Функции процесса социализации личности: Функции процесса социализации личности

Содержание

Функции процесса социализации личности

Процесс социализации в последние годы представляет собой актуальный объект научного изучения. В современной научной литературе представлены многочисленные подходы к пониманию сущности данного процесса, выявлению этапов его реализации, классификации видов социализации и пр.

Подходы к пониманию двойственной природы социализации

Определение 1

В наиболее общем виде под социализацией может пониматься процесс усвоения личностью определенной системы аксиологических модусов, знаний, норм, позволяющих успешно функционировать в качестве полноправного члена данного общества.

В то же время, следует отметить, что процесс усвоения системы знаний, норм и ценностей – это лишь одна из сторон социализации, характеристика того, каким образом социально-природная среда воздействует на личность. Однако личность – это не только объект воздействия окружающей среды, но и активный субъект социальных взаимоотношений, в той или иной степени оказывающий влияние на свое окружение.

Замечание 1

Социализация, таким образом, носит двойственный характер, представляет собой процесс взаимодействия личности и социально-природной среды, в результате которого осуществляются изменения как личности, так и среды.

Функции социализации

В этом смысле социализация обеспечивает реализацию следующих функций:

  1. Нормативно-регулятивная – формирующая и регулирующая все аспекты жизнедеятельности личности в социуме посредством воздействия на нее социальных институтов, определяющих особенности жизнедеятельности общества на конкретном этапе исторического развития;
  2. Личностно-преобразовательная, индивидуализирующая функция, которая осуществляется посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, установок и идеалов личности в системе социальных взаимодействий и взаимоотношений;
  3. Ценностно-ориентационная, которая проявляется в формировании системы ценностей, определяющих образ жизни личности;
  4. Коммуникативно-ориентационная, проявляющаяся во взаимоотношениях с другими членами социума, социальными группами, обществом в целом; насыщающая личность информацией с целью формирования и регулирования ее образа жизни;
  5. Прокреативная, порождающая готовность к реализации творческой деятельности, осуществления собственной активности определенным образом;
  6. Творческая, проявляющаяся в поиске нестандартных выходов из ситуаций, готовности открывать и преобразовывать окружающий мир;
  7. Компенсаторская функция, восполняющая дефицит необходимых психических, психологических, интеллектуальных качеств и свойств личности в процессе социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Функции семьи в процессах социализации

Инициация социализации, реализация вышеперечисленных функций начинается с момента рождения ребенка, соответственно, важнейшее место в процессе адаптации личности в общество отводится семье.

Определение 2

По своей сути, семья представляет собой сложное биосоциальное образование, которое принципиально отличается от других социальных институтов своей ролью в становлении культурной модели и ее сохранении, поскольку именно в семье эксплицируется культурный смысл витальных ценностей, персонифицируется их интеграция в общество.

На современном этапе семья выделяется в особую, автономную область, особый социальный институт, независимый от общества и государства. В ситуации утраты системы прежних интенций, духовных, нравственных ценностей и отсутствия новых должна возрастать роль семьи как транслятора культурных ценностей. На практике же мы отмечаем снижение эффективности реализации данной функции семьей как социальным институтом по причине роста влияния других агентов социализации.

Другими словами, на современном этапе развития российского общества отмечается одновременное увеличение актуальности социального института семьи как среды социализации личности, транслятора культурных ценностей и обеспечения преемственности поколений и одновременное снижение эффективности реализации указанных функций.

Сущность и функции социализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

ПЕТАГОГИКЛ

Н.Б. Пугачева, И.Е \бизов, К.Г. Яковлев

СУЩНОСТЬ И ФТ НКЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Понятие «социализация» было впервые введено в научный оборот американским социологом Ф. Гичцингсом в конце XIX века. Под социализацией он предлагал понимать процесс развития социальной 1фироды человека [1, с. 91. Однако, только в середине XX века термин «социализация» получил официальный статус теоретического понятия и был внесен в реестр Американской социологической ассоциацией [1, с. 9]. И сегодня термин «социализация», несмотря на его широкое применение, все еще не имеет однозначного толкования, Представители философии, социологии, психологии, педагогики предлагают самые различные трактовки этого понятия. Более того, иногда к термину «социализация» вообще высказывается довольно критическое отношение. Так, например Б. Рубин и Ю. Колесников предлагают заменить термин «социа-шзация» понятием «адаптация» [2, с. 96]. Анализируя в ходе исследования ряд публикаций по проблеме социализации человека, нам встретилось более 50 о.феделений этого термина, которые отличаются друг от друга раз 1ичной степенью взаимосвязи личности и общества. В этой связи мы считаем, что все многообразие точек зрения о сущности социализации человека можно разделить на четыре группы.

В первую группу мы объединили те точки зрения 9 сущности социализации, в которых она рассматривается как процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в качестве полноправного члена оощества. такое определение социализации предлагают авторы философского энциклопедического словаря [3, с. 629], Л.А. Ра-дугин [4, с. 76], А Л Кравченко 15, с. 111]. В.Н. -Лавриненко [6, с. 470], И.О. Кон [7, с. 22; 8. с. 22, 101], Л.И. Спиридонов \9, с. 9], П.Н. -Лебедев [10, с. 58] и другие. 1акая трактовка термина «социализация» позволяет изучать человека как конкретного индивида живущего в обществе. Однако усвоение системы соци-

альных знаний, норм и ценностей, это лишь одна сторона процесса социализации, характеристика того как социатьная среда воздействует на человека. Методологической же основой нашего исследования является положение о том, что человек — это не только объект, но и субъект общественных отношений, который, обладая автономностью, относительной самостоятельностью, сознательно определяет свою жизненную позицию. Еще РХ. Сабиров, рассматривая социологические проблемы человека, отмена д, что с позиции индивида, социализация — это процесс выработки им своих убеждений, жизненных установок. ценностных ориентации, процесс самоутверждения им своего социального бытия [11, с. 201. Поэтому, учитывая все выше сказанное, мы считаем, что в определении понятия «социализация» целесообразно выделить момент активного воздействия человека на социальную среду, которое, по мнению большинства ученых, осуществляется через предметно творческую деятельность.

Вторую группу составили позиции тех авторов, которые рассматривают социализацию как процесс формирования личности. Так. например В.А. Сухомлинский писал, что, познавая мир и себя как частицу мира, вступая в разнообразные отношения с людьми, отношения, удовлетворяющие его материальные и духовные потребности, индивид включается в общество, становится его членом. И этот процесс приобщения личности к обществу и, следовательно, процесс формирования личности и называют социализацией [12, с. 40]. С.С. Фролов также считает, что социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через Формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности [13, с. 351]. М.С. Комаров отмечает, что социализация — это, в сущности, процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение

© Н.Б. Пугачева, И.Е. Абизов, К.Г. Яковлев. 20СГ

23

Педагогика

человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими особыми индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально-значимых черт, знаний и умений, гюзвО;1яюших ему полноценно участвовать в общественной жизни [14, с. 104]. По мнению Э.В. Тадевосяна, социализация — это осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливаю! социальный опыт жизнедеятельности в конкретных социальных группах и организация? , становятся личностями [15, с. 219]. Конечно, по своему содержанию процесс социализации — это процесс становления личности как целостного субъекта социальной жизни. Однако, развитие личности — это результат ее активно-преобразующей деятельности. У авторов же перечисленных нами определений в центре внимания находится социальная среда, ее воздействие на личность, а не активное участие в ней человека. Мы же считаем, что подлинно научное изучение проблемы социализации предполагает рассмотрение личности как активного социального субъекта. Социализация, по нашему мнению, представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, общество, посредством образования, включения человека в различные видн деятельности, обшения формирует в нем социально -значимые качества, ценности, знания, умения, а с другой, — личность сама является субъектом развития общества, дееспособным участником социальных связей, институтов, общностей.

