ФЕМИНИЗМ ГОЛОВНОГО МОЗГА: ФАКТЫ И КРИТИКА
Приветствуем жертв патриархальной системы! Сегодня мы поговорим про феминизм. А именно про его историю. Значение этого термина. Различия между разными «волнами феминизма». Успехи этого политического движения. Его неудачи. Научные исследования и критику современного феминизма. А так же про то, кто стоял у истоков этого движения. И то, чьи интересы на самом деле отстаивают феминистки. Само собой, что всё с ссылками на научные исследования и релевантные источники. А поскольку в статье будет представлена, как позиция феминисток, так и позиция их противников, по её прочтению вы будете обладать полным набором объективных данных для составления своей собственной точки зрения.
Феминизм – это, в первом приближении, идеология социального, экономического и политического равенства обоих полов [1]. Но на самом деле феминизм не однороден! Существует либеральный феминизм, социалистический феминизм, радикальный феминизм, неофеминизм и постфеминизм [2]. В связи с чем и существует три «волны феминизма». «Первая волна» приходится на конец XVIII века и начало XX века. В этот период женщины боролись за право голосовать на национальных и локальных выборах. Кампания вокруг чего получила название – «движение суфражисток» [3]. «Вторая волна феминизма» приходится на 60–70-е годы XX столетия. В этот период женщины боролись за самостоятельность во всех сферах жизни [4].
«Вторая волна феминизма», конечно, в основном, концентрировалась на борьбе с дискриминацией на работе, а так же либерализацией в сексуальной и семейной жизни. И во многом они добились успеха! Женщинам разрешили учиться и работать там, где они хотят. А так же свободно заниматься сексом и выходить замуж за того, за кого им захочется. Но поскольку равные возможности не гарантируют равного результата, в 90-е годы XX столетия возникла «третья волна феминизма» [5]. И в этот раз они решили добиться того, чего не удалось сделать их предшественницам. А именно – равного результата [6]. Но о современном феминизме мы поговорим подробнее ниже. А сейчас давайте поговорим о том, чьи интересы на самом деле преследует феминистическое движение.
Подноготная феминизма
В статье про менеджмент труда мы уже писали о том, что интеграция женщин в экономическую жизнь стала возможна благодаря научно-техническому прогрессу. Потому что до тех пор, пока это было выгодно, капиталисты поддерживали рабочую иерархию, в которой верхушку занимали квалифицированные мужчины, а низы были представлены неквалифицированными женщинами [7]. Но с развитием промышленности и утратой необходимости в физической силе для обращения с оборудованием, стало выгодно вовлекать женщин в производство. Потому что это создавало конкуренцию на рынке труда. Благодаря чему цена на труд снижалась. Что в итоге, в совокупности с другими объективными причинами, закончилось Великой депрессией [8].
Конец «первой волны феминизма» пришёлся на начало 20-х годов XX столетия [9]. А начало Великой депрессии на конец 20-х годов XX столетия [8]. И поскольку главной причиной кризиса стало несоответствие спроса и предложения на товары, вполне очевидно, что обусловлено это снижением покупательной способности граждан. А поскольку закон спроса и предложения никто не отменял, вполне очевидно, что интеграция женщин в производство позволила снизить издержки на труд, благодаря чему увеличить производство товаров. Соответственно, предложение на рынке товаров увеличилось, а значит, цена на товары снизилась. Но люди потребить эти товары всё равно не смогли. Следовательно, инфляция обгоняла рост доходов населения. А значит, реальная заработная плата рабочих снизилась!
Так же следует иметь в виду, что и за право женщин голосовать на выборах тоже активно боролись политики мужчины [10], [11] и их жёны [12]. Которых, естественно, интересовало не то, что женщины получат право голоса, а то, что они будут голосовать за них. И если вы думаете, что это всё спекуляции, сексизм и пропаганда, то примите во внимание то, что «вторая волна феминизма» пришлась на 60–70-е годы XX столетия [4], и в этот же период инфляция начинает обгонять рост заработной платы в США [13]. Хотя это и не значит, что феминизм виновен во всех бедах и экономических кризисах, а феминистки сплошь участницы заговоров. Нет, магическое мышление тут ни при чём.
Просто нужно понимать, что бенефициаром любого политического движения, прежде всего, является правящий класс. А поскольку вовлечение женщин в производство позволило снизить издержки на труд, при этом, увеличив рост благосостояния домохозяйств, правящий класс и поддержал феминистическое движение. Ведь, если вовлечь женщин в производство, издержки на одного рабочего снижаются. Поскольку конкуренция на рынке труда снижает цену на труд. Что обусловлено законом спроса и предложения. Чем выше спрос, тем выше цена. Но чем выше предложение, тем цена ниже. А предложение на рынке труда создают рабочие, в то время как капиталисты являются потребителями труда.
Поскольку с ростом промышленности спрос на труд рос, цена на труд возрастала. И со временем оказалось выгодным привлечь больше рабочих, чтобы снизить издержки на производство. А трудовыми резервами были домохозяйки. В связи с чем, феминистическое движение помогло их мобилизовать. При этом спрос на товарном рынке не снизился. Поскольку, хотя цена на труд упала, доход домохозяйств, состоящих из мужчин и женщин, вырос. Поэтому все оказались довольны. Но, на самом деле, большую выгоду получили капиталисты. И, собственно, получают её до сих пор. Ввиду чего в 2017 году 82% совокупного мирового дохода досталось 1% самых богатых людей в мире.
Современный феминизм
Ну да ладно! Не важно, кто спонсировал и зачем феминистические движения прошлого. Они боролись за равные права. И их добились! Даже, если им пришлось для этого пойти на «сделку с дьяволом». Дело свершённое. Мужчины и женщины равны в правах. Можно расходиться. Но не тут-то было! Оказывается, равноправия добиться не удалось. И сегодня, в зависимости от социальной группы, от 5 до 40% женщин считают себя феминистками [14]. Которые борются со стереотипами о том, что женщины слабые или порочные, навязывая другой стереотип о том, что женщины сильные и независимые [5]. Причём тут важно заметить, что стереотип необязательно должен быть неправильным. Стереотип – это априорное представление о типичных свойствах явления, основанное на предыдущем опыте.
Так же важно заметить, что сам факт группировки каких-либо живых существ, предполагает абстрагирование от индивидуальной изменчивости. Потому что ДНК каждого организма уникально. И в природе не существует ни мужчин, ни женщин, ни собак, ни деревьев, ни каких-либо других животных и растений. Каждый организм уникален. Но сама идея группировки живых организмов заключается в абстрагировании от индивидуальных особенностей конкретного организма. Поэтому, когда мы будем далее употреблять термины «мужчины» и «женщины», то речь будет идти о среднестатистических характеристиках. В связи с чем, нет необходимости каждый раз оговариваться и писать о том, что есть исключения, и в некоторых случаях индивидуальные изменчивости превалируют над типичными свойствами.
Чего хотят современные феминистки?
Во-первых, как уже отмечалось выше, современные феминистки хотят поменять стереотип о женщинах. Чтобы в культуре и представлении обывателей типичной женщине были свойственны сила и независимость [5]. Во-вторых, они хотят не только равных возможностей, но и равного результата. И это не выдумка! Вы можете перепроверить цитаты на официальном сайте Американской Ассоциации Психологов [6]. Феминистки хотят нивелировать разницу в доходах между мужчинами и женщинами по экономике в целом. Чтобы в среднем все мужчины и все женщины зарабатывали одинаково. В частности, они хотят этого для психологов.
Они утверждают, что в области психологии больше задействовано работников женщин. При этом женщины-психологи в среднем зарабатывают меньше мужчин-психологов. Кроме того, мужчины-психологи чаще получают докторскую степень и занимают высокие должности в университетах и других научных организациях. А так же они утверждают, что на сегодняшний день в большинстве семей люди сами решают организовать свою жизнь так, чтобы не мешать карьерному росту мужчины. Даже, если женщина зарабатывает больше и такая организация семейной жизни мешает её карьере. И это, как они считают, не справедливо и требует исправления.
Следует заметить, что они считают сложившееся положение вещей следствием сексизма и систематического неравенства. Таким образом, предполагая, что между мужчинами и женщинами нет, и не может быть, никакой биологической разницы. А все несоответствия в результатах связаны именно с неравными возможностями и культурной дискриминацией. Правда, доказывать это из несоответствия результата методологически неверно. Потому что неравный результат не свидетельствует о неравных возможностях. Ведь и среди мужчин результат тоже неравный. Но давайте о критике современного феминизма поговорим более обстоятельно.
Критика современного феминизма
Известный британский экономический историк и социалист Ричард Генри Тоуни утверждал, что «критика неравенства и жажда равенства это не утешение себя иллюзией о равенстве талантов и интеллектуальных способностей людей. Напротив, в то время как природные способности людей различаются, признаком цивилизованного общества является создание таких социальных институтов, которые бы уравнивали их возможности» [15]. И с этой позицией можно соглашаться, или не соглашаться, и мы к ней позже ещё вернёмся, но тут важно заметить, что она не противоречит действительности и является последовательной. Напротив, позиция современных феминисток не просто не соответствует действительности, она ещё и является ярким примером политического лицемерия.
