественное движение за равноправие женщин с мужчинами. Отсюда феминистка — сторонница этого движения. Характерно, что, несмотря на существование огромного числа настроенных весьма либерально и свободномысляще мужчин, понятие «феминист» не встречается.

История феминизма

До середины ХIХ века роль женщины в обществе сводилась к деторождению, воспитанию потомства, наблюдению за домашним хозяйством. За исключение беднейших слоев общества, женщины общественно-полезной деятельностью не занимались. Однако с ростом численности населения, продолжительности человеческой жизни, промышленного производства и, соответственно, потребления, мужских рабочих рук стало не хватать. И у станков, конвейеров, торговых прилавков, офисных конторок место рядом с мужчинами пришлось занять женщинам. При этом права: политические, имущественные, юридические — их остались в архаичном состоянии. Женщинам, хотя они трудились не хуже мужчин, платили меньше, существовали писанные и не писанные законы, запрещающие им заниматься определенными видами деятельности, учиться, ограничивающие карьерный рост. Подобная несправедливость и породила феминизм.

Впрочем, первые проявления феминистских настроений, как указывает Википедия, начались ещё в конце ХVIII века во Франции, в период её великой революции, и в США, во время борьбы за независимость. Первые феминистки выступали с требованием прежде всего равного с мужчинами права голоса. Затем к призывам политического характера добавились вопросы равноправия женщин в правах собственности, в браке, в выборе профессий, в получении образования. В 1848 году в штате Нью-Йорк прошла конференция женщин с подобной повесткой дня. Боевой задор постепенно охватывал женщин всё большего количества стран. В Англии самые радикальные формы приняла борьба за политические права так называемых суфражисток.

в России в 1859 году появилось «Общество для оказания материальной помощи беднейшему населению», инициированное Трубниковой, Философовой и Стасовой. В том же году в Петербурге была открыта первая воскресная школа для женщин. В 1862 начала действовать первая женская трудовая ассоциация «Общество женского труда». В 1863 в Петербурге открылась женская издательская артель, в 1864 — первый магазин женских рукоделий, принадлежавший женщине, дававший женщинам работу в качестве продавщиц, торговавший швейными инструментами и готовой продукцией (при магазине была открыта и мастерская, где можно было обучиться навыкам шитья). С точки зрения феминизма в 1920-х годах самой прогрессивной страной мира была Советская Россия и русский феминизм. Женщинам в СССР было гарантировано политическое и избирательное равенство, их учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых, даже был декриминализован аборт.

Суть феминизма в борьбе за равные права женщин и мужчин во всех сферах жизни

Течения феминизма

  • Либеральный феминизм. Требует равенства прав мужчин и женщин
  • Марксистский феминизм. частный случай капиталистического и классового угнетения.
  • Радикальный феминизм. Борьба с режимом патриархата, где главным институтом угнетения является гендерное.
  • Лесбийский феминизм. Борьба с сексуальными отношениями с мужчинами, потому что любая форма сексуальных отношени есть продолжение угнетения.

Знаменитые феминистки

  • София де Кондорсе (1764 — 1822) — хозяйка светских салонов Парижа
  • Абигейл Смит Адамс (1744—1818) — жена президента США Джона Адамса
  • Олимпия де Гуж (1748 — 1793) — французская писательница и журналистка, политический деятель. Гильотинирована.

    Олимпии де Гуж приписывают слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент»

  • Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) — английская писательница, философ, автор книги «Защита прав женщины» (1792)
  • Сара Мур Гримке (1792 — 1873) — американская активистка движения за отмену рабства и гендерное равенство
  • Сара Маргарет Фуллер Оссоли (1810 — 1850) — американская журналистка, писательница
  • Лукреция Коффин Мотт (1793 — 1880) — американская активистка движения за права женщин и против рабства
  • Эммелин Панкхёрст (1858 — 1928) — английский политический деятель, лидер движения суфражисток
  • Эстелла Сильвия Панкхёрст (1882 — 1960) — дочь Э. Панкхёрст, суфражистка и коммунистка
  • Сьюзен Браунелл Энтони (1820 — 1906) — американская феминистка и борец за гражданские права женщин
  • Джанет Пикеринг Рэнкин (1880 — 1973) — американский общественный деятель, первая женщина, избранная в Конгресс США

