Гедонистическое мировоззрение – Гедонизм или стремление к удовольствию | Турбо-Пси

Содержание

Гедонизм или стремление к удовольствию | Турбо-Пси

Нет комментариев
Человек стремится к роскошной жизни, получению наслаждения. Такие люди не думают о будущем, они живут сегодняшним днем. Рассмотрим, кто такие гедонисты.

Определение гедонизма

Трактовка определения«что такое гедонизм» с греческого переводится как «стремление к удовольствию». Появился термин в античности. Гедонизм — учение этики, определяющее смысл существования людей, сводящийся к непрестанному желанию получать удовольствие от всего, что окружает человека. Он ведет себя так, чтобы получить максимум блаженства — физического, морального. Противоположность гедонизма — аскетизм. Разница понятий в том, что сторонники второго направления воздерживаются от наслаждений. Доходит до того, что они отказываются от жизненных благ, подавляют чувственные устремления. С учетом отличий плотских и нравственных наслаждений в психологии выделяют отдельный термин – эвдемонизм. Смысл жизни отличается — приверженцы стремятся к душевным утехам, к благополучию.

Философия гедонизма

Гедонизм в философии — это доктрина о превосходстве плотских, нравственных жизненных утех. Зачинатель — Аристипп, продолжатель Сократа, выделял два душевных состояния человека — удовольствие как приятное, деликатное и как вульгарное душевное движение. Между ними не делается различий, понятия схожи. По мнению представителя философии, тропа к благополучию лежит в постижении наивысшего блаженства, уклоняясь от боли. Определение в философии: гедонизм — это этическое учение, которое считает блаженство высшим достатком и смыслом жизни. Эпикур считал наслаждение принципом состоявшейся личности. Это освобождение от нежелания, брезгливости. Цель — не блаженство, а высвобождение от мук. В 20 веке английский мудрец Бентам приобрел популярность благодаря философской идее прагматизма. Его этико-философские постулаты:
  • смысл деятельности человека — приобретение утех и наслаждение от мук;
  • эталон анализа явлений — пригодность человека;
  • компонент развития социума — влечение к повышению пользы посредством гармонии.
Он считает, что личность должна иметь особые «гедонистические соображения» в повседневной жизни.

Основные принципы гедонизма

Современное европейское общество признало доктрины утех — они приобрели массовую популяризацию. Природно то, что смысл жизни личность видит в блаженстве, удовлетворении нужд. Преобладающие качества:
  • желание получать житейские блага — телесные, физические;
  • развитие границ собственной независимости;
  • презрение к штатским, личностным обязанностям, ограничивающим нужды особы;
  • отсутствие желания стараться — в получении образования и в работе, развитии, разрешении споров.
Принцип современного гедонизма — направление деятельности в сторону наслаждения и положительных эмоций для получения счастья. Наследование теории причиняет неудобства:
  • препятствует личностному, карьерному росту;
  • перечит нормам нравственности;
  • провоцирует проблемы со здоровьем.
Людей связывает одно — мотивация не интеллектом, а инстинктами.

Виды гедонизма

Видов 2 – психологический, этический. Оба считают удовольствие смыслом жизни.

Психологический

Является предположением о человеческом порыве увеличить собственную радость. Единственный мотив действий — перспектива удовлетворить себя, избежать разочарований. Имеет недостаток — избыточное мнение о роли эмоций. Психологический гедонизм основывается на теории о том, что действия особы направлены на получение наслаждения. Прочие желания помогают достичь этого. Это ненормативная теория — не велит выполнять действия, а только описывает. Психологический гедонизм — определение узкой вариации теории эгоизма. Они имеют сходство: обе ориентации направлены на получение как можно большего удовольствия. Большинство философов отвергают ПГ. Психологи выделяют отдельный вид гедонизма — инфантильный, берущий истоки из детства. Если родители баловали ребенка, он привыкнет к этому и, став взрослым, будет получать от жизни самое лучшее. Взамен ничего не отдаст. Такую модель поведения сложно искоренить.

