Функции эмоций и чувств в психологии – 36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций

36. Понятия «эмоции» и «чувства». Функции эмоций

Эмо́ция—эмоциональный
процесс средней
продолжительности,
отражающий субъективное оценочное
отношение к существующим или возможным
ситуациям.

Чу́вство — эмоциональный
процесс человека,
отражающий субъективное оценочное
отношение к реальным или абстрактным объектам.
Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.

ЭМОЦИИ
– это реакция! ЧУВСТВА – это отношения!

Функции
эмоций

В
современной психологии выделяют
несколько основных функций
эмоций: сигнальную,
оценочную, приспособительную,
регуляторную, коммуникативную,
стабилизирующую, мотивирующую.

Сигнальная
(информационная)
 функция эмоций. Возникновение
эмоций и чувств информирует о том, как
идет процесс удовлетворения потребностей
субъекта.

Оценочная
функция эмоций.
 Эмоция
выступает обобщенной оценкой ситуации,
в которой находится субъект. Эмоции и
чувства помогают ему ориентироваться
в окружающей действительности, оценивать
предметы и явления с точки зрения их
желательности или нежелательности,
полезности или вредности.

Приспособительная
функция эмоций.
 Благодаря
вовремя возникшей эмоции субъект имеет
возможность быстро среагировать на
внешнее или внутреннее воздействие и
целесообразно приспособиться к
сложившимся условиям.

Регуляторная
функция эмоций
 возникает
на основе информационно-сигнальной
функции. Отражая и оценивая действительность,
эмоции и чувства направляют поведение
субъекта в определенную сторону,
способствуют проявлению определенных
реакций.

Коммуникативная
функция эмоций
 свидетельствует
о том, что без эмоциональных проявлений
трудно представить какое-либо
взаимодействие между людьми. Выражая
эмоции через чувства, человек проявляет
свое отношение к действительности и к
другим людям в выразительных движениях
(жесты, мимика, пантомимика, интонация
голоса).

Стабилизирующая
(защитная) функция эмоций
.
Эмоции являются регулятором поведения,
который удерживает жизненные процессы
в оптимальных границах удовлетворения
потребностей и предупреждает
разрушительный характер каких-либо
факторов для жизнедеятельности данного
субъекта.

Мотивирующая
функция эмоций
.
Эмоции (страх, удивление, беспокойство
и др.), сообщая нам о характере воздействий
внешней среды, побуждают нас к определенным
действиям.

37. Виды эмоциональных переживаний

Настроения
— относительно слабо выраженные,
диффузные переживания, не относящиеся
к конкретному предмету, могут удерживаться
в течении достаточно длительного
времени, определяют общий эмоциональный
тон.

Классификации
эмоций по качеству более противоречивы.
В работах разных авторов выделяется
от 6 до 20 «основных эмоций». Мы кратко
остановимся на следующих:

Радость
— положительное эмоциональное состояние,
связанное с удовлетворением
актуальнойпотребности.

Удивление
— эмоциональная реакция на неожиданные
обстоятельства.

Страдание
— отрицательное переживание, связанное
с воспринимаемой невозможностью
удовлетворения важнейших потребностей.

Гнев
— отрицательное переживание, часто
протекающее в форме аффекта, представляет
собой реакцию на неожиданно возникшие
препятствия на пути к достижению
желаемой цели.

Страх
— отрицательное эмоциональное переживание,
связанное с прогнозом вероятного
неблагополучия.

Стыд
— состояние, вызываемое осознанием
своего несоответствия мнению окружающих
и/или собственным принципам.

Одной
из наиболее универсальных схем,
позволяющих как классифицировать
эмоции, так и описывать их динамику,
является учение В. Вундтао
трех компонентах эмоций.Вундтпредполагал,
что любая эмоция может быть разложена
на три взаимно независимых компонента,
которые он предлагал представлять в
виде координатных осей эмоционального
пространства:

1)
возбуждение-успокоение,

2)
удовольствие-неудовольствие,

3)
напряжение-разрядка.

Любое
эмоциональное состояние может быть
представлено точкой в этом пространстве,
а его динамика во времени — линией.

studfiles.net

Функции эмоций и чувств — Мегаобучалка

Билет №12: Эмоции и чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций (К.Изард)

Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

 

Чувства, их виды.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.

Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.

К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.

Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.

Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.

К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.

 

Функции эмоций и чувств

Эмоции и чувства выполняют следующие функции.

1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

megaobuchalka.ru

что это такое, виды, функции чувств человека, понятия невербальных и вербальных выражений

Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.

 

Виды эмоций и чувств человека

В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.

Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:

  1. Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
  2. Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
  3. Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.

Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.

Таблица чувств и эмоций человека

Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.

Базовая реакцияРасширенное понятиеПроявления
РадостьОживлениеБлеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь.
Счастье
Предвкушение
Надежда
Восторг
Ликование
Интерес
Принятие
СтрахИспугМурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти.
Ужас
Беспокойство
Подозрение
Тревога
Растерянность
Неуверенность
Вина
ГрустьТоскаПотухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое.
Печаль
Безысходность
Уныние
Сожаление
Горечь
Лень
Жалость
ГневЗлостьЛадони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены.
Ярость
Ненависть
Недовольство
Высокомерие
Ирония
Отрицание
Возмущение

Демонстрация эмоций и чувств

Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.

Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:

  1. Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
  2. Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.

Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.

Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.

Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.

На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.

Виды чувств

По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:

  • нравственные;
  • интеллектуальные;
  • праксические;
  • эстетические.
КатегорияПодкатегорияПроявленияХарактеристика
НравственныеМоральныеГуманностьВзаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного.
Патриотизм
Чувство долга
Любовь
АморальныеЖестокость
Эгоизм
Ненависть
Жадность
ИнтеллектуальныеСпецифическиеВдохновениеОпределяют отношение к интеллектуальным потребностям.
Целеустремлённость
Жажда познания
Удовлетворение от новых знаний, открытий
НеспецифическиеЛюбопытство
Удивление
Юмор
Ирония
ПраксическиеВыбор деятельностиПрофессияОпределяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом.
Любимый досуг
Интересные занятия
ЭстетическиеУдовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушиванияЛюбовь к природеОпределяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей
Любовь к технике
Любимая музыка
Произведения искусства, зодчества, скульптуры

Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.

Для чего нужны чувства?

Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.

  • отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
  • стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
  • подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
  • переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
  • приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
  • коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.

Управление эмоциями

Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.

Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.

В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями» вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.

Как возникают эмоции?

Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.

Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.

Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.

Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.

Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.

Невербальное выражение эмоций

Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.

В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.

Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:

  • взгляд: горящий, потухший, бегающий;
  • цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
  • тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
  • сердцебиение: быстрое, медленное;
  • дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
  • осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
  • предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.

Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.

Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.

Вербальное выражение эмоций

Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).

Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.

Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.

Внешнее проявление эмоций

Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.

Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.

propanika.ru

5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.

Эмоции – особый
класс психических явлений связанной с
инстинктивными потребностями и мотивами,
отражающих в форме непосредственного
переживания значимых явлений и ситуаций.

Функции эмоций:

    1. Сигнальная –
      переживания возникают и изменяются
      связи с происходящими изменениями в
      окружающей среде.

    2. Регулятивная –
      стойкие переживания направляют наше
      поведение, заставляют преодалевать
      препятствия и становятся мотивами
      деятельности человека.

    3. Коммуникативная
      – с помощью эмоций человек выражает
      свое отношение к другим людям и к
      действительности.

    4. Когнитивная –
      эмоции дают нам знание об окружающем
      мире.

Чувства – это
устойчивое эмоциональное отношение
человека к явлениям действительности,
отражающие значение этих явлений в
связи с потребностями человека и
мотивами.

Отличие чувств от
эмоций:

  1. Чувства отражают
    в воспринимаемой действительности
    объекты имеющие для человека стабильное
    значение.

  2. Чувства в отличие
    от эмоций относительно устойчивы и
    имеют ярко выраженный предметный
    характер.

  3. Чувство может
    быть выражено совокупностью различных
    эмоций.

