Статья по психологии: Организация и содержание деятельности врача-психиатра ПМПК
1. Прием детей и подростков с отклонениями в развитии, их родителей (законных представителей), других лиц, представляющих интересы детей и подростков с отклонениями в развитии. 2. Организационно-методическая работа. 3. Просветительская деятельность. 4. Сопровождение детей и подростков с отклонениями в развитии (контроль эффективности рекомендаций ПМПК с точки зрения динамики развития ребенка). 5. Регулярное повышение квалификации. Профессиональный «рост». 6. Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля на всех уровнях системы ПМПК (региональная ПМПК, муниципальные ПМПК, ПМПК/консилиумы/образовательных учреждений). 7. Осуществление связей со специалистами аналогичного профиля в учреждениях других ведомств: врачи — в учреждениях системы здравоохранения, педагоги (олигофренопедагог, логопед, сурдо- и тифлопедагог) и психологи — в учреждениях системы образования, социальные педагоги — в учреждениях социальной защиты и правоохранительной системы. 8. Выполнение требований Устава учреждения, в состав которого входит ПМПК, цели и функций ПМПК (внутренний распорядок, ведение документации, своевременное планирование и отчетность по результатам профессиональной деятельности).
Обязанности врача-психиатра ПМПК Проводит индивидуальное обследование и консультирование детей и подростков по направлениям специалистов (при согласии родителей либо лиц, их заменяющих) и по инициативе родителей на базе консультации. Оформляет документацию установленного образца по результатам обследования детей и подростков. Осуществляет консультационную помощь родителям (лицам, их заменяющим) и другим специалистам, принимающим непосредственное участие в воспитании, обучении, лечении ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии и с психическими заболеваниями. Осуществляет контакт с районными психиатрами для сбора медицинского анамнеза, а также для динамического наблюдения за ребенком. При необходимости проводит осмотр детей и консультирование специалистов в детских домах и школах-интернатах. Участвует в семинарах и конференциях по проблемам детей с нарушениями психического развития. Проводит индивидуальное обследование детей, направленных из коррекционных групп различными специалистами, и осуществляет наблюдение за этими детьми в динамике. При необходимости проводит дополнительное обследование. Участвует в разработке заключительных рекомендаций по окончании коррекционных занятий. Осуществляет связь с ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения», осуществляет консультативную помощь родителям (законным представителям) ребенка. Проводит консультативно-разъяснительную работу со специалистами, занимающимися коррекционной работой, что обеспечивает взаимопонимание и единство действий в комплексной социальной реабилитации детей. Принимает участие в научно-методической работе. Несет ответственность за жизнь и здоровье детей в ходе психиатрического обследования.
Пример заполнения психологического представления для ПМПК
Психологическое представление
Ф.И.О. ребенка: Иванов Иван Иванович
Возраст: 8 лет
Класс: 1
Цель проведения обследования: заключение для ПМПК
I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.
Описание контакта с ребенком в ситуации обследования.
Продуктивный контакт с ребенком затруднен вследствие повышенной отвлекаемости произвольного внимания. Легко и быстро вступает в контакт со взрослым, контактен, на вопросы отвечает охотно; инструкцию взрослого понимает только после многократного повторения, проявляет заинтересованность при выполнении заданий, но интерес не стойкий и быстро проходящий. Нуждается в дозировании нагрузки и отдыха с учетом индивидуальных особенностей.
Преобладающий фон настроения эмоционально–неустойчивый,
II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.
В ходе обследования выявлены следующие особенности: ребенок склонен фантазировать, придумывать то, чего не нет, выкрикивать фразы, рассказывать о ярких моментах, произошедших с ним, не относящихся к данному моменту.
Отмечаются особенности протекания психических процессов: включается в работу быстро, но без понимания цели задания, темп работы замедленный, переключаемость затруднена. Во время занятия часто отвлекается даже в отсутствии внешних раздражителей.
Сформированность социально-бытовой ориентировки:
Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия: частично сформировано представление о цвете, форме, величине предмета, зрительный синтез и целостное восприятие предмета сформировано недостаточно.
