Гедонист – это кто
Кто такие гедонисты и что такое гедонизм?
Наше общество так устроено, что редко кто может назвать себя абсолютно счастливым человеком, всегда находится повод для недовольства, будь то материальные блага, неудовлетворяющая работа, проблемы со здоровьем или в отношениях с близкими.
А люди, умеющие наслаждаться жизнью и уметь быть счастливыми в любых условиях, как правило, становятся париями.
Так вот, гедонист – человек, умеющий брать от жизни все и, в некоторых случаях, делиться удовольствиями с другими, ведь его главная цель – получение наслаждений и чувства счастья.
История зарождения гедонизма
Гедонизм, как учение, считающее высшим благом получение удовольствия от жизни, был сформулирован древнегреческим философом Аристиппом. Другой античный философ Эпикур считал, что удовольствие является итогом успешной жизни и полагал, что достигается оно через освобождение от беспокойства.
Впоследствии Фрейд, занимаясь анализом данного учения, писал, что человек от рождения гедонист, но с течением жизни меняется, учится контролировать себя дабы соответствовать нормам, и способен получать удовольствие при осуществлении ряда действия, прежде всего приложив к этому усилия.
Философ Генри Сидгвик разделял гедонизм на два вида – психологический и этический.
- Психологический гедонизм характерен для людей, стремящихся преумножить собственное удовольствие и избегнуть при этом страданий.
- Этический гедонизм отличается тем, что человек стремится к эгоистическому удовлетворению (гедонический эгоизм), или кроме собственных удовлетворять и потребности окружающих (универсальный гедонизм).
Таким образом, гедонизм представляет собой целую систему убеждений и ценностей, ставящих целью получение наивысшего наслаждения, не одномоментного, а постоянного. Казалось бы, к этому стремится каждый человек в социуме, однако методы, применяемые гедонистами отнюдь не для всех приемлемы.
Способы получения наслаждения, используемые гедонистами
Гедонисты уверены, что их цель стоят попрания норм морали и этики. Мнение и комфорт окружающих их редко интересует. Итак, гедонисты используют в основном для получения наслаждения:
- алкогольные напитки;
- секс;
- пищу;
- разнообразные развлечения;
- друзей и семью;
- славу и признание;
- работу.
Также они умеют наслаждаться созерцанием окружающего мира, путешествиями, организацией различных мероприятий.
Что мешает быть гедонистом?
Психологи считают, что только сам человек способен оценивать свое состояние, и оценка эта будет состоять из того, что он ожидает от жизни и как относится к различным ситуациям, происходящим с ним. Так, один может максимально наслаждаться омлетом, в то время как другому нужно посетить дорогой ресторан и в особой атмосфере насладиться изысками кулинарного мастерства. При этом удовольствие оба получат равное.
Также происходит искажение понятий и в интимных отношениях. Кому-то достаточно заняться любовью раз в неделю с женой, а кому-то нужна каждодневная близость желательно со сменой партнеров.
Гедонистом можно назвать того, кто в собственном сознании имеет свою градацию счастья и реализует себя, оглядываясь на неё. При этом гедонист свято уверен, что сам строит свое счастье.
Такие люди стараются постоянно достигать большего, ведь осознают, что используя для кратковременного наслаждения наркотические вещества или алкоголь, впоследствии от этого пострадают сами. Поэтому стараются получать удовольствие, не вредя окружающим.
Гедонисты совершают добрые дела в том случае, когда получают от них удовлетворение, многим из них нравится дарить радость. Так что разница между гедонистом и эгоистом все же есть.
Страхи гедонистов
Больше всего гедонистов страшат обязательства. Они абсолютно равнодушны к тому, что «должны что-то делать во имя чего-то». Все что делается из-под палки и не доставляет удовольствие, по мнению гедониста бесполезно и приводит его в ужас.
Гедонистам нельзя навязывать свое мнение
Если вы способны найти общий язык с гедонистом, то он, общаясь с вами, будет делиться позитивом и с ним будет интересно. Как правило, гедонисты связывают себя с творчеством, стараются вести оригинальный образ жизни, очень активны и любознательны, с прекрасным чувством юмора, но при этом весьма ранимые и чувствительные.
Большинству людей сложно принять гедонистов такими, какими они есть, для этого нужно понять их мировоззрение. Гедонисты могут приносить огромную пользу обществу, живя в соответствии со своими убеждениями.