Классификация
эмоций и чувств:

1.по знаку:

-положительные

-отрицательные

2. по влиянию на
деятельность:

-стенические
(повышают активность организма)

-астенические
(понижают активность организма)

3. в зависимости
от потребностей:

-нисшие (органические
потребности)

-высшие (социальные
потребности)

4. по силе и
длительности:

-Аффект – очень
сильное, но не продолжительное
эмоциональное состояние

-Страсть – сильное
стойкое эмоциональное состояние, но не
продолжительное

-Чувство – не очень
сильное, не продолжительное эмоциональное
состояние

-Эмоция – относительно
устойчивое не сильное и не продолжительное
эмоциональное состояние

-Настроение — слабое
эмоциональное состояние, это эмоциональный
фон деятельности, которое сохраняется
некоторое время.

5.классификация
фундаментальных эмоций Карла Изорда:

— Радость –
положительное эмоциональное состояние,
связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить потребность,
вероятность чего до этого времени была
не велика.

— Удивление – не
имеет четко выраженного положительного
или отрицательного знака, это эмоциональная
реакция на внезапно возникшие
обстоятельства.

— Страдание –
отрицательное эмоциональное состояние
связанное с получением информации о
невозможности удовлетворения важных
потребностей, которая до этого времени
представлялась более или менее вероятным.

— Гнев – отрицательное
эмоциональное состояние, которое
протекает в форме аффекта и вызывается
внезапным возникновением препятствия
на пути удовлетворения потребностей.

— Отвращение –
отрицательное эмоциональное состояние
вызываемое объектами соприкосновение
с которыми вступает в противоречие с
идеологическими, нравственными,
этическими принципами.

— Презрение –
отрицательное эмоциональное состояние
которое возникает в межличностном
общении из-за рассогласованности
жизненных ценностей субъекта с жизненными
ценностями объекта чувств.

— Страх – отрицательное
эмоциональное состояние, которое
появляется при получении информации о
возможной угрозе благополучию.

— Стыд — отрицательное
эмоциональное состояние, выражающееся
в осознании несоответствия собственных
помыслов, поступков и поведения не
только ожиданиям окружающих, но и
собственным представлениям о подобающем
поведении.

6.Классификация
Рубенштейна три уровня эмоций:

— уровень органической
аффективно эмоциональный чувств???
связанный с физиологическими потребностями

— уровень предметных
чувств, опредмеченность чувств выраженное
в том, что они деференцируются в
зависимости от воспринимаемой сферы

— мировоззренческие
чувства, обобщенные чувства такие как:
чувство юмора, прекрасного, иронии и т.
д.

7. Классификация
чувств:

— Моральные –
отражают переживания отношения к другим
людям и к обществу.

— Интеллектуальные
– связанны с познавательной деятельностью
человека.

— Эстетические –
чувства красоты, проявляются при
восприятии природы или произведения
искусства.

— Практические –
связанные с деятельностью человека.

studfiles.net

ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Поделись с друзьями

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

1. Коммуникативную,

2.        Регулятивную,

3.        Отражательную,

4.        Побудительную,

5.        Подкрепляющую,

6.        Переключательную,

7.        Приспособительную.

Коммуникативная или сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:

Ø  Мимическими (движения мышц лица)

Ø  Пантомимическими (движения мышц тела, жесты)

Ø  Изменениями голоса,

Ø  Вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).

Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они же позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

7. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства занимают особое место:

Ø  Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.

Ø  Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее.

Ø  Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.

Ø  Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами.

Ø  Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

students-library.com

Лекция 6 Чувства и эмоции

Чувства
и эмоции

1.
Понятие о чувствах, эмоциях и их видах.
Эмоциональные состояния

Взаимодействуя с
окружающим миром, человек определенным
образом относится к нему, испытывает
какие-либо чувства к тому, что вспоминает,
воображает, о чем думает.

Переживание
человеком своего отношения к тому, что
он делает или познает, к другим людям,
к самому себе, называют чувствами и
эмоциями.

Чувства и эмоции
— взаимосвязанные, но различающиеся
яв­ления эмоциональной сферы личности.
Эмоциями
считают более простое, непосредственное
переживание в данный момент, свя­занное
с удовлетворением или неудовлетворением
потребностей. Проявляясь как реакции
на предметы окружающей обстановки,
эмоции связаны с первоначальными
впечатлениями. Первое впе­чатление
от чего-либо носит чисто эмоциональный
характер, яв­ляется непосредственной
реакцией (страх, гнев, радость) на
ка­кие-то внешние его особенности.