Поэтому мы разделяем мнение тех авторов, которые рассматривают социализацию как пву-сторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой, — (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет активной деятельности. 1акое определение социализации предлагают Г.М. Андреева [16, с. 241], A.B. Мудрик[17,с. 6],М.Н. Росенко [18, с 205], А.Г Эфендиев [19, ч 2, с 35], Р.Х. Сабиров [11, с. 15], A.B. Петровский [20,

с. 4901 и другие. Их позиции и составили третью групп) В предлагаемом ими определении процесса социализации человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации, реализуя себя как личность, активно влияя на жизненные обстоятельства окружающих людей. Ценность такого подхода, на наш взгляд, состоит в том. что при такой интерпретации понятия «социализация), достигается понимание человека не только как объекта, но и как субъекта общественных отношений

В четвертую группу мы объединили точки зрения тех ученых, которые рассматривают социализацию как процесс формирования нового объективного мира — мира человека в процессе антропогенеза [21, с. 214]. Наиболее полно эта точка зрения представлена исследованиями С.С. ьатенина [21]. Конечно, социализация выражает процесс социального развития людей являющихся одним из биологических видов. В процессе социализации люди становятся общественными существами, фоомируя в себе определенные социальные качества, необходимые для их общественной жизни. Однако, мы считаем, что, если рассматривать социализацию только как процесс формирования социального в процессе антропогенеза, то возможна подмена понятием социализации сущности человека. А такой подход мы считаем не приемлемым для объективного научного исследование. Опираясь на работу уже неоднократно упоминаемого Х.Ф. Сабирова, мы полагаем, что сущность человека — это совокупность тех его черт и Примаков, которые характеризуют его как объекта и субъекта развития общества [11, с. 1601; социализация же — это процесс овладения индивидом накопленного социального опыта людей, который чем богаче, тем активнее и разностороннее проявляет себя личность в качестве субъекта общественного развития. Таким образом, сущность человека и процесс его социализации диалектично взаимосвязаны, но не тождественны. Аналогичную точку зрения высказывает и Б.Г. Ананьев, отмечая, что «понятие социализации в таком толковании почти полностью идентифицируете понятием сущности человека и ее осуществлением в цикле непрерывных преобразований статуса, ролей, ценностей, эталонов, норм поведения, установок и других социальных характеристик личности» [1,

24

ВсстникКГУ им. H.A. Некрасова 2007 Том 13

Сущность и функции социализации

с. 144].

В этой связи, наиболее верным мы считаем подход Л .И Спиридонова, П.Н. Лебедева и других авторов, которые рассматриваю! социализацию как процесс характештый как для филогенеза, так и для онтогенеза, аргументируя тем, что теория социализации должна строиться на основе отражения целостного процесса ооще-ственной жизни [10, с. 63; 1, с. 17].

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, мы считаем, что социализации — это сложный процесс взаимодействия личности со средой. Поэтому понятие «социализация» может употребляться в широком и узком смысле. В широком смысле под социализацией может пониматься процесс формирования общества и человека как биопсихосоциального существа в ходе антропогенеза. В узком смысле социализация это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом определенной системы социально-значимых знаний, умении, ценностей, норм поведения, а, с друшй, — его функционирование в системе общественных отношений как активного субъекта посредством предметно-творческой деятельности и общения. В этом смысле процесс социализации выполняет следующие функции:

Во-первых, — это усвоение индивидом социально-значимых знаний, ценностей, норм поведения, то есть той социальной информации, которая необходима ему для успешного функционирования в качестве полноправного члена общества.

Во-вторых, на основе полученной индивидом социальной информации, освоение им многообразных форм деятельности, общения с целью усвоения социального опыта.

В-трьгьих, в результате усвоения индивидом социальной информации и социального опыта, осознание себя субъектом социальной действительности, то есть дееспособным участником социальных счязеи.

В-четвертых, вследствие осознания себя субъектом социальной действительности происходит социальное самоопределение личности индивида, включающее в себя поиск социальной идентичности, позволяющее ей узнать свои социальные статусы и функции.

В-пятых, в результате своего социального самоопределения, индивил принимает участие в воспроизведении социального опыта за счет

своей активно-преооразующеи деятельности.

Библиографический список

1 Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных западных концепций политической социализации. — М.: Мысль, 1988.-203 с.

2. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Социологические проблемы рабочей силы. — Ростов-на-Дону Изд-во Рост, унта, 1968 -277 с.

3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф Ильичев, П.Н. Федосеев. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

4. Радугин A.A., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, 2-е изд.-М.: Центр, 1997,- 1о0 с.

5. Кравченко А.И. Социология: Уч. пособие для студентов ВУЗов — Екатеринбург: Деловая книга, 1998 — 384 с.

6.3.

10. Лебедев П. Н. Социализация i ндивида и воспроизводство общества // Человек и общество ‘Под общ. ред. Б.Г. Ананьева. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. — С. 56-86.

11. Сабиров Х.Ф. Человек как социологическая проблема (Теоретико-методологический аспект). Казань: Тат. книжн. изд-во, 1972. -414 с.

12. Сухомлинский В.А Методика воспитания коллектива — М.: Просвещение, 1981. — 192 с.

13. Фролов С.С. Социология: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Изд. корпорация «Логос», 1997.- 360 с.

14. Комаров М.С. Введение в социологию.

— М.: Наука, 1494.-317 с.

15 Тадевосян Э.в. Словарь-справочник по социологии и политологии — М/ Знание. 1996.

— 272 с.

16. Андреева Г.М. Социальная психология. -М.: Наука, 1994.-324 с.

17. Ыудрик A.B. Социализация и «смутное время» -М.: Знание, 1991 -80 с.

Педагогика. Психологи.’ Социак,ная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 1007

25

Педагогика

18. Основы современной философии / Отв. ред. М.Н. Росенко. — СПб Лань, 1997 — 304 с.

19. Основы социологии. Курс лекций. Изд-е 2-е, испр. В 2-х ч.,’ Отв. ред. А.Г. Эфендиев. -М.: Общ-во «Знание» России, 1994. — 160 с.

20. Петровский A.B. Введение в психологию. -М.: Изд. центр «Академия» 1995.-496 с.

21. Батенин С.С. Социализация в антропогенезе // Социальная психология и философия. Выпуск 1. Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 444 — Л., 1971.

A.A. Аушев

СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РЕСШ’БЛИКГ ИНГУШЕТИЯ

Образование личности формируется в процессе активное диалога с социальной средой, эмоционально-ценностного усвоения общественных норм и правил поведения. Результатом данного процесса является усвоение картины мира и выражающей ее структуры языка. Именно освоение языка (родного, науки, искусства, профессиональной деятельности и т.д.) выступает основой овладения реалиями культурой, а сам процесс интериоризации связан с переводом внешних знаков «объективной» культуры в субъективные симвилы индивидуальной культу ры.

Определяя «воспитание» как наиболее общую категорию педагогической науки, следует рассмотреть степень соответствия данного понятия понятию «социализация». Под социализацией нами понимается развитие индивидуальных свойств и качеств человека, прочс юдящее под воздействием факторов социального характера. Социализация осуществляется посредством ряда условий, среди которых наиболее значимыми являются: целенаправленное воспитание, обучение и с тучайныс социальные воздействия в деяте.п>ности и общении.

Процесс социализации личности связан с достижением определенных уровней воспитанности. В исследовании мы выделяем следующие социальные критерии оценки воспитанности старшеклассников: патриотизм, интернационализм, коллективизм, гуманность, честность, добросовестное отношение к труду, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, целеустремленность, активность, любознательность. эстетическое развитие, стремление к физическому совершенству. Данные критеоии составили программу изучения воспитанности старшеклассников в процессе изучения механизмов социализации. Вместе с тем, данные критерии выступали конкретными >адачами проводимой нами работы с учащимися, реализация ко-

торых содействовала формированию и развитию соответствующих качеств личности.

При анализе уровней нравственной воспитанности старшеклассников нами использовалась система критериев, которая включает в себя когнитивный, оценочно-эмоциональный и мировоззренческий критерии. Каждый из данных критериев имеет следующие формы проявления:

1. Когнитивный критерий а; самостоятельность и устойчивость суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; б) умение давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.

2. Оценочно-эмопиональныи критерий:

давать оценочные суждения, характеризующие отношение к нравственным ценностям: устойчивость, глубина, сила эмоциональных переживаний.

3 Мировоззренческий критерий: проявления нравственных убеждений в поведении.ялся у 59% старшеклассников, оценочно-содержательный -у 36%; мировоззренческий критерий проявлялся только у 5% испытуемых. Следует отметить, что после проведения экспериментальной работы со старшеклассниками проявление мировоззренческого кршгрия наблюдалось уже у 23% школьников.