Как бы то ни было, но люди, способные находить повод быть счастливыми, достойны уважения, ведь основное условие развития общества – получение позитивных эмоций, являющихся одной из движущих сил прогресса.
bystriy-zaym.ru
Гедонизм — Википедия. Что такое Гедонизм
Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
История гедонистических учений
Гедонизм как чистая философия
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.
Научная дискуссия вокруг гедонизма
Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении любого человека (независимо от того, является ли он сам идейным гедонистом) увеличить собственные радости. Чисто физиологически единственными мотивами поступков являются перспектива удовлетворения и избегание страданий. В свою очередь, этический гедонизм является нормативной теорией или группой теорий о том, что человек
Природа поставила человека под власть двух суверенных владык: страданья и радости. Они указывают, что нам делать сегодня, и они определяют, что мы будем делать завтра. Как мерило правды и лжи, так и цепочки причины и следствия покоятся у их престола.
Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма (психологический гедонизм) имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода.
Первый подход научной проверки психологического гедонизма состоит в том, чтобы использовать его как постулат для некоторой более широкой теории поведения людей и проверить, действительно ли они ведут себя так. Наиболее известный пример здесь — работы участников Австрийской экономической школы и других экономистов-маржиналистов: Карла Менгера, Вильфредо Парето, Людвига фон Мизеса и т. д. Эти авторы постулировали, что любой гражданин в своём экономическом поведении стремится к максимизации удовольствия, и именно исходя из этого принимает решения о покупке товара или вступлении в иные товарно-денежные отношения. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.
Второй подход научной проверки психологического гедонизма состоит в исследовании нейромеханизмов мотивации человека и других животных с целью выявления единого стимула любого сознательного поведения. Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия. В 1954 году американские физиологи Олдс и Милнер показали, что электростимуляция некоторых центров мозга крыс и мышей может по сути напрямую управлять их поведением. Было показано, что животным нравится стимуляция этих центров, и даже если им самим предоставляется возможность замыкать электроды, они это делают безостановочно, отказываясь от еды и других необходимых действий.[2]
Дальнейшие исследования показали, что найденные учёными центры связаны с выделением таких нейромедиаторов как дофамин, серотонин и норадреналин, но они ответственны скорее за стимуляцию, нежели собственно за удовольствие. Аналогичные опыты на людях показали, что хотя у них и присутствует сильная мотивация стимулировать центры, они испытывают при этом не столько удовольствие, сколько азарт и предвкушение.[3] Однако в мозге были обнаружены другие центры (на этот раз, связанные с работой не катехоламинов (норадреналин и др), а опиоидов). В частности, Берриджем и Смитом было показано, что удовольствие можно надёжно вызывать, воздействуя на опиоидные мю-рецепторы в бледном шаре и прилежащем ядре.[4] Тем не менее, как признают сами авторы, само наличие этих центров тоже мало что доказывает, так как неясен дальнейший каскад событий после раздражения рецепторов.
В 2014 году Виктор Аргонов предложил набор постулатов, подтверждение которых могло бы строго означать научную проверку психологического гедонизма.[5] Он утверждает о необходимости поиска нейрокоррелята удовольствия — нейрофизиологического параметра, максимизация которого однозначно связана с любым волевым поведением. На сегодняшний день такой параметр неизвестен. Ни уровень катехоламинов, ни уровень опиоидов не могут претендовать на роль нейрокоррелята удовольствия. Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. Так, Карл Фристон считает, что поведение может быть сведено к минимизации информационной свободной энергии.[6] Согласно теории Владимира Швыркова, фундаментальной целью работы мозга является снабжение нейронов определёнными метаболитами.[7] Наконец, Сергей Мурик предполагает, что непосредственным нейрокоррелятом удовольствия является уровень поляризации мембран отдельных нейронов.[8][9] Такое обилие гипотез указывает, что наука пока далека от строгого определения нейрокоррелята удовольствия, если он вообще есть. Тем не менее, работы в этом направлении продолжаются. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры. Если такая фундаментальная мотивация существует, то это, вероятно, и стоит считать доказательством психологического гедонизма.
