что это такое простыми словами. Фрустрация в психологии
Фрустрация — это гнетущее чувство из-за того, что человеку не удается получить желаемое. В психологии так называют состояние, вызванное невозможность удовлетворить некую потребность, исполнить желание.
Термин происходит от латинского слова frustratio — обман, тщетное ожидания. Ударение ставится на второй слог: фрустра́ция.
В состоянии фрустрации человек может испытывать разочарование, обиду, тревогу, раздражение или отчаяние.
Фрустрация может возникать в силу внешних обстоятельств или из-за внутреннего конфликта, когда желание вступает в противоречие с другими установкам. Препятствия могут быть реальными или мнимыми, воображаемыми.
Глагол фрустрировать означает вызывать фрустрацию. Возвратная форма фрустрироваться — входить в состояние фрустрации, недовольства из-за невозможности получить желаемое.
Синонимы и антонимы к слову «фрустрация»
Синонимы к слову фрустрация: неудовлетворенность, разочарование, крушение надежд, безысходность, замешательство. Контекстный синоним в интернет-сленге — баттхерт.
Антонимы к слову фрустрация: удовлетворенность, спокойствие, радость, эйфория.
Фрустрация в психологии
В психологии фрустрация понимается как негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм психологического стресса.
Она проявляется в чувствах разочарования, тревоги, раздражительности, стыда, злости и, наконец, отчаянии. Высокий уровень фрустрации мешает эффективной деятельности, дезорганизует ее.
Проблемой фрустрации занимались основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи. Сам Фрейд использовал немецкое слово Versagung (отказ, запрет), которое чаще всего переводили на английский язык как «фрустрация». Это состояние (в первую очередь фрустрация из-за неудовлетворенной потребности в любви) способно приводить к возникновению невроза.
Выделяют различные виды фрустрации. Например, сексуальная фрустрация — это напряжение из-за невозможности получить сексуальную разрядку.
Человек, испытывающий фрустрацию, может преувеличивать значение вещей, которых лишен (развивается одержимость), и завидовать тем, кто ими наделен.
Если субъект часто испытывает фрустрацию, это может изменить его характер: повысить агрессивность, неуверенность в себе, привести к комплексу неполноценности.
Фрустратор — это причина, вызывающая фрустрацию. От его силы и интенсивности во многом зависит реакция субъекта, попавшего в сложную ситуацию. Одновременно реакция зависит от состояния фрустрированного человека, от его личностных особенностей.
Фрустрационная толерантность — это устойчивость к фрустраторам, способность адекватно их оценивать и реагировать, выходя из фрустрационных ситуаций. Такая устойчивость вырабатывается в процессе становления личности, когда человек учится разумно реагировать на жизненные трудности и преодолевать их.
Согласно фрустрационной теории агрессии, агрессия возникает именно в результате фрустрации — неспособности получить желаемое.
Помимо агрессии, реакцией на фрустрацию может быть эскапизм — бегство от реальности. Также возможен общий «регресс» поведения — переход к более легким, привычным и примитивным действиям, частая смена занятий.
Фрустрация и депривация — в чем разница?
Фрустрацию не стоит путать с депривацией — психологическим состоянием, которое вызывается лишением чего-то жизненно важного. Депривация вытекает из отстутствия необходимого предмета. Например, депривация сна. Фрустрация же связана с последствиями неудовлетворенных желаний или неудачами в достижении поставленной цели.
Тест фрустрации Розенцвейга
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга предназначен для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Разработан американским психологом Саулом Розенцвейгом в 1945 году.
Тест состоит из 24 рисунков, где изображены персонажи во фрустрационных ситуациях: 16 ситуаций, где создается препятствие, и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Персонаж при этом произносит некие слова. На рисунках намеренно не показана мимика героя, чтобы испытуемый мог додумать его эмоции.
Испытуемый должен вписать в пустой квадрат слова, произносимые персонажем. Закончив, он зачитывает свои ответы экспериментатору, и тот интерпретирует результаты.
Подробнее с тестом Розенцвега и метоадми интерпретации результатов можно ознакомиться здесь.
Фрустрация | | Наша Психология
Фрустрация – (от лат. frustratio – «обман, неудача, расстройство, разрушение планов») – психическое состояние человека, связанное с невозможностью достичь цели, получить желаемое, удовлетворить важную для него потребность.
При фрустрации человек может переживать различные эмоции: разочарование, тревогу, вину, стыд, обиду, напряжение, бессилие, отчаяние, гнев.
Человек переживает фрустрацию, когда путь к желаемому преграждает непреодолимое препятствие. При этом препятствия на пути к тому, чего хочется, могут быть внешние и внутренние.
Когда неуверенный в себе юноша говорит: «Я не могу подойти к красивой девушке и познакомиться» – ему мешает внутренний барьер, субъективные препятствия. Однако он переживает настоящую фрустрацию, как если бы речь шла о том, чего он не может сделать физически: прыгнуть на два метра или поднять автобус.
Причины фрустрации
Поводы для переживания фрустрации бывают совершенно разные. Один человек может быть фрустрирован невозможностью купить фрукты, другой – отсутствием сексуального партнера, третий – несправедливостью мироустройства.
Сила переживаемой человеком фрустрации зависит от важности для него той потребности, которую невозможно удовлетворить.
Поскольку люди устроены по-разному, то и переживают они по разным поводам. Кто-то страдает от малейшего физического дискомфорта, кто-то чрезвычайно чувствителен к оценкам других людей, кто-то ценит каждую минуту, посвященную своему творчеству, – соответственно, тяжелее всего будет фрустрация, бьющая по высокоприоритетной потребности.
Люди сильно отличаются друг от друга по способности выносить фрустрацию. Наиболее устойчивы те, кто умеют посмотреть на ситуацию под разными углами зрения, подойти к проблеме творчески, а также просто терпеть.
Очень большую роль в способности выдерживать фрустрацию играет детский опыт. Избалованные дети, которые всегда получали то, чего хотели, с трудом привыкают к мысли, что во взрослом мире другие «правила игры».
А вот дети, чьи желания иногда выполнялись взрослыми, а иногда нет, усвоили, что хотеть, но не получить то, чего хочешь, – это нормально, так бывает.
Как работают защитные механизмы?
При возникновении фрустрации в психике могут включаться различные защитные механизмы. Как это работает, прекрасно видно, например, в басне И. А. Крылова «Лисица и виноград». Достать до винограда лиса не может: «Видит око, да зуб неймет» – это фрустрация. После часа безрезультатных попыток лиса уходит и обесценивает объект своих желаний (виноград): «На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Хотя мораль басни в том, что не надо заниматься самообманом и винить обстоятельства, но иногда это не самый плохой вариант.
Когда между супругами возникает острый конфликт, то это значит, что потребности одного из партнеров (а чаще – обоих) фрустрированы.
И расставания, и измены также могут происходить из-за фрустрации важных для человека потребностей в близких отношениях: любви, понимания, поддержки, нежности, заботы.
Фрустрация может происходить и в профессиональной сфере. Лишение премии, отказ в повышении, провал проекта и множество других обстоятельств, препятствующих получить желаемое, удовлетворить потребности, которые связаны с успехами в работе, – все это может стать причиной фрустрации. Поскольку в состоянии фрустрации эффективность деятельности снижается, то проблемы могут усугубиться.
Опасна ли фрустрация для психического здоровья? Кажется, что нет, ведь каждый человек сталкивался с невозможностью удовлетворить какие-то свои потребности. Однако фрустрация может привести и к неврозу, и к депрессии.
Что мы можем противопоставить фрустрации?
Состояние фрустрации возникает из-за разрыва между тем, чего хочется, и тем, что есть. Как убрать этот разрыв? Иногда самое мудрое решение – отказаться от желания. Особенно – учитывая, что наши желания – иногда вовсе не наши, а навязаны нам извне: рекламой, социальными стандартами, суждениями родителей, друзей и др.
Преодолеть фрустрацию помогает творческое отношение к проблемной ситуации: иногда из лимона можно сделать лимонад.
Порой фрустрация порождается нашими зауженными взглядами и неверными представлениями о том, как «должно быть». Тогда выйти из фрустрации можно через пересмотр своих концепций, через замену устаревших убеждений на более адекватные.
Фрустрация что это, и можно ли прожить без нее?
Словарь Погодина.,
Что такое Фрустрация:
ФРУСТРАЦИЯ – ЭТО СОСТОЯНИЕ, КОГДА ВЫ НЕ МОЖЕТЕ УДОВЛЕТВОРИТЬ ВАШУ ПОТРЕБНОСТЬ.
Представьте себе ситуацию, когда вы хотите мороженое, но сейчас ночь, все магазины рядом с вами закрыты и нет возможности добраться до желаемого. Что вы чувствуете? Неудовлетворение, злость, обиду, разочарование? Все это и есть фрустрация – вы не можете достать мороженое известными вам способами.
Но это не значит, что потребность не может быть удовлетворена способами, которых пока еще нет или о которых вы не знаете.
Что это значит Фрустрация?Состояние фрустрации лежит в основе развития человека. Если б не было фрустрации, психики бы не было тоже. С самого детства мы сталкиваемся с чем-то, чего не умеем или не можем, и именно поэтому начинаем учиться удовлетворять наши потребности. Ребенок учится ходить, бегать, подставлять стул к столу и доставать конфеты. Взрослый человек ищет способы достать, к примеру, ночью мороженое, или удовлетворить свою потребность в любви.
И в том, и в другом случае импульсом является то, что мы чего-то не дополучаем, а это нам нужно.
Если бы все потребности удовлетворялись бы в тот же момент, что они возникли, необходимости в психике не было бы вовсе.
В состоянии фрустрации – когда потребности не могут быть удовлетворены – витальность образует пробку. Название этой витальности – то или иное чувство. Это может быть злость, стыд, вина, обида, ярость.
Можно ли повысить порог фрустрации? или преодолеть состояние фрустрации
То есть можно ли как-то справляться с неудовлетворенными потребностями и делать это все лучше и лучше?
Существует два вида повышения такого порога. Первый я бы никому не рекомендовал – это потеря способности чувствовать. Очень часто это последствие сильной травмы, когда человек блокирует любые чувства, чтобы не переживать боль, и очевидно – такой способ не добавит вам счастья.
Второй способ – переживать.
Почему важно переживать фрустрацию?
Если вы задавите ваши чувства и заблокируете потребности, толку будет мало. А вот если вы начнете осознавать ваши чувства и давать возможность им жить в контакте, то ничего плохого в фрустрации нет.
Быть устойчивым – не значит не падать. Это значит падать, но вставать.
Толерантность к фрустрации не значит, что вы больше ничего не чувствуете и не хотите. Она в том, что вы чувствуете, но можете с этим как-то обращаться.
Чем больше вы остаетесь живым с теми чувствами, которые вам даже неприятны, тем лучше.
Фрустрация — что это такое
Главная / ЧАстые ВОпросы20 января 2021
- Что такое и как проявляется
- Причины впадения во фрустрацию
- Варианты поведения людей в таком состоянии
- Как выйти из замкнутого круга фрустрации
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Знакома такая ситуация, когда вы долго не можете найти выход из лабиринта неудач, направляясь к собственной цели?
А знаете латинское слово «frustratio», означающее в переводе «неоправданное ожидание»? Так вот это одно и то же. И это намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд.
Нужно тщательно разбираться, почему вы раз за разом попадаете в такую ситуацию, и как выйти из этого порочного круга, называемого фрустрацией, чтобы желания были удовлетворены, а вы – довольны своей жизнью, а не уходили с головой в трагичную меланхолию или того хуже — в глубокую депрессию.
Фрустрация — что такое и как проявляется?
Фрустрация – это психологическое состояние, которое характеризуется снижением настроения из-за неудовлетворения своих потребностей, желаний, невозможности достигнуть поставленной цели по какой-то причине.
Психология называет такое состояние эмоционально травмирующим и оно очень опасно, ибо приводит к:
- разочарованию;
- отчаянию;
- гневу;
- чувству пустоты;
- раздражению;
- агрессии;
- грусти;
- тревожности;
- печали;
- сильной утомляемости.
Если конфликт, который не разрешился, или желание, которое не было достигнуто – очень важные для человека, то фрустрация может привести к депрессивному состоянию. При нём снижаются настроение, активность, волевые усилия, мышление становится более медленное.
Также из-за неудач может возникнуть и специфическая экзистенциальная фрустрация. Она характеризуется чувством скуки и апатии. Человек хочет найти смысл жизни, но не получается. Он не видит своей глобальной цели и становится равнодушным ко всему происходящему вокруг.
Фрустрация формируется по следующему алгоритму:
- Постановление цели/желания.
- Попытка достигнуть.
- Поражение.
Проблема в том, что на каждом новом витке этого алгоритма шансы достигнуть желаемой цели снижаются, ибо получаемая от каждого очередного поражения «эмоциональная травма» с каждым разом вытягивает из вас все больше сил.
Получает порочный круг, из которого очень сложно выйти самостоятельно.
Причины впадения во фрустрацию
Факторов, которые могут развить состояние фрустрации, большое количество. Все они индивидуально влияют на каждого человека. Среди них:
- Потеря чего-то – смерть близкого, кража, заболевание.
- Нехватка знаний или денег, которые должны были поспособствовать достижению.
- Неспособность адекватно поставить цель, расставить приоритеты.
- Сильный или хронический стресс.
- Низкая самооценка, при которой человек думает, что не сможет достигнуть чего-то.
- Не разрешают закон, правила, мораль, личные рамки.
- Из-за отторжения другим человеком в плане личных отношений развивается любовная фрустрация.
- Замещение реального мира своими фантазиями и иллюзиями.
- Внутренний конфликт между двумя мотивами, который не даёт стремиться ни к одному из них.
Формы и варианты поведения людей в этом состоянии
В зависимости от того, как человек относится к неудачам и тщетным попыткам достичь чего-то, выделяют такие формы поведения и позиции относительно ситуации:
Форма поведения | Описание |
---|---|
Интрапунитивная | Во всех ситуациях невозможности достичь желаемого человек винит только самого себя. Большую часть времени находится в самобичевании. Может страдать самооценка. Из-за этого развивается тревожность, угнетённое настроение. |
Экстрапунитивная | Человек винит обстоятельства или других людей в том, что у него не выходит чего-то добиться. Становится агрессивным и озлобленным. |
Импунитивная | Есть два варианта этой формы поведения. Либо люди воспринимают ситуацию, как неизбежную (неминуемую). Либо – как незначительную. При этом не обвиняют ни себя, ни кого-то другого. |
В зависимости от того, что стало фактором возникновения такого состояния и от того, какой жизненной парадигмы придерживается данный конкретный человек варианты поведения разнятся, но чаще всего доминируют три модели:
- Человек начинает фиксировать своё внимание на состояние фрустрации, и полностью поглощается негативными эмоциями.
- Некоторые люди бегут от этой ситуации, уходя с головой в работу или семью.
- И лишь малая часть пытается адекватно найти причину сложившейся ситуации, и её исправить.
Как выйти из замкнутого круга фрустрации
Избавиться от фрустрации можно попробовать самостоятельно:
- Для начала человеку стоит посмотреть на ситуацию со стороны. Можно попросить помочь близкого человека, узнать его мнения. Нужно оценить, насколько достижение цели действительно сложное и нерешаемое. Или это только так кажется на первый взгляд.
- После этого стоит определить важность поставленных целей. Возможно, они были созданы под влиянием близких людей, социума, моды. И на самом деле вам совсем незачем их достигать, чтобы быть удовлетворённым. Возьмите за основу новое желание или попробуйте скорректировать предыдущее.
- Нужно составить план достижения. Рассчитать все ресурсы и расписать все на этапы для пошагового выполнения.
- Так же стоит определиться с датой, до которой нужно достичь каких-то результатов. Это важно сделать грамотно, чтобы не загнать себя в фрустрацию только потому, что слишком много взяли на себя.
- Немаловажно – принять тот факт, что на всё нужно время. Если хватит силы ждать, можно достигнуть воплощения своих желаний.
- Также стоит не забывать о переключении своего внимания на отдых и досуг, чтобы с новыми силами стремиться к цели.
Если же самостоятельно не можете справиться с ситуацией – обратитесь к психологу. Он поможет вывести вас из депрессивного состояния и помочь разобраться со своими мотивациями, целями и желаниями.
Автор статьи: Марина Домасенко
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Фрустрация как фактор неадекватного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
1998.
6. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов / Р.Г. Зверева, С.В. Хребина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. Вып.2. С.446-451.
7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. №6. С.45-54.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Владос. 2003.
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т.1. 406с. Т.2. 391с.
10. Adams J.S. Towards an understanding of intequity / J.S. Adams // Abnormal and Social Psychology. N.Y. 1963. 321 р.
11. Fromm E. The heart of man / E. Fromm. N.Y: Harper & Row. 1971. 212 p.
12. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation / D. Mc Clelland. N.Y.
1971.
13. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y. 1938.
Юрова К.И., Юров И.А.
фрустрация как фактор неадекватного поведения
Адаптивное поведение — это нормативное поведение, соответствующее нормам, правилам и требованиям определенного социума, совпадающее с общественными морально-психологическими и этическими нормами поведения, связанное с саморегуляцией и самооценкой и необходимостью носителя такого поведения приспосабливаться к объективным условиям жизни.
Неадаптивное поведение — это поведение противоположного типа. В молодежно-студенческой среде проявляется в виде вызывающего поведения, вычурной одежде и прическе, манере общения (сленг в общении не только со сверстниками, но и преподавателями), негативизма, чрезмерной критики, отказа от выполнения вузовских обязанностей (пропуски занятий, грубость, невыполнения заданий, отсутствие добросовестного отношения к делу), подверженность стрессу. Такое поведение может привести к дезадаптивному и невротическому статусу.
Изучение в проявлении поведения осуществляется с помощью фрустрационного теста С.Розенцвейга [8].
В современной зарубежной психологии существуют различные
теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. Майер), теория фрустрационной регрессии (Т. Дембо, К. Левин), теория фрустрационной агрессии (Дж. Доллард), эвристическая теория фрустрации (С. Розенцвейг), теория экзистенциальной фрустрации (В.Франкл) [1,2,3].
Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сирс под фрустрацией понимают любую помеху на пути к достижению объекта-цели. Авторы считают, что любая фрустрация создает внутреннее побуждение, или мотив, к агрессии. Гипотеза фрустрации — агрессии (Ф-А) основана на четырех основных понятиях: агрессии, фрустрации, торможения и замещения [2]. Реакция фрустрации принимает два основных направления: импульсивность или толерантность (устойчивость). Согласно С. Розенцвейгу толерантность показывает возможность человека справляться с фрустрирующими ситуациями. Толерантность можно сформировать (Н.Д.Левитов). На основании работ Дж. Долларда и др., тот факт, что у разных индивидов агрессивная реакция на фрустрацию бывает выражена в различной степени, вызвал к жизни понятие сопротивляемости фрустрации. Т.Шибутани отмечал, что кроме фрустрации, существуют другие реакции на фрустрацию: перемещение; идентификация; проецирование; фантазия; регрессия; апатия; подавление; компенсация; фиксация; рационализация [1,2,3].
Отечественные психологи под фрустрацией понимают состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее тогда, когда вследствие каких-либо препятствий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а данный феномен следует понимать как феномен психологии, характеризующий состояние личности, а не организма (Б. Г.Ананьев, Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев) [1,2].
Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С.Аргентов, Н.Д.Левитов, В.С.Мерлин, К.Обуховский) [1,2, 3].
Студенческая жизнь, требующая определенного режима, самостоятельности в принятии решений на фоне гормонального и интеллектуального развития, утверждения Я-концепции и социально-психологической конкуренции по определению может стать источником фрустрации. Р. Кретти, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд считают, что студенты могут находиться в состоянии фрустрации, когда: 1) уступают своим сверстникам; 2) воспринимают критику как несправедливую; 3) испытывают беспокойство из-за соответствия своему социуму; 4) испытывают комплекс неполноценности; 5) учатся ниже своих возможностей [4].
Методика. К сожалению, мало работ, посвященных фрустрации студентов в процессе учебного года. Исходя из этого, мы поставили задачу изучить фрустрационные особенности 70 студентов в возрасте 17-20 лет обоего пола. Типы и направленность реакции фрустрации исследовались с помощью теста С.Розенцвейга по критерию адаптивного/неадаптивного поведения с учетом гендерных различий [8]. После проведения тестирования в деканате и в
Студенческом Совете были определены студенты с разным типом поведения. Анализ межгрупповых данных был проведен с помощью критерия Стьюдента.
Полученные нами данные по направленности и типам фрустрации представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели типов и направленности фрустрации студентов
Испытуемые Студенты с адаптивным поведением Студенты с неадаптивным поведением Достоверность различий
М Ж М Ж М Ж
Показатели м с м с м с м с t Р t Р
O-D 30,5 1,9 30,2 2,7 36,9 2,7 38,0 2,37 2,36 0,05 2,27 0,05
E-D 48,0 4,9 49,6 4,6 47,0 4,4 47,2 5,58 — — — —
N-P 21,4 2,9 20,0 2,4 16,0 1,7 15,1 2,34 2,11 0,05 2,18 0,05
E 47,4 3,6 39,8 2,3 41,3 3,9 37,0 2,9 2,58 0,05 — —
I 28,0 2,7 27,0 2,2 16,0 3,0 19,0 2,23 2,7 0,05 2,5 0,05
М 24,5 2,0 33,0 3,7 42,8 4,85 44,0 4,26 2,82 0,05 2,64 0,05
Из таблицы видно, что между студентами с разным типом поведения -мужчинами и женщинами — установлены различия по типу и направленности фрустрации. Студенты-адаптивники реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя по сравнению со студентами-неадаптивниками.
По направленности реакций у мужчин-адаптивников больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости) по сравнению с мужчинами-неадаптивниками.
Женщины-адаптивники по сравнению с женщинами-неадаптивниками реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя.
По направленности реакций у женщин-адаптивников больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% и 1% уровнях значимости), больше внешне обвинительных реакций по сравнению с женщинами- неадаптивниками.
Студенты и студентки почти одинаково подчеркивают наличие препятствий, студентки немного более пытаются защитить себя, но студенты более акцентированы на выход и разрешение ситуации, однако все различия статистически недостоверны.
Общий профиль реакций фрустрированности у студентов имеет вид:
по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е> М> I. Такой же профиль и у студенток. Общий профиль реакций фрустрированности у студентов по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е > 1> М. Профиль у студенток по типу Е-0> 0-0> №Р, по направленности Е> М> I [6].
Профили, полученные в нашей работе, несколько отличаются от профилей, полученных К.Д.Шафранской и Н.В.Тарабриной на группе инженеров, летчиков гражданской авиации, студентов — физиков и психологов. Обсуждение результатов. Студенты в нашей выборке чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя, но в меньшей степени акцентированы на разрешение ситуации по сравнению с инженерами, летчиками, студентами — физиками и психологами. По направленности реакций студенты дают меньше внешнеобвинительных и самообвинительных реакций, но больше безобвинительных реакций [5].
Студенты и студентки — адаптивники чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя и почти одинаково количество реакций со студентами и студентками на выход из затруднительного положения, меньше дают внешнеобвинительных, больше самообвинительных реакций. Данное различие объясняется тем, что в нашем исследовании студенты были разделены на разные виды поведения.
Анализ фрустрированности показывает, что у студентов-адаптивников сформированы активные формы защитных механизмов, а у студентов-неадаптивников преобладают пассивные защитные механизмы на воздействия стресс-факторов или препятствий. Толерантность — это и есть сформированные активные защитные механизмы и адекватные модели поведения на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий.
Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании студентами успеха в деятельности и признании со стороны сверстников и значимых лиц, то если достигнуть этого не удается, для нивелирования неадекватного поведения необходимо: 1) предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой; 2) предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой; 3) сбалансирование уровня притязаний у студентов с его возможностями на данный момент; 4) избегание получения повторных неудовлетворительних оценок студентами при семинарских занятиях, зачетов и экзаменов; 5) снижение эмоциональной возбудимости студентов при нестандартных ситуациях; 6) развитие эмоционально-волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости) [6].
Для актуализации сопротивляемости фрустрации чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенная, эмоционально-волевая, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов [7].
Выводы. 1. По показателям фрустрации установлены различия у студентов с различным типом поведения с учетом гендерной и индивидуально-личностных особенностей.
2. По типу реакций между студентами-адаптивниками и студентами — неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций по сравнению со вторыми.
3. По типу реакций между студентками-адаптивниками и студентками-неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиваванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций больше внешнеобвинительных реакций по сравнению со вторыми. Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников толерантности .
4. Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников социально-психологической адаптации и толерантности. Для этого необходимо:
-проведение социально-психологического тренинга;
-изучение интересов студентов во внеучебное время и проведения досуга;
— организация и проведение внеучебных групповых форм и методов (День знаний, День Города, встреча Нового года, День Защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и другие общественные и государственные праздники, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность).
5. Толерантность — это, во-первых, сформированные, прежде всего активные, защитные механизмы на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий в жизнедеятельности, наличие у студентов адекватного уровня притязаний совпадающего с уровнем ожидания; в-третьих, морально-психологическая оптимальная внутренняя и внешняя мотивация, направленная на реализацию норм, правил и требований общества, формирование качеств профессионала и гражданина Отечества.
5. Для актуализации сопротивляемости фрустрации целесообразно использовать разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенную, эмоционально-волевую, психорегулирующую, психомышечную и идеомоторную тренировки с учетом гендерной и индивидуально-личностной дифференциации студентов.
литература
1. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-512 с.
2. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь.- Т.1.- М.:Вече-
АСТ, 2003.-592 с.; Т.2.- М.: Вече-АСТ,2003.-600 с.
4. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 2001.
5. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. — Л.: ЛГУ, 1976. — С.176-188.
6. Юров И.А. Дифференциально-психологические свойства спортсменов.
— Саарбрюккен (Германия).2016. -227 с.
7. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, СГУ, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова и др. -Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). — Киров: МЦНИП, 2014.
— 465 с. С. 190-192.
Магомедова Х.Н.
содержательные характеристики экономических потребностей молодежи
Ускорение планетарных темпов экономического развития, переход российского общества к новой парадигме экономического развития, смена в обществе системы ценностей и социальных приоритетов породили необходимость в людях, которые могут принимать самостоятельные решения, способны к сотрудничеству, обладают высоким чувством социальной ответственности, коммуникабельностью и толерантностью. Формирование таких характеристик человека необходимо начинать с молодежи, как наиболее активной и продуктивной части населения, т.к. в этом возрасте закладывается система ценностей, которая будет определять особенности его поведения во всей последующей жизни.
Потребности человека исследуются целым рядом отраслей наук -философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания изучает и объясняет потребности человека сообразно со своими интересами и точками зрения.
Потребности — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида,
Фрустрация. Как HR может помочь сотруднику с ней справиться?
Фрустрация – опасное чувство, которое вызывает у человека ощущение полного разочарования, печали, потери интереса к работе, личной жизни, повседневным делам. Если вы заметили, что один или несколько сотрудников в вашей компании находятся во фрустрации, важно понимать, как помочь им со всем справиться.
Читайте нашу новую статью и узнавайте, что такое фрустрация, как она влияет на сотрудников и как HR может помочь специалистам выбраться из этого состояния.
Фрустрация на работе: что это и причины возникновения
Термин «фрустрация» произошел от слова «frustratio», что означает «неоправданное или несбывшиеся ожидание». Сама фрустрация обозначает состояние психики, которое возникло из-за сильного разочарования. Например, когда человек очень сильно к чему-то стремился, у него были определенные приятные ожидания, но, увы, им было не суждено сбыться. Находясь в таком эмоциональном состоянии, человек испытывает грусть, растерянность, апатию и нежелание что-либо делать.
Фрустрация сильно травмирует психику человека, поскольку на фоне глубокого разочарования у него возникает сильный дискомфорт. Конечно, в грусти и разочаровании, после несбывшихся ожиданий нет ничего страшного, но только в том случае, если это состояние продолжается недолго. Если же ощущение дискомфорта из-за разочарования не отпускает человека долгое время, возникает риск возникновения депрессии.
На работе фрустрация также оказывает достаточно сильное влияние, поскольку может лишить продуктивности даже самых мотивированных и вовлеченных сотрудников. Поэтому очень важно уметь вовремя заметить фрустрацию и помочь человеку, оказав организационную поддержку.
Но бывают ситуации, когда сотрудники сами скрывают свое состояние от HR-ов или топ-менеджеров, из-за чего руководство остается в неведении.
Причины появления фрустрации у человека делятся на четыре типа: физические, психологические, биологические, социальные. К физическим можно отнести ограничение в свободе действий или же в финансах, к психологическим страхи, сомнения, неуверенность, к биологическим особенности внешности, старение, а к социальным – все, что связано с окружающим обществом.
Из-за чего у сотрудников возникает фрустрация на работе?
Всему на свете есть причины и фрустрации на работе тоже. Как правило, она возникает, если неблагоприятные аспекты рабочей среды перевешивают позитивные. Например:
- Высокая нагрузка на сотрудника. С одной стороны большое количество задач может мотивировать сотрудника, повышать его результативно, но с другой – может негативно сказаться на его состоянии. Человек не в силах справиться с тем, на что у него попросту не хватает времени и сил. В результате специалист понимает, что переоценил себя и может ощущать разочарование.
- Непонятная постановка задач. Здесь все зависит от менеджеров и руководителей. Если они неправильно доносят или вообще не вводят сотрудников в курс дела, специалисты не понимают, в каком направлении им нужно двигаться и развиваться.
- Буллинг на рабочем месте. Находясь в нездоровой атмосфере, когда человек подвергается унижениям, он сразу же начинает испытывать разочарование, у него понижается самооценка. Как следствие, результативность, продуктивность и мотивация также падают. Все это негативно сказывается на работе специалиста и доходе компании.
Реакции сотрудников на возникновение фрустрации
Все люди разные и на фрустрацию они реагируют тоже по-разному. Есть пять наиболее распространенных типов реакций сотрудников на разочарование.
1. Идут напролом
Это значит, что специалист не останавливается и идет вперед к цели, несмотря на неудачи или неприятности. Сотрудники, которые так реагируют на разочарование не сдаются, продолжают развивать в себе новые навыки, прикладывают дополнительные усилия на пути к цели.
2. Ищут виновных
В таком случае сотрудник, который испытывает фрустрацию и разочарование, начинает активно искать виноватых в том, что ему не удалось достичь своих целей.
3. Проявляют агрессию
Люди, которые реагируют таким образом на разочарование могут нагрубить другому человеку или же обидеть его. Как правило, под их горячую руку попадают те, кого они считают виноватыми.
4. Чувствуют апатию
В таком случае человек становится абсолютно незаинтересованным в работе. Он продолжает выполнять свои задачи, но теряет мотивацию и вовлеченность. От этого страдает качество выполняемой работы.
5. Ищут позитив и компромисс
Люди, которые так реагируют на фрустрацию – целеустремленные и при неудачах, разочарованиях ищут позитив в том, чего они уже достигли.
Как помочь сотрудникам справиться с фрустрацией?
Задача лидера и HR-менеджера – помочь каждому сотруднику в компании преодолеть возникшую фрустрацию и найти решение проблемы. Что можно сделать в такой ситуации?
Проведение встречи 1:1
Встречи 1:1 – отличный способ узнать, что произошло у сотрудника, помочь ему, оказать поддержку. Во время проведения встречи, создайте приятную атмосферу доверия, чтобы человек мог открыто рассказать вам о том, что его беспокоит и поделиться проблемами. Мы подготовили для вас список вопросов, которые вы можете задать сотруднику, чтобы направить его и помочь разработать план действий, если они находятся в состоянии фрустрации.
- Чего вы хотите достичь?
- Как вы думаете, что вам мешает на пути к этому?
- Как вы считаете, в чем проблема? В нехватке навыков, времени или же сил?
- Если вы достигнете желаемого, как это повлияет на компанию?
- Как вы думаете, что вам сейчас следует делать?
- Есть ли у вас другие планы, на случай неудачи?
- С чего вы хотите начать в достижении целей?
Разговаривая с сотрудниками и задавая ему вопросы подобного типа, вы снимите с него часть давления, которое он испытывает и поможете увидеть решение проблемы.
Чтобы встреча 1:1 прошла с максимальной эффективностью, во время разговора с сотрудником, придерживайтесь нескольких правил.
Ставьте акцент на будущем, а не на прошлом
Сотрудник разочарован и находятся в состоянии фрустрации из-за того, что произошло. Поэтому очень важно делать акцент на конечном результате, чтобы помочь человеку вернуть позитив.
Не перебивайте сотрудника и не отвечайте вместо него на вопросы
Помогите человеку почувствовать уверенность и независимость. Внимательно выслушайте его ответ, не перебивайте и дайте высказаться. Это как раз то, что ему нужно.
Обсуждайте дальнейшие планы и то, что можно изменить
Обсуждение вещей, которые нельзя изменить – пустая трата времени. А также лишнее мучение человеку, который и так переживает разочарование. Ваша задача – свести негативное влияние фрустрации к нулю и помочь сотруднику пройти этот этап. Все это поможет вам не только вернуть сотрудника в продуктивную работу, но и повысить его лояльность к компании.
А что делать, если HR испытывает фрустрацию?
От фрустрации никто не застрахован и HR не исключение. Чтобы избавиться от нее, можете воспользоваться следующими советами.
- Если у вас не получилось достичь какую-то цель, попробуйте посмотреть на нее с другой стороны. Возможно, она была слишком недостижима, поэтому и расстраиваться из-за этого не стоит.
- Начните все с чистого листа и сформируйте себе новые цели, но уже учитывая пройденный опыт. Хорошо продумайте все свои желания, оцените их важность и достижимость.
- Определите, сколько времени вам нужно для достижения цели, но учитывайте реалии и не ставьте недостижимые сроки, чтобы в случае неудачи опять не поддаться фрустрации.
- Не забывайте отдыхать и набираться сил, чтобы не выгорать и эффективно решать задачи.
Даже фрустрация может пойти на пользу
Находясь в состоянии фрустрации, человек много думает и анализирует все события, которые с ним произошли. Он обдумает все причинно-следственные связи, проводит самоанализ и в результате приходит к понимаю того, как справиться с этим состоянием.
Что такое фрустрация простыми словами
У меня был знакомый, который думал, что если он будет официально трудоустроен, то его большой стаж позволит ему получать достойную пенсию. Стаж у него и правда был достойным, но на этом все достоинства заканчиваются. Когда он вышел на эту самую пенсию, то был неприятно удивлен своими первыми пенсионными. Долгожданная получка была настолько неприлична мала, что он заплакал. Человек всю жизнь тешил себя надеждой на светлое будущее и в итоге пал жертвой собственной фрустрации. Закончилось все плохо. Знакомый погрузился в глубокую депрессию и нашел свою отдушину в примитивном алкогольном трансе.
Фрустрация в психологии.
Фрустрация – обман, или неоправданное ожидание. Проще говоря, это когда мы чего-то хотим, но не получаем. При этом на нашем пути возникают непреодолимые трудности, или они нам такими всего лишь кажутся. Попытки справиться с трудностями ни к чему не приводят. Это напоминает удары головой об стену.
Например, вы работаете в крупной компании очень долго и хотите получить повышение. Вы задерживаетесь допоздна, выполняя большой объем работы, очень ответственно подходите к своему делу, но когда появляется желаемая для вас вакансия, то должность отдают другому сотруднику. При этом неважно: работал он усерднее вас или является родственником начальника. Что Вы почувствуете в данный момент?! Скорее всего это будет беспомощность, агрессия, тревога и отчаяние. Все эти эмоции – спутники фрустрации, приводящие к депрессии, или неврозу.
Степень фрустрации зависит от многих факторов
- Сила желания. Чем больше сил ты приложишь к достижению цели, тем более выраженным будет разочарование в случае неудачи, а, следовательно, и фрустрация.
- Ваше психоэмоциональное состояние на момент трудности так же влияет на итоговую реакцию. Если стресс – ваш верный спутник, то любая неудача может вызвать фрустрацию.
- Мнительные тревожные люди особо восприимчивы к ударам судьбы.
Обычный психолог в лучших традиция «Капитана Очевидности» вам посоветуют развивать такие качества как:
— уверенность;
— стойкость;
— оптимизм и другие.
Вам станет от этого легче?! Психолог просто не знает, что такое фрустрация, где она в психике живёт и как её выковырять. Ваше текущее неважное психоэмоциональное состояние – результат работы тонких тел.
Что делать, если Ваш путь пролегает через фрустрацию? Если вы пассивны, инертны, потеряли веру в себя (свои возможности) и не можете вырваться из этого заколдованного круга — первым делом отделяем деформированную часть себя от всего себя. Исследуем отдельно. Разбираем по модальностям. Находим материал, вызывающий фрустрацию, чистим, перестраиваем, меняем модальности. Самое простое – позвонить, или написать Логинову. Ключи от подсознания он «вытянет» из вас же. Не надо никуда идти. Просто поверьте. Чудеса случаются и над ними не всегда нужно много работать. Можно работать не много, а тонко. Это проще, чем Вы думаете — примерно в миллион раз. Без всякой уверенности и стойкости. Фрустрированный человек не может приблизиться к уверенности. Ну какой оптимизм внутри фрустрации… Решение — через разбор, чистку, смазку и новую сборку личности. Полимодальная психология — новый взгляд на старые проблемы.
Природа человека так устроена, что он даже боится поднять трубку и рассказать, или написать о своей проблеме в письме. Если вы дочитали эту заметку до конца, то просто задайте себе вопрос: «А что я теряю?!» Ответ очевиден.
По соотношению цена/качества услуга чистки личности словно как ничего не стоит. Практически ноль за результат, в то время как у обычного психолога много денег за почти нулевой результат. Отличается, как небо и земля. Просто грех не воспользоваться 🙂
Открывайте новые горизонты уже сегодня. Не надейтесь на пенсию, психологов и чужие фантазии. Не верьте авторитетам гнилых наук. Тщательно отбирайте материал для разумения. Будьте умнее.
Сделать пожертвование
В рамках проекта #СвободноеОбщество, если Вы считаете, что я делаю общественно-полезное дело, то можете совершить благотворительный перевод, оценив мой труд.- Главная org/ListItem»>Блог
- Что такое фрустрация простыми словами
8 признаков, которых следует искать
Что такое разочарование?
Разочарование — это эмоциональная реакция на стресс. Это обычное чувство, которое каждый испытает в своей жизни. Некоторые люди испытывают разочарование в краткосрочной перспективе — например, долгое ожидание в продуктовом магазине — но для других разочарование может быть долгосрочным.
Стрессор может варьироваться в зависимости от человека, но некоторые общие факторы стресса, которые приводят к разочарованию:
- Стресс на работе
- Достижение цели, которую вы не можете достичь
- Попытка решить проблему и не найти решения
Определение разочарования — это чувство раздражительности или гнева из-за неспособности чего-либо достичь.Постоянное разочарование может привести к множеству проблем в вашей жизни.
Если вы продолжаете преследовать цель без какого-либо результата, разочарование, которое вы испытываете, может привести к другим эмоциям, которые влияют на ваше благополучие и психическое здоровье, например:
Типы разочарования
Разочарование может происходить из внутренних или внешних источников. Полезная часть решения повседневных разочарований — понять, является ли ваше разочарование внутренним или внешним.
Продолжение
Внутреннее разочарование
Это означает, что вы разочарованы собой или своей реакцией.Это может означать, что вы недовольны тем, как вы отреагировали на ситуацию.
Внешнее разочарование
При внешнем разочаровании фактор стресса или то, что вызывает ваше разочарование, находится вне вас. Это может означать такие вещи, как трата времени на пробки или препятствия на пути к чему-то, чего вы хотите достичь.
Изучение ситуации для определения причины разочарования может быть полезным первым шагом в решении вашей дилеммы.
Признаки разочарования
Разочарование может проявляться по-разному.Есть множество способов распознать разочарование. Люди, которые разочарованы, обычно становятся раздражительными и испытывают стресс.
Вот некоторые из типичных реакций разочарования:
- Терять самообладание
- Непрерывное движение тела, такое как постоянное постукивание пальцами и бесконечные вздохи
- Сдаться, уйти
- Чувство грусти или тревоги
- Отсутствие уверенности в себе
- Проблемы со сном
- Обращение к наркотикам и алкоголю
- Жестокое обращение с телом, голодание или нерегулярное питание
Длительное разочарование может быть тяжелым для организма. Симптомы длительного расстройства могут проявляться по-разному. Это может повлиять на все аспекты вашей жизни, даже на режим сна.
Продолжение
Чрезмерное разочарование может привести к кошмарам
Исследования показывают, что длительное разочарование в повседневной жизни также может привести к кошмарам.
Это может произойти, если разочарование заставляет вас чувствовать себя некомпетентным. Если ваши потребности в повседневной жизни не удовлетворяются, это также может привести к плохому сну и кошмарам.
Взаимосвязь между разочарованием и агрессией
Люди, которые переживают большое количество разочарований в своей жизни, также могут быть склонны к агрессивному поведению. Это разочарование может быть вызвано множеством факторов, от личных проблем до социальных проблем.
Разочарование также может привести к негативному разговору с самим собой, который вызывает негативную спираль мышления, ведущую к более агрессивному поведению. Расстроенное мышление может привести к негативному мышлению в других повседневных аспектах жизни, таких как вождение.Разочарование во время вождения может привести к агрессивным решениям на дороге, подвергая опасности себя и других.
Как справиться с разочарованием
Справляясь с разочарованием, важно найти корень проблемы. Эти чувства не исчезнут сами по себе, поэтому вам нужно выяснить, что их вызывает.
Продолжение
Вы можете начать с следующих шагов, чтобы определить причину вашего разочарования:
- Расскажите о своих чувствах тому, кому вы доверяете.Говоря вслух, вы можете разобраться в своих чувствах, вместо того, чтобы держать их в себе.
- Начать ведение журнала. Записывание своих чувств и переживаний поможет вам получить представление и избавиться от разочарования. Это также полезный инструмент, когда вы хотите оглянуться назад и посмотреть, как далеко вы продвинулись.
- Найдите альтернативный способ достижения цели или измените план.
- Определите, что вы можете изменить, а что нет. Принятие ситуации может облегчить чувство разочарования, когда вы понимаете, что не контролируете то, что произошло.
- Упражнения вырабатывают эндорфины, благодаря которым вы чувствуете себя выполненным и снимаете стресс.
Признание чувства разочарования — первый шаг к их преодолению. Если у вас по-прежнему возникают проблемы с разочарованием и гневом, поговорите со специалистом или подумайте о том, чтобы присоединиться к группе поддержки.
«Разочарованы?» Вероятно, есть еще один эмоциональный подарок
Источник: Андре Хантер / Unsplash
Как многолетний терапевт и обозреватель психического здоровья, я бы сказал, что «разочарование» — это один из самых распространенных эмоциональных ярлыков, которые, как я слышал, используются для описания трудных времен в жизни, от повседневных неприятностей до более серьезных проблем, с которыми невозможно справиться. снаружи.И хотя этот термин, очевидно, полезен в качестве отправной точки для людей, объясняющих их эмоциональные переживания, я считаю, что чаще всего стоит пойти дальше.
Разочарование, вероятно, будет верхним слоем чувства. Это говорит о чувстве застоя или беспомощности, неспособности заставить вещи происходить так, как кто-то хочет. Мерриам-Вебстер определяет частичное разочарование как «чувство уныния, гнева и раздражения из-за нерешенных проблем или невыполненных целей, желаний или потребностей.«
Мы представляем человека, неспособного открыть банку соуса для спагетти, или, что более серьезно, человека, неспособного заставить своего партнера понять его эмоциональные потребности. Для многих моих клиентов разочарование может заставить их действовать, от словесной драки до полного раздражения, от того, чтобы повесить трубку на кого-то, чтобы пнуть стену.
Но хотя эта картина разочарования — сердитого, надутого человека, раздраженного тщетностью своих усилий — является обычным, после небольшого эмоционального исследования мы можем увидеть, что в основе разочарования может лежать дополнительный набор возможных эмоций.И первый шаг к тому, чтобы пережить этот опыт здоровым образом, — это точно выяснить, что это за глубокие эмоции. Вот несколько общих примеров.
Гнев: Классический партнер разочарования, гнев — это часто то, что происходит, когда вы чувствуете, что что-то мешает вам — и ваш гнев направлен на этого человека или вещь. Вы хотите вырвать неработающую посудомоечную машину и поджечь ее или выбросить замерзший компьютер в окно. Вы хотите закричать на своего подростка, чтобы тот уже сел в машину, потому что вы четыре раза говорили ему, чтобы он надевал обувь, но этого все еще не происходит.
Когда в игре гнев, полезно проверить это чувство (не ругать себя за гнев и не пытаться замаскировать его), а также выяснить, как справиться с этим гневом таким образом, чтобы не причинить вред ни себе, ни другим. .
Тревога или страх: Часто «разочарование» кажется более безопасным чувством, чем страх. Но в этих случаях вас действительно расстраивает то, что вы хотите получить ответы на что-то пугающее: вы ищете заверения или уверенности, но этого не происходит.
Вы «разочарованы» тем, что доктор не отвечает вам, когда она сказала, что ответит. Вы «разочарованы» тем, что ваш партнер не зарегистрировался после долгой поездки. В действительности же ваше разочарование вызвано тревогой. Будет полезнее признать и обозначить эту тревогу, чем продолжать наталкиваться на пределы вашего контроля над ситуацией.
Печаль: Печаль тоже может казаться более грозной, чем разочарование.Иногда печаль возникает из-за чувства отчаяния по поводу кажущейся безнадежности ситуации. Вы хотите, чтобы ситуация изменилась — или, может быть, вы даже хотите изменить части себя, — но этого не происходит. Это не только заставляет вас чувствовать себя «разочарованным», но и может быть началом процесса оплакивания того, что вы всегда думали, что произойдет.
Или, что более серьезно, вы хронически разочарованы в себе. Представьте себе «разочарование», которое возникает из-за невозможности достичь определенной цели в фитнесе или потери работы. Признание и преодоление печали принесет вам больше пользы в долгосрочной перспективе, чем просто называть себя разочарованным.
Вина: Когда чувство вины лежит в основе разочарования, обычно оно связано с желанием разрешения того, за что вы еще не простили себя . Вы хотите просто двигаться дальше, и все же вы разочарованы тем, что не можете этого сделать, и не можете избежать своих чувств. Возможно, вы ищете чью-то помощь в этом процессе, но они этого не делают.
Я видел такие случаи, как разочарование из-за друга, который все еще не может «преодолеть» сделанную вами ошибку, или желание закончить спор с партнером и просто «забыть об этом» — чувство разочарования из-за него что они просто не позволят этому уйти. Может быть, вместо этого было бы полезно более прямо взглянуть на собственное мнение о том, что произошло?
Стыд: Стыд, связанный с чувством вины, тем не менее иногда возникает даже тогда, когда нет ничего, в чем можно было бы быть виновным. Если у вас в анамнезе низкая самооценка, синдром самозванца или вы чувствуете себя «плохим», вы можете быть необычайно чувствительны к разочарованию, связанному с тем, что испытываете эти чувства.
Бремя длительного стыда может вызвать общее чувство беспомощности и безнадежности, которые могут способствовать вашему разочарованию. Если вы испытываете хроническое разочарование, которое, кажется, связано с ощущением того, что вы недостаточно достойны жить той жизнью, которую хотите, возможно, стоит более глубоко изучить это потенциальное чувство стыда.
Возможность лучше обозначать и определять свои чувства способствует лучшему выживанию и благополучию. Итак, в следующий раз, когда вы почувствуете разочарование, посмотрите, сможете ли вы пойти еще глубже и лучше определить корень проблемы.
Что вас «разочаровало» в последнее время? Дай мне знать в комментариях!
Разочарование — Что это за чувство?
Иногда, когда я выступаю на публичных выступлениях, я прошу аудиторию дать определение эмоции. Мы испытываем эмоции каждый божий день, но когда нас просят объяснить, что такое эмоция, большинство людей бледнеют.
«Что вы чувствуете?» кто-то спросит, тонко.
«Ну, вроде… грусти или чего-то такого», — возразит кто-то.
Это сложно … У меня даже нет четкого определения эмоции, кроме как описать, чем она отличается от мысли.Мы все время объединяем мысли и эмоции, и это даже проникает в наш лексикон, когда мы говорим что-то вроде: «Я чувствую, что пицца — лучшая еда» или «Мне кажется, ты меня сейчас осуждаешь».
Но это обе мысли. Мысль — это все, что вы можете поместить в кавычки — или, если вы более наглядный человек, все, что вы поместите в пузырек мыслей персонажа комиксов:
Но вы не можете поместить эмоцию в пузырь мыслей. Эмоция — это одно слово, используемое для описания того, что вы чувствуете.Никто не ходит с мыслью «гнев!» Вместо этого они могут подумать: «Я злюсь», что является мыслью о чувстве. Есть смысл?
Еще одна особенность эмоции заключается в том, что это вариант одного из следующих слов:
(Фильм «Наизнанку» олицетворяет пять из этих эмоций и отлично описывает функции и назначение каждой из них. )
Поскольку наш язык очень точен и красочен, у нас есть тысячи слов для описания эмоций… но большинство из них сводятся к приведенному выше списку.Вы можете сказать, что чувствуете удовлетворение или экстаз. Оба они сводятся к счастью, хотя означают совершенно разные вещи. Для упрощения можно сказать, что это функция интенсивности. Ваше «счастье» может оказаться где угодно на этой строке:
Неизбежно, когда я представляю этот список из шести эмоций, люди будут пытаться придумать слова для эмоций, которые они не могут вписать ни в одну из этих категорий.
«А как насчет беспокойства?»
«Страх».
«Сюрприз?»
«Счастье со страхом.”
«Скука или апатия?»
«Это слова, которые люди используют для описания отсутствия эмоций или очень низкого уровня эмоций».
«Разочарование?»
Ах, разочарование.
Я говорил, что это разновидность гнева… но я ошибался.
Хорошо, что за разочарование?
В двух словах, разочарование — это чувство сдерживания чувства.
Часто это чувство — гнев. Выражение непринужденного гнева в его самой грубой и необработанной форме может нанести вред другим людям.И многие люди связывают гнев с разочарованием, потому что гнев является вторичной эмоцией, а это означает, что он играет защитную роль в отношении чего-то более уязвимого, например, печали, страха или стыда.
Значит, это немного стрелка вниз:
Иногда люди считают, что более мягкие эмоции — это слабость, поэтому они запрещают себе чувствовать что-либо, кроме гнева и счастья. Затем люди узнают, что эти эмоций — это нехорошо — гнев доставит им неприятности, а несдержанное счастье — это «тупица» — и в результате возникает чувство разочарования.
Иногда люди используют не слово «разочарование» — это нетерпение, беспокойство или неудовлетворенность. Но все эти слова сводятся к одному и тому же: ваши потребности в эмоциональном самовыражении не удовлетворяются.
Итак, что вы можете с этим поделать?
Самый быстрый способ облегчить разочарование — определить лежащую в основе эмоцию и выразить словами то, что вы чувствуете. Если эмоцией является гнев, спросите себя, что скрывается за гневом. Это может выглядеть так:
Лучше всего сказать это вслух другому человеку.Обмен опытом с кем-то, кто обладает эмпатией, может наладить связь и стать сильным противоядием от негативных чувств. Но даже если вы не можете озвучить эти вещи другому человеку, выявление глубинных чувств для себя поможет вам справиться с ними.
Затем вы можете проанализировать, какие части вашей ситуации вы можете контролировать, а какие — нет. В данный момент вы можете позвонить заранее, чтобы извиниться и сообщить человеку, что опаздываете. В будущем вы можете установить будильник, когда вам нужно будет выйти за дверь через три минуты.
Связанные
Определение разочарования по Merriam-Webster
разочарование | \ (ˌ) frə-ˈstrā-shən \ 1 : акт разочарования разочарование творческого инстинкта — печально известное зло века машин — The Times Literary Supplement (Лондон) 2а : состояние или случай разочарования Эти бюрократические проволочки вызывают у нас большое разочарование.б : глубокое хроническое чувство или состояние незащищенности и неудовлетворенности, возникающее из-за нерешенных проблем или неудовлетворенных потребностей. одиночество и разочарование; это две постоянные темы в американской литературе — Малкольм Коули
3 : то, что расстраивает недовольство правительства, казалось бы, неразрешимыми проблемамигнев и разочарование у детей, которые борются в школе | Разобрался
Некоторые дети чувствуют разочарование или злость чаще, чем другие дети, особенно дети, которым трудно учиться в школе. Возможно, ваш ребенок часто испытывает эти чувства или не знает, как выразить их конструктивно. Это может затруднить детям обучение, хорошее самочувствие и достижение целей.
Вы можете помочь своему ребенку лучше справляться с этими чувствами — и это начинается с понимания разницы между гневом и разочарованием.
Связь между гневом и разочарованием
Разочарование и гнев — это взаимосвязанные эмоции, но это не одно и то же. Дети могут расстраиваться, когда препятствия встают между ними и их желаниями или мешают им достичь своих целей.Это может заставить их почувствовать себя уязвимыми и расстроиться.
Гнев, с другой стороны, обычно является реакцией на угрозу, смущением или чувством несправедливости. Постоянное разочарование может привести к гневу, который является более сильной эмоцией. Дети могут выражать гнев криками, толчками, драками или отыгрыванием.
Признание разочарования своего ребенка
Дети, которым трудно учиться в школе, могут расстроиться, если они почувствуют, что им не удается, даже когда они очень стараются. Разочарованные дети часто говорят что-то вроде:
«Неважно, работаю я над своим домашним заданием 20 минут или два часа. В любом случае, он будет отмечен красным ».
«Я знал эту главу истории сегодня утром в автобусе. Но к тому времени, когда я прошел тест после обеда, я не мог вспомнить и половины из него ».
«Дети не хотят со мной дружить, и я не знаю почему».
«Как бы я ни старался, я просто не успеваю в классе.”
Если дети слишком часто расстраиваются, они могут начать чувствовать себя бессильными. Они могут думать, что как бы они ни старались, они не получат более высоких оценок, не подружатся, не будут поняты или оценены. Это называется «выученная беспомощность».
Дети, которые так себя чувствуют — хронически расстроенные — могут:
Просто сидите тихо в классе, не занимаясь и не пытаясь.
Не рискуйте и не пробуйте что-то новое, потому что они думают, что, скорее всего, потерпят неудачу.
Думаю, что они не могут контролировать свою способность преуспевать в чем-либо, будь то учеба, внеклассные занятия или социальные ситуации.
Клоун, чтобы отвлечь людей от вещей, которые они не делают так же хорошо, как другие дети.
Если вы думаете, что ваш ребенок разочарован, но не знаете почему, попробуйте вести журнал разочарований. Это может помочь вам найти закономерности, которые помогут понять суть того, с чем борется ваш ребенок.
Признание гнева вашего ребенка
Дети, которым трудно учиться в школе, могут не просто чувствовать разочарование.Они тоже могут рассердиться. Гнев часто возникает из-за такого чувства:
Дети могут выражать свой гнев через истерики, словесные всплески, ругань, бросание вещей и драки. Так вести себя не значит быть «плохим». Обычно это происходит, когда у детей нет других способов справиться или справиться с тем, что их беспокоит.
Дети могут направлять свой гнев на одноклассников, учителей, тренеров или членов своей семьи. На самом деле, дети часто сидят на гневе весь день в школе, а потом приходят домой и вспыхивают.
Это может расстраивать и сбивать с толку родителей, которые отчаянно хотят помочь. Однако имейте в виду, что дети часто делают это, потому что чувствуют себя комфортно дома. Они не стесняются выплескивать гнев вокруг людей, которым доверяют.
Взрослые часто обладают самоконтролем и используют навыки совладания, поэтому они не переносят это на семью, когда возвращаются домой. (Вместе эти навыки называются саморегуляцией.) Однако дети еще не всегда обладают этими навыками, особенно дети, которые импульсивны.
Вы также можете связаться с учителем вашего ребенка, чтобы узнать, что происходит в школе. Спросите, как дела у других учеников. Возможно, вы даже захотите специально попросить учителя остерегаться издевательств или поддразнивания. Работая вместе, вы будете лучше подготовлены, чтобы точно определять, что происходит, и определять следующие шаги.
Разочарование | Психология вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающий |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клиническая |
Образовательная |
Промышленное |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Клинический: Подходы · Групповая терапия · Техники · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические вопросы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·
Эта статья требует внимания психолога / академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если у вас есть квалификация.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.
.
В психологии расстройство — эмоциональное состояние, имеющее множество причин:
Разочарование — это обычная эмоциональная реакция на противодействие и полная противоположность удовлетворению.
Связанный с гневом и разочарованием, он возникает из воспринимаемого сопротивления исполнению индивидуальной воли.Чем сильнее препятствие и чем сильнее воля, тем больше вероятность разочарования. Причины разочарования могут быть внутренними или внешними.
У людей внутреннее разочарование может возникать из-за проблем с выполнением личных целей и желаний, инстинктивных побуждений и потребностей или преодоления воспринимаемых недостатков (например, неуверенности или страха перед социальными ситуациями) или. Конфликт также может быть внутренним источником разочарования; когда у кого-то есть конкурирующие цели, которые противоречат друг другу, это может создать когнитивный диссонанс.
Внешние причины разочарования связаны с внешними условиями, такими как лишения, перекрытая дорога или трудная задача. Справляясь с разочарованием, некоторые люди могут проявлять пассивно-агрессивное поведение, что затрудняет определение исходной (-ых) причины (-ов) их разочарования, поскольку реакции являются косвенными. Более прямой и распространенный ответ — это склонность к агрессии. [1]
Человеку, испытывающему гнев, эмоция обычно приписывается внешним факторам, которые находятся вне его контроля.Хотя легкое разочарование из-за внутренних факторов (например, лени, недостатка усилий) часто является положительной силой (вдохновляющей мотивацией), чаще всего это воспринимаемая неконтролируемая проблема , которая провоцирует более серьезные и, возможно, патологические. Человек, страдающий патологическим гневом, часто будет чувствовать себя бессильным изменить ситуацию, в которой он находится, что приводит к и, если его не контролировать, к дальнейшему гневу.
это может быть результатом блокирования мотивированного поведения. Человек может реагировать по-разному.Он / она может ответить рациональными методами решения проблем, чтобы преодолеть барьер. В противном случае он / она может расстроиться и вести себя нерационально. Примером блокировки мотивационной энергии может быть случай, когда рабочий хочет получить отпуск, чтобы порыбачить, но ему отказывают в разрешении своего начальника. Другой пример — руководитель, который хочет повышения по службе, но обнаруживает, что ему / ей не хватает определенной квалификации. Если в этих случаях обращение к разуму не помогает уменьшить барьер или разработать какой-либо разумный альтернативный подход, разочарованный человек может прибегнуть к менее адаптивным методам попытки достичь цели.Он / она может, например, атаковать барьер физически, словесно или обоими способами.
Разочарование можно рассматривать как поведение «проблема-ответ», и оно может иметь ряд последствий в зависимости от психического здоровья человека. В положительных случаях это разочарование будет расти до уровня, который слишком велик для человека, с которым ему не справиться, и, таким образом, приведет к действиям, направленным на решение внутренней проблемы. Однако в негативных случаях человек может воспринимать источник разочарования как находящийся вне его контроля, и, таким образом, разочарование будет продолжать накапливаться, что в конечном итоге приведет к дальнейшему проблемному поведению (например,грамм. бурная реакция).
Иногда возникает упорный отказ отреагировать на новые условия, влияющие на цель, такие как удаление или модификация барьера. Как указывает J.A.C. Коричневое суровое наказание может заставить людей слепо продолжать неадаптивное поведение: «Либо оно может иметь эффект, противоположный эффекту вознаграждения и, как таковой, препятствовать повторению действия, либо, действуя как фрустрирующий агент, он может привести к фиксации а также другие симптомы разочарования.Отсюда следует, что наказание является опасным инструментом, поскольку часто имеет последствия, полностью противоположные желаемым «. [2]
В психоанализе разочарование рассматривается как в положительном, так и в отрицательном свете. С одной стороны, это рассматривается как часть цепи, ведущей к неврозу, в том смысле, что, как мы видели, разочарование ведет к агрессии, которая, в свою очередь, как постулируется, ведет к тревоге и срабатыванию защитных механизмов. [3] . С другой стороны, разочарование рассматривается как помощь в развитии эго, поскольку люди развивают способность терпеть чувства, которые оно вызывает.
Оптимальное разочарование [править | править источник]
В психологии самости, когда самобъект необходим, но недоступен, это создает для него потенциальную проблему, называемую «фрустрацией» — как в случае с «травмирующим фрустрацией фазового уместного желания или потребности в родительском принятии». ..сильное нарциссическое разочарование. [4]
Контраст — это то, что Кохут назвал «оптимальным разочарованием»; и он считал, что «как и в аналогичной более поздней среде ребенка, наиболее важным аспектом самых ранних отношений матери и ребенка является принцип оптимальной фрустрации. Терпимые разочарования … приводят к созданию внутренних структур, которые обеспечивают основу для самоуспокоения ». [5]
Параллельно Кохут считал, что «искусный аналитик … проведет анализ в соответствии с принципом оптимального разочарования». [6]
Субоптимальные фрустрации и дезадаптации, следующие за ними, можно сравнить с концепцией травмы Фрейда или с решением проблемы в эдиповой фазе. Однако область оптимального (или другого) разочарования описывает формирование каждого «укромного уголка» личности, а не несколько драматических конфликтов.
Считается, что разочарование животных возникает в ситуациях, когда инстинктивное поведение нарушается.
- ↑ Гипотеза фрустрации – агрессии. Миллер, Н. Психологический обзор. Том 48 (4), июль 1941 г., стр. 337–342.
- ↑ J.A.C. Браун, Социальная психология промышленности (Балтимор, Мэриленд: Пингвин, 1954), стр. 253–54.
- ↑ Rycroft, C. (1995). Критический словарь психоанализа. Лондон: Пингвин.
- ↑ Кохут, Анализ с. 197 и стр.139
- ↑ Кохут, Анализ с. 64
- ↑ Кохут, Анализ с. 199
COVID-19 и закон разочарования: что это такое и как он может повлиять на ваши коммерческие контракты? Блог
Воздействие COVID-19 на бизнес уже достаточно велико и, вероятно, ухудшится, поскольку малые и крупные предприятия изо всех сил пытаются выполнить свои договорные обязательства по своим контрактам из-за воздействия пандемии на цепочки поставок и персонал.По мере того как все больше и больше предприятий ищут способы уклониться от выполнения своих договорных обязательств, юридическая концепция в центре внимания всех — это так называемая оговорка о «форс-мажоре». Ниже мы рассмотрим, как действует этот пункт и как закон разочарования может помочь сторонам, в которых оговорка о форс-мажорных обстоятельствах не применяется.
Форс-мажор
Оговорка о форс-мажорных обстоятельствах часто встречается в большинстве коммерческих контрактов. Он направлен на то, чтобы прямо освободить сторону от выполнения своих договорных обязательств после наступления определенных событий, при этом бремя доказательства того, что исполнение оправдано, возлагается на сторону, стремящуюся полагаться на это.Будет ли задействована оговорка о форс-мажорных обстоятельствах, будет зависеть от используемой формулировки, и поэтому такие оговорки обычно составляются широко, часто включая некоторые «сметающие» формулировки, предназначенные для выявления любых событий, находящихся вне разумного контроля сторон.
Но что, если эта формулировка «зачистка» отсутствует в пункте? Поскольку суды будут сосредоточены на используемой формулировке, в отсутствие такой формулировки весьма маловероятно, что положение будет задействовано, если только при составлении проекта не удастся конкретно предвидеть пандемию того типа, который мы, к сожалению, переживаем.Также важно отметить, что такая формулировка «зачистки» не гарантирует успеха, когда сторона полагается на нее. В таких обстоятельствах стороны могут обратиться за помощью к закону разочарования.
Разочарование
После периодов самоизоляции термин «разочарование» будет знаком большинству, но что он означает в юридическом контексте? Закон разочарования применяется, когда значительное изменение обстоятельств делает контракт физически или коммерчески невозможным для исполнения или иным образом превращает обязательство по исполнению в обязательство, радикально отличное от первоначально взятого.Такое изменение обстоятельств должно быть вызвано внешним событием или изменением ситуации, произошедшим без вины стороны, стремящейся полагаться на это.
Если считается, что произошло неприятное событие, стороны освобождаются от дальнейшего исполнения и не несут ответственности за ущерб, причиненный неисполнением. Однако важно отметить, что контракт будет навсегда расторгнут. За исключением случаев, когда стороны договорились об ином, взыскание денежных средств, уплаченных по контракту до его исполнения, разрешено с учетом расходов, понесенных другой стороной (по усмотрению суда).
Воздействие COVID-19 на многие предприятия, вероятно, удовлетворит юридический тест, и при условии, что договор был заключен до того, как стало известно о пандемии, нет никаких сомнений в том, что разрушительные последствия вспышки для большинства предприятий будут признаны. вне разумного созерцания сторон. Однако из-за неотъемлемой неопределенности, присущей закону разочарования, суды исторически неохотно признавали, что контракт был сорван. Еще неизвестно, какой подход будут использовать суды в нынешних обстоятельствах.
Ключевые моменты для бизнеса
Все предприятия, будь то поставщики или покупатели, должны проверять свои ключевые контракты. Последствия правомерного или ошибочного применения закона разочарования или оговорки о форс-мажорных обстоятельствах часто бывают существенными, и стороны должны немедленно обратиться за юридической консультацией, прежде чем это сделать.
Для получения дополнительных рекомендаций по корпоративным / коммерческим вопросам, связанным с коронавирусом COVID-19, свяжитесь с нашей специализированной корпоративной и коммерческой командой
Ключевой контакт
Алед Уолтерс, партнер, коммерческий директор
E: алед.