Уровень развития мелкой моторики не соответствует возрасту, отмечается низкий уровень графической деятельности и зрительно-моторной координации. «Узнавание недорисованных изображений» задание выполнил с помощью педагога: узнал 3 из 5 предметов. Не ориентируется в сторонах собственного тела. Временные представления нарушены: ориентация недостаточная, последовательность смены времён года знает нечётко, понятия «время дня», «части суток» ему знакомы, но он их меняет местами, путает понятия «слева», «справа», «сзади». (Субтест «Разрезные картинки»)
Особенности внимания. Внимание неустойчивое, часто отвлекается даже при отсутствии внешних раздражителей, снижена концентрация, общий уровень развития произвольного внимания ниже возрастной нормы.
Плохо ориентируется на образец, копирует не точно, низкий уровень произвольного внимания. (Субтест «Домик»)
Возникают трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала.
Особенности запоминания.
Объем механического запоминания ниже возрастной нормы; динамика запоминания 10 слов: 4,4,7, при отсроченном воспроизведении – 7 слов; объем механической (логической) памяти недостаточный. Забывает сложные инструкции, уточняет последовательность заданий. (Субтест «10 слов»)
Уровень развития интеллекта:
Ниже средней возрастной нормы.
Характеристика вербального интеллекта
Понимание обращенной речи ограничено. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Ответы в основном простые, малоразвернутые. Диалогическая речь развита слабо. Понятийный словарный запас беден, чаще определяет бытовое назначение предметов, затрудняется в подборе синонимов.
Суждения примитивны, поверхностны, недостаточно последовательны. Общий кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны и бессистемны. Способности к обобщению и отвлечению в структуре понятийного мышления развиты недостаточно: сходство устанавливает в основном по внешним и второстепенным признакам, доступны лишь простые аналогии. Не способен выполнять арифметические задания на сложение и вычитание с простыми числами.
Характеристика невербального интеллекта
Зрительного восприятия фрагментарно, поверхностно, отсутствует планомерность, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность навыков выделения деталей и признаков объекта.
Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет с большими затруднениями, обобщает по несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает в упрощенной форме после многократного повторения. (Субтест «Закончи предложение», «4-й лишний», «Найди недостающий»)
Характеристики умственной работоспособности:
Работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, возникновение импульсивности на фоне утомления, дурашливость.
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.
Эмоциональный фон неустойчивый, характерны колебания настроения в течение дня. Во время выполнения заданий отмечается повышенная нервозность, неуверенность, стремление к поддержке и помощи со стороны взрослого. Уровень развития самооценки выше нормы.
Произвольная регуляция собственной деятельности снижена, необходим внешний контроль, поддержка со стороны взрослого. Поведение не организовано, самостоятельно не регулирует свое поведение, деятельность хаотична. Способность к волевому усилию снижена, не проявляет настойчивость при встречающихся трудностях.
Отношение к сверстникам неконфликтное, в большинстве играет в группе, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми.
III. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы:
Уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития. На первый план выступают особенности эмоциональной сферы, снижение произвольности, слабая сформированность мелкой моторики, недостаточное развитие слухоречевой памяти, внимания и мышления.
расшифровка
Разработка для ПМПК «Заключение психолога»
Ф.И.О. ребенка:
Возраст: лет Класс:
Дата проведения обследования:
Цель проведения обследования: Ребенок слабо учится, имеет в 3 четверти 3 двойки, в 4 четверти ситуация не улучшается, планируется оставить ребенка на повторный год обучения. В общении со сверстниками агрессивен, часто провоцирует драку. В общении со взрослыми не сдержан.
Методики: Проба Мюнстерберга, комплексная диагностика учащегося 2 класса, проективная методика на определение эмоционального состояния младшего школьника, проективный тест «Рисунок семьи», наблюдение за ребенком во время уроков и на перемене.
1. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.
Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Ребенок общителен, на контакт идет хорошо, на вопросы отвечает, но ответы не полные, обрывистые. Отмечается преобладающий положительный фон настроения. Ребенок невербально показывает, что выполнять задания ему не хочется.
2. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.
В ходе обследования выявлены следующие особенности: ребенок без желания приступает к работе, но со временем начинает включаться в процесс, быстро устает. Со слов педагога, ребенок неусидчив, переговаривается со взрослым, агрессивен, непослушен
Отмечаются особенности протекания психических процессов: темп психических процессов замедленный. Затруднены процессы торможения реакций и саморегуляции.
Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) ниже возрастной нормы.
Особенности восприятия Целостное восприятие объектов в норме, узнавание объектов в норме.
Особенности запоминания. Объем механического запоминания ниже нормы. динамика запоминания 10 слов: 3,4,5 при отсроченном воспроизведении – 5 слов; Объем зрительной памяти на низком уровне.
Характеристика речевого развития: объем словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения, ответы дает краткие, односложные. Читает с затруднениями, но не плохо, смысл текста понимает. Возникают трудности при назывании предметов.
Характеристика пространственных и временных представлений: временные представления (месяцы, дни недели, времена года) не сформированы. Уровень пространственных представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета в пространстве (относительно себя, других предметов).
Уровень развития интеллекта: Способность отличать существенные признаки предметов и явлений, оценка запаса знаний – низкий уровень. Исследование способностей обобщения и отвлечения, выделение существенных признаков предметов и явлений – низкий уровень. Логическое мышление – низкий уровень. Общий результат исследования интеллекта 11 баллов из 40.
Характеристики умственной работоспособности: работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, на фоне утомления проявляется агрессивность, неадекватный смех, дурашливость.
Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.
По данным методик изучения школьной тревожности из комплексной диагностики, проективной методики на определение эмоционального состояния младшего школьника, выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние высокой школьной тревожности, низкой удовлетворенности школьной жизнью, отсутствие желания учиться, мотивация к обучению низкая, наблюдается негативное отношение к школе, отношение к себе, как к школьнику не сформировано.
Выявлены следующие характерологические особенности: ребенок агрессивен по отношению ко взрослым и сверстникам, чрезмерно упрям.
3. Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы: уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного развития
Заключение психолога
Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности, саморегуляции.
Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА (с сокращениями)
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия , свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение ряда взаимосвязанных видов работы как с персоналом детского сада, так и непосредственно с детьми и их родителями.
Психолог в детском саду – это, прежде всего, человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных особенностях этого развития и его индивидуальных вариантах. Вместе с тем он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, во всяком случае в тех ее сторонах, которые определяют позицию, занимаемую взрослыми по отношению к ребенку.
Успешность работы психолога в большой степени зависит от того места, которое он сумеет занять в коллективе, его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он должен, ни в коем случае не подменяя руководство, выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, рекомендации которого выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Но для того, чтобы приобрести такой авторитет, психологу необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, всей своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.
Функции психолога в детском саду можно условно подразделить на два больших раздела. Первый из них – участие в осуществлении воспитательного процесса в целом, его психологизация. Второй раздел – индивидуальная работа с детьми и содействие учету их индивидуально-психологических особенностей.
К первому разделу относится психологическое просвещение персонала детского сада и родителей, передача им знаний о психологии детей, их возрастных особенностях, оптимальных путях общения с детьми, организации детских групп, совместной деятельности, общения детей разного возраста между собой и т.п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данного детского сада, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей, местных условий и т.п.
Второй раздел значительно более трудоемок и многообразен. Он требует длительного изучения при помощи наблюдения и соответствующих диагностических методик каждой группы детского сада, определение особенностей взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, оценки уровня умственного развития и индивидуально-психологических качеств отдельных детей и определения на этой основе дифференциации обучения и воспитания, выработки рекомендаций для воспитателей и родителей, а в отдельных случаях – и разработки приемов коррекционной работы с детьми. Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И РОДИТЕЛЕЙ
Формы работы по психологическому просвещению:
• лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях или родительских собраниях,
• групповые и индивидуальные консультации,
• подготовка памяток,
• подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы.
Начиная работу в детском учреждении, психолог должен, прежде всего, познакомить коллектив и родителей со своими функциями, дать представление о том, какую помощь он может оказать. При этом важно учитывать, что среди населения (а также среди части педагогов) бывают распространены неверные представления о том, что такое психология. Ее нередко считают медицинской дисциплиной, приписывают психологу функции психиатра, психотерапевта, а порой чуть ли не экстрасенса. Поэтому необходимо четко объяснить, что детская психология занимается прежде всего изучением закономерностей нормального развития ребенка, и основная задача психолога – обеспечить это нормальное развитие, помочь в создании необходимых для него условий.
Темы лекций, бесед, консультаций могут варьироваться в зависимости от конкретных условий. Но главное – не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое психолог стремится передать воспитателям и родителям. Его центральным моментом должно быть убеждение в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых – сделать эту жизнь как можно более полнокровной и счастливой.
Необходимо отказаться от привычной схемы, по которой для всех детей существует один, единственно правильный путь развития, жестко определяющийся перечнем бытующих в наших детских учреждениях видов детской деятельности, которые будто бы обеспечивают «всестороннее» и даже «гармоническое» развитие личности. Психологу следует иметь в виду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация, и поощрять следует те из них, которые могут быть лучше организованы взрослыми и к которым испытывает большую склонность сам ребенок.
НАЛАЖИВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛЫХ С ДЕТЬМИ.
Одна из важнейших задач психолога – сделать все возможное, чтобы обеспечить реальную гуманизацию всей воспитательной работы в детском саду, заменить привычную ориентацию персонала на выполнение программ ориентацией на ребенка, его самочувствие, его нужды и интересы. А это означает, прежде всего, отказ от дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Такой переход чрезвычайно сложен в условиях обще групповых занятий, и по мере возможности психолог должен искать и подсказывать руководству детского сада пути изменения организации жизни детей в группах, деления их на подгруппы, чтобы в то время, когда с одной из подгрупп проводится занятие, остальные дети могли свободно выбирать себе любую привлекательную для них деятельность (играть, строить, рисовать и др.).
Очень важна помощь психолога воспитателям в осуществлении индивидуального подхода к детям. Проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дадут богатейший материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослого. Конечно, воспитатели будут прежде всего обращаться к психологу по поводу детей, затрудняющих работу с группой – агрессивных, недисциплинированных и т.п. Однако психолог должен обратить внимание воспитателей и на таких воспитанников, которые, не являясь помехой, отличаются личностным неблагополучием – застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Меры по преодолению их эмоционального неблагополучия психолог и воспитатель вырабатывают совместно в каждом конкретном случае. При этом психологу следует иметь в виду, что нередко одной из основных причин неблагополучия ребенка является неверное отношение к нему самого воспитателя вследствие непонимания подлинных причин, вызывающих те или иные неблагоприятные особенности поведения ребенка.
Психолог может наметить и реализовать ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению собственного эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми. Хорошо, если в детском саду удается выделить специальное помещение для отдыха персонала, где психолог сможет проводить сеансы релаксации, психотерапевтические беседы с воспитателями, обсуждать с коллективом возникшие сложные педагогические ситуации в группах и совместно намечать средства их разрешения. Конечно, эти виды работы возможны и при отсутствии специального помещения.
Для улучшения самочувствия детей в детском саду серьезное значение может иметь введение по инициативе психолога «одомашнивания» их жизни в группе, налаживания более тесной связи с семьей. Должно всячески поощряться посещение родителями в любое время группы, в которой воспитывается их ребенок, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках.
ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Когда ребенок впервые приходит в детский сад, у него происходит ломка привычек, серьезная перестройка всех его отношений с людьми. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье, и адаптация, привыкание к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно.
Это отпугивает многих родителей и наводит их на размышления о целесообразности устройства своего малыша в детский сад.
Прием новых детей в группу связан с определенными трудностями и для воспитателей. Зачастую это связано с тем, что в группу сразу приводят несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании, ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимых контакт с детьми, найти правильный подход к ним.
Иногда процесс привыкания осложняется тем, что у некоторых воспитателей сложилось неправильное, упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад.
Время проходит, а в группе остаются «неадаптированные» или впоследствии трудновоспитуемые дети, у которых уже сформировались нежелательные черты характера.
Чтобы этого не происходило и чтобы помочь ребенку безболезненно переступить порог детского сада, легче и быстрей приучить его к новым требованиям, психолог должен своевременно организовать подготовку к приему новичков, помочь воспитателям завоевать симпатии детей, постоянно поддерживать у них хорошее, бодрое настроение.