Как показало проведенное исследование, около 55% старшеклассников школ Республики Ингушетия отличает отсутствие самоидентификации, доминирование поведенческих стереотипов, обусловливающих деперсонализацию ориентации. Достаточно выражено проявление позиции отчуждения как по отношению к социуму, так и в межнациональном и межтенераци-

26

Вестник КГУ им Н.А.Некрасова, 2007 Том 13

© A.A. Аушев, 200″

Основное содержание работы

%PDF-1.4 % 1 0 obj > /OCGs [6 0 R] >> /PieceInfo > >> /LastModified (D:20060512124657) /MarkInfo > >> endobj 7 0 obj /Creator (Acrobat PDFMaker 6.0 for Word) /Producer (Acrobat Distiller 6.0 \(Windows\)) /Author /SourceModified (D:20060430051306) >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream

  • 8
  • Основное содержание работы
  • МС
  • endstream endobj 6 0 obj > /PageElement > >> >> endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 obj > endobj 12 0 obj > endobj 13 0 obj > endobj 14 0 obj > endobj 15 0 obj > endobj 16 0 obj > endobj 17 0 obj > endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /XObject > >> /StructParents 0 /Annots [428 0 R] >> endobj 19 0 obj > /Font > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageC /ImageI] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 1 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 2 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 3 >> endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 4 >> endobj 23 0 obj > /Font > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 5 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 6 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 7 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 8 >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 9 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 10 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 11 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 12 >> endobj 31 0 obj > /Font > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 13 >> endobj 32 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 14 >> endobj 33 0 obj > /Font > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 15 >> endobj 34 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 16 >> endobj 35 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 17 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 18 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 19 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 20 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 21 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 22 >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 23 >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 24 >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 25 >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 26 >> endobj 45 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 27 >> endobj 46 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 28 >> endobj 47 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 29 >> endobj 48 0 obj > /Font > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 30 >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 31 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 32 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 33 >> endobj 52 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 34 >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 35 >> endobj 54 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 36 >> endobj 55 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 37 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 38 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 39 >> endobj 58 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 40 >> endobj 59 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 41 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 42 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text] /ExtGState > /Properties > >> /StructParents 43 >> endobj 62 0 obj > endobj 63 0 obj > endobj 64 0 obj > endobj 65 0 obj > endobj 66 0 obj > endobj 67 0 obj > endobj 68 0 obj > endobj 69 0 obj > endobj 70 0 obj > endobj 71 0 obj > endobj 72 0 obj > endobj 73 0 obj > endobj 74 0 obj > endobj 75 0 obj > endobj 76 0 obj > endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > endobj 82 0 obj > endobj 83 0 obj > endobj 84 0 obj > endobj 85 0 obj > endobj 86 0 obj > endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > endobj 94 0 obj > endobj 95 0 obj > endobj 96 0 obj > endobj 97 0 obj > endobj 98 0 obj > endobj 99 0 obj > endobj 100 0 obj > endobj 101 0 obj > endobj 102 0 obj > endobj 103 0 obj > endobj 104 0 obj > endobj 105 0 obj > endobj 106 0 obj > endobj 107 0 obj > endobj 108 0 obj > endobj 109 0 obj > endobj 110 0 obj > endobj 111 0 obj > endobj 112 0 obj > endobj 113 0 obj > endobj 114 0 obj > endobj 115 0 obj > endobj 116 0 obj > endobj 117 0 obj > endobj 118 0 obj > endobj 119 0 obj > endobj 120 0 obj > endobj 121 0 obj > endobj 122 0 obj > endobj 123 0 obj > endobj 124 0 obj > endobj 125 0 obj > endobj 126 0 obj > endobj 127 0 obj > endobj 128 0 obj > endobj 129 0 obj > endobj 130 0 obj > endobj 131 0 obj > endobj 132 0 obj > endobj 133 0 obj > endobj 134 0 obj > endobj 135 0 obj > endobj 136 0 obj > endobj 137 0 obj > endobj 138 0 obj > endobj 139 0 obj > endobj 140 0 obj > endobj 141 0 obj > endobj 142 0 obj > endobj 143 0 obj > endobj 144 0 obj > endobj 145 0 obj > endobj 146 0 obj > endobj 147 0 obj > endobj 148 0 obj > endobj 149 0 obj > endobj 150 0 obj > endobj 151 0 obj > endobj 152 0 obj > endobj 153 0 obj > endobj 154 0 obj > endobj 155 0 obj > endobj 156 0 obj > endobj 157 0 obj > endobj 158 0 obj > endobj 159 0 obj > endobj 160 0 obj > endobj 161 0 obj > endobj 162 0 obj > endobj 163 0 obj > endobj 164 0 obj > endobj 165 0 obj > endobj 166 0 obj > endobj 167 0 obj > endobj 168 0 obj > endobj 169 0 obj > endobj 170 0 obj > endobj 171 0 obj > endobj 172 0 obj > endobj 173 0 obj > endobj 174 0 obj > endobj 175 0 obj > endobj 176 0 obj > endobj 177 0 obj > endobj 178 0 obj > endobj 179 0 obj > endobj 180 0 obj > endobj 181 0 obj > endobj 182 0 obj > endobj 183 0 obj > endobj 184 0 obj > endobj 185 0 obj > endobj 186 0 obj > endobj 187 0 obj > endobj 188 0 obj > endobj 189 0 obj > endobj 190 0 obj > endobj 191 0 obj > endobj 192 0 obj > endobj 193 0 obj > endobj 194 0 obj > endobj 195 0 obj > endobj 196 0 obj > endobj 197 0 obj > endobj 198 0 obj > endobj 199 0 obj > endobj 200 0 obj > endobj 201 0 obj > endobj 202 0 obj > endobj 203 0 obj > endobj 204 0 obj > endobj 205 0 obj > endobj 206 0 obj > endobj 207 0 obj > endobj 208 0 obj > endobj 209 0 obj > endobj 210 0 obj > endobj 211 0 obj > endobj 212 0 obj > endobj 213 0 obj > endobj 214 0 obj > endobj 215 0 obj > endobj 216 0 obj > endobj 217 0 obj > endobj 218 0 obj > endobj 219 0 obj > endobj 220 0 obj > endobj 221 0 obj > endobj 222 0 obj > endobj 223 0 obj > endobj 224 0 obj > endobj 225 0 obj > endobj 226 0 obj > endobj 227 0 obj > endobj 228 0 obj > endobj 229 0 obj > endobj 230 0 obj > endobj 231 0 obj > endobj 232 0 obj > endobj 233 0 obj > endobj 234 0 obj > endobj 235 0 obj > endobj 236 0 obj > endobj 237 0 obj > endobj 238 0 obj > endobj 239 0 obj > endobj 240 0 obj > endobj 241 0 obj > endobj 242 0 obj > endobj 243 0 obj > endobj 244 0 obj > endobj 245 0 obj > endobj 246 0 obj > endobj 247 0 obj > endobj 248 0 obj > endobj 249 0 obj > endobj 250 0 obj > endobj 251 0 obj > endobj 252 0 obj > endobj 253 0 obj > endobj 254 0 obj > endobj 255 0 obj > endobj 256 0 obj > endobj 257 0 obj > endobj 258 0 obj > endobj 259 0 obj > endobj 260 0 obj > endobj 261 0 obj > endobj 262 0 obj > endobj 263 0 obj > endobj 264 0 obj > endobj 265 0 obj > endobj 266 0 obj > endobj 267 0 obj > endobj 268 0 obj > endobj 269 0 obj > endobj 270 0 obj > endobj 271 0 obj > endobj 272 0 obj > endobj 273 0 obj > endobj 274 0 obj > endobj 275 0 obj > endobj 276 0 obj > endobj 277 0 obj > endobj 278 0 obj > endobj 279 0 obj > endobj 280 0 obj > endobj 281 0 obj > endobj 282 0 obj > endobj 283 0 obj > endobj 284 0 obj > endobj 285 0 obj > endobj 286 0 obj > endobj 287 0 obj > endobj 288 0 obj > endobj 289 0 obj > endobj 290 0 obj > endobj 291 0 obj > endobj 292 0 obj > endobj 293 0 obj > endobj 294 0 obj > endobj 295 0 obj > endobj 296 0 obj > endobj 297 0 obj > endobj 298 0 obj > endobj 299 0 obj > endobj 300 0 obj > endobj 301 0 obj > endobj 302 0 obj > endobj 303 0 obj > endobj 304 0 obj > endobj 305 0 obj > endobj 306 0 obj > endobj 307 0 obj > endobj 308 0 obj > endobj 309 0 obj > endobj 310 0 obj > endobj 311 0 obj > endobj 312 0 obj > endobj 313 0 obj > endobj 314 0 obj > endobj 315 0 obj > endobj 316 0 obj > endobj 317 0 obj > endobj 318 0 obj > endobj 319 0 obj > endobj 320 0 obj > endobj 321 0 obj > endobj 322 0 obj > endobj 323 0 obj > endobj 324 0 obj > endobj 325 0 obj > endobj 326 0 obj > endobj 327 0 obj > endobj 328 0 obj > endobj 329 0 obj > endobj 330 0 obj > endobj 331 0 obj > endobj 332 0 obj > endobj 333 0 obj > endobj 334 0 obj > endobj 335 0 obj > endobj 336 0 obj > endobj 337 0 obj > endobj 338 0 obj > endobj 339 0 obj > endobj 340 0 obj > endobj 341 0 obj > endobj 342 0 obj > endobj 343 0 obj > endobj 344 0 obj > endobj 345 0 obj > endobj 346 0 obj > endobj 347 0 obj > endobj 348 0 obj > endobj 349 0 obj > endobj 350 0 obj > endobj 351 0 obj > endobj 352 0 obj > endobj 353 0 obj > endobj 354 0 obj > endobj 355 0 obj > endobj 356 0 obj > endobj 357 0 obj > endobj 358 0 obj > endobj 359 0 obj > endobj 360 0 obj > endobj 361 0 obj > endobj 362 0 obj > endobj 363 0 obj > endobj 364 0 obj > endobj 365 0 obj > endobj 366 0 obj > endobj 367 0 obj > endobj 368 0 obj > endobj 369 0 obj > endobj 370 0 obj > endobj 371 0 obj > endobj 372 0 obj > endobj 373 0 obj > endobj 374 0 obj > endobj 375 0 obj > endobj 376 0 obj > endobj 377 0 obj > endobj 378 0 obj > endobj 379 0 obj > endobj 380 0 obj > endobj 381 0 obj > endobj 382 0 obj > endobj 383 0 obj > endobj 384 0 obj > endobj 385 0 obj > endobj 386 0 obj > endobj 387 0 obj > endobj 388 0 obj > endobj 389 0 obj > endobj 390 0 obj > endobj 391 0 obj > endobj 392 0 obj > endobj 393 0 obj > endobj 394 0 obj > endobj 395 0 obj > endobj 396 0 obj > endobj 397 0 obj > endobj 398 0 obj > endobj 399 0 obj > endobj 400 0 obj > endobj 401 0 obj > endobj 402 0 obj > endobj 403 0 obj > endobj 404 0 obj > endobj 405 0 obj > endobj 406 0 obj > endobj 407 0 obj > endobj 408 0 obj > endobj 409 0 obj > endobj 410 0 obj > endobj 411 0 obj > endobj 412 0 obj > endobj 413 0 obj > endobj 414 0 obj > stream HWM#5WMc;RUs[]@ؙLNL8L糏d:/߿)E}_ݝ~5o# FNBAvߨo?w# bX\b ;5&H;c`s: *_A}R-0O|| i`X