Гедонизм и футурология
Современная футурология (главным образом, трансгуманисты) считает, что в будущем человек сможет менять структуру своего тела и искусственно изменять психику.[10][11][12] Значительная часть трансгуманистов придерживается гедонистических ценностей и считает, что одним из магистральных направлений дальнейшей автоэволюции биосферы будет повышение счастья человека и, возможно, остальных чувствующих существ. Происходить этот процесс будет с помощью новейших технологий, включая прямое воздействие на мозг.
Наиболее известным представителем гедонистического трансгуманизма является британский философ Дэвид Пирс, автор книги «Гедонистический императив»[13]. В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. Дэвид Пирс является одним из основателей «Аболиционистского общества» (The Abolitionist Society)[14] — группы трансгуманистов, призывающих к прекращению страданий всех чувствующих живых существ посредством использования передовых биотехнологий. Сегодня Пирс призывает к использованию всех доступных средств для этих целей, включая сильнодействующие психотропные препараты. Он является последовательным сторонником легализации наркотиков и владеет рядом доменов со скандальными названиями, например, opioids.com, mdma.net и др. В частности, энтактоген MDMA (Экстази) он считает препаратом, показывающим человеку мир будущего, где будут побеждены психические болезни и насилие.
См. также
Примечания
- ↑ Bentham, Jeremy. An introduction to the principles of morals and legislation. — London : T. Payne, 1789.
- ↑ Olds J., Milner P. (1954). «Positive reinforcement produced by electrical stimulation of septal area and other regions of rat brain». Journal of Comparative and Physiological Psychology 47: 419-427.
- ↑ Berridge K. C., Robinson T. E. (1998). «What is the role of dopamine in reward: Hedonic impact, reward learning, or incentive salience?». Brain Research Reviews 28: 309–369.
- ↑ Smith K. S., Berridge K. C. (2007). «Opioid limbic circuit for reward: interaction between hedonic hotspots of nucleus accumbens and ventral pallidum». Journal of Neuroscience 27: 1594–1605.
- ↑ Argonov V. Yu. (2014). «The Pleasure Principle as a Tool for Scientific Forecasting of Human Self-Evolution». Journal of Evolution and thechnology 24: 63-78.
- ↑ Friston K. (2010). «The free-energy principle: A unified brain theory?». Nature Reviews Neuroscience 11: 127–138.
- ↑ Швырков, В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. — Москва : Издательство Института психологии РАН, 1995.
- ↑ Мурик, С. Е. Общие нейрональные механизмы мотиваций и эмоций. — Иркутск : Издательство Иркутского государственного университета, 2006.
- ↑ О природе эмоций, или Что чувствует амёба в горячей воде
- ↑ Bostrom N. (2005). «A history of transhumanist thought». Journal of Evolution and Technology 14: 1–25.
- ↑ Косарёв В. В. (1997). «Кто будет жить на земле в 21 веке?». Нева: 135–149.
- ↑ Аргонов В. Ю. (2008). «Искусственное программирование потребностей человека: путь к деградации или новый стимул развития?». Вопросы философии 12: 22-37.
- ↑ Pearce, David. The Hedonistic Imperative (англ.) (1995—2007). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 19 июля 2013 года.
- ↑ The Abolitionist Society (англ.). Проверено 16 июля 2013. Архивировано 2 декабря 2008 года.
Ссылки
wiki.sc
4 самых главных (и небанальных!) правила гедонизма
Однажды философа Демокрита спросили: «Как понять, что ты счастлив?», — на что он ответил: «Не знаю. И не хочу знать!». Смысл понятен: если ты анализируешь удовольствие, значит ты уже теряешь его, вместо того, чтобы беззастенчиво впитывать всеми порами. Но иногда заморочиться из-за комфорта все же стоит: поняв пару небанальных механизмов, можно реально приблизиться к идеалу гедонизма. Прямо сейчас, после прочтения этой статьи.
Вот четыре простых, но небанальные вещи, которые сделают вас еще большим гедонистом, чем вы были до этого:
Правило 1
Вам нужен здоровый пессимизм
Правило заниженных ожиданий — величайший гедонистический императив. Но он же — самый недооцененный. Величайшие удовольствия мы получаем тогда, когда ничего не ждали, или даже, наоборот, ждали чего-то негативного. Самый элементарный пример — фильм или сериал, которые вам описали как бутерброд из уныния и бездарности, но вот вы, из любопытства включившие первую серию, хохочете как умалишенный. Вы готовились скипнуть шоу через 10 минут, «если так и не станет интересно», а потом не можете дождаться второго сезона.
Или представьте неделю, в которой вам нужно проплыть между Сциллой дедлайнов и Харибдой семейных обязательств. Выходных не будет. Никакого вечернего пива или даже прогулок на велике. Никаких выходных. А потом вдруг все как-то разрешается и удается выкроить время для отдыха. В этот день вас сделает счастливым даже чашка чая и лишний час сна.
Как вы понимаете, это работает и наоборот. Даже мощнее. Красотка, по которой вы сохли, но, стоило вам начать встречаться, оказалась вредоносной дурой — типичный пример. Или приготовленное в муках блюдо, которое оказывается ерундой на постном масле. Или «лето, которое станет лучшим летом моей жизни» — сколько раз у вас такое было?
Считается, что количество самоубийств во время отпуска — неоправданно велико. Но мы-то с вами знаем ответ: завышенные ожидания.
Правило 2
Угорите по дисциплине
Однажды я перестал пить алкоголь на полгода, когда понял, что больше не получаю от него удовольствие. Он перестал радовать и превратился в новый чай, который пьешь исключительно по инерции. Выпив спустя полгода стакан «Атомной Прачечной» я испытал эйфорию, восторг (и, кажется, эрекцию, но надеюсь до этого все же не дошло).
Потому что удовольствие девальвируется. Чем его больше, тем ловчее оно ускользает от вас, как огроменный сверкающий карп, которого приходится ловить руками. Если поток счастья и комфорта постоянен, он обесценивается, превращается в рутину. Даже самые толстозадые и большегрудые хабиби, прохладные вина и мелодичнейшая музыка могут утомить вашего внутреннего падишаха.
Отсюда парадокс: чтобы получать счастье, нужно уметь себя в нем ограничивать. Необходима дисциплина и контроль. Звучит жутковато, но никто не просит вас записываться в Иностранный легион. Просто удовольствие, этого ловкого засранца, необходимо взять под контроль. Ради того, чтобы его увеличить, нужно перестать его бездумно подкармливать.
Лучший способ получить удовольствие от чего бы то ни было: сначала сделать работу, и сделать ее хорошо, а потом вознаградить себя по-царски. Но не чрезмерно. Умерьте все аппетиты, и уровень счастья увеличится.
Обжорство крадет удовольствие от еды, прокрастинация во вред работе крадет все удовольствие от лени, беспорядочные связи крадут удовольствие от секса. Если бы гедонизм был религией, то в ней был бы единственный злой демон: Вельзевул Несдержанности.
Парадокс дисциплины — самый серьезный во всем гедонизме. Как быть сдержанным, но при этом не напряженным? Как получать истинное удовольствие, если постоянно сдергиваешь себя с дорожки, ведущей к оскотиниванию? Точно знал только Демокрит. Но он умер, причем с улыбкой на устах.
Правило 3
Балансируйте между элитарным и эгалитарным
Недавно мы писали о том, как пить виски и получать от этого максимальное удовольствие. Многие неожиданно восприняли текст в штыки за совет «вынюхивать мельчайшие ароматы, получать удовольствие от тонких деталей». Кто-то вообще посчитал это за предательство самой идеи мужественности и признаком гомосексуализма. Не волнуйтесь, признак гомосексуализма пока только один — это когда вы мужчина и спите с другими мужчинами (причем по своей доброй воле).
Никто не мешает вам купить виски и, сев в любимое кресло в одних труханах, или вообще голым (как это делаю я) пить его, пытаясь разгадать карту тончайших ароматов. Не возбраняется периодически смачно вслух материться от удовольствия. Трюк в том, чтобы успешно совмещать элитарное и эгалитарное, высокое и низкое, изящное и приземленное.
Когда дело касается гедонизма, держать планку высоко и постоянно оказывается слишком напряжно. Но и превращаться в животное — недостойно. И вот вы балансируете, красиво одевшись в бар, где точно будет драка. Или ведя женщину вашей мечты в обскурную пельменную для заводских рабочих (чтобы потом, придя домой, заняться с ней лучшим в вашей жизни сексом под Тома Вейтса).
Правило 4
Чаще сидите, положив ноги на стол
Собственно говоря, вот и все правило. Я стал гораздо более цельной и счастливой личностью, когда начал при первой же возможности сидеть, положив ноги на стол. Делаю так дома, делаю в гостях, делаю на патио в пабах. Делаю сейчас, при написании этой статьи. Не знаю, как это работает, но это дарит ощущение комфорта, а значит, стоит того.
disgustingmen.com
гедонист — Викисловарь
Морфологические и синтаксические свойства[править]
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | гедони́ст | гедони́сты |
Р. | гедони́ста | гедони́стов |
Д. | гедони́сту | гедони́стам |
В. | гедони́ста | гедони́стов |
Тв. | гедони́стом | гедони́стами |
Пр. | гедони́сте | гедони́стах |
ге-до-ни́ст
Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).
Корень: -гедон-; суффикс: -ист.
Произношение[править]
- МФА: ед. ч. [ɡʲɪdɐˈnʲist] мн. ч. [ɡʲɪdɐˈnʲistɨ]
Семантические свойства[править]
Значение[править]
- приверженец гедонизма, человек, живущий и делающий все исключительно для наслаждения, получения удовольствия ◆ — Успенский-то, как ты знаешь, страстотерпец был и чувствовал себя жертвой миру, а супруг мой — гедонист, однако не в смысле только плотского наслаждения жизнью, а — духовных наслаждений. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1928 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы[править]
- эпикуреец
Антонимы[править]
- аскет
Гиперонимы[править]
- жизнелюб
Гипонимы[править]
- развратник, сибарит
Родственные слова[править]
Этимология[править]
Происходит от др.-греч. ἡδονικός «стремящийся к удовольствиям; полный наслаждений», далее из ἡδονή «наслаждение, удовольствие», далее из праиндоевр. *swād- «сладкий».
Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]
Перевод[править]
Библиография[править]
ru.wiktionary.org
ГЕДОНИЗМ — это… Что такое ГЕДОНИЗМ?
ГЕДОНИЗМ — (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания. Г. берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего … Философская энциклопедия
Гедонизм — (гр. hedone – көңілділік, рахаттану) – адам тіршілігі рахаттарға ұмтылып, азаптардан қашудан тұрады деп қарастыратын философиялық этикалық принцип және моральдің критерийі. Гедонизмнің философиялық астарын (подпочва) игіліктің ( благо )… … Философиялық терминдердің сөздігі
Гедонизм — Гедонизм ♦ Hedonisme Учение, рассматривающее в качестве высшего блага или принципа морали удовольствие (hedone). Находит отражение во взглядах Аристиппа (***), Эпикура (хотя его гедонизм сопровождается эвдемонизмом), среди новейших… … Философский словарь Спонвиля
гедонизм — античное понятие, означающее веселье и удовольствие в этике древнегреческой философии киренаиков оно лежало в основе учения, признававшего смыслом жизни наслаждение не только телесное, но и духовное. Словарь практического психолога. М.: АСТ,… … Большая психологическая энциклопедия
Гедонизм — (греч. hedone – наслаждение) этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой и Эпикуром; целью жизни и высшим благом признает наслаждение; добро определяет как то, что приносит наслаждение, а зло как то, что… … Энциклопедия культурологии
гедонизм — а, м. hédonisme m. Направление в этике, признающее наслажддение высшим благом, целью жизни; стремление к удовольствиям, наслаждениям. БАС 2. Лекс. Толль 1863: гедонизм; Уш. 1935: гедони/зм; Крысин 1998 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГЕДОНИЗМ — (от греческого hedone удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения … Современная энциклопедия
ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone удовольствие) направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. В античности развит Аристиппом и киренской школой; у Эпикура и его последователей сближается с… … Большой Энциклопедический словарь
ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone наслаждение) стремление индивидуума к росту своего благосостояния во имя максимизации получаемого от жизни удовольствия. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь
Гедонизм — (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие. В этике древнегреческой философии киренаиков данное понятие было положено в основу учения, в котором смыслом жизни признавалось наслаждение, но не только телесное … Психологический словарь
dic.academic.ru
понятие, исторический аспект философии гедонизма, суть образа жизни гедониста
Появление гедонизма, как этико-психологического учения, берёт своё начало ещё в Древней Греции. Считается, что родоначальником гедонизма был древнегреческий философ Аристипп (435 – 355 гг. до н. э.). Что же подразумевает данное понятие и кого можно назвать гедонистом?
Что такое гедонизм?
Значение определений из различных научных источников сводится к понятию гедонизма как этического учения, согласно которому смысл жизни человека заключается в постоянном стремлении получать наслаждение и всевозможные удовольствия буквально от всего, что его окружает.
Это учение рассматривает чувственную радость, удовольствие, наслаждение как главную цель, мотивацию к жизни, или доказательство нравственности.
Гедонистический образ жизни подразумевает такое поведение человека, которое направлено на получение наслаждения, причём наслаждения как на физическом (от приёма вкусной пищи, интимной близости с партнёром, проживании в комфортных условиях, ношения удобной и качественной одежды и т. п.), так и на духовном уровне (от чтения книг, посещения театров, прослушивания музыки и т. п.).
Чаще всего представитель гедонизма – гедонист – стремится получать больше удовольствия от физических вещей и занятий.
Гедонизм в философии
Гедонизм был представлен его родоначальником – Аристиппом, который утверждал, что душа человека имеет двойственный характер: с одной стороны – это удовольствие, как проявление мягкости, нежное, а с другой – боль, как проявление грубости, резкости души. Таким образом, Аристипп полагал, что путь к счастью лежит в получении максимального наслаждения от своей жизни и избегании неприятных ситуаций, то есть боли. По мнению Аристиппа, истинное удовольствие возможно получить именно на физическом уровне.
Говоря об отдельных проявлениях философии гедонизма, следует отметить такого известного мыслителя, как Эпикур, который, хотя и не был ярым пропагандистом этого этико-философского направления, однако, его научные воззрения имеют множество сходств с ним. Философия Эпикура получила название эвдемонизм, в котором удовольствие определялось как принцип удачливой жизни и целью эвдемонизма (и отчасти гедонизма), по его полаганию, является избавление от страдания и несчастья, а не само получение удовольствия.
Высочайшее наслаждение, как утверждал Эпикур, заключается в полном избавлении от боли и страдания. Следовательно, состояния счастья можно достичь, просто освободившись от боли и беспокойства и через умеренное пользование земными благами – атараксии.
В эпоху абсолютизма гедонизм был одним из ярчайших жизненных принципов, которого придерживалась аристократия XVIII века в Европе. Наиболее полно гедонистические идеи завладели представителями этой эпохи именно во Франции, при правлении Людовика XV. Однако понятие гедонизма в этот период истории сводилось, в основном, к стремлению получать простейшие удовольствия (то есть удовольствия уровня физического, что зачастую считалось проявлением аморального поведения).
Возрождение же всестороннего философского подхода к гедонизму произошло в XIX веке и связано оно с именем британского юриста и философа Джереми Бентама. Бентам был известен тем, что стал родоначальником идеи утилитаризма – этической теории, строящейся на таких основных постулатах, как:
- получение удовольствия и избавление от страданий являются смыслом деятельности человека;
- полезность человека и его дел для общества – это самый значимый критерий оценки всех явлений;
- главным критерием нравственности является ориентир на обретение счастья для наибольшего количества членов общества;
- постоянное стремление к расширению всеобщей пользы через достижение гармонии индивидуальных и общественных интересов как основная цепь развития человечества.
Иными словами, Бентам считал, что человек должен иметь «гедонистическую расчётливость» в повседневной жизни.
Кто такие гедонисты?
Это люди, которые на протяжении своей жизни придерживаются принципов гедонизма. Первичной целью для них является получение всевозможных удовольствий и наслаждений; они всячески стремятся к уменьшению страданий.
Все старания гедонистов направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью здесь и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.
Полноценная жизнь, по мнению гедониста, есть совокупность приятных ощущений.
Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это является несомненным поводом для того, чтобы уделить этому занятию всё своё внимание и свободное время до тех пор, пока новое увлечение не сменит старое. Это тот, кто с большим интересом заводит новые знакомства для дружбы или любви, но как только их новизна блёкнет, он тут же находит себе новые привязанности. Поскольку для гедониста ценно только то, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать такие поступки, которые могут впоследствии принести ему немало печали.
Безусловно, ещё одна отличительная черта гедонистов – это чрезмерная демонстративность их поведения и стремление находиться в центре внимания. И это тому доказательство:
- Они придают чрезмерно большое значение собственной внешности, без их пристального внимания не останется ни одна модная тенденция, причём не только актуальная, но и в перспективе;
- Несомненно, им может быть отведена роль законодателей моды;
- Они – первооткрыватели новых, экстраординарных, почти неизвестных широкому кругу людей марок.
- Они экспериментируют с огромным наслаждением: надевают одежду креативных оттенков, обожают смешивать разные стили.
Для них характерно импульсивное поведение, и покупки очень часто совершаются быстро; этот человек берёт с витрины магазина первую понравившуюся самую яркую вещь и даже не раздумывает над её приобретением. Одежда, как и образ гедониста в целом, должны быть выражением их жизненного кредо: «Я уникален и достоин только вашего восхищения!». Кроме того, для гедонистов важно ощущение своей обезоруживающей привлекательности, поэтому они, несомненно, остановят свой выбор на той одежде, что подчёркивает их исключительность и красоту.
psiho.guru
Гедонист — Posmotre.li
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья The Hedonist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Мой девиз — веселись и наслаждайся | » |
— Вьяльд, «Berserk» |
« | Мораль и совесть всего лишь звук пустой | » |
— HMKids, Slaanesh Call |
Если не вдаваться в серьёзную философию, то гедонизм — это учение, согласно которому стоит стремиться к максимизации удовольствий в жизни и минимизации страданий. Но даже в простейшем очерке явления — к этому не сводится. Гедонист не просто любит удовольствия — он живёт ради приятных ощущений. Он всё ими меряет. А если не всё — то весьма многое.
Он не ест для того, чтобы жить — он живёт для того, чтобы лакомиться. Во всех смыслах этого слова (включая переносный). Да чтоб почаще и поразнообразнее.
Так вот, перед нами персонаж, который — сознательно или нет — полностью усвоил это учение. Он может быть как злодеем или героем (но тут реже), так и чем-то посередине.
Преобразование в гедониста из героя также часто можно воспринимать как своеобразный вариант печальной бороды: что-то де случилось с человеком, утратил мечту или цель, да и скатился к простым удовольствиям.
Если этим страдает наслаждается духовная особа (которая, по идее, должна показывать прихожанам пример строгости, твердости и самоограничения) — это называется Пастырь нерадивый.
Мифология[править]
- Дионис, греческий бог виноделия и гедонизма — сам по себе гедонист.
Литература[править]
- «Гаргантюа и Пантагрюэль». Автор, задолбанный средневековой аскетической моралью, то и дело сбивается на самый настоящий гимн гедонизму.
- Н. В. Гоголь, «Ревизор» — Хлестаков. Живёт для того, чтобы «срывать цветы удовольствия». Получается это правда не часто, благодаря бедности и ничтожности этого героя. Но когда его приняли за ревизора, он, что называется, дорвался.
- Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы» — Федор Павлович, отец братьев.
- А. Дюма:
- «Три мушкетёра» — Портос, большой ценитель вина, трапезы и женщин. Без цели — спивающийся толстяк.
- А. Дюма, «Графиня де Монсоро» — брат Горанфло ест и пьёт много и эпично, и наслаждается каждым глотком и кусочком. И, конечно, любит «а поговорить» со своим лучшим другом, королевским шутом Шико. И жить на вполне широкую ногу, особенно для монаха, ему помогает то, что он сборщик пожертвований. В одноимённом сериале 1997 года Долинский в этой роли великолепен.
- Шарль де Костер, «Легенда об Уленшпигеле» — обжора Ламме Гудзак. Да и сам Тиль отнюдь не чужд. И ещё многие персонажи. Действие, в конце-то концов, происходит в нидерландско-бельгийской Фландрии XVI века. Во Фландрии, Карл! В стране жизнелюбов.
- «Портрет Дориана Грея» — сам Грей, а также лорд Генри.
- Юрий Олеша, «Три толстяка». Все три. Вкупе с угрожающим жизни обжорством.
- Рекс Стаут, цикл про Ниро Вульфа — собственно Вульф. Любит комфорт во всех его видах — начиная от вкусной еды и заканчивая «вещами, на которые приятно смотреть».
- Harry Potter — профессор Гораций Слагхорн (в РОСМЭНовском переводе — Слизнорт).
- ПЛиО: Роберт Баратеон. Как и Портос, Рыцарь крови, который от безделья (куда уж там выше короля…) просто спивается и ходит по шлюхам.
- Макс Фрай, цикл об Ехо — Сэр Макс регулярно отдаёт должное неслабому гурман-порно, и занимает дом совокупной площадью со здание аэропорта. Ванных комнат несколько, каждая с библиотечный большой зал. При этом сам сэр Макс живёт ещё достаточно скромно по меркам этого мира. Сэр Шурф Лонли-Локли удивляется, как можно жить в столь стеснённых условиях. Поэтому гедонист не он сам, по сравнению с местным населением его можно назвать трудоголиком и аскетом. Это Мир гипергедонистов.
- Прозоров «Боярская сотня» — бестелесный демон, одержимый идеей получить в распоряжение человеческое тело, чтобы иметь возможность испытывать чувства. Когда получает, оттягивается на полную катушку.
- Станислав Лем, «Собысчас» — в многочисленных попытках принести в мир счастье могущественный конструктор Трурль создал и экспериментального кибернетического гедониста. Предназначением его и единственной способностью было получение удовольствия от происходящего вокруг. Результат испытаний разочаровал создателя: во-первых, существо получилось аморальным, то есть в равной степени испытывающим восторг что от созерцания восхода солнца, что от вида пыток и казней, и это скверно сочеталось с изначальным стремлением творить исключительно добро. Кроме этого, после усиления интеллекта машины она резко убавила уровень восторга. То есть счастливым проще всего сделать тупое существо, и эта истина Трурля также опечалила.
Кино[править]
- «Бегство Логана». Все население города под куполом. Их так воспитал главный компьютер. Только вот встречаются и бунтари.
Телесериалы[править]
- «Хэппи» — Ник Сакс не скрывает того, что только рад потакать своим страстям: сексу, наркотикам и алкоголю.
Мультфильмы[править]
- «Нехочуха» — заглавный злодей Великий Нехочуха. Возможно, он всего лишь приснился юному протагонисту… Но тем не менее.
- «Возвращение блудного попугая» — попугай Кеша таков по характеру. Получается у него не всегда, но это уже другая история.
Мультсериалы[править]
- Futurama: робот-гедонист. Состоит из / является кушеткой, на которой и возлегает. Поедает виноград, носит лавровый венец. Единственная цель данного робота — получать удовольствие. Этакий постмодернистский ответ законам робототехники. Внезапно, приносит в кадре какую-то пользу: он разбирается в удовольствиях. А значит — компетентен как критик. Оценивает музицирование Фрая, например. Хотя, казалось бы…
- В серии «Anthology of Interest II» (Антология Интересов II) Бэндер благодаря проф. Фарнсворту моделирует, что было бы, если бы он стал человеком. После метаморфозы бывший робот пускается во все тяжкие гедонизма. До летального исхода.
Комиксы[править]
- Preacher: именно к такой философии в очень краткие сроки пришли вчерашние ангелы-администраторы адефи, после ссылки/командировки на Землю.
Аниме и манга[править]
- Osomatsu-san — Осомацу, самый большой любитель развлечений, выпивки, скачек и пачинко.
Настольные игры[править]
- Vampire: The Masquerade — сомнительная слава (и прозвище) гедонистов закрепилась за вампирами клана Тореадор.
- Warhammer Fantasy Battle — идеи гедонизма исповедует Культ Удовольствий, члены которого поклоняются богу Хаоса Слаанеш и эльфийской богине наслаждений Асарти.
- WarHammer 40 000. В Империуме Человека гедонизм не поощряется, так как подобное времяпровождение является гарантированным способом привлечь внимания демонического божества похоти и разврата Слаанеш(а). Тем не менее, среди высших слоев общества Империума гедонисты все же попадаются, но за ними ОЧЕНЬ внимательно наблюдает Инквизиция. Пока они не переходят моральный горизонт событий и не забывают молится и поститься во имя Бога-Императора (или хотя бы продолжают выплачивать церковный сбор) — инквизиторам и Экклезиархии (Церкви) дела нет. Но как только гедонист начинает искать запретных удовольствий в объятьях демонеток Слаанеш, то сразу же, не успев опомнится, оказывается на весело горящем костре… в идеале, конечно же.
- Planescape — Дети Лозы. Бывшие члены Общества Восприятия, которые отказались от неприятного опыта и посвятили себя только наслаждениям.
Музыка[править]
- Семён Слепаков, «Я хочу быть акционером». Лирический герой мечтает попасть в клуб гедонистов.
posmotre.li