Этический

Это нормативная теория того, что личность должна стремиться к блаженству: собственному (эгоизм) и всеобщему (утилитаризм). Этические ценности в этом случае такие:
  • Более очевидные — удовольствие, польза. Соответствуют человеческим интересам в жизни. Особа, стремящаяся к ним, выражает себя по-земному.
  • Страдание и блаженство выполняют функцию привыкания. Удовольствие влияет на активность личности, его отсутствие тормозит развитие.
  • Протест мучениям — главный смысл поступков, основа счастья.
Названные ценностные качества помогают человеку испытать блаженство в жизни. Гедонизм в этике ссылается на психологические концепции о безмятежном существовании.

Признаки гедониста

Гедонистический образ жизни — это наследование убеждениям гедонизма. Главная ценность—получить всевозможные, ежедневные удовольствия. Гедонисты — особы, которые различными методами уменьшают собственные переживания. Действия их направлены на истинное наслаждение жизнью, они не обращают внимания на последствия. Полноценный образ жизни для таких людей — единство приятных ощущений. Гедонист—это такой человек, который уделяет внимание занятию, приносящему радость. Когда оно исчерпает себя, он находит новое увлечение. Личность не боится заводить отношения ради любви, интима. Признаки, присущие гедонистам:
  • слабая выдержка;
  • желание получить благополучие без усилий;
  • бескультурье, самолюбие;
  • эгоцентризм;
  • безделье;
  • слабый самоконтроль.
Способы достижения наслаждения перечат обществу. Имеет сходные по значению слова: сибарит—личность, живущая ради баловства, и эпикуреец — особа, достигающая блаженства посредством освобождения от мук. Главный источник удовольствия — идилличность. Гедонистическая модель ценностных ориентаций личности основана на поведении человека. Гедонисты любят быть в центре внимания, придают значение внешнему виду — следят за новинками моды. Особы не боятся экстравагантности — ярко красятся, вызывающе одеваются, легкомысленно поступают. Если человек не испытывает удовольствия от жизни, говорят об ангедонии. Это ненормальное состояние психики, сложно поддающееся лечению. Способы направлены на повышения уровня эндорфина в организме. Чтобы излечиться, человек должен искать во всем радость.
Интересный факт: с учетом того, что гедонист ценит настоящее, ради двух минут блаженства он совершит деяние, которое повлечет за собой отвратительные проявления.

Плюсы и минусы гедонизма

Четкого ответа на вопрос нет. Люди трактуют гедонизм по-разному. Одни считают это погоней за новыми впечатлениями, другие — любовью к красивым вещам. Примеры негативных последствий гедонизма:
  • Отсутствие перспектив — удовольствие надоедает, требуются новые занятия. Когда они будут пройдены, человеку ничего не приносит радость.
  • Потеря времени. В розысках блаженства пропускается момент принятия важных решений.
  • Влияние на здоровье.
  • Переедание.
  • Наркомания и прочие зависимости.
Гедонисты — эгоисты, поскольку беспокоятся о личной выгоде, удобстве. Но эгоизм есть у каждого человека. Плохого в том, что личность живет в свое удовольствие, стремится к хорошей жизни, нет. Главное — не переступить черту между безвинным получением блаженства и бездушным отношением к другим людям.

Гедонизм у женщин

Получение удовольствия от существования — короткий путь к счастью. Этим принципом руководствуются мужчины и женщины. Они наслаждаются жизнью на данный момент, не думая о завтрашнем дне. И они избавляются от напряжения. Признаки женского гедонизма:
  • Любит сладкое. Не только кушать, но и нюхать, рассматривать.
  • Оптимистична. Избегает негатива, проблем. Умеет развеселить скучную компанию, несмотря на осуждение.
  • Спутнику с такой женщиной хорошо, но сложно. Она — идеал страсти, любит прикосновения, часто капризничает. Мужчина чувствует себя курьером.
  • Привыкла получать желаемое. Может занять денег на необдуманную покупку.
  • Любит красивые вещи — кружева, облегающие платья, высокий каблук.
  • Выбирая друзей и любимых, обращает внимание на внешность. Хочет, чтобы рядом находились красивые люди.
Для удовлетворения желаний женщина использует не внешние факторы, а внутренние. Настроение полностью зависит от нее.

Известные гедонисты

Общество полно гедонистов. Касается не только нашего века — ценители блаженной жизни существовали и ранее. Почитателями удовольствия были Петрарка, Бокаччо, Гельвеций. Знаменитые представители шоу-бизнеса, которые становились успешными, подходят под термин «гедонист». Они живут на широкую ногу, извлекают из жизни самое лучшее. Некоторые занимаются благотворительной деятельностью — это благодаря тому, что они удовлетворили собственную жажду наслаждения.