Чувство
— это более сложное, чем эмоции,
постоянное,
усто­явшееся отношение личности к
тому, что она познает и делает, к объекту
своих потребностей.

Чувства характеризуются устойчивос­тью
и длительностью, измеряемой месяцами
и годами жизни их субъекта. Чувства
свойственны только человеку, они
социально обусловле­ны и представляют
собой высший продукт культурно-эмоциональ­ного
развития человека. Чувство долга,
собственного достоинства, стыд, гордость
— исключительно человеческие чувства.
Эмоции, связанные с удовлетворением
физиологических потребностей, имеются
и у животных, но у человека даже эти
эмоции несут на себе печать общественного
развития. Все эмоциональные прояв­ления
человека регулируются социальными
нормами. Человек не­редко подчиняет
физиологические потребности более
высоким, специфически человеческим
духовным потребностям.

Источниками эмоций
и чувств являются, с одной стороны,
отражаемая в нашем сознании окружающая
действительность, а с другой — наши
потребности. Те предметы и явления,
которые не имеют отношения к нашим
потребностям и интересам, не вы­зывают
у нас заметных чувств.

Физиологической
основой чувств прежде всего являются
про­цессы, происходящие в коре головного
мозга. Кора головного мозга регулирует
силу и устойчивость чувств. Переживания
вызывают процессы возбуждения, которые,
распространяясь по коре боль­ших
полушарий, захватывают подкорковые
центры. В отделах моз­га, лежащих ниже
коры больших полушарий, находятся
различ­ные центры физиологической
деятельности организма: дыхатель­ной,
сердечно-сосудистой, пищеварительной
и секреторной. Именно поэтому возбуждение
подкорковых центров вызывает усиленную
деятельность ряда внутренних органов.
В связи с этим пережива­ние чувств
сопровождается изменением ритма дыхания
и сердечной деятельности, нарушается
функционирование секреторных желез
(слезы от горя, пот от волнения). Таким
образом, при пережива­нии чувств, при
эмоциональных состояниях наблюдается
либо повышение, либо понижение
интенсивности разных сторон
жиз­недеятельности человека. При
одних эмоциональных состояниях мы
испытываем прилив энергии, чувствуем
себя бодрыми, рабо­тоспособными, при
других наблюдается упадок сил, скованность
мускульных движений.

Необходимо иметь
в виду, что неразрывная связь коры
голов­ного мозга и подкорковой области
позволяет человеку контроли­ровать
физиологические процессы, происходящие
в организме, сознательно управлять
своими чувствами.

Выделяют три пары
наиболее простых эмоциональных
пере­живаний.

«Удовольствие
— неудовольствие «.

Удовлетворение физиологи­ческих,
духовных и интеллектуальных потребностей
человека отра­жается как удовольствие,
а неудовлетворение — как неудовольствие.

«Напряжение—разрешение».
Эмоция напряжения связана с со­зданием
нового или ломкой старого образа жизни
и деятельно­сти. Завершение этого
процесса переживается как эмоция
разре­шения (облегчения).

«Возбуждение—
успокоение «.

Эмоция возбуждения определяет­ся
импульсами, идущими в кору головного
мозга из подкорки. Рас­положенные
здесь эмоциональные центры активизируют
дея­тельность коры. Торможение корой
импульсов, идущих из под­корки,
переживается как успокоение.

Различают также
стенические (греч. «стенос» — сила)
и асте­нические (греч. «астенос»
— слабость, бессилие) эмоции. Стени­ческие
эмоции

повышают активность, энергию и вызывают
подъем, возбуждение, бодрость (радость,
боевое возбуждение, гнев, нена­висть).
При стенических эмоциях человеку трудно
молчать, труд­но не действовать
активно. Переживая сочувствие товарищу,
че­ловек ищет способ помочь ему.
Астенические
эмоции уменьшают активность, энергию
человека, сокращают жизнедеятельность
(печаль, тоска, уныние, подавленность).
Астенические эмоции характеризуются
пассивностью, созерцательностью,
расслабляют человека. Сочувствие
остается хорошим, но бесплодным
эмоцио­нальным переживанием.

Чувства обычно
классифицируют по
содержанию.

Принято вы­делять следующие виды
чувств: моральные, интеллектуальные и
эстетические.

В зависимости от
сочетания скорости, силы и продолжитель­ности
чувств различают виды
эмоциональных состояний,

основны­ми из которых являются
настроение, страсть, аффект, воодушев­ление,
стресс и фрустрация.

Настроение
— это эмоциональное состояние, которое
отлича­ется слабой или средней силой
и значительной устойчивостью. То или
иное настроение может продолжаться
целые дни, недели, месяцы. Это не
специальное переживание по поводу
какого-либо конкретного события, а
«разлитое» общее состояние.
Настроение обычно «окрашивает»
все другие эмоциональные переживания
человека, отражается на его активности,
стремлениях, действиях и поведении.

Страсть же
является длительным и устойчивым
эмоциональ­ным состоянием. Но, в
отличие от настроения, страсть
характери­зуется сильным эмоциональным
накалом. Страсть возникает при сильном
стремлении к определенным действиям,
к достижению какой-либо цели и помогает
этому достижению. Позитивные стра­сти
служат стимулом к большой созидательной
деятельности че­ловека. Страсть —
это длительное, устойчивое и глубокое
чувство, ставшее характеристикой
личности.

Аффектами
называются чрезвычайно сильные, быстро
возни­кающие и бурно протекающие
кратковременные эмоциональные состояния
(аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия
человека при аффекте происходят в виде
«взрыва». Сильное эмоциональ­ное
возбуждение проявляется в бурных
движениях, в беспорядочной речи. Иногда
аффект проявляется в напряженной
скованности движений, позы или речи
(например, это может быть растерян­ность
при приятном, но неожиданном известий).
Аффекты нега­тивно сказываются на
деятельности человека, резко снижая
уро­вень ее организованности. В
состоянии аффекта у человека может
наблюдаться временная потеря волевого
контроля за своим пове­дением, он
может совершать необдуманные поступки.
Любое чув­ство может переживаться в
аффективной форме. Аффект — это уже не
радость, а восторг, не горе, а отчаяние,
не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты
возникают при ослаблении воли и являются
показателями несдержанности, неспособности
челове­ка к самообладанию.

Воодушевление
как эмоциональное состояние проявляется
в различных видах деятельности. Оно
характеризуется большой си­лой и
устремленностью к определенной
деятельности. Воодушев­ление возникает
в тех случаях, когда цель деятельности
ясна и результаты ярко представляются,
при этом как нужные, ценные. Воодушевление
часто переживается как чувство
коллективное, при этом чем больше людей
охвачено чувством воодушевления, тем
сильнее это чувство переживается каждым
человеком в отдельно­сти. Особенно
часто и наиболее ярко это эмоциональное
состоя­ние проявляется в творческой
деятельности людей. Воодушевле­ние
— это своеобразная мобилизация всех
лучших душевных сил человека.

Стресс
(англ. 51ге85 — напряжение) представляет
собой состоя­ние чрезмерно сильного
и длительного психологического
напря­жения, которое возникает у
человека, когда его нервная система
получает эмоциональную перегрузку.
Впервые слово «стресс» употребил
канадский ученый-биолог Г.Селье
(1907—1982). Он же ввел понятие «фазы
стресса», выделив стадии тревоги
(мобилизации защитных сил), резистентности
(приспособления к трудной ситуа­ции)
и истощения (последствия длительного
воздействия стресса). Стресс вызывается
экстремальными для данной личности
усло­виями и переживается с большой
внутренней напряженностью. Стресс могут
вызвать опасные условия для жизни и
здоровья, большие физические и умственные
перегрузки, необходимость принимать
быстрые и ответственные решения. При
сильном стрессе учащаются сердцебиение
и дыхание, повышается кровяное дав­ление,
возникает общая реакция возбуждения,
выраженная в той или иной степени
дезорганизации поведения (беспорядочные,
нескоординированные движения и жесты,
сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются
растерянность, трудности в переключении
внимания, возможны ошибки восприятия,
памяти, мышления. Стресс дезорганизует
деятельность человека, нарушает
нормаль­ный ход его поведения. Частые
и длительные стрессы оказывают негативное
воздействие на физическое и психическое
здоровье человека. Однако при слабом
стрессе появляются общая физичес­кая
собранность, активизация деятельности,
ясность и четкость мысли, сообразительность.