    Джанет Пикеринг Рэнкин была единственным членом Конгресса, который голосовал против вступления США как в Первую, так и во Вторую мировую войну

  • Александра Коллонтай (1872 — 1952) — русская революционерка, советский государственный деятель и дипломат
  • Анна Философова (1837 — 1912) — общественный деятель, один из лидеров женского движения в России в 1860—80-х годах
  • Надежда Стасова (1822 — 1895) — общественная деятельница, в 1860—1895 годы возглавляла женское движение в России

Конец феминизма

Главная проблема человечества в том, что оно не умеет вовремя остановиться и любое движение, самое благостное в начале пути, доводит до своей противоположности. Так и феминизм. Сначала были воскресные школы, требования равной оплаты, возможности учиться, иметь равные политические права. Потом женщины потянулись вслед мужчинам в освоении мужских профессий: дипломат, летчик, водитель, шпалоукладчица. Потом они отвергли мужчин, как защитников, добытчиков, глав семейств: зачем, когда женщина сама зарабатывает, сама водит, клеит, штукатурит и забивает? Сегодня женщины играют в хоккей и футбол, квасят друг другу морды на ринге, возятся на татами, летают в космос, руководят международными корпорациями и целыми государствами. Но стали ли они счастливее? Ведь сегодня мужчины видят в них товарищей по работе, коллег в бизнесе, партнеров в сексе, но никак не существ, вызывающих чувство любви, поклонения, желания помочь, защитить, уберечь. Как и мужчины, женщины сегодня озабочены карьерой, зарплатой, вопросами выживания, так же как и мужчины они курят, пьют, матерятся. Женщины перестали быть ими. Этого добивались? Если этого, то они победили.

Конан-Дойл и феминизм

«Хотя Дойл был защитником женщин и прав женщин, методы самих женщин, борющихся за свои права, ему не очень-то импонировали. В начале XX века суфражистское движение в Англии набрало ход. В 1903 году в Манчестере был образован Женский социально-политический союз во главе с известной феминисткой Эмелин Панкхерст; его члены придерживались весьма экстремистских методов борьбы. Начиная с 1906-го суфражистки заимствовали тактику ирландского освободительного движения: устраивали взрывы и поджоги общественных зданий, бурные демонстрации, сопровождавшиеся стычками с полицией, атаковали государственные учреждения, а позже, когда власти стали их арестовывать, практиковали голодные забастовки. Дойлу все это страшно не нравилось. Он неоднократно высказывался неодобрительно о поступках суфражисток – исходя из этого ему часто приписывают отрицательное отношение к суфражизму как таковому. Это не совсем верно. Отвращали его не цели, а методы. Когда интервьюер спрашивал его дочь Джин – много лет спустя после его смерти – о том, почему доктор, идеализировавший женщин, так резко отзывался о суфражистках, та ответила следующее: «Он, несомненно, полагал, что женщины – существа высшего порядка, гораздо более утонченные, нежели мужчины». По словам Джин, ее отец в принципе не был против того, чтобы женщины имели право голосовать на выборах; но, насмотревшись в период своей работы в Союзе за бракоразводную реформу на бесчисленные случаи семейного насилия, он считал, что политические разногласия между мужем и женой только увеличили бы количество такого насилия. Он также – будучи во многих отношениях идеалистом – высказал мнение, что женщина, счастливая в браке, непременно имеет влияние на своего мужа в том числе и в политических вопросах и таким образом его голос на выборах – это и ее голос. Что же касается суфражисток – его отвратила от них их склонность к насилию. Женщина должна обладать сильным характером (как его мать, вторая жена или младшая дочь), но при этом быть женственной, а не крушить ломом стекла» (М. Чертанов «Конан-Дойл»)

Жванецкий о женщинах

chtooznachaet.ru

Феминизм — это… Что такое Феминизм?

— термин образован от латинского слова femina — женщина. Впервые он использован Элис Росси в 1895 г. В настоящее время существует много определений феминизма. Нередко феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение. Чаще всего его трактуют шире — как разного рода действия в защиту прав женщин, основанные на представлениях о правовом равенстве полов (в этом случае термин может употребляться как синоним женского движения). Феминизм возник из признания того, что есть нечто несправедливое в общественной оценке женщины. Он пытается проанализировать основания и уровни подавления женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

Первая волна феминизма приходится на XIX — первую половину XX вв. Основное ее содержание сводится к борьбе за достижение юридического равноправия полов. С середины XX в. начинается вторая волна феминизма — борьба за фактическое равенство женщин с мужчинами. В середине и конце 70-х гг. на Западе, особенно в США, движение приобрело довольно массовый характер, проявилось в многочисленных акциях, в создании ряда организаций и множества небольших групп неформального характера без лидера и теоретической стратегии в ее традиционном понимании. В течение 80-х гг. влияние феминизма несколько падает, исследователи связывают это с утверждением в западных странах неоконсервативной ориентации, а также с острой самокритикой, появившейся внутри самого феминизма. Если до середины 80-х гг. его теоретиками рассматривался в основном опыт белой женщины из среднего класса Западной Европы и Северной Америки, то впоследствии была признана необходимость изучения и учета требований других групп с их специфическими интересами. Это сказалось на состоянии не только практики, но и теории движения, которая все более отказывается от категорий и методов, связанных с ориентацией на внеисторические факторы.

В феминизме рассматривается не опыт пола, а опыт рода (англ.

— gender) — не биолого-анатомические, а культурно-психологические характеристики, поскольку практически проявления пола и биологическая сексуальность существуют только как продукт «очеловеченных взаимодействий». Приписывать родовые представления, присущие данной культуре, самой «природе человека», его половым характеристикам, согласно феминизму — значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархатному (см. Патриархат) типу культуры. Сюда можно отнести определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстактно-технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют, согласно феминизму, культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок, отношения между полами понимаются в феминизме как один из типов проявления властных отношений, поскольку под видом «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно репрезентирует (представляет) и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию «объективности», складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать «маскулинистской ориентации». В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «Другой». Представители феминизма считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом тип женской духовности остается, в принципе, невостребованным. Поэтому цель феминизма — выведение женской духовности из «сферы молчания». Признается принципиальная недостаточность традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко — как «общественные дела вообще». Такое переопределение политики в ненасильственном ключе выражается в лозунге «Личное — это политическое». В этом лозунге феминизм соединяет историко-критический анализ прав личности с идеологией, выступая как «призыв к действию», к изменению культуры и духовному обновлению во всех сферах жизни общества.

Само это деление можно считать проблематичным, поскольку оно предполагает, что такое нетрадиционное воззрение, как феминизм (с его альтернативными способами теоретизирования и практики), оценивается с традиционных позиций (например, буржуазный, или марксистский феминизм и т. д.), однако это деление на направления в настоящее время все еще принимается, несмотря на то, что оно, к тому же, нередко производится по разным основаниям. Кроме того, термин феминизм входит в название новых направлений, вводящих проблематику пола/гендера в определенные отрасли знаний — экофеминизм, киберфеминизм.

Feminism (англ.)

Литература:

Клименкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия: Словарь / Сост.: Малахов В. С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. 414 с.

Millet K. Sexual Politics. N.Y., 1970.

Eisenstein H. Contemporary feminist Thought. L., 1985.

Feminism and Political Theory. L., 1986.

Feminism and Methodology. Bloomington, 1987.

Feminism as Critique. Essay on the Politics of Gender in Latecapitalist Society. Cambridge, 1987.