Необходимым условием этого является согласованность между родителями и воспитателями, соблюдение одинакового подхода к детям в семье и детском саду.
Психолог помогает воспитателям организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы обеспечить потребность в содержательной деятельности, чтобы дети не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными и т.п.
Разумеется, подбор игрушек в организации среды имеет немаловажное значение для привыкания детей, но самое главное заключается в создании атмосферы радости, заботы и внимания, чтобы ребенок почувствовал чуткость и доброжелательность воспитателя и сверстников.
Если психолог и воспитатель помогут новичку пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе – тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: ДИАГНОСТИКА И ВЫРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ
Проблема взаимоотношений детей в группе детского сада разработана слабо. Она очень сложна и крайне актуальна. Как показали исследования, в каждой группе детского сада среди 5-6-летних детей благополучными являются лишь несколько детей, все же остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений со сверстниками.
Основной путь коррекции взаимоотношений между детьми – организация и руководство разными видами их совместной деятельности и, прежде всего, сюжетно-ролевой игрой.
Особые симпатии сверстников вызывает тот, кто умеет хорошо, интересно играть, кто в игре инициативен, справедлив, честен и добр. К сожалению, у некоторых детей полноценная игровая деятельность самостоятельно не складывается. Задача психолога – подсказать педагогу, как он может помочь каждому ребенку. Повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.
Психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.
Необходимо помнить, что коррекция должна осуществляться с двух сторон – со стороны самого ребенка (исправление тех черт поведения, которые раздражают или огорчают других) и со стороны устоявшегося «общественного мнения».
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП МЕЖДУ СОБОЙ
В настоящее время в большинстве городских детских садов детей распределяют строго по возрастам. Это прежде всего удобно нам, взрослым – облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Именно требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей и требование выполнения программы обучения в детском саду, так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. С другой стороны, большие городские детские сады экономически более выгодно, даже если взять в расчет только количество персонала.
Таким образом, в современных городских детских садах дети фактически лишены естественной возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнять этот пробел. Необходимо организовывать как можно чаще контакты между разновозрастными группами детей.
Контакты можно осуществлять в следующих формах:
Ежедневно:
Во время приема детей поощрять старших (2-3 ребенка) помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия.
Во время еды, укладывая спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить и одевать – раздевать детей.
Во время занятий детям старших групп помогать воспитателю готовить группу к занятию и помогать убирать ее после занятий.
Во время прогулок поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, постройки на участках, экскурсии.
В вечерние часы можно устраивать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.
Не реже одного раза в месяц устраивать «хождение в гости» детей в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольного театра и диафильмов, демонстрация выставок рисунков, аппликаций, лепки, выполненных детьми.
Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним.
Перед переходом детей в следующую группу желательно готовить и проводить специальные совместные беседы старших и младших детей, где старшие должны уметь рассказать, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные дела и обязанности.
В самые первые дни приема малышей в детский сад необходимо присутствие в этих группах старших детей с целью помощи и скорейшей адаптации малышей к условиям новой жизни в детской саду.
Следует поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах, чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах.
Важно продумать и осуществить возможность общения с детьми, «окончившими» детский сад, особенно если в детском саду остались их младшие братья и сестры. Хорошо осуществлять и визиты в школу детей детского сада.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе – одна из важных задач дошкольного воспитания. Однако психологу необходимо иметь в виду, что эта задача является не только не единственной, но даже и не самой главной, так как основное при всех обстоятельствах – обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.
Оптимальным является вариант, когда учитель первого класса (и школьный психолог) рассматривает его как подготовительный и ведет специальную работу по постепенному переводу детей от дошкольных к школьным формам жизни (от игры к учению). Но в любом случае от дошкольников нельзя требовать наличия в уже готовом виде «школьных» психологических качеств. Речь может идти лишь о некоторых их предпосылках.
При определении готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им знания о каждом ребенке. Могут быть им использованы и различные диагностические методики из числа описанных выше. Наиболее информативными в этом отношении являются стандартизованные диагностические методики, особенно методика «учебная деятельность». Стандартизованные методики могут применяться в работе с детьми, начиная с конца шестого года жизни.
Источник: Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении: Руководство для практического психолога. — М., МП «Новая школа», 1993.