Тест на уровень гедонизма

Предназначение теста — определить степень гедонизма у лиц старше 18 лет. Применяется для самостоятельного прохождения и в методиках психологов. Состоит из 25 вопросов, напротив которого ставится «да», «нет»:
  • Я всегда слежу за выходом новинок кино.
  • Лучше я поголодаю, чем буду кушать невкусную пищу.
  • Я пью не самый дешевый алкоголь.
  • Считаю нормальным, когда человек пытается забыться от проблем.
  • Обожаю веселиться по-настоящему.
  • Мне знаком утренний синдром похмелья.
  • Интересные знакомства сулят развлечения.
  • Хотя бы раз мой партнер говорил о моей изысканности в сексе.
  • Мне часто говорят о моем хорошем вкусе.
  • Иногда лишаю себя чего-то, чтобы в дальнейшем вдвое больше получить удовольствия.
  • Еженедельно хоть немного, но пью.
  • Хожу по магазинам ради развлечения.
  • За последние 3 месяца хотя бы раз употреблял наркотики.
  • Хоть и не могу позволить себе все самое лучшее, пытаюсь хоть раз попробовать.
  • Редко испытываю вину за любовь к наслаждению.
  • Когда болит голова, лучшее для меня – полежать.
  • Надо баловать себя ежедневно.
  • Если мне нравится песня, слушаю по 10 раз в сутки.
  • По вечерам у меня имеются традиции самоублажения.
  • Извлекаю удовольствие из любого занятия.
  • Общаюсь с приятными людьми в качестве подарка для себя.
  • Когда на столе стоит 2 блюда (здоровое, но простое и нездоровое, но дорогое), я выберу второе.
  • Если играет красивая музыка, рядом находится приятный собеседник, позволяю выпить себе больше.
  • Я курю.
  • Не вижу радости мешать кому-либо наслаждаться пищей, алкоголем.
По окончании теста сложить количество положительных ответов. До 5 баллов: человек-отшельник. Способен отрекаться, переносить трудности, максимально упрощая жизнь. Личность любит размышлять, умственные задания приносят удовольствие. Мало общается с незнакомыми людьми. Окружающие не понимают позиций, считают характер особы тяжелым. Друзей у них мало. 6-13: больше монах, чем гедонист. Если необходимо, человек легко справится с трудностями. Работящий, любит достигать целей, критичен. Личность редко переедает, не злоупотребляет алкоголем, боясь сорваться. Друзей мало, имеет постоянных собеседников. 14-19: больше гедонист, чем отшельник. Любит напиться, покушать, общаться с интересными людьми. Таким личностям необходимо жить плодотворно, правильно решая проблемы. Угроза — опуститься в бездонный гедонизм. 20-15: закоренелый гедонист. У человека много друзей, он продвинулся по карьерной лестнице, самосовершенствовался, но живет скотской жизнью. Он не способен само отрекаться, справляться с трудностями. В жизни немало ярких событий, но внутри душа пуста. На вопросы отвечают быстро, не задумываясь.

Книги про гедонизм

Понятию уделяли внимание ученые, психологи и философы. Трактовка гедонизма встречается в произведениях художественного слова. Известные книги: «Принципы этики» Д. Мур. Философ из Англии рассуждает о понятии, объясняет заблуждения – слияние удовольствия с способов его получения. «Короли и капуста» О. Генри. Писатель выдумал страну, жители которой пытались себя развлечь. «Мозг и удовольствия» Д. Линден. Описываются открытия в сфере нейробиологии, позволяющие взглянуть на получение блаженства. «Портрет Д. Грея» О. Уайльда. Экранизированное произведение, демонстрирующее отрицательные проявления, последствия гедонизма. «Год в Провансе» П. Мейл. Герой отказался от бизнеса, уехал во Францию, где ни в чем себе не отказывал. Список книг можно бесконечно продолжать — они рассказывают об удовольствии, отсутствии страданий. Их стоит прочесть. Декаданс—спад, понижение уровня произведений литературы. Декадентский гедонизм — утрата в рассказах ценностей общества — долг, супружеская верность, трудолюбие. Перечисленные гедонистические произведения были признаны шедеврами. Лозунг «смысл бытия — гедонизм» существует тогда, когда наслаждение воодушевлено и подчинено нравственным ограничениям. Удовольствие не может быть положено в основу существования человека, поскольку оно сопровождается скукой. https://youtube.com/watch?v=pL7oJDKwe1Q%22+frameborder%3D%220%22+allow%3D%22accelerometer%3B+autoplay%3B+encrypted-media%3B+gyroscope%3B+picture-in-picture%22+allowfullscreen%3D%22%22

turbopsy.com

Гедонизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

История гедонистических учений

Гедонизм как чистая философия

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]