Фрустрация —
это психологическое состояние
дезорганизации сознания и деятельности
личности, вызванное объективно
непре­одолимыми (или субъективно так
понимаемыми и переживаемы­ми)
препятствиями на пути к очень желаемой
цели. Это внутрен­ний конфликт между
направленностью личности и объективными
возможностями, с которыми личность не
согласна. Фрустрация проявляется тогда,
когда степень неудовлетворения выше
того, что человек может вынести, т.е.
выше порога фрустрации. В состо­янии
фрустрации человек испытывает особо
сильное нервно-пси­хическое потрясение.
Оно может проявляться как крайняя
досада, озлобленность, подавленность,
полное безразличие к окружению,
неограниченное самобичевание.

2.
Функции эмоций и чувств, их значение в
жизни человека

Эмоции и чувства
выполняют следующие функции. Сигнальная
(коммуникативная) функция выражается
в том, что эмоции и чувства сопровождаются
выразительными движениями:

мимическими
(движение мышц лица), пантомимическими
(дви­жение мышц тела, жесты), изменениями
голоса, вегетативными изменениями
(потоотделение, покраснение или
побледнение кожи). Эти проявления эмоций
и чувств сигнализируют другим людям о
том, какие эмоции и чувства переживает
человек; они позволяют ему передать
свои переживания другим людям,
ин­формировать их о своем отношении
к предметам и явлениям ок­ружающей
действительности.

Регулятивная
функция выражается в том, что стойкие
пережи­вания направляют наше поведение,
поддерживают его, заставля­ют
преодолевать встречающиеся на пути
препятствия. Регулятивные механизмы
эмоций снимают избыток эмоционального
возбужде­ния. Когда эмоции достигают
крайнего напряжения, происходит их
трансформация в такие процессы, как
выделение слезной жид­кости, сокращение
мимической и дыхательной мускулатуры
(плач).

Отражательная
(оценочная) функция выражается в
обобщен­ной оценке явлений и событий.
Чувства охватывают весь организм и
позволяют определить полезность или
вредность воздействую­щих на них
факторов и реагировать, прежде чем будет
определено само вредное воздействие.

Побудительная
(стимулирующая) функция. Чувства как бы
оп­ределяют направление поиска,
способное обеспечить решение задачи.
Эмоциональное переживание содержит
образ предмета, удовлетворяющего
потребности, и свое пристрастное
отношение к нему, что и побуждает человека
к действию.

Подкрепляющая
функция выражается в том, что значимые
со­бытия, вызывающие сильную
эмоциональную реакцию, быстро и надолго
запечатлеваются в памяти. Так, эмоции
«успеха — неус­пеха» обладают
способностью привить любовь к какому-либо
виду деятельности или угасить ее.

Переключательная
функция обнаруживается при конкуренции
мотивов, в результате которой определяется
доминирующая по­требность (борьба
между страхом и чувством долга).
Привлека­тельность мотива, его близость
личностным установкам направ­ляет
деятельность личности в ту или другую
сторону.

Приспособительная
функция. Эмоции возникают как средство,
при помощи которого живые существа
устанавливают значимость тех или иных
условий с целью удовлетворения актуальных
для них потребностей. Благодаря вовремя
возникшему чувству организм имеет
возможность эффективно приспособиться
к окружающим условиям.

studfiles.net

ФУНКЦИИ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВ — Шпаргалки по учебному предмету «Общая психология»

Поделись с друзьями

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

1.Коммуникативная или сигнальная функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями:Мимическими (движения мышц лица)Пантомимическими (движения мышц тела, жесты)Изменениями голоса, Вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи).

Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они же позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).

3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.

4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.

5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

6. Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.

7. Приспособительная функция. С помощью эмоций живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

В нашей психической жизни чувства занимают особое место:Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов – восприятия, памяти, мышления и др.Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные факты запоминаются быстрее и прочнее.Чувства непроизвольно активизируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость.Чувства вызывают и стимулируют наши действия. Сила и настойчивость волевых действий в значительной степени обусловливается чувствами. Чувства обогащают содержание человеческой жизни. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными педантами. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о