В чем не правы феминистки?
Во-первых, между мужчинами и женщинами существуют объективные биологические различия [16]. Которые обуславливают, как их рабочую, так и личную жизнь. И хотя они во многом взаимосвязаны, мы рассмотрим их отдельно. Кроме того, и это во-вторых, эти различия носят не только культурный характер. Хотя и его в том числе. Но кросскультурные исследования показывают, что между мужчинами и женщинами существуют различия, не обусловленные культурными особенностями. В частности, женщины более податливы, чем мужчины [17]. А в пубертатный период, являющийся важнейшим периодом в развитии человека, юноши, как показывают кросскультурные исследования [18], склонны формировать жёсткую патриархальную иерархию с гендерными ролями.
Юношам свойственно в пубертатный период стремиться к физической силе, независимости, эмоциональному стоицизму и сексуальному доминированию. В то время как девушки, напротив, склонны критиковать традиционные гендерные роли [18]. И речь не о том, что неравенство это естественно и прекрасно. Нет, это не прекрасно. Но это естественно. И это не обусловлено культурой. Хотя феминистки и утверждают обратное. Но кросскультурные исследования их точку зрения не подтверждают. И тем хуже для кросскультурных исследований! Феминистки предпочитают доверять биографическим рассказам о великих женщинах прошлого, в которых правда сознательно извращается вымыслом [19].
Почему женщины меньше зарабатывают?
Во-первых, это обусловлено, податливостью. Которая больше свойственна женщинам [17], [20]–[22]. Соответственно, при приёме на работу женщины легче соглашаются на более низкую заработную плату. И можно сколько угодно жаловаться на репрессивную патриархальную систему угнетения женщин, но от этого добровольно деньги никто раздавать не будет. И поэтому даже на одном и том же предприятии два человека, занимающих одинаковы должности, могут получать разную зарплату. И они оба могут быть мужчинами, женщинами, инопланетянами или фантомами, собственник предприятия будет стараться платить им минимальную зарплату, на которую они согласны.
Во-вторых, мужчины более уверены в себе, чем женщины [23]. А уверенность в себе коррелирует с успехами в карьере [24]. И это, вероятно, обусловлено пубертатным периодом. Поскольку в этот период юноши физически сильнее девушек и могут решать конфликты дракой. В связи с чем они и более уверены в себе. Причём и среди юношей тоже наблюдается соответствующая корреляция. Поскольку в зависимости от роста люди более или менее уверены в себе [25]. Высокие люди увереннее низких. И поэтому наблюдается корреляция между достижениями человека и его ростом [26]. Опять-таки, напоминаем, что речь идёт о средних показателях. Поэтому даже невысокий человек может стать президентом, а высокий – оставаться кандидатом в кандидаты.
В-третьих, мужчины предпочитают работать в более высокооплачиваемых отраслях. В частности, мужчины предпочитают технические специальности, а женщины – работу с людьми [27]. И это обусловлено гормональным фоном [28]. Точно так же, как гормональным фоном обусловлена и склонность мужчин работать в сферах с высоким риском [29], [30]. И тут мы подходим к тому, почему мужчины чаще занимают высокие должности, чем женщины. Хотя предыдущие факторы тоже оказывают на это влияние. Но они так же обуславливают причины, по которым мужчины и женщины по-разному зарабатывают, находясь на одном социальном уровне. Потому что, чем человек рискованнее, увереннее в себе и менее сговорчив, тем более выгодные условия он может себе выбить.
Почему мужчины занимают руководящие должности?
Во-первых, потому что они более склонны к риску, более уверены в себе и менее сговорчивы. О чём мы писали выше. Во-вторых, потому что мужчины менее подвержены стрессам. Таким образом, женщины болеют депрессией и тревожными расстройствами в два раза чаще мужчин [31]. Хотя женщины чаще страдают от депрессии из-за социальной неустроенности или болезней, а мужчины – из-за проблем на работе и неустройства в личной жизни [32]. То есть мужчины более заинтересованы в успехах на работе, чем женщины. Поскольку, и это в третьих, мужчины стремятся с помощью работы достичь высокого социального статуса [33]. В то время как женщины более склонны посвящать себя семье и детям [34]. О чём, кстати говоря, феминистки говорят, и с чем предлагают бороться. Но об этом позже.
А о чём следует сказать сейчас, так это о том, что женщины-психологи зарабатывают меньше, чем мужчины-психологи, и реже получают докторские степени и руководящие посты не потому, что мужчины их притесняют, а потому что продуктивность их работы ниже. И поэтому, не смотря на то, что женщин-психологов больше, и они пишут больше научных работ, чем мужчины, цитируемость мужских работ выше [35]. А, вообще говоря, вклад научной работы в науку тем выше, чем чаще к ней обращаются. А чем чаще к ней обращаются, тем чаще её цитируют. Поэтому приводить в качестве доказательства угнетения женщин то, что при численном доминировании в области они менее продуктивны коллег-мужчин, по крайней мере, странно. Быть может, надо лучше работать? И не в том смысле, что больше, а в смысле более результативно.
Но вопрос карьерного роста, естественно, связан не только с работоспособностью. Он связан ещё и с целями. И, как правило, такие цели преследуют мужчины. Потому что высокая должность предполагает ненормированный рабочий день, стрессы, риски, ответственность и самостоятельность. Само собой, при высоком уровне компетентности. И люди к этому стремятся, в основном, ради доминирования. И поэтому на самой вершине социальной лестницы, как правило, находятся психопаты [36]–[38]. То есть люди, которым свойственны стрессоустойчивость, властолюбие, маккевиализм, бесстрашие, хладнокровность, нонконформизм, склонность оправдывать себя и отсутствие эмпатии [39].
Психопатия, как правило, свойственна мужчинам. В связи с чем, в Англии в тюрьмах сидят 8% психопатов мужчин и только 2% психопатов женщин [40]. А психопаты это люди, которые, как правило, находятся на двух экстремальных полюсах: на самом дне и на самом верху. Например, Рузвельт, Черчилль и Гитлер были психопатами [40]. И психопатия свойственна не только политикам, но и крупным бизнесменам, юристам, врачам и много кому другому [40]. Но нужно понимать, что, если всё это приводит одних мужчин на вершину социальной иерархии, то других это же тянет на самое дно. И поэтому, если бы вам даже удалось уравнять мужчин и женщин по уровню дохода, вы бы их уровняли и по уровню преступности.
Заключение
- Женщины меньше зарабатывают в первую очередь потому, что в меньшей степени склонны стремиться работать техническими специалистами и в сферах с высоким уровнем риска и стресса.
- Во-вторых, женщины менее склонны стремиться к карьерному росту. Поскольку карьерный рост предполагает ненормированный рабочий график, стрессы, конфликты, интриги, риски, жёсткость и ответственность. А доминировать женщины хотят реже, чем мужчины.
- В третьих, женщины менее продуктивны, чем мужчины в высококвалифицированной работе. Что, например, подтверждается меньшим количеством высококлассных специалистов женщин-психологов по сравнению с высококлассными специалистами мужчинами-психологами. При том, что женщин-психологов совокупно больше.
Почему женщины предпочитают семью карьере?
Во-первых, потому что они так расставляют приоритеты [34]. И отчасти это обусловлено тем, что женщины менее склонны к психопатии и менее мотивированы достигать вершин в карьере. Что, в свою очередь, отчасти обусловлено ещё и факторами мужской и женской привлекательности в интимных отношениях. Мужчин больше всего привлекают молодость и красота, а женщин – социальный статус и деньги [41]. Поэтому для мужчин работа является ещё и способом благоустройства личной жизни, а женщинам она в определённом смысле мешает. Хотя понятно, что и женщин привлекают молодые и красивые мужчины, и мужчин богатые и состоятельные женщины. Но для мужчин важнее молодость и красота женщины, а для женщин – состоятельность и богатство мужчины.
Но может быть это исключительно культурное явление? Быть может, всему виной объективация женщин?! На самом деле, нет. Потому что мы моногамные животные. А моногамные отношения предполагают соответствующее распределение обязанностей: мужчины носят еду, женщины выращивают детёнышей. Что отлично показал Оуэн Лавджой. И именно на примере эволюции человека. Но это, в общем-то, просто следует из здравого смысла. Ведь самка вынашивает и выкармливает детёныша, а значит, не может в этот период нормально охотиться, в связи с чем, эту обязанность должен на себя брать самец. И эволюционное преимущество получали именно те самки, которые выбирали самцов, готовых заботиться о ней и потомстве в период вынашивания и выкармливания детёныша. Поэтому подобное распределение ролей является для нашего вида естественным.
Что вы пытаетесь доказать?
- Во-первых, то, что разница в доходах между мужчинами и женщинами обусловлена, в том числе, объективными биологическими причинами. И женщин никто не дискриминирует. Они просто проигрывают мужчинам в честной конкурентной борьбе. Или, если угодно, их дискриминирует «рынок». Хотя следует заметить, что конкретная женщина может от этого страдать. Поскольку, если она сталкивается с человеком, чей личный опыт свидетельствует в пользу того, что женщины менее конкурентны, он может не захотеть иметь с ней дело. При этом женщина может соответствовать всем требованиям. Но это не является следствием патриархальной дискриминации. Это следствие адекватного взвешивания рисков.
- Во-вторых, то, что предпочтение женщинами семьи обусловлено, в том числе, биологическими причинами. И это абсолютно нормально. Тут не с чем бороться. Потому что у женщин должно быть право предпочитать семью карьере, как и карьеру семье. И на сегодняшний день всё так!
Равный результат
Итак, равные возможности не гарантируют равного результата. Поэтому утверждать, что неравный результат является свидетельством неравенства возможностей, это не просто оскорбление здравого смысла. Это нарушение принципа причинности! А этого себе не позволял даже Эйнштейн. Но, быть может, бог с ними, с равными возможностями? Быть может, нужно уравнивать результат? Быть может! Но это не имеет отношения к феминизму. Уравнение результатов – это коммунизм. А мы сегодня говорим про феминизм. Хотя тот факт, что феминисток интересует уравнение результатов только мужчин и женщин, хорошо показывает всё лицемерие их идеологии. Ведь они не борются за равный результат для всех угнетённых. Они борются за равный результат только для себя. И страшно оскорбляются и возмущаются, когда кто-нибудь, не принадлежащий к их группе, не готов бороться за их привилегии.
А что со стереотипом о женщинах?
Стереотипы у людей формируются, в основном, в детстве [42], в частности, в пубертатный период [43]. Поэтому, каким образом вы хотите убедить юношей в том, что девушки сильные и независимые, когда девушки слабее их физически, а социальная иерархия в подростковом возрасте, если не детерминирована, то сильно обусловлена физической силой, авторам этой скромной заметки неизвестно. Тем более что сексуальная объективация в подростковом возрасте очень распространена [44]. Ввиду чего и формируется восприятие женщин, как слабых или порочных. Что, наверное, и не требует объяснения. Но, действительно, было бы хорошо, если бы подобные стереотипы удалось нивелировать. Потому что взаимоуважение – это замечательно!
Заключение
- Феминизм является неоднородным политическим движением. И цели первых двух «волн» феминизма уже удалось реализовать. А «третья волна» является «борьбой с ветряными мельницами», отрицанием объективной реальности и наивным желанием превратить мир в уютное и благожелательное царство женщин, в котором мужчины будут добровольно им во всём уступать и потакать.
- Разница в доходах между мужчинами и женщинами обусловлена, в том числе, объективными биологическими различиями и поведенческими моделями, которых предпочитают придерживаться люди. В том числе, в личных отношениях.
- Неравенство результатов не свидетельствует о неравенстве возможностей. И причин считать, что женщин систематически дискриминирует патриархальная система, не существует. Если женщин что и дискриминирует, так это «рынок».
P.S. Благодарим за внимание! Надеемся, что статья была интересна и познавательна. Если у вас остались какие-либо вопросы, есть замечания или вы хотите высказать слова благодарности, то для всего этого можно воспользоваться формой комментариев ниже. Оценивайте статью, делитесь ею с друзьями в социальных сетях, добавляйте сайт в избранное и боритесь с мракобесием во всех его проявлениях, аминь!
Источники
[1] britannica.com/topic/feminism
[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3151457/
[3] britannica.com/topic/woman-suffrage
[4] britannica.com/topic/womens-movement
[5] britannica.com/topic/feminism/The-third-wave-of-feminism
[6] apa.org/gradpsych/2006/09/feminism.aspx
[7] John Sheldrake «Management Theory: From Taylorism to Japanization»/John Sheldrake, перевод А. Чех – Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер», 2001. – стр. 27
[8] britannica.com/event/Great-Depression
[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3046394/
[10] cambridge.org/core/journals/journal-of-the-gilded-age-and-progressive-era/article/who-won-womens-suffrage-a-case-for-mere-men/287ED42E49FA049537B08330665936CB/core-reader
[11] discovery.nationalarchives.gov.uk/details/r/604bfcb0-97a1-4dd9-899c-25b7564642d0
[12] link.springer.com/chapter/10.1057/9780230210790_9
[13] businessinsider.com/minimum-wage-and-what-it-buys-you-1950s-to-now-2012-4#1970s-3
[14] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4158978/
[15] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC194072/
[16] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3030621/
[17] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5473578/
[18] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5817048/
[19] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5479335/
[20] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2031866/
[21] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4327943/
[22] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3149680/
[23] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3263756/
[24] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2678750/
[25] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4342156/
[26] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4961475/
[27] journals.sagepub.com/doi/10.1111/1467-9280.00291
[28] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3166361/
[29] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5964298/
[30] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4489095/
[31] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4958506/
[32] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2950973/
[33] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3107626/
[34] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5816798/
[35] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4709377/
[36] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5437163/
[37] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3505104/
[38] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4848443/
[39] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4907435/
[40] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5917043/
[41] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4911849/
[42] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2709873/
[43] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3410522/
[44] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3761219/
[свернуть]
Загрузка…pop-science.ru
Ключевые направления феминизма — Wonderzine
Александра Савина
феминистская идеология менялась и расширялась на протяжении всего своего существования: в её рамках возникло множество течений, как знаменитых, так и малоизвестных. Первая волна феминизма пришлась на середину XIX — начало XX века: она была направлена на борьбу за избирательные и другие права женщин, за их эмансипацию. В конце 1960-х — 1970-е годы возникла вторая волна феминистского движения — борьба против дискриминации по половому признаку, затронувшая вопросы семьи, репродуктивных прав, сексуальных, политических и экономических отношений. Третья волна феминизма возникла в 1990-е и, по мнению некоторых исследователей, продолжается и сейчас: помимо вопросов равноправия она также поднимает проблемы, связанные с расой, классом, сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью.
Нередко феминистские течения, как, например, экофеминизм, поднимают вопросы и из других сфер. Рассказываем о различных течениях и движениях феминизма, а также их целях.
Антирасистский
феминизм
Несмотря на то что феминистское движение стремится говорить от лица всех женщин, его нередко обвиняют в игнорировании проблем меньшинств. Движение антирасистского феминизма ставит во главу угла идею о том, что феминизм не должен ограничиваться борьбой за права белых представительниц среднего класса и должен обращать внимание на проблему угнетения женщин разных рас. Антирасистский феминизм включает в себя борьбу с сексизмом, расизмом и классовым угнетением.
Писательница и поэтесса Элис Уокер впервые употребила термин «womanism» — альтернативу термину «феминизм», который подразумевает также защиту женщин разных рас и разного происхождения.
Интерсекциональный
феминизм
Интерсекциональный феминизм возник в результате борьбы представителей различных меньшинств (ЛГБТ-сообщества, людей с инвалидностью и людей разных рас) за свои права. Название этой феминистской социологической теории дала профессор Кимберли Креншоу в 1989 году, хотя сама концепция, безусловно, существовала и раньше. Представители интерсекционального феминизма говорят о том, что не существует единого и универсального женского опыта, а борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом.
Культурный
феминизм
Культурный феминизм — направление внутри радикального феминизма, сторонницы которого говорят, что женщины, благодаря своей природе или особенному женскому историческому опыту обладают особыми женскими (феминными) качествами, которые, в свою очередь, противоположны мужским (маскулинным) качествам. Женскими качествами является связь с другими людьми (как биологическая — через беременность, так и моральная), сопереживание, единение — все эти качества способствуют формированию идеи «сестринства».
Теоретики культурного феминизма по-разному оценивают, как связанность с другими людьми влияет на жизнь женщин: одни считают, что способность к беременности и деторождению стала причиной угнетения женщин, другие считают, что эта способность помогла сформировать особую женскую культуру, такую же богатую, как политика или наука. Но все они сходятся в том, что в мире, свободном от патриархата, все люди смогут свободно проявлять заботу друг о друге.
Либеральный
феминизм
Либеральный феминизм возник раньше других направлений феминизма; исторически он связан с суфражистским движением. Его цель — обеспечить женщинам равные права и возможности с мужчинами: дать им возможность получать образование, иметь оплачиваемую работу и участвовать в политической жизни наравне с мужчинами, добиться того, чтобы их роль в обществе не ограничивалась ролью домохозяйки и жены. Основным средством для достижения этой цели либеральный феминизм считает реформы законодательства, предотвращающие дискриминацию женщин.