Научная дискуссия вокруг гедонизма

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и пров

wiki2.red

Гедонизм — Википедия

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.

История гедонистических учений

Гедонизм как чистая философия

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.

Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.[1]

Научная дискуссия вокруг гедонизма

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм), или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). Бентам разделял обе формы гедонизма. В частности, как психологический гедонист он писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.

Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]

Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.

В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.

Гедонизм и футурология

Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.

Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.

См. также

Примечания

  1. Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
  2. Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
  3. Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
  4. Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
  5. Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
  6. Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
  7. Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
  8. Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
  9. ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
  10. Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
  11. Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
  12. Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
  13. Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
  14. ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.

Ссылки

wikipedia.green

Гедонизм — это… Что такое Гедонизм?

Гедони́зм (др.-греч. ηδονή, лат. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — этическое учение, согласно которому удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни. Разновидностью гедонизма является эвдемонизм.

Обзор гедонистических учений

Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Утилитарист Иеремия Бентам называл такой подход «гедонической расчётливостью».

Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании утилитаризма XIX столетия различает этический и психологический гедонизм. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Таким образом перспектива удовлетворения или избежание разочарования являются единственным мотивом поступков человека. Этический гедонизм является в свою очередь нормативной теорией или группой теорий о том, что человек должен стремиться к удовлетворению — или собственному (гедонический эгоизм) или всеобщему (универсальный гедонизм или утилитаризм). В отличие от Сидгвика, являющегося сторонником универсального гедонизма, Бентам писал:

Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.

В работе Дэвида Пирса «Гедонистический императив» гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы.

В кинематографе

  • «Клуб «Shortbus»» Джона Кэмерона Митчелла — фильм, названный гимном гедонизму.
  • В мультсериале «Футурама» есть второстепенный персонаж — Робот-Гедонист, как следует из имени, ставящий целью своей жизни получение наслаждений. Постоянно лежит на кушетке, которая является частью его корпуса, и непрерывно поглощает виноград.
  • Также идеи гедонизма можно увидеть в фильме «Дориан Грэй». Персонаж по имени Генри Уоттон широко распространяет свои идеи среди знакомых и друзей. На распространении этих идей строится сюжет фильма и книги Оскара Уайльда.

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

4 архетипа поведения: гедонист, нигилист, участник крысиных бегов и просто счастливый человек

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор) 


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом, поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма, как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от при

anchiktigra.livejournal.com

это кто такой? Гедонистические учения. Философия мировоззрения :: SYL.ru

Интерес к гедонизму как направлению мысли и жизненной философии зашкаливает, потому что все человечество, получив определенную порцию свободы, не знает, как ей лучше распорядиться. Трех вещей никогда не бывает достаточно человеку: счастья, удовольствия и времени. В настоящей статье мы поговорим о феномене гедонизма и о том, гедонист — это кто? Как его распознать?

Серен Кьеркегор и его понимание гедониста как типа

Датский мыслитель свою антропологию выстроил на духовной эволюции человека от эстетика (гедониста) через этика к «рыцарю веры». Мы не будем рассматривать в нашей статье ни этика, ни рыцаря веры. Нас прежде всего интересует эстетик.

По мнению С. Кьеркегора, гедонист – это человек без четкой системы взглядов. Он очень зависим от внешних впечатлений, вернее, внешних удовольствий. Он ничего не предлагает реальности, он лишь от нее ждет каких-то движений. Мир обязан гедонисту, он должен удовлетворять его потребности.

Для философа крушение такого миропонимания предопределено его пустотой, т. е. сколько бы эстетик ни пробыл в своем состоянии, он все равно обречен пережить кризис, который заканчивается переходом к следующей антропологической ступени, а именно к этику. Надеемся, этот не слишком сложный пример разъяснит читателю значение слова «гедонист».