© Т. А. Клименкова

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты.
А. А. Денисова.
2003.

gender.academic.ru

Феминизм что это такое

У большинства людей при упоминании о феминистках сразу же в сознании всплывает образ мужеподобной дамы, которая принципиально не хочет принимать помощь от мужчин и требует таких же, как у них, прав.

Это мнение является отчасти ошибочным, ведь такое явление, как феминизм, следует рассматривать с нескольких ракурсов. Давайте вместе разбираться с тем, что же это за направление, какую идею оно несет в массы и какую цель преследует феминистка.

Как понять, с чем имеешь дело

В настоящее время есть немало общественных движений, которые собирают огромное число последователей. И именно к таким относится направление феминизм. Что это такое? Ответ на данный вопрос банально прост: феминизмом принято считать социальное течение, главной идеей которого является равноправие мужчин и женщин.

Часто люди, которые слышат этот термин, несколько неточно понимают его значение. Обусловлено это в большей мере сложившейся в стране обстановкой, когда права представителей обоих полов не имеют четко поставленных границ.

Проблема под названием «феминизм» — одна из наиболее распространенных. Ее можно встретить не только в странах третьего мира, где гендерное неравенство сохранилось еще с античных времен, но даже в современных, хорошо развитых западных странах.

«Тогда что такое феминизм?» — спросите вы. Говоря простым языком, это направление, последователи которого борются за сохранение равных прав между женщинами и мужчинами в нескольких сферах жизнедеятельности человека (в политике, чтобы дамы имели право голоса и могли занимать должности политических руководителей; в экономике, социальной и прочих сферах).

Уточняя, что значит понятие «феминизм», нужно понимать, за что выступают последователи движения. Помимо равных прав в главных сферах жизни страны, они добиваются отсутствия дискриминации при трудоустройстве. То есть чтобы любая женщина могла выбрать любую профессию, как и мужчина, а работодатель при этом не мог отказать ей в трудоустройстве, ссылаясь лишь на половую принадлежность. Тем более если кандидаты обладают одинаковыми навыками и имеют равный опыт.

Рекомендуем: Что такое фанатизм?

Если изучить статистику, то в некоторых государствах сохраняется положение, при котором сотрудники с одинаковой квалификацией могут получать разную заработную плату. Проще говоря, государство отдает предпочтение мужчинам, поощряя их труд финансово значительно больше, чем женский.

Вернемся к истокам

Интересуясь понятием и значением слова «феминизм», не лишним будет узнать историю возникновения направления. Появилось это движение, соединившее в себе сразу целый спектр идеологий, в XVIII столетии. Как показывает история феминизма, причиной зарождения идеологического социально-политического направления стало стремление женщин получить избирательное право.

Так, в 1792 году основоположница направления, француженка Олимпия де Гуж, заявила, что если женщина может взойти на помост эшафота, то она также может взойти на трибуну. Слова этой женщины стали решающими для многих представительниц женского пола, которые уже на тот момент считали себя достойными избирательного права. Другие известные феминистки, которых история феминизма увековечила благодаря их решительным действиям и очень смелым публичным высказываниям:

  • Абигейл Смит Адамс – американка, которую считают первой, кто выступил за права женщин в США.
  • Мадам де Гакон-Дюфур – одна из первых сторонниц движения во Франции.
  • Мэри Уоллстонкрафт – еще одна американская феминистка и автор книги о защите женских прав.
  • Мэри Вигман – немецкая активистка.

Феминистический вектор развивался стремительно, и движение быстро становилось одним из наиболее масштабных. У него появилось множество последовательниц в разных странах. Со временем его первоначальная форма видоизменилась, и появились различные виды феминизма. Каждая из групп, представляющих определенную разновидность течения, следовала своей конкретной идеологии. В то же время цель феминизма осталась неизменной – это равноправие полов.

Какие есть направления

На сегодняшний день насчитывается около нескольких десятков разновидностей данного направления. Объединенные общей идеей, представительницы рассматриваемого течения образуют группы.

Что интересно, у женщин, представляющих различные разновидности феминизма, нет взглядов, противоречащих идеям других групп. А популярность движения и его широкое распространение по всему миру объясняется наличием сходных проблем у жительниц разных стран, связанных с гендерным неравенством мужчин и женщин.

Рекомендуем: Социальные установки — это

Самыми известными направлениями феминизма являются:

  • Лесбийский – как понятно из названия, это культурное направление, отстаивающее равноправное положение лесбиянок в социуме.
  • Исламский – разновидность феминизма, представительниц которой не устраивает положение женщины в исламе.
  • Феминизм радикальный – это форма феминизма, рассматривающая систему патриархата как инструмент для внушения обществу идеи мужского превосходства. Представительницы этого движения настроены на то, чтобы свергнуть патриархат, избавить женщин от гендерного угнетения и изменить структуру современного общества.
  • Феминизм либеральный – это индивидуалистический тип культурного течения, который акцентирует внимание на способностях представительниц «слабого» пола самостоятельно бороться с неравенством мужчин и женщин посредством своего выбора и принимаемых решений.
  • Мужской – тип феминизма, где активистки поддерживают позицию о равноправии женщин во всем мире и выступают против угнетения слабого пола представителями сильного. Простыми словами, участницы это движения уверены в том, что все мужчины – угнетатели, и стремятся изменить свое положение.

Помимо перечисленных, существуют также эко- , социалистический, интерсекциональный, анархический и другие типы феминизма. И все они оказывают непосредственное влияние на общество, особенно в странах Запада. Результатом их деятельности являются первые изменения на законодательном уровне, позволившие женщинам почувствовать себя более свободными и равноправными.

Последователи и участники течения

Итак, мы разобрались с тем, что означает слово «феминизм» и каковы основные разновидности данного направления. Давайте же теперь посмотрим, кого считают феминистками. Прочитав все изложенное выше, можно сделать предположение, что приверженками направления являются женщины, отстаивающие свои права во всех сферах жизнедеятельности. Проще говоря, это последовательницы движения, которые согласны с его идеологией и принимают непосредственное участие в жизни группы.

Рекомендуем: Что значит: общественное мнение?

Однако не любая женщина может отнести себя к представителям движения. Если активная феминистская позиция и ревностное стремление изменить свое положение не свойственны женщине, то она вряд ли может называть себя феминисткой. Чтобы стать участницей сообщества, нужно принимать участие в проводимых митингах, бывать на собраниях групп единомышленниц и предлагать собственные пути решения проблем, связанных с дискриминацией на фоне гендерного неравноправия.

Сейчас в Сети есть немало узкопрофильных блогов и форумов, посвящающих свою деятельность развитию феминистической субкультуры. Вступив в подобное сообщество, феминистка должна не только высказывать словесную поддержку единомышленницам, но и проводить просветительскую деятельность в социуме, выступать публично.

Обычно примкнуть к субкультуре стремятся женщины, которые каждый день сталкиваются с ущемлением своих прав. А гендерное неравенство наблюдается и дома, и на работе (особенно если женщина стремится построить свою карьеру посредством продвижения по службе), и даже на улице.

В настоящее время феминистка – это женщина, которая финансово не зависит от мужчины и заводит семью только тогда, когда становится обеспеченной благодаря собственным достижениям и продвижению в карьере. Сейчас среди феминисток – активные участницы шоу-бизнеса и политические деятельницы. Знаменитые феминистки нашего времени:

  • Анджелина Джоли.
  • Кейтли Моран (журналистка).
  • Жермен Грир (ученый, ведущая на британском ТВ и писательница).
  • Кара Делевинь (модель).
  • Бейонсе, Шарлотта Черч и многие другие.

На публичном уровне феминистки ежедневно отстаивают свои права и борются за то, чтобы гендерного неравенства и дискриминации не ощущали на себе и другие женщины. Автор: Елена Суворова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам,
пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой,
освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о