    Что такое социализация и его функции

    Социализация – наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

    Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

    1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума. С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
    2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

    Функции социализации

    1. Нормативно-регулятивную.

    Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

    Социальный институт состоит из:

    • семьи;
    • политики;
    • брака;
    • государственной территории проживания;
    • религии;
    • образованности;
    • экономики.

    Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

    2. Личностно-преобразовательную.

    Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

    3. Ценностно-ориентационную.

    Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

    • к семье;
    • друзьям;
    • здоровью;
    • общению;
    • материальному благополучию;
    • статусу и положению в социуме;
    • свободе;
    • развлечениям, хобби;
    • работе;
    • получению удовлетворения от деятельности;
    • творчеству;
    • духовным ценностям;
    • самореализации;
    • обучению;
    • стабильности.

    Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

    4. Информационно-коммуникативную.

    Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

    В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

    5. Прокреативную.

    В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

    Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

    6. Творческую.

    При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

    7. Компенсаторную.

    Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

    Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

    По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

    НОУ ИНТУИТ | Лекция | Социализация личности

    Аннотация: Цель лекции – обсудить вопросы формирования и развития личности, проблему перехода от внешней социализации к внутренней, связь процессов социализации и индивидуализации, сделать анализ факторов появления маргиналов и люмпенов в социуме.

    Формирование личности – это процесс развития в индивиде устойчивых социальных качеств. Но эти качества могут быть как типичными, так и неповторимыми, уникальными, специфическими. Поэтому формирование личности представляет собой единство ее социализации и индивидуализации.

    Социализация личности – это, главным образом, процесс усвоения социальных ролей. Она показывает, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное, обучаясь и переобучаясь в течение всей своей жизни.

    В социологии социализация личности понимается в двух смыслах. В первом, широком значении слова, социализация означает формирование общественно значимых качеств, становление человека как субъекта и объекта общественных отношений, т.е. как личности. Здесь подчеркивается не биологическая, а общественная сторона развития человека. Во-вторых, в более узком значении социализация личности понимается как процесс становления не всей совокупности социальных качеств, а лишь типических. В этом смысле социализация личности предстает как процесс формирования у человека тех существенных потребностей и способностей, интересов, ценностных ориентаций, мотивов, стиля жизни, которые характерны для той или иной исторической эпохи, того или иного класса, нации, профессиональной группы, поселенческой общности (деревни, города), поколения и т.д.

    Наряду с типичными качествами происходит формирование единичных, специфичных свойств личности, благодаря которым последняя не «растворяется» в той или иной группе, появляется самосознание. В этом противоречивом единстве социализации и индивидуализации личности происходит идентификация и самоидентификация человека. С одной стороны, личность отождествляет себя с той или иной группой, образ «я» преломляется через зеркало «Мы». С другой стороны, личность устанавливает самотождественность, неповторимость, полноту своих социальных качеств, несводимость ее только лишь к понятию «Мы».

    Социализация личности проходит две фазы – социальную адаптацию и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации – это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация, — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

    Социализация личности происходит только лишь через механизм социальной деятельности. Изменяя окружающий мир, человек меняет и свой внутренний мир. Но процесс становления человека как субъекта социальных отношений сложен и противоречив. Сначала личность как бы вовлекается в систему социальных отношений, входит в нее «внешне», выполняя определенные социальные функции. В определенной степени социализация личности может замедлиться или приостановиться, если в дальнейшем не произойдет «включение» в социальные отношения, принятия индивидом норм и ценностей той или иной общности как своих собственных.

    В.Ф. Анурин и А.И. Кравченко разделяют социализацию на четыре этапа, соответствующие жизненным циклам. Первичная социализация – это социализация младенческого возраста; вторичная социализация – этап, совпадающий с получением формального образования; социализация зрелости – этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создания им собственной семьи; социализация старости – этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности.

    Согласно другому подходу, первичная социализация осуществляется в рамках малых ( неформальных) групп ( первичных), а вторичная – в рамках больших социальных групп, формальных институтов и организаций.

    Через социализацию личность как бы входит в ту или иную социальную группу – класс, этнос, поколение, поселенческую или профессиональную группу. Если учесть, что личность является членом не одной социальной группы, то процесс социализации предстает как многомерное и достаточно сложное явление.

    В процессе социализации личность приобретает определенный социальный статус, т.е. положение в обществе. Личностью как бы присваивается социальный статус группы и общности, членом которой она становится. В то же время личность занимает то или иное положение внутри социальной группы. Сохранение этого статуса обеспечивается при помощи выполнения личностью определенных социальных функций, т.е. социальной деятельности, ставшей стандартизированной и регулируемой социальными нормами (классовыми, этническими, профессиональными и т.д.). Те требования, которые представляют общество, социальная группа и институт к выполнению личностью социальных функций в соответствии с занимаемым статусом, называется в социологии социальной ролью.

    Понятие роли пришло в социологию из мира театра, где актеры создают вылепленные драматургом и режиссером художественные образы. На обыденно-социологическом уровне существует представление, отождествляющее мир театра с социальной действительностью («весь мир – театр, и все люди – актеры в нем»). Но и на уровне теоретической социологии существуют концепции, получившие в свое время большую популярность на Западе.

    Конкретные люди (группы), ответственные за освоение социальных ролей, называются агентами социализации. Кроме того, выделяют институты социализации (школа, вуз, фирма, общественные организации и т.д.).

    В социальной деятельности личности можно выделить три аспекта: функционирование, самоутверждение и самореализация. Заняв определенный статус, личность выполняет те требования, которые предъявляет ее общество и социальная группа (функционирование). В то же время личность стремится занять определенный социальный статус или укрепить свои позиции, и в этом отношении ее социальная деятельность будет носить во многом характер самоутверждения. Самореализация личности характеризует направленность социальной деятельности на все более полное раскрытие ее способностей и удовлетворение потребностей, на самоосуществление, реализацию потенциала, сущностных сил человека.

    Не все индивиды в одинаковой степени усваивают социальные нормы и ценности, функции и роли. Невовлеченность или неполная включенность человека в систему социальных отношений порождает явление, известное как социальный инфантилизм – разрыв между биологическим и социальным развитием, незрелость социальных качеств.

    На всех этапах социализации отчетливо проявляется социальное неравенство. На этапе первичной социализации дети находятся в неравных условиях в силу разного материального положения семей и различий в объеме внимания, уделяемого детям со стороны взрослых. Характер и качество получаемого образования также различается в зависимости от финансовых возможностей и личных способностей. Родители из средних слоев общества поощряют инициативу и свободомыслие своих детей, в то время как дети рабочих воспитываются в авторитарном духе.

    Социализация личности продолжается практически в течение жизни человека, поскольку статус личности не остается неизменным. В первобытном обществе социальный статус человека менялся практически лишь при переходе от одного поколения к другому (от подросткового к зрелому возрасту). В эпоху феодализма, рабовладения социальная мобильность общества стала несколько иной. В современном мире личность меняет свой статус гораздо чаще, передвигаясь в обществе по «горизонтали» и «вертикали»; переходит от одной профессиональной группе к другой, мигрируя и меняя тем самым свой социально-территориальный статус и т.д. Следовательно, современному человеку приходиться гораздо чаще, чем предшествующим поколениям, усваивать новые функции, роли, а, соответственно, новые нормы и ценности.

    В процессе социализации не формируются не только социальные типы личности, но и такие типы, как маргинальная и люмпенизированная личность. Под маргинальным типом личности понимается неопределенность социальных качеств. Утратив связь в процессе социального перемещения с прежней социальной группой, личность и в новой социальной группе сохраняет старые социальные нормы и ценности, не усвоив новые. Маргинальность имеет и положительное, и отрицательное значение. С одной стороны, с новыми людьми в социальную группу приходят и новые ценности, нормы, идеи, что приводит к преодолению корпоративности, замкнутости этих групп, стимулирует их развитие и изменение. С другой стороны, маргинальность таит в себе немало потенциально негативного. Позиция так называемого маргинала неустойчива, противоречива, чревата опасностью конфликта или отторжения человека новой социальной группой. Новые нормы еще не стали внутренним достоянием личности и поэтому не могут стать средством саморегуляции поведения, а «старая» социальная группа не контролирует поведение бывшего своего члена. Так, например, юноша, переехавший из деревни, где каждый поступок его был на виду, в город, оказывается вне влияния новых, городских ценностей и норм. В этих условиях могут проявиться неустойчивость поведения, соблазны неподконтрольных форм поведения. Если маргинальность приобретает массовидный характер (например, в условиях массовой миграции, урбанизации, формирования или значительного пополнения классов и слоев – рабочих, интеллигенции и т.д.), то появляется угроза размытия социальных ценностей и норм, неустойчивости социального статуса уже не отдельных личностей, а целых социальных групп.

    Люмпенизированный тип личности характеризуется отсутствием каких-либо устойчивых социальных качеств, характерных как для «старой», так и «новой» группы. Не усвоив в качестве внутреннего стержня социальные нормы и ценности, люмпенизированные личности готовы следовать тем ценностям, которые носят ситуативный характер, воспринимаются стереотипно, упрощенно. В отличие от маргинала, люмпен, порвав с одной социальной группой, оказывается не в новой группе, а фактически вне социальных групп, входя в некоторые из них лишь временно. Люмпенизированная личность практически теряет свой социальный статус, а вслед за этим и свои социальные качества. Например, бомжи (люди без определенного места жительства и занятий) постепенно теряют такие социальные качества как способность и потребность трудиться. «Летуны» на производстве не могут приобрести определенное положение в коллективах. Люмпенизация – это явление не столько личностно-индивидуальное, сколько социальное. Общество, отторгая от себя отдельных людей (в форме отсутствия жилья, места работы, особенно для освобожденных из мест заключения, а в современных условиях – роста безработицы), порождает такое негативное социальное явление. Люмпенизация общества усиливается в результате нестабильности в социальной структуре, нарастания кризисных явлений. Многие социологи и политологи считают, что люмпенизированные, частично маргинальные типы личности составляют социальную базу левого и правого экстремизма, фашизма, авторитарных политических режимов.

    Можно выделить некоторые тенденции в социализации личности. Первая тенденция – это переход от корпоративной социализации и универсальной. Корпоративная социализация связана с формированием замкнутых, изолированных социальных качеств. Например, в древнем мире социализация – в основном кастовая. В средневековье формируются в основном сословные социальные качества. По мере усиления социальной мобильности общества процесс социализации личности все больше выходит за классовые, национальные, территориальные, профессиональные и иные рамки. Личность формируется как член множества социальных групп, а в начале 21-го века и как член человеческого сообщества в целом. Универсализация личности способствует более «мягкому» переходу к другим социальным группам, помогает легче справиться с негативными проявлениями маргинализации.

    Вторая тенденция – становление целостности в формировании личности, процессов социализации и индивидуализации. В первобытном обществе изгой (изгнанный из рода) не представлял себя как личность, т.е. вне социальной группы человек не мыслил свое существование. В других формациях также велика доля «растворимости» личности, ее смежности, тождественности с кастой, сословием, общиной. В современном мире личность в гораздо большей степени осознает не только принадлежность к классу, но и свою самобытность, автономность. Усваивая все более универсальные социальные нормы и ценности, личность становится более свободной, а, следовательно, более ответственной перед самим собой и другими.

    В процессе социализации личности формируется подлинное богатство человека – развитые способности и потребности, интересы, ценностные ориентации. Богатство личности, по мнению К. Маркса, заключается в том, что она испытывает большую потребность, больше нуждается в реализации своих сил. «Чем иным является богатство, как не полным развитием господства человека над силами природы, т.е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествующего развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т.е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу».

    К.Г.Юнг научно опроверг вывод психоаналитика З.Фрейда о том, что развитие личности в основных чертах заканчивается к 7 годам. По концепции Юнга, социализация идет всю жизнь, а после 40-50 лет даже активизируется и приводит к формированию Самости – самостоятельной и самодостаточной личности. Кроме того, современная наука признает закономерность жизненных кризисов, аналогично цикличности экономических кризисов: переход от одной стадии к следующей происходит благодаря преодолению этого кризиса. Усложнение процесса социализации в современном социуме связано и с появлением новых агентов социализации – телевидения и Интернета, которые расширяют информационный кругозор и способствуют развитию личности. С другой стороны, виртуальная коммуникация уводит человека от природы , здорового образа жизни, живого общения, социального поведения.

    Краткие итоги:

    1. Социализация – усвоение социальных ролей в соответствии с определенным статусом
    2. Социальная роль – модель социального поведения определенного социального статуса.
    3. Социальные ожидания – набор требований к действиям всех людей, имеющим одинаковый статус.
    4. Социальная адаптация – внешнее приспособление к социальной системе, поведение в соответствии с социальными ожиданиями.
    5. Социальная интериоризация – выработка внутренних регуляторов поведения ( мотивов, направленности, установок), действующих даже при отсутствии социальных ожиданий.
    6. Первичная социализация завершается становлением личности как социально зрелого существа.
    7. Вторичная социализация ( ресоциализация) – это развитие личности на втором этапе социальной биографии, которое происходит на базе социальных качеств, приобретенных личностью на этапе становления.

    Набор для практики

    Вопросы:

    1. На какие этапы подразделяется процесс социализации?
    2. Что такое ресоциализация?
    3. Какой период более сложный – первичная или вторичная социализация?
    4. Как может выглядеть человек, который прошел социализацию без индивидуализации?
    5. Приведите факты позитивной роли маргинальных личностей
    6. Чем отличаются люмпены от маргиналов?
    7. Что понимается под агентами социализации и ее институтами?
    8. Почему бывают случаи, когда социализация не удается?

    Темы для курсовых работ, рефератов, эссе:

    1. Биологический и культурный контекст социализации
    2. Теории развития личности
    3. Теория социализации К.Г. Юнга
    4. Социализация в период жизненных кризисов
    5. Специфика социализации в старости
    6. Социальная стратификация и социализация
    7. Социализация и этнокультурные различия.
    8. Роль малых групп в социализации
    9. Социокультурный механизм формирования личности
    10. Возрастание роли природных и экологических факторов в социализации

    35. Функции педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности

    Педагогический процесс выполняет определенные функции. Казалось бы, у него одна функция — обеспечить достижение цели воспитания. Однако даже самая примитивная цель воспитания (например, подготовка воспитанника к выполнению в обществе роли исполнителя несложных обязанностей) достаточно сложна по своему содержанию.

    Первой наиболее заметной функцией педагогического процесса является просвещение воспитанников. Усвоение ими знаний о природе, обществе, отношениях между людьми и об отношении людей к природным и социальным объектам, о способах деятельности начинается в семье, продолжается на более высоком, профессиональном уровне в школе. Потом происходит усвоение профессиональных знаний в профессиональных учебных заведениях, в системе повышения квалификации работающего специалиста; обеспечение человека разнообразной, необходимой ему информацией осуществляется через средства массовой информации, культурно-просветительные учреждения и др. Таким образом, с первых дней жизни человека и до самой его кончины функция его информатизации является одной из важнейших для педагогического процесса.

    Второй функцией педагогического процесса является развитие воспитанника, совершенствование его физических сил, интеллектуальных возможностей, его духовности. Подчеркивая важность оказания систематического влияния на развитие воспитанников, П.Ф.Каптерев писал: «Помощь саморазвитию организма должно оказывать не случайную, отрывочную по временам и обстоятельствам, но постоянную, систематическую, продуманную. Точно так же заботы об усовершенствовании личности не должны касаться одной какой-либо стороны, а обнимать всего человека».

    Третья функция — социальной адаптации -заключается в том, что педагогический процесс обеспечивает приспособление воспитанников к условиям жизни. Этот процесс тоже не ограничен какими-то временными рамками, он продолжается всю жизнь, поскольку и сам человек не стоит на одном месте, и жизнь постоянно изменяется. В общей структуре социализации личности процесс его социальной адаптации можно рассматривать на разных уровнях и в различных отношениях. С одной стороны, это освоение ребенком форм социального поведения, взрослым — форм сотрудничества с людьми в бытовых, производственных и социальных условиях и преобразования общественных отношений в условиях социального творчества. С другой стороны, это просто усвоение и реализация определенного социального опыта человеком в различные возрастные периоды. В любом случае в содержании этой функции педагогического процесса следует видеть не только оказание помощи в обретении индивидом уверенности в своей полноценности в обществе. В содержание этой функции входит также формирование практических умений и навыков профессиональной деятельности, умений и навыков общественной деятельности. Всякая деятельность человека по сути — общественная (социальная) деятельность. Поэтому и профессиональная деятельность успешна по-настоящему лишь у тех, кто в достаточной степени социально адаптирован. С одной стороны, успешная профессиональная деятельность является главной предпосылкой социального признания, а с другой — социальная адаптированность является одним из необходимых условий успешности профессиональной деятельности. Обеспечение гармоничного развития этих сторон — важнейшая функция педагогического процесса.

    Содержание процесса социализации

    Социализация –  это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.


    Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

    Параметры социализации:
    1) содержание процесса социализации:

    • усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
    • формирование социальных установок и убеждений;
    • вхождение индивида в социальную среду;
    • приобщение индивида к системе социальных связей;
    • самоактуализация «Я» личности;
    • усвоение индивидом социальных влияний;
    • социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами;

    2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

    • сфера деятельности;
    • общения;
    • самосознания;

    3) источники социализации:

    • передача культуры через социальные институты;
    • взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
    • первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

    4) факторы социализации:

    • материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
    • социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;
    • фактор собственной социальной активности человека.

    5) механизмы социализации:

    • имитация, подражание;
    • идентификация;
    • руководство и др.

    6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

    Основные социально-психологические условия социализации:
    а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;
    б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;
    в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;
    г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;
    д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;
    е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;
    ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

    Социализация помогает в процессе формирования личности

    Социализация помогает в процессе формирования личности

    Социологический индекс

    ПРЕБЫВАНИЕ В ГИМАЛАЙСКИХ ГОРАХ

    В обществе есть несколько механизмов построения наша личность. Первый механизм — социализация. и второй механизм — это социальный контроль. Определив какое поведение хорошее, общество тоже определяет, что такое девиантное поведение.Через социализацию мы узнаем, кто мы и что ожидается от нас и других в нашей культуре. Все наши личности приходят от общества. Социализация начинается в детстве и продолжается на протяжении всего нашего живет, строя нашу личность по мере прохождения через разные институты. Социализация помогает в процессе становления личности. Даже если человек личность — это результат наших генов, процесс социализации может ее сформировать. Наш социальный класс, раса и пол влияют на то, как мы социализируемся.Общество дает нам идеологии, оправдания наших систем социализации, социального контроля и стратификации и других социальных механизмов. Социологи используют термин «социологическое воображение». чтобы описать способность видеть влияние этих процессов на наши частные живет, что мы следствие общества.

    Из-за непрерывного действие четырех механизмов, которые общество использует для производства нас, сложно для одного человек вносит существенные изменения в общество.Однако происходит много важных изменений. из-за социальных движений, которые состоят из многие люди организовались, чтобы способствовать социальным изменениям. Мы участвовать в социализации других, осуществлять социальный контроль, воспроизводить система стратификации и продвижение идеологий. Социологи используют термин социальное конструирование реальности для описания как люди строят социальный мир, особенно в повседневной взаимодействия. — Дэвид Швайнгрубер.

    Были приняты разные точки зрения изучение личности.Традиция личности исследования пытались представить теории, которые могут быть поддержаны или опровергнуты научно. В обоих случаях полезность теории в продвижении знаний о личность зависит от отношения между теорией и методом, в котором она была полученный. История исследования личности характеризовалась самокритика и кардинальные сдвиги в методологии.

    Дополнительная перспектива первичной социализации Теория
    Дэвид Н.Нурко, D.S.W., Монро Лернер, доктор философии, L.H.D. (Hon.) Аннотация: Начальная школа Теория социализации, сформулированная Эттингом и его коллегами, подчеркивает передача социальных норм в детстве и юности в трех основных социальных агентствах общества: семье, школе и малом, близкие группы сверстников. Личностные черты и другие личностные характеристики влияют на отрицательные результаты только постольку, поскольку они мешают социализации. Наше исследование не касается непосредственно теории первичной социализации.Мы изучили социальные факторы, факторы личности и различные психопатологии как этиологические девиация и злоупотребление психоактивными веществами. Наше исследование подтвердило гипотезы первичной теория социализации.

    Личность и социализация Библиография

    Карлсон Р. (1984). Что такое социальное Социальное психология? Где человек в исследовании личности? Журнал личности и Социальная психология, 47, 1304-1309.

    Олпорт, Ф. Х., & Олпорт, Г. У. (1921). Личность черты: их классификация и измерение. Журнал аномальной психологии, 16, 6-40.

    Олпорт, Г. У. (1933). Изучение личности экспериментальный метод. Характер и личность; ежеквартально для психодиагностики и Союзные исследования, 1, 259-264.

    Мюррей, Х.А. (1936). Основные понятия психологии личность. Журнал общей психологии, 15, 241-268.

    Кеттелл Р. Б. (1950). Личность: систематическая, теоретические и фактологические исследования. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл. С хорошей библиографией. [Читать главы 3-7 и 9.]

    Айзенк, Х. Дж. (1952). В научное исследование личности. Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

    Мишель, В. (1973). К когнитивному социальному обучению реконцептуализация личности. Психологическое обозрение, 89, 730-755.

    Фиске, Д.W. (1974). Пределы обычного наука о личности. Журнал личности, 42

    Рорер, Л. Г., и Видигер, Т. А. (1983). Личность структура и оценка. Ежегодный обзор психологии, 34, 431-463.

    Kihlstrom, J. F., & Hastie, R. (1997). Ментальный представления людей и личности. У Р. Хогана, Дж. Джонсона и С. Бриггса (Ред.) Справочник по психологии личности (стр. 712-736). Сан-Диего: Academic Press.С участием хорошая библиография.

    Макадамс, Д. П., Даймонд, А., де Сент-Обен, Э., Мэнсфилд, Э. (1997). Истории приверженности: Психосоциальное построение генеративной жизни. Журнал личности и социальной психологии, 72, 678-694.

    Бусс, Д. М. (1991). Эволюционная психология личности. Annual Review of Psychology, 42.

    .

    Каган Дж., Аркус Д. и Снидман Н. (1993). Идея темперамента: Куда мы идем дальше? В R.Пломин и Г. Э. МакКлерн (ред.), Природа, воспитание и психология (стр. 197-210). С хорошей библиографией. Вашингтон: Американская психологическая ассоциация.

    Макклелланд, Д. К. (1951). Личность. Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. С хорошей библиографией.

    Кернберг О. (1975). Пограничные условия и патологический нарциссизм. Нью-Йорк: Джейсон Аронсон. С хорошей библиографией. [Читать главы 1-3 и 5.]

    МакКрэй, Р.Р. и Коста П. Т. младший (1987). Проверка пятифакторной модели личности по приборам и наблюдателям. Журнал Личность и социальная психология, 52, 81-90.

    Коста, П. Т., и МакКрэй, Р. Р. (1997). Продольный устойчивость взрослой личности. В книге Р. Хогана, Дж. Джонсона и С. Бриггса (ред.), Справочник психологии личности (стр. 269-285). Сан-Диего: Academic Press. С хорошим Библиография.

    Гольдберг, Л.Р. (1993). Структура фенотипических черты характера. Американский психолог, 48, 26-34.

    Кларк, Л. А., и Уотсон, Д. (1988). Настроение и мирское: взаимосвязь между повседневными жизненными событиями и настроением, о котором вы сообщаете сами. Журнал Личность и социальная психология, 54, 296-308.

    Уотсон Д. и Хаббард Б. (1998). Адаптационный стиль и диспозиционная структура: совладание в контексте пятифакторной модели. Журнал Личность, 64, 737-774.

    Ревелл, W. (1995). Личностные процессы. Годовой отчет психологии, 46, 295-328.

    Винтер, Д. Г., Джон, О. П., Стюарт, А. Дж., Клонен, Э. К., Дункан, Л. Э. (1998). Черты и мотивы: На пути к интеграции двух традиций исследование личности. Психологическое обозрение, 105, 230-250.

    Мишель, В. и Шода, Ю. (1995). А когнитивно-аффективная системная теория личности: реконцептуализация ситуаций, диспозиции, динамика и неизменность в структуре личности.Психологический обзор, 102, 246-268.

    Макадамс, Д. П. (1992). Пятифакторная модель в личность: критическая оценка. Журнал личности, 60, 329-361.

    Личность и Социальное поведение (границы социальной психологии) Фредерик Родевальт.

    Личность Психология: области знаний о природе человека Рэнди Дж. Ларсен Дэвид М. Басс.

    Личность: Классические теории и современные исследования Говарда С.Фридман и Мириам В. Шустак.

    Социальные сети Структура и личность Талкотта Парсонса.

    Семья: Процесс социализации и взаимодействия — Роберт Ф. Бейлз.

    Теории книги личности Кэлвина С. Холла, Гарднера Линдзи, Джона Б. Кэмпбелла

    Личность Джерри М. Бургер.

    Справочник социализации: теория и исследования Джоан Э. Грусек и Пол Д. Гастингс.

    Справочник личности: теория и исследования, второе издание книги Лоуренса А. Первена (Редактор), Оливер П. Джон (редактор).

    Мотивационный Наука: социальные и личностные перспективы: ключевые чтения (ключевые чтения в социальных Психология) Э.тори Хиггинс.

    Личность в интимных отношениях: социализация и психопатология Лучано Л’Абате.

    Социальные сети и книга развития личности Дэвида Р.Шаффер.

    Само-теории: Их роль в мотивации, личности и развитии (Очерки социальной психологии) Книга Кэрол С. Двек.

    Личность: Теория и исследования Лоуренс А. Первин, Дэниел Сервоне, Оливер П. Джон.

    Личность и работа: пересмотр роли личности в организациях
    Книга Мюррея Баррика (редактор), Энн Мари Райан (редактор).

    Справочник книги по психологии личности Роберта Хогана, Джона Джонсона, Стивена Бриггса.

    Ребенок Обучение и личность: межкультурное исследование Джон В. М. Уайтинг, Ирвин Л. Чайлд.

    Справочник по детской психологии, социализации, личности и социальное развитие (Справочник по детской психологии) Пола Массена, Э. Мавис Хетерингтон (редакторы).

    Личность во взрослом возрасте, книга с перспективой пятифакторной теории Роберта Р. МакКрея, Пола Т. Коста Младший

    Парадигмы книги по оценке личности Джерри С.Уиггинс.

    Социальное Структура и развитие личности: человек как производительный процессор реальности Книга Клауса Хуррельмана.

    Неполный взрослый: ограничения социального класса на развитие личности (вклад в Социология) Книга Маргарет Дж. Лундберг.

    Социальные сети и развитие личности: от младенчества до подросткового возраста
    Книга Уильяма Дэймона.

    Вклад социальной психологии в социологию в JSTOR

    Абстрактный

    Предлагается модель процесса социализации, начинающегося и заканчивающегося обществом, в которой отдельные личности выступают в качестве переменных, влияющих на поддержание, разрушение и изменение культуры и социальной структуры.Сравниваются и оцениваются четыре интегративных подхода к социализации по отношению к модели. Доминирующие ценности или темы, базовая структура личности, обобщение из межличностного опыта и структурно-функционалистские подходы — все предполагают некую модель интеграции в обществе и в личности, и все они определяют отношения между ними. Однако нет ясности в отношении всех стадий цикла от социального влияния на ситуации социализации до личности и до возможного обратного влияния личности на общество.Предлагается модифицированный функционализм, подчеркивающий взаимное приспособление, а не функциональную интеграцию, включающий обобщение подхода межличностного опыта для описания части цикла социализации.

    Информация о журнале

    Social Psychology Quarterly (SPQ) публикует теоретические и эмпирические статьи о связи между человеком и обществом, в том числе изучение отношений людей друг с другом, а также с группами, коллективы и учреждения.Он также включает изучение внутриличностных процессы, поскольку они существенно влияют или находятся под влиянием социальных структура и процесс. SPQ действительно междисциплинарный, издательский работы как социологов, так и психологов. Публикуется ежеквартально в марте, Июнь, сентябрь и декабрь.

    Информация об издателе

    Заявление о миссии Американской социологической ассоциации: Служить социологам в их работе Развитие социологии как науки и профессии Содействие вкладу социологии в общество и ее использованию Американская социологическая ассоциация (ASA), основанная в 1905 году, является некоммерческой организацией. членская ассоциация, посвященная развитию социологии как научной дисциплины и профессия, служащая общественному благу.ASA насчитывает более 13 200 членов. социологи, преподаватели колледжей и университетов, исследователи, практикующие и студенты. Около 20 процентов членов работают в правительстве, бизнес или некоммерческие организации. Как национальная организация социологов Американская социологическая ассоциация, через свой исполнительный офис, имеет все возможности для предоставления уникального набора услуги для своих членов и способствовать жизнеспособности, заметности и разнообразию дисциплины.Работая на национальном и международном уровнях, Ассоциация стремится сформулировать политику и реализовать программы, которые, вероятно, будут иметь самые широкие возможное влияние на социологию сейчас и в будущем.

    Какую роль играет культура в процессе социализации? — Mvorganizing.org

    Какую роль играет культура в процессе социализации?

    Каждая культура пытается передать свои ценности следующему поколению. Таким образом, каждая культура по-своему социализирует своих молодых людей.Например, американское общество будет приучать молодых людей верить в индивидуализм, в то время как японское общество будет уделять больше внимания общению с группой.

    Почему культура важна для человека?

    Помимо своей внутренней ценности, культура дает важные социальные и экономические выгоды. Благодаря улучшенному обучению и здоровью, повышенной толерантности и возможности объединяться с другими, культура повышает качество нашей жизни и повышает общее благополучие как отдельных людей, так и сообществ.

    Что такое культура в социализации?

    Культурная социализация относится к тому, как родители решают этнические и расовые проблемы в семье, в частности, способы, которыми родители сообщают или передают культурные ценности, верования, обычаи и поведение ребенку, и степень, в которой ребенок усваивает эти сообщения. принимает культурные нормы…

    Какая связь между социализацией личности и культурой?

    Культура влияет на паттерны социализации, которые, в свою очередь, формируют некоторые вариации личности (Maccoby 2000).Из-за отличительных практик социализации в разных обществах каждое общество имеет уникальную культуру и историю.

    Зачем нужна социализация?

    Роль социализации — познакомить людей с нормами данной социальной группы или общества. Он подготавливает людей к участию в группе, иллюстрируя ожидания этой группы. В широком смысле это процесс передачи норм, ценностей, убеждений и поведения будущим членам группы.

    Каковы характеристики социализации?

    Именно в терминах «я» личность обретает форму, а разум начинает функционировать ».Это процесс, посредством которого новорожденный индивидуум по мере взросления приобретает ценности группы и превращается в социальное существо. Социализация происходит на разных этапах, таких как начальная, средняя и взрослая.

    Кто отец социализации?

    С конца 1980-х годов социологические и психологические теории связаны с термином «социализация». Одним из примеров этой связи является теория Клауса Хюррельмана. В своей книге «Социальная структура и развитие личности» он разрабатывает модель продуктивной обработки реальности.

    Что такое жизненный цикл человека?

    Человеческое тело постоянно развивается и изменяется на протяжении всего жизненного цикла человека, и пища служит топливом для этих изменений. Основные этапы жизненного цикла человека включают беременность, младенчество, младенчество, детство, половое созревание, старшую юность, взрослую жизнь, средний возраст и старшие годы.

    Каковы четыре стадии жизненного цикла?

    Жизненный цикл состоит из четырех стадий — внедрение, рост, зрелость и упадок.

    Какой самый важный этап жизни?

    Самый важный этап жизни — это первые несколько лет, когда вы являетесь ребенком.Именно тогда мозг растет очень быстро — быстрее, чем когда-либо в нашей жизни. Мозг создает [более 1 миллиона] новых соединений каждую секунду!

    Какой этап жизни самый лучший?

    Тем не менее, мы можем сделать наше детство незабываемым. Детство — особый период, когда о нас заботятся и лелеют все окружающие. Без сомнения, детство — самый приятный период жизни. Никто не откажется от удовольствия быть ребенком.

    Роль социализации в развитии личности ребенка

    Настоящее исследование направлено на выявление основных компонентов социализации, влияющих на развитие личности детей, поскольку оно социализирует детей с различными чертами, чтобы они могли адаптироваться к обществу и вести успешную жизнь.Концепция социализации охватывает широкий круг процессов, посредством которых дети изучают культуру и становятся интегрирующей частью общества. Более того, социализация — это непрерывный процесс обучения, поэтому он не может быть достигнут внезапно и под влиянием различных детерминант, поскольку он основан на социальном опыте и просвещении, которые различаются от общества к обществу. Отныне здоровое общество может обеспечить эффективную социализацию по сравнению с девиантным обществом. Первичная социализация начинается с раннего обучения, которое прививает моральную поддержку, удовлетворение основных потребностей, социальную осведомленность, а также степень просвещения и зрелости ребенка в рамках близких партнеров, таких как семья и группы сверстников.Он позволяет признанию здоровой личности проявиться через здоровый рост детей в сфере биологических, психологических, эмоциональных и экономических аспектов и социализирует поколение, которое будет развиваться посредством образования, этических ценностей, позитивного отношения, уверенности, хорошего здоровья и материальное благополучие. В нем рассказывается, как социализировать ребенка, и обращать внимание на факторы, влияющие на общее развитие ребенка. Это исследование охватывает описательную качественную методологию и представляет собой эмпирическое исследование для изучения социализирующих агентов на пути развития личности детей.Кроме того, было распространено 238 анкет, в которых получено 200 отзывов, а процент ответов составил 84,03%. Это исследование охватывает методологические ограничения, в которых были собраны данные из разных слоев общества, таких как члены семьи, педагог, религиозные священнослужители и врачи из округа Даду и Кумбаршахдадкот, чтобы узнать о развитии детей с помощью различных факторов социализации. . Основная цель преобладающего исследования — изучить факторы социализации (первичная и вторичная социализация), чтобы повлиять на детей как в позитивном, так и в негативном смысле.

    Структурно-онтологический эскиз

    Виталия Шимко :: ССРН

    Шимко В. (2019). К вопросу о месте и роли языка в процессе социализации личности: структурно-онтологический очерк. ПСИХОЛИНГВИСТИКА, 26 (1), 385-400. Дои 1797-2019-26-1-385-400

    16 стр. Размещено: 3 янв 2020

    Дата написания: 12 ноября 2019 г.

    Абстрактные

    Цель — сформулировать методологический дискурс о месте и роли языка во взаимосвязи с процессом социализации человека и разработать системное представление о соответствующих функциональных особенностях.

    Материалы и методы — данный дискурс сформулирован на основе системной идеи социализации личности, которая, в свою очередь, реализуется с помощью структурно-онтологического метода изучения предметной области в междисциплинарных исследованиях. Этот метод предполагает построение специальных наглядно-графических матриц, отражающих взаимодействие первичного процесса и материала исследуемой системы.

    Результат — работа со структурно-онтологической матрицей позволила проанализировать функции языка в контексте таких значимых факторов социализации, как комплексная психодинамика, цивилизационное пространство и функция рефлексии.При этом отражение рассматривается на уровне двух планов — первичного (отражение-связь) и вторичного (отражение-расщепление). Это позволило вывести представление о роли языка за рамки традиционных рамок работы с текстом и проанализировать место языка в контексте деятельности для установления связи между индивидами, которая реализуется в конкретной кооперативной ситуации (Щедровицкий ). В частности, взгляд на язык как на специфический инструмент цивилизационного нормирования, механизм которого обеспечивается через рефлексию-коммуникацию.Таким образом, язык рассматривается через призму его системного влияния на морфологию психики.

    Выводы — структурно-онтологический анализ места и роли языка в процессе социализации личности привел нас к построению гипотезы о феномене языкового недовольства как тенденции дистанцироваться от эго-сознания в процессе социализации. индивидуация из лингвистической онтологии. Также были выдвинуты аргументы в пользу предположения об особенностях влияния языкового недовольства на культурную деятельность и психодинамическом вкладе этого явления в кризис среднего возраста (Юнг).

    Ключевые слова: язык, социализация личности, индивидуация, структурная онтология, системная методология

    Рекомендуемое цитирование: Предлагаемая ссылка

    Шимко Виталий К вопросу о месте и роли языка в процессе социализации личности: структурно-онтологический очерк (12 ноября 2019 г.).Шимко, В. (2019). К вопросу о месте и роли языка в процессе социализации личности: структурно-онтологический очерк. ПСИХОЛИНГВИСТИКА, 26 (1), 385-400. Doi 1797-2019-26-1-385-400, Доступно в SSRN: https://ssrn.com/abstract=3501597