Как нетрудно догадаться, этик – это человек с жестким внутренним моральным каркасом. На нем держится его субъективность. Но мы, как и обещали, останавливаемся на этом и продолжаем о гедонизме.

Зигмунд Фрейд и естественный человеческий гедонизм

Родоначальник психоанализа полагал, что гедонист – это человек без всяких оговорок. Каждый из нас стремится к наслаждению. И это незаметно лишь потому, что чем старше человек становится, тем труднее ему получать удовольствие от жизни. Все будет понятно на простых примерах.

Младенец испытывает наслаждение от удовлетворения своих потребностей в сне, еде и ласке. Затем, когда ребенок растет, он вынужден ограничивать свое естественное стремление к наслаждению. На психоаналитическом языке это называется так: принцип удовольствия подчиняется принципу реальности.

Взрослый же вообще получает удовольствие зачастую только социально одобряемым способом и только в то время, когда он свободен от своих общественных обязанностей, т. е. у взрослого человека времени на наслаждения не так уж и много.

Но нет худа без добра. Если человек может отодвинуть свое наслаждение на некоторое время, дождавшись подходящего момента, то в процессе ожидания он может, например, написать книгу или статью. Таким образом, он с одной стороны, сделает что-то полезное для общества, а с другой стороны, получит некоторый заменитель удовольствия, найдет временное успокоение в творчестве. Небольшая ремарка: удовольствие мыслится Фрейдом исключительно в контексте сексуальности или ее производных.

Явление, когда сексуальная энергия перенаправляется на культурнозначимые цели, называется сублимацией. Собственно, так и созидается культура, согласно Фрейду. Человек хочет все время наслаждаться, а общество постоянно его подавляет, играя на этом естественном стремлении. И первый вынужден подчиняться.

Почему постоянное наслаждение – это плохо?

Из всего вышесказанного может сложиться впечатление, что панацея такова: пусть цивилизация отпустит человека на волю, даст ему возможность наслаждаться, и он обретет счастье. Если это так, то очень жаль, что создалось такое впечатление. Человек существо нелинейное и чрезвычайно сложное. Он — есть сумма различных факторов и влияний, но если оставаться в системе координат «наслаждение-страдание», то только индивидуальное соотношение и создает личность человека. Далее читателя ждет пример, который поможет ему понять поведение гедониста.

Если людей отдать на откуп только наслаждению, то они превратятся в крыс из известного опыта. Напомним читателю, что суть опыта такова. К центру удовольствия в мозге крысы подключили электроды и научили ее жать на педаль, таким образом стимулируя центр удовольствия, и она умерла от голода и истощения, так как только и делала, что нажимала на злосчастный рычаг. Если дорогому читателю этого мало, то пусть он подумает о наркоманах и алкоголиках, которые пожелали, чтобы их жизнь была беспрестанным кайфом. В итоге про первого можно сказать, что гедонист – это он. Правда, человек с зависимостью потерпел фиаско в своей погоне за удовольствием.

Гедонисты современности, кто они?

Это сложный вопрос. С одной стороны, нужно четко знать среду современных искателей наслаждений, а с другой, быть как бы за ее пределами, чтобы трезво оценить. Но мы попробуем ответить. Прежде всего надо четко различать медийные конструкты такого рода людей и подлинных любимцев жизни, купающихся в наслаждении.

Медийные конструкты, или поддельные гедонисты (честные труженики)

Существует живучий миф о том, что работать на заводе – плохо, а петь на сцене – хорошо, т. е. в первом случае – тяжело, а во втором – жизнь заливается арбузным сахаром. Это миф фабрикуется сознательно теми, кто делает деньги на российском шоу-бизнесе. Скрывая от зрителя и потенциального участника то, на каком труде стоит мимолетная слава поп-звезд, даже при условии, что у них нет ни слуха, ни голоса, и они — есть полностью продукт своих продюсеров. Все, кто светятся на экране в прямом и переносном смысле слова, не являются по-настоящему прожигателями жизни, ибо они только создают определенный эффект для зрителя, а на построение миражей уходит много жизненных сил.