Сейчас основными методами либерального феминизма являются лоббирование интересов женщин и разработка соответствующих законов, а также создание кризисных центров и групп поддержки, направленных на борьбу с конкретными проблемами. Идеи либерального феминизма получили наибольшее распространение в современном обществе.
Марксистский
феминизм
В основе идеологии марксистского феминизма лежат работы Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Он рассматривает угнетение женщин как частный случай капиталистического и классового угнетения и считает мужчин господствующим классом, который эксплуатирует женщин. Угнетение женщин идеология марксистского феминизма связывает с институтами частной собственности, а освобождение женщин считает частью классовой борьбы пролетариата.
Самый важный механизм мужского господства — контроль над женской сексуальностью («Сексуальность для феминизма то же самое, что труд для марксизма», — считает феминистка Кэтрин Маккиннон). Большой вклад в развитие идеологии марксистского феминизма внесла Россия — во многом благодаря деятельности Александры Коллонтай. В 1960–1970-е годы теоретики марксистского феминизма подняли важную проблему бесплатного домашнего женского труда.
К марксистскому феминизму близок социалистический феминизм. Он выдвигает идею двойного угнетения женщин — структурами патриархата и капитализма. Саму систему подавления женщин в социалистическом феминизме называют «капиталистическим патриархатом».
Поп-феминизм
Поп-феминизмом называют проникновение феминистских идей в поп-культуру и трансляцию их в доступном широкой аудитории виде: будь то Бейонсе, использующая в песне сэмпл из лекции TED нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи «We should all be feminists», Эмма Уотсон, являющаяся послом доброй воли ООН и открывшая феминистский книжный клуб, или Дженнифер Лоуренс, написавшая эссе о неравенстве в оплате труда мужчин и женщин. Поп-феминизм затрагивает самые разные вопросы и проблемы — от дискриминации по половому признаку до вопросов гендерной идентичности.
Поп-феминизм часто подвергается критике со стороны феминисток, но в нём видят и положительные моменты: он может привлечь аудиторию, которой феминистские идеи поначалу не были близки.
Постмодернистский
феминизм
Постмодернистский феминизм критикует бинарную систему «женщина»/«мужчина», деконструирует эти понятия и стремится размыть границы и отказаться от строгой гендерной системы ради более сложной и многогранной реальности.
Для этого направления очень большое значение имеют работы американского философа Джудит Батлер: она анализирует, как гендер становится культурным знаком, приказывающим телу вести себя в соответствии с биологическим полом. Она говорит о том, что общество гетеронормативно и оно отказывается признавать полноценным любого члена общества, который не соответствует гендерным нормам.
Постколониальный
феминизм
(феминизм постколониальной волны)
Постколониальный феминизм возник в противовес мейнстримовым западным феминистским идеям, которые в основном защищают права белых женщин среднего класса. Он обращает внимание на проблемы женщин, живущих в странах третьего мира, на опыт женщин, живущих в постколониальных культурах.
Эта теория проводит параллели между патриархальным и колониальным угнетением: опыт женщин в патриархальном обществе во многом схож с опытом жителей колониальных стран. Женщины, жившие в колониальных странах, сталкивались и с угнетением по признаку пола, и с колониальным угнетением. Постколониальный феминизм обращает внимание на уникальный опыт и уникальные проблемы женщин разных рас и разного происхождения.
Психоаналитический феминизм
Психоаналитический феминизм утверждает, что равноправие не может установиться исключительно благодаря реформам, поскольку неравенство скрыто в глубинных слоях человеческой психики. Психоаналитический феминизм развивает теорию бессознательного и критикует те её части, которые откровенно дискриминируют женщин — например, представление о женской зависти к пенису и о том, что женщины ощущают свою неполноценность. Задача психоаналитического феминизма — анализ патриархальных структур бессознательного.
Психоаналитический феминизм часто выступал не как самостоятельная ветвь феминистического движения, а в сочетании с другими направлениями, в особенности с движениями второй волны.
Радикальный
феминизм
Ключевым понятием для радикального феминизма является патриархат — система социальных структур и практик, которая подчиняет и угнетает женщин, пронизывающая все сферы человеческих отношений. Радикальные феминистки считают причиной угнетения женщин патриархальные гендерные отношения. Радикальный феминизм борется с патриархатом на разных уровнях, в том числе в сфере сексуальности, семейных отношений и репродуктивных прав.
Радикальные феминистки известны благодаря своему активизму. Они говорят о необходимости существования исключительно женских движений и настаивают на том, что все мужчины заинтересованы в подавлении женщин и воспроизводят механизмы патриархата. При этом радикальный феминизм нередко критикуют за слишком обобщённый взгляд на женщин, не учитывающий расовых и классовых различий.
Сепаратистский
феминизм
Сепаратистский феминизм — форма радикального феминизма, получившая наибольшее развитие в 1970-е. Он продвигает идею физического, психологического, эмоционального и духовного отделения от мужчин. Сепаратистские феминистки выступают против гетеросексуальных отношений, а также против рабочих и личных отношений с мужчинами в принципе: они считают, что мужчины не могут принести никакой пользы феминистскому движению и только способствуют утверждению патриархальных отношений.
Начало движению положила организация «Ячейка 16», основанная Роксанной Данбар. Программа организации подразумевала целибат, сепарацию и тренировки по самообороне. Лесбийские отношения никогда не были частью программы «Ячейки 16», но именно она заложила основы лесбийского сепаратизма. Сепаратистские коммуны возникают и в наши дни.
Сексуально позитивный феминизм
Секс-позитивные феминистки считают важной частью своих взглядов то, что женщины имеют право распоряжаться своей сексуальностью и получать удовольствие от секса наравне с мужчинами. Они выступают за безопасный и консенсуальный секс, говорят о важности сексуального образования и борются со слатшеймингом. Они также выступают против стигматизации секс-работы и призывают видеть в секс-работницах в первую очередь личностей, чьи права нужно защищать.
Их часто сравнивают с секс-негативными феминистками: вторые выступают против того, чтобы превращать секс в товар для потребления, они категорически против проституции, порнографии и использования секса для продажи товаров, с ним не связанных.
Между этими двумя противоположными на первый взгляд точками зрения есть и общее: представительницы обоих течений выступают против сексуального насилия и эксплуатации женской сексуальности, но выбирают для решения этих проблем разные методы.
Суфражизм
Либеральный феминизм зародился из идей движения суфражисток, получившего наибольшее распространение в Великобритании и США. Их целью было достижение юридического и политического равенства женщин с мужчинами; они требовали предоставить женщинам избирательные права, а также выступали против дискриминации женщин в экономической и политической сферах.
Изначально движение суфражисток было мирным (например, они рассылали письма членам парламента и организовывали комитеты), но после того как эти действия не принесли должного результата, им пришлось прибегнуть к более жестоким методам. Они разбивали окна, бросали камни, поджигали почтовые отделения и резали телефонные провода, а также участвовали в столкновениях с полицией и устраивали голодовки. Основное достижение суфражисток — всеобщее избирательное право (в США оно было принято в 1920 году, а в Великобритании — в 1928-м).
Трансфеминизм
Трансфеминизм — направление феминизма, борющееся за права трансгендерных женщин и поднимающее вопросы гендерной идентичности, которыми занимаются не все феминистские течения. Трансфеминистсткое движение борется с сексизмом и трансфобией и поддерживает других людей, не вписывающихся в бинарную гендерную систему. Трансгендерные женщины подвержены пересекающимся видам дискриминации — трансфобии и мизогинии; такой вид угнетения описывают общим термином «трансмизогиния». В среде радикальных феминисток достаточно высок уровень трансфобии.
Изображения: WikiArt (1, 2), Wikimedia
www.wonderzine.com
Словарь разновидностей феминизма — РФО «ОНА»
Источник информации: образовательный ресурс SparkNotes
Перевод: Лэйн Ивакура
Анархо-феминизм. Анархистская ветвь радикального феминизма, базирующаяся на работах Эммы Гольдман. Фокусирует внимание на критике общества в связи с проблемами расы, гендера и социального класса.
Анархизм и феминизм: путь к счастливому браку?
Идейная специфика анархо-феминизма
Индивидуалистский/либертарианский феминизм. Ратует за минимальное вмешательство со стороны государства, анархию и ликвидацию капитализма. Акцентирует внимание на личной автономии, правах, свободе, независимости и многообразии.
Интерсекциональность.
Что такое интерсекциональность как социологическая теория?
Что такое интерсекциональный феминизм?
Базис и надстройка
Интерсекциональность — это про идентичности?
Радикальная интерсекциональность
Краткий неприятный гид по привилегиям
В защиту интерсекциональности, одного из важнейших инструментов феминизма
Культурный феминизм. Заостряет внимание на врождённых, неотъемлемых отличиях женщин от мужчин, включая «природную» доброту, склонность к воспитанию, пацифизм, акцент на отношениях и заботу о других. Противостоит стремлениям к равенству и вместо этого ратует за повышение ценности того, что в нынешней культуре обозначается как «женская работа».
Культурный феминизм
Лесбийский феминизм. Разные виды феминизма, основанные на непринятии институционализированного гетеросексизма, в частности, доминирования нуклеарной семьи и отсутствия признания интересов лесбиянок на законодательном уровне. Считает, что лесбийская идентичность одновременно является и личной, и политической, активно выступает против гомофобии.
Либеральный феминизм (см. феминизм равенства). Сосредотачивает внимание на работе с существующими институтами общества, чтобы добиться равноправия для женщин (например, права голоса, равной законодательной защиты), но не предлагает менять сами институты (например, свергать правительство). Часто конфликтует с радикальным феминизмом.
Либеральность/радикальность
Марксистский/социалистический феминизм. Связывает причины угнетения женщин с капиталистической экономикой и системой частной собственности. Полагает, что для освобождения женщин должен быть свергнут капитализм. Рисует параллели между женщинами и пролетариатом (рабочими), подчёркивает важность коллективных действий по сравнению с индивидуальными.
Брошюра «Марксистский феминизм»
Материальный феминизм. Движение конца XIX века за освобождение женщин, которое делало ставку на улучшение материальных условий, отмену домашних обязанностей (таких, как готовка еды и работа по дому) и возможность для женщин иметь собственные источники дохода.
Поп-феминизм. Фокусируется на изображении «женской силы» и картинках с Вандервумен. Порой подвергается высмеиванию со стороны феминисток, однако нередко привлекает молодых женщин, заинтересованных в обретении силы, но незаинтересованных в социальных изменениях и активизме. Примеры: мультсериалы «Суперкрошки», «Непобедимая Принцесса Ши-Ра», сериалы «Баффи — истребительница вампиров», «Ангелы Чарли».
Постколониальный феминизм. Делает акцент на отказе от колониальных властных отношений (в рамках которых колонизаторы лишают колонизируемых их обычаев, традиций и ценностей). Агитирует за деконструкцию властных отношений и включение понятия расы в феминистский анализ. Обычно к этому типы относят все феминистские сочинения не из Великобритании и США.
Постмодернистский феминизм. Критикует бинарность «мужчины/женщины» и выступает против неё как организующей силы общества. Защищает деконструкционные техники размывания границ, устранения дихотомий и принятия множественных реальностей вместо того, чтобы искать единую «истину».
Постмодернистский феминизм
Комикс, объясняющий теорию гендерной перформативности
Введение в постмодернистский феминизм
Постфеминизм. Феминизм, подпитываемый идеями психоанализа, постмодернизма и постколониализма. Делает акцент на множественности форм угнетения, множественности определений феминизма и преодолевает понятие «равноправие» как основной цели феминистского движения.
Психоаналитический феминизм. Использует психоанализ в качестве инструмента освобождения женщин путём пересмотра определённых патриархальных элементов, таких как: фрейдовский взгляд на материнство, комплекс Эдипа/Электры, зависть к пенису и женская сексуальность.
Радикальный феминизм. Передовая ветвь феминизма, фокусирующая внимание на широких социальных реформах, социальных изменениях и революции. Выступает против таких институтов, как патриархат, гетеросексизм и расизм; вместо этого рассматривает гендер как социальный конструкт, отвергая сведение гендерных различий к биологическим причинам. Зачастую данное направление готовит почву для других ветвей феминизма.
Определение радикального феминизма
Идеи некоторых классиков радикального феминизма
Либеральность/радикальность
Кто такие ТЭРФ?
Цитаты классиков радикального феминизма
В защиту радикального феминизма
Радикальная интерсекциональность
ТИРФ и ТЭРФ. Радикальный феминизм и трансинклюзивность
Сепаратистский феминизм. Продвигает отделение от мужчин — физическое, эмоциональное, психологическое и духовное. Ратует за пространства «только для женщин», большие и маленькие, включая лесбийские сепаратные жилые сообщества, музыкальные фестивали только для женщин и группы роста самосознания. Часто делает акцент на исцелении, восстановлении и связях между женщинами, которые подавляются мужскими патриархально-ориентированными пространствами. В англоязычной среде иногда призывает произносить слово «women» («женщины») как «womyn» для того, чтобы исключить «men» («мужчины») из слова «women».
Сепаратистский феминизм — это…
Социалистический феминизм. Смесь марксистского и радикального феминизма. Выступает против капитализма и за социализм, утверждая, что коллективные усилия по преодолению существующей экономической системы в конечном итоге принесут большие выгоды женщинам.
Умеренный феминизм. В целом, то же, что либеральный феминизм. Рассматривает важность изменений внутри действующих институтов, предлагает двигаться к гендерному равноправию медленными шагами. Часто носительницами являются молодые женщины, которые по факту поддерживают феминистские идеи, но не считают себя феминистками.
Феминизм амазонок. Фокусирует своё внимание на изображении женщин-героинь, вымышленных и реальных, в литературе и искусстве. Особенно заинтересован вопросом физического равенства. Противостоит гендерно-ролевым стереотипам и дискриминации в отношении женщин, в особенности изображению женщин как пассивных, слабых и физически беспомощных.
Феминизм не-белых женщин. Рассматривает множественные формы угнетения (в особенности, расу и гендер, но также сексуальность и социальный класс). Первый тип феминизма, который обратил внимание на «белизну» мейнстримного феминизма и необходимость поднимать вопросы и расы, и гендера.
Феминизм равенства. Сосредотачивается на достижении равенства между мужчинами и женщинами во всех сферах (работа, дом, сексуальность, право). Ратует за то, чтобы женщины получили те же привилегии, что и мужчины, утверждая, что биологические различия между полами не оправдывают существование неравенства. Самая распространённая форма феминизма, представленная в СМИ.
Феминизм различий (см. культурный феминизм). Ставит ударение на отличии/самобытности/уникальности женщин и традиционных «феминных» характеристик. Предлагает придавать большую ценность данным качествам.
Феминизм третьего мира (см. постколониальный феминизм). Делает акцент на феминистских исследованиях за пределами Британии и США, а также тех путях, посредством которых капитализм формирует все отношения доминирования. Показывает, как угнетение женщин мужчинами похоже на угнетение стран третьего мира развитыми странами (первого мира).
Феминизм четвёртого мира. Фокусирует внимание на властных отношениях между колонизаторами и колонизируемыми людьми. Выступает против процесса колонизации, посредством которого колонизируемые культуры лишаются своих обычаев, ценностей, земли, традиций и принуждаются к принятию образа жизни колонизаторов.
Французский феминизм. Движение целого ряда французских феминистских мыслительниц (Юлия Кристева, Люси Иригарэ, Симона де Бовуар, Моник Виттиг, Элен Сиксу и другие), в основном, 1970-ых годов, которые придали новый вид феминистской мысли, добавив философский взгляд в теорию. Эти феминистки были связаны с некоторыми интеллектуалами-мужчинами того времени, включая Деррида, Батая и Барта.
Экофеминизм. Выступает против патриархатных тенденций по уничтожению окружающей среды, животных и природных ресурсов. Фокусируется на усилиях по остановке разграбления природных ресурсов Земли, часто рисует параллели между эксплуатацией женщин и эксплуатацией планеты. Обычно связан с духовностью и вегетарианством.
Публикации об экофеминизме
Эротический феминизм. Феминизм германского происхождения, акцентирующий внимание на философской, метафизической и жизнеутверждающей ценности эротической жизни. Считает, что сексуальность противостоит войне и поэтому является феминной по своей сути.
Эссенциалистский феминизм. Концентрируется на «истинных» биологических различиях между мужчинами и женщинами, утверждая, что женщины сущностно отличаются от мужчин, но равноценны им («разные, но равные»).
Первоисточник
ona.org.ru
Что такое феминизм: суть, мифы и заблуждения
Феминизм — это движение, в которое на сегодняшний день частично вовлечены и мужчины. Предпосылкой (и первой волной феминизма) можно считать движение суфражисток. В их требованиях было не так много: они боролись за избирательные права наравне с мужчинами, а также за отсутствие дискриминации женщин в политической и экономической жизни. Далее были вторая и третья волны феминизма, когда женщины боролись за одинаковые с мужчинами социальные и юридические права.
Феминизм: суть движения
Любое движение хорошо в меру. Когда на основе борьбы за свои права происходит ущемление прав других людей — это не верно. Феминизм может принимать радикальные формы, как и все вокруг. Но в своем нормальном виде основные требования феминисток подразумевают только рациональный отказ от стереотипов о женщине и уважение к представительницам прекрасного пола.
На сегодняшний день женщины формально имеют право избирать и быть избранными и многое другое, что могло только сниться первым будущим феминисткам. Тем не менее, последовательницы данного движения по-прежнему борются с дискриминацией женщин, а именно с сексизмом.