Истинные гедонисты, или ходячие мертвецы

Жаль разочаровывать читателя, но об истинных современных гедонистах мы не знаем ничего, ибо к ним относится «золотая молодежь», которая пропадает в дорогих заграничных клиниках, специализирующихся на лечении наркомании, алкоголизма и пристрастии и азартным играм. Последовательный искатель наслаждений не может жить долго. Это противоречит самой идее полного и абсолютного удовольствия. Фактически удел таких людей, которые хотят только наслаждаться, мало чем отличается от участи той крысы из знаменитого опыта (мы его приводили чуть выше). Таковы безрадостные примеры гедонистов.

Все хорошо в меру

Не стоит думать, что наслажение – это плохо. Все хорошо в меру. Давление и время формируют идеальный образец человеческой породы. Люди не должны излишне чем-то увлекаться, кроме любви (и то в определенном возрасте). Много наслаждения сформирует тип личности «гедонист», который мало на что способен в жизни. Уж слишком ему все легко давалось. В итоге не обнаружилось в нем умения противостоять сложным жизненным обстоятельствам, а выход – наркотики, дабы убежать от проблем.

Но и чрезмерные страдания не сулят ничего хорошего. Озлобленность и внутренняя сломленность – это результаты постоянных трагических испытаний. Каждое поколение людей вынуждено искать баланс между страданием и наслаждением, чтобы род человеческий не сгинул. Пока мы справляемся, судя по всему, но не без затруднений.

www.syl.ru

суть понятия, философская трактовка, описание гедонистического образа мыслей

Возникновение гедонизма в качестве психологического направления произошло еще на древнегреческих просторах. Принято считать, что основателем этого учения был философ Аристипп. Что же в действительности означает это понятие и кого можно считать гедонистом, рассмотрим далее.

Понятие гедонизма

Согласно многочисленным научным источникам, понятие гедонизма трактуется как этическое учение, которое определяет смысл жизни человека, сводящийся к постоянной тяге получать удовлетворение и разнообразные удовольствия практически от всего, что его окружает.

Это учение определяет безудержную радость, сладостное наслаждение, удовольствие как основную цель, побуждение к жизни и своеобразное доказательство моральности. Другими словами, согласно философии гедонизма, наивысшее благо для человека заключается в том, чтобы прожить беззаботную, простую жизнь, наполненную исключительно положительными эмоциями и лишенную всевозможных страдания и горя.

Суть гедонизма заключается в таком поведении человека, которое полностью направлено на получение удовольствия. При этом подразумевается как физическое, так и моральное наслаждение. Однако гораздо чаще гедонист пытается получать максимум удовольствия именно от физических занятий и материальных вещей.

Философская трактовка

Аристипп, являющийся родоначальником гедонизма, говорил о том, что душа каждого человека обладает двойственным характером: отчасти — это удовольствие, как проявление мягкости и нежности, а с другой стороны — отчаяние и боль в качестве резкости и грубости.

Так, Аристипп считал, что истинное счастье зависит от получения настоящего наслаждения от собственной жизни и избегания всевозможных неприятных ситуаций, другими словами — боли. Аристипп думал, что настоящее удовольствие реально получить именно при помощи физических вещей, то есть ощущаемых. К примеру, гедонист получает удовольствие от изысканных блюд и напитков, комфортной и красивой одежды, интимной близости с противоположным полом, горячего душа и прочих прелестей жизни.

А вот наслаждениям духовного уровня, получаемым, к примеру, от просмотра интересного шоу, посещения культурного мероприятия, прослушивания любимой музыки, наблюдения живописного пейзажа, Аристипп отдавал второстепенную роль, хотя, разумеется, признавал их довольно-таки значимыми.

Рассуждая о философии гедонизма, стоит непременно упомянуть такого знаменитого мыслителя, как Эпикур. Несмотря на то что он вовсе не являлся ярым защитником этого учения, во многом его научные воззрения похожи на этику гедонизма. Мировоззрение Эпикура именуется эвдемонизмом и определяет удовольствие как принцип успешной жизни. А главной целью эвдемонизма, по мнению философа, является окончательное избавление человека от боли, мучений и несчастья, а не только простое получение удовольствия.

Высочайшего удовлетворения, по утверждению Эпикура, можно достичь, полностью избавившись от всевозможных страданий и боли. То есть стать по-настоящему счастливым можно, если освободиться от разных тревог и ненужного беспокойства, а также в меру пользуясь земными благами.