Сексизм — это предвзятое отношение к человеку на основе его пола. Сейчас этот термин чаще всего ассоциируется с привычным патриархальным строем общества, мировоззрение которого может значительно угнетать женщин. Феминисткам представляется идеальным равноправие между мужчиной и женщиной, они против гендерных ролей. Под гендерными ролями подразумевается понимание «допустимого» и «недопустимого» поведения, которое с детства предписывается людям. Грубо говоря, девочка должна играть в куклы, даже если ей хочется радиоуправляемый танк, а мальчик, как будущий мужчина, не должен плакать.
Мифы и заблуждения о женском движении
Очень многие считают, что на сегодняшний день женщинам предоставлены все права и свободы, за которые только можно было бороться. Из этого делается вывод, что и в феминизме как таковом нужда отпала. Однако многие женщины, в том числе не считающие себя феминистками, другого мнения.
Основное действие, на которое это движение направлено сегодня — это борьба именно с устоявшимся и не искорененным на сегодняшний день восприятием женщины исключительно как жены и матери детей. Именно это может являться причиной проблем устройства на работу и даже отношений в обществе и, в первую очередь, в семье.
Нередко можно заметить, что даже сегодня женщинам платят меньше, чем мужчинам, а на работу из двух кандидатов, мужчины и женщины, при прочих равных выбирают именно мужчину. Особенно это касается «точных» и «мужских» профессий. Все это в совокупности может заметно подорвать самооценку. Три способа повысить ее помогут вам с этим справиться.
Очень непростыми оказываются и взаимосвязи между членами семьи. Феминистки против того, чтобы девочек и девушек с раннего возраста заставляли думать над вопросом о том, как выйти замуж. Данное движение против того, чтобы представительницы прекрасного пола подвергались подобному общественному давлению. Этому есть простое объяснение.
Порой девушки уже к поступлению в вуз мучаются вопросами не «как сдать сессию» а «как выйти замуж», если общество вокруг, включая родственников, считает женщину не состоявшейся, если у нее нет детей и мужа. Согласитесь, быть совершенно свободным от мнения окружения человек не может. Если вы понимаете, что это стало вашей проблемой, мы предлагаем вам несколько советов, как перестать быть зависимым от чужого мнения.
Феминизм предполагает равное распределение родительских обязанностей относительно ребенка (подразумевая, что отец будет заниматься ребенком не меньше, чем мать), борьбу с традиционными стереотипами о женщине и мужчине, но никак не ущемление прав мужчин или кого-либо еще. Мы желаем вам удачи, хороших взаимоотношений независимо от пола и других обстоятельств, и не забывайте нажимать на кнопки и
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
09.10.2016 00:22
gurutest.ru
Феминизм — Традиция
Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Феминизм (от лат. femina — «женщина») — теория равенства полов, лежащая в основе движения женщин за достижение равноправия [3], но по сути это было движение женщин, на подсосзнательном уровне желавших заниматься сексом вне брака и делать аборты, вопреки существовавшим общественным нормам, поддерживающих семейные ценности и ценность человеческой жизни. Финансирование и пропаганда феминизма в прессе проводилась с подачи и при поддержке сионистов. Кульминационным моментом стало принятие поправки к конституции США в 1918 году, разрешившей женщинам голосовать. Цель сионистов состояла в приобретении новой части электората в лице женщин, которых они могли бы легко манипулировать и тем самым сломить царившую тогда власть белых мужчин в Западном мире, не поддававшихся на уловки и промывание мозгов прессой, незадолго до этого скупленной агентами Ротшильдов.
Феминистские организации обычно не касаются актуальных проблем современности, ограничиваясь лишь вопросами эмансипации женщин. Вместе с тем после 2-й Мировой Войны всё большее внимание уделяется ими проведению в жизнь избирательных и других политических прав женщин, признанных в законодательном порядке, устранению существующей дискриминации. Некоторые феминистские группы выдвигают и общие социальные требования. Международная демократическая федерация женщин и её национальные секции стремятся наладить сотрудничество со всеми женскими организациями, в том числе и феминистскими, которые в той или иной мере ведут борьбу в защиту прав женщин и детей, против опасности войны, фашизма и реакции [31].
Вполне возможно, что основатели феминистического движения руководствовались благими целями при организации своих ячеек, борющихся за эмансипацию женщин. Однако сегодня в условиях резко различного уровня общественного развития в мире, происходит раздвоение роли феминизма. С одной стороны, в странах Запада феминизм принял ту форму крайне агрессивного общественно-политического движения, которая всегда сопутствует тем, кто обращает свои помыслы в бизнес, ибо правозащитная деятельность теперь стала неплохим способом заработать себе на булку с маслом — по крайней мере разработка грантов и шантаж деловых и политических кругов стали разновидностью коммерческой деятельности и являются сегодня весьма выгодным делом. В условиях Запада современный феминизм — это скорее агрессивный монстр по «выколачиванию» прав и «забиванию» обязанностей. Вкупе с прочей борьбой за права́ всевозможных меньшинств и насаждению политкорректности, всё это привело к тому, что сегодня, к примеру, работодатель скорее возьмёт престарелую беременную негритянку-инвалида на любую должность, нежели хорошего специалиста, чтобы только не вызвать гнев всевозможных правозащитников. Это новый вид дискриминации — во многих странах Запада от работодателей требуют нанимать представителей меньшинств в соответствии с «квотами».
В 1985 году в США был издан толковый словарь женского политкорректного языка — «Словарь феминисток».[4] Небольшие выдержки из указанного документа наглядно иллюстрируют вышеизложенное определение слова «феминизм» в применении к агрессивному политическому течению:
1. Недостаточный зрительный контакт — оскорбительная форма сексуального приставания. Если мужчина избегает смотреть на женщину, она может потерять уверенность в себе и даже почувствовать физическую угрозу.
2. Чрезмерный зрительный контакт — оскорбительная форма сексуального приставания. Термин получил распространение после того, как в 1994 году студентка университета Торонто подала в суд на профессора, который смотрел на неё во время лекции. Суд обязал обидчика выплатить жертве 200 тысяч канадских долларов.
3. Галантность — орудие подавления, делающее женщину неспособной решать жизненные проблемы без каждодневной помощи мужчины.
4. Потенциальный насильник — любое существо мужского пола, достигшее половой зрелости. Термин введён студентками университета штата Мэриленд, которые расклеили в аудиториях списки потенциальных насильников, включив в них всех преподавателей и студентов мужского пола.
С другой стороны, в странах Ближнего Востока и дикой, недоразвитой и нищей Азии, феминизм по прежнему является движением, направленных против предрассудков и грубого отношения к женщинам, например, против узаконенного избиения женщин в семьях, поражения женщин в семейных правах, против таких пережитков средневековья как клитероктомия. При этом, «западными» феминистками проблемы равноправия женщин в странах т. н. «третьего мира» в основном игнорируются, что является одним из признаков лицемерности и двойных стандартов феминизма на Западе.
Разновидности и идеологии феминизма[править]
Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.
См. также в других словарях Традиции
- Маскулизм — аналогичное движение за мужские права.
traditio.wiki
правда и главные мифы о движении
Образ феминистки благодаря стараниям сильной половины человечества и сторонниц патриархата оброс множеством мифов. Среди самых популярных характеристик лидируют истерички с уродливой внешностью, готовые отправлять мужчин на костер за любое проявление маскулинности. Соответствуют ли подобные описания действительности — читайте далее.
Рассказываем все о феминизме
Это явление принято рассматривать в двух ипостасях:
- политическое движение, организованное с целью борьбы за женское равноправие;
- интеллектуальное течение, пересматривающее устоявшиеся стереотипы в отношении внешности и образа жизни женщин.
Понятие «феминизм» появилось в начале XIX в., а столетием позже слово «феминистка» уже победоносно звучало по обе стороны Атлантического океана. Большинство мужчин не приняло этого новшества. Некоторые даже полагали, что взывать к защите женских прав так же абсурдно, как отстаивать права домашних животных.
В истории развития феминизма существует несколько значимых вех:
- 1920 г.: женщины в ходе множественных акций протеста добились политического равноправия.
- 60-е годы XX в.: в этот период главной идеей становится расширение границ женского предназначения — от затворничества материнства до успешного карьерного роста.
- XXI в.: глубокое переосмысление мужской и женской роли. В этом контексте возникла квир-теория, согласно которой красивое белье, красная помада и высокие каблуки не отменяли присутствия интеллекта.
Если говорить о достижениях феминизма можно отметить следующие:
- право на получение образования;
- участие в выборах;
- обогащение предметов гардероба брюками;
- возможность занимать руководящие посты, как в организациях, так и в государстве;
- оплачиваемый декретный отпуск;
- получение привилегии первой подавать на развод.
Несмотря на кажущуюся очевидность этих прав, именно благодаря феминистскому движению миллионы женщин получили доступ в мир мужчин.
Феминизм: мифы и реальность
Люди, не знакомые с этим направлением, видят его участниц как некрасивых дам, обреченных на одинокое существование без крепкого мужского плеча. Среди множества предположений, окутывающих феминизм, не все являются вымыслом.
- Агрессивность. Высказанное вслух личное мнение породило миф о недоброжелательности феминисток. Многие мужчины хотят, чтобы женщина была покорной и молчаливой, поэтому наличие собственной точки зрения не приветствуется.
- Разрыв с традицией. Соответствует реальности, но лишь наполовину. Леди не отказывается от выполнения репродуктивных обязанностей. Она лишь расширяет круг возможностей для самореализации.
- Мужененавистничество. Миф: в рамках любого социального течения есть мужененавистницы или женоненавистники. Среди некоторых ответвлений феминизма существуют ярые противницы мужчин, мотивирующие свою ненависть большим числом изнасилований и бытовым сексизмом. Однако феминистки не ненавидят мужчин. Они борются против ущемления своих прав.
- Непринятие женской красоты. Считается, что все феминистки — уродливые создания, лишенные намека на женственность. Частично это убеждение возникло из-за отказа многих участниц наносить макияж и удалять волосы на определенных участках тела. Однако убеждения и красота в этом случае никак не взаимосвязаны.
- Отсутствие личной жизни либо переход в ряды лесбиянок. Миф: быть феминисткой не означает быть лесбиянкой. Участницы этого движения больший акцент делают на познании себя как женщины и своей роли в современном обществе, нежели на изменение сексуальной ориентации.
Столь многогранное понятие сложно вписать в четкие рамки. Это движение продолжает развиваться и делает миллионы женщин более счастливыми и свободными от предрассудков. Негативная критика и мифы о феминизме вызваны либо ограниченностью восприятия человека, либо безрассудным поведением представительниц радикальных ответвлений феминизма.
feminism-russia.ru
Феминизм
«О женщинах нужно заботиться и защищать. Тогда на равенство мужчин и женщин им будет наплевать».
Поднялось очень бурное обсуждение возмущённых мужчин — это маленькая статья для них.
Феминизм что это
Феминизм — это спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или преодоление сексизма.
Феминистские движения и в прошлом, и в настоящем борются за права женщин: избирательное право, право занимать государственные должности, право на труд и равную оплату труда, право на собственность, образование, участие в сделках, равные права в браке, право на отпуск по беременности и родам, право на телесную автономию и неприкосновенность (защита женщин и девочек от изнасилований, сексуальных домогательств и домашнего насилия). Феминистские движения считаются одной из главных движущих сил крупнейших социальных изменений в области прав женщин, особенно в западных странах, где их деятельность почти единогласно признаётся причиной таких достижений как женское избирательное право, женские репродуктивные права (доступ к средствам контрацепции, право на аборт), право заключать сделки и обладать собственностью и гендерная нейтральность словоупотребления в английском языке.
Кто виноват, что появился феминизм?
Феминизм придумали мы, мужчины, чтобы красиво оправдывать свою безответственность и слабость. Зачал женщине ребёнка и бросил, а она сама воспитает, мы же все равны. Самая дешёвая рабочая сила — это одинокие женщины, с детьми. Они стерпят всё, ради ребёнка — любые сложности, потому что они матери. Но ты (женщина) работай наравне с мужиком, мы же равны. Везде в сфере услуг работают женщины: стюардессы, проводники, официанты, продавцы и т.д. Но ты (женщина) работай, служи, служи чужим мужчинам, а не своим (сыну, брату, мужу, отцу). А чужие мужики заплатят тебе (женщине) бумажку и получат от тебя свою услугу. Для мужчин это удобно, приятно и не накладывает никаких обязательств. Никакой ответственности.
А раньше женщина не была женщиной: она была дочерью, у которой есть отец; была сестрой у которой есть брат; была женой у которой был муж; была матерью у которой есть сын. И попробуй только тронь эту женщину и заставь её служить себе, чужому мужику, ты сразу получишь от всех её мужчин. Потому что женщина — это честь мужчины и честь семьи. Раньше всегда было так. И до сих пор в любой нормальной культуре и любой нормальной семье женщина, это не женщина — это дочь, сестра, жена, бабушка, мать. Она не сама по себе. За ней стоят её мужчины, её семья. И работать она может только тогда, если хочет этого сама.
Вывод прост. Нам нужно стать мужиками, а не инфантильными мальчиками, которые никому ничего не должны, и начать заботиться и защищать хотя бы своих женщин, в своей семье. Подумайте о проблемах своей матери, сестры, жены. Кто должен заботиться о них? Не мы ли, своим бездействием и эгоизмом, стали причиной их феминизма? И это не вина — это мужской долг. Вина — это для незрелых бородатых детей, а для мужчин есть понятие чести и долга.
Интерсекциональный феминизм
Термин «интерсекциональный феминизм» был введен Кимберли Уильямс Крэншоу, профессором юриспруденции, гражданской активисткой и писательницей. Это понятие тесно связано с созданной ею теорией пересечений. Идея Крэншоу заключается в том, что личность может иметь несколько социальных идентичностей, образующих единое целое. Критерии принадлежности к каким-либо группам основываются на таких признаках, как пол, раса, финансовое благосостояние, наличие физических и ментальных заболеваний, религия, сексуальная ориентация и возраст. В соответствии с данной теорией, проблемы чернокожих женщин в США остаются малопонятными для представителей других частей общества, поскольку уникальная идентичность афроамериканок формируется в результате пересечения двух элементов: этнического и гендерного.
Исследования Кимберли Крэншоу в первую очередь посвящены проблемам чернокожих женщин в США. Она стремилась доказать, что несправедливое обращение, с которым сталкиваются «цветные» американки, представляет собой комбинацию расизма и сексизма. Крэншоу указывает на то, что привлечение внимания общества к их положению является довольно сложной задачей. Остальные члены социума с трудом понимают жизненные ситуации афроамериканок. Например, традиционные призывы обращаться к полиции за помощью в случае домашнего насилия имеют для них мало смысла, поскольку представители правоохранительных органов США склонны проявлять излишнюю жестокость в отношении чернокожих.
Крэншоу выделяет три критически важных аспекта интерсекционального феминизма. Участники движения, во-первых, должны продемонстрировать обществу отличительные особенности домашнего насилия, совершаемого против цветных женщин. Во-вторых, необходимо выявлять причины неэффективности принятых политическими властями феминистских и антирасистских законов. В-третьих, следует активно препятствовать созданию в популярной культуре не имеющего никакого отношения к реальной жизни искажённого образа типичной чернокожей женщины.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм — тип феминизма, в настоящее время в первую очередь связанный со второй волной феминизма 1980-х годов. Радикальный феминизм сосредотачивается на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в систему отношений, основанных на утверждении, что мужское превосходство угнетает женщин. Радикальный феминизм стремится бросить вызов патриархату и свергнуть его, выступая против стандартных гендерных ролей и угнетения женщин, и призывает к радикальному изменению устройства общества. Ранний радикальный феминизм, возникший в рамках второй волны феминизма в 1960-х, обычно рассматривает патриархат как «трансисторическое явление», более важное, чем другие источники угнетения, «не только как старейшую и наиболее универсальную форму господства, но как основную форму», образец для всех остальных форм.
Радикальные феминистки находят причину угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как либеральные феминистки) или классовых конфликтах (как в социалистическом и марксистском феминизме)
Феминизм в России
Феминизм в России начал складываться как общественное движение в середине XIX века. Исторически первыми задачами дореволюционного женского движения было обеспечить женщинам доступ к оплачиваемому труду и образованию. Позже на первый план вышла цель добиться избирательного права для женщин — эта цель была достигнута летом 1917 года, когда под давлением женского движения Временное правительство предоставило российским женщинам всю полноту избирательных прав.
После Октябрьской революции большевики вначале сотрудничали с женским движением и осуществили те реформы, которые феминистки до этого готовили и продвигали десятилетиями. При этом советская власть не одобряла существование независимого женского движения, считая его буржуазным. Она реализовывала собственный проект эмансипации, направленный на политическую и экономическую мобилизацию женщин в интересах государства. Многие проблемы женщин при этом не могли быть решены, и именно эти проблемы оказались на повестке нового феминистского движения, возникшего в конце 1970-х годов в диссидентских кругах.
Мужской феминизм
Феминизм что это
Феминизм — это спектр идеологий, политических и социальных движений, направленных на достижение равенства политических, экономических, личных и социальных прав для женщин или преодоление сексизма.
Феминистские движения и в прошлом, и в настоящем борются за права женщин: избирательное право, право занимать государственные должности, право на труд и равную оплату труда, право на собственность, образование, участие в сделках, равные права в браке, право на отпуск по беременности и родам, право на телесную автономию и неприкосновенность (защита женщин и девочек от изнасилований, сексуальных домогательств и домашнего насилия). Феминистские движения считаются одной из главных движущих сил крупнейших социальных изменений в области прав женщин, особенно в западных странах, где их деятельность почти единогласно признаётся причиной таких достижений как женское избирательное право, женские репродуктивные права (доступ к средствам контрацепции, право на аборт), право заключать сделки и обладать собственностью и гендерная нейтральность словоупотребления в английском языке.
Кто виноват, что появился феминизм?
Феминизм придумали мы, мужчины, чтобы красиво оправдывать свою безответственность и слабость. Зачал женщине ребёнка и бросил, а она сама воспитает, мы же все равны. Самая дешёвая рабочая сила — это одинокие женщины, с детьми. Они стерпят всё, ради ребёнка — любые сложности, потому что они матери. Но ты (женщина) работай наравне с мужиком, мы же равны. Везде в сфере услуг работают женщины: стюардессы, проводники, официанты, продавцы и т.д. Но ты (женщина) работай, служи, служи чужим мужчинам, а не своим (сыну, брату, мужу, отцу). А чужие мужики заплатят тебе (женщине) бумажку и получат от тебя свою услугу. Для мужчин это удобно, приятно и не накладывает никаких обязательств. Никакой ответственности.
А раньше женщина не была женщиной: она была дочерью, у которой есть отец; была сестрой у которой есть брат; была женой у которой был муж; была матерью у которой есть сын. И попробуй только тронь эту женщину и заставь её служить себе, чужому мужику, ты сразу получишь от всех её мужчин. Потому что женщина — это честь мужчины и честь семьи. Раньше всегда было так. И до сих пор в любой нормальной культуре и любой нормальной семье женщина, это не женщина — это дочь, сестра, жена, бабушка, мать. Она не сама по себе. За ней стоят её мужчины, её семья. И работать она может только тогда, если хочет этого сама.
Вывод прост. Нам нужно стать мужиками, а не инфантильными мальчиками, которые никому ничего не должны, и начать заботиться и защищать хотя бы своих женщин, в своей семье. Подумайте о проблемах своей матери, сестры, жены. Кто должен заботиться о них? Не мы ли, своим бездействием и эгоизмом, стали причиной их феминизма? И это не вина — это мужской долг. Вина — это для незрелых бородатых детей, а для мужчин есть понятие чести и долга.
Интерсекциональный феминизм
Термин «интерсекциональный феминизм» был введен Кимберли Уильямс Крэншоу, профессором юриспруденции, гражданской активисткой и писательницей. Это понятие тесно связано с созданной ею теорией пересечений. Идея Крэншоу заключается в том, что личность может иметь несколько социальных идентичностей, образующих единое целое. Критерии принадлежности к каким-либо группам основываются на таких признаках, как пол, раса, финансовое благосостояние, наличие физических и ментальных заболеваний, религия, сексуальная ориентация и возраст. В соответствии с данной теорией, проблемы чернокожих женщин в США остаются малопонятными для представителей других частей общества, поскольку уникальная идентичность афроамериканок формируется в результате пересечения двух элементов: этнического и гендерного.
Исследования Кимберли Крэншоу в первую очередь посвящены проблемам чернокожих женщин в США. Она стремилась доказать, что несправедливое обращение, с которым сталкиваются «цветные» американки, представляет собой комбинацию расизма и сексизма. Крэншоу указывает на то, что привлечение внимания общества к их положению является довольно сложной задачей. Остальные члены социума с трудом понимают жизненные ситуации афроамериканок. Например, традиционные призывы обращаться к полиции за помощью в случае домашнего насилия имеют для них мало смысла, поскольку представители правоохранительных органов США склонны проявлять излишнюю жестокость в отношении чернокожих.
Крэншоу выделяет три критически важных аспекта интерсекционального феминизма. Участники движения, во-первых, должны продемонстрировать обществу отличительные особенности домашнего насилия, совершаемого против цветных женщин. Во-вторых, необходимо выявлять причины неэффективности принятых политическими властями феминистских и антирасистских законов. В-третьих, следует активно препятствовать созданию в популярной культуре не имеющего никакого отношения к реальной жизни искажённого образа типичной чернокожей женщины.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм — тип феминизма, в настоящее время в первую очередь связанный со второй волной феминизма 1980-х годов. Радикальный феминизм сосредотачивается на теории патриархата как системы власти, которая организует общество в систему отношений, основанных на утверждении, что мужское превосходство угнетает женщин. Радикальный феминизм стремится бросить вызов патриархату и свергнуть его, выступая против стандартных гендерных ролей и угнетения женщин, и призывает к радикальному изменению устройства общества. Ранний радикальный феминизм, возникший в рамках второй волны феминизма в 1960-х, обычно рассматривает патриархат как «трансисторическое явление», более важное, чем другие источники угнетения, «не только как старейшую и наиболее универсальную форму господства, но как основную форму», образец для всех остальных форм.
Радикальные феминистки находят причину угнетения женщин в патриархальных гендерных отношениях, а не в правовых системах (как либеральные феминистки) или классовых конфликтах (как в социалистическом и марксистском феминизме)
Феминизм в России
Феминизм в России начал складываться как общественное движение в середине XIX века. Исторически первыми задачами дореволюционного женского движения было обеспечить женщинам доступ к оплачиваемому труду и образованию. Позже на первый план вышла цель добиться избирательного права для женщин — эта цель была достигнута летом 1917 года, когда под давлением женского движения Временное правительство предоставило российским женщинам всю полноту избирательных прав.
После Октябрьской революции большевики вначале сотрудничали с женским движением и осуществили те реформы, которые феминистки до этого готовили и продвигали десятилетиями. При этом советская власть не одобряла существование независимого женского движения, считая его буржуазным. Она реализовывала собственный проект эмансипации, направленный на политическую и экономическую мобилизацию женщин в интересах государства. Многие проблемы женщин при этом не могли быть решены, и именно эти проблемы оказались на повестке нового феминистского движения, возникшего в конце 1970-х годов в диссидентских кругах.
Мужской феминизм
Многие, кто сталкивался с понятием феминизма, убеждены, что это относится лишь в борьбе за равноправие женщин в таких областях как политика, образование и другие. Но существует ли мужской феминизм? И, наверное, многим интересно, как называется феминизм у мужчин.
Мужской феминизм довольно-таки неплохо описывается в теории, но вот на практике дела обстоят не так хорошо.
Мужской феминизм – это явление, которое совсем не плохо теоретически, но почему-то очень плохо получается на практике.
Я не говорю о явлении «мой муж не такой, мой муж феминист, он сам иногда пельмени варит». Да, есть мужчины (передовые, я считаю), которые участвуют в домашнем труде, порой даже на равных, в воспитании детей. Но это не феминисты, а просто хорошие люди. Ведь мы же не ставим знак равенства между «сильной преуспевающей женщиной» и феминисткой. Большая часть таких женщин – вовсе не феминистки и даже антифеминистки.
У мужчин есть два свойства, которые затрудняют общение феминисток с ними:
1. Мужчина начисто лишен женского опыта. Некоторые из них еще могут представить себе, что такое изнасилование и сексуальные домогательства, но очень немногие. Никто из них не может представить себе, что такое роды и женская физиология вообще. И никто не может представить себе женскую психологию: что означает расти с постоянным сознанием того, что ты – «помощница Человека», читать книги, написанные мужчинами для мужчин, жить в мире, построенном под управлением мужчин для мужчин. Не случайно книги, написанные женщинами о женщинах, представляются им невероятно скучными – они не могут понять, как человек может так жить и мыслить, с их точки зрения все это не так.
2. В связи с именно мужской социализацией мужчины склонны в женском обществе сразу брать командование на себя. Обратите внимание на любое политическое сообщество – мало того, что женщины там в меньшинстве или их вообще мизер. Они еще и чаще всего молчат. Говорят немного, говорят по делу, тщательно выверяют каждое свое слово. Ведь любая ошибка женщины, неудачное выступление, ошибочное мнение сразу приведут к ее заклеймению – «ну это бабское». В то время, как мужчины ошибиться не опасаются, говорят громко, уверенно, напористо, много.
Мужской феминизм это лишь признание двух фактов:
— Женщины угнетены;
— Чтобы изменить это положение, надо приложить какие-то усилия.
С такими мужчинами женщины-феминистки смогут не только общаться, но и жить.
Либеральный феминизм
Либеральный феминизм — индивидуалистическая форма феминизма, которая фокусируется на способности женщин бороться за равенство посредством своих действий и выбора. Либеральные феминистки утверждают, что общество имеет ложное мнение о том, что женщины, по своей природе, менее интеллектуально и физически способны, чем мужчины. Таким образом, общество дискриминирует женщин в науке, на рынке труда и публичных дискуссионных платформах. Либеральные феминистки считают, что «женская подчиненность вызвана набором воспитательных и правовых ограничений, которые сильно усложняют достижение успеха женщинами». Либеральные феминистки стремятся к равенству полов с помощью своей политической и правовой программы.
Таким образом, главной целью либерального феминизма является стремление получить равные права в разных сферах жизнедеятельности, получить доступ к государственному аппарату, желание делать выбор, не подчиняясь при этом воле мужчины.
mdeva.ru