В XVIII веке, когда царила эпоха абсолютизма, гедонизм стал важным жизненным принципом, которого старались придерживаться все аристократы того времени. Больше всего гедонистическим направлением прониклись французы этой эпохи. Но стоит сказать, что само понятие гедонизма в этот период ограничивалось по большей части стремлением получать самые простые удовольствия: физические наслаждения, которые зачастую воспринимались как безнравственность.

Возрождение многостороннего философского понятия «гедонизм» произошло уже в XIX столетии благодаря английскому юристу и мыслителю Джереми Бентам. Популярным Бентам стал за счет своей идеи утилитаризма. Это этическо-философское направление строится на нескольких главных постулатах:

  • смысл инициативности человека заключается в обретении истинного удовольствия и избавлении от всяческих мук;
  • наиболее важным критерием оценки любых явлений становится полезность самого человека и его труда для всего общества;
  • основной критерий нравственности — ориентир на обретение чувства счастья для максимального числа людей;
  • основным звеном развития человечества является постоянная тяга к увеличению пользы путем достижения гармонии общественных и личных интересов каждого человека индивидуально.

Другими словами, Джереми Бентам утверждал, что каждый человек должен обладать своеобразным «гедонистическим расчетом» даже в быту.

Гедонистический образ жизни

Но кого же все-таки можно назвать гедонистом, и как живет такой человек? Конечно же, в первую очередь это человек, который в течение всей своей жизни следует принципам гедонизма. Главной целью для такого человека становится получение разнообразных наслаждений и удовольствий. Гедонист — это человек, который всяческими способами старается уменьшить собственные страдания.

Все действия гедониста, как правило, направлены на то, чтобы по-настоящему наслаждаться жизнью именно в этот момент, при этом не обращая внимания на вполне вероятные негативные последствия его поступков в дальнейшем.

Полноценная жизнь, как думает гедонист, представляет собой совокупность приятных ощущений.

Если в данный момент что-либо доставляет истинное удовольствие гедонисту, он будет уделять этому занятию все свое время и внимание до тех пор, пока в его жизни не появится новое увлечение. Это тот человек, который не боится заводить новые увлекательные знакомства с целью любви и дружбы. Но как только возникшие отношения исчерпают себя и новизна из них исчезнет, гедонист моментально сменит их на новое увлечение. Учитывая то, что гедонист ценит исключительно свое настоящее, он даже ради минутного наслаждения способен совершать поступки, которые могут повлечь за собой весьма неприятные последствия.

Несомненно, еще одной особенностью гедониста является злоупотребление демонстративностью своего поведения и желание постоянно находиться в центре не только происходящих событий, но и всеобщего внимания. И некоторые факты лишь доказывают эту теорию:

  • в жизни любого гедониста чрезвычайно важную роль играет его внешний вид, без их внимания не обойдется ни одна тенденция в мире моды и красоты;
  • безусловно, именно гедонистам можно смело отдать роль законодателей моды;
  • зачастую как раз гедонисты становятся первооткрывателями новых, эпатажных, малоизвестных марок;
  • эти люди всегда готовы на смелые эксперименты — гедонисты совершенно не боятся экстравагантно одеваться, ярко краситься и совершать опрометчивые поступки.

Гедонистам свойственно импульсивное поведение, за счет чего они, обычно, чрезвычайно быстро делают покупки: такой человек буквально хватает с витрины первую понравившуюся ему вещь, которая отличается яркостью и непривычным стилем. Ведь внешний вид, ровно как и общий облик гедониста должен быть демонстрацией его главного жизненного девиза: «Я исключительный и достоин лишь всеобщего восхищения». Помимо этого, гедонисту крайне важно ощущать собственную привлекательность и уникальность.

Хорошо или плохо быть гедонистом

С одной стороны, гедонист частенько проявляет себя как настоящий эгоист, ведь прежде всего он заботится о своих выгодах, преимуществах и удобствах. С другой стороны, отчасти эгоизм присущ практически каждому человеку. Ведь в наше время людей, которые совершенно равнодушны к вопросам собственного комфорта, найти практически невозможно.

Наконец, что плохого в том, чтобы жить в свое удовольствие и заботиться о собственном удобстве? Важно только одно: вовремя отыскать тончайшую грань между невинным получением удовольствия и равнодушным отношением к другим людям, их интересам, достоинству и чести.

Видео

Из видео вы узнаете, что такое гедонизм.

liveposts.ru

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *